Перевоспитание это в педагогике: ПЕРЕВОСПИТАНИЕ это что такое ПЕРЕВОСПИТАНИЕ: определение — Педагогика.НЭС – Перевоспитание — Психологос

Автор: | 20.11.2020

Содержание

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ это что такое ПЕРЕВОСПИТАНИЕ: определение — Педагогика.НЭС

Перевоспитание

целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, нормы правил поведения, общения. (1)

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Перевоспитание

процесс вымещения, корректировки отрицательных духовно-нравственных, нравственно-этических и волевых черт личности положительными чертами, это процесс преодоления зла в человеке, недоброго начала в нем, что сложилось, сформировалось под влиянием воспитания на предыдущих, более ранних ступенях жизнедеятельности. Перевоспитание – это переориентация ценностей, смена мотивов, интересов, целей, установок, норм поведения и т.д. В широком смысле перевоспитание касается всего общества или его отдельных слоев. Это, как правило, происходит при крупных общественно-политических или экономических событиях (смене формации, власти, государственного устройства и т.п.) или при воспитании людей с девиантным поведением. В школе в аспекте перевоспитания говорят о недисциплинированных детях, непослушных, грубых, неорганизованных, т.е. имеющих отрицательные нравственные качества. Перевоспитание – процесс более длительный и сложный, чем воспитание.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. П. — одно из основных понятий пенитенциарной педагогики. Понятия «П.» и «исправление» близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление — это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление — одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление — деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника. В России проблемы П. начали разрабатывать в 20-30-е гг. Ю.Б. Бехтерев, М.Н. Гернет, А.С. Макаренко, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Е.Г. Ширвиндт и др. Большинство специалистов пришли к выводу, что П. — это специфический процесс воспитания, обусловленный степенью запущенности педагогической и особенностями окружающей среды. Цели, задачи, средства и методы П. определяются общими условиями системы воспитания. Конкретная программа П. строится на основе изучения особенностей личности воспитанника с девиантным поведением, установления причин его вызвавших и разработки системы воспитательных мер, направленных на социальное исправление воспитанника.

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств. и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в

Перевоспитание — Психологос

Фильм «Ликвидация»

— Сынок, а часы мои верни! А если еще раз залезешь в чужой карман, я тебя выпорю!
скачать видео

​​​​​​​ Перевоспитание — это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.

Между воспитанием в чистом виде и перевоспитанием есть отличия.

Если воспитание — формирование качеств личности «с нуля», то перевоспитание — переделывание уже как-то воспитанной (сформированной) личности. Если в воспитании важную роль играет слово, то в перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового поведенческого опыта.

Процесс перевоспитания предполагает:

  • Установление ключевых причин отклонений в развитии личности.
  • Определение путей и средств, способных изменить сложившиеся стереотипы поведения.
  • Разработку системы требований и контроля, механизмов поощрения и стимулирования.

Методы перевоспитания

Процесс перевоспитания включает в себя общие методы воспитания (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальные, присущие только перевоспитанию («взрыв», переключение, «реконструкция характера»).

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и «взрыв» — разрушение отрицательного.

Метод «взрыва» — специфический метод перевоспитания, разработанным А. С. Макаренко. «Взрывается» не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Важно максимально насытить переживаниями сам процесс «взрыва», чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Метод «взрыва» выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки.

Поэтому за методом «взрыва» должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.

Вводное занятие Университета

это… Сущность, методы, этапы реализации

Как часто вы встречаете невоспитанных людей? Уровень культуры падает с каждым годом, общество становится все раскрепощеннее, и это откладывает свой негативный отпечаток на молодежь. Взрослым людям приходится заниматься перевоспитанием. Это понятие довольно широкое, ведь перевоспитывать можно не только других, но и себя. Как это сделать? Читайте ниже.

Определение

воспитание и перевоспитание

Перевоспитание – это процесс воспитания, который переформировывает отрицательные черты личности в положительные. Проще всего перевоспитываются дети и подростки. Но и характер взрослого человека можно поправить, если знать, как. Перевоспитание – это сложный процесс, который не всегда приводит к успеху, а порой может затянуться на многие годы. Почему? Личность, которую специалисты хотят перевоспитать, должна прилагать немало усилий со своей стороны для того, чтобы измениться. Человек не любит перемен, и ломать себя ему тем сложнее, чем он старше. Поэтому известное выражение «люди не меняются» – отчасти правда. Характер формируется до 3 лет, а дальше идет активная работа над созданием личности в целом. Даже человек, который занимается самовоспитанием, может потерпеть поражение. Почему? Ему может не хватить силы воли, уверенности в себе или знаний о том, как измениться эффективней.

Разница между понятиями

самовоспитание и перевоспитание

Чем отличаются процессы воспитания и перевоспитания? Вы замечали, что чему-то учиться правильно сразу намного проще, чем потом переучиваться? Если человек неправильно научится ходить и будет ставить ногу на ребро, ему потом сложно будет понять, как же это можно делать по-другому. То же самое касается и воспитания.

Жизненные ценности закладываются в каждого ребенка в детстве родителями. И если этот набор будет неполным, неточным или же неправильным, взрослый человек в будущем будет страдать. Ведь ему будет сложно понять, что, например, сорить на улице – это ненормально. По его мнению, так делают все: его родители, друзья и знакомые. Но если в примере с мусором еще можно объяснить персоне о том, что следует беречь окружающею среду и аргументировать свою позицию, то объяснить человеку, почему нельзя грубить, порой просто невозможно. Воспитание и перевоспитание – это одинаковые и разные процессы одновременно. И в первом, и во втором случае у человека закладывается правильная система ценностей, только в первом случае он ее воспринимает без боли и страданий, а во втором варианте личности придется ломать себя, чтобы суметь перестроить свою картину мира.

Функции

перевоспитание подростков

Перевоспитание – это один из процессов воспитания. Значит, и функции у них будут схожими. Но так как порой приходится перевоспитывать не только детей, но и взрослых, подход к методике этих двух понятий будет разным. Функции перевоспитания:

  • Восстановление. Создание условий, благодаря которым человек сможет понять разницу между своим неправильным поведением и тем, которое ему нужно выработать. Причем задача воспитателя — сделать так, чтобы индивид сам захотел перемен, они должны быть естественными, а не навязанными. Идеальный вариант – это восстановление положительных качеств, которые когда-то были присущи индивиду.
  • Компенсация. Создание условий, благодаря которым человек сможет превзойти себя, свои недостатки, посмотреть и увидеть собственный прогресс. Желательно на этом этапе человеку слышать похвалу, причем не только от воспитателя, но и от окружающих авторитетных персон: родителей, друзей, коллег.
  • Стимулирование. Направление деятельности человека в то русло, где он смог бы наилучшим образом продемонстрировать свои положительные приобретенные качества.
  • Исправление. Помощь в избавлении от негативных сторон, неправильных убеждений или же неверных суждений.

Этапы

перевоспитание личности

Самая сложная работа – это работа над собой. Перевоспитание – это длительный процесс, который делится на четыре этапа:

  • Подготовительный. На этом этапе воспитатель собирает сведения о человеке. Он внимательно изучает его положительные и отрицательные стороны. Обязательно следует углубиться в то, почему и как человек приобрел ту или иную отрицательную черту. На этом этапе личность, которую будут перевоспитывать, должна самостоятельно хотеть перемен. Человеку важно понимать, зачем ему нужно перевоспитание и что он получит после окончания этого процесса.
  • Начальный. Воспитатель начинает реализовывать свой план действий по перевоспитанию, который был разработан на начальном этапе. Постепенно производится подмена понятий: отрицательные меняются на положительные. Перевоспитываемый проявляет активность и инициативу.
  • Переломный. Человек осознает, что он находится на правильном пути, и понимает, зачем был затеян процесс по перевоспитанию. Личность видит свои первые успехи, а положительные отзывы знакомых помогают ей штурмовать вершины дальше.
  • Завершающий. Полная переработка личных качеств. Замена происходит успешно, и человек уже не может представить, как раньше он мог поступать и делать что-то по-другому.

Методы

проблема перевоспитания

Как же происходит процесс изменения характера и подмены личных качеств? Какие методы перевоспитания используются?

  • Убеждение. Проще всего человека в чем-то убедить. Если здравомыслящей личности что-то рассказать и суметь аргументировать свою позицию, она сможет понять мысль, которую вы хотите донести. Но изменения личности таким методом будут постепенными. Человеку требуется сначала смириться с тем, что его старые убеждения – ложь.
  • Принуждение. Быстрый способ добиться изменений – это заставить человека меняться. Но, как говорится, насильно мил не будешь. Поэтому такой метод работает не всегда и не со всеми.
  • Опора на положительные стороны личности. Всегда можно найти в человеке что-то положительное. Вот на эти хорошие качества и стоит делать ставку. Если у человека уже есть понятия о добре и зле, нужно на этой базе надстраивать другие убеждения.
  • Демонстрация авторитета. Человек всегда хочет быть похожим на того, кто ему нравится. Поэтому следует найти авторитета и убедить индивида, что ему присущи те черты, которых не хватает перевоспитываемому.
  • Одинаковое отношение ко всем перевоспитываемым. Если группа людей пытается измениться, воспитатель должен ко всем относиться одинаково. Он не должен выделять более способных членов и отдавать им свою благосклонность.
  • Задействовать не только разум, но и эмоции. Человек лучше усваивает информацию, когда переживает что-то. Просто понять порой бывает недостаточно.

Факторы, которые нужно учитывать

Процесс перевоспитания включает в себя следующие факторы:

  • Личные качества. Все люди разные, и это нужно понимать. Подход, который действует для одного человека, может не работать для другого. Следует опираться не на какую-то одну разработанную методику, а каждый раз подгонять методы воздействия под индивидуальность персоны.
  • Убеждение человека. Мировоззрение людей на чем-то базируется. Нужно выяснить, какая база есть у перевоспитываемого, и выращивать нужные черты и качества личности на ней. Возводить дом на готовом фундаменте будет намного проще, чем делать фундамент заново.
  • Знания педагога. Успешное перевоспитание зависит не только от перевоспитываемого, но и от воспитателя. Знания, опыт и навыки человека могут сыграть решающую роль. Человек с опытом подобной работы может сделать за месяц больше, чем начинающий специалист за год.
  • Скорость изменения. Так как все люди разные, то и темп перемен у каждого будет свой. Не стоит ждать чудес и думать, что взрослый человек сможет измениться за неделю.

Уровни воспитываемости

Эффективность процесса перевоспитания зависит от уровня педагогической запущенности подопечного.

  • Низкий. Не все люди поддаются изменениям. Уровень интеллектуального и морального развития у всех разный. Одному человеку можно что-то объяснить быстро, а другому на восприятие той же информации понадобится много времени. Также многое зависит от характера. Упертые личности могут отказаться меняться просто ради принципа.
  • Средний. Человек с низкой самооценкой быстрее согласится на перемены, чем уверенная в себе личность. Но как только восприятие себя поменяется, человек может затормозиться в развитии, так как на промежуточном этапе его уже будет все устраивать.
  • Высокий. Человек, которого не устраивает его жизнь, с удовольствием будет меняться. Личности, которым нечего терять, могут рисковать всем. Желание стать кем-то, начать жить с чистого листа будет мотивировать человека на достижение хороших результатов.

Проблемы

В процессе перевоспитания педагог может столкнуться с рядом проблем:

  • Недопонимание. Перевоспитываемому сложно понять, зачем нужно менять свою жизнь. Персону все устраивает, и она хочет, чтобы ее оставили в покое.
  • Нежелание меняться. Человек живет в обществе и всегда находится в социуме. Его взгляды и жизненные ценности формируются под воздействием окружающих. Изменение своего характера повлечет изменение круга общения, и не все индивиды согласны делать этот шаг.
  • Лень. Человек не хочет меняться и оправдывает свои действия занятостью или же усталостью. Лень – это проблема нашего поколения. Человек может хотеть перемен, но предпринимать какие-то шаги не стремится.
  • Депрессия. Угнетенное состояние – это не лучший спутник перемен. Перевоспитывать человека следует тогда, когда он будет к этому готов морально. Подавленная персона будет плохо внушаема, да и желание работать над собой будет отсутствовать.

Самовоспитание

Человек должен жить в гармонии с собой. Но порой личность понимает, что не дотягивает до своего идеала. Тогда на помощь приходит самовоспитание и перевоспитание. Проблему человек осознает и ищет пути ее решения. В этом могут помочь специальные книги, знакомые, всевозможные статьи в интернете. Но главное – это желание и мотивация. Если человек будет понимать, зачем ему нужно измениться, а главное, какую пользу он получит благодаря переменам, самовоспитание будет проходить легко, и не будет случаться срывов. Чтобы успешно преодолеть все преграды и закрепить результат, потребуется не один месяц, а минимум полгода. Именно за это время привычка успеет стать второй натурой.

Перевоспитание любимых

перевоспитание ребенка

Влюбленные не видят друг в друге недостатков. Но стоит им начать жить вместе, как розовые очки спадают, и вчерашний кумир становится врагом. Девушка не может смириться с тем, что парень не моет за собой посуду и не может аккуратно развешивать свою одежду, а мужчина не понимает, зачем его избранница тратит половину общего бюджета на вещи и косметику. Взаимные претензии могут натолкнуть влюбленных на мысль о перевоспитании личности, которая живет с ними под одной крышей. Кажется, что изменить человека будет легко. Но это не так. Взрослый сформировавшийся человек видит в себе недостатки, но меняться он не согласен. Для этого нужно прилагать много усилий и тратить драгоценное время, которое можно провести более приятным образом. Поэтому перевоспитание возлюбленных обычно ни к чему хорошему не приводит, и люди расстаются.

Работа с молодежью

перевоспитание трудных подростков

Детям нужно прививать правильные ценности. А что делать, если родители не справились с этой задачей? Учителям в школах и институтах следует самостоятельно заняться перевоспитанием трудных подростков. Конечно, это в первую очередь работа психолога, но с незнакомым человеком сложный ребенок не пойдет на контакт. Для него намного важнее мнение авторитета, например умного и любимого педагога. Перевоспитание подростков – дело сложное. Нужно им внушить общепринятые моральные нормы и сделать это так, чтобы ребенок не заметил подвоха. Работу нужно вести постепенно, и не следует оповещать подростка о той психологической паутине, которая его окружает. Перевоспитанием ребенка могут заняться родители. Но им это будет сделать сложно, если их мнение не является для подростка авторитетным.

Перевоспитание друзей

Могут ли сверстники направить своего ветряного товарища на путь истинный? Могут. Если ребенок из неблагополучной семьи попадает в общество, которое его не принимает, он всеми силами будет стараться поменяться и подстроиться под нормы среды своего окружения. В этом случае перевоспитание будет идти легко и быстро, так как человек будет иметь сильную внутреннюю мотивацию. Подобным образом можно перевоспитать взрослого человека. Если мужчина знакомится с умной и начитанной женщиной, он будет быстро меняться в лучшую сторону, чтобы привлечь объект своего обожания.

Как перевоспитать коллег?

Можно ли изменить привычки своих коллег? Сделать это будет сложно, а порой и невозможно. Если вам не нравится, что человек на офисной кухне не моет за собой тарелку, а всех остальных это устраивает, вы ничего сделать не сможете. Персона будет только посмеиваться над вашей любовью к чистоте. То же самое касается и внутренних убеждений. Перевоспитание осужденных вами коллег дается сложно. Трудно заставить необщительного человека стать приветливей. Взрослые люди привыкли вести себя определенным образом, и ваши жаркие словоизлияния не произведут никакого эффекта. Если человек обладает нормальной самооценкой, критика просто проскочит мимо его ушей.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ — это… Что такое ПЕРЕВОСПИТАНИЕ?

система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств. и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам II организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого Конечная цель II — исправление личности

Воспитат. процесс по отношению к лицам, допустившим правонарушения, включает II и исправление и может осуществляться в семье, уч заведении, обществ.орг-циях, специальных учебновоспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях. Понятие «П.» и «исправление» близки по смыслу, часто используются как синонимы, но с пед. позиций они имеют нек-рые особенности. Исправление следует понимать как устранение человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы внеш. воздействий и как результат П. Определение исправления только как устранения отд. дефектов в сознании человека и частичного изменения отд. качеств личности, а П. как перестройки личности не раскрывают сущности процесса П. Существует также точка зрения, что П. включает деятельность как субъекта (воспитателя), так и объекта (воспитанника), а исправление — деятельность самого воспитанника под влиянием внеш. воздействия. Эффективность П. достигается только тогда, когда оно переходит в самовоспитание личности. Процессы П. и исправления могут совпадать или не совпадать во времени. П. иногда начинается с момента появления отклоняющегося поведения личности, совершения ею правонарушений, ареста, в ходе следствия, в суде и т. д. Одновременно может наступить исправление, если правонарушитель чистосердечно осуждает свой поступок и раскаивается в содеянном. Если же он этого не осознаёт, то возникает разрыв между П. и исправлением. Такой подход к П. и исправлению соответствует законодательству и определению уровней исправленности личности («встал на путь исправления», «доказал своё исправление» и т. д.), принятых в исправительно-трудовой педагогике и в практике отеч. пенитенциарных учреждений. Эти уровни рассматриваются как результат организованного воспитат. воздействия и работы личности над собой.

Проблема П. начала разрабатываться ещё в 20—30-х гг. (Ю. Ю. Бехтерев, M. H. Гернет, А. С. Макаренко, С. В. Познышев, Б. С. Утевский, Е. Г. Ширвиндт и др.). Совр. концепции П. строятся на методологии общей педагогики, психологии, социологии, теории управления и др. П. можно считать специфич. процессом воспитания, обусловленным степенью запущенности педагогической личности и особенностями окружающей среды.

Цели, задачи, средства и методы П. определяются системой воспитания личности в обществе. Объектом теории П. являются исследования социальных и психол. отношений, к-рые возникают под влиянием внешних, специально организуемых воспитат. условий на внутр. процессы изменения и развития нравств.-психол. качеств личности.

Конкретная программа П. строится в зависимости от баланса положительных и негативных свойств личности, определения степени её пед. и социальной запущенности. Специалисты выделяют 4 функции П.: восстановительную, компенсирующую, стимулирующую и исправительную. Восстановит. функция направлена на создание условий, в к-рых личность могла бы проявить себя с положит. стороны; компенсирующая — позволяет личности противопоставить своим недостаткам в отд. видах деятельности достижениями в других; стимулирующая — активизирует действия воспитанника в той области, где лучше заметны его позитивные качества и тормозятся отрицательные; исправительная — помогает раскрыться личностным потенциалам личности и включить воспитанника в работу по самовоспитанию. Гл. направление в П. — прогрессирующее формирование положит. свойств. Злоупотребление исправит, функцией превращает П. только в преодоление недостатков, не формируя активно положит. качеств личности.

Важное значение имеет вопрос. о возможностях изменения нравств.-психол. облика личности правонарушителя. Существует 2 направления в его рассмотрении. Ряд специалистов, опираясь на идеи порочной природы людей, отрицают возможность исправления личности правонарушителя, ибо, по их мнению, преступные начала и низменные инстинкты в человеке заложены от рождения. На этом положении строились мн. теории П. начиная с 18 в. В период становления гражд. общества считалось, что цели наказания заключаются лишь в предупреждении новых преступлений. И. Кант и Ф. Гегель полагали, что наказание не может быть признано средством исправления преступника, а является возмездием за совершённое преступление, А. Фейербах и др. исходили из того, что с помощью наказания и причинённого страдания можно удержать человека от новых преступлений. Ч. Ломброзо и др. отстаивали существование «прирождённых преступников», к-рых нельзя исправить, а можно только карать (смертная казнь, пожизненное заключение и т. п.).

В кон. 19 в. возникли криминология и социологии, теории, к-рые к многочисл. факторам преступности относили социально-экономические (безработица, нищета и др.), физические (время года, климат и т. п.), индивидуальные (пол, возраст, особенности организма и др.). Они обосновывали «опасные состояния личности», к-рые могли привести к совершению преступлений. В целях их предотвращения предлагалось заранее создать систему мер безопасности. Т. о. оправдывался правовой произвол: наказание человека за его взгляды, убеждения, расовую принадлежность и т. п. Наказание дифференцировалось: к «случайному преступнику» для его исправления было достаточно применить лишь устрашающие меры, тогда как «хроническому» необходимо доп. наказание. Теории неисправности личности не могли удовлетворить практику П. Поэтому возникли новые направления: теория ресо-циализации деликвента (правонарушителя), теория коррекции, модификации поведения и др. Под ресоциализацией понималось «юрид. исправление» в результате пенитенциарных воздействий и усвоения социальных норм поведения. Теория коррекции разрабатывала систему мер, направленных на исправление отд. недостатков в поведении правонарушителя. Теория и практика модификации поведения строилась на управлении настроением, изменении психич. состояний с помощью средств медикаментозного воздействия (электрошок, психохирургия, инженерия, электрофизиология и др.). Все эти средства направлены на подавление и устрашение личности и не могут быть использованы в гуманной системе П.

Большинство зап. учёных приходят к мысли, что пенитенциарные учреждения являются чрезвычайно неэффективными исправит, заведениями. Не решает проблемы П. и создание новых типов учреждений, где предпринимаются попытки смягчения тюремного режима содержания правонарушителей (исправит, школы, колонии для несовершеннолетних преступников, тюрьмы открытого пром. типа для взрослых и др.). Интенсивно ведутся поиски замены этих учреждений др. институтами: передачей преступников на поруки, созданием спец. школ-пансионатов, групповых общежитии, службы надзора за малолетними правонарушителями, привлечение разл. благотворит. орг-ций. Предупреждение, П. и исправление отклоняющегося поведения возможно только в условиях гуманного и демокр. общества с системой воспитания, ориентированной на развитие личности.

Лит.: Ковалев А. Г., Психол. основы исправления правонарушителя, М., 1968; Кочетов А. И., Перевоспитание подростка, М., 1972; его же, Мастерство перевоспитания, Мн., 1981; Высотина Л. А., Пед. основы исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ, М., 1977; Воспитат. работа в учреждениях интернатного типа, ред.-сост. Ю. В. Гербеев, В. Г. Цыпурский, М., 1977; Але-маскин М. А., Воспитат. работа с подростками, М., 1979; ЗюбинЛ. М., Уч.-воспитат. работа с трудными учащимися, М., 1982; Башкатов И. П., Фицула M. H., Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных, М., 1984; Организация исправления и перевоспитания осужденных, под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой, М., 1985; Исправительно-трудовая психология, под ред. К. К. Платонова, Рязань, 1985; Кочетов А. И., Верцинская H. H., Работа с трудными детьми, М., 1986.

И. П. Башкатов.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Перевоспитание — это… Что такое Перевоспитание?


Перевоспитание

   — система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. П. — одно из основных понятий пенитенциарной педагогики. Понятия «П.» и «исправление» близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление — это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление — одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление — деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника.

   В России проблемы П. начали разрабатывать в 20-30-е гг. Ю.Б. Бехтерев, М.Н. Гернет, А.С. Макаренко, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Е.Г. Ширвиндт и др. Большинство специалистов пришли к выводу, что П. — это специфический процесс воспитания, обусловленный степенью запущенности педагогической и особенностями окружающей среды. Цели, задачи, средства и методы П. определяются общими условиями системы воспитания. Конкретная программа П. строится на основе изучения особенностей личности воспитанника с девиантным поведением, установления причин его вызвавших и разработки системы воспитательных мер, направленных на социальное исправление воспитанника.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Синонимы:
  • Первый ребёнок
  • Переживания и представления

Смотреть что такое «Перевоспитание» в других словарях:

  • перевоспитание — перековка Словарь русских синонимов. перевоспитание перековка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ПЕРЕВОСПИТАНИЕ — ПЕРЕВОСПИТАНИЕ, перевоспитания, мн. нет, ср. Действие по гл. перевоспитать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • перевоспитание — ПЕРЕВОСПИТАТЬ, аю, аешь; итанный; сов., кого (что). Воспитать по новому, заново. П. подростка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • перевоспитание —   , ия, ср. Коллективная работа по выработке новых взглядов, норм поведения у нарушителей трудовой дисциплины, социалистической морали.   ◘ Возьмитесь по серьезному всем коллективом за его перевоспитание. Брежнев, 1978, 22. Перевоспитание… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • ПЕРЕВОСПИТАНИЕ — система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств. и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам II организуется …   Российская педагогическая энциклопедия

  • перевоспитание — perauklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Nederamo asmenybės elgesio keitimas deramu pagal visuomenėje priimtas moralės ir teisės normas. Perauklėjant keičiama elgesio motyvacija, asmenybės dispozicijos. Perauklėjama šeimoje, mokykloje …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Перевоспитание — ср. процесс действия по гл. перевоспитывать, перевоспитать, перевоспитываться, перевоспитаться Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • перевоспитание — перевоспитание, перевоспитания, перевоспитания, перевоспитаний, перевоспитанию, перевоспитаниям, перевоспитание, перевоспитания, перевоспитанием, перевоспитаниями, перевоспитании, перевоспитаниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А …   Формы слов

  • перевоспитание — перевоспит ание, я …   Русский орфографический словарь

  • перевоспитание — (2 с), Пр. о перевоспита/нии …   Орфографический словарь русского языка

Книги

  • # Любовь, секс, мужики. Перевоспитание плохих мальчиков на дому, Морана Морена. «Время мужчин, забивающих мамонтов, прошло. Дед Мороз придуман, фея-крестная улетела в теплые страны и больше не вернется. Больше никто ничего не решит за вас. Не будет ПАПИКОВ,… Подробнее  Купить за 378 руб
  • Любовь, секс, мужики. Перевоспитание плохих мальчиков на дому, Морана М.. «Время мужчин, забивающих мамонтов, прошло. Дед Мороз придуман, фея-крестная улетела в теплые страны и больше не вернется. Больше никто ничего не решит за вас. Не будет ПАПИКОВ,… Подробнее  Купить за 255 руб
  • # Любовь, секс, мужики. Перевоспитание плохих мальчиков на дому, Морена Морана. «Время мужчин, забивающих мамонтов, прошло. Дед Мороз придуман, фея-крестная улетела в теплые страны и больше не вернется. Больше никто ничего не решит за вас. Не будет ПАПИКОВ,… Подробнее  Купить за 247 руб
Другие книги по запросу «Перевоспитание» >>

Перевоспитание — Педагогический терминологический словарь

Система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. П. — одно из основных понятий пенитенциарной педагогики. Понятия «П.» и «исправление» близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление — это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление — одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление — деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника.

В России проблемы П. начали разрабатывать в 20-30-е гг. Ю.Б. Бехтерев, М.Н. Гернет, А.С. Макаренко, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Е.Г. Ширвиндт и др. Большинство специалистов пришли к выводу, что П. — это специфический процесс воспитания, обусловленный степенью запущенности педагогической и особенностями окружающей среды. Цели, задачи, средства и методы П. определяются общими условиями системы воспитания. Конкретная программа П. строится на основе изучения особенностей личности воспитанника с девиантным поведением, установления причин его вызвавших и разработки системы воспитательных мер, направленных на социальное исправление воспитанника.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197)

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. перевоспитание — перевоспитание ср. Процесс действия по гл. перевоспитывать, перевоспитать, перевоспитываться, перевоспитаться Толковый словарь Ефремовой
  2. перевоспитание — ПЕРЕВОСПИТ’АНИЕ, перевоспитания, мн. нет, ср. Действие по гл. перевоспитать. Толковый словарь Ушакова
  3. перевоспитание — Перевоспитание, перевоспитания, перевоспитания, перевоспитаний, перевоспитанию, перевоспитаниям, перевоспитание, перевоспитания, перевоспитанием, перевоспитаниями, перевоспитании, перевоспитаниях Грамматический словарь Зализняка
  4. перевоспитание — сущ., кол-во синонимов: 2 перековка 2 укрощение строптивой 1 Словарь синонимов русского языка
  5. перевоспитание — -я, ср. Действие по знач. глаг. перевоспитать и перевоспитаться. Перевоспитание ребенка. □ Сделавшись дворянкою, Марья Маревна прежде всего занялась перевоспитанием старого мужа. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Малый академический словарь
  6. перевоспитание — орф. перевоспитание, -я Орфографический словарь Лопатина
  7. перевоспитание — ПЕРЕВОСПИТАНИЕ -я; ср. к Перевоспитать и Перевоспитаться. П. ребёнка, мужа, жены, ученика. Толковый словарь Кузнецова
  8. перевоспитание — Пере/воспит/а́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь

что такое в Словаре терминов по общей и социальной пед

Смотреть что такое ПЕРЕВОСПИТАНИЕ в других словарях:

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств. и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам II организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого Конечная цель II — исправление личности Воспитат. процесс по отношению к лицам, допустившим правонарушения, включает II и исправление и может осуществляться в семье, уч заведении, обществ.орг-циях, специальных учебновоспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях. Понятие «П.» и «исправление» близки по смыслу, часто используются как синонимы, но с пед. позиций они имеют нек-рые особенности. Исправление следует понимать как устранение человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы внеш. воздействий и как результат П. Определение исправления только как устранения отд. дефектов в сознании человека и частичного изменения отд. качеств личности, а П. как перестройки личности не раскрывают сущности процесса П. Существует также точка зрения, что П. включает деятельность как субъекта (воспитателя), так и объекта (воспитанника), а исправление — деятельность самого воспитанника под влиянием внеш. воздействия. Эффективность П. достигается только тогда, когда оно переходит в самовоспитание личности. Процессы П. и исправления могут совпадать или не совпадать во времени. П. иногда начинается с момента появления отклоняющегося поведения личности, совершения ею правонарушений, ареста, в ходе следствия, в суде и т. д. Одновременно может наступить исправление, если правонарушитель чистосердечно осуждает свой поступок и раскаивается в содеянном. Если же он этого не осознаёт, то возникает разрыв между П. и исправлением. Такой подход к П. и исправлению соответствует законодательству и определению уровней исправленности личности («встал на путь исправления», «доказал своё исправление» и т. д.), принятых в исправительно-трудовой педагогике и в практике отеч. пенитенциарных учреждений. Эти уровни рассматриваются как результат организованного воспитат. воздействия и работы личности над собой. Проблема П. начала разрабатываться ещё в 20—30-х гг. (Ю. Ю. Бехтерев, M. H. Гернет, А. С. Макаренко, С. В. Познышев, Б. С. Утевский, Е. Г. Ширвиндт и др.). Совр. концепции П. строятся на методологии общей педагогики, психологии, социологии, теории управления и др. П. можно считать специфич. процессом воспитания, обусловленным степенью запущенности педагогической личности и особенностями окружающей среды. Цели, задачи, средства и методы П. определяются системой воспитания личности в обществе. Объектом теории П. являются исследования социальных и психол. отношений, к-рые возникают под влиянием внешних, специально организуемых воспитат. условий на внутр. процессы изменения и развития нравств.-психол. качеств личности. Конкретная программа П. строится в зависимости от баланса положительных и негативных свойств личности, определения степени её пед. и социальной запущенности. Специалисты выделяют 4 функции П.: восстановительную, компенсирующую, стимулирующую и исправительную. Восстановит. функция направлена на создание условий, в к-рых личность могла бы проявить себя с положит. стороны; компенсирующая — позволяет личности противопоставить своим недостаткам в отд. видах деятельности достижениями в других; стимулирующая — активизирует действия воспитанника в той области, где лучше заметны его позитивные качества и тормозятся отрицательные; исправительная — помогает раскрыться личностным потенциалам личности и включить воспитанника в работу по самовоспитанию. Гл. направление в П. — прогрессирующее формирование положит. свойств. Злоупотребление исправит, функцией превращает П. только в преодоление недостатков, не формируя активно положит. качеств личности. Важное значение имеет вопрос. о возможностях изменения нравств.-психол. облика личности правонарушителя. Существует 2 направления в его рассмотрении. Ряд специалистов, опираясь на идеи порочной природы людей, отрицают возможность исправления личности правонарушителя, ибо, по их мнению, преступные начала и низменные инстинкты в человеке заложены от рождения. На этом положении строились мн. теории П. начиная с 18 в. В период становления гражд. общества считалось, что цели наказания заключаются лишь в предупреждении новых преступлений. И. Кант и Ф. Гегель полагали, что наказание не может быть признано средством исправления преступника, а является возмездием за совершённое преступление, А. Фейербах и др. исходили из того, что с помощью наказания и причинённого страдания можно удержать человека от новых преступлений. Ч. Ломброзо и др. отстаивали существование «прирождённых преступников», к-рых нельзя исправить, а можно только карать (смертная казнь, пожизненное заключение и т. п.). В кон. 19 в. возникли криминология и социологии, теории, к-рые к многочисл. факторам преступности относили социально-экономические (безработица, нищета и др.), физические (время года, климат и т. п.), индивидуальные (пол, возраст, особенности организма и др.). Они обосновывали «опасные состояния личности», к-рые могли привести к совершению преступлений. В целях их предотвращения предлагалось заранее создать систему мер безопасности. Т. о. оправдывался правовой произвол: наказание человека за его взгляды, убеждения, расовую принадлежность и т. п. Наказание дифференцировалось: к «случайному преступнику» для его исправления было достаточно применить лишь устрашающие меры, тогда как «хроническому» необходимо доп. наказание. Теории неисправности личности не могли удовлетворить практику П. Поэтому возникли новые направления: теория ресо-циализации деликвента (правонарушителя), теория коррекции, модификации поведения и др. Под ресоциализацией понималось «юрид. исправление» в результате пенитенциарных воздействий и усвоения социальных норм поведения. Теория коррекции разрабатывала систему мер, направленных на исправление отд. недостатков в поведении правонарушителя. Теория и практика модификации поведения строилась на управлении настроением, изменении психич. состояний с помощью средств медикаментозного воздействия (электрошок, психохирургия, инженерия, электрофизиология и др.). Все эти средства направлены на подавление и устрашение личности и не могут быть использованы в гуманной системе П. Большинство зап. учёных приходят к мысли, что пенитенциарные учреждения являются чрезвычайно неэффективными исправит, заведениями. Не решает проблемы П. и создание новых типов учреждений, где предпринимаются попытки смягчения тюремного режима содержания правонарушителей (исправит, школы, колонии для несовершеннолетних преступников, тюрьмы открытого пром. типа для взрослых и др.). Интенсивно ведутся поиски замены этих учреждений др. институтами: передачей преступников на поруки, созданием спец. школ-пансионатов, групповых общежитии, службы надзора за малолетними правонарушителями, привлечение разл. благотворит. орг-ций. Предупреждение, П. и исправление отклоняющегося поведения возможно только в условиях гуманного и демокр. общества с системой воспитания, ориентированной на развитие личности. Лит.: Ковалев А. Г., Психол. основы исправления правонарушителя, М., 1968; Кочетов А. И., Перевоспитание подростка, М., 1972; его же, Мастерство перевоспитания, Мн., 1981; Высотина Л. А., Пед. основы исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ, М., 1977; Воспитат. работа в учреждениях интернатного типа, ред.-сост. Ю. В. Гербеев, В. Г. Цыпурский, М., 1977; Але-маскин М. А., Воспитат. работа с подростками, М., 1979; ЗюбинЛ. М., Уч.-воспитат. работа с трудными учащимися, М., 1982; Башкатов И. П., Фицула M. H., Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных, М., 1984; Организация исправления и перевоспитания осужденных, под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой, М., 1985; Исправительно-трудовая психология, под ред. К. К. Платонова, Рязань, 1985; Кочетов А. И., Верцинская H. H., Работа с трудными детьми, М., 1986. И. П. Башкатов…. смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

   — система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправ… смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

1) Орфографическая запись слова: перевоспитание2) Ударение в слове: перевоспит`ание3) Деление слова на слоги (перенос слова): перевоспитание4) Фонетиче… смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

Иса Ирон Ирита Ириса Ирина Иранист Иран Ипс Иприт Иппон Ипат Ионит Ион Иов Интерес Интер Инта Инст Инсерт Иностр Иноверие Инвестор Инвар Иена Иврит Ивина Иван Ереван Ера Енот Ение Евтерп Европеист Европа Европ Евро Еврат Евр Евина Ева Втрое Втора Втирание Все Врио Врасти Впрост Воспитание Воспарение Ворсит Ворсина Ворс Вор Вона Вон Воин Внос Внести Вне Витрина Витин Витаон Витание Вита Вит Вист Висение Вис Вирион Вира Вип Винтер Винт Вино Винипора Вини Винер Вие Виан Ветрено Вето Ветеран Ветер Вести Вестерн Вест Весна Вес Вертеп Верстание Верста Верп Верона Верно Верна Верист Веретено Верес Вера Вепс Вента Вено Венет Венера Вена Веер Ватин Ватерп Ватер Варин Варение Вар Вапити Вано Ваер Атропин Астрон Астро Астр Аспирин Асеев Артос Арт Арсин Арсенит Арсен Арон Арно Аристон Арион Арин Арест Арен Аппрет Апис Аперитив Аорист Аон Антип Анти Исаев Ант Анри Испарение Исправно Истина Истора Анис Истра Истрин Истрина Аист Аир Авост Итр Навес Навести Навет Навис Наирит Наитие Напев Наперво Напор Наперевес Наос Авенир Аверс Авест Авист Авт Авто Автор… смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

процесс вымещения, корректировки отрицательных духовно-нравственных, нравственно-этических и волевых черт личности положительными чертами, это процесс преодоления зла в человеке, недоброго начала в нем, что сложилось, сформировалось под влиянием воспитания на предыдущих, более ранних ступенях жизнедеятельности. Перевоспитание – это переориентация ценностей, смена мотивов, интересов, целей, установок, норм поведения и т.д. В широком смысле перевоспитание касается всего общества или его отдельных слоев. Это, как правило, происходит при крупных общественно-политических или экономических событиях (смене формации, власти, государственного устройства и т.п.) или при воспитании людей с девиантным поведением. В школе в аспекте перевоспитания говорят о недисциплинированных детях, непослушных, грубых, неорганизованных, т.е. имеющих отрицательные нравственные качества. Перевоспитание – процесс более длительный и сложный, чем воспитание…. смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

приставка — ПЕРЕ; корень — ВОСПИТ; суффикс — А; суффикс — НИ; окончание — Е; Основа слова: ПЕРЕВОСПИТАНИВычисленный способ образования слова: Приставоч… смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

— процесс преобразования нарушенных отношений подростка с обществом, собой и другими индивидами. П. отличается от воспитания тем, что в ходе его должны измениться многие уже определившиеся ошибочные позиции и установки воспитанника. В процессе П. необходимым условием формирования социально и индивидуально позитивных качеств подростка является задача одновременной нейтрализации и локализации отрицательных. В процессе П. должна произойти ломка сознания и поведения, должны возникнуть новые трезвенные стереотипы…. смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

сущ.re-education; (исправление) reformation; reformingперевоспитание правонарушителей (преступников) — re-education of criminals (of offenders)- исправ… смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

-я, ср. Действие по знач. глаг. перевоспитать и перевоспитаться.Перевоспитание ребенка. □ Сделавшись дворянкою, Марья Маревна прежде всего занялась п… смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

Ударение в слове: перевоспит`аниеУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: перевоспит`ание

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

– вид воспитания, имеющий целью избавить человека от негативных особенностей его личности, сформировавшихся ранее. Нередко человек, являющийся объектом П., не считает имеющиеся у него негативные привычки вредными. В этом случае создается предконфликтная ситуация между воспитателем и перевоспитуемым. Чем старше человек, тем конфликтогеннее процесс его П…. смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

перевоспитание перековка Словарь русских синонимов. перевоспитание перековка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. перевоспитание сущ., кол-во синонимов: 2 • перековка (2) • укрощение строптивой (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: перековка… смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

перевоспита́ние, перевоспита́ния, перевоспита́ния, перевоспита́ний, перевоспита́нию, перевоспита́ниям, перевоспита́ние, перевоспита́ния, перевоспита́нием, перевоспита́ниями, перевоспита́нии, перевоспита́ниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: перековка… смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

перевоспитаниеהַחזָרָה לְמוּטָב נ’* * *טיובשיקוםСинонимы: перековка

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

перевоспита’ние, перевоспита’ния, перевоспита’ния, перевоспита’ний, перевоспита’нию, перевоспита’ниям, перевоспита’ние, перевоспита’ния, перевоспита’нием, перевоспита’ниями, перевоспита’нии, перевоспита’ниях… смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

вид воспитания, цель которого —устранить отрицательные и развить положительные свойства личности, чтобы, опираясь на них, гармонично формировать личность и мотивы ее деятельности…. смотреть

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

Начальная форма — Перевоспитание, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, неодушевленное, средний род

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

перевоспитание ср. Процесс действия по знач. глаг.: перевоспитывать, перевоспитать, перевоспитываться, перевоспитаться.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ср. см. перевоспитывать, перевоспитать, перевоспитываться, перевоспитаться.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ перевоспитания, мн. нет, ср. Действие по глаг. перевоспитать.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

перевоспитаниес ἡ διαπαιδαγωγηση{-ις}, ἡ ἀναμόρφωση {-ις}, ἡ ἀναδιαπαι-δαγώγηση {-ις}.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *