Ценность в философии. Аксиология.
/ / /
Ценность в философии. Аксиология.Понятие аксиологии
Аксиология – учение о ценностях человеческого бытия (греч. axia – ценность, logos – учение). Для философии вопрос о человеческих ценностях имеет фундаментальное значение. Простое философствование (мудрствование) не имеет смысла, если оно не отличает хорошое от плохого, здравое от глупого, доброе от злого. В конечном итоге любая философская школа, философское течение отстаивает определенные человеческие ценности.
Стремясь познать себя и окружающий мир, человек осознает проблему смысла и цели собственной жизни.
Понятие ценности человеческого бытия
Ценность человеческого бытия – абстрактное понятие, толкуемое в зависимости от мировоззренческих установок. Но хотя ценность бытия не существует как вещь или предмет, она обладает исключительной значимостью.
В общем смысле ценно то, что значимо для человека. Ценность представляет собой свойство предмета или явления иметь значимость в глазах человека.
Мнения о том, что является ценностью, различны.
Демокрит считал главной ценностью – счастье в виде внутренней гармонии, спокойствия и безмятежности. Сократ высшей ценностью считал мудрость, дающую знание и обеспечивающую добродетель. Мудрый не может быть злым, несправедливым, лживым и т.п.
В Новое время возникло понимание того, что ценности могут являться личными и общественными. Фрэнсис Бэкон полагал общественное благо более значимым чем личное. А для общественного блага считал главным чувство долга и обязательств одних людей по отношению к другим.
Бенедикт Спиноза главной ценностью считал свободу в смысле подчинения страстей разуму. Другой важнейшей ценностью Спиноза считал человеческую жизнь.
Большую роль в становлении аксиологии как самостоятельного учения сыграл Иммануил Кант, полагая высшей ценностью категорию долга или чувство долга. Исполняя должное, человек обретает еще одну высшую ценность — свободу.
Понятие человеческих ценностей
Человеческие ценности — это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что ценные (значимые) для человека свойства предмета или процесса не зависят от самого человека. Субъективность же ценности заключается в том, что она существует лишь как оценочное мнение человека о предмете или явлении.
Определение аксиология общее значение и понятие.
Что это такое аксиологияЭтимология аксиологии приводит нас к французскому слову axiologie, которое, в свою очередь, происходит от греческого. В частности, это результат суммы трех четко определенных компонентов языка:
Прилагательное «axios», которое можно перевести как «ценный».
— Существительное «логотип», которое является синонимом «договор».
Суффикс «-ia», который используется для обозначения «качества».
Аксиология — это теория или специальность философии, которая ориентирована на анализ ценностей
Чтобы понять, что такое аксиология, мы должны сначала узнать, что подразумевается под ценностью в философской области. В этом контексте ценность — это качество, которое является частью реальности (предмет или субъект). Таким образом, объекты и предметы оцениваются в соответствии со значениями, которые они имеют.
Аксиология ответственна за изучение ценностей: их природы, суждений, которые из них исходят, и т. Д. Можно сказать, что ценность — это принцип установления суждения, поэтому аксиология связана с этикой .
Как система, аксиология используется для
Благодаря аксиологии можно установить определенные параметры, которые способствуют пониманию мышления людей . Существуют субъективные значения, объективные значения, динамические значения, постоянные значения и другие типы значений. Эти ценности организованы по-разному в каждом человеке и влияют на их поведение. Сумма всех этих поведений формирует образ действий общества .
Помогая понять, как создаются ценности, аксиология может способствовать изменению действий с
В дополнение ко всему указанному мы не можем игнорировать существование так называемой правовой аксиологии. Это то, что является ответственным за то, что является законными ценностями, следовательно, приступить к определению того, какими будут ценности, которые должны преобладать, когда речь идет о формировании права или непосредственно приступить к его применению.
Он основан на таких принципах, как справедливость, надлежащее судебное разбирательство, правовая безопасность или так называемая эффективная опека.
Конечно, мы не должны забывать о существовании так называемой аксиологии образования или аксиологии образования. Как следует из названия, оно вращается вокруг ценностей, связанных с образованием. Считается, что он вращается вокруг нескольких основных принципов, таких как эти:
— Ценности, хотя они и выбраны, могут культивироваться по-разному.
-Цены, кроме того, мотивы и конкретные критерии поведения.
— Образовательные ценности и культурные ценности являются основой образования в целом и этого типа аксиологии в частности. Вот почему мы должны обходить их со студентами.
Становление и задачи аксиологии в педагогике
Данная тема рассматривает такие вопросы:
- Становление аксиологии.
- Что такое педагогическая аксиология.
- Задачи аксиологии в педагогике.
Становление аксиологии
Определение 1Аксиология МТИ– это учение в философии о ценностях конкретного человека, коллектива, социума. Относят такие ценности: материальные, культурные, духовные, нравственные, психологические. Происходит соотношение этих ценностей с миром, и изменение нормативно-ценностной системы в ходе её исторического развития.
Аксиология берёт своё начало в западной философии в конце 19 столетия. Понятие «аксиология» было введено французским философом Лапи в 1902 году. Тогда данный термин обозначал раздел философии, который изучал проблемы ценностей.
Ценности в педагогике – это вещественные характеристики явлений, особенности человеческой психологии, явления жизни социума, которые называют конкретное значение для личности или общества. Одна из важных аксиологических ценностей – это воспитание.
Выделяют такие основные виды ценностей:
- Нравственные.
- Экономические.
- Эстетические.
- Познавательные.
- Психологические.
- Социальные.
Аксиология, как наука, развивалась достаточно медленно и долго. Древние философы по-разному определяли систему ценностей. Древняя восточная философия изучала внутренний мир человека. Главной ценностью для индийских философов был дух, который соотносился с душой. Философы Древней Греции считали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров социума и государства. В Средневековье люди начали поклоняться Богу, от чего и зависела человеческая ценность. В эпоху Возрождения формируется гуманизм, который считал высшей ценностью личность и её развитие.
Учение о ценностях появилось во второй половине 20 столетия. Ценности в этот период рассматривались как объекты научного познания. Были найдены различные подходы к ценностям, что привело к формированию аксиологических концепций.
Образование ориентировалось на выполнение конкретного социального заказа. Во время развития науки образование начало уделять больше внимания информированию учеников, развитию познавательной активности, и меньше обращало внимание на нравственные свойства человека. При этом ценности для человека остаются играть важную роль. Гуманизация общественных процессов приводит к необходимости соединения знаний о человеке, природе и социуме. Поэтому главным смыслом современного образования становится формирование необходимых условий для развития личности как главной ценности. Данную цель сложно осуществить без обращения к образовательным ценностям.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать заданиеПонятие педагогической аксиологии
Определение 3Педагогическая аксиология – это широкая область знаний в педагогике, которая изучает ценности образования со стороны важности человека и проводит ценностные подходы к образованию в целом, основываясь на ценности самого образования.
В педагогике аксиология является методологической основой, которая определяет систему педагогических взглядов, где основа – это ценность жизни человека, воспитания, обучения, педагогической активности и образования. Такие знания определяют ценностное сознание, отношение и поведение человека.
Замечание 1Ценностное сознание – это высшая степень психической саморегуляции и отражения, которая является комплексом умственных и чувственных изменений, ценных для личности. Для данного понятия характерны активность, направленность на предмет, возможность рефлексии и самонаблюдения. Ценностное сознание имеет мотивационно-ценностный характер и определённый уровень ясности.
Ценностное отношение в педагогике – это комплексное образование индивида, основой которого является опыт человека, сформированный через работу и общение. Он показывает выбор человека между ориентацией на ближайшую задачу или отдаленную перспективу с учетом ценностей сознания общественности. Ценностное отношение считается основой ценностного поведения.
Ценностное поведение – это комплекс фактических действий, проявлений жизнедеятельности личности, с учетом конкретных ценностей. Также это внешнее выражение человеческого внутреннего мира, его системы жизненных ценностей и идеалов. Иногда знание конкретных норм и правил бывает недостаточным. Важно, чтобы человек усвоил эти нормы и принял в форме собственных убеждений.
Проблемы педагогической аксиологии считаются одновременно образовательными и мировоззренческими.
Предмет аксиологии в педагогике – это формирование ценностного сознания, отношения и поведения человека. Носителями ценностей являются личность или общество. Определить ценностный аспект образования можно на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи педагогической аксиологии
Выделяют следующие цели аксиологии в педагогике:
- Анализ исторического развития теорий в педагогике и образовательной практики со стороны теории ценностей.
- Формирование ценностных оснований образования, которые показывают его аксиологическую направленность.
- Определение ценностных подходов к стратегиям развития и содержания отечественного обучения.
Аксиологизация – это систематический учёт возможных ценностных ориентаций и систем в образовании и воспитании человека.
Автор: Дмитрий Косяков
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
Г лава 5.
Правовая аксиология. Философия права. Учебник для вузовЧитайте также
42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия
42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия Политическое сознание — это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества, и на
I. Аксиология и физика
I. Аксиология и физика С точки зрения лапласовского детерминизма нет информационной разницы между знанием о прошлом и знанием о будущем: и то и другое может быть одинаково совершенным, то есть исчерпывающим. Демон Лапласа, располагая подобным знанием, сможет на основании
§ 147.
Разветвления проблем. Формальная логика, аксиология и практика§ 147. Разветвления проблем. Формальная логика, аксиология и практика Если принять во внимание дальнейшие структурные различия, какие сказываются определяющими для характеров разума, — на различия по основным видам тезисов, на различия тезисов простых и фундируемых и на
ПРАВОВАЯ СФЕРА
ПРАВОВАЯ СФЕРА С возникновением общества в нормативном аспекте возникает особый феномен — правовая или юридическая сфера. Эту сферу образует множество людей, групп, организаций, учреждений и т.п., специальным делом которых являются правовые нормы (юридические законы) и
ПРАВОВАЯ СФЕРА
ПРАВОВАЯ СФЕРА На основе фундаментального права западнизма развились и достигли колоссального размера государственное и частное право. Разумеется, между этими частями нет полной гармонии. Тем не менее государственное право в принципе не должно выходить за рамки
Структурализм и аксиология
Структурализм и аксиология Принципиально оставляя в стороне все вопросы эстетики, Тодоров не избавился от них до такой степени радикально, как ему казалось. Изгнанная в дверь аксиология возвращается в окно. Легкомысленно поступил Тодоров, насмехаясь над цитированными
Глава 4. Правовая онтология
Глава 4. Правовая онтология 1. Человек как правовое существо Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и
2.
Естественноправовая аксиология2. Естественноправовая аксиология Возникновение юридико-аксиологического подхода связано с появлением естественноправовых воззрений, с различением права естественного и права позитивного (властно данного, искусственного, произвольного, официального,
3. Либертарно-юридическая аксиология
3. Либертарно-юридическая аксиология Последовательное преодоление недостатков естественноправового подхода (в сфере юридической аксиологии так же, как и в вопросах юридической онтологии и гносеологии) ведет не к позитивизму и легизму, а к теоретически более развитой
3. Правовая теория
3. Правовая теория Теория права. Наряду с философией права в мире научных дисциплин, сложившихся в связи с общенаучной разработкой правовых проблем, самостоятельное и исключительно важное место занимает общая теория права (еще одной сферой общетеоретических правовых
Аксиология (Axiologie)
Аксиология (Axiologie) Учение о ценностях и изучение ценностей. Аксиология может быть объективной (если рассматривает ценности как факты) или нормативной (если признает их в качестве ценностей). Вторая вытекает из первой, но первая имеет значение только в сочетании со
Этика и аксиология инновационной науки
Этика и аксиология инновационной науки__________________________
Л. В. Баева
Аннотация.
Автор исследует ценности и этические императивы современной, постнеклассической науки, среди которых важное место занимают: информация, самоорганизация, целостность, безопасность, экология, глобализация и т.п. Формирование новых приоритетов происходит под влиянием новой методологии (синергетической), внедрения высоких технологий, социальных трансформаций в условиях глобализации.
Ключевые слова: высокие технологии, ценности, аксиодинамика, информатизация, самоорганизация, целостность, безопасность, экология, глобализация.
Современная наука – уже не только движущая сила мировой цивилизации, средство для разрешения человечеством поставленных задач, но и мощная, не всегда контролируемая энергия, несущая с небывалым ускорением мир на качественно новые высоты. Это и продвижение в космос, и изменение программы живого организма, и компьютерные технологии, и невиданные ранее возможности коммуникации, и многое другое, что день от дня меняет наш мир. Современная наука породила феномен высоких технологий, под которыми понимаются достижения современной науки, внедренные в производство, прежде всего в информационной сфере, микроэлектронике, нанотехнолигии, биоинженерии и др. Формирование общества нового технологического уклада, стиля экономики, основанного на достижениях Четвертой научной революции – современный социогенез, так или иначе связан с изменением ценностных парадигм, этических принципов науки, в конечном итоге самого субъекта. Цель данной статьи – изучение тенденций в области этики и аксиологии науки, происходящих под влиянием технологизации, информатизации, глобализационных процессов. Обратимся к анализу характерных черт и принципов современной науки с тем, чтобы выявить, какие изменения в этике и аксиологии науки они порождают.
1. Неопределенность, открытость, самоорганизация как ценности новой научной парадигмы
Современную науку отличает постнеклассический тип мышления и рациональности, значительную роль в формировании которого сыграла синергетическая концепция (Г. Хакен, И. Пригожин и др.). Синергетика фокусирует внимание на анализе открытых систем различной природы, в которых происходят процессы спонтанной самоорганизации. При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка эти системы ведут себя схожим образом, обладая сходным «синергетическим эффектом». Г. Хакен объясняет, почему он назвал новую дисциплину синергетикой. Во-первых, в ней «исследуется совместное действие многих подсистем… в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование» [1, с. 15]. Во-вторых, она кооперирует усилия различных научных дисциплин для нахождения общих принципов самоорганизации систем. Синергетика включила в себя новые приоритеты современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многоальтернативности развития, идею возникновения порядка из хаоса. С позиции данной методологии мир понимается не только как саморазвивающийся, целостный, но и как неустойчивый, нелинейный, неравновесный, хаосогенный. Нестабильность мира не означает, что он не поддается научному изучению, но неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, она может выступать условием стабильного и динамичного саморазвития, которое изживает старые формы (порядок и беспорядок существуют одновременно). В перспективах эволюционирования таких систем допустимы многочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленных изменений возможен эффект ответвлений. Это ведет к устранению из современной постнеклассической картины мира ориентации на линейную однозначность развития. Неопределенность, открытость, нелинейность становятся атрибутивными характеристиками бытия, а к онтологическим ценностям, наряду с существованием, развитием, эволюцией, примыкают самоорганизация и хаос.
2. Целостность как ценность. Этика коэволюции
Другой важнейшей ценностью современной науки можно считать интегративность, целостность, возникающую из необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Это выражается в том, что в современных научных исследованиях человек включается в общую систему вместе с изучаемыми объектами. Вместе с укреплением взаимосвязи субъекта научного творчества и окружающей его природной среды, развивается и углубляется новый ценностный императив – коэволюционный, порождающий соответствующие ему этические нормы, включающие экологические аспекты. Коэволюция, по определению Н.Н. Моисеева, – такое поведение человечества, такая адаптация к естественным процессам, которая сохраняет биосферу в рамках действия того аттрактора (канала эволюции), который оказался способным произвести человека [2]. Современное состояние жизни при этом оценивается как критическое: «Биосфера и вся Вселенная «держатся на острие бритвы», и кажущиеся ничтожными изменения их фундаментальных параметров могут привести к «срыву», т. е. ее полной перестройке» [2, с. 42]. Современная стадия развития науки и технологии рассматривается как точка бифуркации – нарушения состояния равновесия или ветвления эволюционных путей. Сторонники теории «ноосферы», коэволюции как высшего этапа трансформации общества в направлении усиления взаимопроникновения бытия и разума связывают с ростом научного знания динамику общественного и даже планетарного процесса эволюции.
3. Инновационность как ценность новой эпохи
Современную эпоху отличает невиданный рост ценности знания, который оказывается качественно отличным от аналогичных процессов в прошлом. Его особенностью в эпоху потребления становится инновационный, прикладной характер. Инновации становятся одной из главных ценностей высокотехнологичного общества, позволяя стремительно внедрять в производство научные теории и изобретения. Это меняет и этику науки. Традиционно, фундаментальные исследования имели большую значимость и ценность в науке по сравнению с инженерными науками. В современном обществе положение коренным образом изменилось: прикладные науки, инженерная мысль играют главную, доминирующую роль, как в самой науке, так и в обществе в целом. Внедрение новых технологий в экономику вызывает в ней качественные изменения, так согласно диаграмме Пората, если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, общество можно считать постиндустриальным; если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество можно считать информационным; если в обществе более 50% населения занято в сфере интеллектуальной деятельности, общество можно считать ноосферным [3, с. 17]. Современное российское общество находится в постиндустриальной стадии, стремясь к дальнейшей трансформации, взяв курс на экономику информационного типа.
4. Плюрализм как ценность
Еще одной яркой особенностью современной науки можно назвать методологический плюрализм – осознание ограниченности, односторонности любой методологии, в том числе рационалистической. Эту ситуацию американский философ П. Фейерабенд обозначил как принцип «все дозволено» («anything go»), предложив вариант «анархистской теории познания» [4].
Современное научное знание отличается «форсированным плюрализмом», множественностью форм и методов, тесным переплетением рационализма с иррационализмом, методов гуманитарных наук с принципами познания естествознания.
Выражением неклассической эпистемологии становится все более широко применяемый принцип дополнительности, предложенный Бором в качестве интерпретации соотношения неопределенностей В. Гейзенберга. Бор придавал этому принципу большое социокультурное значение, судя по тому, что основные его положения он включил в свою речь на Международном конгрессе по антропологии и этнологии на заседании в замке Кронеборг, Эльсинор, в августе 1938 г. «В атомной физике слово «дополнительность» употребляют, чтобы охарактеризовать связь между данными, которые получены при разных условиях опыта и могут быть наглядно истолкованы лишь на основе взаимно исключающих друг друга представлений» [5, с. 49]. В поисках аналогий для квантово-механического принципа дополнительности в 1929 году Бор писал: «Строго говоря, глубокий анализ любого понятия и его непосредственное применение взаимно исключают друг друга» [6, с. 56], тем самым он положил начало распространению принципа дополнительности на гуманитарные науки.
5. Информация как ценность
Еще одной особенностью современной науки можно считать внедрение во все ее области понятий и принципов информатики. Понятие «информация» становится не только одним из самых популярных в научном дискурсе последних десятилетии, но и одной из главных ценностей, давших название целой эпохи. Как же понимается при этом сама информация? Попытки свести ее к материи или энергии не увенчались успехом. Определение сущности информации сегодня еще далеко от единства и окончательных формулировок. Впервые понятие «информация» было введено в науку в 1928 году американцем Р. Хартли для обозначения «меры количественного измерения сведений, распространяемых по техническим каналам связи» [7]. Сегодня это понятие употребляется в самых различных значениях. Т. Стониер утверждает, что «живя в обществе, которое мы сами называем информационным, мы, тем не менее, не знаем, что такое информация» [8].
Можно согласиться с мнением Р. Капурро, что понятие «информация» сегодня становится междисциплинарным, включая в себя исследования физиков, философов, биологов, лингвистов, юристов и т.д. [9]. При этом если обобщить отдельные попытки определить сущность информации, можно выделить, по меньшей мере, три подхода:
Во-первых, информация трактуется как сфера общения и средство общенаучной рефлексии, т.е. свойство человека и его социальных связей («антропно-коммуникативный» подход).
Во-вторых, она понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочиванием взаимодействий («функциональный» подход).
В-третьих, информация предстает как мера неоднородности распределения материи и энергии, свойство всех материальных систем, в том числе и неорганических («атрибутивный» подход). Информация выступает здесь как фундаментальная основа и свойство Вселенной, обуславливающее бытие в целом.
Информационное поле связывает материальный мир и мир науки в целостную систему. Об особой значимости роли информации для развития социума в современную эпоху впервые заговорили теоретики постиндустриального общества в 60-е гг. ХХ века (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бзежинский). Именно в этих теориях наступающий современный этап в развитии наиболее сильных в экономическом отношении государств был назван «информационным» (авторство в отношении данного понятия принадлежит профессорам токийского университета Ю. Хаяши и Т. Умесао.), приходящим на смену предшествующим индустриальным и аграрным формам организации экономики. Главным движущим фактором и товаром нового исторического периода в жизни человечества, по мнению ученых, становится информация, значение которой невозможно будет переоценить. М. Кастельс определил этот тип общества как «информационализм», основанный на технологии знаний, преодолевающий различия между культурой и производительными силами, духом и материей [10]. Однако в конце XX в. стало очевидно, что такое общество не идиллия. Можно согласиться с О.Н. Вешинской и Т.В. Ершовой, что сегодня уже стало очевидным, – проникновение ИКТ во все сферы человеческой жизни чревато усилением информационного неравенства, языковой и культурной унификацией, новыми формами нехимической поведенческой зависимости, небезопасным воздействием «вредоносного» контента на незрелые умы, киберпреступностью и многими другим проблемами, которые не минуют и Россию [11, с. 36]. Главной ценностью новой эпохи становятся не только знания, но и информация – как знание, имеющее обезличенный характер, в котором окончательно устранены все морально-оценочные составляющие. Личная свобода и ответственность уменьшается по мере того, как субъект информации становится все более массовым, творческая уникальность уступает место стандартизации, интернет-клише, «выбору из вариантов», предложенных анонимным программистом.
6. Релятивизм как ценность
Современную науку отличает и новое видение Вселенной, которое характеризует релятивизм. Релятивизм утверждает идею естественного предела значений, как величин, так и способов их фиксации. Выделяют два основных выражения релятивизма: онтологический и гносеологический (эпистемологический). Онтологический релятивизм указывает на связь объективных характеристик предметов и явлений с происходящими с ними процессами: в различных условиях свойства объектов варьируются. Например, в условиях макромира при сильных полях действующая в макромире причинно-следственная зависимость существенно нарушается. Гносеологический релятивизм заключается в отказе от абсолютных систем отсчета. С этих позиций аппарат науки зависит не от универсальных стандартов, действующих всегда и везде, а от конкретных систем отсчета, связанных с определенными онтологическими интервалами, стадиями, формами. Релятивизм не исключает признания абсолютов, а подчеркивает лишь, что все виды знания – часть общего процесса развития и изменения.
Современный этап развития науки характеризуется приоритетами релятивистской космологии, у истоков которой стоят А. Эйнштейн и А. Фридман. Она не претендует на законченное описание мира, но исследует конечное и бесконечное применительно к нашей Вселенной со стороны ее физико-пространственной структуры.
7. Безопасность как ценность
Благодаря невиданному ранее арсеналу знаний и технических возможностей человек сегодня приобрел качественно новый статус в природе, он оказался способен изменить и даже разрушить развитие окружающего социального или природного миров. В связи с этим в самой науке и в обществе в целом, формируется ценность «безопасных инноваций», «здорового питания», «зеленой химии», экологической чистоты и т.д. Человечество стремится уже не только к интенсивному внедрению инноваций, но и к контролю над безопасностью в этих сферах. Крупные трагедии XX-XXI веков, прежде всего, аварии на АЭС таких как «Челябинск-40», «Чернобыль», «Фукусима-1», которые привели к значительным жертвам и тотальному радиационному загрязнению окружающей среды, привлекли всеобщее внимание. Рекорд по загрязнению суши принадлежит России, в 1994 года в тундре в республике Коми в результате прорыва нефтепровода произошла утечка 280 тыс. тонн нефти, разлившейся на 18 км. Разлив нефти в Мексиканском заливе в апреле 2010 года привел к утечке в океан более 300 тысяч галлонов (более миллиона литров) необработанной нефти-сырца, что стало причиной крупнейшей за последние годы экологической катастрофы в гидросфере.
Наука встала перед необходимостью переосмысления установки на ускорение темпов НТР, ученые, предлагают использовать нелинейную, синергетическую методологию для изучения кризисных ситуаций в экологической сфере, поскольку природная среда отличается усилением бифуркаций [12].
8. Глобализация как ценность
И наконец, еще одной важнейшей тенденцией современной общественной динамики, связанной с развитием науки, является процесс глобализации – интеграции народов и государств в единое планетарное сообщество. Наука способствует этому процессу и сама испытывает его влияние. Открытия в ядерной энергетике, генной инженерии делают мир целостным, единым перед возможной угрозой выживанию. Политика государств зависит от обладания теми или иными видами оружия, технологиями их создания. Глобализация меняет мир, делая доступными все большему числу стран научные технологии и новации: за последние пять лет произошли революции – мобильной системы связи, глобальной Сети, «fasebook-революция», – не только соединившими мир, но и, вооружив его новыми возможностями для противостояния (например, для организации выступлений молодежи на Манежной площади в Москве в декабре 2010-го или оппозиции в арабских странах весной 2011 г. были использованы технологии флеш-моб-оповещения).
При этом глобализационные процессы происходят за счет поглощения более сильными (в экономическом отношении) системами более слабых и сопровождаются потерей культурного своеобразия. Усредненность, выравнивание неизбежно способствуют потере богатства содержания и форм, поэтому глобализация, в том виде, в котором она протекает, не стала всеобщей ценностью. Необходимость глобального взгляда на мир, коллективное решение проблем, распространение принципов гуманизма и демократии – разделяют большинство стран, однако, на деле глобализация становится формой утверждения стандартов лидирующих государств («большой восьмерки»). Глобализация оборачивается сверх-монополизацией рынков, разорением регионального бизнеса транснациональными корпорациями, глобальной зависимостью от единых финансовых пирамид и биржевых операций; противодействие эти процессам связанно с антиглобализмом.
Этот процесс требует сегодня осмысления и оценки, нахождения такой формы протекания глобализации, которая обеспечивала бы качественные позитивные изменения при наименьших потерях. Современная наука призвана способствовать разрешению этой сверхновой задачи.
Литература:
1. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
2. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? М., 1999.
3. Грум-Гржимайло Ю.В. Экономика информационного общества: иллюзии и реальность //Информационное общество. № 2. 2010. С. 12–20.
4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
5. Бор Н. Философия естествознания и культуры народов / Атомная физика и человеческое познание М., 1961.
6. Бор Н. Избранные научные труды. Т.П. М., 1971.
7. Hartley, R.V.L. (1928). Transmission of Information. Bell System Technical Journal, 7, 335–363.
8. Stonier, T. (1991). Towards a new theory of information. Journal of Information Science 17, 257–263.
9. Capurro R. The Concept of Information //Annual Review of Information Science and Technology Ed. B. Cronin, Vol. 37 (2003) Chapter 8, pp. 343 – 411.
10. Castelss. M. The Information Age: Economy, Society and Culture, Oxford, UK, and Malden, MA, 1998.
11. Вершинская О.Н., Ершова Т.В. Междисциплинарные аспекты проблем развития информационного общества. Часть 2. Изучение проблем информационного общества в России //Информационное общество. № 6. 2010. С. 30 – 37.
12. Теличенко В.И., Гутенев В. В., Слесарев М.Ю. Подходы к интерпретации систем управления экологической безопасностью в строительстве // Экологические проблемы урбанизированных территорий. 2006. № 2.
________________________
Людмила Владимировна Баева — доктор философских наук, доцент, декан факультета социальных коммуникаций, заведующая кафедрой философии Астраханского государственного университета
© Информационное общество, 2011 вып. 2, с. 43-49.
Что такое аксиология? Отрасли философии и ключевые концепции
Что такое аксиология?
Термин «аксиология» происходит от двух греческих слов, а именно: áxios ( ἄξιος ), что означает «ценность» или «ценность», и logos ( -λογία ), что означает «изучение». Этимологически аксиология означает «изучение ценности» или «изучение ценности».
Однако традиционно ученые определяют аксиологию как философское исследование ценностей и того, как эти ценности возникают в обществе. В частности, аксиология стремится понять значение, природу и происхождение понятий «ценности» и «оценочное суждение». Это объясняет, почему аксиология тесно связана с двумя другими отраслями философии, а именно с этикой и эстетикой. Фактически, некоторые ученые использовали этот термин либо как собирательный термин для обозначения этики и эстетики, либо как основу для этих двух ветвей философии. С одной стороны, этика — это раздел философии, изучающий правильность или неправильность человеческих действий. В частности, этика касается значения и природы понятия «добро», а также того, что значит быть добрым.С другой стороны, эстетика — это отрасль философии, которая имеет дело с принципами красоты и искусства. В частности, эстетика занимается красотой и гармонией и пытается понять природу красоты в целом.
Как мы видим, аксиология является необходимым компонентом как этики, так и эстетики в том смысле, что нужно использовать понятие «ценность» или «ценность» для определения и понимания понятий «добро» или «добро», и «Красота». Таким образом, с помощью аксиологии можно осмысленно определить, что является «ценным» и почему что-то можно назвать ценным.
Например, когда человек задает такие вопросы, как «Почему мне нужно подчиняться социальным нормам?» Или «Из чего вытекает мораль и для чего она нужна в контексте общества?», То этот человек задает аксиологический вопрос. вопросов. Как мы видим, этот человек хочет знать, что побуждает нас действовать или воздерживаться от таких действий. И если авторитет полностью объясняет человеку, почему он или она должны подчиняться социальным правилам, тогда этот человек может полностью понять, почему он или она должны подчиняться этим правилам.Итак, в этом примере ценность — либо авторитет, либо уважение, но, конечно, это зависит от того, как человек это воспринимает. Наконец, в дополнение к только что упомянутым аксиологическим вопросам, человек может также задать следующие вопросы: «Откуда взялись эти ценности?», «Можно ли одну из этих ценностей назвать хорошей?» И «Одна лучше другой, и почему?».
Четкое направление: понимание самого себя стало простым
Аксиология: «Раздел философии, имеющий дело с природой ценности и типами ценностей, такими как мораль, эстетика, религия и метафизика.» Словарь нового мира Вебстера , 2-е изданиеЛюди разные. Они не похожи друг на друга. Не все они звучат одинаково. И все они думают по-разному. Аксиология — это наука, изучающая образ мышления людей. В частности, аксиологи изучают, как люди определяют ценность разных вещей. Вот как люди сравнивают вещи и как эти присвоения ценностей либо представляют, либо искажают реальность.
По значению устанавливает приоритеты. Это значит выбирать одно вместо другого.Это значит думать о вещах относительно друг друга и решать, что одно лучше другого. Решить, что есть «хорошо». Все люди придают более высокое значение одним вещам и более низкое — другим. Люди присваивают эти оценки по единой, уникальной для них схеме. Этот процесс оценки на самом деле является привычкой мыслить. Он включает в себя фильтрацию, обработку, хранение и анализ данных. Он включает в себя размышления об объектах, распознавание различных аспектов вещей, вынесение суждений и выбор.Наш уникальный образец мышления и присвоения ценностей называется структурой ценностей.
Люди часто путают ценность с ценностями. Ценности — это конкретные вещи, которые люди отстаивают, верят или считают важными. Ценить — значит думать, приписывать реальности смысл и богатство свойств. Структура ценностей — это карта мышления, которую человек использует, чтобы делать выводы о вещах. Ценность — это представление о ценностях как о важных объектах нашего мышления. Люди ценят достижение своих ценностей.
Один из способов описать разницу между значением и значениями — использовать поле Color Vision. Мы можем сравнить ценность со способностью видеть разные цвета. Наука Color Vision изучает способность человека видеть и различать цвета, в то время как Аксиология изучает способность концептуально различать разные вещи. Мы можем сравнивать значения для разных цветов или связывание одного цвета (красный) как более благоприятного, значимого, приемлемого или ценного, чем другой (розовый).Сказать: «Билл умеет ценить цвета» означает, что Билл может видеть и различать цвета или среди них, у него хорошее цветовое зрение. Сказать: «Билл ценит красный больше, чем синий» означает, что Билл предпочитает красный синему. Сказать «Билл может ценить» означает, что Билл может ясно видеть и думать о различных аспектах разных вещей, не путать эти аспекты друг с другом. Сказать: «Билл ценит людей больше, чем деньги» означает, что Билл любит людей больше, чем деньги, и хочет, чтобы деньги работали на благо людей.
Ценности = Любимые цвета = Выбор
Определение ценности, ключевое понятие аксиологии
Страница 1 на 6
(Примечание: это непрофессиональный перевод оригинального текста на французский язык. Помогите улучшить этот перевод: пожалуйста, сообщите о любой ошибке!)
Если мы хотим установить легитимность аксиологии, мы, естественно, должны ответить на определенное количество вопросов: «каково содержание этой дисциплины?», «в чем ее суть?», «каков ее метод?», «как это связано с другими дисциплинами? », и прежде всего« каков его результат? ».С чего начать?
Однако рассмотрение содержания этой дисциплины должно быть отложено, потому что мы должны сначала рассмотреть внешние и вспомогательные особенности этой дисциплины, прежде чем исследовать ее основные. Я назвал эти несущественные черты «пролегоменами» аксиологии ( pro legomein : то, что было раньше), и я намерен исследовать их в настоящее время.
Для этого, во-первых, представляется уместным предложить определение , по крайней мере предварительное, концепции значения .Это позволит нам спросить себя, на втором этапе, может ли наше время принять сам проект аксиологии (как дисциплины, объектом которой является ценность, определенная таким образом) — другими словами, я попытаюсь представить аксиологическую панораму нашего время. Тогда мы сможем определить, какое состояние ума необходимо для понимания и принятия результатов аксиологии. Это позволит нам, наконец, представить, какая реконфигурация поля знания может быть вызвана конституцией аксиологии как науки о ценностях.
I / Предварительное определение значения
Сначала я должен определить это понятие ценности, которое я буду использовать. Но я даю пока лишь предварительное определение этого понятия: вся моя работа состоит именно в том, чтобы постепенно прояснить значение этого понятия ценности. Однако я должен дать по крайней мере определенное представление об этом; что я собираюсь делать сейчас.
Мне кажется, что понятие ценности следует использовать для того, чтобы сформулировать некую интуицию или, скорее, две взаимосвязанные. Первый из них заключается в том, что будет существовать универсальная иерархия всех существ, вещей, действий и, если использовать самый общий термин, иерархия всех сущностей.Согласно этой интуиции , определенные поведения или вещи имеют большую ценность, чем другие, являются высшими или низшими, и поэтому организованы в иерархию , а именно иерархию ценностей. Это каким-то образом отражает объективный характер понятия ценности в том смысле, что поднимает проблему отношения иерархии к внешнему миру.
Понятие ценности может также использоваться для формулировки второй интуиции, что определенные вещи будут достойны любви .Он составляет субъективный характер понятия ценности, которое апеллирует к эмоциям, а точнее к любви.
Это может быть только предварительное определение, поскольку оно неудовлетворительно с логической точки зрения: понятие иерархии, с помощью которого я определяю ценность, уже содержит в себе понятие ценности. Итак, мы пытаемся понять понятие ценности, и для этой цели мы используем термин, который сам требует понимания концепции ценности.Точно так же понятие «достойный», используемое в выражении «достойный любви», по существу требует понимания понятия «ценность». Возникает логический замкнутый круг. Однако этого предварительного определения на данный момент достаточно, поскольку оно позволяет пролить свет на понятие ценности с помощью этих двух интуиций, углубляя наше понимание до тех пор, пока мы не сможем найти более последовательное определение ценности.
Каким бы несовершенным ни было это определение, теперь мы можем задать себе следующий вопрос: может ли проект аксиологии найти место в нашем времени? Это заставляет нас попытаться понять, какое представление о ценностях конкретно характеризует наш возраст.
определение аксиологии и синонимов аксиологии (английский)
содержание сенсагента
- определения
- синонимы
- антонимы
- энциклопедия
Решение для веб-мастеров
Александрия
Всплывающее окно с информацией (полное содержимое Sensagent), вызываемое двойным щелчком по любому слову на вашей веб-странице. Предоставьте контекстные объяснения и перевод с вашего сайта !
Попробуйте здесь или получите код
SensagentBox
С помощью SensagentBox посетители вашего сайта могут получить доступ к надежной информации на более чем 5 миллионах страниц, предоставленных Sensagent.com. Выберите дизайн, который подходит вашему сайту.
Бизнес-решение
Улучшите содержание своего сайта
Добавьте новый контент на свой сайт из Sensagent by XML.
Сканировать продукты или добавлять
Получите доступ к XML для поиска лучших продуктов.
Индексирование изображений и определение метаданных
Получите доступ к XML, чтобы исправить значение ваших метаданных.
Напишите нам, чтобы описать вашу идею.
Lettris
Lettris — любопытная игра-тетрис-клон, в которой все кубики имеют одинаковую квадратную форму, но разное содержимое.На каждом квадрате есть буква. Чтобы квадраты исчезли и сэкономили место для других квадратов, вам нужно собрать английские слова (left, right, up, down) из падающих квадратов.
болт
Boggle дает вам 3 минуты, чтобы найти как можно больше слов (3 буквы и более) в сетке из 16 букв. Вы также можете попробовать сетку из 16 букв. Буквы должны располагаться рядом, и более длинные слова оцениваются лучше. Посмотри, сможешь ли ты попасть в Зал славы сетки!
Английский словарь
Основные ссылки
WordNet предоставляет большинство определений на английском языке.
Английский тезаурус в основном заимствован из The Integral Dictionary (TID).
English Encyclopedia лицензирована Википедией (GNU).
Перевод
Измените целевой язык, чтобы найти переводы.
Советы: просмотрите семантические поля (см. От идей к словам) на двух языках, чтобы узнать больше.
4835 онлайн посетителей
вычислено за 0,047 с
Что такое аксиологическая этика? | Жизнь Персона
Этическая этика Это та часть этики, которая относится непосредственно к ценностям.В отличие от частей, связанных с моралью и социальной справедливостью, аксиологическая этика не фокусируется непосредственно на том, что мы должны делать.
Вместо этого он фокусируется на том, что стоит развивать или продвигать, а чего следует избегать.
Чтобы иметь лучшее представление, определите аксиологию и этику по отдельности. Аксиология — это наука, изучающая ценности и то, как эти ценности производятся в обществе.
Аксиология стремится понять природу ценностей и оценочных суждений.Он тесно связан с двумя другими областями философии: этикой и эстетикой.
Три ветви (аксиология, этика и эстетика) имеют дело с ценностями. Этика имеет дело с добром, пытаясь понять, что такое добро и что значит быть хорошим.
Эстетика занимается красотой и гармонией, пытаясь понять красоту и то, что она означает или как она определяется.
Аксиология является необходимым компонентом как этики, так и эстетики, потому что для определения «добра» или «красоты» необходимо использовать концепции ценности, и, следовательно, нужно понимать, что ценно и почему.
Понимание значений Помогает определить причину поведения.
Основные характеристики аксиологической этикиАксиологическая этика — это особая область исследования, которая представляет определенные отличительные черты знакомых ей ветвей философии.
Вот основные характеристики аксиологической этики.
ИсторияПримерно в пятом и частично шестом веках а.К., для греков было трансцендентным быть хорошо осведомленным в случае достижения успеха. Интеллигенция взялась за признание несоответствия устава морали человечества.
Ученик Сократа, Платон, продвигал веру, устанавливающую добродетели, которые должны быть увековечены.
С падением режима ценности стали индивидуальными, что привело к расцвету скептических школ мысли, сформировав в последнем запросе страстную этику, которая, как считается, повлияла на христианство и сформировала его.
В период средневековья Фома Аквинский прикрывал расхождение между естественной и религиозной моралью.
Эта концепция побудила философов различать суждения, основанные на фактах, и суждения, основанные на ценностях, создавая разделение между наукой и философией.
Примеры целейКогда дети задают вопросы типа «зачем мы это делаем?» Или «как мне это делать?», Они задают аксиологические вопросы.
Они хотят знать, что побуждает их действовать или воздерживаться от них.Отец говорит, что не бери печенье из банки. Ребенок недоумевает, почему брать печенье из банки неправильно, и спорит с отцом.
Отец часто устает объяснять и просто отвечает: «Потому что я так говорю». Ребенок перестанет обсуждать, ценит ли он установленный авторитет (или боится наказания за непослушание). С другой стороны, ребенок может перестать спорить просто потому, что уважает своих родителей.
В этом примере ценность — это авторитет или уважение, в зависимости от ценностей ребенка.Аксиологическая этика ставит: «Откуда берутся эти ценности? Можно ли назвать какие-то из этих ценностей хорошими? Одно лучше другого? Почему?»
Теория ценностей: основной и общий подход к аксиологической этикеТермин «теория ценностей» используется в философии по крайней мере тремя разными способами.
В общем смысле теория ценностей — это ярлык, обозначающий разделы философии Моральная, социальная и политическая философия, эстетика, а иногда и феминистская философия и философия религии — любые области философии, охватывающие некоторые «оценочные» аспекты.
В более узком смысле, теория ценностей используется в относительно узкой области нормативной этической теории, в частности, но не исключительно, для консеквенциалистов. В этом узком смысле теория ценностей более или менее синонимична аксиологии.
Можно подумать, что аксиология в основном занимается классификацией того, что хорошо и насколько хорошо.
Например, традиционный вопрос аксиологии касается того, являются ли объекты ценности субъективными психологическими состояниями или объективными состояниями мира.
Частные теории аксиологической этики Инструментальная и внутренняя стоимостьЭто технические ярлыки для двух полюсов старой дихотомии. Кажется, что люди по-разному рассуждают о том, что им следует делать (хорошие цели) и на что они способны (хорошие средства).
Когда люди рассуждают о целях, они применяют критерий внутренней ценности. Когда они рассуждают, это означает, что они применяют критерий инструментальной ценности.
Мало кто сомневается в существовании этих двух критериев, но их относительный авторитет постоянно оспаривается.
Прагматизм и доброжелательностьПрагматическая этика — теория нормативной философской этики. Этичные прагматики, такие как Джон Дьюи, считают, что некоторые общества морально прогрессировали так же, как они достигли прогресса в науке.
Ученые могут исследовать истинность гипотезы и принять гипотезу в том смысле, что они действуют так, как если бы гипотеза была верной.
Однако они думают, что будущие поколения могут продвигать науку, и, таким образом, будущие поколения могут уточнить или заменить (по крайней мере, некоторые из) свои принятые гипотезы.
Гипотетические и категориальные товарыМысль Иммануила Канта (1724–1804) оказала большое влияние на моральную философию. Он считал моральную ценность уникальным и универсально идентифицируемым свойством, абсолютной ценностью, а не относительной ценностью.
Он продемонстрировал, что многие практические блага хороши только в условиях, описываемых предложением, содержащим «да», например, в предложении «солнце хорошо, только если вы не живете в пустыне.«
Кроме того, оговорка «да» часто описывает категорию, в которой было вынесено суждение (искусство, наука и т. Д.).
Кант охарактеризовал их как «гипотетические товары» и попытался найти «категориальный» товар, который работал бы во всех категориях суждений, не полагаясь на пункт «да-то».
Список литературы- Редакторы Британской энциклопедии. (2015). Аксиология. 13 августа 2017 г., Encyclopædia Britannica, inc. Сайт: britannica.com
- Финдли, Дж. Н. (1970). Аксиологическая этика. Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 0-333-00269-5. 100 страниц.
- Дьюи, Джон (1939). Теория оценки. Издательство Чикагского университета.
- Циммерман, Майкл. «Внутренняя ценность против внешней стоимости». В Zalta, Эдвард Н. Стэнфордская философская энциклопедия.
- Дьюи, Джон (1985) [1932]. Этика. Издательство Южного Иллинойского университета.
- Свобода как ценность: критика этической теории Жан-Поля Сартра.Издательство Open Court. 1988. ISBN 978-0812690835.
- Шредер, Марк, «Теория ценностей», Стэнфордская энциклопедия философии (издание осень 2016 г.), Эдвард Н. Залта (редактор).
- Краут, Ричард, 2007. Что такое хорошее и почему: этика благополучия , Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Брентано, Ф. фон Урспрунг, общественный деятель Эркеннтнис (1889 г.). Пер. Родерик Чизхолм, «Происхождение нашего познания правильного и неправильного» (1969).
- Тед Хондерих. (2005). Оксфордский компаньон философии.Google Книги: Издательство Оксфордского университета.
Что такое аксиология — внутрь
Аксиология — общее название «теории ценностей»
Аксиология образована от сочетания греческого слова «axios», означающего ценность, достойный, стоящий или полезный, и от термина логос (наука).
Аксиология определяет, как мы, скорее всего, будем действовать или реагировать в той или иной ситуации. Это помогает нам понять, как люди оценивают «ценность» объектов (включая самого себя) и шаблоны, которые мы используем, чтобы делать сравнительные или оценочные суждения обо всем в нашем опыте.
Аксиология значительно расширила этот термин, имеет значение , и объединила ряд вопросов, связанных с экономикой, моралью, религией, спортом, психологией, эстетикой и даже чистыми системами, такими как логика или математика. Эти вопросы долгое время рассматривались в относительной изоляции и теперь объединены под эгидой аксиологической (ценностной) науки.
Формальная аксиология — это основанная на логике наука о ценностях, закрепленная в «иерархии значений» от наиболее значимой или самой богатой ценности до самой разрушительной или самой большой потери ценности.
Более того, аксиология — это математически обоснованная наука о человеческих оценочных суждениях, которая объективно определяет, как наш разум анализирует и интерпретирует наш опыт как значимый. Это позволяет нам преобразовать воспринимаемые качества в количества, , которые можно лучше понять и эффективно применять в коучинге руководителей.
Аксиология впервые стала наукой благодаря работам профессора Роберта С. Хартмана, доктора философии. которые объединили и упорядочили теорию ценностей с основанием в логике формальной теории множеств.Он установил основы научной, «формальной» аксиологии, сосредоточенной на первой логической иерархии ценностей.
Иерархия ценностей имеет три основных измерения значения , представляющих различные виды концепций или областей реальности. Обычно они понимаются как внутренней (люди), внешней (вещи), и системной ценности (идеи), соответственно.
«Аксиология» — это наука о ценностях, а со стороны коучинга и процесса человеческого развития — наука о ценностях, направленная на улучшение человека.
Это не переупакованная или утепленная коллекция старого материала. Он совершенно новый и стоит на собственном историческом и логическом основании.
Аксиология предоставляет аналитические инструменты для диагностики фактического положения дел и для переноса «будущего состояния дел» в настоящее с точки зрения структурированного роста и развития.
Этика глобальной ответственности: биоцентрическая аксиология
Аксиология — это область философских исследований, которая касается природы ценностей и оценочных суждений.Как отмечалось ранее, существует множество видов ценностей: эстетические, медицинские, коммерческие, функциональные или инструментальные. Основное различие заключается между внутренними и производными ценностями. Биоцентрическая аксиология — это теория ценности, которая берет Жизнь за основу внутренней моральной ценности и предполагает, что все различные виды производной ценности приобретают свои ценности по отношению к живым существам. Биоцентрическую аксиологическую перспективу можно понять с экологической, эволюционной и онтогенетической точек зрения.
Экологический взгляд на внутреннюю моральную ценность
Когда в 1949 году появилась классическая работа Альдо Леопольда «Альманах округа Сэнд», экологический кризис, вызванный деятельностью человека на Земле, стал очевиден только для нескольких людей. Из-за своей любви к земле и своей работы с Лесной службой США Леопольд лучше, чем большинство людей, видел способы, которыми люди разрушали землю из-за своего безразличия к ее моральному статусу.Он надеялся, что человеческое чувство морального сообщества расширится, включив в него «земельную этику», которая будет включать в себя заботу о сохранении «целостности, стабильности и красоты» земли ради нее самой, а не только ради экономической ценности. что определенные участки земли или определенные виды растений и животных могут иметь для человека. Он писал, что «вся этика, развившаяся до сих пор, основана на одной предпосылке: человек является членом сообщества взаимозависимых частей. Его инстинкты побуждают его бороться за свое место в этом сообществе, но его этика также побуждает его сотрудничать. -работать….Этика земли просто расширяет границы сообщества, включая почвы, воды, растения и животных, или все вместе: землю »(Leopold, 1948, 203-4).
Важно понимать, что для Леопольда земля это не просто почва;
… это фонтан энергии, текущий через кругооборот почвы, растений и животных. Пищевые цепи — это живые каналы, которые проводят энергию вверх; смерть и распад возвращают ее в Цепь не замкнута; часть энергии рассеивается при распаде, часть добавляется за счет поглощения воздуха, часть накапливается в почве, торфе и долгоживущих лесах; но это постоянный контур, как медленно увеличивающийся вращающийся фонд жизни.(216)
Земля используется здесь как собирательное существительное, например «мебель», которое включает в себя ряд различных типов вещей. Но в отличие от мебели, которая представляет собой просто набор различных видов искусственных неодушевленных предметов, земля поддерживает биотическое сообщество, место жизни. Без его живых членов не было бы энергетического контура, а почва была бы такой же сухой и безжизненной, как пыль на Луне, бесплодном двойнике Земли. Энергия Солнца достигает Луны так же, как она достигает Земли, но там она только отражается обратно в космос.На Земле часть этой солнечной энергии улавливается и преобразуется в живые формы.
Чтобы понять землю в этом смысле, нужно понять экологию, но это оказывается очень трудным. Мы, люди, только начинаем понимать изысканный баланс, который поддерживает биотические сообщества в различных регионах и регионах Земли и под ее морями. Подобно эволюции нашего научного понимания экологических систем, Леопольд считал, что этика земли разовьется, как только мы, люди, «перестанем думать о достойном землепользовании как исключительно экономической проблеме» и начнем исследовать землю «с точки зрения этики и этики. эстетически правильно, равно как и экономически целесообразно »(224).Он предложил в качестве руководства к тому, что означает «правильно» в этом контексте, когда написал: «Что-то правильно, когда оно имеет тенденцию сохранять целостность, стабильность и красоту биотического сообщества. Это неправильно, когда оно имеет тенденцию к обратному» (224). -5).
Со времен Леопольда значительно больше людей осознали мудрость этой перспективы и стали рассматривать биотические сообщества, землю в этом смысле, как нечто стоящее ради сохранения. Принимая этот моральный ответ на землю, мы, люди, создаем и расширяем границы нашего морального сообщества.Мы делаем это отчасти потому, что мы пришли к пониманию того, что мы сами являемся частью земли и черпаем нашу энергию из тех же источников энергии, которые поддерживают другие живые существа, так что, когда мы причиняем вред земле, мы вредим и себе. Школьники теперь учатся этому, но мало кто это понимает полностью.
Но нам не нужно думать, что элементы биотического сообщества имеют одинаковый моральный статус. Земля и воздух, например, вода и солнечный свет, необходимые для жизни, сами по себе не являются ценными вещами.Некоторые люди думают, что микробы и бактерии по своей сути ценны, потому что они живые существа, и многие люди могут признать, что растения и животные, которые питаются этими микроскопическими существами, имеют какое-то моральное положение. Но это остаются противоречивыми взглядами.
С другой стороны, большинство людей охотно согласятся, что они сами обладают внутренней ценностью. Каждый из нас, с эгоцентрической точки зрения, считает нашу собственную жизнь по существу ценным, и мы пришли к пониманию того, что мы должны, чтобы быть последовательными, универсализировать эту идею и рассматривать всех других людей как «самоцель», как вещи, которые имеют свое собственное благо и перед которыми могут быть взяты моральные обязательства ради них самих.Это понимание формирует идею глобального человеческого морального сообщества, основанного на этике прав человека. Ценность, которую имеют все другие живые существа на суше, в море и в воздухе, является только инструментальной ценностью, для нас это значение , а не внутренняя ценность. Эта гомоцентрическая (ориентированная на человека) точка зрения — это то, что большинство людей используют для понимания области морали.С этой точки зрения нам нужно только интересоваться полезностью или полезностью других членов биотического сообщества для нас, их способностью удовлетворять наши аппетиты и желания. Когда мы смотрим на моральный мир таким образом, другие живые существа вообще не имеют внутренней ценности; их ценность только инструментальная и проистекает из их полезности для нас. Поскольку большинство других живых существ нам мало или совсем не нужны, мы склонны не заботиться о них.
Но этот гомоцентрический (или антропоцентрический) взгляд косоглазен с экологической точки зрения.Человеческие существа, стоящие на вершине пищевой цепи, могут представлять собой вершину биотической пирамиды на Земле, но мы не являемся ее основанием или ее промежуточными уровнями. У нас есть моральный статус, который мы делаем, потому что мы стоим на спинах всех других существ суши и моря, и вместе с ними на самой Земле, вращающейся вокруг своей оси и вращающейся вокруг Солнца. Моральный рост строится снизу вверх, а не сверху вниз. Мы, люди, обладаем такими же моральными качествами, потому что стоим на пирамиде ценностей, которая поддерживает наше существование как вида.Эта пирамида ценностей и есть то, что Леопольд называл Землей, живой Землей, которая включает в себя сушу, море, воздух и все биологические формы, населяющие их. Человеческие существа как живые формы обладают внутренней ценностью, но мы обладаем моральным статусом только потому, что стоим на высоком плато великой пирамиды жизни.
Эволюционный взгляд на внутреннюю ценность
Биологическую основу внутренней моральной ценности можно также понять с эволюционной точки зрения.Человеческие существа, которые сейчас живут, являются растущей частью эволюционного процесса, который начался миллиарды лет назад, когда жизнь впервые появилась на планете Земля. Наше нынешнее понимание эволюционной эпопеи, которая привела к нашему существованию, будучи ограниченным и неполным, позволяет нам понять, что благодаря стечению случайных обстоятельств жизнь каким-то образом смогла возникнуть на Земле. Условия изначальной планеты, ее атмосферный состав, обилие тяжелых атомов, рожденных взрывающимися звездами в ее почве, присутствие воды и непрерывный приток энергии от Солнца, каким-то образом способствовали возникновению живых форм.Первая из этих форм жизни, примитивные микробы, такие как цианобактерии, открыли, как преобразовывать солнечный свет и углекислый газ в энергию, поддерживающую жизнь, производя кислород в качестве побочного продукта, и таким образом начали эволюционный процесс, который за миллиарды лет произвел множество живых форм, которые теперь населяют планету.
Каждое живое звено в этой великой эволюционной цепочке существования обладало внутренней ценностью, поскольку содержало искру жизни, священный огонь. Эта ценность была передана его потомкам, а от них — их потомкам посредством биологической наследственности, закодированной в молекулах ДНК, которые есть у всех форм жизни.По мере того, как жизнь становилась более сложной, и многоклеточные животные и растения могли появляться, эти живые существа становились все более моральными. Появление чувствительности и интеллекта у некоторых существ еще больше повысило их рост. И, наконец, в конце одной ветви великого древа жизни человека разумного, , явились в мир с силой языка и мысли. Но способность к языку и мысли не является основой нашей ценности; скорее, это продукт процесса космической эволюции, в ходе которого жизненная ценность медленно росла на протяжении миллиардов лет.Мы только наследники этой внутренней ценности, но не ее создатели.
Онтогенетический взгляд на внутреннюю ценность
Эту концепцию внутренней ценности можно понять и по-другому. С онтогенетической точки зрения каждый из нас, ныне живущих, вырос из живых семян, яйцеклеток и сперматозоидов, которые, будучи соединены вместе, каким-то образом «умели» делиться и размножаться, чтобы сформировать новую человеческую личность. Эти живые семена несли искру жизни, унаследованную от эволюционной истории вида, и, объединившись, начали новый цикл жизни.Таким образом, оплодотворенный эмбрион имеет некоторую внутреннюю ценность, он был ценен сам по себе, потому что, как и другие живые существа, он унаследовал свою ценность от своих предков и, возможно, однажды передаст эту живую ценность своему потомству.
Но моральный статус эмбриона на данном этапе развития относительно низок по сравнению с другими моральными пациентами. Ему не хватает чувствительности и интеллекта, он не может думать или говорить и еще не является членом человеческого общества. Тем не менее, если его рост не прерывается, процесс вынашивания позволяет эмбриону продолжить свое онтогенетическое развитие, черпая энергию и питательные вещества из тела матери.По мере развития плода в утробе матери он растет как в моральном плане, так и в размере и функционировании. В то время как рождение знаменует вступление нового члена в человеческое моральное сообщество, процесс роста продолжается в младенчестве, раннем детстве, детстве, юности и во взрослой жизни. Сам процесс постепенный и плавный, и по мере того, как индивидуальное человеческое существо обретает форму и становится взрослым, его моральный статус возрастает. Как взрослые люди, мы приобрели полный моральный статус моральных агентов, моральный статус, который ставит нас на высокое моральное плато.Но мы достигли этого уровня только потому, что унаследовали ценность, присущую каждой из более ранних стадий нашего индивидуального существования, нашим более ранним живым воплощениям, каждое из которых имело свой собственный моральный статус, основанный, по крайней мере частично, на присущей ему моральной ценности.
Одним из величайших достижений современной этики было признание равной внутренней моральной ценности всех людей. Этика прав человека создает единое моральное сообщество статуса, в котором все люди занимают единое моральное плато, в котором мы все «равны в достоинстве и правах».»Это достижение стало результатом долгой исторической борьбы, которая еще не завершена, за всеобщее признание достоинства, присущей всем людям моральной ценности.
Но это великое достижение равноправия все еще зависит от Гомоцентрическая аксиология Гомоцентрическая аксиология, которая рассматривает людей или рациональных моральных агентов как единственные вещи во вселенной, которые имеют внутреннюю моральную ценность, переворачивает живую пирамиду внутренней ценности вверх дном.Предполагая, что только люди обладают неотъемлемой ценностью, оно сводит всех остальных живых существ к простым вещам, которые существуют для нас, ценность которых полностью проистекает из их полезности по отношению к человеческим интересам.
Но когда мы перевернем пирамиду ценностей и поместим ее обратно на надлежащее основание, мы увидим, что моральное плато, которое мы, люди, занимаем, стоит на вершине горы жизни и на растущем конце цепочки живых существ, каждое звено которой имеет (или имело) свою внутреннюю моральную ценность.