Понятие и структура сознания: 98. Структура сознания. Философия. Шпаргалки

Автор: | 18.09.1976

Содержание

Структура сознания «Основы психологии»

Глава 4. Структура сознания

1. Сознание как высшая ступень развития психики

сознание высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).


Рис. 4.1 Функции, свойства сознания

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.

Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

«осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С.Л. Рубинштейн).

сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пре-натальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент — это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы.

Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания — это идентификация ребенка с матерью, т.е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное — не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам.

Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.


Рис. 4.2 Развитие сознания

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все.

Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») — осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко).

 I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».


Рис. 4.3 Структура сознания

сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания:  1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

язык и объективированные в нем формы мышления — это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга. Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются только частной реализацией базовых оппозиций сознания, во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, освобождение энергии сознания для следующего цикла развития возможно только через акты осознания на себе (в том смысле, что все психическое содержание, подлежащее осознанию, уже существует и функционирует в моей психике, и только то, что живет во мне, я и могу осознать, осознать же что-то внешнее невозможно).

Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Структура ⚠️ сознания: сущность, функции, основные элементы

Понятие сознания

Наука рассматривает понятие сознания с философской, психологической и биологической точки зрения.

Сознание (философия) — состояние психической жизни человека, когда индивид субъективно переживает события внешнего мира и собственной жизни, а также отдает отчет всему происходящему.

В философии как в науке существует специальная дисциплина — философия сознания, — которая изучает природу сознания и его соотношение с физической реальностью (телом).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Сознание (психология) — представление субъекта о мире и о своём месте в нём. Наличие сознания обеспечивает способность человека отдавать отчет своему внутреннему психическому опыту и опыту, необходимому для разумной организации совместной деятельности.

С точки зрения биологии, сознание — это функция мозга, которая позволяет индивиду получать представление о самом себе и об окружающей среде.

То есть, рассматривает все три эти определения, можно сделать вывод, что сознание — это то, что отличает человека от животного и позволяет ему прожить жизнь не только на врожденных инстинктах, но и психически осознавая все происходящее. Сущность сознания на данный момент практически не объясняется наукой.

Сознание можно разделить на две части по степени осознанности — бессознательное и сознательное. Считается, что чем старше человек становится, тем преобладание сознательной части над бессознательной увеличивается. То есть, младенец существует практически бессознательно, а зрелая личность наоборот — практически сознательно. Однако, если рассматривать этот вопрос более глобально, даже взрослый человек очень часто пользуется бессознательной частью своего мозга и многие действия совершает, не вникая в процесс. Это происходит из-за отсутствия у большинства людей потребности к полному осознанию каждого переживаемого мгновения.

Примечание

Зигмунд Фрейд, один из основателей психоанализа, который внес значительный вклад в психологию, считал, что структура сознания делится на три части: бессознательное («Оно»), сознание («Я») и сверхсознание («Сверх-Я»). Отсюда и теория, что человек — это промежуточное существо между животным и сверхчеловеком.

Функции сознания

Разные составляющие структуры отвечают за разные функции и свойства, однако отдельно друг от друга их рассматривать все-таки нельзя, так эти компоненты работают в одной системе и тесно взаимосвязаны. К основным функциям относят:

  1. Познавательная — познание, обобщенное отражение мира.
  2. Аккумулятивная — накопление знаний.
  3. Аксиологическая — оценка полученных знаний, собственных действий и действий окружающих.
  4. Функция целенаправленности — способность человека к индукции и построению целей.
  5. Коммуникативная — построение отношения к другим людям и ко всему миру, способность к переживанию.
  6. Регулятивная — регулирование поведения, деятельности.
  7. Творческая (креативная) — достижение свободы в процессе познания природного и социального мира и самостоятельного творчества.

Уровни восприятия

Разделить структуру можно на 3 уровня: чувственно-эмоциональный, рационально-дискурсивный и интуитивно-волевой. Теперь подробней о каждом из них.

Чувственно-эмоциональный

Непосредственное отражение реальности в форме ощущений, представлений, восприятий. Этот уровень всегда индивидуализирован и многогранен из-за разнообразия чувствительности и эмоциональности людей. В очень редких случаях какая-то часть этого уровня поддается специальному осознанию, реакции человека на чувственно-эмоциональном уровне ближе к неконтролируемым рефлексам, чем к мышлению.

Рационально-дискурсивный

Если же какие-то свойства и характеристики действительности не могут быть непосредственно отражены, то с помощью логических операций человек приходит к каким-либо понятиям, суждениям и умозаключениям. Это и есть рационально-дискурсивный уровень сознания. Ему присущи осознанность и рефлексивность.

Рефлексия — обращение человека к внутреннему «Я», анализ, осознание и переосмысление собственных действий, чувств, переживаний и т. п.

Интуитивно-волевой

Обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания. В данном случае человек, основываясь на опыте самосознания и индивидуальном понимании истин и ценностей, более осознанно подходит к своим действиям. Интуитивно-волевой уровень позволяет сознанию направлять поведение человека.

Иное подразделение

Существует также более простое разделение на подуровни: высокий, средний и низший. Названия говорят сами за себя. Признаки высокого уровня присутствуют у людей, чья деятельность связана с постоянной интеллектуальной и творческой работой, такие люди способны проводить глубокий внутренний анализ, а также анализ всего происходящего вокруг, что влияет на качество осознанности их жизни. К людям со среднем уровнем принадлежат практически все среднестатистические современные жители, деятельность которых направлена на удовлетворение повседневных потребностей и потребностей своих близких. Они проводят поверхностный анализ ситуаций, которые помогут достичь необходимых результатов. Низший уровень сознания — это примитивное мышление, отсутствие стремления к развитию, неспособность адекватно анализировать и прогнозировать ситуации.

Примечание

Следует понимать, что во многих случаях люди со среднем и низшим сознанием не могут самостоятельно оценить свой уровень и что-либо предпринять для развития, которое, на самом деле, требуется далеко не всегда. Прийти к мысли о саморазвитии достаточно сложно, учитывая многие внешние факторы, например, окружение, место жительства, воспитание в семье и учебных организациях и т. п.

Элементы структуры сознания

Несмотря на то, что мозг человека изучен очень мало, психология все-таки выделяет конкретные элементы сознания, каждый из которых отвечает за конкретную функцию и взаимодействует с остальными для комплексной работы сознания. Прийти к единому списку на данный момент все еще не удалось, однако все компоненты можно разделить на несколько групп по их функциональности.

Предметное сознание

Иначе — мышление, интеллект, способность познавать окружающий мир, обрабатывать информацию, решать умственные задачи. Способности интеллекта зависят не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

Оценка

Способность адекватно эмоционально анализировать и переживать внутренние процессы, а также взаимоотношения с людьми и окружающим миром.

Чувства и эмоции

Субъективное отношение человека к ситуациям, явлениям, людям, самому себе. Переживания, чувства, настроения, эмоциональные стрессы и т. п.

Два предыдущих пункта можно объединить в одно понятие — отношение, так как, по сути, оценку человек проводит тоже субъективно и основываясь на собственные ощущения. Однако и отдельно воспринимать эти элементы тоже можно.

Самосознание

Совокупность знаний о самом себе, разделения «Я» и «не-Я», самооценка своего физического и психического «Я» (тело и личность). Самосознание обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и самовоспитание личности.

Воля и мотивация

Способность ставить перед собой цели, концентрироваться на пути их достижения, а также контролировать собственную деятельность и поведение в любой момент времени.

Особенности работы сознания

Наличие у человека сознания — это огромное отличие Homo sapiens от других животных. Благодаря ему, человечеству не приходится вновь и вновь приспосабливаться к изменениям в окружающей среде и жертвовать ради этого целыми популяциями. Например, некоторые представители фауны, в частности, насекомые, чтобы выживать в мире, должны видоизменяться (мутировать) и быстро сменять поколения, отчего и жизнь таких существ крайне коротка. Человек же способен мгновенно (в глобальном смысле) обрабатывать полученную информацию и перестраивать жизнь всего человеческого рода, при этом оставаясь живым и практически не меняясь на протяжении многих сотен лет. 

То есть, сознание — это защитный механизм людей, как, например, способность к мимикрии или наличие панциря у животных. Человек относительно слабое существо с физической точки зрения, которое не может переносить сильную жару, холод, имеет хрупкое строение, тонкую и чувствительную кожу, но сознание решает проблему приспособления, является главным ключом к существованию.

Однако множество привычных человеку процессов на самом деле протекает на бессознательном уровне, активность которого сознание контролировать не в силах. Такие повседневные вещи, как реакции на слова других людей, машинальные бытовые действия, моментальные пожелания в еде и тому подобное, не контролируются сознанием даже человека с высочайшим интеллектом. 

Связь индивидуального сознания с общественным

Общественное сознание (сознание общества) — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное же сознание — это, логично предположить, та же самая совокупность, только принадлежащая конкретной личности. Сознание общества складывается как раз из этих индивидуальных частей, но это не просто их сумма. Это синтез неповторимых, многообразных, более ярких, чем общественное, коренным образом отличающихся друг от друга сознаний.

Получается, что общественное сознание — это только лишь продукт индивидуального? Не совсем так. Любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное не только формируется индивидуальным, но и само формирует индивидуальное сознание. Соответственно, и индивидуальное сознание — продукт общественного.

Таким образом, мы видим, что индивидуальное и общественное сознание крепко взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга.

7.1. Психологическая структура сознания — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.1. Психологическая структура сознания

  Сознание представляет собой многомерное образование. В психологии существуют разные подходы к выделению образующих сознания.
  Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З.Фрейду.
  Оригинальный подход к разработке проблемы бессознательного и сознания предложен В.В.Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую “внеприборную реальность”, не охватываемую естественными науками, науками о пространственно протяженных объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической, в отличие от знаковой, семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира.
  Семантический мир — мир бессознательного — раскрывается в сознании человека через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую, когда они являются ключами, открывающими вход в бессознательное, и дискурсивную, когда они становятся элементам, над которыми строятся логические конструкты.
  Сознание и бессознательное — это не противоположности, а частные проявления “сознания вообще”, где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное — арефлексивное сознание.
  Бытийный и рефлексивный слои сознания.
  Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.
  Значение. Понятие значение фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства.

Структура сознания по В.П. Зинченко

  В культуре исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт.
  Смысл. Это понятие в равной мере относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Она указывает на то, что индивидуальное сознание не сводимо к безличному знанию. Сознание есть не только знания, но и отношения. Смысл создает пристрастность человеческого сознания. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдается противоположные и циклически совершаемые процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл — значит задержать реализацию программы действий, мысленно её продумать.
  Осмыслить значение — это значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять её на вооружение или отказаться от неё, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.
  Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин “ткань” в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия.
  Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.п.), из которых строится образ. Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчётливом переживании человеком “чувства реальности”. В случаях нарушений восприятиявнешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации окружающего мира, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации — в условиях монотонности, однообразия окружающего мира.
  Бытийный и рефлексивный слои сознаний находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. А бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе её истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.


Сущность и структура сознания. Проблема бессознательного

1. Сущность и структура сознания. Проблема бессознательного

2. План

1. Сущность сознания.
2. Структура сознания.
3. Проблема бессознательного.
Основные идеи психоанализа
З.Фрейда.
Сознание
Сложный объект
Рассматривать его можно с
разных точек зрения
1)Сознание – образ окружающего
нас мира
Сознание
Сознание
отражает
окружающий
нас мир,
отражает
материю
субъективный
образ
объективного
мира
2)Сознание
Это
сравнительно
молодой,
недавно
появившийся на
Земле феномен,
порождённый
материей в ходе
её развития
Это продукт развития
человека и общества,
продукт
высокоорганизованной
материи: общественно
развитого человека и
его мозга
3)Сознание
Это то, что
отличает
человека от
других живых
существ
Сознание позволяет
нам восстанавливать
прошлое и
предвосхищать
будущее
Человеческое
существование
невозможно без
памяти, без фантазии
Сознание – это
Чувства
Память
Эмоции
Воля
Фантазия
Мышление
Чувства, эмоции, память и воля есть и у
животных
Орёл видит гораздо
дальше человека, но
человек видит гораздо
больше орла.
Человек видит всё не только глазом –
видит всем своим сознанием, видит
воображением, видит мыслью
Почти все высшие животные слышат во
много раз тоньше, чем человек.
Человек слышит гораздо больше
Врач слушает лёгкие
больного и очень много
может сказать о его
болезни.
Механик слушает, как
работает мотор, и может
точно определить, что с
ним случилось.
Животные, особенно высшие, проявляют чудеса
сообразительности, заставляющие подозревать,
что они обладают сознанием
Обезьяны умеют говорить, но
скрывают это, чтобы их не
заставили работать
Рене Декарт
1596-1650
Интересный факт: обезьяна
открывала кран, пила воду,
мыла руки и лицо, но никак
не могла научиться
закрывать кран.
В литературе о животных
приводится такой случай: в
сибирской деревне хозяин
ушёл на войну, и на
следующий день ушёл в
лес кот. Через четыре года
кот вернулся и на
следующий день пришёл с
войны хозяин.
Дельфины легко
дрессируются, быстро
научаются понимать
словесные команды, даже
спасают тонущего человека,
хотя он их об этом не просит.
Интересно поведение пчёл:
пчела подлетает к улью и
исполняет над ним в воздухе
очень сложный танец, глядя
на который, остальные пчёлы
знают – куда им лететь, где
находятся нужные им
растения для сбора мёда.
Человеческое сознание – это удивительный и
нигде больше в природе не встречающийся
феномен, свидетельствующий об
исключительности человека
Разум, сознание – это
потенциальная, до конца не
проявенная возможность
предшествующего человеку
мира насекомых, птиц,
животных
Только у человека
эта возможность
раскрывается в
полной мере, и
человек начинает
жить прежде всего
разумом
Три стороны сознания
Предметное
сознание
Самосознание
Дух
Сознание как поток
непосредственных
переживаний
Душа
Предметное
сознание
Самосознание
Сознание,
Сознание,
направленное на
мир окружающих
нас вещей,
предметов, событий
направленное на самого
себя, всё время
осознающее самоё себя как
нечто другое, чем весь
остальной окружающий мир
В предметном сознании и
самосознании мы имеем
дело с идеями, понятиями, с
моделями окружающего
мира, с представлениями о
самом себе
В духе человек возвышается
над природой, создаёт второй
идеальный мир, познаёт
законы Вселенной и может на
основании этих законов
строить машины, возводить
дома, посылать в космос
ракеты
Душа, её глубина и развитость
делают человека живым
В глубине
человеческого
сознания течёт,
словно невидимая
река, поток душевных
переживаний,
который постоянно
меняется,
варьируется,
расширяется
Каждое новое
впечатление
откладывается в
нашей душе,
изменяя весь её
строй

19. Три формы самосознания

Самосознание
Самопознание
Самооценка
Самоконтроль
Самопознание
Нацеленность человека на познание своих
физических (телесных), душевных, духовных
возможностей и качеств, своего места среди
других людей
Самопознание совершается
В анализе
результатов
собственной
деятельности
При
осознании
отношения
других ко мне
В самонаблюдении
своих состояний,
переживаний, в
анализе мотивов
поступков
Самооценка
Это тот компонент самосознания,
который включает в себя
знание о
собственной
самости
оценку
человеком
самого себя
шкалу
значимых
ценностей

22. Самооценка

Адекватная
Обеспечивает
благоприятное
эмоциональное
состояние, стимулирует
деятельность, вселяет в
человека уверенность в
достижении
поставленных целей
Неадекватная
Заниженная
Завышенная
Формирует
робость, неверие
в свои силы,
замкнутость,
стеснительность
Формирует
самоуверенность,
высокомерие,
некритичность
Самоконтроль
Осознание и оценка субъектом
собственных действий, психических
состояний, регуляция их
протекания на основе требований и
норм деятельности, поведения,
общения
Сознание –
явление психическое
Сознание
Психика
Не все психические
процессы человека
находятся под
контролем сознания
и являются
осознанными
Понятие
бессознательного
Совокупность
психических явлений,
состояний и действий,
не представленных в
сознании человека,
лежащих вне сферы его
разума, безотчётных и
не поддающихся в
данный момент
контролю
Психические
переживания
или действия,
которые какоето время
находятся за
«порогом
сознания»
Бессознательные явления
Сон
Ясновидение
Гипноз
Интуиция
Телепатия
Озарение

27. Основные идеи психоанализа З.Фрейда

Начиная с З.Фрейда, бессознательное
сделалось предметом пристального внимания и
специального исследования
Зигмунд Фрейд
1856-1939
Фрейд считал, что большая часть
психики человека бессознательна,
что человек находится в постоянном
стремлении к удовлетворению своих
влечений, желаний, а общество
составляет враждебное окружение,
стремящееся ограничить или
полностью лишить человека
удовлетворения его страстей.
Исследуя сферу бессознательного (сны,
оговорки, описки, забывчивость, влияние гипноза
и т.д.), Фрейд разрабатывает модель
психической структуры личности
Основные уровни психики
«Сверх-Я»
Бессознательный уровень
«Я»
Сознательный
уровень
«Оно»
Бессознательный уровень

29. Первый уровень – «Оно»

Это низшая сфера бессознательного –
«кипящий котёл» неосознаваемых
влечений и инстинктов
Инстинкт
жизни (Эрос)
Инстинкт
смерти
(Танатос)
Стремление к
сохранению и
продолжению рода
Агрессивная сила,
необходимая для
уравновешивания
раздражений, вызываемых
инстинктом жизни

30. Второй уровень – «Я» (Эго)

Это сфера сознания – маленькое пламя
свечи в огромном тёмном подвале
бессознательного
«Я»
формируется
как оттиск
внешней
реальности
«Я» зависит
от влечений и
инстинктов
«Оно»

31. Третий уровень – «Сверх-Я» (Супер-Эго)

Это высшая сфера
бессознательного
Формируется
воспитательным
и запретами,
социальными и
моральными
нормами
Источник
моральных
принципов
человека, которые
проявляются в
сознании (совесть)
Психика человека – арена постоянной
борьбы высших (духовных принципов) и
низших (животных инстинктов)
бессознательных сил
Победа инстинктов ведёт к
потере человеком своего
человеческого облика, к
подчинению сознания
бессознательным влечениям
Победа духовных
принципов ведёт к
ограничению
инстинктов, к торжеству
сознания над низшим
бессознательным
Человек должен стремиться к
расширению контроля сознания над
сферой низшего бессознательного

33. Теория архетипов К.Юнга

Карл Юнг пришёл к
утверждению, что
существует некое
коллективное, родовое
бессознательное, которое
лежит значительно глубже
личного бессознательного,
открытого Фрейдом.

34. Коллективное бессознательное

Коллективное
бессознательное
Совокупность
архетипов
Древние типы
понимания и
объяснения мира

35. Архетип

Архетип – это система установок
и реакций на мир древних
людей, в те времена, когда мир
открывался им жутким,
пугающим кошмаром
окружающего леса, диких
зверей, грозных явлений
природы, и люди были
вынуждены вжиться в этот мир,
приспособиться, как-то
объяснить и интерпретировать
его.
Карл Густав Юнг
1875-1961
Неудивительно, считал Юнг, если
встретив типическую ситуацию или
увидев произведение искусства, где
ярко выражены архетипические
мотивы (герой, побеждающий
дракона; сын, нашедший своих
родителей; несчастная девушка,
которую полюбил прекрасный принц),
мы внезапно ощущаем неподдельную
радость, нас захватывает неодолимая
и притягательная сила. В такие
моменты мы – уже не
индивидуальные существа, мы – род,
голос всего человечества,
просыпающийся в нас.
Все наиболее действенные идеалы всегда суть
более или менее откровенные варианты
архетипа
Родина в образе
матери
Мудрость в образе старцаоснователя или пожилого
мужчины
Архетип всегда
несёт в себе
некоторое особое
влияние или силу,
благодаря которой
его воздействие
носит
зачаровывающий
характер
Архетип захватывает
психику полностью и
вынуждает её выйти за
пределы человеческого
Поэтому люди всегда
нуждались в демонах и
не могли жить без
богов
Понятие «бога» совершенно
необходимая
психологическая
функция, она не
имеет отношения к
вопросу о
существовании
Бога.
Ответ на вопрос о
существовании Бога и
приведение
доказательств – не по
силам человеческому
интеллекту.
Идея сверхмогущественного,
божественного существа
присутствует всегда, она
есть некоторый архетип.
Архетипы создают мифы,
религии, философии,
оказывающие воздействия
на народы и эпохи.

Структура сознания. Сознание и язык — конспект — Философия

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра философии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по философии на тему: Структура сознания. Сознание и язык 2 Содержание Введение…………………………………………………………….……3 1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития…………………..…………………………………………..4 2. Структура сознания. Сознание и язык…………………….………..8 3. Что такое бессознательное как феномен психики? Соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное………………….10 Заключение………………………………………………………….….14 Литература………………………………………………………………15 5 идеальному содержанию сознания математические истины, логические категории, нравственные императивы, идеи правосознания, т.е. то, что имеет объективное значение для любой психики, несмотря на ее индивидуальные желания. В таком виде идеальность сознания существует уже у Платона. Именно он пишет об идеях как об универсальных, общезначимых законах души, которые она обязана признавать. «Коллективно созидаемый людьми мир духовной культуры, — пишет Ильенков, — противостоит индивидуальной психике как некоторый очень особый и своеобразный мир – как «идеальный мир вообще», как идеализированный мир2». Итак, свойство сознания – идеальность – объективно, самостоятельно, необходимо. Оно универсально, бестелесно, неуловимо для материальных способов обнаружения; к тому же это – абсолютная сила повелевать людьми и вещами, это бесспорная и несомненная реальность. Всякая материальность имеет смысл, только будучи наполненной идеальностью человеческого сознания, проистекающей из объективности духа. Без этого идеально-объективного смысла нет языка, культуры, есть лишь «колебания голоса», как отметил еще средневековый философ Росцелин. Идеальность – атрибут сознания, т.е. это последнее не существует без первой. Сознание только и начинается там и тогда, где и когда человек вынужден объективировать свой внутренний мир в общезначимых ценностях, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей, соизмерить свое поведение с общепризнанными нормами, «идеальными по своей сути». Отнять у человеческого сознания идеальность невозможно, иначе оно сведется к психике животных. Возникновение и развитие сознания. Материалистическая философия, начиная примерно с XVII в., для истолкования сущности сознания применяла принцип отражения. За четыре столетия содержание этого принципа 2 См.: Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. С. 235. 6 претерпело серьезную эволюцию. И ныне это выражение понимается скорее метафорически, нежели в буквальном смысле. Но более удачного аналога взаимоотношений сознания с внешним материальным миром пока нет. «Отражение» сознанием объективной реальности понимается не как буквальное (зеркальное) ее воспроизведение, а как установление некоей согласованности, совпадения в узловых, существенных моментах материального мира и его идеальной проекции. Ведь в конечном счете главная функция сознания заключается в ориентации человека в мире, приспособлении к нему. И не будь такой согласованности, человек просто не смог бы существовать. Идея отражения в объяснении сущности сознания хороша также и тем, что позволяет проследить предысторию сознания, показать его место на эволюционной лестнице. Ведь отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков и свойств отражаемого объекта. Оно существует на всех структурных уровнях организации материи, начиная с самых элементарных. Ведь любые результаты внешних воздействий – механические деформации, изменения длин волн или строения молекул можно рассматривать как «отражение», т. е. некий след воздействовавшего объекта. С появлением более сложных материальных объектов усложняется и свойство отражения. С возникновением жизни появляется такое свойство, как раздражимость, т. е. способность избирательно реагировать на внешние воздействия, причем только на те, которые прямо включены в обмен веществ живых организмов. Их постепенное эволюционное усложнение, появление нервной системы влекут за собой и более сложную форму реагирования – чувствительность, т. е. способность отражать отдельные свойства внешней среды в виде. Дальнейший переход от недифференцированной (неспецифической) чувствительности к дифференцированной, т. е. появление способности реагировать на множество разных раздражителей (механических, оптических, акустических и пр.), формируя целостный образ 7 внешней среды, означает возникновение психики (у позвоночных животных со сложноструктурированной нервной системой). Психика высших животных, в свою очередь, представляет появление принципиально иной, более сложной формы отражения – сознания, воспроизводящего реальность обобщенно, в абстрактно-понятийной форме. Таким образом, возникновение сознания с эволюционных позиций выглядит не чудом, а вполне логичной ступенью на длинной эволюционной лестнице постепенно усложняющихся форм отражения в материальном мире. Функции и свойства сознания. Роль сознания в социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполагающая, регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая, прогностическая и др. Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три: • идеальность; • интенциональность • креативность. Об идеальности мы уже говорили. Второе – интенциональность – означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен немецким философом Э. Гуссерлем, который понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т. е. буквально акт придания смысла предмету сознания. Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком. Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры. Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого слова творит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы. 10 3. Что такое бессознательное как феномен психики? Соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное. Бессознательное. Категория бессознательного прочно вошла в обиход науки ХХ века. Она настолько укоренена в нашем сознании, что рассуждения о нем, изучение его невозможны без этой категории. Бессознательное также реально, как и сознание. Какова его природа? Для психоаналитической философии (прежде всего – для учения Фрейда) более важно не содержание внешнего мира, а исследование того малого мира, которым является человеческое бытие. Фрейд не столько отворачивается от онтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческого существа. Он представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Всякий душевный процесс, по Фрейду, существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – отнюдь не обязательный процесс, ибо далеко не все психические акты становятся сознательными. В 20-е годы Фрейд несколько уточняет структуру личности. Она состоит из трех слоев: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Бессознательное «Оно» представлено у Фрейда в качестве того глубинного уровня, в недрах которого скрытые душевные движения, выражающие безотчетные движения человека. Сознательное «Я» – посредник между «Оно» и внешним миром. «Сверх-Я» олицетворяет собой как требования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения. Это похоже на айсберг, невидимая, подводная часть которого огромна и, вообще говоря, угрожает существованию человеческого «Я». Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. «Оно» и «Я» – это лошадь и всадник. «Я» пытается подчинить себе «Оно», как всадник – более сильную, чем он, лошадь. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и 11 «Я» фактически подчиняется воле «Оно», создавая лишь видимость своего превосходства над ним. Итак «Я» является верным слугой «Оно», старающимся получить расположение этого господина. Не менее сложными оказываются отношения между «Я» и «Сверх-Я». Так же, как и «Оно», «Сверх-Я» может властвовать над «Я», выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. Это адвокат внутреннего мира. В итоге «Я» оказывается в тисках глубочайших противоречий со стороны «Оно» и «Сверх-Я». Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, — это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами. Уход от неудовлетворяющей действительности завершается по выражению Фрейда «бегством в болезнь». Невротические заболевания – типичный его пример. Лучший выход из состояния невроза – это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознательного разрешения возникающих в жизни конфликтов. Для этого надо осознать свои бессознательные влечения. Психоанализ как раз оказывает помощь нуждающимся в переводе бессознательного в сознание. Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно». В частности, Юнг выделил в нем помимо личностного бессознательного, как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой – коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют, по Юнгу, общечеловеческие первообразы – архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т. 12 д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы способны насильно вторгаться в психику индивида. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Коллективное бессознательное – это образ мира, сформировавшийся в незапамятные времена. Человек, таким образом, — это прежде всего существо архетипное. Главные отличия философии Юнга от Фрейдизма: введение понятия коллективного бессознательного, определяющего жизнь человека; расширительная трактовка термина «либидо» как не только сексуального влечения, но и психической энергии вообще; доказательство того, что одна теория сублимации не способна объяснить творческий процесс; введение понятия архетипа как основной витальной функции человека. Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Психика – сознание – бессознательное. Для Фрейда бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь «отрицательного» понятия – неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как

полный перечень характеристик и функций

Человечество с давних времен стремиться разобраться со своими чувствами и мыслями, и немаловажным фактором в это деле является структура сознания.

  1. Его основу составляют накопленные знания об окружающей среде. Поэтому вполне закономерно, что с ним в тесной связи находится познание.
  2. Очередным важным его элементом является внимание, когда мысли способны сконцентрироваться на определенные виды познания, либо другой сфере деятельности, удерживая их в поле зрения.
  3. Тесная связь с памятью, говорит о способности разума к накоплению и хранению информации, и в нужный момент воспроизвести ее. Сюда же входит и применение ранее обретенных знаний в своей деятельности. Это способность не только знать, но и запоминать.
  4. Выражение своего эмоционального отношения к предметам познания, каким-то действиям или общению. Эмоциональная сфера выражается радостью, удовольствием, горем, аффектами или настроением…
  5. К выше перечисленным составляющим элементам можно отнести такой компонент, как волю. Она является осмысленным устремлением человека на какую-то определенную цель, служит направляющей его поведения или действия.
  6. И самым важным компонентом есть самосознание. Оно является своеобразным центром в нашем сознании, отвечающим в нем за интеграцию. Это когда человек осознает свое тело, действия, чувства, мысли, место среди людей. То есть он осознает себя как особенную и единую личность.

Основные функции

Структура сознания имеет ряд основных функций, которые перечислены ниже.

  1. Как уже выше писалось о познании, то этой функции отводится самая важная роль, ибо ее реализация зависит от приобретенных и накопленных знаний об окружающей среде.
  2. Следующая функция идет в тандеме с познанием, которой присуще проявление опережающего отражения, мысленное моделирование предстоящих событий, целенаправленное преобразование настоящего, создание форм предметов, которые вообще не существуют в природе.
  3. Регулятивно-управленческой функцией обеспечивается трезвая регуляция и самостоятельный контроль поведенческих факторов и жизнедеятельность человека, его взаимоотношений с внешней средой.
  4. Прогностической функции отведена роль того, что у человека может быть до некоторой степени вероятность предвидения будущего, прогнозирования собственных действий, планировать и достигать намеченных планов.
  5. Производными от выше упомянутых и вкратце описанных функций являются систематизирующая функция, описательная и критически-оценочная.

Индивидуальное сознание

Как ни странно, но каждый из нас обладает собственным сознанием и имеет какое-то отношение к обществу. В голове любого отдельно взятого человека основное содержание состоит с определенных норм, установок, идей, взглядов и др., которое имеет неразрывную связь с общественным мышлением. Индивидуальное сознание является единичным, где для каждого отдельно взятого случая проявляется свободное сочетание черт, общих для данного времени. Их особенность заключается в связи с социальным статусом человека, его индивидуальности, зависимости от воспитания.

В таком случае структура сознания включает в себя индивидуализм мышления, который является общественным в том случае, когда он признан и насыщен общественным мнением. Данная индивидуализация в некоторых случаях во многом может быть ярче общественной сознательности. В ее содержании можно обнаружить целый набор идей, оценок, представлений, которые не присущи общественности, и лишь спустя некоторое время, могут слиться с ней.

Интеллект как одна из важнейших составляющих понимания

Структура сознания включает в себя интеллект, который относится к общим способностям человека, является составляющей частью его познания, связан с интерпретацией, устранением проблем и др. Является способностью:

  1. Хорошего организатора.
  2. Планировщика.
  3. Контролера собственной деятельности на пути движения к намеченной цели.

Под данным понятием происходит объединение всех индивидуальных познавательных способностей вместе с памятью, ощущением, восприятием, воображением, представлением и мышлением.

Находясь в основе человеческого мышления, интеллект обладает качествами:

  1. Подвижности разума.
  2. Гибкости.
  3. Логичности.
  4. Любопытства.
  5. Доказательности и широты мышления.

Это формирует систему знаний, а также развитие человека.

В таком случае сознанием является сложная и многоуровневая образованность, которая активно моделируется различными человеческими качествами и свойствами. Между всем выше перечисленным, приоритетное место отводится интеллекту.

Идеальное

Идеальное — относится к философскому понятию, которое характеризирует бытие предмета внимания, который представлен в психическом мировоззрении и повседневной деятельности мышления личности. Сознание в объективном мире представлено в качестве субъективного образа. Когда речь идет о его субъективном существовании, то подразумевается, что оно представлено не под видом искаженного отражения реальности, а, скорее всего, отражение происходит в моделях мышления человека.

Идеальное постоянно имеет свой материальный носитель под видом нервно-мозгового субстрата, феноменов культуры, языка и других значащих систем. Культурологическая система вместе с создаваемыми ею продуктами, от орудий труда, до науки, искусства, права и т. д, участвует в моделировании разного рода форм идеального, которые не подвластны индивидуальному сознанию. На их существование влияет деятельность человека, если он бездействует и не способен к восприятию и созерцанию, их просто нет. Идеальное появляется и развивается в глубинах социального практикума.

Понятие о бессознательном

Структура сознания была бы здесь описана на полностью, если бы не была раскрыта форма бессознательного. Бессознательное является низшим уровнем психики. Оно включает в себя различные психические процессы, которые так воздействуют на человека, что он не в состоянии дать себе отчет. Относясь к психике, бессознательное отражает такую модель реальности, во время которой происходит полная потеря ориентации во временном пространстве и месте событий, а также происходит нарушение речи.

Бессознательное включает в себя целый набор психических явлений:

  1. Возникающих, когда человек спит в виде сновидений.
  2. Автоматически совершаемые движения, которые когда-то делались сознательно, но из-за частого их повторения они автоматизировались и превратились в неосознаваемые.
  3. Факторы, побуждающие к действию, в которых нет осознанности цели.

К бессознательному можно отнести такой перечень паталогических явлений, которые будоражат человеческую психику как бред, возникновение галлюцинаций и др.

Сновидение

Также структура сознания не может быть полностью раскрыта без сновидения. Оно является своеобразным состоянием спящего человека, при котором наблюдается характерное появление той или иной яркости представлений.

Появление представлений провоцируют незаторможенные отдельно работающие центры в коре головного мозга. В таком случае человеку видятся в период сна пережитые до этого действия, связь между которыми может быть различной, вплоть до фантастики и полного абсурда.

К сновидению могут подключится раздражители извне, при этом не нарушив сам процесс сна. Например, при открытом окне в доме стало холодно, и во сне снится зимняя стужа.

Работа мозга происходит и в сонном состоянии, даже есть случаи великих открытий во время сна. Так Д. И. Менделеевым была открыта периодическая система, а Кепуле — формула бензола. Хотя у этих открытий не может быть случайности, так как им предшествовала предыдущая напряженная работа мозга.

Сторожевые пункты нервных клеток полностью не затормаживаются, у них наблюдается такая парадоксальная фаза, во время которой у них повышенная чувствительность к незначительным раздражителям.

Общественное сознание

На общественное сознание оказывает свое прямое воздействие общественное бытие и определить его можно с помощью материальных условий жизненного уклада сообщества. Прослеживание этой зависимости осуществляется в гносеологической и социологической точках зрений.

Гносеологическая точка зрения говорит о том, что общественное мышление находит отражение в духовном психическом общественном бытие которое выражается разнообразными социальными чувствами:

  1. Настроением.
  2. Взглядами.
  3. Интересами.
  4. Теориями.

Их возникновение происходит из конкретных исторических обществ.

Социологическая точка зрения говорит о том, что общественное сознание выходит из общественного бытия.

Также структура сознания включает в себя и относительную самостоятельность общественного мышления, которое определяется способностью покинуть бытие общества, и организовать свое развитие, соблюдая свои специфические законы.

Между всеми видами общественного мышления существует определенная взаимосвязь, в результате чего они влияют друг на друга. То есть, в перечисленных закономерностях можно рассмотреть общественное мышление в качестве целостного феномена внутри его динамического состояния.

Понятие о внимании

Структура сознания также включает в себя и концентрацию внимания. Для любой осознанной активности человечества наблюдается его проявление в той или иной мере:

  1. Приглядывается ли человек к следу рассыпанного зерна из разорванного мешка.
  2. Вглядывается ли он в деталь нарисованной картины на холсте.
  3. Прислушивается ли к шуршанию листьев под ногами.

В этом случае внимание является составной частью процесса восприятия. Его проявление может исходить из процессов памяти, за счет чего-то воображаемого или о чем-то надуманном. Выполнение каких-либо действий или собственное движение тоже может находится под чутким вниманием человека. Благодаря внимательности человек продуманно относится к ходу решения какой-то задачи, может напрячь свои мысли и что-то вспоминать. При наличии внимания психическая активность человека становится намного продуктивнее и выглядит более организованной. Оно не относится к самостоятельному психическому процессу, а выступает в качестве активной стороны, охватывая всю психическую активность человека.

Внимание сосредотачивает сознание, направляет его на какой-то предмет, который что-то значит в жизни человека.

Структура сознания и ее развитие

Простейшие организмы и растения тоже обладают сформированной способностью «отвечать» на влияние внешнего мира. Такая отражающая форма носит название — раздражимость. Она имеет определенную избирательность приспосабливаемости к окружающему миру простейшими организмами, животными, растениями. Эта стадия психики относится к сенсорной.

По прошествии многих миллионов лет, у организмов появилась способность ощущать. Ощущение помогает высоко организованному живому существу делать отражение свойств отдельных объектов, например, формы, температуры, цвета, с помощью сформированных чувствительных органов таких, как зрение, слух, осязание и др.

Это происходит, благодаря появлению нервной системы, за счет которой происходит активизация отношений с окружающим миром. Эту стадию развития называют персептивной.

Животному миру принадлежит наивысшая форма отражения, которая называется восприятием. Оно позволяет сделать полное и целостное представление об объекте. Психика является результатом взаимодействия внешней окружающей среды с мозгом. В результате психической деятельности, живые организмы смогли приспособиться к окружающему миру с проявлением внутренней активности в отношении его, и даже оказывать влияние на его изменения.

Высшие млекопитающие начинают обзаводиться элементарным мышлением. Например, у приматов психическая активность является более сложной, нежели у другого животного мира. Эта стадия психики носит название — стадия интеллекта.

Человеком все эти стадии психики объединены в единое целое, с последующим добавлением к ним чувств и воли. Взяв за основу механическую память животных, у человека происходит развитие логической, смысловой памяти. В таком случае структура сознания обзавелась новыми формами психического отражения, которые собраны в один кулак. Поэтому, единая, самая сложная и высшая форма отражения в период эволюционных процессов в природе есть ни что иное, как сознание.

Структура сознания | Природа

Субъективная осведомленность может зависеть от нейронных сетей в мозгу, поддерживающих сложные схемы проводки и динамические модели активности.

Пожалуй, трюизм «структура определяет функцию» лучше всего подходит для мозга. Архитектура различных областей мозга определяет виды вычислений, которые могут быть выполнены, и может диктовать, может ли конкретная область поддерживать субъективную осведомленность.Кроме того, степень архитектурной сложности может определять восприимчивость к неврологическим и психическим заболеваниям — сложные архитектурные схемы более подвержены нарушениям, чем более простые. Понимание того, как такие взаимосвязи структура-функция управляют операциями мозга, требует системного подхода, который исследует, как локальные вычисления соотносятся с глобальными паттернами нейронной активности.

По крайней мере, три основные архитектурные схемы присутствуют в мозге млекопитающих. В простейшем используется строго локальная разводка.В этой схеме, представленной мозжечком, несколько типов нейронов образуют отдельные «модули», которые могут повторяться по мере необходимости. Поскольку взаимодействие между модулями ограничено соседями, оно носит массовый параллельный характер. У разных видов размер локально организованных структур мозга, включая базальные ганглии, таламус и мозжечок, примерно зависит от количества содержащихся в них модулей.

Совершенно другой тип сети использует случайные соединения с более или менее равной вероятностью соединения локальных, промежуточных или удаленных нейронов.Уникальным примером такой случайной схемы коннекционизма является повторяющийся возбуждающий контур области CA3 гиппокампа.

Предоставлено: J. KAPUSTA / IMAGES.COM

Третья архитектурная схема, представленная неокортексом, сочетает в себе локальную модульность с более случайной связью на большие расстояния. Эта сложная схема подключения имеет много общих свойств с сетями «небольшого мира» или «безмасштабных» сетей. Преимущество такой схемы состоит в том, что количество промежуточных шагов между любыми двумя нейронами — длина синаптического пути — может оставаться относительно постоянным при увеличении размера сети, потому что даже небольшая часть соединений на большие расстояния может значительно уменьшить среднюю длину пути. .Хотя промежуточные и дальние соединения требуют ресурсов и места, они имеют решающее значение для глобального распределения результатов локальных вычислений по всей коре головного мозга.

Я предлагаю, чтобы различные сетевые архитектуры приводили к уникальным функциональным последствиям. В корковых сетях динамический баланс между возбуждением и торможением порождает ряд сетевых колебаний, включающих популяции нейронов разного размера. Эта самоорганизованная или так называемая «спонтанная» активность является наиболее яркой и, возможно, наименее оцененной особенностью коры головного мозга.Без торможения возбуждающая активность, вызванная каким-либо одним стимулом, будет колебаться по всей нейронной сети, что приведет к путанице из перекрывающихся сигналов. Тормозящие интернейроны и генерируемые ими ритмы могут во времени и пространстве структурировать активность возбуждающих клеточных сборок, чтобы гарантировать, что информация поступает в нужное место в нужное время.

Взаимодействие и интерференция множества мозговых ритмов часто приводит к появлению «шума» на электроэнцефалограмме.Этот шум является наиболее сложным типом, известным физике, и отражает метастабильное состояние между предсказуемым поведением осцилляторов и непредсказуемостью хаоса. Таким образом, паттерны возбуждения нейронов контролируются не только внешней сенсорной средой, но также внутренне генерируемым и постоянно меняющимся состоянием корковых сетей. Поскольку локальные вычисления могут восприниматься большими частями коры головного мозга через связи на большом расстоянии, а также изменяются этим фоновым «шумом», термин «локально-глобальные вычисления» лучше всего отражает природу корковых операций.Особым случаем является гиппокамп, чья высокорекурсивная матрица связей, как считается, функционирует как большой «автоассоциатор», позволяя реконструировать целые эпизоды из запомненных фрагментов.

Я полагаю, что локально-глобальные связи коры головного мозга и вечная самоорганизованная сложная динамика, которую она поддерживает, являются необходимыми ингредиентами для субъективных переживаний. Воздействие окружающей среды можно рассматривать как возмущение продолжающейся спонтанной активности. Если им удастся нарушить текущую активность в течение достаточно длительного времени в достаточно большой популяции нейронов, их эффект будет заметен; то есть мы станем их осознавать.Напротив, локально организованная кора мозжечка, используемая в основном для сенсомоторной интеграции, не вызывает самогенерируемой или спонтанной активности, и ее реакция на входные данные остается локальной и непостоянной. Важно отметить, что мы не производим субъективных записей о таких локальных вычислениях.

Сложные нейронные сети — полезный продукт эволюции мозга, но за свою цену. Для обеспечения протяженности проводки на большие расстояния в сложных сетях требуются большие ресурсы и объем, а риски неисправности возрастают с увеличением сложности.Локальная организация мозжечкового типа, вероятно, будет устойчивой, потому что ошибки в локальных вычислениях не распространяются, что может объяснить, почему функциональные заболевания мозжечка относительно редки. Напротив, небольшие ошибки могут распространяться на большие части сложных сетей и, возможно, даже усиливаться за счет регенерационных свойств коры головного мозга. Ошибки синхронизации представляют собой особенно сложные проблемы в сложных сетях из-за ограничений на то, сколько информации может быть передано через ограниченное количество каналов большой дальности.Неудивительно, что заболевания коры головного мозга разнообразны — включая эпилепсию, болезнь Альцгеймера и шизофрению.

Одна из самых больших проблем, оставшихся перед системной нейробиологией, — это понять нормальные и дисфункциональные операции коры головного мозга путем соотнесения локальных и глобальных паттернов активности во временных масштабах, соответствующих поведению. Для этого потребуются методы мониторинга, которые могут исследовать достаточно большое нейронное пространство с разрешением отдельных нейронов, и вычислительные решения, которые могут понять сложные взаимодействия.

Тонони Г., Спорнс О. и Эдельман Г. М. Proc. Natl Acad. Sci. USA 91 , 5033–5037 (1994).

Бужаки, Г. Ритмы мозга (Oxford Univ. Press, 2006).

Информация об авторе

Принадлежности

  1. Дьердь Бужаки работает в Центре молекулярной и поведенческой нейробиологии, Университет Рутгерса, 197 Юниверсити-авеню, Ньюарк, Нью-Джерси 07102, США.

    Дьёрдь Бужаки

Дополнительная информация

Другие эссе из этой серии см. . http: // природа.ru / nature / focus / arts / connections / index.html

Об этой статье

Цитируйте эту статью

Бужаки Г. Строение сознания. Nature 446, 267 (2007). https://doi.org/10.1038/446267a

Скачать цитату

Поделиться этой статьей

Все, с кем вы поделитесь следующей ссылкой, смогут прочитать этот контент:

Получить ссылку для совместного использования

Извините, в настоящее время ссылка для совместного использования недоступна доступно для этой статьи.

Предоставлено инициативой по обмену контентом Springer Nature SharedIt

Понятие области сознания

Способ, которым установлены области социальной жизни, показывает структурную форму сознания, поскольку они являются метасмыслами, полюсами организации соответствующих значений. Таким образом, области представляют собой формы специализации различных измерений сознания по конкретным вопросам, основанные на полюсах ориентации, отношении значения к этим полюсам с учетом «содержания» областей.Использование понятия площади имеет прежде всего методологическую цель, поскольку оно индивидуализирует сущности, которые заслуживают отдельного анализа. Это форма назначения, позволяющая концептуально управлять основными элементами анализа сознания. То, что мы называем областями сознания, существует скорее виртуально по сравнению с тем, что обычно называют реальным (мы думаем здесь о мозге). Анализируя сознание по сферам, мы прежде всего учитываем то, как оно формируется в культурном плане, его рождение (непрерывность) в культурном пространстве.В то же время представлен взгляд на то, что конституирует тело, и на то, какое влияние оно оказывает на формирование сознания. Взаимоотношения между сознанием и обществом Одна из основ сознания — нацеливание, а именно первичная ориентация на мир, сознание постепенно устанавливается по отношению к нацеливанию. С определенной точки зрения, структура по площадям априори 2 из 1. Статья опубликована в томах. Restructurări dilematice (Дилемматическая реструктуризация), издательство Argonaut, Клуж-Напока, Румыния 2013, стр.54-68. Это английская версия, полученная в результате перевода статьи. 2 Чтобы обрисовать то, как мы понимаем это априори (заранее), мы упоминаем, что это происходит в результате слияния двух факторов: собственной структуры сознания до того, как проявиться как сознание (вынуждая пройти, что никоим образом не подготовлено , если мы думаем о мозге как о субстрате сознания — чего мы не можем сказать на уровне фактической аргументации — тогда мы могли бы сказать, что элементы, которые уже существуют в структуре мозга, определенным образом обусловливают возникновение смысла, определяя его возможности. возникновения; другими словами, мозг уже имеет определенные возможности значения) и структуру смысла, благодаря которой он становится сознанием.Хотя он не может проиллюстрировать модель сознания, которую мы имеем в виду, мы можем понять этот аспект, обратившись к компьютерному примеру, в котором сознание перед сознанием (можно сказать, предсознание, начиная с дорефлексивного) является аппаратным. и Смысл — это программное обеспечение, которое

Концепция области сознания Виорела Ротилэ :: SSRN

Дилемматическая реструктуризация, издательство Argonaut, Клуж-Напока, Румыния, 2013 г., стр.54-68

15 стр. Размещено: 25 янв 2017

Дата написания: 24 мая 2013 г.

Абстрактные

Способ, которым устанавливаются области социальной жизни, показывает структурную форму сознания, поскольку они являются метасмыслами, полюсами организации соответствующих значений.Таким образом, домены представляют собой формы специализации различных измерений сознания по конкретным вопросам, основанные на полюсах ориентации, отношении значения к этим полюсам с учетом «содержания» областей. Использование концепции предметной области имеет прежде всего методологическую цель, поскольку оно индивидуализирует сущности, которые заслуживают отдельного анализа. Это форма назначения, позволяющая концептуально управлять основными элементами анализа сознания. То, что мы называем областями сознания, существует скорее виртуально по сравнению с тем, что обычно называют реальным (мы думаем здесь о мозге).Анализируя сознание по областям, мы прежде всего учитываем то, как оно формируется в культурном плане, его рождение (непрерывность) в культурном пространстве. В то же время представлен взгляд на то, что конституирует тело, и на то, какое влияние оно оказывает на формирование сознания.

Ключевые слова: сознание, структура сознания, внимание, области сознания, интенциональность

Рекомендуемое цитирование: Предлагаемое цитирование

Ротилэ, Виорел и Ротилэ, Виорел, Структура сознания: концепция области сознания (24 мая 2013 г.).Дилемматическая реструктуризация, издательство Argonaut, Клуж-Напока, Румыния, 2013 г., стр. 54-68, доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=2

9