Понятие концепции я: Я-концепция — Википедия

Автор: | 27.03.2021
определение концепции, характеристика реальной личности

Социологи, психологи и другие специалисты в области личностного развития и самопознания нередко используют в своем лексиконе термин «Я-концепция». Что из себя представляет данное понятие, и какие функции оно несет для человека, стоит узнать каждому, кто хочет лучше узнать себя и окружающих.

Я-картинка

Я-картинка

Что такое «Я-концепция»

Понятие «Я-концепция» в большинстве психологических теорий занимает центральное место. Несмотря на это, до сих пор отсутствует универсальное определение этого явления.

Дополнительная информация! Одни авторы используют термин, чтобы дать характеристику целой системы представлений человека о самом себе, другие – используют понятие, чтобы обозначить отдельные аспекты личности.

Разнообразие Я-образа

Разнообразие Я-образа

Наиболее развернутые определения в психологической литературе принадлежат Карлу Рэнсому Роджерсу и Дж. Стейнсу:

  1. По мнению американского психолога, Я-концепция представляет собой собирательный образ из способностей и собственных характеристик индивида о самом себе. Это целая система, в которую входят ценности, идеи и цели человека, неразрывно связанные с Я-в будущем, настоящем и прошлом.
  2. Определение Стейнса выглядит наиболее кратким. По его мнению, Я концепция это в психологии – не что иное, как свод оценок, образов и представлений человека о собственной персоне. Согласно Стейнсу, наблюдая за окружающими, индивид делает выводы о том, как он выглядит в глазах других людей.

Термин «Я-концепция» нередко используется и в другой интерпретации:

  • Я-картина;
  • Я-образ.

Зарождение понятия

Формирование понятия о том, что такое Я-концепция личности, берет начало на рубеже 19-20 века. В тот период многие психологи активно обсуждали дуальность человеческой природы. Благодаря жарким дискуссиям, исследованиям и спорам, развились феноменологическое и гуманистическое направления психологической науки.

Справка! Карл Роджерс и Абрахам Маслоу впервые употребили понятие «Я-образ» в 1950-е годы.

Представители гуманистического течения считали, что целостность человеческого Я играет важную роль не только в развитии личности, но и формировании поведения индивида.

Карл Роджерс

Карл Роджерс

После того, как термин «Я-концепция» появился в зарубежной литературе, в середине 80-х годов понятие Я-образа стало частью отечественной психологии.

Формирование «Я-концепции»

Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:

  1. С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
  2. От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
  3. В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
  4. В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
  5. От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.

Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:

  1. Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
  2. Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
  3. Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.

Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.

Воздействие на жизнь человека

Я-концепция представляет собой в психологии мощнейшую систему установок и убеждений, которые формируют представления человека о собственной личности и о ситуации, возникшей вокруг него. Я-концепция для каждого человека имеет важное значение.

Влияние на жизнь

Влияние на жизнь

Она принимает активное участие не только в формировании личности, но и напрямую влияет на жизнь индивида:

  1. Благодаря Я-образу, в человеке сохраняются внутренняя согласованность и поведенческая устойчивость. Пример, если индивид приобретает новый опыт, который не нарушает мнение личности о самой себе, его Я-концепция легко принимает новую информацию. Если знания и навыки идут в разрез установкам Я-картины, у человека активизируется психологическая защита, которая помогает пережить неприятную ситуацию без каких-либо потрясений.
  2. При помощи Я-концепции человек осознает получаемый опыт. Вся информация, проходящая через внутренний фильтр Я-образа, подвергается переосмыслению. В итоге значение придается только важным навыкам.
  3. Я-концепция помогает человеку анализировать будущие события. Личность, которая уверена в собственной значимости, будет ожидать от окружающих такого же отношения. Те индивиды, которые сомневаются в себе, считают, что никому не могут понравиться, чаще других ограничивают социальные контакты.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что деятельность человека, его личностные качества и поведение всегда обуславливаются воздействием Я-образа.

Я-концепция неразрывна с самопознанием. Если личность сможет разобраться в себе, значит, она будет в состоянии изменить собственную жизнь к лучшему.

Видео

Понятие «Я – концепция» личности. Виды «Я- концепции». — МегаЛекции

Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Структура Я-концепции

 

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

 

 

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Когнитивная

 

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.

 

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя[6].

 

Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:



соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»;

соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности

Поведенческая

 

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции

Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

Виды и классификации Я-концепции (образа-Я)

 

Я-образ (Образ-Я, Я-концепция) — это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.

 

Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.

 

В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.

 

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:

«настоящее Я»,

«динамическое Я»,

«фактическое Я»,

«вероятное Я»,

«идеализированное Я».

Понятие социализации.

Термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. Это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения и социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей».

 

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

 

Деятельность: на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением новых видов деятельности. При этом происходят три важных процесса:

1.Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, их усвоение. Продукт такой ориентации называется личностным выбором деятельности.

 

2.Центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3.Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

 

Общение: рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому, умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

 

Развитие самосознания личности: процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. В этой сфере анализ много противоречивых позиций. Прежде всего само определение «Я-образа» зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Тогда можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

1.4.2 Понятие я – концепции

Я-концепция — устойчивая, более или ме­нее осознанная, индивидуальная система представлений че­ловека о себе, интегрирующая его различные проявления в многообразных жизненных ситуациях. Я-концепция – это своеобразная теория самого себя.

В чем специфика Я-концепции по отношению к самосознанию? Какое из них является более широким? (вопросы для размышления)

Я-концепция — это система самовосприятий. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения. Как отмечали Снигг и Комбс (1949), существование реального Я — это вопрос скорее философский, поскольку наблюдать его непосредственно невозможно.

Я-концепция — предпосылка и следствие социального взаимодействия. Предпосылкой она является потому, что представления человека о себе во многом определяют его представления о других. Следствием социального взаимодействия Я-концепция выступает потому, что отношение к себе определяется отношением к человеку других, прежде всего значимых, людей.

Качества, которые мы приписываем собственной личности, в реальности могут отсутствовать, или быть не такими, как нам кажется, т.е. с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.

Близким понятием к Я-концепции выступает также понятие «идентичность», предложенное Э. Эриксоном. Подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида — эго. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, «культурно значимое достижение». Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов. Особенно сложным является процесс развития эго-идентичности в пору юности. Поэтому Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития и «размытости» эго-идентичности в этот период. Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности» 1968). Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу.

Структура Я-концепции

Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию, мы предлагаем схему, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я-концепции, а с другой — упорядочить терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы, посвященной Я-концепции (рис. 2).

Рис. 2. Структура Я-концепции

Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это — «поток сознания», о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Джемс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента — Я-сознающее и Я-как-объект. Однако но следует забывать об условности такого различения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Точно так же образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности.

Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

  1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

  2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

  3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Большинство авторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Как мы увидим в дальнейшем, рассматривая генезис Я-концепции у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.

Применительно к Я-концепции три элемента установки конкретизируются следующим образом:

1. Образ Я — представления индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как показала Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от реальности, является, по ее мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Олпорт (1961) считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер (1957) рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.

С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах (функции Я-концепции):

  1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

  2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

  3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Образ Я носит специфичный ситуативно-измен­чивый характер, отражает самовосприятие в данный момент времени, содержит ограниченный набор характеристик че­ловека (главным образом, интериоризованный репертуар со­циальных ролей). Осознание Образа Я связывают с ситуа­тивными препятствиями в деятельности, с приспособитель­ной реакцией в ответ на внешнее воздействие других людей, с более ранними сроками возникновения, чем Я-концепция. Его изменения не изменяют Я-концепцию личности. Вместе с тем, понятие Образ Я может употребляться не только в значении оперативно-ситуативного образа, но и синони­мично понятию Я-концепция, и для обозначения достаточно устойчивых, включенных в Я-концепцию ее измерений, от­ражающих представления человека о себе в конкретных сфе­рах его жизнедеятельности.

Тема 1.4 Я – концепция — Студопедия

1.4.1 Самосознание личности и его компоненты

1.4.2 Понятие Я – концепции

1.4.3 Я – концепция в различных психологических теориях

1.4.1 Самосознание личности и его компоненты

Личность как сознательный субъект осознает не только окру­жающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести Личность к ее самосознанию, то нельзя и от­рывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Самосознание не дано человеку изначально. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет се­бя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как Я является, таким образом, результатом развития.

Общее функциональное назначение самосозна­ния рассматривается [38] как историческая необходимость самоконтроля поведения человека в обществе.

Самосознание составляет с со­знанием внутренний, субъективный мир человека: знания, мысли, переживания, отношения, желания, стремления во вре­менном континууме. Эти феномены можно считать образующими содержание самосознания.


Глав­ными свойствами самосознания выступают его рефлексив­ность, выражение отношений человека к действительнос­ти, диалогичность.

САМОСОЗНАНИЕ– совокупность психических процессов, посредством которых индивид сознает себя в качестве субъекта жизнедеятельности.

В другой трактовке [17] самосознание определяется как собственный опыт себя, форма существования которого со­впадает с формой существования опыта внешнего мира: зна­ниями, эмоциональными и ценностными оценками, поведен­ческими программами. Самосознание есть форма переживания человеком своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но и изменяет отношение человека к себе. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания (это особенно характерно для подросткового и юношеского возраста), человек открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Благодаря самосознанию человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других очень часто приходит чувство одиночества.


Самосознание, являясь результатом, продуктом, неотъ­емлемым компонентом становления человека как личности [20, 33], выступает ее сложнейшим интегративным свой­ством [23], центральным образующим [44, 45] или подструк­турой [28].

В самосознании выделяют взаимосвязанные компоненты (когнитивный, эмоциональный (са­моотношение), поведенческий). Наиболее изученный в пси­хологии когнитивный компонент.

Как подчеркивает И.С. Кон [18], нормальный взрослый человек, включенный в разнообразные связи и отношения с миром, осознает себя в двух главных сферах своей реали­зации: деятельности и общения.

Эмоциональный компонент, самоотношение устойчиво, активно под­держивается личностью [39], реализуется через самоува­жение и самооценку. Самоотношение в его позитивном вы­ражении рассматривается в качестве одной из жизненных потребностей человека, выражающейся в сохранении и по­вышении ценности своего Я [46]; или в качестве специфи­ческого, устойчивого и сильнейшего чув­ства личного постоянства, защищаю­щего от тревожности [18]. Самоотношение проявляется в переживаниях субъекта по пово­ду его собственных черт, представленных в когнитивном компоненте. Самоотношение понимается С.Р Пантилеевым [29] как индикатор успешности самореализации субъекта как лично­сти.

В практике консультирования и при анали­зе самоописаний по вербальным суждениям субъектов ус­матриваются различия и индикаторы когнитивного и самоотношенческого компонентов Я-концепции.

В психологичес­кой литературе трактовки поведенческого компонента са­мосознания осуществляются посредством понятий: действие, поведение, волевая форма самосознания, саморегуляция. Поведенческий компонент Я-кон­цепции обозначается как волевая форма самосознания. Она проявляется в сознательной регуляции личностью своих дей­ствий и поступков.

1.4.2 Понятие Я – концепции

Я-концепция — устойчивая, более или ме­нее осознанная, индивидуальная система представлений че­ловека о себе, интегрирующая его различные проявления в многообразных жизненных ситуациях. Я-концепция – это своеобразная теория самого себя.

В чем специфика Я-концепции по отношению к самосознанию? Какое из них является более широким? (вопросы для размышления)

Я-концепция — это система самовосприятий. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения. Как отмечали Снигг и Комбс (1949), существование реального Я — это вопрос скорее философский, поскольку наблюдать его непосредственно невозможно.

Я-концепция — предпосылка и следствие социального взаимодействия. Предпосылкой она является потому, что представления человека о себе во многом определяют его представления о других. Следствием социального взаимодействия Я-концепция выступает потому, что отношение к себе определяется отношением к человеку других, прежде всего значимых, людей.

Качества, которые мы приписываем собственной личности, в реальности могут отсутствовать, или быть не такими, как нам кажется, т.е. с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.

Близким понятием к Я-концепции выступает также понятие «идентичность», предложенное Э. Эриксоном. Подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида — эго. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, «культурно значимое достижение». Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов. Особенно сложным является процесс развития эго-идентичности в пору юности. Поэтому Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития и «размытости» эго-идентичности в этот период. Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности» 1968). Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу.

Структура Я-концепции

Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию, мы предлагаем схему, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я-концепции, а с другой — упорядочить терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы, посвященной Я-концепции (рис. 2).

Рис. 2. Структура Я-концепции

Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это — «поток сознания», о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Джемс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента — Я-сознающее и Я-как-объект. Однако но следует забывать об условности такого различения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Точно так же образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности.

Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

  1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
  2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
  3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Большинство авторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Как мы увидим в дальнейшем, рассматривая генезис Я-концепции у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.

Применительно к Я-концепции три элемента установки конкретизируются следующим образом:

1. Образ Я — представления индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как показала Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от реальности, является, по ее мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Олпорт (1961) считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер (1957) рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.

С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах (функции Я-концепции):

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Образ Я носит специфичный ситуативно-измен­чивый характер, отражает самовосприятие в данный момент времени, содержит ограниченный набор характеристик че­ловека (главным образом, интериоризованный репертуар со­циальных ролей). Осознание Образа Я связывают с ситуа­тивными препятствиями в деятельности, с приспособитель­ной реакцией в ответ на внешнее воздействие других людей, с более ранними сроками возникновения, чем Я-концепция. Его изменения не изменяют Я-концепцию личности. Вместе с тем, понятие Образ Я может употребляться не только в значении оперативно-ситуативного образа, но и синони­мично понятию Я-концепция, и для обозначения достаточно устойчивых, включенных в Я-концепцию ее измерений, от­ражающих представления человека о себе в конкретных сфе­рах его жизнедеятельности.

3. Структура я-концепции.

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет Р.Бернсу рассматривать «Я концепцию» как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. «Образ Я» — представление индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Кроме того, Р. Бернс описывает строение «Я концепции» в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная «Я концепция», включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Глобальную «Я концепцию» он рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. По его мнению существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

В каждой из модальностей Р.Бернс выделяет следующие их аспекты: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Когнитивная составляющая Я-концепции.Описывая какого-либо человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: надежный, общительный, сильный, совестливый и т.п. То же происходит, когда мы пытаемся описать самих себя. Эти характеристики нашего привычного самовосприятия могут включать в себя любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, а также описание его имущества, жизненных целей и т.д. Все эти характеристики входят в Образ-Я с разным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Причем значимость элементов самоописания и их иерархия может меняться в зависимости от значимости ситуауции, жизненного опыта и просто под влиянием момента.

Оценочная составляющая Я-концепции.Я-концепция — это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Например, такая характеритсика, как местожительство, может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, с «престижностью» данного района в глазах определенной социальной группы. Или, например, достижение 40-летнего возраста одни считают порой расцвета а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, другим он кажется недостаточным и т.д.

Поведенческая составляющая Я-концепции.Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности личности.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма.

Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Л. Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Пластиковые гибочные машины i-concept производитель Германия i-concept Germany

Германия
i-concept GmbH & Co. KG
Harkortstraße 22
D-48565 Штайнфурт-Боргхорст

Контакт:

Switzerland

Швейцария
gwerder.digital
Брайтенштрассе 8
6422 Штайнен

Контакт:

Телефон +41 (0) 78 671 25 69
E-Mail [email protected]
Веб-сайт www.gwerder.digital

i-concept Production Dubai

U.A.E.
BLUE RHINE General Trading lL.L.C:
Главный офис / Выставочный зал, Дейра, Дубай

Контакт:

i-concept Production France

Франция

MDC s.a.r.l.

Зак GAROSUD
3005 Avenue Etienne Méhul
34070 Монпелье

Контакт:

i-concept China

Китай
БИЙ Груп Компания
Нет.307 East Zhe Ning Road
Промышленная зона Лишуй
Нанкин, Китай

Контакт:

i-concept Polen

Польша
DMPlot Sp. Z O.O. Sp.k.
ул. Агнешки 11
40-110 Катовице

Контакт:

,

Concept (progettazione) — Wikipedia

Da Wikipedia, l’enciclopedia libera.

Концептуальный автомобиль La Birusa di Bertone del 2003 e, dietro di essa, una raccolta delle varie предлагает разработку по определенным направлениям.

Nella progettazione e nel desgno industriale il concept o concetto di prodotto 1 gli stessi. [2] [3] Lo scopo Principalale и fornire soluzioni Innovative, [4] и окончательная подготовка к финалу.

Durante lo sviluppo del concept и progettista può Approcciare il progetto con maggiore libertà, centrerandosi mainmente su aspetti quali, per esempio, l’innovazione, nuove tecnologie, Materiali Alternativi e sostenibilità per пропорционально альтернативные решения. [5] Всеобщее признание и развитие концепции, основанной на принципах справедливости и надежности; Тональности и массовости и концептуальный подход, основанный на финальных принципах и финале финального фильма, посвященного изменению стиля жизни.Все, что угодно, может быть сделано в соответствии с концепцией (концепт), а не только в качестве примера. и так далее, и дальше, и за все время, и в течение последних трех лет. [6]

Nel caso della produzione di un’automobile, per esempio, una volta che tutti and concetti sono stati Definiti (abitabilità, комфорт, sportività, экология, резистентность, цель, контесто) и пассивные, альтернативные концепции образования, эритроцитарные звания ( stilistiche ed esercizi di stile, scelta dei materiali, soluzioni offerte, ricerche di mercato).Какое-то время прошло в стиле концепт-кар в стиле концепт-кар, в том числе и в интернете, в салоне автомобиля. В конце концов, в конце концов, вы должны увидеть, что все готово для творчества, в том числе и для создания прототипа, в том числе и для закона, и права, и права, иждивенчества. ,

Esistono dei concetti artistici e progettuali che non sono pensati per una futura produzione industriale, e quindi non semper idonei alla fase esecutiva; задание по разработке, в том числе реальное представление о виртуозности и идеологии, в том числе творческий подход к творчеству, творчество концептуального художника.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *