Понятие самосознания структура самосознания: Самосознание: критерии, структура и нарушение

Автор: | 23.01.1979

Содержание

Самосознание: понятие, структура, функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Общая психология»

«Самосознание: понятие, структура, функции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тайшет 2009

Содержание 

Введение 

Основная  часть

Понятие «самосознание» и его основные характеристики

Заключение 

Список  использованной литературы

3

 

4

21

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  работы. Проблема развития самосознания является одной из самых трудных и интересных в психологической науке.

С древних времен люди стремятся познать себя и других. В процессе взаимодействия людей вырабатывались нравственные правила и нормы, которые становились внутренними регуляторами поведения, формировалась потребность человека подчиняться этим внутренним правилам и нормам. Постепенно складывались представления о совести, нравственном долге, ответственности, которые, так или иначе, соотносились с реальными поступками. Это делало человека относительно свободным и независимым от конкретных ситуаций, от той общности людей, к которой он принадлежит. Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно поэтому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы», «Мы» и «Они».

Цель  работы: изучение понятия самосознания, его структуры и функций.

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть понятие «самосознания» и его основные характеристики;
  2. Проанализировать структуру самосознания;
  3. Определить функции самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «самосознание» и его основные характеристики

Проблема самосознания на протяжении уже многих лет является предметом изучения науки. Интерес  к самому себе, к своему «Я», желание  познать себя, понять свою сущность появились у человека давно. Предметом  собственно психологических концепций проблема «Я», самосознание, становится лишь во второй половине XIX века.

Психологический аспект анализа самосознания в науке  связан с выделением его как сложного явления человеческой психики, направленного  на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

В отечественной  и зарубежной психологии имеется  немало научных трудов, в которых  обстоятельно рассматривается самосознание. Так, происхождение, сущность самосознания, его структура и эмоционально-ценностная характеристика рассматривается в трудах Столина В. В., Чистяковой И.И., Рубинштейна С.Л., Кона И.С., Божович Л.И.,  Лисиной М.И. и др.

Первые исследования самосознания принадлежат У. Джемсу, который выдвинул ряд положений о соотношении сознания и самосознания, актуальных и до настоящего времени. Согласно У. Джемсу, самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом: в нем необходимо различать две стороны, одну из которых он называл личностью, а другую – «Я».

В рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд, при выделении «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические явления и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации), «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура) четко не разграничивал сознание и самосознание. Они заняли второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая управляет ими.

А.

Пфендер (представитель интроспекционистов) построение концепции самосознания начинает с разграничения «Я» и самосознания. «Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности, действующей в системе различных связей. «Я» имманентно по своему существу, оно развивается, правда, в течение всей жизни, но уже имеется с самого рождения у человека в психической деятельности.

Сторонники  бихевиоризма подчеркивали влияние  окружающей действительности на психическую деятельность человека. Они устранили из сферы психической жизни такие понятия, как сознание и самосознание, отказавшись от этих понятий как от ненаучных, сведя всю психическую  деятельность к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.

Отечественные психологи рассматривают самосознание как особую качественно своеобразную форму психического, тесно связывая его с сознанием, но, не отождествляя с ним. При этом выделяются три  основные точки зрения на соотношение  сознания и самосознания. Одна из них состоит в признании того, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию и состоит в неясном чувствовании собственного существования. Вторая точка зрения  заключается в том, что ее  представители рассматривают самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием произвольных движений и речи, ростом самостоятельности личности и связанными с этим изменениями в ее взаимоотношениях с окружающими людьми. Третья точка зрения утверждает, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые – объективные, они отражают внешний мир; вторые – субъективные, они отражают состояние тела (самоощущения). Ребенок, сталкиваясь с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, соответственно решает задачу их отдельного осознания. Такое осознание оказывается возможным благодаря накопленному опыту активности во внешнем мире.

В отечественной психологии  большое внимание уделяется вопросу о структуре самосознания. Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.

Самопознание  является начальным звеном и основой существования и проявления самосознания. Это процесс самонаблюдения, сознательного управления человеком своим поведением и деятельностью, превращение его в объект воспитательных воздействий в подлинный субъект воспитания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина. Самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми.

В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному результату, абсолютно завершенному знанию. Всякое знание о себе является единством противоположностей – относительного и абсолютного.

Эмоционально-ценностное отношение к себе — специфический  вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное  отношение личности к тому, что  она узнает, понимает, «открывает»  относительно самой себя. Переживания  являются необходимым условием существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, поскольку именно через них осознается ценностный смысл для личности собственных различных отношений к себе, они выступают своеобразным критерием положительной и отрицательной сигнальности форм самоотношений.

Познание собственных  отношений к объектам и явлениям реального мира осуществляется в  процессе осознания переживаний. Всякое новое знание становится устойчивым содержанием сознания только в том  случае, если оно соединится с соответствующим отношением и будет пережито его личностное значение. В ходе развития личности, сознания и познавательной его способности расширяется, обогащается новым содержанием и сфера переживаний.

Саморегулирование поведения – есть форма регуляции  поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и которая выступает как исходная предпосылка развертывания сознательной, целенаправленной деятельности личности по преобразованию своей духовной и физической сферы. Характеризуя саморегуляцию, можно выделить два ее уровня. Первый имеет для своего осуществления четкие границы во времени; он характеризуется конкретным поведенческим актом, куда включаются собственные оценки достигнутого эффекта поведения, которые заканчиваются более или менее четким осознанием этих оценок. Второй уровень – растянут во времени и связан с планированием личности целенаправленных изменений в себе самой, которые последовательно реализуют определенную воспитательную цель по отношению к себе.

В.С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать как фазы его развития:

— сознание тождественности,  зачатки которого возникают уже  в 11-месячном возрасте, когда младенец  начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

— сознание «Я»  как активного начала, как субъекта  деятельности, которое появляется  в 2-3 года, когда ребенок овладевает  личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…»;

— осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предлагает достаточно развитое абстрактное мышление;

— социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.

На основе анализа  различных точек зрения на структуру личности и ее самосознание, А.А. Налчаджян предлагает следующую структуру личности:

1 – «Я», центр  личности;

2 – Я-концепция, или  самосознание «Я», которое состоит  из устойчивых Я-образов; 

3 – ситуативные или  оперативные Я-образы;

4 – свойства личности (черты характера, способности  и т. п.).

Все вышеперечисленное является «сферами» личности, вся их структура центрирована вокруг «Я». «Я» мы понимаем как центр личности и ее самосознания. «Я» является центральной организующей, интегрирующей и регулирующей инстанцией психики, основным итогом  онтогенетического психического развития индивида. «Я» осуществляет свои функции на сознательно – подсознательном уровне, причем ее структура по существу не поднимается на уровень сознания. Обозначение словом «Я»  создает иллюзию полного осознания этой центральной инстанции личности, фактически же оно живет и осуществляет свои функции подсознательно, как в бодрствующем, так и в спящем состоянии. Являясь центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (представлением, совокупностью знаний о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей «Я». На схеме она окружает сферу «Я» и состоит, в свою очередь состоит из тесно связанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов. Эти устойчивые Я-образы (имеется ввиду зрелый человек, у которого формирование самосознания в основном завершено и подвержено только ситуативным и поверхностным изменениям) получили в психологической литературе «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.

Г.А. Урунтаева включает в структуру самосознания когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. К.К. Платонов предлагает рассматривать структуру в следующем виде: самопереживание (самочувствие), самоотношение и самопознание, куда входят уровень притязаний и самооценка. По мнению И.С. Кона, процесс познания человеком самого себя осуществляется на разных уровнях развития, а представления о самом себе складываются у индивида в определенный образ «Я». Л.Д. Олейник называет в структуре самосознания самочувствие, самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль и саморегуляцию.

И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др. указывали на уровневое строение самосознания.

Так, для В.В. Столина, принцип  вычленения трех уровней активности человека (органический, индивидный и  личностный), реализованный применительно к онтогенезу самосознания, остается основополагающим и при введении представления об уровневом строении самосознания: в системе органической активности, в коллективной предметной деятельности и в системе личностного развития. На каждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизме обратной связи, интегрирующего активность субъекта, регулирующего его деятельность, поведение.

Для каждого уровня самосознания В.В. Столин выделяет особые составляющие единицы. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу. Главное же внимание В.В. Столина направлено на определение и анализ единиц самосознания на индивидном  и личностном уровнях. Выделенное им понятие смысл «Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождает как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).

Таким образом, большинство авторов рассматривают самосознание как средство саморегуляции субъекта деятельности на основе  самопознания и эмоционально-ценностного отношения.

Относительно факторов, определяющих развитие самосознания, позиции представителей различных подходов расходятся в зависимости от того, где идет поиск решающих обстоятельств развития: внутри личности или вне ее. Суждение по этому вопросу разделилось по линии основных факторов развития: наследственности и внешней среды.

Сторонники биологизаторских теорий утверждали, что развитие личности определяется только врожденными предпосылками и задатками. Так, теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая (генетическая) делает упор на том, что переживания раннего детства играют решающую роль в формировании личности, основной фундамент которой закладывается в раннем детстве. Вторая предпосылка основывается на том, что, главным фактором, определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт.

4. Самосознание. Введение в философию

4. Самосознание

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Структура и формы самосознания

Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел — как природных, так и социальных — и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Иначе произошло бы спутывание, смешивание тех изменений образа предмета, которые вызваны процессами, происходящими в самой действительности, и тех, которые всецело обязаны субъекту (например, приближение или удаление человека от предмета, поворот его головы и т. д.). Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс «схему мира». Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную «схему тела».

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса — возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание — это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и — как следствие — возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.

Самосознание — настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание — это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация). И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы «со стороны», как «другого», то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и конструирует. Он усваивает эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического. Это «зеркало», в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, — общество других людей. Об этом сложном процессе хорошо сказал К. Маркс: «Так как он [человек] родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: „Я есмь я“, то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода „человек“» [1].

Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Важно отметить, что человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого — по аналогии с собой. Как показывают современные исследования, в процессе развития самосознания осознание себя и осознание другого человека в качестве похожего на меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга.

Предметность и рефлексивность самосознания

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим, как уже было сказано, необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознание отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т. д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.

С этим интересным явлением связан ряд любопытных фактов восприятия. Приведем в этой связи следующий пример. Когда человек касается рукой предмета, он чувствует сам предмет, а не свою руку. Осязательное восприятие говорит о внешнем предмете, а не о самом человеке. И лишь на «заднем плане» сознания человек переживает акт собственного касания и локализует его на кончиках собственных пальцев (это и выступает как элементарная форма самосознания). В том случае, если человек трогает предмет не рукой, а палкой, осязательное восприятие опять-таки относится к самому предмету, а не к использованному средству — палке. Последняя уже не попадает в фокус сознания, а оказывается на его периферии и переживается воспринимающим человеком как непосредственное продолжение его тела. В этом случае ощущение воздействия предмета на человека (выступающее в данном случае как своеобразная элементарная форма самосознания) любопытным образом переживается человеком как локализованное уже не на кончиках его пальцев, а на конце палки или зонда.

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно отметить, что рефлексия — это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи прояснения системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как Я с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету — реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

Казалось бы, что может быть элементарнее простого самопереживания, выраженного в утверждении «мне больно»? Однако обратим внимание на то, что обычно осознание собственной боли связано с определенной локализацией этого переживания, и эта локализация иной раз бывает ошибочной (что знакомо каждому, у кого, например, болели зубы). Если в сознании человека всплывает какой-то образ, то он пытается определить его, то есть выяснить, о чем он говорит, к какому конкретному лицу или событию жизни относится. Нередко человек ошибается в осмыслении отдельных образов: например, ошибочной локализует в пространстве и времени предмет того или иного воспоминания, неверно соотносит данный образ с тем или иным лицом и т. д.

Если же человек пытается рефлективно осознать особенности своей личности, осмыслить себя в целом, то возможность ошибки еще больше. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально значимых поступках. Последние наиболее адекватно могут быть поняты как раз другими. Другой человек, судящий о данном человеке извне, нередко может лучше понять его, чем последний понимает сам себя. В той мере, в какой человек учитывает объективную оценку себя, возникающую в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с другими людьми, он и сам может судить о себе более точно.

Важно, однако, подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе жизни человека в системе межчеловеческих отношений.

Это относится и к таким феноменам сознания, которые не просто выражают субъективные состояния того или иного индивида, а претендуют на общезначимость и существуют в объективированной, отделенной от конкретного индивида форме, в форме книг, картин, скульптур и т. д., то есть в форме культуры. Дело в том, что тот смысл, который автор вложил в то или иное произведение (а этот смысл и выступает как рефлексия автора над тем, что он сделал), может не совпадать с тем объективным смыслом, который заложен, реально имеется в этом произведении, но был выявлен не автором, а умным читателем, критиком, интерпретатором.

Итак, феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и самоочевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и изменяющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исторически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» не в смысле невозможности доказательного его решения, а в том смысле, что развитие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

Место сознания в структуре бытия не может быть преуменьшено. Его следует понимать как нечто работающее, соучастное бытию, существенное для жизни, а не как нечто эпифеноменальное, существующее вне и над жизнью. Сознание проявляет себя не только в отношении к действительности. Оно есть и отношение в действительности, то есть оно есть и реальное дело. Очевидно, что между этими двумя ведущими типами отношений к миру имеются не только существенные различия, но и реальные противоречия, преодоление которых отнюдь не просто, как не просто преодоление противоречий между сознанием и деятельностью, мыслью и словом, словом и делом. Единство сознания и деятельности, о котором говорят психологи, не дано, а задано. Оно должно быть построено. Точнее, оно должно строиться постоянно.

Важно отметить, что сознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся и не очень легко дифференцируемое единство. Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно. Однако надо всегда иметь в виду целое, то есть человека и его место в мире. В этом целом в качестве ведущего фактора на разных этапах развития может выступать либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает в качестве связки, опосредствующего звена между деятельностью и личностью.

Если перейти от познавательного плана рассмотрения проблем сознания к социотехническому (проективному, формирующему) и ценностному, то совершенно очевидно, что обществу необходима не всякая деятельность, не пустой активизм, а деятельность квалифицированная, целенаправленная, целесообразная, произвольная, сознательная. Равным образом обществу необходима не просто эмпирическая человеческая индивидуальность, а личность, обладающая мировоззрением, убежденная, самостоятельная, имеющая власть над собой и над деятельностью, способная к совершению свободных действий — поступков, словом, обладающая сознанием. Общество не удовлетворяет созерцательное, бездеятельное сознание, равно как и безличное (и безличностное), равнодушное понимание, знание, то есть так называемая сознательность или «умозрение жизни» частного индивида. Поэтому-то «сознание» — не просто эпитет, используемый применительно к понятиям «деятельность» и «личность», оно должно составлять их сущностное свойство, входить в их определение. Хотя общество, казалось бы, всегда апеллирует к сознанию, тем не менее его реальные воспитательные, организационные и другие меры направляются на деятельность и на личность. Качество и действенность таких мер определяется тем, насколько в них учитывается вся полнота триады: деятельность, сознание, личность. Эта триада как предмет специально построенного исследования, как социотехнический и психотехнический объект развития и формирования связывает обществоведение и человековедение, которые друг без друга одинаково беспомощны в решении насущных практических социальных проблем. Действенное и действующее сознание является очень важным положительным фактором развития общества и его институтов. В основе такого сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.

Имеется целый ряд способов расширения и развития сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно-практической, коммуникативной, учебной и воспитательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самооценка, самоактуализация личности. Что означает расширение сознания? Сознание нельзя полностью свести ни к одному из целого ряда условно выделяемых и представленных ему миров: к миру идей, понятий, значений, научных знаний; к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; к миру образов, представлений, воображения, культурных символов и знаков; к миру производительной предметно-практической деятельности. Еще меньше его можно свести к миру предметов, созданных в результате такой деятельности, в том числе орудий и средств новейшей информационной технологии. Сознание не только рождается и присутствует в этих мирах. Оно может метаться между ними, погружаться в какой-либо из них; подниматься или витать над всеми ними; сравнивать, оценивать, судить их. Оно может судить и самое себя. Вот почему так важно, чтобы все эти миры, включая и мир сознания, были открыты ему. Именно в этом случае сознание будет обладать не только рефлексивными, но и бытийными чертами. Оно сможет осторожно и вместе с тем решительно вмешиваться в бытие, преодолевать слепые или, как говорил В. И. Вернадский, бессознательные устремления науки и техники, породившие огромное число глобальных проблем современности. Для их решения человечеству нужно планетарное, вселенское, или же подлинно культурное сознание, сравнимое с мощью технократического мышления. Исследование и формирование такого сознания — это вызов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках такого (возможно, утраченного) сознания философия и наука должны обратиться к культуре, мифу, религии, политике и, конечно, к своей собственной истории, где возникали представления о ноосфере, о власти Разума.

Понятие самосознания структура самосознания – Telegraph

Понятие самосознания структура самосознания

Скачать файл — Понятие самосознания структура самосознания

Самосознание в структуре личности Reviewed by Irina on Dec 17 Rating: Взаимосвязь между сознанием и самосознанием Нейропсихологические механизмы развития сознания и самосознания. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: В структуре самосознания можно выделить: Таким образом, самосознание включает в себя: В целом можно выделить три пласта сознания человек а: Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: Взаимосвязь между сознанием и самосознанием Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Выделяют следующие свойства сознания: Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность человека по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность человека по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания В. Бытийное сознание сознание для бытия , включающее в себя: Рефлективное сознание сознание для сознания , включающее в себя: Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов осмысление значений и означение смыслов выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением рефлективного сознания. Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного слоя сознания. Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного сознания. Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые мы и овладеваем через использование языка. Взаимодействие сознания и подсознания В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализировать. Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры. Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него возрастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать, сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Психоанализ — это поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожная помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах. Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни. Психические состояния человека Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний — общественное мнение и общественное настроение. Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания начало, определенная динамика и конец. Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов познавательных, волевых, эмоциональных. При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью. Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние уверенность — неуверенность, активность — пассивность, фрустрация — толерантность и т. Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: Можно выделить типичные положительные стенические — любовь и т. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации, в экстремальных условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности. Роль сна Традиционно психология признает два состояния сознания , присущих всем людям: Таким образом, бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру. В среднем наш организм функционирует с чередованием: Этот часовой управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация мозга. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Так, недостаток сна существенно сказывается на поведении: Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции. Согласно гипотезе Хартмана , отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации. Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сновидения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность, вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса показали, что сновидения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание. Согласно гипотезе Френча и Фромма , в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, т. Список рекомендованой литературы 1. Человек как предмет познания. Проблемы самосознания в психологии. Человек в поисках смысла. Автор irina Рубрика Психология личности Теги: Туда Как я появился на свет? You can use these tags: Детская психология Хвалить Юмор безусловная любовь бессознательное боль вина гармония депрессия дети и родители жизнь зависимость злость истерика консультация конфликт любовь мама манипуляции манипуляция непослушный обида отношения папа подросток подсознание прощение психоанализ психолог психология психотерапевт психотерапия развод ребёнок родители самоанализ самооценка секс скандал сознание сон ссора страх тип личности уверенность. Flash Player 9 или выше. Добро пожаловать на Психология. Благодарим Вас за посещение и желаем приятного пребывания! Самосознание в структуре личности 17 Дек Нет Комментарий Самосознание в структуре личности Reviewed by Irina on Dec 17 Rating: Рубрики Видео Детская психология Моя семья Новости Психология женщин Психология личности Психология мужчин Психология подростка Психотерапия Тренинги Юмор. Метки записей Детская психология Хвалить Юмор безусловная любовь бессознательное боль вина гармония депрессия дети и родители жизнь зависимость злость истерика консультация конфликт любовь мама манипуляции манипуляция непослушный обида отношения папа подросток подсознание прощение психоанализ психолог психология психотерапевт психотерапия развод ребёнок родители самоанализ самооценка секс скандал сознание сон ссора страх тип личности уверенность Flash Player 9 или выше. Последние новости Муж и его мама… Сентябрь 8 Эмоциональный контакт с ребенком Январь 15 Ребенок после развода Январь 14 Стоит ли доверять людям? Степень доверия Декабрь 2 Самооценка Декабрь 1. Аля, тот факт, что человек осо Аля: А что же де Ольга: Большое спасибо за статью! Да, но физиология не передаетс наталья: Не болеют же в Марина: Большое спасибо за статьи, про Сергей: Уже для полноты упомянуть б irina: Я думаю, что в статье автор пр сергей: О сайте Добро пожаловать на Психология. Metrika ; yaCounter

Самосознание

Как известно, каждый человек обладает сознанием, то есть биологически обусловленной способностью осознавать окружающий мир и самого себя иначе — самоосознавать. Сознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека. Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза. В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка. Самосознание человека и детей, в частности проанализировано С. Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:. Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы Л. Кун не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности — от самопознания к самоотношению и саморегуляции. Согласно точке зрения Р. Лэнга, самосознание включает не только осознание и принятие человеком самого себя, но и понимание того, что он предстает как объект наблюдения кого-то другого. Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание — это сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, самосознание словно подводит итоги психического развития личности на конкретных его этапах, а с другой — предстает как внутренний регулятор поведения. Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения. По образному выражению А. В соответствии с этим, наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Однако в научной литературе предлагаются и другие точки зрения на структурные элемента самосознания. Достаточно полно структура самосознания рассмотрена в работе В. Общая логика рассуждений В. Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов: Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки. При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:. Структура самосознания личности по А. Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов:. Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:. Кроме перечисленных функций некоторые исследователи рассматривают адаптационную, мотивационную, организационную, проективную и некоторые другие функции самосознания, суть которых, по мнению И. Важно также, что все функции самосознания связаны между собой, могут проявляться не последовательно, а одновременно. Главная Цены и сроки Как это работает. Все предметы Психология Психические свойства личности Самосознание и его функции. Самосознание и его функции. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека: Структура самосознания Достаточно полно структура самосознания рассмотрена в работе В. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему: Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций. Функции самосознания Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции: С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Функция развития и самосовершенствования описывается в работах К. Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества традициями, культурой, ценностями , а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией. Узнай стоимость написания работы на заказ. Выберите тип работы Курсовая работа Контрольная работа Решение задач Реферат Дипломная работа Отчёт по практике Презентации Эссе Чертёж Сочинения Перевод Ответы на вопросы Магистерская диссертация Кандидатская диссертация Лабораторная работа Статья Доклад Рецензия Монография Бизнес-план Творческая работа Набор текста Другое Повышение уникальности текста Помощь on-line Маркетинговое исследование Вычитка и рецензирование работ Подбор темы работы Копирайтинг. Теория развития личности Л. Божович Волевые качества личности и их развитие Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей Развитие психологических подходов к личности Личность, ее формирование и развитие Все статьи по психологии. Дипломные работы Курсовые работы Рефераты Контрольные работы. Авторы студенческих работ Работа репетитором Работа для преподавателей Заработок для студентов Заказ дипломной работы Отзывы об Автор24 Партнерская программа Популярные вопросы Примеры студенческих работ. Топ авторов Правила Статьи Помощь Контакты.

Тема: Самосознание: понятие, структура, функции

Wits end перевод

Нормативы списания гсм на строительной технике

e-shpora.ru — шпаргалки онлайн

Значение имени по хигиру

Кальцинаты лечение народными средствами

Самосознание: понятие, структура, функции, развитие

Стих любимому куму

Истор фильмы про русь

Самосознание личности и ее жизненный путь. Понятие самосознания. Структура и критерии самосознания. Проявления самосознания

§6. Самосознание личности и ее жизненный путь.

Воспитание - неизбежный конфликт, ибо оно есть принуждение к тому, что нужно, вопреки тому, что хочется.

Б.

Понятие самосознания. Структура и критерии самосознания. Проявления самосознания. Я-концепция личности. «Я-идеальное» и «Я-реальное». Самоактуализация личности.

Человек – существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир  предметом осмысления и понимания.

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта жизнедеятельности. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, происходит более или менее глубокое осмысление себя.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но и изменяет отношение человека к себе. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания (это особенно характерно для подросткового и юношеского возраста) человек открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой Я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1.  Самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2.  Собственное мировоззрение —  как целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии.

3.  Самоутверждение своей самостоятельности — стремление заново и критически осмыслить все окружающее, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья и т.д.

В жизни каждого человека особую роль играют первые 20 лет, когда развивается система представлений о себе, о своей собственной личности – представления, объединяемые понятием «Я – концепция». Изучая эти проблемы, ученые неизбежно сталкиваются с необходимостью детального изучения вопроса о влиянии Я – концепции на поведение личности. Среда оказывает существенное влияние на формирование как позитивной, так и негативной Я-концепции. Родители, педагоги, сверстники представляют обратную связь, формирующую представления человека о собственной значимости или бесполезности.

На наш взгляд, наиболее  убедительным является вариант Я-концепции, принадлежащий одному из ведущих английских психологов Роберту Бернсу. Он определяет Я-концепцию как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность, т.е. динамическую систему представлений человека о себе.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5 — 3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя, понимать свои потребности

Сознание и самосознание (1) (Реферат)

Петраш Ю. Г.

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.

природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.

Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обоб­щённые образы внешней действитель­ности и реагировать на эти отображе­ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бес­сознательные процессы. Сознательны­ми называются такие психические яв­ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следователь­но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается воз­никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп­ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними детерминаторами сознания являются при­рода и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя­ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о при­роде и обществе (а также о людях как природных и об­щественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «маши­ны». Но природа детерминирует сознание не только гене­тически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си­стему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест­венной жизни.

Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях живот­ного, так и человеческого существования. Хотя физиоло­гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыс­лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспри­нимающего их аппарата. Образ внешнего мира отлича­ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив­ный образ объективного мира.

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних усло­виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру­де, создала человека с его сознанием.

Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и нераз­рывный комплекс двоякого рода факторов, определив­ших и определяющих развитие психики человека, факто­ров, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человече­ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы пси­хологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об­щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси­хофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, яв­ляется объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус­ловленность — вторичной.

Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксиру­ются законами и категориями физиологической и пси­хологической наук. Это ощущения, восприятия и пред­ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе­ние и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы­ходит за пределы психологических процессов.

Содержание и форма сознания не вполне идентич­ны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единст­во объективного и субъективного на основе объективно­го. Оно имеет объективное содержание, прошедшее че­рез различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее подчиня­ется также и более специальным законам. Так, в обла­сти познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчи­нена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражаю­щих сложный характер детерминации сознания, осуще­ствляется в их неразрывной связи и взаимопереплете­нии. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специ­фичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «маши­ну», производящую продукт;

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу

в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает.

Как же можно определить сознание?

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Самосознание: понятие, структура, функции, развитие

Пожалуй, ни один аспект ума, более известен или более загадочен, чем сознание, и наше сознательное переживание себя и мира. Проблема сознания является, пожалуй, центральным вопросом в текущей теоретизировании разума.

Несмотря на отсутствие каких-либо согласованных теорий сознания, существует распространенное, если меньше, чем всеобщий консенсус, что адекватный счет ума требует ясное понимание его и его места в природе. Мы должны понять, что такое сознание, и как оно относится к другим, несознательным аспектам реальности.

Самосознание и структура поведения

Люди (как и все организмы с нервной системой) могут помнить и иметь определенную структуру поведения. С течением времени мы приобретаем «привычки», которые проявляются периодически. Привычки могут накапливаться в сложные ритуалы, в самом деле, с обучением, эти ритуалы могут быть продуктивными в конце, например, возникает искусство военных практик, кулинария, вождение автомобиля и др.

Таким образом, существуют два отчетливо различные качества поведения: неосознаваемое и осознаваемое. Несознательное поведение — это когда мы на автопилоте, не особо задумываясь о том, что мы делаем, действуем по привычке.

Сознательное поведение и его особенности

Сознательное поведение — это когда мы действуем сейчас, осознавая то, что мы делаем, и выбираем то, что мы делаем. Действуя сознательно, мы можем использовать привычное поведение или мы можем в режиме реального времени создавать новые варианты поведения; действуя неосознанно мы, всегда используем новые формы поведения, которые возникают только методом проб и ошибок, реакцией на новые раздражители.

Наконец, в случае осведомленности, мы имеем в виду конкретно «качество восприятия / наблюдения, что является необходимой предпосылкой для осуществления осознанного изменения». Мы можем быть в курсе вещей, которые мы не меняем (нужно похудеть), что мы решили не менять (мой шкаф низкий приоритет), что мы не знаем, как изменить (как создать мир на Ближнем Востоке?), и т.д. но мы не можем сознательно изменить то, что мы не осознаем. То есть нельзя сказать, что наши сознательные действия не имеют последствий, которые мы не осознаем, а что нам нужно для осознания эффекта сознательно рассчитаны на самосовершенствование.

Измерение самосознания фокусируется на развитии осознания, что происходит в собственном интерьере. Высокоразвитое самосознание может привести к возникновению и консолидации свидетелями личности, которая не запутается в содержимом осведомленности.

Самосознание: понятие, структура, функции, развитие

Уровни самосознания

Самосознание — это понятие, которое указывает на возможность принятия осознания себя в качестве объекта внимания. Это означает, что на определенном этапе некоторые виды эго-процессов у человека без сознания, и что человек знает характер этих процессов. Он или она, следовательно, не в состоянии пересмотреть, переоценить и изменить саму логику, которая работает на всю психику. Постав осознавать определенные аспекты того, что происходит внутри — принимая их как объекты — эти процессы становятся доступными для размышлений и сознательного отношения.

Самосознание означает осознание поведенческих привычек, эмоций, желаний, когда мысли и образы, кувыркаются через наше существо. Вместо того, привычных моделей поведения, эмоции, желания и мысли, сложный уровень самосознания означает, что существует локус свидетелей в сознании, что может сделать поведение, эмоции, желания и мысли объектами внимания.

Перед появлением самосознания, внимание полностью поглощается непрерывным потоком, содержащим сознание. Пять чувств тела и ума производит восприятие эмоций и мыслей. Эти вызывают процессы оценки ощущения, функции ума, которые в свою очередь вызывают суждения, чувства, желания, и действие импульсов. Внимание настолько связано с этими процессами, что все, что воспринимается это результат этих процессов. Нет свободного внимания, доступного для отражения на сами процессы, и, следовательно, нет возможности активно относится, к тому, что происходит. Сама потеря эго-процессов не может взять точки зрения на них.

Уровни самосознания

Развитие самосознания

Развитие самосознания можно рассматривать как этап, как процесс.

Первая фаза заметить, что эмоциональные, волевые и познавательные процессы протекают в одно сознание. Проявить тщательное внимание к этим процессам, когда человек начинает разрабатывать все более и более четкое и дифференцированное восприятие характеристик содержания сознания и процессов, участвующих. Параллельно развитию мастерства и стойкости в соблюдении этих процессов опытом, свидетель «я» усилен.

Свидетель «я», по сути, внимание, что не внедряется в содержание сознания, но свободные от силы нажатия эмоции, желания, импульсы ментальные интерпретации. При этом было установлено, что свидетель самоуправляется, и приобрел некоторую твердость, процесс эмоций, желаний и мыслей могут начать всерьез загораться.

Второй этап развития самосознания является, когда есть свидетель самоуправления, когда могут начать активно приходить и уходить эмоции, желания и мысли. Это личность, которая может признать, что определенная эмоция навеяна, даром, и принимать решения о том, что делать с эмоциями.

Если импульсам, эмоциям, триггерам будет предоставлена полная свобода действий? Эмоция является архаической реакцией на то, что лучше ее отпустить, когда она себя исчерпала.

Третий этап вошел когда «я — чувство» стабильно перемещается от включенности в эго-процессы свидетеля «я – позиции». Это возможно через сильную способность относиться к содержанию сознания, то есть хорошо развита непривязанность.

Весь мир в твоей голове

Полностью развитое самосознания в каком-то смысле развитая форма познания, или, возможно, точнее мета — познание. Наверное, бесшовную линию развития от познания собственного «Я» в аспекте, как физического облика, коллекции конкретных черт характера, личности, сложная система различных процессов, осознание мысли, чувства и желания. Самосознание требует очень большой сосредоточенности, обучения и устойчивой осведомленности. Оно может охватывать широкий выбор содержания, не теряясь в них.

В данном случае, слово «присутствие», передает часть того, чем занимается человек.

Обратите внимание, что существуют два различных аспекта развития в этом измерении: самоощущение и возникновение консолидации свидетеля самоуправления. Экс — способность, которая может быть более или менее острой, и более или менее точной. Человек может быть в состоянии, чтобы сделать очень точные замечания, что происходят в интерьере с опытом, и может быть в состоянии обработать эти наблюдения через сложные рассуждения способностей, которые позволяют человеку интерпретировать и делать отчет о внутренних процессах.

Появление свидетеля self означает сдвиг личности — смысл и строительство идентификации с новой платформы для осознания, за пределами шумных эго-процессов. Эти два аспекта могут быть более или менее выраженными. Человек может иметь сильное свидетельство того, само время не очень сложная способность наблюдать внутренние процессы с точностью. Так человек не был бы прикреплен к мысли, эмоциям и желания, но будет не очень остро сознавать точную природу того, что происходит в уме и теле.

Поскольку восточные методы медитации, как правило, не поощряют развития навыков наблюдать и понимать содержание эго обработки, они могут быть смещенными в отношении развивающихся свидетелей самоуправления.

No votes yet.