Представители позитивизм: основные этапы и главные представители

Автор: | 11.07.1972

Содержание

основные этапы и главные представители

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Основные положения позитивизма

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа».

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.

Этапы развития позитивизма

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

1. Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

2. Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3. Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

4. Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.

В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

Особенности позитивизма и этапы его становления

В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли XIX в. — позитивизм (от латинского positivus — положительный). В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся:

1) полная элиминация (устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума;

2) поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки;

3) гносеологический феноменализм — сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки;

4) методологический эмпиризм — стремление решать судьбу теоретического знания исходя из результатов его опытной проверки;

4) дескриптивизм — сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.

Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, в ней слишком много умозрительных, спекулятивных компонентов, позитивизм ставил задачу «очищения» ее от метафизики.

 

Поскольку позитивизм имеет длительную историю, в его истории принято выделять несколько периодов.

Позитивистскую философию первой половины XIX в. принято называть «первым позитивизмом». Крупнейшие представители этого направления — Огюст Конт (1798—1857), Джон Стюарт Милль (1806—1878), Герберт Спенсер (1820—1903).

Переход от метафизики к позитивному знанию О. Конт обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. Существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир. На теологической стадии духовного развития человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев… Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте. На третьей, позитивной стадии познания, утверждал Конт, наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности. Науки должны наблюдать и описывать то, что открывается в опыте, формировать эмпирические законы. В центре внимания позитивистов оказались по преимуществу проблемы, связанные с изучением индуктивно-логических и психологических процедур опытного познания.

Во второй половине XIX в. «первый позитивизм» уступает место новой исторической форме позитивизма — эмпириокритицизму или махизму. Наиболее известны его представители — Эрнст Мах (1838—1916), Ричард Авенариус (1843—1896).

Философы, представляющие это течение в позитивизме, стремятся «очистить» естественнонаучное знание от «остатков» умозрительных размышлений, усилить гносеологический феноменализм и методологический эмпиризм. С их точки зрения, философия должна превратиться в деятельность, анализирующую особенности познания.

 

«Единственно существующим» признавался лишь опыт как совокупность всего «непосредственно наблюдаемого». Это «непосредственно наблюдаемое» махисты называли «элементами мира», якобы нейтральными относительно материи и сознания. Содержание научных понятий должно быть сведено к некоему «бесспорному первичному» материалу знания, а понятия, в отношении которых такая реакция оказывается невозможной, следует отбросить как «пустые функции». Наука должна исследовать только ощущения.

Трудами немецкого физика Макса Планка (1858—1947), вошедшего в историю развития физики как одного из основоположников квантовой теории, открывается новый этап развития физики. Планк отказался от установившегося положения классической физики, согласно которому энергия системы изменяется непрерывно. В 1900 г. он высказал гипотезу о том, что атомы испускают электромагнитную энергию дискретно, отдельными порциями, — квантами.

Другое важное событие на современном этапе развития физики относится к 1905 г., когда Альберт Эйнштейн (1879—1955) сформулировал принципы специальной теории относительности, а к 1916 г. им была создана общая теория относительности.

Третий этап в развитии позитивизма — неопозитивизм начинается с 20-х гг. XX в. Неопозитивизм сосредотачивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.

Исторически первый и основной вариант неопозитивистской философии — логический позитивизм, или логический эмпиризм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.), отбрасывает психологизм и биологизм махистской философии, принимает тезис об априорно-аналитическом характере положений логики и математики. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу «метафизических» проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования.

Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Одна из важных задач — отделить предложения, которые имеют смысл, от тех, которые лишены его с научной точки зрения, и таким образом очистить науку от бессмысленных предложений.

Чтобы выяснить, имеет ли предложение смысл, необходим специальный метод — верификация (от лат. Уегш — истинный и £асю — делаю). Предложение (гипотеза) может быть верифицировано, т. е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью логического доказательства. Неопозитивизм требует, чтобы предложение было верифицируемо в принципе, т. е. чтобы переживания, которые потвердают, или были налицо, или могли быть получены. Вопрос, ответ на который не может быть проконтролирован, верифицирован в опыте, позитивизм называет «псевдовопросом».

404 Not Found

Выберите город

Симферополь Севастополь Абакан Анадырь Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Биробиджан Благовещенск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград

Вологда Воронеж Горно-Алтайск Грозный Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Кемерово Киров Кострома Краснодар

Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Магас Майкоп Махачкала Мурманск Нальчик Нижний Новгород Новосибирск Омск Орел Оренбург

Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Псков Ростов-на-Дону Рязань Салехард Салехард Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Сахалинская область Смоленск Ставрополь

Сыктывкар Тамбов Тверь Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Ханты Мансийск Чебоксары Челябинск Черкесск Чита Элиста

Якутск Ярославль


НОУ ИНТУИТ | Лекция | Философия позитивизма

Аннотация: Основные этапы развития философии позитивизма. Философия О.Конта. Первый позитивизм и философия Дж.Милля. Второй позитивизм. Развитие махизма-второго позитивизма.

Цель лекции: ознакомить студента с особенностями позитивизма как философского течения рубежа 19-20вв.

Философия позитивизма возникает в период между 1830 и 1848г, который соответствует двум французским революциям. В середине 19в. в Германии и Франции была проведена реформа академических структур. Это привело к расширению предмета философского знания. Под пристальным вниманием философии оказались не отдельные аспекты научного знания, но вся наука. Направление философии, изучающее принципы и закономерности развития науки как отдельной отрасли человеческой деятельности называют п озитивизмом.

В философии позитивизма обычно выделяют следующие этапы:

  1. первый позитивизм
  2. второй позитивизм (махизм, или эмпириокритицизм)
  3. неопозитивизм
  4. постпозитивизм.

Главные представители этого философского направления Огюст Конт, Дж. Милль, Э.Мах, Гр. Спенсер. Р. Авенариус.

Огюст Конт (1798-1857).

Огюст Конт представитель французской линии позитивизма и один из основателей этого философского направления.

Основные труды: » Курс позитивной философии » в 6 томах, » Общий обзор позитивизма «, » Дух позитивной философии «, » Система позитивной политики «.

Огюст Конт был социологом и философом. Его главной заслугой в научной мысли является выделение социологии как отдельной науки и основание позитивизма как философского направления.

Конт был неординарным гениальным и в то же время провокационным мыслителем. Его идеи были настолько же популярны в обществе, насколько подвергались критике и насмешкам. О.Конт прожил интересную, сложную и во многом трагическую жизнь. Конт родился в католической семье в г. Монпелье. В возрасте 16 лет, имея большие способности к математике Конт, поступил в Политехническую школу. Однако, еще будучи студентом, О.Конт, вместе со своими товарищами, был недоволен одним преподавателем и отправил письмо, с просьбой выйти в отставку. После этого происшествия школу на время закрыли, а Конта выслали из Парижа. Через год Конт возвращается в Париж, где присоединяется к кружку известного мыслителя Сен-Семона, представителя религиозной идеалистической философии. В 1822г. Конт наталкивается на серьезные разногласия со своим наставником и покидает кружок. Весной 1826г Конт открыл свой первый курс по позитивной философии, однако не смог его дочитать так как заболел серьезным психиатрическим расстройством и сбежал в г. Монморанси из Парижа. Одной из причин его помешательства была неконтролируемая ревность к его жене, которую в припадке он чуть не утопил в озере по приезду в Монморанси. Вскоре после этого Конт попал в психиатрическую клинику с диагнозом маниакально-деперссивного расстройства. Вскоре он был взят на попечение жены и матери домой. Однако припадки депрессии и умопомешательства с тех пор не покидали его до конца жизни. В 1823г в одном из приступов умопомешательства в Париже Конт совершил попытку суицида и бросился в Сену. Однако был спасен и опять помещен в психиатрическую клинику. Только к 1828г Конт смог полностью восстановиться после своей долгой болезни и продолжил курс позитивной философии. В 1833г совместно основал Политехническую Ассоциацию, которая проводила занятия для рабочих. Конт преподавал курс астрономии и позитивной философии. Конт несколько раз обращался к министру просвещения Гюз с просьбой организовать для него кафедру общей истории естественных и математических наук. Однако ему было отказано. Так же безуспешно Конт пытался проникнуть в академию наук. К 1845г Конт создает и систематизирует свой основной труд «Система позитивной философии», с которой связана новая позитивная религия, разработанная Контом. В связи с этим Конт называет себя первосвященником этой религии. В роли первосвященника Конт обращается к различным политическим деятелям, в т.ч. Николаю I и великому визирю Решид-паше, а также к главе иезуитов с различными предложениями и советами. Данные попытки Конта не принесли ему положительных результатов. На последнем этапе философия Конта все больше обращается мистицизму, что отвернуло от нее многих учеников и последователей Конта. К концу жизни Конт остался практически без единомышленников и духовной поддержки. Конт умер в 1857г. Сейчас трудно дать однозначную оценку личности Конта — кто-то из исследователей считает его гением, оригинальным мыслителем и великим ученым, кто-то воспринимает его как помешанного, ограниченного невежественного сумасшедшего. Однако, Конт бесспорно внес огромный вклад в развитие философской мысли и стал основоположником позитивизма.

Рассмотрим ближе его философские идеи.

Конт хотел создать новую философию, которая бы отличалась и превосходила все философские системы, придуманные до него. Такую философию Конт называл позитивной. Конт считал, что в основе философского метода познания должен лежать метод эмпирических наук. Формой философского знания Конт полагал должно быть описательное обобщение, по принципу обобщения в естественных науках. Главным недостатком, прежних философских систем является метафизический базис многих из них. Метафизика, которая начинается еще с трудов античных философов и достигает своей кульминации в трудах Канта и Гегеля, является непрактической областью знания, а значит, по мнению Конта, должна быть удалена из философии.

Задачей философии Конт считал не построение абстрактных метафизических систем, которые не подлежат экспериментальной проверке или теоретическому обоснованию, а вполне конкретные действия, такие как

  • Свод и упорядочивание знаний данных специальных наук
  • Систематизация этих данных
  • Систематизация понятий и категорий специальных наук
  • Кодификация выводов

Конт выделил три закона позитивной философии:

  1. закон трех стадий
  2. закон подчинения воображения наблюдению
  3. энциклопедический закон

Закон трех стадий. Похожая идея этого закона встречается у Тюрго и Кондорсе. Этот закон гласит, что научное развитие человечества прошло три этапа — теологический, метафизический, позитивный. Теологический этап соответствует господству религиозному и мифологическому мировоззрению, вере в сверхъестественные силы, богов, демонов, различных вымышленных персонофецированных героев, которые олицетворяли различные стихии и пр. Эта стадия интеллектуального развития человечества характеризуется гносеологическим оптимизмом.

Второй период развития интеллектуального потенциала человечества связан с созданием абстрактных часто идеалистических систем научного знания, с помощью которых делаются попытки объяснить все явления окружающего мира. Такие системы в основу бытия кладут какой- либо материальный или идеальный принцип, через который пытаются объяснить весь мир. Так, например, у Гегеля этим принципом была абсолютная идея, у Платона — идея, у Гераклита — огонь, у Аристотеля — форма, у Декарта — Бог и так далее. Однако эти первоначальные субстанции не даны в восприятие человеку, и следовательно, эти принципы положены в основе различных философских систем как аксиомы, и не могут быть доказаны теоретически или эмпирически. При этом ввиду введения таких абстрактных принципов, философия часто становится настолько отвлеченной, что уже не имеет никакого отношения к действительности. Примером такой отвлеченной философии является философия Гегеля, философия Платона и пр.

На стадии позитивного развития интеллектуальная деятельность человечества направлена на накопление положительного знания. Положительный (позитивный) период в развитии науки не связан с построением абстрактных теорий или отвлеченных понятий. На позитивной стадии происходит систематизация и обобщение результатов наблюдений, выведение закономерностей, формирование законов.

Исходя из этой периодизации, мы видим, что, по мнению Конта, наука не должна заниматься выяснением первопричин, т.е. отвечать на вопрос «почему?», но скорее отвечать на вопрос «как». Конт выделял следующие функции науки: описательную и предсказательную. Объяснительную роль науки Конт упразднил. Конт постулирует такой тезис: «Видеть, в смысле знать, чтобы предвидеть».

Главная критика этого закона заключается в том, что переход к новой стадии развития, не отменяет предыдущую стадию. Так, появление первых метафизических систем, например Аристотелевской метафизике, не привело к отмене религиозных верований.

Предметом философии с точки зрения Конта является именно систематизация данных других наук.

Закон подчинения воображения наблюдению.Формулировка второго закона Конта постулирует, что научная теория должна соотноситься с наблюдениями. Главным методом познания Конт считал эксперимент. Поэтому теория должна опираться и подтверждаться экспериментом. Также Конт относился и к научным гипотезам, считая что гипотезы должны быть проверены экспериментом.

При этом Конт правильно заметил, что научное знание представляет собой процесс, а не абсолютный монолит, поскольку эксперименты можно ставить до бесконечности, и каждый эксперимент может увеличивать знания.

Конт выделял эмпирические методы познания — эксперимент и наблюдение, а также рациональные — индукция и дедукция.

Энциклопедический закон. Этот закон соотносится с классификацией наук, приведенной Контом:

  • математика
  • астрономия
  • физика
  • химия
  • физиология (прежде всего, физиология мозга)
  • социология (социальная физика)
  • мораль

Классификация наук базируется на определенных принципах:

  1. восхождение от абстрактной дисциплины к более конкретной
  2. восхождение от простого к сложному (математика -простая наука, социология самая сложная)
  3. восхождение от более древней к более новой дисциплине (математика древнейшая наука, социология — новейшая)

В классификацию Конта не включено множество дисциплин, таких как история или филология, и даже философия. Философия имеет причастие к каждой из наук как система однородного знания, поэтому Конт не выделил ее обособленно. Такой характеристикой обладает позитивная философия. Для создания однородной системы наук философия должна исследовать законоположения специальных научных дисциплин и создавать на основе этого единую систему наук.

Социология (социальная физика).Социология занимает последнее место в классификации Конта, а значит, социология является самой конкретной, самой сложной и новейшей наукой. Конт проводит аналогию между социологией и физикой (второе название дисциплины — социальная физика), указывая, таким образом, на то, что социология тоже должна опираться на эмпирические методы научного познания. Положения социологии должны быть описательными обобщениями. Общественную жизнь Конт сравнивал с жизнедеятельностью живого организма. Так же как и живые организмы, индивиды в обществе производят попытки либо приспособиться к среде, либо изменить эту среду. Таким средством приспособлением для человека является логика, однако логика, по мнению Конта, приводит к оцепенению духа. Развитие человеческой цивилизации Конт сравнивает с определенными стадиями оцепенения человеческого духа.

Социология Конта триадична, как разделы философии Гегеля. Конт выделял в социологии: социальную статику, динамику, политику.

  1. Социальная статика о писана в 6 томе » Позитивной философии «. Здесь Конт подвергает анализу различные социальные институты:

    Семья. Семья — это ячейка общества. Семья выполняет несколько функций — воспитание детей, приучение их к морали, а также политическая активность.

    Церковь выполняет функции духовного объединения в обществе. Конт был создателем позитивной религии, которую считал новым теологическим учением. При это сам себя назначил первосвященником этой религии.

    Государство устанавливает законы для обеспечения солидарности между индивидами. Государство, как считал Конт — это дух народа.

  2. Социальная динамика. Предметом этого раздела является общественный прогресс. Залогом такого прогресса Конт считал повышение морально-нравственного уровня индивидов. Другие виды прогресса — это материальный прогресс и физический прогресс, который связан с улучшением человека как биологического вида, а также интеллектуальный прогресс. Однако Конт считал, что материальный, физический, интеллектуальный прогресс обусловлены прогрессом этическим.
  3. Социальная политика. В этой части социологии Конт приводит свои убеждения относительного того, что в будущем будет создана единая федерация, столицей которой будет Париж. Официальной идеологией этой федерации будет позитивная философия Конта. Движущей силой этой федерации будет пролетариат, а пропагандировать и распространять позитивную философия будут артисты и ученые.

Однако единая федерация Конта не имеет отношения к социализму. Конт, напротив, полагал, что частная собственность является и стимулом к труду, и гарантом ответственности человека.

Таким образом, к концу своего творчества философия Конта впадает в мистицизм и излишнюю религиозность. Последователи Конта чаще всего отвергали эти черты философии Конта, а развивали более ранние его идеи.

Позитивизм, его основные проблемы и этапы

Понятие позитивизма

Определение 1

Позитивизм – это философское учение и направление в научной методологии, которое в качестве истинного и действительного источника знания признает только эмпирические исследования.

Основным тезисом позитивизма является заявление о том, что все подлинное, то есть позитивное знание – это совокупный результат специальных наук.

Выделяют несколько ступеней позитивизма:

  • Первый, то есть классический позитивизм, основателем которого является Огюст Конт , а его основными последователями – Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер.
  • Эмпириокритицизм, представители которого – Эрнст Мах и Рихард Авенариус.
  • Неопозитивизм или логический позитивизм, основными представителями которого считают Готлоба Фреге , Бертрана Рассела , Людвига Виттгенштейна, Венский кружок, Львовско-Варшавскую школу и пр.
  • Постпозитивизм, к представителям относят Карла Поппера , Томаса Куна, Имре Локатоса, Пола Фейерабенда, Майкла Полани, Стивена Тулмина.

Этапы развития позитивизма

Термин «позитивизм» ввел основатель данного течения, французский философ Огюст Конт, который выступил с идеей о несостоятельности «метафизики», то есть традиционной философии, базирующейся на умозрительном и отвлеченном типе построения знаний.

Позитивизм основывается на учении Конта о трех стадия развития познания:

  • теологическая – господство религии, объяснение явлений сверхъестественными фантастическими существами и их деятельностью;
  • метафизическая – господство философии, объяснение различных явлений наличием абстрактных сущностей и причин;
  • позитивная стадия – отказ от теологии и метафизики, господство позитивных, то есть положительных наук, научное объяснение любого явления.

Все положительные знания, в соответствии со взглядами Конта, можно получить эмпирической наукой, базирующейся на опыте, поэтому философия и ее претензии на исследование реальности не имеет собственного предмета. ее задача ограничена обобщением результатов специальных наук.

В конце XIX века возникла вторая волна позитивизма, которая была связана с методологическим кризисом в физике. Этот кризис стал следствием целого ряда крупных открытий – был открыт электрон, радиоактивность и пр., которые и спровоцировали крушение старых представлений о строении материи и отказ некоторых ученых от материализма. Второй позитивизм объединен махизмом, который был основан австрийским физиком и философом Эрнстом Махом и эмпириокритицизмом швейцарского философа Рихарда Авенаруса, который выступал с критикой опыта. Так как эти учения очень схожи, они объединяются общим названием – махизм, или эмпириокритицизм.

Готовые работы на аналогичную тему

Выступая против метафизики и ее мнимых проблем, махисты и эмпириокритики начали не только отрицать возможность познания сущности вещей, но и само их объективное существование.

Неопозитивизм, или третий позитивизм был сформирован в 20-х годах ХХ века. Влияние на процесс становления неопозитивистских идей было оказано со стороны английского философа, логика и математика Бертрана Рассела и австрийского философа и логика Людвига Витгенштейна .

Применяя метод логического анализа к понятиям математики и убедившись в его эффективности, Рассел сделал вывод, что его можно применит в любой области знания, включая и решение философских проблем. Логику провозгласили сущностью философии. Рассел считал философские проблемы, сведенными к логическим проблемам, так как каждая философская проблема, если она будет достаточно проанализирована и очищена, оказывается или не философской вообще, или философской в том смысле, в котором мы употребляем данное слово, то есть логическая.

Позже, убедившись в ограниченности синтаксического подхода, неопозитивисты сделали вывод о необходимости семантического анализа языка. Начало формироваться направление логической семантики.

Определение 2

Семантика – это раздел языкознания, исследующий проблемы смысла, значения и интерпретации знания и знаковых выражений.

В качестве раздела современной логики семантика в качестве своего предмета рассматривает содержательную интерпретацию формализованных языков и формальных систем – исчислений.

Одним из основных принципов логического позитивизма является принцип верификации, в соответствии с которым критерий истинности и осмысленности предложений – это их сопоставление с фактами чувственного опыта, то есть с комбинацией простых и надежных фактов. Так как данный принцип может лишь частично считаться чувственно проверяемым предложением, неверифицированным, то есть неподтверждаемым, то, соответственно, бессмысленными оказываются законы и общие положения науки, из которых строится фундамент любой специальной области научного знаний, не говоря уже о философских положениях. Неверифицируемыми становятся и любые высказывания о прошлом и будущем.

Расцвет неопозитивизма относят к 50-60м годам, но уже в начале 50х годов понятие «неопозитивизм» начало вытеснять понятие аналитической философии, которое включало ряд разнообразных течений, сложившихся в рамках аналитической традиции. Например, логического атомизма Рассела и Витгенштейна , логического позитивизма Карнапа и других школ неопозитивизма.

Основные идеи постпозитивизма были выдвинуты английским философом, логиком и социологом Карлом Поппером. В его концепции «критический рационализм» он ставил проблему разграничения научного и ненаучного знания, то есть эмпирических наук, с одной стороны, а также математики, логики и философии, с другой. В качестве критерия разграничения Поппер рассматривал фальсифицируемость, в соответствии с которой истинно научная теория открывается для опровержения ссылкой на эмпирические факты, явно противоречащие рассматриваемой теории.

Поппер считал, что содержание эмпирической науки – это не абсолютно достоверные и подтвержденные чистым опытом положения, а предположения и гипотезы, которые нельзя верифицировать. В этом и заключается несостоятельность принципа неопозитивистов. Не может быть ни одного факта, свободного от теоретической интерпретации, их все опосредует теория, зависящая от нее. В связи с этим любое положение подтверждается рациональной критикой с точки зрения конкурирующей теории и фальсифицируется. В результате этого старая теория оказывается отверженной, а на смену ей приходит новая, победившая в конкурентной борьбе.

Позитивизм — Краткий словарь по эстетике

ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus — положительный) — эклектическое философское течение, выступившее в 30-х гг. XIX в. во Франции с претензией стать «выше» материализма и идеализма. Утверждая, что положительное (достоверное) знание дается лишь экспериментальными науками, позитивисты пытались упразднить философию, поскольку она занимается якобы неразрешимыми проблемами, выходящими за пределы человеческого опыта. Позитивизм считает невозможным исследование сущности вещей, «конечных причин», ограничивая горизонт науки функциональными закономерностями, сходством, последовательностью и другими внешними связями. Агностицизм этого течения делает его разновидностью субъективного идеализма. Методология позитивизма метафизична, что проявляется в толковании высших форм движения материи как суммы элементарных движений. Отсюда вытекает позитивистская традиция объяснять сущность человека и процессы социальной жизни, в том числе искусство, посредством категорий и представлений, заимствованных у естествознания. Так, для основателя позитивизма О. Конта наука об обществе должна быть «социальной физикой», для И. Тэна философия искусства — подобие ботаники, для братьев Гонкур и Э. Золя искусство романиста — разновидность клинического исследования, для Ш. Летурно эстетика — часть антропологии.

Позитивистская эстетика видит основной источник искусства в имманентных, природных потребностях человеческой физиологии и психики, тогда как социальная среда считается лишь внешним условием художественной деятельности. Крупнейший представитель позитивистской эстетики И. Тэн считал, что развитие искусства детерминировано суммой трех факторов — расы, среды, момента. Подлинная диалектика материального и идеального, физиологического и духовного, личного и социального, абсолютного и относительного чужда позитивизму, а это создает непреодолимые препятствия для понимания истинной природы искусства, его гуманистической ценности (см. Натурализм).

Второй этап в развитии эстетики позитивизма (конец XIX — начало XX в.) связан с философией эмпириокритицизма (Э. Мах, К. Пирсон, А. Богданов и др.), которая была подвергнута сокрушительной критике В. И. Лениным. В эстетических взглядах эмпириокритиков (махистов) резко усилена субъективно-идеалистическая тенденция, присущая раннему позитивизму. Искусство начинает трактоваться как сфера эстетического наслаждения, не связанная с объективным миром, лишенная познавательного значения.

Третьим этапом в развитии этого течения становится неопозитивизм, т. наз. «логический позитивизм», возникший в 20-30-х гг. и распространенный во многих буржуазных странах. Неопозитивисты Ч. Огден, А. Ричардс, Ч. Моррис, С. Лангер и др. основным объектом исследования считают язык, т. е. категориальный аппарат науки, эстетики, и «язык» самого искусства, структуру художественного произведения. Эстетика неопозитивизма, и в этом ее несостоятельность, рассматривает художественно-образные структуры в отрыве от реального конкретно-исторического содержания художественных произведений.

Людвиг Витгенштейн и логический позитивизм

  • Александр Леонидович Никифоров Институт философии РАН

Ключевые слова: «Логико-философский трактат», логический позитивизм, причинность, закон науки, метафизика, эмпиризм, логика

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, оказал ли «Логико-философский трактат» Л.Витгенштейна какое-либо влияние на формирование и развитие логического позитивизма. Показано, что члены Венского кружка были знакомы с «Трактатом», однако практически ничего не приняли из его содержания. Рассуждения Витгенштейна о мире, о фактах, о структуре факта были отвергнуты ими как дурная метафизика, с которой они боролись. Отрицание причинности и лишение смысла научных законов не могло быть принято представителями логического позитивизма, главной задачей которых был логический анализ языка науки с целью очищения его от метафизических понятий и построения единой науки на прочном эмпирическом фундаменте. Если члены Венского кружка были хотя бы знакомы с «Трактатом» Витгенштейна, то представители Берлинской группы, Львовско-Варшавской школы, Уппсальской школы и сторонники логического позитивизма в других странах едва ли о нем слышали. Это приводит к выводу о том, что «Трактат» Витгенштейна не оказал никакого влияния на логический позитивизм.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Витгенштейн Л. Избранные работы / Пер. с нем. и англ. В. Руднева, М.: Территория будущего, 2005. 440 с.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+, 2008. 288 с.
Никифоров А.Л. Не все то золото, что блестит («Логико-философский трактат» Л.Витгенштейна // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 160–172.
Райхенбах Г. Введение // Журнал Erkenntnis («Познание»). Избранное. / Пер. с нем. А.Л. Никифорова. М.: Идея-Пресс, 2007. С. 95–97.
Сокулер З.А. Мал золотник, да дорог (особенности онтологии, теории познания и философии науки в «Логико-философском трактате Л.Витгенштейна) // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 173–187.
Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ в.: курс лекций. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. 173 с.
Хинтикка Я. О Витгенштейне / Сост., ред. В.А. Суровцева. М.: Канон+, 2015. 272 с.
Neurath O. Gesammelte philosophische und methodologische Schriften / Ed. By R. Haller und H. Rutte. 2Bde., Wien, 1981.

Логический позитивизм (Интернет-энциклопедия философии)

Логический позитивизм

(также известен как логический эмпиризм, логический неопозитивизм, неопозитивизм). Школа философии, зародившаяся в Австрии и Германии в 1920-е гг., в первую очередь занимается логическим анализом научного знания. Среди его членов были Мориц Шлик, основатель Венского кружка Рудольф. Карнап, ведущая фигура логического позитивизма, Ганс Райхенбах, основатель Берлинского кружка, Герберт Фейгл, Филипп Франк, Курт Греллинг, Ганс Хан, Карл Густав Хемпель, Виктор Крафт, Отто Нейрат, Фридрих Вайсманн.

Логические позитивисты отрицали разумность метафизики и традиционной философия; они утверждали, что многие философские проблемы действительно бессмысленны. В 1930-е гг. Эмигрировали крупнейшие представители логического позитивизма. в США, где они повлияли на американскую философию. До 1950-х гг. позитивизм был ведущей философией науки; сегодня его влияние сохраняется особенно в том, что касается философии, в том, что большое внимание уделяется анализу научной мысли и определенно полученным результатам технических исследований по формальной логике и теории вероятностей.

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА.

Согласно логическому позитивизму, существует только два источника знания: логические рассуждения и эмпирический опыт. Первый аналитический a priori , а последний — синтетический a posteriori ; следовательно синтетический а априори не существует.

Фундаментальный тезис современного эмпиризма [т.е. логический позитивизм] состоит в отрицании возможности синтетического априорного знания.
(Х. Хан, О. Нейрат, Р. Карнап, Wissenschaftliche Weltauffassung. Der Wiener Kreis , 1929).
Логическое знание включает математику, которая сводится к формальной логике. Эмпирические знания включают физику, биологию, психологию и т. Д. Опыт единственный судья научных теорий; однако логические позитивисты осознавали, что научное знание не возникает исключительно из опыт: научные теории — это подлинные гипотезы, выходящие за рамки пределы конечного человеческого опыта.
Невозможно построить логически прочное здание. о проверках [проверка — это наблюдательное заявление о немедленных восприятие], поскольку они уже исчезли, когда начинается строительство. Если они были, относительно времени, в начале знания, затем они были бы бесполезны с логической точки зрения. Напротив, большая разница когда они в конце процесса: с их помощью проводится тест … С логической точки зрения от них ничего не зависит: они не являются предпосылками. но твердый конец.
(M. Schlick, ‘& Uumlber das Fundament der Erkenntnis’, in Эркеннтнис , 4, 1934 г.).
Утверждение имеет смысл тогда и только тогда, когда оно может быть доказано истинным или ложным, по крайней мере в принципе, посредством опыта — это утверждение называется принципом проверяемости [он же «критерий проверяемости» of meanng «] . Смысл утверждения — это его метод проверки; то есть мы знаем значение утверждения, если мы знать условия, при которых утверждение истинно или ложно.
Когда мы уверены, что смысл вопроса ясен? Очевидно тогда и только тогда, когда мы можем точно описать условия, в которых можно ответить да или, соответственно, условия, в которых нужно ответить отрицательно. Таким образом, смысл вопроса определяется только через спецификацию этих условий …
Определение обстоятельств, при которых утверждение является верным Совершенно эквивалентно определению его значения.
… утверждение имеет значение тогда и только тогда, когда оно истинно имеет поддающееся проверке различие.
(М. Шлик, «Позитивизм и реализм» в Erkenntnis , 3, 1932 г.).
Метафизические утверждения не поддаются эмпирической проверке и поэтому запрещены: они бессмысленны. Единственная роль философии — разъяснение смысла высказываний и их логической взаимосвязи. Не существует отдельного «философского знания» помимо аналитического. знания, предоставляемые формальными дисциплинами логики и математики и эмпирические знания, предоставляемые науками.
Философия — это деятельность, посредством которой смысл утверждения уточняются и определяются.
(М. Шлик, Die Wende der Philosophie в Erkenntnis , 1, 1930).
Научная теория — это аксиоматическая система, которая получает эмпирическую интерпретацию. посредством соответствующих утверждений, называемых правилами переписки, которые устанавливают корреляция между реальными объектами (или реальными процессами) и абстрактным концепции теории. Язык теории включает два вида термины: наблюдательный и теоретический.Утверждения теории делятся в двух группах: аналитическую и синтетическую. Термины наблюдения обозначают объекты или свойства, которые можно непосредственно наблюдать или измерить, в то время как теоретические термины обозначают объекты или свойства, которые мы не можем наблюдать или измерять, но мы можно только сделать вывод из прямых наблюдений. Аналитические утверждения априори и их истина основана на правилах языка; Напротив, синтетические утверждения зависят от опыта, и их истинность может быть признана только с помощью опыта.Это представление о структуре научные теории, пожалуй, самый прочный философский принцип логического позитивизма.
Его основные моменты:
  • различие между наблюдательными и теоретическими терминами
  • различие между синтетическими и аналитическими утверждениями
  • различие между теоретическими аксиомами и правилами соответствия
  • дедуктивный характер научных теорий
  • Эти четыре точки связаны между собой. Правила переписки дают теоретические термины имеют эмпирическое значение и являются аналитическими, в то время как теоретические аксиомы выражают наблюдательную часть теории и являются синтетическими. Теория должна быть дедуктивной системой; в противном случае формальное различие между различного рода предложения и термины невозможно.

    Различие между наблюдательными и теоретическими терминами зависит от по критерию проверяемости значения . Заявление имеет смысл только если это поддается проверке; но в научных теориях есть много утверждений которые не поддаются проверке — например, утверждения, касающиеся квантовых частицы или релятивистские гравитационные поля.Эти заявления тоже «теоретический» для прямого теста; строго говоря, они бессмысленны.

    Чтобы избежать таких последствий, можно было либо отрицать, что это были утверждения, или можно попытаться «свести» «теоретические термины» к «наблюдениям». термины ». Теоретические термины, относящиеся к абстрактному языку научная теория явно определима на ограниченном языке, чей термины описывают только то, что непосредственно наблюдаемо. Итак, различие между наблюдательными и теоретическими терминами.Но вскоре Карнап понял что теоретические термины не поддаются определению с помощью наблюдений. В первую время, он предложил частичную сводимость теоретических к наблюдательным термины («Проверяемость и значение», в Философия науки , 3, 1936 г. и 4, 1937 г.). Позже предполагалось, что все теоретические термины устранимы. из научной теории. Эта гипотеза подтверждается двумя результатами. формальной логики: теорема Крейга и утверждения Рамсея.

    Теорема Крейга — бесспорный результат формальной логики.Согласно к этой теореме можно перевести научную теорию в чисто язык наблюдений без потери дедуктивной силы. Рэмси предложения, названные в честь английского философа Фрэнка Пламптона Рэмси (1903-1930), использовались Карнапом для разделения аксиом теории на два множества, скажем A и R. Набор R содержит только утверждения, содержащие чисто наблюдательные термины и выражают эмпирическую часть теории, «наблюдательную данные.»Набор A состоит из аналитических утверждений и определяет значение теоретических терминов. Учитывая типичную научную теорию T, содержащую как с точки зрения наблюдений, так и с теоретической точки зрения, таким образом, можно рационально реконструировать эту теорию как теорию Т *, не содержащую теоретических терминов, такие, что T и T * эквивалентны относительно всех наблюдательных утверждений это можно вывести из avxiom T *.

    [Хотя анализ взаимосвязи между двумя видами терминов стал объектом многих логических и философских исследований, различие сам подвергся критике.Согласно Попперу, все научные концепции теоретически, поскольку каждое утверждение не только влечет за собой гипотезы, но и гипотетический, что не обязательно и всегда поддается опровержению. Куайн (‘Две догмы эмпиризма »в The Philosophical Review , 60, 1951) критиковал как наблюдательно-теоретическое, так и аналитико-синтетическое различие. Hempel («Дилемма теоретика» в г. Миннесота изучает философские наук , II, 1958) отметил, что теория Т * без теоретической термины, несмотря на эквивалентность (относительно языка наблюдения) к исходной теории T, бесполезен как T.Фактически, из индуктивного с точки зрения Т и Т * очень разные. Обычно исходная теория T предполагает определенные отношения между своими понятиями, тогда как в T * эти понятия запрещены. Открытие законов в T * практически невозможно, в то время как это естественное следствие в T. Более того, в то время как количество аксиом T обычно конечна, теорема Крейга не гарантирует нам существования теории Т * с конечным числом аксиом. Так что T * почти бесполезен.Таким образом, в науке необходимы теоретические термины.]

    В Философские основы физики , 1966, Карнап предложил несколько иной подход к наблюдательно-теоретическому различию. Отправной точкой является разница между эмпирическим и теоретическим законы. Можно напрямую подтвердить (или опровергнуть) эмпирические данные. закон, в то время как теоретический закон можно проверить только с помощью эмпирических законов это среди его последствий. Более того, эмпирический закон объясняет факты, в то время как теоретический закон объясняет эмпирические законы. Таким образом, есть три уровни:

    а) Эмпирические факты: они выражены по прямым «отчетам о наблюдениях»
    б) Эмпирические законы: простые обобщения, которые мы можем непосредственно подтвердить наблюдением. Они объясняют факты и используются для предсказывать эмпирические факты, выводя утверждения наблюдений из законов и формулировки начальных условий ..
    c) Теоретические законы: общие принципы, которые мы можем использовать объяснять эмпирические законы: все законы, выводя эмпирические законы из таких теоретические положения.
    Эмпирические законы включают только термины наблюдения, в то время как теоретические термины происходят в теоретических законах.

    Различие между аналитическим и синтетическим заявления — еще одно следствие принципа проверяемости, и это связано как с теоретико-наблюдательными, так и с аксиомами-правилами соответствие различие. Согласно принципу проверяемости, предполагаемый синтетический априори утверждение не имеет смысла; таким образом, есть только два вида утверждений: синтетические апостериорные и аналитический априори.Какова роль аналитических предложений в научном теория? Допускаются только две возможности: аналитическое утверждение — это логико-математическая теорема (поэтому она не имеет эмпирического значения) или это соглашение, определяющее значение теоретических терминов.

    В логическом позитивизме есть явное допущение. анализ науки: теория — дедуктивная система. Это означает что прагматические аспекты не рассматриваются. Более того, неопозитивизм был не интересовался реальным процессом открытия, но был обеспокоен с рациональной реконструкцией научного знания, то есть он имел дело с логическими (формальными) отношениями между операторами в данной теории.

    Согласно логическому позитивизму, нет любой метод открытия гипотезы до ее проверки путем вывода эмпирических последствия, и поэтому ученый может предложить любую гипотезу, которую он предпочитает; только логические отношения между гипотезой и данной эмпирической доказательства актуальны. Но с этой концепцией были некоторые проблемы науки. Прежде всего, связь между эмпирическим опытом и теоретические принципы не являются дедуктивными: наблюдательные утверждения не подразумевают теоретических аксиом.Карнап утверждает, что это отношение объяснимо. с помощью индуктивной логики.

    Последующая история логического позитивизма:

    Распространение логического позитивизма в США пришло на начало 1930-х гг. В 1929 и 1932 годах Шлик был приглашенным профессором в Стэнфорде, в то время как Фейгл эмигрировал в США в 1930 году, где он стал лектором (1931) и профессор (1933) в Университете Айовы, а затем в университете Миннесоты (1940).В 1932 году Американская философская ассоциация организовала дискуссия о философии логического позитивизма. В те же годы несколько статей о логическом позитивизме было опубликовано в американском философском журналы. В 1936 году Шлик был убит нацистским студентом в университете. Вены. Между 1936 и 1940 годами несколько немецких и австрийских философов эмигрировал в США: Карнап переехал в 1936 году в Чикагский университет в Райхенбахе. в 1938 году поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Фрэнк в 1938 году (стал профессором Гарвардского университета. в 1939 г.), Хемпель в 1939 г. (Городской колледж Нью-Йорка и в 1940 г. Куинс-колледж).Логические позитивисты нашли в США благоприятную почву. Они установили прочные отношения с американским прагматизмом; особенно Чарльз Моррис участвовал в нескольких проектах неопозитивистов. Одним из них был International. Энциклопедия объединенной науки , в первую очередь продвигаемая Neurath. Хотя первоначальный проект так и не был реализован полностью, многие работы действительно были опубликованы.

    Английский философ Альфред Жюль Айер (1910–1989) сыграл важную роль. роль в распространении логического позитивизма.Его работа Язык, истина и логика , 1936 г. добился немедленного успеха. В этой книге Айер полностью согласился как принцип проверяемости, так и различие между аналитическим и синтетические высказывания; поэтому он утверждал, что метафизические предложения бессмысленно. Прямое влияние оказали Вайсман и Нейрат, которые эмигрировал в Англию в 1937 и 1940 годах соответственно.

    Позитивизм — обзор | Темы ScienceDirect

    Введение

    Позитивизм, позитивистская, позитивистская, позитивистская наука, позитивистская наука, позитивистская география, позитивистская география — эти слова широко и часто использовались в человеческой географии в течение последних 30 лет или около того, и почти никогда не были положительными. смысл.Обычно они используются для того, чтобы некоторые предпочтительные философские, эпистемологические, идеологические или политические позиции могли пропагандироваться как негативные позитивизма, что в некоторой степени похоже на канадскую конструкцию идентичности как «неамериканскую». Тон часто уничижительный.

    Родина позитивизма — философия, в частности философия науки. Итак, это то, с чего мы начинаем, описывая его исторический, интеллектуальный и социальный контексты, где, когда, как, почему и чьими действиями он появился, каковы были его утверждения, концепции и необходимые доктрины, каковы его проблемы. и провалы были, и то, что осталось.Одна из близоруков географии — это мнение, что география меняется, философия меняется, а наука остается прежней. Фактически, наука в том виде, в каком ее теоретизировали и практиковали, не одно и то же во времена Конта (1798–1857), логических позитивистов (1920-е и 1930-е), позитивистской географии (1953-73) и постпозитивистской географии (середина 1970-е — конец 1990-х: какое-то время нового не было). Многое изменилось с тех пор, как Ньютон разработал первую полноценную научную метатеорию. В его время была одна наука — натурфилософия.Вселенная Ньютона была детерминированной и достоверной. Химия, биология, геология, психология и социальные науки с тех пор привели к увеличению уровня сложности, к которому относительно простой анализ, соответствующий ньютоновской физике, может иметь ограниченное прямое применение. Самым большим изменением в теоретизации науки стало принятие объяснения, основанного на вероятностях, и признание того, что существуют неизменные ограничения для процессов производства знаний. К тому времени, когда Венский кружок официально распался в 1938 году, физика в частности и наука в целом начали бороться с последствиями эйнштейновской революции, квантовой теории, принципа неопределенности Гейзенберга и теорем Годелла о неполноте, всех научных продуктов, указывающих на невозможность когда-либо завершить науку, конечной целью которой является уверенность.

    Самым большим изменением в практике науки стало изменение масштаба, ее индустриализация и корпоратизация. После Второй мировой войны модель целенаправленных исследований и разработок, отточенная в Манхэттенском проекте, продолжилась в гонке вооружений после спутника и в проекте НАСА по отправке человека на Луну до конца 1960-х годов. Это была перестройка отношений между наукой и государством, которая привела к ситуации, которая теперь кажется «естественной». В «Научное знание и его социальные проблемы» Равец говорит, что прикладная наука стала основным средством производства в современной экономике.Наука и технологии теперь стали массовым занятием. Сам процесс открытий сейчас индустриализирован, осуществляется в рамках крупных иерархических институтов, которые существуют для выполнения такого рода работы, все больше и больше ориентируясь на приложения, которые определяются в первую очередь, с исследованиями, необходимыми для их дальнейшего развития.

    Можно разумно предположить, что позитивистская география — это любая и все географии, в основе которых лежат эпистемологические принципы и методологические практики позитивистской науки.Точно так же позитивистская наука будет любой наукой, в основе которой лежат эпистемологические принципы и методологические практики позитивизма, логического или иного. Таким образом, позитивистская география будет связана с позитивистской философией. На самом деле это не так. Следуя по пути от философии к географическому использованию, мы видим, что позитивистская география не была особенно связана с позитивизмом. Вряд ли какие-либо аспекты науки, которые географы называют позитивистскими, можно отнести, даже косвенно, к логическому позитивизму.Суть логического позитивизма — это невероятно скупой и крайний эмпиризм, который можно резюмировать одним предложением. «Смысл предложения — это метод его проверки». Вот и все. Предположительно нежелательные аспекты науки, такие как объективность / незаинтересованность, свобода ценностей и рациональность, описанные несимпатичными социологами, не являются ни необходимыми частями позитивизма, ни необходимыми последствиями позитивизма для науки.

    Позитивизм (философия) — Энциклопедия Нового Света


    Позитивизм — это семейство философских взглядов, характеризующихся очень благоприятным отношением к науке и тому, что считается научным методом.Таким образом, позиция несколько круговая, потому что, согласно большинству версий позитивизма, существует идентифицируемый научный метод, который понимается как унитарный и позитивистский, но все три из этих утверждений — что существует идентифицируемый и конкретизируемый научный метод, который есть только один такой метод, и то, что он позитивистский, тенденциозен и сейчас сильно оспаривается. Тем не менее, позитивизм стал обозначать философское движение, которое стало мощным во всех западных странах к концу девятнадцатого века и значительно в первой половине двадцатого.Более того, позитивисты пытались импортировать метод науки в философию, чтобы философия стала «научной». Другой характерной чертой позитивизма была попытка исключить из философии любую метафизическую составляющую.

    Как выразился Никкола Аббаньяно:

    Характерные тезисы позитивизма заключаются в том, что наука — это единственное достоверное знание, а факты — единственно возможные объекты знания; что у философии нет метода, отличного от науки; и что задача философии состоит в том, чтобы найти общие принципы, общие для всех наук, и использовать эти принципы в качестве руководства для человеческого поведения и в качестве основы социальной организации.Позитивизм, следовательно, отрицает существование или постижимость сил или субстанций, которые выходят за рамки фактов и законов, установленных наукой. Он противостоит любой метафизике и вообще любой процедуре исследования, которая не сводится к научному методу (Аббаньяно, «Позитивизм», 414).

    Основные деятели позитивизма

    Позитивизм уходит корнями в работы британского философа Фрэнсиса Бэкона и других британских эмпириков — Локка, Беркли и особенно Дэвида Юма.В девятнадцатом веке британские утилитаристы Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль также поддерживали позитивизм. Культурным фоном позитивизма была промышленная революция восемнадцатого века и позже, с сопутствующим оптимизмом, что технология и наука приведут к социальному прогрессу, и что наука и научный метод являются источником или основой подлинного знания.

    Термины «позитивизм» и «позитивная философия» были введены французским философом Клодом-Анри Сен-Симоном (1760-1825) для обозначения научного подхода к миру.Для Сен-Симона последствия этого распространились на социальные, политические, образовательные и религиозные вопросы. У него была цель провести реформы в каждой из этих областей.

    Французский философ Огюст Конт (1789–1857) — семь лет ученик и соратник Сен-Симона — популяризировал и систематизировал термины «позитивизм» и «позитивная философия». Конт утверждал, что общества прогрессируют от теологической стадии к метафизической, а затем к научной стадии, на которой преобладают позитивистские, научные взгляды и методы.Конт также широко известен как первый настоящий социолог.

    Французский критик и философ Ипполит Тэн (1828–1893) вместе с французским философом и лингвистом Эмилем Литтре (1801–1881) «были выразителями контовского позитивизма во второй половине девятнадцатого века» (Риз, «Позитивизм, «596).

    Аргентинский философ Алехандро Корн (1860-1936) применил позитивизм в Аргентине, считая, что опыт Аргентины после обретения независимости представляет собой аргентинский позитивизм.

    Национальный девиз Бразилии, Ordem e Progresso («Порядок и прогресс») был взят из позитивизма Конта, который также имел большое влияние в Польше. Позитивизм также был наиболее развитой стадией общества в ныне несуществующем антропологическом эволюционизме, точкой, где развиваются наука и рациональное объяснение научных явлений.

    Во второй половине девятнадцатого века наиболее важным и влиятельным позитивистом был Эрнст Мах. Позитивизм Маха в науке стал одним из двух основных факторов влияния на членов Венского кружка и на то, что стало логическим позитивизмом.

    Безусловно, самое сильное и влиятельное развитие позитивизма в западной философии пришло с Венским кружком и логическими позитивистами (также известными как логические эмпирики). Они объединили позитивизм, которому они научились в первую очередь у Маха, с мощной логикой, разработанной Готтлобом Фреге, чтобы создать позитивизм, выраженный в логической форме. Это стало настолько доминирующим, что сегодня, когда используется термин «позитивизм», он обычно означает логический позитивизм или форму аналитического позитивизма, выросшую из работы Венского кружка и логических позитивистов.

    Позитивизм 1950-х годов

    К 1950-м годам позитивизм Венского кружка и логических позитивистов — его популяризация произошла в основном благодаря А.Дж. Широко читаемая и очень влиятельная книга Айера « Язык, истина и логика» — стала доминирующей формой взглядов в Америке и большей части западного мира. Эта точка зрения, развитая Карнапом, Хемпелем и многими другими, стала известна его критикам как «принятая точка зрения» — этот термин был введен Хилари Патнэм.

    Ключевые особенности «полученного обзора» были изложены Ианом Хакингом:

    1. Фокус на науку как на продукт, лингвистический или числовой набор утверждений;
    2. Забота об аксиоматизации, то есть демонстрации логической структуры и последовательности этих утверждений;
    3. Настаивание на проверке, по крайней мере, некоторых из этих утверждений, которые могут быть проверены, подтверждены или опровергнуты эмпирическим наблюдением за реальностью; утверждения, которые по своей природе рассматривались бы как непроверяемые, включали телеологические; (Таким образом, позитивизм отвергает большую часть классической метафизики.)
    4. Убеждение, что наука заметно накапливается;
    5. Вера в то, что наука преимущественно транскультурна;
    6. Вера в то, что наука основывается на конкретных результатах, не связанных с личностью и социальным положением исследователя;
    7. Вера в то, что наука содержит теории или исследовательские традиции, которые в значительной степени сопоставимы;
    8. Вера в то, что наука иногда включает новые идеи, которые отличаются от старых;
    9. Вера в то, что наука включает идею единства науки, что в основе различных научных дисциплин лежит одна наука об одном реальном мире.

    К концу двадцатого века почти каждое из этих утверждений или убеждений подвергалось серьезной критике или ставилось под сомнение, так что теперь их можно было рассматривать как несостоятельные или, по крайней мере, требующие многих квалификаций и уточнений. предостережения.

    Позитивизм также описывался как «представление о том, что все истинное знание является научным» (Баллок и Тромбли) и что все вещи в конечном итоге измеримы. Из-за своей «тесной связи с редукционизмом» позитивизм и редукционизм включают представление о том, что «сущности одного вида … сводимы к сущностям другого» (там же.), например, общества в числах или ментальные события в химические события. Это также связано с утверждением, что «процессы могут быть сведены к физиологическим, физическим или химическим событиям» (там же), и даже что «социальные процессы сводятся к взаимоотношениям между индивидуумами и их действиям» (там же), или что «биологические организмы являются сводимые к физическим системам »(там же). Именно здесь многие социальные и экологические мыслители, историки, философы и экофеминисты, например, расходятся с наукой и решительно осуждают упрощенный подход науки, когда он неправильно применяется в более сложной социальной сфере.Но при этом они занимают по существу антинаучную позицию.

    Критика и неприятие позитивизма

    Сегодня, среди большинства философов, позитивизм мертв, или, по крайней мере, настолько мертв, насколько вообще может стать философская позиция или движение, но он все еще жив среди многих ученых и других людей, которые плохо разбираются в происходящем или не осведомлены о том, что произошло. в технической философии с 1950-х годов. Упадок позитивизма произошел по многим причинам, в том числе из-за того, что невозможно найти спецификацию позитивистского принципа проверки, которая выдержала бы критическое исследование.Вторая причина заключалась в растущем осознании того, что не существует одного поддающегося определению научного метода и, возможно, вообще нет строго определенного научного метода. Более того, представление о некотором единстве наук сегодня также подвергается большой критике.

    Упадок позитивизма не означает, что что-либо происходит в науке или любой другой сфере человеческого знания или исследования (вопреки утверждениям Фейерабенда), или что нет различия между подлинной наукой и псевдонаукой.Но больше нет философски, логически или методологически строгой основы, на которой можно было бы построить такое различие. Кроме того, было показано (Карлом Поппером и другими), что метафизику нельзя исключить даже из самой науки.

    Список литературы

    • Аббаньяно, Никола, пер. пользователя Нино Лангиулли. «Позитивизм», стр. 414-419 в Энциклопедия философии. Пол Эдвардс, изд., Vol. 6. MacMillan Publishing Company, 1973. ISBN 978-0028949505
    • .
    • Белл, Венделл. Основы исследований будущего: гуманитарная наука новой эры: история, цели, знания . Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси: издатели транзакций, 2003. ISBN 978-0765805393
    • Баллок, Алан, Стивен Тромбли и Оливер Сталлибрасс. Словарь современной мысли Fontana . Fontana Press, 2000. ISBN 978-0006863830
    • .
    • Взлом, Ян. Научные революции . Нью-Йорк: Oxford Univ. Press, 1981. ISBN 978-0198750512
    • Риз, Уильям. «Позитивизм», стр.596, 597 в Словарь философии и религии: восточная и западная мысль . Книги Прометея, 1996. ISBN 978-1573926218
    • Суппе, Фредерик (1977). Структура научных теорий . University of Illinois Press, 1977 г. ISBN 978-0252006555

    Внешние ссылки

    Все ссылки получены 13 июня 2019 г.

    Источники общей философии

    Кредиты

    Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и завершили статью Википедия в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с указанием авторства. Кредит предоставляется в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на участников Энциклопедии Нового Света, , так и на самоотверженных добровольцев Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних публикаций википедистов доступна исследователям здесь:

    История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

    Примечание. Некоторые ограничения могут применяться к использованию отдельных изображений, на которые распространяется отдельная лицензия.

    Логический позитивизм — Философская энциклопедия Рутледжа

    DOI

    10.4324 / 9780415249126-Q061-1

    DOI: 10.4324 / 9780415249126-Q061-1
    Версия: v1, опубликовано в Интернете: 1998
    Получено 11 августа 2021 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/logical-positivism/v-1


    Краткое содержание статьи

    Логический позитивизм (логический эмпиризм, неопозитивизм) зародился в Австрии и Германии в 1920-х годах.Вдохновленный революциями конца девятнадцатого и начала двадцатого веков в логике, математике и математической физике, он стремился создать такую ​​же революционную научную философию, очищенную от бесконечных споров традиционной метафизики. Его наиболее важными представителями были члены Венского кружка, собравшиеся вокруг Морица Шлика в Венском университете (в том числе Рудольф Карнап, Герберт Фейгл, Курт Гедель, Ганс Хан, Карл Менгер, Отто Нейрат и Фридрих Вайсманн), а также представители Общества эмпирических исследований. Философия, собравшаяся вокруг Ганса Райхенбаха в Берлинском университете (включая Вальтера Дубислава, Курта Греллинга и Карла Хемпеля).Хотя официально австрийские философы Людвиг Витгенштейн и Карл Поппер не входили ни в одну из групп, они были, по крайней мере, какое-то время, тесно связаны с логическим позитивизмом.

    Движение логического позитивизма достигло своего апогея в Европе в 1928–1934 годах, но подъем национал-социализма в 1933 году положил конец этой фазе. Однако впоследствии многие из его наиболее важных представителей эмигрировали в США. Здесь логический позитивизм нашел восприимчивую аудиторию среди таких прагматично, эмпирически и логически мыслящих американских философов, как Чарльз Моррис, Эрнест Нагель и У.В. Куайн. Таким образом, перенесенный в англоязычный мир «аналитической» философии, он оказал огромное влияние — особенно в философии науки и в применении логических и математических методов к философским проблемам в целом. Это влияние начало ослабевать примерно в 1960 году с появлением прагматической формы натурализма благодаря Куайну и историко-социологического подхода к философии науки, в основном благодаря Томасу Куну. Однако обе эти более поздние тенденции развивались как явная реакция на философию логического позитивизма и тем самым подтверждали ее непреходящее значение.

    Цитирование статьи:
    Фридман, Майкл. Логический позитивизм, 1998, DOI: 10.4324 / 9780415249126-Q061-1. Энциклопедия философии Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/logical-positivism/v-1.
    Авторские права © 1998-2021 Routledge.

    Затяжная смерть позитивизма

    Затяжная смерть позитивизма

    Позитивизм — термин, часто используемый в обсуждения исследований в информационных системах, но редко это лечится по глубине или с точки зрения его исторического развития.Многие философы наука считает позитивизм несуществующим: «Логический позитивизм мертв, или настолько мертвым, насколько когда-либо становится философское движение »(Passmore, 1967). Почему тогда этот термин до сих пор так некритически используется в информационных системах? Здесь подробно обсуждается позитивизм, чтобы показать недостатки. обнаружены философами науки и проложить путь для менее узких взгляды на теорию из философии науки.

    Немного об историческом развитии позитивистских школ мысли приносит пользу (см. Годфри-Смит, 2003; Маги, 1997). Конту (1864 г.) обычно приписывают чеканку термин «позитивизм», использующий это слово для противопоставления действительного и воображаемого, определенность с неопределенным, точное в отличие от неопределенного. Логический позитивизм как крайняя форма эмпиризма получил развитие в Европа после Первой мировой войны благодаря тому, что стало известно как Вена Круг, основанный Морицем Шликом и Отто Нейратом.Он был сформирован в противостояние системам философской мысли, которые логически позитивисты находили претенциозными, неясными, догматичными и политически непривлекательны (например, гегелевский идеализм). Логический позитивизм был призывом для ценностей Просвещения, в противовес мистицизму, романтизму и национализм (Годфри-Смит, 2003). А. Дж. Айер, Г. Э. Мур и Бертран Рассел отвечал за перенос идей логического позитивизм в Англию, где они оказали глубокое влияние, с большей частью Английская философия, когда-либо сохранявшая сильный эмпирический акцент поскольку.

    Многие из Венского кружка были евреями и имел социалистические наклонности. Их преследовали в той или иной степени Нацисты, которые использовали прогерманских, антилиберальных философов, а также были не только антилиберальными, но и неясными. В отличие от логического позитивисты, Мартин Хайдеггер вступил в нацистскую партию и остался ее членом на протяжении Второй мировой войны. Некоторые логические позитивисты — Карнап, Райхенбах, Хемпель и Фейгл — бежали в США, где они оказали влияние на философское развитие после войны.Там было некоторое смягчение и уточнение принципов логического позитивизма а более поздние, более умеренные взгляды обычно называют «логическими эмпиризм »(Годфри-Смит, 2003).

    В основе логического позитивизма лежит знаменитый принцип проверки. Это говорит о том, что только утверждения, которые находятся в принцип, проверяемый наблюдением или опытом, может передавать фактические информация и быть значимым.Утверждения, у которых нет мыслимого метода проверки должны быть либо аналитическими (тавтологическими), либо бессмысленными (Маги, 1997). Таким образом, две центральные идеи логического позитивизма относятся к язык: аналитико-синтетическое различие и теория проверяемости смысла. Первая идея связана с различием между аналитическими утверждения, истинные сами по себе (в основном тавтология), и синтетические утверждения, которые верны или ложны по отношению к тому, как мир является.Вторая идея заключается в том, что опыт — единственный источник смысла и единственный источник знаний. Таким образом, если в предложении (скажем, в теории) нет возможных средств проверки, это не имеет значения. Научный утверждения должны были состоять из поддающихся проверке и, следовательно, значимых, претензии.

    Карл Поппер в автобиографии (Popper, 1986) приписывают себе заслугу «убийства» логического позитивизма еще в 1934 году. указав на некоторые из его ошибок в Logic der Forschung (Popper, 1934), не публиковался до 1959 года на английском языке. как Логика научных открытий (Поппер, 1980).Поппер был против того, чтобы сосредоточивать внимание на мелочах и особенно на мелочах. значение слов логических позитивистов и избегание метафизические проблемы. Сложность с принципом проверки заключается в что он сам по себе не является ни аналитическим, ни эмпирически проверяемым и следовательно, по собственному критерию бессмысленно. В Принцип проверки влечет за собой запрещение более или менее всего метафизических спекуляций в философии — все, кроме логики.Поппер также показал, что принцип проверки устраняет почти все вся наука. Целью науки является поиск естественных законов, которые являются неограниченно общими утверждениями о мире, которые, как известно, инвариантно верно: например, закон Бойля, закон всемирного тяготения или E = mc 2 . Поппер показали, что эти законы не поддаются эмпирической проверке, признав, что английский эмпирик Дэвид Юм сделал это наблюдение вдвое. столетия назад.Проблема заключается в индукции: ни от какого конечного числа наблюдений, какими бы большими они ни были, может любой неограниченно общий вывод быть нарисованным, что было бы оправдано с точки зрения логики. Например, мы не можем доказать «Все лебеди черные», сколько бы лебедей мы ни наблюдали.

    Смысл этого обсуждения позитивизм состоит в том, что позитивизм — это всего лишь одна философская точка зрения на наука, и форма, которая в значительной степени была опровергнута.Сосредоточение внимания на позитивизм как представитель взглядов на теоретическую формулировку а эпистемология в науке скрывает богатую ценность, которую можно найти в многие другие труды по философии науки, обсуждаемые в следующий раздел. Литература по информационным системам предоставляет множество случаи, когда «позитивизм» — это ярлык, который дается различным, часто противоречивые впечатления о том, что означает научная мысль.Эта привычка настолько распространены, что не следует осуждать идентификацию частные случаи. Позитивизм характеризуется как связанный с наивный реализм, «свободный от ценностей» взгляд на научные изыскания, гипотетико-дедуктивные методы, односторонние причинно-следственные связи или законы, статистический анализ и так далее (см. Orlowski, Baroudi, 1991). Этот изображение явно не соответствует первоначальным принципам логического позитивизм, и он также несовместим с работами видных философы науки (см. Nagel, 1979).Обсуждение позитивизма — это в информационных системах, и наши исследователи, похоже, не подозревая, что он умирает. Орловски и Баруди (1991), например, отметьте возможность того, что позитивистская догма может терять свою актуальность среди основных ученых-естествоиспытателей, по-видимому, не подозревая о признанных убийство много лет назад в том, что можно рассматривать только как очень основная философия науки (Поппер, 1936; Пассмор, 1967).

    Автор считает, что «позитивизм» больше не следует даже упоминать как оправданную позицию в дискуссиях теории или эпистемологии в информационных системах. Если имеется в виду научная перспектива, то лучше так сказать; идти прямо к сочинения по философии науки и исследовать вопросы отдельно и осторожно. Вывод из этого резюме позитивизма состоит в том, что это не плодотворный источник идей для теоретизирования информации системы.

    Позитивизм и его противники: Брэдли, Коллингвуд, Ницше и Хайдеггер

    Аннотация

    В статье рассматриваются некоторые аспекты места позитивизма в философии. Противники позитивизма отличаются от представителей таких философских течений, как марксизм и прагматизм, которые, как и позитивизм, представляют собой научные философии. Борясь за социальный прогресс под одним знаменем науки, они являются союзниками позитивизма, а не врагами.Философы, которые отвергают научный характер философии как главный показатель ее ценности, могут рассматриваться как противники позитивизма. Они принадлежат к двум основным группам: члены первой группы продолжают философскую традицию (в основном классическую немецкую философию), тогда как представители второй группы выступают против традиции, но делают это, опираясь на принципы, несовместимые с принципами позитивистов. В статье первые представлены Ф. Х. Брэдли и Р. Дж. Коллингвудом, а вторые — Ф.Ницше и М. Хайдеггер. Среди теоретических упреков позитивизму наиболее убедительным, по-видимому, является утверждение Коллингвуда о том, что позитивизм не понимает роли абсолютных (непроверяемых и не поддающихся оценке с точки зрения истины) предпосылок науки и не понимает, что задача метафизики состоит в их обнаружении. предположений, но кажется, что не все позитивисты виноваты в этом. Относить позитивизм к мыслителям, атакующим традиционную метафизику и принадлежащим ко второй группе, — совсем другая задача.Для Ницше позитивизм — это философия слабого человека. В то же время он считает, что позитивизм превосходит все предыдущие философии и является шагом, ведущим к его собственной философии. Отношение Хайдеггера к позитивизму также неоднозначно. С одной стороны, позитивизм для него является духовным выражением современности, важным элементом современной цивилизации. С другой стороны, он рассматривает позитивизм как особую форму метафизики и как таковую, которую необходимо преодолеть вместе со всей метафизикой.Однако кажется, что надежда Хайдеггера на то, что характер мировой цивилизации (сформированной позитивным научным мировоззрением) может радикально измениться и может быть создана новая цивилизация, способная слышать язык забытого Бытия, до сих пор была доказана. бесполезно. Как отдельное и неотъемлемое направление философии позитивизма больше не существует. Его противники могут интерпретировать этот факт как победу, но в форме позитивного мышления он остается в основе нашей цивилизации.Преодолеть его раз и навсегда, не разрушив самих основ нашего образа жизни и нашей постоянно растущей общей культуры, гораздо труднее, чем думают самые известные критики.

    Это произведение находится под международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0.

    Пожалуйста, прочтите Уведомление об авторских правах в Политике журнала.

    Самые читаемые статьи того же автора (ов)

    • Йонас Дагис, Эвалдас Некрашас, ANALITINĖ KALBOS IR MOKSLO FILOSOFIJA LIETUVOJE , Problemos: Том 78 (2010): Problemos
    • Эвалдас Некрашас, POZITYVIZMO POVEIKIS LITERATŪRAI, DAILEI IR ARCHITEKTŪRAI , Проблемы: Том 77 (2010): Проблемы
    • Эвалдас Некрашас, FILOSOFIJA IR POLITIKA ATGIMIMO EPOCHOJE , Проблемы: Том 74 (2008): Проблемы
    • Эвалдас Некрашас, ПОЗИТИВИЗМАС ИР МАРКСИЗМАС , Problemos: Том 73 (2008): Problemos
    • Эвалдас Некрашас, FILOSOFIJA IR XVII а.МОКСЛО РЕВОЛЮЦИЯ , Problemos: Vol 70 (2006): Problemos
    • Эвалдас Некрашас, О субъективистской интерпретации вероятности , Problemos: Том 11 (1973): Problemos

    Бронисловас Битинас: самый яркий представитель постпозитивизма в литовских образовательных науках второй половины 20-го и начала 21-го веков

    Авторы

    • Людмила Рупшене Клайпедский университет, Литва

    DOI:

    https: // doi.org / 10.15823 / p.2016.49

    Ключевые слова:

    методология исследования, постпозитивизм, позитивизм, педагогика

    Аннотация

    Бронисловас Битинас хорошо известен в сфере образования за свою обширную методологическую работу. Однако ни в одной из его публикаций прямо не указано, какая философия руководствуется его подходом к исследованиям. Ученые утверждали, что методология исследования зависит от основных философских допущений; поэтому, чтобы понять оригинальность и вклад конкретной методологии, необходимо изучить философские принципы, лежащие в основе методологических решений.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.