Эссе по обществознанию свобода и ответственность
Некоторые темы, вынесенные в кодификатор ЕГЭ по обществознанию, кажутся Вам расплывчатыми и философскими, лишенными конкретики? Напишите эссе на эту тему, и Вы лучше сформируете свое представление о ней.
Свобода — это осознанная необходимость
В моем курсе подготовки к написанию эссе более 50 разобранных экспертом ЕГЭ тренировочных эссе абитуриентов 2013-2016 гг.
Сложных философских тем кодификатора ЕГЭ по обществознанию немного, но они есть. И Вам необходимо сформировать свое видение данной проблемы. Например,
2.13. Налоги
Да, определение, виды и функции налогов знать нужно. А если посмотреть на проблему уплаты налогов в общем? Они вообще нужны? Я работаю сам, и почему-то должен отдать часть государству? Почему?
4.5. Демократия, ее основные ценности и признаки
Признаки мы назовем, а вот дальше? Ценности — это то необходимое, что несет людям явление. Но, в некоторых странах демократия не приемлема из-за особенностей исторического развития, религиозных установок. Мы знаем про «навязывание» демократии в современном мире. В общем, согласитесь, проблемы спорные.
«Свободные» «воины добра»
Неуплата налогов — свобода от государства? Высшей ценностью демократии считается свобода. Еще один очень расплывчатый термин. А, между прочим, в кодификатор вынесено целых две темы с данным словом.
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
3.10. Свобода и ответственность
Таким образом, и в части 1 Вас могут спросить о свободе, и в части 2, проверить Ваше понимание проблемы свободы, ее взаимосвязи с необходимостью и ответственностью, в мини-сочинении, к примеру. Будем у этому готовы.
Мы предлагаем разобрать эту тему в виде эссе по обществознанию свобода, задание 29. Таким образом мы не только разберем философскую проблему, вынесенную в кодификатор, но потренируем сложное и дающее много баллов ЕГЭ задание.
Коротко изложим тем принципы, которые необходимо понимать при разборе этой темы.
1. Свобода — не вседозволенность!
2. Свободным от общества человек быть не может, иначе нет социализации, нет культуры, есть животное состояние, возврат в природу.
3. Человека в обществе ограничивают рамки норм — законов, обычаев, морали и этикета.
Принципы деятельности человека мы уже характеризовали в лекции БЕСПЛАТНОГО мини-курса ЕГЭ по обществознанию «Природное и общественное в человеке»
Для примера эссе на эту тему свободы в деятельности человека возьмем классическую цитату, приписываемую целому ряду великих философов — Спинозе, Марксу, Гегелю. В тестах ЕГЭ по обществознанию нам она встречалась за авторством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, творца немецкой классической философии XIX века.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель немецкой классической философии XIX века.
Начнем:
29.1 Философия.
«Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)
Сразу вспоминаем критерии проверки эссе. Выполняем Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Заодно, сразу формулируем собственное, теоретически достоверное, понятие свободы.
Смысл высказывания великого немецкого философа Гегеля я вижу в том, что человек не может вести себя так, как он считает нужным всегда. Его деятельность ограничена рамками общества, и выйти в своих действиях за их пределы он не может. Основной идеей высказывания является зависимость деятельности человека от устоев общества.
Как смогли, своими словами, не написав слово свобода (мы же пытаемся объяснить его), мы раскрыли смысл высказывания. Помним, что без этого элемента за эссе получим 0.
Идем далее, Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Мы показываем знание теории.
Что такое свобода? Это возможность действовать самостоятельно, независимо, опираясь на свои собственные силы. Раб не свободен, он зависит от воли хозяина.
Что такое необходимость? Эту философскую категорию можно понимать по разному. Мы не можем жить (быть свободными) без воздуха (иметь его — необходимость).
Это и наши обязанности, то, без чего нет свободы. Например, Конституция РФ содержит перечень не только прав гражданина, но и его обязанностей. Это и естественные права — на жизнь, свободу, собственность, и политические (избирать и быть избранным, участвовать в управлении государством, отправлять правосудие), и социально-экономические (на труд, образование, медицинское обслуживание).
В тоже время, получение основного общего образования для каждого гражданина РФ является конституционной обязанностью. И простой необходимостью обладать знаниями, нужными для жизни в современном обществе.
Что мы сделали? Раскрыли термины, показали знание теории философии. А, так как проблема спорна, расплывчата, мы сразу аргументировали наши мысли (раб, воздух, конституционные права и обязанности гражданина РФ, образование как право и обязанность). Не забываем, структура максимально емкая, идеи конкретизировать не надо, каждая мысль — новая строка!
Поехали дальше, как Вы поняли, мы уже начали раскрывать Критерий 4 (К4) – Качество аргументации своей точки зрения. Мы ищем подтверждения своей точке зрения в фактах истории, литературных примерах, общественных событиях и в собственном жизненном опыте.
Понятие свобода встречалось во множестве философских концепций. Например, в теории «общественного договора» при создании государства люди осознанно отказываются от частички своей свободы, чтобы избежать взаимного истребления. Они подчиняются нормам государственного права — законам, и тогда становятся в полном смысле свободными — от произвола других.
А вот анархисты (Бакунин, Кропоткин) считали, что государство не дает человеку быть свободным, поэтому его нужно разрушить. Люди же смогут жить свободно на основе взаимной любви. В 1874 году революционеры-народники организовали «хождение в народ» образованной молодежи, студенчества. Они пытались объяснить крестьянам, что государство кабальными условиями крестьянской реформы лишило их свободы. Агитировали крестьян бунтовать, не платить подати и выкупные платежи. Но, не встретили сочувствия, движение провалилось. Но стало одной из форм борьбы за «свободу» в понимании интеллигенции XIX века.
Показали свою интеллектуальность (общественный договор, Бакунин, Кропоткин), подняли важные политические проблемы. Привели аргумент из истории.
Свою мысль пока не выразили. Теперь смотрим на иной аспект проблемы, переворачиваем цитату наоборот, показываем собственное видение проблемы, аргументируем на примерах!
А если человек ничем не ограничен? Если он ведет себя полностью свободно? Я считаю — это вседозволенность! К чему привело ложное понимание свободы, мы видим сегодня на Украине, где страна распадается, на улицах царит насилие и преступность.
Вспомним персонаж бессмертного «Преступления и наказания» Достоевского — Раскольникова. Он поставил для себя вопрос: «Тварь дрожащая (не
свободен) или право имею (свободен)?», и ответил на него, убив человека. Стал ли он свободен от своей совести, каторги, общественного презрения? Нет! Ему все равно пришлось в итоге подчиниться требованиям социума, раскаяться и смириться.
Мы продемонстрировали знакомство с социальной информацией (Украина), привели литературный пример. Выразили свое мнение, подтвержденное теоретическими положениями (человек не свободен!).
«Свободные» «воины добра»
Завершаем эссе собственным выводом, основанном на перифразе цитаты. Собственное отношение к мысли автора Вы можете дать и вначале, и в середине, и в конце эссе.
Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах — это защита общества от произвола, безнаказанности, хаоса в социальной жизни.
И вот так выглядит наш взгляд на философскую проблему свободы, подкрепленный знанием теории и философских концепций:
29.1
Философия. «Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)
Смысл высказывания великого немецкого философа Гегеля я вижу в том, что человек не может вести себя так, как он считает нужным всегда. Его деятельность ограничена рамками общества, и выйти в своих действиях за их пределы он не может. Основной идеей высказывания является зависимость деятельности человека от устоев общества.
Что такое свобода? Это возможность действовать самостоятельно, независимо, опираясь на свои собственные силы. Раб не свободен, он зависит от воли хозяина.
Что такое необходимость? Эту философскую категорию можно понимать по разному. Мы не можем жить (быть свободными) без воздуха (иметь его — необходимость).
Это и наши обязанности, то, без чего нет свободы. Например, Конституция РФ содержит перечень не только прав гражданина, но и его обязанностей. Это и естественные права — на жизнь, свободу, собственность, и политические (избирать и быть избранным, участвовать в управлении государством, отправлять правосудие), и социально-экономические (на труд, образование, медицинское обслуживание).
В тоже время, получение основного общего образования для каждого гражданина РФ является конституционной обязанностью. И простой необходимостью обладать знаниями, нужными для жизни в современном обществе.
Понятие свобода встречалось во множестве философских концепций. Например, в теории «общественного договора» при создании государства люди осознанно отказываются от частички своей свободы, чтобы избежать взаимного истребления. Они подчиняются нормам государственного права — законам, и тогда становятся в полном смысле свободными — от произвола других.
А вот анархисты (Бакунин, Кропоткин) считали, что государство не дает человеку быть свободным, поэтому его нужно разрушить. Люди же смогут жить свободно на основе взаимной любви. В 1874 году революционеры-народники организовали «хождение в народ» образованной молодежи, студенчества. Они пытались объяснить крестьянам, что государство кабальными условиями крестьянской реформы лишило их свободы. Агитировали крестьян бунтовать, не платить подати и выкупные платежи. Но, не встретили сочувствия, движение провалилось. Но стало одной из форм борьбы за «свободу» в понимании интеллигенции XIX века.
А если человек ничем не ограничен? Если он ведет себя полностью свободно? Я считаю — это вседозволенность! К чему привело ложное понимание свободы, мы видим сегодня на Украине, где страна распадается, на улицах царит насилие и преступность.
Вспомним персонаж бессмертного «Преступления и наказания» Достоевского — Раскольникова. Он поставил для себя вопрос: «Тварь дрожащая (не свободен) или право имею (свободен)?», и ответил на него, убив человека. Стал ли он свободен от своей совести, каторги, общественного презрения? Нет! Ему все равно пришлось в итоге подчиниться требованиям социума, раскаяться и смириться.
Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах это защита общества от произвола, безнаказанности, хаоса в социальной жизни.
Заметим, что с помощью эссе Вы можете прорабатывать не только философские проблемные темы кодификатора. Но и любую тему. Понимание проблемы, выраженное в сочинении на тему — показатель высокого уровня освоения материала. Осталось только грамотно подобрать цитату для тренировки, в чем мы готовы помочь Вам в комментариях, а также в нашей группе
эссе «Свобода и ответственность» (по страницам литературных произведений)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Ивана Нечаева городского поселения поселка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области
Межмуниципальный конкурс эссе
«Молодежь: свобода и ответственность»
Направление: свобода и ответственность
в литературном произведении
Свобода без ответственности не бывает
(по страницам литературных произведений)
На протяжении всего своего существования люди задумывались над вопросом: что такое свобода и ответственность, связаны они или независимы друг от друга.
Свобода — это возможность проявления своей воли, независимость, отсутствие ограничений. Если следовать этому определению, можно подумать, что свобода не имеет границ, следовательно, свободный человек может делать все, что захочет. Так ли это на самом деле?
Давайте разберемся. Мы живем в обществе, где каждый имеет свои права и обязанности. Если рассматривать вопрос с точки зрения правоведения, то каждый человек в той или иной степени ограничен моральными и правовыми нормами в целях поддержания общественного порядка. Поэтому там, где есть свобода, всегда есть ответственность – необходимость отвечать за свои действия. Чтобы ответить на все возникающие вопросы по данной проблеме, я предлагаю обратиться к произведениям писателей разных эпох.
В качестве первого примера обратимся к произведению А.С.Пушкина «Дубровский». Рассмотрим эпизод, когда Маша Троекурова со своим нелюбимым мужем князем Верейским ехала в карете, и их остановила шайка разбойников во главе с Дубровским. Владимир сказал Маше, что она свободна и может оставить князя. Но Маша, несмотря на любовь к молодому Дубровскому, ответила, что уже поздно, так как она поклялась в верности другому человеку и не может нарушить свою клятву. Она несет ответственность за данное ей обещание.
Из биографии А.С.Пушкина мы знаем, что брак и семья, освященные церковным благословением, были для него святыней. Эта мысль глубоко укоренена в его творениях, проходя через них яркою нитью.
Марья Кирилловна Троекурова проявила большую нравственную доблесть, отказавшись покинуть князя Верейского, с которым только что была против воли повенчана. Вот ее поучительные слова: «Я обвенчана, я жена князя Верейского, я согласилась, я дала клятву». А.С.Пушкин наглядно показал нам, как тесно переплетаются между собой свобода и ответственность.
Еще раз поразмышляем над проблемами романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В нем очень хорошо показано, что может произойти с человеком, вышедшим за рамки закона и переоценившим свободу своих действий. Главный герой, Родион Раскольников, чтобы подтвердить свою собственную теорию о делении людей на обычных и тех, кому все дозволено, убивает двух женщин. Дальше мы видим, что Родиона начинает мучить совесть, он жалеет о случившемся, раскаивается, но уже ничего не изменить.
Так Родион пошел на преступление и не учел, что за свои поступки надо отвечать, а любое действие всегда влечет за собой последствия. За это он был наказан собственными терзаниями.
Позволю себе подвести итог всему написанному в сочинении. Чему же учат нас писатели в своих произведениях? Живя в обществе, каждый человек имеет право на реализацию своих желаний, интересов. При этом он не должен нарушать нормы морали и права. Свобода без ответственности не бывает.
Вся наша жизнь, каждый ее день состоит из принятых решений. Человек свободен в принятии своих решений, однако надо понимать, что выбор – это ответственность перед собой и другими людьми.
6.04.2019. Абдуллаева Полина, 11 класс, МОУ СОШ №1
имени Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры
Свобода и ответственность — Психологос
Если семья — твой любимый проект, твои семейные обязанности — это свобода делать то, что любишь. — консультирует проф. Н.И. Козлов
скачать видео
Свобода и ответственность — это две стороны одной медали. Это два понятия, которые тесно переплетены между собой. Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Чем больше свободы, тем больше ответственности.
Тот, кто признает несвободу, полную детерминированность личности, снимает с нее личную ответственность за ее поведение и ее жизнь. Так, вор может заявить: «Яблоко украл не я, а мой голод. Я не мог не украсть, потому что мой голод заставлял меня украсть яблоко, а мои реакции на мой голод определялись моим воспитанием».
Высказывания о свободе и ответственности
Зигмунд Фрейд как-то сказал: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит».
Другой известный афоризм гласит: «Есть памятник свободе (статуя свободы), но, увы, нет памятника ответственности».
Г.Л. Тульчинский: «Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот — я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода».
Виктор Франкл: «Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности».
Леонид Мартынов в рифме:
«Я уяснил,
Что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном,
Одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе!»
Ролло Мэй о свободе и ответственности:
Согласно одному из основных постулатов психотерапии, пациент должен рано или поздно научиться отвечать за свои поступки. Вот почему детерминированность, которая снимает с личности всякую ответственность, в конечном итоге просто мешает душевному выздоровлению. Причинно-следственная предопределенность годится только для весьма ограниченной области неврозов, вызванных комплексом подавления. Освободившись от комплекса, пациент принимает на себя ответственность за творческое созидание собственного будущего.
Как говорит мой опыт, страдающие неврозами пациенты чаще всего придерживаются предопределенности в отношении к жизни. Они всегда ищут, на кого бы переложить вину за собственные трудности – на родителей, на несчастливое детство, на коллег. Для них все сгодится, «лишь бы только я был не виноват» – вот их лейтмотив. Объяснить это легко: стоит такому пациенту взять ответственность на себя, как ему придется предпринять какие-то шаги, чтобы справиться со своим неврозом. Безусловно, в любой произошедшей с человеком беде наличествует бессчетное количество предопределяющих факторов, но в основе основ личностной автономии лежит момент собственной ответственности и возможность творческого развития. См.→
«Свобода» 🖋️ рассуждение о стремлении современного человека к свободе, примеры из жизни, аргументы из художественной литературы
Фрагмент текста
В задании 15.3 ОГЭ необходимо написать сочинение-рассуждение. Школьник должен не только раскрыть значение слова «Счастье», но и аргументировать свою позицию. В задании приводится фрагмент текста С. Соловейчика — теоретика педагогики, публициста, журналиста.
Отрывок начинается с вопроса автора: «Что такое свобода?». Он подчеркивает, что это состояние нельзя точно описать и человечество на протяжение многих веков ищет ответ на этот вопрос. Автор признает существование экономической и социальной ограниченности, но это не мешает людям ощущать свободу.
По мнению Соловейчика, это состояние проявляется в двух формах. Внешняя выражается в отсутствии зависимости от кого-то или чего-то. С внутренней свободой все сложнее, но она может быть даже при трудной жизни.
Далее автор указывает на необходимость воспитывать людей с внутренней свободой, так как именно от них зависит развитие страны. Соловейчик дает подробное объяснение, что он понимает под этим словосочетанием.
Внутренняя свобода делает человека осознанным. Он не испытывает раболепства, не дерзит и верен своим убеждениям. Его интересует воссоздание чего-то нового, помощь другим людям. Такое состояние невозможно отнять.
Автор также замечает, что для свободы внутренней важна только одна вещь — совесть. Именно она контролирует поступки человек, и он должен ее слушаться. Это чувство сугубо личное, по мнению Соловейчика, но именно оно позволяет отделять правду от лжи.
Автор также указывает в отрывке текста, что главная цель учителя — это воспитание свободной личности. Для этого педагог обязан придерживаться чувства справедливости.
Во вступлении сочинения нужно сразу выделить тезис. По тексту Соловейчика выделяется главная мысль: что такое свобода и кто на это состояние может влиять. Можно затронуть проблему многозначности слова и множества вариантов толкования. Основную часть сочинения нужно начинать с нового абзаца.
Список аргументов
Главная часть сочинения — это приведение утверждений, которые будут подтверждать высказанный тезис. Аргументы на тему «Свободы» можно найти в русской литературе. Лермонтов в своих стихотворениях понимал под этим словом тихую и спокойную жизнь. Именно она является главным условием для самовыражения поэта.
В мифах есть история гениального изобретателя Дедала. Вместе с сыном Икаром он хотел бежать от злого царя Миноса. Для этого он сделал крылья, перья скрепил воском и закрепил их на особой конструкции. Это дало возможность Дедалу улететь вместе с сыном. Но чувство абсолютной свободы так опьянили Икара, что он слишком близко подлетел к солнцу. Воск растопился, и Икар упал. Миф о Дедале подтверждает тезис о связи свободы и ответственности. У человека есть выбор, как поступать, но вместе с этим ему нужно принимать последствия своей деятельности.
В произведении Пушкина «Капитанская дочка» показан пример внутренней свободы. Петр Гринев отказался от предложения Емельяна Пугачева, который предлагал перейти на сторону восставших. Офицер показал твердость своих убеждений, которые были внутри него. Он считал, что нельзя предать Отечество и царя ради материальных благ.
В работе Гоголя «Мертвые души» свобода представлена в виде Руси. Она способна преодолеть любые препятствия, кризисы и стать полностью независимой и великой. Для писателя это состояние означает дорогу, и только в ней он находит истинное понимание некоторых вещей. Величие страны является лучшим воплощением понятия свободы.
В пьесе Островского «Гроза» главная героиня Катерина мучается в обществе Кабановой. В царстве Кабанихи нет места для свободы, все живое вянет. Катерина мучается и мечтает о свободе. Она спрашивала у Варвары, «почему люди не летают как птицы?», и это вызвало немало удивления у критиков произведения.
На самом деле в вопросе Катерины нет ничего мистического. Для нее символом свободы были птицы. Именно они ее восхищали. Она сама хотела стать птицей и избавиться от своего заточения. В конце произведения девушка бросается с обрыва в воду и таким образом обретает освобождение.
Примеры из жизни
В сочинении на тему «Что значит быть свободным» допускается использование личного опыта. Начинаться такой пример может со слов «В моей жизни был такой случай…» или «Я хочу привести пример из своей жизни».
Использовать личные истории нужно правильно. Не стоит придумывать что-то или брать популярные истории — это не будет засчитано. Нельзя сопровождать сочинение эмоционально-окрашенными словами «это ужасно», «тупой поступок» и тому подобными.
В качестве примера можно использовать возможность распоряжаться деньгами, как это повлияло на жизнь. Либо автор может рассуждать о том, где заканчивается свобода одного человека и начинается свобода другого. Можно назвать факторы, которые наделяют личность таким состоянием.
В сочинении нежелательно использовать аргументы из фильмов, так как они не будут засчитаны или их оценят в 1 балл. Лучше всего брать примеры из классической литературы. Например, в работе Максима Горького «Песня о соколе» рассказывается о раненой птице, которая упала в ущелье.
Уж предложил соколу попробовать еще раз взлететь перед смертью и насладиться небом. Птица попыталась это сделать, но она без сил падает и скатывается по камням в воду. Сокол является воплощением стремления к свободе и смелости, именно поэтому произведение стало популярным среди революционеров.
Некоторые рекомендации
На экзамене по обществознанию ученику нужно написать не сочинение, а эссе. Важно не путать эти виды работ, так как они имеют свои особенности. В эссе нет четкой структуры, задача автора побудить читателя к действиям, текст должен содержать четкую авторскую позицию. Такая работа обычно небольшого объема.
Сочинение имеет четкую структуру:
- вступление, которое содержит тезис;
- основная часть с 2 аргументами;
- заключение со сформулированным выводом.
Сочинение должно быть логичным и понятным. Можно использовать специальные клише, которые придадут работе четкость. Примерные конструкции для вступления:
- На мой взгляд, свобода — это…
- Мне кажется, что свобода — это…
- Я считаю, что свобода — это…
В заключении должен быть сформулирован вывод. Примерная формулировка: «Таким образом, можно заключить, что…». Перед написанием сочинения лучше составить подробный план, который поможет облегчить выполнение задания. Каждый пункт нужно детально раскрывать.
В сочинении можно приводить примеры из литературы, мнения разных поэтов и писателей. Можно сопроводить текст высказываниями философов и других известных личностей. Основная цель работы — это формирование навыка грамотно и последовательно излагать свои мысли. Такое творчество позволяет ребенку развивать мышление.
Иногда дети совершают ошибку при написании сочинения. Они пересказывают фрагмент текста и не сопровождают его своими комментариями. Такая работа будет оценена в 0 баллов.
Для успешной сдачи экзамена нужно прочитать большое количество не только классической, но и современной литературы. Это позволит набрать достаточно аргументов для сочинений разной тематики. Через произведения читатель примеряет на себя разные роли, учится действовать и понимать необходимость некоторых поступков.
Для успешного написания сочинения важно придерживаться плана и соблюдать структуру текста. В работе должно быть минимум 2 аргумента и вывод. Работу лучше сначала написать на черновике и только после тщательно вычитывания переносить на чистый лист.
Свобода означает ответственность, вот почему большинство людей боится её (Б. Шоу)
Основная идея данного высказывания заключается в том, что большинство людей боится свободы и боится ответственности. Но так ли это? Разберём, что же такое свобода.
На этот вопрос каждый человек ответит по — своему. Для меня же свобода — это самостоятельность личности, которая проявляется в собственном выборе действий. Однако жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Потому что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Человеческая свобода ограничена законами, моральным долгом, традициями, уровнем развития общества, совестью, чувством справедливости. Это ограничители человеческой свободы, их нарушение влечёт к ответственности. Что же такое ответственность? Это необходимость отвечать за свои поступки.
Как я уже говорила свобода невозможна без выбора. И каждый человек сталкивается с необходимостью выбрать тот или иной путь. Принимая решения, человек затрачивает собственные силы и эмоции, потому как без самоотдачи невозможно добиться намеченных целей. А сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность. Только осознав это можно стать по – настоящему свободным человеком. Но боятся ли люди свободы?
С одной стороны, нет. Если бы люди боялись свободы и ответственности, то в истории не свершались бы революции. Великая французская революция XVIII века произошла под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Революции, произошедшие в нашей стране в начале XX века, также имели целью получение свободы.
Но с другой стороны, да. Свою решительность или нерешительность, ответственность или безответственность человек проявляет в обычных бытовых ситуациях, когда перед ним стоит выбор. Очень часто человек колеблется и не может принять конкретное решение, боится ошибиться и перекладывает это на других. Даже наблюдая за тем, как мои одноклассники делают выбор своей будущей профессии, можно сделать вывод об их отношении к свободе и ответственности. Большинство из них ищут менее ответственную, но хорошо оплачиваемую работу или же поступают туда, куда им указали родители, друзья, знакомые, не задумываясь о своём призвании. Я же остановила свой выбор на профессии юриста, потому что от его деятельности зависит справедливость, правопорядок и законность в обществе. Таким образом, получается, что, если большинство людей не делают самостоятельного и сознательного выбора, они боятся свободы, следовательно, боятся и ответственности. Лозунгом действий таких людей можно назвать: «Нет свободы – нет ответственности!». Быть свободным и брать на себя ответственность не легко, для большинства людей гораздо проще подчиняться.
👉 Правила написания мини — сочинения (эссе) по обществознанию
🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
✉ Абулова Барият 👈 Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору.
Сочинение к ЕГЭ: Свобода означает ответственность
(288 слов) Автор этого высказывания поднял очень важную проблему, насущную на протяжении всей человеческой истории. Человек, в силу своей двойственной биосоциальной природы, не всегда способен найти баланс между двумя этими проявлениями его социальной жизни.
По мнению того, кто это сказал, между свободой и ответственностью связь лежит самая прямая и непосредственная: последнее является следствием первого. Если человек волен делать свободный выбор, то и отвечать за него — тоже его обязанность.
Я совершенно согласен с этим и считаю: готовность встретить последствия своих решений должна диктоваться человеку в первую очередь его совестью, а во вторую – словом закона. Подтверждением этому служит немало примеров из литературы и общественной жизни.
Катерина Кабанова, главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», как никто понимает, что содеянные поступки требуют ответа. Совершив непростительный для замужней женщины 19 века поступок, полюбив другого мужчину, она не может найти себе прощения и, находясь в безвыходной ситуации, бросается в реку. Конечно, не одна только совесть дала ей силы совершить это, однако она явилась мощным катализатором к осознанию всей неправоты поступка. Катерина не может избежать ответственности и прекрасно это понимает, а потому сама объявляет себе самый строгий приговор.
Вторым примером может послужить то, с чем каждый день сталкивается множество граждан – преступления, и обязанность за возложение ответственности за такие деяния лежит уже на плечах закона. Ежедневно люди ступают по неверной тропе и совершают аморальные, антигуманные действия, нарушая общественный порядок, нормы права и законы государства. За это они, будучи пойманными, привлекаются к административной, гражданской или уголовной ответственности, а наказанием служит им лишение свободы, именно той, которой они так фривольно и небрежно распорядились, нарушив границы свободы окружающих.
Связь ответственности и свободы нельзя отрицать, нельзя её забывать. Во все времена литераторы, общественные деятели, просветители обращали внимание людей на эту проблему, говоря, что неизбежно за выбором следует обязанность вынести бремя ответственности за него.
Автор: Юлия Четверикова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Свобода = ответственность | Лаборатория процветания
Как читать статью: в этой статье содержится ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ информация, поэтому прочитайте эту статью минимум 2-3 раза!
Сейчас в теме личностного роста очень много говорят об ответственности. Все говорят: «Возьмите ответственность за свою жизнь на себя», «будьте ответственны» и т.д. Это очень важные слова и люди, которые призывают взять ответственность, возможно, дают один из самых важных советов. Давайте рассмотрим феномен «взятия ответственности» подробнее.
Аудио версия:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Зачем брать ответственность? Что это дает?
Я обнаружил 2 значения слова «ответственность».
Вариант №1. Ответственность – осознание или подсознательная установка того, что результат, который вы получаете, является следствием ваших действий.
Вариант №2. Ответственность — объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
В данной статье, я буду писать об ответственности №1, но частично мы поговорим и об ответственности №2.
Пример безответственного поведения:
Человек обвиняет всех вокруг в своих бедах: «страна плохая», «люди вокруг плохие», «зарплату платят маленькую», «денег не дают» и т.д. Такой человек обычно говорит о себе в третьем лице: «мне не захотелось», «настроение испортилось» и т.д.
Ответственность дает свободу, если вы уже свободны в чем-то, то значит, вы взяли за это ответственность.
Свобода – это возможность принимать определенные решения и совершать определенные действия.
Если вы что-то делаете (вы свободны в чем-то), то будьте готовы нести ответственность за свои действия.
Пример: свобода – украсть из магазина, ответственность – быть пойманным и наказанным. Проехать на красный свет – погибнуть в аварии.
Если вы ответственны, то вы получаете свободу действовать. А если вы свободны в чем-то (действуете в каком-то направлении), то автоматически берете за это ответственность. Т.е. как ни крути, но от ответственности убежать не получится: если вы не берете ответственность №1 за свои действия, но действуете, то вас ожидает встреча с ответственностью №2.
Ответственность = свобода
Свобода = ответственность
Вопрос в том, что человек делает: бежит от ответственности или расширяет свои рамки ответственности. Бегущие от ответственности люди хоронят свою свободу, расширяющие ответственность обретают ее.
Крайний случай безответственности
Как всё-таки взять ответственность?
Ответственность это не пирожок и не конфета. Ее в руку взять не получится.
Я знаю только один способ:
Осознание + действие
Шаг 1: выделите область, в которой Вы хотите расширить свою ответственность. Советую начинать с малого: например, с порядка на столе. Скажите себе: «Я полностью ответственен за порядок на моем столе, я обязуюсь всегда поддерживать чистоту и порядок на нем». Теперь вы полностью свободны, убирать этот стол или нет.
Упражнение: Возьмите лист бумаги и пропишите на нем область своей жизни, за которую вы полностью берете ответственность на себя. Запишите эту фразу (как в примере выше) минимум 10 раз!
Советую начинать с малого, не надо пытаться сразу взять ответственность за всё, у вас не получится это сделать. Представьте себе начинающего спортсмена, который пытается поднять штангу 500 кг в первый день тренировок, у него ничего не получится, он навсегда может разочароваться в спорте и уйти из него. То же самое с ответственностью: расширяйте свою ответственность постепенно, но каждый день.
Шаг 2: Действия: Наведите порядок на столе. В том случае, если взяли ответственность, но не начали действовать, то значит, вы врете себе. Результат взятия ответственности – это всегда конкретные действия в этом направлении.
Шаг 3: Ответственность за других людей. Самое интересное начинается тут! Для того, чтобы ваша жизнь была действительно блестящей, вы должны брать ответственность не только за себя, но и за часть жизни других людей. Тут схема точно такая же: осознание + действие. Например, я ответственен за публикации на моем сайте, за те материалы, тренинги, которые я даю, за то, что они вам помогут изменить жизнь в лучшую сторону. Владелец завода ответственен за рабочих на заводе, за выплату зарплат, за качество выпускаемой продукции. Фотограф ответственен за фотографии, которые он делает на чьей-то свадьбе. Безответственный же фотограф обычно сидит без работы.
Чем большее количество людей затрагивает ваша ответственность, тем больше блага вам возвращается. Работает закон обмена. Полностью безответственный человек может рассчитывать только на жалкое существование. Человек, который расширил свою ответственность на огромное количество людей, будет жить прекрасной жизнью и принесет много пользы другим людям.
Если вы можете создать ценность и берете ответственность за нее перед большим количеством людей, то вы получаете финансовую свободу. Многие люди задаются вопросом: «Почему у меня так мало денег?», в ответ вы можете спросить: «А за какие результаты в жизни других людей ты ответственен?», «Сделал ли ты всё возможное, чтобы создать благо для других людей, за которое тебе должны платить деньги?».
Это, наверное, самое сложное, быть ответственным за результаты других людей, за часть их жизни, за их успехи и неудачи в какой-то области.
Если вы хотите получить финансовую свободу, не взяв ответственность, то это сделать не получится.
В заключение желаю вам успехов, желаю взять ответственность за свою жизнь на себя. Обязательно расширяйте свою ответственность каждый день!
p.s. Тренинг «33 способа заставить себя действовать. Секреты самомотивации» 33 убойные методики самомотивации, которые не дадут Вам шансов бездействовать, они в буквальном смысле наполнят Вас энергией! Вы узнаете, как встряхнуть себя и поднять, наконец, с дивана. Тренинг построен исключительно на практических принципах, никакой “воды”!… Подробнее>>
Буду Вам очень благодарен за оставленные комментарии
Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с друзьями с помощью социальных кнопок ниже.
p.p.s. Сегодня, 19 декабря 2012 года, я выступаю на онлайн-конференции “Новое время – Революция сознания” в 22-00 по Москве. Кроме меня будет выступать много интересных людей! Добро пожаловать! Кликните по ссылке, для того, чтобы перейти на сайт конференции: http://expertsecret.ru/day7.html