Профессиональное самовоспитание.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 11Следующая ⇒Самовоспитание — целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Самовоспитание — непременное условие совершенствования человека. Желание и опыт самосовершенствования составляют необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:
а) адаптация своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности;
б) постоянное повышение профессиональной компетентности;
в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание — сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Он требует глубоко осознанного, целенаправленного и самокритичного отношения человека как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, осознания (а в связи с этим и определенного чувства переживания) недостатка образования и воспитания, а также больших, иногда предельно волевых усилий в достижении поставленных целей по саморазвитию.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства образовательным учреждением и фактор свободного времени.
Педагог, особенно начинающий, попадая в коллектив профессионалов, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.
Если за требованиями руководства не чувствуется озабоченности успехами педагогов, стремления помочь, то в таком учреждении у работника не появляется потребности в самовоспитании.
Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.
Процесс самовоспитания:
Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы — сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.
Среди содержательных компонентов самовоспитания в первую очередь следует выделить: глубоко осознанные цели и задачи,
Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности: профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работыпо самовоспитанию специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, предусматривающей развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.
В то же время эти сферы развития личности тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексною подхода к их самовоспитанию, а также постоянных проверкии самоконтроля, корректировкипроцесса самовоспитания, непрерывного руководстваим.
Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий (рефлексия), поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, возможностям, духовным и физическим силам.
Это, в свою очередь, связано с самооценкой
В профессионализации личности большая роль отводится профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.
Профессиональное самовоспитание педагога — сознательная деятельность специалиста, направленная на развитие у себя профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных.
Профессиональное самовоспитаниепредполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально психологических особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Процесс профессионального самовоспитания осуществляется в три этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.
Первый этап — самопознание — связан с глубоким изучением будущим педагогом требований, предъявляемых к избранной профессии, осмыслением этих требований и анализом собственной личности и своей профессиональной деятельности. Профессиональное самопознание предполагает выявление особенностей волевого развития, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления).
На этапе самопрограммирования педагог разрабатывает программу самовоспитания, план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).
Далее следует этап реальных действий по самоизменению. Есть множество методов.
Методы самовоспитания направлены на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.
Основные методы самовоспитания:
Самоорганизация личной жизни — разработка принципов и правил личного поведения – «правил жизни». Часто человек сам формулирует для себя личные правила, которых стремится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации. В практической деятельности по самовоспитанию можно руководствоваться следующими правилами — всегда и во всем:
— умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;
— не отвлекайся во время работы;
— подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом;
— не закончив начатого дела, не переходи к другому;
— старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;
— встретишь на пути трудности — не прекращай работу;
— умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»;
— проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях;
— думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в сложных обстоятельствах;
— со всеми проявляй вежливость и тактичность;
— избегай грубости даже с теми, кто тебе грубит;
— веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение;
— сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;
— учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку;
— внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок;
— подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания.
Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложны, многообразны и изменчивы, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.
Еще методы:самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самоотчет, самопоощрение, самокритика, следование примеру и др.
Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, чем ты есть, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не просто для жизни, а прежде всего для профессионально-педагогической деятельности.
Как учиться в вузе?
Придя в вуз, студент сталкивается с непривычными для него формами работы. На место школьной опеки приходит относительная самостоятельность. Не все умеют ею грамотно распорядиться. Научно-техническая революция вызвала огромный поток информации, которая обрушивается на
Планы семинарских (практических) занятий по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую специальность»:
Семинар 1. Профессиональное обучение в системе профессионального образования.
Вопросы для устного обсуждения*:
1. Специфика специальности «Профессиональное обучение».
2. Профессиональное обучение и его место в системе образования.
3. Перспективы педагогической профессии.
* Для устных вопросов письменно составляется план ответа (по пунктам) на каждый вопрос в тетради.
Задания для СРС (сдаются в печатном варианте, после проверки вкладываются в Портфолио работ студента по дисциплине «ВППС»):
1.Раскрыть содержательную составляющую понятий обучение, профессиональное обучение, профессиональная деятельность. Рассмотреть трактовки данных понятий у различных авторов (не меньше указанного количества авторов). Задание сделать в таблицах.
Таблица 1.
№ | ФИО авторов | Содержание понятия «обучение» |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Таблица 2.
№ | ФИО авторов | Содержание понятия «профессиональное обучение» |
1. | ||
2. | ||
3. |
Таблица 3.
№ | ФИО авторов | Содержание понятия «профессиональная деятельность» |
1. | ||
2. | ||
3. |
2.Рассмотреть отличие в содержании понятий: квалификация, профессия, специальность, профиль. Ответ подготовить в форме размышления (не более одного листа формата А4).
Семинар 2: Система профессионально-педагогического образования в РФ
Вопросы для устного обсуждения:
1.Общие сведения о системе высшего образования в Российской Федерации. 2.Профессионально-педагогическое образование как часть системы высшего образования в РФ.
3.Значение и место профессионально-педагогического образования в стране.
Задание для СРС:
1. Составить опорно-логическую схему «Система образования РФ» (схему сделать в любом из редакторов векторной графики или Microsoft Word).
2. Интернет-обзор высших учебных заведений системы профессионально-педагогического образования России реализующих образовательные программы профессионально-педагогического образования (унверситеты, институты, факультеты, кафедры). Составить список (не менее 20 ОУ).
Семинар 3. История становления профессионально-педагогического образования: проблемы и перспективы развития.
Вопросы для устного обсуждения:
1.История и этапы становления профессионально-педагогического образования в России.
2.Структура современной системы высшего, начального и среднего профессионально-педагогического образования, ее особенности и перспективы развития (НПО, СПО, ВПО).
3.Уровневая модель подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации).
Задание для СРС:
1.Разработать групповой проект* (микро-доклад + презентация в Power Point) по следующим темам:
1.«Становление профессионально-педагогического образования в Германии»
2.«Становление профессионально-педагогического образования в Англии»
3.«Становление профессионально-педагогического образования в Китае»
4.«Становление профессионально-педагогического образования в Украине»
5.«Становление профессионально-педагогического образования в Республике Белорусь»
6.«Становление профессионально-педагогического образования в России»
*Количество участников проектной группы 4 человека. Темы не должны повторяться. На группы разбиться самостоятельно. Регламент выступления 8-10 минут. Наличие электронной презентации обязательно (не менее 15 слайдов).
Групповой проект будет оцениваться по следующим критериям:
— содержательность выступления;
— участие в представлении проекта (выступлении) всей проектной группы;
— эмоциональность и красочность презентации;
— целостность, смысловая завершенность выступления.
Семинар 4. Содержание подготовки педагога профессионального обучения
Вопросы для устного обсуждения:
1. ФГОС ВПО по направлению 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям), его структура, содержание, особенности.
2.Компетентностно-квалифицированные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их особенности.
3.Основная образовательная программа, структура, содержание (учебный план, график учебного процесса и т.д.).
Задания для СРС:
1.Разработать опросник (анкету, контрольную работу) по данной теме (не менее пяти заданий или вопросов, с ответами).
2.Изучить ФГОС по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение». Составить список всех преподаваемых дисциплин цикла Б.3.* по своему профилю (право и правоохранительная деятельность).
*Не забудьте зайти на кафедру и узнать дисциплины вариативной части и дисциплин по выбору и включить их в список.
Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя — Мегаобучалка
профессионального самовоспитания-это сознательная работа по
развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально
неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное
повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-
нравственных и других свойств личности.
Обычно движущей
силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и
самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из
необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми
обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и
профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества)
либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные
ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В
психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных
противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.
В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя,
лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель —
значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом
потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным
источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности,
профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему
действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется
содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая
деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную
ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и
начинается процесс самовоспитания.
Профессиональное самопознание-это выявление особенностей волевого
развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей
познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и
внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не
что иное, как материализация собственного прогноза о возможном
усовершенствовании своей личности.
Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы
«правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и
деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и
никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа;
никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой
самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой
отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).
Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой,
более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов. Приведем
ее упрощенный вариант.
По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно
зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное,
чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных
правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.
Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности
своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное
сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства
управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним
относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц
(релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и
др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются
методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных
формул — аутотренинг.
Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать
не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие
наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого
проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое
мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их
разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность,
установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого
будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать
причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального
взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.
1) Закон РФ «Об образовании».
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.
3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Профессиональное самовоспитание учителя — Мегаобучалка
Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». (Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — С. 74).
Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам.
Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.).
Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л.Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии.
Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.
В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.
Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя. Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.
Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала — чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.
Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.
Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.
Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.
Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле [Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я.Богдановой И.П.Волкова. — М., 1989. — С. 35-36]. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста «понятийный словарь».
Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В. Ф. Ряховского. (Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении — М 1987 — С. 52-54).
Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированно-сти перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.
Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.
Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).
Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов. Приведем ее упрощенный вариант.
По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.
Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.
Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.
Профессиональное развитие и самовоспитание педагога
Профессиональный рост и личностное развитие педагога. Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Такая идеальная гуманистическая цель образования, считал известный философ Э.В.Ильенков, позволит вы вести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного. Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия — основной результат гуманизации образования. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.
При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жестко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.
В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.
Вхождение в профессию, считают психологи, есть «врастание» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Общая удовлетворенность человека в значительной мере зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности; потребность в творческой самореализации, понимании и признании индивидуальных ценностей ближайшим окруже нием референтных лиц, в развитии и саморазвитии и др.
Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.
В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного от ношения к профессиональной деятельности. Другими словами, в том случае отмечается единство личностного развития и професионального роста личности.
Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.
В научной литературе проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. О гармоничном развитии личности, о профессионализации как процессе, в значительной степени определяющем это развитие, речь практически не идет. Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту. Однако в ряде случаев даже при наличии требуемых качеств человек оказывается неспособным достичь таких состояний, как плодотворность (Э.Фромм), самоактуализация (А.Маслоу), идентичность (Э.Эриксон). Это как раз тот случай, когда состоялась не личность, а функционер, для которого характерна двойственная ролевая позиция: для работы и для себя.
Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего — «Я».
Мотивы личностного развития педагога. Установлено, что большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога или склонность к педагоги ческой деятельности. При этом определяющими факторами, оказавшими влияние на выбор профессии, являются первая учитель ница или один-два учителя, преподававших учебный предмет в средних и старших классах, личный опыт педагогической работы.
Мотивы выбора педагогической профессии во многом предопределяют и мотивы учения студентов педагогического вуза. Если принять во внимание, что мотив — это не что иное, как потребность, то для будущих учителей такой потребностью может быть «чистый» познавательный интерес, стремление лучше подготовить ся к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание получить похвалу, повышенную стипендию и т.п.
Мотивы разделяются на ведущие (долговременные) и ситуативные. Кроме того, различают внешние и внутренние мотивы. Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. В одних ситуациях цель деятельности и мотив совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. В этом случае к цели педагогической деятельности педагог может относиться безразлично и даже негативно. В ситуациях первого типа педагоги работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае — с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов.
Педагогическая деятельность является весьма сложной и по этому обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности — явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).
Важнейшую роль играют социально ценные мотивы педагогической деятельности. К ним относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя; любовь к детям, чувство призвания.
Творческая индивидуальность педагога. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.
Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.
Теоретическое и практическое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития.
С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития.
Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная куль тура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.
Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе- индивидуальной духовной культуры. Она прежде всего выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.
Условия развития творческой индивидуальности педагога. Рядом исследований установлена совокупность условий, необходимых для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно выделить следующие:
— обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности;
— переживание конфликтов;
— способность к рефлексии;
— организация самопознания профессионально-личностных качеств;
— использование совместных форм деятельности;
— широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений;
— предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.
Как видно, важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие. Студент как «автор» саморазвития должен обладать следующими свойства ми: способностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения; самостоятельно добывать учебную и профессиональную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач; искать новые средства решения образовательных задач; получать новые знания в общении с группой, однокурсниками; извлекать новые знания, необходимые для решения собственных задач, в общении с преподавателями, учителями школ.
Творческое самосовершенствование учителя предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующий совершенствования и корректировки, и разработку долгосрочной про граммы саморазвития.
Потребность в самосовершенствовании строится на идеалах личности.
Педагогический идеал — это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный пред мет. Педагогический идеал ~ это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.
Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и одновременно творческий характер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется педагогическим творчеством. Преодоление противоречий между педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой и вызывает потребность добавлять, преобразовывать, искать иные способы решения педагогических за дач. В повседневном разрешении возникающих и познаваемых противоречий заключается источник педагогического творчества.
Профессиональное саморазвитие педагога. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» Щистервег А. Избр. пед. соч. — М.,1956. — С. 74).
Способность «творить себя» в соответствии с социально- нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
Различают внешние и внутренние источники активности само развития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по само совершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и про является потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.
Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый со стоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.
Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.
Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога. Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и неучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:
— культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия;
— устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
— рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
— гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога — его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Оценка эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны — это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой — овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие д.еисгвпя(Елкаио(1 С. К., 1989):
— целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития
— планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
— самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
— коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работу над собой.
Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.
На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя).
На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность — существенные проявления саморазвития на этой стадии.
На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития — целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция — осуществляются автоматически, непринужденно.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите задачи педагогической деятельности.
2. Чем отличается профессиональная пригодность педагога от профессиональной готовности?
3. Что такое педагогическое мастерство?
4. Что включают в себя понятия «педагогическая» и «гуманитарная культура»? Каково их соотношение?
5. Какими личностными характеристиками должен обладать педагог?
6. Какие умения необходимы учителю для педагогической деятельности?
7. Как связаны профессиональный рост и личностное развитие педагога?
8. Зачем учителю нужны навыки творческой деятельности?
9. Какие виды инноваций вы знаете?
Литература
Елкинов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М., 1989.
Львова Ю. Л. Творческаялабораторняучитсля.- М., 1985.
Кан-Клчик R. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991. Основы педагогическою мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. — М., 1989. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -М„ 1983.
Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизацни образования в ко1ггексте раз-тия отечественных теорий личности. — Ростов н/Д, 1995.
Профессиональное самовоспитание будущего педагога, Самовоспитание в системе подготовки будущего учителя
. Эффективная профессиональная подготовка будущего учителя невозможно без самообразования, самовоспитания и саморазвития. А это требует не только знания форм и методов аудиторной работы, работы с книгой и другими современными источниками информации, но и применение волевых усилий, развития определенных личностных и профессиональных качеств, владение технологией профессионального самовоспитания н.
41 Самовоспитание в системе подготовки будущего учителя
Опыт общего самовоспитания является необходимым условием профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств, формирование педагогических умений и способностей
. Самовоспитание — систематическая и целенаправленная деятельность личности, ориентированной на формирование и совершенствование положительных качеств и преодоления негативных
Самовоспитание берет свое начало в подростковом возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, понимать нормы и требования общества, собственные потребности и старается правильно оценивать свои поступки. Иначе говоря, необходимым условием самовоспитания является самосознания — осознание человеком себя как личности и своего места в общественной деятельности людей
Самоосознание человека — единство трех составляющих:
1) познавательной (самопознание) — исследование, познание самого себя;
2) эмоционально-оценочной (самоотношение) — самооценки;
3) действенно-волевой, регулятивной (саморегулирования) — умение управлять состоянием своего здоровья, эмоциями, чувствами, психическим состоянием, действиями, поступками, поведением
Итак, самовоспитание неразрывно связано со способностью человека к самоанализу и самооценки, с умением контролировать свое поведение и деятельность, ставить перед собой значимые цели
Самовоспитание может быть направлено на воспитание ума (интеллектуальная сфера) чувств (эмоциональная сфера) свободы (волевая сфера). Однако ведущей в самовоспитуемой процессе является волевая сфера, которая обеспечивает саморегулирование внутреннего мира человека согласно действительности
Успешность педагогической деятельности в значительной мере зависит от умения и способности педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально выстраивать свою деятельность, преодолеет юват трудности при самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием.
Существует мнение, что педагогические способности, педагогический талант — это нечто врожденное, поэтому часто студенты равнодушны к самообразования и самовоспитания. Однако запас потенциальных сил у человека настолько велик, что нави ить студент, имеющий средние способности, может всесторонне развивать свою личность и выявить талант в профессиональной деятельности»Мастером может стать каждый, если ему помогут и если он сам работать», — замечал. А. Макаренко. А.. Макаренко.
Станет студент настоящим педагогом, зависит от его умения работать над собой, установок, интересов, потребностей, активности в овладении научными знаниями и умениями, а также от того, насколько цил леспрямовано, сознательно и настойчиво он работает над развитием в себе тех качеств, которые формируют личность специалиста. Немецкий педагог. А. Дистервег отмечал, что для учителя святой обязанностью является»свое вихов. Ання сделать задачей своей жизни»Он считал, что педагог»лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и обучать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»Речь идет о профессиональном самовоспитанияпрофесійне самовиховання.
. Профессиональное самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями выбранной профессии
Профессиональное самовоспитание учителя начинается с осознания разницы между представлением о себе как будущего профессионала и своими реальными возможностями. Мотив — возбудитель работы над собой — ро озуминня несоответствия. Я-реального и. Я-идеального. Это возможно в том случае, если у будущего учителя является профессиональный идеал и способность к самопознаниюня.
Целеустремленность, осмысленность, устойчивость профессионального самовоспитания зависят прежде всего от:
— наличие профессионального идеала;
— волевых качеств;
— мотивов выбора студентом педагогической профессии;
— морально-психологического климата в студенческой группе;
— стилей руководства и общения профессорско-преподавательского состава;
— фактора свободного времени;
— организации и постоянного совершенствования учебной и самостоятельной работы студентов;
— участия в разнообразной внеучебной работе
Как и любая другая деятельность, профессиональное самовоспитания имеет в своей основе сложную систему мотивов и источников активности. Его движущей силой и источником является потребность в самоизменения и самосовершенствовании. Эта потр. Реба возникает из противоречия между требованиями, предъявляемым обществом, и имеющимся уровнем профессионализма и поддерживается собственными источниками активности (убеждениями, чувством долга, профессиональной чести ю т.д.о).
Методы и средства профессионального самовоспитания
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Самовоспитание – самосовершенствование личности. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса»
самовоспитание предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств в трех направлениях:
· адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей ктребованиям педагогической деятельности;
· постоянное повышение профессиональной компетентности;
· непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности.
Внешним факторы, стимулирующие процесс самовоспитания:
· педагогический коллектив,
· стиль руководства школой и
· фактор свободного времени.
Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремление помочь, то в такой школе у них не появляется потребность в самовоспитании.
фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.
три взаимосвязанных этапа проф. самовоспитания:
1)самопознание Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопознания — анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Другой способ познания себя — сравнение с другими.ими;
2)самопрограммирование;
3)самовоздействие. Метод — это способ достижения цели. Методы самовоспитания — это способы самосовершенствования. Рассмотрим основные из них.
Методы самовоздействия:
1. Самообразование. Это можно сделать путем чтения научно-технической литературы, посещения специальных лекций, выставок, музеев, кружков, решения практических задач, просмотра книг и телепередач, общения с людьми различных профессий и т.п.
2. Самоинструкция — это указание себе, как надо действовать в той или иной ситуации. Мысленно проигрывая различные жизненные ситуации, человек должен готовиться разрешать их наилучшим образом в реальных условиях
3. Самоубеждение требует напряженной умственной работы. Его цель — доказать себе истинность определенного поведения, правильность поступка или, наоборот, ложность поведения, неверность поступка.
4. Самоприказ- Применяется он наиболее успешно в особых условиях: человек уже убедил себя, что надо поступать именно так, самокритично оценил свои слабые стороны, но начать действие, сделать первый шаг ему трудно.
5. Упражнения направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников
6. Самовнушение
7. Самонаказание
8. Контроль и самооценка
К ним относят разного рода приёмы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), В последние годы благодаря широкой популяризации всё шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг
Методы самопрограммирования:
1. Изучения программ самовоспитания выдающихся людей
2. Составление собственной программы
Методы стимулирования:
1. Самоодобрение
2. Самопрощение
3. Самокритика
4. Самонаказание
Методический материал на тему «Самовоспитание спортивного педагога»
Содержание
Введение.
Основная часть.
Характеристика понятия «самовоспитание» в педагогической теории и практике.
Направления и пути реализации студенческого самовоспитания в период вузовской подготовки.
Содержание профессионального самовоспитания будущего спортивного педагога.
Заключение.
Список литературы.
Введение .
Профессия спортивного педагога, требует от человека постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Выполнить эту миссию способен только педагог с диалектическим мышлением, обладающий яркой индивидуальностью, готовой к непрерывному самообразованию и самовоспитанию, ибо личность учителя- тренера основное условие и средство успеха в учебно-тренировочном процессе.
Профессиональные качества учителя-это не раз и навсегда заготовленная информация, а сама способность к живой мысли, к постоянному самосовершенствованию. “Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью. Нельзя дать другому того, чего не имеешь сам”. На вопрос, каждый ли учитель может стать мастером, овладеть искусством воспитания, научиться работать творчески, А.С. Макаренко отвечал определенно: ’’Да!’’. Но только при условии неустанной работы над собой.
Самовоспитание как сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности должно рассматриваться, прежде всего, с точки зрения содержания того, что должно совершенствоваться. Следовательно, содержанием (задачами) профессионального самовоспитания будущих спортивных педагогов должны явиться все профессионально значимые качества его личности, включая как его мировоззрение, так и физическое здоровье.
В первую очередь речь идет о высоком уровне методологической подготовки будущего спортивного педагога, о подготовке его к постоянному развитию своей идейно- политической и нравственной культуры, о развитии способности к широкому и глубокому социально-педагогическому мышлению и творчеству. Для более глубокого понимания значимости самовоспитания для спортивного педагога следует осмысленно подойти к пониманию самого понятия «самовоспитание».
Основная часть.
Характеристика понятия «самовоспитание» в педагогической теории и практике
Леонтьева М.Р. определяет самовоспитание как процесс усвоения человеком опыта, предшествующих поколений за счет и посредством внутренних и душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание включает такие умения личности как: самоцелеполагание,саморегуляция,самоуправление,самопознание, самоприказ, самоконтроль. Воронов В.В. описал самовоспитание как сознательную, целенаправленную самостоятельную деятельность, ведущую к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.
В то время как в Большой российской энциклопедии самовоспитание характеризуется как систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Самовоспитание — составная часть воспитания и всего процесса развития людей.
Осипов П.Н. дает ряд определений самовоспитания, во- первых, это управление личностью, т.е. саморазвитие; во-вторых, самовоспитание- это процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли; в-третьих, самовоспитание- это высшая форма саморазвития человека.
Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. рассмотрели самовоспитание как целеустремленную, активную деятельность преподавателя высших учебных заведений, направленную на формирование и совершенствование у себя положительных качеств.
Все авторы подчеркивают тесное неразрывное единство самовоспитания и воспитания, поэтому в изложении форм, методов, приемов организации воспитания и самовоспитания наблюдается их смешение, повторение, перенос из одного элемента воспитания в другой. Механизм же этих процессов, их структура, принципы остаются не до конца раскрытыми.
Личностный подход к непрерывному профессионально- личностному воспитанию и самовоспитанию преподавателя учитывает в отличие от вышеизложенных: целостность личности преподавателя, а, следовательно, неразрывное единство самовоспитания и воспитания; тесную взаимосвязь образования и самообразования; доминирующую роль воспитания и самовоспитания в процессе подготовки преподавателей. Реализация такого подхода приводит к возможности успешного формирования творческой личности педагога, в системе высшего образования.
В рамках данного подхода, под воспитанием и самовоспитанием понимается достижение личностью такого уровня работы над собой, как педагогической компетентности, профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической деятельности, который обеспечивает развитие педагогических качеств, убеждений, а также активности поведения. С другой точки зрения самовоспитание определяется как непрерывный процесс формирования и развития личности преподавателя, интегрируемый потребностями личности педагога и общества.
Следует отметить, что самовоспитание преподавателя проявляется в самостоятельно выбранном пути профессионально- педагогического развития, самостоятельном его прохождений.
Таким образом, личностный подход к определению содержания самовоспитания, дает возможность выявить механизмы его проявления. Непрерывное самовоспитание — это не данное нам изначально свойство или качество, это не самовозникающий и не саморазвивающийся процесс, но трудная и важная работа преподавателя над собой на протяжении всей жизни активной педагогической деятельности, которая будет не эффективна без определенных профессиональных знаний.
Осознание значения самовоспитания в педагогической деятельности представляет возможны актуализировать этот процесс в системе вузовской подготовки будущих спортивных педагогов.
Направления и пути реализации студенческого самовоспитания в период вузовской подготовки
В настоящее время в работе вузов трудно обнаружить серьезный опыт организации и руководства самовоспитанием студентов. Подразумевается, что проводимые вузом воспитательные мероприятия сами по себе порождают активную встречную работу студента над своей личностью. У многих студентов переход от позиции учащегося на позиции будущего специалиста происходит со значительной задержкой. Они выполняют общественную работу чтобы “выполнять”, “участвовать”, не осознавая и активно не используя возможности своей разносторонней деятельности в целях саморазвития. Большинство студентов оказываются незнакомыми с теорией и практикой самовоспитания, с его возможностями в деле профессиональной подготовки специалиста
Надо сказать, что студенческое самовоспитание означает не только развитие специальных знаний, умений и качеств. Оно предполагает совершенствование многих других, неспецифических для данной профессии, но профессионально значимых качеств личности. Будущий специалист должен отличаться высоким уровнем политической и нравственно- эстетической зрелостью, особенностью психических процессов, социальной активностью, современным стилем работы. Это протекает более экономно, если студент уже накопил определенный опыт самовоспитания в школьные годы. К сожалению, таких студентов немного. Поэтому так важно, чтобы педагоги вуза поставили во главу угла проблему организации и руководства студенческим самообразованием и самовоспитанием с первого до выпускного курса.
Непрерывное самообразование и самовоспитание является одной из основных составляющих высокой культуры труда преподавателя. Так как от правильной организации индивидуальной творческой деятельности преподавателя на протяжении всех этапов профессионально-личностной подготовки зависит и уровень его педагогического мышления, культура педагогического общения, и качество овладения им приемами педагогического наблюдения, то есть культура педагогического труда в целом.
В соответствующей литературе мы нашли достаточное подтверждение рассматриваемой проблемы. Большое внимание уделяется вопросам студенческого самовоспитания. Справедливо считается, что особенно остро эти вопросы встают не только в подростковом раннем юношеском возрасте, но и в студенческие годы, когда на первый план выдвигается проблема будущего- жизни, профессии, отношений с людьми, когда волнует вопрос не только “кем быть”, но и “каким быть”. К сожалению, студент получает меньше всего знаний о себе самом как человеке, личности. Изучение проблемы показало, что не нашлось ни одного студента, который бы имел ясную содержательную программу самовоспитания, владел бы оптимальными средствами и способами работы над собой.
Однако есть данные исследователей об использовании реальных средств и способов, применяемых студентами в работе над собой.
Так Елканов С.Б. выявил, что на первом месте у студентов педагогических вузов стоит нравственное самообразование, в том числе чтение художественной и научно-популярной литературы по психологии, что свидетельствует о своеобразном просветительском характере самовоспитания студентов. Они стремятся развить у себя установку не совершать аморальных поступков, осуществлять самоконтроль, упражняться в сдержанности, использовать методы самовоспитания — самоубеждение и самовнушение.
Понимание важности самовоспитания приходит к студентам во время прохождения педагогической практики. Студенты сталкиваются с реальными педагогическими ситуациями, где требуется контролировать свое поведение, сдерживать эмоции, проявлять такт и терпение к ученикам. Все это приводит к тому, что требуются определенные навыки педагогического взаимодействия, которые приходят чаще всего интуитивно, не осознанно.
На этом этапе необходима профессиональная помощь студентам в направлении самопознания, определения программы самоизменения, рефлексии своей педагогической деятельности. К сожалению, подобная помощь не предусматривается и редко когда оказывается.
Харламов И.Ф. утверждает, что правильное поставленное самовоспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа студентов. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым учителем. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у студентов соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждаю их работать над собой.
Примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал свои лучшие личностные качества, можно привести множество. Большое значение придавал самовоспитанию Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он, по его словам, сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.
Известный французский философ Сартр Ж.П. даже утверждал, что “человек есть только то, что он сам из себя делает”, подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.
Все это говорит об исключительно большой роли самовоспитания в развитии и формировании личности студента и необходимости его организации в условиях студенческого воспитания. Вот почему теоретические и методические основы студенческого самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике, в частности, такими учеными, как Ковалевым А.Г., Гришиным Д.М.,.Кочетовым А.И, Рувинским Л.И.и другими.
Но все ли студенты занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Хотя встречаются студенты, которые так или иначе, задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают студенты, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.
Рувинский Л.И. отмечает, что стабильность процесса студенческого самовоспитания зависит не только и не столько от особенностей возраста и образовательного уровня, сколько от индивидуальных особенностей личности студента. А так же от характера воспитательной работы вуза, от того, как удается вузу сочетать свои воспитательные воздействия со встречной активностью самих студентов. Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают студентов к самовоспитанию.
Изучив, направления и пути реализации студенческого самовоспитания в период вузовской подготовки мы можем перейти к разработке содержания профессионального самовоспитания будущего спортивного педагога.
Содержание профессионального самовоспитания будущего спортивного педагога
Опыт педагогов, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самовоспитанию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. По мнению Мижерниковой В.А., анализ результатов и процесса собственной деятельности (рефлексия деятельности) помогает прийти к пониманию закономерностей образовательного процесса и поступательному движению к педагогическому мастерству.
Новичков В.Б., Шевченко В.М. выявили ведущий компонент профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога. Этим компонентом является самообразование, под которым они понимают “ целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками,необходимыми для совершенствования педагогического процесса”.
По словам А. Дистервега самообразование — основа роста учителя как специалиста. Учитель, “лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием”.
Перекликаясь с ” учителем русских учителей” К.Д. Ушинским, утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Лихачев Д.С., обращаясь к молодежи, писал: “Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются”.
В этом плане весьма примечательно мнение Скульского Р.П., утверждающего, что необходимо и учителя научить быть учителем! Для этого следует:
систематически овладевать методологическими знаниями, изучать труды классиков философии, государственные и ведомственные документы об образовании и воспитании подрастающих поколений;
сосредоточить свои усилия на совершенствовании учебного процесса, в котором наиболее полно реализуется профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный научно-педагогический поиск;
постоянно анализировать состояние реализуемого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обучения, используя в качестве критериев оценки педагогической эффективности своего учительского труда его конечные и промежуточные результаты, обоснованность проектов конкретных вариантов методик требованиями науки;
глубоко осознавать собственную педагогическую деятельность как творческий процесс решения разнообразных по содержанию учебно-воспитательных задач в их системе;
непрерывно совершенствовать свою профессионально- педагогическую квалификацию посредством самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта;
посредством самовоспитания и саморазвития формировать в себе те профессионально-педагогические качества, которые являются предпосылками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, постепенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач творческого характера.
Профессиональная деятельность спортивного педагога требует от человека определенной склонности, необходимых
физических и психологических данных, а также соответствующего личностного развития. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность спортивного педагога к педагогической деятельности, к воспитанию людей. Недаром выдающийся русский химик Д.И. Менделеев писал: “К педагогическому делу надо призывать как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность”.
Ретивых М.В. отмечал, что “профессиональная пригодность специалиста физической культуры и спорта есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно- психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.
Учитывая то, что вопросы самовоспитания в спортивной педагогике изучены не в полной мере, мы рассмотрим сущность самовоспитания будущих спортивных педагогов, на основе характеристики компонентов воспитательного процесса.
Цель самовоспитания будущего спортивного педагога можно определить как достижение физической готовности (через достижение спортивных результатов) к успешной профессиональной деятельности. Она регулируется общественными целями и имеет те же направления: идейно- политическое; нравственное; профессионально-трудовое; эстетическое и т.д.
Содержание самовоспитания будущего спортивного педагога реализуется чрез личностный рост (развитие личностных способностей и качеств) и профессиональное самоопределение (профессиональный рост, расширение сферы деятельности спортивного педагога).
Главным средством самовоспитания спортивного педагога является поддержание спортивного долголетия и адекватная реальная (теоретическая и практическая) педагогическая деятельность.
К дополнительным средствам самовоспитания спортивного педагога можно отнести поддержание интереса к различными видами искусства, предметами культуры и быта, чтение художественной литературы.
Систему методов самовоспитания спортивного педагога целесообразно рассмотреть в последовательности, соответствующей логике его протекания, начиная от воздействия потребности в нем и кончая достижением тех или иных результатов.
По мнению Станкина М.И., Елканова С.Б. самовоспитание спортивного педагога начинается с самопознания и с самооценки. Самопознание- процесс сложный и не одномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т.д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности. Спортивный должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно поставить цели самовоспитания. Она формируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует: в семье, в учебном заведении, на отдыхе. А так же критически сопоставлять себя с окружающими. Методы самовоспитания будущего спортивного педагога,
на наш взгляд, согласуются с общепринятыми методами самовоспитания.
Содержание каждого метода подробно описано в специальной литературе, библиография которой представлена в конце темы. Мы лишь сошлемся на известные педагогической науке работы Елканова С.Б.,. Ретивых М.В, Станкина М.И., Новичкова В.Б., Шевченко В.М..
Самонаблюдение предполагает работу памяти и мысли, фиксацию, и анализ поступков за определенный промежуток времени. Высший уровень самонаблюдения преобразуется в профессиональную привычку следить за своей деятельностью и поведением.
Самоанализ — критический разбор отдельных поступков, переживаний, эмоциональных реакций, своего поведения в целом. Оценка психофизических, профессиональных и социально- личностных качеств.
Самоиспытание можно осуществить, участвуя в общественно-организаторской работе, в общении с коллегами по коллективу и других ситуациях. Для испытания профессиональных знаний и умений лучше всего использовать возможности различных форм педагогической практики. Именно здесь можно увидеть себя «глазами учащихся», определить уровень своих знаний, педагогических способностей, культуры, разумеется, в том случае, если самоиспытание сопровождается самонаблюдением и самоанализом. Самоиспытанию можно подвергнуть и особенности своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, а также особенности своего темперамента и физических возможностей.
Cамооценка означает не просто фиксацию уровня развития личности, а ценное отношение к качествам личности, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание внести в них изменения к лучшему. Очевидно, эта работа будет успешной только в случае адекватной и незначительно завышенной самооценки.
Самоубеждение применяется, когда педагог знает, как надо вести себя в определенной ситуации, но у него не достаточно силы воли, чтобы реализовать свое знание. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными аргументами. Благодаря самоубеждению можно перестроить самосознание, отношения к различным явлениям жизни и, как следствие этого, — собственное поведение Самоубеждение требует активной, а иногда и нелегкой мыслительной работы, своеобразной дискуссии с самим собой.К разновидностям самоубеждения относят самооправдание и самоутешение.
Самоприказ. Волевое воздействие на себя в форме самоприказа может происходить, когда прошел этап самоанализа, решение принято, а сомнения и послабления себе только мешают активной деятельности и активному самовоспитанию. Наступает момент, когда необходимо заставить себя приступить к исполнению планов, задумок.
Самоконтроль служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.Частным проявлением самоконтроля является самонапоминание.
Самовнушение как существенный способ саморегуляции психических состояний посредством словесных воздействий. Выделяют виды самовнушения: самогипноз, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, активное самовнушение.
Саморегулировка дает возможность корректировать свое эмоциональное состояние, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях.
Самостимуляция: самопоощрение и самонаказание. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя. Необходимо, чтобы методы самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно.
В основе всех способов и приемов самовоспитания спортивных педагогов лежит упражнение, проводимое по собственной инициативе, адресованное своей же личности. Именно упражнение обеспечивает превращение желанных образов своего “Я” в реальные черты и качества своего характера. Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку- пожнешь характер, посеешь характер- пожнешь судьбу.
Упражнения необходимы не только для двигательных, но и нравственных, эстетических, правовых и других свойств личности. Они нужны и для овладения умениями и навыками самовоспитания. Упражнение как процесс регулируется
психическим образом. Поэтому так важно, чтобы занимающиеся самовоспитанием имел перед собой или своим мысленным взором образец того, что делать и как это делать.
Следует помнить, что впереди всегда есть некая зона еще не реализованных возможностей. Вообразив себя суровым, или веселым, педагог в какой-то мере станет суровей или веселей. Овладев подобной техникой, способностью точно выражать свое психическое состояние физическим действием, мимикой, жестами, педагог научается правильному педагогическому воздействию, как актер сценическому искусству.
Проведя аналитическую работу в области самовоспитания в теории педагогики, мы можем представить собственную модель самовоспитания спортивного педагога.
Модель профессионального самовоспитания будущего спортивного педагога
Процесс самовоспитания спортивного педагога возможен при соблюдении ряда условий, что выражается:
в способностях к саморазвитию на протяжении всей трудовой деятельности;
в развитии специальных знаний, умений и качеств;
в составлении определенных задач по собственному развитию и самосовершенствованию, умении намечать пути их решения, а так же настойчиво добиваться поставленной цели;
в обдумывании над своим совершенствованием, так же предпринимать те или иные попытки работы над собой;
Модель самовоспитания будущих спортивных педагогов можно представить в виде структурных компонентов: сущность самовоспитания, задачи, пути и средства самовоспитания. Каждый структурный элемент имеет собственное содержание.
Так профессиональное самовоспитание будущего спортивного педагога предполагает сознательную и целенаправленную деятельность студента по подготовке к профессии.
Задачи профессионального самовоспитания будущих спортивных педагогов: во-первых, это развитие профессионально важных качеств; во-вторых, приобретение первоначальных психолого-педагогических знаний; в-третьих, овладение педагогическими умениями и приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства.
Заключение.
Пути и средства самовоспитания будущих спортивных педагогов выражаются в совершенствовании профессионально- педагогической культуры спортивного педагога, чему и был посвящен данный раздел учебного пособия.
Таким образом, профессиональное самовоспитание будущего спортивного педагога можно представить следующим образом:
во-первых, профессиональное самовоспитание является одним из обязательных компонентов содержания подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.
Во-вторых, каждый спортивный педагог должен четко знать, какие цели, задачи нужно ставить перед собой для определения профессионального самовоспитания.
В-третьих, к наиболее эффективным средствам и методам профессионального самовоспитания студентов следует отнести: формирование готовности к практической деятельности будущего спортивного педагога; систематическая методическая подготовка; проявление немалых волевых усилий; высокую организованность, требовательность к себе.
В-четвертых, важным элементом процесса самовоспитания является развитие мотивации. Которая, достигается путем завоевания уважения и авторитета у коллег и общества, чувства долга.
В-пятых, в получении дополнительного образования в сфере физической культуры и экономики, в углублении своих специальных умений и применений их на практике.
Список литературы.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов — М.: Просвещение, 1989.-189с.
Мижерикова В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений -М.: Педагогическое общество России, 1999.-288 с.
Осипов п.Н. Сам себя воспитать должен: Пособие для учащихся. Казань:: Карпол, 1995.- 156 с.
Педагогика: Учеб. для вузов /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. —
СПб. и др.: Питер, 2001.-299 с.
Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М:. Педагогика, 1994.-215с.
Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. Кн. для преподавателя и воспитателя.- М.: Издательский центр “Академия”, 1996.-384 с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. М.: Гардарика, 1999.-517с.