Произвольное внимание характеризуется: Внимание — Википедия – чем обусловлено, определение с примерами

Автор: | 30.06.2020

Три вида внимания в скорочтении и вне его

31 июля 2015      Профайлинг, Психология

06v1pXbEkuYВнимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

• Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т. е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного «серого» фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывают громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траекторию прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.

• Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно – результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас, но так как се выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.

• Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удастся удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, читаем без напряжения, и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное – от самого читателя.

Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя – его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время. Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание падает.

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.

Исследования, проведенные психологами, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Особое место при чтении принадлежит так называемому зрительному вниманию. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Характерная особенность оперативного поля зрения – чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы шарит по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст.

Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты, или невидящего взора, при котором внимание как бы гаснет.

Отсюда следует, что при чтении нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Внимание – своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения: как очень высокий, так и замедленный темп чтения утомляет, способствует снижению внимания.

Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.

• ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ.
Многие часто жалуются на рассеянность: «Не обратил внимания», «Отключился и не слышал». Большинство людей относятся к своей невнимательности и рассеянности достаточно снисходительно, не придавая этому серьезного значения.

Но в работе вам бывает известна высокая «цена» такой рассеянности. «Пробежал глазами» – и вот вынужден второй раз перечитывать домашнее задание, снова затрачивать время. А если пропустил важное место в учебнике или опоздал на занятия, пропустил объяснение учителем сложной теоремы, например, то это зачастую значительно усложняет жизнь. Рассеянность можно разделить на подлинную и мнимую. В их основе лежит неравномерность развития отдельных свойств внимания. Дело в том, что различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание, хорошее в одном отношении, может иметь целый ряд недостатков в другом. Подлинную рассеянность характеризует большая переключаемость и низкая устойчивость внимания.

Мнимую рассеянность иногда называют «профессорской». Внешне она может быть похожа на первый вид: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, он его пропускает «мимо ушей», не обращает внимания на людей, на то, что происходит вокруг. Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае. Если подлинная рассеянность – это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.

Наличие двух противоположных видов рассеянности доказывает, что за внешне похожими проявлениями в поведении человека могут скрываться совершенно различные психологические факторы.

Иногда бывает трудно определить, за счет какого именно свойства внимания достигаются успехи в учебе. Когда о вашем товарище говорят как о внимательном человеке, то имеют в виду не отдельные свойства, а целостную характеристику его личности.

Если вы хотите узнать больше о внимании, в том числе при скорочтении, то можно почитать книгу О.А. Андреева, Л.Н. Хромова «Учитесь быстро читать» или (что более эффективно) изучить материалы раздела «Охотники за поведением».

Следите за нашими новостями и специальными предложениями в нашем 06v1pXbEkuYТелеграм-канале.

Непроизвольное внимание — причины и условия возникновения

Непроизвольное внимание – это вариация внимания, возникающая по причине воздействия на анализаторы раздражителя и заключается в воспроизведении образа, явления, предмета без приложения волевого усилия. Данная вариация внимания считается наиболее элементарной его разновидностью, свойственной также животным. Непроизвольное внимание наблюдается даже у младенцев, но вначале носит неустойчивый характер и по объёму является относительно ограниченным. Оно возникает внезапно автономно от сознания, независимо от варианта деятельности, производимой в этот момент под воздействием разнообразных стимулов, воздействующих на анализатор организма.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Рассматриваемую вариацию внимания зачастую именуют пассивной либо вынужденной, поскольку зарождается и поддерживается автономно от человеческого сознания. Обычно самопроизвольное внимание возникает вследствие комплекса причин, включающего многообразие факторов физического и психофизиологического характера, а также психические корни. Все причины взаимообусловлены. При этом их можно условно подразделить на нижеприведённые категории.

Первая обусловлена характером стимула извне. Здесь учитывается, перво-наперво, сила либо интенсивность раздражителя. Любое достаточно мощное раздражение спровоцированное, например, громкими звуками, интенсивным светом, резким запахом, сильным толчком, непроизвольно привлекает внимание. Однако наиболее существенным значением обладает не абсолютная интенсивность раздражителя, а относительная сила стимула.

К примеру, когда индивид чрезмерно чем-то увлекся, то слабых «импульсов» он не замечает. Потому что интенсивность их не слишком велика в сравнении с интенсивностью стимулов, составляющих предмет либо условия деятельности индивида. При этом в иных обстоятельствах, например, при блуждании в Морфеевом царстве, реакции человека на всевозможные шелесты, скрипы, голоса становятся достаточно чуткими.

Считается, что возникновение непроизвольного внимания связано с совпадением раздражителей извне с душевным состоянием индивидов, в частности с имеющимися у них потребностями. Например, человек, испытывающий чувство голода, будет иначе реагировать на упоминание в беседе еды, нежели сытый. Голодный субъект на болтовню, в котором ведется речь о пище, непроизвольно обратит внимание. Данная особенность являет собой вторую категорию факторов, вызывающих рассматриваемый вариант внимания.

Третья категория обусловлена общей устремлённостью личности. Сфера интересов людей включает предметы и области наиболее их интересующие (в частности и профессиональные интересы). Поэтому внезапное «столкновение» с интересующим предметом порождает рассматриваемый феномен. Поэтому архитектор, прогуливаясь тесными улочками незнакомого городка невольно обращает внимание на изящество старинных построек.

Следовательно, общая устремлённость личности и присутствие предшествующего опыта оказывают непосредственное воздействие на формирование самопроизвольного внимания.

Стало быть, рассматриваемый феномен возникает при наличии одного из нижеприведенных условий: неожиданности импульса, интенсивности раздражителя и новизны, контрастности явлений или предметов. Также на появление данной вариации внимания оказывает влияние и внутренний настрой человека.

Т. Рибо французский психолог выдвинул гипотезу, что несознательное внимание обусловлено глубокими тайниками человеческого существа. Направление описываемой разновидности внимания конкретного индивида демонстрирует его характер либо его устремления.

Исходя из данной характеристики, можно сделать заключение относительно этого индивида, например, что ему присуща легкомысленность, простота, ограниченность либо наоборот, глубина, чистосердечность. Красивый вид приковывает внимание художника, воздействуя на его врождённое эстетическое чувство прекрасного, тогда как человек, ежедневно следующий данным маршрутом, видит в таком пейзаже лишь обыденность.

Особенности непроизвольного внимания

Рассматриваемое явление характеризуется отсутствием целенаправленности в процессе фиксации сознания на конкретном раздражителе. Данная разновидность внимания считается его первичным видом, вырабатывающимся в процессе онтогенеза на дошкольном этапе. Особенность описываемой вариации внимания состоит в отсутствии волевой регуляции.

Таким образом, самопроизвольно внимание являет собой первичную его форму, обусловленную рефлекторными установками. Возникает оно по причине воздействия внешних импульсов. Поддерживается без сознательного желания или намерения индивида. Свойство воздействующих стимулов, их эмоциональная окрашенность, сила или новизна, связанность с потребностями обуславливают захват и приковывание внимания к отдельным явлениям, предметам, лицам.

Физиологический базис самопроизвольного внимания составляет безусловно-рефлекторную направляющую деятельность. Нейрофизиологическим её приспособлением являются возбуждения, поступающие из подкорковых зон полушарий мозга в его кору.

Главное условие возникновения непроизвольного внимания заключается в отсутствии противоборства мотивов, борьбы интересов, присущих произвольному его виду, где индивида могут «разрывать» соперничающие побуждения, имеющие различные направленности, но которые могут притянуть и удержать сознание личности.

Таким образом, особенность рассматриваемого феномена заключается в его зарождении при преобладании силы сторонних раздражителей над силой произвольно действующих импульсов, когда субдоминантные стимулы при некоторых условиях и обстоятельствах делаются более интенсивными в сравнении с лидирующими на данный момент.

Катализаторами рассматриваемой вариации внимания являются не всегда лишь внешние объекты, условия, но и потребности, желания, эмоциональные состояния, то есть всё волнующее или интересующее человека.

Зачастую оно возникает, когда индивид устал на фоне неблагоприятных условий (жарко или холодно, душно, затхлый воздух) либо, когда работа, которой занят индивид, его не занимает, не требует активной умственной деятельности.

Пассивное внимание характеризуется кратковременным течением, однако при ряде условий в соответствии с силой сторонних раздражителей, влияющих на индивида, оно может появляться достаточно часто, препятствуя ведущей деятельности.

Рассматриваемая вариация внимания разнится от своего произвольного собрата наличием обязательного компонента – воли. Непассивное внимание характеризуется сознательной концентрацией личности на определённых явлениях или объектах окружающего мира.

Непроизвольное внимание детей

История исследования внимания по сей день в психологической науке остаётся довольно противоречивым аспектом. Часть психологов убеждена, что внимания не существует, есть лишь превалирование одних либо других процессов психики: мыслительной деятельности, перцепции, памяти. Действительно, когда субъект что-то сосредоточенно разглядывает – функционирует его восприятие, когда выдумывает что-либо, фантазирует – включено воображение. Отсюда может казаться, что места для внимания не осталось. Однако в этих действиях присутствует приближённо схожее состояние психики, направленность её на конкретные события действительности. Собственно такая особая концентрация и является вниманием, без которого невозможно совершение любых действий даже самых элементарных.

Внимание характеризуется отсутствием собственного специфического продукта. Поскольку невозможно быть занятым вниманием. Результат внимания состоит в улучшении любой деятельности.

Ушинский писал, что внимание является той дверкой, которую миновать не может ни один элемент учения, иначе в детскую душу он не сможет попасть.

Гальперин в свой черёд утверждал, что внимание в качестве автономного процесса нигде не проявляется, оно обнаруживается как направленность, устремлённость и концентрированность любого психического явления на собственном объекте лишь в качестве стороны или качества этого явления.

Следовательно, внимание представляет направленность и нацеленность сознания на конкретных предметах либо деятельности на фоне отвлечения от остального.

Урунтаева внимание рассматривала в качестве устремлённости и фиксации психических процессов на определённом явлении при абстрагировании от других.

Избирательная устремлённость восприятия направлена либо на предметы внешней среды либо на собственные переживания и думы.

Стало быть, внимание является базисом любой мыслительной деятельности. Научно установлено, что эффективность обучения обусловлена уровнем развития внимания. Отсюда частой причиной детской неуспеваемости в учебной деятельности является именно невнимательность.

Способность управлять собственной концентрацией существует у всех индивидов, но также существует пассивное внимание, являющееся реакцией на неожиданно возникший раздражитель. Его отключить полностью невозможно даже тренированный индивид отреагирует на внезапное явление. Именно на описываемом эффекте часто выстраивается реклама. Этим феноменом часто пользуются лекторы, дабы поддерживать интерес у публики.

Непроизвольное внимание это в психологии избирательная направленность восприятия, характеризующаяся отсутствием регуляции и сознательного выбора курса. При рассматриваемом феномене психическая деятельность протекает словно самопроизвольно, без осмысленных волевых усилий и преднамеренности. Оно зарождается вследствие воздействия внутренних раздражителей и стимулов извне. Громкий звук, жгучий запах, яркий свет – являют собой стимулы извне. Интересы, ощущения, потребности, значимые для индивида составляют внутренние факторы.

Самопроизвольное внимание, именуемое также пассивным, считается генетически исходным и наиболее простым. Оно зарождается, а также сохраняется вне зависимости от целей, намеченных человеком. Здесь происходит самопроизвольный «захват» деятельностью индивида по причине собственной увлекательности, яркости, неожиданности.

Малыши на начальном этапе формирования не умеют управлять собственным вниманием. Их способна увлечь любая деталь – мобильный телефон, мамины бигуди, газета. Маленькие крохи в данном возрасте довольно любознательны и любопытны.

У дошкольников пассивное внимание является превалирующим. Частично оно обусловлено усвоением и дифференциацией полученных знаний.

По мере роста кроха узнаёт о существовании множества разновидностей животных, о разнообразии насекомых и растений, о людях с различным окрасом кожи, волос, разрезом глаз. Вначале малышам родители дают знания, затем – крохи самостоятельно познают мир, реагируя на нечто яркое, неординарное, примечательное, на ранее неизведанное.

Начальный этап детского формирования отмечается отсутствием умения регулировать собственное внимание, поэтому у малышей функционирует лишь пассивное внимание.

Именно поэтому крох привлекают порой странные вещи, попавшие в их поле зрения. Вот малыш с упоением разглядывает новую игрушку, но уже через секунду тянется за любимой маминой вазой. Собственно вследствие этой особенности крох так просто отвлечь от нежеланного объекта внимания либо переключить, когда малыш ударился и плачет. К подобным действиям зачастую прибегают родители.

Парадокс заключается в том, что сперва-наперво родители используют описываемую особенность внимания крох, дабы их отвлечь от хрупких предметов, мультиков или плача, однако потом начинают ругать чадо за аналогичную невнимательность и корить его за рассеянность. Родителям следует уяснить, что малыш не невнимателен, а скорее наоборот, достаточно сосредоточен, но лишь на предмете, феномене, объекте, являющимся для него интересным в данный момент. А потому требовать от крохи сосредоточенности внимания до пятилетнего возраста просто бессмысленно.

Самопроизвольное внимание порождается новыми, наиболее яркими, заманчивыми и интересными именно в определённый момент для малыша предметами. На дошкольном этапе кроха уже в состоянии достаточно продолжительно выполнять какие-либо манипуляции, если они ему интересны, не требуют особых внутренних усилий, а также базируются лишь на самопроизвольном процессе.

Концентрировать собственное внимание на одном определённом действии дошкольники начинают только ближе к шестилетнему периоду. Поэтому до достижения данного возраста крох следует хвалить за любые удачные попытки фиксации на одном акте или предмете, подчеркивая их целеустремлённость, усидчивость, волю. Малыш будет чувствовать, что его попытки оценены значимыми взрослыми, а потому начнёт стараться больше, дабы удивить родителей собственными маленькими победами над овладением произвольным вниманием.

Если попытки концентрации у крохи неудачны ненужно его ругать или реагировать негативно. Таким поведением возможно лишь отбить у дошкольника всякую охоту заниматься.

Рассматриваемая вариация внимание считается простейшим его вариантом, однако и для поддержания непроизвольного внимания, а также его возникновения необходимо соблюдение некоторых условий.

Изначально, формирование данного феномена обусловлено эволюцией. Ранее он помогал избегать нежелательных встреч с хищниками и способствовал выслеживанию потенциальной добычи. Сегодня человеку опасные хищники не угрожают. Дабы обеспечить себя пропитанием, ему достаточно лишь посетить ближайший магазин, однако непроизвольное внимание не прекратило своё существование, оно всё также проявляется при внезапном возникновении раздражителя. Функционирование данного механизма является безусловным. Стремительнее всего реакции обнаруживаются при движении (поскольку движущийся предмет представляет собой яркий сигнал, несущий опасность), интенсивном воздействии (так как мощный звук либо шорох в абсолютной тишине, неожиданно зажёгшийся свет в кромешной тьме, также сигнализируют о вероятной угрозе), новизне явления (ибо всякая неизвестность нередко таит неприятности).

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Произвольное внимание

Категория внимания выступает одной из фундаментальных в рамках современной психологической науки.

Определение 1

В научной литературе под вниманием понимается особое свойство человеческой психики, сосредоточенность и направленность сознания человека на определенном объекте (объектах) при одновременном игнорировании, отвлечении от других.

Произвольное внимание как одна из фундаментальных категорий психологии

В отечественной психологии принято выделять произвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание. В зависимости от волевых усилий вовлеченность, характер направленности, сосредоточенности психической деятельности может носить произвольный либо непроизвольный характер. В ситуации вовлеченности личности в осуществление какого-либо вида деятельности без определенных волевых усилий направленность, сосредоточенность психических процессов имеет непроизвольный характер. Если же осуществление деятельности требует сосредоточения, волевых усилий, речь идет о произвольном характере внимания.

Определение 2

Главной характеристикой произвольного внимания выступает тот факт, что оно управляется сознательными устремлениями, сознательной целью. Данный вид внимания выступает тесно связанным с волей личности, является выработанным в результате трудовых усилий.

Функции внимания

Основными функциями внимания выступает обеспечение избирательности процессов познания, целенаправленности деятельности личности, активизации выбранного вида деятельности. Избирательность познавательных процессов позволяет человеку оперировать лишь теми информационными данными, которые выступают актуальными для него в текущий момент времени. Сосредоточение, удержание внимания на определенном объекте или объектах, переключение внимания с одного вида деятельности на другой позволяет поддерживать, сохранять целенаправленность деятельности.

Определение 3

В свою очередь, под направленностью понимается избирательный характер психической деятельности, выбор ее объектов, сохранение деятельности на определенный временной период.

При внимательном отношении к определенному объекту, он оказывается в центре сознания личности, тогда как все остальное вытесняется на периферию воспринимаемого. Благодаря вниманию отражение выбранного объекта в сознании личности становится отчетливым, ясным, мысли и представления удерживаются до момента завершения деятельности, до достижения поставленных целей. Таким образом, внимание обеспечивает реализацию функций регуляции и контроля деятельности.

Свойства внимания

Внимание как психическое свойство характеризуется рядом свойств, включая следующие:

  • устойчивость – временной параметр внимания, длительность внимательного отношения к выбранному объекту. Устойчивость внимания во многом определяется объектом внимания, который должен постоянно меняться, обнаруживать перед субъектом деятельности качественно новое содержание. Длительность внимательного отношения к объекту обусловлена также индивидуальными личностными особенностями;
  • концентрация внимания – свойство личности, позволяющее ей сосредотачиваться на выбранном объекте, игнорируя все другое;
  • распределение внимания в современной научной литературе интерпретируется как субъективно переживаемая способность личности одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов;
  • переключаемость внимания представляет собой свойство личности перемещать внимание с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой, способность ориентироваться в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания носит индивидуальный характер, отличается у различных индивидуумов.

Таким образом, произвольное внимание выступает одним из необходимых условий эффективности деятельности, позволяя личности достигать поставленных целей, запланированных результатов.

Произвольное внимание — это… Что такое Произвольное внимание?


Произвольное внимание

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания невозможно осуществлять длительную и планомерную деятельность.

Обычно принято различать следующие свойства внимания: концентрация (или сосредоточенность), объем, распределение, переключение и устойчивость.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Производство свойство
  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Смотреть что такое «Произвольное внимание» в других словарях:

  • произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется …   Словарь Л.С. Выготского

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Произвольное внимание —    психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… …   Криминалистическая энциклопедия

  • Произвольное внимание — один из видов внимания психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте …   Психология человека: словарь терминов

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе


6. Характеристика непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Непроизвольное внимание это внимание, которое включается, функционирует, переключается с объекта на объект и отключается автоматически, без участия сознания и воли человека. Его вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Оно связано и с общей направленностью личности. Непроизвольное внимание возникает независимо от сознательных намерений субъекта, без каких – либо волевых усилий с его стороны. Основная функция НВ заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех его объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание – это внимание, которое, напротив, регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. В ПВ проявляется активность личности, при этом внимании интересы носят опосредованный характер (это интересы цели, результата деятельности). Основной функцией ПВ является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию ПВ человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание. Это понятие было введено Н.Ф.Добрыниным. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только его результат, как при произвольном сосредоточении, то говорят о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. Послепроизвольное внимание, появляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Так как это внимание связано с сознательно поставленной целью, оно не может быть сведено и к непроизвольному вниманию. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.

свойства внимания:

Устойчивость — проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания, на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться различными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности) четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного времени. Если отсутствуют внешне отвлекающие моменты, внимание бывает достаточно устойчивым.

Сосредоточенность – проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других.

Распределение – оно состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так происходит в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания – определяет количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Основным условием расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

Переключаемость – понимается как перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как не произвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается на нем; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Особенности и условия формирования внимания ребенка раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно – исторической концепции. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди « начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием.» Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Выготского Л.С. представил А.С.Леонтьев: с возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредованное внимание постепенно превращается во внутреннее опосредованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающий так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной его части оказывается направляемым с помощью слов – стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя их собственное внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя » Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С.Выготский считал, что управление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного отношения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Этапы развития детского внимания:

  1. Первые недели – месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

  2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно – исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

  3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

  4. Второй – третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

  5. Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

  6. Пять – шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольной внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

  7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Теоретическая концепция внимания П.Я.Гальперина. Основные положения:

  1. Внимание является одним из моментов ориентировочно – исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

  2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

  3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

  4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль стоит рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

  5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образа, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

  6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

  7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

  8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Методы исследования внимания

Исследование внимания имеет большое значение в работе школьных психологов, в частности при анализе причин неуспеваемости и при выработке индивидуальных психолого-педагогических мероприятий.

При исследовании внимания следует учитывать, что качества внимания у одного и того же человека зависят от многих факторов: возможны колебания внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма, отношения человека к тому или иному виду деятельности, его эмоционального состояния. С другой стороны, внимание всегда «включено» в самые разнообразные психические явления, при его исследовании существует необходимость вычленения, «извлечения» его из этих процессов. Большинство разработанных проб на испытание внимания имеют варианты, позволяющие не только выявлять, но и количественно выражать различные свойства внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрацию, избирательность и другие.

Объем внимания. Все методы для изучения объема внимания можно подразделить на прямые и косвенные. Прямой метод предусматривает предъявление материала (например, слов, букв, изображений предметов) в короткие промежутки времени с помощью тахистоскопа с последующим подсчетом замеченного испытуемым. Индивидуальные оценки результатов сравниваются со среднегрупповыми.

Расстройства внимания выявляются как во время беседы (отвлекается на посторонние раздражители, не может сосредоточиться, быстро утомляется, не может переключиться и т.д.), так и в ходе специального психодиагностического исследования. Из методик исследования внимания наиболее известны и широко применяются: корректурные пробы, счет по Крепелину, отыскивание чисел по таблицам Шульте, поочередное сложение, поочередное вычитание, тест Мюнстерберга и др.

5. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д.

 

По форме деятельностивыделяютсенсорно-перцептивноевнимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств – например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку.Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов;двигательноевнимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.

 

По ведущему анализаторуразличают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное  и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе – преимущественно обонятельное и вкусовое.

 

По направленности различаютвнешнее(направлено на внешний мир),внутреннее(направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) ипограничноевнимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).

 

По степени волевого контроляразличают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называетсянепроизвольным(«пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания – произвольное(его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольноевнимание занимает промежуточный характер — сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

Виды вниман

Условия возник-ия

Основные характеристики

Физиологические механизмы

Непроизвольн ое

Действие сильного, значимого раздражителя

Отсутствие волевых усилий, легкость возникновения и переключения

Ориентировочный рефлекс и доминанта, хараетеризующая устойчивый интерес

Произвольное

Постановка и принятие задачи

Направленность, волевые усилия, истощаемость

Вторая сигнальная система (реакция на слова)

Послепроизво льное

Деятельность и возникающий в ней интерес

Направленность, но отсутствие волевых усилий и напряжения

Доминанта (очаг возбуждения в коре головного мозга)

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *