Психические качества: Рассмотрение психических свойств личности

Автор: | 30.08.1972

Содержание

ПСИХИЧЕСКИЙ СТАТУС И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ СЛАБОСТИ СИНУСОВОГО УЗЛА И ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ИШЕМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ | Кутузова

1. Андреева Г.Ф., Оганов Р.Г. Изучение качества жизни у больных гипертонической болезнью//Терапевтический архив. -2002. -T.74. -N1. -C. 8-16.

2. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. -«Лист», М. -1996. -320 с.

3. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Югубова Е.Б. и соавт. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. С-Пб., 1999, 49 с.

4. Гарганеева Н.П., Тетенев Ф.Ф. Психосоматическая ориентация в общей врачебной практике//Клиническая медицина. -2001. -T.79. -N8. -C. 60-63.

5. Гендлин Г.Е., Самсонова Е.В., Бухало О.В. и соавт. Методики исследования качества жизни у больных хронической недостаточностью кровообращения//Сердечная недостаточность. -2000. -T.1. -N2. -C. 74-80.

6. Грекова Т.И., Провотворов В.М., Кравченко А.Я. и соавт. Алекситимия в структуре личности больных ишемической болезнью сердца//Клиническаямедицина. -1997. -Т.75. -N 11. -С. 32-33.

7. Земцовский Э.В. Спортивная кардиология. СПб.: «Гиппократ». -1995. -448 с.

8. Петрова Н.Н., Кутузова А.Э., Недошивин А.О. Механизмы психической адаптации больных в ситуации соматогенной витальной угрозы//Обозрение психиатрии и мед. психологии им В.М. Бехтерева. -2002. -N 2. -С. 4-7.

9. Полубоярова Н.М., Алексеева Л.А., Преображенский Д.В. и соавт. Этиология хронической сердечной недостаточности и причины смерти больных старших возрастных групп//Журнал Сердечная недостаточность. -2002 -T.3. -N 2912.-С. 74-75.

10. Hsueh C.W., Lee W.L., ChenY.T., Ting C.T. The incidence of coronary artery disease in patients with symptomatic bradyarrhythmias//Jpn. Heart. J.-2001.-V.42.-N4.-P.417-423.

11. McBurney H. Cardiac rehabilitation//Physiotherapy for respiratory and cardiac problems/Ed. by Pryor J.A., Webber B.A. Second edition. Churchill Livingstone.l998.-R387-411.

Структура психических расстройств, личностно-психологические характеристики и качество жизни пациентов с гипертонической болезнью

Н.Н. Петрова

Санкт-Петербургский государственный университет

Цель: изучение коморбидных психических расстройств, личностно-психологических характеристик и качества жизни больных гипертонической болезнью (ГБ).

ключевые слова: гипертоническая болезнь, депрессия, личность, качество жизни

для цитирования: Н.Н. Петрова. Структура психических расстройств, личностно-психологические характеристики и качество жизни пациентов с гипертонической болезнью. Неотложная кардиология и кардиооваскулярные риски, 2019, Т. 3, № 1, С. 495–499

1. Ageev F.T., Fomin I.V., Mareev V.Yu., Belenkov Yu.N. Rasprostranennost’ ar terial’noj giper tonii v Evropejskoj chasti Rossijskoj Federacii. Dannye issledovaniya E’HPOHA [Prevalence of Ar terial Hiper tension in European Part of Russian Federation. Data From EPOCHA Study]. Kardiologiya, 2004, vol. 44, no. 11, pp. 50–54. (in Russian).
2. Podkopaev D.V. Ocenka e`ffektivnosti lecheniya bol’ny’h arterial’noy gipertoniey na ambulatornom e`tape [Evaluation of the effectiveness of treatment of patients with arterial hypertension in the outpatient stage] : Avtoref. dis. kand. med. nauk : 14.01.04. M., 2012, 24 s. (in Russian).

3. Chirin A.S. Arterial’naya gipertenziya kak social’no-znachimaya problema sovremennoy Rossii [Arterial hypertension as a socially significant problem of modern Russia]. Byul Med Internet-konf., 2016, vol. 6, no. 1, p. 85. (in Russian).
4. Smulevich A.B., Sy’rkin A.L., Drobijev M.Yu., Ivanov S.V. Psihokardiologiya [Psychocardiology]. Moskow : MIA, 2005, S. 20–24. (in Russian).
5. Vasyuk Yu.A., Dovzhenko T.V., Semiglazova M.V., Krasnov V.N. Trevozhno-depressivnye rasstrojstva i serdechno-sosudistye zabolevaniya: klinicheskie vzaimosvyazi i sovremennye podhody k terapii [Anxiety-depressive disorders and cardiovascular diseases: clinical interrelations and modern approaches to therapy]. Serdce : zhurn dlya praktik vrachej, 2012, vol. 11, no. 3 pp. 155–164. (in Russian).
6. Chazov E.I., Oganov R.G., Pogosova G.V., Shal’nova S.A., Romasenko L.V., Deev A.D. Kliniko-e`pidemiologicheskaya programma izucheniya depressii v kardiologicheskoy praktike u bol’ny’h arterial’noy gipertoniey i ishemicheskoy bolezn’yu serdca (KOORDINATA) : pervy’e rezul’taty’ mnogocentrovogo issledovaniya [Clinical and epidemiological program of studying depRession in cardiological practice in patients with arterial hypertonia and coronary heart disease (COORDINATA) : the first results of a multicenter study]. Kardiologiya, 2005, vol. 45, no. 11, pp. 4–11. (in Russian).
7. Oganov R.G., Pogosova G.V., Shal’nova S.A., Deev A.D. Depressivnye rasstrojstva v obshchemedicinskoj praktike po dannym issledovaniya KOMPAS: vzglyad kardiologa [Depres sive disorders in general medical practice according to the COMPASS study: a cardiologist’s opinion]. Kardiologiya, 2005, vol. 45, no. 8, pp. 38–44. (in Russian).
8. Blagovidova O.B., Mihajlov V.I., Ostrovskij A.B., Gubanov A.V. Korrekciya psihosomaticheskih narushenij pri gipertonicheskoj bolezni [Correction of psychosomatic disorders in hypertension]. Aktual’nye problemy psihiatrii, narkologii i nevrologii : sb. nauch. trudov. Moskva-Habarovsk, 1998, s. 70–131. (in Russian).
9. Jonas B.S., Franks P., Ingram D.D. Are symptoms of anxiety and depression risk factors for hypertension? Longitudinal evidence from the National Health and Nutrition Examination Survey I Epidemiologic Follow-up Study. Arch Fam Med, 1997, vol. 6, no. 1, рр. 43–49.
10. Yan L.L., Liu K., Matthews K.A., Daviglus M.L., Ferguson T.F., Kiefe C.I. Psychosocial factors and risk of hypertension: the Coronary Artery Risk Development in Young Adults (CARDIA) study. JAMA, 2003, vol. 290, no. 16, рр. 2138–2148.
11. Michal M., Wiltink J., Lackner K., Wild P.S. Zwiener I., Blettner M., Munzel T., Schulz A., Kirschner Y., Beutel M.E. Association of hypertension with depression in the community: results from the Gutenberg Health Study. J Hypert, 2013, vol. 3, no. 5, рр. 893–899.
12. Skotzko C.E., Krichten C., Zietowski G., Alves L., Freudenberger R., Robinson S., Fisher M., Gottlieb S.S. Depression is common and precludes accurate assessment of functional status in elderly patients with congestive heart failure. J Card Fail, 2000, vol. 6, no. 4, рр. 300–305.
13. Simonsick E.M., Wallace R.B., Blazer D.G., Berkman L.F. Depressive symptomatology and hypertension-associated morbidity and mortality in older adults. PsychosomMed, 1995, vol. 57, no. 5, рр. 427–435.
14. Romasenko L.V. Depressiya i serdechno-sosudistye zabolevaniya [Depression and Cardiovascular Diseases]. Nevrologiya, nejropsihiatriya, psihosomatika, 2009, no. 3–4, pp. 8–10. (in Russian).
15. Raikkonen K., Matthews K.A., Kuller L.H. Trajectory of psychological risk and incident hyper tension in middle-aged women. Hypertension, 2001, vol. 38, no. 4, рр. 798–802.
16. Lambert E.A, Thompson J., Schlaich M., Laude D., Elghozi J.L., Esler M.D., Lambert G.W. Sympathetic and cardiac baroreflex function in panic disorder. J Hypertens, 2002, vol. 20, no. 12, рр. 2445–2451.
17. Ryzhkov A.I., Gordienko A.V., Lobachev A.V., Sorokin N.V., Solov’ev M.V., Makoveeva O.V. Osobennosti sutochnogo profilya arterial’nogo davleniya i biohimicheskogo statusa u bol’nyh gipertonicheskoj bolezn’yu s soputstvuyushchimi rasstrojstvami trevozhno-depressivnogo spectra [Features of the daily blood pressure profile and biochemical status in hypertensive patients with concomitant disorders of the anxiety-depressive spectrum]. Vestn Ros Voen.-Med Akad, 2015, vol. 2, no. 50, pp. 72–76. (in Russian).
18. Petrova N.N., Pilevina Yu.V., Shishkin A.N. Psihosomaticheskie osobennosti i komplaentnost’ bol’nyh s hronicheskoj serdechnoj nedostatochnost’yu [Psychosomatic features and compliance of patients with chronic heart failure]. Vestn SPbGU, Ser. 11, 2010, vyp. 3, pp. 68–76. (in Russian).
19. Pahomova S.A., Derenok A.P., Kuz’mina I.A. Rasstrojstva trevozhno-depressivnogo spektra u bol’nyh s serdechno-sosudistoj patologiej [Disorders of the anxiety-depressive spectrum in patients with cardiovascular pathology]. Byul Med Internet-konf, 2015, vol. 5, no. 2, pp. 65–67. (in Russian).
20. Antyushina T.Yu., Chalov V.N. Lichnostnye osobennosti pacientov, stradayushchih ehssencial’noj arterial’noj gipertenziej [Personality characteristics of patients suffering from essential arterial hypertension]. Mezhdunar Zhurn Ehksperim obrazovaniya, 2015, vol. 11–6, pp. 774–776. (in Russian). http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9465.
21. Sarvir I.N. Sravnitel’nye danny’e e’ksperimental’no-psihologicheskogo issledovaniya lichnosti bol’nyh gipertonicheskoj bolezn’yu i ishemicheskoj bolezn’yu serdca s anksioznymi sostoyaniy’mi [Comparative data from an experimental psychological study of the personality of patients with hypertensive disease and coronary heart disease with anxious states]. Med. issled., 2001, vol. 1, no. 1, pp. 41–43. (in Russian).
22. Myasoedova N.A., Thostova Eh.B., Belousov Yu.B. Ocenka kachestva zhizni pri razlichnyh serdechno-sosudistyh zabolevaniyah [Assessment of quality of life in various cardiovascular diseases]. Kachestv. klinich. praktika, 2002, vol. 1, pp. 23. (in Russian).
23. Bursikov A.V., Ushakova S.E. Kachestvo zhizni bol’nyh s nachal’noj stadiej gipertonicheskoj bolezni [Quality of life of patients with the initial stage of hypertension]. Klin. medicina, 2004, vol. 7, pp. 20–22. (in Russian).
24. Petrova N.N. Komorbidnye psihicheskie rasstrojstva kak faktor ehffektivnosti lechebno-reabilitacionnyh meropriyatij u kardiologicheskih bol’nyh [Comorbid Psychiatric Disorders As An Efficiency Factor Of Treatment And Rehabilitation Of Cardiac Patients]. Byul. VSNC SO RAMN, 2016, vol. 1, no. 6, pp. 88–91. (in Russian).

Тесты на психическое здоровье | Медицинский центр Премиум

Психологическое и психическое тестирование

Тесты является частью психологической и психиатрической диагностики. Они помогает уточнить важные моменты психического состояния и разобраться в личности человека. Тесты — вспомогательное средство при постановке диагноза. Представленные тесты разработаны специалистами на основе клинических наблюдений авторов и широко применяются в медицинской практике.

Вместе с тем, не рекомендуется по результатам тестов по психодиагностике ставить себе диагноз самостоятельно. Тесты имеют диагностическую ценность, когда проводятся врачом-психиатром или психологом вместе с оценкой множества других физиологических и психических параметров.

Но, если вас тревожат вопросы собственного психического здоровья, пройти тест лишним не будет. Опросники, как правило, включают основные симптомы или жалобы. Выполняя тест, вы сможете заглянуть внутрь себя, задать правильные вопросы, проанализировать эмоции и ощущения в ответах. Главное преимущество тестов в универсальности и простоте применения. А за дополнительной подробной консультацией и психологической помощью лучше обратиться к специалисту.

 

Инструмент диагностики и самодиагностики, который поможет выявить наличие депрессии и определить степень ее тяжести. Методика разработана американским психотерапевтом Аароном Беком на основе клинических наблюдений. Является самым популярным и наиболее применяемым в мире диагностическим тестом оценки глубины депрессии и динамики улучшения.

Шкала безнадежности (безысходности), разработанная профессором Аароном Беком, еще один полезный инструмент при диагностике депрессии. Она помогает оценить выраженность негативных переживаний и представлений по поводу собственного будущего для оценки наличия и глубины депрессии.  Пройдите тест, если чувствуете, что уже длительное время вас одолевает пессимизм, чувство безнадежности и безволие.

Инструмент ранней диагностики депрессивных расстройств в предродовом и послеродовом периодах.

Способ диагностики уровня тревожности, как личностной устойчивой характеристики. Определяет насколько широкий спектр ситуаций человек склонен воспринимать, как угрожающие.

 Предназначена для измерения степени выраженности различных фобий, панических атак и других тревожных расстройств.

Тест из 10 пунктов для определения степени тяжести симптомов обсессивно-компульсивного расстройства (или невроза навязчивых состояний).

Методика позволяет выявить, какие мотивы преобладают у человека в его влечении к алкоголю и уровень выраженности склонности к потреблению спиртного.

Диагностика БАР затруднена в т.ч. высокой частотой коморбидности. Это когда БАР протекает одновременно с другими заболеваниями: тревожными расстройствами, злоупотреблением психоактивными веществами, расстройствами личности и СДВГ и проч. Зачастую от начала болезни до обращения к врачу проходит очень много времени — иногда до 10 лет. Тест позволяет выявить не только симптомы выраженного биполярного расстройства, но и более легкие состояния.

Диагностика шизофрении – дело далеко не простое. Диагноз ставится исключительно специалистами по совокупности многих факторов. Вместе с этим выделяют ряд симптомов, которые бывают у большинства больных шизофренией и почти не встречаются при других заболеваниях психики. Еще в 30-х годах прошлого века немецкий психиатр Курт Шнайдер выделил 5 групп симптомов шизофрении, которые характерны именно для этой болезни и назвал их «Симптомами 1-го ранга». Дальнейшие многочисленные исследования показали его правоту в том смысле, что подобные симптомы диагностируются у 80% больных, страдающих шизофренией. Поэтому они впоследствии вошли в официальные диагностические критерии классификации психических расстройств. Предлагаемый тест содержит описание симптомов, которые часто бывают у больных шизофренией (включая симптомы 1-го ранга по К. Шнайдеру) и очень редко при других расстройствах психики.

 


 

 

Зависимости | Suomen Mielenterveysseura

Патологическая зависимость может развиться в отношении какой угодно деятельности или вещества, которые доставляют удовольствие (еда, наркотики, игры…). Зависимость – это состояние, при котором человек готов затратить весьма значительное количество времени и усилий для того, чтобы получить возможность употребить какое-либо вещество или заняться какой-либо деятельностью, например, азартными играми.

Если употребление вещества или занятие не представляются возможными, человек испытывает тревожность, раздражительность и всевозможные другие симптомы. Человек, страдающий зависимостью, продолжает употреблять какое-либо вещество или занятие какой-либо деятельностью, невзирая на вызываемый ими социальный или физический ущерб.

Зависимости поддаются эффективной терапии, но их, прежде всего, необходимо преодолеть самому. Для различных видов зависимостей разработано множество реабилитационных программ по принципу «помоги себе сам». На сайтах, посвященных зависимостям, можно найти различные тесты и программы аутотерапии. Преодоление зависимости требует признание наличия проблемы и действительного желания отказаться от вызвавших зависимость вещества или деятельности.

Зависимость может быть социальной, психической или физической или все виды сочетаться одновременно. Социальная зависимость – это зависимость от группы людей, которые употребляют вызывающие зависимость вещества. Например, начинаемое в школьном возрасте курение сопровождается обычно давлением со стороны сверстников.

Психическая зависимость проявляется, например, в том, что человек привыкает находить в известном веществе или деятельности быстрое удовлетворение или средство ухода от проблем. Невозможность употребить вызвавшее зависмость вещество или заняться деятельностью может привести к сильным раздражению и тревожности. Физическая зависимость проявляется конкретными физическими симптомами, такими как головная боль, пот, озноб или проблемы со сном.

Доказано, что на развитие зависимости влияют аспекты жизненного опыта, трудные жизненные ситуации и наследственные факторы. Зависимость может быть искусственно воспитана, т.е., к примеру, курение стало способом времяпрепровождения или способом успокоения в ситуации волнения. Зависимость также может возникнуть в связи с трудной жизненной ситуацией или жизненным кризисом, например, тревогу часто пытаются утопить в алкоголе.

Замечено, что на возникновение зависимости может влиять наследственность. Например, выявлено, что исключительно хорошая переносимость алкоголя является в какой-то мере генетической особенностью, которая препятствует развитию алкогольной зависимости.

Лечение зависимостей

В Финляндии зависимости представляют собой большую проблему, и поэтому существует огромный спектр услуг по их преодолению. Подходящий способ терапии подбирают индивидуально. Лечение может включать в себя, к примеру, разговорную терапию, индивидуальную или групповую терапию, в т.ч. с людьми, уже преодолевшими зависимость, деятельностную терапию, лекарственное лечение или различные программы аутотерапии.

Страдающие наркотической зависимостью обычно обращаются сначала в районную поликлинику, муниципальную социальную службу, в поликлинику по месту работы или учебы. Во многих муниципалитетах наркологические клиники (A-klinikat) предоставляют свои услуги страдающим от различных зависимостей, как самим больным, так и их близким. В числе других инстанций, оказывающих помощь, молодежные центры (nuorisoasemat), центры детоксикации (katkaisuhoitoasemat) и учреждения по реабилитации от наркозависимости (päihdehuollon kuntoutuslaitokset). Людям, страдающим игровой зависимостью, помощь оказывает в том числе проект Peluuri В проекте Peluuri среди прочего работает горячая телефонная линия.

Человеку, страдающему зависимостью, следует провести целостный анализ жизненной ситуации. Каким образом началась зависимость? Что могло привести к ее возникновению? Употребляю ли я, к примеру, наркотики, находясь в стрессовой или тревожной ситуации? Могу ли я действовать в этих ситуациях как-то по-другому? Могу ли я повлиять на те проблемы, которые вынуждают меня действовать во вред себе? Что можно противопоставить употреблению наркотиков или вызывающей зависимость деятельности?

Преодоление зависимости требует обычно внесения изменений в привычное поведение. Страдающему зависимостью необходимо тщательно продумать заранее, каким образом вести себя в тех ситуациях, когда трудно противостоять желанию принять наркотик или необходимо защитить себя от травмирующей деятельности. Для некоторых преодоление зависимости проходит достаточно легко, от некоторых выздоровление требует больших изменений в образе мышления, поведения и жизни.

Дополнительные сведения о зависимостях и лечении вы найдете также на сайте Päihdelinkki.

Известно, что увеличение употребления алкоголя способствует возникновению проблем психического здоровья. При помощи алкоголя человек пытается справиться с тревожностью и страхами, например, в социальных ситуациях или жизненных кризисах. Частое употребление алкоголя, тем не менее, может только увеличить тревожность и депрессивность, а также вызывать приступы паники. Алкоголь также ухудшает качество сна, т.е. его нельзя употреблять как лекарство от бессонницы.

Для преодоления тревожности следует вместо алкоголя обратиться за помощью к психотерапевту, врачу по месту работы или в поликлинике, в кризисный центр (kriisikeskus), или, например, можно обсудить свою жизненную ситуацию в интернете (Tuki.net) или в группе поддержки. Если употребление алкоголя успело перерасти в зависимость, лечение сопутствующего психического расстройства может быть осложнено.

Для человека с алкогольной зависимостью, другими словами алкоголика, характерно компульсивное (насильственное) употребление алкоголя, а также пренебрежительное отношение к проблемам здоровья и социальной жизни. Обычно у страдающих алкогольной зависимостью людей увеличивается способность усваивать алкоголь, следовательно, они вынуждены употреблять все большие дозы для достижения желаемого состояния. У них также наблюдаются сильные абстинентные симптомы. Тем не менее, алкогольная зависимость может протекать и без роста алкогольной толерантности (переносимости алкоголя) или абстинентных симптомов. Хорошая переносимость алкоголя может повышать риск развития алкогольной зависимости.

При развитии алкогольной зависимости человеку трудно контролировать употребление алкогольных напитков: он легко выпивает больше задуманного, на потребление алкоголя или протрезвление уходит значительно большее количество времени, человек не может уменьшить дозу или прекратить пить даже при желании, невзирая на вызываемые алкоголем проблемы.

На склонность к развитию алкогольной зависимости оказывает влияние наследственность. У человека, имеющего генетическую предрасположенность к алкоголизму, продолжительное употребление алкоголя может вызвать изменения в работе головного мозга. Для таких людей контроль за употреблением алкоголя может быть невозможен, поэтому в таких случаях единственная альтернатива – полное воздержание (трезвый образ жизни). Обращаться за лечением по поводу алкогольной зависимости можно, например, в районную поликлинику, социальную службу или наркологическую клинику. Для преодоления алкогольной зависимости существует множество различных способов лечения, которые предоставляются различными организациями.

Лекарственная зависимость

Наиболее часто зависимость вызывают быстродействующие лекарства от тревожности, бессонницы, а также обезболевающие средства. Например, действие антидепрессантов начинается обычно по истечению нескольких недель, поэтому их опасное действие или возникновение зависимости маловероятны. Лекарственная зависимость развивается чаще по отношению к тем лекарствам, которые способны относительно быстро восстановить хорошее самочувствие, которые приносят облегчение физиологических, т.е. физически переживаемых, симптомов, таких как тревожность или головная боль.

Для предотвращения развития зависимости от лекарств, предназначенных для лечения тревожности и бессонницы, их необходимо принимать согласно назначениям врача. Если лекарственные препараты употребляются длительное время, врач обычно рекомендует снижать дозу постепенно для профилактики возникновения зависимости. Если зависимость все-таки успела развиться, за помощью можно обратиться, например, в районную поликлинику или наркологическую клинику.
Дополнительные сведения о лекарственной зависимости и ее лечении вы найдете на сайте Päihdelinkki.

Интернет-зависимость

При интернет-зависимости вопрос не в том, сколько времени проводится в интернете, а в том, какое влияние оказывает пользование интернетом, например, на взаимоотношения с другими людьми или на здоровье человека. Человек, страдающий интернет-зависимостью, испытывает насильственную тягу проводить время, к примеру, на форумах, в чатах или порнографических сайтах. Зависимость может проявляться в компульсивном желании проверять электронную почту. Зависимость необязательно связана с самим интернетом, но с возможностью анонимно пережить возбуждение или удовлетворение, предлагаемое виртуальной реальностью.

Интернет-зависимость – относительно новое явление, которое еще недостаточно четко определено. Для большинства использование интернета безвредно и полезно для дела, у некоторых вызывает незначительные проблемы, но это еще не зависимость. Если же использование интернета кажется вам чрезмерным, вызывает чувство вины и, возможно, наносит вред здоровью или семье, решению проблемы стоит уделить внимание. Дополнительные сведения об интернет-зависимости и возможной помощи вы найдете на сайте Päihdelinkki.

Игровая зависимость

Азартные игры являются в Финляндии одним из наиболее предпочитаемых развлечений. При помощи азартных игр люди пытаются разбогатеть, пережить азартное волнение или просто провести время. Человек, страдающий зависимостью от азартных игр, не может сам контролировать свое пристрастие и регулировать то, сколько денег он может потратить на игру. Игра может вызывать у зависимого человека сильное чувство стыда и тревожности, но отказаться от нее, тем не менее, невозможно. Игра может явиться для зависимого человека способом ухода от реальности, с ее помощью он может пытаться забыть волнующие его проблемы и негативные переживания.

Игровая зависимость может приводить к большим финансовым проблемам, а также проблемам на работе и в межличностных отношениях. Игровая зависимость может быть также взаимосвязана с депрессией или употреблением наркотиков таким образом, что депрессия вызывает возникновение игровой зависимости или вызванные пристрастием к игре проблемы способствуют развитию депрессии. Так как зависимость обычно пытаются скрыть от близких, о ее существовании узнают только тогда, когда вызыванные ею проблемы накапливаются.

Лечение от игровой зависимости предлагают многие организации. Например, наркологические клиники (A-klinikat) и проект Peluuri оказывают помощь тогда, когда ситуация вышла из-под контроля. Дополнительную информацию об игровой зависимости вы найдете на сайте Päihdelinkki.

Психические качества спортсмена

Психологические качества игрока в настольный теннис.

Настольный теннис представляет собой сложнокоординированную деятельность в вариативных ситуациях. Неопределенность условий игровой деятельности осложнена жестким лимитом времени и малой информативностью действий соперника, что представляет сложность технико-тактических задач, непрерывно решаемых спортсменом в течение встречи.

Специфическая структура настольного тенниса характеризуется тем, что каждая ситуация перед каждым новым обменом ударами воспринимается как предстартовое состояние, способное оказывать мощное стрессогенное воздействие на организм спортсмена. Состязательная игра, протекающая в условиях постоянного соперничества, оперативного разгадывания замыслов противника при отыгрывании каждого отдельного мяча. В поединках спортсменов-профессионалов нет и не может быть длительного обмена ударами. Этот процесс носит сложный конфликтный характер и отличается большим психологическим напряжением.

Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. В условиях, когда физическая, техническая и тактическая подготовленность спортсменов высшей квалификации достигла примерно одинакового уровня, результат спортивного поединка часто определяется психологическими факторами. Психические резервы спортсмена существенно определяют надежность его действий, поведения в сложных условиях соревновательной борьбы и, прежде всего, в спорте высших достижений.

В настольном теннисе выравнивание технико-тактической, физической подготовленности спортсменов выражается в значительной динамике соотношения в счете в течение партии, эмоциональной и психической напряженности, остроконфликтном характере игры, где до конца розыгрыша очка каждый из соперников имеет возможность коренным образом изменить направленность и содержание борьбы. Указанные условия предъявляют серьезные требования к эмоциональной устойчивости спортсмена, возможностям высокой работоспособности, оперативному приему, анализу информации, принятию к исполнению решения, что в комплексе определяет надежность деятельности.

Надежность – сложная комплексная способность, зависящая от уровня всех видов спортивной подготовленности, многих личностных особенностей при ведущей роли эмоционально-волевой устойчивости к влиянию внешних и внутренних сбивающих факторов.

Применительно к настольному теннису – это способность удерживать или повышать индивидуально высокую эффективность соревновательной деятельности, удерживать или повышать показатели, ориентируясь на уже разработанные модельные характеристики в течение партии, в противоборстве с различными по особенностям игры соперниками.

В настольном теннисе, где техника и успех неразрывно связаны, а тактика является главенствующей составляющей, уровень и содержание психической деятельности определяют в первую очередь профессиональные качества спортсмена–теннисиста.

Составление психограммы основывается на структуре профессионально-важных качеств, что в свою очередь предусматривает при создании психограммы применение системного подхода, связывающего различные психологические явления в единое целое.

1. Мотивационная сфера личности спортсмена составляет первый блок структуры профессионально-важных качеств игровика. По определению С.Л. Рубинштейна, любую деятельность определяют мотивы как динамические тенденции, причем в игре мотив перемещается на саму деятельность. Поэтому выявление мотивации является первоочередной задачей исследования.

Мотивационная сфера определяется как блок мотивов достижения высоких спортивных результатов. Он включает в себя такие структурные элементы, как интерес к игре, уровень притязаний, стремление к лидерству.

2. Второй основной блок структуры профессионально важных качеств образуют составляющие интеллекта спортсмена–игровика. Ананьев Б. Г. рассматривает интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, имеющую сенсомоторный, перцептивный, мнемический и мыслительные аспекты. Спортивные психологи подробно изучили каждый из названных аспектов. В спортивных играх интеллект спортсмена приобретает решающее значение для успеха в состязаниях. Интеллектуальный блок в структуре профессионально важных качеств спортсмена-игровика определяется как сфера оперативного интеллекта, т. к. мыслительные способности в данном случае реализуются непосредственно в процессе игровой деятельности.

3. Третий основной блок образуют составляющие эмоциональной устойчивости, которая выступает как способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциогенных воздействий. Ее роль в успешности спортивной деятельности в условиях соревнований, по мнению спортивных психологов, является решающей. Характеристика эмоциональной устойчивости включает следующие аспекты: моторная, сенсорная, интеллектуальная .

На основании выявленной структуры профессионально важных качеств спортсмена-игровика в работе Серовой Л.К. составлена психограмма его деятельности на примере настольного тенниса. Исследования проводились в сборных командах города Ленинграда – Санкт-Петербурга в течение 10 лет (1986 – 1996 гг.).

1. Мотивация достижения. Для ее измерения использовались: шкала мотивации Маслоу, шкала лидерства (Леевик, Серова), цветовой тест Люшера (8 – цветный). При сравнении четырех групп спортсменов различной квалификации – новичок, КМС, МС, МСМК выявлено, что наиболее высокий уровень мотивации достижения обнаружен у группы мастеров спорта. У МСМК он несколько понижается, что соответствует закону Йеркса-Додсона.

2. Оперативный интеллект. Сенсорный аспект изучался с помощью электрорефлексометра, теппинг-теста, оценки величины пространственных отрезков. Игроки в настольный теннис показывают высокий уровень простой реакции (х = 0,219 .0,003), сложной реакции (х = 0,263.0,13), а также высокий уровень быстроты движений и точности усилий. Высокий уровень сенсомоторики обеспечивается подвижностью и лабильностью нервной системы теннисистов. Перцептивный аспект интеллекта изучался с помощью черно-красных таблиц, колец Ландольта, хронометрирования игровой деятельности. Выявлено, что на перцептивные процессы теннисист в игре в среднем затрачивает 0,2 – 0,3 секунды, что требует высокой скорости переработки информации. Тесты подтвердили высокий уровень переработки информации у игроков в настольный теннис. Мнемический компонент интеллекта изучался с применением тестов слова , числа , фигуры . У игроков в настольный теннис особенно развита зрительная память. Из 9 фигур, предъявляемых в течение 30 секунд, запоминание в среднем – 8,42.0,12 фигуры (43). Мыслительный компонент, или интеллект в узком смысле, изучался по тестам Кеттелла, Равенна. Теннисисты показали общий интеллект выше среднего уровня (по шкале Равенна – 107,8.3,5 балла), что соответствует оценке нормальный, высокий, средний интеллект .

3. Эмоциональная устойчивость оценивалась по тестам Кеттелла, Спилбергера, Люшера. Установлено, что эмоциональная устойчивость у игроков в настольный теннис находится на низком уровне, что не соответствует требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам.

Объективные показатели соревновательной деятельности дают представление об эффективности отдельных технико-тактических действий теннисистов. Однако в условиях напряженной соревновательной борьбы эффективность деятельности будет во многом зависеть от личностных особенностей спортсменов, которые проявляются опосредованно через механизмы психической регуляции соревновательной деятельности (22).

По мнению многих авторов игра в настольный теннис предъявляет ряд существенных требований к личности спортсмена – высокий моральный уровень, чувство долга – факторы, которые характеризуют взаимосвязь мотивации достижения с деловой мотивацией, непосредственно соединяют волевые качества с мотивами деятельности – склонность к соперничеству, ориентированность на успех с высокой самооценкой обусловлены тем, что реализация принципа активной игры как определяющая черта эффективности теннисиста делает необходимым высокий уровень состязательности, постоянный поиск путей захвата инициативы, наенное создание конфликтной ситуации с непременной ориентацией на успех;

лидерство, доминация – волевое и коммуникативное качество, формирование которого, концентрированно отражает современные тенденции развития настольного тенниса, требующие проявления активности, инициативы, настойчивости, уверенности в себе, а также самостоятельности и непреклонной решимости в борьбе с соперником любого ранга.

эмоциональная устойчивость, выдержка, способность реально оценивать обстановку – эмоционально-волевое качество, от уровня которого зависит успех в любом виде деятельности, имеющей конфликтный характер ;

проницательность, гибкий, точный ум – необходимы спортсмены, так как эффективность деятельности предполагает проявление способности оперативно оценивать содержание игровой ситуации, прогнозировать направленность действий соперника, распознать его замыслы и на основании данной оценки строить собственную тактическую линию;

коллегиальность, приверженность интересам, ценностям и идеалам спортивного коллектива важны в настольном теннисе как командно-индивидуальном виде деятельности для решения задач тренировочного процесса и соревновательной деятельности;

экстраверсия, социальная адаптированность, контактность, общительность – важны, т. к. экстраверты более активны и реактивны, что является предпосылкой динамичной игры; им легче снимать напряжение соревновательной борьбы, чему способствует общительность, свойственная экстравертированным натурам.

Выше изложенные особенности личности спортсменов определяют высокую активность теннисистов, их стремление к захвату инициативы, ориентацию на успех деятельности с высокой самооценкой, доминирование в тактическом и психологическом отношениях, что необходимо для эффективного завершения конкретной ситуации единоборства.

Наряду с отмеченными положительными деятельностными особенностями эффективных теннисистов авторы указывают и на отрицательные стороны их деятельности, которые являются результатом влияния определенных особенностей личности.

Экспрессивность, излишнее беспокойство негативно сказываются на динамике результативности технико-тактических действий, активности, стабильности игры. Наличие у спортсменов таких особенностей личности, как нерешительность, неуверенность в себе, часто предопределяют неоправданную потерю инициативы, неспособность в экстремальной ситуации играть оригинально, эффективно воплощать тактические замыслы.

Рассматривая механизм психической регуляции эффективных спортсменов в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, а также в тренировочной и соревновательной деятельности, Матыцин О. В. отмечает следующее.

Спортсменам, деятельность которых эффективна, присущ реализм, проявленный в процессе постановки перспективной цели с адекватной социальной норме характером.

Эффективные спортсмены способны гибко изменять уровень цели, если последняя не реализуется, что свидетельствует о выраженном в процессе игровой деятельности качестве быстро перестраивать тактику спортивной борьбы в случае ее несоответствия конкретным задачам единоборства и как следствие – низкой эффективности. Это проявляется, в частности, в том, что так называемый показатель настойчивости оказывается относительно невысоким.

Эффективным теннисистам свойственна низкая вариативность уровня уверенности при относительно высоком ее значении по отношению к динамике результатов деятельности. Это говорит о стабильности самооценки, внутренней надежности , помехоустойчивости спортсменов, их активном отношении к фактору неуспеха в процессе игры.

Самооценка спортсменом состояния готовности к решению трудных двигательных задач характеризуется высокой критичностью. Завышенные самооценки готовности неблагоприятно влияли на эффективность деятельности.

Вышеназванные аспекты психической регуляции деятельности обеспечивают проявление спортсменами выраженной способности к мобилизации психомоторных функций в наиболее трудных, экстремальных условиях.

Спортсменам с эффективным протеканием деятельности отличает умение целесообразно управлять динамикой спортивной формы по мере приближения к главному соревнованию сезона.

Матыцин О.В. отмечает, что специфика условий эффективной деятельности в настольный теннис, характеризуется высокой ценой отдельного технико-тактического действия для успеха в целом, необходимостью демонстрации устойчивого уровня эмоционально-волевых и поведенческих реакций, активным поиском неординарных средств и методов реализации инициативы в экстремальной ситуации, умением спортсмена от начала и до конца партии находиться в состоянии мобилизации с целью ограничить влияние отрицательных эмоциональных и психологических соревновательных факторов на результат деятельности.

Иванов В.С. и Коллегорский. отмечают, что для многих теннисистов преимущество в очках в концовке партии или последнее очко проявляли страх. Близость реальной ощутимой победы, ее предвкушение и перевес в счете, страх упустить победу в решающий момент – главная причина ослабления темпа игры. Счет, по мнению авторов, как бы давит на игрока и мешает ему играть концовку остро, а успех, по мнению Матыцина О.В, зависит от способности спортсмена в решающий момент единоборства, в его заключительной фазе, действовать результативно на основе комплексной мобилизации возможностей организма и психики.

Основной целью многолетней психологической подготовки спортсмена в настольном теннисе является развитие и стабилизация индивидуальных качеств и способностей, обеспечивающих в конечном итоге надежность их успешных выступлений на ответственных соревнованиях .

ПО мнению китайских авторов, перед ответственными соревнованиями спортсмены очень волнуются. Период этот, кроме того, насыщен разными мероприятиями. Спортсмены в эти дни перебирают все возможные и невозможные варианты выступления, мысленно переигрывают с каждым из своих соперников и решают целый ряд других вопросов. Не менее сложные и разнообразные чувства владеют спортсменом и в процессе самих соревнований. Одни сохраняют веселое, оптимистическое настроение, другие чувствуют себя подавленными и угнетенными. Спортсмены с большой силой воли и верой в победу демонстрируют на соревнованиях неукротимый боевой дух, полностью используют свои технические и тактические возможности и добиваются хороших результатов. Но бывают и такие спортсмены, морально-волевой уровень, которых не высок; они теряют уверенность, играют скованно, делают много простых ошибок.

Отсутствие у этих спортсменов правильного подхода к процессу соревнований мешает им продемонстрировать в игре те технику и тактику, которые они применяют в обычных тренировочных играх. Эти психологические процессы оказывают самое непосредственное влияние на результат соревнований .

Достижение конечной цели психологической подготовки теннисистов – обеспечение надежности действий спортсменов в условиях сбивающих факторов соревнований, таких, как напряженная обстановка игр, реакция зрителей, внешние условия, поведение и неожиданные приемы игры противников, ошибки в своих действиях и т. д.

Решающую роль в преодолении возникших в ходе соревнования сбивающих факторов и различного рода трудностей (стресс: игра с более сильными противниками, на фоне усталости, психической травмы) играют волевые качества игроков.

По мнению Байгулова Ю.П. (3, 4), к комплексу волевых качеств, необходимых спортсменам для успешной игры в настольный теннис, можно отнести: упорство, терпеливость к продолжительной и мало эмоциональной работе, трудолюбие, оптимизм, выносливость, приспособляемость к внешним факторам, самообладание, смелость, любознательность, инициативность (3).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постоянно растущее мастерство теннисистов все более ожесточает борьбу за победу в соревнованиях. При этом довольно часто наблюдается равенство сил соперничающих спортсменов. В этом случае причина поражения одного из теннисистов кроется в слабостях психической готовности спортсмена к ведению спортивной борьбы в сложных условиях соревнования (26).

Можно утверждать, что на современном этапе развития настольного тенниса ведущим компонентом спортивного мастерства становится психическая подготовленность спортсмена, понимаемая как комплексное воспитание и формирование спортсмена теннисиста, обладающего необходимыми качествами бойца, способного успешно преодолевать внешние и внутренние трудности на пути победе (28).

Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия психическое состояние и разработать классификацию состояний (9, 15, 16, 32 и др.). Как отмечают авторы, все классификации носят условный характер, и в некоторых нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами. В результате происходит невольное смешивание отдельных понятий.

Среди психических состояний, наиболее исследованных в спорте, можно назвать состояние стресса, тревоги, утомления, монотонии и психического пресыщения.

Описание этих состояний, их смысловые и количественные характеристики достоверно различны и по-разному влияют на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Наиболее часто вся динамика состояний при занятиях спортом описывается терминами возбуждение , тревога , психическое напряжение . При этом это разные разноуровневые проявления в динамике деятельности организма.

Стресс как состояние понимается как сочетание физиологической и поведенческой составляющих. Психический стресс (состояние стресса) – это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, развившееся под воздействием или реальной угрозы или реально действующих экстремальных стресс-факторов спортивной деятельности.

Существуют тысячи источников стресса. У спортсменов стресс-факторами являются волнение по поводу выступления на должном уровне, финансовые расходы, время, необходимое для проведения тренировочных занятий, сомнения относительно своих способностей, а также внеспортивные факторы, например, смерть члена семьи и др. (46).

Эти тысячи источников стресса можно распределить на несколько общих категорий, определяемых ситуацией или личностью.

Существует два основных источника стресса: значения события или соревнования; и неопределенность его результата или исхода (44).

Чем важнее событие, тем больший стресс оно вызывает. Также чем выше степень неопределенности, тем больше величина стресса.

В спортивной психологии давно существуют понятия стартовая лихорадка , стартовая апатия (некоторые авторы говорят о предстартовых лихорадке и апатии) и боевая готовность . Под лихорадкой понимается психическое перевозбуждение, которое чаще всего сковывает спортсменов, под апатией – недовозбуждение, вялость, нежелание бороться. А боевая готовность – это та золотая середина, при которой спортсмен должен выступать особенно хорошо (3, 13, 37 и др.).

Подавляющее большинство работ, в которых подчеркивается важность оценки психического состояния спортсмена в прогнозе успешности спортивной деятельности, направлено на исследование состояния готовности к соревнованиям. Причем состав признаков состояния готовности у разных спортсменов не совпадает (14, 16, 31, 35).

В настольном теннисе сочетаются спортивная игра с единоборством, индивидуальный вид спорта с командной игрой (парные игры). Указанные особенности игры в сочетании с молниеносными действиями спортсменов предъявляют высокие требования к психике спортсменов, к наиболее важным показателям и качествам психической сферы деятельности высококлассных игроков, к которым можно отнести: темперамент, волевые качества, скорость и точность мышечно-двигательных реакций, скорость приема и переработки информации, особенности внимания и специфических восприятий.

Спортивная деятельность, характеризующаяся высокой экстремальностью, предъявляет повышенные требования к личности спортсмена, особенно к сфере самосознания и воли. Настрой на победу, общеличностная и волевая готовность в значительной степени определяют эффективность предстоящей деятельности. На успешность соревновательной деятельности оказывают влияние такие важные стороны личности, как ее темперамент, типологический склад, мотивационные особенности, прежде всего направленность, а также деятельностные, технически исполнительские возможности личности, ее потенциал (2, 39).

Специалисты в области психологии и спорта и физической культуры давно изучают положительное и отрицательное воздействие возбуждения и тревожности на физическую активность. Они не пришли к единому заключению, однако выяснили много интересных особенностей, имеющих практическое применение. Около 50 лет назад главным объектом исследования была теория драйва. В последнюю четверть столетия психологи нашли более убедительную теорию перевернутого U. Совсем недавно появились новые гипотезы, включая понятия о зонах оптимального функционирования, феномене катастрофы и теории реверсивности (36). Все авторы гипотез сходятся во мнении, что успешность и эффективность деятельности спортсменов возможен лишь при определенном уровне возбуждения и мотивации, однако оптимальные сочетания у авторов не совпадают (40- 45).

Многие психологи считают эмоциональную стабильность и волю – одними из наиболее важных характеристик личности спортсмена, особенно для прогноза переносимости психических нагрузок и успешности деятельности в экстремальных условиях. В целом ряде исследований показано, что низкая эмоциональная стабильность отрицательно сказывается на достижении высоких соревновательных результатов.

Мотивационные качества спортсмена должны соответствовать степени подготовленности, их реальным возможностям. В противном случае чрезмерная мотивация приведет к напряженности, и, соответственно, к снижению результативности деятельности (10).

По мнению многих авторов (3, 17, 24, 37), темперамент теннисиста способствует индивидуальному складу манеры игры и выбору того или иного стиля, однако исследование темперамента высокоэффективных спортсменов говорит о важной роли силы процесса возбуждения в повышении эффективности ведения поединка (23).

Специфика психического состояния зависит от определенного набора личностных качеств. Между личностными качествами и результативностью игровой деятельности существует связь через особенности психического состояния, влияющие на проявление специальных качеств, лежащих в основе эффективности технико-тактических действий спортсмена (18).

Технико-тактические характеристики действий, волевые усилия и эмоциональный фон являются психической составляющей нагрузки единоборств и игроков, в решающей степени определяющей комплексное воздействие нагрузки на спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях тренировок и соревнований.

Нервно-эмоциональные напряжения, связанные с повышенной ответственностью за результат тренировки, соревнований, приводят не только к увеличению максимальных показателей частоты сердечных сокращений, но и к значительному росту среднего значения частоты сердечных сокращений.

Высокой результативности деятельности способствует достаточно сильное эмоциональное напряжение, которое и способствует мобилизации функциональных резервов организма. Однако по данным В.Л. Марищук и Л.К. Серовой (20) зависимость эффективности соревновательной деятельности от силы эмоционального напряжения несколько отличается от инвертированной V-кривой и больше напоминает трапецию, т.е. перелом наступает не сразу, а через некоторый промежуток времени достаточно стабильного высокого напряженного состояния, которое и обеспечивает успешность деятельности спортсмена.

Оптимальный уровень эмоций связан с пиком физической активности. Оптимальное сочетание эмоций, необходимое для достижения пика физической активности, не обязательно приходится на среднюю точку континуума возбуждения состояния тревоги, а взаимосвязь между возбуждением и физической активностью зависит от уровня когнитивного состояния тревоги, присущего спортсмену.

Полученные результаты нескольких работ устанавливают положительную взаимосвязь силы процесса возбуждения с повышением кинестетической чувствительности в условиях соревнований, активизацией волевых проявлений в условиях стресса, достижением лучших результатов при мотивации стресса большой силы (30).

Проблема влияния личностных особенностей спортсменов на эффективность определенного вида деятельности изучалась в срезе общего аспекта у разных авторов (11, 29, 38), в отношении структуры и условий деятельности в настольном теннисе наиболее конкретные данные получены О. В. Матыциным (22).

По мнению многих авторов (5, 6, 22, 30 и др.) игра в настольный теннис предъявляет ряд существенных требований к личности теннисиста. Все эти требования рассматриваются с разных сторон, раскрывающие системный подход к структуре профессионально-важных качеств высококвалифицированного теннисиста.

Первый блок затрагивает мотивационную сферу теннисиста, в связи с этим к личности требуется наличие таких черт: высокий моральный уровень, чувство долга, стремление к лидерству, интерес к игре, ориентированность на успех с высокой самооценкой (23, 34).

Второй блок затрагивает составляющие интеллекта теннисиста. Интеллектуальный блок определяется как сфера оперативного интеллекта; теннисисты обладают общим интеллектом выше среднего уровня, что соответствует оценке нормальный, высокий средний интеллект(34). Требование к теннисисту наличие таких качеств как: проницательность, гибкий, точный ум.

Третий блок образуют составляющие эмоциональной устойчивости. Требования к личности – наличие таких качеств как: эмоционально-волевое качество, экстраверсия, контактность, общительность.

Коллегиальность, приверженность интересам, ценностям и идеалам спортивного коллектива важны в настольном теннисе как командно-индивидуальном виде деятельности.

Оптимальное модельное состояние теннисиста характеризуется следующими проявлениями: уверенностью в своих силах, энергичностью, хладнокровием, оптимизмом, раскрепощенностью, обостренностью всех чувств, автоматизмом действий, концентрацией внимания, эмоциональным контролем.

В исследованиях авторов отображаются разные благоприятные и неблагоприятные психические состояния, которые испытывает спортсмен в соревновательной деятельности, но почти все работы не дают конкретных указаний и советов о том, как устранять влияние неблагоприятных эмоциональных переживаний на ход соревновательной борьбы.

В настоящее время признанного концептуального понимания психического состояния не сформировано. Не просматривается связь проблемы психического состояния с деятельностью вообще и с ее специфическими отрезками в частности.

 

 

Практические рекомендации для тренеров по работе со спортсменами для управления их психическими состояниями

Показатели

Проявление в игровой

деятельности

Средства и методы развития

1. Личностная тревожность (ЛТ).

Склонность испытывать беспокойство, опасение, страх во многих жизненных ситуациях.

1. Снижение субъективной значимости предстоящей соревновательной деятельности.
2. Формирование способности к самоконтролю.
3. Постановка реально достижимых задач и формирование уверенности в том, что они будут успешно решены.
4. Формирование оптимального уровня притязаний.
5. Создание благоприятной атмосферы на тренировке.
6. Обязательное обучение методам саморегуляции. 7. Тактичное и внимательное отношение к спортсмену на тренировках и соревнованиях.

2. Ситуативная тревожность (СТ).

Реакция спортсмена на психологические стрессоры (соревнования, соперника), которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличие неприятных переживаний, сопровождающихся активацией вегетативной нервной системы.

1. Сужение круга значимых людей, на мнение которых спортсмен ориентируется при самооценке.
2. Произвольное переключение направленности мыслей в процессе соревнований.
3. Переключение в ходе игры внимания на объекты различного эмоционального значения в зависимости от особенностей личности и внимания (технику исполнения, силу исполнения, точность).

3. Устойчивость в стрессе.

Сокращения оптимального уровня психического состояния спортсмена в стрессовых соревновательных ситуациях.

1. Оптимизация предсоревновательных состояний.
2. Воспитание волевых качеств.
3. Обучение методам саморегуляции.
4. Создание в тренировке условий близких по психической напряженности к соревновательным.
5. Формирования оптимального уровня притязаний. 6. Формирование правильной самооценки.

4. Самооценка.

Понимание своих действий, умение оценить свои возможности, контролировать свои действия, мысли.

1. Постоянный контроль за своими действиями, мыслями в процессе тренировок, соревнований.
2. Формирование уверенности в своих силах.
3. Формирование правильной оценки соревновательной обстановки, возможностей соперников.

5. Уровень притязаний.

Уровень поставленных задач.

1. Постановка конкретных реальнодостижимых задач и их постоянное усложнение с последующим контролем за их обязательной реализацией.
2. Планирование перспективных задач на основе трезвого учета состояния спортсмена.
3. Формирование правильной самооценки понимания своих действий.

6. Мотивы.

Все то, что выступает в качестве внутренних побудителей человека к деятельности.

1. Ориентировка юных спортсменов на систематические занятия настольным теннисом.
2. Формирование устойчивого и глубокого интереса к занятиям.
3. Постановка конкретных реально достижимых задач.
4. Информация о текущих событиях в настольном теннисе у нас в стране и за рубежом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – Спб.: Питер, 2000
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.
3. Байгулов Ю. П. Настольный теннис. Вчера, сегодня, завтра. ФиС , М.: 2000 г.
4. Байгулов Ю. П., Романин А. Н. Основы настольного тенниса. – М., ФиС., 1979 – 160 с.
5. Барчукова Г. В. Анализ соревновательной деятельности в настольном теннисе // Теория и Пр. ФК, 1982, № 5, с 18-21
6. Барчукова Г. В., Захаров Г. Ключ к успеху // спортивные игры, 1985, № 11, с 27.
7. Белиц-Гейман С. П. Анализ и оценка соревновательной деятельности теннисиста // Теннис: Сборник. – М.: Физ. и С, 1982. – С. 5-8.
8. Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Личность в спорте: Очерки исслед. психологии спортсмена. – М.: Сов. Россия, 1987. – 160 с.
9. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: 1984.
10. Губа В. П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта // ФК: воспитание, образование, тренировка, 1999, № ѕ, С. 21-26.

«Ананьевские чтения — 2020»: как преуспеть на службе и не потерять психическое здоровье

8 декабря в Санкт‑Петербургском государственном университете начнет работу международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития». В рамках онлайн-мероприятия пройдут мастер-классы от специалистов Центра экстренной психологической помощи МЧС России

8 декабря в Санкт‑Петербургском государственном университете начнет работу международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития». В рамках онлайн-мероприятия пройдут мастер-классы от специалистов Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

На пленарном заседании выступят руководитель Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу, декан факультета психологии СПбГУ Алла Шаболтас, президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Зинченко и профессор экономической психологии Венского университета доктор Эрих Кирхлер.

Конференция организована СПбГУ совместно с Институтом психологии РАН, Обществом психологов силовых структур России, Российским психологическим обществом и Санкт‑Петербургским психологическим обществом. «Ананьевские чтения» продлятся четыре дня: с 8 по 11 декабря.

В рамках мероприятия пройдут круглые столы, секции и лекции ведущих психологов на самые актуальные темы: «Пандемия: чрезвычайная ситуация и психологический кризис», «Организационная психология и психология менеджмента», «Психология профессионального здоровья», «Стресс профессиональной деятельности и пограничные психические и психосоматические расстройства», «Женщина на государственной службе: семья и карьера», «Профессиональное развитие личности», «Психическая травматизация в современном обществе: риски, последствия, помощь».

Программа последнего дня конференции будет состоять из интерактивных занятий, среди которых «Специфика оказания психологической помощи по телефону», «Стрессосовладание как управляемый ресурс для повышения качества жизни сотрудников», «Синдром эмоционального выгорания: проблема и профилактика», «Обучение приемам психологической поддержки с использованием художественной литературы», «Снижение психоэмоционального напряжения за счет актуализации личностных ресурсов».

Слушатели получат бесплатный доступ к трансляциям «Ананьевских чтений». Ознакомиться с программой конференции можно на странице мероприятия.

Качество Психического Здоровья (Системные Характеристики Феномена По Результатам Комплексного Исследования) (The Quality of Mental Health (Identification of Systemic Characteristics Based on the Results of a Comprehensive Study)) by Alexander Katkov :: SSRN

133 Pages Posted: 30 Aug 2015

Date Written: August 27, 2015

Abstract

Russian Abstract: В статье А.Л. Каткова «Качество психического здоровья (системные характеристики феномена по результатам комплексного исследования)» описывается общая методология и приводятся основные результаты комплексного исследования в сфере определения качественных характеристик индивидуального и социального психического здоровья. В частности, обращается внимание на высокую степень взаимозависимости идентифицированных качественных характеристик с наиболее актуальными социальными контекстами – такими как риски вовлечения населения в деструктивные социальные эпидемии; необходимость повышения индивидуальной и социальной эффективности в кризисных ситуациях, и пр. Подробно описываются психологические свойства, высокий уровень развития которых обеспечивает соответствующие уровни качества психического здоровья и устойчивости к агрессивному влиянию среды. Рассматриваются наиболее существенные характеристики предметной сферы категории качества психического здоровья, дифференцируемой по основным матричным уровням – установочному, идентификационному, структурно-содержательному, технологическому, инструментально-методологическому, системному. Приводится описание метамодели социальной психотерапии, представляющей институциональный уровень базисной научно-исследовательской программы. Рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения профильной профессиональной деятельности.

English Abstract: Alexander L. Katkov «The quality of mental health (identification of systemic characteristics based on the results of a comprehensive study)» describes the methodology and presents the main results of the research. In particular, it draws attention to high correlation between the quality characteristics and the relevant social contexts, such as, risk of engagement in the destructive social epidemics; the need to improve the individual and social efficiency in crisis situations, and etc. Article describes in details the psychological characteristics that, when they are highly developed, can ensure the proper levels of mental health quality and proper resistance to hostile environmental impact. We consider the most essential characteristics of the category «quality of mental health» that differentiated in accordance with the main matrix’s levels — the attitudinal, identity, substantive and structural, technological, methodological and systemic. We present the description of a meta model of social psychotherapy as the institutional level of the basic research programme. The legal issues of the principal professional activity is considered.

Note: Downloadable document is in Russian.

Keywords: mental health, quality characteristics, methodology, research

JEL Classification: I10

Suggested Citation: Suggested Citation

Katkov, Alexander, Качество Психического Здоровья (Системные Характеристики Феномена По Результатам Комплексного Исследования) (The Quality of Mental Health (Identification of Systemic Characteristics Based on the Results of a Comprehensive Study)) (August 27, 2015). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2652284 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2652284