52. Понятие психики. Психические процессы, свойства и состояния
52. Понятие психики. Психические процессы, свойства и состояния.
Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Основными функциями психики человека являются следующие: регуля-тивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная
Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.
Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.
Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.
Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.
Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.
Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.
В современной психологической литературе выделяют четыре основные вида психических явлений, это: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.
Психические процессы – это основной способ существования психиче-ского. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окру-жающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют
Психические процессы – это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.
Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. К психическим свойствам человека относятся:
Психические процессы, свойства и состояния человека
Психические процессы, свойства и состояния человека пронято выделять из целостной системы человеческой психики. На самом деле все эти психические явления не могут существовать и функционировать отдельно друг от друга. Выделение их в самостоятельные группы обусловлено методической необходимостью, для того что бы их можно было более подробно изучить, понять, что они собой представляют.
Психические процессы
Психические процессы — это психические явления, которые сгруппированы по определенным функциям. Психический процесс является динамическим понятием. Психические процессы могут быть:
- познавательными (когнитивными)
- волевые (мотивационные)
- эмоциональными
Познавательные процессы реализуют свою функцию в виде запечатления, хранения и переработки информации об окружающей действительности. Познавательные процессы делят на две ступени. Первая ступень представлена чувственным познанием, которое реализуют ощущения и восприятие. Они отражают реальность происходящего при воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущения отражают отдельные свойства окружающей реальности, восприятие формирует картину мира в целом. Те образы, которые нашли свое отражение в результате процесса восприятия называют первичными. После переработки первичных образов появляются вторичные образы, они представляют вторую ступень познавательных процессов. Вторичные образы обеспечивают рациональное познание мира прибегая к таким процессам как память, воображение и мышление.
Волевые процессы управляют деятельностью человека, эти процессы могут побуждать индивида к действию, контролировать его деятельность и направлять ее в определенном направлении. Основной регулирующий компонент в данном процессе представлен человеческой потребностью. Индивид пытается найти способ удовлетворить свою потребность, на основе мотива происходит формулировка цели и последующее принятия решения.
Главная функция эмоционального процесса — это оценка: происходит оценивание окружающей действительности, собственного я и своих действий. Эта функция проявляет себя в виде переживаний и связана с волевыми процессами.
Психические свойства
В процессе деятельности человека происходит развитие его психических свойств. Во время трудовой деятельности, обучения, игр происходит формирование и реализация всех сторон психики индивида.
Замечание 1
Психические свойства формируются в течении всей жизни человека. Под психическими свойствами понимают особенности конкретного человека.
Задатками психических свойств являются врожденные особенности, они могут обуславливать развитие психических свойств, но не определяют их полностью и однозначно. На основе одних и тех же врождённых задатков у индивида могут развиться разные психические свойства. Происходит это потому что на людей оказывают влияние разные жизненные факторы, которые обуславливают развитие психических свойств человека.
Психические свойства личности являются более-менее постоянными понятиями. Но несмотря на это, способности, характер, интересы человека формируются в течении всей его жизни.
Существует четыре основные психических свойства:
- темперамент
- характер
- мотивация
- способности
Психические свойства: темперамент
Определение 1
Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических характеристик индивида, которые определяют его психическую деятельность и поведение.
Темперамент может проявляться в общей активности, в моторной сфере, в эмоциональной сфере.
От типа темперамента зависит скорость действия психических процессов индивида, а также скорость условных рефлексов.
Личности по типу темперамента бывают следующие:
- холерик (быстрый, неуравновешенный, эмоциональный, быстро истощается)
- флегматик (медлительный, невозмутимый, устойчивое настроение, не эмоционален)
- сангвиник (живой, подвижный, быстро реагирует на происходящие события)
- меланхолик (пережив тельный, имеют острую болезненную реакцию на происходящее, впечатлителен, раним)
Психические свойства: характер
Определение 2
Под характером понимают группу основных личностных особенностей, эти особенности управляют поведением человека. Характер человека проявляется в отношении к себе, к другим людям, к труду, к вещам, характер так же отображает качества воли человека.
Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер подразделял характер личности на два вида:
- циклотимический
- шизотемичекий
Эти два вида характера имеют схожесть с характерами психически больных людей, но являются нормой.
Циклотимический характер схож с характером больных с аффективными расстройствами, шизотемический характер схож с характером больных шизофренией.
В психологии выделяют такое свойство характера как акцентуация, под этим определением понимают крайнюю степень нормы, усиление отдельных черт, может привести к расстройству личности.
Психические свойства: мотивация
Основой жизни и эволюции всей жизни на земле является мотивация. Под мотивом понимают побуждение к действию для того что бы удовлетворить актуальную потребность.
Потребности человеку весьма разнообразны. Потребности человека подразделяют на две категории:
- материальные (пища, тепло, вода, воздух)
- духовные (общение, деятельность, знания, творчество.
Мотивы делятся на:
- низшие или биологические (влечения, желания, удовлетворение физических потребностей)
- высшие или социальные (интересы, идеалы, убеждения)
Психические свойства: способности
Способность человека — это достаточно постоянная величина, она отличает одного индивида от другого, определяет достижения человека в определенных видах длительности.
Способность — это не то же самое что и навыки, знания, умения, но способность помогает освоить новые знания, навыки и умения.
Способности бывают:
- природные (связаны с врожденными задатками)
- специфические (имеют общественно-историческое происхождение)
Специфические способности, в свою очередь могут быть общими, специальными, теоретическими, практическими, учебными и творческими.
Психические состояния
Определение 3
Психическое состояние — это определенный режим человеческой деятельности, он имеет определенные энергетические особенности и систему психологических фильтров, которая помогает воспринимать окружающую действительность. Психические состояния являются одними из основных показателей психики человека.
Психические состояния имеют отличия от психических процессов и психических свойств, психические состояния управляют ими. В течении жизни человек в разные моменты жизни находится в разных психических состояниях.
Психические состояния могут быть эмоциональными, волевыми. Еще выделяется такое психическое состояние как состояние сознания.
На психическое состояние человека оказывают большое влияние внешние и внутренние сигналы.
Структура психического состояния является сложной и динамичной, в этой системе любой элемент психики может занять доминирующую позицию, бывают ситуации, когда несколько компонентов играют доминирующую роль.
Существует несколько видов классификаций психических состояний, одна из самых популярных это классификация Н. Д. Левитова, он выделял:
- личностные и ситуативные состояния
- осознанные и неосознанные состояния
- поверхностные и глубокие состояния
- короткие и долговременные состояния
- состояния положительного и отрицательного действия
«Психические процессы и психические свойства личности»
«Психические процессы и психические свойства личности»
Подготовила:
Анпадистова
Татьяна Александровна,
учитель истории,
обществознания и географии
МКОУ «ЦО № 12»
Узловского района
Тульской области».
Узловая
2018 год
Психические процессы и психические свойства личности
Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Основными функциями психики человека являются следующие: регулятивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная.
Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.
Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.
В современной психологической литературе выделяют четыре основных вида психических явлений, это:
— психические процессы,
— психические состояния,
— психические свойства и психические образования.
Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.
Психические процессы – это основной способ существования психического. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Психические процессы – это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.
Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.
С другой — каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, — это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то:
восприимчивость и впечатлительность,
наблюдательность,
вдумчивость,
рассудительность,
эмоциональная возбудимость и устойчивость,
инициативность,
решительность,
настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. К психическим свойствам человека относятся:
направленности («Что хочет человек?»),
способности («Что может человек?»),
темперамент и характер («Как проявляется человек?»). Психические свойства личности — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни.
Психические свойства — это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Имеется в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней.
Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности – не являются врождёнными, они вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это — особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется. Выделяются четыре основных психических свойства:
1. Темперамент.
2. Способности.
3. Мотивации.
4. Характер.
Структура психики. Психические процессы, состояния, свойства.
Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.Психический процессы — форма существования психики, динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражителями нервной системы, идущими из внутренней среды организма.
Все психические процессы делятся на два класса:
1. Познавательные (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) — участвуют в получении, осмыслении, отображении информации, в отражении и преобразовании действительности. Все познавательные процессы участвуют в преобразовании информации: раздражитель воздействует на органы чувству — возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг и обрабатываются — формируются ощущения — складывается целостный образ восприятия предмета — сопоставляется с эталонами памяти — происходит осознание, программирование и проговаривание во внутренней речи — посредством мысленной деятельности происходит осмысление, понимание информации. Воображение участвует в создании нового образа на основе прошлого опыта. Внимание является динамической стороной всех познавательных процессов.
2. Эмоционально-волевые (чувства, эмоции и воля) — обеспечивают избирательное отношение человека к действительности и самоуправление поведением и деятельностью.
Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий моменты времени (счастье, апатия, депрессия, агрессия, творческий подъём, заинтересованность и др.). В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они принимают участие в формировании качеств личности, прежде всего характерологических.
Психические состояния влияют на работоспособность, продуктивность и качество выполняемой деятельности. При одном состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и непродуктивно.
Психические состояния можно классифицировать:
1. В зависимости от времени протекания:
- кратковременные
- длительные
2. В зависимости от степени влияния на личность:
- стенические (повышают жизнедеятельность и активность)
- астенические (наоборот)
3. В зависимости от степени осознанности:
- осознаваемые
- неосознаваемые
4. В зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановкой:
- адекватные
- неадекватные
Психические свойства — это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности её поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или всей жизни. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности и направленность личности.
Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Это врождённое свойство, определяющее стиль поведения, способ и манеру реализации действий, динамику психической деятельности и поведения человека.
Характер имеет и генетическую обусловленность (через темперамент), и социальную детерминированность.
Способность — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Природными предпосылками развития способностей являются задатки.
Направленность — совокупность устойчивых мотивов, целей, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной ситуации. Направленность — это результат жизни и деятельности человека в обществе.
Между психическими процессами, свойствами и состояниями существует тесная взаимосвязь.
Тема 3. Психические процессы, состояния, свойства
Психические процессы
ПРОЦЕСС(от лат.process) — последовательная смена состояний, стадий изменения (развития) системы или иного объекта
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира.
Основная функция психических процессов – они выступают в качестве первичных регуляторов поведения.
Психические процессы включают в себя:
Познавательные процессы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, представление, речь, ощущение)
Эмоциональные психические процессы
Волевые процессы
Три уровня познания окружающей действительности:
— элементарный (ощущение и восприятие)
— промежуточный (представление и воображение)
— высший (мышление).
Познавательные психические процессы:
Ощущение
Определение
Ощущение – психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Физиологическая основа ощущений – деятельность анализаторов.
Анализатор — система нервных образований, воспринимающая и анализирующая раздражения, действующие на животных и человека. Обеспечивает приспособительные реакции организма к изменениям в нём и в окружающей среде.
Состоит из периферического, или воспринимающего, отдела — рецептора (все органы чувств: глаз, ухо и др.), проводниковой части и высших нервных центров в коре головного мозга.
Свойства ощущений
качество (свойство, характеризующее основную информацию, поступающую от данного рецептора)
интенсивность (количественная характеристика – зависит от силы раздражителя и состояния рецептора)
Закон Вебера-Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула (при увеличении силы раздражения в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т. д.) интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.).
длительность (временная характеристика – определяется функциональным состояние органа чувств.)
пороги ощущений:
нижний абсолютный порог ощущений — наименьшая величина раздражителя, начиная с которой он отражается в коре головного мозга.
верхний абсолютный порог ощущений («болевой порог») — величина раздражителя, начиная с которой, он или перестает отражаться в коре головного мозга, или наступают болевые ощущения.
порог различения – минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.
Особенности ощущений
у ощущений существует латентный (скрытый период) – спустя некоторое время после действия раздражителя (например, тактильные ОЩ=130мс, болевые ОЩ=370мс, вкусовые ОЩ=50мс)
след от раздражителя остается в виде последовательного образа
локализация раздражителя — пространственный анализ осуществляется дистантными рецепторами. Дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.
сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям (при действии на органы чувств слабых раздражителей чувствительность увеличивается, а при сильных — уменьшается)
взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств
— между ощущениями одного вида
— между ощущениями разного вида (освещение глаз делает слышимые звуки более громкими – см. исследования акад. П.П.Лазарева)
сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения (например, ощущение ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности)
десенсибилизация — понижение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов (например, повышенный уровень шума в “громких цехах” понижает зрительную чувствительность)
синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для других анализаторов («окрашенный слух»)
у людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов
явление контраста — различное ощущение одного и того же раздражителя в зависимости от опыта или одновременного действия другого раздражителя (например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном —светлой).
Классификации ощущений
— дистантные (зрительные, слуховые)
— контактные (вкусовые, температурные, тактильные, осязательные)
интероцептивные (органические ощущения, ощущения боли)
проприоцептивные (ощущения равновесия, ощущения движения)
Протопатическая чувствительность (более примитивная – чувство голода, жажды и др.)
Эпикритическая (включает основные виды ощущений человека)
Развитие ощущений
Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка:
более развита кожная чувствительность (ощущение холода-тепла, наиболее чувствительны губы и область рта)
достаточно развита обонятельная чувствительность (по запаху материнского молока ребенок определяет есть ли мать в комнате или нет)
зрение и слух развиты ограниченно (различение цвета только к 5-му месяцу)
Абсолютная чувствительность – достигает высокого уровня развития уже в 1-ый год жизни.
Уровень развития ощущений у людей неодинаков, что во многом объясняется генетическими особенностями.
Ощущения в известных пределах можно развивать (методом постоянных тренировок).
Патологии (нарушения) ощущений
дальтони́зм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека и приматов, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов.
гиперестезия — болезненно-повышенная чувствительность (понижение порога чувствительности, выраженное усиление тактильных, обонятельных, осязательных, вкусовых, зрительных, слуховых, болевых ощущений до уровня труднопереносимых,раздражающих (звуки кажутся непомерно громкими, оглушающими, цвета — слишком резкими, яркими, без полутонов, простыня — шершавой, испачканной песком, боль — невыносимой без достаточных на то оснований)
типостезия – болезненно сниженная чувствительность (повышение порога чувствительности. Ощущения воспринимаются приглушенными, затушеванными, невыразительными6 голоса кажутся тихими, неясными, краски — тусклыми, смазаннь предметы — нечеткими, боль — тупой, не столь мучительной.
анестезия — выпадение болевой, тактильной или иной чувствительности
сенестопатии — наиболее сложные, необычные, тягостные ощущения центральной (психической) природы, не имеющие объяснения и не определяемые доступными методами (для сенестопатии характерны вычурность, своеобразие, мучительность и причудливость ощущений)
парестезия — ощущения покалывания, онемения, ползания мурашек.
13. Формы проявления психики: психические процессы, состояния и свойства,
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий. Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практической деятельности.
14. Ощущение, его виды и свойства. Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию). Виды человеческих ощущений: Дистантные ощущения: Зрение, Слух, Обоняние; Контактные ощущения: Вкус, Тактильные ощущения, Боль, Температурные ощущения, Вибрационные ощущения, Кинестетические ощущения; Глубинные ощущения: Чувствительность от внутренних органов , Мышечная чувствительность, Вестибулярная чувствительность , Головокружение (симптом)
Общие психофизиологические закономерности ощущений
Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.
Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.
Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) —вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.
Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность —чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.
Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.
Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).
Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.
Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).
15. Восприятие, его основные свойства и виды. Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция»). Результатом процесса восприятия становится построенный образ.
Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.
Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.
Свойства восприятия:
Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль,
различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Классификацию основных видов восприятия можно выразить следующей схемой: Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.
16. Внимание как психический познавательный процесс. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.
Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;[1]
внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;[2]
моторное (двигательное) внимание;
Концентрация. Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.
Объём. Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.
Устойчивость. В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.
Переключаемость. Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.
Распределение. Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов
17. Представление и его основные характеристики. Представле́ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив). Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.
Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.
Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью.
Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий.
18. Память, её основные виды и процессы. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Процессы памяти:
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение. Память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием поставленной цели и приемов запоминания, но при условии взаимодействия субъекта с предметами, и произвольную. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Недавние исследования позволяют выделить и оперативную память.
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков. Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.
Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождаются заметными загадочными движениями соответствующих мышц. Опыт: если держать в руке нить с привязанным к её концу грузом и представить себе, что груз раскачивается, то груз постепенно начнет раскачиваться.
Все люди обладают двигательной памятью. Проявляется она у каждого человека по-разному.
Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая отчетливо проявляются у всех людей, а развитие остальных подвидов образной памяти связанно с различными видами профессиональной деятельности. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством. Некоторые художники могут рисовать портреты по памяти. Композиторы Моцарт, Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз. Точность воспроизведения, т.е. соответствие образа оригиналу, зависит от участия речи при запоминании.
Словестно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. По этому и вид памяти называют не просто логическим, а словестно-логическим. Он специфически человеческий. У животных отсутствует Словестно-логическая память.
В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, суть мыслей, а словесное воспроизведение не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.
Запоминание смысла – запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от не существенных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя.
Произвольные и непроизвольные виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал и последний запоминается само собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то эта память непроизвольная. Человек запоминает интересную книгу. Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, производят волевое усилие, эта память произвольная.
Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка строится в основном на произвольной памяти и приобретается без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Человек пользуется в повседневной жизни кратковременной и долговременной памятями. Кратковременная память отличается от долговременной временем сохранения следа, емкостью и формой хранения следа. Емкость кратковременной памяти ограниченна и определяется как число элементов, которые человек может воспроизвести после предъявления материала без ошибок.
19. Воображение и его роль в психической деятельности. Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.[
агглютинация — создание нового образа из частей других образов
гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Семинар 1 «Психические процессы, свойства и состояния»
Вопросы:
Какие существуют виды психических процессов?
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — это условное разделение психики на составные элементы, появившееся по причине существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии. Кроме этого, это вычленение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Виды психических процессов:
1. Познавательные:
•Ощущение
•Восприятие
•Мышление
•Сознание
•Речь
•Внимание
•Память
•Воображение
2. Эмоционально-мотивационные:
•Эмоции и Чувства
•Состояния (Настроение, Тревожность и пр.)
•Мотивация
•Воля
•Проактивность
3.Личностные характеристики:
•Характер
•Темперамент
•Моторика
•Интеллект
Опишите уровни организации психических процессов.
Уровни психической организации человека
В иерархической модели человека по Б.Г. Ананьеву были выделены уровни индивида, личности и индивидуальности, с соответствующими подуровнями. К ним приурочены пять уровней психической организации. В их числе (1) темперамент, (2) сознание, (3) память, (4) психическая субъектность и (5) духовность. Это и будут вопросы сегодняшней лекции. В каждом случае будет дано определение и будут раскрыты основные жизненные проявления уровня. А дальнейшая конкретизация — с выделением общих свойств уровня, его природы как атрибута и его деятельностной природы, — остаётся для самостоятельной проработки (при возникновении в этом личной заинтересованности студента).
1. Темперамент
Итак, темперамент. Темперамент во взятом контексте будем понимать так:
— как генетически первичный уровень психической организации;
— как видовой опыт базовых отношениях со средой на уровне индивида;
— как инструмент самосохранения и ориентации в самых общих условиях обитания, полезных и/или вредных для его носителя.
Жизненные проявления темперамента иначе можно назвать «темпераментными характеристиками человека». Самые общие из них суть сенситивность (чувствительность) человека, его активность, реактивность, соотношение (баланс) активности и реактивности в различных отношениях со средой.
Вторичные, или производные «темпераментные характеристики человека» суть временные характеристики всех жизненных проявлений (или жизненный темпоритм), пластичность и/или ригидность, экстра-/интровертность, эмоциональная возбудимость.
Сенситивность, или общая чувствительность индивида, раскрывается как его чувствительность по всем модальностям ощущений. Можно говорить об «интеграле» остроты всех его органов чувств. Это значит, что данная характеристика учитывает чувствительность и по каждому анализатору, и общий профиль чувствительности по всем анализаторам, и чувствительность организма в целом.
Активность, в общем случае, — это переход потенциальной энергии в кинетическую. У любого живого существа активность обнаруживается в форме его спонтанных движений, не имеющих очевидных внешних причин и составляющих «ткань» поведения. У человека, в связи с развитием его организма, дифференцируется активность различных органов и подсистем.
[Вопрос: Какая активность человека как индивида Вам известна? Постарайтесь дать ей общее название и перечислите её основные формы. Начните так: «Я знаю, что индивид…» Что делает человек как индивид?].
Реактивность — это активизация организма в ответ на какое-либо внешнее воздействие, или, попросту говоря, это выраженность ответа на него. Индивиды разнятся между собой по тому, насколько сильно они реагируют на одни и те же воздействия.
Соотношение активности и реактивности, или баланс спонтанных и вызванных движений, присущий индивиду, тоже является принципиальной его характеристикой.
Жизненный темпоритминдивида выражается в периодичности, длительности и амплитуде различных его состояний, которые сменяют друг друга. Именно в них конкретизируется то, что обозначают выражением «ритмы жизни». Сюда входят и биоритмы, и их психологическая, субъективная составляющая, обнаруживающая себя в ритмичности душевной жизни. Самый большой цикл задан тремя фазами жизни индивида: детством, зрелостью, старостью. На них накладываются периоды солнечной и лунной активности по отношению к Земле: многолетние, годовые, сезонные, месячные, недельные, суточные циклы, вплоть до периодичности поведенческих актов разной сложности, — вспомним характеристики внимания при мышлении, восприятии, ощущении… В быту хорошо известно разделение людей на «жаворонков» и «сов», — это частный пример учёта выраженности различий между людьми по их темпоритму. Другие циклы менее очевидны, и для их выявления необходимы специальные исследования.
Пластичностьи/или ригидность душевной организации раскрывается как податливость происходящим изменениям в общих условиях жизни, как подстройка к ним или, наоборот, как игнорирование их и попытка сохранить образ жизни вопреки происходящим изменениям. На уровне лабораторных опытов И.П. Павлова с животными (в основном, с собаками) — это лёгкость или трудность выработки условных рефлексов. С одной стороны, «пуганая ворона куста боится», или «обжёгшись на молоке, дуем на воду»; с другой стороны, люди безразличны к поступающей информации и им всё — «как об стенку — горох», а кому-то — даже «хоть кол на голове теши»…То же — у животных.
Экстра-/интровертность в быту часто понимается в дословном переводе на русский язык — как направленность во вне или внутрь, на себя. Однако современное психологическое содержание этих слов — иное. (См. труды В.С. Мерлина). Ибо речь идёт об индивиде, о животном организме, у которого вообще никакой направленности как субъектной устремлённости к чему-либо нет и в помине. Животное вообще ни субъектно, ни субъективно ни к чему не относится; с миром его связывают только объективные отношения, как и человека на уровне индивида.
[Вопрос: Какие объективные отношения связывают человека с действительностью? Постарайтесь дать им общее название и перечислите их. Начните так: «Ч-ка связывают с миром…» Что? Какие объективные отношения?].
Любой организм тождественен со своей жизнедеятельностью. Можно говорить об объективной устремлённости животного организма, которую в павловской лаборатории обозначили как «рефлекс свободы». Животное всегда сопротивляется при физическом ограничении его двигательной активности. Но субъективных отношений у животных нет. А вот душевная жизнь — и как субъективность, и как субъектность, в самом общем значении этих слов, — у животных есть. И она тем сложнее, чем выше животное находится на эволюционной лестнице. И одно из главных жизненных проявлений темперамента животных — это их экстра-/интровертность.
Экстравертность по её психологической природе — это непосредственность текущих впечатлений. Даже повторяющиеся воздействия экстравертом воспринимаются свеж?, как будто в первый раз, или, как это принято говорить про людей, «по-детски»… И наоборот. Интровертность по её психологическому механизму означает опосредствованность текущих впечатлений ранее полученными впечатлениями. Любое воздействие буквально «окружается» ассоциациями и «берётся ими в плен», «тискается», «смакуется», и такое происходит с несчастным «пленником» снова и снова… Каждый, у кого есть собака или кошка, знает о специальных игрушках для домашних животных в виде косточек или мячиков, которые животное мусолит, с большей или меньшей частотой, в зависимости от этой его темпераментной характеристики. У людей — то же. Кому-то достаточно один раз посмотреть фильм, послушать музыку, полюбоваться чем-то, чтобы потом долго-долго смаковать свои впечатления. А кто-то может посмотреть тот же фильм или послушать то же музыкальное произведение два раза подряд или даже больше, а на следующий день ещё и ещё раз, а потом ещё и ещё… Или же постоянно любоваться чем-то, фактически присвоенным. Это — крайние примеры проявления интро- и экстравертности среди людей.
Эмоциональная возбудимость индивида раскрывается в том, насколько он оказывается эмоционально вовлечённым в происходящее. Как говорят в быту, насколько «близко к сердцу» принимает события. Когда хотят подчеркнуть особые аспекты этого жизненного проявления человека, в частности, его выраженность, говорят также о тревожности, или даже о нейротизме. Альтернативой для эмоциональной возбудимости является эмоциональная стабильность, или хладнокровие, в пределе — х?лодность и отчуждённость. Ещё раз подчеркну: речь идёт о проявлениях, корни которых мы находим уже у высших животных.
Все жизненные проявления темперамента обнаруживают его общие свойства, его принадлежность (атрибутивность) организму, его деятельностную природу. Но, по мере развития человека и созревания темперамента, этот уровень души маскируется её высшими уровнями. Поэтому для распознавания темперамента главными критериями признаны его жизненные проявления в раннем детстве и в экстремальных ситуациях.