Психическое взаимодействие это: Взаимодействие — психология – Психология взаимодействия людей «Основы психологии»

Автор: | 19.04.2019

§ 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении

§ 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении

Психологи отмечают, что обыкновенное переутомление людей на работе к концу смены ведет к возникновению психологического феномена малого стресса, к «выгоранию персонала». Состояние «выгорания» характеризуется неадекватностью поведения, повышенной нервозностью, возникновением жестокости в межличностных отношениях.

«Выгоранию» особенно подвержены лица, работающие в социальной сфере, постоянно взаимодействующие с людьми (продавцы, кассиры, учителя, врачи, работники правоохранительных учреждений, государственного аппарата). При этом приглушаются эмоции сочувствия, сопереживания, снижается терпимость.

Возникают неспровоцированные конфликты с клиентами, ироническое к ним отношение, пренебрежительные реакции на их обращения. Вместо исполнения элементарных обязанностей на клиента нередко обрушивается крик и даже ругань. Если же клиент и сам уже «выгорел», дело доходит до крупных скандалов.

В случае длительных неурядиц, систематических неприятностей явление «выгорания» достигает личностно опасных пределов — происходит дезориентация индивида в системе базовых социальных ценностей. Человек остается как бы с «выгоревшим» человеческим нутром. И до совершения страшных злодеяний остается один шаг! Достаточно незначительного повода.

Профилактика преступности должна начинаться с широкой социальной системы предотвращения вышеуказанного «выгорания» человеческих душ. Человечность поведения индивидов зависит от человечной организации жизнедеятельности общества, от учета и оптимизации человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. Обществу необходима специальная социально-психологическая служба профилактики массовых стрессов. Каждый руководитель обязан специально заниматься созданием такого психологического климата в своем учреждении, который предотвращал бы «выгорание» человеческих душ.

Стрессогенная повышенная скученность людей. В условиях скученности человек стремится создать ячейку личного пространства, сохранить определенную личную дистанцию от других людей. В общественных помещениях люди обычно занимают места у стен, окон, в задних рядах.

В длительно перенаселенном пространстве, в условиях тесноты возникают психические напряжения: у мужчин проявляются признаки агрессивности, у женщин — признаки нервозности. Возникает феномен социальной деидентификации. Социальные нормы становятся уязвимыми, возникает эффект «апатии наблюдателя» — индифферентность к страданию отдельных индивидов. (Такое снижение социальной ответственности в условиях диффузной социальной группы называется групповым игнорированием.)

Состояние психического напряжения возникает и в условиях длительной групповой изоляции. В подводном плавании, космических полетах, на полярных станциях, маяках, в различных экспедициях и тюремных камерах часто возникает состояние психической дестабилизации, характеризующееся повышенной нервозностью. В этих условиях происходит деперсонализация личности, возникают аутопсихические нарушения (утрачивается адекватность самоотражения), конфликтность межличностных отношений.

Конфликт — противодействующее состязание сторон с разнонаправленными интересами. Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство в определенных сферах деятельности.

Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психологическому подавлению партнера, его дискредитации и унижению. Обострение конфликта сопровождается увеличением количества проблемных ситуаций.

Различаются антагонистические (непримиримые) и агонистические (примиримые) конфликты. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта переводят его в разряд хронического и даже антагонистического. Поиск же возможного решения конфликтов приводит к взаимоприемлемому их разрешению.

Конфликты могут быть мнимыми (имитированными) и реальными. Участники реальных конфликтов являются носителями акцентуированного сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально акцентуированной форме. Возможное при этом «сужение сознания» подавляет в индивидах чувство здравого смысла, ведет к неадекватной оценке возможных последствий конфликта, а победа над оппонентом часто оказывается пирровой победой.

В межиндивидных конфликтах и в конфликтах между малыми группами происходит противостояние интересов, реализуемое в конфракционном поведении противоборствующих сторон. В конфликтах между большими группами сталкиваются настроения и общественные мнения.

Конфликты могут возникать по горизонтали (внутри социально однородных структур) и по вертикали. Но во всех случаях конфликт порождает отчуждение, противоборство и во многих случаях — вражду и ненависть.

Возникнув в одной сфере отношений, конфликты распространяются и на другие сферы, порождая систему новых противоречий.

Конфликтные ситуаций могут быть реальными и нереальными, возникшими в результате неадекватного отражения взаимодействия между сторонами. Нередко преувеличиваются размеры возникших противоречий, частным противоречиям придается гипертрофированное значение, недооцениваются простые пути их разрешения.

В ряде случаев возникает ситуация мнимого конфликта, когда стороны вступают в противоборство из-за ложных противоречий. Такие конфликты могут быть вызваны неадекватной оценкой намерений другой стороны, неправильной интерпретацией ее действий. Нередко люди не понимают двусмысленности речевых сообщений, вырывают сообщение из его контекста.

Порой к конфликту приводят даже не действия другой стороны, а ее негативный психический потенциал, возможность враждебных действий — возникают конфликты по ошибке. И действительное конфликтное противоборство зарождается уже в ходе ранее возникшего мнимого конфликта. Многие мнимые конфликты возникают у лиц, психически ослабленных или чрезмерно возбудимых, акцентуированных.

Жизнь не может быть бесконфликтной. Всеобщая гармония интересов — удел социалистов-утопистов. Конфликтное противоречие — основа саморазвития индивида и социальных систем. Человек должен не избегать конфликтов, а находить адаптированные выходы из них. Сама сущность рыночных и демократических отношений основана на свободной состязательности личностей и социальных структур.

Важнейшим средством организации цивилизованных отношений людей в обществе является право.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психическое взаимодействие в истории — это… Что такое Психическое взаимодействие в истории?


Психическое взаимодействие в истории

см. Прагматизм и Социология.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Психические болезни
  • Апсида

Смотреть что такое «Психическое взаимодействие в истории» в других словарях:

  • Социология

    — Возникновение С. и главные её направления. Слово С. и самое понятие, им обозначаемое, т. е. понятие положительной науки о законах, управляющих общественными явлениями, обязаны своим происхождением родоначальнику позитивизма Огюсту Конту (см.). В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • ДИЛЬТЕЙ — (Dilthey) Вильгельм (1833 1911) нем. философ, историк культуры, представитель философии жизни, основоположник «понимающей психологии», один из основателей исторической герменевтики. С 1867 по 1908 проф. ун тов в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине.… …   Философская энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… …   Философская энциклопедия

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

  • Кант — (Immanuel Kant, первонач. Cant) основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДУША — (греч. psyhe, лат. anima) одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому… …   Философская энциклопедия


§ 3. Условия возможности правильного психического взаимодействия

Определив абстрактно социальное явление и указав на его две сторо­ны, теперь перейдем к более конкретному изучению его. Как выше было указано, эмпирически психическое взаимодействие может быть дано лишь там, где центрами взаимодействия служат люди и высшие живот­ные. Оставляя в стороне последних, сосредоточим наше внимание на более детальном изучении взаимодействия людей и тех «единств», кото­рые получаются при наличности такого взаимодействия.

Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодейст­вии друг с другом, составляет социальную группу или социальный агрегат. Где дано это взаимодействие между двумя или большим числом индивидов — там дана и социальная группа как некоторое надындивиду­альное единство; где нет его — там нет и социальной группы. В послед­нем случае взаимодействующие «человекоподобные» индивиды (иначе их трудно назвать — раз они беспсихичны) ничем бы не отличались от взаимодействующих в стакане амеб, парамеций и бактерий или от взаимодействия двух или большего числа марионеток, имеющих форму людей и мало чем отличающихся вообще от всяких физических масс.

В чем же состоит это психическое взаимодействие? Каково содержа­ние тех взаимных акций и реакций, которыми обмениваются индивиды друг с другом? Иначе говоря, что служит предметом обмена между ними? Ответ на это кратко дан был уже выше. С психологической точки зрения («внутренней») это взаимодействие сводится к обмену различ­ными представлениями, восприятиями, чувствами, хотениями и вообще всем тем, что известно под именем психических переживаний.

Но точно так же выше было указано, что индивид с индивидом не могут обмениваться непосредственно и прямо психическими пе­реживаниями. Каждый из них представляет как бы абсолютно за­мкнутую психическую машину, из которой психика может быть со­общена другой машине не непосредственно, а только через те или иные проводники, подобно электричеству, передающемуся или путем проволок, или путем воздуха — проводника. Как для восприятия электрической энергии, передаваемой, например, путем беспроволоч­ного телеграфа, должны быть на другой станции те или иные воспринимающие аппараты, так и у индивида, которому передается то или иное психическое переживание, точно так же должны быть специ­альные воспринимающие аппараты.

Такими аппаратами и являются так называемые органы чувств: органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и т. п. Для того чтобы узнать переживания и мысли другого, мы должны или непосредственно его видеть (например, «печальное выражение лица'», «радостную улыбку», «веселый взгляд», «сумрачный вид» и т. д.) либо видеть, например, его письма и другие предметы, на которых «запечатлелись» его переживания, либо слышать, например, ряд его слов, посредством которых он описывает нам те или иные чувства, мысли, слышать его «стон», его «смех» (злорадный, беззаботный и т. д.), либо воспринимать «легкое и дружеское пожатие руки», «горячие поцелуи» и т. д. и т. д.

Если бы у какого-нибудь индивида не было подобных воспринима­ющих аппаратов, например, ни глаз, ни слуха, ни обоняния, ни осязания

— то этим самым исключена была бы возможность всякого психичес­кого общения с ним. Он был бы похож в этом случае на те «мертвые» статуи, которые «вечно молчат и хранят свою тайну».

Что же касается «проводников», посредством которых эти пережи­вания передаются от одного другим и обратно, то такими «провод­никами» являются всегда те или иные категории непсихических пред­метов, данных нам то в виде звука, то света, то цвета, то ряда движений, то тех или иных «вещей»! Каждое психическое переживание, прежде чем передаться другому, должно пройти через три стадии: а) сначала оно является чистой психикой, б) затем превращается в непси­хическую форму в символ, в «раздражитель» и, наконец, в) снова получает психическое бытие в воспринявшем субъекте. К примеру, мне сейчас грустно; пока я молчу, пока у меня нет «грустного вида», печального выражения глаз, нет никаких вздохов и т. п. — мое душевное состояние неизвестно никому (при условии исключения предшествующих символов, дающих основание предполагать то или иное душевное состояние). Я говорю: «мне грустно», или пишу: «мне грустно», или сажусь за рояль и беру ряд минорных аккордов, или же придаю (намеренно или непроизвольно — здесь пока безразлично) моим движениям, фигуре и лицу «печальный вид» — и этими способами символизирую и «овеществляю» свое состояние. Символы моей грусти воспринимаются другими и снова принимают психическое бытие в их сознании.

Из этого примера виден механизм психического общения и основные стадии перехода психики от одного индивида к другому.

Отсюда же следуетлто для возможности психического взаимодейст­вия помимо других условий — наличности сознания или психики у субъ­ектов взаимодействия, наличности воспринимающих аппаратов и т. д.

— необходимо еще одно дополнительное условие, а именно наличность более или менее одинакового проявления (символизирования) одних и тех же переживаний взаимодействующими субъектами, что, в свою очередь, дает возможность правильного толкования этих символов каждому из них.

Если этого условия нет — то нет и правильного психического взаимодействия, а раз нет последнего — нет и подлинной социальной группы.

Остановимся подробнее на сказанном. Почему необходимо, чтобы взаимодействующие субъекты одинаковым образом выражали одни и те же психические переживания? Потому, что психика, прежде чем перейти к другому, «овеществляется», символизируется и только в виде этого символа дана другим членам общения. Простейшими примерами невоз­можности взаимодействия служат факты, когда два иностранца, напри­мер русский и англичанин, «разговаривают» между собой, не зная языка своего собеседника. Каждому известно, что из этого разговора ничего не получается: один говорит «про попадью, а другой про попа». Спрашива­ется, почему же они «не понимают друг друга»? Ответ ясен — потому что звуковые символы того и другого не тождественны. Оба собеседника могут быть знаменитыми учеными, могут иметь прекрасный слух, пре­красное зрение и т. д., но тем не менее ни тот ни другой не поймут друг друга. Если они кое-что и поймут, то скорее из движений, из мимики, из характера восклицаний, а не из слов. Стоит, однако, только допустить, что способы символизации и в остальных областях символики (световой, двигательно-мимической, «вещественной») различны — и тем самым мы принуждены будем думать, что психическое взаимодействие между на­шими собеседниками будет совершенно исключено. Прекрасный художе­ственный образец такого непонимания, вызванного на почве неодинако­вой мимической символизации во взаимодействующих субъектах, дан Гюго в его романе «Человек, который смеется».

Вероятно, всякий помнит знаменитую сцену из этого романа, в кото­рой «вечно смеющийся» человек сыплет громы и проклятия, преиспол­нен глубокого негодования, а остальные не только не думают, что он и в самом деле негодует, но, напротив, думают, что он смеется и говорит все эти бичующие слова лишь «шутки ради». Недоразумение это, как известно, вызвано было исключительно тем, что у человека во время его речи было «смеющееся» лицо1

То же самое может быть сказано и о любой форме символизации… Если бы кто-нибудь «беззаботно смеялся» и «весело улыбался» тогда, когда ему тоскливо и грустно, плакал бы тогда, когда ему весело, плясал бы тогда, когда он в отчаянии, с сжатыми кулаками, со стиснутыми зубами бил бы кого-нибудь в знак того, что он его любит и ласкает, — то, очевидно, мы никогда не могли бы правильно понять сто. Благо­даря сказанному понятно, что «чужая душа потемки» и что разгадать подлинные ее переживания не так легко, а внешние символы всегда можно толковать различно, что мы и видим, например, в судебных прениях сторон. Здесь сплошь и рядом защитник и обвинитель, исходя из одних и тех же символов (поступков обвиняемого), рисуют совершен­но противоположные картины психических переживаний подсудимого. Прекрасный пример сказанному дают «Братья Карамазовы» в той главе, где одни и те же поступки Мити Карамазова совершенно различ­но истолковываются прокурором и защитником.

После сказанного нетрудно согласиться с тем, что если бы у ин­дивидов, постоянно соприкасающихся друг с другом и обладающих даже высокой психической жизнью, формы ее символизации и объект­ивации были совершенно различны, то «правильного» психического общения между ними быть не могло бы. Каждый из них был бы для других каким-то живым непонятным существом, двигающимся, дейст­вующим, шумящим, но… и только… Такая совокупность индивидов была бы лишь совокупностью разнородных «чудесных» существ, связан­ных между собой не больше, чем связаны те куклы, которые проделыва­ют ряд движений на подмостках уличного балагана или за стеклом

1 Вторым примером может служить сцена «Смейся, паяц» из оперы «Паяцы» Леонкавалло.

особых аппаратов, часто имеющихся на вокзалах. Таким образом, одним из необходимых условий для возможности правильного психического взаимодействия является наличность одинакового проявления одинако­вых психических переживаний различными членами группы; где этой тождественности нет, хотя бы и были налицо высокая психика и «восп­ринимающие аппараты», — нет и психического взаимодействия, и тем самым и социальной группы как некоторого надындивидуального единства.

Исходя из сказанного, мы можем представить себе образно психическое взаимодействие, данное в социальной группе, в таких чертах. Прежде всего, нам здесь дан ряд индивидов, находящихся друг с другом в психическом общении… Между этими индивидами непрерывно возникают и исчезают различные психические течения. Каждое из этих течений в продолжение своего перехода от индивида к другим успевает символизироваться, затем как символ или раздражитель воздействует на воспринимающие аппараты других, доходит до их психики и там снова переходит из символического бытия в бытие психическое, которое в свою очередь проявляется вовне в тех или иных символах; эти символы снова воздействуют на других, снова претворяются в психическую форму и т. д. Таким образом, психическое взаимодействие конкретно представляется как бы бесконечным числом нитей, ежеминутно возникающих и исчезающих между членами общения, как бы множеством электрических искр, непрерывно перебегающих от одного к другим и обратно…

Для того чтобы возможно было это общение, необходимо, чтобы формы проявления символики были однообразны. Без этого условия искра, идущая от одного, или не будет воспринята другими, или же будет воспринята неправильно.

Теперь сделаем краткое резюме всему сказанному в этой главе:

1) Социальное явление дано там, где дано психическое взаимодейст­вие между теми или иными центрами.

  1. Таковыми центрами являются люди и высшие животные, об­ладающие развитой нервной системой.

  2. Каждое психическое взаимодействие имеет две стороны: одну внутреннюю — чисто психическую; другую — внешнюю — символичес­кую; первая для нас непосредственно не дана, а дана всегда лишь в виде символов.

  3. Каждый из бесчисленных психических процессов, возникающих между двумя или большим числом членов общения, при своем переходе от одного субъекта к другим необходимо должен пройти через этап «овеществления» или символизирования.

  4. Ввиду этого для возможности правильного психического общения — и тем самым взаимодействия внутри социальной группы — помимо других условий необходимо еще одинаковое понимание самих символов, объективирующих душевные состояния. Где этой тождественности со­ всем нет — нет там, по существу, и социальной группы. Где степень ее очень низка — там низки и слабы и психические связи, скрепляющие одних членов с другими.

Таким образом, уже краткое рассмотрение самого процесса психи­ческого взаимодействия приводит нас к мысли, что вне организации нет и не может быть социальной группы, так как именно одинаковое пони­мание символов и является одним из элементов этой организации — ор­ганизации психической.

психофизическое взаимодействие — это… Что такое психофизическое взаимодействие?


психофизическое взаимодействие
— идеалистический подход к психофизической проблеме, согласно к-рому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга. Дуализм этой концепции (восходящей к Р. Декарту) несовместим с научным объяснением психической регуляции поведения человека как целостного существа.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

  • психофизический параллелизм
  • Пуркине Ян

Смотреть что такое «психофизическое взаимодействие» в других словарях:

  • ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — см. Психофизическая проблема …   Большой Энциклопедический словарь

  • психофизическое взаимодействие — см. Психофизическая проблема. * * * ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, см. Психофизическая проблема (см. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА) …   Энциклопедический словарь

  • ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — один из способов решения психофизической проблемы, согласно к рому психическое и физическое постоянно влияют друг на друга; в рамках концепции П. в. психическое и физическое рассматриваются, как правило, дуалистически. Философская Энциклопедия. В …   Философская энциклопедия

  • Психофизическое взаимодействие —         см. Психофизическая проблема …   Большая советская энциклопедия

  • ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — см. Психофизическая проблема …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • взаимодействие психофизическое — с позиций материализма идеалистический подход к проблеме психофизической, согласно коему сознание и его нервный (телесный) субстрат два взаимно влияющих самостоятельных начала. Дуализм этой концепции, восходящей к Р. Декарту» несовместим с… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психофизическая проблема — в широком смысле  вопрос об отношении психических явлений к физическим, в узком  о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На базе механистической философии XVII в. возникли 2 варианта решения:… …   Энциклопедический словарь

  • ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА — в широком смысле вопрос об отношении психических явлений к физическим, в узком о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На базе механистической философии 17 в. возникли два варианта решения:… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Психофизическая проблема —         в широком смысле вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (См. Психика) (душевных проявлений) от… …   Большая советская энциклопедия

  • философия сознания глазами ученых —         ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ концепции физиков, математиков, нейробиологов, посвященные объяснению феномена сознания. Еще сравнительно недавно мало кто из них интересовался проблемой сознания (исключениями являются У. Пенфильд, Р.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


психосоматические взаимодействия — это… Что такое психосоматические взаимодействия?


психосоматические взаимодействия

явления воздействия психического, личностных компонентов человека на его внутреннюю, физиологическую среду организма. П.в. лежат в основе самовнушения, их эффект используется при аутогенной тренировке, в психотерапии. По оценкам представителей психосоматической медицины, около 50% всех органических заболеваний в индустриально развитых странах имеют психогенный характер.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Психосоматическая медицина
  • ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Смотреть что такое «психосоматические взаимодействия» в других словарях:

  • Психосоматические заболевания — (от греч. ψυχή  душа и греч. σομα  тело)  группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом… …   Википедия

  • Психосоматические болезни — (psychosomatic illnesses) болезни, возникающие в результате взаимодействия как физических, так и психологических причин. ДСМ IV характеризует эти болезни как физические факторы, влияющие на медицинское состояние. Их еще называют… …   Общая психология: глоссарий

  • Психофизиологические (психосоматические) расстройства — По классификации ИЗМІѴ расстройства, возникающие в результате сочетания физических и психологических факторов. Наиболее известными психосоматическими расстройствами являются язва желудка, мигрень и коронарная недостаточность. Язва желудка,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психосоматозы в семье — Следует знать, что если у одного из членов семьи появляются психосоматические симптомы, то структурная организация семьи тяготеет к чрезмерной концентрации на воспитательных ролях. Иногда создается впечатление, что семья лучше функционирует, если …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ —         Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Депрессия — Термин депрессия может относиться к эмоции или к диагнозу. По отношению к эмоции термин означает подавленное настроение, уныние. Когда говорится о диагнозе, то имеется в виду синдром, в котором депрессия является одним из симптомов. В психиатрии… …   Справочник по болезням

  • КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ —         В самом общем плане можно говорить о двух клинических предпосылках широкого и эффективного применения психотерапии. Во первых, это прямое использование ее лечебного действия при большом круге заболеваний, в этиопатогенезе которых… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ПСИХОТЕРАПИЯ В ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ —         Среди достижений современной медицины трансплантология обеспечила себе прочное место в повседневной практике (Коркина М. В., Цивилько М. А., 1980; Laurinaitis E., 1983; Rose H. K., 1999). В связи со стационированием по витальным… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • контакты межэтнические — формы межэтнического взаимодействия, в ходе которого представители конкретных народов влияют друг на друга, обмениваются различной информацией и культурными ценностями. Основной современной тенденцией К.м. является их расширение и интенсификация …   Этнопсихологический словарь

  • КОНТАКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ — формы межэтнического взаимодействия, в ходе которого представители конкретных народов влияют друг на друга, обмениваются различной информацией и культурными ценностями. Основной современной тенденцией К.м. является их расширение и интенсификация …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


2. Виды психических явлений и их взаимосвязь

3) психическое – это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличающиеся субъективным компонентом – наличием внутренних образов и их переживанием.

Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.

Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервнофизиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.

Будучи идеальной, психика обнаруживает себя в особой группе явлений, называемых психическими, которые представляют собой основные формы существования психического. В современной психологической литературе выде-

ляют четыре основные вида психических явлений (или четыре основные формы существования психического), это: психические процессы, психиче-

ские состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы – это основной способ существования психического. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четное начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные (обеспечение предметности деятельности), эмоциональные (обеспечение субъективности деятельности) и волевые (обеспечение активности деятельности) процессы.

Психические процессы – это элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны, их продолжительность от долей секунд до десятков минут. Это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.

Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественноколичественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические свойства выступают в виде системных качеств человека,

22

они формируются и проявляют себя в деятельности. Синтез свойств психики

приводит к формированию обобщенных макрохарактеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Каж-

дая из этих макрохарактеристик, взаимодействуя с другими, отражает включенность человека в приоритетные сферы жизнедеятельности, в которой целенаправленная активность обеспечивает получение вполне определенных результатов. В макрохарактеристике «индивид» отражена вся совокупная психофизиологическая основа человека, «личность» выражает его социализацию, иначе говоря, освоение социального опыта. Деятельностная активность человека представлена в макрохарактеристике «субъект деятельности». И, наконец, на неповторимую самобытность человека как целостного феномена указывает интегративная макрохарактеристика «индивидуальность».

Все эти макрохарактеристики человека образуют его целостный психологический портрет, качественные признаки которого возникают, формируются, развиваются и появляются во взаимодействии с другими людьми, предметным миром, собственным «Я». К психическим свойствам человека относятся: направленности («Что хочет человек?»), способности («Что может человек?»), темперамент и характер («Как проявляется человек?»).

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относятся знания, умения, навыки, а также различные психологические качества (ситуативные мотивы, жизненные позиции и т.п.).

Все психические у человека явления связаны друг с другом и влияют друг на друга, так как они представляют собой различные стороны (аспекты) функционирования единой целостной системы – сознание человека.

Психические явления – это постоянные регуляторы деятельности и поведения, возникающие в ответ на воздействия (раздражители), которые имеют место сейчас (ощущения, восприятия) или когда-то были в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие деятельность (чувства, воля), обнаруживающие различия в поведении людей (темперамент, характер, способности, знания, умения).

Все названные психические явления в реальном процессе психического отражения конкретного субъекта тесно взаимосвязаны, могут влиять друг на друга и переходить одно в другое. Схема взаимосвязей психических явлений приведена на рис. 2.5.

23

Основные виды психических явлений (формы проявления психики человека)

 

 

Психические

 

Психические

 

 

процессы

 

состояния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познаватель-

 

 

устойчивый

 

ные

 

 

интерес

 

 

 

 

 

 

 

 

ощущение

 

 

творческий

 

 

 

 

 

подъем

 

 

 

 

 

 

 

восприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апатия

 

 

 

 

 

 

 

память

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

депрессия

 

 

 

 

 

 

 

мышление

 

 

и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

представле-

 

 

 

 

 

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воображе-

 

 

 

 

 

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эмоционально-волевые

чувства воля

Психические

свойства

направлен- ность личности

темпера-

мент

характер

способно-

сти

Психические

образования

знания

умения навыки и др.

Рис. 2.5 Основные виды психических явлений.

24

3. Сознание человека

Сознание – высший уровень развития психики, это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание человека обеспечивает:

а) знание об окружающем мире через познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание;

б) различение субъекта и объекта (выделение «Я» и «НЕ-Я») – самосозна-

ние;

в) осуществление целеполагающей деятельности; г) появление определенных отношений (чувств, эмоциональных отноше-

ний).

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.

Сознание – это высшая интегрирующая форма психики, результат общест- венно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. Можно сказать, что сознание человека рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.

Основными функциями сознания являются следующие:

•отражательная, позволяющая адекватно отражать окружающий мир, условия жизни и деятельности человека;

•регулятивно-оценочная, обеспечивающая регулирование и оценку результатов деятельности;

•рефлексивная, позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е. осознавать свои внутренние психические акты и состояния;

•порождающая (творчески-креативная), дающая возможность созда-

вать новое, оригинальное.

Сознание человека имеет следующие особенности:

•категоричность – отражение мира через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;

•отражение существенных взаимосвязей, наиболее значимых в данной ситуации;

•осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

•обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;

25

• сознание – концептуальная модель собственной личности и по-

строения взаимодействий с действительностью на этой основе. Структура сознания показана на рис.2.6

Структура сознания

 

Психологическая

 

 

Функционально-психологическая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совокупность знаний

 

 

ощущения,

 

чувственная

 

 

об окружающем мире

 

 

восприятия

 

картина мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

память

 

образ прошлого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мышление

 

интеллектуаль-

 

 

 

 

 

 

ные продукты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воображе-

 

образные моде-

 

 

 

 

 

ние

 

ли будущего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познание

 

 

 

Различение объекта и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

субъекта психическо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го отражения

 

 

самопознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мышление

 

 

 

Обеспечение целепо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лагающей деятельно-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

 

 

воля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эмоции

 

 

 

Отношение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чувства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Язык – условие существования и развития

Рис. 2.6 Структура сознания (по А.В. Петровскому)

26

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *