Психофизиология развития: Психофизиология — Википедия – методы, основы, задачи, предмет, направления (памяти, возрастная, эмоций, восприятия)

Автор: | 27.04.2019

Содержание

методы, основы, задачи, предмет, направления (памяти, возрастная, эмоций, восприятия)

Психофизиология – это наука о взаимосвязи физиологии человека и его психических процессов.

Название “психофизиология” состоит из трех корней, в переводе с греческого которые обозначают “душа”, “происхождение от природы” и “наука”.

Фактически, психофизиология это наука о психических процессах, имеющих физиологические основы. Это раздел психологии с узкой специализацией. Она изучает взаимосвязь реакций организма с органическим субстратом тела.

Психофизиология

История психофизиологии

Зародилась психофизиология в XIX веке. Предпосылкой ее создания стала потребность в представлении об организме, как о едином целом. Ученым, для понимания человеческих проявлений, стало недостаточно отдельных знаний из психологии или физиологии. Требовалось объединить процессы, изучаемые обеими науками. Тогда, становилось понятно, на чем основывается психика. Появилась возможность строить предположения о природе психического.

Первопроходцем и признанным основоположником психофизиологии стал Александр Романович Лурия. Обладая знаниями из психологии и неврологии, он задумался о том, что процессы мозга могут пересекаться с психологической деятельностью.

После открытий, сделанных Лурией, произошел прорыв в психологическом знании. Раньше считалось, что мозг и психика не имеют ничего общего. Выводы, сделанные ученым, позволили утверждать, что психика тесно взаимосвязана с мозгом. Они неизменно дополняют друг друга.

Иван Михайлович Сеченов в рамках психофизиологии разработал естественно-научный метод изучения психического. Его принципы основываются на природном происхождении человека.

  • Психика вырабатывается в центральной нервной системе и зависит от законов природы.
  • Психику возможно изучить и понять, если прослеживать ее развитие в исторической хронологии. При этом, важно понимание психики даже простейших живых организмов.

Иван Петрович Павлов в рамках физиологии сделал открытие рефлекторной дуги. Внешние стимулы поступают в головной мозг от рецепторов по чувствительным нейронам, где обрабатываются. После чего, к мышцам по двигательным нейронам проходит ответный сигнал, вызывающий реакцию. Это открытие дало понимание, как психика взаимодействует с внешним миром.

Вячеслав Борисович Швырков на базе психофизиологии создал системную психофизиологию. В рамках этого направления науки стало возможным объяснение сложных процессов более простыми процессами психики. Весь механизм состоит из простейших процессов, которые образовывают системы, функционирующие в организме.

Предмет психофизиологии

Психофизиология рассматривает человека, как многогранную систему. Она содержит несколько компонентов:

  • физическое тело;
  • психику;
  • духовные помыслы.

Александр Романович Лурия считал, что на уровне всех трех компонентов человек проявляет себя особым образом. Отсюда, предметом науки он выделил поведение живых организмов. При этом оно оказывается независимой переменной. Зависимой переменной, на которую влияет независимая, становятся физиологические процессы.

Если подходить к предмету психофизиологии масштабно, то его можно определить, как поведение и психику живых организмов, основанных на физиологических закономерностях.

Направления психофизиологии

Психофизиология изучает взаимосвязь и соотношение процессов психики с органическим субстратом. А также, оценивается влияние биологического воздействия на психику.

Для психофизиологии главными аспектами изучения являются:

  • мышление и речь;
  • эмоциональные проявления;
  • двигательная активность;
  • процессы памяти и научения;
  • произвольные действия;
  • сон;
  • состояние стресса;
  • функциональные состояния.

В современном мире из психофизиологии выделяют отдельные научные области.

  • Нейропсихология изучает мозговые структуры и их взаимодействие с психикой.
  • Нейрофизиология изучает нервную систему с учетом функционального аспекта.
  • Психодиагностика является инструментальной областью психологии. Она работает с индивидуальными особенностями личности. В рамках психодиагностики применяются опросники, позволяющие исследовать психику человека.
  • Целью психогенетики являются наследственность и изменчивость психофизиологических свойств.
  • Психофизика изучает спектр ощущений, связанных с физическими процессами, которые можно измерить.
  • Психосоматика занимается телесными болезнями, связанными с воздействием психических факторов.
  • Клиническая психология близка к психиатрии. Она изучает сочетание психических проявлений и болезней. Методы клинической психологии позволяют проводить реабилитационные мероприятия с пациентами, страдающими расстройствами психики.
  • Возрастная психология изучает изменениями психики с точки зрения закономерного развития человека. Эта область науки оценивает развитие в процессе онтогенеза (периода жизни организма), но опирается на знания о филогенетическом развитии (период эволюционного развития) вида.
  • Патопсихология сравнивает психические показатели при психических заболеваниях с нормой. Является составляющей клинической психологии.

Значение психофизиологии

В современном мире психофизиология стала важным компонентом для других наук.

С учетом основ психофизиологии, ученые пытаются оснастить персональные компьютеры устройствами, считывающими состояние пользователя. Такие возможности позволят сделать безопасный для здоровья интерфейс.

В отраслях кибернетики и робототехники ведутся эксперименты по созданию искусственного разума. Такие смелые попытки однажды могут дать хорошие результаты. Мир станет более автоматизированным и производительным.

Для медицины разрабатываются протезы, которые смогут полностью реагировать на сигналы мозга владельца. Это позволит улучшить жизнь пациентов и сделать ее более комфортной.

Психофизиология: история возникновения, задачи, содержание

В течение недели сразу у нескольких коллег и клиентов обнаружился интерес к вопросам относительно теории психофизиологии. Предлагаю вашему вниманию обзорный текст об истории возникновения, задачах и содержании данной научной отрасли.

Исследователей уже давно интересовал вопрос о том, как происходящие внутри нас физиологические процессы влияют на наше мышление, психическое развитие, память, интуицию. Например, каким образом мозг заставляет писателя взять ручку, ощутить вдохновение и создать глубокое по красоте языка и содержанию произведение? Как процессы, происходящие в нашей голове, заставляют нас испытывать те или иные чувства, а также связывают нас с культурой, религией, политикой, искусством? Иными словами, ученые стремились понять, каково соотношение психического и физического в человеке. Соединив физиологию и психологию, они создали психофизиологию — новое направление в мировой науке.

Термин «психофизиология» появился в начале XIX века благодаря французскому философу Н. Массиасу, который использовал термин для обозначения исследований психики, опирающихся на точные объективные физиологические методы. Похожее определение — «физиологическая психология» — использовал в своих работах основоположник психологии Вильгельм Вундт. Однако наш выдающийся соотечественник Александр Романович Лурия в опубликованных в 70-е годы прошлого века работах развел эти два понятия, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного.

Психофизиология – это наука, использующая психологическую и физиологическую информацию, областью изучения которой являются физиологические параметры человеческого поведения.

Задачами психофизиологии являются:

  • Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма;
  • Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом;
  • Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения;
  • Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях;
  • Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека;
  • Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики;
  • Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов;
  • Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента (особенно актуальное на сегодняшний день направление в работе детского психолога).

К методам психофизиологии относятся: наблюдение, тесты, моделирование, эксперимент и электрофизиологические методы (ЭРГ — графическое выражение биоэлектрической активности, возникающей в ответ на световую стимуляцию сетчатки; ЭОГ – электроокулография и ЗВП — зрительные вызванные потенциалы).

Психофизиология делится на несколько основных ветвей, каждая из которых конкретизирует и изучает какое-либо направление психической деятельности человека на основе физиологических законов. Назовем их:

1) Когнитивная психофизиология — направление, изучающее физиологические законы познавательной деятельности. Здесь информационный подход позволяет исследователю рассматривать и изучать процессы мозга и психическую деятельность не отдельно, а в определенной взаимосвязи – в системе.

2) Возрастная психофизиология — изучение изменения физиологических параметров психологии человека в процессе его взросления.

3) Сравнительная психофизиология — наука, выявляющая и устанавливающая различия в архитектуре и функционировании человеческого мозга, а также различия поведения разных видов животных и человека.

4) Дифференциальная психофизиология — область психофизиологии, изучающая естественнонаучные причины индивидуальных различий психики человека. Здесь используются 2 главных метода: сравнение физиологических и психологических показателей и наблюдение изменений физиологических процессов непосредственно во время протекания какой-либо психической деятельности.

5) Психофизиология профессиональной деятельности – направление, изучающее психофизиологические свойства человека в процессе конкретной деятельности, которые оказывают свое влияние на качество работы.

Также стоит отметить, что наука психофизиология находится в тесной связи с другой наукой – нейропсихологией, изучающей мозговую организацию психологической деятельности. Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми британскими исследователями (в частности — школой электрофизиологов во главе с А. Эдрианом, которая внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ).

Достижения психофизиологии широко используются в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, клинической психологии, психофизиологии труда, спорта и других отраслях науки. Сегодня исследователи продолжают делать новые открытия, которые помогают нам лучше понимать себя и процессы, происходящие внутри нас. Благодаря этим знаниям человек может творить себя и свою жизнь в соответствии со своими желаниями, быть здоровым и счастливым.

История психофизиологии

Фото: Baburov, Википедия

Основу для психофизиологии заложили работы и открытия 17-18 веков в физиологии, такие как:

  • Теория рефлексов, (Рене Декарт, 17 век)
  • Открытие био-электричества, способности организмов генерировать электрические потенциалы (Луиджи Гальвани, 1791)
  • Методы измерения кровяного давления (Н.С. Коротков, 1905)

Основой современной психофизиологии являются открытия и технологии в нейрофизиологии:

  • Открытие нейронов, которые запоминают, хранят и отдают информацию в виде электрических и химических импульсов

Структура нейрона

  • Механизмы кодирования информации в нервной системе
  • открытие синапса — передаёт импульс от нейрона к нейрону, при этом может регулировать силу и скорость импульса (1897, Чарльз Шеррингтон)

 Синапс

  • Технология Биологической Обратной Связи (БОС)

Термин «психофизиология» используется с начала 19-го века, его придумал французский философ Н.Массиас, хотя связь психики и физиологии была известна с древнейших времён.

В 1874 В. Вудт публикует «Основания физиологической психологии», что даёт мощный толчок к развитию науки. В 1879 создаёт первую «лабораторию экспериментальной психологии», которая в последствии станет институтом.

В 1891, Гуго Мюнстерберг создал серию психофизиологических тестов, для оценки пригодности кандидатов к различным профессиям. Им же введён термин «личностный фактор», означавший связь психофизических характеристик человека, и вероятностью аварий при управлении механизмами, и т.п.

В 1894, сотрудник Вудта, Джеймс Кеттелл переезжает работать в работать в Пенсильванский университет, где организует аналогичную лабораторию, и создаёт более 50 психофизиологических тестов («умственные тесты»), которые применялись для изучения внимания, памяти, психомоторики. В 1884 психиатр В.М. Бехтерев обучается у Вудта, а позже организует в Петербурге «Общество Психоневрологов», а в 1908 «Психоневрологический Институт».

В 1884 психолог П.Ф. Лесгафт опубликовал монографию: «Семейное воспитание ребенка и его значение»; им были описаны 6 «школьных типов», их характерные черты, и причины (биологического и социального плана) их порождающие.

В 1904, в Франции, психологи Альфред Бине и Теодор Симон разработали серию тестов, определяющих уровень умственного развития детей. Его стали применять для отсева «умственно» отсталых из общеобразовательных учреждений, и переводили учиться в спец. школы. Ими же было введено понятие «умственный возраст», которое в последствии стало называться Коэффициентом Интеллекта, IQ. Средний уровень IQ был принят за 100, от 70 до 120 — диапазон нормы, 120-150 — одарённые. У Эйнштейна — 200. Однако сейчас, методика признаётся не всеми учёными.

Благодаря С. Холлу, система тестирования детей распространилась в США, где работало 27 лабораторий по изучению способностей детей.

Чарльз Мюррей, из монографии «Колоколообразная кривая»:

  • дети с низким IQ становятся бедными в 15 раз чаще, чем умники, потому что они чаще бросают школу, недоучившись;
  • также среди лиц с низким IQ значительно больше тех, кто не может и не хочет найти работу;
  • средний IQ у лиц, нарушивших закон, как правило, ниже среднего 1 уровня (80 баллов), а у преступников-рецидивистов он еще ниже;
  • женщины с высоким интеллектом детей рожают меньше и позже, чем женщины с низким IQ.

В 1917, в США, под руководством психолога Роберта Йеркса, начато тестирование новобранцев, для определения пригодности службы в разных родах войск; самых способных отправляли в офицерские училища. Всего тестирование прошло около 2 млн. человек.

Ключевые фигуры и открытия:

  • физиолог И.П. Павлов (1849-1936): «высшая нервная деятельность базируется на двух основных механизмах — механизме условного рефлекса и механизме анализатора.»
  • советский психофизиолог Н.А.Бернштейн (1896-1966) — принцип саморегуляции физиологических функций — «На начальных этапах освоения сознание перегружено контролем хода действия, движения неуклюжи. По мере выработки навыка большая часть коррекций переадресовывается в низовые уровни, сознание разгружается, движения становятся более ловкими, осуществляются как бы автоматически. В процессе многократного повторения движений происходит их постепенная автоматизация.» 
  • А. Р. Лурия (1902-1977), советский психолог, основатель направления «нейропсихология» — использование в психофизиологии нейрофизиологических, электрофизиологических, нейроморфологических, биофизических, биохимических методов, а также наблюдение за психическими и соматическими больными
  • Л.С. Выготский, проблема соотношения психологических и физиологических систем
  • П. К. Анохин (1898-1974) — советский физиолог, создатель теории функциональных систем; «Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение.» 
  • теория нервных сетей, У. Мак Каллах и У. Питс. Работа «Что говорит глаз мозгу лягушки» (1959). Там же введено понятие «групп нейронов-детекторов»: движущего угла, контраста, границы и др.
  • Д. Хьюбел и Т. Визель, в 1960-х сформулировали модульный принцип организации нейронов коры больших полушарий, показав существование «колонок» — объединения нейронов в группы со сходными функциональными свойствами
  • Ю. Конорский, концепция гностических единиц — объединений нейронов, кодирующих целостные образы. Например, при взгляде на яблоко, активизируется небольшое количество нейронов, отвечающих за форму яблока, его запах, цвет, и т.п. В нижневисочной коре найдены нейроны, избирательно отвечающие на появление лица конкретного человека, на положения руки (жесты), на различные предметы.
  • А.С. Батуев обнаружил в теменной и лобной коре мозга особый класс — «нейроны цели». Например, если вы голодны, и видите яблоко — они активируются. Если вы не голодны, и видите яблоко — нет.
  • В.Б. Швырковым выделена группа нейронов поискового поведения, которые становятся активными только во время ориентировочно-исследовательского поведения
  • Нейроны новизны, активирующиеся при действии новых стимулов и снижающие свою активность по мере привыкания к ним, обнаружены в гиппокампе, неспецифическом таламусе, ретикулярной формации среднего мозга и других структурах.
  • В гиппокампе найдены также нейроны тождества, опознающие знакомые (многократно повторяющиеся) стимулы.

 

Что такое Психофизиология? Психофизиология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Все живые существа, включая самого человека, являются сложными организмами. Мы рассматриваем себя, как правило, либо с точки зрения физического тела, либо с точки зрения психики. Однако учёные обнаружили, что существует определённая связь физиологии и психического состояния человека. Их интересовало то, как происходящие внутри нас физиологические процессы влияют на наше мышление, психическое развитие, память, интуицию. Как мозг весом примерно 1,5 кг даёт вдохновение художнику, поднимает его руку и помогает создать шедевр? Каким образом процессы, происходящие в нём, заставляют нас испытывать те или иные чувства, связывают с культурой, религией, политикой, искусством и т.д. Их интересовало соотношение психического и физического в человеке. Соединив физиологию и психологию, они создали новое направление в науке — психофизиология. Данный термин в 19 веке предложил использовать известный французский философ Н. Массиас.

В результате своих исследований учёные установили, что мозг — механизм, состоящий из отдельных частей, деятельность которого сопряжена с психической деятельностью. Они доказали, что воздействуя на мозг, можно уничтожить даже дух (сознание человека), «стереть личность», превратив его в зомби, вживив в мозг электроды, введя наркотические вещества или прооперировав мозг.

Также учёные отметили влияние психических процессов на организм человека. Горе и депрессия могут вызвать тяжелейшие телесные (психосоматические) заболевания. Напротив, радость, позитивизм способны излечить даже такие заболевания, как рак.

Психофизиология очень близко к физиологической психологии, которая является разделом экспериментальной психологии и занималась изучением психологических исследований на животных. Но с появлением приборов, которые фиксируют происходящие внутри человека процессы (полиграфы, томографы) это направление объединилось в своих изысканиях с психофизиологией.

На развитие психофизиологии оказали данные исследований, которые проводились академиком Павловым в отношении Высшей Нервной Деятельности (ВНД).

Первоначально в качестве методов исследований учёные прибегали к регистрации моторных, сенсорных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга. С появлением электроэнцефолографии и других современных приборов стало возможным заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе поведения и психических процессов.

В зависимости от решаемых задач различают несколько отраслей психофизиологии:

  • Психофизиология когнитивных процессов,
  • Психофизиология ощущений,
  • Дифференциальная психофизиология,
  • Психофизиология эффективных процессов,
  • Психофизиология восприятия,
  • Психофизиология движения,
  • Социальная психофизиология,
  • Психофизиология функциональных состояний,
  • Возрастная психофизиология,
  • Прикладная психофизиология и др.

Достижения психофизиологии широко используются в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, клинической психологии, психофизиологии труда, спорта и др.

В настоящее время данное направление продолжает активно развиваться, делая новые открытия, которые помогают нам лучше понимать себя, а также процессы, происходящие внутри нас, благодаря чему человек может творить себя и свою жизнь в соответствии со своими желаниями, быть здоровым и счастливым.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психофизиология»!

психофизиология — это… Что такое психофизиология?

— область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств системы нервной, в выполнении деятельности психической. В сущности, познание функций структур мозга головного и системы нервной только начинается. Первоначально термин использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в системе нервной. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны — от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Главная задача психофизиологии — причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами — регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного — в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы — энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

1) психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;

2) психофизиология организации движений;

3) психофизиология активности;

4) психофизиология действий произвольных;

5) психофизиология внимания, памяти и обучения;

6) психофизиология речи и мышления;

7) психофизиология мотивации и эмоций;

8) психофизиология сна, психофизиология стресса;

9) психофизиология состояний функциональных, и пр.

Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.

В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (см. проблема психофизическая) и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Психофизиологическая проблема — Википедия

Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики человека. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако данный спор до сих пор не решён окончательно.

Постановка психофизиологической проблемы[править | править код]

Психофизиологическая проблема появилась в XVII веке благодаря Р. Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две субстанции: телесную и духовную. Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р. Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Это объяснение получило название психофизического взаимодействия и определялось Р. Декартом следующим образом: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя его работать и изменять свой ход. Теория Р. Декарта о психофизическом параллелизме дала начало для становления психологии как самостоятельной науки.

По мере развития теории психофизического параллелизма были выдвинуты ещё несколько способов решения психофизиологической проблемы. Один из них предложил Т. Гоббс, считавший, что существует только одна субстанция — телесная, или материальная, которая также является и мыслящей субстанцией. Т. Гоббс полагал, что мышление — производная от телесных процессов и должно изучаться посредством наблюдения разнообразных движений тела и в теле. Он обосновывал это тем, что мысль — субъективное явление, а телесные движения — объективное, так как они имеют своим истоком какое-либо внешнее воздействие объекта на органы чувств.

Г. Лейбниц, пытаясь опровергнуть теорию Р. Декарта, выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам: душа действует по закону конечных причин (например, в соответствии с целью), а тело — по законам действующих причин. Они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума. Тем не менее в этой гармонии духовное в определённом смысле главенствует над телом, а тело является производной от души.

Б. Спиноза разработал возможное решение психофизиологической проблемы в духе монизма, выдвинув концепцию о том, что нет двух отдельных субстанций, а есть единая природа (Бог), имеющая разные свойства (атрибуты), из чего следует, что сознание и тело — атрибуты природы. Позиция монизма утверждает единство мира в его различных проявлениях (духовного и материального). Так как единая субстанция обладает как атрибутами протяжения, так и мышления, Б. Спиноза сделал вывод, что чем более активен человек в мире, тем более совершенно он действует, то есть чем выше организация тела, тем выше духовное сознание [1, 2, 10].

Психофизиологическая проблема: «народное» представление[править | править код]

Ещё до обозначения соотношения тела и психики как проблемы в философии в бытовом сознании уже сформировались определенные воззрения касательно её решения. Несомненно, что в различных культурах и на разных исторических этапах она решалась неодинаково. Таким образом, можно условно разграничить историю на несколько периодов, соотнося их с тем или иным воззрением на указанную проблему.

Первобытный пансоматизм[править | править код]

Древнейшему человечеству неведом барьер между духовным и телесным. Тело здесь — опора человеческого порядка, смыкающая природу и общество через свои фундаментальные потребности. Первоначально сама суть человека усматривается в его теле. Сравнение же живого с трупом даёт пищу размышлениям о душе. Для первобытного человека душа физически наглядна. Отсюда произошли различные каннибальские традиции и жертвоприношения, опирающиеся на концепцию тела как особую ценность, культурно-психологическое качество.

Телесно-пластический канон античности[править | править код]

Историческое назначение античности определено европейскими учеными как превращение живого тела в эстетический предмет. Возникает представление о «калокагатии» — совместной красоты тела и внутреннего мира. В качестве противоположности хаосу выступает космос, внешний мир античной души, гармонический распорядок всех заключенных в соответствующие границы осязаемо-наличных отдельных предметов. Тело — это определённое отношение к норме, идеалу, сверхчувственному (духовному), его выражение в той или иной степени. Так древний грек видит свои духовные сущности хорошо оформленными, а форма — это античное обобщение идеального телосложения человека. Античная пластика же — первый неархаический пример культурно увековеченной соматики в европейской истории, а классическая эллинская скульптура — это норма, наделённая внешностью.

Средние века: душа и плоть[править | править код]

Пластическое видение мира в Средние века теснится дуалистическим: происходит полное разграничение, а иногда и противопоставление души и плоти. Тело здесь — загадка и оппонент книжности. Силы, заключенные в физической оболочке человека, зачастую представляются книжнику опасными и чуждыми его занятию. Но всё же в Средние века тело символизируется не обязательно отрицательно (это лишь общая тенденция). Так, в католицизме возобладала умеренная доктрина Фомы Аквинского, признававшая человека одной субстанцией, состоящей из души и тела. Хотя в целом телесность подвергается в Средние века моральным увещеваниям, ей оставлена надежда на спасение по примеру высокочтимой плоти Иисуса Христа (то есть только через душу).

Европа XVI—XIX вв.: от плоти к понятию тела[править | править код]

В связи с циклом быстрых изменений (экономических, социальных, политических, культурных) тело теряет большую часть семиотических функций: они разбираются техникой, письменностью, наукой. С развитием технической коммуникации человек все больше видит перед собой не живое телесное существо, а знак, картинку, снимок, кадр, тело — объект для изучения или воздействия. Вместе с индустриальной эпохой приходит представление о теле — машине.

Начиная с XIX в. по наши дни[править | править код]

Переоткрытие телесности происходит в XX веке, когда её образ и нормы находятся под влиянием массовой коммуникации и общества потребления. Именно оппозиции душа — тело, ментальное — чувственное характерны для сознания современного человека. С культурологической точки зрения наступила новая картезианская эпоха, стоящая на трех столпах: «Первый элемент — отчуждение от тела. Второй — отделение эмоции от разума. Третий — использование тела как машины» [2, с. 42].

Между человеком и его телом всегда присутствует уже не нечто сакральное и потаённое, а знание устройства его физического, схема тела, видение тела со стороны. Это знание — в определённом смысле тот посредник, который вытесняет внутренний опыт, обесценивает его. Отсюда столь популярные сегодня (как и во времена Р. Декарта) иконографии тел-механизмов, тел-машин, тел-автоматов и пр. — свидетельства победы картезианского духа. Следствием является развитие биотехнологий, направленных на улучшение работы «машины», увеличения времени её использования. Человек стремится к осуществлению картезианской мечты об абсолютном контроле над телом [1, 5].

Редукционизм в решении психофизиологической проблемы[править | править код]

Позиция редукционизма — поиск элементарных процессов, к которым можно было бы без остатка сводить все высшие формы психической деятельности.

Материалисты XIX в. — прежде всего немецкие философы Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт — выдвинули положения, которые позже получили название «физиологический редукционизм». Они утверждали, что мозг выделяет мысль почти так же, как печень — жёлчь, и, значит, исследовать мысль можно, только изучая мозговые процессы. Психологию как науку следовало заменить физиологией, поскольку всё психическое может быть и будет объяснено с развитием «науки о мозге». Представители физиологического редукционизма в 20-х годах XX века пытались трактовать любые, даже самые сложные формы психической деятельности как систему условных рефлексов, образованную на основе безусловного подкрепления условных сигналов. Такие попытки реально предпринимались в нашей стране некоторыми последователями И. П. Павлова в 40 — 50-е гг. XX в. Подобных взглядов придерживаются бихевиористы. Так как бихевиоризм основан на объективном изучении поведения (движения, реакция), то человек рассматривается как реагирующее существо, а активная деятельность и психика практически отрицаются. Соответственно, в бихевиористском подходе на первое место выдвигается тело, а существование души практически отрицается, что делает его непригодным для адекватного описания сложных форм сознательной деятельности.

Существуют и другие виды редукционизма. Социологический редукционизм пытается свести личность к совокупности общественных ролей или даже масок. Кибернетический редукционизм описывает психические процессы как процессы переработки информации, мозг рассматривается как носитель информации, и для объяснения его работы широко используется «компьютерная метафора». С другой стороны, различные религиозно-мистические учения считают психику, прежде всего сознание, особым духовным феноменом, принципиально независимым от тела.

Позицию психофизиологического параллелизма и взаимодействия в XX веке защищал, например, английский физиолог Дж. Экклз, автор известных работ по природе синаптической передачи, писавший о том, что дух действует на мозг, а мозг на дух через синапсы [1, 2, 10].

Современный подход к решению психофизиологической проблемы и его практические следствия[править | править код]

Рациональное непротиворечивое решение психофизиологической проблемы сформулировано Ю. Б. Гиппенрейтер таким образом: «Имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, — это просто две различные стороны единого процесса. (…) Дело обстоит не так, что существует мозговой физиологический процесс и в качестве его отсвета, или эпифеномена, психический процесс. И мозговые и психические „процессы“ (процессы в кавычках, ибо они не имеют самостоятельного существования) — это лишь две разные стороны из многих сторон, выделяемых нами, обобщённо говоря, в процессе жизнедеятельности. (…) видимые случаи взаимодействия души и тела могут быть проинтерпретированы совершенно иначе — просто как два разных проявления одной общей причины»[2]. Далее Гиппенрейтер отмечает, что, вообще говоря, при такой переформулировке психофизиологическая проблема скорее снимается, чем решается: «…по крайней мере в той части, которая относится к вопросу о соотношении физиологических и психических процессов»[2, с. 235].

Такое решение психофизиологической проблемы открывает разнообразные практические возможности. Так, внешние проявления телесной активности, прежде всего — движения, могут рассматриваться как важнейший источник информации об индивидуальных особенностях психики. Особенности пантомимики и мимики свидетельствуют об эмоциональных состояниях, в частности связанных с ложью. С другой стороны, разработаны разнообразные психологические методы регуляции и саморегуляции физиологических функциональных состояний.

Особенности движений — динамические стереотипы[править | править код]

Связь между психикой и движением изучается уже достаточно давно. А. Н. Бернштейн говорил о т. н. моторном поле, отражающем связь между внешним миром и всеми свойствами моторики, В. П. Зинченко писал о том, что биодинамическая ткань моторного акта так же неповторима, как отпечаток пальца. Моторика связана с личностными установками человека, и можно достаточно уверенно говорить о том, что движение есть психика [3]. Для того чтобы охарактеризовать человека через его движения, используют двигательные стереотипы, или автоматизированные привычки.

Один из примеров двигательных актов, способных охарактеризовать человека — почерк. Почерк, по мнению И. Ф. Моргенштерна, представляет тесную связь с мышлением. Он отражает свойства психики человека, к тому же, будучи очень подвижным, отражает все зарождающиеся в мозгу мысли и чувства, независимо от того, пишет человек рукой или любым другим приспособленным к письму органом. К тому же почерк может отражать потенциальные энергетические возможности человека, так как в нём фиксируются напряжения и расслабления. Таким образом, почерк непосредственно связан с характером, и возможно даже проставление между ними знака равенства [8].

Особенности походки, смеха или голоса также могут многое сказать о человеке [7]. Например, человек с быстрой походкой, скорее всего, энергичен, а если походка ещё и неровная — человек, скорее всего, холерик. Громкий свободный смех говорит об открытости, отрывистый — о внутренней напряженности. Скорость речи непосредственно связана с подвижностью нервной системы, и колеблющаяся скорость говорит о неуравновешенности и легкой возбудимости, а четкая артикуляция может свидетельствовать о стремлении к ясности и простоте. Более подробно об этом рассказано в статье «Темперамент».

Диагностика лжи по телесным проявлениям[править | править код]

Ложь (обман) определяется П. Экманом как «действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчётливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды» [9, с. 22].

На деле определение лжи удаётся не так легко и безошибочно, как многие это себе представляют. Основной причиной неудач при попытках разоблачения лжецов является незнание достоверных признаков, свидетельствующих о лжи. Существует три основных источника признаков лжи: вербальная составляющая речи, поведенческие признаки и психофизиологические реакции. Нужно помнить, что все поведенческие и физиологические признаки являются проявлениями испытываемых человеком эмоций. Эти эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Наиболее распространенными для лжецов являются: страх (боязнь быть разоблаченным), стыд и угрызения совести, восторг (радостное возбуждение в случае удачного обмана), а также гнев, грусть и печаль. Зная характерные для той или иной эмоции поведенческие и психофизиологические признаки, можно определить, что испытывает человек. Но наличие любой из перечисленных эмоций само по себе не является признаком лжи, поскольку честный человек, обвиняемый во лжи, также может испытывать эти эмоции. Для верификации лжи необходимо быть уверенным в причинах возникновения данной эмоции и мотивации, знать индивидуальные особенности человека и обычную манеру его поведения, уметь распознавать и интерпретировать верные признаки эмоций.

И лжец, и невиновный, подозреваемый во лжи, могут испытывать одинаковые эмоции. Наблюдая поведенческие и психофизиологические реакции, можно констатировать лишь наличие той или иной эмоции. Чтобы делать заключение о лжи, нужно обладать дополнительной информацией о ситуации.

Таким образом, любое переживаемое человеком эмоциональное состояние вызывает определенные изменения в его телесном состоянии, что и проявляется через поведенческие и психофизиологические признаки. Лучшим критерием лжи является несоответствие между тем, что говорит человек, и тем, о чём свидетельствуют его голос, тело и лицо.

Регуляция функционального состояния[править | править код]

Физиологическое функциональное состояние организма человека составляет важнейшее условие, в котором осуществляется та или иная деятельность. Успешность, эффективность и даже физическая и психологическая безопасность любой деятельности зависят от оптимальности этого состояния. Поэтому разработано большое количество разнообразных методов психологической регуляции и саморегуляции состояний, основанных на сознательном изменении тонуса мускулатуры, вербальных воздействиях на протекание внутренних процессов, произвольном мысленном воспроизведении физических действий и т. п. [6]. Эффективным современным подходом, основанным на понимании единства психофизиологического процесса, является биологическая обратная связь (БОС, Биоуправление), при которой человек с помощью специальной аппаратуры получает в режиме реального времени информацию о текущем состоянии той или иной физиологической функции (пульса, напряжения мышц, ЭЭГ и т. п.), а также о том, каким должно быть «идеальное» состояние, и обучается этого состояния достигать произвольно [4].

Таким образом, разрешение психофизиологической проблемы является не только теоретической задачей, но прежде всего составляет основу для решения разнообразных практических задач.

  1. Газарова Е. Тело и телесность.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: ЧеРо, 1996. — ISBN 5-88711-011-2.
  3. Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телесности между душой и телом / Редакторы-составители: В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ. — С. 10-52.
  4. Лапшина Т. Н. Биологическая обратная связь как психофизиологическое воплощение позитивной психотерапии.
  5. Леви Т. С. Культурно-историческая обусловленность возникновения предметного поля «телесность»
  6. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М.: Смысл, 2007.
  7. Сахарова Н. А. Движения как зеркало души // Психология телесности между душой и телом / Редакторы-составители: В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ, 2005. — С. 700—715.
  8. Смыслов А. Почерк как средство экспресс-диагностики и психотерапии личности // Психология телесности между душой и телом / Редакторы-составители: В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ, 2005. — С. 356—370.
  9. Экман П. Психология лжи.— СПб.: Питер, 2009. — 272 с.
  10. Ярошевский М. Г. История психологии. — 2-е изд., перераб. — М.: Мысль, 1976. — 463 с.
  11. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку // Ярошевский М. Г. История психологии. — 2-е изд., перераб. — М.: Мысль, 1976. — Гл. 9.
  12. Савельев А. В. Трудной проблемы сознания — нет! / 150 лет «Рефлексам головного мозга» // Сборник научных трудов юбилейного симпозиума, посвящённого изданию статьи И. М. Сеченова / Отв. редакторы: А. Ю. Алексеев, Ю. Ю. Петрунин, А. В. Савельев, Е. А. Янковская / Тех. редактор А. В. Савельев. — Издательство М.: «ИИнтелл». — 2014. — С. 204—219. — 432 c.: ил.; 21 см. — ISBN 978-5-98956-006-6.

Психофизиология

Системная психофизиология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Системная психофизиология — раздел психофизиологии, занимающийся изучением психической деятельности на уровне целостных функциональных систем организма.

Задачей системной психофизиологии является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, а также выяснение динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. С позиций этого подхода психофизиологическая проблема решается в рамках нейтрального монизма — «психическое» и «физиологическое» рассматриваются как различные аспекты описания единых общеорганизменных системных процессов. При этом психическое и физиологическое сопоставляются через системные процессы, организующие элементарные механизмы в «общеорганизменную» функциональную систему[1].

В России системная психофизиология включена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2000, с. 17), в официальную федеральную программу психологического образования (2001 г.) и представлена в учебниках «Основы психофизиологии» и «Психофизиология», рекомендованных Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология» и «Клиническая психология»[2].

Теория функциональных систем[править | править код]

В современной российской науке системная психофизиология в первую очередь занимается развитием Теории функциональных систем (ТФС), предложенной П. К. Анохиным[3]. Основателем научной школы системной психофизиологии считается один из ближайших учеников П. К. Анохина — Вячеслав Борисович Швырков. На базе Института психологии РАН работает лаборатория психофизиологии им. В. Б. Швыркова (заведующий — профессор Ю. И. Александров).

С точки зрения системной психофизиологии любой психический или поведенческий акт реализуется функциональной структурой, состоящей из ряда элементов, распределённых по всему организму и действующих совместно для достижения определённого адаптивного результата[1]. Адаптивный результат, в свою очередь, понимается как полезный приспособительный эффект в контексте соотношения организма и внешней среды. В рамках системной психофизиологии развиваются теоретические конструкты и следствия ТФС, а также исследуются нейрофизиологические основы системной организации поведения: механизмы образования функциональных систем в мозге, динамика их взаимоотношений, механизмы памяти нейронных групп и др.

Нейродарвинизм[править | править код]

Среди крупных теоретических представлений зарубежной науки к области системной психофизиологии можно отнести теорию группового отбора нейронов, или нейродарвинизм. Данная концепция была впервые представлена Джеральдом Эдельманом в 1978 году[4]. Согласно данной теории в мозге непрерывно происходит процесс эволюционного обновления и конкуренции различных групп нейронов. Понимание физиологических процессов, происходящих в мозге, как эволюционной селекции, естественного отбора определённых нейронных ансамблей[что?]. Межвидовая борьба популяций в контексте нейронального дарвинизма выступает аналогией борьбы групп нейронов за удовлетворение индивидуальных метаболических потребностей клеток, образующих эти группы (системы)[5]. Общим знаменателем этих процессов оказываются эволюционные механизмы естественного отбора. Таким образом, представление об участии эволюционной селекции в развитии нервной ткани позволяет поместить узкоспециальные разработки нейрофизиологии в структуру общебиологических представлений более высокого порядка, обогащая, тем самым, общее понимание процессов, происходящих в нервной системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *