Психосинтез принципы и техники: 10 принципов практиктикования метода. Статья. Психосинтез. Самопознание.ру – Психосинтез: используемые техники — Психологос

Автор: | 01.11.2018

Содержание

Психосинтез: используемые техники — Психологос

Психосинтез как метод психотерапии в своих техниках активно работает с субличностями.

Техника 1. «Работа с субличностями»

Упражнение 1: «Круг субличностей»

Упражнение 2. «По следам субличности»

Упражнение 3. «Знакомство с субличностью»

Упражнение 4. «Диалог субличностей»

Упражнение 5. «Конфликт субличностей»

Упражнение 6. «Определите своего Критика»

Упражнение 7. «Встреча с Саботажником»

Напоследок хотим напомнить, что субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т. д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании.

Упражнение 8. Групповой вариант упражнения «Круг субличностей»

Упражнение 9. «Отождествление/разотождествление»

Упражнение 10. «Знакомство с нашими внутренними актерами»

Упражнение 11. «Храм тишины»

Упражнение 12. «Диалог с субличностями»

Упражнение 13. «Распознавание искаженных качеств»

Упражнение 14. «Углубление работы с субличностями»: 1

Упражнение 15. «Углубление работы с субличностями»: 2

Техника 2. «Постижение своего истинного Я»

Упражнение 1. «Что есть я?»

Упражнение 2. «Психосинтетическая автобиография»

Упражнение 3. «Разотождествление»

Упражнение 4. «Самоотождествление»

Упражнение 5. «Внутренний диалог»

Техника 3. «Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)»

Упражнение 1. «Пробуждение и развитие желаемых качеств»

Упражнение 2. «Формирование идеальной модели»

Упражнение 3. «Рабочая тетрадь»

Упражнение 4. «Синтез»

Вводное занятие Университета

Психосинтез Ассаджиоли — техники, принципы, теория

Психосинтез – это одна из ветвей трансперсональной психологии, представляющая интеграцию нескольких подходов и нашедшая применение не только в психотерапии, но и в системах обучения, использующих интегральный подход, который также применяется как действенный метод самостоятельного изучения и развития собственной личности. Основой данной концепции является теория психосинтеза Ассаджиоли, не являясь новым результатом исследования или изобретения, однако представляет собой объединение нескольких различных школ психологии. Взяв наиболее созвучные собственным идеям и действенные методы психоанализа, юнгианства и других направлений, и соединив их, была получена новая система, позволяющая человеку самостоятельно проводить анализ своей личности, ее потребностей и производить корректировку и перестройку.

Психосинтез Ассаджиоли

Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.

Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми. Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний. Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления. При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).

Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни. Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека. В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.

Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра. Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции.

Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).

Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.

Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.

Техники психосинтеза

Чтобы познать личность и определить ее составляющие компоненты необходимо проанализировать все, что предоставит сознание и бессознательное, чтобы потом разграничить присущие личности элементы и навязанные из вне, определить степень развитости имеющихся и недостающие. Для этого используют технику разотождествления и работу с субличностями.

Разотождествление направлено на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения. Сюда относятся оценки общества, которые человек начинает воспринимать как внутреннюю реальность (когда педагог называет ученика тупым, формируется образ себя глупого и утрачивается способность к стремлению и проявлению интеллектуального потенциала) или же длительное пребывание в определенной роли заставляет в восприятии слиться с ней (так, люди сливаясь с болезнью, называют себя диабетиками, или, погружаясь в материнство представляются как мама Мишеньки). В подобных ситуациях происходит работа над пониманием, что присвоенные элементы могут быть лишь составной частью личности, но не могут быть ее основной характеристикой. Отделившись от подобного восприятия себя через роль, психологически у человека появляется выбор оставить подобный конструкт, если он приносит пользу или убрать его из своей действительности не только на психическом уровне. Отождествление своей личности с ограниченными проявлениями приводит к быстрой потери стабильности, поэтому необходим поиск долгоиграющих характеристик или развитие способности переключаться между несколькими.

Работа с субличностями предполагает похожее взаимодействие, но только не отдельным элементом или характеристикой, а с целым набором качеств, складывающихся в довольно самостоятельный образ. Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке (любящий отец семейства будет проявлять сочетание качеств определенно отличающихся от начальника отдела). И именно взаимодействие эти субличностей между собой оказывает непосредственное влияние на состояние человека (тот у кого, субличности жены и любовницы прекрасно ладят между собой, не ощущает проблем, у кого же они конфликтуют, рискует оказаться в клинике с неврозом). Именно работа с конфликтующими субличностями представляет основную ценность, но в некоторых случаях (когда субличность нежелательна или разрушительна) происходит ее отстранение, подобно разотождествлению с качеством. Причем оценку важности той или иной субличности должно производить истинное Я человека, а не мнение психотерапевта или предусмотренные обществом правила и нормы. Задача же терапевта, разотождествления и диалогов между субличностями в том, чтобы услышать стремления истинного Я и гармонизировать работу окружающих частей (налаживая контакт, перемещая, дистанцируя или удаляя).

Важным приемом в психосинтезе является ведение тетради для анализа собственных состояний и поступков, поскольку записи помогают отследить особенности каждой субличности, а также время и причин ее выхода наружу и активизации. Часто эмоциональные реакции, как и поведенческие детали забываются, считаются случайными, а ведение записей позволяет сложить все это в единый образ.

Психосинтез требует постоянно анализа своей личности, меняющихся тенденций и течений ее развития, поскольку невозможно отредактировать состояние и работу единожды и навсегда. Развиваясь и меняя потребности. Соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков каждый раз необходимо вырабатывать или корректировать путь дальнейшего развития.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

психосинтез (принципы и техники), книги, биография, техника развития воли

Роберто Гвидо Ассаджиоли – итальянский психолог, психиатр, философ, автор теории психосинтеза. Известный в узких профессиональных кругах, но мало известный массовой аудитории, в отличие от З.Фрейда или К.Юнга.

Роберто Гвидо Ассаджиоли

Роберто Марко Грего, такое имя при рождении получил ученый. Это случилось в Венеции 27 февраля 1888 года. В возрасте двух лет у мальчика умирает отец. Его мать повторно выходит замуж за Алессандро Эммануэля Ассаджиоли, который усыновил мальчика и дал ему свою фамилию.

Семья будущего ученого была достаточно обеспечена и образована. В доме царил культ знаний, как бесконечный карнавал вокруг него кружили искусство, литература, музыка, изучение языков. Помимо родного итальянского в семье свободно говорили на английском и французском языках. Исторически значимые города, в которых он провел всю свою жизнь (Венеция, Флоренция, Рим) – все это удивительным образом сыграло роль в развитии и становлении личности Ассаджиоли.

Духовные учения также не прошли мимо Роберто. Его мать была членом теософского общества и изучала культуру Востока. Поэтому неудивительно, что первая статься, опубликованная в венецианском научно-популярном журнале, была посвящена попытке постичь себя («Бессознательные желание и сознательная работа»). На тот момент ему было 15 лет.

В возрасте 16 лет семья Ассаджиоли переезжает во Флоренцию. Здесь Роберто поступает в медицинский институт и получает специализацию по неврологии и психиатрии.

Работая в Риме, женился на Нелли Чиапетти, с которой прожил сорок лет вплоть до ее смерти.

Сам же ученый скончался в 86 лет, в 1974 году.

Психосинтез Ассаджиоли

На путь научных исследований Ассаджиоли становится в достаточно юном возрасте. Первые публикации, начиная с 15 лет, находятся на стыке философии, медицины, культуры. Начав психиатрическую практику и познакомившись с работами З.Фрейда, приступил к написанию докторской диссертации «Психосинтез». В работе он критикует некоторые положения психоанализа и предлагает свои методы психотерапии. На тот момент ему был 21 год! Это были первые предпосылки главной цели его исследовательской деятельности.

В научных кругах к его работам относились довольно скептически. Да и сам Ассаджиоли не был полностью удовлетворен результатами. Ему не хватало информации и знаний, поэтому было решено ехать в Швейцарию и продолжить обучение под руководством известного психиатра Э.Блейера. На тот момент это была самая прогрессивная страна в изучении психики человека и психических заболеваний. Там же Роберто познакомился с Г.Юнгом, дружба и совместная работа с которым сохранилась на протяжении всей жизни.

Погрузившись в изучение психоанализа, он окончательно убедился, что данная система неполная. Т.е. недостаточно произвести анализ психической деятельности (разложить на составляющие), но затем нужно объединить вокруг единого центра. И стал активнее работать над психосинтезом.

В 1933 году во Флоренции Ассаджиоли открывает Институт психосинтеза и публикует книгу «Новый метод лечения – психосинтез». В этой книге была представлена так называемая «яйцеобразная» диаграмма.

диаграмма психосинтеза

  1. Низшее бессознательное – психологические комплексы, фобии, кошмарные сновидения, мании, навязчивые желания.
  2. Среднее бессознательное – обычная ежедневная работа ума и воображения.
  3. Высшее бессознательное, или Сверхсознательное –интуиция, вдохновение, озарение, любовь, просветление, талант, высшие энергии.
  4. Поле сознание – осознаваемая часть личности (мысли, чувства, желания, образы).
  5. Сознательное «Я» – это чистое самоосознание. Не путать с сознанием.  «Я – это центр, сознание – это лишь его отражение.
  6. Высшее «Я» – это то, что я есть на самом деле. Оно пребывает над потоком мыслей и состояниями нашего тела.
  7. Коллективное бессознательное – это «психический осмос» между человеком и другими людьми.

Техники психосинтеза

Цель психосинтеза – познать истинное «Я» и перестроить личность вокруг единого центра. Что это значит? Несмотря на кажущуюся двойственность, «Я» у нас только одно. Просто сознательное «Я» о высшем «Я» не подозревает и даже отрицает его. Наше сознание имеет лишь поверхностное восприятие событий, происходящих вокруг и внутри нас. Именно поэтому люди легко поддаются страхам, переживаниям, впадают в уныние или депрессию. Чтобы добиться единства и гармонии с собой надо пройти следующие этапы:

  1. Глубокое изучение личности.
  2. Контроль над ее элементами.
  3. Выявление своего истинного «Я» — создание связующего центра.
  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг единого центра.

Для успешного прохождения каждого этапа психосинтеза существует ряд техник. На сегодняшний день их достаточно большое количество. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Ассаджиоли считал, что наша личность многолика, т.е. имеет ряд субличностей. Т.е. по сути это наши комплексы, а также маски, которые мы носим на работе, в обществе, в семье. И вот на первом этапе нужно познакомиться с ними.

На бумаге напишите список того, с какими образами вы себя отождествляете, как с положительным, так и отрицательным: заботливый отец, отличный работник, скряга, искусный кулинар, неряха и т.д.

Далее попробуйте познакомиться с какой-нибудь из личностей. Выберите спокойное тихое место, расслабьтесь. Представьте, что вы, гуляя по лесу, набрели на избушку. Зайдите внутрь. Кого вы там видите? Как выглядит эта субличность? В чем одета? Познакомьтесь с ней, поговорите. Спросите, как ее зовут, как она тут оказалась? А потом обратитесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает эта картина? Может быть она вас ограничивает, заставляет чувствовать дискомфорт, стыд или, наоборот, помогает, успокаивает.

Выполняя подобные упражнения, вы дистанцируетесь от внутренних «фантазмов и иллюзий», как определяет их Ассанджиоли. И теперь не они, а вы берете их под свой контроль.

Чтобы понять истинное «Я» можно применить технику «Что есть Я». Повторяйте. Я не есть мое тело. Я не есть мои эмоции. Я не есть мой ум и мысли. Что есть Я? Это упражнение лучше выполнять сразу после пробуждения, и регулярно. Поначалу ваше сознательное «Я» будет мешать, т.е. выдавать уже знакомые образы наших субличностей. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. Не обращайте внимания. В определенный момент наступит тишина. И вы услышите ответ. И это будет истинное «Я». Вы почувствуете.

Техники развития воли

Наряду с психосинтезом ученый практиковал так называемую позитивную психологию. Этому поспособствовала работа с солдатами, вернувшимися после окончания Первой Мировой Войны. Основным направлением этой работы было развитие воли к позитивным изменениям. На эту тему будет написана книга «Акт воли», но выйдет она уже после смерти Ассаджиоли в 1974 году. Надо сказать, что методики тренировки воли он испытал на себе. Имея еврейские корни ученый подвергся гонениям со стороны режима Муссолини и даже сидел в тюрьме. И в это непростое время он тренировал свою волю, чтобы не отчаяться и продолжать работу.

Прежде, чем приступить к упражнениям по развитию воли, необходимо простимулировать и эмоционально подкрепить свое желание. Для этого проделайте подготовительные упражнения:

  1. Представьте все неприятные моменты, которые случились с вами из-за отсутствия воли. Подумайте, что может произойти из-за этого в дальнейшем. Составьте список. Прочувствуйте негативные эмоции, связанные с этим.
  2. Теперь, наоборот. Что даст вам развитая воля, чего вы сможете добиться, какие чувства это вызывает? Запишите это.
  3. Представьте, как имея сильную волю, вы добиваетесь всех целей, как реализуете задуманное, как вы успешны.

Упражнения для развития воли

  1. Воли в обыденной жизни. Соблюдайте режим сон-бодрствование, работа-отдых, следите за эмоциями и не реагируйте негативно. Помните правило: я контролирую эмоции, а не наоборот.
  2. Физические упражнения. После пробуждения найдите 10 минут для элементарной Воспитание гимнастики, регулярно совершайте прогулки на свежем воздухе в любую погоду, не ищите оправданий. Не стоит нагружать себя интенсивными тренировками, особенно, если вы к ним не готовы. Упражнения должны развивать терпение, спокойствие, ловкость.

Комментарии к упражнениям

Чтобы энтузиазм не угас, и упражнения по развитию воли достигли цели, не надо доводить все до педантизма или делать все и сразу. Начните с малого и отмечайте ваш успех ежедневными записями. Относитесь к этому как к игре. Это не отразится на эффективности, а только уменьшит сопротивление бессознательного и приблизит вас к победе над собой.

Книги

Книг у Ассаджиоли написано было немного: «Психосинтез», «Акт воли», «Типология психосинтеза», «Трансперсональное развитие», «О духовном кризисе»; но более сотни статей опубликовано в научных журналах. Он не любил тратить время академическую работу, а предпочитал консультации пациентов и преподавание.

Это был не только известный ученый, но и любознательный человек. До самой смерти он не останавливался в самообразовании и исследовательской деятельности. Ассаджиоли был скромен и не сыскал всемирной славы. Но его учения живут и сегодня и активно используются в психологии и психотерапии, все более пополняясь новыми исследованиями.

Читать Психосинтез. Теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я» — Ассаджиоли Роберто — Страница 1

ПСИХОСИНТЕЗ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Составил и перевел В.Данченко

издание второе, исправленное и дополненное

К.: PSYLIB, 2002

Владимир Данченко

ПРИНЦИПЫ ПСИХОСИНТЕЗА

Роберто Ассаджоли

ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОСИНТЕЗ

Пьеро Феруччи

ПРАКТИКА ПСИХОСИНТЕЗА

Том Йоуменс

Роберто Ассаджоли

стенограмма

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОСИНТЕЗА

Марта Крэмптон

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ. Первый раз этот сборник выпустили жулики из киевско-московского издательства «REFL-book» в 1994 году. На обложке и в аннотации было указано, что автор книги – Роберто Ассаджоли. В тексте я насчитал около ста смысловых искажений, опечаток и лакун, ошибки были едва ли не в каждом английском слове. Ни в качестве составителя, ни в качестве переводчика мое имя не упоминалось. Зато меня объявили «ответственным редактором», то есть сделали ответственным за всю эту халтуру и надувательство. Хотя до вычитки верстки я, по понятным соображениям, допущен не был.

Во втором, электронном издании все ошибки и искажения первого издания выправлены. Кроме того, я добавил свою небольшую статью, написанную по случаю выхода сборника в 1994 году для газеты «Книжное обозрение». – В.Д.

Владимир Данченко

С ПСИХОСИНТЕЗОМ В XXI ВЕК

Психосинтез – это теоретико-методическая концепция психотерапии и саморазвития человека, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджоли (1888-1974). Концепция эта явилась результатом глубинного несогласия Ассаджоли с обретавшей все большую популярность в начале ХХ в. психоаналитической трактовкой стадий и движущих сил развития человека, а также природы и значения высших проявлений психической деятельности. В частности, Ассаджоли ввел в психологию понятие сверхсознательного – неосознаваемой сферы психики, содержания которой несводимы к содержаниям сферы, обозначенной Фрейдом как подсознательное.

Разработка психосинтеза не была для Ассаджоли выдвижением альтернативы психоанализу. Как и подобает синтетическому учению, психосинтез не отрицает, но включает в себя предшествующие этапы развития представлений о предмете. Более того, в своем анализе, то есть разложении целого на части, психосинтез даже еще более радикален чем психоанализ, указывая на присутствие в человеческой психике не только двух независимых от «я» инстанций – Оно и Сверх-я, – но целого сонма самостоятельно действующих и зачастую враждующих между собой субличностей. Однако Ассаджоли не ограничивается аналитической констатацией расщепленности, он указывает также на присутствие в человеке центростремительных сил, под воздействием которых происходит непрерывный процесс психосинтеза: объединения, интеграции частей в единое целое. Следовательно, задача психотерапии как деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия или психической целостности, состоит в содействии естественным интегративным силам, неотъемлемо присущим человеческой психике как таковой. В связи с этим Ассаджоли собрал воедино и синтезировал все известные ему методики психологического воздействия, указав на их место и роль в процессе такого содействия; отсюда видимость эклектичности психосинтетической практики, режущая подчас глаз непосвященным ценителям чистоты стиля.

Констатация расщепленности психики «нормального» человека и присутствия в ней неявных интегративных сил служит также отправной точкой психосинтетического подхода к саморазвитию человека. Источником этих интегративных сил, «центром притяжения», который не дает разбежаться субличностям и объединяет их в одну более-менее гармоничную или дисгармоничную личность, согласно Ассаджоли, служит истинное «я» человека как точка чистого сознавания и воли. Психологическое развитие есть процесс становления самим собою: разотождествления с различными субличностями и постижения себя неподвластным им центром сознавания и воли, способным не только «ставить на место» любые содержания своего сознания, но и обладать ими, а не вытеснять в бессознательное.

Такое самопостижение в какой-то мере знакомо каждому человеку в форме естественного процесса взросления, затухающего как правило по достижении «зрелого возраста». Вместе с тем процесс этот с помощью определенных методик может быть не только ускорен, интенсифицирован, углублен и т.д., но и продолжен; как и образование, взросление может стать непрерывным.

Разотождествление, возвращение в себя из не-себя, отделение зерна «я» от плевел субличностей служит первым шагом на пути духовного развития, так называемого «духовного психосинтеза», и дает возможность осуществить себя, то есть явить себя миру в качестве центра излучения интегративных сил; разумеется, осуществить себя человек способен лишь в той мере, в какой он пришел в себя.

Знающие люди могут сказать, что в психосинтетической концепции саморазвития человека нет ничего нового, и в некотором смысле это действительно так, поскольку психосинтез, в отличие от множества мертворожденных «систем самовоспитания», создавался не на голом месте. Испокон веков вплоть до начала нынешнего столетия вопросы саморазвития человека находились исключительно в ведении «эзотерической психологии», – различных более или менее тайных школ саморазвития, существовавших параллельно наличной культуре, то есть совокупности социальных институтов воспроизводства человека как носителя родового опыта. Культурным официозом такого рода субкультурная самодеятельность воспринималась как нечто если не вредное, то во всяком случае недостойное просвещенного человека. Ассаджоли не афишировал истоки своих идей,* поскольку хотел включить хранимый эзотерической психологией родовой опыт саморазвития в ткань наличной культуры, а для этого нужно было обойти цензуру господствующего менталитета академической психологии. Принципы и методы психосинтеза вполне традиционны в лучшем смысле слова; а то незаметное в своей очевидности новое, что дал нам Ассаджоли, – это сам язык психосинтеза, просто, спокойно, без необходимо присущего эзотеризму защитно-зазывного флера, эпатажа, экзальтации и иносказаний излагающий принципы «вечной философии» самоосуществления.

* Кстати, он был учеником того же «тибетца», у которого училась Алиса Бейли.

Следует отметить, что в стремлении к подобной экзотеризации Ассаджоли был отнюдь не одинок. Это было велением времени, призывом эпохи, на который откликнулись, каждый по своему, в том числе Ауробиндо, Кришнамурти, Раджниш, Успенский, Юнг. Ассаджоли – самый скромный представитель этой славной плеяды, и поэтому мы узнаем о нем так поздно. Но Ассаджоли в своей скромности и способности следовать законам игры оказался едва ли не самым успешным из них в деле осуществления этой фундаментальной задачи ХХ века – экзотеризации эзотерической психологии.

сентябрь 1994

ПРИНЦИПЫ ПСИХОСИНТЕЗА

Роберто Ассаджоли

ПСИХОСИНТЕЗ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРИНЦИПЫ

Глава I.

Глава II.

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА. Hастоящий текст был опубликован в сборнике «Психосинтез: теория и практика» («REFL-book», М., 1994) без указания автора перевода. В дальнейшем «Рефл-бук» в содружестве с «Ваклером» издал этот перевод еще раз в книге «Р.Ассаджоли. Психосинтез» (1997), приписав авторство некой А.П.Хомик. Последняя аккуратно воспроизвела многочисленные ошибки набора, допущенные в первом издании, и ограничилась тем, что заменила «Я», на российско-юнгианский манер, «Самостью», а «отождествление» и «растождествление» – исконно русскими «идентификацией» и «дезидентификацией». –В.Д.

Психосинтез принципы и техники по программе Ключникова

Автор и ведущий:

Ключников Сергей Юрьевич

Практический психолог с 30-летним стажем, кандидат философских наук, академик Российской Академии естественных наук (РАЕН), действительный член и официальный преподаватель Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), старший научный сотрудник лаборатории «Экология культуры Востока» Института стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ, член Союза писателей России с 1997 года, автор 28 книг по практической психологии общим тиражом около 500 000 экземпляров и более 600 статей и по бизнес-психологии, теории и практике саморазвития, коучингу, дал более 200 радио и телеинтервью по вопросам практической психологии, действительный член Национальной гильдии профессиональных консультантов России (НГПК проконсультировал более 6000 человек и провел более 500 тренингов, постоянный эксперт Радио «Голос России», вещающего на 60 стран мира, член Международного Ноэтического Института, автор новой модальности (направления) в практической психологии и психотерапии «Восточная версия психосинтеза», утвержденной ППЛ в 2013 году.

Общая продолжительность обучения: 6 модулей-тренингов.

 

О программе

  1. Программа повышения квалификации «Психосинтез: классическая и восточная версия» представляет собой практическое изучение этого важнейшего направления практической психологии и психотерапии. Восточная версия психосинтеза (EVP) — отечественная авторская модификация классического психосинтеза, разработанного итальянским психотерапевтом, психиатром и философом Роберто Ассаджиоли в первой половине XX столетия, адаптированная к российскому менталитету. Как и классический психосинтез, это направление работает в таких областях, как лечение психосоматических и психических расстройств, педагогика, воспитание и самовоспитание, арт-терапия, психология творчества. Однако сфера его применения несколько шире, — это область психологии достижений, обучение новым навыкам, спорт, менеджмент, бизнес. EVP учитывает новейшие разработки и достижения современной психологии и опирается на когнитивные исследования, на изучение тайн мозга и на нейронауки.
  2. Посредством психосинтеза в обеих версиях можно работать не только на лекциях, семинарах, мастер-классах и информационных обучающих программах, но также и на тренингах, как личностных, так и проходящих в бизнес-формате, а также на сессиях коучинга. Всего же EVP использует несколько сотен оригинальных психологических упражнений и психотехник. Помимо этого восточная версия психосинтеза предполагает диагностику достигаемых результатов, включающую в себя психодинамические графики, специальные опросники, дневники самоконтроля, анализ изменений реальной жизненной ситуации клиента.
  3. Связь EVP с другими системами психологии и психотерапии. Восточная версия психосинтеза работает в общем поле психотерапии и психологии саморазвития вместе с такими психотерапевтическими и психологическими направлениями как трансперсональная психология, гештальт-терапия, гуманистическая психология, позитивная психология, арт-терапия, ресурсная психология, которые направлены на гармонизацию и укрепление внутреннего мира человека, снятие душевных конфликтов и противоречий, обретение целостности, освобождение от негативных привычек и зависимостей, пробуждение скрытых ресурсов психики.
  4. Направленность Восточной версии. Основой всех этих методов является врожденная потребность в самосовершенствовании, сформулированная еще А. Адлером и концептуально разработанная Р. Ассаджиоли, в гармонии и обретении целостности, заявленной и разработанной гештальтом, в личностном росте и позитивных достижениях (гуманистическая и позитивная психотерапия), в духовной трансформации (трансперсональная психология). Восточная версия психосинтеза обобщает эти и другие подходы, предлагая иную, в чем-то более полную концепцию самого механизма психосинтеза и соответственно дополняя практические методы.
  5. Психосинтез как универсальный механизм человеческой психики. Психосинтез в восточной версии — это не просто метод психотерапии, а универсальный механизм психологической жизни человека, который в процессе своей жизни накапливает впечатления, эмоции, опыт, жизненное мастерство. Психосинтез может быть как осознанным, обучение которому проходит под руководством опытного психотерапевта или самостоятельно (если личность, пытающаяся синтезировать свои полярности и множественность является зрелой личностью) и неосознанным, стихийным, проходящим вслепую, как это делает большинство людей, собирающих внешние впечатления и внутренние переживания в копилку опыта. Эти впечатления могут быть, как позитивными, так и негативными, травматическими. В этом случае, чтобы освободиться от них, требуется сознательная работа, самостоятельная или руководимая специалистом.
  6. Путь синтеза. Путь, предлагаемый человеку восточной версией психосинтеза — это путь синтеза опыта, положительных внешних и внутренних впечатлений и трансформации негативных, что позволяет человеку двигаться в направлении эволюции сознания. Путь психосинтеза — это путь совершенствования, элевации (возвышения) потребностей, интеграции полярностей и множественности, приближения к высшему Я, возвращения себя и осуществление эволюционного сценария жизни. Совершенствование достигается благодаря возрастающему мастерству в саморегуляции, обретению целостности, понимаемой как синтез эффективности (умение достигать поставленных жизненно важных для человека целей), счастья (умения получать подлинную радость от достигнутого) и духовности (максимального приближения к совершенству и служения людям).

Предполагаемый результат обучения данной программе:

  • Овладение и практикой теорией психосинтеза,
  • проработка глубинных психологических проблем, в том числе и тех, которые связаны с профессиональной деятельностью — развитие в личной и профессиональной сфере,
  • получение навыков применения методов психосинтеза для работы с клиентами в процессе консультирования и тренингов.

Задачи программы:

  • обучение участников тренинга главным психотехникам и методам как классической, так и восточной версии психосинтеза,
  • овладение практическими методами работы с информацией, получаемой из сферы бессознательного,
  • обучение искусству работать с полярностями,
  • обучение искусству синтезирования психических ресурсов,
  • обучение искусству выстраивать эволюционные сценарии собственной жизни.

Для кого предназначена программа:

Программа курса «Психосинтез: классическая и восточная версия» предназначена с одной стороны для психологов, психотерапевтов, коучей, оргконсультантов и всех профессионалов, кто понимает, что это направление откроет для него новые возможности в его работе с людьми, поскольку оно дает принципиально иные инструменты, методы, психотехнологии и психотехники, позволяющие решить разнообразные поставленные задачи.

Участники, прошедшие данную программу из шести тренингов-модулей:

  • получат достаточно полное представление о базовых понятиях, методах и психотехниках, как классической, так и восточной версии психосинтеза;
  • научатся практическим методам работы с информацией, получаемой из сферы бессознательного и более глубоко, чем раньше познавать себя, собственные психологические процессы, части собственной психики (субличности), грани личности и черты характера;
  • работать в полярностями (конфликтующими противоположными частями психики), примирять и гармонизировать их;
  • синтезировать психические ресурсы, глубинные энергии, чувства, мысли, убеждения, стратегии, как друг с другом, так и с высшим Я, добиваясь состояния целостности и внутренней полноты;
  • выстраивать эволюционные сценарии собственной жизни и становиться устойчивыми победителями, которые способны преодолеть инволюционные и дезинтегрирующие негативные тенденции;
  • применять практические и очень эффективные методы психосинтеза в собственной жизни при обучении новым знаниям, умениям и навыкам, использовать их для достижения высоких результатов в своей профессии, бизнесе, творчестве, личностном и духовном росте;
  • привносить принципы, подходы и практические методы психосинтеза в работе с клиентами на консультациях и сессиях коучинга, с участниками семинаров и тренингов.

 

 

1 тренинг-модуль

Введение в теорию и практику психосинтеза

12 октября 2019 г.

Основы классического психосинтеза: теория, понятийный аппарат, методы работы с клиентами, психотехнологии и психотехники. Теория и практика. Области применения. Развитие внимания, воли осознанности. Как нужно работать с собственными субличностями: исследование, познание, именование, определение дальнейшей стратегии. Эволюция субличностей. Социальные роли, внутренние актеры. Практика отождествления — разотождествления.

Восточная версия психосинтеза. Основные идеи восточной версии психосинтеза. Почему в современной России нужна современная версия психосинтеза? Психосинтез как универсальный механизм психики и накопления опыта. Психосинтез и накопление опыта. Как измерить внешние и внутренние накопления человека? Внешний и внутренний психосинтез. Шкалы баланса.

Новый взгляд на дезинтеграцию психики. Понятие Присутствия (чувство «Я» или Хозяина самого себя). Эволюция сознания как постепенная интеграция субличностей.

Новая пирамида потребностей. Как комбинация потребностей и внимания создает картину мира? Восемь базовых картин мира и методы работы с ними. Техника работы с вниманием. Внимание и воля. Искусство работы с внешними и внутренними сопротивлениями. Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с дезинтеграцией сознания и травматическим опытом.

Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

 

2 тренинг-модуль

Психосинтез как метод работы с психологическими полярностями

26 октября 2019 г.

Интеграция субличностей. Сенсорный психосинтез. Интеграция ощущений от органов чувств. Практическая синестезия. Практика «внутреннего цветения» (повышение интенсивности ощущений). Работа с внутренним пространством и внутренним временем. Психосинтезирующая саморегуляция. Интеграция субличностей в единый центр.

Выявление главных полярностей или полюсов сознания. Проявления полярностей в сфере эмоций, желаний, убеждений, волевых актов. Выстраивание остальных субличностей вокруг двух главных противоположностей сознания. Анализ форс-динамики ( движения сознания). Управление эмоциональными реакциями, мыслительными потоками, привычками и действиями.

Выявление противоположной силы, тормозящей начинания человека и ее постепенная нейтрализация с помощью третьей, уравновешивающей силы. Высшее Я — носитель примиряющей силы. Синтез состояний Внутреннего Ребенка, Внутреннего Взрослого и Внутреннего Родителя. Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных недостатком сенсорной энергии, непримиримыми полярностями в сознании и борьбой между субличностями. Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

 

3 тренинг-модуль

Применение психосинтеза в обучении новым навыкам, бизнесе, карьере

9 ноября 2019 г.

Стратегия создания внутри себя позитивных и эффективных субличностей («гениальный ученик», «богатый человек», «успешный лидер», «успешный психолог»). Сознательное самоприсутствие человека в своей жизни и самом себе. Self-forsing» («Усиление Я).

Пробуждение силы намерения обучиться новым умениям, навыкам и стратегиям. Воля к обучению и ее синтезирование с интересом и позитивными эмоциями. Методы восточной версии психосинтеза и быстрое обучение мастерству в значимой сфере.

Развитие финансового интеллекта и формирование в себе особого Я, отвечающего за достижение богатства. Рождение и укрепление лидерской субличности. Психосинтез состояния мастера, богача и лидера.

Карьера психолога. Связь глубинных проблем и выбор своего направления в психологии, включая модальность. Пробуждение способностей к пониманию проблем человека в консультировании.

Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с .проблемами в обучении, бизнесе, лидерстве. Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

 

4 тренинг-модуль

Психосинтез как направление трансперсональной психологии

23 ноября 2019 г.

Искусство пробуждения вдохновения и состояния Потока. Методы пробуждения интуиции. Психотехники интуитивного созерцания» (специальной развивающей интроспекции) и «интуитивного взвешивания» альтернатив и вариантов поведения.

Метод интеграции собственных эмоциональных состояний и качеств с помощью управления психическими волнами (метод «психологического серфинга»). Негативные переживания и психотравмы как застывшие волны. Наука соединения интегрированных между собой субличностей с высшим Я. Психосинтезирующая интроспекция.

Исследование бессознательных, сознательных и сверхсознательных процессов. Синтез трех уровней сознания. Дыхательные практики психосинтеза. Психосинтез и внутренняя алхимия. Работа с сакральными символами (круг, квадрат, треугольник, крест, лестница, спираль, зерно, колесо, лабиринт, пещера и др.), четырьмя стихиями (Первоэлементами). Достижение трансовых пиковых состояний. Медитативные полеты. Выход за пределы обычного сознания и личности в сверхсознательные, сверхличностные, трансперсональные слои. Законы и методы установления контакта с высшим Я. Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

 

5 тренинг-модуль

Психосинтез и творчество

7 декабря 2019 г.

Пробуждение в себе творца. Расширение творческого восприятия. Тренировка воображения и творческой воли. Работа над творческой мотивацией. Открытие творческого канала. Психосинтез и понимание глубинных смыслов искусства.

Методы вхождения в творческие состояния вдохновения и Потока. Условия, позволяющие пробудить состояние вдохновения. Творчество и воля: как соединить игру и усилие. Применение практических методов психосинтеза для раскрытия творческих способностей в искусстве, литературе, изобретательстве, живописи. Вербальное творчество. Искусство сторителлинга. Написание стихов, хокку, притч, афоризмов, рассказов. Тренировка умения писать научно-популярные статьи и книги на психологические темы. Рисование своих проблем, целей, внутренних пространств.

Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с их профессиональным выбором, психологическими травмами, глубинными проблемами, нехваткой энергетических ресурсов, творческими кризисами Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

 

6 тренинг-модуль

Синтез жизненных стратегий — эффективности, счастья и духовности

21 декабря 2019 г.

Понятие об эволюции и инволюции сознания. Эволюционные и инволюционные стратегии жизни. Скорость эволюции и вектор готовности работать над собой. Как измерить «угол наклона» воли по отношению к горизонтальной оси земного бытия и увеличить его, приподняв вектор духовной вертикали. Методы интеграции ума и эмоций («открытое сердце»), ума и тела («умное тело»), методы интеграции тела и эмоций («устойчивая радость»). Эволюция сознания и сценарии жизни.

Искусство достижения цели как философия и психологическая практика эффективности. Стратегия духовного совершенствования как проявление мастерства во внутреннем мире человека. Наука счастья как баланс между внешним и внутренним мастерством. Конкретные психологические и духовно-психологические методы и психотехники внутренней работы над собственными качествами и характером. Соединение эффективности, счастья и духовности в единый творческий Поток.

Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с противоречиями между намерением и действием, обретением целостного отношения к жизни, поисками цели и смысла жизни, выбора профессионального, творческого и духовного пути. Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

 

Расписание на 2019 г.

1 тренинг-модуль 12 октября 2019 г.
2 тренинг-модуль 26 октября 2019 г.
3 тренинг-модуль 9 ноября 2019 г.
4 тренинг-модуль 23 ноября 2019 г.
5 тренинг-модуль 7 декабря 2019 г.
6 тренинг-модуль 21 декабря 2019 г.

Время проведения:10.00-16.00 (суббота)

 

Прошедшим программу выдаются:

  • По окончании каждого модуля — накопительные сертификаты ОППЛ свидетельства Европейской Ассоциации Психотерапии о соответствии пройденного курса образовательной программе Европейского Психотерапевтического Сертификата.
  • По прохождении программы — «Свидетельство о повышении квалификации» Института повышения квалификации ОППЛ.

 

Предварительная запись в группу обязательна

Записаться

 Контакты: тренинг-руководитель ЦС ОППЛ
Анна Рудольфовна Нерода
тел. +7 (903) 582-49-42, e-mail:  

Психосинтез как метод психотерапии — Психологос

Психосинтез — динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Психосинтез относится к трансперсональной психологии.

Психосинтез используется как метод психотерапии психосоматических расстройств в первую очередь тогда, когда их причиной является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил пациента или же когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов. В последнем случае сами пациенты не всегда осознают или правильно оценивают происходящие в них процессы.

Ключевым в психосинтезе является понятие «субличности».

Работа с субличностями состоит из следующих этапов (Руффлер, 1998):

  1. Осознание и распознавание.
  2. Принятие.
  3. Координация и трансформация.
  4. Интеграция.
  5. Синтез.

Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются:

  • постижение своего истинного (высшего) Я,
  • постижение на основании этого внутренней гармонии и
  • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

Центральная проблема человеческой жизни — несвобода, кажущаяся «раздвоенность» (Я — личностное, не осознающее и отрицающее существование другого Я — истинного, присутствующего скрыто, не поддающегося непосредственному осознанию). На самом деле Я едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими можно через следующие этапы:

  1. Глубокое познание своей личности — исследование низшего бессознательного, затем — среднего и высшего (психоанализ), открытие истинных призваний, неизвестных возможностей, которые были ранее подавлены.
  2. Умение управлять различными элементами личности (метод дезиндентификации), состоящий в дезинтеграции выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и управлении и использовании высвободившейся таким образом энергии. Нами управляет все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезиндентифицируем.
  3. Познание своего истинного Я — открытие или создание объединяющего центра, чтобы расширить сознание своей личности до осознания своего Я (двигаясь по лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить низшее и высшее Я). При использовании соответствующих активных техник или естественном внутреннем росте каждый этап связан с новой идентификацией. Например, человек создает идеал своей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, и таким образом делает этот идеал достижимым. («Идеал — художник, реализующий себя через создание прекрасного»). Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне — человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть — не прямой путь к высшему Я, но истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его символом.
  4. Психосинтез — формирование или реконструкция вокруг созданного нового центра новой личности, которой присущи согласованность, организованность и единство.

Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов.

  • Выбор новой личности, к которой мы стремимся. Мы должны мысленно представить себе эту «идеальную модель», желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была для нас реалистичной, а потому достижимой. Все многообразие «идеальных моделей» обычно можно свести к двум основным группам. К первой группе относятся образы, олицетворяющие внутреннее гармоническое развитие, духовное совершенство. Такие модели более актуальны для интровертов. Вторая группа образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т. д.). Такие «идеальные образы» чаще выбирают экстраверты. Главное, чтобы выбранная для дальнейшего формирования «идеальная модель» была согласована с естественным ходом развития собственной личности. В результате психосинтеза можно стать лучше, совершеннее, но нельзя стать своим антиподом.
  • Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним Ассаджиоли относит прежде всего силы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе в процессе «высвобождения» бессознательных комплексов, и устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные. Для того чтобы использовать энергию бессознательного, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное, «трансмутировать».
  • Развитие недостающих (или недостаточно развитых) для формирования «идеальной модели» элементов личности. Формирование новых качеств осуществляется двумя основными путями: с помощью самовнушения и с помощью систематической тренировки недостаточно развитых психических функций, таких, например, как память, воображение, чувства т. п.
  • Координация и соподчинение различных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности. Это можно сравнить с творческим объединением (синтезом) отдельных звуков, цель которого — гармоничная музыка.

Более подробно с теоретическими положениями психосинтеза можно ознакомиться в работах (Ассаджиоли, 1992, 1994; Йоуменс, 1989; Руффлер, 1998; Рейнуоттер, 1996; Фер-руччи, 1972; Firman, 1991; Rowan, 1990).

Техники, используемые в Психосинтезе

Смотри Психосинтез: используемые техники

Вводное занятие Университета

Что такое Психосинтез? Психосинтез — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Данное направление было разработано итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Теория психосинтезла опиралась на концепции З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Кречмера.

Р.Ассаджиоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла. Процесс обретения целостности заложен природой в каждом человеке, но может блокироваться при определенных обстоятельствах.

Методы психосинтеза позволяют не только улучшить определенные показатели (избавиться от тревоги и страхов, повысить концентрацию внимания и т.д.), но и обрести внутреннюю гармонию, целостность, расширить границы осознавания. Процесс изменений происходит постепенно. Сам Ассаджиоли писал: «Одной из главных функций бессознательного и в то же время одним из важнейших этапов обучения является обработка полученного опыта и усвоение воспринятого и изученного. Такая обработка, которую можно рассматривать как самое настоящее «созревание психического плода», имеет прямые аналогии с созреванием физического плода. Оба протекают в глубине, скрыто: одно — в материнской утробе, другое — в сокровенных уголках бессознательного, оба представляют собой непроизвольный автономный процесс, но настолько чувствительный и ранимый, что его можно легко сорвать внешними воздействиями; оба достигают своей заключительной высшей точки в кризисе и чуде «рождения», появления новой жизни».

Структура психики в психосинтезе

Р.Ассаджиоли описал собственную модель психики человека, при этом подчеркивая, что создал лишь «грубую, почти анатомическую репродукцию нашей внутренней конституции…». Он выделяет 6 компонентов в психике человека:

  1. Низшее бессознательное. Оно содержит в себе информацию о простейших формах психической деятельности, примитивные животные побуждения, «комплексы», несущие сильный эмоциональный заряд, образы кошмарных сновидений, «фантазмы» (фантазии, которые в искажённой форме отражают действительные желания человека), низшие неконтролируемые парапсихические процессы, различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи) и т.д. Можно сказать, что именно этой областью занимался в свое время 3.Фрейд.
  2. Среднее бессознательное содержит психические элементы, сходные с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь прежде, чем проявиться в сознании, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности разума и воображения. Это область, где пребывают те наши психологические навыки и состояния, которые могут быть легко перенесены в поле сознания. Здесь находятся психические элементы, свободно проникающие в бодрствующее сознание. Это нейтральная зона или «камера хранения» содержаний, не нужных нам в настоящий момент.
  3. Высшее бессознательное проявляются высшие формы интуиции и вдохновения, здесь господствуют энергии, побуждающие к духовному росту, к творчеству. Получая доступ к высшему бессознательному, человек знакомится с высшими парапсихическими явлениями, решает вопросы смысла жизни и отношения с Божественным. Под высшими парапсихическими явлениями подразумевается целый ряд феноменов: необычные озарения, видения, чудесные «совпадения», откровения и т.д. Люди с религиозным сознанием часто все это называют «чудеса Господа». При этом человек не испытывает страха, его переполняет чувство благоговения, радости, восторга от ощущения, что он прикоснулся к общему Живительному Источнику Света и Мудрости.
  4. Поле (область) сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть информации о нашей личности в каждый данный момент времени.
  5. Личное Я является нашей сущностью. Его можно сравнить с водоворотом, вокруг которого, посредством притяжения располагаются различные части и черты личности. В области сознания наши чувства, ощущения, мысли постоянно меняются. Между тем «личное Я», как центр остается неизменным наблюдателем, осознающим себя и своё бытие. Многие люди пассивно плывут по поверхности «потока сознания», отождествляя себя с каждой последующей мыслью, чувством и ощущением. В этом случае они не различают «личное Я» и область сознания вокруг него.
  6. Духовное (Надличное) Я — это более глубокий и широкий источник идентичности, нечто такое, что распространяется за пределы психики индивида. «Духовное Я» пребывает над потоком мыслей и состояний тела и не подвержено их влиянию, а «Личное Я» следует рассматривать как отражение, проекцию «Духовного Я» на поле личности. Сохраняя индивидуальность, «Духовное Я» живет на уровне всеобщности, где личные взгляды и интересы перекрываются более широким целостным видением.
  7. Коллективное бессознательное. Существует общий массив информации, который отражает сознание всего человечества в целом. По К.Юнгу, коллективное бессознательное есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны… Оно (коллективное бессознательное) более похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-то, что находится внутри нас. Это просто неизвестное качество мира».

Здоровое и уравновешенное развитие человека распространяется во всех направлениях: оно напоминает скорее шар, нежели прямую линию. Именно по этой причине психосинтез пытается учитывать все подлинно важные измерения человеческой жизни, забвение которых лишает её полноты и смысла:

  • выражение воли и проявление самостоятельности;
  • оттачивание интеллекта;
  • наслаждение красотой;
  • развитие воображения;
  • пробуждение интуиции;
  • постижение любви;
  • раскрытие Я и его предназначения.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о