Работа с субличностями: Работа с субличностями — Психологос – теория субличностей и их определение

Автор: | 17.02.2021

Работа с субличностями — Психологос

Фильм «Револьвер»

Этот человек разговаривает со своей субличностью. Разговор проходит трудно.
скачать видео

​​​​​​​Понятие субличность активно используется в Психосинтезе и иногда в НЛП, обычно в сочетании с трансовыми техниками.

Например, «Войдите в транс. Спросите своего Саботажника, каким образом его действия является его заботой о нас? Когда ваш Саботажник вам ответит, дайте сигнал установленным образом. Поблагодарите Саботажника и попросите его оставить вас, пригласив на его место Активиста». Смотри Психосинтез как метод психотерапии

Работа с субличностями дает богатые возможности для получения информации о состоянии клиента, его мыслях и чувствах, в режиме проективных методик. Тексты в шаблоне неопределенности дают простор для фантазии клиента, и то, что клиент разглядит и придумает — ценная информация о нем. Например, смотри Знакомство с субличностью

Работа с субличностями в большой части — это текст психотерапевта для клиента, находящегося в трансе. Эта ситуация активно используется для косвенных внушений. Как правило, это внушения о том, что:

  • Клиент любим,
  • В клиенте есть мудрость,
  • Клиент умеет и любит заботиться.
  • В нас кто-то нуждается
  • В каждой трудной личности есть здоровое ядро.
  • Ничего и никого не подавляйте, а ищите во всем хорошее.
  • Всем всегда обязательно расти.
  • Лучше всего не отделяться, а воссоединяться, интегрироваться.
  • Интеграция — это естественный процесс.
  • А кто с кем-то не интегрирован, тому надо к психотерапевту… Смотри Знакомство с субличностью

Упражнения для работы с субличностями

Конкретные упражнения для работы с субличностями следующие:

Упражнение 1: «Круг субличностей»

Упражнение 2. «По следам субличности»

Упражнение 3. «Знакомство с субличностью»

Упражнение 4. «Диалог субличностей»

Упражнение 5. «Конфликт субличностей»

Упражнение 6. «Определите своего Критика»

Упражнение 7. «Встреча с Саботажником»

Напоследок хотим напомнить, что субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т. д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании.

Упражнение 8. Групповой вариант упражнения «Круг субличностей»

Упражнение 9. «Отождествление/разотождествление»

Упражнение 10. «Знакомство с нашими внутренними актерами»

Упражнение 11. «Храм тишины»

Упражнение 12. «Диалог с субличностями»

Упражнение 13. «Распознавание искаженных качеств»

Упражнение 14. «Углубление работы с субличностями»: 1

Упражнение 15. «Углубление работы с субличностями»: 2

Вводное занятие Университета

теория субличностей и их определение

Что такое субличность?

Содержание

#1. В чем состоит теория субличностей?

#2. Субличности в психологии

#3. Как образовываются субличности человека?

#4. Работа с субличностями человека

 

Человек является многогранной личностью, существом, в которой живут разные части. В психологии их именуют субличностями, представляющие конкретные психологические образования, которые обитают в нашем пространстве. Субличности человека включают в себя его модели поведения, убеждения и ощущения. Иными словами, это программы, создаваемые подсознанием человека для выполнения конкретных задач или же чтобы исполнить те или иные роли. Каждый из нас был хотя бы раз в жизни свидетелем разговора, который проходил в собственном сознании. Будто одновременно спорят между собой совершенно разные люди, каждый из которых обладает своим характером. Возникает определенный внутренний конфликт и человека словно начинает бросать из одной стороны в другую. Он принимает сначала одни решения, затем отменяет их и принимает совершенно другие.

 

В чем состоит теория субличностей? 

 

Что такое субличность? - фото 2Сегодня работа с субличностями человека активно используется в психологии и преподается в разнообразных центрах и школах. Впервые в научном мире понятие субличностей ввел итальянский психолог Роберто Ассаджиоли, создав инновационную на тот момент теорию психосинтеза или техники реконструкции личности. Но и до него многие профессионалы выдвигали свои теории:

  • Американский психиатр Эрик Берн называл эти части Родитель и Ребенок.
  • Известный во всем мире Фриц Перлз назвал их уязвимой и беззащитной стороной каждого из нас, или Собака-снизу и неизменный и неутомимый контролер – Собака-сверху.
  • Теория Зигмунда Фрейда основывалась на трех ипостасях: наше сознание – Я, моральные и социальные правила – Сверх-Я и подсознание, которое не изучено и содержит все настоящие желания – Оно.

 

Помимо этого, на сегодняшний день есть и иная теория, на которой основывается направление Ричарда Шварца Системная семейная терапия субличностей. Ее фундаментальная позиция заключается в том, что внутренний мир человека представляет собой определенную систему субличностей, которая тесно взаимодействует с семейной системой.

 

Субличности в психологии

 

Субличности человека – это нейронные сети, работающие в обычном привычном для себя режиме. Сколько их обитает в каждом человеке, сказать не так уж и просто. На самом деле не бывает людей без субличностей. Каждая из них имеет свои желания и конкретные потребности. Одна хочет действовать и готова свернуть горы, другая совершенно этого не хочет, а стремится лежать на диване. Третья часть хочет учиться или читать книги. Возникает некий хор совершенно разных и зачастую противоположных голосов, что и вызывает конфликт субличностей. Именно такая борьба противоположностей отнимает очень много сил и энергии, что совершенно не дает двигаться вперед. Диагностировать их могут помочь специальные упражнения.

 

Каждой субличности соответствует конкретное состояние сознания человека, и осознаются они в разной степени. В психике человека может присутствовать от трех до четырех прекрасно развитых субличностей, которые или мирно сосуществуют или же живут в конфликте. Все они принципиально важны практически в равной степени. Проявляются они чаще всего в тесном взаимодействии с внешними или внутренними обстоятельствами. В общей картине психики существуют следующие виды субличностей человека:

  • Основные субличности проявляются наиболее явно и соответствуют конкретным ролям, на которых держится личность человека. Например: Глава семьи, Друг, Профессионал, Родитель и т. д.
  • Второстепенные субличности человека появляются периодически, в зависимости от ситуации, и представляют какие-то второстепенные роли. Примеры субличности могут быть следующими: посетитель магазина, пассажир самолета, читатель и т. д.
  • Случайная субличность может появиться так же быстро, как и исчезнуть, и не играть никакой важной роли в жизни человека. Но, как мы знаем, не бывает ничего случайного, и, появившись однажды, она может занять когда-нибудь позицию основной или второстепенной.
  • Доминирующая субличность бывает не у всех людей, скорее, у фанатичных или преданных какому-то делу. Это субличность, которая заняла из всех доминирующую позицию и начинает превосходить по своей значимости все другие части.
  • Теневая субличность существует только в подсознании человека и задает путь его жизни. Зачастую она не осознается, но при распознавании сразу можно сказать, в каких ситуациях она управляла поступками.
  • Главный микрофон – это субличность, выдвигающаяся в определенный момент и выражающая Я человека. При этом другие субличности также присутствуют за ее спиной и либо поддерживают в этот момент, либо наоборот ведут какую-то интригу за спиной.

 

Основные субличности человека, список разновидностей которых мы представили, совместно представляют собой сборное Я личности. Это Я чаще всего ассоциируется у человека с его именем. Разные субличности дают разную и зачастую противоречивую оценку ситуациям, у них могут быть абсолютно противоположные цели, что приводит к внутренним конфликтам. Понять, какие именно субличности и как проявляются, помогут специальные упражнения.

 

Как образовываются субличности человека? 

 

Системная терапия субличностей Шварца, которая является наиболее популярной и эффективной в психологии, выделяет всего три типа субличностей человека, которые классифицируют в зависимости от причины их образования:

  • Причиной образования у человека субличности может быть какая-то травмирующая ситуация, при которой его психика старается защитить от ощущений вины, стыда, боли или страха. В какой-то степени эти чувства блокируются и не могут выйти наружу. Таким образом, формируется субличность Изгнанника, часто проявляющегося в жизни через позицию жертвы. Изгнанника часто можно выявить через панические атаки, травмирующие воспоминания, которые невозможно проконтролировать, боль, страх и другие чувства. Они склонны создавать у человека ситуации, при которых притягивают в свою жизнь обидчиков, похожих на первых, создавая иллюзию защищенности и любви.
  • После возникновения Изгнанника сразу же появляется субличность Менеджера, призванная надежно защищать изгнанного от новых обид. Менеджеры могут проявляться в разных вариантах. Они могут начать контролировать человека, чтобы Изгнанник не вырвался из-под стражи, некоторые утрачивают доверие, исключая эмоциональную близость и налаживание новых контактов. Есть оценивающие, пессимистические, беспокоящиеся, зависимые Менеджеры. В целом они берут на себя ответственность за безопасность человека, являются консервативными и зачастую очень жестокими, ищущими любовь и стремящимися быть признанными.
  • Субличности Пожарных у человека стараются загасить все эмоции, которые появляются после того, как Менеджер не в силах защитить Изгнанника. Их цель – снизить порог боли любым методом. Это может быть ярость, зависимость, половая неразборчивость и другие проявления.

 

Некоторые субличности человека передаются по наследству и уходят своим корнями не только к родителям, но и в более дальние поколения. Какие-то субличности образовываются в процессе жизни параллельно с возникающими новыми ролями человека. Таким же образом формируются не только негативные субличности, но и полезные. Например, женщина, которая привыкла, что ей помогают мужчины, это становится ее частью и может положительно влиять в жизни. И если конфликт негативных субличностей – это частое явление, то среди полезных такое практически не случается. Если вы часто наблюдаете внутренний конфликт, и не знаете, как поступить, скорее всего находитесь под управлением субличностями. В психологии есть много упражнений по работе с субличностями, помогающих разрешить внутренние конфликты.

 

Работа с субличностями человека

 

Современная психология предлагает разнообразные для работы техники, субличности и упражнения, после Что такое субличность? - фото 3выполнения которых, начинают мирно сосуществовать и договариваться между собой. Что делать если субличность вам мешает? Предлагаем несколько упражнений по работе с субличностями.

  • Упражнение первое. Как только какая-то ситуация вас задевает, выполните следующие действия:
  • Займите позицию Наблюдателя.
  • Выявите те части, которые активны в данный момент, и запишите их в список.
  • Задайте каждой следующие вопросы: Что она хочет? Какую цель преследует?

 

Такая работа позволяет любому устранить внутренний конфликт своих субличностей. Это упражнение постое, и его может выполнить любой человек самостоятельно.

  • Упражнение второе. Понаблюдайте за собой и выявите, легко ли вы определяете конкретную часть в определенных ситуациях. И если они сменяют друг друга, насколько вы замечаете в себе изменения. Постарайтесь выявить, какие замены у вас проходят легко, какие с трудом и какие ощущения при этом возникают. Такая работа над собой поможет отслеживать свои реакции и управлять частями. Это упражнение вы можете выполнять так часто, как захотите.
  • Упражнение третье. Проведите работу по выявлению тех частей, которые вы чаще склонны скрывать или наоборот предъявлять прямо. И как вы думаете, насколько правильным для вас является такое привычное поведение. Такое же упражнение можете проделать и в отношении близких и знакомых вам людей.

 

Даже работа с этими упражнениями уже во многом поможет достичь гармонии внутри каждому человеку. Существует большое количество техник по работе с субличностями, мы привели только несколько из тех, что широко используют психологи. Если ваши части часто мешают жить, вы можете изменить ситуацию в работе со специалистом или выполняя упражнения самостоятельно. Каждый человек может взять ответственность на себя за свою жизнь и начать ее менять, работая над собой и через время результат не заставит себя ждать.

 

Специалисты Центра arcanum.ru помогут вам разобраться с субличностями, найдут каждый отдельный их элемент, чтобы все ваши внутренние части жили вместе и помогали идти по жизни и достигать целей. Для этого наши профессионалы используют самые эффективные известные упражнения и авторские методики. Работа с субличностями, которую ведет с вами специалист, всегда принесет результат намного более эффективный и быстрый. После выполнения определенного упражнения мы предоставляем каждому человеку список его частей и дальнейшие инструкции и упражнения для самостоятельной работы. В результате работы со специалистом центра по выявлению ваших субличностей, конфликт между ними будет исчерпан, и вы сможете легко принимать решения. 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Одноклассники

К списку статей

что это такое в психологии, работа с субличностями

субличность фотоСубличность – это термин в психологии, который обозначает внутренние образы элементов поведения, которые воспринимаются сознанием каждой личности, как части отдельные от самой личности. Понятие субличности в мир науки ввел итальянский психиатр, психолог Роберто Ассаджиоли в рамках нового психотерапевтического метода — психосинтеза. Субличности индивида привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям. Например, роли родителей, дочки, сына, начальника, неприятной коллеги, школьной учительницы, лечащего доктора и др. Как говорил Ошо, великий философ: внутри нас проживает целая толпа. И все эти люди внутри временами прикидываются нами.

Проявление субличностей человека существует опосредованно, когда он ведет свой внутренний диалог. Личные качества человека, его способности, привычки, навыки, которые он показывает, проживая свою жизнь, есть также проявлением частей его целого «Я».

Субличности в психологии

Понятие субличность это в психологии такая метафора, которая обозначает, что внутри каждой личности есть несколько маленьких существ, с которыми реально работать, решая различные проблемы. Разные условия жизни, обстоятельства, мировоззрение не одинаково влияют на образ жизни человека, понимание ним сложных ситуаций, взаимоотношений. Часто неосознанно, подчиняясь тем или другим обстоятельствам, мы выбираем свой стиль поведения, вырабатываем внешний образ, эмоции, поступки, набор жестов, позы, мысли, привычки. Ассаджиоли все это называл паттернами субличности, это что-то, что имеет сходство с миниатюрной личностью. Каждая такая часть, как живое создание, что занимает место в психике индивида, ведет существование со своими ценностями, мотивами, которые могут совсем не соответствовать и сильно отличаться от ценностей, мотивов существования других частей. Их численность и характеристики зависят от осознанности человека, его фантазии, от его реальных личностных качеств, готовности человека увидеть в себе ту или другую субличность.

Субличности развиваются путем повторения одинаковых приобретенных реакций, далее в процессе, имея свои желания, потребности, пытаются их реализовывать, конфликтуя между собой. Этот процесс есть бессознательным. Данные части личности выражают себя через тело, чувства, мысли, поведение. При этом, каждая субличность, заявляя о своих потребностях, о своих желаниях, говорит от имени целой личности. Часто мы систематически принимаем неэффективные решения, делаем неадекватные поступки, которые не хотели делать, но изменить что-то нам кажется невозможным, потому как это сопровождается борьбой внутренних голосов, частей личности. Но человек в лучшем варианте принимает эти решения как свои, от целой личности, в худшем – будет обвинять других людей в своих проблемах.

Работа с субличностями человека эффективно применяется в психотерапии, чаще в психосинтезе и НЛП. Когда клиент обозначит какую-то из своих частей, их индивидуальные качества, способы поведения, то он с помощью психолога может контактировать с ней, выяснять причины своего неадаптивного поведения, реакций, особенности физиологии.

Работа с субличностями дает возможность клиенту увидеть и сполна оценить происходящее в жизни, что идет не так, поменять отношение и иметь возможность изменить поведение. В основном субличность это в психологии часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения со своими субличностями, договариваться с ними. Априори это такие части личности человека, существование которых, помогает ему искать варианты выхода из проблемных ситуаций, защищает психику и играет исключительно положительную функцию для его личности. Такие части имеют позитивные намерения.

В терапевтической работе с субличностями предлагается рассматривать их по принципу строения психики — это сознание, подсознание и сверхсознание.

Работа с субличностями в терапии происходит так:

— распознавание частей личности, осознание их;

— принятие;

— координация, трансформация субличности;

— интеграция;

— синтез частей целого «Я»

Основная задача для психолога — это выделить и объединить отдельные и самостоятельно действующие субличности человека в единое гармоничное целое «Я», и научить человека управлять ими сознательно, а не прятать в безсознательное.

Терапия субличностей Шварца

Идея множественности и частей личности не свежа и не нова: ид, эго, суперэго Фрейда, Анимус, Аниме, Тень, Персона Юнга, взрослый, родитель, ребенок Е.Берна, — все эти части проживают в человеке.

Терапия субличностей Р. Шварца – это одно из направлений в нынешней психотерапии, главная концепция, которой состоит в принятии того, что в человеческом внутреннем мире проживает много личностей, и что данное явление есть нормой.

Ричард Шварц создал систему иерархии субличности человека, их терапию. Ученый говорил, что все внутренние жители нашей психики имеют чувства, желания, мысли, потребности, личные характеристики. Также эти субличности бывают разного возраста, мужского или женского пола. Они появляются внутри каждого при необходимых для них условиях, когда приходит их время.

Р. Шварц заявляет, что человек, пребывает в разных субличностях в различные, непохожие моменты и ситуации. Это проявляется в поведении, действии, переживании чувств, мыслей, что значительно отличается, когда он пребывает в разных субличностях. Основная мысль психотерапевта Р.Шварца – внутренне главное «Я» личности не расщепляется, а остается целостным, но в сложные моменты, под действием травмирующего опыта оно уступает место другим субличностям. Тогда это становится похоже на болезнь, хотя, в реальности, разделение внутреннего мира индивида и психотерапевтическая работа с его субличностями крайне важна и необходима для его выживания и выздоровления.

Как же возникают субличности человека?

Шварц утверждает, что в ситуации, что есть травмирующая для человека, его психика пытается уберечь его от переживания таких чувств, как стыд, страх, боль, вина. Данные чувства, не имея возможности проявить себя, оказываются, образно выражаясь, «взаперти». Это «изгнанники» – угнетенные, вытесненные, с чувством вины, пониманием своей недостойности и неполноценности, они будут пребывать в поиске того, как вырваться, кто бы их спас, дал им волю. Они выявляют себя в человеке через боль, страх, кошмары, флешбеки, неконтролированные травматические воспоминания, контролирующее поведение, панические атаки. В поиске хоть малейшей любви и защиты они создают такие обстоятельства, в которых их действия будут направлены на то, чтобы притянуть к себе того, кто схож на первого обидчика, будут терпеть насилие и унижения в надежде получить иллюзию защиты. Тем самым создают человеку повторяющиеся ситуации, в каких он оказывается жертвой.

Другая группа части личности за Шварцом – «менеджеры». Это такие субличности, которые призваны защищать «изгнанников», чтобы тех больше никто не обидел. Одни «менеджеры», контролирующие, ищут помощи у людей, но одновременно знают, что «изгнанники» не получат ее, будут отвергнуты; одновременно наблюдают, чтобы они не вырвались из-под стражи; другие не доверяют окружающим, пытаются ограничить контакты, не допустить эмоциональной близости, это как способ защититься от повторения боли; оценивающие следят за тем, чтобы нравиться другим, за своим внешним видом; зависимые делают человека беспомощным, обиженным, в роли жертвы, чтобы другие пожалели; пессимист подрывает уверенность, чтобы человек не действовал, был пассивным; отрицающий искажает понимание человека ситуации, восприятие небезопасности; беспокоящийся твердит о тревоге, наихудшем разрешении ситуации и т.д. «Менеджеры» консервативны и жестки, несут много ответственности за безопасность человека. Они, как «изгнанники», ищут признание и любовь, но считают, что должны прятать свои потребности, потому что это требует система.

Третий тип – это «пожарные». Они служат для гашения тех эмоций и чувств, что выражают изгнанники, когда «менеджеры» не справляются с контролем. «Пожарные» призваны в срочном порядке притупить боль, отделиться от реальности. Методы «пожарных» – это все виды зависимостей, самоповреждающее и суицидальное поведение, половая неразборчивость, ярость, агрессия, нездоровая тяга к материальным благам, нарциссизм.

Таким способом «менеджеры» пытаются спрятать, защитить «изгнанников», а «пожарные» ищут возможности успокоить и насытить их. Поэтому, согласно идее Шварца, у всех нас есть все три типа субличностей. И, исходя из симптома, проявляемого человеком, можно обозначить, какая группа частей преобладает. Например, когда человек страдает какими-либо зависимостями, то он находится у власти «пожарных»; если у него депрессия, фобии, соматика – находится у власти «менеджеров»; мучается от грусти, вины, страха –  во власти «изгнанников». И эти части личности исполняют положительную роль во внутреннем мире человека.

Полезность и положительный результат такого метода работы с субличностями еще в том, что человека нужно воспринимать как такого, который обладает ресурсами, но в некоторых обстоятельствах ограничен в их применении через состояние напряжения внутри себя и во вне. Суть работы терапевта лежит в том, чтобы выделить эти части человека, познакомиться с ними, ослабить ограничения, найти возможности, а основное – вернуть власть над всеми частями целостному «Я».

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Работа с субличностями — Психология Дома Солнца

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению П. Ферручи субличности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

В контексте трансперсональной психологии «личное Я» и «Духовное Я» являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями — это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой — как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.

Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.

Согласно Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к. разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: «Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!»

Для того, чтобы проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: «Я хочу…,. сделаю…, Я люблю…» и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.

Почти каждый из нас может вспомнить жизненные ситуации, когда он поступал так, как не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание «за» и «против». Он не слышит отдельных от себя «голосов», т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное — он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем — он ищет виноватого на стороне.

Методика работы с субличностями на первом этапе психосинтеза предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания из среднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области «втягивается» в поле сознания легче всего. Тем не менее, осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

М.Браун и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, в свою очередь, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание, сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: «Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?'» Фактически, это сама Жертва говорила из нее.

Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Глядя на плоскую схему устройства психики, может возникнуть впечатление, что здесь что-то «выше», а что-то «ниже», что-то «лучше», а что-то «хуже» Но следует помнить, что в действительности просто существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания. Нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас. Тогда они навязывают нам свойственные себе стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как «Я», как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-«я». Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям, и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует опасность, что человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он получает ощущение утраты собственного единства. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию интересов в рамках живого целого.

До того как, мы приступили к работе с ними, субличности — это миры не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, объединяются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшем работы.

П. Ферручи видит в субличностях «падшие проявления архетипов высших качеств» . Субличности — это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать — как извращение архетипа энергии, субличность упрямца — как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством для воссоединения с последним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.

Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.

1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть представляющему ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть совершенно любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.

3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это не вмешиваясь и не давая никаких оценок. Помните, что даже неодушевленный казалось бы предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое он вызывает у вас общее ощущение.

4. Теперь пусть он говорит и как-то выражает себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушевленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность — разумное существо, живущее своей жизнью.

5 Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Гад, Дед Мороз, Скептик, «Сама знаю», ‘Я тебе сказал» и т.д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.

6. После того, как вы назовете и исчерпывающе опишите одну субличность, можете переходить к другим.

Не всегда с первого раза получается предоставить субличности какую-либо самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкретного образа тормозит настоящее проявление субличности и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картину. Бывает, что образ не появляется вообще и мы заявляем, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можно предположить, что наше «Я» выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируемся с этой защитой, и попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.

В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем — можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этого, эффективным может оказаться прием «если бы я увидел:». Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности начинает описание со слов: «Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы:; далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: «Я не могу увидеть…» уходит на второй план, или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность «оживает».

В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие способности, чтобы помочь при необходимости, т.к. трудно предсказать, как поведет себя та или иная субличность.

Работа с субличностями, или как справиться с рассеянностью

Во второй части статьи я опишу алгоритм техники работы с субличностями, а сейчас расскажу как она возникла и дам вам немного теории. 

Часть 1. Теория

К сожалению, пока что мы не являемся целостной личностью, которая полностью согласованна внутри, а являем собой набор огромного количества маленьких «Я» (субличностей, или разнонаправленных представлений, желаний).  И в разные моменты жизни, какая-то часть нас находится на первом плане. У всех происходят перепады настроения, резкие эмоциональные всплески, за которые нам стыдно после, мы можем что-то решить в понедельник, а в среду уже абсолютно забудем об этом или потеряем интерес. Выходит, что одна часть нас желает одного, а другая – противоположного,  все это признаки смены активных субличностей. Поэтому нам тяжело концентрироваться на одном деле!

По моему мнению, применять эту технику работы с субличностями особенно эффективно как раз в случаях неопределенности, наличии внутренних конфликтов, рассеянности на работе, нежелании что-то делать, слабой мотивации и хаотичности. В ходе работы могут вскрыться глубокие проблемы, которые возможно и не выйдет самостоятельно проработать мгновенно, но по крайней мере, осознание причинно-следственных связей позволит вам лучше управлять своими состояниями и покажет, с чем стоит еще поработать.

Часть 2. Алгоритм техники работы с субличностями

  1. Подготовительная медитация. Это является крайне важным условием способствующим внутренней работе, чтобы иметь внутренний ресурс и доступ к подсознанию. Опыт подтверждает очень благотворное влияние медитации при проведении рефлексии и работе с эмоциями, я часто использую его при работе с другими. Необходимым условием и признаком погружения в альфа-состояние являются расслабление глазных мышц, умиротворенное состояние, торможение внутреннего диалога, легкость. В интернете можно найти массу медитаций с инструкциями, можете начать с самой простой, считая время вдоха-выдоха
  2. Формулировка проблемы. Например: «Тяжело себя заставить что-то сделать»; 
  3. Определение переживаний, эмоций связанных с этим. Например: «Чувствую подавленность, растерянность»;
  4. Локализация в теле. Например: «В связи с выше перечисленным, когда я начинаю на этом фокусироваться, чувствую дымку в передней части головы, или тяжесть в области груди»;

-Возраст, локализация — место напряжения в теле, цвет, вкус, вес, объем, структуру, температуру, форму, визуальный образ и т.д. Чем больше характеристик вы определите, тем больше вы выведете из бессознательного ваше переживание и сможете понять его.

На этом этапе можно было бы закончить, приблизительно так выглядит процесс некоторых видов телесной терапии (например, в используемом мною, замечательном психотерапевтическом методе — психокатализе), с продолжением трансформации образов и ощущений, конечно же. Но мы пойдем дальше, добавляя элементы работы с субличностями, персонификации проявлений, анализа и диалога.

  1.  Выбрав и подробно описав одно место в теле, с сопутствующими ему ощущениями и эмоциями, нужно определить его роль, функцию. Можно представить себе личность подобную себе, возможно он окажется другого возраста, с отличными деталями образа, или это может быть любое живое и неживое существо, предмет и т.д. Мне сразу же представился образ себя другого возраста, внешности.  работа с субличностями
  2. После того, как образ будет сформирован, он может характеризовать какое-то качество характера, это могут быть: ранимость, заносчивость, раздражительность и т.д., при этом он может обладать полезными функциями, такими как, защита, бдительность, прочие… Начните вести с ним диалог, дайте ему имя (это может быть очень эффективно, когда вы будете в будущем использовать это для управления этим проявлением).
  3. Выявление мотивации субличности. Чтобы понять, что делать с «выделенной» частью вас (субличностью), выясните её мотивацию, чего она желает, что ей интересно, вы можете почувствовать это или начать диалог с помощью вопросов.
  4. В зависимости от того, чего хочет выбранная субличность, необходимо провести ряд действий, которые гармонизируют вас. Это может быть: 

 узнать, почувствовать, на своем ли месте в теле находиться данная субличность;

ощутить сколько процентов ваших сил уходит на активность этой субличности и при необходимости перераспределить, направив в более уязвимые участки тела, например те, где вы будете ощущать обесточенность, пустоту или холод.

  1. Трансформация. Помните, вы находитесь в вашем воображении, работаете с подсознанием,     вы можете все — изменять структуру, вид образов, производить любые необходимые для нормализации действия. Эти изменения образов неизменно повлекут за собой изменения эмоциональных и телесных ощущений, так работает наша психика. Например, вы увидели образ себя же в возрасте 7 лет, свернувшегося в клубок, выяснили, что это связано с испугом и страхом внешней среды, вы берете из другой части вашего тела, в которой ощущаете энергию (тепло, свет и т.д)  и передаете её мальчику, представляя как он становится сильнее, взрослеет, или формируете вокруг него защитную мембрану. Трансформация также может происходить и на уровне диалогов, осознаний, вы можете что-то сказать, убедить, донести до той «несозревшей», травмированной части вас, подбодрить и поддержать ее.
  2. Наблюдайте за изменениями в теле, эмоциях.
  3. Если все нормально, завершите сеанс. Признаками завершения процесса могут быть приятные ощущения в теле (тепло, легкость), ясность ума, радость, спокойствие, удовлетворенность, желание действовать.  работа с 

Если остались неприятные ощущения, или какие-то лишние картинки, метафорические предметы (на уровне внутренних процессов), возвращайтесь к 2-му этапу и проходите заново весь цикл.  Довольно часто, за одним ярко выраженным состоянием  стоит доминирующая, в данный момент времени, субличность.

В случае, когда у вас всплывают разнонаправленные субличности и их несколько, пробуйте их примирить, визуально, структурно или концептуально. Эта техника работы с субличностями сможет вам показать реальную ценность ваших планов и целей на уровне ощущений, ведь тело не обманешь.  С некоторыми субличностями, которые хотят развлечений и отдыха, нужно договариваться, мотивировать их будущими плюшками, после того как вы выполните основные свои задачи. Помните, что эти части вашей личности, которые заточены под узкий диапазон интересов, находятся в бессознательном, к ним нужен особый подход, как к маленькому ребенку, которому все нужно объяснять, учить и уговаривать.

С уважением к Вашему времени и психике,
Андрей Боцуляк

Психолог Сергей Ключников — Работа с субличностями. Как работать с субличностями в общении?

Настоящее управление собой начинается с момента, когда человек проделал над собой определенную работу, выявил свои главные субличности и принял решение, на какие положительные из них нужно опираться, от каких стоит полностью отказаться и какие из них можно оставить себе с условием перевоспитания.

Работа с  субличностями – это работа над собственными личностными чертами и качествами.

Надо начинать с изучения и последующего изменения именно  этого, более высокого уровня психики, а не наоборот.

 Она потянет за собой изменения психологических состояний в сторону позитива и обеспечит более гармоничное протекание психических процессов – остановку суетливой игры эмоций, обуздание хаоса мыслей, активизацию мозговой и психической деятельности.

У любого человека свой набор или комбинация субличностей  или ролей в общении.

Для начала работы с субличностями, нужно их выявить, хорошо подумав, понаблюдав за собой  и составить список своих маленьких «я».

Они окружают глубинное Я человека и находятся от него на разной степени удаленности, в зависимости от степени собственного совершенства, осознанности и чистоты.

Чем менее совершенна эта субличность, чем больше в ней недостатков и негатива, тем она существует дальше от духовного Я.

 И наоборот, субличности позитивного толка, связанные со стремлением к совершенствованию, находятся ближе к центру – высшему Я.

Одни из субличностей направлены на внутренний мир, вторые – на внешний, на других людей.

Понять это – значит понять, как  правильно работать с субличностями в общении.

Все мы в своей жизни играем множество ролей, а значит, поочередно отождествляемся с той или иной субличностью.

Переход от одной роли к другой и сам процесс поочередного отождествления то с одной субличностью, то с другой напоминает вращение, кружение вокруг центра.

Так и должно быть – планеты вращаются вокруг солнца.

Работа с субличностями рано или поздно приведет нас к пониманию того, что любая из наших  субличность  думает в определенном направлении и порождает множество мыслей.

Созданные мыслеобразы вращаются в человеческом сознании вокруг породивший их центров, то отдаляясь от них в направлении тех  целей и людей, к которым они были посланы, то возвращаясь к человеку, эти мысли породившему.

Когда наступает необходимость действовать, человек выбирает такое решение, которое ближе к той субличности, что наиболее сильна в данный момент.

Потому трус, привыкший уклоняться от опасности в очередной угрожающей ситуации скорее всего снова рефлекторно «прыгнет» в субличность страха и бегства, даже если один раз подумал о  том, что пора вести себя уверенно, а  бесстрашный, привыкший человек, наоборот, пойдет навстречу смерти, хотя голос осторожной  благоразумной субличности попытается его остановить.

Чем больше ваше сознательный наблюдатель, будет практиковаться в наблюденииза тем, как субличности борются и сменяют друг друга, тем он будет становиться сильнее, а процесс наблюдения за собой и своим общением легче и приятнее.

Работа с субличностями  предполагает, что вы будете внимательно наблюдать за ними в общении и видеть, как те или иные субличности реагируют на людей и ситуации.

Когда вы будете видеть свои ошибки и слабости, это не будет повергать вас в большое недовольство и  отчаяние как на первых порах.

Вам будет помогать  растущее изнутри чувство уверенности, что внутренний враг обнаружен, а значит победа близка.

Понять, как работать с субличностями в общении вы сможете только если будете пристально наблюдать за собой в самых разных ситуациях.

 Вы сможете видеть свои ошибки в общении, останавливать себя от таких поступков, которые раньше вам было уберечь себя просто не под силу.

У вас появится энергия для  исправления  в себе таких эмоций, установок, привычек и  психологических качеств, которые раньше все время подталкивали вас явно не туда.

Работа с субличностями обязательно приведет вас к упорядочиванию сознания и лучшему пониманию себя.

Накопив силы и укрепившись,  наблюдатель постепенно превратится в реального правителя, который уберет  из личностного пространства все мешающие ему негативные субличности и соединит  оставшиеся в новую, более совершенную комбинацию.

Нельзя не сказать о том, что общение – это процесс во многом стихийный, естественный и спонтанный.

Если мы поймете призыв наблюдать за собой буквально и будем делать это как йоги, даосы или просветленные мастера каждую секунду, то мы заметим, что внимание довольно быстро истощиться,  поскольку у нас в отличии от этих продвинутых и  специально подготовленных людей не хватает энергии.

Попытка продолжить эту практику во что бы то ни стало вызовет у нас усталость, раздражение и нежелание вообще заниматься этим весьма полезным занятием.

Потому надо во всем соблюдать меру.

Сохраняйте  естественность и здравый смысл и накапливайте эту силу постепенно.

Тогда самонаблюдение и практика осознанности будет для вас приятным  и даже радостным делом жизни и возможностью ежесекундно расти и совершенствоваться.

 

Знакомство с субличностью — Психологос

Вам понадобится блокнот и ручка для записей. Постарайтесь найти тихое удобное место, где вас никто не потревожит. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Можете включить негромкую расслабляющую музыку. Вы можете вести записи по ходу упражнения, можете сделать это потом. Делайте паузы там, где это вам необходимо, чтобы получить ответы на задаваемые вопросы.

Представьте, что вы находитесь в лесу. Почувствуйте, что под ногами у вас земля. Посмотрите на деревья. Пройдитесь немного по лесу, осматриваясь вокруг. Вы видите много деревьев и какие-то цветы. Обратите внимание на детали, вы испытываете любопытство, вам очень интересно все окружающее.

Оглянувшись, вы замечаете вдалеке маленькую избушку и идете к ней. Вы слышите, что из нее доносится какой-то шум. Вам становится интересно, что там происходит. Вы подходите ближе и замечаете, что у избушки есть окошко. Вы подходите к окошку и заглядываете внутрь. Там, внутри, откуда доносится весь этот шум, вы видите множество своих субличностей, и все они очень активны. Внезапно дверь избушки отворяется, и все они высыпают наружу, оставаясь такими же активными. Вы наблюдаете за ними с большим интересом. Вскоре вы замечаете, что одна из субличностей очень заинтересовалась вами и подходит к вам. Вы внимательно смотрите, на что она похожа. Она не обязательно должна быть похожа на человека. Это может быть животное или что-то вообще не похожее ни на что. Вы ее очень интересуете, она очень тянется к вам. Когда вы осознаете, что это какая-то ваша часть, она тоже становится вам интересной, и тогда вы приглашаете ее прогуляться. Вы идете с ней на опушку леса, где начинается красивый зеленый луг. Вы выходите с ней на луг. Вы отмечаете, как она движется, о чем говорит, о чем спрашивает. Вы начинаете с ней беседу. В этой беседе вы можете задавать ей любые вопросы, а она может спрашивать вас. Это просто возможность узнать друг друга. Поэтому вы спрашиваете свою субличность: кто ты? Какова твоя роль в моей жизни? Чего ты хочешь? Чего ты от меня ждешь? Чем я могу тебе помочь? Что ты для меня делаешь? Зачем ты это делаешь? Когда ты вошла в мою жизнь? Какие события, какие обстоятельства моей жизни вызвали твое появление? Возможно, ты явилась, чтобы помочь мне? Для чего ты помогаешь мне? И как ты мне помогаешь? Привнесла ли ты что-то в мою жизнь? А когда ты создаешь для меня проблемы? Итак, чего ты хочешь? В чем состоит твоя основная потребность, что тебе действительно нужно? Каково твое сущностное качество?

Сознаете ли вы, как вы относитесь к этой части? Сердитесь ли вы на нее, потому что она вам мешает? Или это очень важная часть, которая помогает вам, делает вас сильнее? Поговорите с ней, расскажите ей о ваших трудностях, связанных с нею, расскажите, как вы к ней относитесь. Спросите ее, не хочет ли она воспользоваться возможностью что-то сказать вам или о чем-то спросить?

А теперь пригласите эту субличность пойти с вами через луг прогуляться. Смотрите, как она на это отреагирует: может быть, она не хочет идти с вами? Или, наоборот, очень хочет?

Вы идете по лугу. Вы ощущаете ветерок, мягко овевающий ваше лицо, слышите звуки, которыми наполнен луг, — жужжание насекомых, пение птиц, и замечаете, что вы идете со своим спутником по тропинке. По мере того как вы идете все дальше, вы начинаете замечать, что тропа начинает подниматься на холм. Восходя на него, вы замечаете, что холм переходит в высокую гору. Вы ведете свою субличность на очень высокую гору. Гора высока, но идти легко. Обратите внимание, что вам открывается с этой горы? И вот вы достигаете вершины этой горы. Задержитесь немного и посмотрите с высоты на раскрывающиеся перед вами дали. Когда вы смотрите вниз, какими крохотными кажутся люди, дома, улицы, машины. Вы со своим спутником стоите на вершине этой горы и просто смотрите на все остальное. Много ли вы можете увидеть с этого места?

Стоя там, на вершине горы, вы начинаете сознавать, что рядом с вами находится какое-то другое, очень мудрое существо. Вы сознаете, что это существо обладает огромным состраданием, и можете почувствовать, как любит вас это существо. Это существо преисполнено света, и вы можете почувствовать это. Это существо способно говорить с вами, и вам предоставляется возможность задать ему любой интересующий вас вопрос о субличности, которая пришла с вами: и о том, каково ее назначение в вашей жизни, и как развивать ваши с ней отношения. Ибо вы знаете, что это очень мудрое и сострадающее вам существо. Возможно, у этого мудрого существа есть для вас подарок, которым вы сможете воспользоваться в своей жизни, который поможет вам. Задержитесь немного, чтобы почувствовать присутствие этого мудрого существа и указать на него сопровождающей вас субличности.

А теперь пришло время попрощаться с этим мудрым существом и поблагодарить его за то, что оно вам так сострадает. Мудрое существо говорит вам, что оно всегда в вашем распоряжении, когда бй вы сюда ни пришли. Итак, берите своего спутника и идите вниз. Осознайте, как чувствует себя теперь ваша субличность и что вы по отношению к ней испытываете. Возвращайтесь на луг, а затем отведите свою субличность назад в лес. Поговорите с ней, если хотите, или, возможно, если захочет она, о том, что произошло на горе. Скажите ей, что вы будете с ней разговаривать еще много раз и что вы ее не забудете. А затем приведите ее к лесной избушке, попрощайтесь с ней и возвращайтесь на луг.

Теперь медленно обратите внимание на свое тело, сидящее на стуле в этой комнате. Почувствуйте, что ваши ноги стоят на полу, что вы можете пошевелить пальцами ног. Откройте глаза, посмотрите вокруг.

Сделайте краткие заметки о своих переживаниях во время упражнения. Если вам не удалось выполнить его полностью, напишите об этом и попробуйте проанализировать, что помешало вам пройти по предложенному пути. Если вы затрудняетесь это сделать, напишите, почему вам это трудно. Первоочередное внимание следует обратить на следующие три вопроса:

  • Чего хочет ваша субличность?
  • Что ей нужно?
  • Каково ее сущностное качество?

Возможно, обнаруженная субличность или какие-то из ее качеств не понравились вам. Это одна из общераспространенных реакций — усматривать в себе наличие каких-то отрицательных черт. Один из основных постулатов психосинтеза: у каждой, даже самой трудной субличности имеется здоровое ядро — ее сущностное качество. Сам синтез состоит в том, что, выявив сущностное качество, сущностную энергию субличности, мы можем начать интегрировать ее в свою жизнь, т. е. воссоединять, объединять ее с другими нашими частями.

Один из важных моментов в работе с субличностями состоит в признании того факта, что каждая из наших субличностей — в том числе страдающая, испытывающая боль — это наша часть и, как таковая, по-настоящему в нас нуждается. В практике психосинтеза никакие переживания не подавляются, а наоборот, им пытаются дать выход, «вызвать» их из глубин психики, а затем направить их энергию на самопреобразование и самоизменение. Очень важно выяснить, чего хочет страдающая субличность. Она не имеет того, что хочет, и это служит причиной страдания.

Сам факт некритического осознания беспокоящей нас части, сам факт осознания без осуждения резко понижает уровень оборонительной активности сознаваемой части. Принимая ее такой, какая она есть, мы создаем условия, в которых эта часть ощущает себя в большей безопасности. Исчезает сама почва для конфликтов. Вместо того чтобы говорить «Ты мне не нравишься», мы говорим «Привет». Это дает возможность подойти к процессу трансформации и интеграции. Вообще интеграция — это естественный процесс, который идет в человеке постоянно. В течение всей нашей жизни мы совершенно естественно интегрируем различные наши конфликтующие части. Но когда какая-то наша часть по той или иной причине (например, в результате подавления) останавливается в своем росте, она как бы отпадает от целого и утрачивает способность к естественной интеграции. Тогда необходима работа по восстановлению утраченной целостности.

Вводное занятие Университета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *