Развитие детской инициативы: Консультация: Развитие детской инициативы | Социальная сеть работников образования

Автор: | 06.09.2020

Содержание

Статья на тему: Развитие инициативы у детей дошкольного возраста

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

  • проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым.

В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы строим предметнопространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательноисследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова.

Самостоятельная деятельность детей

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Предоставлять детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекаю их к участию в планировании работы. В большинстве случаев — это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой (Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать).

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых (строителей, дворников).

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях нужно стараться мотивировать на достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определять значимость деятельности (к примеру — изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т.п.), выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Давать  задания, которые дети выполняют небольшими группами, где один из них будет ответственным за качество выполнения задания. Каждый раз ответственный меняется, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Уголоки творчества», которые созданы по принципу доступности  и мобильности.  В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

 Коммуникативная деятельность.

Формирование коммуникативной самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям.

Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. В группах создается предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко меняется, дополняется, в зависимости от задач.

Размещение оборудования должно позволять детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

В группе можно располагать разнообразные схемы, таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).

Среду следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулируя творческую активность детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Для этого могут использоваться разнообразные предметы-заместители, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Таким образом, правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

Работа с семьей по поддержке детской инициативы

Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.

  1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
  2. Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы.  Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
  3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.

Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

  1. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
  2. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
  3. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
  4. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить.

Про ангела.

Статуэтки ангелов являются самой популярной группой сувениров. Они исполняют больше символическую роль, нежели декоративную и преподносятся, обычно, близким людям, которые нам не безразличны. 

Подарок в виде статуэтки ангела может стать своеобразным оберегом, так как первое значение этой фигурки — ангел-хранитель.


Если вам подарили статуэтку ангела, и вы размышляете над тем, где её лучше поставить, знайте, что её место на северо-западе

Статуэтка ангела должна быть в каждом доме, это красиво и совершенно необходимо. Понимание того, что тебя защищают и охраняют высшие силы, которые символически представлены статуэткой ангела, даёт человеку силы и уверенность в самых сложных ситуациях. Ну и не забывайте делиться поддержкой – дарите ангелов! 

  1. в первую очередь это оберег, чье крыло укрывает своей ладоней  владельца;
  2. во вторую, это индивидуальный амулет, который обретает ауру владельца;
  3. в третьих, — это нечто сакральное, что помогает человеку или предостерегает от ошибки.

Статья на тему: Развитие детской самостоятельности и инициативы

Развитие детской  самостоятельности и инициативы

     Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, — поддержка разнообразия детства.

   В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

  Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

   Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

   Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы:

  • это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
  • способность рассчитывать только на свои силы;
  • независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;
  • умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
  • умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

   Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.

   Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

   Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

   Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

   Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

   В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

   Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

   Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

   На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

   Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

   Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

   В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

   В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

2) Продуктивные виды деятельности.

   Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

   В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

   Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

   Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идет о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

4) Трудовая деятельность.

   Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).

   Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

5) Метод «проектов».

   Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

6) Развитие коммуникативных качеств.

   Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков:

1. развиваем умение сотрудничать;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

   В ежедневных занятиях необходимо ставить  следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах, учить ребенка смело высказывать свои суждения.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

  • формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
  •  предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

   Таким образом, для поддержки детской самостоятельности и  инициативы необходимо: 

  1.  предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;  
  2.  отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  3.  не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
  5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
  7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
  8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Консультация на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы»

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей»

г. Шарыпово Красноярского края

Консультация для воспитателей

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

Подготовила воспитатель:

 Зиновьева Инна Рашидовна

Шарыпово

2017г.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:

  • игра;
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • коммуникативная деятельность и др.

Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе — умения, практические навыки.

Для развития детской инициативности нужно:

1.Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу

Способы и направления поддержки детской инициативы

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

Оказание недирективной помощи детям.

Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех,  кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают,  они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.

Задача воспитателя – создание ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Это могут быть  проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого,  о которых  говорилось  выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

—        формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

—        создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

—        предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской  инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Проектная деятельность

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности дляих жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. для поддержки инициативы втворческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Сообщение Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС

Морару С. В. воспитатель

ГБДОУ детский сад № 4

Санкт – Петербург

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС

Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому, что только активные, творческие личности будут успешными в жизни

Дошкольный  возраст  —  важный  и  ответственный  период,  который  представляет  огромные  возможности  для  поддержки  и  развития  у  детей  познавательной  инициативы.  Познавательная  инициатива  проявляется  в  стремлении  узнавать  новое,  на  её  основе  развивается  творческая  инициатива,  самостоятельность,  активное  отношение  к  окружающему.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста:

 

самостоятельность,

инициативность,

творчество.


Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:

игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.
Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе — умения, практические навыки. 


Способы поддержки детской инициативы:


— создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; 
— выбор ребенком сотоварищей;
— обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
• воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
— формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
— создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
— предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала, а также в значительной мере зависят от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе.

Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Для того, чтобы познакомить детей с основными цветами, используются настольные игры: «Колорама» (дети из геометрических фигур выкладывали дорожки), Лото «Радуга»«Мозаика». В ходе данных игр, дети не только знакомились с основными цветами, но и развивали мелкую моторику рук.

В процессе продуктивных видов деятельности четырехлетнему ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте.

Играем с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер»«Геометрическое лото»«Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. У детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяются сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки.

После того, как дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.

Для развития художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук используем цветные макароны, разной формы. При помощи них мы закрепляем знания о форме и цвете предметов.

Прекрасными развивающими пособиями являются пластиковые банки, бутылки, небольшие картонные коробочки — все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача детей состояла в том, чтобы к каждой емкости подобрать крышку. Для усложнения задания, добавляем несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок используем для закрепления цветов и развития мелкой моторики.

Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежками. Для этого используем самостоятельно изготовленную мягкую развивающую книжку тренажер. Можно начать с самого простого – расстегивание липучек, развязывание шнурков. Потом перешли к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. После того, как ребенок начал самостоятельно выполнять задание, можно его усложнить, предлагая не только расстегнуть, но и пристегнуть обратно, подбирая необходимый вид застежки.

  В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Мы, стараемся  предоставить детям больше самостоятельности в трудовой деятельности. Привлекаю их к участию складыванию игрушек, мытью игрушек (у меня младшая группа).

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде, чтобы дети видели работу строителей, дворника, собирающих мусор. Эмоциональные впечатления, полученные.на этих прогулках, помогают воспитывать у детей активность в труде.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. 

Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован «Уголок творчества», который создан по принципу доступности  и мобильности.  В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, фасоль, шишки сосновые, шишки еловые, желуди, манка, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, губки, клей, кисти, ножницы, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности).

Формирование коммуникативной самостоятельности, должно быть

частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как

к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым,театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем   в это время. Но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. Дети учатся сами рассказывать сказки показывать их для себяи своих сверстниках. Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты.

Театральные зоны нашей группы оснащены книгами, театральными масками, элементами костюмов, наборами кукол, разнообразными видами театров, атрибутами и декорациями.

По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество,способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам («Найди пару», «Спрячь мышку», «Подбери колеса», игры-шнуровки, «Чей домик?», «Лото» и др.

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, развивает фантазию, активность действий. Для этого  используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал который находится в прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута. («Легкий — тяжелый», «Тонет не тонет», «Что звучит?)

В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества

Предметно-развивающая среда организована  таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

Таким образом, для развития детской инициативы и творческих способностей необходимо: 
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора.

Форма проведения: Педагогическая гостиная.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в способах поддержки детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора, организации жизни воспитанников ДОУ.

Задачи:

Способствовать личностному становлению дошкольников через создание ситуаций выбора

Развивать профессиональные компетенции педагогов в проектировании образовательного процесса.

«ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ –

НАУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ

ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ НАС» 
                          Эрнест Легуве

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать в нашей педагогической гостиной. Я надеюсь, мы сегодня плодотворно поработаем и получим полезную информацию, которую в дальнейшем будем использовать в работе с детьми. Тема педагогической гостиной «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора».

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Целевые ориентиры, определенные ФГОС:

— проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— ребенок способен к волевым усилиям;

— пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

— способен к принятию собственных решений.

Вопросы, на которые сегодня мы постараемся ответить на педагогической гостиной:

Что такое «детская инициатива и самостоятельность»?

Как поддержать детскую инициативу и самостоятельность через создание ситуации выбора?

В литературе сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало ) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании, проектной деятельности. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Игра-ассоциация «Что такое инициатива?»

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Упражнение «Где проявляется инициатива?»

Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)

Варианты ответов:

-исследовательская деятельность,

-коллекционирование,

-игра с правилами,

-уборка игрушек,

-застегивание пуговиц,

-выполняет прямые указания взрослого,

-задание по образцу,

-сюжетно-ролевая игра,

-коммуникативная игра,

-игра – импровизация,

-моделирование,

-просмотр телепередачи.

Упражнение «Инициативная личность».

Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.

Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе. Перед вами несколько вариантов ответа. Вам нужно выбрать из них те, которые подходят к определению инициативной личности. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)

произвольность поведения;

отсутствие творческого воображения

самостоятельность;

замкнутость

развитая эмоционально волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

стремление к самореализации;

общительность;

боязнь порицания, наказания

творческий подход к деятельности;

пассивность

высокий уровень умственных способностей;

ожидание указаний воспитателя

познавательная активность.

Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также определенной смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Развитие самостоятельности предусматривает несколько ступеней

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания и помощи взрослых (моем руки до и после еды; говорим «здравствуйте»«до свидания»«спасибо»«пожалуйста»; убирать игрушки на место; наводить порядок в комнате и т. д.).

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях (навести порядок в группе; подмести пол у бабушки и т. д.).

Третья ступень – возможен далекий перенос. Правила освоены, и ребенок ими пользуется в любой ситуации.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Отставание в развитии самостоятельности и инициативы у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания:

— излишняя регламентация деятельности,

— постоянный контроль и опека,

— преобладание прямых приемов руководства действиями детей,

— обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

Воспитание самостоятельности и инициативы идет успешно

— когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы,

— учит их самостоятельному планированию предстоящей работы,

— развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.

Воспитание самостоятельности и инициативы — неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.

Одним из приемов развития инициативы и самостоятельности дошкольников является создание ситуаций выбора.

Что же такое ситуация выбора?

Ситуация выбора – это ситуация, специально создаваемая педагогом или возникающая спонтанно, но сознательно используемая в целях воспитания.

Так, А. Г. Асмолов пишет: «Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора».

Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Пункт ФГОС ДО Характеристика

3.2.1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

3.2.5.2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

3.3.4. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации».

Педагоги создают условия для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Заслушиваем опыт работы педагогов :

второй младшей группы Зимагуловой Т.М. «Создание условий в предметно – пространственной среде в соответствии с интересами и потребностями детей»,

Филиной В.В. «Использование различных практических способов организации ситуации выбора дошкольниками средствами игровых технологий»,

Сигаевой Е.В «Формирование познавательной активности в условиях ситуации выбора средствами ИКТ технологий»,

Романовой М.А. «Создание ситуаций выбора дошкольниками в решении проблемных ситуаций через проектную деятельность».

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности, которые необходимо применять в работе воспитателя, следующие:

1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать (если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые).

В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним бережно и самое главное, понимание того, что за каждое действие приходится отвечать.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

3. Объем и содержание обязанностей стараться сформулировать максимально конкретно. Например: «После обеда нужно убирать со стола свой стакан, чтобы помочь Татьяне Николаевне», а не «надо убирать за собой!».

4. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть мультик, раскрасить несколько рисунков или подольше поиграть на улице.

5. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, попросить его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми лепкой, рисованием и т. д. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос«А можно я тоже с вами?»

Самостоятельность ребенка является основой формирования всех ключевых компетенций.

Самостоятельность и инициатива – это продукт подчинения взрослым и одновременно собственной инициативе ребенка.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

ПРИТЧА

Уважаемые коллеги, в заключении я хотела бы рассказать Вам притчу «Крылья» Амонашвили Шалвы Александровича.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы. Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки…

Решение педсовета:

  1. Педагогам способствовать личностному становлению дошкольников. Поддерживать у детей самостоятельность и инициативность через создание ситуаций выбора.

  2. Педагогам продолжать создавать условия в предметно пространственной развивающей среде для проявления самостоятельности и инициативы у дошкольников.

  3. Использовать различные практические способы организации ситуации выбора дошкольниками средствами игровых технологий.

  4. Формировать познавательную активность в условиях ситуации выбора средствами ИКТ технологий.

  5. Создавать ситуации выбора дошкольниками в решении проблемных ситуаций через проектную деятельность.

Литература

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4.

2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., Сюжетно — ролевые игры для старших дошкольников. М.: 2009.

3. Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М.: 1983.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М.: 2000.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Управление инициатив по уходу за детьми | Управление по уходу за детьми

Закон о пособиях по уходу и развитию детей от 2014 г.

В ноябре 2014 года Конгресс принял новый закон об уходе за детьми, внесший значительные изменения в программу CCDF. Эти изменения помогут обеспечить более безопасную и ориентированную на семью программу ухода за детьми. Они также предоставят дополнительное обучение и поддержку поставщикам услуг по уходу за детьми. Для получения дополнительной информации о Законе CCDBG от 2014 года и ресурсах политики, связанных с законом, посетите страницу ресурсов политики повторной авторизации OCC CCDF.Для получения технической помощи и учебных ресурсов, связанных с законом, посетите страницу повторной авторизации CCDF технической помощи по уходу за детьми.

Закон о повторной авторизации CCDBG 2014 года включал требование разработать и разработать национальный веб-сайт для распространения общедоступной информации по просвещению потребителей услуг по уходу за детьми для родителей и работающих семей. ChildCare.gov — это партнерство между Управлением по уходу за детьми и агентствами по уходу за детьми штата. Информация на веб-сайте ChildCare.gov предназначена для того, чтобы помочь родителям перейти на веб-сайт по уходу за детьми своего штата или территории и найти безопасные и качественные услуги по уходу за детьми по почтовому индексу, а также найти службы поддержки в своем районе, которые необходимы семьям для роста и процветания.Штатам, территориям и всем заинтересованным сторонам рекомендуется получить доступ к странице проекта ChildCare.gov для получения дополнительных ресурсов.

Готовность к чрезвычайным ситуациям

Основная цель OCC — обеспечить, чтобы программы для детей младшего возраста поддерживали здоровый рост и развитие детей. Эта цель становится особенно важной в случае крупного бедствия или чрезвычайной ситуации, поскольку дети относятся к числу наших наиболее уязвимых групп населения. OCC создал веб-страницу ресурсов по готовности к чрезвычайным ситуациям для получателей грантов и поставщиков услуг по уходу за детьми.Некоторые из ключевых ресурсов включают:

Обучение потребителей

Consumer Education разработан, чтобы помочь родителям получить доступ к информации, чтобы сделать осознанный выбор ухода за детьми, и ужесточить требования по защите здоровья и безопасности детей в уходе за детьми.

штатов и территорий работают над соблюдением требований Закона о субсидиях по уходу и развитию детей (CCDBG) от 2014 г. (P.L. 114-186) и Заключительного правила Фонда по уходу и развитию детей (CCDF) (45 C.F.R. Раздел 98), опубликованный в 2016 году, и максимизировать эти усилия путем внедрения передовых методов взаимодействия с семьями посредством эффективного обучения потребителей. Хорошо продуманное обучение потребителей, основанное на сильных сторонах и учитывающее культурные, языковые и другие потребности сообществ, которые они обслуживают, может охватить большое количество разных семей и обеспечить максимально широкий доступ к информации и услугам.

Эти ресурсы могут служить руководством для штатов и территорий при разработке и внедрении эффективных ресурсов по обучению потребителей для семей.Для получения дополнительной информации посетите страницу Consumer Education, страницу .

Посещение дома племени

Управление по делам детей и семей, Управление по уходу за детьми, в сотрудничестве с Управлением ресурсов и служб здравоохранения, Бюро по охране здоровья матери и ребенка, предоставляет гранты для племенной программы посещения на дому матерей, младенцев и детей раннего возраста. Программа посещения домов племен предназначена для развития и укрепления потенциала племен:

  1. поддерживают и способствуют здоровью и благополучию семей американских индейцев и коренных жителей Аляски (AIAN);
  2. расширить базу данных о посещениях на дому в племенных общинах; и
  3. поддерживает и укрепляет сотрудничество и связи между программами, которые обслуживают детей AIAN и их семьи.
Гранты

для посещения домов племен поддерживают 5-летние соглашения о сотрудничестве для проведения оценки потребностей сообществ, а также планирования и реализации высококачественных, учитывающих культурные особенности, основанных на фактических данных программ посещений на дому в племенных общинах, подверженных риску. Эти грантополучатели собирают и сообщают о показателях деятельности, а также участвуют в исследованиях и оценках, чтобы создать базу знаний о посещениях на дому среди коренного населения.

Племенная инициатива по раннему обучению (TELI) — это партнерство между ACF и племенами американских индейцев с Фондом развития ухода за детьми, программами Head Start / Early Head Start и программами посещения на дому для матерей, младенцев и детей младшего возраста.Цели TELI:

  • Поддержка племен в координации программ раннего обучения и развития племен
  • Создание и поддержка бесшовных, высококачественных систем для детей младшего возраста
  • Повысить качество услуг для детей и семей на всех этапах перехода от беременности к детскому саду
  • Выявление и устранение препятствий для сотрудничества и улучшения систем
,

Программы и инициативы | Развитие детей младшего возраста

Гонка к вершине — Задача раннего обучения с Министерством образования

Race to the Top-Early Learning Challenge (RTT-ELC) — это программа, совместно управляемая министерствами образования и здравоохранения США и социальными службами / ACF, которая стремится улучшить качество раннего обучения и развития и сократить разрыв в успеваемости детей. с высокими потребностями.

Государственные экспертные советы

ACF предоставил 100 миллионов долларов в рамках Закона о восстановлении и реинвестировании Америки для 50 грантов Государственного консультативного совета 45 штатам, округ Колумбия, Франция, VI, Гуам и Американское Самоа. Общая ответственность Государственного консультативного совета состоит в том, чтобы возглавить разработку или совершенствование высококачественной комплексной системы развития и ухода за детьми младшего возраста, которая обеспечивает координацию и сотрудничество в масштабах штата среди широкого спектра программ и услуг для детей младшего возраста в штате.

Head Start

Head Start — это федеральная программа, которая способствует готовности к школе детей в возрасте от рождения до 5 лет из малообеспеченных семей путем повышения их когнитивного, социального и эмоционального развития. Ежегодно программы Head Start обслуживают более миллиона детей, включая детей во всех штатах и ​​территориях США, а также в общинах американских индейцев и коренных жителей Аляски.

Присмотр за детьми

Управление по уходу за детьми (OCC) поддерживает семьи с низкими доходами посредством финансовой помощи по уходу за детьми, обеспечивая доступ к недорогим, высококачественным программам ухода за детьми в раннем возрасте и после школы.OCC также способствует обучению детей, повышая качество программ ухода за детьми, обучения и послешкольного обучения. OCC управляет Фондом по уходу за детьми и развития (CCDF) и работает с правительствами штатов, территорий и племен, чтобы оказывать поддержку детям и их семьям, которые жонглируют графиком работы и изо всех сил пытаются найти программы ухода за детьми, которые будут соответствовать их потребностям и подготовить детей к успешной учебе в школе. ,

Домашний визит

Программа посещений на дому для матерей, младенцев и детей раннего возраста отвечает разнообразным потребностям детей и семей в группах риска.Он также способствует сотрудничеству и партнерству на федеральном уровне, уровне штата и общины в целях улучшения здоровья и развития детей из групп риска с помощью научно обоснованных программ посещения на дому.

Здоровье детей младшего возраста

Эффективная профилактика заболеваний, наряду с поощрением здорового развития и благополучия, лучше всего достигается с помощью хорошо скоординированных усилий, начиная с раннего возраста. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья, а также связь с медицинскими услугами могут быть предоставлены везде, где дети и семьи проводят время: дома, в общинах, а также в различных учреждениях по уходу и образованию в раннем возрасте, обслуживая детей до рождения до 8 лет, например, ребенок уход, Head Start / Early Head Start, посещение на дому и внеклассные программы.Окупаемость инвестиций в эти усилия по координации не имеет себе равных; За счет решения проблем, связанных со здоровьем и развитием детей в раннем возрасте, можно уменьшить или даже устранить необходимость в более дорогостоящих корректирующих мерах в более поздние годы.

  • Приоритеты ACF Health для поддержки безопасных, здоровых и счастливых детей, которые готовы учиться:
  • Профилактика астмы с особым упором на предотвращение воздействия табака
  • Услуги по развитию и поведению
  • Грамотность в отношении здоровья
  • Здоровое питание, физическая активность и избыточный вес / профилактика ожирения
  • Профилактика травм и жестокого обращения
  • Здоровье полости рта

Специальные инициативы

Офис ECD также служит связующим звеном с рядом других федеральных агентств и других офисов в U.S. Департамент здравоохранения и социальных служб.

Инициативы и партнерства включают:

  • Расширение услуг по дошкольному воспитанию и образованию (ECE) для бездомных детей:
  • Кампания «Посмотрите, прежде чем заблокировать»
  • Партнерство по обеспечению благополучия детей младшего возраста
  • Программа питания детей и взрослых (CACFP)
  • Детская кроватка Safety
  • Безопасный сон для младенцев
  • Министерство обороны (DoD) Военные связи с семьей и детьми
.

Глобальная стратегия охраны здоровья женщин, детей и подростков и Инициатива «Каждая женщина, каждый ребенок»

Глобальная стратегия (2016-2030) — это дорожная карта для достижения права на наивысший достижимый уровень здоровья для всех женщин, детей и подростков, чтобы преобразовать будущее и гарантировать, что каждый новорожденный, мать и ребенок не только выживают, но и процветают. , Новая Стратегия, обновленная в процессе сотрудничества с заинтересованными сторонами под руководством ВОЗ, опирается на успех Стратегии 2010 г. и ее движения «Каждая женщина, каждый ребенок» в качестве платформы для ускорения достижения Целей тысячелетия в области развития, связанных со здоровьем, и ставит женщин, детей и подростков в основе новых Целей устойчивого развития ООН.

Новый отчет: Обязательства в отношении Глобальной стратегии охраны здоровья женщин, детей и подростков «Каждая женщина, каждый ребенок» (2016–2030 годы)

23 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА — Во время Ежегодного завтрака по подотчетности PMNCH, который проходил в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН, был представлен новый отчет под названием «Обязательства перед каждой женщиной — Глобальная стратегия каждого ребенка в отношении здоровья женщин, детей и подростков (2016-2030)». Конкретные обязательства, взятые на себя в рамках Глобальной стратегии, направлены на преобразование усилий в результаты для улучшения здоровья и благополучия женщин, детей и подростков, и с 2015 года было принято 302 обязательства.В этом отчете, подготовленном PMNCH в партнерстве с Секретариатом «Каждая женщина, каждый ребенок» и «Планированием семьи 2020», отслеживаются обязательства по Глобальной стратегии EWEC за период с сентября 2015 года по декабрь 2017 года.

17 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА — Новый отчет основан на многолетней работе ВОЗ в области здоровья и прав молодых людей. В нем описываются стратегические возможности для значимого вовлечения молодых людей в преобразование здоровья и устойчивое развитие.Это будет означать предоставление молодым людям возможностей для руководства и их участия в национальных, региональных и глобальных программах.

26 МАЯ 2017 ГОДА — Показатели и рамки мониторинга Глобальной стратегии «Каждая женщина, каждый ребенок» включают 60 показателей из сектора здравоохранения и других секторов. 34 показателя взяты из Целей устойчивого развития (ЦУР), а 26 — из соответствующих инициатив глобального мониторинга. Из них выделено 16 ключевых индикаторов, чтобы обеспечить моментальный снимок прогресса.Портал Глобальной стратегии обеспечивает открытый доступ к последним имеющимся данным и оценкам по 60 показателям в 194 странах. Это включает сотрудничество между департаментами ВОЗ, агентствами H6 (ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, «ООН-женщины», ВОЗ и Всемирный банк), другими организациями ООН, включая Статистический отдел ООН и ЮНЕСКО, а также глобальные партнерства по мониторингу, включая «Обратный отсчет времени до 2030 года» и академические учреждения.

,

Развитие ребенка и раннее обучение

Рассмотрим случай развитие языка и грамотности. Дети изучают строительные блоки язык с самых ранних дней. Разговоры родителей и опекунов с младенцы помогают стимулировать понимание речи до того, как дети начнут говоря свои первые слова. Устная речь и словарный запас маленьких детей учиться через взаимодействие с родителями и опекунами может подготовить почву для будущий академический успех. К двум годам существует связь между объемом словарного запаса. и понимание прочитанного до пятого класса.Исследования также показывают что маленькие дети, которые развивают сильные навыки устной речи, с большей вероятностью позже разовьете сильные навыки чтения. Навыки устной речи можно улучшить, участие в аутентичных разговорах (вместо «повторять за мной» или одного слова ответы) со взрослыми и другими детьми. Один из лучших способов строительства языковые навыки и навыки грамотности благодаря интерактивному чтению сборников рассказов, в котором книга стимулирует общение между детьми и опекунами. обаятельный маленькие дети в расширенном разговоре об истории, задавая открытые вопросы Вопросы — это эффективный метод развития грамотности и языка.

С математикой, исследователи также собирают важную информацию о детях младшего возраста. возможности и преимущества их ознакомления с учение. Раннее знание математики сильно предсказывает дальнейший успех в математике. тема; навыки в математике также тесно связаны со способностями к языку. Если под руководством и с возможностью учиться и исследовать, маленькие дети могут получить более широкое и сложное понимание математики чем считать и распознавать простые формы.Например, среди математические способности маленьких детей необходимо развивать, это умение различать большие и маленькие наборы, это называется субитизацией. Исследования указывая на возможности субитизации, необходимые для формирования основы для в конечном итоге понимание числовых слов, последовательности числовых слов и развитие точных и расширенных числовых концепций и навыков. Другое больше сложные математические навыки включают использование математического языка, который может быть улучшено за счет дискуссий о том, как решать проблемы повествования.

Развитие социальной эмоциональные навыки, такие как способность работать вместе, учиться от сверстников и управлять эмоциями и поведением очень важны для детей долгосрочный успех. Безопасный привязанность родителей и детей закладывает основу для здорового развития эти навыки. Их также могут поддержать знающие преподаватели, которые ожидания, соответствующие развитию, обеспечить предсказуемый распорядок дня и направлять детей в развитии навыков самоуправления.

Физический развитие и здоровье также имеют решающее значение для благополучия маленьких детей.правильный питание, физически безопасная среда и возможности для физических активности все связаны с улучшением успеваемости ребенка в жизнь. Условия ухода и обучения могут способствовать здоровому физическому развитию в детей, пропагандируя здоровое питание, предлагая возможности для физической активности, и обеспечение скрининга развития и подключения семей к последующему наблюдению уход и услуги.

Когнитивный развитию может препятствовать воздействие хронических стресс и невзгоды которые возникают из таких источников, как бедность, семейный конфликт, депрессия родителей, жестокое обращение и пренебрежение.Два поколения вмешательства могут быть эффективными в снижении уровня стресса, с которым сталкиваются детей, предоставляя родителям ресурсы, такие как услуги по трудоустройству а также заботу о детях в семье. хронический стресс и невзгоды может отрицательно повлиять на основные когнитивные навыки, снизить саморегуляцию, и поставить под угрозу психическое и физическое здоровье. Специалисты по дошкольному воспитанию и образованию должны быть обучены распознавать эффекты хронических стресса и помощь детям в развитии навыков, необходимых для совладания с неблагоприятными переживаниями, такими как настойчивость и эмоциональная осведомленность.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *