Реализация финансовой политики предусматривает: Уровни реализации финансовой политики – Лекция Финансовая политика

Автор: | 11.04.2020

Уровни реализации финансовой политики

Иерархическая структура уровней финансовой политики

Финансовая политика имеет многоуровневую структуру. Основные уровни иерархии финансовой политики в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Рисунок 1. Иерархия уровней финансовой политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наивысшим иерархическим уровнем финансовой политики выступает мировой уровень. В этом случае речь идет о мировой финансовой политике на глобальных рынках. Как правило, данный уровень является наиболее масштабным, сложным и многогранным.

Вслед за мировым уровнем следует уровень региональный. Он определяет финансовую политику внутри региона. Далее следует национальный уровень. В этом случае речь идет уже о финансовой политике отдельно взятого государства.

Еще одной степенью финансовой политики выступает уровень отдельных регионов внутри страны. Здесь финансовая политика регулируется региональными властями и применяется по отношению к тому или иному региону страны.

Одним из важнейших уровней финансовой политики выступает уровень отдельно взятого предприятия, организации, фирмы, то есть субъекта хозяйствования, обладающего юридической и хозяйственной самостоятельностью.

Вслед за уровнем хозяйствующего субъекта следует уровень отдельного предпринимателя, который также имеет собственную политику в сфере организации и управления финансами.

Наконец, самой низшей иерархической ступенью финансовой политики выступает уровень отдельного домохозяйства.

Представленная градация уровне финансовой политики расположена от большего к меньшему. В общей сложности насчитывается порядка семи базовых ступеней организации финансовой политики. В большинстве случаев, однако, ее принято делить всего на два уровня:

  • макроуровень;
  • микроуровень.

Замечание 1

Первые четыре уровня из рисунка 1 относятся к категории макроуровня, а последние три – к микроуровню.

Рассмотрим их более подробно.

Реализация финансовой стратегии на макроуровне

Основным компонентом финансового управления на макроуровне выступает финансовая политика государства. В общем смысле под ней принято понимать особую сферу государственной деятельности, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов страны, а также их рациональное распределение и эффективное использования для реализации функций государства.

Базовыми целями финансовой политики на уровне государства выступает обеспечение бездефицитного бюджета, соблюдение относительного баланса экономических интересов государства, физических и юридических лиц, а также поддержание устойчивости национальной валюты, выступающей в качестве основополагающего элемента экономических отношений.

Замечание 2

Именно достижению этих целей и починена реализация финансовой политики государства. На практике финансовая политика государства подразделяется на ряд направлений и включает в себя бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, таможенную, инвестиционную и коррупционную политики.

Основными задачами реализации финансовой стратегии государства считаются:

  • обеспечение условий для максимизации финансовых ресурсов;
  • определение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  • наращивание финансового потенциала страны;
  • регулирование и стимулирование посредством использования финансовых методов социальных и экономических процессов;
  • построение финансового механизма и его развитие;
  • формирование эффективной системы управления государственными финансами.

Финансовая политика государства в процессе своей реализации может быть ориентирована на кратко- или долгосрочный период. В зависимости от этого ее подразделяются на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая ориентирована на долгосрочную перспективу, она предусматривает решение крупномасштабных задач посредством концентрации финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях социально-экономического развития. Вторая, напротив, направлена на решение краткосрочных задач посредством перегруппировки финансовых ресурсов.

Реализуется финансовая политика на макроуровне посредством финансового механизма, представляющего собой установленную государством систему видов, форм и методов организации финансовых отношений, на основе использования административно-правовых и экономических инструментов. При этом возможно как прямое, так и косвенное воздействие.

Реализация финансовой стратегии на микроуровне

На микроуровне финансовая стратегия чаще всего формируется, обретает форму и реализуется в рамках самостоятельного субъекта хозяйствования, — компании, организации, фирмы, предприятия. В общем смысле она представляет собой особую форму реализации финансовой стратегии организации по всем аспектам ее финансово-экономической деятельности. Основополагающей целью ее реализации считается построение эффективной системы управления финансами, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей хозяйствования.

Составными элементами финансовой политики хозяйствующего субъекта выступают учетная, кредитная и дивидендные политики, политики управления денежными средствами, доходами и издержками. Посредством этих направлений формируется комплекс мероприятий, лежащих в основе практической реализации финансовой стратегии предприятия. Реализация финансовой стратегии находит свое отражение в процессе управления финансами организации.

Реализация финансовой политики предприятия обеспечивается посредством разработки общей концепции финансовой политики, определения ее основных направлений, целей и задач, построения адекватного финансового механизма, а также управления финансовой деятельностью экономического субъекта.

Итогом успешной реализации финансовой стратегии на микроуровне можно считать эффективную систему управления финансами хозяйствующего субъекта, выстроенную таким образом, чтобы содействовать достижению целей и решению задач, стоящих перед бизнесом в кратко- и долгосрочной перспективе.

Механизм реализации финансовой политики

На протяжении последних лет Россия неотвратимо прибли­жалась к финансовому коллапсу. Этот путь она прошла в усло­виях острого системного кризиса. Продолжающийся спад про­мышленного производства, резкое сокращение платежеспособ­ного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения. В эти годы реформирование экономики осуществлялось в следую­щих направлениях:

1) создание олигархического слоя, воплощающего опера­тивную тактику реформ;

2) приведение институциональной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономи­ки и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства;

3) подавление инвестиционной активности государствен­ного сектора экономики, связанного в первую очередь с финан­сированием фундаментальной науки, высоких технологий и реа­лизацией крупномасштабных инвестиционных проектов, обес­печивающих в перспективе национальную безопасность и госу­дарственный суверенитет;

4) либерализация денежно-кредитного и финансового рын­ков в направлении привлечения спекулятивного капитала, в том числе иностранного;

5) реализация модели бюджетного федерализма, расши­ряющей полномочия субъектов РФ без соответствующего раз­граничения предметов ведения и учета реального финансового потенциала, приводящей к фактической дезинтеграции регио­нов, заключение двухсторонних соглашений между Федерацией и субъектом Федерации, зачастую противоречащих интересам национальной безопасности;

6) устранение государства от реализации принципа соци­альной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния; коммерциализация социальной сферы, сполза­ние к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста реальных доходов населения.

Оценивая последствия проводимой финансовой политики в 90-х годах, можно говорить о катализации негативных тенден­ций в социально-экономической жизни российского общества, ставших предпосылкой финансово-банковского кризиса. В то же время банковский кризис развивался автономно от кризиса фи­нансовой системы государства.

Обострение кризиса привело к новому перераспределению финансовых ресурсов и накопленного национального богатства в пользу узкой группы лиц из сферы финансово-банковского сектора, участвовавших в спекулятивной игре на валютном рын­ке и переводе валютных активов на счета аффилированных лиц за рубеж.

Рассмотрим возможные пути выхода из сложившейся ситуации в решении социально-экономических и финансовых проблем.

В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее об адекватных подходах к финансовой стратегии разви­тия общества. Речь идет не об отказе от основ рыночной эконо­мики. Однако и в ее моделях всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особен­ности. В частности, регулирующая роль государства может при­обретать уродливые формы и быть нацелена на решение вопросов, не отражающих реальные возможности общества по поддержанию устойчивого экономического роста и приемлемого жизненного уровня населения не только в текущий период, но и в долгосрочной перспективе. В то же время современная ситуа­ция свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

Остановимся прежде всего на проблемах государственных финансов. Главные из них:

1) это сбалансированность бюджетов всех уровней и государ­ственных внебюджетных фондов;

2) совершенствование налоговой системы;

3) оптимизация структуры расходов государства;

4) принятие реального и прозрачного бюджета;

5) расширение инвестиционного финансирования;

6) обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;

7) стабилизация валютного курса рубля;

8) регулирование процентных ставок;

9) повышение эффективности использования государствен­ной собственности;

10) переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

11) развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.

1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и со­кращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. С этой це­пью Федеральный бюджет на 1999 г. предусматривает первич­ный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

2. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженно­сти, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения госу­дарственной монополии на производство алкогольной продук­ции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. В частности, целесообразна отмена налоговых льгот по НДС, индексация специфических ставок акцизов, снижение ставки налога на прибыль и НДС, расширение сферы применения еди­ного налога на вмененный доход. В то же время следует ограни­чить применение налога с продаж по товарам повседневного спроса. Несвоевременно также увеличение тарифов взносов для физических лиц в Пенсионный фонд РФ и установление взносов в Государственный фонд занятости населения РФ, которые значительно усиливают налоговое бремя на основную массу экономически активного населения.

Низкий уровень сбора налогов — это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание ме­ханизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное — постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП. Девиз: «Больше налогов — сильнее государство», — можно рассматри­вать на современном этапе только через призму расширения совокупного покупательского спроса, снижения налогового бреме­ни для отечественного товаропроизводителя, стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики. В то же время увели­чить сбор налогов без существенного расширения налогооблагаемой базы невозможно. Ее реальное расширение надо начи­нать с повышения доходов населения, а это требует решения фундаментальной проблемы рынка: стоимость такого товара, как рабочая сила, должна быть адекватной ее фактической рыноч­ной оценке. Пока главная производительная сила общества — экономически активный человек — не имеет возможности для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетво­рения социальных потребностей, образуется «порочный круг»: нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производ­ства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.

3. Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Речь в настоящее время может идти лишь об оптимизации структуры расходных статей. Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства в области экономи­ческой и социальной политики, углублению регионального се­паратизма, либо к укреплению основ государственности на фе­деративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.

4. Стратегический курс в сфере государственных финансов — это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не «встанет на ноги» путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосудар­ственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, акти­вы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.

Реальный бюджет — это и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными параметрами, что во многом зависит от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший из них — уровень инфляции, определяющий дина­мику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги. 5. Сокращение государственного сектора экономики и уве­личение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверх высо­кие доходы, средств нерезидентов.

Центробанк РФ должен иметь условия для последующего размещения правительственных ценных бумаг. ФРС США обес­печивает этот процесс путем привлечения резервных активов центральных банков иностранных государств. Это происходит потому, что пока доллар остается ведущей мировой резервной валютой. Состояние платежного ба­ланса России в перспективе во многом будет определяться рас­ширением взаимной торговли со странами ЕС, Центральной и Юго-Восточной Азии.

7. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля.

Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, при­надлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной по­литики оно закладывает регулирование процентных ставок.

8. Так, при обострении финансово-банковского кризиса в США в 30-е годы Конгресс принял Закон о банковской дея­тельности 1933 г. — Закон Гласса — Стигалла. Его важнейшие положения сводились к следующему: создание Федеральной корпорации страхования вкладов, разграничение между коммер­ческой и инвестиционной банковской деятельностью, введение контроля за процентными ставками — Инструкция Q, Это были вынужденные меры, так как другого выхода из кризиса не было. В противном случае экономика могла оказаться «в порочном круге» с повторяющимися «провалами рынка», что наблюдается в России в последние годы. Таким образом, как свидетельствует мировой опыт, без жесткого государственного регулирования финансово-банковской сферы России не обойтись.

9. Одна из проблем федерального бюджета — повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо по­высить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принад­лежит государству, за эффективное использование активов, нала­живание кооперационных связей и создание условий для привле­чения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями го­сударства. Следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка — Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления госу­дарственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспе­чить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и по­вышение эффективности ее использования.

Вопросы управления государственной собственностью неот­делимы от дальнейшего развития бюджетного федерализма. По­вышение заинтересованности субъектов РФ в получении дохо­дов от государственной собственности возможно через механиз­мы налоговых отчислений в бюджеты регионов либо предостав­ления права установления и взимания сборов за использование местной инфраструктуры при эксплуатации высокорентабельных месторождений.

Следует также стимулировать вертикально интегрированные производственно-научные комплексы. Высокая концентрация производительных сил необходима для мобилизации достаточ­ных финансовых ресурсов, которые должны играть подчинен­ную роль по отношению к производству. Участие государства в собственности наиболее перспективных конгломератов является неотъемлемым условием их создания и успешного функциони­рования.

10. Для формирования доходной базы бюджетов всех уров­ней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства воз­никают временные кассовые разрывы. В целом ка­значейская система требует серьезного реформирования и при­дания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся за­рубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ.

11. Необходима ориентация финансовой и денежно-кредитной политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно уве­личивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с пога­шением задолженности, обеспечением сбалансированности пла­тежных балансов. Наиболее высокую дебиторскую задолжен­ность перед Россией имели Украина, Казахстан, Узбекистан. Она не может быть урегулирована только кредиторской задол­женностью. Требуется проведение многостороннего клиринга. Для этого следует создать клиринговую систему и выработать подходы к внедрению новой расчетно-платежной денежной единицы стран СНГ. Позитивные шаги в этом направлении предпринимаются Россией и Белоруссией.

Накануне вступления России в ВТО особое значение приоб­ретает расширение применения мировой практики субсидирова­ния наиболее социально значимых товаров и услуг, поддержки экспортеров через предоставление государственных гарантий и ссуд. Речь идет о политике разумного протекционизма в отно­шении высокотехнологичных изделий на базе межгосударствен­ной кооперации производства стран СНГ, устранении таможен­ных барьеров между ними. В рамках соглашений ВТО действуют жесткие санкции в отношении резидентов-экспортеров, не воз­вращающих в страну валютную выручку и нарушающих условия валютного бартерного обмена, таможенного режима. Участившиеся случаи применения антидемпинговых процедур со сторо­ны США и других стран в отношении российских товаров и ус­луг значительно сужают внешнеторговое пространство для рос­сийских производителей, а потеря внешних рынков сбыта в ус­ловиях высокой доли импорта на внутреннем рынке приводит к отрицательному сальдо платежного баланса и развалу отраслей экономики России. Позиция Российской Федерации по этому вопросу должна быть более жесткой и последовательной.

Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы необходимо:

• обеспечить сбалансированность бюджетов и их утвержде­ние на базе реального прогноза макроэкономических по­казателей;

• реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

• установить верхние границы доходности по государст­венным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

• стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счета­ми и операциями коммерческих банков, создание пред­посылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

• сформировать систему доверительного управления госу­дарственной собственностью в России и за рубежом;

• реформировать систему казначейского исполнения бюд­жета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расши­рив сферу применения;

• ориентировать денежно-кредитную политику на регули­рование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направлен­ную на интересы широких слоев населения, создающих нацио­нальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживле­ния, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополити­ческих и стратегических позиций России.

  1. Государственное регулирование финансов.

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микро­уровнях.

Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в соци­ально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между со­бой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не огра­ничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Подтверждением этому служит мировая практика, где высококонкурентная среда со значительными элементами планового начала, олицетворяемая государством, соседствует с частнокапиталистическим предпринимательством. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и испол­нительных органов власти.

В основу государственного регулирования заложена опреде­ленная финансовая концепция. Различают две наиболее противопо­ложные по формам реализации мировые концепции государст­венного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, ис­пытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного де­фицита и дефицита платежного баланса.

Рестриктивная политика монетаризма основывается на со­кращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способно­сти населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление эко­номического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производ­ства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.

В конечном счете задача сводится к переориентации ресур­сов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потреб­ления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограниче­ния спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

Противоположностью монетаризму является широко приме­няемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее — государственное регулирование и госу­дарственная поддержка проводимых в экономике преобразова­ний. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в чело­веческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная спо­собность населения и совокупный спрос на товары, работы, ус­луги. Высокая покупательная способность лишь при определен­ных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предпри­ятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.

Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производст­ва, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае необязательно повышать ставки налогов, так как автомати­чески расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой по­литики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефи­цита и инфляции. Большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной ба­зы для соблюдения определенных рамок вмешательства в пред­принимательскую деятельность.

Выбор форм государственного регулирования финансов осо­бенно сложен в российской экономике при проведении струк­турных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориента­ции финансирования с государственных источников на собст­венные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России способствовало усугублению кризисных процессов.

Политика экономического роста, как правило, включает та­кой элемент государственного регулирования, как девальвацию национальной валюты, которая снижает цену продукции, а сле­довательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешев­лению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обя­зательств Российского государства. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внеш­него долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значе­ние сокращение издержек производства и обращения, себестои­мости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позво­ляет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоп­лен в частном секторе экономики, который не коснется сокра­щения государственных расходов.

Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианская школа считает, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изме­нение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Бо­лее подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации оборотных средств.

Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому если бюджет­ный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явле­ния Центральный банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении ис­пользуются квазиденьги и другие денежные инструменты, кото­рые приводят к перераспределению доходов в пользу их эмитен­тов, а предприятия не могут защитить свои интересы при непла­тежеспособности потребителей продукции.

Кроме контроля за общей массой денег в обращении необ­ходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных.

Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция издер­жек. Изменение цен приводит к изменению рыночной структу­ры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реали­зацией. Инфляция способствует росту стоимостного объема по­требления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка про­дукцией, товарами, работами и услугами невозможно. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из основных факторов роста цен.

Следует отметить, что высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий с множеством оттенков, основу которых составляют националь­ные государственные особенности и степень развитости эконо­мик. Экономическая эффективность и социальная справедли­вость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня на­селения.

Глава 2 финансовая политика

2.1. Содержание и значение

Финансовой политики

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возло­женных на них функций по обеспечению экономической ста­бильности, обороноспособности государства, развитию социаль­ной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществле­ние указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового ме­ханизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Изменение цели развития экономики обусловливает необхо­димость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сфе­рах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих усло­виях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью опреде­ления наиболее эффективных, отвечающих современным усло­виям мероприятий для создания финансовой основы реализа­ции экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законо­дательной (представительной) и исполнительной власти, кото­рые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их ор­ганизации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность фи­нансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сфе­ры и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структур­ных элементах, к которым относятся:

• выработка научно обоснованной концепции развития фи­нансов;

• определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период;

• разработка конкретных путей реализации основных направ­лений использования финансов на перспективу.

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В за­висимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъ­ем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизаци­онную) финансовую политику.

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спро­са населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня без­работицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономичес­кого цикла государство использует стабилизационную финансо­вую политику, которая связана со стимулированием деловой ак­тивности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегичес­ки и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления дол­говыми обязательствами государства должно уделяться повы­шенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышает­ся деловая активность субъектов хозяйствования, растет реаль­ный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государ­ство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых дохо­дов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику. Финансовая политика в данных условиях имеет одерживающий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени на стадии экономического подъема для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов экономического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если) финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах эко­номической политики государства, выделении в составе эконо­мики приоритетных отраслей, определении условий развития со­циальной сферы, на составе полномочий государственных и му­ниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

Разработка конкретных путей реализации основных направле­ний использования финансов предполагает выработку путей реше­ния поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на оп­ределенном отрезке времени. Так, например, если ее задачей яв­ляется снижение объема государственного долга Российской Фе­дерации, то должны быть определены возможные пути реализа­ции этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга. Однако следует учитывать, что разработка механиз­ма осуществления названных мероприятий по управлению государственным долгом Российской Федерации, его правовая регла­ментация относятся не к финансовой политике, а к ее реализа­ции соответственно в финансовом механизме и нормах финансо­вого права.

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую ос­нову развития как государства в целом, так и каждого территори­ального и муниципального образования;

по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стра­тегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы. Фи­нансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономи­ческого развития и должны быть реализованы в конкретном фи­нансовом периоде. Примером финансовой тактики являются сни­жение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адрес­ных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, ма­лообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероп­риятия тактического характера должны проводиться в рамках фи­нансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом;

в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и фи­нансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального стра­хования.

Бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формиро­вании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджет­ных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная полити­ка предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестицион­ной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и сред­несрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

При выработке целей и задач социальной политики государ­ства важное место отводится разработке политики в области госу­дарственного социального страхования на принципах, соответ­ствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом госу­дарство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные фи­нансовые возможности реализации социальных гарантий населе­нию, корректирует направления развития государственного со­циального страхования, методы мобилизации и формы расходо­вания средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функциони­рования экономики. Политика в области государственного соци­ального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоп­риятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, до­биться улучшения состояния здоровья нации и сгладить небла­гоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйство­вания включает разработку основных мероприятий в области го­сударственной амортизационной политики, развития приоритет­ных видов деятельности, регулирования деловой активности

субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономичес­кого развития государства.

Значение финансовой политики заключается в тех результа­тах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в те­чение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следую­щие факторы:

1) научный подход к разработке концепции финансовой по­литики, которая должна отвечать условиям экономического раз­вития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

2) прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных нап­равлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основ­ных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым воп­росам развития страны должна подкрепляться соответствующи­ми расчетами, позволяющими определить не только общую сто­имость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые по­следствия;

3) учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, кото­рые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

4) четкое определение макроэкономических показателей, ко­торые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансо­вой политики, нацеленной на результат;

5) учет национальных и географических особенностей, ока­зывающих непосредственное влияние на результативность поли­тики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и му­ниципальном уровнях;

6) комплексный подход при выработке и проведении финан­совой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного со­циального страхования, финансовой политики в сфере финан­сов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического раз­вития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической поли­тики государства — денежно-кредитной политикой, ценовой по­литикой, политикой в области страхования, валютной полити­кой государства;

7) многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования эко­номики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и средне­срочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, полу­чения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

8) учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономичес­кого развития. Финансовая политика государства строится с уче­том конкуренции на мировых рынках, предусматривается фи­нансовая поддержка собственных производителей и экспорте­ров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономи­ку государства.

Реализация финансовой политики также должна предусмат­ривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать ста­бильность общественного производства с целью улучшения эко­номического положения государства и социальной защиты насе­ления.

На построение финансовой политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-ко­мандной системы управления финансовая политика осуществля­ется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйствен-

ной деятельности субъектов хозяйствования интересам государ­ства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организа­циями в соответствии с основными показателями государствен­ного плана.

В рыночной экономике основными целями проведения фи­нансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной сре­ды, достижение баланса финансовых интересов субъектов влас­ти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Россий­ской Федерации.

Глава 8 Финансовая политика

8.1. Содержание и значение финансовой политики

Понятие, объекты Финансовая политика — это совокупность целенаправленных и субъекты мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области

финансовой политики использования финансов, обеспечивающих формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Субъектами финансовой политики выступают все экономические субъекты — государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, организации и домохозяйства, — которые непосредственно разрабатывают основную концепцию финансовой политики и определяют ее цели и задачи в рамках каждой сферы финансовой системы. На макроуровне субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах организаций, населения и государства. На микроуровне состав субъектов, формирующих финансовую политику, зависит соответственно от масштаба и вида деятельности организации и состава, возраста, социального положения членов до¬мохозяйства.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной учебной литературе до середины XX в. состав субъектов финансовой политики ограничивался только субъектами власти, и финансовая политика рассматривалась как составная часть государственной экономической политики, т.е. вопросы формирования финансовой политики в масштабах отдельной организации или домохозяйства не изучались в рамках теории финансов. Выделение в научной и учебной литературе только финансовой политики государства отчасти объясняется историческими условиями возникновения термина «политика», произошедшего от греческого слова potitiko (от греч. polis — государство), под которым понимается искусство управления государством и обществом. Таким образом, исторически вопросы разработки политики государства и ее составных частей, включая финансовую политику, являлись прерогативой деятельности правителей и общественных групп, находящихся у власти. В дальнейшем на необходимость переосмысления состава субъектов финансовой политики оказывали влияние развитие экономической теории, теории финансовой науки, а также модель экономического развития государства.

Длительный период, в течение которого финансовая наука занималась изучением вопросов финансовой политики только на макроуровне, объясняется господством классической теории финансов, с которой началось зарождение и развитие финансовой науки. Поскольку государство в лице соответствующих субъектов власти изначально занимало доминирующее положение в процессе организации финансовых отношений среди всех экономических субъектов, то объектом изучения финансовой науки являлись вопросы управления доходами и расходами государства и входящих в его состав административно- территориальных единиц (муниципалитетов, графств, земель, общин, округов и пр.).

В результате активного развития в 1940—1950 гг. в зарубежной, особенно англо-американской науке, неоклассической экономической теории и основанной на ней теории финансов объектом рассмотрения последней стали процессы управления финансами в рамках отдельной организации и вопросы функционирования финансового рынка. При этом основное внимание стало уделяться организации финансов фирм (особенно крупных национальных компаний и транснациональных корпораций), составляющих основу финансовой системы государства, и вопросам оптимизации их финансовых отношений. Осознание роли финансов домохозяйств в развитии и расширении финансовой базы функционирования государства и организаций, их влияния на темпы экономического развития определило необходимость изучения в зарубежной финансовой теории вопросов управления финансами домохозяйства или личными финансами. Сохраняющаяся до настоящего времени нацеленность зарубежной финансовой науки на изучение процесса управления денежными потоками всеми экономическими субъектами, в ходе которого активно используются все инструменты финансового рынка, обусловило появление и выделение в зарубежной теории финансов и финансового менеджмента понятий «финансовая политика компании (фирмы, организации)» и «финансовая политика домохозяйства».

Содержание В некоторых зарубежных учебниках по теории финансов1 основ-

финансовой политики ные составляющие финансовой политики организации и домо- в зарубежной хозяйства раскрываются в ходе рассмотрения так называемых

экономической «финансовых решений», принимаемых фирмой или домохозяй-

литературе ством в процессе управления денежными средствами.

Так, при характеристике финансов домохозяйств в зарубежной финансовой теории принято выделять четыре типа финансовых решений. В первую очередь рассматриваются решения о потреблении и сбережении денежных средств, которые оказывают непосредственное влияние не только на уровень благосостояния членов домохозяйства в текущем и долгосрочном периоде времени, но и определенным образом воздействуют на финансовую политику организаций (фирм) и субъектов власти. Так. если у домохозяйства наблюдается превышение доходов над текущим потреблением (Д > Рт). т.е. накапливаются сбережения, то в такой ситуации индивид, участвуя в инвестиционном процессе, оказывает влияние на инвестиционную политику организаций и в конечном итоге стимулирует развитие экономики государства. В ситуации, когда все доходы используются исключительно на финансирование текущих потребностей домохозяйства и у большого количества домохозяйств наблюдается дефицит собственных финансовых ресурсов (Д < Рт), происходит усиление их финансовой поддержки со стороны государства, что непосредственным образом влияет на содержание государственной финансовой политики в социальной сфере.

Степень сбалансированности доходов и расходов домохозяйства влияет на дальнейший выбор направлений финансовой политики домохозяйства и принятие соответствующих финансовых решений. При наличии персональных накоплений у домохозяйства возникает потребность в инвестировании временно свободных денежных средств с целью их дальнейшего приумножения и максимально прибыльного использования. В данных обстоятельствах домохозяйство разрабатывает собственную инвестиционную политику, включающую инвестиционные решения об объектах, сроках, объемах и других показателях предполагаемой инвестиционной деятельности. Напротив, в случае дефицита собственных финансовых ресурсов домохозяйство вынуждено привлекать необходимые средства из других источников, т.е. принимать решения о финансировании своих расходов с использованием заемных средств. Однако и в случае финансирования дефицита средств домохозяйства за счет заемных источников, и при осуществлении инвестиционной деятельности домохозяйство сталкивается с определенными финансовыми рисками, для минимизации которых оно так-же должно принимать финансовые решения, связанные с управлением риском. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех составляющих финансовой политики домохозяйства, рассматриваемых в зарубежной экономической литературе, представлены на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Составные части финансовой политики домохозяйства

Состав финансовых решений организаций более разнообразен в виду более широкого круга видов осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности, больших объемов и количества осуществляемых финансовых операций. Поэтому финансовая политика организации, в отличие от домохозяйства, характеризуется значительным масштабом, нацеленностью в большей степени не только на текущий, но и на долгосрочный период времени, активным использованием научных теорий финансового менеджмента в ходе ее разработки. а в крупных организациях — оформлением во внутренних документах организации.

В нашей стране длительное господство классической теории финансов, которая преобладала практически до середины 1990-х гг., объяснялось существовавшим в советское время политическим строем, типом экономического развития (централизованная плановая экономика), господствовавшей экономической теорией, которые отрицали частную собственность, рыночные механизмы регулирования экономики и предусматривали централизацию всех финансовых ресурсов на макроуровне. В этих обстоятельствах основное внимание отечественных ученых-экономистов было направлено на разработку теории и практики государственных финансов.

в советский период развития экономики нашего государства неоднократно делались попытки улучшить хозяйственный механизм на уровне предприятий. Например, в середине 1960-х гг. была сделана попытка проведения реформы финансов государственных предприятий в рамках разработанной профессором Е.Г. Либерманом экономической реформы, декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства, расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Впоследствии, в конце 1970-х гг. стала внедряться модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости, а в 1980-х гг. проводился эксперимент по внедрению на предприятиях полного хозрасчета и самофинансирования. Однако на практике ни реформа 1960-х гг., ни последующие преобразования в сфере финансов предприятий не были полностью реализованы, поскольку, по мнению большинства ученых-эконом истов, в условиях господства государственной формы собственности и слабой разработанности прикладных аспектов теории финансов предприятий невозможно было достичь оптимального сочетания централизованного управления, основанного на бюджетном перераспределении основного объема финансовых ресурсов, с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий.

Начавшийся в середине 1980-х гг. переход нашего государства к рыночному типу экономического развития, обусловивший развитие частного сектора экономики, становление национального финансового рынка, усиление значимости финансов организаций и домохозяйств в развитии национальной экономики, выявил необходимость активного использования основных концепций зарубежной теории финансов для грамотного построения и организации финансовых отношений в частном и государственном секторах экономики. В результате в настоящее время можно говорить о существенном влиянии на развитие современной российской финансовой науки основных зарубежных концепций и теорий финансов и финансового менеджмента.

Следует отметить, что финансовая политика является некой теоретической концепцией развития финансов органов государственной власти и органов местного самоуправления (субъектов власти), организаций и домохозяйств, на базе которой в дальнейшем осуществляется процесс управления финансами, т.е. она находится на стыке науки и практической деятельности (часто ее разрабатывают те же субъекты. которые в дальнейшем осуществляют управление финансами). В силу тесной взаимосвязи финансовой политики с управлением финансами при рассмотрении финансов организаций, особенно финансов крупных корпораций, в современной экономической литературе финансовая политика субъекта хозяйствования включается в курс финансового менеджмента, изучающего управление финансовыми потоками организации с целью принятия эффективных управленческих решений. Эта же взаи мосвязь обусловливает рассмотрение в публикациях некоторых современных ученых- экономистов по теории финансов (MB Романовского, С. В. Барулина. В. А. Галанове и др.) финансовой политики как особой сферы управленческой деятельности или категории управления. Однако, принимая во внимание данную научную позицию, мы будем рассматривать финансовую политику как самостоятельную сферу финансовой деятельности, в большей степени связанную с теоретическими разработками и научным обоснованием мероприятий в области финансов, которая определяет, конкретизирует особенности использования финансов в будущем процессе управления финансовыми отношениями и финансовыми ресурсами на планируемый период времени.

Следствием активного использования положений зарубежной финансовой школы в отечественной финансовой науке стало расширение объектов ее изучения, что применительно к финансовой политике проявляется в расширении состава субъектов финансовой политики. Так, наряду с изучением финансовой политики государства в настоящее время уделяется отдельное внимание рассмотрению особенностей разработки финансовой политики коммерческих и некоммерческих организаций и домохозяйств. При этом главная роль в обеспечении устойчивости финансовой системы страны, интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, достижении конкурентных преимуществ национальных производителей и обеспечении роста благосостояния населения принадлежит финансовой политике государства и его территориальных образований.

Отсюда можно сделать вывод, что финансовая политика государства имеет приоритетное значение для стабильного экономического развития, оказывает непосредственное влияние на цели и задачи финансовой политики как организаций, так и домохозяйств, и именно ей отводится главная роль при рассмотрении финансовой политики каждого из экономических субъектов. Взаимосвязь между финансовой политикой государства, финансовой политикой субъектов хозяйствования и финансовой политикой домохозяйств представлена на рис. 8.2.

Рис. 8.2. Взаимосвязь финансовой политики государства, организаций и домохозяйств

Финансовая политика государства оказывает определенное влияние на содержание финансовой политики организации в части оптимизации налоговых платежей, а также политики привлечения финансовых ресурсов из бюджетов разных уровней, строящейся с учетом форм и условий предоставления бюджетных средств. Кроме того, цели и задачи финансовой политики государства влияют на экономические условия функционирования организации, также учитываемые при формировании ее финансовой политики. Среди всех субъектов хозяйствования наибольшее воздействие финансовая политика государства оказывает на политику тех организаций, учредителем которых являются соответствующие субъекты власти (в Российской Федерации — это органы государственной власти и органы местного самоуправления), поскольку их основная деятельность полностью или частично финансируется из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.

Финансовая политика государства, особенно в социальной сфере, непосредственным образом воздействует на финансовую политику домохозяйств как в части формирования их доходов, так и при определении направлений использования средств домохозяйства.

Пример

В нашей стране влияние финансовой политики государства на политику домохозяйства в части доходов проявляется при определении форм и условий государственной социальной поддержки населения, совершенствовании механизма оплаты труда в бюджетном секторе экономики, утверждении политики предоставления межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, которая в итоге влияние на выравнивание доходов населения в территориально* разрезе Воздействие финансовой политики государства на политику домохозяйства в области расходов выражается в возможности индивида участвовать в программе государственного со финансирования пенсии, а также распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в рамках утвержденных государством направлений его использования: улучшения жилищных условий, получения образования ребенком, формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин, единовременной выплаты законодательно утвержденной части капитала на повседневные нужды семьи

В отличив от финансовой политики государства, непосредственно влияющей на финансовую политику организаций и домохозяйств, последние имеют лишь косвенное воздействие на государственную финансовую политику. Так. от финансовой политики домохозяйства и организации зависит объем средств, поступающих в экономику государства в форме инвестиций, налоговых и неналоговых платежей, дополнительных отчислений денежных средств в государственные пенсионные программы, что влияет на цели и задачи финансовой политики государства и его территориальных образований в экономической и социальной сферах.

Существует также определенная взаимосвязь между финансовой политикой организации и финансовой политикой домохозяйства. Например, политика экономически активного населения в области доходов в определенной степени зависит от политики организации в вопросах оплаты труда и материального поощрения работников, дивидендной политики, и напротив, политика домохозяйства в части использования собственных сбережений влияет на инвестиционную политику организации (более подробно эта взаимосвязь рассмотрена в параграфе 8.3).

Структурные Содержание финансовой политики раскрывается в ее структур- элементы финансовой ных элементах, к которым относятся: политики выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

•определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

•разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. Следует отметить, что только при характеристике финансовой политики государства можно говорить о полноценном использовании в ходе ее разработки определенных научных концепций, существующих в рамках экономической теории. На микро- уровне исключительно организации крупного бизнеса, имеющие высококвалифицированных специалистов (финансовых аналитиков), учитывают при формировании собственной финансовой политики (как правило, в части ее инвестиционной составляющей, политики распределения прибыли и долговой политики) положения некоторых концепций неоклассической экономической теории и теории финансового менеджмента (например, теории структуры капитала, теории дивидендов, теории портфеля и пр.). Организации, относящиеся к среднему и малому бизнесу и абсолютное большинство домохозяйств (за исключением тех, в которых индивиды имеют специальное экономическое образование), не используют научные разработки для определения направлений развития собственных финансов. Однако цели и задачи финансовой политики как организации, так и домохозяйства всегда определяются с учетом стадии их развития (жизненного цикла).

В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический слад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.

В условиях экономического слада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых доходов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживающий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени на стадии экономического подъема для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов экономического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание уделяется составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, национального финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период на макроуровне базируется на целях и задачах экономической политики государства. выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства. На уровне отдельных организаций данная составляющая финансовой политики основывается на общей стратегии развития организации, которая может отражаться в соответствующих документах, в том числе в бизнес-плане организации. При этом учитываются не только внутренние факторы (вид и масштаб деятельности, организационно-правовая форма), определяющие особенности

организации финансов данной организации, но и содержание финансовой политики государства. условия экономического развития и ведения финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в долгосрочной перспективе. Для домохозяйств определение направлений использования личных финансов на перспективу, как правило, связано с разработкой инвестиционной политики, а на текущий период — со всеми составляющими финансовой политики домохозяйства.

Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку определенных путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Например, если задачей финансовой политики государства является снижение объема государственного долга, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга. Применительно к организациям хозяйствования примером реализации данной составляющей финансовой политики является определение путей достижения определенного уровня финансовой устойчивости организации: это может быть комплекс мероприятий, направленных на повышение степени ликвидности баланса организации, на обеспечение роста величины рентабельности ее финансово-хозяйственной деятельности или на использование продуманной системы страховой защиты имущественных интересов организации в условиях существования определенных предпринимательских рисков.

Для финансовой политики домохозяйств также характерно наличие данной составляющей. Так, одной из целей финансовой политики любого экономически активного индивида, входящего в состав домохозяйства, является осуществление накоплений в течение периода активной трудовой деятельности с тем, чтобы сформировать финансовую основу для обеспечения необходимого уровня текущего потребления в пенсионном возрасте. При выработке конкретных путей реализации данной цели индивид должен определить оптимальные для себя пути ее реализации: например, инвестирование свободных денежных средств в паи инвестиционных фондов, передача их в управление негосударственным пенсионным фондам, использование страховых методов (страхования жизни), самостоятельное формирование персонального инвестиционного портфеля из ценных бумаг определенных компаний и пр.

Однако следует учитывать, что разработка механизма осуществления названных мероприятий (по управлению государственным долгом, достижению определенного уровня финансовой устойчивости организации или осуществлению индивидуальных накоплений), его правовая регламентация относятся не к финансовой политике, а к ее реализации соответственно в финансовом механизме и нормах финансового права.

Финансовая политика Как уже было отмечено выше, эффективность использования государства финансовых отношений и финансовых ресурсов в экономике

страны в первую очередь зависит от грамотной, обоснованной финансовой политики государства и его территориальных образований. Поэтому в современной российской экономической, в том числе учебной, литературе ее характеристика занимает центральное место при рассмотрении содержания финансовой политики всех экономических субъектов. 

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области использования государственных и муниципальных финансов для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

В англо-американской экономической литературе при рассмотрении финансовой политики субъектов власти часто используется термин •фискальная политика* (fiscal policy), содержание которого, по сути, отражает цели и задачи бщкетно-налоговой политики государства. Так, в энциклопедии • Бри тан н и ка > под фискальной политикой понимаются меры, применяемые правительством для стабилизации экономики, в частности путем манипулирования уровнем и процессом распределения налогов и государственных расходов. В Словаре казначейских терминов Каэннейства Великобритании под фискальной политикой понимается применение политики в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на изменения в экономике государства. Таким образом, в составе фискальной политики в зарубежной экономической литературе выделяют две составные части: налоговую политику и политику в области государственных расходов.

Финансовую политику государства, разрабатываемую уполномоченными субъектами власти, можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;

по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременных характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится разработка системы мер по стабилизации и дальнейшему развитию экономики государства, включающих снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. особенно в сфере среднего и малого бизнеса; дополнительную финансовую поддержку со стороны государства социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения; дальнейшее проведение реформы пенсионного, медицинского и социального страхования; пересмотр и поиск новых источников и механизмов финансирования как экономики в целом, так и приоритетных для государства отраслей, которые определяют специализацию российской экономики в мировой системе хозяйствования и позволяют

реализовать национальные конкурентные преимущества1. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся и определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются совершенствование порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства, расширение возможностей использования ускоренной амортизации технологического оборудования, обеспечение регулярной индексации социальных выплат, повышение эффективности социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом,-

в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов организаций и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.

Бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходов бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

При выработке целей и задач социальной политики государства важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования на принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом государство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики. Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и снизить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Финансовая политика в сфере финансов организаций включает разработку основных мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития .

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:

•научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития?

•прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по Финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставлен ных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;

• учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

•четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;

•учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

•комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов организаций, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства — денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

•много вариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

•учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства

Реализация финансовой политики государства также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении организаций и населения, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для реализации задач и функций, возложенных на государство. обеспечивать стабильность общественного производства с цепью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

На построение финансовой политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так. в условиях административно-командной системы управления экономикой финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности организаций интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.

0 рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для организаций и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *