Рефлекс (биология) — это… Что такое Рефлекс (биология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Рефлекс.Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.[1] Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.
Исторические сведения
Предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И. М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.
Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности.
Большой вклад в формирование учения о рефлексах внёс Чарлз С. Шеррингтон (Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1932). Он открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов.
Значение учения о рефлексах
Учение о рефлексах дало очень многое для понимания самой сущности нервной деятельности. Однако сам рефлекторный принцип не мог объяснить многие формы целенаправленного поведения. В настоящее время понятие о рефлекторных механизмах дополнено представлением о роли потребностей в организации поведения, стало общепринятым представление о том, что поведение животных организмов, в том числе и человека, носит активный характер и определяется не столько возникающими раздражениями, сколько планами и намерениями, возникающими под влиянием определённых потребностей.
Общий механизм формирования рефлекса
Нейроны и пути прохождения нервных импульсов при рефлекторном акте образуют так называемую рефлекторную дугу:
- стимул — рецептор-аффектор — нейрон ЦНС — эффектор — реакция.
Классификация
По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы[2]
- По типу образования: условные и безусловные рефлексы
- По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)
- По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др. ; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.
- По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.
- По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).
- По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные — ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).
- По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге.
Безусловные
Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды) .
Безусловные рефлексы — это наследуемые, неизменные реакции организма на определённые воздействия внешней или внутренней среды, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.
Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.
Простейшие нейронные сети, или дуги (по выражению Шеррингтона), участвующие в безусловных рефлексах, замыкаются в сегментарном аппарате спинного мозга, но могут замыкаться и выше (например, в подкорковых ганглиях или в коре). Другие отделы нервной системы также участвуют в рефлексах: ствол мозга, мозжечок, кора больших полушарий.
Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3—4 месяцев.
Различают моносинаптические (включающие передачу импульсов к командному нейрону через одну синаптическую передачу) и полисинаптические (включающие передачу импульсов через цепочки нейронов) рефлексы.
Нейронная организация простейшего рефлекса
Простейшим рефлексом позвоночных считается моносинаптический. Если дуга спинального рефлекса образована двумя нейронами, то первый из них представлен клеткой спинномозгового ганглия, а второй — двигательной клеткой (мотонейроном) переднего рога спинного мозга. Длинный дендрит спинномозгового ганглия идёт на периферию, образуя чувствительное волокно какого-либо нервного ствола, и заканчивается рецептором. Аксон нейрона спинномозгового ганглия входит в состав заднего корешка спинного мозга, доходит до мотонейрона переднего рога и посредством синапса соединяется с телом нейрона или одним из его дендритов. Аксон мотонейрона переднего рога входит в состав переднего корешка, затем соответствующего двигательного нерва и заканчивается двигательной бляшкой в мышце.
Чистых моносинаптических рефлексов не существует. Даже коленный рефлекс, являющийся классическим примером моносинаптического рефлекса, является полисинаптическим, так как чувствительный нейрон не только переключается на мотонейрон мышцы-разгибателя, но и отдает аксонную коллатераль, переключающуюся на вставочный тормозной нейрон мышцы-антагониста, сгибателя.
Условные
Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.
Разработка учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе
Аксон-рефлекс
Аксон-рефлекс осуществляется по разветвлениям аксона без участия тела нейрона. Рефлекторная дуга аксон-рефлекса не содержит синапсов и тел нейронов. С помощью аксон-рефлексов регуляция деятельности внутренних органов и сосудов может осуществляться (относительно) независимо от центральной нервной системы[3][4].
Патологические рефлексы
Патологические рефлексы — неврологический термин, обозначающий необычные для здорового взрослого человека рефлекторные реакции. В ряде случаев свойственны более ранним стадиям фило- или онтогенеза.
Интересные факты
Существует мнение, что психическая зависимость от чего-либо вызвана формированием условного рефлекса. Например, психическая зависимость от наркотиков связана с тем, что приём определённого вещества связывается с приятным состоянием (формируется условный рефлекс, который сохраняется в течение почти всей жизни).
См. также
Примечания
Литература
- Скоромец А. А., Скоромец А. П., Скоромец Т. А. Пропедевтика клинической неврологии. СПб.: Политехника, 2004
- Гл.ред. чл-кор. АМН СССР Косицкий Г. И., «Физиология человека». Изд. «Медицина», 1985.
- Словарь физиологических терминов / отв. ред. Газенко О.Г.. — М.: «Наука», 1987. — 32 000 экз.
- Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студентов высших учебных заведений / ред. Камкин А.Г., Каменский А.А.. — М.: Издательский центар «Академия», 2004. — 1072 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-7695-1675-5
- Ноздрачев А.Д., Баранникова И.А., Батуев А.С. и др. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем // Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн.: Учеб. для биол. и мед. спец. вузов. — М.: «Высшая школа», 1991. — Т. 1. — 512 с. — 48 000 экз. — ISBN 5-06-000650-6
Рефлекс (биология) — это… Что такое Рефлекс (биология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Рефлекс.Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.[1] Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.
Исторические сведения
Предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И. М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.
Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.
Большой вклад в формирование учения о рефлексах внёс Чарлз С. Шеррингтон (Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1932). Он открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов.
Значение учения о рефлексах
Учение о рефлексах дало очень многое для понимания самой сущности нервной деятельности. Однако сам рефлекторный принцип не мог объяснить многие формы целенаправленного поведения. В настоящее время понятие о рефлекторных механизмах дополнено представлением о роли потребностей в организации поведения, стало общепринятым представление о том, что поведение животных организмов, в том числе и человека, носит активный характер и определяется не столько возникающими раздражениями, сколько планами и намерениями, возникающими под влиянием определённых потребностей. Эти новые представления получили своё выражение в физиологических концепциях «функциональной системы» П. К. Анохина или «физиологической активности» Н. А. Бернштейна. Сущность этих концепций сводится к тому, что мозг может не только адекватно отвечать на внешние раздражения, но и предвидеть будущее, активно строить планы своего поведения и реализовать их в действии. Представления об «акцепторе действия», или «модели потребного будущего», позволяют говорить об «опережении действительности».
Общий механизм формирования рефлекса
Нейроны и пути прохождения нервных импульсов при рефлекторном акте образуют так называемую рефлекторную дугу:
- стимул — рецептор-аффектор — нейрон ЦНС — эффектор — реакция.
Классификация
По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы[2]
- По типу образования: условные и безусловные рефлексы
- По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)
- По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др. ; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.
- По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.
- По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).
- По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные — ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).
- По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.
Безусловные
Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды) .
Безусловные рефлексы — это наследуемые, неизменные реакции организма на определённые воздействия внешней или внутренней среды, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.
Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.
Простейшие нейронные сети, или дуги (по выражению Шеррингтона), участвующие в безусловных рефлексах, замыкаются в сегментарном аппарате спинного мозга, но могут замыкаться и выше (например, в подкорковых ганглиях или в коре). Другие отделы нервной системы также участвуют в рефлексах: ствол мозга, мозжечок, кора больших полушарий.
Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3—4 месяцев.
Различают моносинаптические (включающие передачу импульсов к командному нейрону через одну синаптическую передачу) и полисинаптические (включающие передачу импульсов через цепочки нейронов) рефлексы.
Нейронная организация простейшего рефлекса
Простейшим рефлексом позвоночных считается моносинаптический. Если дуга спинального рефлекса образована двумя нейронами, то первый из них представлен клеткой спинномозгового ганглия, а второй — двигательной клеткой (мотонейроном) переднего рога спинного мозга. Длинный дендрит спинномозгового ганглия идёт на периферию, образуя чувствительное волокно какого-либо нервного ствола, и заканчивается рецептором. Аксон нейрона спинномозгового ганглия входит в состав заднего корешка спинного мозга, доходит до мотонейрона переднего рога и посредством синапса соединяется с телом нейрона или одним из его дендритов. Аксон мотонейрона переднего рога входит в состав переднего корешка, затем соответствующего двигательного нерва и заканчивается двигательной бляшкой в мышце.
Чистых моносинаптических рефлексов не существует. Даже коленный рефлекс, являющийся классическим примером моносинаптического рефлекса, является полисинаптическим, так как чувствительный нейрон не только переключается на мотонейрон мышцы-разгибателя, но и отдает аксонную коллатераль, переключающуюся на вставочный тормозной нейрон мышцы-антагониста, сгибателя.
Условные
Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.
Разработка учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.
Аксон-рефлекс
Аксон-рефлекс осуществляется по разветвлениям аксона без участия тела нейрона. Рефлекторная дуга аксон-рефлекса не содержит синапсов и тел нейронов. С помощью аксон-рефлексов регуляция деятельности внутренних органов и сосудов может осуществляться (относительно) независимо от центральной нервной системы[3][4].
Патологические рефлексы
Патологические рефлексы — неврологический термин, обозначающий необычные для здорового взрослого человека рефлекторные реакции. В ряде случаев свойственны более ранним стадиям фило- или онтогенеза.
Интересные факты
Существует мнение, что психическая зависимость от чего-либо вызвана формированием условного рефлекса. Например, психическая зависимость от наркотиков связана с тем, что приём определённого вещества связывается с приятным состоянием (формируется условный рефлекс, который сохраняется в течение почти всей жизни).
См. также
Примечания
Литература
- Скоромец А. А., Скоромец А. П., Скоромец Т. А. Пропедевтика клинической неврологии. СПб.: Политехника, 2004
- Гл.ред. чл-кор. АМН СССР Косицкий Г. И., «Физиология человека». Изд. «Медицина», 1985.
- Словарь физиологических терминов / отв. ред. Газенко О.Г.. — М.: «Наука», 1987. — 32 000 экз.
- Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студентов высших учебных заведений / ред. Камкин А.Г., Каменский А.А.. — М.: Издательский центар «Академия», 2004. — 1072 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-7695-1675-5
- Ноздрачев А.Д., Баранникова И.А., Батуев А.С. и др. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем // Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн.: Учеб. для биол. и мед. спец. вузов. — М.: «Высшая школа», 1991. — Т. 1. — 512 с. — 48 000 экз. — ISBN 5-06-000650-6
Рефлексы новорожденных | Pampers RU
Возможно, для вас это будет сюрпризом, но за большинство реакций и движений вашего крохи отвечают рефлексы новорожденных. Когда вы поднимаете малыша и он сгибает ножки — это рефлекс. Когда малыш поворачивает головку, когда вы гладите его по щечке — это тоже рефлекс. Дети рождаются с набором рефлексов, некоторые из которых сохраняются в течение нескольких месяцев (например, рефлекс выталкивания ложки), а некоторые исчезают через несколько недель (рефлекс Моро). Из этой статьи вы узнаете о безусловных рефлексах новорожденного и о том, в течение какого времени они сохраняются.
Рефлексы новорожденных — что это такое
Рефлекс — это автоматическая реакция ребенка на раздражители. Например, если поднести палец ко рту младенца, он начнет его сосать. А от яркого света малыш зажмурит глаза. Все это примеры непроизвольной реакции, или рефлексов, которые бывают и у взрослых. Но эта статья посвящена исключительно безусловным рефлексам новорожденных.
Поисковый рефлекс новорожденных
Поисковый рефлекс помогает новорожденному ребенку найти сосок во время первого кормления. Возникает он в ответ на поглаживание щечки или области угла рта — ребенок поворачивает голову в сторону раздражения и открывает рот. Поначалу малыш может поворачивать голову к соску и от него, но к возрасту трех недель он научится поворачивать голову в правильном направлении, чтобы захватить сосок (или соску бутылочки).
Сосательный рефлекс
Сосательный рефлекс появляется у малыша еще до рождения. Иногда во время УЗИ можно увидеть, как малыш сосет большой палец, еще находясь в животе у мамы. После рождения, как только ваш сосок окажется во рту у ребенка, ребенок начнет сосать автоматически. Если кормить новорожденного смесью или сцеженным грудным молоком из бутылочки, этот рефлекс возникает в ответ на соску бутылочки. На самом деле сосание — очень непростой навык для новорожденного. И хотя сосательный рефлекс врожденный, некоторым малышам не удается сразу научиться правильно сосать грудь. Но со временем они осваивают это мастерство.
Рефлекс Моро
Рефлекс Моро, или рефлекс испуга, проявляется в первый месяц жизни ребенка. Вызвать рефлекс можно ударом рукой по столику, на котором лежит ребенок (на расстоянии 15 см от головы ребенка), или внезапным шумом. В ответ малыш разводит руки, разжимает кулачки и выпрямляет согнутые ноги. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение. При этом малыш может заплакать. Так проявляется рефлекс Моро, один из рефлексов новорожденных, который обычно хорошо выражен до четвертого-пятого месяца.
Рефлекторная улыбка
В первый месяц жизни малыша вы можете заметить, как он улыбается во сне. Это рефлекторная улыбка — ответная реакция на внутренний стимул во сне. Это еще не настоящая улыбка. Вам придется немного подождать, перед тем как ваш малыш впервые осознанно улыбнется. В 2 месяца малыш может начать вам улыбаться, когда бодрствует, например, когда вы корчите рожицы или щекочете его. Это уже не рефлекторная, а осознанная улыбка. Всем родителям не терпится дождаться момента увидеть эту задорную искреннюю улыбку. Будьте терпеливы, ожидание того стоит!
Асимметричный тонический шейный рефлекс Магнуса — Клейна (рефлекс фехтовальщика)
Когда малыш лежит на спине, поверните его головку в сторону и он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, защищающегося от нападения. Поэтому этот рефлекс новорожденных иногда называют рефлексом фехтовальщика. Этот рефлекс бывает не у всех детей и может не проявляться во время плача. К 4-5 месяцам рефлекс обычно полностью угасает.
Хватательный рефлекс
Погладьте ладошку малыша — и вы почувствуете, как он обхватит пальчиками ваш палец, а если легко надавить на ступню малыша, он подожмет пальчики ног. Так проявляется хватательный рефлекс. Благодаря этому рефлексу ребенок может удержать в своей крошечной ручке погремушку. Но не забывайте, что это неосознанная реакция и всего лишь один из безусловных рефлексов новорожденного. Малыш может в любой момент разжать ладонь и отпустить ваш палец, поэтому не нужно его поднимать, пока он держится за ваши пальцы. Верхний хватательный рефлекс (ладошки) начинает угасать в 3–6 месяцев. Нижний хватательный рефлекс (ступни) обычно сохраняется до 4–8 месяцев.
Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы
Если новорожденного малыша взять под мышки и приподнять, так, чтобы его стопы соприкасались с поверхностью, он начнет двигать ножками, будто бы шагая по воздуху. Так проявляется рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Помните, что пока это безусловный рефлекс новорожденного, а не признак готовности пойти. Вам нужно будет запастись терпением, чтобы дождаться радостного момента, когда малыш сделает первые шаги.
Рефлекс выталкивания ложки
Этот врожденный рефлекс заставляет новорожденных выталкивать любой предмет из полости рта (например, ложку). Рефлекс угасает к возрасту 4–5 месяцев.
Кратко о рефлексах новорожденных и грудничков
В этой таблице перечислены рефлексы, которые наблюдаются у новорожденных. Учтите, что дети развиваются в разном темпе, поэтому возраст, в котором тот или иной рефлекс угасает, может быть разным.
Рефлекс | Когда появляется | Когда угасает |
---|---|---|
Рефлекторная улыбка | С рождения | 2 месяца |
Рефлекс Моро | С рождения | 2-4 месяцев |
Рефлекс автоматической ходьбы | С рождения | 2-4 месяцев |
Поисковый рефлекс | С рождения | 4 месяца |
Рефлекс выталкивания ложки | С рождения | 4–5 месяцев |
Рефлекс фехтовальщика | С рождения | 4–6 месяцев |
Верхний хватательный рефлекс | С рождения | 3–6 месяцев |
Нижний хватательный рефлекс | С рождения | 4–8 месяцев |
Наблюдать, как рефлексы постепенно заменяются осознанными движениями и реакциями, очень интересно, да и в целом радостно видеть, как ваш малыш развивается и меняется прямо на глазах.
Как была написана эта статья
Информация, представленная в этой статье, основана на рекомендациях специалистов, опубликованных достоверными (медицинскими и государственными) источниками, такими как Американская ассоциация педиатрии и Американский колледж акушеров и гинекологов. Полный список ссылок на источники, использованные для написания этой статьи, вы найдете в конце статьи. Информация на данной странице не заменяет профессиональной медицинской консультации. Всегда обращайтесь к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.
Oшейники.ру — Как работают электронные ошейники для тренировок? Они используют хорошо известный рефлекс Павлова.
Электронные ошейники — это средство обучения, популярное среди владельцев собак и профессиональных кинологов во всем мире. Их принцип хорошо известен — если собака не подчиняется команде, ей делают выговор звуком, вибрацией или электростатическим импульсом. Как заметили собаководы, использующие электронные ошейники во время дрессировки, им даже не нужно подавать импульс. У собаки вырабатывается рефлекс, о котором уже писал русский физиолог Иван Петрович Павлов.
Это так называемый условный рефлекс, о котором мы все узнали в школе. В отличие от безусловных рефлексов, которые являются врожденными, возникают рефлексы, созданные в процессе обучения. Например, если вы всегда звоните в колокольчик перед тем, как кормить собаку, она будет пускать слюни примерно после двадцати повторений, потому что звук ассоциируется с едой.
Когда собака слышит звонок, он пускает слюни
Напомним, что условные рефлексы бывают двух видов. Классическое обусловливание относится к ситуации, которая вызывает типичную реакцию, например, пускание слюни на собаку. Хотя через некоторое время вы перестанете кормить собаку после звонка звонка и будете кормить ее в другое время, реакция останется. Но постепенно гаснет. Условный рефлекс может иметь не только положительные коннотации, но и проявляться в виде отвращения, например, к еде, которую вы съели под принуждением, а затем вырвало.
Павлов занимался в основном классической подготовкой и фактически проводил свои эксперименты с собакой. Он протянул ему колбасу, к которой привыкла собака, она ему понравилась. Затем, перед тем как подать колбасу, он позвонил в звонок, собака объединила два события. Он знал, что за колокольчиком последует колбаса, поэтому, когда он услышал звонок, он начал пускать слюни.
Второй тип условных рефлексов, который для нас более интересен, — это так называемая инструментальная обусловленность. Это связано с желательной или нежелательной деятельностью, с вознаграждением и наказанием. Его используют, например, при воспитании детей, но также и собак. Когда вы награждаете собаку лакомством за хорошо выполненную команду, она сочетает свое выполнение с наградой и будет мотивирована. Напротив, если собака совершает озорство, например, вы ловите ее, рвущую вашу любимую обувь, и наказываете ее, дергая за шкуру, после нескольких повторений она объединяет эти последовательности.
По словам Павлова, посвятившего всю свою жизнь условным рефлексам, человек приспосабливается к окружающей среде именно по условным реакциям. На основе наград и наказаний. Рефлекс как таковой является основным функциональным элементом нервной системы. Это инвариантный ответ организма на раздражение рецепторов, опосредованный рефлекторной дугой. Таким образом, условные рефлексы — это тип обучения, при котором индивидуум, и это применимо как к человеку, так и к собаке, формирует поведение или изменения в поведении, основанные на использовании влияния опыта и происходящие в качестве механизма обусловливания.
Какое отношение имеют тренировочные ошейники к условному рефлексу?
Много. При использовании дрессировочного ошейника, с помощью которого заводчик может сразу отреагировать на неподобающее поведение собаки, создается условный рефлекс. Собака помнит, что если она не подчиняется команде, такой как «стоп» или «нога», следует наказание. Такая дрессировка очень эффективна, поскольку немедленно предупреждает собаку, когда она делает то, чего у нее нет. Наказать собаку только после того, как она вернется к вам с «лесной охоты», очень сложно и принципиально неэффективно. Собака также может интерпретировать это, наказав его за возвращение.
Использование электронного тренировочного ошейника приводит к краткосрочному, а иногда и постоянному улучшению. Когда собака со временем теряет рефлекс, о чем мы также упоминали, время от времени требуется напоминание. Однако это намного проще, чем само обучение.
Плюс в том, что не нужно постоянно наказывать собаку, напоминания нужны в среднем примерно раз в неделю. По мере того как длина использования ошейника увеличивается, увеличивается и продолжительность удержания рефлекса. Один из заводчиков, например, заявил, что после года использования ему больше не нужно надевать ошейник, а собака послушно откликается на зов и перестает бежать за дичью — даже после двух месяцев без ошейника он говорит, что ситуация на 80 процентов лучше, чем до использования ошейника.
«У человека должен быть безусловный рефлекс — уступить место»
Уступил место — получил шоколадку. Такая акция сейчас проходит в московском метро. Ее инициатором стал Всероссийский межнациональный союз молодежи. Ведущая «Коммерсантъ FM» Наталья Жданова обсудила эту тему с Андреем Бильжо — известным художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.
Также организация намерена проводить в метро еженедельные рейды, снимать их на видео и в конечном счете смонтировать фильм о вежливости в метро.
— Две фамилии крутятся в моей голове в связи с этой историей: Иван Петрович Павлов и Аркадий Гайдар.
— Абсолютно то же самое, по-моему, пошлость какая-то.
— Иван Петрович Павлов, кто забыл эту фамилию — это выработка условного рефлекса. Уступил место беременной женщине, или маме с ребенком, или пожилому человеку — получил шоколадку. Но, по Ивану Петровичу Павлову, если ты получил шоколадку, как у собаки, вырабатывается слюна на звонок или у крысы на красный свет, тогда, когда ты ешь шоколадку в другом месте, ты должен срочно уступить кому-то место, и у тебя вырабатывается условный рефлекс на шоколадку. Это, конечно, очень креативно, трудно было придумать что-то еще Союзу молодежи, но это смешно звучит. Правда же, если ты ешь шоколадную конфету или шоколадный торт в гостях у кого-то, то ты должен срочно уступить место, ты ищешь глазами беременную женщину или пожилого человека, и ешь эту шоколадку стоя. Иван Петрович Павлов, кто не знает: условные и безусловные рефлексы.
— А если шоколадки в метро в очередной раз не оказывается, что тогда?
— Тогда наступает беда, это называется «сшивка», опять же, по Ивану Петровичу Павлову. Тогда собака, у которой должен выработаться сок желудочный на звоночек, не понимает, где она находится, как и этот представитель Союза молодежи не понимает, что происходит: «Нет шоколадки — я не уступлю место». Сбой какой-то происходит.
Это, конечно, чистый бред, потому что у человека должен быть безусловный рефлекс, это должно быть в крови, генетически — уступить место пожилому человеку или беременной женщине! Невозможно сидеть в метро, если перед тобой стоит беременная женщина. И если молодежи нужно объяснить это через шоколадку, тогда что же происходит в головном мозге?
Передо мной собака Дейзи, такса, которой 14 лет, у нее безусловные рефлексы: она прекрасно понимает, что, если она лежит на диване, а я должен сесть на этот диван, она уступит мне место. Что же происходит тогда с этими ребятами, если только через шоколадку им можно объяснить элементарные вещи, которые должны быть в голове у каждого человека?
Вторая фамилия. которая мне вспомнилась — Аркадий Гайдар, который написал книжку «Тимур и его команда». Почему мне вспомнилась фамилия Аркадия Гайдара? Потому, что он написал эту книгу в 1940 году, накануне Великой Отечественной войны. 1939 год — уже началась Вторая Мировая война, потому что ушли в армию старшие, остались дети, которые должны были вести себя правильно, помогать стране победить. И Тимур с его командой боролся со страшным человеком Мишей Квакиным, хулиганом. Эти две истории: Иван Петрович Павлов и условные и безусловные рефлексы и «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, написанная накануне Великой Отечественной войны и уже при начавшейся Второй Мировой. Эти фамилии почему-то слепились в моей уже немолодой голове. Значит, какие-то идут сигналы не очень хорошие.
— Мне кажется, проблема немного надумана, Андрей Георгиевич, в общественном транспорте я чаще всего вижу, что места уступаются и беременным женщинам, и пожилым людям, абсолютно нормально себя молодежь ведет.
— Наверное, я уже давно не ездил в метро, хотя иногда спускаюсь, в троллейбусе езжу чаще, теперь, получив карточку пенсионера, но если говорить про меня, то я, как и мой покойный папа, просто в метро и в троллейбусе не сажусь, стою, чтобы не занять места людей, кому они более нужны. Я просто стою около двери, сколько бы я не ехал, и не занимаю это место, потому что пока я могу стоять, я просто стою. Если молодому человеку или молодой девушке нужно сесть, пускай она садится, нет никаких проблем, пускай она садится, и если нужно, уступит, но я его не занимаю. Вообще не надо занимать место, если ты можешь его не занимать: в профессии, в метро, в троллейбусе, в жизни — уступи это место кому-нибудь другому, кому оно нужнее, чем тебе. Будьте здоровы, держите себя в руках, хороших выходных!
Какие рефлексы стоит развивать у себя в период кризиса
Из-за пандемии многие могут лишиться работы и ухудшить свое материальное положение. Как войти в кризис подготовленным и как наш мозг мешает нам учиться, рассказал Александр Ларьяновский
Об авторе: Александр Ларьяновский — управляющий партнер онлайн-школы Skyeng.
Человеческий мозг, в который в процессе эволюции был заложен принцип следования инстинкту самосохранения, сейчас скорее мешает приспособиться к надвигающимся экономическим проблемам, чем помогает подготовиться к ним. Он слишком сильно цепляется за прошлое и строит надежды на то, что скоро все закончится, и мир будет таким как прежде, надо только переждать. Но это не так.
С недочетами собственной биологии может помочь справиться обучение. Но не любое.
Никто точно не знает, как именно будет развиваться кризис, но уже можно смело выделить два ключевых момента: многие станут беднее и потеряют работу. И ближайшие месяцы — самое время постараться уменьшить эти риски лично для себя. Не потому, что на карантине на это есть время и потом будет поздно, а потому, что с течением времени и нарастанием всеобщей тревоги и неопределенности мозг будет не справляться, он так устроен.
Во время стресса, под воздействием адреналина, в нашем организме сужаются капилляры, по которым циркулирует кровь, чтобы уменьшить возможные кровопотери. Потому что стресс у наших предков — это всегда опасность: ты будешь быстро бежать, можешь пораниться, надо уменьшить последствия.
Беда в том, что кору головного мозга тоже питают капилляры, из которых отливает кровь. Поэтому в стрессе мы делаем глупости. «Я в тот момент ничего не соображал» — это как раз следствие такого механизма.
В стрессе работают только рефлексы. Потеря работы, перспектива серьезного обнищания — это тоже стресс. И мы точно так же будем совершать странные поступки во время него, теряя драгоценные недели и месяцы.
При этом учиться «впрок» порой бессмысленно: наш мозг не любит усваивать то, что нельзя использовать здесь и сейчас. Но из этого правила есть исключения.
Тренировка следующих «рефлексов» на карантине и после него поможет не остаться без работы в трудное время.
Первый рефлекс
- Думать интересами бизнеса и не просто выполнять поставленные задачи, а делать работу осмысленно, понимая, как она влияет на показатели работодателя.
Огромное число людей руководствуются принципом «как мне платят, так я и работаю». В мирное время следовать такой установке можно, но в кризис подобное поведение ставит под угрозу сохранность вашего рабочего места.
В нынешних условиях важно понимать: если действия сотрудника приводят к увеличению прибыли, то он имеет все шансы зарабатывать больше коллег и сохранить свое рабочее место. Если вы хотите иметь преимущество в сложившихся обстоятельствах, вам нужно научиться видеть, как ваша работа способствует прибыли бизнеса и как вы можете участвовать в процессах, которые на нее влияют. Еще одна важная задача — научиться брать на себя ответственность за результат и разделять риски с начальством.
Второй рефлекс
- Осваивать смежные навыки, которые помогут увеличить конкурентное преимущество.
Компании сейчас будут экономить на всем и начнут с уменьшения зарплат и сокращений. Если вместо пяти человек можно оставить двоих, держать больше работников не имеет смысла. Поэтому теперь важно не просто работать больше, но и разбираться в смежных областях, и тогда вы будете заменять других, а не они вас. Вероятно, вам придется брать на себя больше задач и обязанностей, а получать меньше, но это лучше, чем не получать ничего или жить на МРОТ.
Когда на рынок труда выйдут тысячи ваших потенциальных конкурентов, выше шансы будут у тех, чьи знания и умения имеют дополнительную ликвидность.
Задайте себе вопрос: чему я могу быстро научиться в ближайшие месяцы, что будет востребовано моим работодателем, где я смогу заменить других специалистов? Далеко не всегда имеет смысл кардинально менять карьеру, речь идет именно об ускоренном получении дополнительных смежных навыков.
Третий рефлекс
- Быстро находить вакансии и правильно подавать себя.
Этот пункт кажется банальным, но мало кто умеет делать это действительно эффективно. Просто разместить резюме недостаточно. Поспрашивать нескольких знакомых недостаточно. Скоро число конкурентов на одно рабочее место возрастет, поэтому важно научиться грамотно составлять резюме, писать сопроводительные письма, правильно себя подавать на собеседовании. В интернете сотни ресурсов на эту тему, и самое время их изучить и понять, что вы делаете неэффективно.
Уже сейчас, пока есть время, составьте список всех потенциальных работодателей, найдите их контакты, изучите каждого из них: как они переживают кризис, какие люди там работают, насколько вы лучше или хуже их сотрудников.
Переписывайте резюме под ценности и специфику каждого работодателя. Это должно стать обязательным навыком, который надо тренировать.
Если вы и раньше этому не учились, и сейчас думаете: «какая чушь, что там уметь?», то, скорее всего, вы до конца не понимаете глубину кризиса и все еще верите, что все вернется на круги своя.
До кризиса многие учились для поднятия самооценки, для того, чтобы получить некую улучшенную версию самого себя. Оставьте это до лучших времен. Сейчас самое важное — подойти к задаче прагматично и освоить именно те знания, которые помогут сохранить или получить работу здесь и сейчас.
Дурман сериалов и эскапизм в настоящее время вредны как никогда. Они подпитывают желание мозга верить, что надо только переждать, и все вернется. У всех нас в запасе несколько месяцев, чтобы выработать новые навыки, нужные в кризис, и уже с ними проходить будущие испытания.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Условный рефлекс: как тренируются спасатели-добровольцы
https://ria.ru/20210426/spasateli-1729939349.html
Условный рефлекс: как тренируются спасатели-добровольцы
Условный рефлекс: как тренируются спасатели-добровольцы — РИА Новости, 26.04.2021
Условный рефлекс: как тренируются спасатели-добровольцы
Обычно при слове «добровольцы» люди представляют непрофессионалов, которые вызвались помочь реальным специалистам. Но это точно не про спасателей-добровольцев… РИА Новости, 26.04.2021
2021-04-26T11:30
2021-04-26T11:30
2021-04-26T11:30
фото
москва сегодня: мегаполис для жизни
москва
волонтеры
гочсипб
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1729936463_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_4a709a416b1d80e84fea68d635a56d48.jpg
Обычно при слове «добровольцы» люди представляют непрофессионалов, которые вызвались помочь реальным специалистам. Но это точно не про спасателей-добровольцев ГОЧСиПБ Москвы. Как проходят их учебно-тренировочные сборы, смотрите в галерее РИА Новости.
москва
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1729936463_267:0:2999:2048_1920x0_80_0_0_db44191bb74f8475f3874dbdb1e2906d.jpgРИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
фото, фото, москва, волонтеры, гочсипб
Рефлексы новорожденного — HealthyChildren.org
Многие из движений вашего ребенка в первые недели жизни совершаются рефлекторно. Это означает, что это происходит непроизвольно или без каких-либо усилий со стороны ребенка. Если вы засунете ему палец в рот, он рефлекторно сосет. Они плотно закрывают глаза от яркого света.
Некоторые рефлексы остаются у новорожденных месяцами, а другие проходят через несколько недель. Вот некоторые из них, за которыми вы можете наблюдать в своем ребенке:
Укоренение
В некоторых случаях рефлексы переходят в произвольное поведение.Например, ваш ребенок рождается с рефлексом укоренения, который побуждает его повернуть голову к вашей руке, если вы погладите его по щеке или рту. Это помогает ему найти сосок во время кормления. Сначала он будет укореняться из стороны в сторону, поворачивая голову к соску, а затем по убывающей дуге. Он просто переместит голову и рот в положение, чтобы сосать.
Сосание
Сосание — еще один рефлекс выживания, который присутствует еще до рождения. На самом деле, если вам делали УЗИ во время беременности, вы могли видеть, как ваш ребенок сосет большой палец.
После рождения, когда сосок и ареола помещаются глубоко в рот вашего ребенка, он автоматически начинает сосать. Это движение фактически состоит из двух этапов. Сначала он помещает свои губы вокруг ареолы так, чтобы сосок находился далеко назад во рту, указывая на место соединения твердого и мягкого неба, и сжимает грудь между языком и небом (так называемое «выражение», это действие вытесняет молоко наружу. ). Во второй фазе, или действии доения, язык перемещается от ареолы к соску. В этом процессе помогает отсос, при котором грудь крепится ко рту ребенка.
Согласование этих ритмичных сосательных движений с дыханием и глотанием — относительно сложная задача для новорожденного. Таким образом, даже если это рефлексивное действие, не все дети поначалу сосут эффективно. Однако с практикой рефлекс становится навыком, которым все хорошо владеют.
Укоренение, сосание и поднесение руки ко рту считаются сигналами кормления в первые недели после рождения. Позже, после того, как грудное вскармливание станет прочным, ваш ребенок начнет использовать эти движения, чтобы утешить себя, и его также может утешить пустышка или когда вы поможете ему найти его большой палец или пальцы.
Рефлексы новорожденного
Ниже приведены некоторые нормальные врожденные рефлексы, которые вы увидите в течение первых недель. Не все младенцы приобретают и теряют эти рефлексы в одно и то же время, но эта таблица даст вам общее представление о том, чего ожидать.
Шаг | Рождение | 2 месяца |
Укоренение | Рождение | 4 месяца |
Ладонная хватка 0 | 5–6 месяцев | |
Рефлекс Моро | Рождение | 5–7 месяцев |
Тонический рефлекс шеи | Рождение | 50002 5 месяцев |
Подошвенный хват | Рождение | 9–12 месяцев |
Моро или рефлекс «испуга»
Драматический рефлекс в течение этих первых нескольких недель — это рефлекс Моро.Если голова вашего ребенка резко меняет положение или падает назад — или если он испуган чем-то громким или резким, — он вытягивает руки, ноги и шею, а затем быстро сводит руки вместе. Он может даже громко плакать. Рефлекс Моро, который в разной степени присутствует у разных младенцев, достигает пика в течение первого месяца, а затем исчезает через два месяца.
Тонический шейный рефлекс или поза «фехтование»
Более интересная автоматическая реакция — это тонический шейный рефлекс или поза фехтования.Вы можете заметить, что когда голова вашего ребенка поворачивается в одну сторону, соответствующая ему рука выпрямляется, а противоположная рука согнута, как если бы он фехтовал. Однако вы можете не увидеть эту реакцию, поскольку она неуловима, и если ваш ребенок беспокоит или плачет, он может не выполнить ее. Исчезает в возрасте пяти-семи месяцев.
И моро-рефлексы, и тонические шейные рефлексы должны одинаково присутствовать с обеих сторон тела. Если вы заметили, что рефлекс кажется другим с одной стороны или что ребенок двигается одной стороной тела лучше, чем другой, сообщите об этом своему педиатру.
Схватка
Еще один рефлекс можно увидеть, когда вы поглаживаете ладонь ребенка и наблюдаете, как он тут же сжимает ваш палец. Или, если вы погладите его ступню, вы увидите, как его пальцы туго согнуты. В первые несколько дней после рождения ваш ребенок будет крепко держать его в объятиях, и может показаться, что он может удерживать собственный вес, но не пытайтесь это сделать. Он не может контролировать эту реакцию и может внезапно отпустить.
Шагающий
Помимо силы, у вашего ребенка есть еще один особый талант — шагать.Он, конечно, не может выдержать свой вес, но если вы держите его под мышками (стараясь также поддерживать его голову) и позволяя его подошвам коснуться плоской поверхности, он поставит одну ногу перед другой и «ходить.»
Этот рефлекс поможет новорожденному ползать к груди сразу после родов, когда он лежит на животе матери. Этот рефлекс исчезнет через два месяца, а затем снова проявится к концу первого года как приобретенное поведение при ходьбе.
Дополнительная информация
Основные этапы развития: от рождения до 3 месяцев
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра.Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.
Рефлексы — Физиопедия
Спинальный рефлекс / Рефлекторная дуга [править | править источник]
Рефлекс — это непроизвольное и почти мгновенное движение в ответ на раздражитель. Рефлекс — это автоматический ответ на раздражитель, который не получает сознательного мышления и не требует его, поскольку он возникает через рефлекторную дугу.Рефлекторные дуги воздействуют на импульс до того, как этот импульс достигает мозга. [1]
Дуги Relex могут быть
- Моносинаптические, т.е. содержат только два нейрона, сенсорный и двигательный нейрон. Примеры моносинаптических рефлекторных дуг у людей включают рефлекс надколенника и рефлекс ахилла.
- Полисинаптические, то есть множественные интернейроны (также называемые релейными нейронами), которые взаимодействуют между сенсорными и двигательными нейронами в рефлекторном пути. [2]
Изображение рефлекторной дуги.
Видео рефлекторной дуги
Типы рефлексов [править | править источник]
- Поверхностные рефлексы: подошвенная реакция, абдоминальный рефлекс, кремастический рефлекс, роговичный рефлекс [3]
- Глубокие рефлексы: двуглавый, плечевой, трицепс, коленный и голеностопный рывки.
Рефлексы глубоких сухожилий (растяжение мышц) [править | править источник]
Оценивает афферентные нервы, синаптические связи в спинном мозге, двигательные нервы и нисходящие двигательные пути.Поражения нижних мотонейронов (например, поражающие клетку переднего рога, корешок спинного мозга или периферический нерв) подавляют рефлексы: поражения верхних мотонейронов усиливают рефлексы.
Проверенные рефлексы включают следующее:
Методика проверки рефлексов [править | править источник]
- Исследуемая группа мышц должна находиться в нейтральном положении (т. Е. Не растягиваться и не сокращаться).
- Сухожилие, прикрепленное к мышце (мышцам), которые должны быть проверены, должно быть четко идентифицировано.Расположите конечность так, чтобы можно было легко нанести удар рефлекторным молотком по сухожилию.
- Чтобы легко найти сухожилие, попросите пациента сжать мышцу, к которой оно прикреплено. Когда мышца укорачивается, вы сможете видеть и чувствовать пуповину как сухожилие, подтверждая ее точное расположение.
- Ударьте по сухожилию одним быстрым ударом. Вы не должны вызывать боли.
Данная система оценок достаточно субъективна.
- 0 Нет свидетельств сокращения
- 1+ Снижено, но все еще присутствует (гипорефлексный).Гипорефлексия обычно связана с меньшим дефицитом мотонейронов (в альфа-мотонейронах от спинного мозга к мышцам), например, синдром Гийена-Барре
- 2+ Обычный
- 3+ Сверхнормальная (гиперрефлексическая) Гиперрефлексия часто связана с поражением верхних мотонейронов, например, рассеянным склерозом
- 4+ Clonus: повторяющееся укорачивание мышцы после однократной стимуляции [4]
Обратите внимание на любое асимметричное увеличение или уменьшение. Маневр Джендрассика можно использовать для усиления гипоактивных рефлексов, т.е. пациент сцепляет руки вместе и энергично разводит их в стороны, когда постукивают по сухожилию в нижней конечности, или может толкать колени друг к другу, в то время как сухожилие верхней конечности проверяется.
Видео ниже иллюстрирует тестирование глубоких сухожильных рефлексов.
[5]
Патологические рефлексы [править | править источник]
Патологические рефлексы (например, рефлексы Бабинского, укоренение, хватание) представляют собой возврат к примитивным реакциям и указывают на потерю коркового торможения.
Другие рефлексы [править | править источник]
Клонус (ритмичное, быстрое чередование мышечных сокращений и расслаблений, вызванное внезапным пассивным растяжением сухожилий) выполняется путем быстрого тыльного сгибания стопы в голеностопном суставе.Устойчивый клонус указывает на заболевание верхних мотонейронов. [6]
Значение поверхностных рефлексов в физиотерапии [редактировать | править источник]
- Брюшной рефлекс — стимулируется поглаживанием вокруг живота, что помогает определить степень поражения ЦНС. [7]
- Кремастический рефлекс — возникает при поглаживании внутренней части бедра у мужчин (рефлекс Гейгеля — аналог у женщин). Этот рефлекс помогает оценить острую боль в мошонке и перекрут яичка (связанный с потерей рефлекса) [8] .
- Роговичный рефлекс — вызывается легким поглаживанием роговицы ватным тампоном. Этот рефлекс в основном помогает понять, что периферическое повреждение тройничного нерва (V) или лицевого нерва (VII) нарушит контур моргания роговицы. [9]
- Подошвенный рефлекс — аномальный рефлекс указывает на метаболические или структурные нарушения в кортикоспинальной системе выше сегментарного рефлекса. [10]
Reflexes — обзор | Темы ScienceDirect
Введение
Рефлекс определяется как непроизвольная моторная реакция, секреторная или сосудистая, возникающая вскоре после стимула, который может быть сознательным или нет.Реакция на стимул неизменна, ее нельзя изменить или адаптировать в соответствии с потребностями или обстоятельствами. Таким образом, можно сделать вывод, что ответ стереотипен и имеет фиксированную рефлекторную дугу, ответ которой также фиксирован. Рефлекторная дуга — получение стимула и двигательная реакция на один и тот же раздражитель — является физиологической единицей нервной системы (НС).
В своей наиболее простой форме рефлекторная дуга включает: (1) рецептор, который соответствует особому органу чувств, или нервным окончаниям в коже или нервно-мышечному веретену, стимуляция которого вызывает импульс; (2) сенсорный или афферентный нейрон, который переносит импульс через периферический нерв в центральную нервную систему (ЦНС), где он синапсируется с внутренним нейроном; (3) внутренний нейрон передает импульс эфферентному нейрону; (4) двигательный или эфферентный нейрон проводит импульс через нерв к эффекторному органу; и (5) эффектором может быть мышца, железа или кровеносный сосуд, который проявляет ответ.
Несмотря на это узкое определение сегментарной интеграции, полисинаптическое вовлечение других NS сегментов является обычным, составляя внутри-, экстрасегментарные и контралатеральные рефлексы по отношению к источнику стимула. Чтобы произошло рефлекторное движение, необходимо сократить мышцы-агонисты и расслабить мышцы, которые выполняют противоположное движение (антагонист), что касается последнего, вместо того, чтобы заставлять мышцу сокращаться, тормозящие синапсы будут предотвращать сокращение мышц. Примером может служить рефлекс коленного рефлекса или рефлекс надколенника: сокращение четырехглавой мышцы и разгибание ноги при постукивании связки надколенника (, рисунки 1 и 2, ).
Рис. 1. Коленный рефлекс.
Рисунок 2. Спинальная рефлекторная дуга.
Однако рефлекторные проявления обычно разнообразны после определенной стимуляции, как это происходит с большинством примитивных рефлексов (PR). Рисунки 3 и 4 показывают сложность ответов на стимул сжатия руки.
Рис. 3. Рефлекс Бабкина и другие реакции на раздражитель сжатия руки.
Рис. 4. Рефлекс Бабкина и другие реакции на раздражитель сжатия руки — диаграмма.
Новорожденный наделен набором рефлекторных и автоматических движений, что делает его НС склонным реагировать на среду, в которой он живет; реакции, необходимые для его адаптации и существования, такие как всасывание, плач, глотание, защита и реакции бегства, не могут быть просто определены как рефлексы в строгом смысле определения, поскольку они могут быть изменены или адаптированы к потребностям и обстоятельствам , и, следовательно, их можно изменить, поскольку ответы, вызванные данным возбуждением, не проявляются четко заранее определенным образом и не являются точно идентичными с течением времени.Эти ответы выражают нейрофизиологическое состояние при стимуляции, составляя рефлекторные реакции или автоматизмы; следовательно, эти моторные проявления были названы разными авторами по-разному, например: PR, первичные рефлексы, архаические рефлексы, рефлекторные реакции, специальные рефлексы, автоматические рефлексы, неонатальные рефлексы, первичные реакции и рефлексы развития. Не имея собственного наименования, некоторые авторы включили их в число рефлексов вообще; в этой статье мы называем их PR.
Чтобы определить рефлекс, нам также необходимо знать область его стимуляции, центр интеграции и реакцию. Что касается PR, по-прежнему необходимо связать функциональную концепцию, которая объясняет их онтогенетическое и филогенетическое назначение. Хотя изучать каждый рефлекс в отдельности дидактично, следует иметь в виду, что это теоретическая абстракция, удобная для анализа нервных явлений, которой не существует в реальной жизни, поскольку ПР составляют гармонический ансамбль и тесно переплетаются с друг друга, в зависимости от физиологических потребностей ребенка и условий окружающей среды в момент их выявления.
Reflex — обзор | Темы ScienceDirect
Введение
Рефлекс определяется как непроизвольная моторная реакция, секреторная или сосудистая, возникающая вскоре после стимула, который может быть сознательным или нет. Реакция на стимул неизменна, ее нельзя изменить или адаптировать в соответствии с потребностями или обстоятельствами. Таким образом, можно сделать вывод, что ответ стереотипен и имеет фиксированную рефлекторную дугу, ответ которой также фиксирован. Рефлекторная дуга — получение стимула и двигательная реакция на один и тот же раздражитель — является физиологической единицей нервной системы (НС).
В своей наиболее простой форме рефлекторная дуга включает: (1) рецептор, который соответствует особому органу чувств, или нервным окончаниям в коже или нервно-мышечному веретену, стимуляция которого вызывает импульс; (2) сенсорный или афферентный нейрон, который переносит импульс через периферический нерв в центральную нервную систему (ЦНС), где он синапсируется с внутренним нейроном; (3) внутренний нейрон передает импульс эфферентному нейрону; (4) двигательный или эфферентный нейрон проводит импульс через нерв к эффекторному органу; и (5) эффектором может быть мышца, железа или кровеносный сосуд, который проявляет ответ.
Несмотря на это узкое определение сегментарной интеграции, полисинаптическое вовлечение других NS сегментов является обычным явлением, составляя внутри-, экстрасегментарные и контралатеральные рефлексы по отношению к источнику стимула. Чтобы произошло рефлекторное движение, необходимо сократить мышцы-агонисты и расслабить мышцы, которые выполняют противоположное движение (антагонист), что касается последнего, вместо того, чтобы заставлять мышцу сокращаться, тормозящие синапсы будут предотвращать сокращение мышц. Примером может служить рефлекс коленного рефлекса или рефлекс надколенника: сокращение четырехглавой мышцы и разгибание ноги при постукивании связки надколенника (, рисунки 1 и 2, ).
Рис. 1. Коленный рефлекс.
Рисунок 2. Спинальная рефлекторная дуга.
Однако рефлекторные проявления обычно разнообразны после определенной стимуляции, как это происходит с большинством примитивных рефлексов (PR). Рисунки 3 и 4 показывают сложность ответов на стимул сжатия руки.
Рис. 3. Рефлекс Бабкина и другие реакции на раздражитель сжатия руки.
Рис. 4. Рефлекс Бабкина и другие реакции на раздражитель сжатия руки — диаграмма.
Новорожденный наделен набором рефлекторных и автоматических движений, что делает его НС склонным реагировать на среду, в которой он живет; реакции, необходимые для его адаптации и существования, такие как всасывание, плач, глотание, защита и реакции бегства, нельзя просто определить как рефлексы в строгом смысле этого определения, поскольку они могут быть изменены или адаптированы к потребностям и обстоятельствам , и поэтому их можно изменить, поскольку ответы, вызванные данным возбуждением, не проявляются четко заранее определенным образом и не являются точно идентичными с течением времени.Эти ответы выражают нейрофизиологическое состояние при стимуляции, составляя рефлекторные реакции или автоматизмы; следовательно, эти моторные проявления были названы разными авторами по-разному, например: PR, первичные рефлексы, архаические рефлексы, рефлекторные реакции, специальные рефлексы, автоматические рефлексы, неонатальные рефлексы, первичные реакции и рефлексы развития. Не имея собственного наименования, некоторые авторы включили их в число рефлексов вообще; в этой статье мы называем их PR.
Чтобы определить рефлекс, нам также необходимо знать область его стимуляции, центр интеграции и реакцию. Что касается PR, по-прежнему необходимо связать функциональную концепцию, которая объясняет их онтогенетическое и филогенетическое назначение. Хотя изучать каждый рефлекс в отдельности дидактично, следует иметь в виду, что это теоретическая абстракция, удобная для анализа нервных явлений, которой не существует в реальной жизни, поскольку ПР составляют гармонический ансамбль и тесно переплетаются с друг друга, в зависимости от физиологических потребностей ребенка и условий окружающей среды в момент их выявления.
Примитивные рефлексы — StatPearls — Книжная полка NCBI
Определение / Введение
Примитивные рефлексы — это непроизвольные двигательные реакции, возникающие в стволе мозга после рождения на раннем этапе развития ребенка, которые способствуют выживанию. Некоторые рефлексы важны при оценке новорожденных и младенцев. Эти двигательные реакции центральной нервной системы в конечном итоге подавляются к возрасту от 4 до 6 месяцев, когда мозг созревает и заменяет их произвольной двигательной активностью, но может вернуться при наличии неврологического заболевания.[1] [2]
К примитивным оральным рефлексам относятся рефлексы сосания, укоренения и морды. Сосательный рефлекс важен для координации с дыханием и глотанием. [1] Это наблюдается при стимуляции ротовой полости или при вставке в рот какого-либо предмета и впервые проявляется на 14 неделе беременности. Рефлекс морды возникает, когда губы морщатся после давления на верхнюю губу. Рефлекс укоренения, когда рот поворачивается к объекту, наблюдается в ответ на легкое поглаживание по щеке или попадание объекта в поле зрения пациента.Укоренение начинается на 32 неделе беременности и уменьшается через месяц. [3] [4]
Ладонный рефлекс включает сморщивание кожи на ипсилатеральной стороне и кратковременное сокращение подбородочной мышцы после быстрого поглаживания ладони пациента. Рефлекс глабеллярного постукивания возникает в ответ на многократное постукивание пациента головой между бровями, что вызывает моргание, которое обычно исчезает после 4-5 постукиваний. Этот тест следует проводить сверху и сзади пациента, чтобы удалить визуальные раздражители.Считается, что этот рефлекс является адаптивной реакцией, призванной защитить глаза новорожденного от травм. [5]
Асимметричный тонический шейный рефлекс осуществляется путем ручного поворота головы ребенка на одну сторону. Младенец вытягивает руку в сторону повернутого лица и сгибает контралатеральную руку. Начало на 35 неделе беременности и исчезает к трем месяцам [6].
Рефлекс Моро — это защитная реакция на резкое нарушение равновесия тела, которое вызывается подтягиванием рук, когда младенец находится в положении лежа на спине.[1] Младенец испытывает ощущение падения, когда руки отпускаются, что приводит к отведению в плече и разгибанию в локте с раздвиганием пальцев, за которым следует немедленное сгибание верхних конечностей и слышимый крик. Рефлекс развивается к 28 неделе беременности и исчезает к шести месяцам. [4] [6]
Захватывающий рефлекс можно вызвать, оказывая постоянное давление на ладонную сторону руки, что приводит к сгибанию пальцев пациента, которые захватывают объект, оказывающий давление.Этот рефлекс развивается к 28 неделе беременности и исчезает к шести месяцам. [3] [4] [6] Рефлекс Бабинского включает стимуляцию боковой поверхности стопы, что приводит к тыльному сгибанию большого пальца стопы и раздуванию других пальцев. [6] [7] [8]
Проблемы, вызывающие озабоченность
Примитивные рефлексы необходимы для выживания новорожденных, а аномальные рефлексы могут быть признаком дисфункции центральной нервной системы. [2] Важно понимать, как правильно вызвать эти реакции для ранней диагностики возможных пожизненных осложнений.Возрождение примитивных рефлексов у взрослых указывает на возможность возникновения нескольких патологий головного мозга. [5] [6] [9] Их можно увидеть у нормального взрослого человека, но при подозрении на патологию требуется дальнейшее исследование.
Клиническая значимость
Младенцы
Примитивные рефлексы важны при неврологическом обследовании новорожденных. Отсутствующий или ненормальный сосательный рефлекс является косвенным показателем неврологической зрелости новорожденных. Когда аномальный сосательный рефлекс связан с другими признаками поражения ЦНС, это свидетельствует о дисфункции базальных ганглиев или ствола мозга.В исследовании 2011 года факторы, связанные с заболеваемостью, статистически коррелировали с сосательным рефлексом и рефлексами Бабинского. Рефлекс Моро у недоношенных детей слабый по сравнению с доношенными из-за низкого мышечного тонуса и сопротивления пассивным движениям. [10] [1] Этот ответ коррелирует с задержкой моторного развития у младенцев с очень низкой массой тела при рождении. Отсутствие рефлекса Моро предполагает дисфункцию ЦНС [4]. Сохранение примитивных рефлексов в течение 4-6 месяцев или отсутствие до этого времени, когда они должны были присутствовать, свидетельствует о церебральном параличе.[11] Наличие 5 или более аномальных рефлексов коррелирует с развитием церебрального паралича или задержкой умственного развития. [6]
Взрослые
Примитивные рефлексы, также известные как признаки фронтального выброса, могут быть нормальными у взрослого населения. Множественные признаки фронтального выброса, наблюдаемые при неврологическом обследовании, коррелируют с патологией лобных долей головного мозга, включая болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз и шизофрению. [9] [6] [5] Было обнаружено, что у пациентов с шизофренией было больше признаков фронтального выброса, чем у их здоровых братьев и сестер и контрольной группы.[9] В исследовании 2005 года исследователи выявили хватательный рефлекс и рефлекс Бабинского у пациентов с деменцией. [5] Настоящий рефлекс Бабинского важен при оценке подозрения на поражение пирамидного тракта и является признаком повреждения верхнего мотонейрона. [8] [6] Повторное появление хватательного рефлекса было связано с поражением лобных долей и может быть ранним признаком кортикобазального синдрома, деменции с тельцами Леви и прогрессирующего надъядерного паралича [2] [3]. Глабеллярный постукивающий и ладонный рефлексы также можно рассматривать как ранний признак болезни Паркинсона.[12] Наличие примитивных оральных рефлексов следует отличать от поздней дискинезии у пациентов, подвергшихся воздействию нейролептиков. Сосательный и укорененный рефлексы могут указывать на диффузную церебральную атрофию, в то время как рефлекс рыла указывает на поражение лобной доли [3].
Вмешательство группы медсестер, союзников здравоохранения и межпрофессиональной группы
Оральные примитивные рефлексы необходимы для кормления новорожденных. Специалисты по грудному вскармливанию и неонатальные медсестры должны понимать эти рефлексы, чтобы помочь в раннем выявлении проблем с кормлением грудных детей.[1] Медперсонал должен знать о повторном появлении примитивных рефлексов у пожилых людей. Рефлексы сосания и морды были связаны с повышенным риском недоедания у обитателей домов престарелых и повышали их риск аспирационной пневмонии [13].
Как в электродиагностической медицине оцениваются глубокие рефлексы по сравнению с поверхностными?
Автор
Брайан М. Келли, DO профессор, медицинский директор отделения ортопедии и протезирования, факультет физической медицины и реабилитации, Медицинская школа Мичиганского университета; Помощник директора программы резидентуры, Система здравоохранения Мичиганского университета
Брайан М. Келли, доктор медицинских наук, является членом следующих медицинских обществ: Американской академии физической медицины и реабилитации, Американской остеопатической ассоциации, Американского остеопатического колледжа физической медицины и реабилитации, Association of Academic Physiatrists
Раскрытие: Ничего не раскрывать.
Соавтор (ы)
Персиваль Х. Пангилинан, младший, доктор медицины Адъюнкт-профессор, Департамент физической медицины и реабилитации, Система здравоохранения Мичиганского университета
Персиваль Х. Пангилинан, младший, доктор медицины является членом следующих медицинских обществ: Американской академии физической медицины и реабилитации , Association of Academic Physiatrists
Раскрытие информации: Ничего не раскрывать.
Джозеф Е. Хорняк, IV, доктор медицины, доктор философии Доцент кафедры физической медицины и реабилитации Медицинской школы Мичиганского университета; Консультант, медицинский директор Лаборатории деятельности человека, Департамент физической медицины и реабилитации, Медицинский центр Мичиганского университета
Джозеф Э. Хорняк, IV, доктор медицинских наук, является членом следующих медицинских обществ: Американская академия физической медицины и реабилитации, Американский колледж спортивной медицины, Ассоциация академических физиотерапевтов, Американская академия церебрального паралича и медицины развития
Раскрытие: нечего раскрывать.
Gianna M Rodriguez, MD Клинический доцент, Департамент физической медицины и реабилитации, Системы здравоохранения Мичиганского университета
Gianna M Rodriguez, MD является членом следующих медицинских обществ: Американской академии физической медицины и реабилитации, Академии Специалисты по травмам спинного мозга, Американская ассоциация по травмам позвоночника, Филиппинская медицинская ассоциация, Международное общество спинного мозга
Раскрытие информации: не подлежит разглашению.
Эндрю Мазур, доктор медицины Директор отдела электродиагностики, Southeast Rehabilitation Associates, PC
Эндрю Мазур, доктор медицинских наук, является членом следующих медицинских обществ: Американской академии физической медицины и реабилитации, Американской ассоциации нервно-мышечной и электродиагностической медицины, American Medical Association
Раскрытие информации: не раскрывать.
Специальная редакционная коллегия
Франсиско Талавера, фармацевт, доктор философии Адъюнкт-профессор, Фармацевтический колледж Медицинского центра Университета Небраски; Главный редактор Medscape Drug Reference
Раскрытие: Получил зарплату от Medscape за работу.для: Medscape.
Майкл Т. Андари, доктор медицины, магистр медицины Профессор, директор программы резидентуры, Департамент физической медицины и реабилитации, Колледж остеопатической медицины Мичиганского государственного университета
Майкл Т. Андари, доктор медицины, магистр медицины, является членом следующих медицинских обществ: Американская академия физиотерапии и реабилитации, Американская ассоциация нервно-мышечной и электродиагностической медицины, Американская медицинская ассоциация, Ассоциация академических физиотерапевтов
Раскрытие информации: выступать (d) в качестве докладчика или члена бюро докладчиков для: Allergan
Получил гонорар от Allergan для разговоров и обучения.по: Allergan.
Главный редактор
Стивен Кишнер, доктор медицины, MHA Профессор клинической медицины, физической медицины и реабилитации Директор резидентуры, Школа медицины Университета штата Луизиана в Новом Орлеане
Стивен Кишнер, доктор медицины, MHA является членом следующих медицинских обществ: Американская академия отдела физической медицины и реабилитации, Американская ассоциация нервно-мышечной и электродиагностической медицины
Раскрытие: Ничего не раскрывать.
Дополнительные участники
Дэниел Д. Скотт, доктор медицины, магистр медицины Доцент кафедры физической медицины и реабилитации Медицинской школы Университета Колорадо; Лечащий врач отделения физической медицины и реабилитации, Денверский медицинский центр по делам ветеранов, Система здравоохранения Восточного Колорадо
Дэниел Д. Скотт, доктор медицины, магистр медицины, является членом следующих медицинских обществ: Alpha Omega Alpha, Американская академия физической медицины и реабилитации , Академия специалистов по травмам спинного мозга, Национальное общество рассеянного склероза, Физиатрическая ассоциация позвоночника, спорта и профессиональной реабилитации, Американская ассоциация нервно-мышечной и электродиагностической медицины, Ассоциация академических физиотерапевтов
Раскрытие: Ничего не разглашать.
H-рефлексов меньше у танцоров из Королевского датского балета, чем у хорошо подготовленных спортсменов.
Bhatia S, Irvine RE (1973) Электрическая запись рывка голеностопного сустава в пожилом возрасте. Геронтол Клин 15: 357–360
Google ученый
Buchthal F, Schmalbruch H (1976) Время сокращения рефлекторно активируемых двигательных единиц и цикл возбудимости рефлекса H . Prog Brain Res 44: 367–376
PubMed Google ученый
Burke RE (1981) Двигательные единицы: анатомия, физиология и функциональная организация.В: Брукс В.Б. (ред.) Справочник по физиологии, раздел 1. Нервная система, вып. 2. Американское физиологическое общество, Bethesda Md., Стр. 345–422
Google ученый
Casabona A, Polizzi MC, Perciavalle V (1990) Различия в H -рефлексе между спортсменами, тренированными для взрывных сокращений, и не тренированными субъектами. Eur J Appl Physiol 61: 26–32
Google ученый
Devries HA, Wiswell RA, Romero GT, Heckathorne E (1985) Возрастные изменения моносинаптических рефлексов, вызванные механической и электрической стимуляцией.Am J Phys Med 64: 71–81
PubMed Google ученый
Eccles JC (1953) Нейрофизиологическая основа разума. Oxford University Press, Лондон
Google ученый
Eccles JC, Schmidt RF, Willis WD (1962) Пресинаптическое ингибирование пути моносинаптического рефлекса спинного мозга. J Physiol 161: 282–297
Google ученый
Goode DJ, Van Hoven J (1982) Потеря рефлексов надколенника и ахиллова сухожилия у артистов классического балета.Arch Neurol 39: 323
PubMed Google ученый
Henneman E, Somjen G, Carpenter DO (1965) Функциональное значение размера клеток в мотонейронах позвоночника. J Neurophysiol 28: 560–580
PubMed Google ученый
Henneman E, Clamann HP, Gillies JD (1974) Порядок ранжирования мотонейронов в пуле: закон комбинации. J Neurophysiol 34: 1338–1344
Google ученый
Hoffmann P (1910) Beitrag zur Kenntnis der menschlichen Reflexe mit besonderer Berücksichtigung der elektrischen Erscheinungen.Arch Anat Physiol 1: 223–246
Google ученый
Hoffmann P (1918) Über die Beziehungen der Sehnenreflexe zur willkürlichen Bewegung, Z Biol 68: 351–370
Google ученый
Hultborn H, Meunier S, Pierrot-Deseilligny E, Shindo M (1987) Изменения пресинаптического торможения волокон Ia в начале произвольного сокращения у человека. J Physiol 389: 757–772
PubMed Google ученый
Magladery JW, McDougal DB Jr (1950) Электрофизиологические исследования нервной и рефлекторной активности у нормального человека.I. Выявление определенных рефлексов на электромиограмме и скорости проводимости периферических нервных волокон. Johns Hopkins Hosp Bull 86: 265–290
Google ученый
Милн Дж. С., Уильямсон Дж. (1972) Толчок в голеностопном суставе у пожилых людей. Геронтол Клин 14: 86–88
Google ученый
Nielsen J, Kagamihara Y (1992) Регулирование дисинаптического реципрокного ингибирования la во время совместного сокращения антагонистической мышцы у человека.J Physiol 456: 373–391
PubMed Google ученый
Nielsen J, Kagamihara Y (1993) Регулирование пресинаптического торможения во время совместного сокращения антагонистических мышц у человека. J Physiol, in press
Rochcongar P, Dassonville J, Le Bars R (1979) Модификация рефлекса Гофмана в зависимости от спортивной подготовки. Eur J Appl Physiol 40: 165–170
Google ученый
Саббахи М.А., Седжвик Е.М. (1982) Возрастные изменения моносинаптической рефлекторной возбудимости.Дж. Герантол 37: 24–32
Google ученый
Schieppati M (1987) Рефлекс Гофмана: средство оценки возбудимости спинномозгового рефлекса и его нисходящего контроля у человека. Прог Нейробиол 28: 345–376
PubMed Google ученый
Шмидт Р.Ф. (1971) Пресинаптическое торможение в центральной нервной системе позвоночных. Ergeb Physiol 63: 20–101
PubMed Google ученый
Small SA, Kandel ER, Hawkins RD (1989) Зависимое от активности усиление пресинаптического торможения в сенсорных нейронах аплизии.Наука 243: 1603–1606
PubMed Google ученый
Таборикова H, Sax DS (1968) Пул мотонейронов и H -рефлекс. J Neurol Neurosurg Psychiatry 31: 354–361
PubMed Google ученый
Wolpaw JR, Carp JS (1990) Следы памяти в спинном мозге.