Руссо жан жак философ: Жан-Жак Руссо

Автор: | 18.03.1976

Содержание

Жан-Жак Руссо

Руссо Жан-Жак (1712-1778) — философ, писатель и драматург эпохи Просвещения. Руссо называют основоположником романтизма в философской науке, а также предтечей Великой французской революции. «Рассуждение о науках и искусствах» принесло ему премию Дижонской академии и нежданную славу. В трактате утверждалось, что повсюду цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (Руссо не приводил примеров), остались добродетельными и сильными. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755), «Об общественном договоре» (1762). Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.
Ж. Ж. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или о воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы.
Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.  Романтическое переживание мира составляет часть философии Руссо, однако его мысль носит более всеобъемлющий характер. Он повсюду напоминает, что человек по природе добр, но развращен установками общества, и что он всегда ищет более высокого самосознания, которое обретет лишь в кругу свободных людей и посредством разумной религиозности. Совокупный комплекс идей, выраженных в творчестве Руссо, т.н. «руссоизм», повлиял на развитие европейской мысли и литературы второй половины 18 – первой трети 19 в.

Список литературы из фондов библиотеки

Руссо Жан Жак — биография — это… Что такое Руссо Жан Жак

(Rousseau) Руссо Жан Жак (Rousseau, Jean-Jacques) (1712 — 1778)
Руссо Жан Жак (Rousseau)
Биография
Французский философ-просветитель, писатель, композитор. Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 в Женеве, в семье часовщика. Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец Изак Руссо в 1722 был вынужден уехать из Женевы. В 1723 — 1724 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. В юности был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В 1728 из-за тирании хозяина Руссо покинул Женеву. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В Париже сблизился с просветителями, среди которых был Дидро (Diderot), сотрудничал в энциклопедии (был автором статей по вопросам музыки). В 1743 — 1744 — секретарь французского посольства в Венеции. В 1762, опасаясь ареста в связи с выходом в свет политического трактата «Об общественном договоре»и романа «Эмиль, или О воспитании», отвергавшего церковность и культовые формы, покинул Францию. В Париж возвратился в 1770. Одним из средств к существованию в это время была переписка нот. Умер Руссо 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа — имении маркиза Р.Л. Жирардена, в котором Руссо провел последние месяцы жизни. В период якобинской диктатуры останки Жан Жака Руссо были перенесены в Парижский Пантеон.
Руссо являлся наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения.
В теории гражданского общества выставил принцип суверенитета народа, пытался реформировать воспитание, основывая его исключительно на развитии чувства и выступая с критикой сословно-феодальной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Особое значение придавал трудовому воспитанию. Сохранив веру в бога, апеллировал не к разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце как внутренний голос совести. Был противником извращенной цивилизации, сторонником возвращения к природе, простоте и верховенству народа.
Среди произведений — статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер: «Нарцисс» (1733, постановка — 1752, публикация — 1753), «Военнопленные» (1743, публикация — 1782), «Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат), «Деревенский колдун» (опера, постановка — 1752, публикация — 1753), «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1755, трактат), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах), «Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман-трактат), «Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе), «Исповедь» (1766 — 1769, публикация — 1782 — 1789, автобиографический роман), «Пигмалион» (одноактная лирическая сцена, постановка — 1770; музыка совместно с О.
Куанье), «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775 — 1776, автобиографические), «Прогулки одинокого мечтателя» (1777 — 1778, публикация — 1782, автобиографические)
__________
Источники информации:
Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический словарь «Всемирная история», Иллюстрированный энциклопедический словарь)
Проект «Россия поздравляет!» — www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)

Рукопись Руссо нашлась в фейсбуке

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: wikipedia.org

Рукописи, автором которых предположительно был французский философ Жан-Жак Руссо, обнаружили в подвале жилого дома в Гатчине. Об этом у себя в фейсбуке сообщил житель Гатчины юрист Алексей Беляев.

По его словам, к нему обратился мужчина с предложением приобрести обнаруженные в Егорьевской слободе (район Гатчины) вместе с антиквариатом от покойного дедушки письма. Беляев ознакомился с их содержанием, однако к тому моменту, когда он вновь связался с продавцом, тот сообщил, что рукописи уже куплены другим коллекционером. Который выразил крайнее недовольство тем, что фотографии старинных документов утекли в Сеть, и перестал выходить на связь.

Подлинность документов не подтверждена, — однако в случае, если найденные листы действительно написаны рукой Руcco, это может оказаться сенсацией. Потому что из содержания рукописи, чей русский перевод тоже выложен в Сеть, следует, что Руссо, вопреки существующему на сегодняшний день мнению, всё-таки принял приглашение графа Орлова и посетил в 1766 году Россию инкогнито и встречался в Гатчине в самой неформальной обстановке с самим графом и с Екатериной II.

«Последние дни чувствую себя героем романа «Имя розы» — все это время мы переводили рукопись, спорили, гадали и ссорились. Опубликовал все фотографии и полный перевод на «Медиуме». Если коротко — рукопись написана от имени Жан-Жака Руссо, которого граф Орлов действительно приглашал в Гатчину.

Но он не приехал. Но теперь это не точно. Ахахахаха», — написал Беляев.

Русская служба BBC опросила экспертов. Которые склонились ко мнению, что «рукопись Руссо» является всё-таки стилизацией — но не современной, а начала XIX века, к которому больше относится французский язык спорного документа. К тому же появление Екатерины слишком театрально, а «лирический герой» рукописи слишком хорошо знает русскую поговорку «Я не я и лошадь не моя», у которой во французском языке нет прямого аналога.

Произведения «защитника вольностей и прав» Жан-Жака Руссо в фонде Монрепо

     В книжном собрании музея-заповедника «Парк  Монрепо» хранится  книга  одного из  самых  знаменитых  французских  литераторов  эпохи Просвещения  Жан-Жака Руссо  (1712-1778)  «Исповедь» («Les Confessions»). Книга издана на французском  языке.  (Париж, без года издания).

     Жан-Жак Руссо  (Jean-Jacques  Rousseau)  –   философ, писатель, мыслитель,  а также композитор, музыковед и ботаник.  Виднейший представитель сентиментализма.  Создатель «Общественного договора.»  Его называют предтечей Великой французской революции.  

     Француз по происхождению, Руссо был уроженцем  протестантской Женевы, сохранившей до XVIII свой строгий кальвинистский дух.  Он был ярым  приверженцем республиканских  порядков  своей родины. За идеализацию этих порядков  был назван  А.С. Пушкиным  «женевским гражданином» и «защитником вольностей и прав». 

     Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве в семье зажиточного часовщика.  Он рано лишился матери, которая умерла при родах.  Его отец,  Исаак  Руссо  (1672-1747),  приучил с детства  сына к чтению и вместе они   до зари зачитывались  жизнеописаниями  Плутарха. Когда мальчику было 10 лет, отец оставил его в Женеве на попечение дяди по линии матери, а сам уехал в соседний кантон, где вступил во второй брак.  С 1723  по  1724 г.г. Жан-Жак провёл в протестантском пансионе   Ламберсье,  затем был отдан в ученики к нотариусу,  а затем  – к  гравёру.

 Он много читал, даже во время работы,  за что подвергался суровому  обращению.  Как  напишет Руссо   потом в своей «Исповеди», из-за этого он привык  притворяться,  лгать и даже красть. Уходя по воскресеньям за город,  он часто возвращался,  когда ворота были уже заперты, и ему приходилось ночевать под открытым  небом. И  в 1728 году, когда ему было всего 16 лет, он покинул город.    

      В течение нескольких лет Руссо  служил лакеем  в разных аристократических домах, в том числе у г-жи де Варан в г. Аннеси.  Заботясь о его будущем, она поместила его в семинарию, а затем отдала в обучение  к органисту, которого  он бросил и захотел вернуться к своей покровительнице, но та в это время уже уехала в Париж.  Два года  он  скитался по Швейцарии, претерпевая всякую нужду, ночуя под открытым небом, но не тяготился этим, наслаждаясь  природой.

    Скитания эти закончились, когда  весной 1732 г. он снова стал гостем г-жи де Варан. Руссо оставался у неё до 1737 г., когда она отправила его лечиться в Монпелье.

 По возвращении он нашёл свою благодетельницу близ г. Шамбери,  и снова обрёл здесь приют. Но он уже не был счастлив, как прежде, он начал уединяться, в нём стали проявляться  первые признаки мизантропии.

    Он отправился в Париж, чтобы представить  академии  изобретённую им систему обозначать ноты цифрами; она не была принята, несмотря на «Рассуждение о современной музыке», написанной Руссо в её защиту. Получив место секретаря у откупщика Франкёля,  Руссо стал своим человеком в кружке энциклопедистов, к которому принадлежали  г-жа дʼЭпине, её друг барон Гримм и Дени  Дидро.

     Летом 1749 г. Руссо шёл навестить Дидро, заключённого в Венсенском замке. По дороге, раскрыв газету, он прочитал объявление  от дижонской академии о премии на тему: «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов».  Мысль, внезапно осенившая Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «Просвещение вредно, и сама культура  –  ложь и преступление». Ответ Руссо был удостоен премии, всё просвещённое и утончённое общество рукоплескало своему обличителю.

   Для него наступило десятилетие самой плодотворной работы и непрерывного торжества.

    Два года спустя его оперетта «Деревенский колдун» была поставлена на придворной сцене.  Людовик  XV напевал его арии;  Руссо хотели представить королю,  но он уклонился от чести, которая могла создать ему обеспеченное положение.  Он сам уверовал в свой парадокс, а точнее, увлёкся им, заявив, что хочет жить сообразно своим принципам. Он отказался от выгодного места у Франкёля и стал переписчиком нот, чтобы жить своим трудом. Он оделся в грубое сукно, отказался от вежливой речи, отвечая грубостью на любезности своих аристократических  друзей. Во всём этом было много театрального.  К нему шли толпы посетителей,  якобы  для переписки нот, а на самом деле только для того, чтобы взглянуть на него.  «Дикарь» сделался  «модным человеком».

    Когда  дижонская академия предложила в качестве конкурсной темы  «происхождение неравенства», он написал  «Рассуждение о неравенстве» ( «Discours sur lʼinégalité», 1753), где самыми счастливыми временами за всю историю человечества были названы первобытные времена.  

     Он рассуждал о том, как люди утратили своё первобытное блаженство и как цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту  (Руссо не приводит примеров),  остались сильными и добродетельными.  В своём трактате Руссо предал анафеме всю культуру, все завоевания цивилизации, все основы гражданского быта  –   государство, собственность, разделение труда и сами законы. Это радикальное осуждение прогресса при всей своей парадоксальности не являлось чем-то новым,  внове были стиль Жан-Жака  и тон его повествования.  Руссо снова получил премию Дижонской академии, а светское  общество опять с ликованием приветствовало своё осуждение.

     Свои представления о естественном состоянии человека он сделал общедоступными и популярными. В литературе эти идеи отразились в создании вечно юного и обаятельного образа «Робинзона» из романе Даниэля Дефо.  Руссо ввёл дикаря в парижские салоны, как предмет умиления, но в тоже  время он расшевелил в глубине человеческого сердца присущую  ему скорбь  о потерянном рае, об исчезнувшем «золотом веке».    

      Если первое рассуждение  о «вреде наук и художеств» было  скорее академической идиллией, то во втором он коснулся злобы дня и в его речах впервые зазвучала революционная струна века.  Нигде не было так много   освещённого обычаем и законом неравенства, как в тогдашнем строе Франции, основанном на  привилегиях. Третье сословие, поравнявшись  к концу  XVIII века  с дворянством в образовании и богатстве, завидовало дворянам вообще, провинциальное дворянство завидовало придворному и  т. д.  Руссо не только соединил отдельные голоса в общий хор:  он дал стремлению к равенству философское основание и привлекательный облик. 

     В результате ссоры Руссо разрывает отношения с  Дидро  и «энциклопедистами».  Он находит новый приют у герцога Люксембургского, владельца замка  Монморанси, предоставившего ему павильон в своём парке. Здесь Руссо  провёл 4 года, написав романы: «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie, ou la Nouvelle Heloїse», 1761),  «Эмиль, или о воспитании» («Émile, ou de lʼEducation», 1762 ), и знаменитый «Общественный договор» («Le Contrat social», 1762 ). В этих произведениях Руссо изложил свои  общественные и политические идеалы.

    Во время печатания «Эмиля» Руссо был в большом страхе, он боялся, что его враги могут исказить текст.  Однако, роман вышел в свет, гроза разразилась несколько позже. Парижский парламент, готовя приговор иезуитам, решил  заодно осудить и философов.  За вольнодумство и неприличия  роман был приговорён парламентом к сожжению, а его автор  –  к заключению.  Руссо был вынужден покинуть гостеприимного герцога Люксембургского.  Его, правда, нигде не арестовали, ни в Париже, ни по пути, но везде ему чудились пытка и костёр, он всюду чуял за собой погоню. Он вернулся в Швейцарию, но страна справедливости и свободы не приняла своего блудного сына.  Женевское правительство по примеру парижского парламента  сожгло не только   «Эмиля», но  и  «Общественный договор». Женева лишила его прав своего гражданина. Руссо попросили выехать  даже из Берна, где он пытался найти приют. 

     Ко всем злоключениям присоединилась ссора с Вольтером  из-за  «Письма о зрелищах», в котором Руссо выступал против театра. Вольтер, живший рядом с протестантской  Женевой, всячески развивал  среди её жителей вкус  к театральным зрелищам. Он понял, что «Письмо» направлено против него; не зная меры в своём гневе, он возненавидел Руссо.  Вольтер издал анонимный памфлет, в котором обвинил Руссо в намерении ниспровергнуть женевскую конституцию и христианство, а также использовал всё своё влияние, чтобы ему был запрещён въезд в Женеву.

    Руссо вынужден был уехать в Англию по приглашению Юма.  Его нервная система была сильно потрясена, в таком состоянии он мог только изучать английские мхи и папоротники.  На фоне пережитых волнений его недоверчивость, мнительность и пугливое воображение разрослись до пределов мании; он поссорился и с Юмом.  Для него наступило новое четырёхлетнее скитание, ему казалось, что англичане хотят насильно удержать его в своей стране.

      В 1770 г. он  вернулся в Париж, где его никто не трогал, несмотря на вынесенный когда-то приговор. Для него наступила более мирная жизнь, но он по-прежнему не знал  душевного покоя.  В Париже он окончил свою  «Исповедь»  («Les  Confessions»), которая должна была поведать истину о нём самом и его врагах.  Его «Исповедь» содержит глубокий анализ душевных побуждений Руссо, и не во всём достоверное описание его злоключений.   Всё это  явлено читателю с почти беспримерной доверительностью, непосредственностью и болезненной проницательностью.     

     Руссо внёс свой вклад и в развитие политической философии.  В своём  знаменитом «Общественном договоре»  (1762), он попытался объяснить  причины социального неравенства. Ни прославления индивидуализма, ни апофеоза коллективизма в этом трактате нет.  Согласно  «Договору» верховная власть в государстве принадлежит всему народу.  Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.  Основная мысль Руссо заключается в том, что личность должна  обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие её устремлениям.  Общественный договор заключают зрелые годами граждане, которые готовы возложить на себя бремя гражданских обязанностей.  Здесь он выступает как демократ:  разумным и правильным является лишь такое общество, все члены которого участвуют в создании законов, т.е. обладают важнейшим из прав. 

     Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутата избирателями. 

     Судьба Руссо, во многом зависящая от его личных свойств, в свою очередь бросает свет на его личность, темперамент и вкусы, отразившиеся в его сочинениях. Наследие его необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния.  Он явился предтечей романтического века, Лессинг назвал его «смелым мудрецом»; все корифеи  тогдашней немецкой литературы  –  Гёте, Шиллер, Кант (никогда не бывший романтиком)  –   находились под его непосредственным влиянием и были его фанатичными почитателями.  Руссо всюду напоминает, что человек по своей природе добр, но развращён установлениями общества, и что он всегда ищет более высокого самосознания, которое обретёт лишь в кругу свободных людей. Совокупный комплекс идей Руссо, т.н. «руссоизм», несомненно, повлиял на развитие европейской мысли и литературы второй половины  XVIII –  первой трети XIX века.


                                                                                                          Т.Л. Просина,
хранитель  музейных  предметов 
        ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо». 
 

 

Жан-Жак Руссо — биография, философия, фото

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Ярчайший представитель сентиментализма.

Руссо называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.

В биографии Жан-Жака Руссо есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Жан-Жака Руссо.

Биография Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 г. в Женеве. Его мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, вследствие чего воспитанием будущего философа занимался его отец Исаак Руссо. Глава семейства работал часовщиком и учителем танцев.

Детство и юность

Любимым ребенком Исаака был Жан-Жак, по причине чего он часто проводил свободное время именно с ним. Вместе с сыном отец изучал пасторальный роман Оноре д’Юрфе «Астрея», который считался крупнейшим памятником прециозной литературы 17 века.

Кроме этого они любили читать биографии древних личностей в изложении Плутарха. Интересен факт, что воображая себя древнеримским героем Сцеволой Жан-Жак намеренно обжег свою руку.

По причине вооруженного нападения на человека, Руссо-старший был вынужден спасаться бегством из города. В результате, воспитанием мальчика занялся дядя по материнской линии.

Когда Жан-Жаку было около 11 лет его отдали в протестантский пансион Ламберсье, где он провел примерно 1 год. После этого он проходил обучение у нотариуса, а затем – у гравера. В тот период биографии Руссо серьезно занялся самообразованием, ежедневно читая книги.

Поскольку подросток занимался чтением даже в рабочее время, он часто подвергался суровому обращению с собой. По словам Жан-Жака, это привело к тому, что он научился лицемерить, врать и красть разные вещи.

Весной 1728 г. 16-летний Руссо решает бежать из Женевы. В скором времени он познакомился с католическим священником, который побудил его принять католицизм. Около 4-х месяцев он провел в стенах монастыря, где обучали прозелитов.

Затем Жан-Жак Руссо начал служить лакеем в одной аристократической семье, где к нему относились с уважением. Более того, сын графа обучал его итальянскому языку и исследовал с ним поэмы Вергилия.

Со временем Руссо обосновался у 30-летней госпожи Варан, которую он называл своей «мамашей». Женщина обучила его письму и хорошим манерам. Кроме этого она устроила его в семинарию, а затем отдала обучаться игре на органе одному музыканту.

Позже Жан-Жак Руссо более 2-х лет путешествовал по Швейцарии, испытывая серьезные материальные трудности. Стоит заметить, что он странствовал пешком и спал на улице, наслаждаясь уединением с природой.

Философия и литература

Прежде чем стать философом Руссо успел потрудиться секретарем и домашним наставником. В те годы биографии у него начали проявляться первые признаки мизантропии – отчуждения от людей и ненависть к ним.

Парню нравилось вставать рано утром, трудиться в саду, а также наблюдать за животными, птицами и насекомыми.

В скором времени Жан-Жак увлекся писательской деятельностью, проповедуя свои идеи на жизнь. В таких работах, как «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» он стремился объяснить читателю причину существования социального неравенства.

Руссо первым постарался определить, имел ли место быть договорной способ образования государственности. Также он утверждал, что законы должны защищать граждан от правительства, которое не имеет право их нарушать. Более того, он предложил людям самим принимать законопроекты, что позволит им контролировать поведение чиновников.

Идеи Жан-Жака Руссо привели к серьезным переменам в государственной системе. Начали проводиться референдумы, сократились сроки депутатских полномочий, ввелась народная законодательная инициатива и многое другое.

Одной из фундаментальных работ философа считается «Новая Элоиза». Сам автор называл эту книгой лучшим трудом, созданном в эпистолярном жанре. Данная работа состояла из 163 писем и была с восторгом принята во Франции. Именно после этого Жан-Жака стали называть отцом романтизма в философии.

Во время пребывания во Франции он познакомился с такими выдающимися личностями, как Поль Гольбах, Дени Дидро, Жан д’Аламбер, Гримм и другими знаменитостями.

В 1749 г., находясь в заключении, Руссо наткнулся на конкурс, который описывался в газете. Тема конкурса показалась ему очень близкой и звучала следующим образом: «Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов или же, наоборот, содействовало их улучшению?».

Это побудило Жан-Жака к написанию новых произведений. Немалую известность ему принесла опера «Деревенский колдун» (1753). Лирика и глубина мелодии в полной мере раскрывали деревенскую душу. Интересен факт, что сам Людовик 15 напевал арию Колетты из данной оперы.

Вместе с тем «Деревенский колдун», как и «Рассуждения», привнесли в жизнь Руссо много проблем. Гримм и Гольбах отрицательно высказались о творчестве философа. Они ставили ему в вину наличие плебейского демократизма, присутствующего в данных произведениях.

Биографы с большим интересом исследовали автобиографическое творение Жан-Жака Руссо – «Исповедь». Автор откровенно рассказал о сильных и слабых сторонах своей личности, чем расположил к себе читателя.

Педагогика

Жан-Жак Руссо пропагандировал образ природного человека, на которого не влияют общественные условия. Он говорил, что на развитие ребенка прежде всего влияет воспитание. Свои педагогические идеи он подробно изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании».

Образовательно-воспитательная система того времени неоднократно критиковалась мыслителем. В частности, он негативно отзывался о том, в центре воспитания и обычаев находится церковность, а не демократия.

Портрет Руссо

Руссо заявлял, что в первую очередь необходимо помогать ребенку развивать его природные таланты, считая это важнейшим фактором в образовании. Также он утверждал, что с самого рождения и до смерти человек беспрерывно раскрывает в себе новые качества и меняет свое мировоззрение.

Следовательно, государству нужно разрабатывать воспитательные программы, учитывая данный фактор. Праведный христианин и законопослушный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Жан-Жак побуждал отцов и матерей приучать детей к труду, развивать уважение к себе и стремиться к независимости. При этом не следует идти на поводу у ребенка, когда он начинает капризничать и настаивать на своем.

Не меньшего внимания достойны подростки, которые должны чувствовать ответственность за свои поступки и любить труд. Благодаря этому они смогут в будущем прокормить себя. Стоит заметить, что под трудовым образованием философ также подразумевал интеллектуальное, нравственное и физическое развитие человека.

Жан-Жака Руссо советовал прививать определенные качества ребенку, соответствующие конкретному этапу его взросления. До двух лет – физическое развитие, от 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – интеллектуальное, от 15 до 18 лет – нравственное.

Главам семейства предстояло сохранять терпение и настойчивость, но в то же время не «ломать» ребенка, прививая ему ошибочные ценности современного общества. Чтобы здоровье детей было крепким, их стоит побуждать заниматься гимнастикой и закаливаться.

В подростковом возрасте человеку следует познавать окружающий его мир при помощи органов чувств, а не посредством чтения литературы. Чтение несет определенную пользу, но в таком возрасте оно приведет к тому, что за подростка начнет думать писатель, а не он сам.

В итоге индивид не сможет развить свое мышление и станет воспринимать на веру все то, что будет слышать извне. Чтобы ребенок стал умным, родители или воспитатели должны выстроить с ним доверительные отношения. Если им это удастся, то мальчик или девочка сами захотят задавать вопросы и делиться своими переживаниями.

Среди наиболее важных предметов, которые должны изучать дети, Руссо выделял: географию, биологию, химию и физику. Во время переходного возраста человек особенно эмоционален и чувствителен, поэтому родителям не стоит переусердствовать с нравоучениями, а стремиться привить подростку нравственные ценности.

Когда парень или девушка достигают 20-летнего возраста, их надо знакомить с общественными обязанностями. Интересен факт, что для девушек данный этап был не обязателен. Гражданские обязанности прежде всего рассчитаны для мужчин.

В педагогике идеи Жан-Жака Руссо стали революционными, вследствие чего правительство посчитало их опасными для общества. Любопытно, что труд «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а его автора приказали арестовать.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств Руссо успел сбежать в Швейцарию. Тем не менее, его взгляды оказали огромное влияние на педагогическую систему той эпохи.

Личная жизнь

Женой Жан-Жака была Тереза Левассер, которая была служанкой в одной из парижских гостиниц. Она происходила из крестьянской семьи и в отличие от муже не отличалась особым умом и сообразительностью. Интересно, что она даже не могла определять который час.

Руссо открыто заявлял, что никогда не любил Терезу, обвенчавшись с ней только после 20 лет супружеской жизни.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

По словам мужчины он имел пятерых детей, которые все до одного были отданы в воспитательный дом. Жан-Жак оправдывал это тем, что не имел денег кормить детей, вследствие чего они бы не давали ему спокойно работать.

Также Руссо добавлял, что предпочитает сделать из отпрысков крестьян, нежели искателей приключений, каким был он сам. Стоит отметить, что никаких фактов того, что он действительно имел детей, нет.

Смерть

Жан-Жак Руссо умер 2 июля 1778 г. в возрасте 66 лет в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 г. привез его близкий друг маркиз де Жирарден, который хотел поправить здоровье мыслителя.

Ради него маркиз даже организовал концерт на острове, расположенном в парке. Руссо так понравилось это место, что он попросил товарища похоронить его именно здесь.

В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но спустя 20 лет 2 фанатика выкрали его прах и бросили в яму с известью.

Фото Жан-Жака Руссо

Если вам понравилась краткая биография Жан-Жака Руссо – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Характеристика Жан-Жака Руссо — Русская историческая библиотека

Рассматривая причины морального влияния одной личности на целое общество и давая её характеристику, мы вообще должны отвлекать свое внимание от логических противоречий, обнаруживаемых более пристальным изучением воззрений данной личности, и не должны касаться проявлений её характера в жизни. Привычка к анализу читаемого, а тем более к анализу, лежащему в основе научного изучения, вообще весьма мало развита в больших кругах читателей, обыкновенно воспринимающих лишь то, что поражает их воображение или что наиболее соответствует их собственному настроению, а кроме того автор в книге и человек в жизни – далеко не одно и то же. В настоящее время критиковать Жана-Жака Руссо очень легко, так как многие его воззрения суть совершеннейшие парадоксы, между отдельными его взглядами встречаются противоречия, в его сочинениях довольно-таки много риторики, а в чувствах его немало напускного, в личном же его характере есть черты крайне несимпатичные, в лучшем случае объясняемые его болезненностью. Руссо нужно, наоборот, рассматривать в его исторической обстановке, а не лицом к лицу с отвлеченною критикою, которая, обобщая слабые стороны его ума, образования, таланта и характера, пожалуй, легко могла бы прийти к тому выводу, что Жан-Жак Руссо был только софист-самоучка и ритор-неудачник.

Далее, историки и биографы нередко в оценке исторического значения и характеристике того или другого деятеля исходят из рассмотрения его духовных свойств, тогда как в подобных случаях объяснение влияния, оказанного им на современников, нужно искать прежде всего в идеях, носителем которых он был. Не всегда самые умные, самые нравственные и самые сильные по характеру люди занимают наиболее влиятельное положение в обществе. Очень даже часто человек только потому выдвигается вперед и оказывает влияние на общество, что с особою убежденностью, страстностью и силою высказывает идеи, которые должны быть встречаемы с наибольшим сочувствием в данном обществе. С Жан-Жаком Руссо так именно и случилось: в известных социальных слоях, в которых уже сильна была политическая и социальная оппозиция против абсолютизма и привилегий, идеи свободы и равенства, проповедником которых он сделался, должны были найти особенно сочувственный прием, тем более, что свобода являлась у Руссо без сословных привилегий, сопровождающих ее у Монтескье, и равенство представлялось не только, как равенство перед законом, но и как равенство во власти: как теория Монтескье льстила аристократическим стремлениям, так теория Руссо подходила к настроению буржуазии.

Портрет Жана-Жака Руссо. Художник М. К. Латур

 

Как проповедник новых политических и общественных идей, Руссо был таким же теоретическим предвестником французской революции, как и другие писатели XVIII в.; он был даже первым между ними по своему сильному и многостороннему влиянию на деятелей революции и на общество той эпохи. Но он же, с другой стороны, является, и предместником той реакции, которая наступила после революции против всего XVIII века. «Будучи, – говорит Морлей, – первым открыто революционным мыслителем в политике, он вместе с тем был самым горячим реакционером в религии. Его влияние отразилось не только на Робеспьере, но и на Шатобриане, не только на якобинцах, но и на католицизме реставрации. Таким образом, он более, чем кто-либо другой, дал направление первым эпизодам революции и дал свои силы первому эпизоду реставрации».

Это замечание одного из лучших авторов, дававших характеристику Руссо, можно обобщить. Одною из характерных черт философии XVIII века, является её культурный оптимизм, на почве которого выросла идея прогресса: золотой век еще впереди, и человечество, руководимое просвещением, шествует к этому золотому веку. Напротив, для Жан-Жака Руссо времена блаженства были далеко позади, в первобытном «естественном состоянии»; просвещение же в его глазах прямо являлось злом. Основною мыслью всего философствования Руссо было возвращение к естественному состоянию, когда человек был будто бы невинен и наивен, и во имя этого возвращения он объявлял войну разуму, ставя на его место чувство, которое вообще играет первую роль в его философии. Руссо, в соответствии со своим личным характером, заменял здравое и положительное философское мышление, представителями которого было большинство писателей этого века, чувствительностью, так сильно действовавшею на современных ему читателей. В его особом способе решать жизненные вопросы заключалась одна из приманок философии Жан-Жака Руссо для громадного большинства читателей, но в то же время он шел вразрез с умственными стремлениями, бывшими в ходу в XVIII в. и ставившими на первый план здравый смысл, а не чувство.

Таким образом, политический революционер был культурным реакционером. В последнем отношении он ближе подходил к массе общества, жившей более эмоциями, чем рассудком, и эта масса лучше его понимала, чем кого-либо другого из писателей XVIII в., все-таки ушедших от неё далеко вперед. Жан-Жак Руссо ставил перед глазами своих современников новые политические цели, но не только не научал их новым умственным методам, а прямо, наоборот, поддерживал в них привычку жить не столько рассудком, сколько чувством. Своей проповедью он, несомненно, возбуждал благородные чувства, вызывал интерес и сострадание со стороны обеспеченных классов к оскорбленным и униженным, и указывал обществу на новые задачи в этой области. Но вместе с тем почти исключительное развитие чувства было реакцией против той умственной дисциплины, которую создавала философия XVIII в., тем более вдобавок, что метод рассуждений Руссо был как раз наиболее рельефным проявлением того, что составляло самую слабую сторону в мышлении XVIII столетия, рассматриваемом с точки зрения теперешних наших требований научности. В век развивавшейся критики Руссо был наиболее догматиком, дававшим абсолютные решения самых жгучих вопросов жизни на основании чисто логических построений и заставлявшим верить в непреложную истинность этих решений. Такова общая суть его характеристики. В этом и заключалась его сила над умами современников, но в этом же заключалась и слабая его сторона: настроение заступало место понимания.

 

Как добавить смысла в дизайн интерьера – КАК ПОТРАТИТЬ

Мюриэль Руссо-Овчинников – французская художница, праправнучка философа Жан-Жака Руссо, автор ресторанных концепций «Жан-Жак Руссо», Carre Blanc, организатор и идейный вдохновитель проекта Davai Davai.

На протяжении последних 25 лет Мюриэль живет между Францией и Россией, между Парижем и Москвой… «Мне удалось реализовать сумасшедшую мечту – жить за счет своего искусства. Пусть живу я скромно, но в целом уверена в правильности своего выбора», – говорит наша героиня.


Расскажите про основные интерьерные тренды, которые, возможно, принес нам прошлый странный год.

Мюриэль Руссо-Овчинников В 2020 году вследствие карантина, вследствие «заточения» нам пришлось организовать нашу жизнь по-новому и навести порядок в доме. Я нашла много забытых вещей, изменила интерьерное пространство. Украсила дом сухими цветами от подаренных букетов, расставила повсюду яркие цветные чайнички. Иными словами, окружила себя предметами, которые поднимали мне настроение, стали моими друзьями и защитниками. Ежедневно я обновляла подносы и вазы с фруктами и овощами. Творила эдакий продуманный беспорядок. На столы вернулись свечи, специи, а на окна – занавески. Хотелось сделать так, чтобы все органы чувств радовались, а вещи обрели новый смысл.

Из личного архива М. Руссо-Овчинников

«Я окружила себя предметами, которые поднимали настроение», – рассказывает Мюриэль Руссо-Овчинников

Как различные социокультурные явления находят свое отражение в нашей жизни?

М. Р. Планета сегодня словно нашептывает нам свое важное послание о смысле жизни. Вот почему вдруг нам стала важна тематика, связанная с проблемами окружающей среды, вот почему мы начали менять наши привычки, задумываться о природе, выходить из нашего эгоистического комфорта. И это потрясающая возможность учиться новому, создавать новое, перестать толпиться в магазинах, перестать гнаться за вещами и мимолетностями.

Из личного архива М. Руссо-Овчинников

Мюриэль украсила дом сухими цветами от подаренных букетов, расставила повсюду яркие цветные чайнички

Расскажите про роль цвета и ароматов в гастрономии и в сервировке?

М. Р. Ароматы всегда имели особое привилегированное место в мире гастрономии. Для светских приемов я часто создавала красочные миры с зашифрованными сообщениями для гостей. Мне кажется, в сервировке очень важно сопровождать визуальный ряд сенсорным. Взять те же специи. Это не просто добавка к пище, а важный штрих оформления, в котором соединились и аромат, и цвет, и разные текстуры. Благодаря подобным мелочам простой ужин превращается в праздник, в событие. И именно сегодня так важно трансформировать повседневность, наполнять ее красотой – вкусами, запахами, воспоминаниями и мечтами.

Как Руссо предсказал Трампа | The New Yorker

«Я люблю малообразованных», — сказал Дональд Трамп во время своей победной речи в феврале, и он неоднократно нацеливался на американские элиты и их «фальшивую песню глобализма». Избиратели в Великобритании, прислушиваясь к призывам участников кампании Brexit «вернуть себе контроль» над страной, которой якобы угрожает неконтролируемая иммиграция, «неизбираемые элиты» и «эксперты», повернули вспять пятидесятилетнюю европейскую интеграцию. Другие страны Западной Европы, а также Израиль, Россия, Польша и Венгрия изобилуют демагогическими утверждениями об этнической, религиозной и национальной идентичности.В Индии сторонники превосходства индуизма приняли консервативный эпитет «libtard», чтобы направить праведную ярость против либеральных и светских элит. Великое предприятие восемнадцатого века по созданию универсальной цивилизации, гармонизированной рациональными корыстными интересами, коммерцией, роскошью, искусством и наукой — Просвещение, созданное Вольтером, Монтескье, Адамом Смитом и другими, — похоже, достигло бурного апогея во всем мире. восстание против космополитической современности.

Скромное происхождение Руссо сделало его большим аутсайдером Просвещения.Иллюстрация Джеффри Фишера

Не просвещенный мыслитель, наблюдающий за нашим нынешним затруднительным положением из загробной жизни, мог бы сказать: «Я же сказал вам это» так же уверенно, как Жан-Жак Руссо, неуклюжий и колючий самоучка из Женевы, которого Исайя Берлин незабываемо охарактеризовал как «величайший воинствующий тупица в истории». В своих основных произведениях, начиная с 1950-х годов, Руссо процветал на своем отвращении к столичному тщеславию, недоверие к технократам и международной торговле и защите традиционных нравов.

Вольтер, с которым Руссо разделял долгую и жестокую враждебность, карикатурно изображал его как «бродягу, который хотел бы, чтобы богатые были ограблены бедными, чтобы укрепить братское единство людей». Во время холодной войны такие критики, как Берлин и Якоб Талмон, представляли Руссо пророком тоталитаризма. Сейчас, когда крупные средние классы на Западе стагнируют, а миллиарды людей в других странах выходят из нищеты, вынашивая несбыточные мечты о процветании, одержимость Руссо психическими последствиями неравенства кажется еще более пророческой и тревожной.

Руссо описал квинтэссенцию внутреннего опыта современности: быть аутсайдером. Когда он прибыл в Париж в 17-40-х годах, в возрасте тридцати лет, он был обезумевшим наблюдателем, борющимся со сложными чувствами зависти, восхищения, отвращения и отвержения, спровоцированными эгоцентричной элитой. Высмеиваемый своими сверстниками во Франции, он нашел увлеченных читателей по всей Европе. Молодые немецкие провинциалы, такие как философы Иоганн Готтлиб Фихте и Иоганн Готфрид фон Гердер — отцы, соответственно, экономического и культурного национализма — кипели негодованием по отношению к космополитическим универсалистам.Многие революционеры из маленьких городков, начиная с Робеспьера, были вдохновлены надеждой Руссо, изложенной в его книге «Общественный договор» (1762 г.), что новая политическая структура может вылечить недуги неравноправного и коммерческого общества.

За последнее десятилетие в ряде книг утверждалась центральная роль и уникальность Руссо. В биографии Лео Дамроша «Беспокойный гений» (2005) Руссо назван «самым оригинальным гением своего времени — настолько оригинальным, что большинство людей в то время не могли понять, насколько мощным было его мышление. В прошлом году Иштван Хонт в сравнительном исследовании Руссо и Адама Смита «Политика в коммерческом обществе» утверждал, что мы не продвинулись далеко за пределы опасений и опасений Руссо: что общество, построенное вокруг эгоистичных людей, обязательно будет лишено общая мораль. Генрих Мейер в своей новой книге «О счастье философской жизни» (Чикаго) предлагает обзор мысли Руссо, читая его последнюю незаконченную книгу «Мечты одинокого ходока», которую он начал в 1776 году. , за два года до его смерти.В «Мечтах» Руссо отошел от политических предписаний и укрепил свою веру в то, что «свобода не присуща какой-либо форме правления, она заложена в сердце свободного человека».

Если Руссо кажется главным действующим лицом в антиэлитарном восстании, которое в настоящее время меняет конфигурацию нашей политики, то это потому, что он присутствовал при создании системы ценностей — веры Просвещения в то, что он называл «наукой, искусством, роскошью и т. Д.». коммерция, законы », которые изменили характер западной культуры и, в конечном итоге, мира в целом. Новое устроение в основном пошло на пользу литераторам. Руссо, однако, стал одним из его редких критиков, по крайней мере, отчасти потому, что парижский салон, фокус французского Просвещения, был средой, в которой ему не было настоящего места.

У Руссо было мало формального образования, но он накопил большой опыт в детстве и юности, в основном без присмотра. Он родился в Женеве в 1712 году в семье часовщика и матери, которая умерла вскоре после родов. Ему было всего десять лет, когда отец передал его равнодушным родственникам и уехал из города.В возрасте пятнадцати лет он сбежал и нашел свой путь в Савой, где быстро стал игрушечным мальчиком для дворянки швейцарско-французского происхождения. Она оказалась большой любовью его жизни, познакомив его с книгами и музыкой. Руссо, всегда ищущий замену своей матери, назвал ее Маман .

К тому времени, как он прибыл в Париж, он уже работал в различных подчиненных должностях по всей Европе: учеником гравера в Женеве, лакеем в Турине, наставником в Лионе, секретарем в Венеции. Этот опыт, как пишет Дамрош, «дал ему авторитет для анализа неравенства, как он это сделал». Вскоре после переезда в Париж он встретился с почти безграмотной прачкой, которая родила ему пятерых детей, и совершил первые пробные набеги на салонное общество. Одним из его первых знакомых был Дени Дидро, провинциал, который старался максимально использовать относительно свободный интеллектуальный климат того десятилетия. В 1751 году Дидро выпустил свою «Энциклопедию», в которой были синтезированы ключевые идеи французского Просвещения, такие как «Естественная история» Бюффона (1749 г.) и чрезвычайно влиятельный «Дух законов» Монтескье (1748 г.).Энциклопедия закрепила главное утверждение движения: знание человеческого мира и определение его основополагающих принципов проложат путь к прогрессу. Как плодовитый автор «Энциклопедии», опубликовавшей около четырехсот статей, многие из которых были посвящены политике и музыке, Руссо, похоже, присоединился к коллективным усилиям по установлению верховенства разума и, как писал Дидро, «возврату денег». искусства и науки — свобода, которая им так дорога.”

Но его взгляды менялись. Однажды днем ​​в октябре 1749 года Руссо отправился в крепость за пределами Парижа, где Дидро, испытавший пределы свободы слова трактатом, который бросил вызов существованию Бога, несколько месяцев отбывал тюремный срок. По дороге Руссо читал газету и заметил объявление о конкурсе сочинений. Тема была «Сделал ли прогресс науки и искусства больше на развращение нравов или их улучшение?» В своих «Признаниях», опубликованных в 1782 году и, возможно, первой современной автобиографии, Руссо описал, как «в тот момент, когда я прочитал это, я увидел другую вселенную и стал другим человеком.Он утверждает, что сел у обочины дороги и провел следующий час в трансе, заливая свое пальто слезами, охваченный пониманием того, что прогресс, вопреки тому, что философы Просвещения говорили о его цивилизаторском и освобождающем эффекте, ведет к новым формам. порабощения.

Вряд ли Руссо воспринял свое прозрение так театрально; возможно, он уже начал формулировать свои ереси. В любом случае его отмеченная наградой работа на конкурсе, опубликованная в 1750 году как его первая философская работа, «Рассуждение о моральном влиянии искусств и наук», изобиловала драматическими заявлениями.Он писал, что искусства и науки были «цветочными гирляндами на цепях, которые отягощают [людей]», и «наши умы были извращены пропорционально» по мере роста человеческих знаний. К середине восемнадцатого века парижские интеллектуалы установили эталон цивилизации, которому должны были следовать другие. По мнению Руссо, недавно появившийся интеллектуальный и технократический класс сделал немного больше, чем обеспечил литературное и моральное прикрытие сильным и несправедливым.

Дидро был счастлив заниматься полемикой Руссо и сначала не понимал, что это равносильно объявлению войны его собственному проекту.Большинство его сверстников считали науку и культуру освобождением человечества от христианства, иудаизма и других пережитков того, что они считали варварскими суевериями. Они одобряли зарождающийся класс буржуазии и уделяли большое внимание его инстинктам самосохранения и корысти, а также его научному, меритократическому духу. Адам Смит задумал открытую глобальную систему торговли, основанную на зависти и восхищении богатых, а также на миметическом желании их власти и привилегий. Смит утверждал, что человеческий инстинкт подражания другим можно превратить в положительную моральную и социальную силу.Монтескье считал, что торговля, делающая «лишнее полезным и полезным», «излечит деструктивные предрассудки» и будет способствовать «общению между людьми».

Поэма Вольтера «Le Mondain» изображает ее автора как владельца прекрасных гобеленов, столового серебра и богато украшенной кареты, упивающегося роскошным настоящим Европы и презирающего ее религиозное прошлое. Вольтер был типичным эгоистичным простолюдином, который продвигал торговлю и свободу как противоядие от произвола и иерархии.В двадцатые годы он прибыльно спекулировал в Лондоне и приветствовал его фондовую биржу как храм светской современности, где «евреи, мусульмане и христиане обращаются друг с другом, как если бы они были одного вероисповедания, и употребляют только слово« неверный ». людям, которые становятся банкротами ».

Призывая к роскоши вместе со свободой слова, Вольтер и другие разработали и воплотили образ жизни, в котором индивидуальная свобода достигается за счет увеличения богатства и интеллектуального развития.Против этой моральной и интеллектуальной революции, которая произошла после столетий подчинения перед троном и алтарем, Руссо начал контрреволюцию. Слово «финансы», — сказал он, — это «рабское слово», а секретная работа финансовых систем — «средство сделать воров и предателей, а также поставить свободу и общественное благо на аукционный блок». Предвидя сегодняшних участников Брексита, он утверждал, что, несмотря на политическую и экономическую мощь Англии, страна предлагала своим гражданам только фиктивную свободу: «Англичане думают, что это бесплатно.Он сильно обманывает себя; это бесплатно только во время выборов членов парламента. Как только они избираются, народ становится рабом и ни в чем не считается ».

«Мне приснился кошмар, что вы с папой однажды проснулись не на той стороне истории».

В ходе написания почти двадцати книг Руссо усилил свои возражения против интеллектуалов и их богатых покровителей, которые предполагали указывать другим людям, как им жить. Руссо действительно разделял важное предположение со своими противниками: на смену эпохе клерикальной тирании и санкционированной Богом монархии пришла эпоха эскалации эгалитаризма.Но он предупреждал, что буржуазные ценности богатства, тщеславия и хвастовства будут препятствовать, а не способствовать росту равенства, нравственности, достоинства, свободы и сострадания. Он считал, что общество, основанное на зависти и силе денег, хотя и может обещать прогресс, на самом деле навязывает своим гражданам психологически изнурительные изменения.

Жан-Жак Руссо (французский философ) | Encyclopedia.com

Родился: 28 июня 1712 г.
Женева, Швейцария
Умер: 2 июля 1778 г.
Эрменонвиль, Франция

Французский философ, писатель и композитор

Философ, родившийся в Швейцарии (искатель мудрости) , автор, политический теоретик (тот, кто формирует объяснение или теорию по предмету на основе тщательного изучения) и композитор (сочинитель музыки) Жан-Жак Руссо считается одной из величайших фигур французского Просвещения, периода великих художественных достижений. пробуждение во Франции.

Ранние годы

Жан-Жак Руссо родился у Сюзанны Бернар и Исаака Руссо 28 июня 1712 года в Женеве, Швейцария. Через девять дней умерла его мать. В трехлетнем возрасте он вместе с отцом читал французские романы, а страсть к музыке Жан-Жак перенял от тети. Его отец бежал из Женевы, чтобы избежать заключения, когда Жан-Жаку было десять лет. К тринадцати годам его формальное образование закончилось, и его отправили работать к нотариусу (кому-то, имеющему законные полномочия удостоверять документы), но вскоре он был уволен как годный только для часового дела.После этого Руссо три жалких года проработал часовщиком, от которого он отказался, когда обнаружил, что неожиданно оказался запертым из-за закрытых ворот города. Он столкнулся с миром без денег, имущества и очевидных талантов.

Руссо оказался в Вербное воскресенье 1728 года в Анси, Франция, в доме Луизы Элеоноры, баронны де Варенс. Руссо жил под ее крышей тринадцать лет и находился под ее влиянием. Обаятельная и умная, прирожденная деловая женщина, мадам де Варенс была женщиной, живущей своим умом.Она поддерживала его и находила работу, большую часть которой он не любил. Друг, осмотрев парня, сообщил ей, что он может стремиться стать деревенским кюре (священником), но не более того. Тем не менее Руссо читал, изучал и думал. Он занимался музыкой и давал уроки, и какое-то время работал репетитором.

Первые публикации и оперы

Схема нотной записи Руссо, опубликованная в 1743 году под названием « Диссертация на тему современной музыки», не принесла ему ни славы, ни богатства — только любовное письмо из Академии наук.Но его интерес к музыке побудил его написать две оперы — Les Muses galantes (1742) и Le Devin du village (1752) — и позволил ему написать статьи о музыке для Энциклопедии Дени Дидро (1713–1784) ; Lettre sur la musique française (1753) и Dictionnaire de musique, , опубликованные в 1767 году.

С сентября 1743 по август 1744 года Руссо служил секретарем французского посла в Венеции, Италия. Он на собственном опыте испытал глупость и коррупцию. (нечестность и обман) причастны к этим конторам.Руссо провел оставшиеся годы до своего успеха со своим первым Discours в Париже, где он вел бедный образ жизни борющегося интеллектуала.

В марте 1745 года у Руссо завязался роман с Терезой Ле Вассер. Ей было двадцать четыре года, она работала горничной в квартире Руссо. Она осталась с ним на всю оставшуюся жизнь — как хозяйка, экономка, мать его детей и, наконец, в 1768 году, как его жена. У них было пятеро детей, хотя некоторые биографы сомневались, был ли кто-нибудь из них Руссо.Очевидно, он считал их своими, хотя и поместил их в больницу для брошенных детей. У Руссо не было средств для их обучения, и он полагал, что государство будет лучше воспитывать их как рабочих и крестьян.

К 1749 году Руссо подружился с французским философом Дидро. Публикация « Lettre sur les aveugles » Дидро привела к его заключению в Венсен, Франция. По дороге в Венсен, чтобы навестить Дидро, Руссо прочитал объявление о присуждении премии Академии Дижона за лучшее эссе по вопросу: «Способствовал ли прогресс искусств и наук больше разложению или очищению нравов?» Руссо получил приз Дижонской академии за свою книгу Discours sur les science et les arts. Его знаменитое «нападение» на цивилизацию потребовало 68 статей, защищающих искусство и науку. Хотя он сам считал это эссе «самым слабым аргументом и самым бедным по гармонии и пропорциям» из всех своих работ, он, тем не менее, полагал, что в нем звучит одна из его основных тем: искусства и науки, вместо того, чтобы освобождать людей и увеличивать их счастье. , по большей части заключили в тюрьму мужчин.

Основные работы

Роман Руссо La Nouvelle Héloïse (1761) попытался изобразить в художественной литературе страдания и трагедию, которые глупое образование и ограничительные социальные обычаи имели среди чувствительных существ.Два других основных произведения Руссо — L’émile ou de l’éducation (1762) и Du contrat social (1762) — взяли на себя более трудную задачу построения образования и социального порядка, которые позволили бы мужчинам быть естественными и естественными. бесплатно; то есть дать людям возможность не признавать рабства, кроме рабства естественной необходимости. По словам Руссо, быть свободным в этом смысле значило быть счастливым.

La Nouvelle Héloïse появилась в Париже в январе 1761 года. Первоначально озаглавленная « Lettres de deux amants», «жители маленького городка», , работа была структурно писаным романом по образцу английского автора. Сэмюэл Ричардсон (1689–1761).Оригинальность романа принесла ему резкие отзывы, но его сексуальная природа сделала его безмерно популярным среди публики. Он оставался бестселлером до Французской революции 1789 года, массового восстания, призывающего к политическим и социальным изменениям во Франции.

Репутация La Nouvelle Héloïse была ничем по сравнению с штормом, созданным L’émile и Du contrat social. Даже сегодня идеи, изложенные в этих работах, революционны. Их выражение, особенно в L’émile, в удобочитаемом и манящем стиле, делало их опасными. L’émile был осужден (официально отклонен) парижским парламентом (руководящим органом) и подвергнут резкой критике со стороны архиепископа Парижа. Обе книги были сожжены властями в Женеве, Швейцария.

Изгнание и смерть

Вынужденный бежать из Франции, Руссо нашел убежище в Ивердоне на территории Берна. Там его выгнали бернские власти, и следующие несколько лет он провел в поисках безопасного места для жизни. Наконец, британский философ Дэвид Хьюм (1711–1776) помог Руссо обосноваться в Уоттоне, Дербишир, Англия, в 1766 году.Юму удалось получить от Георга III (1738–1820) годовую пенсию (денежную сумму) для Руссо. Но Руссо, ошибочно полагая, что Юм состоит в союзе со своими парижскими и женевскими врагами, не только отказался от пенсии, но и открыто порвал с философом.

Руссо вернулся во Францию ​​в июне 1767 года под защитой принца Конти. Кочуя с места на место, он наконец поселился в 1770 году в Париже. Там он, как и раньше, зарабатывал на жизнь копированием музыки. К декабрю 1770 года Исповедь, , над которой он работал с 1766 года, была завершена, и он давал отрывки из этой работы в различных частных домах.Его последняя работа, Les Rêveries du promeneur solitaire, , начатая в 1776 году и незаконченная после его смерти, описывает, как Руссо, изгой из общества, вновь обрел «безмятежность, умиротворение, мир и даже счастье».

В мае 1778 года Руссо принял гостеприимство маркиза де Жирадена в Эрменонвиле недалеко от Парижа. Там, с Терезой у его постели, он умер 2 июля 1778 года, вероятно, от уремии, тяжелой болезни почек. Руссо был похоронен на острове Пёплье в Эрменонвиле. В октябре 1794 года его останки были перенесены в Пантеон в Париже.Тереза, пережившая его на двадцать два года, умерла в 1801 году в возрасте восьмидесяти лет.

Для получения дополнительной информации

Крэнстон, Морис. Жан-Жак: Ранняя жизнь и творчество Жан-Жака Руссо, 1712–1754. Нью-Йорк: У. В. Нортон, 1983.

Крэнстон, Морис. Благородный дикарь: Жан-Жак Руссо, 1754–1762. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1991.

Крэнстон, Морис. Одиночное Я: Жан-Жак Руссо в изгнании и невзгодах. Чикаго: University of Chicago Press, 1997.

Crocker, Lester G. Jean-Jacques Rousseau. New York: Macmillan, 1968.

Strathern, Paul. Руссо за 90 минут. Чикаго: Иван Р. Ди, 2002.

Руссо, Жан-Жак (1712–78) — Философская энциклопедия Рутледжа

DOI: 10.4324 / 9780415249126-DB060-1
Версия: v1, Опубликовано в Интернете: 1998
Получено 6 октября 2021 г., с https://www.rep.routledge.com/articles/biographic/rousseau-jean-jacques-1712- 78 / v-1


Руссо родился в Женеве, он был вторым сыном Исаака Руссо, часовщика.Его мать умерла через несколько дней после его рождения. Из этого неясного начала он вырос и стал одной из самых известных интеллектуальных фигур французского Просвещения восемнадцатого века, заняв свое место рядом с Дидро, Вольтером и другими в качестве одной из символических фигур этого периода, несмотря на то, что он сильно отличался ввиду их. Он умер в 1778 году, а в 1794 году его тело было перевезено в Пантеон в Париже.

Руссо всегда утверждал, что сожалеет о карьере писателя.Его первой любовью была музыка, и в 1740-х годах он с некоторым успехом написал несколько опер. Переломный момент в его жизни произошел в июле 1749 года. Он ехал к своему тогдашнему другу Дидро, который был заключен в тюрьму в Венсене. Он прочитал в газете вопрос о призовом эссе, в котором спрашивал, улучшили ли достижения в науке и искусстве нравственность. Он был настолько захвачен потоком идей, что этот вопрос пробудил в нем осознание того, что он должен прервать свое путешествие. Он утверждал, что в этот момент все остальное дело его жизни было для него решено.Основная претензия Руссо на известность зависит от его представлений о морали, политике и обществе. Возможно, его самое известное замечание звучит так: «Человек рождается свободным; и везде он в цепях »; это показывает его озабоченность проблемами свободы в государстве.

Отвечая на вопрос о призовом эссе, Руссо утверждал, что люди и мораль были развращены и ослаблены достижениями в высшем образовании. Цель престижного отличия заменяется целью выполнять полезную работу на благо всех. Эта тема о людях, стремящихся к непристойному господству, унижая других, — эффект обострения amour-propre — пронизывает социальные теории Руссо в целом.Его эссе «Рассуждения о науках и искусстве» (1750 г.) было удостоено премии; Связанные с этим соображения формируют более глубокий «Дискурс о происхождении неравенства» 1755 года. В своей самой известной работе по политической теории «Общественный договор» (1762) Руссо представляет альтернативный подход к тому, как мы могли бы достичь справедливого и законного гражданского порядка. Все члены общества должны занимать равное место, поскольку члены суверенной власти, а общественные законы должны исходить из общей воли, по которой народ устанавливает себе правила.Руссо утверждает, что только при такой системе человечество будет жить на равных, связанное братскими узами, пользуясь как можно большей свободой и правом на самоопределение в стабильном сообществе. Выступая таким образом за равное политическое положение всех, независимо от происхождения или богатства, Руссо указывает путь к роспуску ancien régime и появлению более демократических государств. Невозможно определить, какое именно влияние его идеи оказали на Французскую революцию, хотя его имя часто упоминалось.

Руссо также много писал об образовании. В своей книге «Эмиль» (подзаголовок «Об образовании», 1762) он пытается показать, как можно воспитывать ребенка без агрессивного желания доминировать над другими. Вместо этого у этого ребенка может возникнуть желание сотрудничать с другими на основе взаимного уважения. Этим он надеется показать, что его социальные предложения не являются несбыточной мечтой. В этой работе также есть критика религиозных догм и церковных обычаев, которые вызвали суровое осуждение Руссо.В 1762 году ему пришлось бежать из Парижа, чтобы избежать заключения. Этот и другие связанные с ним переживания погрузили его в длительный период душевного расстройства, в течение которого он боялся, что стал объектом заговоров других. В число этих других вошли Давид Юм, с которым Руссо надеялся найти убежище в Англии в 1766 году.

По-прежнему обеспокоенный, Руссо вернулся во Францию ​​в следующем году, и в течение последнего десятилетия своей жизни он написал несколько собственных произведений. -объяснение и самооправдание. Самая большая из них — его автобиография «Исповедь» (написанная между 1764 и 1775 годами, опубликованная посмертно), но есть и другие, более многословные произведения.После несчастного случая в 1776 году худшее из психических расстройств Руссо, кажется, исчезло, и его последняя основная работа, альбом различных размышлений о его жизни, идеях и переживаниях («Мечты одиночного ходока», написанный в 1776–178 гг.), Имеет ясность. и равновесие, которого так долго не было.

Цитирование статьи:
Dent, Nicholas. Руссо, Жан-Жак (1712–78), 1998, DOI: 10.4324 / 9780415249126-DB060-1. Энциклопедия философии Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https: // www.rep.routledge.com/articles/biographic/rousseau-jean-jacques-1712-78/v-1.
Авторские права © 1998-2021 Routledge.

Жан-Жак Руссо — Школа жизни Статьи

]]>

Современная жизнь во многом основана на идее прогресса: представлении о том, что чем больше мы узнаем (особенно о науке и технологиях) и по мере роста экономики, мы обязательно станем счастливее. В частности, в восемнадцатом веке, когда европейские общества и их экономики становились все более сложными, общепринятая точка зрения заключалась в том, что человечество твердо встало на положительную траекторию; уход от дикости и невежества к процветанию и вежливости.Но был по крайней мере один философ восемнадцатого века, который был готов решительно подвергнуть сомнению «Идею прогресса» — и который по-прежнему имеет очень провокационные высказывания в адрес нашей эпохи.

Жан-Жак Руссо, сын Исаака Руссо, образованного часовщика, родился в Женеве в 1712 году. Почти сразу Руссо пережил первое из того, что он позже назовет своими «несчастьями» — всего через девять дней после родов, его мать. Сюзанна Бернар умерла от осложнений, возникших в результате тяжелых и тяжелых родов.Когда Руссо было десять лет, его отец вступил в юридический спор, и семья была вынуждена бежать в город Берн, где Исаак позже женился во второй раз. С этого момента жизнь Руссо была отмечена нестабильностью и изоляцией. В подростковом и взрослом возрасте он часто менял дом; иногда в поисках любви и признания; иногда просто чтобы избежать преследований.

В молодости Руссо поехал в Париж и там познакомился с богатством и роскошью, которые были обычным явлением в старинном режиме Парижа; амбициозная буржуазия изо всех сил старалась подражать вкусам и стилям, присущим как королевской семье, так и аристократии, только усиливая дух соперничества, который подпитывал растущую парижскую социальную сцену.Париж, которому подвергся Руссо, был очень далек от его родины, Женевы, города, который был трезвым и категорически против предметов роскоши.

Театр в Париже времен Руссо.

Жизнь Руссо была сформирована несколькими ключевыми случайными поворотными моментами. Одно из самых значительных из них произошло в 1749 году, когда он прочитал экземпляр газеты Mercure de France , в которой содержалась реклама эссе на тему того, способствовали ли последние достижения в области искусства и науки « очищение нравов ».Прочитав записку, помещенную туда Дижонской академией, Руссо испытал нечто вроде прозрения. Его поразило, по-видимому, впервые, что цивилизация и прогресс на самом деле не улучшили людей; они оказали ужасное разрушительное влияние на нравы людей, которые когда-то были хорошими.

Руссо использовал это понимание и превратил его в центральный тезис своей знаменитой книги «Рассуждения об искусстве и науке », которая выиграла первый приз в газетном конкурсе.В эссе Руссо резко критиковал современное общество, бросая вызов центральным принципам мысли Просвещения. Его аргумент был прост: люди когда-то были хорошими и счастливыми, но когда человек вышел из своего досоциального состояния, он стал страдать от порока и превратился в нищету.

Руссо продолжал рисовать историю мира не как историю прогресса от варварства к великим мастерским и городам Европы, а как регресс от привилегированного состояния, в котором мы жили просто, но имели возможность слушать наши потребности.В технологически отсталую доисторическую эпоху, в «естественном состоянии» Руссо (l’état de nature), когда мужчины и женщины жили в лесах и никогда не заходили в магазин и не читали газет, философ представлял людей, легче понимающих их собственные мысли, и поэтому его тянет к основным чертам удовлетворенной жизни: любовь к семье, уважение к природе, трепет перед красотой вселенной, любопытство по отношению к другим, а также вкус к музыке и простым развлечениям. Естественное состояние также было моральным, руководствуясь pitié (жалостью) к другим и их страданиям.Именно из этого состояния нас вытащила современная коммерческая «цивилизация», оставив нас завидовать, жаждать и страдать в мире изобилия.

Руссо осознавал, насколько противоречивым был его вывод — он ожидал «всеобщего протеста» против своего тезиса, и «Беседа» действительно вызвала значительное количество откликов. Руссо обрел известность.

Что такого в цивилизации, по его мнению, развратило человека и вызвало это моральное вырождение? Что ж, в основе его враждебности лежало его заявление о том, что движение к цивилизации пробудило в человеке форму «любви к себе» — amour-propre, — которая была искусственной и сосредоточивалась на гордости, ревности и тщеславии.Он утверждал, что эта деструктивная форма любви к себе возникла в результате того, что люди переехали в более крупные поселения и города, где они начали смотреть на других, чтобы понять свое самоощущение. Цивилизованные люди перестали думать о том, чего хотят и что чувствуют, и просто подражали другим, вступая в разорительные соревнования за статус и деньги.

Рассуждение об истоках неравенства

Первобытный человек, как отмечал Руссо, не сравнивал себя с другими, а вместо этого сосредоточился исключительно на себе — его целью было просто выжить.Хотя Руссо на самом деле не использовал термин «благородный дикарь» в своих философских трудах, его описание естественного человека вызвало восхищение этой концепцией. Тем, кто может рассматривать это как невероятно романтическую историю, которую можно объяснить фантазией возбудимого автора, злобного на современность, стоит задуматься о том, что если восемнадцатый век прислушался к аргументу Руссо, то прежде всего потому, что он был до него. один из ярких примеров его очевидной истины — судьба коренного индейского населения Северной Америки.

Отчеты об индийском обществе, составленные в шестнадцатом веке, описывают его как материально простое, но психологически полезное: сообщества были небольшими, сплоченными, эгалитарными, религиозными, игривыми и воинственными. В финансовом отношении индейцы, несомненно, были отсталыми. Они питались фруктами и дикими животными, спали в палатках, имения было мало. Каждый год они носили одни и те же шкуры и туфли. Даже у вождя может быть не больше копья и нескольких горшков. Но среди простоты был отчетливый уровень удовлетворенности.

Раннее изображение жизни в деревне коренных американцев.

Однако всего за несколько десятилетий после прибытия первых европейцев статусная система индийского общества претерпела революцию благодаря контакту с технологиями и роскошью европейской промышленности. Важнее было уже не мудрость и понимание природы, а владение оружием, украшениями и алкоголем. Индийцы тосковали по серебряным серьгам, медным и латунным браслетам, оловянным перстням, ожерельям из венецианского стекла, ледяным долотам, ружьям, алкоголю, чайникам, бусам, мотыгам и зеркалам.

Эти новые увлечения возникли не случайно. Европейские торговцы сознательно пытались воспитать у индейцев желания, чтобы побудить их охотиться на шкуры животных, которых требовал европейский рынок. К сожалению, их новое богатство, похоже, не сделало индейцев намного счастливее. Конечно, индейцы работали больше. Между 1739 и 1759 годами две тысячи воинов племени чероки, по оценкам, убили один с четвертью миллиона оленей, чтобы удовлетворить европейский спрос. Но количество самоубийств и алкоголизма выросло, сообщества разделились, фракции поссорились.Вождям племен не требовался Руссо, чтобы понять, что произошло, но, тем не менее, они полностью согласились с его анализом.

Современный портрет Руссо.

Руссо умер в 1778 году в возрасте 66 лет, гуляя за пределами Парижа. Последние годы он был знаменитостью, живя со своей гражданской женой. Но он также постоянно находился в движении, спасаясь от преследований в Женеве после того, как некоторые из его более радикальных идей, особенно в отношении религии, вызвали споры (стресс, связанный с этим, также вызвал серию психических срывов).Сейчас он похоронен в Пантеоне в Париже, и женевцы считают его своим самым известным родным сыном.

В наш век, когда богатство и роскошь могут считаться желанными и крайне оскорбительными, размышления Руссо продолжают звучать. Он побуждает нас избегать зависти и соперничества и вместо этого смотреть исключительно на самих себя в определении своей самооценки. Руссо сказал нам, что только сопротивляясь злу сравнения, мы можем избежать чувства несчастья и неполноценности.Хотя это было трудно, Руссо был уверен, что это не невозможно, и поэтому он оставляет позади философию фундаментальной критики, но также и философию глубокого оптимизма. Есть выход из нищеты и разложения, порождаемых нравами, институтами и современной цивилизацией — трудная часть состоит в том, что он включает в себя заботу о самих себе и возрождение нашей естественной добродетели.

]]>

Два «дискурса» и «общественный договор»: Руссо, Жан-Жак, Скотт, Джон Т., Скотт, Джон Т .: 9780226151311: Amazon.com: Книги

«Это издание является первым, в котором собраны в одном томе три наиболее важных политических сочинения Руссо — Первое и второе Discourses и Social Contract — в переводах, сочетающих в себе высокую точность с хорошо читаемым английским языком. Выдающиеся сопроводительные материалы включают заметки, которые освещают, но никогда не навязчивы, хронологию жизни Руссо, библиографию и, прежде всего, существенное введение, которое предлагает мастерский обзор печально известной сложной мысли Руссо.Настоящий вклад, который поможет ученым и особенно студентам на многие годы вперед ».

— Роберт С. Бартлетт, Бостонский колледж

« Руссо написал, что нужно писать «чтобы убеждать, но не убеждая». Он имел в виду, что текст должен вести за собой Читатель должен понимать мир так, как это сделал сам текст: он не должен заставлять читателя. Перевод, не отражающий этого качества письма Руссо, будет неверен. В новых переводах трех ключевых текстов Джона Скотта замечательно передан стиль Руссо.Его текст плавный, изящный и настолько точный и эффективный, насколько это возможно. Вдобавок введение Скотта — образец ясности и интеллекта, как и его пояснительные примечания. Это английское издание политических сочинений Руссо, которым вы должны владеть ».

— Трейси Б. Стронг, Калифорнийский университет, Сан-Диего

« Джон Т. Скотт — один из выдающихся ученых Руссо в мире, и он демонстрирует свои Этот новый перевод превосходен во всех смыслах: он верен французскому, хотя и не слишком многословен, и стильно читается.На самом деле, я думаю, что он сочетает в себе эти два качества лучше, чем любой другой английский перевод, который существует в настоящее время. Кроме того, введение Скотта предоставляет компас для навигации по текстовым водам Руссо, который поможет как новичку, так и ученому добраться до берега ».

— Стюарт Уорнер, Университет Рузвельта

«Новое новое исполнение Джоном Т. Скоттом основных политических сочинений Руссо является благом как для ученых, так и для студентов, поскольку уравновешивает буквальность, необходимую для тщательного изучения Руссо, с четкостью.Как будто этого было недостаточно, введение и пояснительные примечания Скотта представляют собой сжатое контекстуальное обсуждение места Руссо в современной интеллектуальной истории. Это издание будет новым стандартным текстом Руссо для вводных и продвинутых курсов современной политической философии ».

— Ричард Бойд, Джорджтаунский университет

« Перевод Джона Т. Скотта — первый однотомный перевод Дискурсов и Социальный договор должен появиться через двадцать пять лет, и инструкторы, преподающие все три текста, сочтут этот том особенно полезным.Прекрасное введение, беглый перевод и подробные примечания сделают этот том любимым и для многих ученых. (Если кто-то пытается суммировать значение политической мысли Руссо на трех страницах или меньше, вряд ли можно было бы сделать лучше, чем первые страницы введения Скотта.) Скотт также включает особенно полезную библиографию источников Руссо — нововведение, которое должно стать стандартной практикой для переводчиков ».

Политическая теория

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712–1778) был швейцарским философом и центральной фигурой европейского Просвещения.Французская революция была сформирована больше идеями Руссо, чем работами любого другого деятеля.

Руссо родился в Женеве, где он был воспитан и обучен своим отцом, искусным часовщиком. После ряда различных работ и неудачного обучения он переехал в Париж в возрасте 30 лет, устроившись на работу в качестве государственного служащего, изучая политическую философию в свободное время.

Руссо внес несколько вкладов в энциклопедию Дени Дидро и в 1750 году выиграл крупный конкурс эссе, после чего вернулся в Женеву и начал писать всерьез.

В 1762 году Руссо опубликовал две из своих самых известных книг: Общественный договор и Эмиль .

Общественный договор был философским дискурсом об отношениях между государством и людьми. Это предполагало неписаный договор между людьми и государством. В нем также была бессмертная фраза: «Человек рождается свободным, но всюду он закован в цепи». Эмиль продолжил ту же тему, размышляя о том, как нужно обучать людей, чтобы они стали лучшими гражданами.

Эти работы вывели Руссо на общественную арену, но его резкая критика королевской семьи, аристократии и религии также привела к тому, что его выгнали из Женевы. Он вернулся во Францию, где прожил остаток своих лет.

Руссо умер задолго до бурных событий 1789 года, однако его труды и идеи о правительстве, обществе и личных свободах поддерживали французские революционные идеи и вдохновляли некоторых ведущих деятелей революции, от Жана-Сильвена Байи до Максимилиана Робеспьера.

Информация о цитировании
Название: «Жан-Жак Руссо»
Авторы: Джон Рэй, Стив Томпсон
Издатель: Alpha History
URL: https://alphahistory.com/frenchrevolution/jean-jacques -rousseau /
Дата публикации: 7 мая 2017 г.
Дата обращения: 6 октября 2021 г.
Авторские права: Запрещается переиздание содержимого этой страницы без нашего явного разрешения.Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.

Исторические проблески логопедических практик Джуди Дюшан

Жан Жак Руссо был философом и педагогом 18 века, оказавшим огромное влияние не только на мышление, политику и образовательную практику своего времени, но и на столетие после его смерти. Его идеи положили начало романтизму конца 18 — начала 19 веков.

Руссо считал, что так называемый прогресс в искусствах и науках, созданный писателями и мыслителями эпохи Просвещения, уводит людей от добродетельной жизни.Он связывал культурный прогресс с нравственным упадком. В отличие от христианской доктрины первородного греха, Руссо утверждал, что люди развращают общественные институты. Он чувствовал, что общество порождает эгоизм, слабость и высокомерие.

Хотя он критиковал своих коллег-философов, тех, кто был частью просветительского движения 18 века, Руссо находился под влиянием их мышления. Он придерживался философских принципов, разработанных Джоном Локком, был деистом и был привержен религиозной и политической терпимости и равенству.

Идеи Руссо об образовании оказали глубокое влияние на современные представления об образовании. Он минимизировал важность изучения книг и рекомендовал воспитывать эмоции ребенка раньше, чем его разум. Он уделял особое внимание обучению на собственном опыте.

Руссо считал, что дети имеют право наслаждаться жизнью. В своей классической книге « Эмиль » (1762) он утверждал, что воспитание детей должно быть преобразовано из карательного в воспитание, раскрывающее естественную доброту ребенка.Например, он считал, что младенцы, вместо того чтобы быть связанными своей одеждой, должны носить свободную одежду, которая дала бы им свободу передвижения и близость к природе. В отличие от других его современников, он видел детей в их собственных условиях, а не как незрелых взрослых. Вместо того, чтобы сдерживать и воспитывать детей, учителя должны создавать для детей такую ​​среду, которая способствовала бы их естественному обучению.

Руссо был наиболее известен своей работой Общественный договор. В нем он рассмотрел отношения между людьми и обществом.Самым спорным аспектом книги было то, что он защищал демократию и выступал против божественного права королей.

Жан-Жак Руссо был самоучкой. Он родился в Женеве и получил образование ортодоксального кальвиниста. Он бросил школу в возрасте двенадцати лет и поступил в ученики по различным профессиям. В шестнадцать лет он уехал из Женевы в Савойю, область, которая позже стала частью Франции. По причинам, которые он называет «корыстными», Руссо на короткое время обратился в католицизм, а затем вернулся в протестантизм.

Он переехал в Париж в 1742 году и занимал разные должности, в том числе лакеем и секретарем французского посла в Венеции. Находясь в Париже, Руссо общался с философами Просвещения, в том числе с Дидро и Вольтером.

С 1756 по 1761 год Руссо жил недалеко от Парижа, где он написал Эмиля и Общественный договор.

Произведения Жана Жака Руссо в хронологическом порядке

Произведения о Жан-Жаке Руссо и его идеях

Бойд, В.(1956) Эмиль на сегодня. Лондон.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.