Учимся самоконтролю: советы и упражнения
Самоконтроль — это способность человека регулировать своё импульсивное поведение.
Не путать самоподавлением, когда чувства скрываются или игнорируются. Это приводит к раздражительности, тревожности и ухудшает продуктивность.
Самоконтроль предполагает осознанное управление эмоциями. Например, человека обрызгали на дороге, он разозлился, но не пытается делать вид, что «всё нормально», а переключает внимание на решение проблемы.
Испытывать эмоции, даже негативные, — это нормально. Важно их распознавать и управлять ими.
Самоконтроль необходим для успешной учёбы. Он помогает достигать целей и эффективно выполнять ежедневные рутинные задачи. Именно самоконтроль позволит остаться дома и готовиться к экзаменам, когда друзья позвали в кино.
Самоконтроль предполагает наличие двух навыков: распознания эмоций и их контроля. Тренировать эти навыки следует по отдельности.
Идентификация эмоций
- Изучите теорию. Почитайте Пола Экмана, Кэролла Изарда и других авторов, пишущих о психологии эмоций. Простого жизненного опыта здесь недостаточно.
- Научитесь раскладывать вторичные эмоции на первичные. Существуют два вида эмоций: первичные (радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление) и вторичные (комбинации базовых). Чаще всего человек испытывает именно вторичные эмоции, поэтому важно их распознавать и анализировать.
Упражнение «Дневник самоконтроля»
Заведите бумажный или электронный блокнот и записывайте туда чувства, которые выводят вас из равновесия (и хорошие и плохие). Как называются эти эмоции? Каково их физиологическое проявление? Какие мысли и действия они побуждают?
Собрав «коллекцию» эмоциональных проявлений, вы сможете разработать стратегии поведения на будущее.
Контроль эмоций
Необходимо снизить эмоциональный накал или переключиться на другие эмоции. Здесь могут помочь:
- Дистанция. Прогуляйтесь, уйдите в другую комнату или сходите в гости. Расстояние отлично нивелирует негативные импульсы.
- Спорт. Несколько отжиманий или подтягиваний снизят накал страстей, а чтобы полностью привести мысли в порядок проведите полноценную тренировку.
- Визуализация приятных воспоминаний. Представьте какой-нибудь положительный опыт и как можно ярче, со всеми подробностями сосредоточьтесь на нём.
Упражнение «Не плакать / Не смеяться»
Найдите фильм или видео, вызывающий у вас бурные эмоции. Что-то, что неизбежно вызывает у вас смех или слёзы. Включите ролик и постарайтесь в этот раз обуздать свои чувства.
Воспользуйтесь вышеописанными техниками. Например, подумайте о другом или поставьте на паузу и пройдитесь по комнате. Также можно достать дневник самоконтроля и проанализировать свои ощущения.
Самоконтроль | Блог 4brain
Согласно Википедии, самоконтроль — это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Он основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь.
Самоконтроль поддается тренировке и улучшению, как и многие психические процессы. Для этого нужны конкретные методы и стратегии, которые помогут устоять перед искушением либо избежать его. Да, это два принципиально разных способа. Первый считается хардкорным, эффективным и невероятно трудным для реализации. Второй же многими воспринимается как слабость, ведь как можно тренировать силу воли и самоконтроль, если попросту избегать соблазнов? Но именно оба метода в связке и работают идеально.
Самоконтроль: преимущества
Увеличивает эффективность принятия решений
Когда мы противостоим искушению, то решение становится легче принять, потому что в состоянии осознанности мозг работает лучше. Также мы учимся планировать свои действия, чтобы не потакать вредным привычкам. А значит, принимаем правильные, взвешенные решения.
Увеличивает шансы на успех в любом деле
Люди, которые обладают высоким уровнем самоконтроля, умеют достигать долгосрочных целей. А именно это позволяет достигать успеха в любом деле.
Помогает прекратить импульсивное поведение, в частности переедать и выпивать
Самоконтроль включает осознанность, поэтому вы не будете автоматически тянуться за сигаретой, бокалом вина или гамбургером. Это также позволит удерживать себя от импульсивных покупок, а также выходить из себя при малейшем раздражителе.
Улучшает концентрацию
Если вы обладаете самоконтролем, то в первую очередь умеете контролировать мысли в своей голове. Это позволяет войти в рабочее состояние, избавиться от негативизма и сфокусироваться на нужной задаче.
Избавляет от вредных привычек
Чтобы избавиться от вредной привычки, помимо самых разных ухищрений необходимо развивать самоконтроль. Это позволит в критические моменты переключить внимание, устоять перед соблазном и напомнить себе о том, зачем вы все затеяли.
Как развить самоконтроль
Существует большое количество эффективных стратегий, которые повысят самоконтроль и у взрослого и у ребенка. Они подойдут как в спорте, так и в бизнесе. Давайте рассмотрим лучшие из них.
Признавайте, что истощены
Исследования показывают, что самоконтроль является ограниченным ресурсом. Чем чаще вы его проявляете, тем сильнее это сказывается на физиологическом уровне: уровень глюкозы падает.
Грубо говоря, у вас всегда есть определенное количество самоконтроля в баке. Когда вы контролируете себя, то истощаете его и становитесь склонным к соблазну. Психологи называют это «эго-истощением».
Признавайтесь себе, когда уровень самоконтроля низкий. Это первый шаг, который нужно сделать.
Примите предварительное решение
Заранее подготовьтесь к соблазнительной ситуации. Не стоит думать, что вы справитесь с ней без предварительного решения:
- Возьмите определенное количество времени на обдумывание.
- Не заказывайте выпивку в баре, если не хотите вновь закурить.
- Купите полезную пищу домой и ходите в магазин только сытыми.
Обычно тяжело принять предварительное решение, потому что нам нравится оставлять варианты открытыми.
Боритесь с бессознательным
Одна из причин, почему мы поддаемся искушению, заключается в том, что бессознательное всегда готово подорвать наши лучшие намерения.
Исследователи обнаружили, что участники эксперимента легко поддавались соблазну, когда начинали вести себя на автопилоте, то есть неосознанно. Что можно с этим сделать? Бороться с триггерами, которые вызывают такое поведение. Триггером может быть все, что угодно:
- Слова, фразы, мысли.
- Негативные и позитивные эмоции.
- Конкретные люди.
- Конкретные ситуации.
Если вы начнете избегать этих триггеров, то завершите цикл своего негативного поведения.
Используйте ментальные картинки
Данная стратегия применяется в том случае, когда соблазн находится рядом и его нельзя устранить физически. Поэтому нужно выпроваживать его из своей психики. И один из лучших способов заключается в создании ментальных картинок.
Сделайте соблазн неприятным при помощи неприятных образов. Если хотите бросить курить, то представьте, как кто-то страдает от рака или вынужден лечить зубы. Если пытаетесь сесть на диету, представляйте себя в ужасной форме и с отвратительным самочувствием.
Этот метод работает превосходно, но далеко не сразу. Его нужно тренировать. В принципе, одного его вам может хватить на 95% всех возможных ситуаций.
Определите более глубокую потребность, скрытую за искушением
Почти всегда, обдумав свои привычки и поведение, можно выяснить, что за каждым порочным желанием стоит глубокая потребность. Мы курим, переедаем или играем в азартные игры не для того, чтобы получать удовольствие от ядов, химикатов и выигранных денег. За всем этим скрываются совершенно иные причины.
Есть такое понятие как эмоциональное переедание — использование пищи для успокоения. Кроме того, гормон стресса, кортизол, вызывает тягу к соленому, сладкому, а также к еде, содержащей большое количество жира. Все это дает взрыв энергии и удовольствия. Но даже не это глубинная потребность, а просто причина.
Выясните, почему поддаетесь искушению так часто. Это может происходить, к примеру, из-за того, что вы не нашли свое призвание, не удовлетворены своей жизнью, находитесь в отношениях не с тем человеком или из-за низкой самооценки. Если вы не задумываетесь о таких вещах, то попросту «заедаете» проблему, причем с каждым разом она становится более объемной и в итоге может проявиться в виде панических атак, фобий, депрессии и прочих психических проблем.
Повысить свои шансы вы сможете, если также будете избегать искушения. Мы уже говорили, что идеальная комбинация состоит в том, чтобы бороться с искушением и избегать его. Попробуйте решить проблему, подходя к ней с разных сторон.
Награждайте себя
Это одна из волшебных пилюль, которую предлагают почти все книги о развитии силы воли и самоконтроля. Вы можете воспользоваться этим советом, но с осторожностью: в одиночестве он работает очень плохо, так как приводит к стрессу. То есть вы можете устоять перед искушением, обещая себе что-то более полезное и приятное, но до тех пор будете ощущать себя несчастным человеком.
Считается, что люди, обладающие высоким уровнем самоконтроля, лишаются многих благ и вынуждены быть несчастным ради достижения долгосрочных целей. Но это не так. Они наслаждаются этим состоянием. И именно поэтому награда в одиночку не работает: она заставляет чувствовать, что вы приносите жертву.
Научитесь получать удовольствие от самоограничения. Осознайте, что повышаете уровень самоконтроля. Это и будет лучшей наградой.
Планируйте свои неудачи заранее
При развитии навыка или работе над задачей неудачи неизбежны. И если психологически к этому не готовиться, то можно получить серьезный удар по самолюбию, что неизбежно приведет к потере самоконтроля.
Создайте план по восстановлению. Что вы будете делать, если закурите или съедите нездоровую пищу? План должен быть конкретным и простым. Это может быть наказание, ведь без него может возникнуть чувство вины, что только усугубит ситуацию.
Отвлекайте себя
Знаменитый тест с зефиром от известного психолога Уолтера Мишела показывает, что дети, обладающие самоконтролем, умеют отвлекаться от искушения. Они прикрывали глаза руками или поворачивались так, чтобы не видеть лакомство, колотили по столу, теребили волосы или игрались с зефиром.
Возможно, такие методы вам покажутся странными. Но ничто не мешает придумать что-нибудь свое: переключать внимание, слушать музыку, думать о чем-нибудь отвлеченном, поговорить с другом, посмотреть фильм, выпить воды. Погрузитесь в то, что позволит отвлечься от искушения.
Сделайте несколько глубоких вдохов
Когда вы пытаетесь устоять перед искушением, это вызывает небольшой стресс, так как ум бросает вызов эмоциям. Префронтальная кора — это часть мозга, которая участвует в принятии решений и поведении. При стрессе она «дает сбой». Несколько глубоких вдохов помогут исправить ситуацию и успокоить организм. Вы вспомните, какие важные и полезные цели стоят, после чего возьмете себя в руки.
Используйте аффирмации
Это могущественный инструмент, который отлично работает при длительной практике. Когда вам трудно контролировать желание делать то, что не нужно делать, поощряйте себя придерживаться плана. Исследования показывают, что аффирмации улучшают самоконтроль и способствуют более высокому уровню умственного анализа.
В следующий раз, когда вам будет трудно контролировать свое желание курить, вместо того, чтобы сказать себе: «Я не могу сопротивляться», подумайте: «Я не хочу курить» или «Я хочу быть здоровым человеком».
Когда вы говорите «Я не могу», то отправляете сообщение своему мозгу, что заставляете себя делать то, чего не хотите. И он радостно потакает этому желанию. Говоря «Я не хочу этого делать», вы напоминаете себе, что не собираетесь принимать участие в этой дурной привычке.
Отложите соблазн на потом
Это еще одна уловка, которую лучше всего использовать в комбинации с другим советом. Когда в следующий раз возникнет непреодолимое желание посмотреть видео на YouTube вместо работы, скажите себе: «Не сейчас. Отложу просмотр на потом».
Лучше всего работает фраза: «Я поработаю еще полчаса, а потом займусь тем, что мне нравится». Если через 30 минут соблазн возникнет снова, можно провернуть этот трюк еще раз. Но, скорее всего, этого не понадобится, потому что оставаться занятым текущей деятельностью для мозга проще, чем переключаться на что-то другое.
Измените окружающую среду
Выясните, в каких местах негативная привычка получает самые сильные триггеры. Изменение окружающей среды поможет противостоять соблазну.
Если хотите бросить пить, то, возможно, придется прекратить смотреть футбол, чтобы не посещать бар вместе с друзьями. Избегайте соблазна как можно дольше при помощи самых разных ухищрений.
Медитируйте
Медитация помогает контролировать свои мысли и чувства, а также повышает эмоциональный интеллект. Что в свою очередь улучшает внимание, управление стрессом и самосознание.
Исследования на этот счет проводились разные, но если сделать из них один вывод, то он будет таким: восемь недель ежедневной медитации значительно увеличивают самоконтроль. Осознанность позволяет сосредоточиться на дыхании, чувствах и ощущениях, что повышает способность мозга противостоять деструктивным мыслям.
Вы наверняка это видели сами: люди, регулярно практикующие медитацию, кажутся спокойными и способными контролировать свое поведение.
Высыпайтесь
Мы уже говорили о том, что самоконтроль и сила воли являются ограниченными ресурсами. Если плохо спать, то их будет еще меньше, чем обычно.
К тому же, если вы мало спите, то не в состоянии принимать взвешенные решения, что обязательно приведет к тому, что в сложный момент сдадитесь, не найдя нужных слов для того, чтобы взять себя в руки.
Хороший ночной (а также дневной) сон может полностью восстановить ваши резервуары. Выясните, сколько вам нужно сна и никогда не жертвуйте им ради сиюминутных радостей.
Четко определите, что будете контролировать
Размытая цель — худший враг самоконтроля. Если вы ставите ее как «Не хочу больше опаздывать» или «Не хочу отвлекаться», то это не приведет ни к чему хорошему.
Вместо этого проанализируйте свой привычный распорядок дня, а также окружающую среду. Конкретная цель поможет улучшить самоконтроль. Например: «В течение часа я не буду брать в руки телефон и проверять социальные сети».
Записывайте все свои импульсивные мысли
Несмотря на свое расположение в конце списка, это одна из лучших стратегий. Вы должны записывать все свои импульсивные мысли, которые мешают придерживаться плана. В этом есть три плюса:
- Вы научитесь работать с негативными мыслями.
- Вы станете обращать на них сознательное внимание.
- Вы увидите, какие смехотворные оправдания себе придумываете.
Особенно важно третье: человек проявляет удивительные творческие способности, когда хочет поесть вредной пищи («Заслужил!») или закурить («У меня стресс!»). Ведь нужно жить в пещере, чтобы не понимать, что сигарета как раз и вызывает стресс, а не снимает его. А также иметь странную логику, считая, что можно заслужить право разрушать свой организм. Оправдания — это то, на что вы должны обращать особое внимание.
Записывайте все подобные мысли, особенно когда хотите сдаться.
Смотрите на общую картину
Практичные люди всегда смотрят на общую картину, ведь это помогает достигать долгосрочных целей. При работе над сложным проектом может возникнуть соблазн отдохнуть недельку. Но если вы посмотрите на все глобально, то поймете, что этот поступок лишь отдалит вас от финала и в итоге сделает несчастнее.
Книги
- «Стрессоустойчивость» Шэрон Мельник
- «Психология эмоций: чувства под контролем» Дэн Дубравин
- «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал
- «Развитие силы воли» Уолтер Мишел
- «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен
- «Психология достижений» Хайди Грант Хэлворсон
- «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» Брайан Трейси
- «Не откладывай на завтра. Краткий гид по борьбе с прокрастинацией» Тимоти Пичил
- «18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела» Питер Брегман
- «Будь лучшей версией себя» Дэн Вальдшмидт
Порой, чтобы развить самоконтроль, нужно постоянно о нем думать. То, что преобладает в мыслях, становится чем-то ощутимым и мы начинаем быть осознанными. Поэтому не только думайте об этом навыке, но и получайте множество информации: читайте блоги, книги, смотрите видео на эту тему.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Самоконтроль и контроль – развитие этих качеств
Человек сам отвечает за то, какой жизнью живет. Его здоровье, мысли, эмоциональные реакции и поведение полностью находятся под его контролем. Если человек себя не контролирует, тогда этим занимаются другие люди. Таким образом, самоконтроль очень важен, необходимо заниматься его развитием. Следует понимать, что самоконтроль необходим не столько ради способности принимать на себя ответственность за результаты, которые были желаемыми, сколько для возможности жить желаемой жизнью.
Самоконтроль – это способность человека управлять собой, отслеживать и оценивать собственные поступки. Если человек действует инстинктивно, автоматически, бездумно, значит, им уже кто-то управляет. Либо человек управляется эмоциями и инстинктами, либо он руководствуется убеждениями, которые в него были вложены другими людьми, либо его еще начнут контролировать окружающие, как только заметят, что он, словно дрейфующая лодка, не знает, куда плыть и как правильно поступать.
Если читатель сайта психологической помощи psymedcare.ru не контролирует себя, им начинают управлять другие люди. С самого детства каждого человека приучают к дисциплине. Воспитывают вас, воспитывают других детей на ваших глазах, даже ваши родители подчиняются некоторому распорядку, особенно если они каждый день ходят на работу. Дисциплина помогает человеку намеренно идти к цели. Если вы чему-то не уделяете внимания, значит, не можете довести дело до конца.
Но, как и любого другого дела, у дисциплины есть крайность, когда она переходит в контроль. Многие родители и учителя не просто дисциплинируют, приучая к сосредоточенности и последовательности, а контролируют, то есть желают, чтобы молодое поколение делало то, дышало тем и жило так, как того хотят взрослые.
Но давайте не будем отвлекаться на тему того, как плохо контроль действует на детей. Просто отметим тот факт, что все люди проходят через воспитание и контроль взрослых людей. Как вы думаете, за первые 15-20 лет такой жизни человек не привыкает к контролю за собой и другими людьми? Привыкает. Более того, он уже не сомневается в том, что он должен контролировать себя и окружающих.
Откуда взялся контроль? С тех пор, как численность населения одного государства стало увеличиваться. Людей ведь надо как-то контролировать, чтобы оно не захотело покинуть страну, свергнуть короля, бунтовать и работало на своего правителя! И здесь были придуманы правила, законы, моральные принципы и этикет, которые прививаются каждому ребенку внутри семьи. А почему они прививаются? Потому что когда-то они прививались самим родителям. Но ведь родители не хотят задумываться над тем, какие правила помогают им, а какие – вредят. Поэтому зачастую многие семьи прививают своим детям то, что принято в обществе воспитывать в молодом поколении, без анализа, нужно это прививать или нет.
Общество контролирует вас, а вы – других людей. Вспомните тех бабушек на скамейках возле дома, которые позволяли себе судить молодое поколение. И это было нормой до тех пор, пока молодое поколение не показало бабушкам, что их мнение им не важно. Общество приучило бабушек к контролю, а бабушки уже контролировали более молодое поколение, что было выгодно обществу.
Каждый правитель отдельного государства не может уследить за всеми своими жителями. Поэтому здесь как нельзя лучше подошел подход, когда людей приучают к контролю, вызывая желание контролировать окружающих. Теперь не государство контролирует народ, а народ контролирует сам себя (как по инерции), пока государство не введет новое правило и моральный закон. И так будет продолжаться до тех пор, пока сами люди этого не заметят и не остановят то колесо, которое им запустило умное государство.
Что такое самоконтроль?
Самоконтроль – это умение человека отслеживать, оценивать и менять свое поведение в зависимости от целей, потребностей и обстоятельств. На того, как именно будет происходить развитие и сам процесс самоконтроля, влияет культура общества, воспитание человека, его способность думать автономно и не зависеть от окружающего мира.
Существует множество понятий самоконтроля:
- Самоконтроль – это способность человека подчинять свои эмоции разуму.
- Самоконтроль – это способность управлять эмоциями так, что человек перестает быть ведомым комплексами, страхами и прочими проявлениями.
- Самоконтроль – это готовность человека в каждой ситуации совершать нужные или правильные поступки, независимо от того, какие эмоции он испытывает при этом.
- Самоконтроль – это проявление силы воли, которое тоже развивается.
Самоконтроль помогает человеку управлять собственными эмоциями, совершать лишь те поступки, которые ему будут выгодными в той или иной ситуации, не зависеть от мнения окружающих людей, а также быть уверенным в собственных силах, знаниях и возможностях. Поскольку человек готов действовать так, как это нужно в конкретной ситуации, он будет уверен в себе всегда – когда наступит следующая проблемная ситуация, он сделает все, что от него потребуется.
Самоконтроль способствует развитию самоуважения, которое вызывает у окружающих ответное уважение. Человек, который контролирует себя, способен сохранять спокойствие и терпимость в ситуациях, когда это нужно, то есть не создавать конфликтных ситуаций, которых можно было бы избежать.
Самоконтроль поведения
Поведение зависит от того, какие мысли и эмоции переживает человек. Однако никому неинтересно, что испытывает человек, какими страхами и зачастую негативными переживаниями руководствуется. Для внешнего мира важны поступки. Если вы не занимаетесь спортом, то продолжаете способствовать появлению жира и слабости в своем теле. Если вы с людьми ссоритесь, то это никак не приведет к примирению.
Другими словами, самоконтроль поведения – это способность человека осознать свои инстинктивные или автоматические порывы, вовремя остановиться, понять последствия своих действий, после чего сделать именно те поступки, которые приведут к желаемому результату.
Самоконтроль поведения становится очень важным в спорте, когда человек вынужден выполнять тяжелую физическую работу, соблюдать спортивное питание, придерживаться графиков и пр.
Самоконтроль поведения важен в повседневной жизни, когда у человека разгораются спорные вопросы с другими людьми. Конфликты возникают у всех людей. Но если вы способны вовремя остановиться, сосредоточиться на решении вопроса, а не на оскорблениях окружающих, тогда вам удастся проблему устранить.
Самоконтроль поведения проявляется в ситуации, когда человек соизмеряет свои финансовые возможности с теми потребностями, которые он желает удовлетворить. При самоконтроле человек понимает, сколько денег у него имеется, сколько он может потратить на свои капризы, поскольку все остальное ему понадобится, пока он не получит новую зарплату.
Развитие самоконтроля
Самоконтроль развивается. С ним не рождаются. Таким образом, любой человек может заняться его развитием. Во-первых, самоконтроль воспитывается с детства, чем занимаются родители. Это происходит путем копирования поведения родителей, которые сами проявляют самоконтроль.
Во-вторых, самоконтроль предполагает способность человека вовремя остановиться, затормозить свои порывы. Учитесь в различные моменты останавливать себя:
- Прежде чем что-либо сказать, немного подумать.
- Прежде чем что-либо сделать, спрогнозировать результаты своих действий.
В-третьих, самоконтроль – это соблюдение определенных правил, режима. Обычно люди стараются избежать этого, не жить по времени, рамкам и правилам. Это говорит о том, что они не учатся себя воздерживать, ограничивать, не развивают в себе терпимость к некоторым лишениям ради более высшей цели. Можно отказаться от еды, чтобы похудеть, к примеру, — это и есть самоконтроль.
Самоконтроль при физических упражнениях
Для тех людей, которые занимаются спортом, самоконтроль становится важной составляющей. Для начала им нужно придерживаться графика занятий, которые должны быть регулярными в определенное время. Затем нужно выполнять физические упражнения, которые требуют желания и приложения усилий. Также не забываем про питание, самонаблюдение за своим здоровьем, чтобы отмечать, как влияет спорт на состояние организма, и пр.
Чтобы быть способными все проконтролировать, рекомендуется вести дневник. Здесь вы можете записывать все важные данные:
- Когда происходят тренировки и когда они фактически произошли.
- Какие были показатели вашего тела: температура, давление, частота сердечного ритма и пр.
- Какого питания вы придерживаетесь в дни занятия спортом и в дни, когда не занимаетесь физическими нагрузками.
- Каких результатов вы достигли после нескольких недель занятия спортом.
Все это поможет вам проанализировать ситуацию и посмотреть на нее объективно, не обманывая себя в том, что происходит и чего вы достигли.
Контроль и самоконтроль
Самоконтроль – это управление самим собой, регулирование своих процессов, самооценивание и самокорректировка. Если же говорить о контроле, то обычно он является внешним проявлением мира. Человека контролирует не он сам, а другие люди. Так часто происходит в учебных заведениях, где учителя контролируют выполнение заданий и оценивают их, на рабочем месте, где с работника требуется выполнение работы максимально эффективно, и в домашних условиях, где контроль за действиями человека осуществляют близкие и любимые.
Контроль – это внешний признак управления и корректирования действия человека. Этим занимаются другие люди или все общество. Здесь за человеком наблюдают, оценивают результаты его действий. Критикуют или хвалят, после чего говорят, что ему нужно делать в следующий раз, чтобы достичь максимального эффекта.
Контроль и самоконтроль влияют на самооценку человека. Обычно самооценка формируется человеком единолично. Однако нередкими становятся случаи, когда самооценка становится подвластной другим людям.
- Если человек позволяет окружающим его контролировать, говорить, в чем он неправ, что ему нужно делать и как жить, тогда его самооценка полностью зависит от мнения этих людей.
- Если же человек не позволяет людям его контролировать, он сам предпочитает заниматься оцениванием своих поступков и последствий, корректирует свое поведение, тогда его самооценка зависит от того, что он сам о себе думает.
Итог
Самоконтроль – важная черта характера, которая помогает в достижении успеха по жизни. Если человек способен управлять своими эмоциями, адекватно оценивает свое поведение, корректирует свои поступки и совершенствует их, тогда он точно будет жить лучше прежнего. Также самоконтроль становится важным, когда человек ставит перед собой цели и пытается их достичь. Здесь необходимо совершать поступки, которые приведут к цели, а не действия, которые привычны человеку. Если индивид способен собой управлять и заставлять себя делать то, что нужно, тогда его самоконтроль способствует достижению поставленных целей.
Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы
В жизни каждого человека бывали ситуации, когда эмоции мешали сконцентрироваться, из-за волнения не получилось остроумно ответить собеседнику, злость путала мысли. Наличие внутреннего самоконтроля обеспечивает холодный ум практически в любой ситуации, что является гарантией успеха в любом деле.
Эмоциональный контроль
Определение самоконтроля
Самоконтроль это способность сконцентрироваться на задаче и использовать внутренние ресурсы организма максимально эффективно, невзирая на внешние раздражители.
Определение и понятие в психологии
Самоконтроль это в психологии совокупность мыслительных процессов, позволяющих перманентно анализировать свое поведение, контролировать действия и собственное психическое состояние. Совершенство самоконтроля, прежде всего, включает в себя абсолютное понимание своей природы, недостатков и сильных сторон характера.
Внимание! Одно из направлений развития – искоренение вредных привычек, используя только силу воли, не позволяя себе терять самообладание.
Виды самоконтроля
Термин самоконтроля, с точки зрения социологии, рассматривается как аналитический процесс, ищущий сходства личных действий с общепринятыми идеалами. Педагогика не берет во внимание отношение к обществознанию и делит самоконтроль на два вида:
- непосредственный;
- опосредованный.
Непосредственный является естественным видом, не зависящим от знаний или стремлений личности, происходит естественным путем, без привлечения мотиваторов, оценочных суждений и сравнительных условий. Как правило, осознается индивидуумом по факту завершения пережитой ситуации и становится итогом сложившего мнения о самом себе.
Опосредованный вид является принудительным, развивается в результате искусственного обращенного внимания на свои повседневные действия, с целью определить характер поведения с фиксацией результата для дальнейшего анализа и коррекции.
Внимание! Степень заинтересованности человека своим развитием заложена во врожденном непосредственном виде самоконтроля.
Что влияет на самоконтроль человека
Сила воли является основополагающим компонентом самоконтроля личности. Умение концентрироваться на необходимых вещах, игнорируя собственные чувства, желания и даже инстинкты – результат обретения крепкой воли, которая с рождения дается человеку незрелой. Взрослея, каждый развивает эту черту характера насколько хватает способностей, желания и необходимости.
Внимание! Крепость силы воли имеет генетическую наследственность. У безвольного родителя очень редко рождается волевой наследник. Прилагая усилия, можно превзойти генетику и улучшить ее для своего потомства.
Тренировка силы воли
Самоконтроль в психологии принято считать торжеством рефлекторного мышления над импульсным. Сложность обретения такого умения заключается в том, что инстинктивно в каждого заложен импульсный тип поведения. Это значит, что на любой раздражитель в мозгу человека образуется первая моментальная реакция, которая по своей природе очень эмоциональна. Рефлекторный тип мышления срабатывает гораздо позднее и основывается на жизненном опыте и приобретенных знаниях.
В качестве примера можно привести внезапную встречу человека с крупной собакой на пустынной улице. Первая импульсная реакция – бежать. Но, если человек сумеет не растеряться и вспомнить, что бегать от собак небезопасно, он найдет в себе моральные силы идти дальше, не совершая резких движений, или вовсе остановиться и ждать, пока собака ни уйдет.
Как улучшить навык самоконтроля
Уровень самоконтроля – величина непостоянная и поддается коррекции, если прикладывать достаточное количество усилий.
Анализ последствий
Для совершенствования себя необходимо детально разбирать каждую значимую ситуацию прожитого дня. Особенно это важно, если были какие-то спорные или конфликтные моменты. Нужно постараться подробно вспомнить каждую мелочь, чтобы дать оценку своим поступкам и словам, после чего мысленно откорректировать собственное поведение и запомнить полученный результат. В следующий раз, когда случится подобное, человек уже сможет, не поддаваясь волнению и панике, действовать спокойно и уверенно.
Правильная мотивация
Обучение любому ремеслу проходит гораздо успешнее, если процесс приносит удовольствие. Для достижения результата нужно правильно себя заинтересовать. Способность превратить важное дело в хобби может сделать счастливым любого человека. Преуспевая в своей деятельности, личность обретает гораздо больше душевных сил для развития самоконтроля.
План действий
Беспорядок даже в мыслях не способен привести к результату. Абстрактные желания развивать себя так и останутся желаниями, если их не определить во временные рамки со строго ограниченными сроками. Лучше всего завести блокнот самосовершенствования, в котором будут расписаны задания по дням недели, месяцам или часам, в зависимости от долгосрочности каждого.
Дисциплина и режим
Понятие самоконтроля тесно связано с внутренней культурой человека. Если дать себе удобный и продуктивный распорядок дня, который будет сочетать грамотно распределенную нагрузку и время для отдыха, удастся более продуктивно расходовать невосполнимый ресурс времени.
Пунктуальность
Опаздывающий человек никогда не узнает, что такое самоконтроль. Все великое начинается с малого. Элементарная задача прибыть в заданный пункт к указанному времени для многих становится невыполнимой. Нужно обрести определенный уровень собранности и ответственности, чтобы прогнозировать события для грамотного расчета времени.
Пунктуальность как умение рассчитывать свое время
Что такое высокий уровень самоконтроля
Определение высокого уровня самоконтроля сводится к тому, что человек, полностью отгородившись от своих эмоций, сконцентрирован на своей цели. Такой уровень определяет профессионализм в некоторых видах деятельности. Высокий самоконтроль становится рефлексом, образом жизни, стилем мышления. Человеку не приходится задумываться о том, как правильно действовать в новой ситуации, как заставить себя изучить новый регламент, как не лениться выполнять ряд обязательных процедур.
Кто обладает высоким уровнем самоконтроля
Многие профессии обязывают иметь определенные навыки самообладания. Однако существуют некоторые виды деятельности, где именно высочайший самоконтроль является обязательным условием для допуска к труду:
- медицина, в частности, хирургия и акушерская деятельность;
- военная служба, особенно в разведывательных управлениях и у снайперов;
- оперативная служба;
- дипломатия, как на международном, уровне, так и на корпоративном.
Хирургия – среда профессионалов
Интересно. На любой должности человек обязан забыть о личном и выполнять свои обязанности. Иными словами, каждая профессия предполагает наличие достаточного уровня самоконтроля у соискателя. Большинству видов деятельности отвлеченность сотрудника на личные интересы не наносит фатального ущерба, в отличие от специфических профессий.
Полезно каждому, кто хочет добиться успеха на службе, задуматься на тему «какой уровень моего самоконтроля, и какова его роль в моей жизни». Если хотя бы раз в день человек будет вспоминать о роли собственного прогресса, подсознательно он начнет обращать внимание на свое поведение и предпринимать попытки коррекции.
Чем опасен высокий уровень
Существуют личности, настолько увлеченные самосовершенствованием и саморазвитием, что кажется, будто они родились лишенными естественных человеческих слабостей. Кажется, им чужды леность, усталость, смена настроения. Окружающие о таких людях говорят: «он состоит из микросхем», что свидетельствует о полном отсутствии вредных привычек, железной воле и постоянной концентрации внимания на деле.
Такие люди рискуют обрести психологические проблемы самоконтроля, которые заключаются в искоренении чувственности по отношению к своим близким. Привычка максимально продуктивно мыслить и действовать вынуждает со временем воспринимать вечерние семейные беседы как пустую трату времени. Самоконтроль часто трансформируется в черствость, что негативно влияет на отношения внутри семьи или коллектива.
Сдерживание естественных эмоций негативно отражается и на физическом здоровье, особенно на сердечно-сосудистой системе. Это связано с постоянным контролем всплесков нервной системы, которые могут приводить к повышению артериального давления, потому как самоконтроль человека не допускает это обнародовать.
Саморазвитие – лучший мотиватор
Для всех, кто хочет повысить уровень самоконтроля, существуют разнообразные индивидуальные и групповые занятия, на которых профессиональные педагоги-психологи делятся секретами человеческих способностей, таящихся за умением сохранять самообладание в любой ситуации. Вводный курс обычно краткий и включает общие понятия, после чего каждый выясняет свою степень заинтересованности обучением. Важно помнить, что человек создает себя сам. Желание сделать себя лучше всегда было лучшим мотиватором к действию.
Видео
что это такое и 7 способов его развить
Любые процессы или действия нуждаются в контроле, иначе они могут увести человека в неправильном направлении. Дисциплинировать других всегда несложно. Еще легче, когда контролируют тебя. Но что делать, если функция контроля ложится на свои плечи? Что такое самоконтроль и насколько сложно овладеть данной техникой? Можно ли научиться этому самостоятельно? В чем важность самоконтроля? Какие приемы эффективны? Помогает ли дневник самоконтроля? Как его правильно заполнять? Постараемся стать дисциплинированными вместе.
Содержание [показать]
- Что такое самоконтроль?
- Как его развить?
Что такое самоконтроль?
Самоконтроль — это умение брать под контроль свои мысли, эмоции, поведение, применяя для этого необходимые волевые усилия. Этот навык обеспечивает конкурентоспособность человека, повышает его шансы на успех в выбранном деле. Все, чем бы ни занимались люди, требует от них сосредоточенности и последовательности действий.
По мнению лауреата Нобелевской премии, израильско-американского психолога Даниеля Канимана – самоконтроль обеспечивает протекание эмоционально напряженных рассуждений или выполнение сложных действий.
К слову, не стоит путать самоконтроль и вытеснение эмоций. Ведь контроль своих мыслей или эмоций не означает их подавление. Вытеснение – это желание просто скрыть то, что происходит на душе, без понимания причин и возможных последствий.
Пройти тест на тип личности
Что влияет на самоконтроль?
Изучая самоконтроль, психология тесно связывает его с понятием саморегуляции человека. Возможность контролировать себя обусловлена физиологическими и психическими особенностями индивидуума. Первые закладываются генетически. Вторые развиваются в процессе воспитания и социализации.
Если брать во внимание биологическую сторону явления, то за функцию самоконтроля отвечает лобная доля головного мозга. При ее повреждениях наблюдаются проблемы в поведении человека. Со слабым развитием этого участка мозга связывают асоциальное поведение, включая чрезмерную агрессивность или криминализацию.
С точки зрения психологии, самоконтроль человека зависит от взаимодействия двух противоположных систем: импульсной и рефлекторной. Система импульсов подталкивает нас к немедленному реагированию на изменения окружающей среды, особенно те, которые сулят удовлетворение. Система рефлексов, наоборот, помогает предвидеть результаты поступков и корректировать их.
Например, если решившая сесть на диету полная девушка, при виде шоколадки, забудет обо всем и съест ее, то нею будут управлять импульсы. Если же она вспомнит, что после сладостей попа станет еще больше, значит, в ее мозгу сработает условный рефлекс: «одна шоколадка – плюс один размер одежды». Самоконтроль заключается в умении бороться с импульсивностью поведения, поддерживать эмоциональный баланс на надлежащем уровне.
Показателен в данном плане эксперимент американского психолога Уолтера Мишеля, названный «зефирным тестом». Ученый доказал тесную взаимосвязь между волевыми качествами личности и ее успешностью. В рамках исследования группе детей было предложено по кусочку зефира. Те, кто смог удержаться 15 минут, чтобы его не съесть, получили добавку. Если же ребенок поддавался соблазну и лакомился сладостью, то второй кусочек ему не доставался.
Записав результаты теста, Уолтер Мишель последующие 40 лет наблюдал за тем, как складывалась жизнь этих ребят. Как выяснилось, те дети, которые умели проявлять свои волевые качества, намного меньше подвергались стрессу, различного рода зависимостям, эмоциональным проблемам во взрослой жизни.
Значение самоконтроля в жизни человека переоценить сложно. Возникает резонный вопрос. Можно ли улучшить этот навык?
Пройти тест на характер человека
Как развить самоконтроля?
Подобно любому другому навыку, умение контролировать себя также поддается развитию. Чтобы улучшить самоконтроль можно воспользоваться несложными приемами:
- Анализировать последствия импульсивных поступков;
- Помнить о самомотивации;
- Пошагово планировать свои действия;
- Завести дневник самоконтроля;
- Не допускать эмоционального истощения;
- Приучить себя к дисциплине и режиму;
- Выработать пунктуальность.
Эти советы открывают новые вершины самоконтроля. Разберем их последовательно.
1. Анализ последствий.
Как в примере с полной девушкой, которая обнаружила связь между шоколадкой и лишними килограммами, каждый из нас может предвидеть результаты необдуманных действий. Если научиться выстраивать в голове цепочки закономерностей, то намного проще станет контролировать свои поступки.
2. Правильная мотивация.
Самоконтроль тесно связан с пониманием его необходимости. В случае заинтересованности человека, не нужны чрезмерные волевые усилия. Ведь то, что вызывает желание, не требует принуждения. Допустим, кто-то решил начать изучение английского языка. Без должной мотивации ему это неинтересно. А если он найдет вариант хорошего трудоустройства с высокой заработной платой? В таком случае, процесс обучения уже не будет настолько скучным.
3. План действий.
Контролировать действия намного проще, если они структурированы. Без конкретных целей и поэтапного планирования невозможно понять эффективность работы. Самоконтроль тоже нуждается во временных рамках, которые ограничивают определенные этапы. Иначе можно до самой пенсии бросать курить, записываться в спортзал или сдавать на водительские права.
4. Дневник самоконтроля.
Довольно хитрый прием, помогающий тщательно отслеживать свой прогресс. Чаще всего дневник самоконтроля демонстрируют на примере занятий спортом. Используют обычную тетрадь, в которой делают разметку по датам и показателям самоконтроля. Далее методично регистрируют два типа данных: объективные (пульс, вес, нагрузки) и субъективные (аппетит, сон, самочувствие и т.д.). Со временем получается график, который показывает изменение показателей, эффективность работы.
5. Забота об эмоциональном здоровье.
Самоконтроль не должен превращаться в издевательство над самим собой. Время от времени, стоит делать «разгрузочные дни», иначе может появиться депрессия и хроническая усталость. Тут уместно вспомнить поговорку о не совсем умном человеке, который во время молитвы себе лоб разбил. Чтобы не повторить его «подвиг», желательно время от времени отдыхать.
6. Дисциплина и режим.
Дисциплинированность еще никому не навредила. Четкий распорядок дня, аккуратное рабочее место, понятные записи в блокноте только помогают в самоконтроле. Несобранность забирает слишком много времени и энергии, которые лучше перераспределить в более конструктивное русло. Приучив себя к дисциплине, человек начинает выполнять многие дела автоматически, тем самым освобождая голову для более важных размышлений.
7. Пунктуальность.
Пунктуальность – привилегия королей. Самоконтроль не возможен без уважения своего и чужого времени. Опоздания, если они становятся методичными, портят мнение окружающих, при этом занижая самооценку непунктуального человека. Следует научиться ставить четкие временные сроки, стараться все сделать, пока они не истекли. Приучив себя к пунктуальности, станет намного проще контролировать выполнение запланированных заданий, не останавливаться на полпути.
Самоконтроль – важный компонент саморазвития человека. Этот навык необходим людям, которые ставят перед собой масштабные цели. Так или иначе, в любом виде деятельности наступают моменты, когда пропадает интерес и желание работать. Если научиться контролировать себя и настойчиво двигаться в выбранном направлении, то преграды исчезают, открывая человеку путь к успеху и благополучию.
Пройти тест на самооценку
Самоконтроль и взаимоконтроль в начальных классах
В статье представлены различные взгляды на понятия самоконтроль и взаимоконтроль многих авторов. Особое внимание уделяется проблеме формирования самоконтроля и взаимоконтроля учащихся начальных классов в процессе обучения. Проанализированы приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках в начальных классах.
Ключевые слова: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль, рефлексия учебной деятельности.
Новая парадигма образования наделяет личность учащегося не только социальными качествами, но и субъективными свойствами, которые характеризуют ее самостоятельность, своеобразие, способность к выбору, рефлексию и саморазвитие. К основным ценностям относятся личностные смыслы учения в жизни ребенка, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт учащегося.
Независимость, инициативность и ответственность ученика начальных классов достигается за счет контроля своей деятельности, установления и устранения причин возникающих трудностей. Младший школьник, как субъект учебной деятельности, занимая в ней активную творческую позицию, может обнаружить потенциально новые возможности. В результате данного вида деятельности меняется сам ученик и уровень его развития.
Важный компонент учебной деятельности ученика — это действие самоконтроля и взаимоконтроля, когда полученные им образовательные результаты рефлексивно выявляются и их можно оценить самому или другому сверстнику по отношению к целям, которые индивидуально сформулированы.
Контроль учителем осуществляется для проверки знаний и видения возможности дальнейшего изучения материала. Самоконтроль же осуществляется при развитии, формировании и становлении учебной деятельности [1, с. 35].
С введение нового федерального образовательного стандарта особое внимание уделяется самостоятельности учащихся. Согласно новым стандартам, выпускник начальной школы должен овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными универсальными учебными действиями. В их числе самоконтроль является важным умением контролировать собственные действия и эмоции, что способствует успешному самообразованию.
В кратком психологическом словаре Л. А. Карпенко самоконтроль — это рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий [5, с. 195].
А. А. Омарова приходит к выводу, что при наличии множества определений понятие самоконтроля, включает в себя такой обязательный признак, как сопоставление своего действия, хода или результата, или того и другого вместе с эталоном, образцом [7, с. 102].
В педагогике самоконтроль рассматривается как органический компонент учебно-познавательной деятельности. Необходимость самоконтроля обусловлена практическими целями обучения, которые предполагают формирование способности к дальнейшему самообразованию. В широком смысле слова под самоконтролем принято понимать сознательное, лишенное внешнего принуждения регулирование собственной деятельности.
Самоконтроль учеников младших классов Л. Н. Габеева изучает, как развивающееся умение критически оценивать умственную деятельность и внешнее поведение под наблюдением педагогов и семьи в процессе учебной деятельности, учитывая природные задатки ребенка и его психологические особенности [4,с.103].
Т. Ю. Васильева связывает формирование самоконтроля на уроках в начальной школе с приемами рефлексивной технологии.
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова дается определение рефлексии как размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Т. Ю. Васильева считает, что рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни, развивает у учащихся критическое размышление, осознанное отношение к своей деятельности.
Автор обращает внимание на то, что рефлексия может осуществляться на любом этапе урока. При этом рефлексия деятельности способствует оптимизации учебного процесса. Ученики с ее помощи осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приемы, упражнения), тем самым способствуют эффективности учебного процесса [3, с. 42].
Самоконтроль очень тесно связан с взаимоконтролем. Взаимоконтроль является особой формой контроля.
Взаимоконтроль представляет собой особую форму контроля, при организации которого учитель знакомит детей с правилами этики, так как оценку, высказанную в адрес однокласснику, необходимо подкреплять объективностью, обоснованностью и тактом.
Л. В. Семина отмечает, что взаимоконтроль — это совокупный педагогический контроль, при котором учащиеся оценивают работу друг друга без предъявленной эталонной учебной задачи и ее решения, но при обоюдном согласии. По мнению автора, взаимоконтроль представляет собой диалоговую форму работы на основе взаимодоверия [9, с. 29].
Было выявлено, что организация делового общения учащихся как в парах сменного, так и постоянного состава, полезна не только слабым, но и сильным учащимся, оказывающим своевременную помощь своим одноклассникам, то есть, по Джону Мартину, обучая других, ученик может лучше освоить учебный материал (до 90 %) [2, с. 306].
Многие учителя используют различные виды взаимоконтроля в своей работе при этом, зная, что он влияет не только на индивидуальные учебные достижения, но и способствует формированию таких качеств личности как: товарищеская взаимопомощь, стремление помочь своему товарищу не подсказкой, а своевременно проведенной консультацией: вырабатывает ясность и четкость речи, логичность изложения мысли, умение выделить главную мысль из всего объема информации, повышает интерес к изучению предмета и т. д. Все это можно назвать универсальными учебными действиями.
В своей работе Г. В. Шутова обращает внимание на то, чтобы учащиеся в процессе организации взаимопроверки научились оценивать работу одноклассника объективно, с обоснованием своей оценки. Автор считает, что прежде, чем вводить взаимопроверку на уроке необходимо познакомить учащихся с алгоритмом проверки и оценивания. Для усвоения данного алгоритма рекомендуется проведение проверки задания совместно с учителем. При этом все ученики класса прослушивают ответ ученика, затем осуществляется коллективное исправление неточностей, обосновывается отметка. Автор обращает внимание на то, что взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока (при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме).
Взаимопроверка может осуществляться и при работе в группах при выполнении как письменной, так и устной работы. На группу дается одно общее задание. Ученики выполняют задание совместно, попутно контролируя друг друга. При выполнении устной работы также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2–3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
При выполнении группового проекта выполненную работу презентует выбранный из группы ученик. Оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. При этом оценка должна быть обоснована в зависимости от вклада, внесенного учеником в работу [10].
Взаимоконтроль входит в оценочную деятельность учащихся, в ходе которого ученик должен объективно оценить работу одноклассника или целой группы учеников. При взаимоконтроле важно не то, чтобы учащиеся научились оценивать работу механически, а то чтобы они смогли обосновать свою оценку.
Взаимная проверка нравится учащимся: она призывает их к активной деятельности и значительно увеличивает интерес к знаниям. При взаимном контроле хорошо прослеживается раскрытие индивидуальных особенностей детей и их взаимоотношения с товарищами, благодаря взаимному контролю учитель осуществляет проверку знаний учащихся [8, с. 91].
Заключение
Разработка, организация и проведение самоконтроля и взаимоконтроля — очень трудоемкий процесс. Для поддержания активности учащихся в проведении самоконтроля и взаимоконтроля на уроке, учителю необходимо вводить много новых и интересных заданий, которые способствуют формированию самостоятельности и инициативности.
Литература:
- Алексеева, Н.В., Веселовацкая А. В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе // Современная наука. 2011. № 2. С. 35–38.
- Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно‐прогностический курс. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 500 с. С. 306.
- Васильева, Т. Ю. Приемы рефлексивной технологии с целью формирования самооценки и самоконтроля на уроках в начальной школе / Т. Ю. Васильева // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей / Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2015. — Вып.8. — С.42–45.
- Габеева, Л. Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 15. С. 102–107.
- Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с. С. 195.
- Карвасарский, Б.Д Психотерапевтическая энциклопедия / 2-е изд. –СПб.: Питер, 2002. — 1024 с.
- Омарова, А. А. Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 7. — 108 с.
- Попкова, Е. С. Роль взаимоконтроля в активизации познавательной деятельности учащихся /Е. С. Попкова, Г. Н. Сумина // Певзнеровские чтения. 2015. № 1. С. 91–95.
- Семина, Л. В. Механизм обратной связи необходимая составляющая управления самостоятельной работы студентов // Народное образование педагогика. 2010. № 3. С. 29–30.
- Шутова, Г.В. «Взаимоконтроль и взаимопроверка: правила и способы применения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/5652_vzaimokontol_i_vzaimoproverka
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, взаимоконтроль, самоконтроль, ученик, начальная школа, особое внимание, взаимный контроль, устная работа, учебный материал, учебный процесс.
Методическая разработка на тему: Врачебный контроль, самоконтроль и восстановительные мероприятия в тренировочной деятельности.
БЕСЕДА
«Врачебный контроль, самоконтроль
и восстановительные мероприятия»
С целью оценки воздействия на организм человека физических нагрузок проводится врачебный контроль. Врач, тренер, преподаватели с его помощью устанавливают уровень функциональной готовности спортсмена к новым тренировочным занятиям, выявляют признаки неполного восстановления, предупреждают развитие состояний переутомления и перенапряжения. Информация врачебного контроля позволяет вовремя внести коррективы в тренировочный процесс. Для оценки воздействия физических нагрузок на спортсмена тренер должен владеть простыми медицинскими методами исследования. Врачебный контроль должен использоваться на спортивных, текущих и этапных периодах тренировки.
— оперативный контроль – оценивает срочный тренировочный эффект во время выполнения физических упражнений и в ближайший восстановительный период. Проводится – до занятия, в течении занятия, через 30 мин после занятия.
— текущий контроль – оценивает отставленный тренировочный эффект, через день после больших нагрузок и в последующие дни.
— этапный контроль – оценивает кумулятивный тренировочный эффект за определенный период тренировки (2-3 месяца) и помогает совершенствовать планирование тренировочного процесса.
Большое значение для врачебного контроля имеют данные самоконтроля спортсмена в его дневнике. Каждый спортсмен должен научиться сам наблюдать за состоянием своего здоровья и изучать свой организм. Самоконтроль осуществляется по субъективной оценке самочувствия, сна, аппетита, работоспособности, веса, пульса, частоты дыхания и спирометрии. О достаточной или чрезмерной физической нагрузок говорят слабость, боли в области сердца или головная боль, данные пульса через 10 мин после окончания тренировки.
Методы врачебного контроля могут быть следующими:
— анализ и визуальное наблюдение позволяют увидеть внешние признаки утомления и судить о состоянии организма спортсмена в целом (учитываются жалобы, неприятные ощущения, самочувствие, усталость, желание тренироваться). Внешние признаки (окраска кожи, потливость, характер дыхания, внимание, координация движений)
— оценка степени утомления (средняя, большая). Методами этого контроля являются: изменение массы тела, определение ЧСС и быстроты их восстановления, измерение АД, при необходимости – снятие ЭКГ, внешнее дыхание (частота, ЖЭЛ, МВЛ), изменение в мышечной и нервной системах (быстрота движений, становая сила, динамометрия).
Клинико-биологические методы врачебного контроля:
— содержание молочной кислоты в крови (через 3 мин после упражнений)
— содержание мочевины (утром, натощак, вечером после тренировки)
— содержание неорганического фосфата в сыворотке крови (до нагрузки и спустя 4 мин после нее. Таким образом оцениваются скоростно-силовые качества спортсмена.
— кислотно-щелочное равновесие (РН), содержание глюкозы (сахара) в крови
— радиотелеметрические методы во время выполнения упражнений.
Пробы и тесты врачебного контроля:
— ортостатическая проба (степень восстановления ЧСС после тренировки, на следующий день — утром лежа до подъема и стоя после подъема).
— тест РВС – ЧСС при повторных специфических нагрузках (20 приседаний, 15-секундный бег на месте в мах темпе)
Пробы с повторными нагрузками проводятся во время этапных наблюдений (один раз в 2-3 месяца)
Врачебный контроль имеет большое значение во время соревнований, где организм спортсмена подвергается предельным физическим нагрузкам, где необходимо сохранить здоровье спортсмена, предупредить травмы, заболевания и если необходимо оказать первую доврачебную помощь.
Врачебный контроль на соревнованиях предусматривает:
— допуск спортсменов на соревнования (заявка с визой врача)
— санитарный контроль за местом проведения соревнований (по необходимости с питанием и размещением)
— оказание помощи спортсменам при травматизме и заболеваниях
— антидопинговый контроль – выявления факта применения спортсменами запрещенных веществ, повышающих спортивный результат. Допинг-контроль проходят победители соревнований и спортсмены, занявшие 2-4 места. В командных соревнованиях участники допинг-контроля определяются жребием.
Тесты и пробы врачебного контроля отражают функциональное состояние различных систем организма спортсмена:
Сердечно-сосудистая система
– ЧСС и АД (при остром утомлении наблюдается сердечная аритмия, ЧСС в покое увеличивается в 1,5-2 раза, АД повышается на 20-50 мм рт.ст., минимальное давление может упасть до нуля.
— электрокардиография (в случаях острого переутомления наблюдаются признаки перегрузки желудочков, удлинение экстрасистолы, уплощение зубца-Т и другие изменения)
— гемодинамика (повышение показателей среднего АД и увеличение коэффициента экономичности кровообращения – КЭК)
— увеличение ЧСС более, чем на 20 уд/мин при ортостатической пробе (ЧСС стоя, лежа0
— уменьшение ЧСС более, чем на 10 уд/мин при клиностатической пробе (ЧСС стоя, лежа)
Функциональное состояние дыхательной системы определяется:
— ЖЭЛ (выдох воздуха после выдоха на спирометре. ЖЭЛ при утомлении уменьшается)
— Проба Розенталя (5 измерений ЖЭЛ с интервалом отдыха 15 сек. Уменьшение показателей говорят об отклонениях или утомлении)
— Проба Штанге (и.п. стоя, после двух вдохов на третьем – задержка дыхания. Норма – 60-120 сек.)
— Проба Генчи (время задержки дыхания на выдохе. Норма 60-90 сек. При утомлении резкое снижение)
Функциональные возможности ЦНС определяются:
— пробой на устойчивость в позе РОМБЕРГА (основная стойка, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены, стопы ног находятся на одной линии, носок к пятке). Определяется мах время устойчивости и начало дрожания пальцев.
К педагогическим средствам восстановления относятся:
— правильное определение интервалов отдыха между физическими упражнениями, занятиями, недельными, месячными циклами.
— использование различных форм активного отдыха, переключение различных видов физической работы.
— правильное сочетание средств общей и специальной подготовки в тренировочном процессе.
— разработка системы восстановительных средств в различных циклах тренировочного процесса.
К медико-биологическим средствам восстановления относятся:
— рациональное питание (особенно в период напряженных тренировок и соревнований)
— физио и гидропроцедуры (тепловые лампы, лампы соллюкс, лампы Минина, солнечные ванны, ультрафиолетовое облучение – «солярис», водные ванны, купание в водоемах, различные души, массажи, душ «шарко»).
— восстановительный (реабилитационный) массаж, возбуждающего или успокаивающего характера.
— применение мазей, гелей, бань, саун (различного вида).
— применение фармакологических (незапрещенных) препаратов и витаминов.
К психологическим средствам восстановления относятся:
— беседы, организация интересного отдыха, создание хорошего морального климата в команде, группе, совместимость спарринг-партнеров, расселение
спортсменов на сборах или соревнованиях, внушение уверенности спортсменами в своих силах, цветовое и музыкальное воздействие, гипноз, аутогенные упражнения.
Восстановительные средства используются в комплексе с учетом специальной работоспособности в данном виде спорта.
Все средства восстановления делятся на два вида:
— общего воздействия (ванны, души, массаж, витамины, лекарственные препараты, питание, УФО, закаливание)
— локального воздействия (особенно при 2-х разовых тренировках в день после первой тренировки, на определенные группы мышц)
Особенно важную роль в процессах восстановления играют педагогические средства восстановления:
— проведение полноценной разминки перед тренировкой или соревнованиями
— снижение нагрузки за 10-12 дней до соревнования
В настоящее время продолжается поиск критериев готовности организма спортсмена к повторным нагрузкам через различные тесты и их показатели потребления кислорода, минутного объема дыхания, частота пульса, величина АД, скоростно-силовые и статистические показатели.
Пути повышения качества и скорости восстановительных процессов:
— активный отдых и применение дополнительных упражнений, стимулирующих выполнение спортивной деятельности, выполнение умеренной нагрузки после тяжелых и напряженных тренировок.
— сон и саморегуляция эмоционального состояния, соблюдение гигиены сна, аутогенная тренировка.
— применение спортивного массажа различного вида (ручного, вибрационного)
— соблюдение привычного суточного, недельного режима дня и индивидуального биоритма.
В настоящее время все тренеры должны обучаться полноценному комплексу средств восстановления для того, чтобы напряженно тренироваться, рационально и полезно отдыхать, повышать спортивную работоспособность и спортивные результаты и самое главное – сохранить здоровье спортсменов.