Образование в Дании — Википедия
Круглая башня — одно из старейших университетских зданий КопенгагенаДатская система образования предоставляет возможность доступа к школе, старшей школе, а также большинству видов высшего образования. Посещение Folkeskole (средняя школа) или равного образования обязательно на протяжении минимум 9 лет. Точно такое же образование может быть получено в частных школах или при обучении на дому. Около 99 % учеников посещают среднюю школу, 86 % — старшую школу и 41 % продолжают своё обучение в высших учебных заведениях. Все обучение в Дании бесплатно, также нет никакой платы при зачислении. Ученики в старшей школе и выше могут претендовать на Студенческую Помощь, которая представляет собой ежемесячную фиксированную денежную выплату — аналог стипендии.
Датская система образования действует с 1994 года. Она даёт полный контроль родителям — они решают, ходить ребёнку в школу или нет. Закон предусматривает обязательное образование с 7 до 16 лет, но не обязательное посещение школы. Получение обязательного (специального) образования — бесплатно. Период обязательного образования: с 1 августа того года, когда ребёнку исполнилось 7 лет, и до 31 июля того года, когда ребёнок окончил 9 класс. Примечание: обучение в подготовительных и 10 классах не является обязательным.
Первичное образование в Дании называется «den Danske Folkeskole» («Датская средняя школа»). Она начинается с детсадовского класса/0-го класса («børnehaveklasse»/ «0. Klasse») и заканчивается 10-м классом, хотя 10-й класс не является обязательным. Ученики могут посещать как бесплатные школы («Friskole»), так и частные школы («Privatskole»), то есть школы, которые не находятся под управлением муниципалитетов, такие как христианские школы или Вальдорфские школы. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, управляемая ОЭСР, поставила Датское образование на 24-е место в мире в 2006, что свидетельствует о его качестве примерно на уровне среднего показателя ОЭСР
После выпуска из Folkeskolen, существует несколько путей дальнейшего образования, включая Гимназию (академически ориентированную старшую школу), Высшая подготовительная экзаменовка (Højere Forberedelseseksamen или HF) (похоже на гимназию, но на год короче), Высшая Техническая Экзаменационная Программа (HTX, Højere Teknisk Eksamen), с упором на математику и инженерию, а также Высшая Коммерческая Экзаменационная Программа (Højere Handelseksamen, abbreviated HHX), с упором на торговлю и бизнес. Кроме того, существует также профессиональное образование, позволяющее молодым людям получить определённую специализацию в торговле при помощи совмещения обучения и практики.
Гимназии, HF, HTX и HHX ставят своей целью подготовку учеников к высшему образованию в университетах и колледжах.
В Дании есть несколько университетов. Крупнейшие из них и самые старые — Копенгагенский университет, основанный в 1479 году[2], и Университет Орхуса, основанный в 1928 году.
Folkehøjskolerne («Общественная Высшая Школа»), основанная политиком, священником и поэтом Николаем Грундтвигом в XIX веке — это социальные свободные учебные структуры без тестов, классов, акцентированные на совместное обучение, поиски себя, просвещение и обучение мыслить
Большая часть финансирования учреждений частного образования — государственные бюджетные ассигнования. Несмотря на это и то, что в наличии имеется достаточно разветвленная сеть частных школ, только 12 % детей посещают частные средние школы и лишь 4,5 % частные гимназии. То есть: стоимость получения частного образования достаточно высокая. Законодательством разрешаются следующие виды частных учебных заведений:
- Детские сады;
- Средние школы;
- Из числа общих высших средних школ — только гимназии.
Частные высшие учебные заведения запрещены.
Финансовая помощь для получения высшего образования[править | править код]
Система предоставления грантов и кредитов сформирована в 1988 году. Ею могут пользоваться все датчане, пожелавшие учиться на курсах высшего образования. Система называется: «Ваучерная». Каждый студент, зачисленный на курс высшего образования, получает 70 ваучеров, которые может расходовать по своему усмотрению. Основные принципы:
- Каждый ваучер равен 1 месяцу обучения.
- Студенты могут выбирать: использовать свои ваучеры на получение полного высшего образования (приблизительно 58 месяцев + 12) или на прохождение серии краткосрочных курсов.
- Если срок обучения (например, студент стал готовиться на Мастера или Доктора наук) более 58 месяцев, то ему будут выданы дополнительные ваучеры + 12 месяцев.
- Если студент окончит один курс и перейдёт на другой, имея неизрасходованные ваучеры, то ему будет выдан государственный грант.
Студенты получают также большие скидки на транспорт, включая для поездок в другие страны Европы.
Докторат оплачивает сам соискатель. На этом этапе нет достаточной материальной поддержки от государства.
Особенности школ в Дании, которые удивляют всех и каждого
Закон Янте — сформулированный писателем Акселем Сандемусе свод правил, которыми обычно описывают скандинавский менталитет. В оригинальной формулировке они звучат как пассивно-агрессивный социализм, но, если отбросить лишнее, остается сама его суть: всё равны.
Именно этим принципом и руководствуются нынче потомки воинственных викингов, и заметно это буквально во всех сферах жизни. Взять хоть школы. Датские школы настолько сильно отличаются от наших, что складывается ощущение, будто речь идет о другой планете.
Датчане отправляют своих детей в школу не для того, чтобы те получили знания, а для того, чтобы из них сделали полноценных членов общества. Поэтому в школы берут абсолютно всех малышей безо всяких входных тестов и экзаменов. А характеристика из детсада нужна учителю лишь для того, чтобы он понимал, как вести себя с тем или иным ребенком.
Фото: DepositPhotos
Войдя в школу, первое, что ты увидишь: дети в помещении ходят босыми, максимум в носках. Обувь надевают лишь перед физкультурой или прогулкой. Никакой формы нет, но выглядят все аккуратно, то же касается и учителей, никакого дресс-кода не существует.
Фото: DepositPhotos
В коридорах расставлены холодильники, на большой перемене дети достают оттуда еду, которую им дали дома. Школа не занимается питанием учащихся, это остается на усмотрение родителей. Также везде стоят кулеры с водой, когда нужно, дети наполняют личные бутылочки. Никаких стаканчиков, такая вот забота об окружающей среде.
Фото: DepositPhotos
Фото: DepositPhotos
За развлечениями следят двое дежурных учителей. Их главная задача — следить за безопасностью, хотя даже маленькие дети сами способны ее обеспечить. Если кто-то, например, разбивает коленку, он сам или его товарищи должны сказать дежурному, который окажет всю необходимую помощь.
Фото: DepositPhotos
Что совсем уж дико для нас: на уроках физкультуры, соревнуясь между собой, дети не радуются собственным победам, но и не огорчаются поражениям. Все привыкли, что сегодняшняя победа не делает тебя победителем, ты не становишься лучше других. Ведь, кто знает, кто проиграет завтра?
Фото: DepositPhotos
В такой ситуации не стыдно быть проигравшим, ведь в глазах окружающих ты ничего не теряешь. Успех измеряется в твоих коммуникативных навыках. Если ребенку сложно общаться со сверстниками или заводить друзей — добро пожаловать к школьному психологу.
Фото: DepositPhotos
Свободой обладают и учителя, их не отягощают постоянно государственными проверками или обычной бюрократией. Директор приходит на урок только для того, чтобы лично принять в нём участие. Зато правило «звонок для учителя» работает так же, как у нас.
Фото: DepositPhotos
Очень интересный момент уроки UUV (understottende undervisning), которые проводят в начальных школах. Учитель на свое усмотрение может провести один-два урока по тем темам, которые вызвали наибольшие трудности у учеников.
Фото: DepositPhotos
В классе дети сидят по два-три человека, вместе выполняя задания. Помогать товарищу — нормально, поэтому в аудитории никогда не бывает тишины, учитель же следит за дисциплиной и помогает тем, кто поднимает руку. Если ученик справляется с заданием до звонка, он может взять ноутбук и продолжить изучение темы в интерактивной форме.
Фото: DepositPhotos
С 14:00 до 17:00 проходят платные занятия продленного дня. Здесь дети могут общаться или играть на ноутбуках, делать домашнее задание строго запрещено. Датские педагоги уверены, что после занятий ребенку нужно на пару часов отвлекаться от науки.
Фото: DepositPhotos
Кроме того, когда ребенок выполняет домашнее задание дома, родители могут оценить его успехи и решить, нужны ли ему дополнительные задания по тому или иному предмету. И еще в конце каждого месяца учитель пишет электронное письмо родителям, где рассказывает о победах и затруднениях учащегося.
Фото: DepositPhotos
В начальной школе оценки вовсе отсутствуют, раз в месяц ученики проходят тесты, которые не оцениваются. Дети сами сообщают о том, насколько сложными для них оказались задания. Но со второго класса вводятся государственные тесты, которые выполняются в режиме онлайн.
Фото: DepositPhotos
Результаты сразу отправляются на сервер и нигде не оглашаются публично. Их даже не сравнивают с чужими результатами, оценивается только то, насколько ребенок шагнул вперед относительно своего же предыдущего теста.
Фото: DepositPhotos
Откровенно говоря, нам далеко до датчан, но назвать нашу ситуацию плачевной сложно. Повсеместно в учебный процесс внедряются новые технологии, применяются новые методики, только вот движется это всё очень медленно. А всё потому, что люди, которые этим занимаются, заканчивали традиционные школы, им сложно представить что-то новое, что соответствует духу времени. В качестве хорошего примера можно привести методику Михаила Казиника.
школы, высшее образование, учёба для русских
Дания является самым маленьким скандинавским государством. Между тем высокий уровень жизни и минимальная иерархия общества позволили объявить эту страну и ее жителей самыми счастливыми в мире. Иностранцы, проживающие в Дании, имеют такие же права и социальные гарантии, как и местные жители. Это касается не только медицинских услуг, но и бесплатного образования, получить которое стремится все большая часть молодых людей из других стран. Их привлекает образовательная система Дании, не зря признанная самой лучшей в мире.
Ступени образования в Дании
Система образования в Дании была принята в 1994 году. Она определила полные права родителям, которые принимают решение самостоятельно по поводу посещения школы. Согласно букве закона, предусмотрено обязательное образование для возраста с семи до шестнадцати лет. Интересно, что при этом обязательное посещение школы от детей не требуется. Обязательное или специальное обучение в школах проводится бесплатно, начиная с 1 августа после достижения семи лет и до 31 июля после окончания девятого класса.
Датская образовательная система обеспечивает получение знаний в школе, старшей школе и в высших учебных заведениях. Посещение средней школы (Folkeskole) обязательно на протяжении, как минимум, девяти лет. Равноценный уровень образования может быть приобретен даже на дому или в частных учебных заведениях.Обучение в Дании проводится бесплатно, не выставляется оплата и при зачислении в любое из учебных заведений. Учащиеся, посещающие старшую и высшую школы, могут претендовать на получение так называемой студенческой помощи, аналог нашей стипендии, которая выплачивается каждый месяц в установленном объеме.
Образование дошкольников в Дании
Законодательство закрепляет права ребенка на посещение детского сада. Финансовая сторона вопроса и определение количество доступных мест в детских садах решается муниципалитетом. Для всякого ребенка обязательно найдется место в дошкольном учреждении, если его родители пожелают водить его в сад. Учреждения дошкольного образования работают круглый год за исключением лишь выходных дней и национальных праздников, время работы с 7 утра до 18 часов вечера.
Система дошкольного образования организована следующим образом:
Система дошкольного образования организована следующим образом:
Название | Возраст детей | Количество человек |
Ясли | От 6 месяцев до 3 лет | от 30 до 60 детей |
Детские сады | От 3 лет до 6-7 лет | от 40 до 80 детей |
Расширенные детские сады | Для любых возрастных групп | До 150 детей |
Муниципальные группы по присмотру за детьми | После заключения контракта с муниципалитетом физ.лицо получает право присматривать за детьми | От 5 до 10 детей |
Среднее образование в Дании
Первичное образование или «Датская средняя школа» ( den Danske Folkeskole ) начинается с нулевого класса детсада и заканчивается в 10 классе, причем его посещение не является обязательным. На выбор родителей школы могут быть как бесплатными (Friskole) , так и частными (Privatskole), не находящимися под эгидой муниципалитета (например, христианские или Вальдорфские).
После прослушивания обязательного курса школы учащиеся получают сертификат (studentereksamen). Этот документ является необходимым и достаточным для подачи заявления в высшее учебное заведение. Кстати, уже на последнем этапе обучения школы Дании учащиеся могут определиться с подходящей для себя специализацией в одной из нескольких областей:
- общенаучной, с сертификатом Secondary School Leaving Certificate;
- коммерческой, с сертификатом Higher Commercial Examination;
- технической, с сертификатом Higher Technical Examination.
Высшая ступень образования в Дании
Высшее образование в Дании можно получить в одном из трех учебных заведений:
- профессиональные училища – представляют двухлетние программы профессионального обучения по следующим направлениям: бизнес, технологии и информационные технологии. В училищах используются практические эксперименты, имеющие под собой основу из теоретических знаний. В конце курса студенты представляют дипломную работу.
- колледжи – их программа обучения рассчитана на 3-4 года в направлении бизнеса, образования, инженерии. В программу входят изучение теории, прохождение практики и написание дипломной работы. После окончания присваивается степень бакалавра.
- университеты – обучение и исследовательская работа проходят на высоком международном уровне. Некоторые университеты специализируются на одном направлении деятельности, другая часть предоставляет возможность изучения различных программ. В университете можно получить степени магистра и доктора.
Получение грантов и кредитов в Дании
Система предоставления кредитов и грантов была утверждена и вступила в силу в 1988 году. Воспользоваться ею может любой местный житель, выразивший желание получать высшее образование в Дании. Купонная система построена по следующему принципу:
- Любому студенту, поступившему на высшие образовательные курсы, полагается 70 ваучеров. Распорядиться ими каждый обучающийся может по своему желанию.
- Каждый ваучер равняется одному месяцу обучения в высшем учебном заведении.
- Студент может потратить свои ваучеры на прослушивание полного курса высшего образования либо на серию краткосрочных курсов.
- В случае, если студент хочет прослушать курс на получение диплома мастера либо доктора наук, ему выдаются дополнительные ваучеры.
- После окончании одного и переходе на следующий курс студент, имеющий неиспользованные ваучеры, получает государственный грант.
Образование для русских в Дании
Высшие заведения Дании ориентируются на международный уровень образования, поэтому иностранных студентов там принимают с готовностью. Учеба в Дании доступна для российских молодых людей в нескольких случаях:
- Если они обучаются на кафедрах российских вузов, то можно подать заявку на участие в одной из программ студенческого обмена. О подробностях можно уточнять на сайтах конкретного датского университета или у себя в учебном заведении.
- Вместе с тем, выбрав датский вуз по собственному желанию, можно поступить туда самостоятельно.Образование в Дании для русских имеет, правда, одну особенность. Поскольку от абитуриентов требуется двенадцатилетнее образование, а в в России оно составляет лишь 11 лет, придется закончить хотя бы первый курс в вузе родной страны.
Министерство образования Дании каждый год назначает двухуровневые квоты, которые предназначаются для самих датчан и иностранцев, не имеющих диплома страны, но соответствующих требованиям высших учебных заведений. Для получения более глубоких знаний перед поступлением в университеты Дании, можно окончить специальные курсы по подготовке при их центрах. В программу входит изучение датского языка, который обязательно пригодится для дальнейшей жизни в этой стране. По окончании специального курса сдается экзамен Higher Preparatory Examination, который гарантирует зачисление в любой из вузов Дании.
Обучение в Дании для русских, попавших в страну по программе студенческого обмена, бесплатное. Такими же правами пользуются и молодые люди, приехавших из стран Евросоюза. Абитуриентам, которые не подпадают ни под одну из категорий, придется вложить в обучение от шести до шестнадцати тысяч евро в год. Кроме того необходимо учесть и расходы на учебные материалы, которые составят около шестисот евро в год, и, конечно, медицинское страхование.
К экзаменационным испытаниям в университеты и колледжи Дании допускаются молодые люди не младше 18 лет, получившие аттестат о среднем образовании и установленный образец сертификата, гарантирующий свободное владение английским языком (TOEFL или IELTS). Каждый из университетов Дании устанавливает собственную стипендию, а поступление на послевузовские высшие курсы дает право на получение государственной стипендиальной программы.
Особенности образовательной системы Дании — Learning.ua
В последнее время в Украине наблюдается тенденция к изучению опыта образовательных систем скандинавских стран — Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии. Особенности образовательной системы Швеции мы уже рассматривали в предыдущей статье.
А сегодня предлагаем вам подробнее узнать об образовании в Дании — одной из самых экономически развитых стран мира с мощными демократическими традициями.
Какие особенности учебной системы в Дании?
Образование в Дании исповедует принцип «Обучение для жизни». Датчане считают, что обучение должно всесторонне развивать личность, а не превращать человека в заложника системы. Знание — для человека, а не человек — для знаний. Именно поэтому образование в Дании более ориентировано на практическую подготовку, чем на теоретическую.
Государство финансирует все учебные заведения в стране независимо от их формы собственности. Школы графств финансируются государством на 100%, частные — на 85%. Расходы Дании на образование является одним из крупнейших в мире, и становят 8% от внутреннего валового продукта (ВВП).
Страна имеет относительно либеральное языковое законодательство, позволяющее, кроме датского языка, в образовательных учреждениях страны широко использовать английский язык.
Как организовано дошкольное образование в Дании?
Система дошкольных учреждений делится — в зависимости от возраста ребенка — на три типа:
- детские ясли — для детей до 3 лет;
- детские сады — для детей от 3 до 7 лет;
- дошкольные классы — для детей от 5 до 7 лет, параллельно с которыми Министерство образования внедряет «подготовительные классы» для предоставления возможности обучения по программе на уровне первого и второго классов начальной школы. Однако подготовительный класс рассчитан скорее на то, чтобы приучить детей к школе, чем на систематическое обучение.
Дошкольные учреждения работают по очень удобному для родителей графику. Уже в семь часов утра родители могут оставлять садах детей, а забирать — около шести часов вечера.
Особенность дошкольного образования в Дании проявляется уже в том, что значительная часть работников дошкольных учреждений являются мужчинами.
Кроме детских садов родители могут оставлять своих детей в специальных группах, насчитывающих не более десяти человек. Такими группами занимаются независимые воспитатели, которые получают деньги за свои услуги не от родителей, а от местных властей.
Как проходит обучение в школах Дании?
Средняя школа называется «фолькескул» и может быть как государственной, так и частной (такими управляют муниципалитеты — органы местного самоуправления).
Обучение рассчитано на 10 классов, причем последний — необязательный.
Родители имеют большое влияние на обучение в школе и собственно выбор учебных дисциплин. То, посещать школу каждый день или учиться дома, также решают родители. Всего в школе изучается 15 обязательных предметов и несколько факультативных дисциплин.
Большое внимание в датской школе уделяется развитию творческих способностей, гибкости мышления, умению взаимодействовать друг с другом. Детей учат свободно выражать свои мысли, участвовать в решении поставленных задач. Основной принцип такого обучения состоит в том, что процесс является не менее важным, чем окончательный результат, а интересами отдельной личности нельзя пренебрегать ради требований системы.
В школах Дании на учеников нельзя не только кричать, но и просто повышать голос.
Особое внимание уделяется воспитанию детей со стороны государства. С ранних классов школы детям объясняют, что такое алкоголь, наркотики, и какой вред они могут принести человеку.
В общем учащиеся имеют не более 6 уроков в день, причем два из них — обязательно физкультурно-спортивного направления. Значительное внимание уделяется и изучению иностранных языков.
Ученики также имеют право выбирать себе преподавателя. Через школьный совет (в который входят 7 родителей, два педагога, два ученика и представитель мэрии) родители и ученики могут требовать освобождения преподавателя.
Каждый педагог регулярно проходит переподготовку. Где и как — его выбор. Но он обязан представить документ о повышении квалификации, иначе это скажется на его заработной плате. Чаще всего учителя сами оплачивают свое обучение и даже тратят на него часть отпуска.
Елена Егорова, основательница альтернативной школы «Savage Kangaroo», побывавшая в одной из школ Дании, в интервью «УП. Життя» рассказывает:
- «В начальной школе каждый день в расписании присутствует один, а иногда два урока под интересным кодовым названием UUV. Я узнала, что это значит „understottende undervisning“ — вспомогательный урок, который учитель наполняет по своему усмотрению тем материалом по любому предмету, который требует доработки, и использует на этом уроке в основном определенные альтернативные методы подачи. А иногда этот урок дети просто проводят на улице, если учитель считает, что им сейчас полезнее погулять.»
Среди других особенностей, которые отметила Елена Егорова в учебном процессе школ Дании, отметим следующие:
1. После уроков действует платная группа продленного дня с 14.00 до 17.00, где дети просто гуляют и отдыхают под присмотром воспитателей, а не учителей. Но домашние задания выполнять в это время запрещено! Родителям, которые забирают детей домой, тоже объясняют, что внимание ребенка должно в течение минимум двух часов отдохнуть от науки. Задания выполняются только дома также для того, чтобы родители могли видеть, что дети сейчас проходят и как они с этим справляются, не нужна ли дополнительная внимание по определенным дисциплинам. Кроме того, ежемесячно классный руководитель направляет родителям электронное письмо, в котором сообщает о достижениях и трудностях ребенка.
2. Оценки в начальной школе отсутствуют. Примерно раз в месяц ученики составляют тестовые задания по всем предметам. Причем не их оценивают таким образом, а дети составляют собственное суждение о тесте, сообщая учителю, насколько тот был тяжелый для них.
Только со 2 класса вводится годовой стандартизированный государственный тест по определенным предметам. Он выполняется школьниками на ноутбуках онлайн. Результаты направляются в проверяющее учреждение и потом не объявляются публично и не сравниваются между собой. Принимается во внимание лишь предварительный и текущий опыт каждого ребенка.
Елена Егорова отмечает, что больше всего ее поразила общая дисциплинированность в школах Дании, которая выглядит абсолютно естественной, непринужденной.
- «Как по мне, ключевой момент здесь — роль учителя как поддерживающего наставника, а не „накачивателя материалом“. Благодаря четким и всем понятным правилам процесс движется спокойно и эффективно, от пункта к пункту, день за днем.», — отмечает она.
На последнем этапе обучения в средней школе ученики выбирают для себя специализацию по одному из трех направлений:
- общенаучной;
- коммерческой;
- технической.
Выданный после окончания учебы в школе сертификат является необходимым и достаточным условием для поступления в высшее учебное заведение.
Какие особенности высшего образования в Дании?
Высшее образование Дании сейчас является одним из самых качественных и престижных во всем мире, и основной его чертой является практическая направленность. Большинство университетов королевства пытаются предоставить студентам образование,которое будет востребовано на рынке труда, поэтому программы имеют узкую специализацию.
Наиболее перспективные для страны направления (фармакология, информационные технологии, ветеринария, менеджмент, строительство, сельское хозяйство, юриспруденция) поддерживаются государством, которое выделяет больше финансов на их развитие, чем на другие дисциплины.
Высшие учебные заведения Дании делятся на три типа — университеты, высшие профессиональные училища и колледжи.
Высшее образование непосредственно финансируется государством, поэтому подавляющее большинство вузов Дании являются государственными. Но заведениям разрешено продавать дополнительные образовательные или поисковые услуги.
Как правило, учебные программы студентов не включают в себя предметы общего профиля, а преподаватели вузов параллельно по специальности работают в местных компаниях (среди которых немало крупных международных). Это дает им возможность передать своим студентам хороший опыт практической деятельности. Также, многие датские образовательные учреждения имеют партнерские соглашения с местными компаниями и общественными организациями, которые предлагают у себя стажировку, что обеспечивает студентам возможность получить опыт работы.
Учебная неделя студента, в зависимости от типа вуза, в среднем состоит из 10 часов аудиторной подготовки и 30 часов самоподготовки (сюда включается и проектная работа). Оценка работы студента осуществляется путем проведения письменных и устных экзаменов.
Высшее образование в Дании для граждан стран ЕС, Прибалтики и нордических стран, а также для участников программ обмена — бесплатное.
На сегодняшний день система образования Дании является одной из самых демократических в мире. Не будет преувеличением сказать, что образование является первым приоритетом государства и общественности в Дании. Эта забота о духовном развитии детей ощущается даже в мелких деталях- бесплатности всего учебного материала и оборудования, питания и транспорта. Конечно, нельзя сказать, что Дания имеет идеальную систему образования, но в ней есть немало аспектов, которые наши педагоги могли бы внедрять в украинских учебных заведениях.
5 принципов, которые делают датских школьников самыми счастливыми в мире
В 2016 году Данию уже в который раз назвали самой счастливой страной мира. Датчанка Малин Рюдаль в книге «Счастливы как датчане» рассказывает о принципах, на которых строится датское благополучие. В том числе и о школьной системе, которая развивает личность каждого ребёнка и помогает ему найти своё место в жизни.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
1. Быть лучшим — не главное
Основное внимание в датской системе образования уделяется не тренировке навыка прохождения тестов, а развитию любознательности и способности к саморазвитию.
Hellerup School, ДанияВ школах стараются сформировать у каждого ученика уверенность, что его ценят за его собственные качества и умения. Это значит, что каждый, независимо от оценок, может рассчитывать на место в обществе и возможность приносить пользу, занимаясь любимым делом.
Датская система не нацелена на воспитание элиты — ни в материальном, ни в интеллектуальном смысле
Программа в школах рассчитана на то, чтобы большинство учеников могли без труда её освоить. В результате среди датчан почти нет людей, которые «выпадают» из процесса образования. Система ориентирована не на лучших, а на всех: элиты немногочисленны, и датчане склонны заботиться об оставшихся 95-99%.
Особенность датского менталитета, благодаря которому такая система работает, в том, что у датчанина нет стремления главенствовать или быть самым лучшим. С 1993 по 2006 год в датских учебных заведениях существовал групповой экзамен, введённый для «воспитания командного духа». При этой «очень датской», как говорит Малин Рюдаль, форме оценки каждый студент получал свой балл за ответ, но суммарная оценка зависела от результатов всей группы. В 2006 году правительство отменило экзамен, потому что он не выявляет личные достоинства учеников, но в обществе это решение вызвало серьёзное недовольство. В результате в 2012 году групповой экзамен вернули. Теперь школы могут самостоятельно решать, проводить его или нет.
2. Уметь быть собой так же важно, как уметь читать и писать
Датская система школьного образования, в первую очередь, нацелена на воспитание независимой личности. И это не пустые слова: в датском законе об образовании прописано, что система начального образования должна не только давать детям базовые знания и навыки, но и развивать личности школьников. Перед дошкольными учреждениями (детскими садами и подготовительными классами) стоит сразу несколько задач: расширить словарный запас ребёнка, познакомить его со школьными правилами, научить их толерантности и подготовить к полноценной жизни в обществе.
Gentofte School, Дания3. Зубрёжка не поощряется
В школах учеников поощряют добывать информацию самим — ставить эксперименты, анализировать источники.
Считается, что для обучения полезнее активно участвовать в процессе познания, чем просто слушать учителя
Школьников учат сомневаться в утверждениях и вырабатывать личное мнение, тем самым воспитывая в них самоуважение и осознание себя как личности. Полезными для общества и востребованными качествами считаются креативность, критическое мышление и инициативность, а не способность запомнить наизусть параграф из учебника.
The school at Islands Brygge, Дания4. Важен не результат, а благополучие ученика
Если бы сравнение моделей образования разных стран проводилось исключительно по результатам выпускных тестов, датская система вряд ли считалась одной из лучших. Между тем Дания входит в первую десятку в рейтинге стран по уровню образования и занимает третье место в рейтинге национальных систем высшего образования 2016 года.
Малин Рюдаль приводит в пример результаты опроса учеников в странах-членах ОСЭР: треть учащихся заявляют, что им не нравится учиться, ещё три четверти — что им скучно в колледже. В Дании такого стараются не допускать: здесь считают важным, чтобы школьники и студенты получали удовольствие от учёбы, а не воспринимали её как бесконечное страдание с перерывами на выходные.
Больше всех страдают старшеклассники: им нужно хорошо учиться, готовиться к экзаменам и думать о поступлении — вернее, о «самом важном выборе в своей жизни»
Датская система образования построена так, что старшеклассники не испытывают суеверного ужаса перед грядущим поступлением в университет, усиленного тем, что они никак не могут выбрать, в какой именно. Специально для молодых датчан, которые не уверены, чем они хотят заниматься, или испытывают трудности в социализации, в датской образовательной системе предусмотрены постшколы (Efterskole). Каждый год в них записывается больше 15% учеников. Здесь подростки от 14 до 18 лет могут провести год, прежде чем решить, куда поступать дальше. В «постшколе» внимание уделяется тем областям, которые не преподавались в школе, чтобы у учеников было больше возможностей развить свои таланты, — творчеству, спорту, ручному труду. Ключевые слова, лежащие в основе Efterskole, — солидарность и свобода. Среди студентов принята взаимопомощь: более «благополучные» ученики поддерживают ровесников, которым трудно учиться или адаптироваться в обществе.
В Дании также существует совершенно уникальная система народных школ, созданная в XIX веке лютеранским епископом Николаем Грундтвигом. Это так называемая школа жизни, в которую можно поступить в любом возрасте, чтобы развить творческое начало и научиться жить в обществе. В школе преподают в основном гуманитарные науки, ученики много путешествуют и обсуждают современную ситуацию в мире. Каждый может задавать любые вопросы и обсуждать свои проблемы с товарищами. Общение и обучение в школе построено так, что воспитывает принципы равенства, взаимного уважения к другому человеку, умение делиться и потребность участвовать в общем деле. Идея Грундтвига заключалась также в том, чтобы сделать образование общедоступным — в этой школе можно просто учиться для удовольствия, «без соревновательности и диплома». Сейчас таких школ около 70 по всей Дании.
Ørestad School, Дания5. Равенство шансов
Только 11% датчан при выборе работы считают важным фактором большую зарплату. В Дании, где граждане платят чуть ли не самые большие налоги в мире, стремиться к обогащению не принято. Профессия, выбранная из прагматических соображений, может не соответствовать настоящим интересам и оказаться «не по душе» — об этом детям говорят ещё в школе.
Выбрать профессию, которая будет приносить удовлетворение, помогает развитая система профориентации. Специальная социальная служба помогает старшеклассникам выбрать высшее или среднее учебное заведение, которое соответствует их представлениям о будущем. В старших классах регулярно проходят собрания, на которых школьники индивидуально обсуждают свои планы с учителем.
Половина молодых датчан, согласно опросам, уверены, что совершенно свободны в выборе своего будущего и способны всё контролировать
Малин Рюдаль называет Данию страной «подлинной социальной мобильности». Это значит, что стать успешными могут все, независимо от отправной точки. Во многом это возможно благодаря тому, что образование в Дании бесплатное и субсидируется государством. Студентам выплачивают стипендию, которой хватает на оплату обучения и на жизнь, независимо от материального положения.
Малин Рюдаль для книги встретилась с человеком, который родился в рабочей семье в маленьком городке, а сейчас зарабатывает больше миллиона крон в одной из крупнейших адвокатских контор Копенгагена. «Родись я в другой стране, вряд ли добился бы такого положения. У меня были равные возможности с ровесниками. Я учился на юридическом факультете, получал стипендию и даже не влез в долги. Я горжусь тем, что плачу очень большие налоги и могу вернуть долги моей стране», — рассказывает он.
Разумеется, не всё идеально
У датской системы есть недостатки, которые признаёт и сама Малин Рюдаль. Когда все вокруг равны, а система ориентирована на большинство, есть риск «потерять» тот небольшой процент талантливых учеников, которые способны на большее. Датская система нацелена на поддержание удовлетворительного общего уровня, при этом самым способным может не хватать поддержки для развития потенциала.
Образование в Европе. Образование Дании.
Удивительная страна с открытыми, доброжелательными, крайне пунктуальными жителями – Дания, невероятна во всем, в том числе и в системе среднего образования.
Образование в Европе
Дошкольное образование в Дании
Право ребенка на посещение детского дошкольного учреждения закреплено законодательно. Причем, в ясли малыша можно отдать уже в 6 месяцев, куда он может ходить до 3 лет. После чего переходит в детский сад, где находится до 6-7 лет.
Если родители не хотят отдавать свое чадо в садик, а оставить его не с кем, предусмотрены специальные муниципальные группы по присмотру за детьми. В этом случае расходы на заработную плату воспитателя берет на себя муниципалитет. Ведь муниципальное образование в Данни на всех уровнях является бесплатным.
Уже с детского сада деткам рассказывают о здоровом образе жизни, вреде алкоголя и наркотиков. При этом обучение письму, счету не начинается раньше 6 лет. Даже в нулевом классе упор делается скорее на воспитание в ребенке усидчивости.
Что интересно, большинство воспитателей в Дании – мужчины.
Школьное образование в Дании
Несмотря на свободу в посещении занятий и выборе учителя и школы, получение среднего образования для датских школьников является обязательным.
Школьная система Дании была утверждена в 1994 году и, судя по тому, что именно эта страна дает миру наибольшее количество нобелевских лауреатов, она доказала свою эффективность.
Для детей от 7 до 16-17 лет посещение школы является обязательным. При этом обучение в нулевом и 10 классах – по желанию родителей.
Учебный год для датского школьника начинается с 1 августа, когда ему исполнилось 7 лет, и заканчивается 31 июля года наступления 16 или 17-летия (окончания 9 класса). После окончания школы каждый ученик получает сертификат (studenreksamen), который является аналогом нашего аттестата и дает право на поступление в университет.
Разделение по специальностям в датских школах происходит на последнем этапе обучения по одному из трех направлений: общенаучному, коммерческому и техническому.
Высшее образование в Дании
После окончания школы ученики могут пойти по одному из трех путей:
- закончить обучение в 10 классе школы;
- получать профессиональное образование;
- закончить подготовительные курсы.
Получить высшее образование можно на базе следующих учреждений:
1. Профессиональные училища на протяжении трех лет проводят обучение по двум программам – бизнес, технологии и информационные технологии. Обучение здесь строится с упором на практику, которая подкреплена теоретическими знаниями. По окончании обязательно написание дипломной работы.
2. Колледжи позволяют через 3-4 года получить степень бакалавра. Наибольшей популярностью пользуются такие специальности, как бизнес, образование и инженерия. В отличие от профессиональных училищ, образовательная программа колледжей включает изучение теории, получение практических навыков и выполнение выпускной квалификационной работы.
3. Университеты дают возможность получения совершенно уникальных знаний на высоком мировом уровне. После окончания университета можно получить степень магистра или доктора наук.
Демократия – основа датской школы
Да, свобода, равенство и братство – это те столпы, на которых строится школьное образование в Дании.
Во-первых, у датских школьников нет необходимости посещать школу. Они делают это абсолютно добровольно. И дело здесь не только в том, что каждый из них понимает тот факт, что получение качественного образования нужно, в первую очередь, ему самому, потому что в значительной степени определит его будущее. А еще и по причине того, что качество получения среднего образования находится на одинаково высоком уровне как в государственной, так и в частной школе или на дому.
Во-вторых, в этой стране нет единых учебников и образовательных программ. Каждый учитель в начале учебного года получает план, в котором указаны те навыки, которым он обязан обучить подопечных в течение года. А каким образом он этого добьется – задача самого учителя. Здесь и подбор необходимой методической литературы, и пособий, а при их отсутствии – самостоятельная разработка таковых. А в конце года специальная комиссия инспекторов совместно с родителями оценивает качество полученных учениками знаний.
Кроме того, обязательным для учителей является постоянное повышение квалификации. Многие тратят часть своего отпуска на то, чтобы получить заветный сертификат, который будет являться его гарантией на высокооплачиваемую работу.
В-третьих, ученики сами могут решать, нравится им учитель или нет и при необходимости требовать его замены. В свою очередь родители в праве выбирать школу, в которой будет проходить обучение их ребенок.
В-четвертых, датская система образования нацелена на формирование интеллектуальной элиты и развитие личности, а не только на получение знаний. Здесь нет конкуренции, борьбы, зато есть навык работы в команде. Зубрежка считается самым неэффективным способом получения знаний. Куда лучше добывать их самостоятельно – в процессе постановки эксперимента, анализа литературных источников. Больше всего в учениках ценится креативность, инициативность и критичность мышления.
Кроме того, в датских школах не предусмотрена школьная форма, а экзамены сдают только выпускники 9 класса (датский, английский языки и математику). Рай, да и только!
Когда в школе все делается для того, чтобы ученику было комфортно и интересно в ней находиться, у него нет страха перед будущим. Кроме того, эта система помогает выявлять таланты учеников и помогать им с профориентацией. Можно только пожелать, чтобы в этом направлении двигались все школы.
Статьи по тегу образование:
Шведская школа – индивидуальный подход и забота на каждом этапе обучения
Вузы Евросоюза – чем привлекательно обучение в них?
5 отличий от России. Школы в Дании
Содержание:
Для чего нужна школа в современном мире, где учитель перестал быть носителем знания? Александр Мурашев задался этим вопросом и целый год изучал школы в разных странах мира. Вот как на вопрос «Чему и как учить детей?» отвечают в Дании.
Увидев, как учат в самых обычных датских учебных заведениях, я больше не могу воспринимать школы, как прежде. Я посетил четыре разные муниципальные школы. Рассказывая кому-то о впечатлениях, я неизменно терялся: с чего начать? Наверное, с того, что после посещения этих школ мне впервые начала нравиться фраза «по закону». Едва ли не всё, что удивляет в местном образовании, школы обязаны делать законодательно. Например, защищать детей от буллинга.
Как школа повышает самооценку
В каждой школе есть своя политика против травли, и директор обязан проследить за тем, чтобы ей неукоснительно следовали. Два года назад в стране был принят новый закон: согласно ему пострадавший от травли ученик может подать на школу жалобу. И тогда, даже после одного случая, школу могут закрыть.
«Мы работаем над самооценкой школьников и над тем, как дети относятся друг к другу, — говорит мне директор одной из средних школ Эсбьерга Стеффан Лэвец. — Наша программа направлена на то, что ученики в каждом классе должны научиться воспринимать различия друг друга, и на то, как реагировать, если кто-то ведет себя иначе».
Для маленьких детей такая профилактика буллинга происходит через игры, в которых в доступной форме рассказывают о том, как принимать то, что все мы разные. Для детей постарше — через фильмы и, конечно, через общение с учителями. Одним из фильмов, о котором узнал я, была короткометражка о вполне счастливой с виду семье, где отец на самом деле является тираном, но никто об этом не знает. «Мама, а у нас, оказывается, очень хорошая семья», — сказала вернувшаяся домой после просмотра этого фильма школьница.
Слово «самооценка» я буду слышать постоянно в самых разных школах.
«Когда ты сдал работу учителю, что ты затем получишь назад? Сорок лет назад ты получил бы листок, исчерканный красным, где была бы отмечена каждая твоя ошибка, — рассказывает Стеффан. — Учителя в школе должны работать иначе. Да, ты можешь проговорить ошибки отдельно, но фокусируйся на том, что у ребенка получается хорошо. Преподаватели говорят: „Если ты сможешь здесь приложить чуть больше усилий — получится еще лучше“. Вот что выстраивает их самооценку: когда школьник осознает, где у него прогресс: вчера он был тут, а сегодня уже здесь».
Да, о любых ошибках датские учителя и директора рассказывают родителям не при всех, а наедине. А встречи частые. Официальная позиция датских школ: образование — это ответственность, разделенная между родителями и школой.
Чуть позже я пообщаюсь в этой же школе с преподавателем Сереном Медсеном. «Каждый учитель должен для себя решить, что для него важнее — знание или личность ученика, — говорит Серен. — Что выбирал я? Всегда второе. Потому что затем проще учить: сначала школьник становится уверен в себе, вслед за этим естественным образом приходят знания. Доверительные отношения между учеником и учителем — это основа преподавания в Дании. Конечно, школьникам приходится учить предметы — но мы не можем этого сделать без доверия. Каждый день я разговариваю с детьми. О прошедшем дне, их самочувствии… это незначительные разговоры, но, на мой взгляд, это важно. Так они чувствуют, что человека перед ними волнует не только оценка».
Как школа поддерживает любознательность
«Интерес» — еще одно слово, которое поразительным образом будет повторяться из школы в школу. Начиная с первого класса ученики датских школ дважды в год заполняют опросники. «Среди прочего там есть вопрос: „Насколько тебе скучно учиться?“ — говорит мне Стеффан. — Так мы выяснили, что в первом классе — низкий уровень „скуки“. Но чем старше, тем детям неинтереснее учиться. А есть очень сильная связь между тем, что ученик считает учебу скучной, и тем, что он мало будет знать. Вот почему еще мы не фокусируемся на ошибках: им не будет интересно, если мы будем тыкать в каждый недочет».
Датские политики обязали каждую школу придумать свою программу, чтобы сделать обучение интересным для школьников. Стеффан не без гордости показывает мне свою программу, предлагающую ученикам разделение на потоки после шестого класса. «Ученики могут выбрать либо обычные программы, либо из пяти разных направлений, —говорит он. —У нас есть направления: культура, история и философия, создание фильмов, городской спорт, журналистика и медиа. Учеба выстраивается вокруг интереса, и это общее увлечение поддерживает всех».
Ведь действительно простая идея — стоит объединить классы по такому принципу, и им будет интересно учиться. Серен говорит, что формирование заняло некоторое время, но зато программа оказалась настолько успешной, что 60% учеников выбирают «нестандартные направления». А ради того, чтобы быть в компании единомышленников, дети приезжают за 50 км от школы — беспрецедентный случай для Дании, где обычно посещают ближайшую к дому школу.
Как школа находит подход к самым разным детям
Отсутствие инклюзивных школ — вот чем еще отличается датское образование от всех остальных стран. Раньше в местных школах существовали «коррекционные классы», где, например, учились дети с гиперактивностью. Затем в школах решили, что никто не должен становиться изгоем, и особенные дети стали учиться в обычных классах, но расписание было сконфигурировано под каждого. Например, пока все шли на урок физкультуры, эти дети занимались датским.
Так всё равно оставалось ощущение, что они «лишние», и теперь 96% процентов детей в стране учатся в обычных классах по обычному расписанию вместе со всеми остальными. Просто для них подбирают специальные технологии обучения. Например, в школе может быть компьютер со специальными текстами для дислексиков, программы, помогающие им правильно писать, и специальные курсы для того, как ими специально пользоваться. Всё это абсолютно бесплатно.
«Как мы объединяем прямо всех детей в классе? Это очень хороший вопрос, — смеется Стеффан. — Спросите учителей, и они скажут, что это — самое сложное в их работе. Мы пытаемся выстроить такую атмосферу, где все дети будут принимать друг друга и понимать, что мы все разные — и в плане способностей к обучению, и в плане социальных навыков. Некоторые учителя скажут вам: раньше всё было проще, сейчас ученики стали сложнее. Их иначе воспитывают, чем 20–30 лет назад, когда они были послушными и делали то, что говорил им преподаватель. Сегодня они спрашивают: „Зачем?“. В Дании современное поколение называют „керлинг-детьми“, потому что родители старательно расчищают детям все препятствия, а ребенок легко катится по гладкой дороге».
Каждый учитель в Дании обязан преподавать от трех до четырех предметов на свой выбор, причем часто они могут быть совершенно полярными. Серен преподает культуру, математику и физкультуру. Открывая дверь в спортивный зал, он говорит: «Вот здесь мы проходим математику». Видя мой вопросительный взгляд, Стеффан объясняет: он может дать физические упражнения во время занятий или провести параллели с математикой на предмете «культура». Устроить урок в спортзале, где дистанция бросков становится предметом математического обсуждения.
Или, следуя обязательной для всех учебных заведений в Дании концепции «открытая школа» (когда ученики должны чаще взаимодействовать с городом вокруг них), выезжать куда-нибудь за пределы школы, чтобы наглядно демонстрировать где-нибудь в парке, для чего нам нужна геометрия. Кстати, по закону, детей нельзя держать в школе в течение целого учебного дня — они обязаны выходить заниматься физическими упражнениями на улицу.
Зачем в школе говорить о сексе
Отдельная и краеугольная тема для нашей страны — уроки сексуального воспитания. В Дании они проходят с первого класса. Раз в год, в шестую неделю (потому что шесть по-датски будет seks), школа наполняется неловким смехом: начинаются уроки сексуального просвещения.
С первых классов обозначаются вопросы о нашем теле. Начиная с шестого класса поднимаются более практичные вопросы. Хрестоматийные — как пользоваться презервативом, что делать при менструации и как предотвратить нежелательную беременность. И совсем другие, не связанные напрямую с нашим телом. «Дети видят в Сети всё уже в раннем возрасте, — говорит Стеффан. — Мы считаем, что взрослым нужно объяснить, что об этом думать. Что значит влюбиться в первый раз? Что такое норма? Ты можешь увидеть какие-то вещи в порно и подумать, что ты ненормален, раз не делаешь этого. И когда у тебя появится девушка, именно так себя с ней и надо будет вести».
«Мы рассказываем им, что делать, если какой-то человек в социальных сетях просит выслать вашу фотографию в обнаженном виде. К кому можно обратиться в этом случае. Что говорить. Как себя вести, — рассказывает Серен. — Они, конечно, стесняются и смеются. Поэтому на уроках я предлагаю им анонимно написать вопросы на бумажке. Потом по очереди на них отвечаю, так они уже смелее задают вопросы сами».
После окончания шестой недели сексуальное воспитание равномерно распределяется по остальным урокам. Также учителя делятся полезными ссылками и литературой — зная, что любопытство к теме пересилит и школьники будут активно изучать информацию.
Сколько старшеклассников в России не умеют читать?
Частные школы, в которых учатся около двадцати процентов датчан, фактически ничем не отличаются от обычных, муниципальных. Разве что необходимостью платить 120 евро в месяц. К слову, образование в Дании бесплатное, а начиная с гимназии школьники даже получают стипендии. Поскольку это уже давно обходится налогоплательщикам в крупную сумму, политики предложили отменить стипендии для тех, кто живет с родителями и не нуждается в дополнительных деньгах. Однако в ответ началась забастовка, и идею пришлось оставить.
Конечно, во всем этом великолепии есть ложка дегтя. О ней мне рассказала учительница Стина. «В датской системе образования много несовершенств, — сказала она. — Оно дорого обходится жителям страны. И только последние пять-десять лет мы начали открыто сравнивать школы и обсуждать, всё ли делаем верно. А еще двадцать процентов молодежи в стране выбирают закончить образование на девятом классе. Многие из них даже не умеют читать».
Как возможно проучиться девять лет и не научиться читать, не смогла объяснить даже Стина. Возможно, эти школьники так и не смогли научиться наслаждаться учебой — ведь, как говорили во всех увиденных мной школах и Стина, «если ты не получаешь удовольствия от школы, ты ничего не выучишь».
«Школы нужны для того, чтобы дети оставались любопытными, — говорит Стеффан. — Нам не нужно учить их вещам, нам нужно создать пространство, которое позволит им учиться. Иногда мы говорим, что наша работа — не нарушить процесс обучения, не убить их любознательность. Потому что каждый ребенок впитывает знания сам по себе. Мы не должны этому помешать. Мы должны сохранить мир интересным».
Напоследок я узнаю еще одну вещь. Удивительно, насколько общими могут быть страшилки, которые люди рассказывают в самых разных странах: например, «не выучишься — пойдешь дворником». Увы, на поколение «зачем?» это всё больше не действует нигде, и уж конечно в благополучной Дании. «Кстати, дворники в нашей стране неплохо зарабатывают», — смеется Стеффан.