Скептицизм в философии это определение: Скептицизм — Википедия – Скептицизм в философии: понятие, последователи

Автор: | 15.12.2020

Скептицизм — это… Что такое Скептицизм?

Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания

[1]. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак[источник не указан 756 дней] философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!».

Античный скептицизм

Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма[нет в источнике][2]), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

Критика скептицизма

Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьёзное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики

[3] (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)

Важнейшие представители:

Примечания

Литература

Ссылки

СКЕПТИЦИЗМ — Новая философская энциклопедия

СКЕПТИЦИЗМ (греч. σκεπτικός – ищущий, рассматривающий, исследующий) – философское направление, созданное в 4 в. до н.э. Пирроном [ПИРРОН]из Элиды (ок. 360–270 до н.э.). Пиррон практиковал воздержание от суждения (ἐποχή), «ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничего не существует.., ничто не есть в большей степени одно, чем другое»; «на всякое слово есть и обратное» (

Диоген Лаэртий,IX, 61, 74). Античные скептики доказывали, что притязания различных философских школ на абсолютную истинность неправомерны, а истинность всех знаний относительна. Представитель Второй Академии – другой линии скептицизма – Аркесилай [АРКЕСИЛАЙ](ок. 315–240 до н. э) выступал против учения стоиков о «согласии», которое не гарантирует истины, и призывал к воздержанию от суждений. В Третьей (Новой) Академии
Карнеад
[КАРНЕАД]из Кирены (ок. 214–129 до н.э.) считал всякое знание недостоверным: чувства вводят нас в заблуждение, мы можем воспринимать несуществующее – галлюцинации, сны, иллюзии; обманывает и разум, неспособный разрешить апории; необходимо воздерживаться от притязаний на «абсолютную истину», тогда как разной степени правдоподобные или «вероятностные» (έύλογον) высказывания имеют право на существование. Позднейший пирронизм представлен Энесидемом (ок. 1 в. до н.э.), сформулировавшим десять скептических «тропов» («Пирроновы речи» (ок. 43 до н.э.), Агриппой [АГРИППА]и Секстом Эмпириком
(2 – начало 3 в. н.э.), автором единственных дошедших от античного скептицизма сочинений («Три книги Пирроновых положений» и «Против ученых»). Секст восстановливает в своих правах опыт и здравый смысл, а невозмутимость (атараксия [АТАРАКСИЯ])предстает у него как результат воздержания от догматических суждений. Скептицизм возрождается в 16–17 вв. как обращение к трудам античных философов, прежде всего Секста Эмпирика, и как дальнейшее развитие их идей («новый пирронизм»). Новоевропейский скептицизм связан прежде всего с критикой схоластических методов, догматизма, т.н. общепризнанных мнений, ориентирующихся на авторитеты (Эразм Роттердамский), с высокой оценкой опыта античного скептицизма. В трактате «Ничего не известно» (1581) французского философа и врача португальского происхождения Фр.Санчеса (1552–1632) критикуются схоластические методы, эксперимент и критика признаются единственными критериями науки, указываются основные препятствия к постижению истины – несовершенство органов чувств, отмечаются границы человеческого восприятия. Особое место занимает
M.Монтень
,для которого философствовать – значит сомневаться. Скептическая позиция Монтеня была воспринята его другом П.Шардоном, оказавшим большое внияние на П.Гассенди. Высоко оценивал идеи Секста Эмпирика П.Бейль [БЕЙЛЬ],сочетавший скептический принцип воздержания от суждений и тезис о равносильных аргументах за и против с признанием «естественного света» всеобщего разума и абсолютной истинности самоочевидных аксиом математики и логики. Бейль критически относился к системам Декарта, Спинозы, Лейбница. Сомнения в достоверности человеческого познания определили гносеологическую концепцию Д.Юма, ставшую исходным пунктом новоевропейского агностицизма (Кант, позитивизм).

Л.А.Микешина

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептик кто ничему не верит, всегда и во всем сомневается. Толковый словарь Даля
  2. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий) — философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма — агностицизм. Большой энциклопедический словарь
  3. СКЕПТИЦИЗМ — См. ДОВЕРИЕ. Большой психологический словарь
  4. скептицизм — -а, м. 1. Философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-л. надежного критерия истины. 2. Критически-недоверчивое отношение к чему-л. Малый академический словарь
  5. скептицизм — Скептицизм, скептицизмы, скептицизма, скептицизмов, скептицизму, скептицизмам, скептицизм, скептицизмы, скептицизмом, скептицизмами, скептицизме, скептицизмах Грамматический словарь Зализняка
  6. скептицизм — орф. скептицизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. Скептицизм — I. С. называется одно из основных философских направлений, противоположное догматической философии и отрицающее возможность построения философской системы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ -а; м. [франц. scepticisme от греч. skeptikos — рассматривание, рассуждение] 1. Философское направление, в основе которого лежит сомнение в возможности познания объективной действительности. 2. Критическое, недоверчивое отношение к чему-л. Толковый словарь Кузнецова
  9. скептицизм — Скепт/иц/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  10. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, исследующий) — англ. scepticism; нем. Skeptizismus. 1. Филос. концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. 2. Критическое недоверчивое отношение к ч.-л., сомнение в возможности, правильности или истинности ч.-л. Социологический словарь
  11. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ, а, м. 1. Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. 2. Критически-недоверчивое, исполненное сомнения отношение к чему-н. Толковый словарь Ожегова
  12. скептицизм — • глубокий ~ Словарь русской идиоматики
  13. скептицизм — Скептицизма, мн. нет, м. [от греч. skepsis – рассматривание, сомнение] (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. Большой словарь иностранных слов
  14. скептицизм — СКЕПТИЦ’ИЗМ, скептицизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. skepsis — рассматривание) (·книж. ). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. Толковый словарь Ушакова
  15. Скептицизм — Древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности д Краткий религиозный словарь
  16. скептицизм — сущ., кол-во синонимов: 9 маловерие 4 недоверие 15 недоверчивость 13 нигилизм 3 пирронизм 1 подозрительность 16 скепсис 7 скептическое отношение 2 скептичность 7 Словарь синонимов русского языка
  17. Скептицизм — (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий) философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма… Большая советская энциклопедия
  18. скептицизм — скептицизм I м. Философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. II м. Критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в правильности, истинности, возможности чего-либо; скепсис. Толковый словарь Ефремовой
  19. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ — 1) — античный — древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н.э… Новейший философский словарь
  20. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. сгкетткб — ищущий, рассматривающий, исследующий) — философская школа, созданная в 4 в. до н.э. Пирроном из Элиды (ок. 360—270 гг. до н.э. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  21. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ а, м. СЦЕПТИЦИЗМ а, м. scepticisme, нем. Skeptizismus <�гр. skeptikos рассматривающий, исследующий. 1. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверности объективной истины, окружающего мира. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка

скептицизм — это… Что такое скептицизм?

        СКЕПТИЦИЗМ (от греч. сгкетткб — ищущий, рассматривающий, исследующий) — философская школа, созданная в 4 в. до н.э. Пирроном из Элиды (ок. 360—270 гг. до н.э.), который практиковал воздержание от суждения (eno%r\), «ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничего не существует.., ничто не есть в большей степени одно, чем другое»; «на всякое слово есть и обратное» (Диоген Лаэртский. Книга IX, 61,74). Цель скептики видели в опровержении догматов всех школ, принимали, что всякое знание либо целиком и окончательно-верно, либо полностью ошибочно, стремились доказать равносильность противоположных суждений. Карнеад из Кирены (ок. 214—129 гг. до н.э.) обосновывал недостоверность всякого знания, утверждал, что нет критерия истины, истина недостижима, чувства вводят нас в заблуждение, мы можем воспринимать несуществующее — галлюцинации, сны, иллюзии; разум неспособен разрешить апории, необходимо воздерживаться от высказывания «абсолютной истины» и признать правдоподобные, или «вероятностные» (euA,oyov) высказывания. Позднейший пирронизм представлен Энесидемом Кносским (ок. I в. до н.э.), написавшим «Пирроновы речи» (ок. 43 г. до н.э.), своего рода манифест С, г д е составлены «тропы» — высшие категории сомнений. Секст Эмпирик (2 — начало 3 вв.) — единственный представитель античного С, чьи труды сохранились, соединяет С. с эмпиризмом в «Трех книгах Пирроновых положений» и

        «Против ученых». Он допускает возможность согласия с некоторыми вещами на основе чувственных представлений, чисто эмпирически; им реабилитирован опыт, здравый смысл восстановлен в правах, а невозмутимость ‘атараксия, атара£,1а) предстает как результат воздержания от суждений по поводу истины. Античный С. не разрушает философию, но предлагает познающему быть невозмутимым, воздерживаться от суждений об истине, о теории, следовать опыту, обычаям, здравому смыслу и благоразумию. В Новое время С. возрождается и как обращение к трудам древних, прежде всего Секста Эмпирика, и как дальнейшее развитие самих идей С. («новый пирронизм»). Они представлены в высокой оценке античного С. и критике средневекового догматизма Эразмом Роттердамским; в трудах франц. гуманиста С. Кастеллиона о необходимости — сам Бог предписал сомневаться — и искусстве сомнения и веры, о коренном отличии веры и знания. В трудах скептиков этого периода эксперимент и критика признаются единственными критериями науки, указываются основные препятствия постижения истины — несовершенство органов чувств, недоступность наш е м у восприятию всей действительности, бесконечность объектов, существующих во взаимосвязи и изменении. Особое место в этом ряду занимает М. Монтень, для которого философствовать — значит сомневаться, и его «Опыты», где С, направленный против схоластики и догматизма, предстает не как гносеологическая доктрина, но как рациональный метод, позволяющий через личный опыт раскрыть человеческую природу в целом. Скептические идеи и сомнения относительно деятельности ума развивал известный шотл. мыслитель Д. Юм, полагавший, что всякое знание «вырождается» в вероятность, поскольку существует неопределенность в самом предмете познания (первое сомнение), проявляется слабость нашей способности суждения (второе сомнение), имеется возможность ошибки при оценке достоверности (третье сомнение). Вместе с тем Юм не принимал идею «полного» С, не соглашался с тем, «что все недостоверно и наш рассудок ни к чему не может применять никаких мерил истинности и ложности». Он исследовал, каким образом наши ум и чувства сохраняют всегда определенную степень уверенности относительно познаваемого предмета, каким образом мы сохраняем некоторую степень веры, достаточную как для обыденной жизни, так и для философских целей. Сегодня идеи Юма оценены в новых контекстах и предстают как репрезентативный реализм, либо индуктивный фаллибилизм (учение о погрешимости), либо онтологический и гносеологический феноменализм. В целом С. стремится преодолеть догматизм как форму некритического философствования, религиозных учений, определенного типа ментальности в целом. Такое понимание С. имеет позитивный смысл, неотъемлемо от самой сути научного исследования, должно быть сохранено как одно из оснований доверия субъекту, который осознает необходимость выполнения определенных требований С. В целом С. на протяжении тысячелетий прошел путь от школ, самостоятельных систем к современному существованию в форме идей, пронизывающих в той или иной степени большинство философских учений и отражающих стремление понять, как соотносятся разум, его сомнения и критическая рефлексия с убежденностью и верой в возможности человека познавать мир. Мыслящий, познающий человек обретает способность к сомнению, скепсису и самоиронии с необходимостью, и это одно из фундаментальных его свойств, укрепляющих к нему доверие, а не разрушающих его способность познавать действительность, которая вовсе не покоится на догматической, несомневающейся позиции. Сегодня вопрос о правомерности доверия субъекту находит существенную поддержку, в частности, в основных положениях эволюционной эпистемологии (Г. Фоллмер, К. Лоренц и др.): человек принадлежит природному миру и приспособлен к нему, жизнь человека есть процесс познания. Его формы созерцания соответствуют миру, внедренные в нас задатки и их использование точно согласуются с законами действительности, поскольку они сформированы эволюционно в ходе приспособления к этому миру и его законам. Все это не говорит о полной природной гарантированности успеха познавательной деятельности, но подтверждает ее добротную эволюционно-адаптивную обусловленность, объективную соотнесенность с реальным миром.

        Л.А. Микешина

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Скептицизм что это? Значение слова Скептицизм

Значение слова Скептицизм по Ефремовой:

Скептицизм — Философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-л. надежного критерия истины.


Критическое, недоверчивое отношение к чему-л., сомнение в правильности, истинности, возможности чего-л.. скепсис.

Значение слова Скептицизм по Ожегову:

Скептицизм — Критически-недоверчивое, исполненное сомнения отношение к чему-нибудь


Скептицизм Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной деятельности

Скептицизм в Энциклопедическом словаре:

Скептицизм — (от греч. skeptikos — разглядывающий — расследующий),философская позиция, характеризующаяся сомнением в существованиикакого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма -агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний скептицизм(Пиррон), скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад), позднийскептицизм (Энесидем, Секст-Эмпирик и др.). В новое время (16-18 вв.)синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (М. Монтень,П. Бейль и др.).

Значение слова Скептицизм по Религиозному словарю:

Скептицизм — Древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности д

Значение слова Скептицизм по словарю Ушакова:

СКЕПТИЦИЗМ, скептицизма, мн. нет, м. (от греч. skepsis — рассматривание) (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. 2. Критически недоверчивое отношение к чему-н., сомнение в истинности и правильности чего-н. Здоровый скептицизм может быть полезен при исследовании. Я отношусь с большим скептицизмом к его утверждениям. || полное сомнение во всем, недоверие ко всему. Этот скептицизм, это равнодушие, это легкомысленное безверие — как согласовалось всё это с его принципами? Тургенев.

Значение слова Скептицизм по словарю Даля:

Скептицизм
м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения. искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептик, кто ничему не верит, всегда и во всем сомневается.

Значение слова Скептицизм по словарю Брокгауза и Ефрона:

Скептицизм — I. С. называется одно из основных философских направлений, противоположное догматической философии и отрицающее возможность построения философской системы. Секст Эмпирик говорит: «скептическое направление по своему существу состоит в сравнении данных чувств и данных разума и в возможном их противоположении. С этой точки зрения мы, скептики, в силу логической равноценности противоположности в предметах и доводах разума сначала приходим к воздержанию от суждения, а потом к совершенному душевному спокойствию» («Пирроновы основоположения», I, § 4). В новейшее время Энезидем (Шульце) дает такое определение С.: «скептицизм есть не что иное, как утверждение, что философия не в состоянии дать твердых и общепризнанных положений ни относительно бытия или небытия предметов и их качеств, ни касательно границ человеческого познания». Сравнение этих двух определений, древнего и нового, показывает, что древний скептицизм имел практический характер, новый — теоретический. В различных исследованиях о скептицизме (Стейдлина, Дешана, Крейбига, Сэссэ, Оуэна), устанавливаются различные виды С., причем, однако, часто смешивают мотивы, из коих вытекает С., с самым скептицизмом. В сущности, следует различать лишь два вида С.: абсолютный и относительный. первый есть отрицание возможности всякого познания, второй — отрицание философского познания. Абсолютный скепсис исчез вместе с древней философией, относительный же развит в новой в весьма разнообразных формах. Различение скепсиса как настроения от С. как законченного философского направления имеет несомненную силу, но это различение не всегда легко провести. Скепсис заключает в себе элементы отрицания и сомнения и представляет вполне жизненное и законченное явление. Так, напр., скепсис Декарта есть методологический прием, приведший его к догматической философии. Во всяком исследовании научный скепсис есть живительный источник, из коего рождается истина. В этом смысле скепсис вполне противоположен мертвому и мертвящему С. Методологический скепсис есть не что иное, как критика. Такому скепсису, по замечанию Оуэна, в одинаковой мере противоречит как положительное утверждение, так и определенное отрицание. С. вырастает из скепсиса и проявляется не только в сфере философской, но и в сфере религиозной, этической и научной. Коренным вопросом для С. является гносеологический, но мотивы отрицания возможности философской истины могут быть почерпнуты из различных источников. С. может повести к отрицанию науки и религии, но, с другой стороны, убеждение в истинности науки или религии может повлечь за собой отрицание всякой философии. Позитивизм, напр., есть не что иное, как отрицание философии на почве уверенности в научном знании. Главнейшие основания, коими пользовались скептики различных времен для отрицания возможности познания, заключаются в следующем: а) различие во мнениях философов служило любимой темой для скептиков. с особенным усердием этот довод был развит Монтенем в его «Опытах» и у французских скептиков, подражавших Монтеню. Этот довод значения не имеет, ибо из того обстоятельства, что мнения философов различны, ничего не следует по отношению к истине и к возможности ее нахождения. Самый довод нуждается в доказательстве, ибо, может быть, мнения философов различны лишь по внешности, а по существу сходятся. Возможность примирения философских мнений не оказалась невозможною, напр., для Лейбница, утверждавшего, что все философы правы в том, что они утверждают, и расходятся лишь в том, что они отрицают. b) Ограниченность человеческого знания. Действительно, опыт человека чрезвычайно ограничен в пределах пространства и времени. поэтому заключения, делаемые на основании такого опыта, должны казаться плохо обоснованными. Этот довод при всей его видимой убедительности имеет, однако, не много больше значения, чем предшествующий. познание имеет дело с системою, в коей каждый отдельный случай является типичным представителем бесконечного множества других. В частных явлениях отражаются общие законы, и задача человеческого познания исчерпана, если ему удастся из частных случаев вывести систему общих мировых законов. с) Относительность человеческого познания. Этот довод имеет философское значение и является главным козырем скептиков. Довод этот может быть представлен в различных формах. Основной смысл его заключается в том, что познание есть деятельность субъекта и от печати субъективности никоим образом отделаться не может. Этот основной принцип распадается на два главных мотива: один, так сказать, сенсуалистический, другой — рационалистический. первый соответствует чувственному элементу познания, второй — интеллектуальному. Предмет познается чувствами, но качества предмета нисколько не похожи на содержание ощущения. Чувственное познание доставляет субъекту не предмет, а явление, субъективное состояние сознания. Попытка различить в предмете двоякого рода качества — первичные, принадлежащие самому предмету и повторяемые в чувственном познании, и вторичные (субъективные, вроде цвета) — ни к чему не ведет, ибо и так называемые первичные качества, т. е. определения пространства и времени, оказываются столь же субъективными, как и вторичные. Но так как, продолжает скептик-сенсуалист, все содержание разума дается ощущениями, разуму же принадлежит лишь формальная сторона, то познание человека никогда не может иметь дела с предметами, а всегда лишь с явлениями, т. е. с состояниями субъекта. Скептик-рационалист, склонный признать первичное значение разума и его независимость от чувств, направляет свои доводы против деятельности самого разума. Он утверждает, что разум в силу принципов, ему присущих, в своей деятельности впадает в коренные противоречия, из коих нет исхода. Кант постарался систематизировать эти противоречия и представил их в виде четырех антиномий разума. В самой деятельности разума, не только в результатах ее, скептик находит противоречие. Главная задача разума состоит в доказательстве, а всякое доказательство покоится в конце концов на очевидных истинах, истинность которых не может быть доказана и посему противоречит требованиям разума. — Таковы главные доводы скептиков против возможности философского знания, исходящие из относительности человеческого знания. Если признать их основательными, то нужно признать в то же время бесплодность всякой попытки философского искания в пределах сенсуалистической и рационалистической области. в таком случае остается только С. или же мистицизм, как утверждение возможности сверхчувственного и сверхразумного познания. Может быть, однако, сила доводов скептика не так велика, как кажется на первый взгляд. Субъективный характер ощущений не подлежит сомнению, но отсюда еще не следует, чтобы ощущениям не соответствовало ничего в реальном мире. Из того, что пространство и время суть формы нашего созерцания, не следует, чтобы они были только субъективными формами. Что касается разума, то из неразрешенности антиномий не следует их неразрешимость. Недоказуемость аксиом нисколько не говорит против их истинности и возможности служить основою доказательств. Над опровержением С. с большим или меньшим успехом трудились многие авторы, напр. Crousaz в его «Examen du pyrrhonisme». II. История С. представляет постепенную убыль, истощение. С. зародился в Греции, играл малую роль в средние века, вновь возродился при восстановлении греческой философии в эпоху Реформации и переродился в более мягкие формы (позитивизма, субъективизма) в новой философии. В истории понятие С. часто слишком распространяется: напр. Сэссе в своей известной книге о С. относит Канта и Паскаля к скептикам. При таком расширении понятия С. вся история философии могла бы быть втиснута в его рамки, и оказались бы правыми те последователи Пиррона, которые, по словам Диогена Лаэртийского, относили к скептикам Гомера и семерых мудрецов. над таким распространением понятия С. смеется Цицерон в своем «Лукулле». С. появился в Греции. правда, Диоген Лаэртийский говорит, что Пиррон учился в Индии, а Секст Эмпирик упоминает о скептике Анахарзисе Скифе («Adversus logicos», VII, 55), но придавать этим сведениям значение нет основания. Неосновательно также причислять Гераклита и элеатов к скептикам по той причине, что младшие софисты связывали свою отрицательную диалектику с вышеозначенными философами. Софисты подготовили скепсис. Их субъективизм естественно должен был привести к утверждению относительности знания и невозможности объективной истины. В сфере этической и религиозной учение Протагора заключало в себе элементы С. Младшее поколение софистов — напр. Гордий из Леонтин и Гипний из Элиды — служат представителями чистейшего отрицания, хотя их отрицание имело догматический характер. То же следует сказать и о Тразимахе и Калликле, описанных Платоном. им недоставало лишь серьезности убеждения для того, чтобы быть скептиками. Основателем греческой школы скептиков был Пиррон, придавший С. практический характер. С. Пиррона старается доставить человеку полную независимость от знания. Не потому знанию приписывается малое значение, что оно бывает ошибочным, а потому, что польза его для счастья людей — этой цели жизни — сомнительна. Искусству жить, единственно ценному, научиться нельзя, и такого искусства в виде определенных правил, которые могли бы быть передаваемы, не существует. Самое целесообразное — это возможно большее ограничение знания и его роли в жизни. но очевидно, что вполне избавиться от знания нельзя. человек, пока живет, испытывает принуждение со стороны ощущений, со стороны внешней природы и общества. Все «тропы» скептиков имеют поэтому значение не сами по себе, а представляют лишь косвенные указания. — Практическое направление пирронизма указывает на малую связь софистики с С.. это подтверждается и историческими сведениями, которые ставят Пиррона в зависимость от Демокрита, Метродора и Анаксарха, а не от софистов. Секст Эмпирик (в «Пирроновых основоположениях», I кн., § 32) ясно указывает на различие учений Протагора и Пиррона. Пиррон не оставил после себя сочинений, но создал школу. Диоген Лаэртийский упоминает многих его учеников, как то: Тихона из Флиунта, Энезидема с о-ва Крита, систематизатора С. Наузифана, учителя Эпикура и др. Школа Пиррона вскоре прекратила свое существование, но С. был усвоен академией. Первым скептиком новой академии был Аркезилай (около половины третьего столетия до Р. Х.), развивший свое скептическое учение в борьбе с стоической философией. Наиболее блестящим представителем С. новой академии был Карнеад Киренский, основатель так называемой третьей академии. Его критика направлена против стоицизма. Он старается показать невозможность найти критерий истины ни в чувственном, ни в разумном познании, подорвать возможность доказательства бытия Бога и отыскать внутреннее противоречие в понятии Божества. В сфере этической он отрицает естественное право. Ради душевного спокойствия он создает своего рода теорию вероятностей, заменяющую истину. Вопрос о том, насколько Карнеад обогатил С. и насколько он является подражателем, недостаточно выяснен. Целлер полагает, что С. Энезидема многим обязан Карнеаду. но этому противоречат слова Секста Эмпирика, строго разграничивающего системы академиков от Энезидемова учения. Сочинения Энезидема до нас не дошли. С его именем связаны так называемые десять «троп», или 10 систематизированных доводов против возможности знания. Здесь с особенной подробностью анализировано понятие причинности. Смысл всех троп — доказательство относительности человеческого познания. Тропы перечислены в сочинении Секста Эмпирика «Пирроновы основоположения», книга I, § 14. Все они имеют в виду факты восприятия и привычку. мышлению посвящена только одна (8-я) тропа, где доказывается, что мы познаем не самые предметы, а лишь предметы в отношении к другим предметам и к познающему субъекту. Младшие скептики предлагают иную классификацию троп. Агриппа выставляет их пять, а именно: 1) бесконечное разнообразие мнений не дозволяет образоваться твердому убеждению. 2) всякое доказательство покоится на другом, также нуждающемся в доказательстве, и так далее до бесконечности. 3) все представления относительны в зависимости от природы субъекта и от объективных условий восприятия. 4-я тропа представляет лишь видоизменение второй. 5) Истинность мышления покоится на данных восприятия, но истинность восприятия покоится на данных мышления. Деление Агриппы сводит тропы Энезидема к более общим точкам зрения и не останавливается исключительно или почти исключительно на данных восприятия. Наиболее важный для нас писатель-скептик — это Секст Эмпирик, врач, живший во II в. по Р. Х. Он не отличается большой оригинальностью, но его сочинения для нас — незаменимый источник. В христианскую эпоху С. получил совершенно иной характер. Христианство, как религия, не ценило научного знания или, по крайней мере, не признавало в знании самостоятельного и руководящего начала. Такой С. на почве религиозной имеет и ныне своих защитников (напр. Брюнетьер, «La science et la Religion», Пар., 1895). Под влиянием религии явилось учение о двойной истине — теологической и философской, впервые провозглашенное Симоном из Турнэ в конце XII в. (см. Magw a ld. «Die Lehre von d. zweifachen Wahrheit», Берл., 1871). Философия не вполне свободна от него и до настоящего времени. В эпоху возрождения наряду с попытками самостоятельного мышления вновь появляются древнегреческие системы, а вместе с ними и С., но прежнего значения он уже не мог приобрести. Ранее всего С. появился во Франции. Мишель де Монтень (1533—92) своими «Опытами» вызвал целый ряд подражателей, как то: Шаррон, Санхец, Гирнгайм, Ла Мот Ле Вайе, Гюэ, Глэнвиль (англичанин), Бэкер (англичанин) и др. Все доводы Монтеня содержатся в его большом опыте о философии Раймунда Сабундского: чего-либо принципиально нового у Монтеня нет. Монтень — скорее скептик по настроению, чем скептик в смысле Эпезидема. «Книга моя, — говорит Монтень, — заключает в себе мое мнение и выражает мое настроение. я высказываю то, во что верю, а не то, во что все должны верить… Может быть, завтра я буду совершенно иным, если научусь чему-либо и изменюсь». Шаррон в существенном следует за Монтенем, но кое в чем старается распространить свое скептическое настроение еще далее. напр. он сомневается в бессмертии души. Ближе всех к древним скептикам Ла Мот Ле Вайе, писавший под псевдонимом Ораций Туберо. из двух его учеников один, Сорбьер, перевел часть Секста Эмпирика на франц. язык, а другой, Фуше, написал историю академии. Самый крупный из франц. скептиков — Пьер Даниил Гюэ (1630—1721). его посмертное сочинение «О слабости человеческого ума» повторяет доводы Секста, но он имеет в виду современную ему философию Декарта. Сочинение епископа Гюэ — самое крупное произведение скептической философии после Секста Эмпирика. Гленвиль был предшественником Юма в анализе понятия причинности. В истории С. обыкновенно отводят обширное место Петру Бейлю (1647—1706). Дешан посвятил ему даже особую монографию («Le scepticisme &eacute. rudit chez Bayle»). но настоящее место Бейля — в истории религиозного просвещения, а не в истории С.. он в XVII в. был тем, чем Вольтер в XVIII-м. С. Бейля проявился в знаменитом его историческом словаре, вышедшем в свет в 1695 г. Главная проблема, приведшая его к С., была проблема об источнике зла, усиленно занимавшая XVII-й в.. его скептические принципы изложены в статье о Пирроне и пиррониках, из коей видно, что С. важен для него главным образом как орудие против теологии. Приблизительно к этому же времени относятся и опровержения С., написанные Мартином Шоком (Schoock, «De scepticisme», Гронинген, 1652), Сильоном («De la certitude des connaissances humaines», Пар., 1661) и де-Виллеманду («Scepticismus debellatus», Лейден, 1697). В новой философии, начиная с Декарта, нет места абсолютному С., но относительный С., т. е. отрицание возможности метафизического познания, чрезвычайно распространен. Исследования человеческого познания, начиная с Локка и Юма, как и развитие психологии должны были привести к усилению субъективизма. в этом смысле можно говорить о С. Юма и находить скептические элементы в философии Канта, поскольку последний отрицал возможность метафизики и познание предметов самих по себе. Совершенно иным путем к несколько сходному в этом пункте результату пришла и догматическая философия. Пoзитивизм в лице Конта и его последователей утверждает невозможность метафизики, подобно эволюционизму Спенсера, стоящему за непознаваемость бытия самого по себе и за относительность человеческого познания. но вряд ли справедливо ставить эти явления новой философии в связь с С. Упоминания заслуживает сочинение Е. Шульце, «Aenesidemus oder &uuml. ber die Fundamente der von H. Reinhold geliferten Elementarphilosophie» (1792), в котором автор защищает принципы С. путем критики Кантовой философии. Ср. St &auml.udlin, «Geschichte und Geist des Scepticismus, vorz&uuml.glich in R&uuml. cksicht auf Moral u. Religion» (Лпц., 1794). Deshamps, «Le scepticisme &eacute. rudit chez Bayle» (Льеж, 1878). E. Saisset, «Le scepticisme» (П., 1865). Kreibig, «Der ethische Scepticismus» (Вена, 1896). Э. Радлов.

Определение слова «Скептицизм» по БСЭ:

Скептицизм (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий)
философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть Агностицизм.
Акцентируя относительность человеческого познания, С. сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и несовершенство наших знаний, их связь с историческими условиями процесса познания, С. абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще. В принципе провозглашая отказ от окончательных суждений, С. в то же время постоянно вынужден принимать определённые суждения фактически. Историческую роль С. в идейной борьбе и общественной жизни была различной в зависимости от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению.
В древнегреческой философии С. был представлен особой школой, в развитии которой различают три периода: ранний С., основателем которого был Пиррон. С., развивавшийся в Академии платоновской при её руководителях Аркесилае и Карнеаде. поздний С., представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом-Эмпириком (См. Секст Эмпирик) и др. Тщетность попыток найти критерий истинности как чувственного познания, так и мышления, подчёркивание различий моральных норм у разных народов, разнообразие религиозных верований, выяснение того, как различные теории опровергают друг друга, мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведёт либо к порочному кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо к бесконечному регрессу, доводы, свидетельствующие, что существование причинности недоказуемо, — таковы важнейшие аргументы
(«тропы»), которыми античные скептики обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания от суждения. Но необходимость действовать, принимая определённые решения, заставляет античных С. признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практического поведения. Этот критерий должен основываться на
«разумной вероятности» (Аркесилай). Античный С. призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т. п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определённой деятельностью (в т. ч. и научной) и т. д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению и мышлению, античный С. отдаёт предпочтение чувств, знанию, вплотную подходя к эмпиризму и опытной науке. Опытной наукой — медициной — занимаются последние представители античного С.: Менодот, Феод, Секст и Сатурнин.
В 16-18 вв. С. именовалась всякая критика религии и догматической метафизики вообще. С. становится синонимом свободомыслия. Его отправной пункт — восстание против власти авторитетов и догматизма общепринятых мнений, требование свободы мысли, призыв ничего не принимать на веру. Наиболее полно и ярко скептические идеи были выражены в сочинениях французских мыслителей М. Монтеня, П. Бейля и др. Эти идеи явились исходным пунктом философского развития П. Гассенди, Р. Декарта, Вольтера, Д. Дидро.
Иную форму С. получил в субъективно-идеалистической философии Д. Юма, который поставил под вопрос само существование объективного мира. В дальнейшем развитии буржуазной философии большую роль играет агностицизм, а С. встречается лишь в виде тенденции
(«фикционализм» Х. Файхингера и др.).
Лит.: Рихтер Р., Скептицизм в философии. пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910. Шлет Г. Г., Скептик и его душа, М., 1919. Б огуславский В. М., У истоков французского атеизма и материализма, М., 1964. Coedeckemeyer A., Die Geschichte des Griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905. Patrick М. М., The Greek sceptics, N. Y., 1929. Robin L., Pyrrhon et ie scepticisme grec. P., 1944. Bevan Е. R., Stoics and sceptics, N. Y., [1959]. Brochard V., Les sceptiques grecs, P., 1887. Stough С h. L., Greek skepticism, Berk., 1969. Rodhe S. E., Zweifelund Erkenntnis. &UUML.ber das Problem des Skeptizismus und den Begriff des Absoluten, Lund — Lpz., [1945]. Smith T. G., Moralische Skepsis, Freiburg, 1970.
В. М. Богуславский.



СКЕПТИЦИЗМ — это… Что такое СКЕПТИЦИЗМ?

  • СКЕПТИЦИЗМ — (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное …   Философская энциклопедия

  • СКЕПТИЦИЗМ — (греч., этим. см. пред. сл.). Состояние людей сомневающихся. Учение тех, которые придерживаются мнения, что человек не может постигнуть истины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СКЕПТИЦИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

  • скептицизм — а, м. СЦЕПТИЦИЗМ а, м. scepticisme, нем. Skeptizismus &LT;гр. skeptikos рассматривающий, исследующий. 1. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверности объективной истины, окружающего мира. БАС 1. Скептицизмом называет… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СКЕПТИЦИЗМ — (от греческого skeptikos разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… …   Современная энциклопедия

  • СКЕПТИЦИЗМ — (от греч. skeptikos разглядывающий расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ, скептицизма, мн. нет, муж. (от греч. skepsis рассматривание) (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • СКЕПТИЦИЗМ —     СКЕПТИЦИЗМ (от греч. σκέπτομαι, «рассматриваю», «исследую», σκέψις, исследование), одно из влиятельных направлений в античной философии в период с 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. Традиционно историю скептицизма представляют разделенной на два… …   Античная философия

  • Скептицизм — (от греческого skeptikos – разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого–либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм. Направление древнегреческой философии:… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • скептицизм — недоверие, пирронизм, скепсис, недоверчивость, маловерие, нигилизм, подозрительность, скептичность Словарь русских синонимов. скептицизм скепсис, маловерие см. также недоверчивость Словарь синонимов русского языка. Практический справ …   Словарь синонимов

  • Скептицизм — С. называется одно из основных философских направлений,противоположное догматической философии и отрицающее возможностьпостроения философской системы. Секст Эмпирик говорит: скептическоенаправление по своему существу состоит в сравнении данных… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Скептицизм —  Скептицизм  ♦ Scepticisme    В техническом смысле слова – нечто обратное догматизму. Быть скептиком значит полагать, что всякая мысль сомнительна, и мы ни в чем не можем иметь абсолютной уверенности. Нетрудно заметить, что в целях самосохранения …   Философский словарь Спонвиля

  • Скептицизм — это… Что такое Скептицизм?

  • СКЕПТИЦИЗМ — (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное …   Философская энциклопедия

  • СКЕПТИЦИЗМ — (греч., этим. см. пред. сл.). Состояние людей сомневающихся. Учение тех, которые придерживаются мнения, что человек не может постигнуть истины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СКЕПТИЦИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

  • скептицизм — а, м. СЦЕПТИЦИЗМ а, м. scepticisme, нем. Skeptizismus &LT;гр. skeptikos рассматривающий, исследующий. 1. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверности объективной истины, окружающего мира. БАС 1. Скептицизмом называет… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СКЕПТИЦИЗМ — (от греческого skeptikos разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… …   Современная энциклопедия

  • СКЕПТИЦИЗМ — (от греч. skeptikos разглядывающий расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ, скептицизма, мн. нет, муж. (от греч. skepsis рассматривание) (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • СКЕПТИЦИЗМ —     СКЕПТИЦИЗМ (от греч. σκέπτομαι, «рассматриваю», «исследую», σκέψις, исследование), одно из влиятельных направлений в античной философии в период с 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. Традиционно историю скептицизма представляют разделенной на два… …   Античная философия

  • Скептицизм — (от греческого skeptikos – разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого–либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм. Направление древнегреческой философии:… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • скептицизм — недоверие, пирронизм, скепсис, недоверчивость, маловерие, нигилизм, подозрительность, скептичность Словарь русских синонимов. скептицизм скепсис, маловерие см. также недоверчивость Словарь синонимов русского языка. Практический справ …   Словарь синонимов

  • Скептицизм —  Скептицизм  ♦ Scepticisme    В техническом смысле слова – нечто обратное догматизму. Быть скептиком значит полагать, что всякая мысль сомнительна, и мы ни в чем не можем иметь абсолютной уверенности. Нетрудно заметить, что в целях самосохранения …   Философский словарь Спонвиля

  • СКЕПТИЦИЗМ — Новейший философский словарь

    СКЕПТИЦИЗМ — 1) — античный — древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н.э. Пиррон впервые придал систематически законченную форму издавна распространенным в Древней Греции сомнениям в познавательной ценности чувственности (Гераклит: «глаза и уши — фальшивые свидетели»; Демокрит: «результаты ощущений темны», «это просто мнение, а не истинно существующее»; софисты с их субъективизмом и т.п.). К скепсису подобного рода Пиррон добавил моральный и логический С, заявляя, что никогда не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением, С. превратился из простого сомнения в сомнение догматическое. Дело Пиррона продолжил его ученик Тимон, после смерти которого в Афинах в 235 г. до н.э. его доктрина была подхвачена и развита Академией, продолжившей свою работу и после кончины ее великого основателя — Платона (Аркесилай, Кар-неад, Клитомах — все эти философы-скептики находились во главе Академии, которая только в 69 до н.э. перестала быть скептической). Большой вклад в дело последующего возрождения С. в качестве самостоятельного философского направления в 1 в. до н.э. внес уроженец Крита Энесидем, оказавший влияние на известного поэта Лукиана (2 в.) и Секста Эмпирика — единственного философа-скептика древности, труды которого дошли до наших дней. Согласно Диогену Лаэртскому, С. отрицал возможность достоверного знания и не верил в возможность рационального обоснования нравственных норм. Не сомневаясь в существовании явлений, скептики считали, что только они и обладают достоверностью, однако при этом отвергали возможность выведения с достаточной долей обоснованности причин этих явлений. Для позднего С. была характерна резкая направленность против концепции истины, единственным критерием которой он считал видимость: «все лишь кажется», — говорит скептик, противопоставляя друг другу ощущаемое (видимое) и мыслимое. Своего рода аргументами, против возможности достоверного знания стали знаменитые тропы (или обороты) скептиков, выдвинутые Энесидемом и применявшиеся им ко всему мыслимому и ощущаемому с целью показать, что данная мысль (или ощущение) — не более чем просто видимость, что она такова «не в себе», а лишь в отношении к чему-то другому. С. добился больших результатов в искусстве обнаружения противоречий с помощью тропов, многие из которых были направлены против обыденной веры в непосредственную истинность вещей; что же касается более поздних тропов, приписываемых Диогеном Лаэртским Аг-риппе, то для них характерна направленность против мышления и используемых им научных понятий. Среди ранних тропов можно упомянуть такие, как троп о различии организации животных, из-за чего у них возникают самые различные представления об одном и том же предмете; троп о различии между людьми, тесно связанный с предыдущим и продолжающий его основную идею; троп о различном устройстве органов чувств; троп о различии условий в одном и том же человеке в зависимости от переживаемого им состояния; троп о занимаемых нами различных положениях, расстояниях и местах, из-за чего из каждого пункта предмет кажется иным; троп, касающийся области этического, согласно которому нравственное одновременно и не нравственно, так как в одном месте оно признается таким, а в другом нет. Среди поздних тропов можно назвать следующие: троп о расхождении во мнениях философов: сколько философов — столько философий, значит истинной философии нет и быть не может; троп о впадении в бесконечный прогресс, показывающий что то, что приводится для обоснования какого-либо утверждения, само, в свою очередь, всегда нуждается в обосновании и так до бесконечности; троп об относительности всех определений, согласно которому предмет нашего утверждения таков, как его мыслит субъект, а не таков, как он сам по себе; троп о предположении, направленном против принятия какого-либо принципа без доказательств, т.е. в качестве аксиомы; троп о взаимности или о круге в доказательстве и др. Эти тропы С. очень умело направлял против древних философов, называя их догматиками, т.е. утверждавшими что-либо в качестве абсолютной истины. Они демонстрируют наличие высочайшей диалектической культуры мысли у философов-скептиков, которые вплоть до 3 в. оказывали влияние на интеллектуальную мысль древнего мира. После этого С. постепенно уходит со сцены европейской культуры (как потом окажется, не навсегда), уступая место более соответствующим духу времени школам и направлениям, ищущим более прочных — положительных — мировоззренческих ориентиров в обществе, постепенно усваивающем догматические религии и идеи спасения. (2) — Ренессансно-просветительский С. — установка на ментальное противостояние авторитету традиции (М. Монтень, А. Бейль, Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо и др.). В отличие от античного С. фундирован пафосом рационализма. (3) — В философии Юма — сомнение в бытии объекта (в отличие от онтологически артикулированной «вещи в себе» Канта).

    Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептик кто ничему не верит, всегда и во всем сомневается. Толковый словарь Даля
    2. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий) — философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма — агностицизм. Большой энциклопедический словарь
    3. СКЕПТИЦИЗМ — См. ДОВЕРИЕ. Большой психологический словарь
    4. скептицизм — -а, м. 1. Философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-л. надежного критерия истины. 2. Критически-недоверчивое отношение к чему-л. Малый академический словарь
    5. скептицизм — Скептицизм, скептицизмы, скептицизма, скептицизмов, скептицизму, скептицизмам, скептицизм, скептицизмы, скептицизмом, скептицизмами, скептицизме, скептицизмах Грамматический словарь Зализняка
    6. скептицизм — орф. скептицизм, -а Орфографический словарь Лопатина
    7. Скептицизм — I. С. называется одно из основных философских направлений, противоположное догматической философии и отрицающее возможность построения философской системы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    8. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ -а; м. [франц. scepticisme от греч. skeptikos — рассматривание, рассуждение] 1. Философское направление, в основе которого лежит сомнение в возможности познания объективной действительности. 2. Критическое, недоверчивое отношение к чему-л. Толковый словарь Кузнецова
    9. скептицизм — Скепт/иц/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
    10. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (греч. σκεπτικός – ищущий, рассматривающий, исследующий) – философское направление, созданное в 4 в. до н.э. Пирроном [ПИРРОН]из Элиды (ок. 360–270 до н.э.). Новая философская энциклопедия
    11. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, исследующий) — англ. scepticism; нем. Skeptizismus. 1. Филос. концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. 2. Критическое недоверчивое отношение к ч.-л., сомнение в возможности, правильности или истинности ч.-л. Социологический словарь
    12. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ, а, м. 1. Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. 2. Критически-недоверчивое, исполненное сомнения отношение к чему-н. Толковый словарь Ожегова
    13. скептицизм — • глубокий ~ Словарь русской идиоматики
    14. скептицизм — Скептицизма, мн. нет, м. [от греч. skepsis – рассматривание, сомнение] (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. Большой словарь иностранных слов
    15. скептицизм — СКЕПТИЦ’ИЗМ, скептицизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. skepsis — рассматривание) (·книж. ). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. Толковый словарь Ушакова
    16. Скептицизм — Древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности д Краткий религиозный словарь
    17. скептицизм — сущ., кол-во синонимов: 9 маловерие 4 недоверие 15 недоверчивость 13 нигилизм 3 пирронизм 1 подозрительность 16 скепсис 7 скептическое отношение 2 скептичность 7 Словарь синонимов русского языка
    18. Скептицизм — (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий) философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма… Большая советская энциклопедия
    19. скептицизм — скептицизм I м. Философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. II м. Критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в правильности, истинности, возможности чего-либо; скепсис. Толковый словарь Ефремовой
    20. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. сгкетткб — ищущий, рассматривающий, исследующий) — философская школа, созданная в 4 в. до н.э. Пирроном из Элиды (ок. 360—270 гг. до н.э. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
    21. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ а, м. СЦЕПТИЦИЗМ а, м. scepticisme, нем. Skeptizismus <�гр. skeptikos рассматривающий, исследующий. 1. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверности объективной истины, окружающего мира. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *