Социальное действие и социальное поведение — Мегаобучалка
Социальное взаимодействие и социальные системы
Социальная система — ключевое понятие современной социологии, обладающее большими эвристическими, познавательными возможностями и являющееся главным инструментом теоретического социологического анализа.
Вместо того чтобы изучать десятки, сотни, тысячи различных социальных групп, коллективов, общностей, каждая из которых обладает своими уникальными и неповторимыми чертами, социологи используют обобщенное понятие «социальной системы», выражающее наиболее существенные и характерные черты различных социальных групп.
Само общество также может изучаться как особый тип макросистемы, имеющей ряд общих свойств с любой другой социальной системой, но вместе с тем обладающей своими особенностями.
В 50-х гг. XX в. ряд ведущих теоретиков американской социологии Г. Парсонс, К. Дэвис, Н. Смелзер, Р. Мертон, М. Леви и другие предприняли попытку использовать принципы зарождающейся тогда системно-структурной методологии к анализу широкого круга социальных явлений.
Близкие по духу попытки предпринимались и раньше, вспомним хотя бы концепцию Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Спенсера, В. Парето и др. Однако своеобразие нового этапа развития социологии как науки, начавшегося в период Второй мировой войны, состояло в том, что социология перестала заимствовать идеи и понятия у других наук, что было характерно для социологии XIX — начала XX вв., а опиралась на свои собственные представления об общественной жизни, отражавшие своеобразие и специфику общественных явлений.
Одной из важных сторон этой новой методологии, как уже отмечалось, было установление аналитического различия и уточнения специфического содержания двух основополагающих понятий — «культуры» и «социальной системы».
Прежде чем подробно остановиться на изложении содержания последнего понятия, необходимо предварительно сказать несколько слов о другом важном термине — «социальное взаимодействие».
Категория «социальное взаимодействие»
Его уникальная роль в социологии заключается в том, что оно является онтологической предпосылкой всех общественных явлений, реальным фундаментом общественной жизни, на котором строится сложное и многоярусное здание общества с присущими ему нормами и ценностями, институтами, организациями, образом жизни людей.
Популярность категории социального взаимодействия в западной социологии объясняется тем фактом, что она отражает изменяющийся характер общественной жизни, дает возможность представить ее как процесс.
Отсюда преимущество данной категории перед другим популярным термином «социальные отношения», который фиксирует главным образом устойчивые аспекты социальных явлений.
Другое преимущество категории социального взаимодействия перед понятием социальных отношений заключается в том, что первое стремится учесть субъективную сторону человеческих действий.
Главная особенность социального взаимодействия заключается в том, что оно представляет собой процесс воздействия людей друг на друга в ходе этого процесса, поведение актера (действующего лица) сознательно реорганизуется под влиянием «поведения другого актера, и наоборот».
Иными словами, в процессе социального взаимодействия имеет место влияние сознания, интересов, потребностей, поведенческих установок одного человека на другого, и наоборот, т.е. аналогичное взаимодействие оказывает и другой индивид.
Поэтому неудивительно, что исходным в определении социальной системы служит истолкование ее как «системы социального взаимодействия множества индивидов».
При системном анализе социального взаимодействия внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. Это обусловлено наличием общеразделяемых символов ценностных и культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию, заранее ожидая друг от друга согласованных действий. Последнее становится возможным в том случае, когда наличествуют социальные нормы, предписывающие людям определенные шаблоны действий — социальные роли.
Отсюда следует важный вывод, выражающий, кстати, специфику социальных систем: их нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне или развиваются в рамках самостоятельной системы, но тоже в теснейшей зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей.
Социальное действие и социальное поведение
Один из основателей социологии Макс Вебер (1864–1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей.
Оно обладает двумя обязательными чертами: 1) осознанной мотивацией; 2) ориентацией на других (ожидание).
Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй — называть его социальным.
Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса.
Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вещах.
Мотивация — субъективно подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое понятно другим людям.
Но может ли быть понятным другим такое действие, которое непонятно самому субъекту? Нет, понятным может быть только осмысленное действие, т.е. направленное на ясную цель и использующее средства, которые признаются соответствующими этим целям.
Поведение, обладающее указанными критериями, называется целерациональным.
Оно — основной тип в классификации социальных действий М. Вебера. Возьмем целерациональное действие за эталон и будем сравнивать с ним все другие действия людей, а их великое множество. Получим шкалу, построенную на принципе сравнения всякого действия с целерациональным. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели — ясными, а средства — определенными. В конце шкалы мы обнаружим иррациональное действие, совершаемое вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Назовем его действием с отрицательной целью. Оно выпадает из поля зрения социологии, хотя остается объектом психоанализа. По соседству примостилось аффективное действие, у которого вообще нет цели. Оно совершается при сильном раздражении, вспышке гнева, стрессе или агрессии. Им занимается традиционная психология.
Середину веберовской шкалы занимают ценностно-рациональные и традиционные действия.
Традиционное действие — это действие, совершаемое автоматически, в силу привычки.
Ежедневно мы чистим зубы, одеваемся, совершаем множество других привычных действий, над смыслом которых даже не задумываемся. Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы не можем определить, например, какого цвета рубашку надеть на сей раз, автоматизм разрушается, и мы задумываемся. А это означает, что мы совершаем социальное действие.
Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо иную ценность.
У такого действия в сопоставлении с целерациональным нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл, средства, ориентация на других. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, успеха, мотива, смысла и ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены признаков социального действия.
В силу этого Вебер считал: только целе — и ценностно-рациональное действие суть социальные действия, обусловленные социальным статусом личности.
Напротив, традиционное и аффективное действия к ним не относятся.
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 19Следующая ⇒Классик социальной психологии Джордж Мид выделял четыре фазыакта: импульс, перцепция, манипуляция и консуммация (Mead 1938: 3-25).
Импульсивная фаза акта — условие нарушения равновесия, за которым следует субъективное ощущение неудобства и усилия по устранению этого затруднения. «Импульс… есть лишь общее предрасположение к действию» (Шибутани 1969: 61). На этой фазе происходит осознание потребности.
Перцепция — это избирательное восприятие окружающей среды, в которой могут содержаться средства для восстановления равновесия (удовлетворения потребности). Иначе говоря, на этой фазе происходит осознание интереса как объективно оптимального способа удовлетворения потребности. Потребитель идет в магазин и ищет товар, который позволит удовлетворить осознанную потребность.
Манипуляция — это действия человека по восстановлению равновесия или удовлетворению потребности.
Консуммация — это завершение удовлетворения потребности. Покупатель, приобретя товар, употребил его: выпил водку, съел сухарь и поехал на купленном автомобиле домой.
Действие является социальным, если оно связано с другими действующими субъектами — индивидами или организациями. Иначе говоря, социальное действие всегда носит характер социального взаимодействия.
Поведение — это более или менее длинная цепь актов. Это «целый ряд приспособлений к постоянно изменяющимся условиям» (Шибутани 1969: 64). Человек как потребитель имеет большое число разнообразных потребностей, удовлетворение которых и составляет смысл его поведения.
Взаимодействие может быть непосредственным и косвенным социальным действием. Например, акт купли вещи — это непосредственное взаимодействие с продавцом. Здесь социальный характер действия очевиден. Косвенное взаимодействие не столь очевидно. В этом случае вторая сторона может быть не видна, более того, действующий субъект может активно отрицать ее наличие. Например, девушка, сидя в одиночестве, тщательно покрывает свое лицо косметикой. Является ли такое действие социальным? Она может говорить, что красится, одевается только для себя. При этом она, возможно, говорит это вполне искренне. Однако если посмотреть более внимательно на этот акт, то мы увидим, что ее целью может быть просто «выглядеть хорошо», но в чьих глазах? В одиночестве она не носит макияж. Она красится для собственного душевного равновесия, которое достигается посредством сформированного ее внешностью положительного отношения окружающих. Таким образом, этот акт нанесения макияжа в одиночестве является социальным.
Поведение — это серия взаимосвязанных социальных актов. Поведение потребителя включает в себя и осознание собственных потребностей и интересов, и выбор покупки, и торг, и использование купленного, и многократное повторение этого цикла применительно к разным товарам и в разное время.
Поведение потребителя содержит в себе по определению обозначение места действия: рынка товаров и услуг.
Рынок — это форма социального взаимодействия между продавцом и покупателем. Разновидностью рынка является рынок потребительских товаров и услуг. Здесь действуют продавцы этих товаров и конечные потребители.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Социальное действие проявляется в разных формах
Позитивное действие. Это действие, совершенное вовне. Например, акт покупки или возврата товара.
Негативное действие — это действие, которое субъект (индивид или организация) хотел бы совершить, но не совершил. Негативное действие — это тоже действие, хотя его не видно (человек зашел в магазин, посмотрел и ушел; бросившему курить мучительно хочется купить сигареты, но он воздерживается). Оно проявляется в двух основных вариантах:
а) воздержание — это отказ от действия, которое можно совершить, но от которого лучше воздержаться по тем или иным причинам. Например, человек имеет потребность в данном товаре и деньги, чтобы его приобрести, но не покупает, поскольку ищет более качественный товар того же вида или считает, что есть более насущные потребности;
б) терпение — это несовершение действия в силу неспособности его совершить. Например, покупатель нуждается в товаре, но не может купить его в силу отсутствия денег или отсутствия товара в доступном магазине.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Если в качестве критерия классификации взять цели социального действия, то можно выделить следующие его типы:
(1) Инструментальное действие направлено на удовлетворение предельно рациональных, «естественных» потребностей, которые сконструированы самой природой. Это потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных атмосферных воздействий (холод, жара, дождь, снег). Это потребности, которые никто не может проигнорировать. Инструментальное социальное действие является предельно рациональным по своим целям, которые естественны, обусловлены природой человека, направлены на удовлетворение естественных потребностей, обеспечивающих физиологическое, психическое здоровье. Это потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных атмосферных воздействий (холод, жара, дождь, снег). Это потребности, которые никто не может проигнорировать. В этом смысле оно носит универсальный, наднациональный и надысторический характер: во всех странах и во всех эпохах люди стремятся обеспечить удовлетворение одних и тех же потребностей, что не исключает различий в уровне этих потребностей и в методах их удовлетворения.
Субъектом такого действия является Естественный Человек. Он хочет только того, что необходимо ему для нормальной жизни. У него нет «ложных», «искусственных» целей, навязанных обществом через систему воспитания, внушения и т.д. Ему чужды причуды моды. Он не будет бороться за приобретение вещи, которая ценна только тем, что непрестижна. Он ориентируется только на функциональные качества вещей.
Такое действие является одним из основных в «теории рационального выбора», одной из важнейших предпосылок является наличие рациональных желаний и убеждений (Elster: 121). А что может быть более рациональным, чем действие, обусловленное природными потребностями!
Разумеется, Человек Естественный — это только научная модель, построенная посредством очищения реального человека от того, что наслоилось на него под воздействием культуры данного общества. У реального человека всегда прослеживается в той или иной мере модель инструментального поведения. Если таковой не будет, то человек просто умрет в результате неудовлетворения своих базовых потребностей. Однако реальное социальное действие — это инструментальное действие с большей и меньшей долей других типов действий: в него вписываются культурные цели (потребление «как принято», в соответствии с «нормами приличия»), цели игровые, аффективные. Поскольку логика каждого типа социального действия имеет большие особенности, то лучше анализировать механизм каждого действия отдельно, не забывая, что в реальной жизни они переплетаются, но в самых разных замысловатых вариациях.
Поведение — это, как уже отмечалось, цепь социальных актов. В реальном поведении часто эта цепь состоит из качественно различных поведенческих актов: один инструментальный, второй — ценностно-ориентированный и т.д. Например, для облегчения домашнего труда хозяйка покупает стиральную машину (инструментальный акт), но, не вникая в технические характеристики, выбирает наиболее дорогую и престижную модель (ценностно-ориентированный акт), во время переговоров с продавцом она, будучи усталой, сорвалась из-за мелочи и нахамила (аффективный акт).
(2) Ценностно-ориентированное действие направлено на удовлетворение потребностей, порожденных культурой. Поскольку культура прерывиста (в разных странах, у разных этносов и даже классов), то это действие является рациональным только в пределах культуры, породившей данную цель. Вне ее оно смотрится абсурдным.
Цели, порожденные культурой, носят искусственный характер, но, будучи глубоко усвоенными, они превращаются почти в биологическую или психологическую проблему. Например, в большинстве культур существует потребность прикрывать наготу тела. Эта потребность для части людей столь насущна, что заставь их пройти голышом по улице, часть из них умрет от стыда. Эти потребности нередко вынуждают людей ставить на кон свою жизнь во имя их удовлетворения. Например, сколько людей погибли «защищая свою честь», «достоинство», надрываясь на работе, чтобы потреблять так, «как делают все приличные люди»!
Ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную (эстетическую, религиозную или любую другую), самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет.
(3) Целью игрового действия является развитие способностей личности или имитация их использования в случае отсутствия возможностей применения в реальной жизни (компенсаторная функция). Это социальное действие, развивающееся по заранее оговоренным правилам и имитирующее, моделирующее те или иные ситуации инструментального действия. Часто игра заменяет реальность, если эта реальность недостижима. Она заменяет реальность, давая острые ощущения без того риска, который связан с ними в реальной жизни. Например, современные аттракционы дают такие же острые ощущения, как и ситуации на грани жизни и смерти, случающиеся в реальной жизни.
Например, можно случайно упасть со скалы или с 10-го этажа, а можно прыгнуть с вышки, будучи привязанным за ногу резинкой. Человек, играющий в футбол или баскетбол, использует данные ему от природы качества, оказавшиеся ненужными в его сидячей работе и в городском образе жизни. Выходя на ринг или татами, он использует заложенные природой бойцовские качества, в основном малопригодные при жизни в рамках закона.
Игра может тесно переплетаться с инструментальным действием, когда она выступает как средство зарабатывания денег на удовлетворение базовых потребностей. Она может переплетаться и с ценностно-ориентированным действием в тех случаях, когда используется для достижения целей, сконструированных данной культурой (например, добиться чемпионского титула и благодаря этому стать героем спорта, кумиром и т.д. В этом случае спорт выступает как форма социального самоутверждения в глазах окружающих).
Игра увлекает миллионы людей, предлагая самые разные варианты, пригодные для разных типов потребностей. Поэтому игровая деятельность создает огромный рынок.
(4) Аффективное социальное действие направлено на получение психологической разрядки. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, то это сублимация (Вебер 1990: 628).
Другое основание классификации социальных действий — механизм принятия решений.
1. Целерациональное социальное действие может быть с точки зрения цели и инструментальным, и ценностно-ориентированным, и игровым, и иногда даже аффективным (человек сознательно отказывается себя контролировать и использует свое аффективное состояние во вполне рациональных целях).
Целерационально действует тот, чье действие ориентировано на цель, средства, побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, то есть тот, кто действует не аффективно и не традиционно (Вебер 1990:629). Целерациональное действие строится на строгом расчете соотношения результата и затрат, основывается на выборе наиболее рационального пути удовлетворения потребности.
Примером такого действия является идеальная модель экономического поведения и осуществляющего его Экономического Человека, представляющего собой идеальную модель, которой часто оперируют экономисты. В ее основе лежит убеждение, что человек действует, преследуя материальную выгоду, и тщательно взвешивает баланс затрат и результатов, анализирует все известные ему пути достижения этой цели.
Целерациональная ориентация отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Смысл этого действия состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом характере поведения как таковом. Чисто целерационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим представлениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии и т.п. Такое поведение всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг индивид (Веер 1990:629).
2. Традиционное социальное действие основано на длительной привычке (Вебер 1990:628). Чисто традиционное, как и аффективное, находится «на самой границе, а часто даже за пределам того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием». Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу (Вебер 1990: 628). «Управляемые в своем поведении тем, чему научились, — писал Ф.Хайек, — мы зачастую не знаем, почему мы делаем то, что делаем» (Хайек 1992: 44). Это в принципе целерациональное действие, однако решение было принято когда-то давно, а порою и совершенно другими людьми. В этом случае действие отдалено от решения во времени.
3. В иррациональном социальном действии вообще может отсутствовать элемент трезвого размышления. Аффективное поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Чисто аффективное действие находится на границе и часто за пределами того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием (Вебер 1990:628). Иррациональное социальное действие идет вне рационального контроля. В этом случае нет и речи о взвешивании баланса цели и результатов, о выборе наиболее эффективного пути из многих. Мотором этого действия являются страх, злость, ненависть, социально-психологическое заражение, внушение. Яркими примерами его являются паника на рынке, бирже. Взывать в этой ситуации к рациональным аргументам бессмысленно.
По содержанию социальные действия тоже делятся на несколько типов (Сорокин 1992: 59):
Действия должные. Их мы воспринимаем как должное и без эмоций. Например, я дал булочнику деньги и получил булку. Акт лавочника для меня нормальный, должный.
Действия рекомендуемые. Эти действия одобряются, но отнюдь не обязательны. Поэтому их совершение — это своего рода перевыполнение нормы. Они воспринимаются как услуга, вызывают чувство благодарности, за которым тянет готовность или желание ответить своей услугой. Так, магазины или кафе, обеспечивающие сервис выше ожидаемых стандартов, вызывают такое благожелательное к себе отношение, что потребители стремятся отблагодарить, совершая здесь покупки чаще. При этом дополнительная услуга может проявляться в совершенно неэкономических формах: улыбающиеся продавцы или официанты, готовность обслужить, если постоянный клиент забыл дома кошелек или когда магазин закрывается.
Действия запрещенные.Например, купля-продажа наркотиков, ворованного имущества и т.п.
БЛОКАДА И ФРУСТРАЦИЯ
Блокада — это «любое вмешательство, создающее перерыв в уже начавшемся действии» (Шибутани 1969: 65). Типичный пример: человек, осознав свой интерес, идет в магазин за товаром, а товара нет — либо уже, либо в принципе.
Блокада всегда вызывает эмоциональную реакцию. В одних случаях о ней невозможно даже догадаться, поскольку неудовлетворенный потребитель вышколен культурой и научился скрывать свои негативные эмоции. В других случаях он делится своими эмоциями и с продавцом, и с окружающими посетителями магазина, и с членами семьи. Но в любом случае есть эмоциональная реакция.
Одной из разновидностей реакции на блокирование является создание образов. «Когда человек полон решимости что-то сделать, но не достигает своей цели, акт завершается в его воображении» (Шибутани 1969: 67). Вы заказали в ресторане бифштекс, но через полчаса ожидания приходит официант и сообщает, что в связи с закрытием ресторана на перерыв бифштексов уже нет и вообще нет ничего, кроме хлеба. Вам ничего не остается, как прожевать скопившуюся слюну, представляя ее бифштексом.
Регулярное повторение блокад имеет серьезные последствия. «Чем большее неудобство испытывают люди, тем более ими овладевают образы удовлетворения». Образы еще более усиливают первоначальные импульсы к потреблению. «Продолжительная блокада может привести к одержимости» (Шибутани 1969: 68).
В советскую эпоху тотального дефицита большинства качественных товаров блокада была системной характеристикой существования основной массы людей. И чем меньше люди могли удовлетворить свои потребности, тем сильнее разгорались соответствующие желания. Многие стали жертвами потребительской одержимости: люди вставали в любую очередь, не успев задуматься, зачем им нужен продаваемый товар, они покупали все, что считалось дефицитом. Памятником этого феномена стали горы хрусталя, ковров во многих квартирах. Обжорство нередко является следствием одержимости некогда голодных людей, дорвавшихся до пищи. Долгое время переживаемый дефицит продовольствия вырабатывает привычку есть каждый раз, как в последний. Универсальный феномен новых богачей во всех странах отмечен потребительской одержимостью.
Фрустрация — неспособность приспособления, накопление неудовлетворенности (Шибутани 1969: 72). Это реакция потребителя на ситуацию, возникшую в узкой сфере, но ее последствия можно обнаружить далеко за ее пределами.
Отступление от удовлетворения потребности проявляется в двух формах. (1) Сдерживание, воздержание — это осознанное отступление. (2) Подавление — это неосознанное, вынужденное отступление (Шибутани 1969: 74). Примером первого случая является человек на диете при виде вкусного пирога: сглотнул слюну, воздержался и постарался себя убедить, что ему этого не хочется. Примером второго рода является бедняк, столкнувшийся с тем же пирогом.
Сублимация — это реакция на отступление в форме перевода энергии, внимания в другую сферу. Это понятие введено в научный оборот З.Фрейдом и широко используется в наше время.
Подавленные сексуальные влечения находят частичный выход в художественном творчестве, агрессивные импульсы — в спортивных соревнованиях, бедность — в ненависти к привилегированным (Шибутани 1969: 74).
***
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Хайек Ф.А.Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
Elster J. Rational Choice Theory // The Polity Reader in Social Theory. Cambridge, 1995.
Mead G.H. The Philosophy of the Act. Chicago, 1938.
Потребление как текст
Ключевые понятия темы
Герменевтика. Структура понимания. Потребление как текст.
Социальное конструирование идентичности (принадлежности).
Знак. Знак-объект. След. Символ. Фирменная марка.
Лояльность фирменной марке.
Интертекст.
Социальное поведение по М. Веберу
Теория социального действия М.Вебера
По мнению М. Вебера социальными действиями занимается наука социология. Она толкует и понимает эти действия через объяснения.
Получается, что социальные действия являются предметом изучения, а толкование, понимание – это метод, с помощью которого явления причинно объясняются.
Таким образом, понимание есть средство объяснения.
Понятие смысла объясняет социологическое понятие действия, т.е. социология должна изучать рациональное поведение индивида. При этом индивид осознает смысл и цели своих поступков без эмоций и страстей.
Автор теории выделяет четыре типа поведения:
- Поведение целерациональное, при котором выбор цели свободен и осознан, например, деловая встреча, покупка товара. Данное поведение будет свободным, потому что отсутствует принуждение со стороны толпы.
- В основе ценностно-рационального поведения лежит сознательная ориентация, вера в нравственные или религиозные идеалы, стоящие выше расчетов, соображений выгоды, сиюминутных порывов. На второй план здесь отходит деловой успех и человека может не интересовать мнение окружающих. Свои поступки человек соизмеряет с высшими ценностями, такими как спасение души или чувство долга.
- Поведение традиционное, которое нельзя назвать сознательным, потому что его основу составляет притупленная реакция на раздражители и протекает по принятой схеме. Раздражителями могут быть различные запреты, табу, нормы и правила, обычаи и традиции, передающиеся от одного поколения другому, например, гостеприимство имеющее место у всех народов. В результате не надо ничего придумывать, потому что индивид ведет себя так, а не иначе, в силу привычки, автоматически.
- Реактивное или как его ещё называют аффективное поведение, которое идет изнутри и человек может поступить бессознательно. Это кратковременное эмоциональное состояние не ориентируется на поведение других людей, как и на сознательный выбор цели.
К аффективным формам поведения относятся растерянность перед каким-нибудь событием, энтузиазм, раздражение, подавленность. Эти четыре типа, как отмечает сам М.Вебер, можно считать самыми характерными, но далеко не исчерпывающими все многообразие видов поведения человека.
Ценностно-рациональное поведение по М.Веберу
По мнению М. Вебера ценностно-рациональное поведение является идеальным типом социального действия. Причина заключается в том, что в основе данного типа лежат такие поступки, совершаемые людьми, которые основаны на убежденности в их самодостаточной ценности.
Целью здесь выступает само действие. Ценностно-рациональное действие подчиняется определенным требованиям. Долг индивида – следовать этим требованиям. Действия в соответствии с этими требованиями означают ценностно-рациональные действия даже в том случае, если рациональный расчет имеет большую вероятность неблагоприятных последствий самого поступка лично для индивида.
Пример 1
Например, тонущее судно капитан покидает последним, несмотря на то, что его жизнь находится в опасности.
Данные действия имеют осознанную направленность, а если их соотнести с представлениями о долге, достоинстве, то это будет определенная рациональность, осмысленность.
Преднамеренность такого поведения говорит о большой степени его рациональности и отличает от аффективного поведения. «Ценностная рациональность» действия абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид, потому что несет в себе что-то иррациональное.
М. Вебер считает, что действовать чисто ценностно-рационально может только тот человек, который поступает в соответствии со своими убеждениями. В этом случае он будет выполнять то, что требует от него закон, религиозное предписание, важность чего-либо.
Цель действия и само действие в ценностно-рациональном случае совпадают, а побочные следствия во внимание не принимаются.
Замечание 1
Таким образом, получается, что целерациональное действие и ценностно-рациональное различаются между собой как истина и правда. Истина – это то, что есть на самом деле независимо от убеждений, верований конкретного общества. Правда означает сопоставление того, что наблюдаешь с общепринятым в данном обществе.
Типы социального действия М. Вебера
Автор теории социального действия М. Вебер выделяет шесть их типов:
- Правильный тип, где цели и средства строго рациональны, потому что объективно адекватны друг другу.
- Во втором типе средства для достижения цели, как кажется субъекту, будут адекватны, хотя могут и не быть такими.
- Приблизительное действие без определенной цели и средств.
- Действие, определяемое конкретными обстоятельствами, без точной цели.
- Действие, имеющее ряд непонятных элементов, поэтому лишь частично понятное.
- Действие, которое необъяснимо с точки зрения рациональной позиции, вызванное непонятными психологическими или физическими факторами.
Данная классификация упорядочивает все виды социального действия по степени убывания их рациональности и понятности.
Социальными в принятом смысле являются не все типы действия, включая внешний тип. Если внешнее действие направлено на поведение вещных объектов, то оно не может быть социальным.
Социальным оно становится только тогда, когда ориентировано на поведение других, например, молитва, прочитанная в одиночестве, не будет носить социальный характер.
Социальный характер носят не все типы взаимоотношения людей. Социальное действие не будет идентично одинаковому поведению людей, например, во время дождя. Люди открывают зонты не потому что ориентируются на действия других, а для того, чтобы защититься от дождя.
Не будет идентично оно и тому, на которое влияет поведение других. Огромное влияние на человека оказывает поведение толпы и определяется как поведение, обусловленное массовостью.
М. Вебер ставил перед собой задачу – показать, как такие социальные факты – отношения, порядок, связи – следует определять как особые формы социального действия, но стремление фактически было не реализовано.
Замечание 2
Важнейшая мысль М. Вебера заключалась в том, что социальное действие приводит к социальному факту. Детерминантом действия М. Вебер рассматривает только цель, а обстоятельствам, которые делают это действие возможным, не уделяет должного внимания. Он не указывает, среди каких альтернатив осуществляется выбор и не имеет суждений о том, какие цели действия имеет действующий в той или иной ситуации. Не говорит и о том, какие варианты действия есть у субъекта при движении к цели и какой тип отбора он производит.
Социология управления: Социальное поведение и социальный контроль: типы, виды
Поведение личности — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.
Социальное поведение — внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки (диспозиции), формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.
Социальная установка — это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. По мнению американского социолога Дж.Герберта, социальная установка включает в себя все, что нам нравится, нашу приязнь или неприязнь по отношению к самим себе и окружающим. Она возникает из способности видеть мир и самих себя так, как его видят другие, и так, как это принято в данной социальной общности.
Мы постоянно меняем свои социальные установки в зависимости от установок других людей. Но вопрос состоит в том, кто эти другие? Во-первых, это те, кто нам нравится, к кому мы испытываем симпатии. Во-вторых, это те, кто рядом с нами, но немного выше нас по престижу. Сила влияния на наши установки обратно пропорциональна социальной дистанции, под которой понимается восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия.
Типы социального поведения:
Массовое социальное поведение — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).
Девиантное поведение — это исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам.
От социального поведения членов общества зависит наличие или отсутствие социального порядка в нем.
Социальный порядок — это система, включающая индивидов, взаимосвязи между ними, привычки и обычаи, действующие незаметно и способствующие выполнению различных видов деятельности, необходимой для успешного функционирования данной системы.
Фиксируя те или иные отклонения от социального порядка в обществе, нельзя не отметить, что в целом социальная система функционирует: миллионы людей ходят на работу, работает городской транспорт и т.д. Что же заставляет функционировать социальную систему? Это социальный контроль, т.е. способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования.
Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют организации. Для этого создаются специальные органы и разрабатываются правила. Например, уголовное право. На уровне общественной организации к таким органам относятся правоохранительные.
Неформальный контроль — это вид давления, характерный для небольших групп, проявляющийся в формах остракизма (психологического изгнания), критики или насмешки, препятствующих девиантному поведению. Выделяют четыре основных типа неформального контроля: социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в улыбках, одобрительных взглядах, а также других проявлениях одобрения. Наказание проявляется в форме недовольного взгляда, остром критическом высказывании, угрозе физической расправы или физическом воздействии. Убеждение — также один из способов предотвращения девиантного поведения. Наконец, переоценка норм — это более сложный тип неформального социального контроля, при котором поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.
Лекция 15.Социальное действие и поведение
1. Активность, деятельность и поведение.
2. Иерархия и динамика потребностей.
3. Самооценка и самоуважение личности.
В предыдущей лекции мы рассмотрели личность в покое — с точки зрения структуры психики человека. Динамика личности выражается в деятельности, поведении, социальном действии, потребностях, мотивах, целях, защитных механизмах.
Человек отличается от животных гораздо большими вариациями типов поведения, наличием свободы выбора действий, их целеполаганием. Разнообразие и неоднородность человеческого поведения иногда ставит социолога в тупик: что выбрать в качестве предмета исследования? Что должен и что не должен изучать социолог? Что такое социальное действие и поведение? Прежде всего они — проявление социальной активности.
1. Активность, деятельность и поведение
Активность и деятельность
Активность — присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность — всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.
Формами проявления активности выступают произвольные движения. (физические объекты на это неспособны) от самых простых, элементарных, называемых актами, до самых сложных, высокоорганизованных форм, в частности рассудочной деятельности. Если расположить произвольные движения по степени нарастания признака сложности, то получим эволюционную лестницу.
В научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку. Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин «действие» в строгом смысле применим только к человеку. Животные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие «действие» сплошь и рядом применяется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).
Цель — осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время.: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина — действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия — штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. — объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.
Итак, действие — единица деятельности. Отдельное движение — элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы.
Поведение
Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность — осознанное им «произвольное поведение».
В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).
Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.
Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.
Свобода действий
Действия, поступки, движения и акты — строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение — две стороны одного явления, а именно человеческой активности.
Свобода действий — определяемый извне, прежде всего социальной средой, диапазон вариаций человеческих актов. Иначе, говоря, позволяемое (допускаемое) обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные вариации в поведении, вызванные аффектами либо совершаемые бессознательно, например, отдергивание руки от горячего предмета, как бы разнообразно оно ни происходило, к сфере свободных действий не принадлежат. Напротив, регулируемые культурными нормами действия, скажем, чихание, предполагают, что человек может соблюсти эти нормы в разной степени либо не соблюдать вовсе. Чихая, он может использовать носовой платочек, отвернуться в сторону или сдержать чихание как произвольную реакцию. А может ничего этого не делать. Хотя чихание — непроизвольное действие, но оно обставлено культурными условностями, т.е. диапазон его выражения ограничен. В зависимости от того, какова ситуация (присутствуют ли рядом посторонние люди), как он относится к самим культурным нормам (строго следует им или игнорирует), каким он хочет показаться окружающим (воспитанным или невоспитанным), человек свободно выбирает то или иное действие. Таким образом, свобода действий предполагает свободу выбора, произвольное решение индивида, цель и намерения.
Социальное действие: определение понятия и примеры
Социальное действие: определение понятия и примеры
Социальное действие: определение понятия и примеры
Определение понятия
Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?
Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.
Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь — все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.
Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину… Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин 😉
Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное!.. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет…
Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу… — я не настолько одержимый идеей заговора! Кругом полно загадок! 🙂 Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV??? Жду ответы в комментариях!
В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!
Типы социального действия по Максу Веберу
Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!
Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:
1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.
Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой пост о профориентации.
Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять… Не согласны? 🙂 Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной…
2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?
А может, вы искренне верите, что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? 🙂 Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!
3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете : «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу…
А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу 🙂
4. Традиционное действие — обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.
Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.
С уважением, Андрей Пучков