Стадии олигофрении: Умственная отсталость — Википедия – Три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Автор: | 10.02.2021

Содержание

Три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Олигофрения характеризуется недоразвитием психики и интеллекта. Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте слабоумие. Название болезни происходит от греческих слов малый и разум. В непрофессиональной среде, для обозначения олигофрении, более корректными считаются выражения “психическая недостаточность” или “психическая задержка”.

Причины возникновения олигофрении

Выделяют три группы причин олигофрении – комплексы внутренних (эндогенные), внешних (экзогенные) и смешанных факторов.

К причинам, имеющим внутренний характер, относят все виды психического недоразвития, которые могут быть вызваны хромосомными патологиями, наследственными специфическими нарушениями обмена веществ и различными генетическими синдромами. Причиной олигофрении такого типа могут быть различные метаболические заболевания и разные типы мукополисахаридоза.

Второй комплекс причин болезни, общего психического недоразвития у больного составляют внутриутробные инфекции при ношении плода, иммуноконфликт крови матери и ребенка, алкоголизм, наркомания и другие пагубные привычки матери, которые могут спровоцировать серьезные нарушения при снабжении плода питательными веществами, а также родовые и послеродовые травмы черепа ребенка.

Третью группу причин составляют факторы смешанной этиологии, имеющие как эндогенный, так и экзогенный характер. Самые тяжелые формы олигофрении развиваются именно под совокупным воздействием сразу нескольких, различного рода негативных, факторов.

Степени олигофрении

В зависимости от клинической картины болезни, коэффициента интеллекта и выраженности умственного дефекта больного различают 3 вида заболевания, 3 степени олигофрении:

  • Дебильность
  • Имбецильность
  • Идиотия.

Легкая степень

Легкую умственную отсталость, олигофрению легкой степени в научной литературе называют дебильностью. У больных, страдающих олигофренией в степени дебильности коэффициент интеллекта оценивается в пределах 50-70 баллов. Такие пациенты могут жить самостоятельно. У них наглядно-образное мышление, отсутствует способность к абстрагированию, круг интересов ограничивается бытовыми вопросами. Больные имеют довольно развитую речь, способны совершать самые простые математические операции, могут отнять, сложить, посчитать деньги. Они в состоянии усвоить навыки примитивного ручного труда, основные правила общественного поведения. К обучению, уже на этой стадии олигофрении, не проявляют никакого интереса. Но надо отметить, что некоторые дети, страдающие легкой степенью олигофрении, несмотря на малопродуктивность мышления и нарушения психического развития, характеризуются частичной одаренностью.

Медлительность, без инициативность, инертность и плохое самообладание также считаются симптомами ранней стадии олигофрении. Больные слишком медленно и непрочно запоминают информацию, ослаблена способность концентрации внимания. Они легковнушаемы и готовы подчиниться другим, при этом поступки страдающих дебильностью часто необдуманны, не целенаправленны, совершенно непредсказуемы. Наблюдается также усиление примитивных, например, сексуальных влечений.

Обращаем ваше внимание, что дебильность следует отличать от так называемой пограничной умственной отсталости, которая формируется в следствии внешних факторов и не имеет столь необратимых последствий.

Имбецильность

Средняя степень олигофрении, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента, принятию называть имбецильностью. Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у пациентов наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов.

Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке.

При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу. Примечательно, что дети-имбецилы отличаются привязанностью к родным и близким людям, отмечается адекватная реакция больных на порицание или похвалу.

3 степени олигофрении

Глубокая форма умственной отсталости

Последней среди степеней олигофрении по степени тяжести является идиотия. Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости, больные этой группы обладают коэффициентом интеллекта, не превышающем 20 баллов. Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь. Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций, выражающих удовольствие или неудовольствие.

Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей.

При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.

Имбецильность и идиотия, в свою очередь, имеют по три степени развития, которые отличаются глубиной заболевания, причинами и сроками ее возникновения.

Мы представили основные симптомы и отличительные черты трех степеней умственной отсталости при олигофрении, основой борьбы с которыми является профилактика. Первичная профилактика должна быть нацелена на охрану здоровья беременных и всестороннее диагностику плода, что может предупредить рождение больного ребенка. Задача вторичной – раннее выявление и своевременное и полноценное лечение и реабилитация больных олигофенией.

симптомы, степени, коррекция и лечение


Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

кафедра психиатрии и наркологии 1СПбГМУ им. И.П. Павлова



Общие сведения

Умственная отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Умственная отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).

Долгое время общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е. малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).

 

Распространенность умственной отсталости

По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% населения, при этом легкие формы интеллектуальной недостаточности встречаются чаще тяжелых. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще женщин.

 

Классификация умственной отсталости

Существуют разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Другая клиническая классификация предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую и атоническую формы (Д.Н. Исаев). Кроме того, выделяют «ядерные» формы умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками парциального психического недоразвития.

По этиопатогенезу состояния умственной отсталости разделяют на три основные группы (Г.Е. Сухарева):

1.                состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями. К этой группе относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2.                состояния, вызванные действием различных вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии). Сюда относят состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа, паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсоплазмоза и пр.), интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3.                состояния, вызванные действием различных вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни. Выделяют умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.

Во многих случаях достоверно выявить этиологические причины умственной отсталости не представляется возможным, поэтому такие состояния обозначают как недифференцированные формы. В свою очередь дифференцированные формы умственной отсталости представляют собой нозологически самостоятельные заболевания с установленной этиопатогенезом и характерной клиникой. Часто при дифференцированных формах умственная отсталость является лишь одним из симптомов в ряду других тяжелых проявлений этих заболеваний.

 

Клинические проявления и динамика умственной отсталости

Психические расстройства при умственной отсталости, как уже отмечалось выше, полиморфны по характеру и степени выраженности.

Выраженность интеллектуального дефекта.

По степени выраженности недостаточности интеллектуальных способностей в МКБ-10 выделяется:

1. Глубокая умственная отсталость (идиотия).

При идиотии значительно ограничены познавательные способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличают съедобного от несъедобного (могут поедать несъедобные предметы), не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: могут падать с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и пр. (могут получать повреждения, ожоги). Большинство больных не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.). Речь или совсем не сформирована (такие больные издают лишь нечленораздельные звуки) или состоит из нескольких простейших слов. Значительно недоразвиты моторные функции больных, в связи с чем многие из них не могут самостоятельно стоять и ходить, передвигаются ползком. Поведение в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью, в других – склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачивание туловищем, взмахи руками, хлопанье в ладоши), а у некоторых больных с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (могут внезапно ударить, укусить окружающих, царапать себя, наносят себе удары и т.п.). В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. Коэффициента умственного развития (стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта) у лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 20-34.

3. Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)

Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Относительная адаптация больных с умеренной умственной отсталостью возможна лишь в хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретных, полученных при непосредственном опыте, представлений к обобщениям, позволяющим переносить имеющийся опыт в новые ситуации. Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 35-49.

4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность).

Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь. Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях умственной отсталости, темпу психического развития у больных с дебильностью во многих случаях возможна удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Часто эти больные обнаруживают хорошую практическую осведомленность («их умения больше их знания» — Э. Крепелин). Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Однако эти больные с трудом формируют собственные суждения, но легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда, или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.

Эмоционально-волевые нарушения

Интеллектуальная несостоятельность – самое яркое проявление умственной отсталости, но она является лишь частью общего психического недоразвития личности. При олигофрениях значительно страдают эмоциональные и волевые процессы. Д.Н. Исаев, по особенностям нарушений эмоционально-волевой сферы, вне зависимости от степени выраженности психического недоразвития, выделяет следующие формы умственной отсталости:

1. Стеническая. Волевые процессы у этих больных обладают достаточной силой и устойчивостью. Больные работоспособны, деятельны. При легких степенях интеллектуальной недостаточности они имеют хорошую способность к адаптации, способны в полной мере использовать усвоенные навыки и знания. У некоторых больных отмечается аффективная неустойчивость, поэтому выделяют два варианта стенической формы: уравновешенный и неуравновешенный.

2. Дисфорическая. Характеризуется постоянным злобно-тоскливым аффектом, склонностью к дисфориям, импульсивным поступкам, негативизму, конфликтности, расторможенности влечений. Даже при незначительной интеллектуальной недостаточности такие больные неспособны к обучению и труду. Во время дисфорий они часто проявляют агрессию (обычно по отношению к близким, осуществляющим за ними уход, при этом агрессия может быть очень жестокой и изощренной) и аутоагрессию (наносят себе глубокие порезы, прижигают кожу сигаретой, вырывают волосы и пр.).

3. Астеническая. Характеризуется нестойкостью волевых процессов, быстрой истощаемостью, утомляемостью, медлительностью, нарушениями внимания, затруднениями в усвоении и использовании практических навыков.

4. Атоническая. Характеризуется практически полным отсутствием способности к психическому напряжению и целенаправленной деятельности. Больные или полностью бездеятельны или находятся в состоянии хаотической двигательной расторможенности.

Динамика умственной отсталости

В большинстве случаев состояния умственной отсталости относительно стабильны («непрогредиентны»). Однако, иногда, под влиянием внутренних и внешних факторов, отмечается их положительная или отрицательная динамика. При своевременном и активном проведении лечебно-коррекционных и воспитательных мероприятий большинство больных, страдающих легкой и умеренной умственной недостаточностью, оказываются способны к труду. В процессе возрастной эволюции и под влиянием лечебных мероприятий отмечается редукция двигательной расторможенности, импульсивности, негативизма, астенических состояний и пр. Отрицательная динамика умственной отсталости возможна при присоединении дополнительных патогенетических механизмов поражения головного мозга (например, отложение амилоида при болезни Дауна), при действии дополнительных внешних вредностей (черепно-мозговые травмы, алкоголизм и пр.), психогениях, неблагоприятном социальном окружении, в периоды возрастных кризов и пр. Декомпенсации при умственной отсталости могут проявляться цереброастеническими и психопатоподобными расстройствами, психозами с помрачением сознания, галлюцинаторно-бредовыми, аффективными психозами и пр.

Дифференцированные формы умственной отсталости

 

Состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями

Синдром Дауна

Обусловлен трисомией по 21 хромосоме. Впервые был описан английским врачом Дж. Дауном в 1866, но связь между нарушением числа хромосом и клиническими проявлениями болезни была установлена лишь в 1959 году (Ж. Лежен). Частота рождения детей с синдром Дауна приблизительно 1:700, однако в настоящее время, в связи с возможностями пренатальной диагностики, есть тенденция к ее снижению. Наиболее важным фактором риска данной хромосомной аберрации признается возраст матери (больше 35 лет).

Клинические проявления: Умственная отсталость при синдроме Дауна может быть выражена по-разному, чаще это умеренная и тяжелые степени, реже легкая. У больных отмечается позднее появление и выраженное недоразвитие речи (недостаточное понимание речи, бедный словарный запас, дизартрия). Дети с болезнью Дауна обычно не способны к обучению даже по программе вспомогательной школы и нуждаются в индивидуальном обучении.  Эмоциональная сфера остается достаточно сохранной: большей частью больные ласковы, послушны, привязаны к родителям, приветливы, добродушны («солнечные дети»), хотя бывают упрямы. Многие из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует развитию навыков самообслуживания и несложных трудовых процессов. Редко встречаются безразличные и злобные больные. Как правило, дети с болезнью Дауна лучше развиваются в родительских семьях, чувствуя заботу близких, но, даже в этом случае, они не достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации и нуждаются в постоянной опеке.

Особенностью возрастной динамики болезни Дауна является позднее половое созревание и раннее появление признаков инволюции (в 30-40 лет). При синдроме Дауна отмечается высокая частота раннего развития (после 35 лет) атрофических изменений коры головного мозга и накопления амилоида в виде сенильных бляшек, т.е. морфологические изменения сходные с болезнью Альцгеймера. При этом больные быстро утрачивают обыденные навыки, словарный запас, становятся бездеятельными, безразличными, появляются неврологические расстройства.

Больным с синдромом Дауна свойственен специфический физический фенотип, определяемый множеством стигм дизонтогенеза, что делает возможным диагностику этого состояния уже при рождении. Дети обычно небольшого роста; при рождении часто имеют низкую массу тела (до 2500 г). Окружность головы уменьшена. Лицо плоское, монголоидный разрез глаз (первое название синдрома «монголизм»), широкая переносица, нос короткий, изредка наблюдается пятнистая окраска центральной части радужки; нередки катаракты. Язык большой, исчерченный, рот полуоткрыт. Уши небольшие, прилегающие. Кисти широкие, пальцы короткие, на ладонной поверхности кисти поперечная борозда. Часто встречаются патология строения сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения (гипофункция щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, половых желез), мышечная гипотония. Характерна повышенная восприимчивость к инфекциям. Продолжительность жизни больных значительно снижена, не более 10% живут более 40 лет.

Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера)

Моносомия Х-хромосомы (45, Х0). Распространенность 1:3300 новорожденных.

Клинические проявления: Умственное недоразвитие обнаруживается только у части больных; обычно легкой степени. Больные трудолюбивы и благодушны. У многих больных есть критика к своему состоянию и переживание дефекта, отмечается склонность к невротическим реакциям

Врожденные аномалии строения придают больным своеобразный вид: низкий рост (как правило, не превышает 150 см), диспропорциональное телосложение (преобладание верхней части туловища, широкие плечи, узкий таз, укорочение нижних конечностей, конституция приближается к мужской). Шея короткая с избыточной кожей на заднебоковой поверхности, которая у многих больных выступает в виде шейной складки. Выявляются признаки полового инфантилизма (наружные половые органы недоразвиты, молочные железы не развиты, соски втянуты, оволосение лобка и подмышечных впадин отсутствует или скудное). Характерными признаками являются первичная аменорея, аномалии строения внутренних половых органов.

Синдром Клайнфелтера

Дисомия по Х хромосоме у мужчин (47, ХХY). Распространенность 1:1400 новорожденных (мальчики).

Клинические проявления: Умственная отсталость встречается примерно у четверти больных, преимущественно в легкой степени. Отмечается выраженная незрелостью эмоционально-волевой сферы. У многих больных часто присутствует сознание своей неполноценности, которое становится источником внутреннего конфликта, характерны невротические и патохарактерологические реакции. Описаны случаи с депрессивными, ипохондрическими, навязчивыми, шизофреноподобными расстройствами

Внешние вид больных: характерен высокий рост, астеническое сложение, узкие плечи, удлиненные конечности, слабо развитая мускулатура. Постоянными признаками синдрома Клайнфелтера являются недоразвитие половых органов и бесплодие. Примерно у половины больных отмечается гинекомастия и евнухоидные признаки. В неврологическом статусе в ряде случаев имеются мышечная гипотония и диэнцефально-вегетативные расстройства по типу панических атак.

 

Умственная отсталость, вызванная наследственными дефектами метаболизма

Фенилпировиноградная умственная отсталость (фенилкетонурия, ФКУ, болезнь Феллинга) 

— наследственное нарушение обмена веществ (характеризуется аутосомно-рецессивным типом наследования), обусловленное дефицитом одного из ферментов обмена аминокислоты фенилаланина, что приводит к нарушениям окисления фенилаланина в тирозин, недостаточным синтезом катехоламинов (адреналина и норадреналина), гормонов щитовидной железы, меланина, серотонина. В результате в организме происходит постепенное накопление фенилаланина и его метаболитов, оказывающих токсическое действие на ЦНС, формируется дефицит гормонов и медиаторов нервной системы с дальнейшей задержкой психического развития. Фенилаланин и его метаболиты (фенилкетоновые вещества) выделяются с мочой. Выявляются значительные этнические различия в распространенности фенилкетонурии. В России частота среди новорожденных составляет 1:6-10 тыс.

Клиническая картина: Дети, больные фенилкетонурией, рождаются с нормально сформированным и функционально полноценным головным мозгом (так как биохимические процессы плода обеспечиваются обменом веществ матери). Биохимические нарушения начинают развиваться сразу после рождения. Уже в 4-6 мес. выявляется отставание в психомоторном развитии, которое заметно прогрессирует. Развернутая клиническая картина заболевания включает умственную отсталость тяжелой или глубокой степени, нарушения поведения и кататонические расстройства (состояния психомоторного возбуждения, импульсивные действия, стереотипные движения, эхопраксия, эхолалия, субступорозные состояния), астенические состояния. Часто обнаруживается повышение мышечного тонуса, судороги (у 30% больных), гиперкинезы, тремор пальцев рук, атаксия, нарушения координации, энурез. Характерны дефекты пигментации (большинство больных — блондины, со светлой, лишенной пигмента кожей и голубыми глазами). Моча имеет своеобразный запах («запах волка», «мышиный», «затхлый»). Биохимическая диагностика фенилкетонурии основывается на положительной реакции мочи с FeCl3 на фенилпировиноградную кислоту (проба Феллинга) и обнаружении повышенной концентрации фенилаланина в плазме крови.

Фенилкетонурия пример наследственного заболевания с возможностью хорошего эффекта при своевременной профилактической терапии: для предотвращения развития психических и неврологических расстройств с первых месяцев жизни и до 10-12 летнего возраста используются диеты с резким ограничением фенилаланина (полностью исключают животный белок, значительно растительный, дефицит белков компенсируют специальными смесями аминокислот без фенилаланина). Чувствительность нервной ткани к токсическому влиянию продуктов обмена фенилаланина, а также к другим нарушениям обмена наиболее высока в раннем возрасте (в период созревания мозга). После окончания процесса миелинизации повышение фенилаланина в крови уже не оказывает патогенного воздействия на мозг.

 

Умственная отсталость, вызванная действием вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии)

Умственная отсталость, вызванная вирусом краснухи (рубеолярная эмбриопатия). При заболевании беременной краснухой в первом триместре беременности формируется эмбриопатия с грубыми нарушениями строения нервной системы (микроцефелия, порэнцефалия), органов слуха и зрения, врожденными пороками внутренних органов. Умственная отсталость у таких больных обычно глубокой степени, часты судорожные припадки.

Умственная отсталость, обусловленная гемолитической болезнью плода и новорожденного. Гемолитическая болезнь плода (эритробластоз плода) обусловлена резус-конфликтом между матерью и ребенком, который приводит к гемолизу эритроцитов плода, анемии, высокому уровню билирубина, нарушениям кровообращения, отекам, повышению внутричерепного давления. Одним из последствий этого состояния может быть формирование умственной отсталости, выраженность которой бывает различной.

Умственная отсталость, обусловленная алкоголизмом матери (алкогольная фетопатия). Развивается при употреблении алкоголя матерями во время беременности. По данным ряда авторов занимает первое место среди причин легкой умственной отсталости. Клиническая картина складывается из умственной отсталости (преимущественно легкой степени), задержки физического развития (особенно выраженная при рождении и в первые годы жизни), нарушения строения черепа (микроцефалия, укорочение глазных щелей, недоразвитие костей срединной части — выпуклый лоб, короткий нос с широким и плоским переносьем, гипоплазия верхней челюсти).

 

Состояния, вызванные действием вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни

Умственная отсталость, обусловленная родовой травмой или асфиксией в родах. Механическое повреждение черепа ребенка во время родов может приводить к внутричерепным кровоизлияниям или даже к непосредственным повреждениям мозга и его оболочек. Кислородное голодание вызывает нарушения метаболизма в нервной ткани. Эти факторы могут приводить к формированию органической патологии головного мозга и, в последующем, умственной отсталости (выраженность которой может быть различна). Для родовых травм характерны очаговые неврологические расстройства, судорожные припадки, иногда – гидроцефалия.

Умственная отсталость, обусловленная нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве. После перенесенных менингитов и менингоэнцефалитов может формироваться умственная отсталость различной степени выраженности, очаговые неврологические расстройства, судорожные припадки, гидроцефалия.

 

 

Дифференциальный диагноз

Диагноз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, центральное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных способностей, на обнаружении признаков отставания в психическом развитии в детском и подростковом возрасте, а также отсутствии прогредиентности, т.е. признаков углубления психического дефекта. С целью определения степени интеллектуального дефекта используют специальные психологические методы оценки интеллекта (см. главу 7). Для уточнения этиологии некоторых форм умственной отсталости требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью (случаи, когда здоровый ребенок лишен условий для правильного умственного развития) и прогредиентными психическими заболеваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).

 

Прогноз

Прогноз умственной отсталости зависит от степени недоразвития психики, выраженности интеллектуального дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы больных, этиологии. При неосложненной умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, которая исключает необходимость в наблюдении психиатра. В то же время социальный прогноз глубокой и тяжелой степеней умственной отсталости неблагоприятен.

3. Степени и формы олигофрении.

Распространенность олигофрении в разных странах равняется 0,7-3%. Из них: идиотия — 4-5%,

Имбецильность – 18-19%,

Дебильность – 76-78%.

1.Идиотия – наиболее тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика возможна уже на первом году жизни.

Речь и мышление полностью не развиты.

Дети не владеют даже элементарными навыками самообслуживания, их не удается приучить к элементарной опрятности.

Могут не различать вкусовых качеств, и поэтому сосут и жуют несъедобные предметы.

Движения плохо координируются, поэтому с трудом овладевают ходьбой или ведут лежачий образ жизни; преобладают бесцельные двигательные стереотипии, н-р, раскачивания.

Недоступна осмыслению даже игровая деятельность.

Эмоции отражают удовлетворение или неудовлетворение органических потребностей, выражаясь нечленораздельными криками, визгами и хаотичным возбуждением.

Прогресс в интеллектуальном развитии невозможен. Осмысление окружающего и собственной личности отсутствует или смутно.

Дети-идиоты обучению не подлежат.

При меньшей тяжести идиотии дети могут ходить, обслуживать себя, говорить.

Дети-идиоты нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Содержатся в учреждениях Министерства социальной защиты, по достижении 18 лет переводятся в интернаты для психохроников.

Активность ограничивается инстинктивными действиями.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевыми), расширять свои представления об окружающем мире.

Коэффициент интеллекта равен 0-35 баллов.

2. Имбецильность – средняя по глубине степень умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования.

Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка.

В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать голову (к 4-6 месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть.

Овладевают ходьбой после трех лет.

У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется комплекс оживления.

При умеренной имбецильности дети могут произносить короткие, простые фразы, понимают несложную по смыслу речь.

Запас знаний крайне ограничен, дети не способны к самостоятельному понятийному мышлению.

Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок.

Мышление осуществляется в представлениях.

При правильном воспитании удается привить элементарные навыки несложного труда и самообслуживания (мыть посуду, подметать пол и т.п.).

Могут выполнять простую физическую работу при постоянном контроле и понуждении (чувство долга и ответственности не развито).

Способность самостоятельно ориентироваться в жизни ограничена, имбецилы нуждаются в постоянной опеке.

Обладают определенными возможностями в овладении речью, но наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически не обучаемыми даже во вспомогательной школе.

Словарный запас может достигать нескольких сотен слов. При этом речь носит подражательный характер, ее содержание не осмысливается, самостоятельный рассказ отсутствует.

Накапливаемый запас сведений является непрочным, неосмысленным.

Дети-имбецилы могут овладеть элементами письма, чтения, счета в пределах 20, но абстрактный счет остается недоступным.

Являются недееспособными. До достижения 18 лет, также как и идиоты, находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых.

В последние годы установлено, что часть детей-имбецилов способна овладевать определенными ЗУН-ами (знаниями, умениями и навыками) в объеме специально разработанной для них программы.

Будучи взрослыми, они способны брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Эмоциональная жизнь: испытывают привязанность к близким, у них развито чувство стыда, обидчивость, злопамятность, они способны реагировать на похвалу и порицание.

При умеренной имбецильности коэффициент интеллекта равен 35-49 баллов.

3. Дебильность – легкая степень умственной отсталости.

После 5 лет в достаточной степени овладевают речью.

Большинство достигает полной независимости в уходе за собой.

Для мышления и поведения характерны конкретность, шаблонность, стереотипность, неумение выделять существенные признаки, слабость критики своих поступков.

Соматические нарушения: общая физическая ослабленность, нарушения моторики, особенности эмоционально-волевой сферы и т.п. Все это ограничивает круг их профессионально-трудовой деятельности.

Дебилы обучаются во вспомогательной школе.

За 9 лет обучения в школе усваивают материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы (умение читать, писать, простой счет).

Овладевают несложной профессией и впоследствии ведут самостоятельную жизнь и даже вступают в брак.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах и т.д.

Способность с 16-18 лет систематически работать на производстве служит критерием удовлетворительной социальной адаптации. Работа в коллективе, получение заработка служат для дебилов доказательством успешности их труда и стимулом для дальнейших усилий, позволяют им чувствовать себя такими, «как все».

В условиях чрезмерной опеки со стороны родителей, когда ему не прививаются навыки самообслуживания и труда, потенциальные возможности социальной адаптации ребенка в должной мере не используются. Преодолению жизненной неопытности дебильного ребенка способствует воспитание родителями у него способности принимать самостоятельные решения.

Степень социальной адаптации определяется характером поведения: она снижается в случаях повышенной возбудимости, агрессивности. Высокая внушаемость, неспособность оценить отношения между людьми делает их нередко жертвой злонамеренных элементов, вовлекающих их в преступные действия. Низкий уровень моральных задержек ведет к расторможенности сексуальных влечений, а у женщин – к частым внебрачным связям и беременностям. Отмечается также склонность к злоупотреблению психоактивными веществами, бродяжничеству.

Коэффициент интеллекта: от 50 до 70 баллов.

Дебильность — Википедия

Деби́льность, реже дебили́зм (от лат. dēbilis — «слабый», «немощный»; англ. moron, feeble-minded, high-grade defective[1]) — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода. Впервые выделена Валантеном Маньяном в 1890 году[2]. Термины «дебильность», «дебил» — устаревшие и не рекомендуются к использованию, так как они вышли за сугубо медицинские рамки и стали носить социальный (негативный) оттенок[3]. В англоязычных странах аналогичная ситуация с термином «moron», словом, введённым в 1910 году психологом Генрихом Х. Годдардом. Слово «moron» использовалось для обозначения лёгкой умственной отсталости вплоть до МКБ-9[1]. Для обозначения выраженных дебилов и на русском языке предлагалось использовать слово моро́н, происходящее от др.-греч. «неразумный», «безрассудный», «глупый»[4], но термин не получил широкого распространения[5]. Вместо этих терминов в некоторых руководствах предлагается использовать нейтральный термин из МКБ-10, по которой «дебильность» соответствует диагнозу «умственная отсталость лёгкой степени» или «лёгкая умственная отсталость»[3]. Тем не менее в психиатрической литературе и литературе по олигофренопедагогике и в настоящее время продолжают использоваться традиционные термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия»[6][7][8][9].

Описание

При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует[10]. Тем не менее они могут формировать простейшие обобщения[11]. Для них составляет трудность охватывание ситуации целиком, и обычно они улавливают только внешнюю сторону событий[10]. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Хотя может быть и достаточно большой словарный запас, но речь при этом всё равно бедна и однообразна[11]. Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (вплоть до синдрома саванта): отличная механическая память (без осмысления повторяемого), способность производить в уме сложные арифметические операции, умение рисовать[12], абсолютный слух и др.[10]. При более тяжёлой степени олигофрении (имбецильности) одарённость также встречается. Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм.

Дебилы с программой основной общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают начальную или вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь[11]. Они способны усваивать специальные программы, основанные на конкретно-наглядном обучении в медленном темпе[2]. Наиболее трудными для изучения предметами в школе для них являются физика и математика[12]. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. Дебилы могут освоить несложную специальность, иногда даже очень хорошо[10]. Эмиль Крепелин отмечал, что «их умение больше, чем знание»[12].

В привычной обстановке дебилы относительно адекватны и самостоятельны[2]. Они могут жить самостоятельно, но чаще всего требуется руководство и поддержка[10].

Дебилы способны попадать под влияние других людей, так как обладают повышенной внушаемостью[11]. Из-за данной особенности они могут быть использованы как орудие в преступных целях[13]. Они также зачастую легко перенимают чужие взгляды и впоследствии стойко их придерживаются, при этом наблюдается недостаток в собственных суждениях[10]. Им свойственно запоминание различных правил и выражений, которые шаблонно употребляются[10]. Некоторые склонны даже поучать других людей и зачастую рассуждают о том, чего сами не понимают (так называемые «салонные дебилы»)[12]. Также у них недостаточно развита способность к подавлению влечений и самообладанию[11]. В целом их волевые и эмоциональные качества развиты лучше, чем у имбецилов[11]. Часто встречается усиление примитивных влечений, в частности полового влечения, сопровождающееся распущенным поведением[10].

У дебилов отмечается некоторая неуклюжесть, размашистость движений[11]. Иногда встречаются неврологические расстройства и аномалии физического развития, собственно, как и при других формах умственной отсталости[11].

Замечено[кем?], однако, что пациенты с лёгкой степенью дебильности в большинстве своём — вполне неплохие супруги, малоконфликтные, послушные и управляемые.

Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных). Характер их может быть добродушно-ласковым и приветливым, либо агрессивным со злобностью, упрямством и недоверчивостью к окружающим[12].

Все интересы страдающих дебильностью преимущественно сконцентрированы на удовлетворении инстинктов (пищевого и полового), а также на своей внешности[13].

Формы

В зависимости от уровня интеллектуального развития выделяют следующие формы дебильности:

  1. Лёгкая форма, IQ 65—69.
  2. Умеренно выраженная форма, IQ 60—64
  3. Тяжёлая форма, IQ 50—59

Для определения формы дебильности используется полное клиническое обследование. Степень развития определяется в соответствии с диагностируемой формой дебильности.

В МКБ-10 все формы дебильности (IQ 50—69) кодируются под рубрикой F7070. (лёгкая умственная отсталость).

Для указания степени поведенческих нарушений добавляется цифра после точки:

  • F70.070.0 минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их;
  • F70.170.1 значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер;
  • F70.870.8 другие поведенческие нарушения;
  • F70.970.9 поведенческие нарушения не определены.

Противопоказания

  • Служба в вооружённых силах.
  • Служба в государственных и муниципальных органах.
  • Допуск к государственной тайне.
  • Управление механическими транспортными средствами всех категорий (A, B, C, D, E).
  • Управление иными сложными техническими механизмами (подъёмные краны, погрузчики, конвейеры и т. п.)
  • Работа, связанная с использованием химических (токсичных) или взрывчатых веществ.
  • Охранная деятельность.
  • Ношение и приобретение оружия.
  • Работа машинистом и другие работы, связанные с движением поездов.
  • Работа инженером, мастером (индивидуально).

Прохождение медицинского освидетельствования у врача-психиатра обязательно.
Допуск к работе по некоторым профессиям принимается индивидуально врачом-психиатром.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 World Health Organisation. Manual of the International Statistical Classification of Diseases, Injuries, and Causes of Death (англ.). — Jeneva, 1977. — Vol. 1. — P. 212.
  2. 1 2 3 Олигофрении. Классификация // Руководство по психиатрии / Под редакцией Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 350. — 640 с. — ISBN 5-225-00236-6.
  3. 1 2 Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — С. 444. — 496 с. — ISBN 5-900990-03-6.
  4. Дворецкий И. Х., под ред. Соболевского С. И. Древнегреческо-русский словарь. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — Т. II. — С. 1119. — 1904 с.
  5. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — С. 549. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  6. Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. Основы специальной педагогики и психологии (рус.). — Издательский дом «Питер». — С. 103—105. — ISBN 978-5-498-07834-2.
  7. ↑ Большой психологический словарь (неопр.). — ОЛМА Медиа Групп, 2003. — С. 558. — ISBN 978-5-93878-086-6.
  8. Романова Е. А. Диагностика заболеваний. Медицинский справочник (рус.). — Family Leisure Club. — С. 404. — ISBN 978-966-14-8977-5.
  9. Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 253. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2 изд.. — М.: Медицина, 1968. — С. 397—398. — 75 000 экз.
  11. 1 2 3 4 5 6 7 8 Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1898. — С. 488—489. — 496 с. — ISBN 5-225-00278-1.
  12. 1 2 3 4 5 Б. Д. Цыганков, С. А. Овсянников. Психиатрия: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — С. 460—461.
  13. 1 2 И. Ф. Случевский. Психиатрия. — Медгиз, 1957. — С. 424—425.

Олигофренопедагогика — Википедия

Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

История оказания помощи детям с нарушениями интеллектуального развития распадается на три периода: до Октябрьской революции, в СССР и в настоящее время. Всемирный день олигофренопедагогики традиционно отмечается 20 ноября. До Октябрьской революции общественность в лице философов, мыслителей, медиков и педагогов высказывалась за осуществление мероприятий по лечению и воспитанию слабоумных. Особо значимыми были взгляды А. И. Герцена, В.Г Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. В 1854 году в Риге доктор Фридрих Пяльц открыл лечебно-педагогическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов. В дальнейшем оно было преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. Огромную роль в развитии олигофренопедагогики сыграли врачи-психиатры В. И. Яковенко, И. Г. Игнатьева, П. И. Ковалевский. Известный специалист в области изучения и воспитания умственно отсталых детей П. И. Ковалевский указывает на недостаточность той помощи, которую оказывают общественные учреждения умственно отсталым детям.

«В настоящее время вся земская Россия устроила своих несчастных душевно-больных вполне правильно и вполне рационально, — административная в медицинском отношении Россия тоже понемногу берётся за это дело. В числе находящихся там душевно-больных, несомненно, много идиотов, которые нашли себе приют, корм, тишину и спокойствие. От них избавили общество и их избавили от общества. Но тем дело и ограничилось. Это балласт заведений, питающийся и ничего не делающий. Это существа, только берущие от общества, но ничего не дающие ему хорошего… Было бы желательно пробудить в этой материи, в этой массе вещества силу и энергию, оживить её, одухотворить и направить на дело.»

Известный деятель в области обучения и воспитания умственно отсталых детей Е. К. Грачёва отмечает вредность для общества игнорирования важности обучения и воспитания в помощи детям:

«Одно призрение создаёт лишь паразитов общества: лентяев, содержание которых стоит весьма дорого.»

В одном из первых в России медико-педагогическом заведении для умственно отсталых детей, которое открыл в 1882 г. И. В. Малеревский, воспитательные влияния были направлены на адаптацию детей к будущей жизни посредством привития им трудовых умений. Заведение И. В. Малеревского существовало 20 лет (с 1882 по 1903 гг.) Оно выпустило 401 воспитанника обоих полов. В заведение принимались дети с разной степенью умственной отсталости: от самой тяжёлой до относительно лёгкой. Воспитанники делились на 2 отделения: старшее воспитательное отделение обучалось по программе средних учебных заведений и знакомилось с каким-нибудь ремеслом; в младшее отделение входили дети с более тяжёлыми формами умственной отсталости, они занимались исключительно физическим трудом. Ключевое значение в заведении придавалось занятиям физическим трудом на свежем воздухе. Летом воспитанники переезжали на сельскохозяйственную ферму, на которой они занимались разнообразными работами, которые позволяли частично обеспечить их пропитание. По данным В. П. Кащенко за 20 лет заведение добилось следующих результатов:

«Из 139 восп. старшего отделения совершенно исправилось 72, значительно улучшились 48; 59 чел. поступило в среднеучебное заведение. Из 115 восп. младшего отделения вполне оправились 34, сдано на попечение родителей 41. Остальные без перемены.»

Большое значение придавалось подготовке детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни посредством трудовой деятельности в учреждениях для умственно отсталых детей под руководством Е. К. Грачёвой. Можно сделать вывод о том, что к моменту глобальных социально-экономических изменений, произошедших в результате революции 1917 г., в России были сформулированы основные положения, которые открыли путь к новому этапу развития олигофренопедагогики. Среди этих положений: необходимость трудового воспитания как основы для интеграции детей с отклонениями в общество нормально развивающихся, приобщение детей к творчеству; повсеместное использование индивидуального подхода.

В советский период времени была создана дифференцированная сеть учреждений для образования умственно отсталых детей. Развития олигофренопедагогики в советский период определялось фундаментальными работами, среди которых: Ерёменко И. Г. «Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности»; Лаужикас Й. П. «Очерки по воспитанию воли учащихся (на материале исследования развития и воспитания воли учащихся младших классов вспомогательной школы)»; Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность, как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы»; Карвялис В. Ю. «Социально трудовая адаптация выпускников специальных школ (на материале Литовской ССР)»; Перова М. Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»; «Дмитриев А. А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания».

В настоящее время исследования в области дефектологии осуществляются в Научно-исследовательском институте коррекционной педагогики АПН РФ. Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с нарушениями развития освещаются в журнале «Дефектология».

1. Причины эндогенного происхождения

  • Хромосомные. Изменения хромосомной структуры или числа хромосом называют хромосомными аберрациями. Хромосомные нарушения составляют около 1—1,8 % всех наследственных заболеваний и наблюдаются у 5—8 % детей, страдающих психическими заболеваниями. Типичным и широко известным хромосомным нарушением является синдром Дауна или трисомия по 21 хромосоме, который составляет около 13 % всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. Всего описано около 300 различных хромосомных аберраций, и этот список постоянно пополняется. На появление хромосомных нарушений влияют радиоактивное излучение и другие виды излучений, отравляющие химические вещества, в том числе некоторые лекарственные препараты, вирусные инфекции.
  • Генные. Большую группу наследственных нарушений составляют генные аберрации. Их в настоящее время известно около 2000, и ежегодно этот список пополняется учёными-генетиками. Генные аберрации могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Их последствием могут быть нарушения интеллекта разной степени выраженности. Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, около 20 форм глухоты. В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда проявляются при рождении ребёнка, первые признаки наследственных генных заболеваний выявляются в любом возрасте. Особую группу наследственных заболеваний составляют ферментопатии, во время которых из-за недостаточности отдельных ферментов повреждаются некоторые биохимические процессы в организме. Рядом с соматической патологией часто развивается слабоумие. В этой группе хорошо исследовано заболевание фенилкетонурия, при котором ребёнок значительно отстаёт в развитии.[1].

2. Причины экзогенного происхождения

  • Пренатальные (дородовые)
  • Родовые (во время родов)
  • Постнатальные (послеродовые)

К нарушениям чаще приводят инфекции (краснуха), интоксикации (прием алкоголя), травмы. В данной группе нарушения появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врождёнными или приобретёнными. Большую группу нарушений вызывают неблагоприятные факторы, действующие на организм в период развития плода. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или её полного отсутствия до лёгкой задержки темпа развития.

Классификация интеллектуальных нарушений[править | править код]

  • В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта.
  • Умственная отсталость подразделяется на формы:

Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.

Олигофренопедагогика является педагогической наукой. Предметом олигофренопедагогики является теория и практика обучения, воспитания, социальная адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта.

  1. раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребёнка;
  2. изучение закономерностей психического развития умственно отсталых;
  3. разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.
  • Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. — 2-е изд.,перераб. — М.: Просвещение, 1995. — 112 с.
  • Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика — М.: Владос, 2005. — 207 с. — ISBN 5-691-00178-7
  • Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. завед. и слушателей курсов переподготовки, обуч. по спец. 031700 — Олигофренопедагогика / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с. — (Высшее образование)
  • Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына ; Ин-т спец. педагогики и психологии, МУСиР им. Р. Валленберга. — СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. — 496 с.
  • Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики — 3-е изд., -М.: Академия, 2010. — 224 с.
  • Богдан Н. Н., Могильная М.М Специальная психология.
  • Грачёва Е. К. Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами.- СПб., 1907.
  • Ковалевский П. И. Отсталые дети (идиоты, отсталые и преступные дети): Их лечение и воспитание.- СПб.,1906.
  • Замский Х. С. История олигофренопедагогики.- М., 1980.
  • Кащенко В. П. Исторический обзор и современное положение дела воспитания — обучения дефективных детей в России//Дефективные дети и школа: Сб. статей . — М., 1912. — С. 272.

Специалистов по олигофренопедагогике готовят:

Россия[править | править код]

Белоруссия[править | править код]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *