Стратегия развития россии: Минэкономразвития дорабатывает стратегию социально-экономического развития РФ до 2030 года — Экономика и бизнес

Автор: | 27.09.1975

Содержание

Минэк сообщил о скором принятии стратегии низкоуглеродного развития России | Новости | Известия

Правительство России может до конца текущего года согласовать и принять стратегию низкоуглеродного развития страны до 2030 года. Об этом в пятницу, 3 сентября, сообщил заместитель министра экономического развития страны Илья Торосов на сессии «Переход на траекторию устойчивого развития: стратегия, ресурсы и инструменты реализации» в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

«Стратегия низкоуглеродного развития — это базовый документ, который, я надеюсь, до конца года мы, надеюсь, сможем в правительстве согласовать и принять. И он направлен прежде всего на устойчивое развитие Российской Федерации», — цитирует сообщение замминистра экономического развития ТАСС.

Он подчеркнул, что стратегия нацелена на создание устойчивых темпов роста выше среднемировых. По его словам, это нужно прежде всего для России и в рамках ее национальных интересов, чтобы экономика страны росла устойчиво, «выше среднемировых» темпов.

Торосов рассказал, что «буквально на прошлой неделе» был подготовлен проект стратегии с четырьмя сценариями. Основные параметры и инвестиции заложены в эти сценарии — они различаются «по скорости декарбонизации, энергопереходу и средствам, которые мы собираемся на это тратить», сказал он.

Замминистра отметил, что сценарии предполагают увеличение использования атомной электроэнергии и снижение уровня использования угля.

«В два последних сценария заложен рост атомной энергетики в структуре энергобаланса с текущих 20% до 37% и падение угля с текущих показателей в 13% до 5%. Мы понимаем, что мы заложили, в целом от угля мы все равно не откажемся, у нас будут регионы, которые будут использовать уголь», — указал он.

Кроме того, подготовлена таксономия по «зеленым финансам», которая также находится в правительстве.

«Благодаря этому мы сможем получить российскую таксономию и уже определять, какой проект является «зеленым», и привлекать в том числе иностранный капитал для фактически энергоперехода, для инвестиций, требующихся в ближайшее время», — заключил замглавы Минэкономразвития.

Три прогноза, альтернативных базовому сценарию развития российской экономики, накануне, 2 сентября, представил Центробанк. Так, проекты ведомства классифицируются по трем блокам: «Усиление пандемии», «Глобальная инфляция» и «Финансовый кризис», которые отличаются от базового варианта с содержанием в виде поступательного развития экономики России и мира.

Документы стратегического планирования — Стратегическое планирование — Официально

Вид документа стратегического планирования

Действующие документы

Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края

Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года (утверждена постановлением Правительства края от 13 июня 2018 г. № 215-пр, в редакции постановления Правительства края от 13 октября 2020 г. № 434-пр)

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Хабаровского края

План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. № 215-пр (утвержден распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2018 г. № 638-рп)

Прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на среднесрочный период

Прогноз социально-экономического развития края на 2021 и плановый период 2022 — 2023 годов (одобрен Правительством края 28 августа 2020 г.)

Министерством экономического развития края совместно с соисполнителями – заинтересованными органами исполнительной власти края разработан проект прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годов.

На официальном сайте министерства экономического развития края проведено общественное обсуждение проекта прогноза.

Ознакомиться с проектом прогноза можно по ссылке:

https://minec.khabkrai.ru/Strategicheskoe-planirovanie/Proekty-dokumentov-strategicheskogo-planirovaniya/

Прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период

Прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2030 года (утвержден распоряжением Правительства Хабаровского края от 23 декабря 2016 г. № 1022-рп, в редакции распоряжения Правительства края от 12 марта 2020 г. № 231-рп)

Бюджетный прогноз Хабаровского края на долгосрочный период

Бюджетный прогноз Хабаровского края на долгосрочный период до 2030 года (утвержден распоряжением Правительства Хабаровского края от 07 февраля 2017 г. № 64-рп, в редакции распоряжения Правительства края от 04 февраля 2020 г. № 87-рп)

Схема территориального планирования Хабаровского края

Схема территориального планирования Хабаровского края (утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 10 июля 2012 г. № 232-пр)

Государственные программы Хабаровского края

С полной информацией о государственных программах края можно ознакомиться в разделе «Государственные программы» Официального сайта Правительства Хабаровского края

МЭР анонсировало новую стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года

2021-05-27T14:28:00+03:00

2021-05-27T14:31:21+03:00

2021-05-27T14:28:00+03:00

2021

https://1prime. ru/macroeconomics/20210527/833770197.html

МЭР анонсировало новую стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года

Макроэкономика

Новости

ru-RU

https://1prime.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

Минэкономразвития (МЭР) России в ближайшие месяцы представит обновлённую стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года,… ПРАЙМ, 27.05.2021

устойчивое развитие, парниковые выбросы, мэр, новости, экономика, макроэкономика

https://1prime.ru/images/83377/02/833770241.jpg

1920

1440

true

https://1prime.ru/images/83377/02/833770241.jpg

https://1prime.ru/images/83377/02/833770240.jpg

1920

1080

true

https://1prime.ru/images/83377/02/833770240.jpg

https://1prime.ru/images/83377/02/833770239.jpg

1920

1920

true

https://1prime.ru/images/83377/02/833770239.jpg

https://1prime.ru/banks/20210527/833768089. html

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 мая — ПРАЙМ. Минэкономразвития (МЭР) России в ближайшие месяцы представит обновлённую стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, сообщил заместитель главы ведомства Илья Торосов.

«Аэрофлот» впервые привлек кредит с привязкой к ESG-рейтингу

Ранее президент РФ Владимир Путин поручил кабмину при разработке стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года предусмотреть сокращение накопленного с 2021 по 2050 год объема чистой эмиссии парниковых газов в РФ до более низких значений по сравнению с показателями Европейского союза.

«В ближайшие месяцы мы данную стратегию представим, будем обсуждать с коллегами, искать компромиссы с бизнесом и с экологами», — сказал Торосов в ходе Невского международного экологического конгресса в четверг.

По словам Торосова, в процессе обновления стратегии «базовый сценарий, который был ранее, превратился в консервативный». Также предусмотрены, в частности, интенсивный и максимальный сценарии.

СМИ рассказали подробности подготовки стратегии развития до 2030 года

Правительство России на прошлой неделе начало работу по подготовке проекта «стратегии социально-экономического развития до 2030 года», которая по сути является «второй частью» плана достижения национальных целей. Соответствующий документ могут представить в мае текущего года. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».

Как пишет газета, 4 февраля Минэкономразвития утвердило методологию подготовки проекта «стратегии социально-экономического развития до 2030 года». Председатель Правительства Михаил Мишустин после совещания 26 января поручил начать разработку «постковидного» проекта. 

Отмечается, что базовой идеей документа является то, сколько «что нужно менять». Как раз это и предполагается в мае 2021 года, после ожидаемого начала завершения пандемии, предложить гражданам, бизнесу и обществу, пишет издание.

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, стратегия до 2030 года — по сути «вторая часть» плана по достижению национальных целей. Если в самом плане определяются цели и контрольные показатели достижения национальных целей, то этот документ является плановым описанием того, какие изменения в госуправлении, экономике, инфраструктуре, соцсфере, науке и образовании нужно произвести, чтобы достижение этих целей обеспечить.

В документе речь идёт о пяти направлениях изменений, которые могут предложить и реализовать в ближайшее время. 

Ещё одной задачей проектной работы над документом является пересмотр и согласование между собой и с национальными целями около 80 действующих стратегических документов исполнительной власти разных лет. Среди задач также: более широкое использование современных способов проектного управления в государственном управлении и изменение корпоративной культуры в кабмине.

Ранее президент Владимир Путин поручил Правительству доработать проект Единого плана по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года и представить его на рассмотрение Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

В РАН обсудили стратегию низкоуглеродного развития России

27 марта 2021 года в Российской академии наук прошла экспертная сессия по стратегии низкоуглеродного развития России, где обсудили стратегию долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, которую Правительство РФ разрабатывает в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 666 от 04.

11.2020.

В работе сессии принял участие министр экономического развития РФ Максим Решетников, президент РАН Александр Сергеев. Сибирский федеральный университет представили научный руководитель университета, академик РАН Евгений Ваганов и заведующий научно-учебной лаборатории экономики природных ресурсов и окружающей среды Антон Пыжёв. Евгений Александрович представил предложения Сибирского федерального университета относительно эколого-экономических аспектов оценки вклада российских лесов в реализацию долгосрочных целей социально-экономического развития страны с учётом сокращения выбросов парниковых газов. В докладе обобщены текущие методические проблемы оценки бюджета углерода лесов России, рассмотрены направления развития системы мониторинга динамики парниковых газов наземных экосистем, сформулированы предложения по низкоуглеродному развитию страны с учётом потенциала углерод-поглощающей способности лесов.

«По занимаемой площади Россия — самое крупное государство в мире, почти половину её территории занимают леса, которые поглощают углекислый газ. При этом основной массив бореальных лесов сосредоточен именно в Восточной Сибири, а в Красноярск представляет одну из сильнейших в мире научную школу по лесоведению.

Задача учёных — дать высокоточное научное обоснование перехода на низкоуглеродные технологии без нанесения экономического ущерба нашей стране. Именно это станет сквозной идеей Научного центра мирового уровня «Енисейская Сибирь», — отметил Евгений Александрович.

Отметим, участием в данном мероприятии Сибирский федеральный университет подтверждает статус активного участника федеральной климатической повестки, в том числе в рамках НОЦ «Енисейская Сибирь».

Глава РАН Александр Сергеев согласился с необходимостью включения учёных в решение вопросов климата. По его мнению, климатический вопрос стоит на повестке дня, становится политико-экономическим и международным, увязывается с трансграничным углеродным налогом.

«Ясно, что наука сейчас на острие помощи в том, чтобы разобраться и предложить какие-то решения для экономики страны и в целом для страны для того, чтобы мы сохранили нашу устойчивость и обеспечили в будущем наше устойчивое развитие. Этот момент нужности науки сейчас для страны исключительно важный», — резюмировал глава РАН.

Напомним, Парижское соглашение принято 12 декабря 2015 года по итогам 21-й конференции рамочной конвенции об изменении климата. Страны-участницы договорились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на два градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. Соглашение предполагает добровольные обязательства стран по снижению выбросов парниковых газов.

Сама стратегия долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года будет представлена на 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата, которая состоится в Глазго (Великобритания) в ноябре 2021 года.

Запись экспертной сессии доступна на сайте «Научная Россия».

Фото с сайта «Научная Россия»

Справка

В декабре 2019 года Еврокомиссия (ЕК) запустила проект «Зелёная сделка», нацеленный на переход к более экологичной жизни в Евросоюзе, в рамках которого ЕК намерена представить ряд инициатив и законопроектов в ближайшие годы. Переход к экономике с нулевыми углеродными выбросами планируется к 2050 году. Одна из мер в рамках «Зелёной сделки» — введение углеродного сбора на импорт товаров. Ранее сообщалось, что российские экспортёры могу заплатить от €6 млрд до €50 млрд в виде обсуждаемого трансграничного углеродного налога в ЕС.

Программа среднесрочного развития России до 2025 года “Стратегия Роста”

 

Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года “Стратегия Роста”. Разработана в рамках поручения Президента России от 14 июля 2016 года.

Основная цель “Стратегии Роста” заключается в том, чтобы найти рычаг, который позволит вывести экономику на этап роста. Концепция устанавливает следующие KPI: рост экономики до 6% к 2020 году, 35 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2035 году и средняя продолжительность жизни 83 года к тому же времени.

План предусматривает пять основных направлений:

  • “Удобная для жизни страна”. Этот пункт подразумевает создание современных высокопроизводительных рабочих мест, рост эффективности здравоохранения и образования за счет увеличения финансирования и конкуренции между государством и частным бизнесом, а также стимулирование потребления.
  • “Диверсифицированная (то есть разносторонне развитая), устойчивая и конкурентная экономика”. Смысл этого направления — установление независимости от цены на нефть, развитие источников дохода государства в тех секторах экономики, которые не связаны с экспортом топлива, развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), легализация самозанятых граждан, использование передовых технологий для повышения эффективности труда.
  • “Современная инфраструктура”. Активное строительство дорог, благоустройство городов, модернизация существующей инфраструктуры — все это должно привести к тому, что в разных регионах страны жить будет одинаково комфортно. Массовое строительство жилья, в том числе арендного. Улучшение пропускной способности междугороднего транспорта для обеспечения мобильности.
  • “Переход к инновационной экономике”. Внедрение технологий для обновления промышленности и развитие российских научных центров. Активные инвестиции в разные области науки. Применение “электронных денег”, установка на заводах самообучаемых роботов, развитие генной инженерии.
  • “Россия — ключевое звено между Европой и Азией”. Заключительный пункт подразумевает использование географического положения страны, притяжение европейских и азиатских капиталов, технологий и талантов. Для этого необходимо стать инфраструктурным и финансовым центром, ориентировать внешнюю политику для достижения целей экономического развития.

Скачать документ: СТРАТЕГИЯ РОСТА

Похожие посты

Путин определил цели развития России до 2030 года

Российский президент Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития страны до 2030 года. Таким образом он заменил предыдущий стратегический документ — «майский» указ 2018 года, по которому цели должны были быть достигнуты до 2024 года.

Ранее на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам глава страны подчеркивал, что необходимо учитывать факторы и обстоятельства, которые связаны с пандемией коронавируса. «Несмотря на объективные текущие трудности, наши долгосрочные ориентиры остаются неизменными», — заверил он.

В новом документе прописаны пять целей национального развития.

Во-первых, это сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Во-вторых, Путин указывает на необходимость предоставлять возможности для самореализации и развития талантов. В-третьих, по его мнению, нужно создать комфортную и безопасную среду для жизни. Четвертой целью является достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство. Пятой — цифровая трансформация.

При этом были установлены также показатели, которые будут указывать на достижение указанных целей. Например, о достижении цели по сохранению населения и его здоровья будет свидетельствовать повышение ожидаемой продолжительности жизни россиян до 78 лет. Ранее министр здравоохранения Михаил Мурашко отметил, что в 2019 году этот показатель составлял в 73,4 года. Для сравнения, в 2018 году продолжительность жизни составила 72,9 года.

Среди других целевых показателей называются снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателями 2017 года, а также приобщение 70% россиян к регулярным занятиям спортом.

Вхождение России в десятку ведущих стран по уровню образования, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей талантливых граждан — одни из показателей достижения второй цели. Сюда же относится увеличение доли волонтеров до 15% и приобщение граждан к культурным мероприятиям, число посещений должно увеличиться втрое по сравнению с показателями прошлого года.

Для третьей цели факторами ее достижения служат ежегодное улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей, а также улучшение качества городской среды в полтора раза. Владимир Путин отметил, что в рамках этого пункта должно быть также вдвое снижен объем отходов, которые отправляются на полигоны. Для этого необходимо создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, за это время планируется проводить экологическое оздоровление водных объектов.

Помощник президента, бывший министр экономического развития Максим Орешкин отметил, что при достижении четвертой наццели властям необходимо обеспечить восстановление занятости и доходов населения.

Здесь, в частности, учитывается достижение таких показателей, как рост ВВП выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности, устойчивый рост доходов населения, а также увеличение числа россиян, которые заняты в сфере малого и среднего предпринимательства, до 25 млн человек.

В рамках пятой цели, подчеркнул Орешкин, нужно создать условия для цифровой трансформации экономики, социальной сферы, государственного управления. «Везде применение цифровых технологий может позволить перейти на качественно иной уровень, обеспечить другой уровень эффективности», — отметил он.

В реализацию этой цели входят, например, увеличение доли массовых социально значимых услуг, которые доступны в электронном виде, до 95%, а также обеспечение возможности широкополосного доступа к интернету для 97% домохозяйств.

Теперь правительство должно подготовить поправки в нацпроекты в соответствии с подписанным указом. Кроме того, чиновники должны предоставить президенту единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Арктическая стратегия России до 2035 года

Россия приняла стратегию развития Арктики на период с октября 2020 по 2035 год. Отражая надежды и предполагаемые угрозы, связанные с последовательным потеплением Арктики, она направлена ​​на ускорение освоения богатых ресурсов региона , прежде всего нефть и газ, и улучшение условий жизни населения. В более долгосрочной перспективе Кремль надеется сделать Северный морской путь новой глобальной судоходной артерией.Москва также обеспокоена тем, что все более незамерзающая Арктика может создать новые территориальные уязвимости на ее Крайнем Севере, и в ответ восстанавливает там свое военное присутствие. Наконец, Москва также хочет сохранить экологическое равновесие в регионе. Однако есть признаки того, что интересы энергетического сектора и вооруженных сил будут соблюдены, в то время как финансирование для улучшения защиты окружающей среды и условий жизни останется недостаточным.

26 октября Владимир Путин официально принял новую «Стратегию развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года». Она основана на «Основных принципах» арктической политики, принятых в марте, и приходит на смену «Арктической стратегии 2020», принятой в 2013 году.

Политическое значение Арктики в России неуклонно росло с конца 2000-х годов, что находит отражение в различных стратегиях, программах и президентских речах, а также в реактивации и модернизации военных баз в регионе.Арктический регион также будет в центре внимания в мае 2021 года, когда Россия должна стать председателем Арктического совета на два года.

Хотя новая стратегия в значительной степени построена на преемственности, сдвиги во внутренней и внешней политике России с 2013 года также видны между строк: в стратегии действительно обсуждаются возможности международного сотрудничества, но больше места отводится сценариям угроз. И там, где Стратегия 2013 года называет организации гражданского общества партнерами по реализации, теперь они отсутствуют. Кроме того, оценка изменения климата также изменилась.

Проблемы Арктики

Улучшение условий жизни в Арктике — важнейший приоритет новой Стратегии. К 2030 году он направлен на то, чтобы положить конец сокращению населения, от которого пострадал весь арктический регион после распада Советского Союза. Ежегодно из примерно 2,4 миллиона жителей Российской Арктики происходит чистый отток около 18 000 человек. Селиться в этом холодном регионе с его длинными темными зимами уже не выгодно с финансовой точки зрения. Хотя средний доход превышает средний по России, стоимость жизни также значительно выше.

Помимо враждебного климата, самой большой проблемой для населения и экономики региона является отсутствие инфраструктуры и ее плохое состояние там, где она существует.Таяние вечной мерзлоты, связанное с климатом, уже имеет разрушительные последствия и, как ожидается, в ближайшие годы затронет 70 процентов инфраструктуры. В то же время многие предлагаемые на региональном уровне проекты строительства дорог, железных дорог и портов остаются нереализованными из-за отсутствия государственного финансирования. С точки зрения Москвы, Арктика — лишь один из многих проблемных и структурно слабых регионов Федерации. Государственная программа социально-экономического развития Арктики стартовала в 2014 году, но из федерального бюджета на нее заложено всего 17.6 миллиардов рублей (190 миллионов евро) на 2021–2023 годы. Для сравнения, программа предусматривает более 300 миллиардов рублей (3,2 миллиарда евро) для Крыма.

Отсутствие адекватного государственного финансирования высоких целей прошлых арктических стратегий оставляет мощный энергетический сектор России движущей силой развития на Крайнем Севере.На Арктику приходится более 90 процентов добычи природного газа в России и 17 процентов добычи нефти. Новые крупные проекты, такие как терминалы СПГ Новатэка на полуостровах Ямал и Гыдан, являются движущей силой расширения местной инфраструктуры. Это относится не только к частным инвестициям в строительство автомобильных и железных дорог в западной части Российской Арктики на основе государственных концессий или государственно-частного партнерства, но и к портам Северного морского пути (СМП) и их подключению к Промышленные регионы России.Национальные цели президента Путина на 2018 год предусматривают увеличение в четыре раза годового объема грузов по СМП до 80 миллионов тонн. В настоящее время в Москве существуют разногласия по поводу этой цели, которая сейчас считается нереальной. Российское государство должно взять на себя треть инвестиций, необходимых для СМП, которые Росатом оценивает в 11,7 млрд долларов США; остальное — Росатом, Роснефть, Новатэк, Газпром нефть, Газпром, Норникель, банки и будущие пользователи маршрута.

Москва надеется, что коммерческие проекты по освоению морских месторождений нефти и газа также будут стимулировать развитие.На сегодняшний день санкции Запада в значительной степени блокируют такие инициативы. Китай привлекает в качестве замены, но его возможности поставлять технологии (в том числе для сейсморазведки в Баренцевом море) и необходимый капитал ограничены. Также сомнительно, оправдают ли будущие цены на нефть разработку этих удаленных запасов. Для того, чтобы шельфовые месторождения в Арктике стали прибыльными, необходима цена не менее 80 долларов США за баррель; Текущая цена составляет около 48 долларов США. Планируемое освоение новых угольных месторождений также продвигается медленно.Окно для добычи этих отдаленных ископаемых ресурсов, вероятно, постепенно закроется, поскольку международные усилия по защите климата приводят к снижению спроса.

Новые сценарии угроз

Исторически сложилось так, что экстремальные климатические условия выступали в качестве естественного барьера, защищающего длинное арктическое побережье России.Поэтому таяние «вечного льда» вызывает беспокойство. Новая стратегия говорит о растущем конфликтном потенциале в Арктике, требующем постоянного расширения военного присутствия России там.

В определенном смысле Россия обретает новые внешние границы, которые необходимо защищать от потенциальных агрессоров.Военно-морская угроза теоретически может исходить с востока через Берингов пролив или с запада через базы в Гренландии и Норвегии. Таким образом, сокращение льда создает новые уязвимости для атак. С точки зрения России, ее нефтегазовые терминалы также являются первоочередными объектами, требующими защиты. В ответ многие из советских баз, которые были закрыты с 1990 года, были восстановлены и построены новые, в том числе десять поисково-спасательных баз, шестнадцать глубоководных портов, десять новых авиабаз (из четырнадцати) и десять противовоздушной обороны. инсталляции.

Военные часто вмешиваются там, где гражданские возможности в регионе отсутствуют или слишком дороги; поисково-спасательные операции были бы одним из примеров.Таким образом, растущее военное присутствие не обязательно указывает на экспансионизм. Тем не менее, наблюдается значительный рост военной активности, включая имитацию воздушного нападения на радиолокационные установки в Вардё, Норвегия, подавление сигналов GPS в Финляндии и усиление патрулирования подводных лодок. В октябре 2019 года десять подводных лодок прошли через Норвежское море по пути в Северную Атлантику, что стало крупнейшим подобным маневром со времен холодной войны. А в августе 2020 года российский военный самолет преследовал американский бомбардировщик в воздушном пространстве Дании во время учений НАТО Allied Sky.

Следуя своей военно-морской доктрине, Россия стремится укрепить свои позиции морской державы, в частности в Арктике и Атлантике.Роль СМП — гарантировать доступ к Атлантическому и Тихоокеанскому регионам. Таким образом, Северный флот на Кольском полуострове имеет абсолютный приоритет; в случае конфликта ожидается также защита подводных лодок с баллистическими ракетами, которые составляют две трети военно-морских ядерных средств сдерживания России. Реактивированная концепция бастиона советской эпохи предусматривает строительство святилища от Баренцева моря до Исландии. В случае конфликта российский флот обеспечит доступ к Атлантике, не допуская вражеских сил в российскую Арктику.Воздушное патрулирование вдоль СМП для защиты бастиона и его флота возобновилось еще в 2007 году. В 2019 году в районе Новой Земли в Баренцевом море были размещены новые ракеты ПВО и испытана гиперзвуковая ракета — также как демонстрация силы России. Кроме того, мобильные пусковые установки зенитных ракет С-350, встроенные в стратегию запрета доступа к зоне доступа (A2 / AD), защищают базы на Земле Франца-Иосифа, Северной Земле, Новосибирских островах, Новой Земле и острове Врангеля. Ареал системы в целом охватывает все острова и архипелаги вдоль СМП.

Россия занимает оборонительную позицию в Арктике, но готова к быстрой эскалации конфликта в случае конфликта.Это может включать наступательные операции по защите бастиона, включая оккупацию частей северной Скандинавии.

Москва не только осознает новые вызовы на своих внешних границах, но и видит новые внутренние и внешние угрозы своей внутренней безопасности.Последствия негативно ощущаются членами российского гражданского общества, работающими над экологическими проблемами в Арктике и защищающими права коренных народов. Крупные проекты экономического развития регулярно вызывают протесты местного населения. Некоторые организации гражданского общества поддерживаются российским государством, другие подвергаются репрессивным мерам. Те, кто получает финансирование из-за границы, помечаются как «иностранные агенты» и подвергаются строгому надзору и ограничениям.

Безнравственное отношение к окружающей среде

Новая Арктическая стратегия Кремля подтверждает его намерение защищать окружающую среду Арктики.Безусловно, срочно необходимы действия. Разрушающаяся тяжелая промышленность, последствия изменения климата, такие как таяние вечной мерзлоты, и провалы местной администрации создают токсичную смесь для хрупких экосистем Арктики. Это стало очевидным в начале июня 2020 года, когда более 20 000 тонн дизельного топлива просочилось в реку Амбарную после того, как таяние вечной мерзлоты ушло под большой резервуар для хранения. В 2019 году — и снова в 2020 году — лесные пожары вышли из-под контроля в российской Арктике.

Арктическая стратегия теперь предлагает модернизировать чувствительную инфраструктуру, чтобы справиться с изменением климата.Также планируется создать новые заповедники и направить государственную поддержку в сектор утилизации мусора. В новом проекте загрязнения в российской Арктике будут регулярно контролироваться, включая загрязнение, за которое могут нести ответственность Северная Америка, Европа и Азия.

В то время как многие государства активизируют свои глобальные усилия по защите климата, Кремль все чаще избегает увязывать глобальное потепление с выбросами углерода.Арктическая стратегия 2013 года по-прежнему содержала ссылку на антропогенное изменение климата. В новом документе не упоминаются причины глобального потепления.

Таким образом, климатическая политика Москвы остается неоднозначной.Он владеет этой проблемой на арене Организации Объединенных Наций, чтобы выделиться из Вашингтона Трампа и выступить в качестве ответственного действующего лица. Несмотря на то, что законодательство, регулирующее выбросы CO 2 , находится на стадии обсуждения, цели России по выбросам в соответствии с Парижским соглашением на самом деле выше нынешних уровней. Поэтапный отказ от добычи нефти и газа не предполагается. Напротив: Москва намерена и дальше расширять производство и экспорт. То же самое и с углем, который особенно вреден для климата; здесь годовая добыча может вырасти до 668 миллионов тонн к 2035 году.

Сотрудничество в Арктике

Дверь в международное сотрудничество не закрыта полностью, даже несмотря на то, что в новой Арктической стратегии увеличилось пространство, посвященное восприятию угроз.Иногда противоречащие друг другу интересы, такие как защита национального суверенитета против интернационализации морского пути, отражаются в амбивалентной позиции, которая содержит элементы как конфронтации, так и стремления к сотрудничеству, подчеркивая политическую конкуренцию или практическое сотрудничество в зависимости от ситуации.

Новая Арктическая стратегия содержит отдельный раздел, посвященный международному сотрудничеству, в котором иностранные инвестиции играют центральную роль.Здесь Москва в основном заинтересована в технологиях и инвестициях в энергетический сектор, подпадающий под западные санкции. Западные фирмы могли сотрудничать в инфраструктурных проектах и ​​в решении экологических проблем.

Немецко-российское сотрудничество в области естественных наук менее проблематично для Кремля и остается успешным.Новая Арктическая стратегия предлагает разработать комплексный план совместных международных исследований экосистем и последствий изменения климата. Одним из примеров успешного германо-российского сотрудничества является международная Междисциплинарная дрейфующая обсерватория по изучению климата Арктики (MOSAiC), что было бы невозможно без опыта и поддержки России.

© Stiftung Wissenschaft und Politik, 2020

Все права защищены

Этот комментарий отражает точку зрения авторов.

Комментарии SWP подлежат внутренней экспертной оценке, проверке фактов и редактированию.Для получения дополнительной информации о наших процедурах контроля качества посетите веб-сайт SWP: https://www.swp-berlin.org/en/about-swp/ quality-management-for-swp-publishing /

SWP

Stiftung Wissenschaft und Politik

Немецкий институт международных отношений и безопасности

Ludwigkirchplatz 3–4
10719 Берлин
Телефон +49 30 880 07-0
Факс +49 30 880 07-100
www.swp-berlin.org
[email protected]

ISSN 1861-1761

DOI: 10.18449 / 2020C57

Перевод Мередит Дейл

(английская версия SWP ‑ Aktuell 89/2020)

Путин одобрил обновленную стратегию развития Арктики России

На этой неделе президент России Путин утвердил «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.”

Программный документ представляет собой один из нескольких ключевых документов стратегического планирования, касающихся Арктического региона, выпущенных российским руководством в течение 2020 года. С его выпуском обновленный российский план для Арктики находится на стадии завершения.

Министерство развития Дальнего Востока и Арктики представило проект стратегии на рассмотрение правительства в мае, сообщает российское информационное агентство ТАСС.

«Стратегия развития» является продолжением принятого на высшем уровне документа по арктической политике России «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года», подписанного Путиным в марте.

Элизабет Бьюкенен, преподаватель Университета Дикин, Австралия, объясняет, что документ, утвержденный на этой неделе, является одним из трех ключевых политических документов в обновленном плане России в отношении Арктики.

«По сути, при рассмотрении арктической стратегии России следует читать вместе три политических документа», — пишет Бьюкенен в электронном письме изданию High North News.

«Есть документ« Государственная политика », в котором излагаются основные цели и арктическая повестка Москвы. Затем у нас есть государственная программа «Социально-экономическое развитие РАЗ».Программа «Социально-экономическое развитие» — это, по сути, план реализации », — отмечает Бьюкенен.

Третий документ, выпущенный на этой неделе, «описывает механизмы, для которых должны быть реализованы планы« государственной политики »и« социально-экономического развития »в Арктике», — добавляет она.

Внутренние приоритеты

В недавно утвержденной Стратегии развития Арктической зоны России обозначена роль региона в социально-экономическом развитии страны и национальной безопасности.В нем определены цели и задачи развития Арктической зоны, этапы реализации, ожидаемые результаты, а также основные механизмы реализации стратегии.

Среди задач — комплексное развитие инфраструктуры морских портов, судоходных путей в акватории Северного морского пути, Баренцева, Белого и Печорского морей.

В программном документе упоминается несколько серьезных угроз и вызовов, которые создают риски для развития Арктической зоны, среди прочего, интенсивное потепление климата, сокращение естественного прироста населения и миграции, плохой доступ к общественным услугам и более высокий риск заболеваний.

«Большинство вызовов, стоящих перед освоением российской Арктики, действительно имеют внутренний характер. Что не удивительно. Это цель документа о разработке RAZ », — говорит Бьюкенен.

Председательство в Арктическом совете

«Как указано в платформе председательства России в Арктическом совете на период 2021-2023 гг. Роль Арктического экономического совета как «одного из центральных форумов по устойчивому развитию» в Арктике также напрямую входит в планы председательства Москвы », — добавляет она.

Бьюкенен говорит, что Стратегия развития подчеркивает, насколько важно для России «эффективное участие» в Совете для достижения целей развития.

Приоритеты его председательства на 2021-2023 годы, вероятно, будут включать «устойчивое развитие Арктики» и программы поддержки культурного наследия коренных народов по всей Арктике ».


Большой арктический план России столкнется с серьезными препятствиями

Арктическая стратегия России на данный момент завершается выпуском долгожданной «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и национальной безопасности на период до 2035 года.”

Совет национальной безопасности России отметил разработку Стратегии развития еще в феврале. Он согласуется со стратегиями государственной политики и социально-экономического развития, опубликованными ранее в этом году. Вместе они образуют триединую арктическую стратегическую политику, отвечающую интересам России в Арктике. В Стратегии развития обозначены механизмы, которые будут реализованы в планах государственной политики и социально-экономического развития в Арктике.

В документе очевидна преемственность: Москва придерживается своей «низкой напряженности» в мандате на Крайнем Севере.Россия подтверждает свою стратегическую заинтересованность в сотрудничестве в более широком арктическом регионе. Конечно, амбициозные черты российского арктического планирования снова проникли в эту политику.

Эта стратегия предусматривает, что к 2035 году грузооборот Северного морского пути (СМП) достигнет 130 миллионов тонн в год. В 2019 году по СМП перевалили всего 31,5 миллиона тонн. Сосредоточение внимания на целях развития — это мандат стратегии, в которой упоминаются обычные подозреваемые: образование, здравоохранение, социальные услуги и связь — все это приоритеты Кремля в Арктической зоне России (RAZ).

Важно отметить, что эта стратегия ориентирована на внутренние вызовы и возможности в российской Арктике. Тем не менее, существуют международные вызовы, стоящие перед Арктикой для российской арктической границы, и процессы развития, происходящие в RAZ.

Изменение климата, безусловно, является приоритетом для России в РАЗ. Будет внедрена система мониторинга вечной мерзлоты для отслеживания инфраструктуры, находящейся под угрозой, большая часть которой находится в секторах энергетической промышленности в RAZ.Эти секторы представляют серьезный интерес для национальной экономической безопасности. Ввиду миллиардов иностранных капиталов, вброшенных в РАЗРЯД, приоритетом для российского правительства становится обеспечение защиты «будущей экономической ресурсной базы» Российской Федерации.

Это ведет к еще одной глобальной проблеме с последствиями RAZ — обострению конфликтного потенциала между Россией и Западом. В Стратегии развития кратко упоминается роль «конфликтного потенциала» в Арктике в сдерживании развития RAZ.Действительно, для достижения целей развития RAZ, в первую очередь с точки зрения экспорта энергоресурсов, Москве нужен совместный арктический климат.

Новости

В российской Арктике обнаружен новый выброс метана — Guardian

Подробнее

Москва будет готова, если конфликт разовьется и поставит под угрозу российский план развития RAZ. Тем не менее, эти возможности военной безопасности RAZ все чаще формулируются в терминах потенциала «двойного использования».В Москве находится штаб-квартира морских операций СМП. Здесь Россия усиливает поисково-спасательные возможности в RAZ и сохраняет присутствие на своем открытом северном фланге.

Кроме того, стратегия предусматривает строительство еще пяти атомных ледоколов для российского проекта 22220, трех атомных ледоколов для проекта «Лидер», 16 спасательных и буксирных судов, трех гидрографических судов и еще двух судов. Их закупка будет поддерживаться новой программой грузовых судов для поддержки торгового судоходства в RAZ.Очевидно, морская активность в RAZ будет расти.

Реализация Стратегии развития состоит из трех основных этапов.

Во-первых, в 2020-2024 годах будет проводиться фундаментальная работа по развитию социальных услуг в сообществах RAZ. Это будет включать развитие особой экономической зоны, модернизацию системы первичной медико-санитарной помощи и расширение учебных заведений в RAZ. На первом этапе развития будут также новые порты на СМП и строительство четырех ледоколов проекта 22220.Интерес представляет планируемое создание «самоходных» дрейфующих станций для центральной части Северного Ледовитого океана для российских исследовательских целей. Следует проявлять осторожность, чтобы не проводить параллели между созданием искусственных островных объектов в международном открытом море и последующей международной юридической головной болью. Следи за этим пространством.

На первом этапе стратегии развития также будет «обновлен» прогресс в заявке России на продление исключительной экономической зоны (ИЭЗ) на континентальный шельф, которая в настоящее время все еще находится в ведении Комиссии ООН по границам континентального шельфа.Хотя я бы сказал, что это не представление новых научных доказательств, возможно, три частично совпадающих претендента — Дания, Канада и Россия — планируют прийти к соглашению к 2024 году в плане разграничения. Опять же, довольно высокий идеал, независимо от того, насколько хорошими новостями он ни был бы для Арктики.

Новости

Как Норникель стал крупнейшим загрязнителем Арктики

Подробнее

Второй этап реализации стратегии развития рассчитан на 2025-2030 годы.Приоритетом здесь является повышение конкурентоспособности RAZ с продолжающимся «круглогодичным» судоходством по СМП. Последний ледокол проекта 22220 будет сдан в полном объеме, а атомные ледоколы проекта «Лидер» начнут строительство.

Всего через пять лет Россия планирует начать строительство «узловой» системы RAZ для доставки «трансарктических грузов». Планируется доставка арктических волоконно-оптических кабелей связи, а также «военно-космической системы, обеспечивающей гидрометеорологические данные с высоким временным разрешением.Этот этап также включает создание «исследовательского флота» для Российской Федерации. Это подразумевает планы выйти далеко за пределы RAZ и стать частью проектов «Изменяющийся Северный Ледовитый океан» (CAO), возможно, чтобы уравновесить Пекин.

Третий и заключительный этап новой стратегии развития приближает нас к 2035 году. Начиная с 2031 года, Россия намерена значительно увеличить мощности всех проектов по сжиженному природному газу (СПГ) и нефти на территории RAZ. Стратегия развития в некоторой степени обеспечивает дорожную карту для регионов RAZ.

Например, в Мурманской области, где находится единственный в России незамерзающий арктический порт, появятся новые терминалы. Приоритетным направлением деятельности в регионе будет быстрое развитие и строительство «крупных морских сооружений» для производства, хранения и отгрузки СПГ. В Мурманске также пройдут геологические исследования минеральных ресурсов Кольского полуострова.

В Ямало-Ненецком районе РАЗРЯД основное внимание будет уделено развитию морского порта Сабетта и дноуглублению морского судоходного канала в Обскую губу.Будут расширены железнодорожные сети, приоритетом станет трубопроводная газовая система для Обской губы и газовые проекты на полуострове Ямал. К 2035 году СМП должен стать конкурентоспособным глобальным транспортным коридором. Планируется сдача ледоколов проекта «Лидер» и ввод в эксплуатацию нового научно-исследовательского флота.

Способность Москвы реализовать и реализовать приоритеты развития, изложенные в этой стратегии, еще предстоит увидеть. Стагнация мировых цен на нефть и западные санкции теперь вкупе с Covid-19 оказали беспрецедентное давление на Кремль.Одно дело — иметь дорожную карту развития российской Арктики, другое — получить ее.

Мнения, выраженные в авторских материалах, не обязательно отражают позицию The Moscow Times.

Новый документ о политике России в области Арктики свидетельствует о преемственности, а не об изменениях

6 марта 2020 года президент России Владимир Путин утвердил «Основные принципы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года» (Основные принципы 2035 года).В новом программном документе определены интересы, цели и механизмы реализации России в Арктике на ближайшие 15 лет. Документ публикуется в то время, когда напряженность в отношениях между Россией и ее арктическими соседями нарастает, незадолго до того, как Россия будет председательствовать в Арктическом совете в 2021 году.

Один из способов понять Основные принципы 2035 года — какие новые элементы вводятся в политический документ и что они означают для будущего арктического сотрудничества — это прямое сравнение его с самым последним стратегическим документом России, касающимся полярного региона: Основные принципы 2020, принятым в 2008 г.

Экономическое развитие, защита суверенитета и территориальной целостности

Есть много общего между Основными принципами 2020 года и Основными принципами 2035 года, когда речь идет о защите национальных интересов России (см. Таблицу 1). В частности, обе политики называют Арктику основной ресурсной базой экономического роста России. Это неудивительно, учитывая, что 10 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) России и 20 процентов экспорта России в настоящее время производятся в Арктике.

Таблица 1. Сравнение национальных интересов России в Арктике в соответствии с Основными принципами 2020 года и Основными принципами 2035 года

Введение развития Северного морского пути (СМП) в качестве «глобально конкурентоспособного национального транспортного коридора» в Основных принципах 2035 года не является неожиданностью, поскольку это можно рассматривать как развитие того, что началось с Основных принципов 2020 года. Признак того, что развитие СМП имеет постоянное значение для России, можно было увидеть уже в 2008 году, а в 2018 году президент Путин объявил о цели увеличения грузооборота по СМП до 80 миллионов тонн к 2024 году.Однако текущий общий грузооборот составляет менее 30 миллионов тонн. Увеличение грузопотока можно ожидать только в том случае, если углеводородные и другие ресурсные проекты в Арктике реализуют свой потенциал. Однако важно отметить, что эти амбициозные новые планы возникают в период исторически низких цен на нефть и сжиженный природный газ (СПГ). Более того, азиатские экономики, которые считаются основным рынком сбыта российских арктических ресурсов, замедляются. Таким образом, хотя Правительство России постоянно подталкивает как частные, так и государственные компании к разработке проектов по освоению ресурсов Арктики, возможность их реализации сейчас находится под вопросом как никогда.Что касается международных транзитных перевозок, то СМП нельзя рассматривать как конкурента другим международным морским маршрутам, поскольку транзитные перевозки не превышают 500 тысяч тонн в год.

Содействие процветанию и благополучию людей, живущих в Арктике, уже некоторое время находится в центре внимания российской стратегии развития Арктики и программы социально-экономического развития. В предыдущем документе о российской арктической политике также упоминалось об улучшении благосостояния коренных народов российской Арктики.Однако обращает на себя внимание то, что в новом политическом документе эти цели поднялись до уровня национальных интересов. На самом деле вопрос в том, насколько Россия выполнит свое обещание. За исключением автономного Ямало-Ненецкого автономного округа, во всех районах российской Арктики произошло сокращение населения и возникли трудности в плане благосостояния, здравоохранения и жилья. Кроме того, российское правительство имеет опыт подавления организаций коренных народов.

«Основные принципы 2035» вводит понятие «обеспечение суверенитета и территориальной целостности» как высший национальный интерес в контексте Арктики.Хотя это может указывать на продолжающуюся секьюритизацию региона со стороны правительства России, на практике это не означает значительных изменений в политике, поскольку Россия продолжит долгосрочное обеспечение своего суверенитета над арктическими территориями и акваториями. Например, в 2019 году Россия заявила о намерении ужесточить правила прохождения иностранных военных кораблей по СМП. Более того, увеличение военного потенциала в Арктике и демонстрация этой силы посредством воздушного и морского патрулирования и военных учений будут и дальше обеспечивать укрепление Россией своего суверенитета в регионе.Цели по военным аспектам и безопасности, перечисленные в Основных принципах 2035 года, указывают на преемственность политики, в частности, поддержание оперативного потенциала и готовности вооруженных сил к сдерживанию агрессии против России в Арктике и дальнейшее развитие сил пограничной и береговой охраны в Арктике. Арктический. Следовательно, можно ожидать дальнейшего развития амбициозной программы модернизации военных и гражданских сил в Арктике.

Вызовы национальной безопасности России в Арктическом регионе

«Основные принципы 2035 года» содержит обзор основных проблем в обеспечении национальной безопасности России в Арктике.Такой обзор не содержался в предыдущих программных документах, однако аналогичные опасения высказывались российскими официальными лицами и раньше.

Например, «Основные принципы 2035» очерчивают угрозы безопасности, ссылаясь на попытки «некоторых стран» пересмотреть положения международных договоров, регулирующих экономическую и иную деятельность в Арктике, и создать национальные системы регулирования без учета региональных и международных форматов сотрудничества ». Кроме того, в программном документе также говорится о «препятствовании« некоторыми странами »экономической или иной деятельности Российской Федерации в Арктике».

Оба заявления, скорее всего, ссылаются на несогласие России с Норвегией в отношении толкования Договора о Шпицбергене 1920 года. В частности, Россия выступает против создания Норвегией зоны защиты рыболовства и «искусственного расширения зон охраны природы с целью ограничения экономической деятельности на архипелаге». В феврале 2020 года, к 100-летию договора, Россия снова подняла эти вопросы в строгом письме, которое было отправлено в МИД Норвегии.

В то время как соседи России по региону обеспокоены продолжающимся наращиванием российской военной мощи, в «Основных принципах 2035» выражается озабоченность самой России растущим военным присутствием зарубежных стран и связанным с этим растущим конфликтным потенциалом в Арктике как вызовы для ее национальной безопасности.
Россия неоднократно заявляла, что активизация деятельности Организации Североатлантического договора (НАТО) в регионе представляет значительную угрозу. Действия Соединенных Штатов в Арктике и Северной Атлантике также были отмечены как вызов как военной, так и морской доктрине России.

Российская повестка сотрудничества в Арктике

Согласно Основным принципам 2035 года, сохранение Арктики как «региона мира» остается одним из главных национальных интересов России в этом регионе. В программном документе указано, что Россия и дальше будет поддерживать сотрудничество по ряду вопросов, включая разграничение арктического шельфа, поиск и спасание, предотвращение и ликвидацию последствий техногенных катастроф. Россия стремится к укреплению отношений на двустороннем уровне и в различных форматах многостороннего сотрудничества, но особо выделяет «Арктическую пятерку», Баренцево / Евроарктическое сотрудничество и Арктический совет.

Одна из целей России в новом программном документе — «закрепить Арктический совет как ключевой региональный институт, координирующий международное сотрудничество в Арктике». Это может означать, что Россия по-прежнему не поддерживает отказ от этих функций у Арктического совета и использование альтернативных форумов для сотрудничества, таких как сеть Полярного круга. Учитывая, что Россия примет председательство в Арктическом совете в середине 2021 года, нет ничего необычного в том, что укрепление этого института является приоритетом.

Россия также рассматривает продвижение «взаимовыгодного экономического партнерства с арктическими и неарктическими государствами» как цель арктического сотрудничества. Отсюда можно предположить, что Россия продолжит поиск внешних инвестиций в арктическую экономику и будет развивать сотрудничество со странами за пределами региона, в первую очередь, но не только с Китаем.

Никаких сюрпризов в новом программном документе

Основные принципы 2035, хотя и содержат несколько новых элементов, не указывают на какие-либо радикальные сдвиги в арктической политике России по сравнению с предыдущими стратегиями.Россия по-прежнему заинтересована в сотрудничестве в арктическом регионе по вопросам, представляющим взаимный интерес, для продвижения своего регионального лидерства и экономической повестки дня. В то же время создается впечатление, что Россия планирует продолжить кампанию жесткой риторики в отношении вызовов безопасности в Арктическом регионе, а также наращивать свой военный потенциал как способ избавиться от этих предполагаемых опасений.

Стратегия национальной безопасности России до 2021 года: в полярных регионах прогнозируются прохладные изменения

В своей новой стратегии национальной безопасности Москва признает, что международная система создала «новую архитектуру», которая «сопровождалась усилением геополитической нестабильности».Эта итерация 2021 года раскрывает планы России по стандартизации своего стратегического участия в международной системе на основе «взаимовыгодного» сотрудничества. Новая стратегия безопасности сигнализирует о том, что Москва твердо считает себя независимой заинтересованной стороной (и актором), сосредоточенной на отстаивании своих национальных интересов. Хотя Россия по-прежнему привержена существующему международному порядку — действительно, Россия остается стойким сторонником Совета Безопасности ООН и принципов невмешательства — участие Москвы в системе будет определяться ее недавно сформулированной стратегической независимостью.

Стратегия национальной безопасности России на период до 2021 года направлена ​​на «улучшение предсказуемости отношений между государствами», но отходит от предыдущих версий, в которых описывалось, как она укрепит доверие, и с , с кем Россия будет работать. Исключение четких целей и интересов в отношениях с Европой и США из стратегического документа означает возрождение независимой России. Проблема в том, что — как продолжает демонстрировать пандемия коронавируса — государства не могут действовать в одиночку в глобальной системе.Это становится серьезной проблемой, когда мы рассматриваем стратегические интересы России в Арктике и Антарктике — двух зонах, в которых международное сотрудничество и взаимодействие считаются решающими. В последние годы и, безусловно, в последние несколько месяцев в качестве председателя Арктического совета Россия продемонстрировала свою силу через сотрудничество в полярных делах.

В отличие от стратегии 2015 года, которая формулирует изменение климата с точки зрения «последствий», версия 2021 года рассматривает его как угрозу безопасности, требующую «предотвращения» и «адаптации».Также наблюдается явный отход от подхода к Арктике в итерации 2015 года, когда настроения сместились с «взаимовыгодного международного сотрудничества» на «обеспечение интересов Российской Федерации» в регионе. Очевидно, шесть лет позволили Москве укрепить уверенность в своей неотъемлемой контрольной доле в арктической зоне. Вполне вероятно, что эта уверенность, теперь подкрепленная стратегией национальной безопасности, приведет к удвоению Россией усилий по лидерству в Арктическом регионе.

Особенно интересно определение доли России в Арктике в 2021 году.В этой версии говорится об «обеспечении» интересов России, связанных с «освоением» Арктики. В предыдущих версиях российская Арктика рассматривалась как рубеж, которым нужно управлять, и проблема суверенитета на горизонте. Сегодня экономический потенциал и усилия Москвы по обеспечению ресурсной базы российской арктической зоны имеют первостепенное значение. Очевидно, что геоэкономика — это новый стратегический язык Кремля, а стратегия на 2021 год также выявляет новый интерес к «освоению» «космоса, мирового океана» и Антарктиды.Эти глобальные достояния — особенно космос и Антарктика — не фигурировали в предыдущих стратегиях национальной безопасности в контексте развития. Действительно, это первое упоминания об Антарктиде в российской стратегии национальной безопасности путинской эпохи. Тот факт, что пересмотренная антарктическая стратегия России была одобрена Путиным в конце 2020 года и еще не обнародована, также является несколько зловещим маркером для будущего Антарктики. Действительно, недавний план освоения Антарктики свидетельствует о крупных инвестициях в российские антарктические возможности и запланированном присутствии на невостребованном континенте.

Народ как приоритет Путина

Стратегия 2015 года уделяла приоритетное внимание вопросам обороны и безопасности, когда дело касалось национальных интересов России. Тогда крепость Россия только что отметила 12 месяцев войны на Украине и аннексию Крыма, и Москва через ее плечо искала ответ Запада, которого, возможно, так и не последовало. Пересмотренная стратегия несколько успокоила позицию России по отношению к Западу за последние шесть лет — период прохладных отношений, в котором каждый год удается обнаруживать еще один «новый» минимум напряженности.Адекватно проверив решимость Запада бороться за Украину, Москва, похоже, использует возможности для связей с общественностью, которые у нее есть сейчас, чтобы продать массам мнимую победу России в делах внешней безопасности. Здесь нарратив, выдвинутый стратегией безопасности, похоже, является повествованием о том, что границы России были укреплены, а это, в свою очередь, дало Кремлю свободу действий, чтобы теперь заботиться о своих гражданах.

Когда дело доходит до национальных стратегических приоритетов, Россия считает «качество жизни» и «благополучие граждан России» высшими национальными интересами.Действительно, успех Москвы в достижении целей развития Арктического региона будет зависеть от способности России повысить уровень жизни на Крайнем Севере. Привлечение интенсивной рабочей силы, необходимой для энергетических проектов и развития российской Арктики, останется приоритетом и, в конечном итоге, предпосылкой для реализации амбициозных экономических целей в Арктике (включая доставку 80 миллионов тонн товаров по Северному морскому пути). В Арктике часто переплетаются интересы безопасности, обороны и экономики России, которые являются стратегическими приоритетами после ее социальных, демографических интересов и интересов безопасности человека.Возрождение российского национального государства и акцент на его исторической идентичности также указывают на интересный отход от предыдущих стратегий безопасности. Однако это несоответствие может создать серьезные проблемы для реализации целей национального развития — в равной степени демографического, экономического и военного характера — в Арктической зоне.

Переориентируя безопасность человека на первое место среди стратегических приоритетов России, Москва также бросает вызов новой культурной войне. Итерация стратегии национальной безопасности России 2021 года явно способствует секьюритизации российской культуры — «манифесту культурного консерватизма», если хотите.Поступая таким образом, Россия четко заявляет о своей идентичности в качестве независимого полюса международной системы. Ссылки на «вестернизацию» и недобросовестные принципы и аморальность западной культуры на протяжении всей стратегии 2021 года в конечном итоге приводят к новым разделениям между Россией и остальными странами. Стратегия подчеркивает угрозу, которую Запад представляет «культурному суверенитету» России, а именно попытки «фальсифицировать российскую и мировую историю», и тем самым подчеркивает потенциал Москвы для дальнейшего обращения внутрь себя.Конечно, это привнесение «духовных и моральных ценностей» в стратегию национальной безопасности России — явление не новое. Итерация 2015 года также подчеркнула угрозу национальной безопасности в сфере культуры из-за «размывания» традиционных российских ценностей.

Итерация 2015 года подчеркнула важность создания стратегических партнерств. В частности, стратегическое партнерство с другими государствами должно было строиться на принципах уважения и равноправия. В пересмотренной стратегии «равноправие» было покончено, и теперь международное участие определяется как «взаимовыгодное» сотрудничество.Это переход Кремля в сторону транзакционного государственного управления, явный сигнал того, что Россия отвергает «блоковое мышление» и идеологические союзы.

Коннотации нарождающегося китайско-российского альянса приобрели популярность со времени последней версии стратегии национальной безопасности России. Тем не менее, стратегия 2021 года подвергает сомнению предложения о создании альянса. Новая стратегия просто заявляет о заинтересованности России в «развитии всеобъемлющего партнерства», основанного на «стратегическом взаимодействии» с Китаем, тогда как в 2015 году Россия наметила планы «всеобъемлющего» партнерства в связи с ключевой ролью Пекина в «поддержании глобального и глобального партнерства». региональная стабильность ».Казалось бы, за шесть лет Москва поняла, что «младший брат Китаю» — не та роль, которую она хочет играть.

Как и Китай, Индия снова возведена на прямой контрольный уровень в стратегии безопасности России. В то время как в 2015 году Россия просто отводила «привилегированному стратегическому партнерству» с Индией «важную роль», в итерации 2021 года эти отношения открывают статус «особо» привилегированного стратегического партнерства. Россия планирует быть независимым игроком в многополярной системе, не сдерживаемым никакими внешними силами и не действующим по прихоти союзов и блокового мышления.Проблема для Запада, конечно, в том, что Россия не поместится «аккуратно» в коробку, и ее не будет легче разделить на международной арене. Разработка стратегии взаимодействия с таким актером потенциально может стать еще более сложной задачей.

Отсутствует: окно «Сброс»

Это достоверный — где-то между «параноиком» Галеотти и «замечательным» Тренинским — документ, который предвещает тревогу перед Западом в его отношениях с Москвой.В то время как пересмотренная стратегия действительно не похожа на бряцание оружием, эта итерация лишена сентиментальности стратегии 2015 года, связанной с «оливковой ветвью», когда Москва стремилась сотрудничать с другими для построения взаимовыгодной международной системы. Действительно, что касается геополитического ландшафта «современного мира», в 2015 году Россия наметила «определяющую роль» в формирующемся «полицентричном порядке». В 2021 году такой приказ, возможно, действительно наступил, но Москва больше не намеревается формировать систему, вместо этого она планирует выполнять усиливающую роль в качестве «влиятельного центра».

Стратегия 2021 года — плохая новость для Вашингтона. Итерация 2015 года подчеркнула заинтересованность России в «установлении полноценного партнерства с Соединенными Штатами» на основе «совпадающих интересов». Россия также однажды проявила интерес к сотрудничеству с США по договорам о контроле над вооружениями, механизмам укрепления доверия и борьбе с глобальным терроризмом. Перенесемся в 2021 год, и «важные области этого партнерства» между Россией и США были исключены из стратегии. Единственные упоминания об отношениях России с Вашингтоном — это одно-два разрозненных трепа в адрес США за «отказ от международных обязательств по контролю над вооружениями» и повышение их глобального потенциала противоракетной обороны.Версия 2021 года также представляет планы предпринять заметные усилия по «сокращению использования доллара США во внешнеэкономической деятельности».

Кроме того, в стратегии 2015 года Россия выделила длинный абзац своим отношениям с НАТО и неприемлемой «повышенной военной активности» последнего, а также приближению своей «военной инфраструктуры к границам России». Стратегия 2015 года также включала ссылку на заинтересованность Москвы в работе над «развитием отношений с НАТО».Итерация 2021 года действительно повторяет осуждение комплекта НАТО у российских границ, но больше не включает в себя интерес к диалогу с Брюсселем. Европа также стала жертвой пересмотренной стратегии. В то время как версия 2015 года выступала за «взаимовыгодное сотрудничество» с европейскими государствами и ЕС и «гармонизацию интеграционных процессов» на постсоветском пространстве, в пересмотренной стратегии не делается никаких попыток обосновать планы отношений России с Европой. Стремления прошлого не оправдались, поэтому стратегия Москвы сейчас состоит в том, чтобы дождаться удара Европы.Похоже, что немцы и французы лидируют в этом отношении.

Ключевым выводом этой новой стратегии национальной безопасности является то, что это не простое «обновление». Считается, что Россия в одиночку пошла на убыль на международной арене. Это создает проблемы для полярных зон, которые полагаются на совместную и согласованную политику, которая формировала регионы со времен холодной войны и предохраняла их от конфликтов.

Россия заявила о своем намерении на следующие пять лет «действовать в одиночку» (если только она не видит взаимной выгоды в сотрудничестве).Однако на практике это вызывает озабоченность. Конкретные сферы национальных интересов России на период до 2021 года — космос, Арктика и Антарктика — являются зонами, в которых международное сотрудничество ожидается человека и человека, если оно не потребуется. В этой новой стратегии национальной безопасности Россия продвигает международное право и на всем протяжении документа подчеркивает примат существующей системы ООН, поэтому, несомненно, станет интересным испытанием, будет ли Москва играть по правилам в отношении глобального достояния. Из документа ясно видно, что в ближайшие годы не будет никакой нормализации или перезагрузки, не говоря уже об интеграции между Россией и Западом (или Востоком — неприятная правда для Пекина).В лучшем случае следует ожидать продолжения конкуренции с управляемыми границами конфронтации и избирательного сотрудничества со стороны Москвы.

Конечно, сейчас мы ждем обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, чтобы получить более четкое представление о политике, посредством которой Москва будет проводить стратегическую конкуренцию «в одиночку».

Взгляды, выраженные в этом комментарии, принадлежат автору и не отражают точку зрения RUSI или какой-либо другой организации.

У вас есть идея для комментария, который вы бы хотели написать для нас? Отправьте короткую презентацию в комментарии @ rusi.org, и мы свяжемся с вами, если это соответствует нашим исследовательским интересам. Полные инструкции для участников можно найти здесь.

Стратегия социально-экономического развития

В статье излагается авторское мнение о неоднозначности, нестабильности и парадоксальности управления ресурсами, ресурсной обеспеченностью и ресурсным потенциалом. Подчеркивается важность изучения и понимания парадоксальных явлений, подчеркивается актуальность энтропии цивилизационных изменений, проблем нелинейного, турбулентного развития страны, в том числе с точки зрения использования ресурсного потенциала и управления ресурсами.Экономические парадоксы включают парадоксы Истерлина, Гиффена, Базермана, Веблена, Талера, Коуза, Ретлисбергера. В системе парадоксов особое место занимают парадоксы изобилия, инновационного развития, технологической дефляции, инновационного управления ресурсами и потенциалами. Резкая политизация международных экономических отношений проявляется в парадоксальных последствиях глобализации, информатизации и передела мира в период турбулентности и неопределенности.Парадоксы и пароксизмы — неотъемлемая часть управления ресурсами и экономики. Парадоксы связаны с полемикой вокруг эффекта «голландской болезни», «парадокса изобилия» или «проклятия ресурсов», согласно которому страны со значительными природными ресурсами слабо развиты по сравнению со странами с небольшими запасами сырья или материалов. их полное отсутствие. Обостренное осознание проблемы актуализирует поиск механизма эффективного управления природной рентой и обеспечения высоких результатов для экономического и социального развития страны.На уровне управления национальными ресурсами сохраняется парадоксальная ситуация, когда нет распоряжения при владении ресурсами, нет пропорционального и справедливого распределения при продаже и получении избыточного дохода, когда ресурсное богатство страны не приравнивается к богатству и достойной жизни людей. Все проблемы управления ресурсами неразрывно связаны с особенностями внешних коллизий взаимодействия мира, внутренним структурированием власти, когнитивным и системным мышлением, идеалами и идеологиями развития, персонализированными, индивидуализированными трансформациями мира.На разных уровнях системного мышления технологии и стратегии управления возникают, изменяются и развиваются, требуя научного подкрепления в идеологическом, идеологическом и методологическом направлениях.

Стратегия развития Арктики России будет подписана в августе, сообщил министр — бизнес и экономика

МОСКВА, 21 июля. / ТАСС /. Стратегия развития Арктической зоны России ожидает утверждения в Администрации президента. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил министр развития Дальнего Востока и Арктики, добавив, что планируется, что документ будет подписан в августе.

Президент России Владимир Путин объявил о плане принятия новой стратегии развития Арктики до 2035 года, которая объединит деятельность национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов, в апреле 2019 года.

«Это один из важнейших стратегических документов нашей страны. Должен отметить, что есть рамки и стратегия. Рамки [развития Арктики] уже подписаны Президентом.Стратегия находится в администрации президента и ожидает утверждения, и мы ожидаем подписания документа в августе », — сказал он.

Документ разработан для реализации утвержденных ранее Указом Президента основных направлений государственной политики России в Арктике до 2035 года. В стратегии определены основные направления и задачи развития Арктической зоны России, а также механизмы, этапы и ожидаемые результаты их реализации. Министерство разработало положения стратегии вместе с арктическими регионами и представителями академических кругов.

В настоящее время ведется работа над новыми механизмами развития Арктической зоны России. Основные направления государственной политики России в Арктике до 2035 года уже утверждены. На основе стратегии разрабатывается Государственная программа развития Арктики, которая будет предусматривать конкретные шаги, в том числе по привлечению инвестиций и созданию рабочих мест. Кроме того, были одобрены субсидии инвесторам, планирующим реализовать новые проекты в Арктике. Они предусматривают ряд налоговых и неналоговых преференций.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *