Структура личности кратко: Структура личности

Автор: | 07.12.1973

Содержание

Социальная структура личности реферат по социологии

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Социальная структура личности При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности. Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям — прогресс и регресс — вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения. В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств. Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности — ее социальное качество. Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх — Я») Ид («Оно») — источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности: • один — внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно » живущий » для самой личности; • второй — деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, » совпадение » актов сознания и поведения, другим • наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние. Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать «ядром» личности как системы. Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы. Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную «оболочку». Особенно это характерно для периода кризисного развития общества Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. «Ближайшее рассмотрение истории, — писал Гегель, — убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов… и лишь они играют главную роль». Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения — ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности. Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества Личность представляет собой как бы соединение гражданских, политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий) личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули, ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная ( поведенческая ) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда, теория референтной группы, теория установок и др. Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в человеке). В этой работе будут рассмотрены 3 социологические теории личности: ролевая, статусная и поведенческая. Ролевая теория личности В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие » социальная роль » было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее — Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям. Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира » Как вам это нравится «: Весь мир — театр В нем женщины, мужчины — все актеры. У них есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, любовник, Солдат, судья, старик. Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно сказать, что социальная роль — это маска, в которую обличается человек, попадая в люди. Т. Шибутани различает 2 типа ролей — конвенциальные и межличностные Конвендиальная роль — это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом. Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности. В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: «играние роли» и «принятие роли». Играние роли — это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли — требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, — один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества. Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия. В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента: 1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли. 2. Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение. 3. Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на «сцене», именуемой жизнью. 4. Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл санкции — побудить человека к определенному типу поведения. Т. Парсонсом была впервые предпринята попытка систематизации ролей Любая из ролей описывается 5-ю основными характеристиками: 1) эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 2) способом получения — одни роли предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — одни роли представляют собой действие в строго установленных правилах, другие — произвольное; 5) мотивацией — одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и т.д. И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для «описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними — личностно значимыми — больше, с другими — второстепенными — меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает. Статусная теория личности При анализе личности и ее места в обществе часто используют понятие «социальное положение». Если это понятие соотносится с социальной ролью, то последнюю можно рассматривать как функцию социального положения. Однако. «Социальная роль» личности в единстве с ее «социальным положением» с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие «социальный статус личности». Оно удачно объединяет в себе и функциональную и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми, обществом. Социальный статус — это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (заработная плата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл

Структура личности — Шпаргалка по общей социологии

Структура личности – система внутренней и внешней соотнесенности личности с обществом и социальным окружением.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — концепция личности, обобщающая процессуально — иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В структуру личности исследователи относят: Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал. Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх — Я»). Ид («Оно») — источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Авторы другой теории — известные психолог и социолог Дж. Мид и Ч. Кули. Личность ими рассматривалась как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Социальное зеркало — это мнение других людей о поведении, способностях и возможностях человека. Например, самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает себя некомпетентным, его способности не востребованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный. Г. Кули определил три стадии в построении зеркального «Я»: 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения, социальное зеркало постоянно действует и постоянно меняется. В детстве человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, при достижении зрелости — на мнение компетентных специалистов. Зеркальное «Я», формирующее личность, иногда полностью не соответствует действительному положению вещей. Существуют значительные различия между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причины таких различий в том, что личности отбирают выгодные для них мнения окружающих, и отличие в том, что они действительно о них думают.


Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Реферат по психологии на тему «Структура личности по К.К. Платонову»

ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области».

Кафедра:

«Естественнонаучное образование»

Структура личности по К.К. Платонову.

Выполнила:

Качесова

Вера

Витальевна.

г. Южно – Сахалинск.

2015г.

Структура личности.

  1. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Существует около 50 определений личности. Личность – конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Индивид – представитель определенного вида. Индивидуальность – своеобразие человека как индивида и личности. Личность

– это человек как носитель сознания. В индивидуальности выделяют биологическое и социальное. Свойства нервной системы присущие как животным так и человеку. На базе этих свойств формируется темперамент; специфические человеческие свойства нервной системы. На их базе формируются способности.

К биологическим относятся способности. Социальные: интересы, склонности, интраверсия или экстраверсия, целеустремленность, различные виды взаимоотношений.

2.   Структура личности по К.К. Платонову.

Человек у Платонова связан с природой и обществом и следовательно выступает в двух основных качествах: организма и личности. И в том и в другом отдельно взятом качестве человек является индивидом, т.е. индивидом рождаются. Личность – это человек как носитель сознания. Для понимания структуры личности необходимо исходить от понятия отражения. Выделяют:

1) физическое отражение, оно свойственно в той или иной мере всему миру, например, следы от снега;

2) биологическое отражение – это форма отражения присущая только живой природе;

3) психическое отражение – присуще только животным и человеку и имеет ряд форм:

  • 1)   эмоциональное и мнемоническое (память) – присущи животным и человеку;

  • 2)   образное – у позвоночных;

  • 3)   сознание – у человека.

Формы отражения:

1)   простейшая форма эмоционального отражения – эта форма свойственна всем животным и наиболее рано проявляется в филогенезе и онтогенезе, т.е. это эмоции. Эта форма отражения не дает ещё образования познания внешнего мира, а только проявляется в простейших переживаниях. Результат такой формы отражения – безотчётный страх. Эта форма отражения не дает представления о внешнем мире, отражая лишь объективное отношение к биологическим потребностям человека.

2)   Ощущение- отражение свойств объективной реальности.

3)   Мышление – от его самых простейших форм до понятий и сложных форм (только у человека).

4)   Восприятие – это процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

5)   Чувства. Обобщают эмоциональное отражение и мышление причем только у человека. Если в эмоциях отражаются объективное отношение реального мира человека, то в чувствах отражается объективное отношение человека как личности с реальным миром.

6)   Воля. Именно благодаря у человека в сознании наличие волевой подструктуры он не только отражает мир, но и творит его.

7)   Память. Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Проблема отражения является только исходным понятием для определения подструктуры личности. Личность – это человек как носитель сознания, но это не означает, что структура личности совпадает со структурой сознания. Переход от структуры сознания к структуре личности является система трех категорий психических явлений: процесс, состояние, свойство.

Структура личности по Платонову: Платонов считает, что основными элементами в структуре личности являются свойства. Понятие личности как структуры невозможно без ее иерархии.

1. направленность (относится к социальному; осуществляется через  воспитание)

2. социальный опыт

(относится к социальному; осуществляется через  обучение; связано со 1-м)

3.индивидуальные особенности психических процессов (относится к социальному и к чуть-чуть к биологическому; осуществляется через  тренировки)

4. биологически обусловленная подструктура (связано с 3-м)

 

(4) тип нервной системы: темперамент, пол возраст, конституция тела (телосложение). Для развития свойств этой подструктуры необходима нагрузка на подвижные нервные процессы. Для этого необходимо повторение этой нагрузки.

(3) особенности психических процессов как форм отражения (память, внимание, ощущение). Формирование путем повторения, но одного повторения для формирования свойств личности не входящих в эту подструктуру не достаточно. Чем сложнее Фома отражения, тем отчетливее для ее формирования выступает необходимость образовывать связи как учета эффекта совершаемого действия. Повторение действия с учетом его результата является сущностью упражнений. Упражнения необходимы и достаточны для формирования этой подструктуры.

(2) Знание, умение, навыки (ЗУН). Для формирования ЗУН входящих в эту подструктуру, упражнения, а следовательно и повторения необходимы, но не достаточны. Они должны быть дополнены связями усеваемого с уже усвоенным. Это уже научение, которое необходимо и достаточно для формирования свойств в этой подструктуре.

(1) для формирования свойств личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения, отношения, характер) научение, а, следовательно, и повторение необходимы. Научение здесь должно быть дополнено связями усеваемого в процессе научения с уже имеющимися свойствами личности, определяющими ее направленность. В этом сущность воспитания, которое тем эффективнее чем более высокими по иерархии формами направленности связываются усеваемые в процессе научения навыки. Воспитание не только необходимо, но и достаточно для формирования высших свойств личности, определяющих ее моральный облик, отношения, мотивы и т.д., т.е. всего того, что входит в первую подструктуру.

3. Направленность личности.

Несмотря на различие трактовок личности существующих в отечественной психологии во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

Направленность личностиэто совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Мотивэто отражение потребности в поведении.

Потребностьсостояние организма личности человека, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условия их существования и развития.

Мотивы могут быть в большей или меньшей степени осознаны или вообще не осознаваемы.

Направленность личности всегда социально обусловлена. Направленность личности – это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связных иерархичных форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Все формы направленности личности вместе с тем является мотивами их деятельности.

Влечениеэто наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желаниеэто осознаваемая потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

Стремлениевозникает при включении в структуру желания волевого компонента.

Интереспознавательная форма направленности на предметы.

Склонностьпри включении в интерес волевого компонента он становится склонностью.

Конкретизация в образе или представлении конкретную цель склонности есть идеал.

Мировоззрениеэто система философских, эстетических, этических, естественно научных и других взглядов на окружающий мир.

Убеждениеэто высшая форма направленности, представляющая собой систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствие со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Так же в направленности личности выделяют ценностные ориентации. В основе всех ценностных ориентаций лежит ценность.

Ценностьэто понятие с помощью которых характеризуется социальное и историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов, определенных явлений деятельности.

Социальные ценностиэто общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека и общества в целом. Результатом осознания ценностей являются ценностные ориентиры, которые формируются на основе ценностных представлений. Ценностные ориентиры – это направленность личности на те или иные ценности.

Ценностные ориентиры выражают общественную позицию индивидов и их принципы. Психической основой ценностных ориентиров личности является системой ее социальных чувств и установок.

.

Структура личности по Рубинштейну кратко

Добрый вечер!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, в чем заключается суть структуры личности по Рубинштейну? Жду вашего ответа.
 
Хочется сразу сказать, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала основное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».
 
ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы определили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению вашего вопроса более конкретно.
 
Стоит отметить, что основные понятия, с которыми мы столкнемся по ходу рассуждения на данную тематику:  ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, ЛИЧНОСТЬ, РУБИНШТЕЙН.  
 
Стоит отметить, что Рубинштейн заложил специальную методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Он выступает против:
— идеализации личности
— функционализации – дробления на отдельные функции
— отрыва от деятельности
— сведения личности к сознанию.
 
Также он отмечает, что зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С. Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми).
 
Стоит также дополнить, что ядро личности, как утверждал психолог, составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения. С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность и самосознание.

На наш урок подошел к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более детальной форме.
Желаем удачи и успехов в учебе!

Мотивация в структуре личности | Выполнение контрольных работ, рефератов, курсовых, чертежей на заказ в Ростове-на-Дону

Содержание

 

Введение

Проблема мотивации в советской психологии стала активно изучаться и обсуждаться с середины 70-х гг. XX в. и по сей день она остается актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Это происходит потому, что давно назрела необходимость внедрения в практику исследований психологов, выход к поведению человека в реальности, познания его закономерностей, важность раскрытия связи внутренних и внешних мотиваций человека с социальной составляющей.

В качестве объекта исследования выступает структура личности. Предметом исследования данной работы является мотивационная сфера человека как структурная составляющая личности.

Цель контрольной работы – исследовать место мотивационной сферы человека в структуре личности.

Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:

1. Изучить теоретический материал по вопросу исследования мотивации как составной части структуры личности учеными психологами.

2. Сопоставить теории мотивации различных течений.

3. Сделать вывод о месте мотивации в структуре личности согласно известным теориям мотивации.

Для решения этих задач был использован теоретический материал по общей психологии, который раскрывает вопросы мотиваций личности. Характер контрольной работы оказал влияние на выбор его теоретической базы. Работа опирается на такой подход, который позволил исследовать интересующую проблему в диалектических, факторных отношениях. Авторы работ – ученые-психологи, преподаватели психологии, занимающиеся исследованием вопросов психологии личности.

Контрольная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

1 Понятие личности в психологической науке

Изучением личности занимается раздел «Психология личности». Он посвящен вопросам изучения личности, а также ее характеристик и связей между характеристиками.

Каждый человек выполняет в социуме определенную задачу: он является носителемсознания, социальной индивидуальностью, объектом и субъектом событий. Его психологические особенности определяют познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в социуме. Они устойчивы, неповторимы у каждого человека, являются фундаментом личности того или иного индивидуума.

Проблема личности – это вопрос о том, какое место человек занимает вмире, причем, нетолько, чемонфактическиявляется, нои «…чемчеловекможетстать, тоесть, можетличеловекстать, может ли он «сделать», создать свою собственную жизнь» (Грамши А., Избр. Произв., т.3, М., 1959. С.43)

Личность – это понятие, которое выработано дляотображениясоциальнойприродычеловека, рассматривается оно как субъект жизни индивидуума в социуме и определяется как носитель индивидуального начала, которое в итоге раскрывается в контексте социальных отношений. Личность есть объект и субъект истори­ческого процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения наконец, что особенно важно, субъект общественного поведения — носитель нравствен­ного сознания.1

Сегодня в психологии нет одной общей теории личности. Существуют разные теории, которые имеют большое количество сторонников: теорияличности3. Фрейда, индивидуальная теорияличностиА. Адлера, концепцияличностиГ. Айзенка. В целом существуетмножествотеорийличности, которыеразвиваютсяврамках психоанализа, неофрейдизма, гуманистической психологии, структурно-типологического направления.

Структуру личности характеризуют свойства ее психики. Составляющими структуры являются темперамент, характер, способности, направленностьличности.

Темперамент представляет собой генетически заложенные особенности психики: состояние процессов, происходящих в психике, которые являются постоянными всю жизнь, влияют на эмоции, мышление, поведение индивидуума. Он определенным образом реагирует на среду и происходящие в ней явления. Темперамент человека можно определить уже в раннем детстве.

Типы темперамента и их связь с нервной системой выделил академик И.П. Павлов. Он выделил следующие типы нервной системы: сильный и слабый. Сильный тип, в свою очередь, разделил на уравновешенный и неуравновешенный. Уравновешенный имеет разветвление на подвижный темперамент и инертный. Таким образом, определенные типы нервной системы привели И.П. Павлова к определению известных нам типов темперамента: сангвиник, флегматик, холерик имеланхолик.

Темперамент, как составляющая структуры личности, согласноучениюИ.П. Павлова, имеет свои свойства:

– Чувствительность – способность ощущать и реагировать на раздражители извне;

– Активность – способность индивида к деятельности;

– Реактивность – интенсивность реакции;

– Определенный темп психических реакций

– Пластичность – способность адаптироваться к новым условиям;

– Ригидность – медлительность в адаптации к новой деятельности;

– Эмоциональная возбудимость – время реагирования на раздражители, сила воздействия, которое необходимого для того, чтобы появились определенные эмоции и скорость их возникновения;

– Экстраверсия – ориентация на социум;

– Интроверсия – ориентация на свой внутренний мир.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые формируются в течение жизни и являются условием для определенных способов поведения и деятельности;

Способности – это индивидуальные психологические особенности индивидуума, которые отличают людей друг от друга, они определяют успех в выполнении действий, не имеющих связи со знаниями, умениями и навыками, но обусловливающие скорость обучения новым способам действий.

Классификации способностей:

– Общими называют способности, которые влияют на успешность выполнения человеком множества различных видов деятельности. Они имеются практически у всех людей, различаясь лишь по уровню развития.

– Специальными называют способности, при наличии которых человек может успешно справляться с отдельными специфическими видами деятельности.

Задатки – генетически заложенные физиологические особенности человека, которые составляютоснову для формированияиразвитияспособностей. Наосновеоднихитехжезадатковмогутсформироваться разные способности.

Склонность – позитивное отношение, естественный интерес копределенномувидудеятельности.

Одарённость – это совокупность способностей, которая обеспечивает человеку возможность успешного выполнения каких-либо видов деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей в творческих областяхдеятельностииобеспечивающихдостижениевыдающихсярезультатов.

Гениальность – высочайшаястепень одаренности личности в творчестве, которое имеет значение дляжизнивсегообщества.2

Направленностьличности – системаустойчивыхмотивовчеловека, котораяскладываетсявпроцессеформирования личности и определяет его активность. Качества направленности личности:

– Уровень.

– Широта.

– Интенсивность.

– Устойчивость.

– Действенность.

Психологическую структуру личности составляют:

– индивидуальные особенности процессов;

– психические состояния;

– психические свойства;

– жизненный опыт.

В заключение можно заметить, что психологи включают в структуру личности только психические явления, то есть то, что заметно в поведении другого человека не только специалисту, но и простому обывателю. Но структура личности не является статичным понятием, она развивается и укрепляется на протяжении всей жизни человека. В ходе этого сложного процесса она приобретает устойчивость, но завершенным этот процесс считать невозможно даже в зрелом возрасте. Поэтому поле деятельности для психологической науки неиссякаемо.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина пове­дения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятель­ности и придает его деятельности осмысленность, это материальный или нематериальный предмет, образ предмета, который направляет деятельность человека, вызывает его на действие, в результате чего появляется характеристика этого действия, которое начинает стимулировать и поддерживать на определенном уровне поведенческую активность индивидуума. Это характеристика в науке называется мотивацией.

Мотивация – это составная часть структуры личности и психологическая двигающая сила, которая не дает исчезнуть активности человека в достижении определенной цели.

Но, рассматривая именно это понятие как важный элемент структуры личности индивидуума, мы увидим, насколько велики расхождения в определении деталей этого понятия. Это является своего рода проблемой в психологической науке. В теоретической психологии определения мотивации приобрели два направления: потребность и предмет. Отечественная психологическая наука считает нецелесообразным противопоставление этих понятий и склоняются больше к тому, что мотив побуждает к активности для удовлетворения потребности. Мотив иногда путают с потребностью. В этом случае необходимо обратиться к жизненным примерам. Человек проголодался и хочет есть. Голод – это физиологическая потребность. Желание поесть – это мотив. Мотивация для удовлетворения своей физиологической потребности – это удовлетворение чувства голода.

Мотивация – это сложное психологическое понятие, с чем и связано ее многообразие. Мотив (лат. emovere — толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив на­правляет (толкает) ее в нужном направ­лении.3

Существуетнесколькоопределениймотивации:

– Мотивация – этопобуждениекдействию.

– Мотивация – этоспособностьчеловекаудовлетворятьпотребностипосредствомдеятельности.

– Мотивация – это психофизиологический процесс, которыйруководит поведениемчеловека.

Мотивация может быть негативной и позитивной. Например, если ребенок не слушается родителей, то его мотивация основана на отрицательных эмоциях в ожидании наказания. Если он выполнил то, что ему поручили, то мотивация основана на его ожидании поощрения – это позитивный вид.

Вид мотивации зависит от ее источника:

– Внешняя: мотивация, не связанная с какой-то деятельностью, а обусловлена внешними для человека признаками (обучение в университете, чтобы иметь диплом). Внутренняя: мотивация, связанная с деятельностью, без учета внешних факторов (обучение в университете для получения знаний).

– Устойчиваямотивация – этомотивация, основанная на физиологических потребностях человека (утоление голода). Неустойчиваямотивация – этомотивация, котораятребует внешней поддержки (похудеть, бросить курить).

Существуют дополнительныевидымотивации:

– Индивидуальная – направлена на поддержку саморегуляции (утоление жажды, голод, во избежание боли).

– Групповая – забота о продолжении рода, поиск места в социуме).

– Познавательная – игровая деятельность, исследовательская активность.

Мотивы, которыедвижутпоступками:

– Самоутверждение – стремление найти место в обществе, иметь определенный статус, уважение, поддержание на определенном уровне имеющегося статуса.

– Идентификация – стремление походить на кого-то, более авторитетного человека.

– Мотиввласти – тенденция к воздействию на окружающих, стремление руководить, направлять чьи-либодействия.

– Процессуально-содержательныемотивы – побуждение окружающих к действиям посредством личного примера.

– Внешниемотивы – побуждающие кдействиям внешние факторы (высокая должность, материальные блага).

– Саморазвитие – это стремление к личностному росту, самореализации в каком — либо виде деятельности.

– Достижение – стремление достичь больших результатов и овладеть мастерством в чем-либо.

– Просоциальные мотивы (значимые для общества) – мотивы, связанные счувствомдолга, ответственностьюперед кем-либо.

– Мотив аффилиации (присоединения) – стремление постоянно расширять свой круг общения, устанавливатьиподдерживатьсвязи с новыми людьми, кконтактуиобщениюс ними4.

Таким образом, учитывая многообразие толкования такого сложного понятия, как мотивация, необходимо в первую очередь обратиться к тому, какое толкование дают этому термину ученые-психологи. Научные исследования такой тонкой материи как личность могут дать более обоснованные определения всем составляющим этой сложной структуры.

Любой вид мотивации играет важную роль в изучении психологии человека и его поведения в социуме. Но что влияет на мотивацию человека? Именно для изучения этих вопросов применяются теории мотивации. Наиболее распространенная теория, наиболее принятая мировой психологической наукой – теория потребностей А.К. Маслоу.

А. Маслоу – известный американский психолог, представил свое видение потребностей человека. Его теория нашла поддержку у многих ученых-психологов в мире. По Маслоу, существуют такие виды потребностей индивидуума, которые создают мотивацию:

– Физиологические.

– Потребность в безопасности.

– Потребность в любви.

– Потребность в признании.

– Потребность в самоактуализации.

– Потребность в познании.

– Эстетические потребности.

Организм человека совершает разные действия, которые необходимы каждому, чтобы поддерживать себя в тонусе. Например, поддержание в норме температуры тела, витаминного баланса, обмена веществ и другое. Для поддержания баланса физиологические потребности сводятся к потреблению воды, еды, удовлетворением других необходимых надобностей. Маслоу считает эти потребности насущными, так как только по мере их удовлетворения можно говорить об удовлетворении, например, социальных проблем.

Потребностьвбезопасности подразумевает необходимость освободиться от страха, нужда в стабильности и спокойствии. Свобода оттревогихаоса; потребностьвстабильностиизащите. Все способности человек направляет наудовлетворениеэтойпотребности. Она возникает у нормального человека в основном в чрезвычайных ситуациях: во время войны, стихийного бедствия, преступного действия и так далее. Более мягкая форма этой потребности тоже существует при отсутствии критических факторов. Например, при решении насущных проблем: необходимости заработать денег, устроиться на более престижную работу.

Потребность в любвиначинает активизироваться по мере удовлетворения предыдущих потребностей. Каждый человек стремится к общению с единомышленниками, к дружбе и любви. По А. Маслоу – это напрямую связано с тем, что каждый индивидуум стремится преодолеть свои одиночество и страх, именно поэтому так остро активизируется эта потребность.

Человек, у которого отсутствует потребностьвпризнании, слаб, унижен и беспомощен. Отсюда – нервозность, вызывающая заболевания. Дело в том, что у каждого есть свой уровень этой потребности. Иному достаточно, чтобы он был признан своими близкими, а для другого – это статус и признание социума. Это значит достижение уважения других людей, завоевание статуса. Удовлетворениеэтойпотребности порождает уличностичувствоуверенностивсебе, чувство значимости, силы, полезности вэтоммире. Неудовлетворениеэтойпотребностивызываетчувствослабости, униженности, беспомощности. Отсутствие этой потребности или невозможность реализовать ее является механизмом для старта асоциального поведения.

Потребностьв самоактуализации – стремление человека, к реализации генетически заложенных в нем качеств. А. Маслоу называет это стремлением к идентичности. Человек знает, что он должен соответствовать сути, данной ему природой. Тот, кто отлично рисует, видит себя великим художником. Способный к изучению иностранных языков хочет стать переводчиком и так далее. Общее негласное правило реализации самоактуализации в том, что она осуществима после реализации предыдущих потребностей.

Потребность в познании – это стремление к истине, желание познать неизведанное, новое, а также к анализу фактов, установление связей, приведение в систему уже имеющихся знаний.

Маслоу выделил эстетические потребностикак отдельный вид, но признавал, что невозможно четко описать эту группу в связи с ее сходством со всеми предыдущими. Она отличается своей неопределенностью. Эта потребность присуща с рождения любому человеку.

Потребностьвпознании и эстетическая потребность были выделены А. Маслоу позже первых пяти основных, при этом, признавая их неопределенность и возможность присоединения к предыдущим, но имеющим право на отдельное существование.

Таким образом, А.К. Маслоу дал обоснование, объяснил, классифицировал и расположил в иерархическом порядке потребности личности, сформулировал теорию позитивной мотивации для удовлетворения той или иной потребности личности. Структура его иерархической лестницы довольно доступна, потому что речь идет о понятных нам действиях индивидуума. Имеющиеся в психологической науке определения потребностей, присущих личности, по А.Г. Маслоу дают нам право предположить, что именно они могут послужить отправной точкой для создания мотива к деятельности5.

Причина возникновения теории А. Маслоу в том, что автор искал ответы на вопросы, связанные с мотивами человека, на которые другие ученые в то время не дали ответа. Его теория дает глубокое представление о мотивах человеческих поступков, но является, скорее, размышлением ученого о том, какие мотивы руководят человеком, если возникает та или иная потребность. На практике теория А. Маслоу не работает.

Альдерфер Клейтон Пол (1940) – психолог. Считается в научных кругах, что его теория потребностей – одна из наиболее приемлемых и содержательных теорий мотивации. По Альдерферу, у людей есть три потребности: существовать, общаться с другими и развиваться. Эта градация созвучна с теорией А. Маслоу.

Потребностьсуществоватьаналогичнафизиологическойпотребности. Потребностьобщаться – социальная необходимость. Потребность собственного развития — это самореализация. Согласно учению К. Альдерфера потребности человека, которые он имеет сегодня, могут остаться неудовлетворенными ичерез 5 лет по разным причинам, тогда можно пересмотреть ориентиры. Молодой человек, например, хочет стать хозяином бизнеса. Не получилось, не хватило денег, терпения, желания. В зрелом возрасте он уже этого не хочет, потому что это ему уже не по силам, хотя деньги есть.

Теория Альдерфера отличается оттеории Маслоу тем, чтодвижениепоиерархииможетосуществлятьсяснизувверхисверхувниз. Отпотребности существовать человек может перейти к потребности личного развития и наоборот. Когда потребность не удовлетворена, происходит переход на потребность, более простую в исполнении. Движениевверхпоуровням Альдерфер называетпроцессомудовлетворенияпотребностей, а вниз – процессом фрустрации (невозможность удовлетворенияпотребностей).

Дэвид Кларенс Макклелланд (1917-1998) – американский психолог, профессор. Его учение называется теория приобретенных потребностей и предполагает 3 вида: достижение, соучастие и властвование. Он видит эти потребности только как приобретенные на своем опыте и в процессе обучения. К. Макклелланд поясняет мотивацию человека к действию тем, что он хочет властвовать. По мнению К. Макклелланда, потребности низших уровней человека, какправило, удовлетворены, поэтомунужноуделятьвниманиеудовлетворениювысшихпотребностей.

Теориядвухфакторов Герцберга, немецкого педагога, состоит втом, чтопотребностиделятсянагигиеническиефакторыимотивации. Наличиегигиеническихфактороввсеголишьнедаетразвиться неудовлетворенности условиями жизнедеятельности (работой, местомжительства). В результате этого возникает мотивация действия для изменения того, что хотелось бы улучшить.

Теория Врума, американского исследователя в сфере мотивации человека, базируется на том, что наличие потребности не является необходимымусловиеммотивациичеловеканадостижениецели. Человекнадеется на то, что нужно выбрать такойтипповедения, который приведет к достижению своей цели.

СогласномоделиПортера-Лаулера, достигнутыерезультатыдеятельностизависят от усилий и способностей индивида и от того, как он понимает свою роль. В этой теории устанавливается прямая связь между вознаграждением и результатами, тоестьчеловек удовлетворяет своипотребностипосредствомвознаграждения за результаты своего действия.

КарлГуставЮнг (1875-1961) – швейцарскийпсихиатр, последователь Зигмунда Фрейда, основоположникодногоизнаправлений аналитической психологии.

Согласно теории Юнга удовольствие – это главный фактор, который определяет активность работников. ВтеорииЮнгаповедение определяет появляющаяся вследзаповедениемэмоция. Еслиэтаэмоция позитивная, то действие повторится, если негативная, то прекращается.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, психиатр и невролог. Им создана психоаналитическая мотивационная теория. Теория основана на том, что существуют определенные психологические силы, которыеформируютповедениечеловека. Фрейд утверждал, чтодвигателемчеловеческогоповеденияявляетсяинстинкт.

Инстинкт, по З. Фрейду, имеетчетыреосновныхпараметра – источник, цель, объектистимул.

Согласно теории Карла Халла, американского психолога, личность умеет сама поддерживатьсвоевнутреннеесостояние. Изменениевовнутреннеммиреличности приводит к определенной реакции. Происходящие вслед за реакцией новыепопыткиназываютсяподкреплением. Подкрепленное чем—либоповедение прочно закрепляется в психике человека. Например, обещанное вознаграждение или поощрение за произведенное действие стимулирует человека на активность. Негативная сторона этого заключается в том, что создается рефлекс на ожидание поощрения даже за любое малоэффективное действие.

В основе его теории ИванаПетровича Павлова, русского ученого, физиолога, лежит представление о реакцииорганизманавнешние раздражители – условные и безусловные рефлексы, По И.П. Павлову это фундамент мотивации.

Современные психологические представления о мотивации (В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), понимают под мотивационной сферой совокупность мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности.

Как можно заметить из краткого обзора подходов к вопросу мотивации светил психологической науки, все авторы едины в том, что мотив – это причина действия человека. Мотивыкаждогочеловекаиндивидуальны, и пути удовлетворения потребностей разные. Например, несколько человек имеют одну и ту же цель: стать президентом страны. Им даны равные условия на старте. Но их действия по достижению этой цели будут разными. Будут отличаться степень их упорства, трудолюбия, затрачиваемой энергии – значит, кто-то достигнет этой цели раньше, а кто-то не достигнет никогда.

Всерассмотренныетеорииимеютидостоинства,инедостатки. Основной их недостатоквтом, что они объясняютлишьнекоторыефеноменымотивации, отвечаютлишьначастьвопросов, возникающихвэтойобластинаучныхисследований. Поэтомуисследование мотивационной сферычеловекапродолжается и внашидни и представляет большой интерес для психологической науки.

Чаще всего черты личности человека – это его мотивационные качества, настолько они становятся характерными для него, что они практически идентифицируются. Например, потребность человека в том, чтобы заводить новые знакомства, постоянно поддерживать дружеские отношения, желаниебыть лидером, желание помочь всем и каждому, необъяснимая агрессия – все эти качества людей мы воспринимаем как черты характера, а на самом деле это его мотивационные качества. Это – самые значимые мотивы человека, которые говорят сами за себя об отношении того или иного индивидуума к окружающим.

Каким же образом формируется и проявляется мотивация личности в реальных условиях существования социума?

Каждый человек, прежде всего, сам оценивает себя. Эта величина тесно связана с его отношением к определенному действию: удовлетворен он им или нет. Если человек оценивает себя высоко, то есть, говорит себе: «Да, я могу!», то и результатом он будет удовлетворен, потому что он сделает это в соответствии со своей самооценкой.

В социуме активизируются мотивы аффилиации (стремления создать добрые отношения с окружающими) и власти, они могут быть реализованы только в общении людей. Аффилиация проявляется в эмоционально положительных отношениях с людьми. Внешне мы воспринимаем этот мотив как общительность и коммуникабельность человека, в его стремлении постоянно быть среди людей, общаться и сотрудничать с ними. Мы так воспринимаем внешне, а психологически – это внутренний мотив аффилиации. Высшая стадия проявления этого мотива – любовь.

Ученые выявили, чтолюди, укоторыхпреобладаетмотив аффилиации, могут достичь высочайших результатов в своей деятельности только тогда, когда они трудятся в коллективе. Немаловажно, что в коллективе должны быть дружеские отношения.

Диаметрально противоположным мотиву аффилиации является мотив отвергания. Суть его в том, что человек боится быть отвергнутым людьми, кого он считает значимыми для себя. Это ведет к напряженности в отношениях, неуверенности, неловкости и создает определенные трудности в общении. Такие люди далеко не редкость в нашем социуме.

Не нужно быть наблюдательным и одновременно знатоком психологии, чтобы разглядеть стремление человека повелевать другими людьми. Мы можем назвать их карьеристами, а психология предполагает наличие у них мотива власти.

Американский психолог Г. Мюррей далтакоеопределениеэтомумотиву: «Мотиввласти – этосклонностьуправлятьсоциальнымокружением, втомчислелюдьми, воздействоватьнаповедениедругихлюдейразнообразнымиспособами, включаяубеждение, принуждение, внушение;побуждениедругихпоступатьвсоответствиисосвоимиинтересамиипотребностями; добиваться их расположения; доказыватьсвоюправоту, отстаивать свою собственнуюточкузрения; влиять, направлять, организовывать, руководить, подчинять, властвовать; судить, устанавливать законы; принимать за других решения…» (Henry Alexander Murray Exploration in Personality“, N.Y., 1938) 

Отдельно взятая личность может воздействовать на другие личности, руководить и подчинять себе, стремиться быть лидером – это явления, которые изучает психологическая наука, связаны с мотивом власти.

Рассмотрим мотив, который характеризуется нанесением морального, материального или физического ущерба человеку – мотив агрессии. Агрессивное поведение объясняется как результат определенных действий:

– субъект дает оценку своим действиям и положительно оценивает их результат;

– субъект понимает невозможность выполнения действия и чувствует от этого дискомфорт;

– субъект находится в состоянии аффекта и хочет от него избавиться;

– субъект видит объект, который может снять его напряжение.

Диаметрально противоположный мотиву агрессии, мотив, которому психологи уделяют особое внимание – это мотив просоциального поведения в обществе. Такое поведение означает альтруизм человека по отношению к окружающим, забота о благополучии людей, оказание всяческой помощи. Эти формы поведения очень разнообразны. Например, обыкновенная любезность – это альтруистическое поведение в минимальном диапазоне. В противовес ему жест доброй воли — безвозмездная благотворительная помощь далеко не богатого человека детскому дому. Как результат действия человека с таким мотивом — благо другого человека или людей без всякого вознаграждения по собственному убеждению, без нажима со стороны, без расчета.

Мотивация как фактор, помогающий активизировать человека на действие, вызывает интерес у людей, не связанных с наукой. Профессии, где основным действующим лицом является человек, остро нуждаются в применении этого понятия и инструментов для создания мотивации. Этот процесс нуждается в регулировании, так как может быть, что совершенное действие, не мотивированное образом, завершено не так эффективно, как ожидалось, или не завершено вообще. При наличии мотивации эффективность возрастает в несколько раз, и конечный результат может быть кардинально противоположным по качеству и скорости выполнения.

Таким образом, под мотивом нужно понимать внутреннее порыв индивидуума к какому-либо виду активности, будь то деятельность или общение, которые связаны с удовлетворением потребности. Мотивами здесь могут быть интересы личности, идеалы, социальные ценности, убеждения, но за этими причинами стоят потребности личности: от биологических до высших социальных.

Анализтеоретическогоматериалапопсихологическойпроблеме, которыйисследует сущность мотивации личности, показывает, что это сложная структура, требующая дальнейших теоретических и практических исследований, сопоставления материалов исследований ученых-психологов XX века и современности, наблюдения проявлений мотивации в реальной жизни.

В структуре личности мотивационная сфера занимает существенное место. Влияниелюбоймотивацииначеловекаявляетсяосновополагающимфактором, способнымоказыватьвоздействиеначеловекадлядостиженияпоставленныхпереднимцелей, тоестьсогласовывать его интересысразработаннойдля него системоймотивации.

Сложность визучениимотивацииимотивовчеловекасвязанастем, что среди ученых отсутствуетединыйвзгляднаданнуюпроблему, каквотечественнойпсихологии (А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, В.Г. Асеев, М.Ш. Магомед-Эминов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон, Е.П. Ильин), такивзарубежной (Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу).

Имеет место терминологическая неясность. Вомногихтрудахтакиетермины, как «мотив», «потребность», «установка», «побуждение» употребляютсякак синонимыивносятнесогласованностьвпроцессизучениямотивации. Принятиеразнымиавторамизамотивразличныхпсихологическихфеноменовприводитоднихк сомнениям при изучениимотивациикакпсихологическогоявления, адругих – квыборудругой, болееудобнойнаучной трактовки.

Многообразие теорий и результатов научных исследований позволяют сделать вывод о том, что изучение мотивационной составляющей в структуре личности представляет интерес и является и будет являться всегда объектом научного познания.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Москва [и др.]: Питер, 2010. – 288 с

  2. Гамезо М.В Общая психология: учебно-методическое пособие. – Москва: Ось-89, 2008. – 352 с

  3. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов Питер, 2009. – 656 с

  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2011. — 512 с

  5. Островский Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие. – Москва: Вузовский учеб., 2008. – 384 с

  6. Волкова М.Н., Истомина О.А., Павловский В.В., Психология и педагогика: В 3 ч. Ч. 1. Психология личности: учеб. пособие. – Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2007. – 347 с

Личность и деятельность: коротко о теории Рубинштейна

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу