- СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
- свойство восприятия, заключающееся в том, что оно представляет собой не просто конгломерат ощущений, но в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, т. е. структура предмета. С. в. весьма тесно связана с другим свойством восприятия — его целостностью. Основой С. в. и целостности восприятия является отражение формы и контура предмета, которые объективно выделяют его из окружающего вида. Исследования показывают, что целостность и С. в. не являются изначальными свойствами перцептивного образа, а формируются в процессе его становления как результат рефлекторной деятельности анализаторов.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
- СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
Смотреть что такое «СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ» в других словарях:
ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность … Психомоторика: cловарь-справочник
структурность — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия, выражающееся в том, что восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой, воспринимается фактически абстрагированная из этих ощущений обоб щенная структура, которая формируется в … Психомоторика: cловарь-справочник
Ошибки восприятия — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние … Википедия
Фолькельт (Volkelt) Ханс — (4.6.1886, Базель, Швейцария ?) один из ведущих представителей Лейпцигской школы целостной психологии , основанной Ф.Крюгером. Биография. После получения образования в университетах Йены, Лейпцига, Тюбингена и Мюнхена (1904 1912, доктор философии … Большая психологическая энциклопедия
БРЕНТАНО — (Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838 1917) австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и… … История Философии: Энциклопедия
БРЕНТАНО Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838-1917) — австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и происходит из Италии; с 18 в. предки Б. обосновались в… … История Философии: Энциклопедия
Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Восприятие — Для улучшения этой статьи по психологии желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Восприятие, пер … Википедия
Перцепция — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние … Википедия
- ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ
- — свойство восприятия, выражающееся в том, что восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой, воспринимается фактически абстрагированная из этих ощущений обоб щенная структура, которая формируется в течение некоторого времени
Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008.
- ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА
- ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
Смотреть что такое «ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ» в других словарях:
ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность … Психомоторика: cловарь-справочник
структурность — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
— свойство восприятия, заключающееся в том, что оно представляет собой не просто конгломерат ощущений, но в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, т. е. структура предмета. С. в. весьма тесно связана с другим свойством… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогикеОшибки восприятия — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние … Википедия
БРЕНТАНО — (Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838 1917) австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и… … История Философии: Энциклопедия
БРЕНТАНО Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838-1917) — австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и происходит из Италии; с 18 в. предки Б. обосновались в… … История Философии: Энциклопедия
Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Восприятие — Для улучшения этой статьи по психологии желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Восприятие, пер … Википедия
Перцепция — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние … Википедия
Самопрезентация — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние … Википедия
Свойства восприятия — Студопедия
К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.
2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.
4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.
7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:
— На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
— На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.
— На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
— На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фона. Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.
Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.
Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предметом. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написанное мелом на классной доске, хорошо заметно и совсем незамеченным может быть исправление в тетради ученика, сделанное учителем теми же чернилами, которыми пишет ученик.
Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. Например, достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.
Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.
Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.
Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий предмет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.
В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.
Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшествующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропуская ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выделяем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматриваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вникать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.
3) Структурность восприятия
Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с визуальной и аудиальной информацией. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.
Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.
При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.
4) Константность восприятия
Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его.
Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.
5) Обобщенность
Обобщенность восприятия — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.) Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово — орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщённость хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.
Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.
Основные свойства и виды восприятия — Студопедия
Уяснив суть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические механизмы, мы приступаем к рассмотрению основных свойств восприятия как познавательного психического процесса. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
1 -Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
2- Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие даст целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3 — С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
4 — Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
5 — Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
6 — Говоря об основных свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.
Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это, но так было до тех пор, пока я не сказал вам об этом. Сказав о том, что вы не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной, я перенаправил на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находятся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, т. е. те предметы, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.
Таким образом, мы можем полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.
Виды восприятия
Познакомившись с основными свойствами восприятия, давайте ответим на вопрос, какие основные виды восприятия существуют. Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис. 8.1). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Рис. 8.1. Классификация основных видов восприятия |
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Теории восприятия
Теории:
Ассоциативная (Вундт) Воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания — ощущений;
Гештальт (Вертгеймер) Факторы восприятия. Процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом.
Ж. Пиаже (1961) отмечает ошибочность подхода к восприятию со стороны ассоцианистов и гештальтпсихологов. По его мнению, помимо постулирования атомизма или изначальной сформированности восприятия есть и другая возможность — рассмотрение развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.
Первая, основанная на научных наблюдениях, теория была выдвинута ассоциативной психологией. Наибольшего влияния ассоциативная теория восприятия достигла во второй половине XIX века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1879), В. Вундт (1887), Г. Э. Мюллер (1896) и американский психолог Э. Б. Титченер (1898). Несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания — ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителях). Таким образом, в основу ассоциативной теории восприятия легли принцип специфических энергий органов чувств и рецепторная концепция ощущений. Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.
Одной из центральных проблем для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства. Трудность заключалась в определении первичных ощущений, из которых строится восприятие пространства, и способов этого объединения
Основная ошибка ассоциативной теории восприятия заключалась в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступила в работах структуралистской школы, возглавлявшейся учеником В. Вундта Э. Б. Титченером. Структуралисты считали, что раз восприятие является комплексом ощущений, то задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции. Естественно, что при такой постановке вопроса все подлинные проблемы восприятия, связанные с ориентирующей функцией образа и его формированием в деятельности субъекта, оставались вне поля психологического исследования. Даже факт предметности нашего восприятия, отражающего не отдельные раздражители, а сами объекты, Э. Б. Титченер считал своеобразной ошибкой наблюдателя, маскирующей проявление исходных элементов сознания — ощущений.
Неспособность ассоцианистской психологии объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия привели к тому, что в начале нашего века ассоцианистская трактовка восприятия утратила свое влияние. 2 – теория целостного восприятия. С резкой критикой ассоцианизма выступила группа немецких психологов, в число которых входили М. Вертхаймер (1912, 1922), В. Кёллер (1917, 1929), К. Коффка (1935) и другие. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. Именно в силу этого данное направление стало называться гештальтпсихологией).
Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого состоит в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия. Психология восприятия, по их мнению, должна ответить на вопрос — «почему мы видим мир таким, каким мы его видим». Иными словами, гештальтисты, подобно структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им функцией. Другим недостатком этого подхода, вытекавшим из феноменологического метода исследования, было отрицание историчности восприятия. Прошлый опыт не способен, по их мнению, изменить восприятие объектов, раз они образуют «хорошую» структуру. Например, в верхней фигуре на рис. 2, имеющей целостный, «прегнантный» характер, очень трудно найти хорошо знакомую цифру 4.
Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность и т. д. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон, при этом оказалось, что в качестве фигуры выступают те части зрительного поля, где имеются лучшие условия для структурообразования (см. стр. 167).
Гештальтпсихологи считали перцептивные процессы врожденными и объясняли их особенностями организации мозга на уровне коры. Отношение между внешними объектами, мозговыми процессами и феноменальным полем гештальтпсихология характеризовала как изоморфизм, или структурное подобие. Целостность восприятия гештальтпсихология объясняла структурообразующими процессами в мозге, имеющими электрохимическую природу. Представление о том, что психические процессы отражают состояния мозга, а не внешний мир, было новым вариантом физиологического идеализма.
Поставив ряд таких важных проблем, как восприятие отношений, природа целостности восприятия, физиологические модели перцептивных процессов, гештальтпсихология, однако, не смогла их решить. Это объясняется тем, что ей были свойственны все основные недостатки ассоциативной психологии. Их радикальное преодоление возможно только с совершенно иных методологических позиций — позиций диалектического материализма.
Новые пути теоретического анализа восприятия были намечены в работах ряда прогрессивных зарубежных психологов, согласно которым восприятие является результатом активной деятельности субъекта, обеспечивающей получение информации о внешнем мире.
3 -Общебиологическое значение восприятия в регуляции поведения живых организмов подчеркивается в концепции американского психолога Дж. Гибсона (1950, 1966). Восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Вслед за гештальтпсихологами Дж. Гибсон выступает против ассоцианистской теории восприятия. По его мнению, представление о том, что в первую очередь отражаются изолированные точечные раздражители, неверно уже потому, что одиночный раздражитель не может нести организму никакой информации об объектах внешнего мира и поэтому интереса для него не представляет. Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей.
Восприятие, по Дж. Гибсону, — активный процесс. Необходимость активности заключается в том, что, вопреки мнению гештальтпсихологов, нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием. Информационное богатство среды не дано организму непосредственно. Его необходимо добыть. Решающую роль при этом играют активные движения всего организма и органов чувств, которые Дж. Гибсон, повторяя мысль И. М. Сеченова, сравнивает с «щупальцами, активно исследующими среду».
Основное ударение в теории восприятия Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется. Слабость этого центрального для понимании теории восприятия момента и объясняет тот факт, что в теории Дж. Гибсона почти отсутствует анализ развития восприятия и не вскрыты причины, обуславливающие этот процесс.
4 -Близкие положения сформулированы в теории восприятия канадского психофизиолога Д. О. Хэбба (1949), которая основана на многочисленных клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории восприятие объекта как единого целого не дано изначально. На ранних этапах развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали сторонники гештальтпсихологии. По мнению Д. О. Хэбба, восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формируемый навык, которому надо обучаться. Формирование восприятия объекта начинается с избирательного внимания к частям фигуры. В основе восприятия сначала частей, а затем всей фигуры лежат функциональные объединения нейронов коры — клеточные ансамбли. Порядок активации отдельных клеточных ансамблей определяется векторами движений глаз и общей моторной активностью субъекта. Способность воспринять предмет сразу, без движений глаз, на что указывали гештальтисты, представляет собой результат длительной зрительной тренировки, проходящей все время, пока человек смотрит на объекты.
Таким образом, в работах Д. О. Хэбба восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей. Отсюда, однако, не следует, что теория Д. О. Хэбба является возвратом к ассоцианизму, т. к. если ассоционисты говорили, что восприятие начинается с осознания отдельных раздражителей, то у Д. О. Хэбба речь идет об активном выделении частей объекта. В то же время эту теорию нельзя считать общей теорией восприятия. В ней остаются нераскрытыми такие важнейшие проблемы, как восприятие пространства, специфика человеческого восприятия и т. д. Следует отметить, что конкретные нейрофизиологические модели процесса восприятия носят в теории Д. О. Хэбба явно гипотетический характер.
5 — Среди зарубежных концепций развитие восприятия наиболее полно представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1961). Он также отмечает ошибочность подхода к восприятию со стороны ассоцианистов и гештальтпсихологов. По мнению Ж. Пиаже, помимо постулирования атомизма или изначальной сформированности восприятия есть и другая возможность — рассмотрение развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.
Экспериментальные данные, полученные Ж. Пиаже и его сотрудниками, показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая, например, изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Постоянный характер объекта выступает как следствие организованности пространственного поля, иначе говоря, внутренней схемы непосредственного окружения, с помощью которой ребенок получает возможность предвосхищать последствия собственных движений в среде. Пространственное поле, в свою очередь, формируется в связи с координацией движений ребенка. Таким образом, основу восприятия составляют интериоризованные сенсо-моторные схемы локомоций и манипуляций с предметами.
Большое место в теории восприятия Ж. Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом.
Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Подобная децентрация возможна только путем привлечения моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным. Эти развитые формы восприятия являются, по словам Ж. Пиаже, «продуктом действий в собственном смысле этого слова, состоящих в реальных или потенциальных перемещениях взгляда или функционирующих органов».
Определение восприятия как действия, делают концепцию Ж. Пиаже наиболее близкой к представлениям, сложившимся в советской психологии. Принципиальное различие между этими теоретическими системами заключается в понимании движущих сил перцептивного развития. Если для Ж. Пиаже развитие — спонтанный адаптивный процесс, то в советской психологии оно трактуется как активное усвоение общественно-исторического опыта, осуществляющееся в русле практической деятельности субъекта.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.
Целостность
В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.
Структурность
С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.
Осмысленность восприятия
Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.
Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.
9. Основные характеристики и функции представлений. Первичные образы памяти и персеверирующие образы.
Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека
Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.
Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью.
Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется».
Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий.
Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами
Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.
Структурность восприятия
Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с «мегабайтами» визуальной и аудиальной информации. Эти «мегабайты» не проецируются непосредственно в сознание, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук, тем более он не в состоянии проанализировать ту гигантскую синусоиду, отражающую колебания воздуха. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний. При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.
Константность восприятия
Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым. Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности. Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.
Восприятие — это организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания окружающей среды.
Все восприятие включает сигналы в нервной системе, которые, в свою очередь, являются результатом физической или химической стимуляции органов чувств.
Это не пассивное получение этих сигналов, а определяется обучением, памятью, ожиданиями и вниманием.
Изучение этих процессов восприятия показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных: воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и индивид, воспринимающий.
Что такое Восприятие
Восприятие зависит от сложных функций нервной системы, но субъективно кажется в основном легким, потому что эта обработка происходит вне сознательного осознания.
По Джозефу Рейцу; «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию о своем окружении — зрение, слух, чувство, дегустацию и обоняние».
Согласно Б. В. Х. Гилмеру, «Восприятие — это процесс осознания ситуаций, добавления значимых ассоциаций к ощущениям.
Удай Парик сказал, что восприятие можно определить как «процесс получения, выбора, организации, интерпретации, проверки и реагирования на сенсорные стимулы или данные».
Согласно С. П. Роббинсу, восприятие можно определить как «процесс, посредством которого люди организуют и интерпретируют свои чувственные впечатления, чтобы придать смысл своей среде».
Восприятие включает в себя 5 чувств; осязание, зрение, вкус, запах и звук. Он также включает в себя то, что известно как восприятие, набор чувств, включающий способность обнаруживать изменения в положениях тела и движениях.
Это также включает когнитивные процессы, необходимые для обработки информации, такие как распознавание лица друга или обнаружение знакомых духов.
Изучение этих вечных процессов показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных: воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и индивид, воспринимающий.
Проще говоря, мы можем сказать, что восприятие — это акт видения того, что можно увидеть.
Но то, что видно, зависит от воспринимающего, объекта и окружающей его среды. Смысл восприятия подчеркивает все эти три пункта.
Важность восприятия
Восприятие — это субъективный, активный и творческий процесс, посредством которого мы придаем смысл сенсорной информации, чтобы понять себя и других. Это может быть определено как наше признание и интерпретация сенсорной информации. Это также включает в себя то, как мы реагируем на информацию.
Это процесс, посредством которого организм обнаруживает и интерпретирует информацию из внешнего мира посредством сенсорных рецепторов.Это наш сенсорный опыт окружающего нас мира, который включает в себя как признание экологических стимулов, так и действия в ответ на эти стимулы.
Через процесс восприятия мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего выживания.
Восприятие не только создает наш опыт окружающего нас мира; это позволяет нам действовать в нашей среде.
- Восприятие очень важно для понимания поведения человека, потому что каждый человек воспринимает мир и по-разному подходит к жизненным проблемам.Все, что мы видим или чувствуем, не обязательно совпадает с тем, что есть на самом деле. Когда мы что-то покупаем, это происходит не потому, что это лучшее, а потому, что мы считаем это лучшим.
- Если люди ведут себя на основе своего восприятия, мы можем предсказать их поведение в изменившихся обстоятельствах, понимая их нынешнее восприятие окружающей среды. Один человек может просматривать факты одним способом, который может отличаться от фактов, которые видит другой зритель.
- С помощью восприятия можно определить потребности разных людей, потому что на восприятие людей влияют их потребности.
- Восприятие очень важно для менеджера, который хочет избежать ошибок при работе с людьми и событиями в рабочей обстановке. Эта проблема усложняется тем, что разные люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Чтобы эффективно иметь дело с подчиненными, руководители должны правильно понимать свое восприятие.
- Восприятие может быть важным, потому что оно предлагает больше, чем объективный результат; это поглощает наблюдение и производит измененную реальность, обогащенную предыдущим опытом.
- Восприятие формирует характер (не обязательно хороший или плохой характер), который определяет разные роли, в которых люди попадают в клоуна, лицемера, самодовольную жертву и т. Д.
- Это жизненно важно, если мы хотим ладить с другие, чтобы попытаться увидеть вещи с их точки зрения или ходить на их месте какое-то время. Если мы будем ходить на их месте, мы получим новый взгляд на вещи и в этом понимаем друг друга, а также можем любить и помогать другим более подходящим образом.
Таким образом, для понимания поведения людей очень важно понять их восприятие, то есть то, как они воспринимают различные ситуации.
Поведение людей основывается на их восприятии реальности, а не на самой реальности. Мир в том виде, в котором он воспринимается, — это мир, который важен для понимания поведения человека.
Факторы, влияющие на восприятие
Восприятие — это процесс, посредством которого человек выбирает, систематизирует и интерпретирует информацию для создания значимой картины.Восприятие зависит не только от физических стимулов, но и от отношения стимулов к окружающему полю и от условий внутри человека. Восприятие — это процесс, посредством которого люди организуют и интерпретируют свои чувственные восприятия, чтобы придать смысл своему окружению.
Однако то, что человек воспринимает, может существенно отличаться от объективной реальности. Это процесс, посредством которого информация из внешней среды отбирается, принимается, организуется и интерпретируется, чтобы сделать ее осмысленной.
Этот ввод значимой информации приводит к решениям и действиям. Ряд факторов влияет на формирование и иногда искажает восприятие. Эти факторы могут находиться в воспринимающем объекте в воспринимаемом объекте или цели или в контексте ситуации, в которой осуществляется восприятие.
Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она видит, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики индивидуального воспринимающего.
Личные характеристики, которые влияют на восприятие, включают в себя отношение человека, его личность, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания.
На цель влияют некоторые факторы, такие как новизна, движение, звуки, размер, фон, близость, сходство и т. Д.
Характеристики наблюдаемой цели могут влиять на то, что воспринимается. Поскольку цели не рассматриваются изолированно, отношение цели к ее фону также влияет на восприятие, так же как и наша тенденция группировать близкие вещи и подобные вещи вместе.
Существуют также некоторые ситуационные факторы, такие как время восприятия других, рабочие условия, социальные условия и т. Д., Которые влияют на процесс восприятия.
Помимо этого, есть некоторые другие факторы, такие как перцептивное обучение, которое основано на прошлом опыте или какой-либо специальной подготовке, которую мы получаем, каждый из нас учится подчеркивать одни сенсорные данные и игнорировать другие.
Другим фактором является ментальная установка, которая относится к готовности или готовности получить некоторый сенсорный вклад.
Такое ожидание держит человека подготовленным с хорошим вниманием и концентрацией. Уровень знаний, который мы имеем, может также изменить то, как мы воспринимаем его или ее поведение.
Например;
, если человек знает, что его подруга переживает из-за семейных проблем, он может не заметить ее резких комментариев. Обучение оказывает значительное влияние на восприятие.
Это создает ожидание в людях. Природа вещей, которые должны быть восприняты, также является влиятельным фактором.Под природой мы подразумеваем, является ли объект визуальным или слуховым, и включает ли он изображения, людей или животных.
Восприятие определяется как физиологическими, так и психологическими характеристиками человека, тогда как ощущение воспринимается только с физиологическими особенностями.
Таким образом, восприятие — это не только то, что каждый видит глазами, это гораздо более сложный процесс, посредством которого человек избирательно поглощает или усваивает стимулы в окружающей среде, когнитивно организует воспринимаемую информацию определенным образом и затем интерпретирует информацию как оценить, что происходит в окружающей среде.
Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она видит, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики индивидуального воспринимающего.
Личные характеристики, которые влияют на восприятие, включают в себя отношение человека, личностные мотивы, интерес, прошлый опыт и ожидания.
Процесс восприятия
Процесс восприятия позволяет нам познавать окружающий мир.
В этом обзоре восприятия и процесса восприятия мы узнаем больше о том, как мы переходим от обнаружения стимулов в окружающей среде к действительным действиям на основе этой информации, и они могут быть организованы в наши существующие структуры и модели, а затем интерпретированы основываясь на предыдущем опыте.
Хотя восприятие является в значительной степени когнитивным и психологическим процессом, то, как мы воспринимаем людей и объекты вокруг нас, влияет на наше общение.
На самом деле процесс восприятия представляет собой последовательность шагов, которая начинается с окружающей среды и приводит к нашему восприятию стимула и действия в ответ на стимул.
Чтобы полностью понять, как работает процесс восприятия, мы должны выполнить каждый из следующих шагов.
3 стадии процесса восприятия;
- Выбор.
- Организация.
- Устный перевод.
Выбор
Мир вокруг нас наполнен бесконечным количеством стимулов, которые мы можем посещать, но наш мозг не имеет ресурсов, чтобы обращать внимание на все.
Таким образом, первый шаг восприятия — это решение того, чему уделить внимание.
Когда мы обращаем внимание на одну конкретную вещь в нашей среде — будь то запах, чувство, звук или что-то еще целиком — это становится посещаемым стимулом.
Выбор — это первая часть процесса восприятия, в котором мы концентрируем наше внимание на определенной поступающей сенсорной информации. При выборе мы выбираем стимулы, которые привлекают наше внимание.
Мы ориентируемся на те, которые выделяются нашими чувствами (зрение, звук, обоняние, вкус и осязание). Мы воспринимаем информацию через все пять наших чувств, но наше поле восприятия включает в себя так много стимулов, что наш мозг не может обработать и осмыслить все это.
Итак, когда информация поступает через наши чувства, различные факторы влияют на то, что на самом деле продолжается в процессе восприятия.
Организация
Как только мы решили заняться стимулом в окружающей среде, выбор запускает серию реакций в нашем мозгу.
Этот нервный процесс начинается с активации наших сенсорных рецепторов (осязание, вкус, обоняние, зрение и слух).
Организация — это вторая часть процесса восприятия, в которой мы сортируем и классифицируем информацию, которую мы воспринимаем, основываясь на врожденных и изученных когнитивных моделях.
Три способа сортировки вещей по шаблонам — это использование близости, сходства и различий (Стэнли, Мо).
Интерпретация
После того, как мы позаботились о стимуле, и наш мозг получил и упорядочил информацию, мы интерпретируем ее таким образом, который имеет смысл, используя имеющуюся у нас информацию о мире почувствовал и организовал и превратить его в то, что мы можем классифицировать.
Разделяя различные стимулы по категориям, мы можем лучше понимать и реагировать на окружающий мир.
Восприятие других включает восприятие, организацию и интерпретацию информации о людях, а также о том, что они говорят и делают.Ощущение является основной характеристикой восприятия, поскольку оно связано с внешним воздействием. В процессе восприятия, во-первых, воспринимающий должен выбрать то, что будет воспринято.
Затем происходит организация, когда слушатели идентифицируют тип звука и сравнивают его с другими звуками, которые слышали в прошлом.
Интерпретация и категоризация, как правило, являются наиболее субъективными областями восприятия, поскольку они включают решения о том, нравится ли слушателям то, что они слышат, и хотят ли продолжать слушать.
Факторы, влияющие на восприятие в организационном поведении
Многие факторы влияют на формирование и иногда искажают восприятие. Эти факторы проживают.
- В воспринимающем
- В объекте или цели воспринимается или
- В контексте ситуации, в которой восприятие сделано.
Характеристики восприятия в организационном поведении
Характеристики Воспринимающего
Некоторые характеристики воспринимающего могут влиять на восприятие. Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики индивидуального воспринимающего. Основные характеристики воспринимающего, влияющего на восприятие:
- Отношение: Отношение воспринимающего влияет на восприятие.Например, предположим, г-н Х проводит собеседование с кандидатами на очень важную должность в своей организации — должность, которая требует переговоров по контрактам с поставщиками, большинство из которых мужчины. Г-н X может почувствовать, что женщины не способны вести себя в жестких переговорах. Такое отношение, несомненно, повлияет на его восприятие кандидатов-женщин, с которыми он беседует.
- Настроения: Настроения могут оказать сильное влияние на то, как мы воспринимаем кого-то. Когда мы счастливы, мы думаем иначе, чем когда мы в депрессии.Кроме того, мы помним информацию, которая лучше соответствует нашему настроению, чем информацию, которая не соответствует нашему настроению. Находясь в позитивном настроении, мы формируем более позитивное впечатление о других. В плохом настроении мы склонны оценивать других неблагоприятно.
- Мотивы: Неудовлетворенные потребности или мотивы стимулируют людей и могут оказывать сильное влияние на их восприятие. Например, в организационном контексте неуверенный начальник воспринимает усилия подчиненного по выполнению выдающейся работы как угрозу своей собственной позиции.Личная неуверенность может быть перенесена в восприятие, что другие хотят «получить мою работу», независимо от намерения подчиненных.
- Я-концепция: Другим фактором, который может повлиять на социальное восприятие, является Я-концепция воспринимающих. Человек с положительной самооценкой имеет тенденцию замечать положительные признаки в другом человеке. Напротив, негативная самооценка может побудить воспринимающего выявить негативные черты в другом человеке. Лучшее понимание себя позволяет нам иметь более точное восприятие других.
- Интерес: Наше внимание, кажется, находится под влиянием наших интересов. Поскольку наши индивидуальные интересы значительно различаются, то, что замечает один человек в ситуации, может отличаться от того, что воспринимают другие. Например, руководитель, которому его начальник только что сделал выговор за опоздание, с большей вероятностью заметит, что его коллеги опоздали завтра, чем он на прошлой неделе. Если вы озабочены личной проблемой, вам может быть трудно быть внимательным в классе.
- Когнитивная структура: Когнитивная структура, образ мышления человека, также влияет на восприятие. Некоторые люди склонны воспринимать физические особенности, такие как рост, вес и внешний вид, с большей готовностью. Другие склонны больше сосредотачиваться на центральных чертах или склонностях личности. Когнитивная сложность позволяет человеку воспринимать множество характеристик другого человека, а не проявлять внимание только к нескольким чертам.
- Ожидания: Наконец, ожидания могут исказить ваше восприятие, так как вы увидите то, что ожидаете увидеть.Результаты исследования, проведенного Шелдоном С. Залкиндом и Тимоти В. Костелло по некоторым специфическим характеристикам воспринимающего, раскрывают.
- Знание себя помогает легче видеть других.
- Собственные характеристики влияют на характеристики, которые можно увидеть в других.
- Люди, которые принимают себя, с большей вероятностью смогут увидеть благоприятные стороны других людей.
- Точность восприятия других — это не единственный навык.
Эти четыре характеристики сильно влияют на то, как человек воспринимает других в окружающей обстановке.
Характеристики цели
Характеристики в наблюдаемой цели могут повлиять на то, что воспринимается. Внешний вид играет большую роль в нашем восприятии других. Чрезвычайно привлекательные или непривлекательные люди, скорее всего, будут замечены в группе, чем обычные люди.Движение, звук, размер и другие атрибуты цели формируют то, как мы ее видим.
Внешний вид играет большую роль в нашем восприятии других. Воспринимающий заметит физические характеристики цели, такие как рост, вес, предполагаемый возраст, раса и пол.
Воспринимающие имеют тенденцию замечать физические характеристики внешнего вида, которые контрастируют с нормой, являются интенсивными, или являются новыми или необычными. Физическая привлекательность часто окрашивает все впечатление от другого человека.Интервьюеры оценивают привлекательных кандидатов более благоприятно, а привлекательные кандидаты получают более высокую стартовую зарплату.
Вербальное общение с целями также влияет на наше восприятие их. Мы слушаем темы, о которых они говорят, их голосовой тон и их акцент, и выносим суждения на основе этого вклада.
Невербальное общение передает много информации о цели. Воспринимающий расшифровывает зрительный контакт, выражения лица, движения тела и осанку — все это в попытках создать впечатление о цели.
Воспринимающий, который наблюдает за поведением цели, определяет намерения цели.
Например, если наш менеджер подходит к нашему офису, мы думаем: «О, нет! Он собирается дать мне больше работы». Или мы можем понять, что он намерен поздравить нас с недавним успехом. В любом случае интерпретация восприятия намерениями цели влияет на то, как воспринимающий видит цель.
Цели не рассматриваются изолированно, отношение цели к ее фону влияет на восприятие из-за нашей тенденции группировать близкие вещи и подобные вещи вместе.
Объекты, которые находятся близко друг к другу, будут восприниматься вместе, а не по отдельности. В результате физической или временной близости мы часто собираем объекты, которые не связаны между собой. Например, сотрудники определенного отдела рассматриваются как группа. Если два сотрудника отдела внезапно уходят в отставку, мы склонны считать, что их отъезды были связаны, хотя на самом деле они могут быть совершенно не связаны между собой
.