Тема любви тема дружбы: Сочинение на тему Дружба и любовь – Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина.

Автор: | 17.01.2021

Сочинение на тему Дружба и любовь

Дружба – отношения, построенные на бескорыстных мотивах и взаимной любви, основываются на общих увлечениях и взглядах на жизнь. Дружба – это то, что помогает выжить в непростых условиях жизни. Время от времени каждый человек нуждается в помощи и поддержке. Человеку нужно, чтобы его просто выслушали и поняли. Именно благодаря взаимной дружбе эта потребность удовлетворяется. Примечательно, что дружить могут абсолютно разные, на первый взгляд, люди. Значит, есть нечто, что их объединяет и стимулирует двигаться дальше вместе.

Жизнь без друзей серая и пустая. Человек не создан для того, чтобы быть одному. Друзья – это те люди, которые всё делают краше. Любое, даже самое простое дело вместе с друзьями веселее. С ними можно просто отдыхать: пойти на море или в лес, а можно заняться повседневными делами: заниматься уроками вместе, а затем отправится в кино.

Важно помнить, что люди разные. Одни открытые, а другие не будут рассказывать о себе какие-то истории. Они более закрыты и приберегут их для близкого круга. Однако, вторая категория больше ценит близких друзей и всегда готова прийти на помощь. Первая же более компанейская, но на них не всегда можно положиться.

Любовь – это то, в чём нуждается каждый человек. В каждом есть потребность любить и быть любимым. Любовь необходима всем. Каждый рождается в семье и, когда вырастает, строит свою. Только на любви могут строиться счастливые отношения. Первая влюбленность появляется в старших классах, но это всего лишь, романтические чувства, которые долго не живут.

Настоящая любовь проходит все горести и невзгоды вместе. Любимый человек любит тебя таким какой ты есть, он не предаст, не будет смотреть по сторонам. Лишь благодаря любви люди счастливы.

Только в любви рождаются счастливые дети, они растут и радуются, что у них любящие друг друга и их родители. Любовь помогает пережить разные трудности. Человеку очень нужно, чтобы, когда ему плохо, рядом кто-то был и поддерживал. Для этого и существует семья и друзья.

Когда всё хорошо, есть деньги и развлечения, рядом очень много людей и так называемых друзей. Однако, спустя время, становится видно, кто друг, а кто просто знакомый, который зашел погреться у твоего камина.

Истинная дружба и любовь способна многое перенести. К сожалению, в настоящем мире ее так мало осталось. Сейчас почти все люди озабочены заработком денег и готовы на всё, лишь бы получить больше. Мораль и нравственность находятся в состоянии упадка. Благо, что даже несмотря на это, в мире еще есть добрые люди.

2 вариант

Любовь и дружба столь непонятные человеческому разуму чувства, что порой человек может даже не осознать, что уже влюблен или же испытывает дружеские чувства по отношению к другому человеку. Данные чувства настолько непонятны, насколько они и непостоянны, потому что человек по природе своей очень изменчив, ему свойственно непостоянство.

Приобретаемые человеком эмоции представляют собой самое важное, самое значительное отличие людей от машин. Человеческие эмоции очень непростая вещь. Если при виде голодающих людей у человека к горлу подкатывает ком, то это эмоции. Но если человек может повысить урожайность гектара земли – это проявление заботы. Это любовь. Любовь преобразует все устные и письменные призывы в образ жизни. Но похожи ли между собой такие чувства как дружба и любовь? И если похожи, то как их различать, в чем отличительные признаки данных явлений

Давайте пока уберём любовь, потому что это очень сильное чувство между мужчиной и женщиной и остановимся пока на таком явлении как дружба. Вот человек узнает, что его друг от него чего-то хочет, тогда возникает вопрос, стоит ли дружить с этим человеком. Но тогда это будет уже не дружба, а деловые отношения. Тогда возникает другой вопрос что же из себя представляет дружба? Настоящая, крепкая дружба — это некая форма любви и встречается она крайне редко. Степень ответственности за другого человека, и определенная грань самопожертвования это и есть дружба.

Если спросить любого человека в любой части мира он скажет, что дружба — это великолепно, это прекрасно. И наличие верных и близких друзей это очень большая ценность, тем не менее не все люди знают, что такое настоящая дружба. В жизни человека может присутствовать много знакомых, товарищей, нот так и не оказаться друга среди этого большого количества людей.

Если в большинстве своих случаев дружба строится между людьми на каких-то схожих интересах и мировоззрении, то такое чувство как любовь может появиться у совершенно разных по характеру, мироощущению людей и из-за этого данное чувство и является более запутанным, чем дружба. Любовь — это неудовлетворение чьих то потребностей, а предоставление этому человеку инструментов для осуществления своих потребностей. Но любовь изменяется и колеблется. Даже если люди состоят в браке, и они любят друг друга. Обнаруживается, что иногда их любовь сильна, иногда она слабеет, а иногда она вообще исчезает. То есть любовь колеблется, она не постоянна, как и все человеческие чувства. Вот поэтому человек и не понимает, что происходит. Не существует какого-то определенного шаблона или шкалы по определению любви, потому что данное чувство столь непостоянно и настолько непонятно что порой человек даже не осознает, что он уже влюблен или же наоборот не влюблен.

Но все же данные чувства одновременно так схожи и так различны между собой, что нередко за любовь принимают дружбу, а за дружбу любовь. Тем не менее отрицать факт того что эти чувства прекрасны, не имеет смысла. Ведь именно потому что человеку свойственны такие глубокие чувства, которые могут со временем, манятся и отличает живого человека от машины.

Также читают:

Картинка к сочинению Дружба и любовь

Дружба и любовь

Популярные сегодня темы

Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина

Бывают поэты и писатели, которые с первого прочтения становятся добрыми спутниками нашей жизни. Мы то и дело возвращаемся к их творчеству, на разных этапах нашей жизни открываем для себя все новые и новые грани их таланта, что-то запоминаем наизусть, что-то перечитываем по многу раз, находя в стихах и прозе успокоение, утешение, подтверждение своим взглядам на жизнь.

Безусловно, к таким авторам относится и Александр Сергеевич Пушкин. Его лирика по-истине многогранна, однако есть тема, которая занимает особое место в творчестве поэта, — это тема любви и дружбы. И это не удивительно, ведь Пушкин был поразительно отзывчивым и благородным человеком; он умел видеть и раскрывать в других людях их лучшие свойства, обладал великим даром находить и ценить прекрасное.

Именно дружбу ставил Пушкин на одно из главных мест среди многих других жизненных ценностей. Возможно, эту установку он вынес еще из лицея, где царил настоящий культ дружбы, где превыше всего ценились чувства товарищества и верности друзьям. С детства ощущав ший себя в родительском доме чужим, именно в лицее поэт обрел свой подлинный дом; здесь у него завязались теплые, дружеские отношения, которые он пронес через всю жизнь. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин никогда не забывал о дне лицейской годовщины — 19 октября. Из юношеской привязанности выросла настоящая мужская дружба, прошедшая через многие испытания, и даже в самые тяжелые моменты жизни поэт в стихах обращался к своим лицейским друзьям — Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру, Малиновскому:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен 

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина; 

Отечество нам Царское Село.

Один из таких тяжелых моментов наступил для Пушкина в дни его ссылки в Михайловском. Навещать опального поэта было небезопасно, и немногие отважились на этот поступок. В числе тех, кто рискнул навлечь крупные неприятности на свою голову, были старинные лицейские товарищи Пушкина — Дельвиг и Пущин. Будучи сам верным другом, Пушкин очень ценил в окружающих преданность и верность. Спустя несколько лет он посвятит Пущину стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный», которое напишет после ареста Пущина, оказавшегося причастным к заговору декабристов. Это стихотворение прозвучит как клятва верности, поэт попытается поддержать своего товарища в дни трудных испытаний, выпавших на его долю.

Сочувствием и верностью друзьям проникнуто и другое стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд…», адресованное томящимся в Сибири декабристам. Среди них было много знакомых и друзей Пушкина, в полной мере разделявшего их свободолюбивые взгляды. Желая ободрить своих друзей и вселить в них надежду, поэт пишет:

Любовь и дружество до вас 

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы 

Доходит мой свободный глас.

Подобное проявление внимания и участие в судьбе опальных мятежников грозили самому Пушкину новыми неприятностями, которых и так уже было достаточно, учитывая его напряженные отношения с властями, однако Пушкина это не останавливает. Он считает своим долгом поддержать друзей, дать им понять, что их дело не напрасно, а их начинания не прошли бесследно. Спустя некоторое время, в 1827 году, он снова обращается к своим товарищам, среди которых немало пострадавших за свои свободолюбивые убеждения, в стихотворении «Бог помочь вам, друзья мои…»

Но годы идут, и друзья понемногу уходят. К 1836 году, когда отмечалось двадцатипятилетие со дня основания лицея, многих лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых (как, например, Дельвига), а другие (как Кюхельбекер или Пущин) по-прежнему находились в ссылке. С горечью переживает Пушкин эти утраты:

Меж нами речь не так игриво льется,

 Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

                                                                                            

                                                                                      II

Любовь, в которой Пушкин быль столь же щедрым, как и в дружбе, составляла для него неотъемлимую часть бытия, без которой жизнь теряла свою прелесть. Любовь, в понимании Пушкина, не только должна давать наслаждение, но и возвышать, очищать и облагораживать человека.

В жизни поэта было много увлечений. В разные годы он испытывал восторженные и нежные чувства и к Наталье Гончаровой, и к Анне Олениной, и к Анне Керн, и к Амалии Ризнич, и к Елизавете Воронцовой. Каждой из них он посвятил немало стихотворений, составляющих в целом настоящий гимн любви. Каждое из этих произведений образно и красочно передает уникальное, ни с чем не сравнимое состояние влюбленного человека, с его подъемами и взлетами, с переходами от спокойной, с оттенком грусти, нежности до возвышенного, окрыляющего восторга.

Любовь, даже неразделенная, отвергнутая, остается, по мнению Пушкина, высоким, облагораживающим человека чувством. Нередко поэт обращается в своей лирике к теме несчастной любви. Так, например, герой стихотворения «Я вас любил…» не встретил ответного чувства у любимой женщины, которая предпочла ему другого. Однако ни намека на обиду, на ожесточения, на оскорбленного самолюбия нет в словах отвергнутого любовника. Напротив, его лирический монолог проникнут светлой грустью; он готов отказаться от своей любви, если тревожит ею свою возлюбленную, которой искренне желает счастья:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Такая же светлая грусть звучит и в другом стихотворении Пушкина — «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», герой которого тоже разлучен со своей любимой. Поэт ничего не говорит о причинах разлуки, быть может, она временная, а может, герою никогда не суждено больше увидеть ту, которая стала для него воплощением всего самого светлого и прекрасного. Важно другое — наравне с грустью, в настроении героя отчетливо проступает счастье, ведь любить, даже и без взаимности, это настоящее счастье:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

В Наталье Николаевне Гончаровой Пушкин нашел свой идеал красоты и доброты. В ней воплотилось для него небесное и земное, вечное и преходящее. Ей посвящены одни из самых известных его строк:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя мадонна.

Чистейшей прелести чистейший образец.

Отношение Пушкина к любви как к одной из важнейших ценностей бытия, свидетельствующей об открытости человека жизни, о максимальном подъеме его сил, его душевной энергии, особенно наглядно проявилось в его знаменитом стихотворении «Я помню чудное мгновенье…». Этот истинный шедевр любовной лирики был посвящен А. П. Керн. Но это нечто гораздо большее, нежели просто любовное признание в стихах. В этом стихотворении мастерски показана сама любовь, ее постепенное развитие, ее влияние на жизнь человека в различные моменты его жизни. Началом этой захватывающей воображение любовной истории послужила встреча автора стихотворения с «мимолетным видением», е «гением чистой красоты». Встреча состоялась, запала в душу героя, согревая ее и даруя поэтическое вдохновение. Однако время стирает многое, и воспоминание о чудесной встрече с годами оказалось утраченным:

Шли годы. Бурь порыв мятежный 

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Вместе с любовью из жизни героя уходят « и божество, и вдохновенье», и наступает период душевного угнетения, когда само существование, кажется, теряет всякий смысл.

Но в человеческой жизни, как и в природе, вслед за падениями опять приходят взлеты, как за суровой зимой неизменно вновь настает весна; и вновь возрождается к жизни душа, опять появляется желание дерзать, творить, замечать и ценить прекрасное.

Души настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

 И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина 👍

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм.

Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом

подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении “Гроб Анакреона” поэт призывает “страстью пылкой утомляться” и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:
Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!
В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него – это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.
Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании “К Чаадаеву” Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм.

Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта – это, прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении “К Чаадаеву” соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании “К Каверину” мы читаем:
Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.
Здесь любовь – это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении “К Плюсковой”:
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.
Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина – это уже не “шалость юных лет”, не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна.

Она, подобно листку из стихотворения “Сожженное письмо”, горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе?

Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.
Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.
В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении “Я вас любил…” поэт провозглашает бескорыстную любовь:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк – в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, – уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил…”, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”.

Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, – как страстное и прощальное пожелание.
В стихотворении “На холмах Грузии…” лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его “светла”, потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.
Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Великий русский поэт показал, что любовь – это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении “Я помню чудное мгновенье…”, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя.

Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.
Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период – это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть.

И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. “Как женщину, ты родину любил”, – говорит он в стихотворении “Памяти Добролюбова”. Также это свойственно Блоку (“Россия”) и Маяковскому (“Письмо Татьяне Яковлевой”). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова.

Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

Конспект урока по литературе «Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина»

Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина

(9 класс)

(Урок – размышление)

Цель урока:

  1. Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А. С. Пушкина

  2. Учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с поэтом искать на них ответы.

Оборудование:

  1. Портрет поэта, свечи, книги Пушкина, цветы.

  2. Романсы на слова А. С. Пушкина исполняются учащимися.

Беседа

Учитель. Одна из главных тайн Пушкина заключается в том, что интерес к его поэзии не только не ослабевает, а возрастает. И особенно в последние годы. Почему это происходит? Как вы думаете?

Ученик. Мне кажется, что в наш век всеобщей бездуховности и жестокости человеческая душа ищет себе защиты, опоры, поддержки и находит её в поэзии Пушкина. В стихотворении нашего современника Анатолия Передреева раскрывается эта проблема:

Всё беззащитнее душа

В тисках расчётливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из тёмной власти барыша.

Всё обнажённей его суть,

Его продажная основа,

Где стоит всё чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

И всё дороже, всё слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Твой гордый голос неподкупный.

Звучи, божественный глагол,

В своём величье непреложный,

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной…

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идёт к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим!

Мне кажется, что, именно «духовной жаждою» томимы, идём навстречу Пушкину и мы.

Ученик. Пушкин пришёл ко мне в раннем детстве весёлым, лукавым и добрым сказочником. Проник в душу совсем незатейливыми, казалось бы, стихами и напевами. И осталось от этого на всю жизнь тёплое воспоминание, как о ласковой материнской руке.

Когда я стала старше и сама читала Пушкина, то начала замечать в прозрачной чистоте пушкинского стиха такую глубину мыслей и чувств, что у меня появилось желание разгадать их и понять гения.

На память приходят строки:

Вращается весь мир вокруг человека.

Ужель один недвижный будет он?

Какой диапазон мыслей! Здесь и человек, и вселенная – целый мир.

Действительно, хочется, «следуя за мыслью гения», открыть новые миры, имя которым – Человек.

Учитель. Я согласна с вами. Читая Пушкина, мы открываем для себя многое… целые миры. И в первую очередь, прекрасный мир человеческих чувств, таких, как любовь и дружба. Какие лирические произведения Пушкина о дружбе и любви вас особенно поразили и взволновали? Почему?

Ученик. Совсем недавно я прочитал совершенно необыкновенные, нежные строки:

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался, И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой…

Эти строки заставили меня задуматься о том, что же такое дружба. Это светлые чувства и добрые отношения. Для поэта дружба – это братство, духовное родство. Многие стихи Пушкин посвятил своим друзьям – лицеистам.

Учитель: Что объединяло молодых людей?

Ученик: Общность интересов прежде всего. Дружба для них была той силой, которая соединяла их на всю жизнь.

Учитель: В Лицее зарождалась настоящая дружба. А это святая, чисто юношеская надежда, первичная прививка свободы и чести, совести и мужества. Это первоначальный запас идеалов и верность им. Можно сказать, что поэт задал духовные ориентиры в дружбе.

Ученик: Я думаю, что не случайно в одном из лучших стихотворений поэт пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Дружбой освящены вся его жизнь и поэзия. Вероятно, никто из русских поэтов не воспел дружбу так, как Пушкин.

Учитель: Но всегда ли дружба была безмятежной и радостной для поэта?

Ученик: Поэта больно ранило предательство друзей. Так случилось с Александром Раевским. Пушкин в период южной ссылки был влюблен в Елизавету Воронцову. Раевский оказался его соперником и разглашал в гостиных тайны, которые поэт поведал ему. Узнав о предательстве друга, поэт порывает с ним все отношения и пишет стихи:

Когда твой друг на глас твоих речей

Ответствует язвительным молчаньем;

Когда свою он от руки твоей,

Как от змеи, отдернет с содроганьем;

Как, на тебя взор острый пригвоздя,

Качает он с презреньем головою,

Не говори: » Он болен, он дитя, —

Он мучится безумною тоскою»;

Не говори: « Неблагодарен он;

Он слаб и зол, он дружбы недостоин;

Вся жизнь его — какой – то тяжкий сон…»

Ужель ты прав? Ужели ты спокоен?

Ах, если так, он в прах готов упасть,

Чтоб вымолить у друга примиренье.

Но вот проходит год, и что же? Пушкин уже без всякой обиды справляется о здоровье Раевского. А после восстания декабристов беспокоится о судьбе бывшего друга.

Учитель: В этом — весь Пушкин. Его ранимость и всепрощающее великодушие никого не могут оставить равнодушным. Иногда кажется, что все в поэте противоречиво.

Ученик: Я считаю, что человек по своей природе противоречив. Мы порой просто не замечаем всей сложности человеческих чувств и переживаний. Пушкин нас заставляет глубже заглянуть в самих себя. Когда я читал стихотворение « На холмах Грузии», не мог понять, как одновременно может быть и грустно, и легко. Для себя сделал открытие: печаль может быть светлой, а уныние порой может обойтись без тревог и мучений.

Чтение стихотворения « На холмах Грузии».

Это стихотворение навеяно воспоминаниями о счастливых минутах жизни, проведенных в обществе Марии Николаевны, дочери генерала Раевского.

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою,

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Пройдут годы, и Пушкин вновь окажется на Кавказе, посетит те места, где провел счастливые минуты своей жизни. На него нахлынут воспоминания, он ощутит боль разлуки с любимым человеком, вот тогда и появится это замечательное стихотворение.

Ученик: Меня поразило стихотворение Пушкина « Я вас любил» ( читает его).

Сколько в нем поэзии, нежности, любви. Не сразу замечаешь, что оно о неразделенной любви. Неужели так можно писать, когда тебя не любят! Сколько благородства в чувстве поэта, ни капли эгоизма и зависти. Лирический герой желает возлюбленной быть любимой другим так же, как он ее любит. Тайна пушкинской души не перестает меня удивлять.

Учитель: Стихи поэта о любви заставляют читателя быть внимательнее к себе и другим, они как бы говорят ему: « Смотри, как можешь ты быть велик и прекрасен. Не опускайся до мелочей и пошлости. Твоя душа – это музыка. Так пусть же эта музыка несет всем счастье».

Ученик: Мне в стихах Пушкина слышалась музыка, мелодия, поэтому я не удивился, что многие стихи (более ста) поэта положены на музыку. Одно из них – «Я помню чудное мгновенье», где уже невозможно отделить пушкинские стихи от музыки Михаила Глинки. Стихи, посвящённые Анне Петровне Керн, легли в основу романса, посвящённого дочери А. П. Керн – Екатерине, красотой которой был очарован композитор.

Неувядающая прелесть этого стихотворения в том, что Пушкин показал не эпизод частной биографии, а выразил чувство, волнующее всех и всегда: женщина – «гений чистой красоты»,

Вероятно, в этом тоже секрет пушкинской поэзии: дать возможность каждому из нас воспринимать всё как личное, принадлежащее только одному человеку.

(Исполняется романс «Я помню чудное мгновение»).

Учитель: Ребята, послушайте ещё один романс Глинки на слова Пушкина – «Признание», посвящённое Александре Ивановне Осиповой: «Я вас люблю – хоть и бешусь…»

Пушкин – увлекающаяся натура, но мы никогда не встретим в его стихах пошлости, грубости, бестактности. Чем старше он становился, тем больше и чаще задумывался он о семье, о доме, о детях. Ему хотелось покоя, тепла, участия, домашнего уюта. А жизнь становилась всё сложнее, появилось много завистников и недоброжелателей. Но судьба была к нему благосклонна, в его жизнь вошла Наталья Николаевна Гончарова.

Ученик: Я прочитал в книге Генриха Волкова «Мир Пушкина» о том, как поэт сватался к Наталье Николаевне Гончаровой. Ему не давали определённого ответа, но и не отказывали, не лишали надежды. Пушкин сомневался: сможет ли он обеспечить семью? А главное – будет ли он любим? Невеста так молода и красива.

Поэт пишет её матери письмо, до предела обнажая всё, что терзает его душу накануне женитьбы, Письмо это так много говорит о самом Пушкине, что я хочу зачитать его.

«Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение вашей дочери; я могу надеяться возбудить со временем её привязанность, но ничем не могу ей понравиться; если она согласится отдать мне свою руку, я вижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия её сердца. Но, будучи всегда окружена восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли сохранит она это спокойствие? Ей станут говорить, что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой, более блестящий, более достойный её союз… Не будет ли она тогда смотреть на меня как на помеху, как на коварного похитителя? Не почувствует ли она ко мне отвращение? Бог мне свидетель, что я готов умереть за неё: но умереть для того, чтобы оставить её блестящей вдовой, вольной на другой день выбрать себе нового мужа, — эта мысль для меня – ад».

Учитель: Действительно, это документ бесподобный по искренности, по беспощадной трезвости в описании опасений поэта перед женитьбой. Можно только преклоняться перед мужеством этого человека, его благородством.

Пройдут годы, но чувства не утихнут, а станут глубже и сильнее.. В 1831 году он напишет в письме: «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу».

Через три года после свадьбы: «Смотрелась ли ты в зеркало, уверилась ли ты, что с лицом твоим ничего нельзя сравнить? А душу твою я люблю ещё более твоего лица».

Пройдёт ещё год после свадьбы: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастен».

Вот так искренне, душевно пишет поэт о своей любви и пробуждает в наших сердцах самые светлые чувства. Его замечательные стихи о дружбе никого не могут оставить равнодушным.

(Звучит музыка Свиридова.)

Учитель: Мы заканчиваем урок, но разговор о Пушкине будет продолжен, потому что о чём бы поэт ни писал – о гении и злодействе, о смысле жизни и о человеке, о свободе и любви, о дружбе и природе, — он всегда пытался добраться до самой сути. Тайна безмерного обаяния его поэзии, вероятно, в том, что каждое мгновение жизни он переживал остро и возвышенно, ощущая себя причастным ко всему трагическому и прекрасному в мире.

Задание на дом

Выучить стихотворение Пушкина ( по выбору) наизусть.

Литература

1.Стихи А.С. Пушкина.

2. Стихотворение А. Передреева « Все беззащитнее душа».

3.И.П.Карпов, Н.Н. Старыгина. Открытый урок по литературе. Пособие для учителей.

« Московский Лицей», 1999.

Тема дружбы и любви в романе “Евгений Онегин” 👍

В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дружбы и любви. Начинается все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине “друзья и дружба надоели”. Но почему, кто в этом виноват?

Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет:

“Мы

почитаем всех нулями, а единицами – себя. Мы все глядим в Наполеоны… “. Разве это в некоторой степени не об Онегине? Одной из причин, того что Онегину надоела дружба – его хандра.

Но почему она овладела им, а Автором, который предстает в романе его другом – нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впрочем и балы, и светское общество) , но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что

больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) “от делать нечего друзья”. Это так и было им обоим действительно было нечего делать – Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности – он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней.

И Автор, и Онегин – они были старше Ленского – неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга…

Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору “надоел… безмерно”. Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал:

“Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт… “. Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую “другую”, и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг) .

А что же Онегин? Он уверен, что “не создан для блаженства”, это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить.

Там такие понятия, как дружба и любовь отсутствуют – они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением. Да, тем самым общественным мнением, которое погубит и Онегина, и Ленского!

Онегин и Ленский поссорились из-за одного случая, произошедшего на балу Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Казалось бы, что случилось небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, “сброд”, который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра – но не для Ленского.

Его розовые, романтические мечты рухнули – для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена ни для Ольги, ни для Онегина) . И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы.

Ленский убит. Может быть, как это не страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот – “любовь” Ольги, она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна – нет, она не разлюбила Онегина, просто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее – в Онегине она “должна… ненавидеть убийцу брата своего”. Должна, но не может.

И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина – перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.

Итак, проходит три года, и Татьяна и Онегин вновь встречаются. Но уже в другой обстановке – в Петербурге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин вернулся из странствия. И теперь, встретив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине просыпается любовь.

Любовь к той, которой он благородно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Нет, Татьяна не изменилась – изменился Онегин.

Он смог “обновить свою душу”. Он смог полюбить. Но слишком поздно. Нет, Татьяна не разлюбила его, но она “другому отдана” и будет “век ему верна”…

Татьяна, несмотря на то, что она вышла замуж не по любви, не может разрушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только ради своего счастья.

2. Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина. Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина.

Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина Пушкин — добрый спутник нашей жизни. Перечитывая его стихи, многие из которых знаешь наизусть еще с детства, как будто слышишь живой голос поэта, видишь то веселые, то задумчивые, то грустные глаза и невольно втягиваешься в беседу со старым добрым другом и советчиком, спутником радостей и печалей. По многообразию тем лирика Пушкина поистине универсальна. И все-таки тема дружбы и любви занимает в творчестве поэта особое место. Очевидно, причины этого кроются в самой натуре Пушкина, который был человеком благородным, отзывчивым, умевшим раскрывать в других людях лучшие их свойства, наделенным особым даром видеть и ценить прекрасное. Среди многих жизненных ценностей на одно из главных мест Пушкин ставил именно дружбу. Чувство товарищества, верность его узам, подлинный культ дружбы — все это дал Пушкину Лицей. Чувствовавший себя в родительском доме чужим, поэт обрел подлинный дом именно в Царскосельском лицее. Здесь у него завязались отношения, которые он пронес через всю жизнь. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин неизменно отмечал день лицейской годовщины — 19 октября, вспоминал своих товарищей — Дельвига, Пущина, Малиновского, Кюхельбекера. Пушкин сам был верным другом и в окружающих ценил преданность и верность. Когда он находился в ссылке в Михайловском, не многие отважились навестить опального поэта, рискуя тем самым навлечь неприятности и на свою собственную голову. Среди этих «немногих» были старые лицейские друзья — Дельвиг и Пущин. Последнему Пушкин посвятил стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный… «. Интересно, однако, что написано оно было не сразу после визита Ивана Ивановича Пущина в Михайловское, а некоторое время спустя, когда сам друг поэта, причастный к заговору декабристов, был арестован. Пушкинское стихотворение звучит как клятва верности, поэт стремится поддержать своего товарища в дни трудных испытаний, выпавших на его долю. О верности поэта своим друзьям свидетельствует и стихотворение «Во глубине сибирских руд… «, адресованное томящимся в Сибири декабристам. Со многими из них Пушкин был лично знаком, их свободолюбивые взгляды разделял. Мы видим, что Пушкин не только ценит и любит своих друзей, но не забывает о них даже тогда, когда проявление внимания к ним и участия в их судьбе грозит самому ему новой опалой. В 1827 году в стихотворении «Бог помочь вам, друзья мои… » поэт снова вспоминает своих товарищей, в том числе и тех, кто за свои свободолюбивые убеждения оказался «в мрачных пропастях земли». Время безжалостно, и с годами круг близких друзей становился все уже и уже. . Столь же щедрым, как в дружбе, Пушкин был и в любви. Любовь составляла для него неотъемлемую часть бытия, без которой жизнь теряла свою прелесть. В любви человек не просто испытывает великое счастье, открывая для себя мир другого человека, но и сам становится выше, чище, благороднее.

В русской поэзии до Пушкина любовь и дружба служили пред­метом вдохновения для поэта, но не всегда как самые высокие цен­ности человека. Впервые среди централь­ных поэтических тем тема любви и дружбы стала главной в поэзии русских сентименталистов: Карамзина, Жуковского. Любовь и дружба как скромные, мирные наслаждения противопоставля­лись высоким поэтическим идеалам поэтов-классицистов. Совсем другое звучание этой теме придал в своих стихах Пуш­кин. Он под­нял воспетые ими ценности, казалось бы, столь разные, на одну вы­соту. Пушкин учел трактовку этих тем в поэзии декабристов, их представления о назначении современного человека. Пушкин в своей философской лирике пошел дальше, соединив разные трак­товки тем любви и дружбы в своих стихотворениях. Это наглядно просматривается уже в одном из первых стихотворений поэта на тему дружбы «К Чаадаеву». В этом стихотворении любовь и дружба и «минуты вольности святой» примиряются, сливаются в единое целое. Любовь и дружба — священные чувства для Пушкина, состоя­ние души поэта, из этих чувств он черпает вдохновение, из них рождается творчество поэта. В русской поэзии после Пушкина гармония чувств уступает место диссонан­су. Но любовь и дружба в пушкинском понимании всегда будут для нас идеалом, к которому вечно стремится человек.

<a rel=»nofollow» href=»https://www.kritika24.ru/page.php?id=72788″ target=»_blank»>https://www.kritika24.ru/page.php?id=72788</a>

Классный час на тему «Дружба. Преданность. Любовь».

МОБУ «Саракташская СОШ №2»

Классный час на тему «Дружба. Преданность. Любовь».

Разработала

Педагог – психолог С. Ю. Медунова

2017г Классный час на тему «Дружба. Преданность. Любовь».

Цели и задачи:

  1. Расширить представления о понятиях дружбы, преданности, любви как важнейшей нравственной ценности.

  2. Продолжать воспитание нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, толерантность.

  3. Развивать умения вести суждения, аргументировать свою точку зрения.

  4. Содействовать сплочению коллектива, осознанию своих обязанностей перед друзьями и близкими.

Форма проведения: беседа, дискуссия.

Оснащение классного часа: ПК, мультимедийное оборудование, экран, раздаточный материал.

Ход классного часа

Психолог: Дорогие ребята, сегодня мы проводим необычный классный час. Тема нашего классного часа – «Дружба. Преданность. Любовь».

Мы не случайно выбрали эту тему для нашего откровенного разговора. Ведь вы находитесь на интересном жизненном этапе – этапе взросления. И нам важно знать, что означают эти знакомые для каждого слова.

Любовь и дружба, где различье?

Где провести меж ним черту?

Любовь, где ревность, безразличье.

И дружба, вера в красоту.

Любовь, она пройдет сквозь годы.

Всегда останется внутри

Любовь, как солнце в непогоду

Тебя лучами озарит.

А дружба – это лишь привычка.

Хотя не стоит утверждать,

Бывает дружба так же вечной.

Но всё ж их надо различать.

Когда ты любишь, ты мечтаешь,

Ты спишь и видишь лишь его.

Про всё на свете забываешь

Не мыслишь жизни без него.

А дружба – это лишь общенье,

Здесь нету чувств, здесь нет любви

В ней нет такого притяженья

Нет ласки, нежности, мечты.

Но сколько б мы не говорили,

Всегда пытаемся понять…

Любовь и дружба… или…или…

И к дружбе ревнуем опять.

Психолог: Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже.

А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?

(Рассуждения учеников)

Психолог: Разные люди в разное время задумывались над понятием «дружба». Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдем, что:

«Дружба — взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их. В добром смысле бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном — тесная связь, основанная на взаимных выгодах».

Психолог:Все мы помним с детства рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит!

Психолог:Что значит сказанное отцом выражение «жить в согласии»? Можете ли вы привести пример из своей жизни, когда согласие или дружба вам помогли в каком-то деле?

(Рассуждения учеников)

Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Размышляли о том, что такое дружба, и многие великие люди. Теме дружбы посвящали свои произведения известные в мировой литературе поэты и писатели. У Расула Гамзатова есть красивые строки посвященные друзьям.

БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его – вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

  (Пер. Н. Гребнева)

Психолог: Ребята, а вы можете своим друзьям прощать обиды?

Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?

(Рассуждения учеников)

(Звучит песня В. Высоцкого)

Психолог: Давайте мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

  1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

  2. Умей слушать.

  3. Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

  4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

  5. Сохраняй тайны своего друга.

  6. Не критикуй друга публично.

  7. Не будь назойливым и не поучай.

  8. Не обсуждай друга в его отсутствие.

  9. Не ревнуй друга к другим его друзьям.

  10. Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

  11. Возвращай долги.

  12. Радуйся успехам своего друга.

(Обсуждение составленного кодекса дружбы)

Психолог: С понятием дружба разобрались. Давайте перейдем к следующему понятию – преданность.

Слово означает получение человеком своеобразного заряда от чего-то. Чтобы понять преданность, нужно усилить в себе ощущение природы реальности. Не только разумом, но и всеми внутренностями мы должны осознавать, кем являемся. Мы можем считать, что уже преданы особой работе или человеку, однако истинная преданность глубже.

Притча «Преданность»

В день свадьбы одного человека подошел к счастливцу старец и сказал: «Я должен омрачить твое счастье. Падут камни с неба и сделают тебя уродом, и пойдешь ты по этой земле гонимый людьми, как ветром. Это судьба твоя, ее не обойдешь, ее не переступишь. За грехи твои прошлые быть тебе изгоем и нести кару Судьбы до последних дней твоей жизни». Страшно счастливцу было слышать такие слова, но он знал Великий Закон Судьбы и безропотно принял горькую весть. Только беспокоила его судьба любимой женщины, ставшей его женой, и он остановил старца вопросом:
— Скажи, провидец, не коснется ли несчастье жены моей?
Старец внимательно посмотрел на человека и сказал:
— Я вижу искренность в глазах твоих и хотел бы тебя утешить, что у жены твоей завидная судьба…

И старец исчез. И вздохнул облегченно человек, и сказал жене своей, доброчестивой красавице: «Из чистой и большой любви к тебе я отрекаюсь от тебя первым, чтобы не причинить тебе боль, не обречь на страдания и несчастье. Я хочу, чтобы горе не коснулось острым ножом прекрасного лица твоего и не изрыло его безобразными морщинами. Я хочу, чтобы печаль не вошла в сердце твое и не породила в нем боли. Я хочу, чтобы ты всегда была так же красива и счастлива, как сегодня». Ничего не ответила ему жена. И, простившись, он покинул ее. Не долго пришлось ждать карающего меча Судьбы. В одну из ночей разыгралась буря, и посыпались камни с неба, и обрушился этот камнепад на человека. Такой страшной боли он еще никогда не испытывал. Когда ураган стих, оказался человек засыпанным камнями, из-под которых не мог даже выбраться. Сколько он пролежал под ними и что с ним потом было, он не помнил, но когда открыл глаза, то увидел перед собой свою жену в простом платье и с потухшими от горя глазами: «Ты пришел в себя, значит, будешь жить. Не гони меня более, я все равно не уйду, потому что связаны мы Судьбой и быть нам вместе до последних дней наших и в горе, и в радости». Не мог противиться человек, ибо был он привязан к ложу своему слабостью израненного тела, но когда раны зажили, он украдкой вышел из лачуги и ушел, чтобы не обременять любимую женщину уродством своим.

Пройдя не так много, он наклонился к ручью напиться и увидел в дрожащем зеркале ручья до боли знакомый образ. «Я проклят Судьбой за грехи свои, и это — мой крест, и нести его мне без стенаний и ропота. Я не могу обрекать тебя на эти страшные муки, потому что любовь моя выше жалости к себе, — обратился он к той, чье отражение дрожало в воде. Оставь меня, чтобы в тиши мирской жизни свить себе гнездо, завести в нем детей и жить, как живут все, в довольстве и счастье. Я же не могу дать тебе ничего, кроме страданий, но любовь моя к тебе так велика, что, причиняя тебе боль, я буду мучаться сам еще больше. Оставь меня, чтобы облегчить мои страдания, и я буду более спокоен от счастья твоего». И ушел несчастный, волоча за собой ногу и опираясь на палку изуродованной единственной рукой.

В одном селении, куда зашел человек попросить хлеба, он заступился за ободранную, больную кошку, которую таскали на веревке мальчишки, но баловни судьбы, увидев новую жертву, в порыве тупого безумия накинулись на него. Страшной жестокости они подвергли несчастного, и лежал он на земле растерзанный и избитый. И вдруг чья-то тень заслонила палящее солнце, безжалостно обжигающее свежие раны. Открыл глаза свои человек и увидел жену. Тогда он заплакал от бессилия, умоляя ее покинуть его, потому что он страдает вдвое больше, когда видит любимое лицо, изменяющееся от страданий и боли.

И снова он ушел, и так убегал от нее всегда, но после каждой неудачной встречи с людьми или страшными явлениями природы, приносившими ему новую боль и новые страдания, он видел возле себя женщину, которая была его женой. И сказала она ему однажды: «Я — жена твоя перед Богом. Он связал наши судьбы, и я не могу нарушить то, что разрушить невозможно. Не из страха за грехи я хожу за тобой, а из любви человеческой. Я не в силах покинуть тебя, ибо это не в силах моих. Твоя судьба — моя судьба, и ничто не остановит меня, ибо долг мой быть рядом с тем, с кем связана я невидимой нитью Великой Судьбы Жизни. И не могу я быть счастлива при виде несчастья. И не могу быть спокойна при виде горя. И не могу быть равнодушна при виде страдания. Нет у меня иного пути, чем путь милосердия. Нет иного смысла жизни, чем ниспослание любви своей, которая залечивает и телесные, и душевные раны, и ниспослание добра своего, которое дает силу в преодолении трудностей. И не смогу я быть счастливой, помня о несчастье. И не могу не помнить, потому что нельзя забыть. Не из жалости, из любви я с тобою. Не из милости, а из милосердия. Не для сострадания, а для воодушевления. Не принимай меня как жертву, прими как Бога, которого ты не можешь отвергнуть и изгнать из сердца своего».

И смирился человек, и пошел он дальше по своему трудному пути вместе с той, которая была теперь для него не женой, а спасительницей. И стала легче дорога, и слабее боль, и меньше печаль. А женщина, шедшая рядом, наполняла живительными силами не только близкого ее сердцу человека, но всех тех, кто нуждался в поддержке. И, не скупясь, раздавала она свою любовь и свет своей души всем, кому они были нужны. И чем больше света она давала, тем светлее сама становилась. И принимали ее люди в сердце свое как Бога, и слушали ее как Бога, и верили ей как Богу, и становились сами светлее и чище, и понимали смысл судьбы и жизни, и принимали их как должное, дабы пройти по трудному пути, пронести тяжелую ношу и измениться. И стала она божественным Светочем, и мудростью житейской, и благочестием мирским, не только для мужа своего, но и для всех людей. И живет она и поныне, и кто видит ее, тот полнится светом, который очищает, тот получает мудрость, которая помогает жить, тот имеет благо, которое делает счастливым. Тот, кто безропотно сносит удары Судьбы, тот растет, кто величием Души живет, тот возвышается.

И пошли они вместе неся бремя судьбы.

Психолог: Что такое по — Вашему преданность?

(обсуждение)

Психолог: Мы обманываем себя и других, полагая, что преданности можно добиться, дав несколько обещаний.

Преданности невозможно добиться с помощью ворчания, гнева, насилия, жалости, крика однако мы упорно пытаемся использовать все эти методы. Преданности вообще невозможно добиться. Чтобы углубить преданность, мы должны стать свидетелями всех своих маневров и уловок, свидетелями осторожных и неосторожных попыток получить желаемое — собственное спокойствие и безопасность.

В действительности, преданность всегда является смесью природы Будды — той части нас, которая может сказать: «Что бы ты ни делал, я люблю тебя и желаю тебе добра» — и другой нашей части, твердящей: «Я стану предан тебе, если…» Как же ядовиты эти «если»! В истинной преданности и в истинной любви нет места для «если». Их не способны потрясти никакие обстоятельства. Как писал Шекспир: «Нет перемен, способных изменить любовь».

Психолог: Преданность и истинная любовь — сестры близнецы. Следующий вопрос нашего откровенного разговора – любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих стихах пронзительно и тонко.

Любовь, любовь…

Загадочное слово!

Кто мог бы до конца тебя понять,

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, иль тень заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слияние

И вечный мировой круговорот.

А. Апухтин

Психолог: Вы читаете стихи, смотрите кинофильмы, гуляете по улицам города, живете в своих семьях, общаетесь с друзьями и …видите любовь…

А что такое любовь?

Бывает ли любовь с первого взгляда?

Сколько раз в жизни может любить человек?

(обсуждение)

Психолог: Может ли быть любовь длиною в жизнь?

Можно ли простить измену?

Поэт сказал: «Обманом сердце платит за обман». Так ли это?

Ревность убивает любовь или, наоборот, не позволяет ей затухнуть?

Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?

(обсуждение)

Психолог: Что для человека более значимо: любить или быть любимым?

Свободная любовь — признак прогресса или упадка общества?

Вашему вниманию предлагаю высказывания о любви. Вы должны выбрать то, которое, по вашему мнению, наиболее точно выражает чувство любви.

  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. ( И. С. Тургенев)

  • Любить — значит делать добро. (Л.Н. Толстой)

  • Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. (Л.Н. Толстой)

  • Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А. В.Вампилов)

  • Любовь есть склонность находить удовольствие во благе другого человека. (Г. Лейбниц)

  • Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства. (Д. Лихачев)

  • В душе померк бы день

И тьма настала б вновь,

Когда бы из нее изгнали мы любовь. (Мольер)

  • Любовь – это встреча навсегда. (В. Кротов)

  • Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. (М. Пришвин)

  • Способность любить – ощущать, переживать и проявлять любовь – различна у разных людей. Не всем она – любовь – под силу, по плечу. Ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого, постоянную готовность и стремление разделить с ним радость, облегчить его печаль, горе, взять на себя тяжкую ношу. Способность любить – это способность к самопожертвованию. Разве не ясно, что она разная у разных людей. (В. Зацепин)

  • Верная любовь, любовь на всю жизнь… Кто же о ней не мечтает? Но от чего же она зависит? От неисчерпаемости человека. Высшая радость духовного общения – в интеллектуальном и эстетическом взаимном обогащении, в постепенном узнавании все новой и новой красоты, в том, что влюбленные жадно впитывают друг от друга все лучшее и потом как бы отдают лучшее друг другу. Нет специальной «науки любви», есть наука человечности. (В. Сухомлинский)

Психолог: Как знакомы эти слова о любви. Любовь…. это самое благородное и созидательное и самое человеческое из всех чувств. Страдание, унижение, зависть, эгоизм, честолюбие, жадность – померкнет перед очищающей силой любви.

Подведение итогов:

Психолог: Наш откровенный разговор подходит к завершению. Мы надеемся, что классный час прошел не напрасно.

Какие впечатления остались у вас после сегодняшнего разговора?

Можно ли вас назвать дружными?

(Рассуждения учеников)

Психолог: Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.

Из дружбы рождается преданность и любовь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *