Термин научение имеет наибольшее значение для: Тест по клинической психологии, 62 вопроса с ответами – Тест по Психотерапии — Тест

Автор: | 15.04.2019

Тест по Психотерапии — Тест

метки: Терапия, Техник, Ориентированный, Экзистенциальный, Метод, Психологический, Поведенческий, Принцип

1. В клиент — центрированной психотерапии Роджерса одной из важнейших задач является:

1) преодоление личностных конфликтов

2) решение эмоциональных проблем

3) личностный рост

4) поведенческие особенности

2. В психотерапии изменения происходят:

1) в начале терапии

2) в ходе терапии

3) по окончании терапии

4) в ходе анализа варианта решений

3. В метод поддерживающей психотерапии входит:

1) поведенческая психотерапия

2) аутогенная тренировка

3) суггестивная психотерапия

4) реконструктивная психотерапия

4. Наиболее существенным показанием к психотерапевтической работе является роль фактора:

1) биологического

2) социального

3) мотивационного

4) психологического

5. Психотерапия выполняет функцию:

1) лечения и реабилитации

2) профилактики и частично развития

3) лечения и частично реабилитации

4) профилактики

6. В наименьшей степени сущность психотерапии раскрывает следующее понятие:

1) внушение

2) психологическая интервенция

3) клинико — психологическое вмешательство

4) психологическая коррекция

7. Укажите психотерапевтический метод, который не соответствует принципу данной классификации:

1) симптомо-ориентированная психотерапия

2) проблемно- ориентированная психотерапия

3) социо — ориентированная психотерапия

4) личностно — ориентированная психотерапия

8. Основоположником гуманистического направления в психологии является:

1) Лазарус

2) Адлер

3) Маслоу

4) Айзенк

9. Методику самовнушения впервые предложил:

1) Бехтерев

2) Тарханов

3) Бернгейм

4) Куэ

10. Основоположником гештальт-терапии является:

1) Боуэн

2) Эллис

3) Кернберг

4) Перлс

11. Какую терапию отличает большой объем работы, которая выполняется пациентом в качестве домашних заданий, вне терапевтических сеансов, а затем проверяется совместно с терапевтом?

1) когнитивную

2) поведенческую

3) системную

4) психотерапию личностных расстройств

12. Одним из представителей логотерапии является:

19 стр., 9118 слов

Психотерапия. Экзамен

… теоретические и методологические положения когнитивно-ориентированной терапии Основное положение: эмоциональные и … методы гештальттерапии 29. Проблема эффективности психотерапии: критерии и методы оценки; … которая не позволяет решить проблему даже частично. Когнитивные модели тревожных и фобических р … — это динамический, развертывающийся в ходе терапии процесс расширения сознания и самосознания. Этапы …

1) Р. Мэй

2) И. Ялом

3) В. Франкл

4) Р. Санфорд

13. Какая из техник не используется в поведенческой терапии?

1) техника аверзии

2) техника формирования коммуникативных навыков

3) техника совершения кругов

4) техника наводнения

14. Процесс внушения, адресованный самому себе — это

1) плацебо — терапия

2) аутосуггестия

3) гипноз

4) аутогенная терапия

15. Какая форма индивидуальной психотерапии детей с невротическими расстройствами предпочтительнее?

1) семейная психотерапия

2) аутогенная терапия

3) гештальт — терапия

4) игровая психотерапия

16. Не является ключевым понятием психоанализа как психотерапевтической системы :

1) свободные ассоциации

2) перенос

3) сопротивление

4) эмпатия

17. Клиент — центрированная психотерапия предполагает:

1) использование свободных ассоциаций

2) работу с иррациональными установками личности

3) изменение системы отношений пациента

4) директивное отношение психотерапевта к пациенту

18. Термин «гипноз» ввел в медицинскую практику:

1) Льебо

2) Месмер

3) Брэд

4) Шарко

19. Что не выделяет Ялом в качестве основного механизма лечебного действия групповой психотерапии?

1) интерперсональное влияние

2) универсальность страданий

3) достижение релаксации

4) имитационное поведение

20. Какой тип неврозов не входит в классическую теорию?

1) нарцисстический

2) травматический

3) актуальный

4) бессознательный

21. Какое направление представляют группы тренинга умений?

1) гуманистическое

2) бихевиористское

3) семейное

4) поведенческое

3 стр., 1050 слов

Экзистенциальная психотерапия. Принципы экзистенциальной психотерапии

… 3 1.Экзистенциальная психотерапия 5 2.Принципы экзистенциальной психотерапии 14 3.Теория и терапия неврозов 15 4.Методы и техники экзистенциальной психотерапии 21 Заключение 25 Список … .Шестова. Многие свои понятия экзистенциальная терапия позаимствовала из экзистенциально-философс…….. Список литературы 1. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия. Психологические модели : учебник для вузов …

22. Основным понятием трансактного анализа не является:

1) состояние эго

2) игры

3) сценарии

4) тема

23. В основе танцевальной терапии лежит:

1) изучение отношений между психологическими и психологическими процессами

2) изучение сценария

3) структурный анализ

4) сосредоточенность на настоящем

24. Кто является основателем теории психодрамы?

1) Д. Астон

2) Лоуэн

3) Я. Морено

4) В. Шютц

25. Основным понятием гештальт-группы не является:

1) фигура и фон

2) полярность

3) зрелость

4) спонтанность

26. Поведенческая психотерапия в своей теории опирается на понятие:

1) вытеснения

2) сопротивления

3) научения

4) фигура и фон

27. Понятия «перенос» и «контрперенос» относятся к направлению в психотерапии:

1) психодинамическому

2) гуманистическому

3) позитивному

4) психодинамическому

28. Какая из техник не используется в НЛП?

1) техника «работа с „линией времени“»

2) техника «работа с сомнениями»

3) техника «разрешения терпеть»

4) техника «работа с модальностями»

29. Сколько уровней психопатологии выделял Ф. Перлз?

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

30. Терапия переживания — это метод:

1) гештальт — терапии

2) семейной терапии

3) когнитивной терапии

4) психоанализа

31. Основным принципом в гештальт-терапии не является:

1) принцип «сейчас»

2) принцип субъевиктизации высказываний

3) континуум сознания

4) принцип «я-мы»

32. Выберите правильное определение семейной психотерапии

1) психотерапевтические беседы с членами семьи

2) вариант групповой психотерапии

3) психотерапия пациента в семье и при помощи семьи

4) серия сеансов для разных членов семьи

33. Степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта определяется как:

5 стр., 2034 слов

Психоанализ, гуманистическая психотерапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальттерапия, психосинтез.

… и психологическое значение понятия «психотерапия». Классификация основных методов психотерапии. Основная характеристика методов психотерапии. Психоанализ, гуманистическая психотерапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальттерапия, психосинтез. «Психология здоровья» как один из аспектов …

1) неконгруэнтность

2)самоконтроль

3) конгруэнтность

4) идеальная самость

34. Задачи групповой психотерапии фокусируются на 3 аспектах. Найдите лишнее:

1) когнитивный

2) поведенческий

3) эмоциональный

4) социальный

35. Основной принцип центрированной на ребенке игровой психотерапии:

1) суггестия

2) актуальность

3) реализация

4) недирективность

36. В основе трансактного анализа лежит:

1) постановка цели

2) структурный анализ

3) измерение реакции

4) когнитивное реструктурирование

37. В метод динамической психотерапии входит:

1) переучивающая психотерапия

2) коллективная психотерапия

3) опытная психотерапия

4) рациональная психотерапия

38. Степень самостоятельности клиента в психотерапии:

1) совместно с психотерапевтом

2) сопровождается только психотерапевтом

3) осуществляется самостоятельно человеком

39. Кто был разработчиком аналитической психологии?

1) К. Хорни

2) З. Фрейд

3) К. Юнг

4) Ф. Брейер

40. Кто ввел в психологию и психотерапию понятия «экстроверт» и «интроверт»?

1) К. Роджерс

2) К. Левин

3) К. Юнг

4) Ф. Олпорт

41. Объект семейной психотерапии — это

1) семья, в которой ее член страдает алкоголизмом

2) семья, испытывающая определенные трудности, связанные с внешними обстоятельствами

4) дисгармоничная семья

42. Сколько стадий прохождения в психоаналитической терапии К. Юнга?

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

43. Основной составляющей психодрамы не является:

1) спонтанность

2) катарсис

3) инсайд

4) заземление

44. Основным понятием группы тренинга умений не является:

1) измерение и оценка

8 стр., 3571 слов

Психодрама как метод групповой терапии

… считает одним из наиболее эффективных и успешных методов психологического консультирования и терапии. Главный парадокс этого метода психотерапии заключается в том, что «все эти … .). Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие …

2) постановка цели

3) обучающая модель

4) обучение тому, как учиться

45. Методика, при которой пациент сознательно регулирует свои физиологические функции, получая информацию о их состоянии, называется:

1) аутогенная тренировка

2) систематическая десенсибилизация

3) биологическая обратная связь

4) психогимнастика

46. К основным типам психотерапевтического вмешательства не относится:

1) психоаналитический

2) поведенческий

3) гуманистический

4) опытный

47. Какой элемент не используется в работе балтиновской группы?

1) недирективный стиль ведущего

2) обратная связь

3) клиническая консультация

4) обсуждение процесса конкретного курса психотерапии

48. Групповая психотерапия-это

1) самостоятельное психотерапевтическое направление

2) метод, использующий в лечебных целях групповую динамику

3) метод, ориентированный исключительно на процесс «здесь и сейчас»

4) метод, направленный на переработку межличностных конфликтов

49. Сколько направлений используется в личностном подходе психотерапии?

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

50. Специфическим механизмом лечебного действия индивидуальной психотерапии является:

1) универсальность страданий

2) самоэксплорация

3) эмоциональная поддержка и сплочение

4) интерперсональное влияние

51. Основателем трансактного анализа является:

1) Э. Берн

2) К. Роджерс

3) А. Маслоу

4) Скиннер

52. Какой процесс в психотерапии не отражает факторы, способствующие успешности психотерапии?

1) когнитивный

2) поведенческий

3) эмоциональный

4) социальный

53. Основной принцип детской психотерапии:

1) повторение и обучение

2) постепенность и развитие

3) безопасность принятие ребенка

4) доминирование дисциплина

54. Сколько этапов проходит процесс психотерапии?

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

55. Терапевты описывают свое отношение с пациентами с помощью таких слов, как присутствие, аутентичность и преданность. Это:

5 стр., 2047 слов

Психодиагностические методы исследования личности

… управление и менеджмент и т.д. 1.Метод исследования личности (тест «Мотивация педагогической деятельности … и в теорию личности. Психолодиагностика личности решает практические задачи, так как на этой области знания, во многом, построена психотерапия различных направлений, практическая педагогика, …

1) групп — аналитическая терапия

2) личностно — ориентированная терапия

3) гештальт — терапия

4) экзистенциальная терапия

56. В рамках, какой теории дано определение психотерапии: «Психотерапия- это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений?»

1) динамической

2) гуманистической

3)когнитивной

4) поведенческой

57. Сколько называют основных форм психотерапии

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

58. Какое определение не является фазой психодрамы?

1) оценка

2) разминка

3) интеграция

4) действие

59. Кто является основоположником психоанализа?

1) В. Бехтерев

2) З. Фрейд

3)А. Адлер

4) Куртис

60. Основным понятием телесной психотерапии не является:

1) энергия

2) заземление

3) душа / тело

4) мышечная броня

61. Теоретической основой поведенческой психотерапии является психология

1) позитивизма

2) бихевиоризма

3) гуманизма

4) феноменологизма

62. Основным принципом индивидуальной психотерапии Адлера является принцип

1) осознания

2) холизма

3) спонтанности

4) сублимация

63. Объектом исследования и практического применения психопрофилактики являются:

1) психическое здоровье

2) субклинические и клинические психические нарушения

3) невротические, внутриличностные конфликты

64. Какая особенность не является характерной для работы балтиновских групп?

1) эмоциональная поддержка докладчика ведущим

2) осознание «слепых пятен» в межличностных отношениях и самовосприятии

3) обсуждение коммуникации психотерапевт — пациент в конкретном случае

4) обсуждение записи психотерапевтического случая

65. Специфическим механизмом лечебного действия семейной психотерапии является:

1) имитационное поведение

2) косвенное внушение

6 стр., 2845 слов

Групповая терапия как метод восстановления депрессивных пациентов

… Поведенчески ограничение обнаруживалось в тотальности его суждений о мире. Процессом, противоположным ограничению, является расширение, в котором личность … окончанию терапии, однако, большинство из этих корреляций конструктов были в основном … метода оценки структуры и содержания у индивидуумов системы личностных конструктов, которая особенно уместна для повышения эффективности групповой психотерапии …

3) альтруизм

4) установление конструктивной дистанции

66. По теории Ф. Перлза, переживание смерти, умирания отчуждаемых частей Я — это переживание на:

1) фобическом уровне

2) эксплозивном уровне

3) имплозивном уровне

4) тупиковом уровне

67. К суггестивным психотерапевтическим воздействиям относится:

1) арттерапия

2) гештальт- терапия

3) гипнотерапия

4) когнитивная терапия

68. Способом наведения гипнотического транса по Эриксону является:

1) метод императивного шокового воздействия

2) фасцинация

3) метод множественной диссоциации

4) фракционный метод

69. Психодрама -это метод, направленный на создание условий для:

1) диагностики неадекватных поведенческих стереотипов и их коррекции

2) повышения коммуникативной компетенции

3) спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой

4) переработки межличностных конфликтов

70. Направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида — это

1) психологическое вмешательство

2) психологическая коррекция

3) оперантное обуславливание

4) психологическая интервенция

71. К какому направлению психотерапии относиться клиент — центрированная психотерапия Роджерса?

1) Психодинамическому

2) Бихевиористскому

3) Экзистенциально-гуманистическому

4) Позитивному

72. Термин «научение» имеет наибольшее значение для:

1) психоанализа

2) гештальт-терапии

3) психодрамы

4) когнитивной психотерапии

73. Вид психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующими этим целям выбором средств воздействия -это

1) персонализация

2) катарсис

3) интервенция

4) воздействие

74. Термин «опыт» имеет наибольшее значение для:

1) психотерапии, основанной на теориях научения

2) динамически-ориентированной психотерапии

3) гуманистической психотерапии

4) психотерапии, основанной на когнитивных подходах

75. Оценка эффективности психотерапии осуществляется с учетом следующих аспектов терапевтической динамики:

1) социальной

2) соматической

3) психологической

4) всех выше указанных

76. Основным направлением в психотерапии не является:

1) когнитивно-поведенческое

2) динамическое

3) психосоциальное

4) экзистенциально- гуманистическое

77. Согласно Адлеру, существенной характеристикой личности является:

1) чувство общности

2) ориентация интересов на внешний или внутренний мир

3) организмический процесс оценки

4) защитный панцирь

78. Основной задачей реконструктивной психотерапии на начальном этапе является:

1) выработка и закрепление желаемых форм поведения

2) установление контакта и определениедезадаптивных стереотипов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности

3) устранение симптома

4) бессознательные психические процессы должны быть как можно более глубоко раскрыты и представлены сознанию

79. Нормально функционирующая семья-это

1) все потребности семьи удовлетворены

2) выполняет социальные предписания

3) баланс действия законов сохранения/отклонения гомеостаза

4) динамическая семья

80. Создателем метода классического обуславливания был:

1) Скиннер

2) Волпе

3) Павлов

4) Бехтерев

81. Основным понятием Т-группы не является:

1) самопрезентация

2) обучающая лаборатория

3) обратная связь

4) самораскрытие

82. Психопрофилактика включает:

1) только первичную психопрофилактику

2) первичную и вторичную психопрофилактику

3) первичную, вторичную и третичную психопрофилактику

4) психогигиену

83. Основной механизм лечебного действия игровой психотерапии детей:

1) аргументированное переубеждение пациента

2) обучение релаксации

3) дидактическое воздействие

4) отреагирование эмоциональных переживаний ребенка в игре

84. В семейной терапии отдельный член семьи, имеющий нарушения, называется:

1) «идентифицированный пациент»

2) «эмоциональный центр»

3) «козел отпущения»

4) генеральная цель

85. Метод систематической десенсибилизации основан на:

1) оперантном обуславливании

2) классическом обуславливании

3) научении по моделям

4) внушении

86. От какой теории берет начало динамическая психотерапия?

1) эксплоративной

2) классического психоанализа

3) гуманистической

4) поведенческой

87. В концепции клиент-центрированной психотерапии Роджерса основным аспектом учения о личности является следующая гипотеза:

1) Индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации;

2) Индивид стремиться найти и реализовать смысл жизни;

3) Развитие личности определяется наличием постоянного конфликта, между чувством неполноценности, порождаемым им стремлением к самоутверждению;

4) Индивид обладает врожденной способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

88. Основным инструментом лечебного воздействия при индивидуальной психотерапии выступает:

1) психотерапевтическая группа

2) окружающая пациента среда

3) метод психотерапии

4) психотерапевт

89. Поведенческая психотерапия, направленная на желательное изменение поведения пациента с помощью поощрения или наказания, называется методикой

1) оперантного обуславливания

2) парадоксальной интенции

3) имплозии

4) систематической десенсибилизации

90. Основной принцип центрированной на ребенке игровой психотерапии:

1) актуальность

2) суггестия

3) реализация

4) недирективность

91. Основателем гуманистической психологии является:

1) Перлз

2) Роджерс

3) Фрейд

4) Маслоу

92. К приемам реконструктивной психотерапии при неврозах относятся:

1) советы о способах решения трудной жизненной ситуации

2) диалог между частями собственной личности

3) моделирование

4) осознание психологических механизмов невроза

93. Представителем культурного психоанализа не является:

1) Хорни

2) Фромм

3) Райх

4) Салливан

94. В теории личности Фрейда важнейшим аспектом является:

1) чувство неполноценности

2) самоактуализация

3) бессознательное

4) стремление к превосходству

95. Кто является основоположником бихевиоризма?

1) Павлов

2) Уотсон

3) Поттер

4) Толмен

96. В клиент — центрированной психотерапии Роджерса психотерапевт в контакте с пациентом проявляет следующее качество:

1) комментирует поведение больного

2) безусловно, положительно принимает пациента

3) манипулирует процессом взаимодействия

4) интерпретирует скрытый смысл в поведении больного

97. Основоположником классического психоанализа является:

1) З. Фрейд

2) Б. Скиннер

3) К. Хорни

4) В. Поттер

98. В рамках поведенческой психотерапии выделяют 3 группы методов. Найдите лишнее:

1) направление, методически основанное на на оперантной парадигме

2) направление, методически основанное на классической парадигме

3) направление, методически основанное на субъективной реальности

4) направление, методически основанное на парадигме социального научения

99. Личностный подход в психотерапии не реализуется в следующем направлении:

1) изучение личности больного, закономерностей ее развития и специфики нарушений

2) ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения

3) учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов

4)

100. Один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения или процесса научения — это

1) плацебо — терапия

2) аутогенная терапия

3) гипнотерапия

4) наркопсихотерапия

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Тест по Психотерапии (стр. 2 из 2)

4) поведенческой

57. Сколько называют основных форм психотерапии

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

58. Какое определение не является фазой психодрамы?

1) оценка

2) разминка

3) интеграция

4) действие

59. Кто является основоположником психоанализа?

1) В. Бехтерев

2) З.Фрейд

3)А. Адлер

4) Куртис

60. Основным понятием телесной психотерапии не является:

1) энергия

2) заземление

3) душа / тело

4) мышечная броня

61. Теоретической основой поведенческой психотерапии является психология

1) позитивизма

2) бихевиоризма

3) гуманизма

4) феноменологизма

62. Основным принципом индивидуальной психотерапии Адлера является принцип

1) осознания

2) холизма

3) спонтанности

4) сублимация

63. Объектом исследования и практического применения психопрофилактики являются:

1) психическое здоровье

2) субклинические и клинические психические нарушения

3) невротические, внутриличностные конфликты

64. Какая особенность не является характерной для работы балтиновских групп?

1) эмоциональная поддержка докладчика ведущим

2) осознание «слепых пятен» в межличностных отношениях и самовосприятии

3) обсуждение коммуникации психотерапевт – пациент в конкретном случае

4) обсуждение записи психотерапевтического случая

65. Специфическим механизмом лечебного действия семейной психотерапии является:

1) имитационное поведение

2) косвенное внушение

3) альтруизм

4) установление конструктивной дистанции

66. По теории Ф. Перлза, переживание смерти, умирания отчуждаемых частей Я – это переживание на:

1) фобическом уровне

2) эксплозивном уровне

3) имплозивном уровне

4) тупиковом уровне

67. К суггестивным психотерапевтическим воздействиям относится:

1) арттерапия

2) гештальт- терапия

3) гипнотерапия

4) когнитивная терапия

68. Способом наведения гипнотического транса по Эриксону является:

1) метод императивного шокового воздействия

2) фасцинация

3) метод множественной диссоциации

4) фракционный метод

69. Психодрама -это метод, направленный на создание условий для:

1) диагностики неадекватных поведенческих стереотипов и их коррекции

2) повышения коммуникативной компетенции

3) спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой

4) переработки межличностных конфликтов

70. Направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида – это

1) психологическое вмешательство

2) психологическая коррекция

3) оперантное обуславливание

4) психологическая интервенция

71. К какому направлению психотерапии относиться клиент — центрированная психотерапия Роджерса?

1) Психодинамическому

2) Бихевиористскому

3) Экзистенциально-гуманистическому

4) Позитивному

72. Термин «научение» имеет наибольшее значение для:

1) психоанализа

2) гештальт-терапии

3) психодрамы

4) когнитивной психотерапии

73. Вид психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующими этим целям выбором средств воздействия -это

1) персонализация

2) катарсис

3) интервенция

4) воздействие

74. Термин «опыт» имеет наибольшее значение для:

1) психотерапии, основанной на теориях научения

2) динамически-ориентированной психотерапии

3) гуманистической психотерапии

4) психотерапии, основанной на когнитивных подходах

75. Оценка эффективности психотерапии осуществляется с учетом следующих аспектов терапевтической динамики:

1) социальной

2) соматической

3) психологической

4) всех выше указанных

76. Основным направлением в психотерапии не является:

1) когнитивно-поведенческое

2) динамическое

3) психосоциальное

4) экзистенциально- гуманистическое

77. Согласно Адлеру, существенной характеристикой личности является:

1) чувство общности

2) ориентация интересов на внешний или внутренний мир

3) организмический процесс оценки

4) защитный панцирь

78. Основной задачей реконструктивной психотерапии на начальном этапе является:

1) выработка и закрепление желаемых форм поведения

2) установление контакта и определениедезадаптивных стереотипов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности

3) устранение симптома

4) бессознательные психические процессы должны быть как можно более глубоко раскрыты и представлены сознанию

79. Нормально функционирующая семья-это

1) все потребности семьи удовлетворены

2) выполняет социальные предписания

3) баланс действия законов сохранения/отклонения гомеостаза

4) динамическая семья

80. Создателем метода классического обуславливания был:

1) Скиннер

2) Волпе

3) Павлов

4) Бехтерев

81. Основным понятием Т-группы не является:

1) самопрезентация

2) обучающая лаборатория

3) обратная связь

4) самораскрытие

82. Психопрофилактика включает:

1) только первичную психопрофилактику

2) первичную и вторичную психопрофилактику

3) первичную, вторичную и третичную психопрофилактику

4) психогигиену

83. Основной механизм лечебного действия игровой психотерапии детей:

1) аргументированное переубеждение пациента

2) обучение релаксации

3) дидактическое воздействие

4) отреагирование эмоциональных переживаний ребенка в игре

84. В семейной терапии отдельный член семьи, имеющий нарушения, называется:

1) «идентифицированный пациент»

2) «эмоциональный центр»

3) «козел отпущения»

4) генеральная цель

85. Метод систематической десенсибилизации основан на:

1) оперантном обуславливании

2) классическом обуславливании

3) научении по моделям

4) внушении

86. От какой теории берет начало динамическая психотерапия?

1) эксплоративной

2) классического психоанализа

3) гуманистической

4) поведенческой

87. В концепции клиент-центрированной психотерапии Роджерса основным аспектом учения о личности является следующая гипотеза:

1) Индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации;

2) Индивид стремиться найти и реализовать смысл жизни;

3) Развитие личности определяется наличием постоянного конфликта, между чувством неполноценности, порождаемым им стремлением к самоутверждению;

4) Индивид обладает врожденной способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

88. Основным инструментом лечебного воздействия при индивидуальной психотерапии выступает:

1) психотерапевтическая группа

2) окружающая пациента среда

3) метод психотерапии

4) психотерапевт

89. Поведенческая психотерапия, направленная на желательное изменение поведения пациента с помощью поощрения или наказания, называется методикой

1) оперантного обуславливания

2) парадоксальной интенции

3) имплозии

4) систематической десенсибилизации

90. Основной принцип центрированной на ребенке игровой психотерапии:

1) актуальность

2) суггестия

3) реализация

4) недирективность

91. Основателем гуманистической психологии является:

1) Перлз

2) Роджерс

3) Фрейд

4) Маслоу

92. К приемам реконструктивной психотерапии при неврозах относятся:

1) советы о способах решения трудной жизненной ситуации

2) диалог между частями собственной личности

3) моделирование

4) осознание психологических механизмов невроза

93. Представителем культурного психоанализа не является:

1) Хорни

2) Фромм

3) Райх

4) Салливан

94. В теории личности Фрейда важнейшим аспектом является:

1) чувство неполноценности

2) самоактуализация

3) бессознательное

4) стремление к превосходству

95. Кто является основоположником бихевиоризма?

1) Павлов

2) Уотсон

3) Поттер

4) Толмен

96. В клиент — центрированной психотерапии Роджерса психотерапевт в контакте с пациентом проявляет следующее качество:

1) комментирует поведение больного

2) безусловно, положительно принимает пациента

3) манипулирует процессом взаимодействия

4) интерпретирует скрытый смысл в поведении больного

97. Основоположником классического психоанализа является:

1) З. Фрейд

2) Б. Скиннер

3) К. Хорни

4) В. Поттер

98. В рамках поведенческой психотерапии выделяют 3 группы методов. Найдите лишнее:

1) направление, методически основанное на на оперантной парадигме

2) направление, методически основанное на классической парадигме

3) направление, методически основанное на субъективной реальности

4) направление, методически основанное на парадигме социального научения

99. Личностный подход в психотерапии не реализуется в следующем направлении:

1) изучение личности больного, закономерностей ее развития и специфики нарушений

2) ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения

3) учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов

4)

100. Один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения или процесса научения – это

1) плацебо – терапия

2) аутогенная терапия

3) гипнотерапия

4) наркопсихотерапия

7. Научение и его виды. Педагогическая психология: конспект лекций

7. Научение и его виды

Научение наполняет всю нашу жизнь. Люди соприкасаются с научением в общении друг с другом, в процессе эмоционального развития и социального роста. Человек научается любить или ненавидеть, вести себя правильно или неправильно и т. п. Научение в самом общем виде определяется как формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма с внешней средой. При этом совокупность поведенческих актов, которые приспособлены к конкретным условиям среды, следует понимать как индивидуальный опыт.

Существует множество теорий научения, в каждой из которых можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого процесса. Например, бихевиористы при исследовании научения в основном опираются на внешне наблюдаемое поведение, которое пытаются контролировать различными воздействиями. Этологи больше внимания уделяют научению в естественных условиях и межвидовым различиям при научении. Когнитивные психологи интересуются тем, какие психические структуры формируются во время научения. Многие из них пытаются смоделировать процессы научения в виде компьютерных программ, и существует направление, которое занимается моделированием процессов научения, называющееся коннекционизмом.

Несмотря на многообразие теорий, большинство исследователей соглашается с некоторыми общими положениями, а именно:

1) научение – это скачкообразное или постепенное изменение поведения человека. При этом существует два типа временного протекания процесса научения. Такие формы научения, как оперантное или классическое обусловливание, протекают постепенно, а такие формы научения, как импринтинг или инсайт, – моментально;

2) хотя развитие всегда сопровождается научением, изменение поведения в процессе научения не является непосредственно следствием созревания организма. Проблема научения непосредственно связана с проблемами созревания и развития. У детей сложно отличить результат созревания от результата научения, поэтому научение исследуют у взрослых;

3) упражнение улучшает процесс научения;

4) изменение поведения в результате употребления психоактивных веществ или при утомлении научением не является;

5) возможности научения организма обусловлены видовой принадлежностью. Причем последнее положение является главной заслугой этологов.

В наше время определяют четыре основных вида научения:

1) привыкание. Его суть сводится к тому, что в течение небольшого промежутка времени человек научается не учитывать или не обращать внимания на повторяющиеся события;

2) классическое обусловливание. Человек при этом виде научения научается связывать события одно с другим, если они постоянно следуют друг за другом. В дальнейшем при возникновении одного события человек ожидает наступления второго;

3) оперантное обусловливание. Это более высокая форма научения, суть которой заключается в том, что человек начинает вырабатывать новые способы поведения для достижения своих целей;

4) комплексное научение. Этот вид научения предполагает возникновение новых форм поведения и новых ассоциаций, а также формирование отвлеченного знания об окружении и появление новых стратегий решения задач.

Привыкание – это самый простой вид научения, который интенсивно исследуют с помощью регистрации активности отдельных клеток нервной системы у животных.

Классическое обусловливание как выработку условных рефлексов изучал И. П. Павлов на примере связи между выработкой слюны у собак с таким незначимым раздражителем, как звонок. Он помещал собаку в специальную установку с автоматически подаваемой кормушкой и фиксировал ее ремнями. Каждый раз после включения звонка собаке в кормушку подавали корм. После многократных повторений сочетания включения звонка с подачей пищи у собак возникало выделение слюны на одно только включение звонка.

Таким образом у животного возникло научение связывать включение звонка с подачей пищи. И. П. Павлов назвал звонок условным раздражителем, пищу – безусловным раздражителем, вызывающим реакцию выделения слюны – безусловный рефлекс. При этом выделение слюны как реакцию на условный раздражитель начали называть условным рефлексом. И. П. Павлов полагал, что в процессе выработки условных рефлексов устанавливается связь между условным и безусловным раздражителем, в результате чего условный раздражитель заменяет безусловный. Повторное сочетание условного раздражителя с безусловным называется фазой выработки условного рефлекса. Для того чтобы произошло угасание условного рефлекса, можно после четкого возникновения условного рефлекса на предъявление звонка (условного сигнала) приостановить подачу пищи. Угасание не приводит к разрушению связи между условным и безусловным раздражителем, так как при возобновлении подачи безусловного раздражителя после условного вскоре восстанавливается и условный рефлекс.

Важно, что в качестве условного раздражителя может выступать любое событие, а в качестве безусловного раздражителя – любые биологически значимый для организма предмет или событие.

В зарубежной психологии выработку условных рефлексов стали называть обусловливанием, а после появления ее новых форм – классическим обусловливанием.

Термин оперантного обусловливания введен Б. Ф. Скиннером. Оперантное обусловливание – это научение, при котором приобретение нового опыта и его реализация с помощью поведения приводят к достижению какой-либо определенной цели. Оно присуще не только людям, но и более простым существам и позволяет человеку оказывать воздействие на окружающую среду.

Процедура оперантного обусловливания веками использовалась для дрессировки животных. Американский исследователь Э. Торндайк на рубеже XIX и XX в. старался узнать, существует ли интеллект у животных. Для того чтобы выяснить это, он помещал голодных котов в специальный ящик, снаружи которого находилась пища. Животные могли открыть дверь клетки только в том случае, если они нажали на педаль внутри ящика. Сначала коты пытались достать приманку, просовывая лапы сквозь решетку клетки. После серии неудач они обычно обследовали все внутри, затем производили разнообразные действия. И в конце концов, когда животное наступало на рычаг, дверка клетки открывалась. В результате многочисленных повторений этой процедуры постепенно животные переставали совершать лишние действия и стали сразу нажимать на педаль. Э. Торндайк называл это научением путем проб и ошибок, так как прежде чем животное научается совершать нужный поведенческий акт, оно реализует много ошибочных. Эксперимент показал, что чем больше раз животное попадало в проблемный ящик – клетку, тем быстрее оно оттуда выходило. Другими словами, чем чаще совершалась процедура, тем меньше ошибок совершалось перед реализацией нужного действия. Также американским исследователем было обнаружено, что те действия, которые поощряются, т. е. подкрепляются, с большей вероятностью возникали в последующем, а те, которые не подкреплялись, не использовались животными в последующих пробах. Другими словами, животное научалось совершать только те действия, за которыми следовало подкрепление, – это есть закон эффекта.

Э. Торндайк сделал определенные выводы по поводу разумного поведения животных. Он отрицал наличие у них каких-либо признаков интеллекта, так как научение происходит вслепую, путем проб и ошибок, механизм научения заключается в установлении связей между стимулами и реакциями. После публикации работ Э. Торндайка стало формироваться направление бихевиоризм.

Б. Ф. Скиннер полагал, что оперантное поведение спонтанно и возникает без каких-либо очевидных стимулов, а реактивное поведение является следствием какого-либо стимула. Путем подкрепления оперантное поведение можно модифицировать. Создав определенный порядок подкрепления, поведение можно контролировать, им можно управлять. После многолетнего экспериментирования Б. Ф. Скиннер выяснил, что закономерности научения одинаковы как для животных, так и для человека. Совершение действия с высокой частотой обусловлено высоким оперантным уровнем.

Процедуру оперантного обусловливания применяют для научения животных сложным формам поведения, которые не могли бы возникнуть в естественных условиях (например, научить медведя водить мопед и т. п.). Такой сложности поведение выработать у животных можно с помощью процедуры формирования поведения.

Если перестать подавать подкрепление, произойдет угасание оперантного поведения. Например, маленький ребенок проявляет истерические формы поведения, когда родители не уделяют ему нужного внимания. Родители успокаивают его и этим подкрепляют дальнейшее проявление истерики. Отмена подкрепления в виде внимания приводит к угасанию, т. е. исчезновению, всех истерических проявлений.

В оперантном научении особую роль играет подкрепление, которым называется любой значимый для организма предмет или событие, ради которого им совершается данное поведение. Существует отрицательное и положительное подкрепление, причем в качестве положительного подкрепления всегда выступают биологически необходимые для организма объекты (вода, пища и т. п.). У человека к биологически необходимым объектам добавляются продукты культуры или культурные ценности. Отрицательное подкрепление опасно для жизни, поэтому организм пытается его избежать или предотвратить его действие. В качестве отрицательного подкрепления исследователи часто используют электрический ток или громкий звук, а процедуру научения в таких случаях принято называть аверзивным обусловливанием.

Эксперимент показал, что научение связано с имеющимся опытом, а также с врожденными формами поведения.

Существуют сложные формы научения, например латентное (скрытое) научение, при котором изменение скрыто, а его характеристики трудно проследить по кривым научения. По мнению Э. Толмена, научение происходит по причине формирования когнитивной карты окружающей обстановки. Когнитивная карта указывает маршруты и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды. При этом происходит смещение акцента с внешних причин поведения на внутренние.

Немецкий психолог В. Кёлер изучал, наблюдается ли интеллект, или разумное поведение, у приматов при решении различных задач. Э. Торндайк при работе с животными пришел к выводу, что у животных не существует разумного поведения, они научаются за счет проб и ошибок и механически связывают стимулы с подкрепляемыми действиями. В. Кёлер, работая с шимпанзе, пришел к противоположному выводу. По его мнению, у шимпанзе обнаруживается разумное поведение того же самого рода, что и у человека. В. Кёлер полагал, что в проблемной ситуации, если не скрыты вспомогательные средства, т. е. вся ситуация выступает в целостности, животные приходят к правильному решению. При этом научение происходит моментально. Подтверждением моментального научения служит тот факт, что, решив задачу однажды, животное в дальнейшем решает ее без проблем. Научение, обнаруженное В. Кёлером у приматов, отличается от научения путем проб и ошибок, или от оперантного обусловливания, и описывается как феномен инсайта, или озарения. Инсайт очень похож на латентное научение, но при инсайте научение происходит за один раз.

И животные, и люди, научаясь чему-то, всегда используют свой старый индивидуальный опыт. Старый опыт может улучшать протекание научения, в этом можно убедиться, рассматривая латентное научение. Организмы могут использовать ранее выученные действия в совсем другой ситуации. Когда ранее приобретенный индивидуальный опыт влияет на его последующее формирование, это называется переносом. Например, человек, выучивший один иностранный язык, быстрее выучит второй. Или, если человек научился ездить на велосипеде, то ему легче будет освоить езду на мотоцикле.

Выделяют два вида переноса: отрицательный и положительный.

Положительный перенос улучшает протекание процесса научения, а отрицательный обычно усложняет научение или не сказывается на нем. Например, если обучать животных проходить лабиринт с одного конца в другой, а затем учить их проходить тот же лабиринт, только в обратную сторону, то научение будет проходить медленнее либо точно так же, как в другом новом лабиринте.

Имитацией, или подражанием, называется формирование нового поведения путем воспроизведения действий другого человека. Например, маленькие дети часто подражают своим родителям: девочки примеряют мамины платья и красят губы помадой, а мальчики надевают папины ботинки, берут в рот карандаш как сигарету и т. п. Имитация обеспечивает процесс приобретения специфических видовых форм поведения, также она позволяет передавать видовой опыт от поколения к поколению.

У человека имитация (подражание) выражена больше всего в детском возрасте. Подражая своим родителям, персонажам из фильмов, дети проявляют все это в игре. Считается, что имитация происходит без всякого подкрепления, поэтому этологи считают, что у людей существует готовность к имитации, но эта готовность неосознанна. Наблюдая поведение близких людей, тон их голоса, манеру разговора, язык и стиль речи, привычки, стиль одежды, человек перенимает все это и начинает схоже вести себя, одеваться и разговаривать. Все это происходит ненамеренно.

Как утверждает американский психолог А. Бандура, людям свойственно обучаться большей частью с помощью наблюдения, а не путем проб и ошибок. Свойство обучаться, перенимая поведение других людей, позволяет человеку достигать великих высот, при этом не рискуя своей жизнью. Трудно разграничить имитацию с научением путем наблюдения, так как имитация является частью последнего. Неосознанность является одной из отличительных черт имитации, а научение путем наблюдения большей частью проходит осознанно.

В научении путем наблюдения выделяется четыре основных процесса:

1) процесс внимания, в него включается обращение внимания на поведение «модели» и его правильное понимание;

2) процесс сохранения, когда при наблюдении за «моделью» человек запоминает ее поведение в виде информации, которая представлена в репрезентации. Репрезентации могут быть вербальными и невербальными, возникающими путем вербального кодирования или путем образного кодирования;

3) моторно-репродуктивный процесс, во время которого происходит перевод символически закодированной информации в действия;

4) этап зависимости от разных переменных подкрепления, т. е. от мотивационных процессов.

Приведем пример научения путем наблюдения: ребенок в школе следит за движениями учителя, рисующего на доске, – это первый этап научения; ребенок запоминает все движения учителя (модели) при рисовании на доске – второй этап; затем дома он пробует воспроизвести запомнившееся – это третий этап; четвертый этап – одни дети выполняют эти действия потому, что им это нравится, другие – потому, что боятся плохой оценки. По сути, это тот вид научения, в ходе которого человек усваивает культурный и социальный опыт.

Таким образом, нам удалось рассмотреть такие виды научения, как привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, и более сложные виды, такие как латентное научение, когнитивные карты, инсайт, перенос, имитация и научение через наблюдение.

С научением связывают также метафору «генерирующая и тестирующая вышка», в которой «вышка» означает эволюционный процесс, т. е. процесс развития, а «генерирующая» и «тестирующая» – это функции, за счет которых обеспечивается протекание этого процесса. «Вышка» имеет несколько этажей. В ней на третьем этаже обитают так называемые «попперовские существа», к которым относится большинство животных, начиная с самых простых и кончая человеком. Названы они так Д. Деннетом, потому что К. Поппер отмечал, что селекция поведения позволяет, чтобы вместо нас погибали наши гипотезы. Попперовские существа используют в качестве самого эффективного способа выживания предварительную селекцию возможных форм поведения, или актов. Такая селекция делается для того, чтобы отбросить ненужные шаги, перед тем как реализовать их в среде обитания. Обратной связью здесь является фильтрация информации, приходящей из внешней среды, а фильтр должен состоять из модели внешней среды, которая содержит максимальное количество информации о наружной среде.

В настоящее время идея попперовских существ все глубже проникает в теорию научения. При этом накапливаются данные, что процесс научения – это не инструктивный процесс, где среда инструктирует организм о том, что ему надо сделать, а скорее, селективный. Это означает, что внутри организма заранее происходит отбор нужных форм поведения. Так как поведение человека обеспечивается нервной системой, то и селекция происходит там, а точнее, в главной ее части – головном мозге. Множество нейронов, объединяясь в системы, обеспечивают функционирование организма и его поведение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Понятие научения. Уровни и виды научения

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение. О научении говорят в том случае, когда человек стал знать и (или) уметь то, чего не знал и (или) не умел раньше. Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения. Итак, выживание в основном зависит от способности к научению.

В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии (по крайней мере — в советский период ее развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых используют этот термин и применительно к человеку.

Для лучшего понимания различий между научением, учением и обучением воспользуемся классификацией деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. Все деятельности, в которых человек приобретает опыт, можно разделить на две большие группы: деятельности, в которых познавательный эффект является побочным (дополнительным) продуктом и деятельности, в которых познавательный эффект является прямым ее продуктом.

Научение включает в себя приобретение опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Кроме того, приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также — случайным, эпизодическим.

Приобретение опыта в качестве стабильного побочного продукта может происходить в процессе стихийного общения, в игре (если она не организуется взрослым специально с целью усвоения ребенком какого-либо вида опыта).

Во всех этих видах деятельности (игра, труд, общение, преднамеренное познание) опыт может приобретаться также в качестве случайного побочного продукта.

Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает опыт, составляют такие их виды, которые осознанно или неосознанно осуществляются ради самого опыта.

Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без постановки соответствующей цели. Среди них можно выделить такие типы: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Все они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цели — овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце их процесса. При этом познавательный результат является единственным, рациональным оправданием затрат времени и сил субъекта. Вместе с тем реально действующий мотив сдвинут на процесс деятельности: человек общается с другими или играет потому, что получает удовольствие от самого процесса общения или игры.

Помимо дидактической игры и стихийного общения приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается также в свободном наблюдении, в ходе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов, спектаклей и пр.

Открытие или усвоение становятся одними из наиболее значимых критериев классификации видов познания. В свою очередь усвоение также предполагает два варианта:

когда опыт дан в готовом виде, но субъект усвоения должен самостоятельно подготовить все или некоторые условия, обеспечивающие процесс усвоения;

когда он выполняет лишь познавательные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подготавливаются другими людьми.

Последний вариант представляет для нас наибольший интерес, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом и заключающегося в передаче старшим поколением младшему опыта, которым располагает общество. Этот вид деятельности и есть учение.

Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Как уже подчеркивалось выше, в отечественной психологии понятие научения было принято использовать применительно к животным. Ю.М. Орлов, придавая огромное значение этому понятию в науке, подчеркивает, что «в психологии пожалуй нет другого понятия, имеющего столь огромное значение для понимания человека как научение. Научение — понятие, обозначающее процесс становления новых видов поведения. Оно имеет место всюду, где есть поведение. Вместе с тем, это понятие одно из тех, которое мало используется людьми в понимании себя и других. Меня поражал тот факт, что так называемая советская психология, к которой я сам принадлежу, поскольку мне присвоена ученая степень доктора психологических наук, эта психология вообще обходилась без этого понятия. Слово «научение» было исключено из учебников и книг по психологии. Там, где без него невозможно было обойтись, слово «научение» заменялось «усвоением», понятием, которое имеет совершенно иной смысл. Когда мы говорим «усвоение», то предполагается, что существует некое готовое поведение, которое усваивается. Научение же предполагает становление новых видов поведения. В трудах по педагогике понятие научения только предполагалось, скрываясь за словами «формирование», «обучение», «воспитание».

Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).

В психологической науке существует ряд различных трактовок научения. Например, Л.Б. Ительсон считает, что «все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе его «превращения в человека» являются фактами научения». Далее ученый подчеркивает, что «научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у детеныша вида «хомо сапиенс» формируются человеческие формы поведения и отражения реальности, происходит процесс превращения биологической особи в субъекта человеческого отношения к миру».

В.Д. Шадриков в предельно общей форме научение определяет как «систематическую модификацию поведения при повторении ситуации и (или) под влиянием прошлого опыта на основе образования связей, сохранения следов и их реорганизации».

Иначе трактует это понятие Р.С. Немов. Он рассматривает его через понятие учения: «Когда же хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования».

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение — основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).

Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если инстинктивное поведение эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.

Зачатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице. У наиболее продвинутых форм — шимпанзе и человека — почти нет форм поведения, позволяющих с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека почти единственные формы поведения, которым он не должен обучаться, — это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр. У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В дошкольном возрасте научение — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения — место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.

Виды научения

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.

Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения — ассоциация по смежности — формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. Русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Он обнаружил, что, хотя звук колокольчика первоначально никак не отражался на поведении собаки, однако, после регулярного звонка в момент кормежки, через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение. Павлов измерял степень научения количеством слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся кормежкой. Метод выработки условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием «естественным» (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию.

Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом так называемых парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.

При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Уровни научения

Каждый вид научения можно разделить на два подтипа:

рефлекторный;

когнитивный.

Когда научение выражается в усвоении определенных стимулов и реакций, его относят к рефлекторному; при усвоении определенных знаний и определенных действий говорят о когнитивном научении.

Научение происходит постоянно, в самых различных ситуациях, видах деятельности. В зависимости от пути, которым достигается научение, оно делится на два разных уровня — рефлекторный и когнитивный.

На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, автоматический характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Сохраняется рефлекторный уровень научения и у взрослого человека, когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений.

Но для человека гораздо более характерным является высший, когнитивный уровень научения, который строится на усвоении новых знаний и новых способов действия посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и рассуждения, упражнения и самоконтроля. Именно наличие когнитивного уровня отличает научение человека от научения животных. Однако не только рефлекторный, но и когнитивный уровень научения не превращается в учение, если он управляется какой-либо иной целью, кроме цели усвоить определенные знания и действия.

Как показали исследования ряда психологов, в ряде случаев стихийное, непреднамеренное научение может оказаться весьма эффективным. Так, например, ребенок лучше запоминает то, что связано с его активной деятельностью и необходимо для ее выполнения, чем то, что он заучивает специально. Однако в целом преимущество оказывается бесспорно на стороне сознательного целенаправленного учения, так как только оно может дать систематизированные и глубокие знания.

 




Тест по теме «Тест с ответами по предмету педагогика и психология»

238 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в:

Варианты ответа:

  1. когнитивной психологии
  2. гештальтпсихологии
  3. бихевиоризме
  4. отечественной психологии

Вопрос:

Основной задачей психологии является:

Варианты ответа:

  1. коррекция социальных норм поведения
  2. изучение законов психической деятельности
  3. разработка проблем истории психологии
  4. совершенствование методов исследования

Вопрос:

К психическим процессам относится:

Варианты ответа:

  1. темперамент
  2. характер
  3. ощущение
  4. способности

Вопрос:

Одним из принципов отечественной психологии является принцип:

Варианты ответа:

  1. учёта возрастных особенностей человека
  2. единства мышления и интуиции
  3. единства сознания и деятельности
  4. научения

Вопрос:

Специфической характеристикой тестирования является:

Варианты ответа:

  1. индивидуальный подход в подборе заданий
  2. глубина полученных результатов процедуры
  3. субъективность полученных результатов
  4. стандартизация процедуры

Тест для библиотекарей по теме «Педагогическая психология»

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

по курсу: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

1. Педагогическая психология — это наука:

а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;

б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

2. Основной задачей образования является:

а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

б) формирование умений и навыков;

в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;

г) овладение социокультурным опытом.

3. Под обучением понимают:

а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;

б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;

в) предпринимаемые учеником учебные действия;

г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:

а) научение; б) учение; в) обучение; г) обученность.

5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:

а) принцип социального моделирования;

б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

в) принцип личностно — деятельностного подхода;

г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;

д) принцип упражняемости.

6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:

а) воспроизведение; б) понимание; в) узнавание; г) усвоение.

7. В качестве методов исследования педагогическая психология использует:

а) методы педагогики;

б) методы общей психологии;

в) обучающий эксперимент;

г) обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.

8. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент:

а) не подразумевает обучение;

б) требует специальных лабораторных условий;

в) предполагает — планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий;

г) ориентирован на развитие познавательных процессов.

9. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:

а) отождествляя процессы обучения и развития;

б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;

в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

10. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:

а) низкий уровень знаний;

б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;

в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.

11. Целью развивающего обучения является:

а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;

б) достижение высокого уровня обученности учащихся;

в) формирование умственных действий и понятий;

г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

12. Учебная деятельность состоит из:

а) учебной задачи и учебных действий;

б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;

в) работы познавательных процессов;

г) действий внутреннего контроля и оценки.

13. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:

а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;

б) потребность получать одобрение и признание;

в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;

г) стремление приобрести новые знания и умения.

14. В качестве основного принципа организации процесса

обучения в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает:

а) организация обучения от частного к общему;

б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;

в) овладение большой суммой знаний;

г) принцип усвоения логических форм.

15. Недостатком программированного обучения является:

а) отсутствие четких критериев контроля знаний;

б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

16. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:

а) программированного обучения;

б) проблемного обучения;

в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

г) традиционного обучения.

17. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:

а) материальное действие;

б) создание ориентировочной основы действия;

в) речевую форму выполнения действия;

г) внутреннюю речь.

18. Основным показателем готовности ребенка к обучению

в школе является:

а) овладение основными навыками чтения и счета;

б) развитие у ребенка мелкой моторики;

в) желание ребенка ходить в школу;

г) зрелость психических функций и саморегуляция;

д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.

19. Понятие «обучаемость» определяется:

а) существующим уровнем знаний и умений учащегося;

б) способностью учителя научить ребенка;

в) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;

г) зоной актуального развития учащегося.

20. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности (выберите несколько вариантов ответа):

а) восприятие;

б) мотивация;

в) внутренний план действия;

г) сравнение;

д) рефлексия;

е) внимание;

ж) теоретический анализ.

21. Учебное сотрудничество (с точки зрения Г. Цукерман) — это:

а) взаимодействие учащихся в процессе обучения;

б) процесс взаимодействия педагога с учеником;

в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.

22. Основной функцией педагогической оценки является:

а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;

б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;

в) развитие мотивационной сферы учащегося.

23. Воспитанность характеризуется:

а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;

б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;

в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.

24. Педагогическая направленность — это:

а) любовь к детям;

б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;

в) желание освоить профессию педагога.

25. Знание педагогом своего предмета относится к классу:

а) академических способностей;

6) перцептивных способностей;

в) дидактических способностей.

26. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется:

а) педагогической направленностью;

б) педагогической деятельностью;

в) педагогическим общением;

г) педагогической компетентностью.

27. Педагогическая деятельность начинается с:

а) отбора учебного содержания;

б) выбора методов и форм обучения;

в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.

28. Основоположником русской педагогической психологии является.

а) К.Д. Ушинский; б) А.П. Нечаев; в) П.Ф. Каптерев; г) А.Ф. Лазурский.

29. Расставьте по порядку этапы становления педагогической психологии:

б) обще дидактические этапы;

в) оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль.

а) разработка теоретических основ психологии теории обучения;

30. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогика; б) педология; в) дидактика; г) психопедагогика.

31. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относиться к:

а) организационным методам;

б) эмпирическим методам;

в) способам обработки данных;

г) интерпретационным методам.

32. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

а) о наличии явления;

б) о наличии связи между явлениями;

в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;

г) о наличии причинной связи между явлениями.

33. Соотнесите:

1. Объединение в единое целое тех компонентов, факторов, которые способствуют развитию учащихся, педагогов в их непосредственном взаимодействии. б) педагогическое управление;

2. Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активности учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями и навыками. а) обучение;

3. Процесс перевода педагогической ситуации из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. в) педагогический процесс.

34. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:

а) физиологии; б) социологии; в) биологии; г) психологии.

35. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение – это:

а) научение навыкам;

б) научение действиям;

в) сенсомоторное научение;

г) научение знаниям.

36. Учение как приобретение знаний и умений по решению

различных задач среди зарубежных ученных изучал:

а) Я.А. Коменский; б) И. Гербарт; в) Б. Скиннер; г) К. Коффка.

37. Учение в отечественной науке П.Я Гальперин трактовал как:

а) приобретение знаний, умений и навыков;

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;

в) специфический вид учебной деятельности;

г) вид деятельности.

38. Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития.

39. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

а) Л.С. Выготский; б) С.Л. Рубинштейн; в) Б.Г. Ананьев; г) Дж. Брунер.

40. Уровень актуального развития характеризует:

а) обученность, воспитанность, развитость;

б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;

в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;

г) обученность, обучаемость.

41. Расставьте по порядку структурные этапы педагогического процесса:

г) цель; а) принципы; д) содержание; е) методы; в) средства; б) формы;

42. Соотнесите:

1. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса. в) педагогическое конструирование.

2. Объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их взаимодействии. б) педагогический процесс;

3. Характеризует состояние в определенное время и в определенном пространстве. а) педагогическая ситуация;

43. Расставьте в порядке следования этапы психолого-педагогического исследования:

б) подготовительный этап;

г) исследовательский этап.

а) этап качественного и количественного анализа;

в) этап интерпретации;

44. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:

а) одна из форм проявления усвоения;

б) разновидность усвоения;

в) уровень усвоения;

г) этап усвоения.

45. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:

а) разумность; б) осознанность; в) прочность; г) освоенность.

46. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

а) меру развернутости;

б) меру освоения;

в) меру самостоятельности;

г) меру обобщенности.

47. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:

а) широкими познавательными мотивами;

б) широкими социальными мотивами;

в) учебно-познавательными мотивами;

г) узкими социальными мотивами.

48. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:

а) Я.А. Коменский; б) А. Дистервег; в) К.Д. Ушинский; г) Ж.Ж. Руссо.

49. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.

а) традиционный; б) проблемный; в) программированный; г) догматический.

50. Соотнесите следующую классификацию методов воспитания:

1. Производиться оценка поступков и стимулируется к деятельности. в) метод оценки и самооценки;

2. Организуется деятельность воспитателя и стимулируются позитивные мотивы. б) метод упражнений;

3. Формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией. а) метод убеждений;

51. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:

а) организационной;

б) конструктивной;

в) коммуникативно-стимулирующей;

г) информационно-обучающей.

52. Соотнесите приемы воспитания:

1. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования. а) самообязательство;

2. Систематическая фиксация своего состояния и поведения. г) самоконтроль.

3. Выявление причин успехов и неудач. в) осмысление собственных действий;

4. Ретроспективный взгляд на пройденный день за определенный временной путь. б) самоотчет;

53. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:

а) межличностной коммуникации;

б) восприятия и понимания друг друга;

в) межличностного взаимодействия;

г) передачи информации.

54. …как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:

а) социально-психологическая рефлексия;

б) стереотипизация;

в) эмпатия;

г) идентификация.

55. Соотнесите планы соответствия психологических характеристик человека к деятельности педагога (И.А. Зимняя):

1. Определенное биологические, анатомо-физиологические и психологические особенности человека. Отсутствие противопоказаний к деятельности «человек-человек»- б) предрасположенность;

2. Отрефлексированная направленность на профессию типа «человек-человек»-в) готовность.

3. Взаимодействие с другими людьми в процессе педагогического общения, легкость в установлении контактов с собеседником в педагогическом общении — а) включаемость;

56. Расставьте по порядку следования этапы профессионального самоопределения:

б) первичный выбор профессии;

а) этап профессионального самоопределения;

г) профессиональное обучение;

в) профессиональная адаптация;

д) самореализация в труде.

57. Интересы и склонности учителя выступают показателями… плана общения.

а) коммуникативного;

б) индивидуально-личностного;

в) общего социально-психологического;

г) морально-политического.

58. Расставьте в порядке следования этапы и компоненты педагогической деятельности:

а) подготовительный этап;

е) конструктивная деятельность;

в) этап осуществления педагогического процесса;

б) организаторская деятельность;

ж) коммуникативная деятельность.

г) этап анализа результатов;

д) гностическая деятельность;

59. Соотнесите:

1. Деятельность человека направлена на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями — в) самовоспитание;

2. Система внутренней саморганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие — г) самообразование.

3. Процесс целенаправленного формирования личности — а) воспитание;

4. Адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах- б) педагогические закономерности воспитания;

60. Соотнесите педагогические способности по В.А. Крутецкому:

1. Способность к соответствующей области наук — б) академические способности;

2. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи — г) организаторские способности.

3. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность — в) перцептивные способности;

4. Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей — а) дидактические способности;

учебник по пед.психологии — Стр 15

и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он всё-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это относится к сложным моторным действиям (гимнастические упражнения, игра на музыкальных инструментах,

управление самолётом и др.). Постоянная практика в выполнении последовательности движений имеет большое значение, если наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведение.

Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Есть один способ усилить желание человека наблюдать, сохранять и выстраивать моделируемое поведение – через предвидение подкрепления и наказания. Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощрения или предотвращает какие-то нежелательные условия, может быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в

похожей ситуации) выстраиванию такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается косвенно, и человек может предвидеть, что сходное поведение приведёт к сходным последствиям. Если вы увидите, что кого-то поощряют за какие-то действия,

вы, вероятно, придёте к заключению, что получите такой же подкрепляющий стимул,

если поступите так же. И наоборот, если вы увидите, что кого-то наказывают за что-то,

вы, вероятно, придёте к заключению, что то же самое случится с вами, если вы поступите сходным образом.

Таким образом, хотя теория социального научения признаёт важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретённого в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами. Это формы подкреплений: косвенное и самоподкрепление.

Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели и его последствия. Если вы увидите, что кого-то поощряют за какие-то действия,

вы, вероятно, придёте к заключению, что получите такой же подкрепляющий стимул,

если поступите так же. И наоборот, если вы увидите, что кого-то наказывают за что-то,

вы, вероятно, придёте к заключению, что то же самое случится с вами, если вы поступите сходным образом. Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *