Термин способность: Способности. Что такое «Способности»? Понятие и определение термина «Способности» – Глоссарий

Автор: | 07.03.1970

Содержание

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ

Махиня П.П., Гуртовенко А.А.
Россия, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
[email protected]

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

С целью выявления особенностей развития профессиональных способностей курсантов охарактеризуем понятие «профессиональные способности». Термин «профессиональные» имеет в основе слово «профессия». Профессия (лат. professio, от profiteer – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки и опыта работы; являющихся обычно источником существования [1].

Профессиональные способности курсантов – показатель наличия задатков, склонностей, целенаправленного интереса, мотивации и стратегия поведения к проявлениям себя, своего мышления, знаний, умений, навыков в достижении эффективной деятельности, свойственной военной профессии.

Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Диагностика некоторых способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень способностей выражается понятиями таланта и гениальности [там же].

Термин «способности», как пишет Р.С. Немов, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII – XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является и наиболее узким и наиболее точным их всех трёх.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный учёный Б.М. Теплов. Он и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М. Теплова.

В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [2].

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

«Одной из важнейших особенностей психики человека, ? писал Б.М. Теплов, ? является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» [2].

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например ? у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности.

К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые ? к конкретным, практическим действиям.

Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые ? создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом ? индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности ? в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.

С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.

С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей.

Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность.

К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуко-высотного слуха ? развитием тембрального слуха.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

В условиях военного вуза мы наблюдаем формирование, становление и дальнейшее развитие специальных способностей к профессии военного. Существенное влияние на них оказывает учебная деятельность и служебная практика. Особое влияние на формирование профессиональных особенностей оказывает «воинский уклад» в военном университете. Это выполнение Устава, законов института, традиций.

Важным моментом в развитии способностей к военной профессии выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимосвязанных способностей. Например, курсант проявляет способности к математике или физике, истории, физкультуре. Это способности особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются знания по этим направлениям.

Существенным моментом в развитии способностей для будущего офицера является речь. Умение пользоваться речью, совершенное владение речью может рассматриваться как относительно самостоятельная способность.

Особое место в деятельности офицера занимает его интеллект, умение успешно организовывать межличностные взаимоотношения. Это органично перекликается с деятельностью военного.

Таким образом, многоплановость и многообразие видов деятельности, в которые одновременно включается курсант в военном вузе, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его профессиональных способностей. В связи с этим необходимо особое внимание уделить основным требованиям, которые проявляются в деятельности в военном вузе, развивающие творческие способности курсантов. К таким требованиям можно отнести: выполнение военного устава, творческий характер познавательной деятельности. Всё это заставляет курсанта мыслить и учебно-воспитательный процесс в военно-учебном заведении становится более целеустремлённым, привлекательным. Всё это является средством проверки и развития профессиональных способностей курсантов. Деятельность, где присутствует творчество, всегда связана с открытием для себя нового знания, обнаружением новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий на преодоление возникающих трудностей.

Такая деятельность курсанта в военном вузе укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости достигнутыми успехами. 

Литература

1. Словарь «Профессиональное образование». М., 1994.

2. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. 

Термины для обозначения более отвлеченных понятий

Адаптация (МКБ 309.9) – в более широком смысле означает приспособление организма к окружающей среде, а в более узком смысле – «общий адаптационный синдром» (Селье), под которым подразумеваются изменения организма, появляющиеся в ответ на стресс. Как синоним термина «адаптация» часто используют термин «приспособление», но английское слово «adjustment» не имеет точного эквивалента на других языках, поэтому термин «адаптация» предпочтительнее.

Атипичный – применяется в медицине для обозначения необычного явления, наблюдающегося в процессе заболевания. При тех видах психических расстройств, при которых основные характеристики не установлены, атипичность обозначает резидуальную категорию с необычными клиническими проявлениями.

Навыки – приобретенная способность выполнять более или менее сложные психомоторные действия различного рода, включая зрительно-пространственные, символические, лингвистические, арифметические, социальные, познавательные и специализированные.

Органический/неорганический – дихотомия, которая применительно к болезни в строгом смысле слова проводит грань между заболеваниями, связанными или не связанными с различными органами. В более общем смысле это понятие указывает на наличие или отсутствие любого идентифицируемого патологического процесса.

Органический психосиндром – термин, обычно применяющийся для обозначения различных видов психологической дисфункции, которая может быть обусловлена кратковременным или устойчивым заболеванием или повреждением головного мозга; может иметь место при делирии, деменции, галлюцинозе, изменении личности и расстройствах памяти. Термин использовался Блейлером (1857—1939) как синоним амнестического синдрома.

Ориентировка – способность правильно оценивать время, место и собственную личность.

Оценка реальности (не рекомендуется) – согласно психоаналитической теории, это способность провести грань между внутренними фантазиями и реальностью внешнего мира; в результате нарушения этой способности появляются бред и галлюцинации, которые вместе представляют основной критерий функционального психоза.

Побуждение – гипотетическая сила, тесно связанная с инстинктом, первоначально направленная на малоизученную, общую систему мотивации и имеющая преимущественно психологическую основу. Существующие модели теорий побуждений, включая психоаналитическую, не находят экспериментального подтверждения.

Поведение – психологическая и физическая манера вести себя, при которой индивид учитывает стандарты, установленные в социальной группе, к которой он принадлежит. Расстройства поведения у детей наиболее часто характеризуются агрессивными и/или антисоциальными проявлениями.

Повторяющееся (рецидивирующее) заболевание –болезненный процесс или повреждение, протекающие в виде повторных приступов.

Познание (когнитивность) (МКБ 310; 317—319) – общий термин, характеризующий приобретение знаний посредством каких-либо умственных процессов, например концептуализации, перцепции, суждения или воображения. Когнитивность традиционно противопоставляется волевым усилиям и эмоциям.

Понимание в широком смысле –способность понять или «схватить», отличающаяся от способности воспринимать и от когнитивности.

Приспособление (МКБ 309) – адекватная адаптация в окружающей обстановке.

Психогенный (МКБ 298; 306; 307; 316) – термин, широко и не всегда обоснованно используемый как указание на то, что в этиологии или патогенезе болезненного состояния играют роль психические, психологические или эмоциональные факторы, а не физические причины; введен в психиатрию Соммером в 1984 г. См. также реактивный.

Реактивный (МКБ 298.0; 298.2; 298.4; 300.4) – вторичный по отношению к определенному событию, возникший как следствие этого события или спровоцированный им. Реактивность – двусмысленное понятие, которое часто путают с понятием «психогенный», применяемым к тем невротическим или психотическим расстройствам, которые, как предполагают, обусловлены или спровоцированы психосоциальными факторами. См. также психогенный; реактивный психоз: реактивная депрессия.

Реакция (МКБ 291.4; 292.2; 293.0; 293.1; 295.9; 296.0; 296.6; 297.9; 298.3; 300.1; 300.4; 308; 309; 313.0; 313.2) – неточно определенный термин, который, будучи отнесен к психическому расстройству, имеет различные применения. Как существительное «реакция» может быть просто синонимом слова «заболевание», «синдром» или «клиническая картина», а также обозначать реакцию на изменения окружающей среды или на стрессовые ситуации (физические или психо-сониальные). Имеется также две сложные формы существительного: «реактивный тип»–понятие, которое относится к группе заболеваний, развивающихся на органически неполноценной почве, например экзогенный реактивный тип Бонхоффера   (1868—1949)   и психологический реактивный тип Мейера   (1866—1950), а также «реактивная формация»,  что в психоаналитической теории  представляет   форму защиты против неприятных побуждений. См. также реактивный.

Сознание  (МКБ 290—291; 293; 295; 298.2; 300; 308) – в биологическом, ни  не в философском  смысле,  это – комплексное    состояние осознанного восприятия собственной личности и окружающей обстановки, опосредованное сенсорными и когнитивными процессами. См. также сознание затуманенное; сужение сознания измененное.

Способность к обучению (МКБ 290—294) – уровень индивидуальной способности данного субъекта к обучению или изменению когнитивных структур путем получения и переработки информации.

Стресс (МКБ 308) – термин, введенный в физиологию человека Кенноном в начале 20-х годов нашего столетия для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. В «общем адаптационном синдроме», описанном Селье (1950), термин изменил свое значение и стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. В настоящее время используется в различных значениях для описания ряда аверсивных стимулов чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, опосредующего соприкосновение субъекта со стимулами, вызывающими стресс, или всего вышеописанного как «системы». Термин явно слишком широко распространен и должен использоваться более осторожно.

Хронический/острый/подострый – применительно к болезни эти термины в целом (хотя и неточно) характеризуют ее продолжительность; термин «острый» ассоциируется, кроме того, с более тяжелым течением.

Эндогенный (МКБ 296.1) – термин, введенный в психиатрию Мёбиусом в 1893 г. с целью провести этиологическую клиническую классификацию тех психических расстройств, которые обусловлены наследственными и конституциональными факторами, имеющими отношение к соме клеток центральной нервной системы. Однако точные значения понятий зндогенности и экзогенности являются слишком произвольными, чтобы обеспечить более чем предварительные разграничения. Например, опухоль головного мозга, хотя и возникает в пределах центральной нервной системы, вызывает «экзогенные» психические расстройства, тогда как психогенный психоз может быть эндогенным расстройством (Джаспере, 1946). Различие между ними, таким образом, имеет лишь историческое значение.

СПОСОБНОСТЬ — это… Что такое СПОСОБНОСТЬ?

  • СПОСОБНОСТЬ — СПОСОБНОСТЬ, способности, жен. 1. преим. мн. Природное дарование, склонность к усвоению чего нибудь, к занятиям чем нибудь. Человек с большими способностями. У него несомненные способности к математике. «Ну, и место это совсем не по моим… …   Толковый словарь Ушакова

  • способность — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность …   Большая психологическая энциклопедия

  • способность — Дарование, дар, призвание, умение, ловкость, жилка, струнка, талант, гений; даровитость, талантливость, восприимчивость, переимчивость; годность, дееспособность, работоспособность, кредитоспособность, правоспособность. Недюжинные способности.… …   Словарь синонимов

  • Способность —  Способность  ♦ Faculté    Врожденное или априорное качество, например способность чувствовать (чувствительность), способность мыслить (ум, рассудительность), способность желать, воображать себе что либо, вспоминать… Трудность состоит в том,… …   Философский словарь Спонвиля

  • СПОСОБНОСТЬ — СПОСОБНОСТЬ, и, жен. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности. С. к музыке. 2. Умение, а также возможность производить какие н. действия. С. двигаться. Пропускная с. железных дорог. •… …   Толковый словарь Ожегова

  • способность — Природная одаренность (при наличии определения употр. обычно во мн. числе). Блестящие, богатые, большие, врожденные, выдающиеся, изумительные, исключительные, многосторонние, незаурядные, необыкновенные, природные, разносторонние, редкие,… …   Словарь эпитетов

  • способность — 3.6.3 способность (capability): Умение осуществлять данную деятельность. Примечание Способность определяется рядом характеристик, описывающих функциональные аспекты производственных ресурсов или системы. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • способность — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? способности, чему? способности, (вижу) что? способность, чем? способностью, о чём? о способности; мн. что? способности, (нет) чего? способностей, чему? способностям, (вижу) что? способности, чем?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • способность — вернулась способность • обладание, субъект, повтор лишить способности • обладание, непрямой объект, прерывание обладать редкой способностью • обладание обладать способностью • обладание получить способность • обладание, начало потерять… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • способность — • большая способность • великая способность • высокая способность • редкая способность • фантастическая способность • феноменальная способность …   Словарь русской идиоматики

  • Память: способность мозга хранить и восстанавливать информацию

    Что такое Память?

    Память можно определить как способность мозга удерживать и добровольно восстанавливать информацию. Другими словами, это способность, которая позволяет нам вспоминать произошедшие события, мысли, ощущения, понятия и взаимосвязь между ними. Несмотря на то, что больше всего с памятью связан гиппокамп, отнести воспоминания только к одному отделу мозга нельзя, поскольку в этом процессе задействованы множество областей нашего мозга. Эта способность является одной из когнитивных функций, наиболее страдающих при старении. К счастью, память можно тренировать с помощью когнитивной стимуляции и различных умных игр.

    Программа CogniFit («КогниФит»), являющаяся лидером в области тренировки мозга, позволяет укрепить эту и другие важнейшие когнитивные способности. Входящие в программу умные игры были разработаны для стимулирования определённых нейронных паттернов активации. Повторение этих когнитивных паттернов помогает укрепить задействованные в памяти нейронные связи, а также содействует созданию новых синапсов, способных реорганизовать и/или восстановить наиболее ослабленные или пострадавшие когнитивные функции.

    Память — чрезвычайно сложная когнитивная функция. В ней участвует огромное количество отделов мозга, и мы постоянно её используем. Существуют различные теории и исследования этой когнитивной способности. Можно подразделить память на различные виды по следующим критериям:

    • По времени, в течение которого удерживается информация: в данном случае речь идёт о сенсорной памяти, кратковременной памяти, рабочей памяти и долговременной памяти. Сенсорная память удерживает информацию в течение нескольких секунд, в то время как долговременная память, наоборот, может хранить информацию в течение практически неограниченного периода времени. Все виды памяти работают скоординированно для того, чтобы вся система функционировала корректно.
    • По типу информации: вербальная память отвечает за хранение вербальной информации (то, что мы читаем, или слова, которые мы слышим), в то время как невербальная память позволяет хранить остальные данные (изображения, звуки, ощущения и т.д.).
    • По задействованному органу чувств: в зависимости от используемого органа чувств, речь идёт о таких видах памяти, как зрительная память (зрение), слуховая память (слух), обонятельная память (обоняние), вкусовая память (вкус) и тактильная память (осязание).

    Фазы памяти: процесс запоминания и воспоминания

    Для того, чтобы вспомнить, что мы делали вчера, наш мозг должен произвести серию процессов. Каждый процесс необходим для доступа к воспоминаниям. Таким образом, нарушение любого из этих процессов не позволит нам вспомнить информацию. Чтобы создать воспоминание, наш мозг должен пройти через следующие фазы:

    • Кодирование: на этой фазе в нашу систему памяти с помощью восприятия мы добавляем информацию, которую мы запоминаем. Например, когда нам кого-то представляют по имени. Необходимо обратить внимание на эту информацию, чтобы закодировать её.
    • Хранение: чтобы удержать информацию надолго, мы сохраняем её в системе нашей памяти. Например, мы можем запомнить лицо человека и его имя.
    • Восстановление: когда мы хотим что-то вспомнить, то обращаемся к хранилищу памяти и восстанавливаем нужную информацию. Например, чтобы, увидев человека на улице, вспомнить, как его зовут.

    Примеры памяти

    • Благодаря этой способности мы помним, где живём, как зовут наших родителей, лица наших друзей, что мы ели вчера на обед и даже какой город является столицей нашего государства.
    • Память позволяет нам вспомнить о собрании на работе, запомнить имя клиента или пароль на компьютере.
    • Учиться в школе или университете было бы невозможно без нашей системы хранения воспоминаний. Также нам было бы сложно запомнить дату экзамена или что мы запланировали сделать.
    • При вождении автомобиля данная способность помогает нам вспомнить нужный маршрут. Также с её помощью мы помним, где припарковали машину, да и сам процесс вождения.

    Амнезия и другие расстройства памяти

    Исследования нарушений данной когнитивной функции помогли выяснить, что на самом деле представляет из себя память и как она работает. Являясь сложнейшей когнитивной функцией, она может пострадать в разной степени и по разным причинам. С одной стороны, специфические поражения могут быть связаны с двойной диссоциацией систем памяти. Это означает, что может быть повреждена одна из систем, в то время как другие не пострадают (например, может быть нарушена долговременная память при нормальном функционировании кратковременной). С другой стороны, подобные расстройства могут быть связаны с нейродегенеративным заболеванием (деменции и болезнь Альцгеймера), приобретённым церебральным поражением (черепно-мозговые травмы, инсульт, инфекции и другие болезни), врождёнными проблемами (паралич мозга и другие синдромы), с психическими расстройствами и расстройствами настроения (шизофрения, депрессия и тревожность), потреблением различных веществ (наркотики и медикаменты) и т.д. Также отдельные виды памяти могут быть нарушены при таких расстройствах обучаемости, как СДВГ, дислексия или дискалькулия.

    Наиболее распространённым расстройством памяти является потеря памяти, например, при болезни Альцгеймера. Потеря этой способности известна как амнезия. Амнезии бывают антероградные (неспособность приобрести новые воспоминания) и ретроградные (неспособность вспомнить прошлое). Также существуют расстройства, при которых нарушено содержание воспоминаний (фабуляции и конфабуляции), гипермнезии. Характерные для Синдрома Корсакова конфабуляции представляют собой непроизвольные ложные воспоминания, при которых забытая информация заменяется вымышленными фактами. Гипермнезии, в свою очередь, представляют собой непроизвольное и слишком детальное воспоминание малозначимых, несущественных деталей, что характерно, в частности, при посттравматическом стрессе.

    Как можно измерить и оценить состояние нашей памяти?

    Тестирование состояния нашей памяти очень полезно, поскольку она имеет важнейшее значение в учебной сфере (для того, чтобы понимать, будет ли ребёнок испытывать трудности с запоминанием пройденного материала и нуждается ли в дополнительной помощи), в медицине (для того, чтобы понимать, будет ли помнить пациент какие ему нужно принимать лекарства, может ли он быть самостоятельным или ему необходима помощь), на работе (для того, чтобы понимать, может ли человек занимать определённую должность) и в нашей повседневной жизни

    С помощью комплексного нейропсихологического тестирования можно надёжно и эффективно измерить память и другие когнитивные функции. CogniFit («КогниФит») предлагает серию тестов, которые оценивают некоторые субпроцессы памяти, такие как кратковременная слуховая память, контекстуальная память, кратковременная память, невербальная память, кратковременная зрительная память, рабочая память и распознавание. Тесты CogniFit («КогниФит») основаны на классическом Тесте на Длительное Поддержание Функции (CPT, Тест Коннера), Шкале Памяти Векслера (WMS), NEPSY (Коркман, Кирк и Кемп), Тесте Переменных Внимания (TOVA), Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти (TOMM), Тесте «Лондонская башня» (TOL) и Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT). С помощью этих тестов кроме памяти также можно измерить время отклика или реакции, скорость обработки информации, память на имена, зрительное восприятие, мониторинг, планирование, визуальное сканирование и пространственное восприятие.

    • Последовательный Тест WOM-ASM: на экране появится серия шаров с различными цифрами. Необходимо запомнить эту серию цифр, чтобы затем воспроизвести её. Сначала серия будет состоять только из одной цифры, затем количество цифр будет расти до тех пор, пока пользователь не совершит ошибку. Нужно будет повторить каждую представленную серию.
    • Тест-Расследование REST-COM: в течение короткого промежутка времени будут представлены объекты. Далее как можно быстрее нужно будет выбрать слово, соответствующее показанному изображению.
    • Тест Идентификации COM-NAM: объекты будут представлены с помощью изображения или звука. Необходимо ответить в каком формате объект был показан в последний раз и был ли показан вообще.
    • Тест на Концентрацию VISMEM-PLAN: на экране в случайном порядке появятся стимулы. Стимулы начнут загораться в определённой последовательности под звуковые сигналы. Необходимо обратить внимание как на звуки, так и на последовательность световых сигналов. Во время очереди игры пользователя нужно воспроизвести увиденный ранее порядок представления стимулов.
    • Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появятся три объекта. Сначала нужно будет как можно быстрее вспомнить порядок представления этих объектов. Далее появятся четыре серии по три объекта, некоторые из которых будут отличаться от ранее увиденных. Необходимо восстановить первоначальную последовательность в том же порядке.
    • Тест на Восстановление VISMEM: в течение пяти-шести секунд на экране будет представлено изображение. За это время нужно постараться запомнить максимальное количество объектов на этом изображении. Затем картинка исчезнет, и пользователь должен будет выбрать верный вариант ответа из предложенных.

    Восстановить, улучшить и стимулировать память

    Все когнитивные способности, включая память, можно улучшить с помощью тренировки. CogniFit («КогниФит») даёт возможность делать это профессионально.

    Пластичность мозга является основой для реабилитации памяти и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи укрепляются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, при тренировке памяти укрепляются нейронные связи задействованных отделов мозга.

    CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это позволило создать персонализированную программу когнитивной стимуляции для каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки памяти и других основных когнитивных функций. По итогам тестирования программа когнитивной стимуляции Cognifit («КогниФит») автоматически предложит персональную когнитивную тренировку для улучшения памяти и других когнитивных функций, которые, согласно оценке, в этом нуждаются.

    Чтобы улучшить память, тренироваться нужно правильно и регулярно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты оценки и реабилитации памяти и других когнитивных функций. Для корректной стимуляции необходимо 15 минут в день, два или три раза в неделю.

    Эта программа доступна онлайн. Разнообразные интерактивные упражнения представлены в виде увлекательных умных игр, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») представит подробный график прогресса когнитивного состояния.

    Лингвисты описали манипулятивные способности эвфемизмов и дисфемизмов

    Santi di Tito / Portrait of Niccolò Machiavelli / Vecchia Cancelleria

    Лингвисты установили, что оценка того или иного действия действительно становится более положительной, если в его описании неприятный термин (например, пытка) заменить семантически связанным нейтральным термином (например, расширенный допрос). Таким образом, используя эвфемизмы или дисфемизмы можно представить одно и то же событие, как в позитивном, так и в негативном ключе, и в целом влиять на отношение к нему людей. Работа опубликована в журнале ScienceDirect.

    Люди используют способность к общению не только для прямого обмена информацией, но и чтобы манипулировать другими. Существует множество исследований, доказывающих влияние языка на мышление и поведение человека (1, 2, 3). Стратегические приемы, например, широко используются в рекламе. Люди охотнее покупают говяжий фарш, если на нем указано «75 процентов постное», а не «25 процентов жирное». Языковая двусмысленность (Doublespeak) может представить неприятное приятным, неэтичное — праведным, а ужасное — приемлемым. Двоякая речь — это не ложные заявления, и не случайный неправильный выбор слов, а намеренное манипулирование языком для искажения истины в пользу говорящего. Ее приемы, эвфемизмы и дисфемизмы часто используются в корыстных целях в политике, рекламе, бизнесе и науке. При этом обращение к эвфемизмам для заботы о чувствительности других (например, о близком человеке «отошел в мир иной» вместо «умер») не относится к двоякому языку, так как в таких случаях не предусмотрен обман и реальность понятна обеим сторонам.

    Причиной, по которой подобная форма обмана может быть особо опасной, является ее скрытый характер. Прибегая ко лжи, человек рискует быть раскрытым и потерять в дальнейшем доверие окружающих. Но говоря правду искусно подобранными словами можно незаметно влиять на формирование общественного мнения. Александр Уокер (Alexander C. Walker) и его коллеги из университета Уотерлу исследовали степень восприимчивости людей к лингвистическим манипуляциям и выяснили экспериментально, может ли простая замена эвфемистического (нейтрального) или дисфемистического (неприятного) термина в описании действия сделать это действие более или менее приемлемым.

    На краудсорсинговой интернет-площадке Amazon Mechanical Turk было отобрано 1605 участников, все резиденты США и с рейтингом одобрения Mechanical Turk HIT от 95 процентов. Оценены были результаты 1597 человек. Данные восьми человек, отвечавших случайным образом, были исключены. Каждый участник получил один доллар США после заполнения восьмиминутной онлайн-анкеты. Испытуемым на каждом из четырех этапов эксперимента предложили оценить 13 пар заявлений, изображающих действия, с соответствующим нейтральным (например, Митчелл, политический активист, протестующий перед зданием мэрии) или неприемлемым термином (например, Митчелл, политический экстремист, протестующий у здания мэрии). Заявления содержали разное количество подробностей, чтобы оценить, влияет ли информированность о событии на его оценку.

    39 процентов участников первого этапа распознали обманчивые формулировки, но, тем не менее, оценили действия, описанные с помощью нейтрального термина (M = 4,12, SD = 1,83), как более приемлемые, чем действия, описанные с помощью неприятного термина (M = 3,18, SD = 1,85). Описания с эвфемизмами оказались менее достойными доверия (M = 3,66, SD = 2,06), чем с дисфемизмами (обман: M = 3,25, SD = 2,05), а ораторов, использующие нейтральные термины для описания событий, посчитали менее честными (M = 4,08, SD = 1,85), чем тех, кто использовал неприятные термины (M = 4,65, SD = 1,87).

    Результаты исследования показывают, что люди часто не замечают скрытого манипулирования. Выбор эвфемистического (дисфемистического) термина в описании способен повлиять на суждения людей. Эффективным способом противостояния лингвистической манипуляции является предоставление дополнительной информации. Чем больше подробностей действия или события известно, тем сильнее снижается (но не устраняется) влияние языкового обрамления.

    Самая очевидная форма обманчивого языка — это ложь, когда говорящий заявляет что-то заведомо неверное, как если бы это было правдой. Такая форма обмана, сопряжена с высоким риском, поскольку пойманные на лжи могут столкнуться с наказанием. Однако более тонкие формы лингвистических манипуляций, такие как стратегическое оформление сообщения или вопроса (1, 2, 3), могут аналогичным образом позволить говорящему влиять на мнение других одновременно избегая репутационных рисков, связанных с ложью.

    О том, как распознать ложь по невербальному поведению собеседника читайте в нашем материале «Сложная ложь заставила лжецов активнее имитировать движения собеседников».

    Рузана Анчек

    Измерение диффузионной способности легких по монооксиду углерода методом одиночного вдоха: стандарты Американского торакального и Европейского респираторного обществ (часть 1-я) | Редакционная

    1. Krogh M. The diffusion of gases through the lungs of man. J. Physiol. (Lond.) 1914; 49 (4): 271–300.

    2. Ogilvie C.M., Forster R.E., Blakemore W.S., Morton J.W. A standardized breath holding technique for the clinical measurement of the diffusing capacity of the lung for carbon monoxide. J. Clin. Invest. 1957; 36 (1, Pt 1): 1–17. DOI: 10.1172/JCI103402.

    3. Graham B.L., Brusasco V., Burgos F. et al. 2017 ERS/ATS standards for single-breath carbon monoxide uptake in the lung. Eur. Respir. J. 2017; 49 (1): pii: 1600016. DOI: 10.1183/13993003.00016-2016.

    4. MacIntyre N., Crapo R., Viegi G. et al. Standardisation of the single-breath determination of carbon monoxide uptake in the lung. Eur. Respir. J. 2005; 26 (4): 720–735. DOI: 10.1183/09031936.05.00034905.

    5. American Thoracic Society. Single-breath carbon monoxide diffusing capacity (transfer factor). Recommendations for a standard technique: 1995 update. Am. J. Respir. Crit. Care Med. 1995; 152 (6, Pt 1): 2185–2198. DOI: 10.1164/ajrccm.152.6.8520796.

    6. Cotes J.E., Chinn D.J., Quanjer P.H. et al. Standardization of the measurement of transfer factor (diffusing capacity). Eur. Respir. J. 1993; 16 (Suppl.): 41–52.

    7. Forster R.E. Exchange of gases between alveolar air and pulmonary capillary blood: pulmonary diffusing capacity. Physiol. Rev. 1957; 37 (4): 391–452. DOI: 10.1152/physrev.1957.37.4.391.

    8. MacIntyre N.R. Diffusing capacity of the lung for carbon monoxide. Respir. Care. 1989; 34: 489–499.

    9. Crapo R.O., Forster R.E. 2nd. Carbon monoxide diffusing capacity. Clin. Chest Med. 1989; 10 92): 187–198.

    10. Wilson A.F., Hearne J., Brennen M., Alfonso R. Measurement of transfer factor during constant exhalation. Thorax. 1994; 49 (11): 1121–1126.

    11. Leathart G.L. Steady-state diffusing capacity determined by a simplified method. Thorax. 1962; 17 (4): 302–307. DOI: 10.1136/thx.17.4.302.

    12. Meyer M., Scheid P., Riepl G. et al. Pulmonary diffusing capacities for O2 and CO measured by a rebreathing technique. J. Appl. Physiol. Respir. Environ. Exerc. Physiol. 1981; 51 (6): 1643–1650. DOI: 10.1152/jappl.1981.51.6.1643.

    13. Weibel E.R. Morphometric estimation of pulmonary diffusion capacity: I. Model and method. Respir. Physiol. 1971; 11 (1): 54–75. DOI: 10.1016/0034-5687(70)90102-7.

    14. Forster R.E., Fowler W.S., Bates D.V., van Lingen B. The absorption of carbon monoxide by the lungs during breath-holding. J. Clin. Invest. 1954; 33 (8): 1135–1145/ DOI: 10.1172/JCI102987.

    15. MacIntyre N.R., Leatherman N., Deitz J.L. et al. Distribution and uptake of helium, carbon monoxide and acetylene in the lungs during high frequency oscillatory ventilation. Respir. Physiol. 1986; 63 (2): 201–212.

    16. Comroe J.H. Jr. Pulmonary diffusing capacity for carbon monoxide (DLCO). Am. Rev. Respir. Dis. 1975; 111 (2): 225–228.

    17. Roughton F.J., Forster R.E. Relative importance of diffusion and chemical reaction rates in determining rate of exchange of gases in the human lung, with special reference to true diffusing capacity of pulmonary membrane and volume of blood in the lung capillaries. J. Appl. Physiol. 1957; 11 (2): 290–302. DOI: 10.1152/jappl.1957.11.2.290.

    18. Michaelson E.D., Sackner M.A., Johnson R.L. Jr. Vertical distribution of pulmonary diffusing capacity and capillary blood flow in man. J. Clin. Invest. 1973; 52 (2): 359–365. DOI: 10.1172/JCI107192.

    19. MacIntyre N.R., Nadel J.A. Regional diffusing capacity in normal lungs during a slow exhalation. J. Appl. Physiol. Respir. Environ. Exerc. Physiol. 1982; 52 (6): 1487–1492. DOI: 10.1152/jappl.1982.52.6.1487.

    20. Hughes J.M., Pride N.B. In defense of the carbon monoxide transfer coefficient KCO (TL/VA). Eur. Respir. J. 2001; 17 (2): 168–174.

    21. Stam H., Versprille A., Bogaard J. The components of the carbon monoxide diffusing capacity in man dependent on alveolar volume. Bull. Eur. Physiopathol. Respir. 1983; 19 (1): 17–22.

    22. Johnson D.C. Importance of adjusting carbon monoxide diffusing capacity (DLCO) and carbon monoxide transfer coefficient (KCO) for alveolar volume. Respir. Med. 2000; 94 (1): 28–37. DOI: 10.1053/rmed.1999.0740.

    23. Filley G.F., MacIntosh D.J., Wright G.W. Carbon monoxide uptake and pulmonary diffusing capacity in normal subjects at rest and during exercise. J. Clin. Invest. 1954; 33 (4): 530–539. DOI: 10.1172/JCI102923.

    24. Leech J.A., Martz L., Liben A., Becklake M.R. Diffusing capacity for carbon monoxide: the effects of different durations of breath-hold time and alveolar volume and of carbon monoxide back pressure on calculated results. Am. Rev. Respir. Dis 1985; 132 (5): 1127–1129.

    25. McGrath M.W., Thomson M.L. The effect of age, body size and lung volume change on alveolar-capillary permeability and diffusing capacity in man. J. Physiol. (Lond.) 1959; 146 (3): 572–582.

    26. Newth C.J., Cotton D.J., Nadel J.A. Pulmonary diffusing capacity measured at multiple intervals during a single exhalation in man. J. Appl. Physiol. 1977; 43 (4): 617–625. DOI: 10.1152/jappl.1977.43.4.617.

    27. Graham B.L., Dosman J.A., Cotton D.J. A theoretical analysis of the single breath diffusing capacity for carbon monoxide. IEEE Trans. Biomed. Eng. 1980; 27 (4): 221–227.

    28. Huang Y.C., Helms M.J., MacIntyre N.R. Normal values for single exhalation diffusing capacity and pulmonary capillary blood flow in sitting, supine positions and during mild exercise. Chest. 1994; 105 (2): 501–508.

    29. Stam H., Kreuzer F.J., Versprille A. Effect of lung volume and positional changes on pulmonary diffusing capacity and its components. J. Appl. Physiol. 1991; 71 (4): 1477–1488. DOI: 10.1152/jappl.1991.71.4.1477.

    30. Stokes D.L., MacIntyre N.R., Nadel J.A. Nonlinear increases in diffusing capacity during exercise by seated and supine subjects. J. Appl. Physiol. Respir. Environ. Exerc. Physiol. 1981; 51 (4): 858–863. DOI: 10.1152/jappl.1981.51.4.858.

    31. Johnson R.L. Jr., Spicer W.S., Bishop J.M., Forster R.E. Pulmonary capillary blood volume, flow and diffusing capacity during exercise. J. Appl. Physiol. 1960; 15: 893–902. DOI: 10.1152/jappl.1960.15.5.893.

    32. Smith T.С., Rankin J. Pulmonary diffusing capacity and the capillary bed during Valsalva and Müller maneuvers. J. Appl. Physiol. 1969; 27 (6): 826–833. DOI: 10.1152/jappl.1969.27.6.826.

    33. Cotes J.E., Snidal D.P., Shepard R.H. Effect of negative intra-alveolar pressure on pulmonary diffusing capacity. J. Appl. Physiol. 1960; 15: 372–376. DOI: 10.1152/jappl.1960.15.3.372.

    34. Cotton D.J., Mink J.T., Graham B.L. Effect of high negative inspiratory pressure on single breath CO diffusing capacity. Respir. Physiol. 1983; 54 (1): 19–29.

    35. Cotton D.J., Prabhu M.B., Mink J.T., Graham B.L. Effects of ventilation inhomogeneity on DLCO SB-3EQ in normal subjects. J. Appl. Physiol. 1992; 73 (6): 2623–2630. DOI: 10.1152/jappl.1992.73.6.2623.

    36. Cotton D.J., Prabhu M.B., Mink J.T., Graham B.L. Effect of ventilation inhomogeneity on “intrabreath” measurements of diffusing capacity in normal subjects. J. Appl. Physiol. 1993; 75 (2): 927–932. DOI: 10.1152/jappl.1993.75.2.927.

    37. Epler G.R., Saber F.A., Gaensler E.A. Determination of severe impairment (disability) in interstitial lung disease. Am. Rev. Respir. Dis 1980; 121 (4): 647–659.

    38. Viegi G., Paoletti P., Di Prediletto R. et al. Carbon monoxide diffusing capacity, other indices of lung function, and respiratory symptoms in a general population sample. Am. Rev. Respir. Dis. 1990; 141 (4, Pt 1): 1033–1039. DOI: 10.1164/ajrccm/141.4_Pt_1.1033.

    39. Nordenfelt I., Svensson G. The transfer factor (diffusing capacity) as a predictor of hypoxemia during exercise in restrictive and chronic obstructive pulmonary disease. Clin. Physiol. 1987; 7 (5): 423–430.

    40. Gelb A.F., Gold W.M., Wright R.R. et al. Physiologic diagnosis of subclinical emphysema. Am. Rev. Respir. Dis. 1973; 107 (1): 50–63.

    41. Rosenberg E., Young R.C. Jr. Potential value of diffusing capacity per liter of lung volume (DL/VA) for early detection of alveolar capillary defects. Lung. 1979; 157 (1): 23–29.

    42. Renzetti A.D., Bleecker E.R., Epler G.R. et al. Evaluation of impairment/disability secondary to respiratory disorders. Am. Rev. Respir. Dis. 1986; 133 (6): 1205–1209.

    43. Owens G.R., Rogers R.M., Pennock B.E., Levin D. The diffusing capacity as a predictor of arterial oxygen desaturation during exercise in patients with chronic obstructive pulmonary disease. N. Engl. J. Med. 1984; 310 (19): 1218–1221. DOI: 10.1056/NEJM198405103101903.

    44. Morrison N.J., Abboud R.T., Ramadan F. et al. Comparison of single breath carbon monoxide diffusing capacity and pressure-volume curves in detecting emphysema. Am. Rev. Respir. Dis 1989; 139 (5): 1179–1187. DOI: 10.1164/ajrccm/139.5.1179.

    45. Gould G.A., Redpath A.T., Ryan M. et al. Lung CT density correlates with measurements of airflow limitation and the diffusing capacity. Eur. Respir. J. 1991; 4: 141–146. Available at: https://erj.ersjournals.com/content/erj/4/2/141.full.pdf

    46. Bates D. Uptake of CO in health and emphysema. Clin. Sci. 1952; 11: 21–32.

    47. Clausen J.L., Zarins L.P., eds. Pulmonary function testing guidelines and controversies: equipment, methods and normal values. New York: Academic Press; 1982.

    48. Quanjer P.H. Standardized lung function testing. Bull. Eur. Physiopathol. Respir. 1983; 19 (Suppl. 5): 39–44.

    49. Morris A., Kanner R.E., Crapo R. et al. Clinical pulmonary function testing: a manual of uniform laboratory procedures. The 2nd Edition. Salt Lake City: Intermountain Thoracic Society; 1984.

    50. Cotes J., ed Lung function: Assessment and Application in Medicine. The 5th Edition. London: Blackwell Scientific Publications; 1993.

    51. Cotes J. Effect of variability in gas analysis on the reproducibility of the pulmonary diffusing capacity by the single breath method. Thorax. 1963; 18: 151–154. DOI: 10.1136/thx.18.2.151.

    52. Chinn D.J., Naruse Y., Cotes J.E. Accuracy of gas analysis in lung function laboratories. Thorax. 1986; 41 (2): 133–137. DOI: 10.1136/thx.41.2.133

    53. Graham B.L., Mink J.T., Cotton D.J. Implementing the three-equation method of measuring single breath carbon monoxide diffusing capacity. Can. Respir. J. 1996; 3 (4): 247–257. DOI: 10.1155/1996/567450.

    54. Gardner R.M., Clausen J.L., Crapo R.O. et al. Quality assurance in pulmonary function laboratories. ATS position paper. Am. Rev. Respir. Dis. 1986; 134 (3): 625–627.

    55. Glissmeyer E.W., Jensen R.L., Crapo R.O. et al. Initial testing with a carbon monoxide diffusing capacity simulator. J. Invest. Med. 1999; 47: 37A.

    56. Hegewald M.J., Jensen R.L., Teeter J.G. et al. Long-term intersession variability for single-breath diffusing capacity. Respiration. 2012; 84 (5): 377–384. DOI: 10.1159/000334699.

    57. Okubo T., Lenfant C. Calibration of gas chromatograph without standardized gas mixtures. Respir. Physiol. 1968; 4 (2): 255–259.

    58. Jensen R.L., Crapo R.O. Diffusing capacity: how to get it right. Respir. Care. 2003; 48 (8): 777–782. Available at: http://rc.rcjournal.com/content/48/8/777?ijkey=56e479eaa589c562ad77ade6cdc8206525bdf8ad&keytype2=tf_ipsecsha

    59. Miller M.R., Hankinson J., Brusasco V. et al. Standardisation of spirometry. Eur. Respir. J. 2005; 26 (2): 319–338. DOI: 10.1183/09031936.05.00034805.

    60. Miller M.R., Crapo R., Hankinson J. et al. General considerations for lung function testing. Eur. Respir. J. 2005; 26 (1): 153–161. DOI: 10.1183/09031936.05.00034505.

    61. Kendrick A.H., Johns D.P., Leeming J.P. Infection control of lung function equipment: a practical approach. Respir. Med. 2003; 97 (11): 1163–1179. DOI: 10.1016/S0954-6111(03)00223-3.

    личностный потенциал — зачем, что и как?

    Если капитал — понятие, заимствованное из экономики, то потенциал — понятие, заимствованное из физики, физико-энергетическая метафора. Потенциальная энергия — это, как известно из школьного курса физики, способность выполнять работу. ЛП — это способность выполнять работу личности. Пьер Жане писал, что личность и есть работа личности. Многие авторы писали про разные виды такой работы: Л. С. Выготский — про труд восприятия искусства; З. Фрейд — про работу бессознательного; Э. Линдеманн — про работу горя; Ф. Василюк — про работу переживания и т. д. Все эти виды работы — это различные формы саморегуляции.

    Саморегуляция сопряжена с энергозатратами. В частности, когда человек решает какую-то задачу, связанную с саморегуляцией, снижается его способность выполнять физические усилия, и наоборот, приложение физических усилий снижает способность выполнять работу саморегуляции, поскольку и то и другое основано на одних и тех же источниках энергии (Baumeister a. o., 1998).

    Личностный потенциал — это потенциал саморегуляции, система индивидуальных различий, связанных с успешностью управления психологической энергетикой.

    Саморегуляция — это универсальный объяснительный принцип активности живых и квазиживых систем, направляемых целями или другими высшими критериями желательного, альтернатива идее линейной причинности (см. Леонтьев, 2011; 2016). Основа саморегуляции — механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам. Это движение, которое постоянно управляется нашим контактом с реальностью. Для саморегуляции нужен передаточный механизм от наших желаний и намерений к действиям. Этот механизм нарушается в случае выученной беспомощности (разрыв связи между усилиями и результатом). Необходимо также постоянное тестирование реальности, контакт с реальностью, понимание того, что есть на самом деле, — то, чего очень не хватает в современном мире. Не случайно одна из самых острых проблем массового сознания — проблема размывания реальности, трудность различения того, что является истиной, реальностью, а что — фейком.

    Когда младенец появляется на свет, у него есть способность воспринимать внешнюю стимуляцию, если у него всё в порядке с органами чувств, есть способность делать спонтанные движения, есть внутренние ощущения, которые вызывают у ребёнка плач, если что-то не так, но все они не связаны между собой. Система саморегуляции возникает, когда все они связаны воедино, когда ребёнок уже в состоянии связать свои внутренние чувства, которые идут от желудка или откуда-то ещё, с той стимуляцией, которая приходит из внешнего мира, и с теми действиями, которые делаются для того, чтобы сначала спонтанно, а потом постепенно более и более целенаправленно избавиться от неприятных ощущений и приобрести приятные. Другими словами, саморегуляция — это складывающаяся при жизни функциональная система, соединяющая воедино разные компоненты наших отношений с миром. Соответственно, ЛП является складывающимся прижизненно системным образованием, но не формируемым, а эмерджентным, складывающимся в ходе самоорганизации. Саморегуляцию и ЛП нельзя сформировать, но можно поддержать этот процесс (или помешать ему).

    Личностный потенциал — это те особенности личности, которые стоят за хорошей саморегуляцией и позволяют предсказывать успешную саморегуляцию. При хорошей саморегуляции система непрерывно совершенствуется до полного исчерпания ресурсов, которые определяются понятиями «старость» и «смерть». Плохая саморегуляция приводит к саморазрушению системы при достаточных ресурсах.

    Определение способностей от Merriam-Webster

    умение | \ ə-ˈbi-lə-tē \

    : качество или состояние возможности способность почвы удерживать воду особенно : физическая, умственная или юридическая сила что-либо делать способность писателя заинтересовать читателя сделала работу в меру своих возможностей [= как могла]

    б : умение что-то делать : умение художественные способности 2 : естественные способности или приобретенные навыки ученики с разными способностями

    варианты: или реже -способность

    : способность, приспособленность или склонность действовать или подвергаться действию (определенным) образом агглютин способность

    способность — определение и значение

  • Тратить сверх способности — ужасная черта для любого, но в правительстве это преступно.

    Дом голосует за покупку национального парка за пределами США!

  • И эта способность аналогична хорошему письму с проницательными вещами.

    Еще долларовые купюры на тротуаре, Брайан Каплан | EconLog | Библиотека экономики и свободы

  • Я уверен, что способность есть, но знаю, что мой опыт использования ее не очень многообещающий.

    Дорогой Джереми

  • «Эта способность обычно связана с кампаниями прямого маркетинга, такими как телемаркетинг, маркетинг по электронной почте или прямая рассылка».

    Форм Шторм: Эртугрул говорит

  • Тратить сверх способности — ужасная черта для любого, но в правительстве это преступно.

    Дом голосует за покупку национального парка не в У.С.!

  • Эта способность — единственный надежный ключ к разгадке его тайного происхождения; это также причина, по которой его преследует Рахул Моге, единственный человек с этой способностью.

    ОБЗОР: Лучшая научная фантастика года № 25 под редакцией Гарднера Дозуа

  • Именно многочисленные слои Индонезии позволили умеренному исламу процветать в этой стране с населением 240 миллионов человек, — сказал Хасим, объяснив, что NU занял позицию умеренности, которую он назвал способностью балансировать между верой и терпимостью.

    Сара Шонхардт: Жертвенный пир в Индонезии

  • Клейтон разработала первые эмпирические тесты на мудрость, которые она определила как способность приобретать знания и анализировать их как логически, так и эмоционально, продолжая работу, начатую Сократом примерно в то время, когда Пелопоннесская война начала превращаться в то, что мы назвал бы «болото».

    Не забывайте сов

  • Он был красноречивым, что я определяю как способность брать сложные вещи и делать их простыми для понимания жюри ваших коллег.

    Edwards Coins Новая фраза для эскалации: «Доктрина Маккейна»

  • Почему все другие кандидаты были и полностью связаны своим голосом — который я определяю как способность полностью и полно сообщить, кто вы, что вы отстаиваете и почему вам следует доверить президентство?

    Адам Хэнфт: Хиллари не нашла голоса, она показывала целесообразность

  • определение способностей из The Free Dictionary

    все — рыба, которая попадает в его сети Пословица, описывающая удачу того, для кого ничего не идет наперекосяк из-за, казалось бы, врожденной способности превращать все в прибыль.Большинство рыбаков ожидают обнаружить в своих сетях нежелательных животных или мусор, но случайная рыболовная сеть переполняется только ценной рыбой. Это выражение используется для обозначения человека, обладающего исключительной способностью разрабатывать неизменно успешные схемы и делать неизменно прибыльные финансовые вложения.

    green thumb Способность выращивать растения выше среднего; умение успешно выращивать и размножать растения. Эта фраза и ее вариант зеленые пальцы датируются началом 1900-х годов.«Зеленый палец» подобен волшебному прикосновению, которое способствует быстрому росту. Хотя эту фразу обычно можно услышать в контексте садоводства, она может относиться к любой врожденной способности заставлять вещи расти и процветать.

    «Успех с деньгами часто случается», — вздохнула она. «Чтобы он рос, нужны« зеленые пальцы »». ( Daily Telegraph , 26 апреля 1969 г.)

    держать руку в руке Чтобы практиковать, баловаться, поддерживать свои навыки в определенной деятельности. Выражение обычно подразумевает спорадический или прерывистый интерес и активность.

    Знай свою фасоль См. ЗНАНИЯ .

    касание Мидаса Странная способность зарабатывать деньги; предпринимательская экспертиза. Мидасу, легендарному королю Фригии, была дарована божественная сила превращать все, к чему он прикасается, в золото. Боги освободили Мидаса от его власти, когда царь понял, что все, к чему он прикасается, включая еду и его дочь, превратилось в золото. Это выражение все еще широко используется и часто описывает способности предпринимателя зарабатывать деньги.

    Пикассо с его прикосновением к Мидасу сначала попытался сделать линолевую вырезку более достойной средой. ( Times, , июль 1960 г.)

    Сыграйте прямо сейчас Чтобы знать, что вы делаете, чтобы знать свой бизнес. Этот бритизм происходит от игры в крикет.

    в порядке рождения См. СОСТОЯНИЕ .

    Живописные выражения: тематический словарь, 1-е издание. © 1980 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

    Определение способностей в Медицинском словаре

    Обсуждение пациентом способностей

    Q.Как алкоголь влияет на способность к обучению? Есть ли информация о проблемах с обучением из-за употребления алкоголя?

    A. КАЖДЫЙ РАЗ ВЫ ПРИНИМАЕТЕ НАПИТОК, ЭТО УБИВАЕТ МОЗГОВЫЕ КЛЕТКИ … У ЖЕНЩИН .. Алкоголь вызывает дефекты рождения, в основном проблемы с обучением и другие дефекты … Если вы молодой человек, Я ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ БОЛЬШЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТЕ ПИТЬЕ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВЛИЯЕТ НА ВАШЕ ОБУЧЕНИЕ ,,,, MRFOOT56

    В. Может ли инфекция мочевого пузыря повлиять на способность мужчин заниматься сексом?

    А. Я не слышал о такой ассоциации. Однако это всего лишь общее заявление, поэтому, если у вас есть какие-либо опасения, вы можете обратиться к врачу.

    Вы можете узнать больше здесь:
    www.nlm.nih.gov/medlineplus/ency/article/000521.htm

    В. Из чего состоит лечение рака простаты и влияет ли оно на способность мужчин заниматься сексом? У нашего очень близкого друга был диагностирован рак простаты (на самом деле это * не * мой партнер или я!), И мы задавались вопросом, какие варианты лечения могут быть у него.Если удаляют предстательную железу, лишает ли это возможности заниматься сексом?

    A. Существует новая процедура, называемая процедурой да Винчи, которая является минимально инвазивной и с меньшей вероятностью приведет к повреждению нерва, вызывающему импотенцию. Однако это все же риск, как и риск недержания мочи. И даже если вы не импотент, ваши оргазмы будут сухими — семенная жидкость вырабатывается простатой. Существуют и другие процедуры, например, имплантация радиоактивных «семян» в простату.Насколько я понимаю, риск импотенции от той или любой другой лучевой процедуры выше, чем при хирургии да Винчи, но меньше, чем при традиционной хирургии. В более запущенных случаях могут быть рекомендованы химиотерапия и более широкое облучение.
    Моему брату сделали процедуру да Винчи, и он может заниматься сексом.

    Дополнительные обсуждения возможностей

    Этот контент предоставляется iMedix и регулируется Условиями iMedix. Вопросы и ответы не одобряются и не рекомендуются и предоставляются пациентами, а не врачами.

    Определение и значение способности | Словарь английского языка Коллинза

    Примеры ‘способности’ в предложении

    способность

    Эти примеры были выбраны автоматически и могут содержать конфиденциальный контент.Подробнее… Он спортсмен и обладает большими способностями.

    Солнце (2016)

    Он сказал мне, что природные способности далеко не уведут тебя.

    Times, Sunday Times (2017)

    У них большие технические возможности в полузащите.

    Times, Sunday Times (2016)

    У него была сверхъестественная способность выполнять подкаты.

    The Sun (2016)

    Но взаимосвязь между шахматными навыками и когнитивными способностями у опытных игроков все еще существует.

    Times, Sunday Times (2016)

    Футбол обладает прекрасной способностью привлечь внимание к проблеме на время, прежде чем луч будет сфокусирован в другом месте.

    Times, Sunday Times (2016)

    На протяжении большей части истории науки люди считали себя уникальными по своим когнитивным способностям.

    Smithsonian Mag (2017)

    Делайте это усердно и достаточно часто, и инсулин потеряет способность очаровывать глюкозу в ваших клетках.

    Times, Sunday Times (2017)

    Он сказал, что это продемонстрировало «нашу способность усиливать наши преимущества и повышать нашу конкурентоспособность».

    Солнце (2016)

    Все остальное следует за надежной защитой и уверенностью в своей способности оставаться дома.

    Times, Sunday Times (2016)

    Подробнее …

    У вас есть сочетание способностей и уверенности, которые вам нужны на работе или в поиске работы.

    Солнце (2012)

    Все они обладали такими природными способностями, которые заставляют остальных из нас глазеть.

    Times, Sunday Times (2006)

    Дело не в их технических возможностях.

    Times, Sunday Times (2011)

    Его сила в СМИ и его способность проводить кампании — его огромная сила.

    Times, Sunday Times (2010)

    Это тот, который должен убедить избирателей в своей компетентности и способности действовать.

    Times, Sunday Times (2013)

    Ученики должны посещать школы только с оценками по способностям.

    Times, Sunday Times (2008)

    Это может многое рассказать о вашем собственном стиле управления и лидерских качествах.

    Христианство сегодня (2000)

    Их сверхъестественная и неизменная способность максимально усложнять себе жизнь.

    Солнце (2013)

    Вы теряете способность быстро развиваться.

    Times, Sunday Times (2012)

    Нам нужны преподаватели, которые могут сочетать в себе множество разных способностей и навыков.

    Times, Sunday Times (2007)

    Их особенным качеством была способность работать как разумно, так и коммерчески.

    Times, Sunday Times (2013)

    Это еще больше снизило мою уверенность в их способности сделать то, что требовалось для победы в этой войне.

    Адмирал Сэнди Вудворд, с Патриком Робинсоном СОТНИ ДНЕЙ (2003)

    Кажется, у нее достаточно веры и природных способностей.

    Times, Sunday Times (2008)

    Если он развернется и покажет свои способности, то он станет настоящим активом.

    Times, Sunday Times (2014)

    Он привнес в свою работу поразительный ум, а также технические способности.

    The Times Literary Supplement (2014)

    Потерять способность преследовать было бы очень разрушительно.

    Times, Sunday Times (2007)

    Он сделал, как было сказано, но в конечном итоге поставил под угрозу свои значительные спортивные способности.

    Times, Sunday Times (2007)

    Тесты и сканирование мозга также показали улучшение языковых навыков, памяти и когнитивных способностей.

    Times, Sunday Times (2008)

    У него большие способности, и он может бегать весь день.

    Солнце (2010)

    У компании есть учебный центр в Сноудонии, где люди проверяют свои лидерские способности в группах.

    Times, Sunday Times (2012)

    В противном случае ему не хватит компетентности, способностей и силы в тех областях, в которых он нуждается в них больше всего.

    Питер Ф. Друкер УПРАВЛЕНИЕ: задачи, обязанности, практика (1974)

    Синонимы и антонимы способностей | Synonyms.com

    способность

    Мощность — это наиболее общий термин этой группы, включающий все качества, свойства или способность , с помощью которых происходит или может быть произведено любое изменение, эффект или результат; как, власть законодательного органа принимать законы или исполнительной власти обеспечивать их исполнение; power кислоты для коррозии металла; мощность полированной поверхности для отражения света. Способность почти одинакова с степенью , но не достигает положительности и силы, которые могут быть включены в значение мощности , способности часто подразумевает скрытую, в отличие от активной мощности ; мы говорим о проявлении силы , но не о проявлении способности . Мощность и способность включает мощность , что составляет мощность для приема; но способность часто отличается от емкости , как мощность, которая может проявляться в действии, поскольку емкость находится в приеме; можно обладать большой способностью для приобретения знаний и все же не обладать способностью учить. Эффективность — активная мощность для достижения определенного результата, мощность , которая действительно дает, в отличие от того, что может делать. Компетентность по случаю, готовность подсказка по случаю. Факультет — врожденное качество ума или тела; талант , какие-то особые умственные способности . Ловкость и умение — это готовность и ловкость в действии, имеющие особую цель; талант врожденный, ловкость и умение в основном приобретены.Наши способности включают нашу естественную способность , способности и таланты со всей ловкостью , умением и готовностью , которые могут быть приобретены. Эффективность — это способность производить намеченный эффект, показанный при его производстве; как, эффективность лекарственного средства. КПД — исполнительное агентство, компетентное мощность ; Эффективность применяется в механике как отношение производимого эффекта к мощности , затраченной на его создание; но это слово в основном используется в отношении разумных агентов как обозначение качества, которое заставляет всю силу действовать быстро и с наилучшей целью в деле, которое должно быть сделано.Сравните АДРЕС; ЛОВКОСТЬ; УМНЫЙ.

    Синонимы:
    способности, способности, способности, сообразительность, убедительность, компетентность, ловкость, действенность, эффективность, энергия, профессионализм, способность, сила, мощь, квалификация, готовность, умение, сила, восприимчивость, талант

    Антонимы:
    неловкость, тупость, беспомощность, беспомощность, слабоумие, бессилие, неспособность, неспособность, неспособность, некомпетентность, неэффективность, неумелость, глупость, неумелость, слабость

    Различные способности в сравнении с инвалидностью: Почему язык имеет значение 2, сила слов

    а повседневный язык влияет на то, как люди думают и чувствуют то, о чем говорят.Именно по этой причине так важно правильно владеть языком при обсуждении тем с участием сообщества людей с ограниченными возможностями.

    Есть много слов и фраз, которые большинство людей не умеют произносить. Независимо от того, используете ли вы эти термины серьезно или в шутливой манере, слова «оспариваемый» и «инвалид» — это лишь несколько слов, которые, по мнению многих, являются покровительственными и откровенно оскорбительными.

    Однако фраза «инвалиды» ​​вошла в моду в последние несколько лет как заменитель слова «инвалид», которого многие избегают, потому что оно все еще имеет негативный оттенок.Говоря о человеке с инвалидностью или о нем, многие люди используют фразу с ограниченными возможностями, потому что это кажется безобидным термином, который фокусируется на том, что человек может делать, а не на инвалидности, и большинство людей, которые используют этот термин, имеют в виду добро. Но, как и в случае с более явно оскорбительными терминами, такими как инвалиды или инвалиды, многие люди считают оскорбительным быть называться инвалидами.

    Почему разные способности оскорбительны

    Термин «разные способности» имеет хорошее значение, и неудивительно, что многие люди думают, что было бы предпочтительнее сосредоточить внимание на способностях, а не на инвалидности.Однако именно по этой причине многие люди считают этот термин по-разному оскорбительным. Притворяться, что состояние здоровья — это просто набор интересных способностей, и игнорировать инвалидизирующее состояние — это не то, на что способны многие люди, живущие с нарушениями развития, психическими, физическими или другими нарушениями здоровья; вот почему этот термин воспринимается как покровительственный.

    Обзвонить кого-то с ограниченными возможностями не было бы унизительным, если бы этот человек действительно обладал набором способностей, отличным от обычного человеческого тела, такими как сверхчеловеческая сила или способность читать мысли.Но нормального человеческого тела нет. Все разные. И люди с ограниченными возможностями — не единственные люди с ограниченными возможностями. У некоторых людей карие глаза, у некоторых голубые глаза, а у других — карие глаза. Некоторым людям нужны костыли для ходьбы, некоторым — инвалидное кресло, а третьи могут ходить без посторонней помощи. Нет одинаковых, и у всех разные способности.

    Но когда у вас есть физическое, умственное состояние, нарушение развития или другое состояние здоровья, это означает, что ваше тело мешает многим или всем повседневным действиям.Для большинства людей в этих способностях нет ничего необычного. Это вообще не способности. Это состояния здоровья, которые приводят к потере трудоспособности.

    Многие люди с ограниченными возможностями сталкиваются с более высоким уровнем безработицы, чем трудоспособные люди, из-за дискриминации и отсутствия жилья. Таким образом, обращение к инвалидности как к другой способности игнорирует трудности, с которыми люди с инвалидностью сталкиваются ежедневно, и, по понятным причинам, приводит в ярость, когда кто-то говорит: «Вы не инвалид. Просто у тебя другие способности! » или «Единственная инвалидность — плохое отношение!» или «Увидеть способность!»

    Поскольку слова «разные способности» и «разные способности» звучат как ободряющие слова, они действительно кажутся теми терминами, которые вам следует использовать, чтобы избежать оскорблений.Но сосредоточение внимания на предполагаемой положительной стороне вещей и избежание инвалидности лишь по-прежнему делает инвалидность отрицательной вещью и чем-то, чего стоит стыдиться.

    Инвалид — это не плохое слово

    Избегать слова «инвалид» в попытке дестигматизировать сообщество инвалидов — это хорошо, но, в конце концов, это только вызывает больше проблем и учит людей, что это неприемлемо для быть отключенным.

    Когда вы говорите о своем друге или члене семьи, у которого есть физическое, умственное, психическое заболевание, нарушение развития или другое состояние здоровья, часто вы слышите людей, и даже родители говорят: «О нет, она не инвалид.У нее разные способности. И многие люди призывают других людей, страдающих инвалидностью, не рассматривать свое состояние как инвалидность, даже если оно сильно влияет на их жизнь. Такое отношение создает впечатление, что в инвалидности есть что-то постыдное.

    Но слова «инвалид» и «инвалидность» — не ругательства. Они являются идентификаторами, и если продолжать ходить вокруг этих слов на цыпочках, это звучит так, как будто они плохие. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь инвалидность, наличие такой инвалидности не делает человека меньше, чем тот, кто не страдает инвалидностью, а использование слов «инвалид» и «инвалидность» показывает людям, что в инвалидности нет ничего плохого.

    Если слово «инвалид» по-прежнему будет восприниматься как плохое, а к инвалидности по-прежнему будут относиться как к позору, который необходимо преодолеть, тогда к людям с ограниченными возможностями никогда не будут относиться одинаково. «Видеть способности» и «видеть разные способности» никогда не приведут к равенству. Людям с ограниченными возможностями нужно, чтобы общество признало, что быть инвалидом — это нормально, чтобы можно было приспособиться, уровень безработицы для людей с ограниченными возможностями мог снизиться, а люди с ограниченными возможностями могли иметь равенство.

    Выбор человека

    Многие хотят побудить людей, имеющих инвалидность, не определять себя по инвалидности, и фраза «инвалиды» ​​кажется хорошим способом поддержать это; однако слово «отключен» является идентификатором, и то, что кто-то использует его для описания своего состояния здоровья, не означает, что они определяют себя им. Они просто описывают это.

    Раздел: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *