Трудолюбие это определение для детей: ТРУДОЛЮБИЕ это

Автор: | 08.09.1971

Содержание

это, определение слова, понятие. Что такое Трудолюбие, значение, словарь, энциклопедия

Трудолюбие — ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, с одной стороны, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, а с другой — на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности. Понятно, что для воспитания трудолюбивой личности необходимо так «-форматировать»- социальную ситуацию ее развития, чтобы, во-первых, она сама отдавала себе отчет в смысловой нагрузке трудовой деятельности, видела результаты своей трудовой активности, а, во-вторых, ее целеустремленность, добросовестность, ответственность и удовлетворенность самим процессом труда адекватно санкционировались со стороны как группы членства (которая в связи с этим, как правило, приобретает статус референтной), так и со стороны широкого социума. Одним из важнейших созидающих ресурсов формирования подлинного трудолюбия личности является психологический феномен вложенного труда, «-состоящий в том, что субъект в большей степени, чем другими компонентами (например, затраченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности, в особенности творческие.

Вследствие своей социальной сущности субъект испытывает потребность в том, чтобы ценимое и переживаемое им как вложенный труд стало предметом признания и положительной оценки со сторон других. При игнорировании вложенного труда личности у нее падает мотивация, появляются равнодушие, безразличие- последующая деятельность выполняется формально, без мотивационного напряжения, необходимого для высокого уровня достижений»- (А. -И. -Липкина). Следует специально отметить, что трудолюбие как черта личности и, главное, как некая форма проявления активности в рамках жизнедеятельности реально функционирующей малой группы принципиально по-разному оценивается в зависимости от уровня социально-психологического развития конкретного сообщества. При этом необходимо понимать, что трудолюбие практически напрямую связано с таким немаловажным в психологическом плане феноменом межличностных отношений, как атрибуция ответственности за успех и неудачу совместной деятельности членов группы.

Как правило, трудолюбивые люди достаточно адекватно оценивают свой вклад в решение общегрупповой задачи, иногда даже приуменьшая свой вклад в ее успешное выполнение.

При этом в группах высокого социально-психологического развития реальное проявление трудолюбия той или иной личностью чаще всего интерпретируется как вполне нормативная активность, в то время как в группах низкого уровня развития подобная активность обычно рассматривается как сверхнормативная и при этом оценивается порой негативно, так как проявляющей трудолюбие личности нередко приписываются неадекватные мотивы — «-хочет выставить себя на показ»-, «-выслуживается»- и т. -п.

В рамках концепции психосоциального развития Э. -Эриксон выделял совершенно определенный возрастной этап — с 6 до 12 лет, критический с точки зрения формирования трудолюбия как одной из стержневых черт личности. На этом этапе ведущей потребностью развития ребенка является переход от «-виртуального»- проникновения в мир взрослых через игру к самостоятельному либо в кооперации с другими людьми создания реальных продуктов, востребованных и оцененных обществом. Как пишет Э. -Эриксон, «-ощущение себя способным делать разные вещи, и делать их хорошо или даже в совершенстве, я назвал

чувством созидания»-. Внешним подкреплением этой потребности, во всяком случае в цивилизованных странах, является начало школьного обучения, что полностью соответствует как актуальным потребностям, так и результатам предшествующего развития (естественно, в том случае, если более ранние психосоциальные кризисы получили позитивное разрешение), поскольку «-именно в конце периода развитого воображения ребенок проявляет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисциплину и выполняет определенные требования взрослых. Его переполняет желание конструировать и планировать вместо того, чтобы приставать к другим детям или провоцировать родителей и воспитателей»-. По мнению Э. -Эриксона, «-…в социальном отношении эта стадия — решающая. Поскольку созидание включает производство предметов рядом и вместе с другими людьми, то первое чувство разделения труда и различия возможностей — чувство
технологического этоса
культуры — развивается в это время. Поэтому культурные формы и вытекающие из господствующей технологии манипуляции должны осмысленно дойти до школьной жизни, поддерживая в каждом ребенке чувство компетентности — то есть свободное упражнение своих умений, интеллекта при выполнении серьезных задач, не затронутых инфантильным чувством неполноценности. Это — основа для кооперативного участия в продуктивной взрослой жизни»-.

Вполне понятно, что в этих условиях критически выжными, с точки зрения формирования трудолюбия, у ребенка являются особенности образовательной системы в целом, конкретной школы и конкретного учителя. Перед начальной школой стоит крайне сложная диалектическая задача — донести до ребенка необходимость определенного самоограничения в сочетании с внешним нормированием в условиях совместной с другими детьми и взрослыми деятельности при одновременном сохранении достаточного для проявления индивидуальной инициативы и творчества пространства.

Между тем, анализируя процесс обучения в США, Э. -Эриксон обозначил две крайности, носящие достаточно универсальный характер и свойственные российской системе образования, одинаково деструктивные в плане решения данной задачи. «-Первая, ставшая уже традиционной, заключается в том, что жизнь младшего школьника превращают в часть суровой взрослой жизни, подчеркивая самоограничение, чувство ответственности, необходимость делать то, что тебе сказали.

Вторая, более современная крайность, заключается в продлении на этот возраст натуральной способности детства узнавать что-то играя, учиться тому, что надо делать, делая то, что хочешь. … Доведенная до крайности первая тенденция использует склонность ребенка — дошкольника или младшего школьника становиться всецело зависимым от предписанных обязанностей. С одной стороны, он может выучить многое из того, что абсолютно необходимо и развить в себе непоколебимое чувство долга. Но с другой — может никогда не разучиться этому самоограничению, доставшемуся дорогой ценой, но не являющемуся необходимым, из-за чего сделает и свою жизнь, и жизнь других людей несчастной и, в свою очередь, у своих собственных детей сломает их естественное стремление учиться и работать. Вторая тенденция, будучи доведенной до крайности, ведет не только к широко известному и популярному тезису, что дети сегодня вообще ничего не учат, но также и к такому ощущению у детей, которое прекрасно отражается в знаменитом вопросе, заданным одним ребенком: «-Учитель, мы
должны
сегодня делать то, что мы хотим?»- Вряд ли можно лучше выразить тот факт, что детям этого возраста действительно нравится, чтобы их мягко, но уверенно подводили к увлекательнейшему открытию того, что можно научиться делать такие вещи, о которых ты сам никогда не думал, вещи, являющиеся продуктом реальности, практичности и логики- вещи, которые преобретают таким образом смысл символа приобщения к реальному миру взрослых»-.
Для традиционной советской школы была свойственно именно первая из этих двух крайностей, однако в 90-е гг. прошлого века стала отчетливо проявляться и вторая.

В настоящее время обе они имеют место. Кроме того, к современной российской школе полностью применимо и замечание Э. -Эриксона о том, что «-между этими крайностями мы имеем множество школ, у которых вообще нет никакого стиля, кроме твердой приверженности факту, что школа должна быть. Социальная неравноценность и отсталость методов обучения в таких школах все еще создают опасный зазор между многими детьми и технологией, которая нуждается в них не только как в людях, способных служить технологическим целям, но и как в людях, которым сама технология должна служить»-.

Не случайно в современном российском обществе наблюдается отчетливая диффузия трудолюбия, выражающаяся в нежелении и неспособности многих молодых людей заниматься созидательной деятельностью в сочетании с широчайшем распространением во всех сферах общественного производства псевдодеятельности, т.

 -е. деятельности, не направленной на создание потребительских ценностей. Классическим примером такого рода является гигантский бюрократический аппарат. Как показывает анализ целого ряда организационных структур, количество сотрудников, в буквальном смысле слова изводящих бумагу, в разы превосходит количество сотрудников, занятых в «-зарабатывающих»- подразделениях. Весьма показателен в этом плане так называемый охранный бизнес, в котором занято свыше двух миллионов человек, в подавляющем большинстве молодых здоровых мужчин. Реальная их «-деятельность»- сводится к «-просиживанию штанов»- в бесчисленных проходных. Квинтэссенцией диффузии трудолюбия на индивидуальном уровне может служить весьма распространенный откровенный ответ на вопрос: «-Чем бы Вы хотели заниматься?»- — «-Все равно чем, лишь бы платили!»-

В современных российских условиях достаточно проблематично ожидать быстро и при этом кардинальных изменений в лучшую сторону системы образования в целом. В этой связи особую актуальность приобретает, в частности, замечание Э.  -Эриксона о том, что «-…отбор и подготовка учителей витально важны для предотвращения опасностей, которые могут подстерегать индивида на этой стадии»-. По его мнению, «-развитие чувства неполноценности, переживания, что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет, — вот та опасность, которая может быть сведена к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть то, что ребенок может сделать, и способным распознать психиатрическую проблему. Очевидно, именно в этом заключается наилучшая возможность предотвращения определенной спутанности идентичности, уходящей своими корнями в неспособность или в действительное отсутствие возможности учиться»-. В даном ракурсе совершенно очевидна первостепенная важность психологизации подготовки педагогических кадров, которая должна выражаться, прежде всего, не в механистическом наполнении программ педагогических вузов психологическими дисциплинами, а в решительном отказе от классической парадигмы советской педагогики, изучавшей умозрительные «-закономерности»- развития абстрактного ребенка в абстрактной «-норме»-, и реализации подлинно психологического подхода, предметом которого является развитие и функционирование реального индивида в реальном обществе.

Понятно, что при всей важности, с точки зрения формирования у ребенка трудолюбия, школьного обучения было бы совершенно ошибычном сбрасывать со счетов родительское влияние. В этой связи нельзя не отметить два наиболее существенных контрпродуктивных фактора, получивших широкое распространение в современном российском обществе.

Прежде всего, как собственно учебная, так и иная социально желательная деятельность ребенка (занятия в спортивных секциях, изучение иностранных языков, занятия музыкой и т. -п.) воспринимаются многими родителями (порой неосознанно) в качестве своего рода «-визитной карточки»-, поддерживающей их собственную самооценку и статус в глазах окружающих (соседей, коллег по работе, родителей одноклассников и т. -д.). На практике это, как правило, означает жесткий контроль за деятельностью ребенка в сочетании с директивным навязыванием ему дополнительных видов активности. Тем самым не только фрустрируется витальная потребность ребенка в самостоятельном созидании, но и провоцируется недоверие к учителю, поскольку проверка и оценка домашних заданий является его работой, а коль скоро этим занимаются родители, то предполагается, что учитель некомпетентен, недобросовестен или невнимателен и равнодушен.

Другой не менее серьезной, хотя и главным образом «-мальчиковой»- проблемой является то, что курирование учебной деятельности ребенка, как правило, берет на себя мама. Тем самым усиливается негативное влияние традиции, в рамках которой учитель начальной школы — исключительно женская специальность, что, как отмечал Э. -Эриксон «-…часто является причиной конфликта с неинтеллектуальной мужской идентификацией у мальчиков, поскольку создается впечатление, что знания — это что-то чисто женственное, а действия — сугубо мужественное»-.

В таких условиях налицо реальный риск тотальной депривации у ребенка изначальной потребности в самостоятельной деятельности и готовности вкладывать в нее личностные ресурсы, что влечет за собой диффузию трудолюбия и стагнацию действия.

Только скоординированные усилия родителей и педагогов в логике партнерского взаимодействия с ребенком обусловливают позитивное разрешение базисного кризиса четвертой стадии психосоциального развития, в результате которого формируется трудолюбие как стержневая черта личности. По словам Э. -Эриксона, вклад этой стадии в личностную идентичность может быть выражен словами «-я есть то, что я могу научиться делать»-. Заметим, что данная метафора отчетливо пересекается в содержательном плане с понятием вложенного труда.

Практический социальный психолог, осуществляя психологическую поддержку и сопровождение вверенной его попечению группы, должен, с одной стороны, всячески выделять и подкреплять проявления подлинного личностного трудолюбия, четко отделяя подобную активность от случаев демонстрации членами сообщества своей амбициозности, попыток с опорой на показную активность реализовать свои статусные претензии на ключевую властную позицию в сообществе, а с другой — создавать и поддерживать такую социальную ситуацию развития каждого в группе, которая стимулирует формирование действительно личностного трудолюбия и которая предполагает в рамках общности социально-психологический климат, имеющий в своей основе признание трудолюбия в качестве базовой общегрупповой ценности.


Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется Т. в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане Т. предполагает…

Психологическая энциклопедия

(Industry). Соответствует школьному возрасту и отражает стремление продвигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять задачи.

Психологическая энциклопедия

— чертахарактера, состоящая в положительном отношении к процессу деятельности трудовой. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств…

Психологическая энциклопедия

— чертахарактера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.


Поделиться:

Трудолюбие — это… Что такое Трудолюбие?

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности[1].

Трудолюбие в общепринятом понимании

В общепринятом понимание трудолюбие — это готовность отдавать своё время, свои силы и энергию для производства общественно-полезного продукта; способность заниматься трудом и работой с удовольствием, длительное время, не отвлекаясь иногда даже и на нужды.

Трудолюбие считается добродетелью как с эгоистической, так и этической точки зрения. С эгоистической точки зрения оно расценивается как залог жизненного успеха, а с этической — как морально необходимый вклад в благосостояние социума.

С эгоистической точки зрения трудолюбие — это не качество, а отношение к ситуации, при котором человек попросту хорошо мотивирован трудиться. Считается, что для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

Согласно словарю русских синонимов сходны по смыслу — усердность, старание, усидчивость, старательность, прилежание, прилежность.

Трудолюбие в христианском понимании

В христианском понимании трудолюбие проповедуется как христианская добродетель, желание трудится без лени, во славу Богa, и на благо людей.

Нерадивый в работе своей — брат расточителю.

— Притчи 18:10

С точки зрения христианства, трудолюбие — неотъемлемая часть жизни христианина, искореняющее лень, которая порождает другие пороки, и пагубные деяния. Трудолюбие необходимо христианину также в отношение помощи, не только себе, но и другим людям, так как одной из главных заповедей является «Возлюби ближнего как себя самого»; поэтому христианство требует от верующих жертвенной жизни, то есть трудолюбия как альтруистической добродетели.

Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод.

— Преподобный Антоний Великий (82, 31).

Любящий Господа Иисуса Христа предается трудам подвижническим, постоянно прогоняя леность

— Абба Фалассий

Христианская концепция трудолюбия обращает внимание на добровольность труда; труд поневоле, отвращение от труда и праздность – все это требует исправления и улучшения через молитву и самоотвержение.

Примечания

Ссылки

ТРУДОЛЮБИЕ — это… Что такое ТРУДОЛЮБИЕ?

  • трудолюбие — трудолюбие …   Орфографический словарь-справочник

  • Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности[1]. Содержание 1 Трудолюбие в общепринятом понимании …   Википедия

  • трудолюбие — См …   Словарь синонимов

  • трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется Т. в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане Т.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • трудолюбие — ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ая, ое; ив. Любящий трудиться. Т. ученик. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ТРУДОЛЮБИЕ — (industry) 1. Отрасль экономики, в котором фирмы используют аналогичные затраты производственных факторов для создания группы родственных товаров. Стандартная промышленная классификация (Standard Industrial Classification, SIC) разделяет товары… …   Экономический словарь

  • ТРУДОЛЮБИЕ — желание старательно и добросовестно работать всегда было одной из главных добродетелей человека Святой Руси, определяющей жизнеспособность русского народа. Как пишет В.И. Белов: «Все начинается с неудержимого и необъяснимого желания трудиться…… …   Русская история

  • Трудолюбие — ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, с одной стороны, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, а с другой на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности. … …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Трудолюбие — положительное духовно нравственное и волевое качество личности, состоящее в стремлении и умении добросовестно, увлеченно и с чувством удовлетворения совершать трудовой процесс, выполнять трудовые функции. Трудолюбие проявляется в подвижническом… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • трудолюбие — • изумительное трудолюбие • исключительное трудолюбие • колоссальное трудолюбие …   Словарь русской идиоматики

  • Воспитание трудолюбия

    Понятие трудолюбия и трудового воспитания

    Определение 1

    Трудолюбие — это черта характера, суть которой заключается в положительном отношении человека к трудовой деятельности, любви к труду, стремлении много и усердно трудиться и работать.

    Трудовое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего формирования и развития личности ребенка. Трудовая деятельность детей весьма разнообразна, ее особенности зависят от возраста ребенка, его психического и физического развития, способностей и интересов.

    Замечание 1

    Основная цель детского труда – это оказание положительного воспитательного воздействия на личность ребенка.

    В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка не устойчива, она во многом связана с игровой, которая является ведущей деятельностью дошкольников. Именно поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку отделить игровую деятельность от трудовой, понять ее значимость и серьезность.

    Труд требует от ребенка значительных умственных способностей, таких как инициативность, сообразительность, наблюдательность, внимательность, сосредоточенность и т.д. В процессе трудовой деятельности у детей развивается мышление, формируются навыки планирующей деятельности, обогащаются знания о предметах и явлениях.

    Замечание 2

    Таким образом, трудовая деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка. Именно поэтому очень важно воспитывать у каждого ребенка такое качество как трудолюбие.

    Правила воспитания трудолюбия у детей

    Процесс воспитания трудолюбия требует соблюдения ряда правил:

    1. Воспитание трудолюбия должно осуществляться с раннего детства
    2. Процесс воспитания необходимо организовывать правильно, а реализовывать постепенно
    3. Процесс воспитания должен приносить ребенку удовольствие
    4. Воспитание должно быть регулярным и систематическим
    5. Процесс воспитания должен проходить осознанно
    6. Важно учитывать индивидуальные возможности ребенка.

    Воспитание трудолюбия с самого раннего детства подразумевает формирование правильных и нужных привычек, непосредственно на практике. Родители должны поручать ребенку выполнять различную работу, учить ухаживать за собой и т.д. В том случае, если взрослые считают, что ребенок еще мал и ограждают его от выполнения работы, то они совершают большую ошибку.

    Замечание 3

    Труд – это естественный процесс, который ни в коем случае не является насилием над личностью ребенка, а напротив, способствует ее развитию.

    Воспитание трудолюбия, должно осуществляться правильно, то есть вначале родителям необходимо поручать ребенку посильные задания, постепенно их усложняя. В том случае, если задание будет слишком легким, то ребенку оно будет неинтересно. Сложное же задание и вовсе может побудить отторжение к труду. Воспитание трудолюбия у детей младшего возраста начинают с формирования навыков самообслуживания: самостоятельно одеваться, кушать, убирать игрушки и т.д.

    Процесс воспитания трудолюбия должен приносить ребенку удовольствие, вызывать положительные эмоции и радость от проделанной работы. Для этого взрослому необходимо сделать труд привлекательным для ребенка, создать благоприятную атмосферу и побудить на выполнение трудовых действий. Также ребенку необходимо понимать и осознавать цель и значимость своей трудовой деятельности.

    Воспитание трудолюбия является процессом регулярным, его необходимо осуществлять не только в рамках специальной организации, но и при каждом удобном случае в повседневной жизни или режимном моменте ДОУ. Одной из распространенных ошибок является то, что родители приучают ребенку к труду от случая к случаю. Большинство родителей и вовсе оправдывают отсутствие трудового воспитания тем, что они слишком загружены и у них нет на это времени.

    Процесс воспитания трудолюбия требует от ребенка осознанности. Каждый ребенок должен в полной мере осознавать значимость труда во всех его проявлениях. Только в этом случае овладение необходимыми трудовыми навыками и таким качеством как трудолюбие будет эффективно в полной мере.

    Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе воспитания трудолюбия очень важен. Необходимо давать детям не только посильные трудовые задания, но и хвалить достигнутые результаты. Ни в коем случае не допускается критика, особенно если она не конструктивна. Ребенок может болезненно отреагировать на критику и в дальнейшем предпочтет прослыть лентяем, нежели выполнить какую-нибудь работу.

    Советы родителям по воспитанию трудолюбия

    Довольно часто родители допускают ряд ошибок в воспитании трудолюбия у детей. Поэтому важно придерживаться ряда следующих правил:

    1. В случае, если ребенок стремиться в чем-то помочь, не отказываться от его помощи, а напротив поддержать его инициативу, даже если потом придется все переделать или предстоит уборка.
    2. Если ребенок проявляет интерес к определенному виду трудовой деятельности, то постараться создать ему все необходимые условия. Например, если есть желание вымыть посуду, но родители боятся, что ребенок может ее разбить, можно поручить ему мыть пластиковые тарелки или железные ложки.
    3. Трудолюбие во многом связано с ответственностью, поэтому детям полезно поручать ухаживать за домашними растениями или питомцем. Предварительно нужно объяснить, что они нуждаются в тщательном и регулярном уходе.
    4. В более старшем возрасте, детей следует учить пользоваться бытовыми приборами, объясняя их предназначение.
    5. Формирование навыков самообслуживания. Можно осуществлять путем приучения детей стирать носовые платочки, носочки. Также можно учить стирать одежду кукол и т. д.
    6. Приучать детей помогать маме или папе (в зависимости от пола и интересов ребенка). Можно помогать маме на кухне или с уборкой. Папе можно подавать инструменты при ремонте, в процессе чего учиться их различать.
    7. Во всех случаях, когда ребенок оказывает родителям помощь, необходимо его хвалить вне зависимости от успешности выполненной работы. Хвалить нужно за проявленную инициативу и стремление помочь. Похвала создает положительный эмоциональный отклик и формирует правильное отношение к труду.

    К вопросу о формировании трудолюбия у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Д. А. Шингаркина

    К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Инновационные процессы, происходящие на современном этапе в области образования, затрагивают и дошкольную сферу. Это, в свою очередь, требует пересмотра подходов к воспитанию и обучению ребёнка третьего тысячелетия, обладающего совокупностью качеств, позволяющих адекватно относиться к миру, себе и другим. Одним из важных качеств личности, обеспечивающих адекватность восприятия и осознания окружающего мира, является трудолюбие.

    Проблема формирование трудолюбия не нова и рассматривается философами, психологами, педагогами (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, Г.Н. Година, А.Н. Леонтьев, Д.В. Сергеева и др.). Они считают трудолюбие основным элементом отношения к труду, чертой характера, одним из ведущих качеств личности ребёнка.

    Большое значение для определения основ исследуемой проблемы имеют взгляды ученых на сущность труда, его роли в воспитании детей (З.Н. -Борисова, Р.С. Буре, В.И. Глотова, С.А. Козлова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, А.Д. Шатова и др.). Именно эти исследования доказывают потенциальные возможности труда и необходимость его организации для формирования трудолюбия.

    К сожалению, современный этап отличается «забвением» этой важной проблемы. Традиционное содержание и методика формирования трудолюбия не обеспечивают полноценное приобщение дошкольников к современному миру, к труду как ценности общечеловеческой культуры, освоении позиции субъекта деятельности, раскрытие в ребёнке детской индивидуальности. Все это не только неправомерно, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребёнка.

    Накопленный в педагогике и в смежных с ней науках значительный теоретический и фактический материал позволяет обозначить противоречие между потребностями общества в формировании трудолюбия как личностного качества и не разработанностью научно-методических основ данного процесса.

    Анализ теоретических положений по проблеме исследования (Е.И. Образцова, Д.В. Сергеева, И.Ф. Харламов, А.Д. Шатова и др.) позволил нам определить несколько основных направлений в понимании категории трудолюбия. Трудолюбие

    рассматривается ими как нравственно-волевое качество личности, как свойство личности ребенка, как положительное отношение к труду.

    Разделяя позиции данных авторов, мы определяем трудолюбие как интегративное качество личности ребенка, охватывающее все его сферы становления (когнитивную, эмоционально-чувственную, поведенческую, мотивационно-по-требностную) и отражающие его активную позицию как субъекта и объекта трудовой деятельности, выражающуюся в создании конкретного продукта труда.

    Для нашего исследования важно определить уровень сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью нами были использованы следующие методы и методики работы с детьми: серии бесед, игра «Ситуация — выбор», метод незаконченных предложений, педагогические ситуации, рисуночные методики, серии дидактических игр.

    Анализ данных, полученных на констатирующем этапе исследования, осуществлялся с помощью разработанных нами критериев и показателей.

    Нами были разработаны следующие критерии: 1) характер и содержание позиции ребенка как субъекта и объекта деятельности 2) характер и содержание продукта труда ребенка. Данные критерии конкретизируются через следующие показатели. Показатели первого критерия:

    — наличие представлений ребенка о труде, о его компонентах, о способах трудовой деятельности;

    — проявление устойчивого желания и стремления к труду;

    — понимание необходимости качественно выполнить работу;

    — установление зависимости между результатом труда ребенка и его отношением к труду.

    Показатели второго критерия:

    — оригинальность продукта;

    © Д. А. Шингаркина, 2007

    95

    — направленность продукта;

    — стремление реализовать свои «личностные и деловые качества» в процессе создания продукта, как результата своей деятельности.

    Прежде всего, нам было необходимо выявить уровень знаний и представлений детей о том, как они понимают, что такое трудолюбие и о каком человеке можно сказать, что он трудолюбив. С этой целью нами была проведена беседа с дошкольниками. Детям были предложены следующие вопросы:

    1. Как ты думаешь, что такое трудолюбие?

    2. О каком человеке говорят, что он трудолюбив?

    3. Знаешь ли ты трудолюбивых людей?

    4. Почему ты можешь назвать их трудолюбивыми?

    5. Важно ли быть трудолюбивым?

    6. Каких героев художественных произведений, ты можешь назвать трудолюбивыми?

    Проведенная беседа показала следующие результаты. Большинство детей (40 %) определили, что трудолюбие — это «когда человек любит свою работу» (Юля М), «когда он хочет работать» (Женя Н), «когда он что-то делает и радуется своей работе» (Игорь К), «когда все знает о своей работе» (Арина П). Кроме того, дети, верно, объясняли, почему этого человека можно назвать трудолюбивым. Юля М: «Трудолюбивый человек никогда не бросает свою работу. Всегда ее заканчивает до конца. Если он устает, он отдыхает и снова работает. Ему нравится работать. Моя мама работает врачом. Она лечит людей. Ее работа очень всем нужна». Игорь К. «Когда человек работает, ему не скучно, он радуется, когда работает, трудится. Если у него что-то не получается, он может попросить помощи. И сам он всем помогает». Важно, что дошкольники понимают важность проявления трудолюбия как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Арина П. «Трудолюбивым надо всегда быть. Если человек трудится, он не болеет. Ему хорошо. Он приносит пользу людям». Женя Н. «Если человек ленится работать, это плохо. Его никто не будет любить. Надо всегда работать. Я хочу быть строителем. Я буду строить дома для людей. Они там будут жить. Им будет хорошо».

    В то же время часть детей (20 %) затруднялась сказать, что такое трудолюбие, о ком, ты можешь сказать, что это трудолюбивый человек. Дети не смогли объяснить, важно ли быть трудолюбивым человеком.

    С этой же целью мы использовали игру «Ситуация — выбор». Детям были предложены серии картин, на которых были изображены «трудолюбивые» и «ленивые герои». Игра проводилась индивидуально с каждым ребенком. Экспериментатор просил ребенка выбрать те картинки, на которых были изображены трудолюбивые герои, и объяснить свой выбор. Часть детей (25 %) из предложенных картинок выбирали те, на которых были изображены трудолюбивые герои, поясняя при этом свой выбор. Так, Света О. объяснила свой выбор: «На моей картинке я вижу человека, который трудится, он — художник. Он рисует красивые картины, а потом их показывает всем людям. Его картины нравятся людям. Он не ленивый». Игорь К: «Я выбрал картинку, на которой изображен музыкант. Он играет на пианино. Он улыбается. Наверное, ему нравится его работа. В зале много зрителей, они пришли послушать его музыку. Музыку он пишет сам». Большинство детей (40 %) выбирали картинки, на которых были изображены «ленивые» герои. Дети так объясняли свой выбор. Оля В. «У меня на картинке нарисован мальчик, который ест мороженное. Он отдыхает. Ему хорошо и не скучно. Он устал работать весь день». Алина А: «Девочка на моей картинке играет в мячик на улице. Ей весело, с ней подружки. Она не хочет работать». Витя К. «У меня папа не любит работать, он устает. А вот мальчик на моей картинке устал, он весь день трудился. Много работать нельзя. Мальчик смотрит телевизор. Наверно там показывают мультики». Анализ проведенной игры позволяет нам сделать вывод: у большинства детей не сформированы мотивы трудовой деятельности, желание и стремление трудиться. Большинство из них делают выбор в пользу отдыха, игры, а не в пользу труда.

    Для выявления знаний и представлений детей о трудолюбивом человеке была проведена рисуночная методика. Дошкольникам предлагалось нарисовать трудолюбивого человека и человека, который ленится. При этом мы просили детей объяснить, почему одного из них можно назвать трудолюбивым человека, а другого — ленивым. Часть детей (27 %), изобразив трудолюбивого и ленивого человека, дали свои пояснения. Так, Маша Л.сказала: «Я нарисовала свою маму, она работает в аптеке. Я была у нее на работе. Моя мама любит свою работу. Я нарисовала аптеку и свою маму, которая идет на работу. На другой картинке я нарисовала ленивого мальчика. Он

    ничего не делает, просто сидит на лавочке. А мама попросила его сходить в магазин, он не пошел. Он поступил неправильно. Надо помогать маме». Матвей Н.: «Я рисовал ленивого дядю. Он весь день гуляет и ничего не делает. Не хочет никому помогать. Его попросили помочь, а он не захотел. Он не любит трудиться. А вот тут я нарисовал трудолюбивого человека. Он много работает. Он водитель автобуса. Он возит людей на работу. Ему нравится его работа. Работать водителем сложно, потому что надо быть внимательным, смотреть на дорогу, на светофоры». Значительная часть детей (45 %) изобразила трудолюбивого и ленивого человека, но не смогла дать объяснения, почему этот человек трудолюбив, а этот ленив. В группе были дети (6 %), которые не закончили рисунок, отказавшись от завершения работы. Полученные данные свидетельствуют о том, что дети не только имеют представления о трудолюбивом и ленивом человеке, но и понимают важность труда человека.

    Для нас важно было определить, как сам ребенок может сказать о том, трудолюбив ли он и в какой степени. С этой целью нами была использована методика «Ступенька трудолюбия». Детям предлагалась лесенка с тремя ступеньками, и в руки давалась фигурка мальчика или девочки. Экспериментатор просил детей поставить ту или иную фигурку на одну из ступенек, заранее сказав о том, что на верхней ступеньке стоят более трудолюбивые ребята, на нижней — менее трудолюбивые. Выполнение данного задания вызвало у детей интерес. Многие дети (45 %) отнесли себя к трудолюбивым, ставя фигурку мальчика или девочки на самую высокую ступеньку, объясняя при этом свой выбор. Олеся Ш.: «Я поставила фигурку на самую высокую ступеньку, потому что моя куколка любит трудиться, и я люблю трудиться. Дома я всегда убираю свои игрушки и помогаю маме. Мама мне всегда говорит спасибо». Витя К.: «Я люблю трудиться, и поставил фигурку мальчика на самую высокую ступеньку, он тоже трудится». В то же время в группе были дети (10 %), которые свои фигурки ставили на нижние ступеньки лесенки, не объясняя при этом свой выбор. Были и дети (10 %), которые демонстрировали непонимание задания или отказывались от его выполнения.

    Кроме серии бесед, дидактических игр, различных методик с целью определения знаний и представлений ребенка о труде, о способах дея-

    тельности, мы считаем целесообразным использование различных педагогических ситуаций. Например, «Жила-была бабушка и внучка. Бабушка все делала, а внучка Настя в садике сидела, да на солнышко глядела. Стали соседи стыдить Настеньку: «Ведь ты уже большая, а делать ничего не умеешь, белоручкою живешь». Настенька посмотрела на свои белые ручки, и ей стало стыдно.

    — Бабушка, не убирай мою постель. Я сама уберу. Ведь я уже большая.

    Убрала Настенька постель — и самой неловко стало. Что-то не так получилось. Бабушка увидела ее постель — руками всплеснула: хочешь — смейся, хочешь — плачь.

    — Иди, гуляй, Настя, я сама уберу. Ты не умеешь.

    — Бабушка, давай я плиту растоплю.

    Принялась Настя плиту топить. Дрова не горят. Вода не кипит. Только дым валит.

    — Ах, Настенька, да ты трубу не открыла! Отойди от плиты, я сама растоплю.

    Что ж делать Насте? Собралась она пойти гулять. Да вот беда — платье совсем смялось, будто его теленок жевал.

    Взяла Настя утюг, раскалила да хлоп на платье! И сожгла.

    — Отойди, отойди! — закричала бабушка. Я сама выглажу, ты не умеешь.

    Так все и осталось по-прежнему. Бабушка все делала сама, а внучку не заставляла. А Настенька глядит на свои белые ручки и удивляется:

    — И почему это я ничего делать не умею?

    Детям предлагалось ответить на вопрос, как

    помочь Настеньке? Ответы большинства детей (45 %) свидетельствовали о том, что дошкольники, верно, определяли ошибки, которая совершает бабушка Насти, и предлагали пути их решения. Так, Арина П. отметила: «У Насти ничего не получается, потому что ей бабушка не дает что-то делать ей самой, не учит ее, как правильно нужно трудиться». Часть детей (35 %) не смогли рассказать, как помочь Насте и не объяснили, почему многое из того, что она хочет сделать, не получается.

    В рамках данного исследования перед нами так же стояла задача определить понимает ли ребенок смысл трудовой деятельности, ее результат, создание продукта труда. С этой целью нами были использованы следующие методики, например: «Расскажи о предмете, который ты можешь создать?», «Несуществующие предметы», дидактические игры «Какие предметы помогают лю-

    Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

    97

    дям?» «Какие предметы нас окружают?», «Какие предметы создает человек-труженик?» и т.д.

    Подробнее остановимся на дидактической игре, «Какие предметы создает человек-труженик?». Цель проведения данной игры заключалась в том, что необходимо было опередить, какие предметы, продукта труда создает взрослый человек в процессе своей деятельности, а так же понимают ли дети зависимость между отношением человека-труженика к своей работе и созданием им определенного продукта. Детям предлагались различные серии картин, на одной из них были изображены люди разных профессий, выполняющие свою работу, на другой — продукты труда, созданные человеком. Причем, на картинках были изображены предметы, которые были сделаны аккуратно, красиво и были предметы, которые были сломаны. Детям предлагалось ответить на вопрос, какие предметы создал каждый из этих людей и почему одни предметы сделаны аккуратно, другие — небрежно. Среди предметов (продуктов труда человека) были представлены — дом, картина, сломанная ножка стула и др. Значительная часть детей (40 %) верно определили, что тот или иной предмет создан человеком и смогли правильно объяснить, почему некоторые предметы были сделаны аккуратно, другие — небрежно. Петя Г.: «Это дом стоит криво, у него нет крыши и окно разбито. Это дом строил строитель, но он ленился, не хотел его строить. Не хочет исправить свою плохую работу. Он не старался, когда строил этот дом». Милена Р.: «У этого стула сломана ножка, стулья делает столяр. Он плохо работал и поэтому ножка у стула шатается. Он не хотел работать и работал неаккуратно». Но были и дети, (15 %), которые не смогли установить зависимости между отношением человека к выполняемой работе и продуктом, результатом его труда.

    Полученные данные можно изменить, если создать следующие условия:

    — наличие образца-ориентира как носителя трудолюбия;

    — обогащение позиции ребенка как объекта и субъекта трудовой деятельности;

    — организация и построение предметно-развивающей среды для реализации трудолюбия.

    На наш взгляд, создание определенных педагогических условий, их реализации позволит организовать и осуществить процесс формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Библиографический список

    1. БуреР.С. Когда обучение воспитывает. Санкт-Петербург, 2002. — 112 с.

    2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 144 с.

    3. Дошкольное образование. Словарь терминов./ Сост. Виноградова Н.А. Москва, 2005.- 400 с.

    4. Ефименко-Есарева З.Ф. Воспитание трудолюбия у младших школьников. Ленинград, 1963. — 39 с.

    5. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром: Москва, 1988. — 104 с.

    6. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Москва, 2006. — 80 с.

    7. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. — Санкт-Петербург, 2005. — 160с.

    8. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. Санкт-Петербург, 1995. — 80с.

    9. Логинова В.И. Ознакомление с трудом взрослых как средство нравственного воспитания дошкольников. Сборник научных трудов. XXI Герценовские чтения. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Ленинград, 1978.

    10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Под ред. Козловой С.А. Москва, 2002. — 192 с.

    11. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./ Сост. Нищева Н.В., Санкт — Петербург, 2006. — 128 с.

    12. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Васильевой М.А, Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Москва, 2004. — 208 с.

    Урок 20. Тема: «Быть трудолюбивым» | Поурочные планы по самопознанию 2 класс

    Урок 20. Тема: «Быть трудолюбивым»