Учение о темпераментах галена: Темперамент — Википедия – Учение о темпераментах Гиппократа и Галена. Трактовка центрального органа психической деятельности (сердцецентрическая и мозгоцентрическая теории)

Автор: | 02.10.2020

Гален — Википедия

Гале́н (греч. Γαληνός; 129 или 131 год — около 200 или 217 года, возможно 215 год[1]) — древнеримский медик, хирург и философ греческого происхождения[2]. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию[3], физиологию, патологию[4], фармакологию[5] и неврологию, а также философию[6] и логику.

Распространённое написание имени как Клавдий Гален (лат. Claudius Galenus) появляется лишь в эпоху Возрождения и не зафиксировано в рукописях; считается, что это ошибочная расшифровка сокращения Cl. (Clarissimus)[7].

Сын богатого архитектора, Гален получил прекрасное образование, много путешествовал, собрав множество информации по медицине. Поселившись в Риме, врачевал римскую знать, став со временем личным врачом нескольких Римских императоров.

Его теории доминировали в Европейской медицине в течение 1300 лет. Его анатомией, основанной на диссекции обезьян и свиней, пользовались до появления в 1543 году труда «О строении человеческого тела»

[8]Андреаса Везалия, его теория кровообращения просуществовала до 1628 года, когда Уильям Гарвей опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных»[9], в котором дал описание роли сердца в кровообращении.[10] Студенты-медики изучали Галена до XIX века включительно. Его теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы, актуальна и сегодня.

Многое из его наследия сохранилось благодаря переводам на сирийский, арабский, иврит, латынь и древнеармянский[11].

Благодаря привычке Галена дополнять свои письменные работы короткими автобиографическими ремарками, до современности дошло достаточно много информации о его образе жизни и занятиях. Некоторые ремарки очень часто выглядят как исторические анекдоты или откровенная самореклама, однако многие из них имеют полемический или развлекательный характер[1].

Ранние годы[править | править код]

Имя Галена греч. Γαληνός, Galēnos происходит от прилагательного «γαληνός», «спокойный»[12].

Гален описывает свою молодость в труде «О привязанностях ума». Он родился в сентябре 129 года

[13]. Его отец, Никон, был богатым знатным архитектором и строителем, интересовавшимся философией, математикой, логикой, астрономией, сельским хозяйством и литературой. Гален описывает своего отца как «очень любезного, простого, хорошего и доброжелательного человека». В то время Пергам был значительным культурным и интеллектуальным центром, знаменитым своей библиотекой (Эвмен II), второй по величине после александрийской[4][14], и привлекавшим как философов-стоиков, так и платоников. Гален был представлен пергамским философам в возрасте 14 лет. Его занятия по философии включали все существовавшие в то время философские системы, включая философию Аристотеля и эпикуреизм. Его отец хотел, чтоб Гален стал философом или политиком, и старался просвещать его в вопросах литературы и философии. Гален утверждает, что примерно в 145 году его отцу приснился сон, в котором Асклепий велел Никону послать сына изучать медицину. Отец не пожалел денег, и в 16 лет Гален начал изучать медицину в Асклепионе, где проучился четыре года. Впоследствии, в своём трактате «О порядке собственных книг» Гален выразил благодарность отцу и дал высокую оценку полученному образованию в области грамматики и математики
[1]
. Асклепион был одновременно и храмом, и больницей, в которую любой больной мог прийти искать помощи священнослужителей. Сюда приезжали римляне в поисках лечения. Храм был также пристанищем известных людей, таких как историк Авл Клавдий Харакс, оратор Элий Аристид, софист Антоний Полемон, консул Руфин Куспий
[13]
.

В 148 году, когда Галену было 19 лет, отец умер, оставив ему своё состояние. Гален последовал совету Гиппократа[15] и отправился учиться, посетив Смирну, Коринф, Крит, Киликию, Кипр и, наконец, Великую медицинскую школу Александрии, изучая различные традиции современной ему медицины. Обучение у различных мастеров оказало значительное влияние на склад мышления будущего учёного, так как до самого конца жизни он ни разу не декларировал свою приверженность какому-либо отдельному медицинскому направлению или школе. По его мнению, из всех лечебных и философских течений для исцеления людей следовало отбирать только самое лучшее в целях создания единой системы, которая могла бы пройти проверку практикой и опытом. Такой его подход нередко называют эклектичным, но он исправно ему прослужил в течение всей жизни

[1].

В 157 году, в 28 лет, Гален вернулся в Пергам и стал врачом гладиаторов первосвященника Азии, одного из самых влиятельных и богатых людей в провинции Азии. Гален утверждает, что первосвященник выбрал его после того, как он извлёк внутренности обезьяны и предложил другим врачам вернуть её в нормальное состояние. После того как они отказались, Гален сделал это сам, заслужив доверие первосвященника. За четыре года на этой должности Гален убедился в необходимости диеты, занятий спортом, гигиены и профилактики, изучил анатомию, лечение переломов и тяжёлых травм, называя травмы «окнами тела». О том, какое внимание Гален уделял их травмам, говорит тот факт, что за время его работы умерли лишь пятеро гладиаторов, в то время как за время работы его предшественника умерших гладиаторов было шестьдесят. В это же время Гален продолжал изучать теоретическую медицину и философию

[13][16][17][18].

Зрелые годы[править | править код]

Гален приехал в Рим в 162 году и стал практикующим врачом. Его раздражительность стала причиной конфликта с другими врачами и он почувствовал угрозу. Его талант привёл к тому, что менее способные и оригинальные врачи настроились против него. Они организовали заговор, и он боялся быть изгнанным или отравленным, поэтому сам покинул город

[19].

С 161 года Рим был вовлечён в войну. Марк Аврелий и Луций Вер на севере воевали с маркоманами[20]. Осенью 169 года, когда римские войска возвращались в Аквилею, разразилась страшная эпидемия, и Гален был призван обратно в Рим. Ему было велено сопровождать Марка Аврелия и Луция Вера в Германии. Следующей весной Марк Аврелий отпустил Галена, после сообщения о том, что Асклепий против этого предприятия[21]. Он был послан в качестве врача к императорскому наследнику Коммоду. Именно здесь, при дворе, Гален много писал на медицинскую тематику. По иронии судьбы, Луций Вер умер в 169 году, а Марк Аврелий в 180 году, оба стали жертвами эпидемии.

Гален был личным врачом Коммода почти всю жизнь императора. По словам Диона Кассия, примерно в 189 году в царствование Коммода, произошла крупнейшая эпидемия из известных ему, по 2000 человек погибало в Риме каждый день. Скорее всего это была та же болезнь, которая поразила Рим во время правления Марка Аврелия[21].

Гален стал также врачом Септимия Севера. В своих записях он хвалит Септимия Севера и Каракаллу за помощь с поставкой лекарств[19].

Антониновская чума[править | править код]

Антониновская чума названа в честь фамильного имени Марка Аврелия. Называлась также чумой Галена и занимала важное место в истории медицины благодаря тому, что была связана с именем Галена. Он был в Риме в 166 году, когда началась эпидемия, а также зимой 168-69 года во время повторной эпидемии среди войск в Аквилее. Гален называл эпидемию очень длительной. К сожалению, дошедшие до нас записи Галена кратки и несистематичны, так как он не старался описать болезнь для потомков, его больше интересовали симптомы болезни и способы лечения.

Смертность составляла 7—10 %. Эпидемия за 165—168 годы унесла от 3,5 до 5 миллионов жизней. Некоторые исследователи[кто?] считают, что погибло более половины населения империи и что эта эпидемия была самой катастрофической в истории Римской империи

[21]. Считается, что антониновская чума была вызвана вирусом оспы, так как, несмотря на неполное описание, Гален оставил достаточно информации о симптомах болезни.

Гален писал, что сыпь, покрывавшая всё тело, обычно была чёрной, но не было никаких язв, а у тех, кто выжил, оставалась чёрная сыпь из-за остатков крови в гнойничковых волдырях и присутствовали волдыри. Гален утверждает, что кожная сыпь была близка к той, которую описал Фукидид[21]. Гален описывает проблемы с желудочно-кишечным трактом и диарею. Если стул был чёрным, пациент умирал[21]. Гален также описывает симптомы лихорадки, рвоту, неприятный запах изо рта, кашель[21].

Смерть[править | править код]

Суда, энциклопедия конца X века, утверждает, что Гален умер в возрасте 70 лет, то есть около 199 года. Тем не менее, в трактате Галена

«О териаке к Пизону» написано о событиях 204 года (что, однако, может быть подделкой). Есть также утверждения в арабских источниках, что он умер в возрасте 87 лет, после 17 лет изучения медицины и 70 лет практики, тогда получается, что он умер в 217 году. Исследователи склонны считать[22], что «О териаке к Пизону» является подлинным, и арабские источники называют верную дату, тогда как в Суде неверно проинтерпретирована информация о 70 годах врачевания, как о 70 годах жизни.

Гален в Университете Сарагосы
  • Описал около 300 мышц человека.
  • Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности».
  • Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».
  • Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза.
  • Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.

Создал около 400 трудов по философии, медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около сотни. Собрал и классифицировал сведения по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии, накопленные античной наукой.

Описал четверохолмие среднего мозга, семь пар черепных нервов, блуждающий нерв; проводя опыты по перерезке спинного мозга свиней продемонстрировал функциональное различие между передними (двигательными) и задними (чувствительными) корешками спинного мозга.

На основе наблюдений отсутствия крови в левых отделах сердца убитых животных и гладиаторов создал первую в истории физиологии теорию кровообращения (по ней считалось, в частности, что артериальная и венозная кровь — жидкости суть разные, и коль первая «разносит движение, тепло и жизнь», то вторая призвана «питать органы»), просуществовавшую до открытий Андреаса Везалия и Уильяма Гарвея. Не зная о существовании малого круга кровообращения, высказал предположение, что между желудочками сердца имеется соединяющее их отверстие (основанием для подобного умозаключения, по-видимому, могло послужить анатомирование трупов недоношенных младенцев, у которых такое отверстие действительно существует).

Гален систематизировал представления античной медицины в виде единого учения, являвшегося теоретической основой медицины вплоть до окончания средневековья. Он внёс вклад в развитие библиографии в Древнем Риме. Гален является автором двух библиографических указателей — «О порядке собственных книг», «О собственных книгах». Первая из них является своего рода введением к собранию его сочинений с рекомендациями о том, в какой последовательности их следует читать. Во введении к второму указателю сказано о цели работы: помочь читателю отличить истинные труды Галена от тех, которые ему приписываются. В главах принята систематическая группировка трудов: работы по анатомии, терапии и прогнозу болезни, комментарии к трудам Гиппократа, работы, направленные против отдельных медицинских школ, работы по философии, по грамматике и риторике.

Положил начало фармакологии. До сих пор «галеновыми препаратами» называют настойки и мази, приготовленные определёнными способами.

Лечение по Галену — правильная диета и лекарственные средства. В противоположность Гиппократу Гален утверждал, что в лекарствах растительного и животного происхождения имеются полезные и балластные вещества, то есть впервые ввёл понятие о действующих веществах. Гален лечил извлечениями из растений, широко использовал сиропы, вина, смесь уксуса и мёда и др.[23]

В сочинениях Гален упоминал 304 растения, 80 животных и 60 минералов.

  • «Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы».
  • «Кто хочет созерцать создания природы, не должен доверять сочинениям по анатомии, но должен полагаться на свои глаза, занимаясь анатомированием из любви к науке».
  • «Хороший врач должен быть философом».
  • «Мне часто приходилось водить рукой хирургов, мало изощрённых в анатомии, и тем спасти их от публичного позора».
  • «Без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».
  • «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений».
  • «Здоровье — вид гармонии, но его границы очень широкие и не у всех одинаковые»
Страничка из труда Галена

Поздняя античность[править | править код]

Ещё при жизни Гален считался легендарным врачом и философом[24], император Марк Аврелий описывал его как «Primum sane medicorum esse, philosophorum autem solum» (первый среди врачей и уникальный среди философов). Греческие авторы, такие как Феодот Кожевник, Афиней и Александр Афродисийский поддерживали это мнение.

Тем не менее, вся важность его вклада в науку не была оценена по достоинству современниками.[4] После падения Римской империи на Западе полностью прекратилось изучение трудов Галена. В Византии, тем не менее, многие труды Галена сохранились и изучались. Сирийские христиане узнали о трудах Галена в то время, когда Византия правила Сирией и Западной Месопотамией. В седьмом веке эти земли были захвачены мусульманами. После 750 года мусульмане и сирийские христиане перевели работы Галена на арабский язык. С тех пор Гален и вся греческая медицина были ассимилированы в средневековую культуру исламского Ближнего востока.[4]

Влияние на исламскую медицину[править | править код]

Первым серьёзным переводчиком Галена на арабский был сирийский христианин Хунайн ибн Исхак ал-Ибади. Хунайн перевёл 129 трудов Галена[25]. Один из арабских переводов, ‘Китаб ила Аглуган фи Шифа аль Амраз’, который хранится в Академии ибн Сины, считается самым выдающимся из переводов Галена. Часть Александрийского сборника работ Галена, этот манускрипт 10 века состоит из двух частей, которые включают в себя подробную информацию о различных типах лихорадки и различных воспалительных процессах. Более того, он содержит более 150 рецептов лекарств как растительного, так и животного происхождения. Книга даёт прекрасное представление о Греческой и Римской медицине и является источником сведений об античных лекарствах.

Арабские источники, такие как труды Разеса продолжают служить источником сведений об утерянных трудах Галена[26]. В трудах Разеса, а также Ибн Зухра и Ибн ан-Нафиса[27] труды Галена не принимаются как истина в последней инстанции, а служат базисом для дальнейших исследований.

Знакомство Запада с трудами Галена[править | править код]

Начиная с XI века в Европе появились переводы арабских медицинских трактатов на латынь. Одним из переводчиков Галена с арабского на латынь был связанный с Салернской врачебной школой Константин Африканский. В XII в. Бургундий Пизанский (англ.)русск. перевёл «ΠΕΡΙ ΚPACΕΩΝ» Галена на латынь (De complexionibus) непосредственно с греческого. В XIII в. Галена начали изучать студенты университетов Неаполя и Монпелье. С этого времени Гален считался непререкаемым авторитетом, его даже называли «Медицинским Папой Средневековья»[4]. Труды Галена стали главными учебниками для медиков наряду с трудом Ибн-Сины Канон врачебной науки, который также был основан на трудах Галена.

В отличие от языческого Рима в христианской Европе не существовало универсального запрета на вскрытие человеческого тела, и такие исследования проводились регулярно, по крайней мере, с XIII века[28]. Тем не менее, влияние Галена в Европе, как в арабском мире, было настолько сильным, что при обнаружении несоответствий с анатомией Галена при вскрытиях, врачи часто старались объяснить их в рамках Галеновского учения. Например, Мондино де Луцци[en], описавший в своих трудах систему кровообращения, утверждал, что в левом желудочке должен быть воздух. Некоторые объясняли различия тем, что со времён Галена человеческая анатомия изменилась[29].

Ренессанс[править | править код]

Современные исследования[править | править код]

В России[править | править код]

На данный момент существуют всего два перевода трудов Галена на русский язык. Первый из них — «О назначении человеческого тела» был издан в 1971 году под редакцией академика В. Н. Терновского. В 2014 году сотрудники кафедры истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Дмитрий Балалыкин, Андрей Щеглов и Наталия Шок издали книгу «Гален: врач и философ», включившую перевод трех текстов мыслителя и их историко-философский анализ. В перевод вошли следующие тексты: «Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной», «О распознавании и лечении заблуждений всякой души», «О том, что лучший врач — ещё и философ». По мнению авторов, в зарубежной историографии интерес к философскому и исследовательскому методу Галена возрос именно в последние двадцать лет. Авторы связывают этот процесс с пересмотром взглядов историков и философов на взаимоотношения науки и религии, а также со сменой научной парадигмы в период научно-технического прогресса — в последнее время идея мультидисциплинарности врачебной подготовки считается залогом успешной деятельности. Эта теория прекрасно сочетается с гипотезой Галена о том, что истинный врач должен быть ещё и философом — экспертом в разных дисциплинах. С 2014 года этот же коллектив начал издавать Сочинения Галена в русском переводе; на 2019 год опубликованы тома 1—5.

Гален на почтовой марке Греции 1996 года
  • В 1966 году в Йеменской Арабской Республики по случаю начала работы нового здания штаб-квартиры ВОЗ была выпущена серия их трёх почтовых марок, на одной из которых помещён портрет Галена. (каталог Yvert et Tellier 164)
  • В 1989 году почта Венгрии одну марку серии «Врачи» посвятила Галену. (Yvert et Tellier 3246)
  • В 1996 году почта Греции выпустила почтовую марку с портретом Галена. (Yvert et Tellier 1897)
  1. 1 2 3 4 Galen of Pergamon (155 – 215 CE) // The Encyclopedia of Ancient Natural Scientists. The Greek tradition and its many heirs / P. T. Keyser, G. L. Irby-Massie. — London and New York: Routledge, 2008. — P. 335. — ISBN 978–0–415–34020–5.
  2. ↑ «Life, death, and entertainment in the Roman Empire». David Stone Potter, D. J. Mattingly (1999). University of Michigan Press. p.63. ISBN 0-472-08568-9
  3. ↑ Galen on the affected parts
  4. 1 2 3 4 5 Arthur John Brock (translator), Introduction. Galen. On the Natural Faculties. Edinburgh 1916
  5. ↑ Galen on pharmacology
  6. ↑ Galen on the brain
  7. ↑ Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 250
  8. Andreas Vesalius. De humani corporis fabrica (неопр.). — Basel, Switzerland: Johannes Oporinus, 1543.
  9. William Harvey. Exercitatio Anatomica de Motu Cordis et Sanguinis in Animalibus (англ.)русск. (неопр.). — Frankfurt, Germany: Sumptibus Guilielmi Fitzeri, 1628. — С. 72. — ISBN 0-398-00793-4.
  10. ↑ Furley, D, and J. Wilkie, 1984, Galen On Respiration and the Arteries, Princeton University Press, and Bylebyl, J (ed), 1979, William Harvey and His Age, Baltimore: Johns Hopkins University Press
  11. Greg Woolf. The Cambridge Illustrated History of the Roman World. — Cambridge University Press, 2003. — P. 248.

    Оригинальный текст (англ.)

    So much of Galen’s oeuvre has survived, in a range of languages from its original Greek through Syriac, Arabic, Hebrew, Latin and Armenian, because of the dominant position Galen attained in the classical medical tradition.

  12. ↑ γαληνός. Liddell, H. G., Scott, R. A Greek-English Lexicon / on Perseus Digital Library.
  13. 1 2 3 Nutton, V. The Chronology of Galen’s Early Career (неопр.) // Classical Quarterly. — 1973. — Т. 23, № 1. — С. 158—171. — doi:10.1017/S0009838800036600. — PMID 11624046.
  14. Metzger, B. M. New Testament Studies: Philological, Versional, and Patristic. — BRILL, 1980. — ISBN 90-04-06163-0, ISBN 978-90-04-06163-7.
  15. ↑ Hippocrates. Airs, Waters, and Places. / Jones (ed.). — 70—2.
  16. Ustun, C. Galen and his anatomic eponym: Vein of Galen. / Clinical Anatomy, 2004 — Vol. 17. — Issue 6. — P. 454—457.
  17. ↑ Galen On Food and Diet. / Grant, M (trans.) — Routledge, 2000.
  18. Gleason, M. Making Men: Sophists and Self-Presentation in Ancient Rome. — Princeton, 1995.
  19. 1 2 D.E. Eichholz, 1951, Galen and His Environment, Greece & Rome 20 no. 59, Cambridge University Press, p. 60-71
  20. ↑ Elizabeth C. Evans, 1956, Galen the Physician as Physiognomist, American Philological Association
  21. 1 2 3 4 5 6 R.J. Littman and M.L. Littman, 1973 Galen and the Antonine Plague, The American Journal of Philology 94 no. 3, p. 243—255
  22. ↑ Nutton V. Ancient Medicine. Routledge, 2004 226-7
  23. Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие / Под (недоступная ссылка) ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 266. — ISBN 5-06-000085-0.
  24. ↑ Nutton V. Galen in the eyes of his contemporaries. BHM 58(3) fall 1984 315-24
  25. ↑ Dear P. Revolutionizing the Sciences: European Knowledge and Its Ambitions, 1500—1700. Princeton, NJ: Princeton University Press (2001), 37-39 Архивная копия от 12 октября 2008 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 14-05-2013 [2502 дня] — история)
  26. ↑ Nutton V. The Patient’s Choice: A New Treatise by Galen. The Classical Quarterly, New Series, Vol. 40, No. 1 (1990), pp. 236—257
  27. Reflections Chairman’s. Traditional Medicine Among Gulf Arabs, Part II: Blood-letting (англ.) // Heart Views : journal. — 2004. — Vol. 5, no. 2. — P. 74—85 [80].
  28. ↑ P Prioreschi, Determinants of the revival of dissection of the human body in the Middle Ages’, Medical Hypotheses (2001) 56(2), 229—234
  29. Jones, Raymond F. The Anatomist // Stories of Great Physicians (неопр.). — Whitman, 1963. — С. 46—47.
Подробную библиографию см. корпус Галена[en]

Тексты:

  • Galeni Opera omnia. Lpz., 1821—1833. repr. Hldh., 1965.

Переводы:

  • Гален, Клавдий. О назначении частей человеческого тела / Пер. С. П. Кондратьева, под ред. и с примеч. В. Н. Терновского, вступ. ст. В. Н. Терновского и Б. Д. Петрова. М.: Медицина. 1971. 555 стр. 5000 экз.
  • Гален, Клавдий. Сочинения. Том I / Общ. ред., сост., вступ. ст. и коммент. Д. А. Балалыкина, пер. с древнегр. А. П. Щеглова. — М.: Весть, 2014. — 654 с. (ТРАКТАТЫ: О том, что лучший врач — ещё и философ; О наилучшем преподавании; О побуждении к медицине; Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной души; О распознавании и лечении заблуждений всякой души; О зависимости свойств души от темпераментов тела; О вскрытии вен, против последователей Эрасистрата, живущих в Риме; Три комментария на книгу Гиппократа О природе человека).
  • Гален. О том, что наилучший врач есть также философ / Пер., прим. и вступ. ст. И. В. Пролыгиной // Историко-философский ежегодник 2011. Институт философии РАН. М.: Канон+. 2013. С. 82-100.
  • Гален, Клавдий. О том, что лучший врач — ещё и философ // Балалыкин Д. А., Щеглов А. П., Шок Н. П. Гален: врач и философ. М.: Академиздатцентр Наука РАН., 2014. С. 406 сл.
  • Гален. Увещание к занятию медициной / Пер., прим. и вступ. ст. И. В. Пролыгиной // Вестник древней истории. № 3. М., 2014. С. 283—299.
  • Гален. Ars medica. Медицинское искусство (I—XVIII) / Пер., прим. и вступ. ст. И. В. Пролыгиной // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2. М.: Аквилон, 2014. С. 95-129.
  • Гален. Ars medica. Медицинское искусство (XIX-XXXVII) / Пер., прим. и вступ. ст. И. В. Пролыгиной // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 3. М.: Аквилон, 2016. С. 102—153.
  • Гален, Клавдий. О распознавании и лечении заблуждений всякой души // Балалыкин Д. А., Щеглов А. П., Шок Н. П. Гален: врач и философ. М.: Академиздатцентр Наука РАН, 2014. С. 371 сл.
  • Гален, Клавдий. Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной души // Балалыкин Д. А., Щеглов А. П., Шок Н. П. Гален: врач и философ. М.: Академиздатцентр Наука РАН, 2014. С. 319 сл.
  • Гален. О порядке собственных книг / Пер. и примеч. И. В. Пролыгиной // Историко-философский ежегодник 2016. Институт философии РАН. М.: Аквилон, 2016. С. 50-68.
  • Гален, Клавдий. О собственных книгах / Пер. и примеч. И. В. Пролыгиной // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Vol. 11. 2. Новосибирск, 2017. С. 636 — 677.
  • Гален, Клавдий. О толках для начинающих / Пер. Е. В. Афонасина // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Vol. 9. 1. Новосибирск, 2015. С. 56-72.
  • Гален, Клавдий. О моих воззрениях / Пер. Е. В. Афонасина // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Vol. 10. 1. Новосибирск, 2016. С. 190 — 215.
  • В серии «Loeb Classical Library» (под № 71) издан трактат «О естественных способностях» см. английский перевод «On the Natural Faculties» онлайн
  • В серии «Collection Budé» начато издание сочинений (опубликовано 3 тома): Galien. Oeuvres:
    • Tome II: Exhortation à l’étude de la médecine. Art médical. Texte établi et traduit par V. Boudon. 2e tirage 2002. 464 p. ISBN 978-2-251-00483-9
    • Tome VII: Les Os pour les débutants — L’Anatomie des muscles. Texte établi et annoté par I. Garofalo, traduit par I. Garofalo et A. Debru. 2005. XII, 350 p. ISBN 978-2-251-00524-9
    • Tome VIII: L’Anatomie des nerfs. L’Anatomie des veines et des artères. Texte établi et annoté par Ivan Garofalo, traduit par Ivan Garofalo et Armelle Debru. 2008. 224 p. ISBN 978-2-251-00544-7

Исследования:

  • Солопова М. А. Гален // Античная философия: Энциклопедический словарь. — М., 2008. — С. 245—251 (с библиографией).
  • Симон К. Р. История иностранной библиографии. — М.: Изд-во ВКП, 1963. — С. 33-34.
  • Семеновкер Б. А. Памятники древнегреческой библиографии // Советская библиография. — 1983. — № 4. — С. 60.
  • Хорькова И. В. Гален против Аристотеля: к вопросу о формировании медицинской терминологии // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) № 21. 2017. С.832-837

Античная психология. Учение античных врачей


Гиппократ                         Герофил                                  Эразистрат                        Гален


Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ (460 —377 гг. до н.э.) — «отец медицины».

Он собрал и систематизировал почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Главное, что отстаивал Гиппократ, — это эмпирический характер медицинского знания. Он доказывал, что оно не может строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений, что отвлеченные понятия холодного или теплого, хорошего или плохого не применимы к медицине. Нет понятия теплоты вообще, есть более или менее теплые или холодные вещества, которые приносят в разных ситуациях пользу или зло больному человеку.

В философии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и научного исследования. Признавал опыт и наблюдение единственно плодотворным путем познания в медицине. Все болезни объяснял естественными причинами, выявление которых позволяет выработать правильные методы лечения. Требовал индивидуального подхода в каждом конкретном случае: врач не знает холодного и теплого вообще, но есть многие средства, действия которых различны в каждом индивидуальном случае; необходимо определить количественную меру, подобающую каждому конкретному случаю. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг.

«И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное… удовольствия и тягость… От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и являются нам страхи и ужасы… а также сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием — тогда человек здраво мыслит».

Наибольшую известность получило учение о темпераментах, основанное на сочетании 4 видов жидкости в организме.

По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока:

слизь (вырабатывается в мозгу),
кровь (вырабатывается в сердце),
желтая желчь (из печени),
черная желчь (из селезенки).

Как полагал Гиппократ, «из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым».

Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека.

Преобладание крови — основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis — кровь),
слизи — флегматического (от греч. phlegma — слизь),
желтой желчи — холерического (от греч. choie — желчь),
черной желчи — меланхолического (от греч. melaina choie — черная желчь).

Важным моментов в его теории было и понятие меры, которое он считал ведущим в эмпирической медицине, доказывая, что, хотя абстрактного понятия меры и не существует, опытный и умеющий наблюдать врач может вывести эту меру в каждом конкретном случае и для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало главным и в концепции темперамента, при этом считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырех видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темперамента.

Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о его связи с образом жизни человека, понимаемом в самом широком смысле — от еды и питья до природных условий и особенностей общения. Таким образом, в учении Гиппократа впервые появились мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариаций общего понятия человек. Поэтому в определенной степени можно говорить и о том, что Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.

Гиппократ сформулировал основные положения врачебной этики. «Клятва Гиппократа» и в наше время сохраняет свое значение.

Гиппократ и Аристотель одними из первых связали психологию с естествознанием. Эта связь упрочилась в период эллинизма в работах Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей, которые являлись не только философами и психологами, но и врачами, — Ибн Сины, Ибн аль-Хайсама и др.

Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в период эллинизма в связи с ростом античной науки в целом, ее дифференциацией на отдельные науки. Возникают крупные научные центры: в Пергаме (Малая Азия), на о. Родос, в Александрии (Египет), которая в III в. до н. э. при Птолемеях в силу исторически сложившихся обстоятельств становится главным центром античной культуры. Здесь начинает развиваться положительное знание. В Александрийском Музее — по существу Академии — работали основатель геометрии Евклид, гениальный математик Архимед, географ Эратосфен, исследователь живой природы Стратон, создатель геоцентрической системы астроном Клавдий Птолемей.

В Александрии некоторое время было разрешено вскрытие трупов «безродных» людей. Это способствовало важным открытиям, связанным с именами двух александрийских ученых-врачей — Герофила и Эразистрата.

Герофил, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал важное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.

Эразистрат, выходец из Книдской школы, подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными. С именем Эразистрата связано первое упоминание о патогенной роли задержанных эмоциональных переживаний.

Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил знаменитый римский врач Клавдий Гален (ок. 130-200 гг.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Материальной основой качественно несходных процессов (питание, рост, размножение, ощущение, мышление) он называл пневму — особое жизнетворящее вещество. Различал два рода пневмы: животную, ее источник в сердце порождает физиологические функции, и психическую, ее источник в мозгу управляет произвольными движениями и психическими переживаниями. Пневма движется по нервам.

Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу: «…врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни единого чувства». Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушения передних корешков, потеря чувствительности — задних. Таким образом, Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга.

Ряд сочинений Гален посвятил головному мозгу. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал Аристотель: он — седалище интеллекта и чувств.

Из более 400 работ Галена по медицине, философии и психологии наибольшее значение для последней имеет трактат «О частях человеческого тела», в котором описаны взаимосвязь жизнедеятельности организма и нервной системы. Гален считал, что органами психики являются мозг, сердце и печень. При этом, исходя из выделенных в учении Платона частей души, доказывал, что печень связана с вожделением, сердце — со страстями, а мозг — с разумом. Гален также высказал мысль о том,что именно желудочки мозга, а не кора, играют ведущую роль в мозговой активности, так как именно в них хранится психическая пневма. Большое значение имели и открытые им задние и передние корешки мозга, исследование которых впервые показало существование разных, специальных волокон, связывающих мозг с мышцами и органами чувств. Все эти данные позднее помогли раскрыть законы мозговой регуляции психики, рефлекса и т.д.

Гален также, развивая идеи Гиппократа об акразии и ее роли в формировании темперамента, высказывал гипотезу о том, что темпераментов не четыре, но много больше, в зависимости от разных сочетаний соков организма. Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное — и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 — некоторое отклонение от нормы. Описывая теплые (мужественные) или холодные (медлительные) типы, Гален подчеркивал, что темперамент имеет не только медицинское, но и психологическое значение, раскрывая специфику поведения человека в определенной ситуации. Преобладание определенных соков, теплого и холодного, связано, по его мнению, и с развитием аффектов.

Так, гнев он описывает как повышение сердечной теплоты, которая и приводит к возникновению определенного эмоционального состояния, осознаваемого как гнев. Таким образом, можно сказать, что в теории Галена закладывался периферический взгляд на происхождение эмоций, который впоследствии найдет воплощение в теории эмоций Джемса-Ланге.

Римский врач Аэций (V B. H. Э.) описал четыре темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.
К разделу естественно-научных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродизийский (конец II — нач. III вв.), перипатетик, преподаватель философии в Афинах.

В психологических системах Античности душа отождествлялась с жизненным началом: в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, в том числе пищеварение, дыхание и т. п. Внутренний мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования.

В неоплатонизме у его основателя Плотина (205 — 270) развивается учение о происхождении индивидуальной души от мировой души в процессе эманации (от лат.— истечение, исхождение), излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной — нисходящей — лестницей ступеней совершенства. Одной из ступеней на этой лестнице является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Плотин указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой. В этом признак человеческого духа.

Источник:
А.Н. Ждан История психологии
Т.Д. Марцинковская История психологии

Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента (Гиппократ, Гален).


ТОП 10:

Гуморальная теория (humoral theory) Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка. Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности. Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классиф. темпераментов оставались в силе примерно до 1400 г. н. э. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor (дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента.

Типы темперамента И. Канта.

Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы: сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства; холерический и флегматический — как темпераменты действия. С современной точки зрения первые можно связать с такой характеристикой темперамента, как эмоциональность, а вторые — с активностью. Сангвиник определялся. И. Кантом как человек веселого нрава, который представляет собой хорошего собеседника, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Такой человек полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен, Меланхолик характеризовался И. Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Остерегается давать обещания, так как детально продумывает все трудности, связанные с их выполнением. Холерик — человек вспыльчивый. Он легко раздражается и впадает в ярость, но так же легко и отходит, особенно если ему уступают. Очень активен; начав что-нибудь делать, действует энергично, однако этого запала ему хватает ненадолго; у него нет терпения и выдержки. Флегматик -это хладнокровный, не подверженный аффективным вспышкам человек. Его недостатком оказывается склонность к бездеятельности (лень) даже в ситуациях, настоятельно требующих активности. Но, начав какое-либо дело, он обязательно доводит его до конца. Благоразумен, придерживается принципов и воспринимается как мудрый человек. Нечувствителен к нападкам, не задевает тщеславия других людей, а потому уживчив. Однако может подчинить своей воле волю других людей, причем незаметно для них. И. Кант полагал этот тип темперамента самым удачным.



1 Учение о темпераменте

15

Лекция 5 Учение о темпераменте. Темперамент. Характер. Личность.

  1. Учение о темпераменте

    • ВОЗНИКНОВЕНИЕ УЧЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. ГУМОРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

    • ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА. НОВЫЙ ПОДХОД В. ВУНДТА

    • КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

    • ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА К. КОНРАДА

    • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И. П. ПАВЛОВА И ЕГО УЧЕНИКОВ О ТИПАХ ТЕМПЕРАМЕНТА

    • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (ФАКТОРНЫЕ) ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

    • ОТКАЗ ОТ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Б.М.ТЕПЛОВА

    1. Соотношение темперамента и характера

    Основным предметом изучения дифференциальной психофизиологии являются типы темперамента, свойства нервной системы, соотношение первой и второй сигнальных систем и связанные с ними особенности поведения, стили и эффективность деятельности.

    Этот подход отличает отечественную дифференциальную психофизиологию от дифференциальной психологии, в которой в основном изучаются различия в проявлении личностных свойств, в отрыве от физиологического базиса.

    Первые работы И. П. Павлова о свойствах нервной системы появились в 1920-х годах. Вплоть до 1950-х годов эта проблема была прерогативой физиологов, изучавших высшую нервную деятельность (условные рефлексы) человека. Психологи стали заниматься ею на границе 1950-1960-х годов благодаря усилиям Б. М. Теплова, а за­тем В. С. Мерлина и Б. Г. Ананьева, создавших свои дифференциально-психофи­зиологические школы. Наследники их взглядов (В. Д. Небылицын, Е. А. Климов, В. М. Русалов и др.) значительно продвинули изучение проблем дифференциальной психофизиологии.

    Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента

    Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Осно­ву учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гумораль­ный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого — смешения), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь — тепло, слизь — хо­лод, желтая желчь — сухость, черная желчь — влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным забо­леваниям.

    Древнегреческий философ Аристотель видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в разли­чиях состава важнейшего из этих соков — крови. Он заметил, что способность к свер­тыванию крови у разных животных не одинаковая. Жидкая кровь холодная и пред­располагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и предрасполагает к гневу.

    Следы аристотелевской теории сохранялись очень долго. Даже Иммануил Кант соотносил тип темперамента с характеристиками крови: легкокровный, или сангвинический; тяжелокровный, или меланхолический; теплокровный, или холерический.

    Названия типов темпераментов связаны с имена­ми римских врачей, живших несколько столетий спустя Гиппократа, и использовавших его представ­ления о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово temperamentum, от которого и ведет свое начало термин «темпера­мент».

    Надо отметить, что понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от теперешнего. Психологические характеристики темперамента у древних врачей почти отсутствовали.

    В средние века, с возникновением алхимии, появились попытки объяснить темпе­раменты преобладанием в теле тех или иных алхимических элементов: соли, серы и ртути, даже эфира и воздуха.

    Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии придало новое направле­ние объяснению типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностя­ми строения тела. Например, ряд ученых в основу деления темпераментов кроме физических свойств крови положили различие тканей и ширину просвета сосудов.

    Эта теория в несколько измененном виде сохранялась вплоть до конца XIX — на­чала XX века.

    Другое анатомическое направление связывало типы темперамента со строением центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психи­ческими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некото­рые видели главную основу темперамента в величине мозга и толщине нервов, дру­гие — в особенностях их функционирования.

    Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристи­ками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов, анатомов и врачей XIX века.

    Попытки построить классификацию типов поведения человека, исходя из факта повышенной или пониженной деятельности отдельных желез внутренней секреции, предпринимали Н. А. Белов (1924), Б. М. Завадовский (1928) и др.

    Известна также химическая теория темперамента 20-х годов XX века, при­надлежащая У. Мак-Даугаллу, непосредственно примыкающая к древней гумо­ральной теории.

     

    4.3. Учение о темпераментах

    Примером решения психофизиологической проблемы являлось учение о темпераментах. Индивидуально-психологические различия между людьми объяс­нялись различными пропорциями в смеси основных жидкостей. Исходя из идеи о преобладании одной из жидкостей в общей их смеси люди разделялись на несколько типов.

    Первым из греческих философов, развивших учение о четырех темпераментах, был Эмпедокл (предложивший схему построения мира из четырех элементов, или “корней”). Равномерностью смеси четырех элементов или преоб­ладанием в ней одних элементов над другими, величиной, связью и подвижностью этих элементов он объяснял уровень умственных способностей и характерологические особенности личности. Так, считалось, что люди, элементы которых слишком малы и слиш­ком тесно примыкают друг к другу, обладают порывистостью и берутся за многое, но вследствие быстроты движений крови дела­ют мало. Сообразительность или тупость сходным образом стави­лись в зависимость от смешения и движения основных частиц.

    Гиппократ создал гуморальную теорию — учение о четырех жидкостях (“соках”): кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная. Соотношение этих жидкостей рассматривалось им как основа четырех темперамен­тов, которые он обозначил поня­тиями “холерик”, “флегматик”, “меланхолик” и “сангвиник”.

    4.4. Что является органом души?

    Один из важных вопросов психофизиологической проблемы: Что является органом души?

    Издавна как на Востоке, так и в Греции кон­курировали между собой две теории — “сердцецентрическая” и “мозгоцентрическая”. Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (VI век до н.э.), который пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий “идут к глазным впадинам две узкие дорожки”. Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

    Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благода­ря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмео­ну, — исходный пункт всей познавательной работы. Мозг достав­ляет ощущение слуха, зрения и обоняния. Из них же возникают память и представление (мнение), а из памяти и пред­ставления, достигших непоколебимой прочности, рождается зна­ние (цит. по Петровский, Ярошевский, 2001, с.459). Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах в отличие от знания об ощущениях не могло опереться на анатомо-физиологический опыт.

    Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой.

    Из медицины эти представления перешли в философию. Нуж­но, однако, иметь в виду, что решение вопроса о телесной локализации психики непос­редственно зависело не только от анатомических знаний, но и от философско-психологических представлений. Платон, разделивший душу на три части, соответственно искал для каждой из них свой орган. Идеально-умственную часть (разум) он помещал в голове (руководствуясь соображением о том, что она ближе всего к не­бесам, где пребывает царство идей), “гневливую” (мужество) — в груди, а чувственную (вожделение) — в брюшной полости.

    Открытие Алкмеоном мозга как органа психики в течение нескольких столетий рассматривалось только как гипотеза. Аристотель придерживался “сердцецентрической” схемы. Мозг, по его мнению, не орган психики, а аппарат, охлаждаю­щий, регулирующий жар крови. Будучи фантастическими со сто­роны физиологической, представления Аристотеля вместе с тем вносили совершенно новый момент в трактовку центрального орга­на психической деятельности.

    В III веке до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы. До того нер­вы не отличали от связок и сухожилий. Были детально описаны уст­ройство мозга и других органов. Богатство извилин коры мозговых по­лушарий человека связывалось с его умственным превосходством над другими животными. Были открыты различия между чувствительными и двигательными нервами. Это различие, вскоре забытое, было вновь открыто в XIX веке (Петровский, Ярошевский, 2001, с.461).

    Использовав опыт александрийских врачей и последующей медицины, древнеримский врач Гален (II век н.э.) синтезировал достижения античной философии, биологии и медицины в де­тально разработанную систему.

    Органами души он признал мозг, сердце и печень. Каждому из органов приписывалась одна из “психических” функций соответственно разделению частей души, предложенному Платоном: пе­чень — носитель вожделений, сердце — гнева и мужества, мозг — разума. В мозгу главная роль отводилась желудочкам, в особеннос­ти заднему. Здесь, по Галену, производится и хранится высший сорт пневмы, соответствующий разуму, который является суще­ственным признаком человека, подобно тому как локомоция (име­ющая свою “душу”, или пневму) типична для животных, а рост (опять-таки предполагающий особую пневму) — для растений.

    Нервная система представляет ветвистый ствол, каждая из ветвей которого живет самостоятельной жизнью. Нервы построены из того же вещества, что и мозг. Они служат ощущению и движению. Гален различал: а) чувствительные, “мягкие” нервы, иду­щие к органам ощущений, и б) связанные с мышцами, “твер­дые” нервы, посредством которых выполняются произвольные движения.

    Кроме автоматизмов сердца, сосудов и других внутренних систем, все остальные движения Гален считал произвольными. Мышца приводится в движение нервом посредством проносящейся по нему психической (душевной) пневмы.

    Развитие психофизиологических представлений в античном мире приостановилось на уровне, запечатленном системой представле­ний Галена. От этого уровня научному знанию об организме предстояло продолжить свое дальнейшее развитие лишь через полтора тыся­челетия.

    Тема 3. Основные концепции темперамента.

    Учение Гиппократа о темпераментах.

    Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ. Он, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греч. – смешения), т.е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства: кровь – тепло, слизь – холод, желтая желчь – сухость, черная желчь – влажность. Поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

    Во многих учебниках говорится, что именно Гиппократ явился основателем учения о четырех типах темперамента, дошедших до нашего времени: сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом. Однако это не совсем так. Названия этих типов темпераментов появилось позже и связаны с именами римских врачей, живших намного позже. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово temperamentum, от которого и ведет сове начало термин «темперамент».

    Один из них, Гален, живший во II веке нашей эры, дал первую развернутую классификацию темпераментов, основанную на тех же гуморальных представлениях Гиппократа о «красисе». С его точки зрения, преобладание желтой желчи (по-латыни – холе) свидетельствует о холерическом темпераменте, преобладание крови (сангвис) — о сангвиническом темпераменте, преобладание черной желчи (меланос холе) – о меланхолическом темпераменте, а преобладание слизи (флегма) – о флегматическом темпераменте.

    Понятие о темпераменте в те времена отличалось от теперешнего. Психологические характеристики темперамента у древних врачей отсутствовали. В основном эти характеристики касались организма и даже отдельных органов.

    Формальная теория видов темперамента И. Канта.

    Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темперамента он рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический – как темпераменты действия.

    Сангвиник определяется И.Кантом как человек веселого нрава, который является хорошим собеседником, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Он полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен. Обещает и не выполняет своих обещаний. Работа его быстро утомляет, а занятия, которым он отдается, скорее являются для него игрой, чем серьезным делом.

    Меланхолик характеризуется И.Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Остерегается давать обещания, т.к. детально продумывает все трудности, связанные с их выполнением. Он редко веселится и не любит, когда веселятся другие.

    Холерик – это вспыльчивый человек. Он легко раздражается и впадает в ярость, но также легко и отходит, особенно если ему уступают. Очень активен. Предпочитает руководить другими. Честолюбив, любит участвовать в различных церемониях, хочет, чтобы его все хвалили. Забота о других людях и великодушие у него показные, т.к. он любит только себя. Холерический темперамент больше, чем другие типы, вызывает противодействие со стороны окружающих, поэтому И. Кант считает, что его обладатели являются несчастными людьми.

    Флегматик – это хладнокровный человек. Его недостатком является склонность к бездеятельности (лень) даже в ситуациях, настоятельно требующих активности. Но, начав что-то делать, обязательно доводит дело до конца. Благоразумен, обладает принципами и воспринимается как мудрый человек. Нечувствителен к нападкам, не задевает тщеславия других людей, а посему уживчив. Однако может подчинить своей воле волю других людей, причем незаметно для них. И.Кант считал этот тип темперамента самым удачным.

    Конституциональные теории темперамента.

    Типология Э. Кречмера.

    В широком смысле понятие конституции охватывает все наследственные или врожденные анатомические, физиологические и психические свойства индивида.

    На рубеже XIX и XX веков сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента.

    Главным идеологом конституциональной типологии был немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В 1921г. он опубликовал работу «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний – маниакально-депрессивному психозу и шизофрении – соответствует определенный тип телосложения. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. На основе многочисленных клинических наблюдений Э.Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

    1. Лептосоматик (греч. leptos – хрупкий, soma — тело). Обладает цилиндрической формой туловища, имея хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку, вытянутое лицо, голова имеет яйцеобразную форму. Плечи узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э.Кречмер называл астениками (греч. astenos — слабый).

    2. Пикник (греч. pyknos – толстый, плотный). У него богатая жировая ткань, чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие параметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости.

    3. Атлетик (греч. athlon – борьба, схватка). Имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выражена.

    4. Диспластик (греч. dys – плохо, plastos — сформированный). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).

    Большинство больных шизофренией, по мнению Э.Кречмера, составляют лептосоматики. Пикники же образуют наибольшую группу среди больных маниакально-депрессивным психозом. Атлетики, которые мене других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некоторую склонность к эпилепсии.

    Э.Кречмер выдвинул предположение о зависимости между телосложением и психикой также и у здоровых людей. Он утверждал, что здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним.

    Связь между типом телосложения и некоторыми психическими свойствами или психическими заболеваниями Э.Кречмер объяснял тем, что как тип строения тела, так и темперамент имеют одну и ту же причину: они обусловлены деятельностью эндокринных желез и связанного с этим химическим составом крови и, таким образом, зависят прежде всего от определенных особенностей гормональной системы.

    Конституциональная типология У. Шелдона.

    В 1940-х годах в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона. В основе взглядов Шелдона лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

    У. Шелдон пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал эти параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо параметра У. Шелдон выделяет следующие типы телосложения:

    1. Эндоморфный тип. Название типа дано исходя из того, что из эндодермы образуются внутренние органы, а у людей этого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.

    2. Мезоморфный тип. У данного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.

    3. Эктоморфный тип. Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно легко возбудимы.

    У. Шелдон пришел к выводу, что этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента.

    Путем корреляции были выделены три группы свойств, которые были названы в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera — внутренности), соматотония (греч. soma — тело) и церебротония (лат. cerebrum — мозг). В соответствии с этим он выделил людей трех типов темперамента:

    1) висцеротоников,

    2) соматотоников

    3) церебротоников.

    У.Шелдон считает, что у каждого человека имеются все три названные группы физических и психических свойств. У. Шелдон утверждает, что между типом телосложения и темпераментом имеется большое соответствие. Так, у лиц, с преобладанием качеств эндоморфного телосложения выражены свойства темперамента, относящихся к висцеротонии. Мезоморфный тип коррелирует с соматотоническим типом, а эктоморфный – с церебротоническим. Соотношение типов телосложения с описанием характерных для них свойств темперамента представлено в таблице в учебнике Е.П. Ильина Дифференциальная психофизиология – стр. 71-72.

    Критический анализ концепций.

    Типологии Э. Кречмера и У. Шелдона были подвергнуты критике. Критики указывали на их слишком большую статичность и игнорирование развития в отношениях между психикой и строением тела, подчеркивали непоследовательность в делении на типы и то, что их теории не давали удовлетворительного объяснения связи между телосложением и темпераментом.

    Типология К.Юнга.

    Карл Юнг делил людей на типы, исходя из психологических различий, которые, однако, он считал врожденными.

    К. Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и интровертированный.

    Для экстравертов характерна направленность на объект. Поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.

    У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным. Ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые вызвали эту эмоцию, а на собственные переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или мнение других людей.

    Типы темперамента (акцентуации характера) по К. Леонгарду.

    Для клинических целей К. Леонгард разработал описательный метод оценки темперамента. Согласно его представлениям, существуют следующие основные типы темперамента:

    1. гипертимический – характеризуется усиленной жаждой деятельности, наличием оптимистических черт в поведении, инициативностью, повышенной речевой активностью, живостью и веселостью;

    2. дистимический, характерный для пассивного человека с пониженной речевой активностью и замедленностью действий;

    3. аффективно-лабильный, который характеризует людей с резкой сменой гипертимических и дистимических состояний;

    4. аффективно-экзальтированный, который характерен для людей легко приходящих в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

    Эта типология предназначена для клинических целей и должна использоваться с большой осторожностью для характеристики темперамента здоровых людей. И все же нельзя не отметить, что среди последних могут встречаться лица с выраженными особенностями одного из четырех типов.

    Подход к изучению темперамента В.С. Мерлина.

    Спецификой научной школы Мерлина явилось изучение частных проявлений темперамента – темпераментных свойств. Исходной предпосылкой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психологических особенностей.

    Первым основным признаком темперамента В.С. Мерлин считал обусловленность его свойствами нервной системы. Он называл следующие особенности, которые можно отнести к свойствам (характеристикам) темперамента:

    — регулируют динамику психической деятельности в целом;

    — характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

    — имеют устойчивый характер на протяжении длительного времени;

    — находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента.

    Итак, признаками темперамента являются:

    — его врожденность,

    — стабильность проявления,

    — влияние на динамику психической деятельности человека,

    — наличие определенного комплекса свойств (красиса), обусловливающего тот или иной тип темперамента.

    Кроме того, к свойствам темперамента Мерлин относил особенности эмоционально-волевой сферы.

    На практике все свелось к изучению отдельных темпераментных свойств, к которым В.С. Мерлин относил: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность – ригидность, экстравертированность – интровертированность.

    С точки зрения В.С. Мерлина, под типом темперамента следует понимать не просто сочетание типологических особенностей, а сочетание, сопровождающееся закономерными связями между ними.

    Мерлин от типов высшей нервной деятельности переходит к конституциональным типам, в которых отражаются морфологические и биохимические особенности человека.

    Поэтому основным направлением в изучении свойств нервной системы и темперамента стало установление связи между типологическими особенностями свойств нервной системы и отдельными характеристиками (свойствами) темперамента.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *