Управление деятельностью: Этот сайт заблокирован – Вы точно человек?

Автор: | 08.12.2020

Управление

Управление:

  • элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности;
  • воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения;
  • процесс организации деятельности объекта управления субъектом управления для достижения поставленных целей.
  • действие субъекта, направленное на себя или на внешние, по отношению к себе, объекты, субъекты с целью их преобразования или изменения их свойств.

 

Управление:

  • как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».
  • как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
  • как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
  • как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Существует и множество других определений, в соответствии с которыми управление определяется как: элемент, функция, воздействие, процесс, результат, выбор и т.д. Если управление осуществляет субъект, то управление следует рассматривать как деятельность. Такой подход: управление – вид практической деятельности (управленческая деятельность), объясняет «многогранность» управления и примиряет между собой различные подходы к определению этого понятия.

Если управление – это деятельность управляющего органа, то осуществление этой деятельности является функцией управляющей системы, процесс управления соответствует процессу деятельности (управленческой), управляющее воздействие – ее результату и т.д. Если и управляющий орган и управляемая система являются субъектами, то управление – деятельность (управляющих органов) по организации деятельности (управляемых субъектов).

Особенности управленческой деятельности

Управленческая деятельность, как один из видов профессиональной практической деятельности, обладает общими особенностями. Среди них: уникальность и непредсказуемость человеческой деятельности в конкретных условиях (в том числе, с учетом ограниченных возможностей и ресурсов), способность адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к целеполаганию, способность к самоорганизации и развитию. Помимо этого, управленческая деятельность характеризуется рядом присущих ей особенностей:

  1. Субъектность управленческой деятельности. Управленческая деятельность принципиально субъектна. Конечно, по определению, субъектна любая деятельность, так ее всегда осуществляет некоторый субъект, но в случае управленческой деятельности личные качества субъектов управления, их профессиональный опыт и этическая позиция играют существенную роль.
  2. Самостоятельное целеполагание, осуществляемое субъектом управленческой деятельности (субъектом управления), является ее неотъемлемой чертой. Как правило, он самостоятельно формулирует не только цель своей деятельности, но и цель деятельности управляемой системы, декомпозирует их на задачи, формулирует способы достижения цели. В некоторых случаях, правда, субъект управления лишь транслирует цели, сформулированные вышестоящим уровнем системы.
  3. Опосредованность результата управленческой деятельности заключается в том, что непосредственным результатом управленческой деятельности является управляющее воздействие, оказываемое на управляемую систему. Но осуществляется это воздействие не само по себе, а с целью обеспечить требуемое поведение управляемой системы. Предметом управленческой деятельности является деятельность управляемой системы. То есть конечным (опосредованным) результатом управленческой деятельности является состояние (результат деятельности) управляемой системы. И именно по этому результату оценивается эффективность управления, эффективность управленческой деятельности.
  4. Творческий характер управленческой деятельности. По сути, управление — это принятие решений. А процесс принятия решений невозможно полностью формализовать, в нем всегда присутствуют как неопределенные факторы, так и элементы творчества. В то же время, творчество во многом регламентировано существующими правовыми, этическими и другими нормами, «зажато» ресурсными и другими ограничениями.
  5. Необходимость моделирования, предвидения, прогнозирования поведения управляемой системы в зависимости от управляющих воздействий.
  6. Ответственность субъекта управления за процесс и результаты своей деятельности и деятельности управляемых им субъектов и/или объектов. Субъект управления несет ответственность не только за непосредственные результаты своей собственной деятельности, но и за ее опосредованный результат – за состояние управляемой системы и результаты ее деятельности.
  7. Развитие и адаптация. Особенностью управленческой деятельности является необходимость развития как субъекта управления, так и управляемой системы, а также их адаптация к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Цикл управления

Для описания функционирования систем организационного управления используется понятие управленческого цикла, то есть модели, описывающей процесс управления как последовательное повторение типовых этапов. На сегодняшний день известно несколько десятков моделей описания управленческого цикла, например:

  • цикл А. Файоля. Планирование – Организация – Стимулирование (мотивация) – Контроль;
  • цикл У. Деминга PDCА. Plan – планируй, Do –делай, Check – проверяй, Act – воздействуй;
  • цикл Сбор информации – Планирование – Реализация – Учет – Контроль — Анализ –Регулирование;

В основе любой управленческой деятельности лежит идея непрерывного цикла управления, повсеместно использующего метрики и показатели (для «описания и измерения») и количественные модели. Основной фокус внимания при этом сконцентрирован на методах, инструментах и решениях, направленных на повышение количественно выраженной эффективности деятельности. Все компоненты системы управления эффективностью деятельности представляются в применяемых моделях управленческого цикла через систему конкретных количественных описаний, показателей и моделей.

Системный подход к управлению

Системный подход, реализуя принцип анализа любых объектов и структур управления «от общего к частному», предложил рассматривать организации как системы элементов, для которых должны быть сформированы цели и задачи, обеспечивающие оптимальное их развитие.

Основные составляющие системного подхода к управлению:

  • решение любых проблем начинается с четкого формулирования целей;
  • проблему или задачу следует рассматривать как дерево целей во взаимосвязи каждого частного решения с конечными целями;
  • при определении путей достижения целей следует рассмотреть другие возможные и альтернативные варианты;
  • нельзя допустить, чтобы цели отдельных подсистем противоречили конечным целям системы.

Управление с позиций системного подхода — это сложный процесс, состоящий из регулирования и собственно управления. Задача peгулирования заключается в поддержании некоторых определенных параметров системы на заданном уровне. Собственно управление состоит в определении как раз именно этого заданного состояния системы. Управление — это проектирование. планирование, то есть стратегические функции, а регулирование — оперативное руководство и все функции с ним связанные.

Для изучения функционирования сложной стохастической системы целесообразно представить эту систему в виде управляющей и управляемой подсистемы. Задав параметры управляемой подсистемы, управляющая подсистема должна поддерживай, их на заданном уровне по принципу обратной связи.

Регулирование с обратной связью гарантирует компенсацию возмущений не только определенного вида, но и любых возмущений вообще. При этом компенсируется влияние на систему возмущений, причина возникновения которых, в общем, неизвестна. Это особенно важно, когда мы имеем дело с очень сложными системами, не поддающимися детальному описанию.

С точки зрения системного анализа термин «система» может быть определен как совокупность множества компонентов, объединенных для достижения определенной стратегической цели. В связи с чтим возникает цель (или задача) для достижения (решения) которой создана система. А поскольку цель эта является стратегической, то система для ее достижения должна решать и многие тактические задачи.

Вполне объяснимо желание некоторых руководителей сконцентрировать свои усилия на отдельных, частных вопросах. Они пытаются расширить границы частностей, оставляя в стороне задачу интегрирования результатов, полученных многими подразделениями, хотя для них именно проблема интеграции управления является центральной. Сущность руководства заключается в координации, и понятно, что процесс синтеза, подобный упомянутому, может быть полезен руководителям самого различного уровня. Когда руководители сосредоточивают внимание на отдельных специализированных областях, они могут упустить из виду общие цели своих предприятий и их роль в более крупных системах. Если они будут ясно представлять «общую картину», то они смогут более эффективно выполнять свои обязанности.

Игнорирование общесистемного подхода может быть преднамеренным из-за того, что руководители отделов или функциональных подразделений склонны преувеличивать значение своих собственных действий для результатов общего дела. Иногда такое игнорирование возникает не преднамеренно, а в результате неспособности человека, принимающего решение по отдельным вопросам, представить себе последствия принятых им решений для других направлений деятельности предприятия. Главное в использовании системного подхода к управлению заключается в получении четкой картины сети подсистем и взаимосвязанных частей, которые образуют единое целое.

Идеи системного подхода немыслимы без четкого понятия системы. Система — это целостный комплекс динамически связанных элементов. Рассматривать систему можно только в единстве с окружающей средой. Как правило, любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка, а элемент любой системы свою очередь можно рассматривать как систему более низкого порядка.

Целостность системы и взаимосвязь ее элементов определяется исключительно по отношению к цели системы. При этом систему нельзя отождествлять с реальным объектом, так как любой объект может быть рассмотрен с разных точек зрения, в зависимости от этого может быть выделено множество систем, отражающих ту или иную сторону функционирования объекта. Изучить работу сложных систем на основе исследования отдельных элементов невозможно, так как сложные системы обладают свойствами эмерджентности — способностью системы проявлять свойства, но присущие ни одному элементу системы.

Использование системного подхода и теории систем помогло увидеть организации и любые иерархии управления в единстве составляющих их частей, а также в глобальной системе внешнего мира Одновременно, появилась возможность интегрировать идеи и подходы других школ, которые господствовали в практике и теории управления в разное время. Системный подход привнес в теорию управления методы и достижения, которые были получены в точных науках, технике, естественных и гуманитарных науках.

Однако основное, что дал системный подход для теории управления, — это формирование нового способа мышления. Системный подход позволил руководителям определить место возглавляемой им организации в системе внешнего мира, понять, что любая структура управления — это открытая система, а как следствие этого, что управление организацией нельзя строить как для закрытой системы, т.е. без учета влияния внешней среды на процессы управления внутри организации. Только со времени использования системного подхода к управлению среда стала рассматриваться как одна из основных переменных управления.

Важный результат применения системного подхода к теории и практике управления состоит в том, что появилась возможность объединить все идеи и достижения, полученные разными школами управления. Для этого достаточно было представить их не системами а подсистемами в теории управления. Сразу возникло представление об ограниченности подходов и возможностях их использования. Тем более что каждая школа управления сосредотачивала свои усилия на какой-то одной из сторон (подсистеме) организаций: людях, структурах, методах управления и т.д. Бихевиористская школа исследовала социальную область управления. Школы научного управления и количественных методов изучали в основном аспекты управления в технических системах. Только системный подход позволил объединить все компоненты организаций в единое целое.

Системный подход позволил представить организацию как открытую систему, «входами» в которую являются людские, материальные, финансовые и информационные ресурсы, где они в зависимости от алгоритмов, подходов, методов, средств и технологий управления преобразуются в «выходы» в виде достигнутых целей и результатов деятельности организации (прибыли, повышения товарной массы и качества изделий, роста показателей работы, материального стимулирования. роста производительности труда и т.п.).

 

Планирование

Системный анализ

Исследование операций

Теория принятия решений

 

На главную страницу

 

 

Управление деятельностью предприятия 2 (стр. 1 из 2)

1. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Управление предприятием — это процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения необходимых конечных результатов. Как вид профессиональной деятельности управление базируется на обоснованном применении управленческих технологий, представляющих собой искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие на объект[5].

Предприятие — это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

— трудовые ресурсы (трудоемкие),

— средства производства (фондоемкие),

— материалы (материалоемкие)

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

Главная задача предприятия является в удовлетворении потребности рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли.

Каждое предприятие или фирма является юридическим лицом, имеет систему учета и отчетности, баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием и товарный знак (марку).

Особенность предприятия состоит в том, что оно может существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие выбирает из внешней среды основные факторы производства и перерабатывает их в продукцию (товары, услуги, информацию) и отходы, передавая опять во внешнюю среду. Так же особенностью предприятия является искусственной системой, созданной человеком для личных интересов, прежде всего совместного труда, следовательно, очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда. Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную.

Горизонтальная форма — это разделение трудовых операций на отдельные задания. Результатом этого разделения является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенную часть общего процесса.

С помощью вертикального разделения труда осуществляется дифференциация и координирование уровней управления.

Предприятия различают по размерам, сферам деятельности, технологическим процессам и т.д., но они как система имеют определенные общие характеристики — функции управления.

Функции управления — общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда. Выделим основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование — процесс определения цели деятельности, предвидение будущего развития и объединение коллективных (индивидуальных) заданий для получения ожидаемого общего результата.

Организация — это процесс формирования структуры системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками фирмы для достижения общей цели стоящей перед ней.

Мотивация — причины, которые побуждают членов трудового коллектива к общим согласованным действиям, что бы обеспечить достижение поставленной цели.

Контроль – установление параметров деятельности, сравнение их с запланированными показателями и при необходимости корректировка деятельности.

Управление, в строгом смысле слова, есть воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его членами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины, статистика, а с другой – на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями в ходе длительной истории развития человеческой деятельности[6].

Все функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Управление предприятием отображает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроль, которые обеспечивают формирование и достижение целей предприятия. Сущность управленческой деятельности состоит в осуществлении влияния на процессы посредством принятия решений.

В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как:

— изучение рынка товаров

— инновационная деятельность

— производственная деятельность

— коммерческая деятельность

— послепродажный сервис

— экономическая деятельность

— социальная деятельность

Изучение рынка товаров необходим для:

– исследования рынка

– уровня конкурентоспособности и цен на продукцию

– различных требований покупателя товаров

– метод формирования спроса и каналов товарооборота

– внешней и внутренней среды предприятия

Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства, формирование инвестиционной политики на ближайший период, определение объема необходимых инвестиций и т.д.

Производственная деятельность состоит из:

– обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента соответственно требования рынка

– формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции, их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия

– сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год

– обеспечение производства необходимыми материально-техническими ресурсами

– разработку и соблюдение выпуска продукции

От масштаба и качества коммерческой деятельности предприятия зависит финансовая результативность производства, которую характеризует величина получаемой прибыли. Условием достижения является:

-реклама и организация сбыта своей продукции

-развитие системы товарных бирж

-стимулирование покупателей

Послепродажный сервис охватывает пусконаладочные работы в сфере эксплуатации купленных на рынке товаров, их гарантийное техническое обслуживание на протяжении определенного периода, обеспечение необходимыми запчастями и проведение ремонта во время нормативного срока службы.

Экономическая деятельность включает: стратегическое и текущее планирование, учет и отчетность, ценообразование, систему оплаты труда, ресурсное обеспечение производства, внешнеэкономическую и финансовую деятельность.

Социальная деятельность влияет на эффективность всех перечисленных видов деятельности, результативность которых непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, от действенности применяемого мотивационного механизма, от постоянно поддерживаемых на необходимом уровне условий труда и трудовых отношении.

Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Основой использования методов управления являются законы, закономерности и принципы общественного производства, научно-технический уровень развития фирмы, социальные, правовые и психологические отношения между людьми[7].

Методы управления — это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения цели предприятия (организации). Методы управления делятся на:

— экономические,

— социально-психологические

— организационные

Экономические методы управления — это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах, путем использования товарно-денежных отношений. Эти методы включают:

-материальную ответственность

-ценообразование

— государственное регулирование

-стимулирование

— налогообложение

Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека. Уровень современного производства, рост общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников являются причиной существенных изменений в системе ценностных ориентации и в структуре мотивации трудовой деятельности людей. Традиционные формы материального поощрения постепенно теряют свое приоритетное стимулирующее влияние. Все большую значимость приобретают такие факторы, как содержательность и творческий характер труда, возможности проявления инициативы, общественное признание, моральное поощрение и т. п. Поэтому понимание закономерностей социальной психологии и индивидуальной психики работника является необходимым условием эффективного управления производством или любым другим видом деятельности. Практическая реализация социально-психологических методов управления осуществляется с помощью различных способов социального ориентирования и регулирования, групповой динамики, решения конфликтных ситуаций и т. п.

Организационные методы управления — это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Организационные методы управления базируются на мотивах принудительного характера. Их существование и практическое применение обусловлены заинтересованностью людей в совместной организации труда.

Современная управленческая деятельность и её формы

На сегодня управленческая деятельность является основополагающей в системе менеджмента организаций. Ее основная задача – обеспечение работы фирмы с помощью постоянного роста производительности труда и оптимизация направлений деятельности в соответствии с потребностями рынка.

Управленческая деятельностьДанная система требует постоянной модернизации, поскольку со временем происходит устаревание методов влияния на персонал под воздействием перемен в обществе и введения новых ценностей. Если еще 10 лет назад основной задачей управления персоналом была своевременная благодарность в виде вывешивания фото на доске почета, то сегодня лучший способ поощрения – материальное премирование.

Чтобы система управления не переходила определенные нормы морали или права, существуют точные стандарты и границы. К правовым формам относятся все возможные рычаги воздействия на персонал с целью улучшения результатов труда. Конечно, влияние менеджеров происходит строго в рамках Конституции, Трудового кодекса и юридического права.

Правовые формы организации управления на предприятиях в Российской Федерации

Начало действия системы управления на предприятии происходит с момента принятия сотрудника на постоянную работу и заключения соответствующего трудового договора. В соответствии с возможностями найма существуют две формы предприятий, которые необходимо зарегистрировать непосредственно руководителями:

  • Первый вариант состоит в возможности создания и регистрации юридического лица для соискания коммерческой выгоды посредством того, что основной целью деятельности будет систематическое получение прибыли. К учреждениям, где управленческая деятельность налажена таким образом, относятся такие объекты:
  1. общества, у которых основная задача – производство для обеспечения максимальных продаж}
  2. кооперативы, занимающиеся производственной деятельностью}
  3. товарищества, целью которых является выгода от создания и распространения определенной продукции}
  4. унитарные предприятия как государственного, так и муниципального порядка.
  • Вторым вариантом выступает организация некоммерческого образца, которая не ставит перед собой задачу систематически получать прибыль и не занимается распределением полученного дохода между членами предприятия. В данную область деятельности входят все объединения религиозного характера, а также организации, занимающиеся интересами общественности: кооперативы потребителей, фондовые организации и т.д. Данные предприятия могут заниматься коммерческой деятельностью, но только в строгих рамках, где она служит интересам целей, для которых создана. Предпринимательская деятельность должна соответствовать целям создания организации.

Согласно выбранному профилю предприятия или фирмы, создается программа и внутренний распорядок, учитываются основные цели и задачи организации, что позволяет в дальнейшем работать в соответствии с разработанным и утвержденным уставом данного предприятия. Это позволяет разработать программы и структуру организации. Таким образом проводится регламентация управленческой деятельности.

Создание объединений и коммерция

В некоторых случаях правовым аспектом допускается объединение как коммерческих, так и некоммерческих предприятий в союзы и ассоциации. При этом следует учесть, что они в процессе объединения утрачивают право заниматься непосредственно коммерцией. Такие объединения чаще бывают среди некоммерческих учреждений, поскольку коммерческие организации создаются с целью получения прибыли, которой не захотят пренебречь в пользу получения важных связей.

Управленческая деятельность направлена на получение высоких показателей труда в целях процветания организации. Поэтому все коммерческие организации по своей природе имеют более отлаженную систему подчинения и управления, чем некоммерческие.

Все предприятия, целью которых является получение выгоды в виде материальных благ и финансового роста, ставят перед собой основную цель – ведение и развитие бизнеса. Все коммерческие фирмы могут осуществлять свою деятельность строго в рамках ГК РФ в таких организационно-правовых формах:

  • товарищество на вере}
  • полное товарищество}
  • общество с ограниченной ответственностью}
  • акционерное общество}
  • общество с дополнительной ответственностью}
  • государственные унитарные предприятия}
  • производственные кооперативы}
  • муниципальные унитарные организации.

Данный перечень коммерческих организаций, чья управленческая деятельность предусмотрена государством, является исчерпывающим. Законодательством РФ не предусмотрены другие формы коммерческих предприятий. Любые попытки создания других видов предприятий считаются аферами и преследуются законом. Согласно нормативно-правовой базе, все перечисленные организации считаются правомерными.

В отличие от организаций, заинтересованных в прибыли, некоммерческие предприятия являются открытыми. Как отмечает ГК России, некоммерческие организации могут переходить в групповые кооперативы и объединения, которые подлежат финансированию только со стороны собственника и благотворительных фондов, а также по добровольным пожертвованиям. Закон не запрещает создание некоммерческих предприятий в форме кооперативов потребительского характера, а также религиозных объединений, которые финансируются с фондов собственника или других мест, предусмотренных в ГК РФ.

Формы управленческой деятельности

В любой организации основную деятельность выполняют коллективы работников, управляемые менеджерами. Человеческий ресурс является основой любого предприятия, поскольку люди собираются в учреждения и организации для осуществления трудовой деятельности. Это позволяет добиться весомых преимуществ перед индивидуальной работой, поскольку обеспечивает большую продуктивность и эффективность выполняемого труда. При современных методиках управления личность является организационной единицей, поскольку именно такой подход обеспечивает высокую производительность.

Трудовой коллектив предприятия состоит из квалифицированных кадров, объединенных общей идеей. Ему присущи такие качества:

  • Его рассматривают как социальную организацию, поскольку, по сути, это разновидность общественного учреждения, которая управляется в соответствии с иерархией (начальник отдела – менеджер – трудовой коллектив).
  • В виде социальной общности трудовой коллектив выступает элементом структуры общества.

Управленческая деятельность как результат общественного разделения труда подразумевает выполнение таких функций:

  • Целевая. Данная функция является основополагающей, поскольку именно для ее реализации и создаются трудовые коллективы. Ни одна фирма не может организовать свою деятельность, пока не определится с ее направлением и не поставит перед собой определенные цели. Благодаря целям достигается результативность организации и ее конкурентоспособность в условиях рынка. Целевая функция осуществляется на всех уровнях производства: каждый коллектив имеет свою цель, которая подчиняется задачам отдела. В каждом отделе поставлены свои цели и задачи, которые подчиняются всеобщей цели организации, обеспечивая ее эффективность и высокую производительность труда.
  • Социально-интегративная функция организации осуществляется за счет реализации высокой эффективности труда, что достигается посредством сплочения коллектива в целях достижения установленных задач и их решения.

Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами

Виды управленческой деятельностиУправленческая деятельность в области социальных процессов состоит из двух подклассов:

  • индивидуальная деятельность человека в условиях работы организации}
  • управление коллективом для обеспечения контроля деятельности работников.

В обоих случаях люди выступают в качестве производительной силы. В пределах управления различными социальными процессами и трудовой деятельностью выделяют два направления управления: человеческими ресурсами и материальными ресурсами.

Исходя из этого, объектом управленческой деятельности являются социальные системы и стоящие над ними управленческие системы. Управленческая деятельность основана на принципе администрирования, что позволяет определить политику каждой системы в условиях коллективного делопроизводства. К ней относятся понятия менеджмента и руководства, поскольку именно эти два аспекта позволяют добиться высокого качества работы фирмы и обеспечить ей процветание.

Чтобы уметь управлять всеми процессами организации, следует правильно создать иерархическую пирамиду из сотрудников, где каждый может выступать в роли подчиняющегося и подчиненного, кроме начальника и низшего звена в пирамиде. При этом следует учесть, что основной объект управления – человек, который является личностью, а не элементом конструкции. Поэтому важную роль в управлении играет знание психологии, позволяющее начальнику без труда влиять на подчиненных таким образом, чтобы максимально повысить уровень производства, достичь целей и задач, поставленных перед фирмой, и при этом чтобы работники чувствовали свою значимость и были готовы к дальнейшему сотрудничеству. Все виды управленческой деятельности должны подчиняться знанию психологических приемов и применению их на практике.

Для осуществления такого сценария в условиях крупной фирмы с многоуровневой пирамидой управления, где каждый нижестоящий круг подчиняется расположенному выше, необходимо подготовить квалифицированных менеджеров на каждом уровне. Если менеджеру необходимо добиться от сотрудников подходящей формы восприятия, при которой его идеи и цели воспринимались бы как собственные мысли работников, ему следует приобрести знания в области психологии, чтобы повысить свои возможности управления.

Как избежать кризиса

Кризисные ситуации в организации всегда сопровождаются напряженностью среди работников. Это чувствуется в коллективе и порой мешает сосредоточиться на работе, что в целом только еще больше усугубляет положение предприятия. Если фирма не выдерживает условий рыночной конкуренции, остро встает вопрос о ее модернизации. Пока еще предприятие остается платежеспособным, необходимо принимать меры и разработать программу оптимизации, провести улучшение качества выпускаемой продукции или услуг.

Управленческая деятельность в условиях кризиса должна быть направлена на устранение недовольства среди работников и умение настроить их на рабочий процесс. При этом следует как можно быстрее решить все вопросы в области выбора новых направлений деятельности организации, чтобы в результате затянувшегося кризиса не усугубить свое положение. Это связано с тем, что в случае отсутствия выплат заработных плат возрастает риск забастовок и митингов среди работников, что делает невозможным рабочий процесс и еще больше усугубит положение текущих дел. При этом следует учесть, что появление внешнего управляющего может привести к еще большей социальной напряженности.

Формы управленческой деятельностиЧтобы затормозить процесс кризиса и воспрепятствовать краху организации, необходимо направить деятельность персонала на благо фирмы. Для этого следует устранить причины, вызывающие социальную напряженность:

  • плохая информированность работников и неопределенность в задачах, целях и направлениях деятельности организации}
  • незнание сотрудниками своих прав и боязнь социальной незащищенности}
  • страх перемен, который вызван риском потерять рабочее место, заработную плату, должность.

В таком случае руководитель должен развернуть деятельность по управлению персоналом, направленную на снятие социальной напряженности. Для этого необходимо решить ряд задач:

  1. Обеспечение социальной защиты сотрудников, что позволит им быть уверенными в сохранении рабочего места.
  2. Снизить психологическую напряженность в коллективе за счет устранения недомолвок. Если работники будут вовремя информированы, это повысит уровень доверия в системе управления и позволит обеспечить нормальный рабочий процесс.

Опыт управленческой деятельности

На разных стадиях развития в каждой стране остро ставал вопрос модернизации системы управления предприятий за счет улучшения функций менеджмента. Сегодня в России данный вопрос стоит достаточно остро. Основу концепции системы управления предприятия составляют только производственные мотивы, которые не учитывают личностных особенностей человека, считая каждого работника механизмом, наделенным определенными функциями для обеспечения рабочего процесса, направленного на получение прибыли.

Таким образом, не зная правил мотивационных установок и не имея элементарных знаний психологии, наладить качественный рабочий процесс практически невозможно. Это приводит к невыполнению плана, что, как правило, списывается на самые разные причины, только не на плохую систему управления. Исправить этот факт удалось только некоторым организациям. В РФ на сегодняшний день примерно у четверти предприятий установлена эффективная управленческая деятельность, которая позволила вывести компании на мировой рынок и привлечь инвесторов.

Если данная концепция распространится на остальные организации, то спустя несколько лет произойдет массовая модернизация систем управления, что благотворно отразится на экономике государства и позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров в условиях международного рынка. Данный процесс невозможен без внедрения современных подходов и пересмотра способов влияния на сотрудников. Только в случае целенаправленного отлаженного процесса преобразования организаций можно говорить о благоприятных прогнозах для экономики страны.

Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления.

Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления.

 

В любом образовательном учреждении центральным звеном выступает конкретный человек со своими самобытными особенностями и в то же время типичными признаками. Это руководитель конкретного учреждения.

Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой — совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы и управленческих функций.

Управление современным образовательным учреждением — это обоснованное воздействие на педагогический коллектив, обслуживающего персонала, воспитанников, родителей в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Труд руководителя образовательным учреждением включает в себя все компоненты управленческого цикла. Профессиональное, качественное осуществление каждого цикла имеет большое значение в обеспечении эффективности деятельности образовательного учреждения.

Управление современным образовательным учреждением включает в себя правильный обоснованный выбор целей и задач учреждения, изучение и анализа имеющегося уровня воспитательной и образовательной работы, систему планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с воспитанниками; контроля и проверки исполнения поставленных задач.

Содержание управленческой деятельности по содержанию многопланово. Социально-экономическая ситуация в современном мире предъявляет много требований и к субъекту управления — менеджеру и к объекту управления — каждой личности, группе людей, целой организации. Среди менеджеров образования специалисты, занимающиеся менеджментом в управлении, выделяют три группы.

К первой группе (это высший уровень) относится административный персонал образовательного учреждения и органы управления образованием.

Вторую группу (средний уровень) составляют руководители методических, правовых, финансово-экономических и иных служб системы образования.

Третью ступеньку этой иерархии занимает педагог как организатор управления образовательной деятельностью воспитанников.

Руководить педагогической деятельностью, образовательным процессом — сложная управленческая работа, ведь руководитель выступает, с одной стороны, как исследователь возможностей работающих людей, их опыта, знаний и умений в их профессиональной деятельности, с другой — двигатель передового педагогического опыта работы как своего коллектива, так и коллег других образовательных учреждений, с другой – двигатель достижений педагогической науки и практики.

В современных условиях к управлению именно педагогическим коллективом предъявляются серьезные требования. Руководитель должен проявлять лояльность к работающим сотрудникам; создавать атмосферу, которая будет способствовать раскрытию способностей людей; использовать методы и приемы управленческой деятельности, обеспечивающих удовлетворенность людьми своей работой, обеспечивающими их стремление работать еще лучше, качественнее, повышать результат своей профессиональной деятельности.

Методы управленческой деятельности — это целая система способов и приемов воздействия руководителя учреждения на объект управления для достижения поставленных целей и задач. Многие авторы, изучающие менеджмент управленческой деятельности, говорят о существовании нескольких подходов к классификации методов управления, однако самая распространенная классификация, как они утверждают, включает в себя три группы.

Первую группу составляют экономические методы управления, связанные с социально-экономическими законами и отражают закономерности развития объективного мира — природы, общества; использование этих методов строится на системе экономических интересов личности и коллектива, и всего общества в целом.

Вторая группа — это социально-психологические методы управления. Эти методы основаны на формировании и развитии мнения общества относительно значимых нравственных ценностей — добра и зла, смысла жизни, нравственных устоев в обществе, отношений к личности, к людям, обществу и т. д.

Третья группа, группа, характеризующаяся организационно-распорядительными методами управления, основанными на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Данные методы можно назвать административно-хозяйственными методами управления.

Основой административно-хозяйственных методов управления являются отношения внутри учреждения, они включают в себя права и обязанности всех работников образовательного учреждения, их ответственность за выполнение возложенной на них работы.

Управление современными образовательными организациями многими исследователями в области теории управления рассматривается как целостный процесс, так как работа в учреждении идет по одному пути, к одной цели и это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Каждое из этих взаимосвязанных действий является процессом и называется функцией управления.

В настоящее время получил большое распространение подход, основанный на объединении всех основных функций, которые применимы ко всем образовательным организациям. Данный подход в процессе управления состоит из взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Эти четыре функции управления связаны между собой процессами коммуникации и принятия решений и представляют собой управленческий цикл.

Каждое действие в системе управления обязательно начинается с решения руководителя, но эти решения несут и материальную, и юридическую нагрузку, поэтому управленческое решение руководителя должно быть хорошо взвешенным, грамотным. Решения руководитель принимает при возникновении проблемной ситуации, и они выполняют ряд функций: направляющую (какова цель), обеспечивающую (нахождение путей и средств достижения поставленной цели), координирующую и организационную (определение системы контроля и корректировки деятельности работников), стимулирующую (меры поощрения, премирование).

Управленческие решения могут различаться по степени охвата и сложности их реализации, по назначению и месту в функционировании образовательного учреждения, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний.

Выделяются следующие условные группы:

1. Перспективные решения, они определяют пути развития дошкольного учреждения на сравнительно длительный период. К ним относятся нормативно-организационные решения, связанные с уставной деятельностью образовательной организации и локальными актами, регламентирующими деятельность всего учреждения в целом.

2. Текущие решения (на достижение целей, ближайших по времени). К данной группе относятся оперативно-распорядительные решения — распоряжения, приказы, касающиеся образовательной деятельности, а также финансовых и материальных проблем.

При принятии управленческого решения условно можно выделить четыре этапа:

1. Выявление проблем (проблемы) и определение цели (ближайшей, на перспективу и т.д.).

2. Четкое понимание сформулированной цели и задач, доведение цели и задач до правильного понимания коллективом или конкретного человека, разъяснение условий для исполнения целей и задач, четкое определение роли каждого сотрудника при выполнении управленческого решения.

3. Доведение решения до сведения работника (работников), грамотная мотивировка в необходимости его исполнения.

4. Корректировка решения в устной и письменной форме, официальный выход, издание приказа, распоряжения, организация их исполнения.

Решения в современных условиях, требующих творческого подхода руководителя, его видения на перспективу, не могут быть выработаны лично руководителем. Принятие решения — это деятельность, направленная на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них, самой важной и перспективной. Таким образом, принятие правильного решения — это выбор планирования, организации, мотивировки и контролирования всего процесса, на который поставлены цели и задачи учреждения.

B. C. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целее направленности и организованности управляемых процессов.

Т. И. Шамова дает следующее определение управленческих функций — это виды деятельности, которые осуществляет управляющий.

М. М. Поташник отмечает, что различают общие функции управления, называемые еще управленческими действиями (это планирование, организация, руководство, контроль, анализ и др.) и конкретные функции, когда управленческое действие названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено: например, планирование работы с педагогическими кадрами, контроль качества образования и т.д.

В настоящее время многие ученые считают, что содержание и последовательность функций в процессе управления одни и те же для всех управляемых систем. Основные функции управления отвечают на следующие вопросы:

• на каком уровне развития находится учреждение в данный момент;

• в каком направлении организации следует развиваться в будущем;

• как и каким образом будет происходить развитие.

Цель планирования будет заключаться в разработке плана на основе принятого решения.

План — основной документ, на основе которого организуется вся деятельность по достижению цели и поставленных задач.

Организация деятельности — важная функция управления, она предназначена для создания целой системы ресурсов образовательной организации: людских и технических, финансовых, материальных и других. Эта система дает возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения поставленных целей и задач.

Функция мотивации состоит в том, чтобы все члены коллектива добросовестно и качественно выполняли возложенную на них работу в соответствии с должностными инструкциями и в соответствии с планом.

Особое положение занимает среди функций управления функция контроля, по его результатам может производиться коррекция деятельности, плана и т.д.

Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль связаны между собой с помощью информации. Информация играет важную роль в управлении, она необходима для принятия решения и реализации принятого решения.

Коммуникация — это связывающая функция управления. Управление современным образовательным учреждением не может происходить без данной функции, которая предполагает наличие разных видов коммуникации, охватывающих учреждение со всех сторон.

Таким образом, управленческая деятельность – это сложный многоплановый процесс управления организацией, людьми. Она должна быть направлена, прежде всего, на качественное достижение целей и задач образовательного учреждения, на получение конкретных значимых результатов, которые в целом приведут к положительному динамическому развитию образовательной организации, к поднятию спроса на учреждение на рынке образовательных услуг.

Управление как вид деятельности (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Управление как особый вид деятельности, его специфика…………..5

2. Элементы процесса управления. Функции управления……………..12

Заключение…………………………………………….………………….17

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление — это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

В экономике формируются, функционируют и развиваются различные объекты как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур.

Следовательно, управление — это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

Повышение интереса к управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе.

«Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен» (Питер Друкер).

Управление выполняет функцию предпринимателя, направляя мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

1. Управление как особый вид деятельности, его специфика

Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения.

Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.

Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенес в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление — это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе «менеджмент» и «управление» определяются как слова-синонимы.

Вместе с тем следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна.

В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер.

Управление — это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении.

Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Управление рассматривается как вид деятельности людей, направленный на достижение определенной цели или целей. Менеджмент должен задавать направление движения фирме, которой он управляет. Он должен продумать миссию фирмы, установить её цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна дать обществу.

Как специфическая область деятельности и знаний, управление имеет собственные базовые проблемы, свои специфические подходы и трудности.

В специальной управленческой литературе даются различные толкования управления в широком понимании этого слова. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания управления представлены на рис. 1.

Как видим, понятия «менеджмент» и «управление» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

1. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию* и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

Понимание менеджмента как искусства практики управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера* как субъекта процесса управления.

2. Управление как вид деятельности людей. В XVII — XVIII вв. менеджмент выделяется в самостоятельный вид деятельности, в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. В этот период началось зарождение профессионального менеджмента.

Управление как вид деятельности реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. К числу важнейших функций управления относятся: прогнозирование, планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет и контроль. Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности и их взаимосвязи в пространстве и во времени. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.

«Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, — дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент — двигатель, развитие — следствие» — так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, человек, который первым сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития, человек, которого, пожалуй, можно назвать родоначальником менеджмента как систематизированной дисциплины.

Деятельность Управленческая — это… Что такое Деятельность Управленческая?


Деятельность Управленческая
деятельность руководителя по определению цели и задачи управления, обработке информации, выработке и принятию решения, исполнителями которого будут отдельные сотрудники или коллектив в целом.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

  • Деятельность Страховая Превентивная
  • Джевонс (Jevons) Уильям Стэнли (1835-1882)

Смотреть что такое «Деятельность Управленческая» в других словарях:

  • деятельность управленческая — Совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к человеку или коллективу, являющемуся объектом управления. У.д. включает в себя постановку цели управления, сбор и переработку информации, подготовку, принятие и… …   Справочник технического переводчика

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ — совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к человеку или коллективу, являющемуся объектом управления. У.д. включает в себя постановку цели управления, сбор и переработку информации, подготовку, принятие и… …   Большой бухгалтерский словарь

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ — совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к человеку или коллективу, являющемуся объектом управления. У.д. включает в себя постановку цели управления, сбор и переработку информации, подготовку, принятие и… …   Большой экономический словарь

  • управленческая информация — Информация, которая используется для поддержки принятия решений руководителями. Управленческая информация часто автоматически создается системами, поддерживающими различные Процессы управления ИТ услугами. Управленческая информация часто включает …   Справочник технического переводчика

  • Управленческая парадигма — система концепций, методологий и методов, образующая модель постановки и решения проблем управления, принятую в конкретной социально экономической системе. Генезис управленческой парадигмы Категорию «парадигма» в науку ввёл Т. Кун (Kuhn T.S.) в… …   Википедия

  • Деятельность в области геодезии и картографии — (геодезическая и картографическая деятельность) научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии;… Источник: Федеральный закон от 26.12.1995 N 209 ФЗ (ред. от 28.02.2012) О геодезии и… …   Официальная терминология

  • Управленческая деятельность и управленческое общение — Объектом управленческой деятельности (У. д.) является исполнительская деятельность подчиненных, к рая изменяется (регулируется) на основании того идеального образа, к рый сформирован в психике руководителя. Носителем объекта воздействия… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Деятельность в области геодезии и картографии — научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии.   …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Управленческая решетка — разработанная американскими специалистами в теории менеджмента Р. Блейком и Дж.С. Мутон теоретическая матрица типологических методов и способов управления внутригрупповыми взаимодействиями, в том числе и конфликтными, помогающая найти наиболее… …   Социологический словарь Socium

  • Энергосбытовая деятельность — – управленческая деятельность по выработке и принятию управленческих решений, обеспечивающих эффективные продажи произведенной энергоснабжающей организацией энергии потребителям (абонентам). Положение об основах организации энергосбытовой работы… …   Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *