Уровни и виды мышления: Мышление: определение, виды, уровни развития. Формирование мышления в процессе обучения.

Автор: | 23.08.1975

Содержание

Мышления уровни развития — это… Что такое Мышления уровни развития?

Мышления уровни развития
— разграничение видов мышления в зависимости от возраста индивида. Многие исследователи указывают, что мышление не дано человеку в развитом состоянии от рождения и что оно проходит в своём формировании определённые возрастные стадии развития. В отечественной когнитивистике традиционно различают 4 стадии и соответственно 4 вида мышления: 1. наглядно-действенное мышление; 2. наглядно-образное мышление; 3. образное мышление и 4. отвлечённое или словесно-логическое мышление. Предполагается, что мышление человека в историческом плане проходит аналогичные стадии развития. Разграничение уровней развития мышления имеет существенное значение для понимания психопатологии мышления. Указанная последовательность стадий развития мышления в онтогенезе человека аналогична предложенной ранее Ж.Пиаже.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Мышления развитие
  • Мышления формы

Полезное


Смотреть что такое «Мышления уровни развития» в других словарях:

  • ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… …   Философская энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ —         состояние сознания, повернутое на переосмысление состоявшихся культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и собственного культурного роста. Р.к. охватывает все виды рефлекторной деятельности,… …   Энциклопедия культурологии

  • МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… …   Философская энциклопедия

  • Психология искусства — призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… …   Википедия

  • ФУКО — 1. ФУКО (Foucault) Мишель (Поль Мишель) (1926 1984) французский философ, теоретик культуры и историк. Окончил Высшую нормальную школу. Лиценциат по философии (1948) и по психологии (1949) в Сорбонне. Диплом по психопатологии Парижского института… …   История Философии: Энциклопедия

  • Способности — Способности  это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в… …   Википедия

  • ФУКО Мишель (Поль-Мишель) (1926- 1984) — французский философ, теоретик культуры и историк. Окончил Высшую нормальную школу. Лиценциат по философии (1948) и по психологии (1949) в Сорбонне. Диплом по психопатологии Парижского института психологии (1952). (Ф. явился создателем первой во… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПРОГРЕСС в искусстве — (от лат. progresus движение вперед, успех) восходящее, поступательное развитие худож. творчества, его достижений, методов и приемов от низших форм к высшим, более совершенным. Это интегральный процесс, его сущность не выражается полностью… …   Эстетика: Словарь

  • АБУЛЬХАНОВА — Ксения Александровна (р. 1932) российский психолог, философ, специалист в области методологии психологии, психологии мышления, психологии личности. Автор концепции личностной организации времени жизни. Д р философских наук (1974 ), профессор… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20–30 е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. При формировании К. и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской… …   Большая психологическая энциклопедия


Виды мышления

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом мышлении — наглядно-образное и наглядно-действенное (1).

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обра­щается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредствен­но не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление харак­терно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для ре­шения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключе­ния, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди твор­ческого труда, имеющие дело с образами.

Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое поня­тийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, рас­крывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение дей­ствительности. Теоретическое образное мышление позволяет по­лучить конкретное субъективное ее восприятие, которое не ме­нее реально, чем объективно-понятийное.

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к дейст­вительности, а сами необходимые для мышления образы пред­ставлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отли­чие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто пред­ставлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. При этом они только наблюдают за предметами своей деятельности, непосредственно их не касаясь.

Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Перечисленные виды мышления выступают од­новременно и как уровни его развития. Теоретическое мышле­ние считается более совершенным, чем практическое, а поня­тийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мыш­ления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мыш­ления в основном направлена на разрешение частных конкрет­ных задач…, тогда как работа теоретического мышления на­правлена в основном на нахождение общих закономерностей» (2).

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществу­ют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доми­нирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требовани­ям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не ус­тупают друг другу.


1. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 275.
2. Теплов Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Издательство МГУ, 1981. С. 147.

Типы и виды мышления для HR: критическое, стратегическое, латеральное

Способность мыслить и анализировать поступки – то, что отличает людей от животных. Благодаря мышлению мы живем не инстинктами, а умом, и можем выбрать оптимальное решение. От того, какой вид мышления доминирует, зависит, какое решение примет человек в той или иной ситуации. 

Сегодня мы поговорим о том, какие виды мышления бывают, как их развивать и какие из них – must-have для HR.

Мышление: определение и основные виды

Мышление – это умственный процесс, в ходе которого человек обрабатывает информацию и принимает определенные решения. Мыслительные способности используются для анализирования полученного опыта и систематизации информации. 

Критическое мышление

В повседневной жизни мы сталкиваемся с большим количеством новой информации из разных источников. Критическое мышление дает возможность не верить всему на слово, а самостоятельно анализировать информацию и делать выводы.

Развитое критическое мышление помогает видеть нестыковки, ставить под сомнения непроверенные данные. Это не просто желание сомневаться в полученной информации, а умение правильно задавать вопросы, анализировать ответы и принимать решения. 

Зачем уметь мыслить критически?

Критическое мышление дает возможность не растеряться в мире и смотреть на события трезвым взглядом. Оно необходимо:

  • В обучении. Критическое мышление помогает разделять информацию на более важную и второстепенную и быть внимательнее. На предметах, где нужно рассуждать и думать, критическое мышление играет очень важную роль. Чем выше у человека уровень критического мышления, тем легче ему дается освоение учебной программы в школе или же ВУЗе. 
  • В работе. В профессиональной среде ценятся люди, которые могут принимать необычные решения, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Они оценивают задачи или ситуации с разных сторон и делают все, чтобы избежать ошибок. 
  • В повседневной жизни. Критическое мышление помогает принимать правильные решения, избегать ошибок, а если они все-таки произошли – быстро находить пути решения. 

Зачем HR-специалисту критическое мышление?

Критическое мышление помогает HR-специалистам внедрять и управлять изменениями. В такой период нужно принимать нестандартные решения и аргументированно объяснять сотрудникам, зачем все эти изменения. 

HR-специалисты с критическим мышлением не поддаются манипуляциям, не верят каждому слову и могут самостоятельно анализировать и прогнозировать события. Они внимательны к деталям, тщательно изучают и проверяют информацию, применяют аналитические способности в решении проблем. 

Критическое мышление формирует умение быть убедительным, грамотно объяснять свою точку зрения, принимать взвешенные решения, рассуждать логически.

Как развить критическое мышление?

1. Знания – сила

Чтобы мыслить критически, нужно много знать. Чем больше у человека багаж знаний, тем лучше он может анализировать события. Очень важно регулярно читать книги, смотреть документальные фильмы, вебинары, лекции, наблюдать за людьми, делая выводы, почему они поступили так или иначе. 

2. Будьте любопытными 

Для этого нужно уметь задавать правильные вопросы. Делайте это, когда читаете книгу, смотрите фильм или ролик на YouTube, изучаете новую информацию. 

3. Чтение и понимание литературы, статей, постов в соцсетях

Когда вы читаете какую-то статью, пост или книгу, попробуйте ответить себе на вопросы: какая проблема описывается, что думает автор о данной теме. Определите свою точку зрения относительно данной темы, опираясь на логику, факты и аргументы. 

4. Ищите дополнительные источники информации

При изучении вопроса ищите информацию в разных источниках, чтобы получить всестороннее представление. Оцените собранные данные, смотрите на количество пруфов и фактов, чтобы составить мнение. 

5. Просчитывайте разные исходы развития событий

Попробуйте предугадать последствия своих поступков в повседневной жизни. Во время принятия решения, запишите варианты исхода и подумайте, как свести неудачи к минимуму. 

При просмотре фильма анализируйте поступки героев, придумывайте другой ход событий, который изменил бы сценарий. 

6. Проводите работу над ошибками

Если вы ошиблись, не нужно корить себя. Трезво проанализируйте ситуацию, выявите факторы, которые к этому привели и посмотрите, что можно сделать, чтобы больше такое не повторилось. 

7. Игры для развития критического мышления

Шахматы, решение различных ребусов, головоломок, кроссвордов, настольные игры, например, кодовые имена, и подобные помогут  развить критическое мышление. 

Литература для развития критического мышления

Из книги вы узнаете, как распознать манипуляции и оценить информацию, чтобы не быть обманутым. 

На примере публичных скандалов автор показывает, как можно манипулировать людьми. В книге описаны самые распространенные шаблоны лжи и способы противостояния информационным атакам. 

Автор призывает развивать критическое мышление и объясняет, как это сделать. В книге перечислены признаки, по которым можно распознать ложь и отличить настоящие факты от вымышленных. 

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление – способность понимать, чего вы хотите достичь и как это сделать. HR-менеджерам нужно развивать этот тип мышления, поскольку он – основа стратегического планирования. Он включает в себя широкий спектр задач: постановка целей, делегирование, разработка планов, анализ данных.

Человек со стратегическим мышлением задается вопросами: «Что?», «Почему?», «Как?». Он размышляет категориями месяцев, лет, десятилетий, понимает, чего хочет достичь, а также осознает свои сильные и слабые стороны. Такие люди четко определяют цели и разрабатывают план действий. Они гибкие, восприимчивые и обладают хорошей интуицией. 

Что делать для развития стратегического мышления?

1. Больше думайте

Нужно развивать в себе когнитивную гибкость – умение переключаться с одного типа мышления на другой. Выделяйте промежуток времени, чтобы поразмышлять, записывая идеи, которые приходят в голову. 

2. Следите за миром

Интересуйтесь мировыми новостями. Пытайтесь понять и проанализировать поведение людей, читайте книги. Путешествуйте, знакомьтесь с людьми, исследуйте природу. 

3. Не бойтесь принимать решения

Стратегия подразумевает не только мысль, но и выполнение действия. Когда человек рассуждает стратегически, он принимает сложные решения связанные с бизнес-процессами или повседневной жизнью. 

4. Задавайте вопросы

Спросите себя: работает ли моя стратегия, что хотят получить люди, а что я, какие слабые стороны в моей стратегии, насколько рациональна эта идея. 

5. Подумайте, как стратегия повлияет на окружающих

Мышление стратега поможет вам мотивировать других, стимулировать выполнение нужных действий. 

6. Принятие последствий

Важно учитывать последствия, к которым может привести ваша стратегия. Продумайте все сценарии развития событий и определите, что вы будете делать в той или иной ситуации. 

Литература для развития стратегического мышления

Автор уверен, что каждый может развить навыки хорошего стратега. Из книги вы узнаете, как правильно задавать вопросы, как размышлять и принимать взвешенные решения. 

В книге собрано 50 моделей стратегического мышления с примерами и иллюстрациями. Это отличные подсказки для людей, которые хотят освоить данный вид мышления. 

Авторы книги – два профессора экономики и исследователь из Google.  Прочитав книгу, вы научитесь играть в шахматы и разовьете навыки менеджмента и стратегического планирования. 

Латеральное мышление

Латеральное мышление – это творческое мышление. С его помощью человек генерирует новые идеи. Этот термин ввел Эдвард де Боно –британский психолог, писатель и специалист в области творческого мышления.

Латеральное мышление помогает в таких ситуациях:

  • Решение проблем

Подходите к решению проблемы творчески и размышляйте о ней в широком смысле. Таким образом вы научитесь находить лучшие варианты для ее решения. 

  • Поиск новых путей и нестандартных решений

Латеральное мышление помогает найти новые способы улучшения бизнеса и достижения поставленных целей. 

  • Генерация новых идей

Латеральное мышление помогает сосредоточиться на создании новых идей, быть более активным и уверенным. 

Литература для развития латерального мышления

По названию можно догадаться, что внутри вас ожидает 130 упражнений для развития латерального мышления и креативности.

Книга поможет развить способность мыслить нестандартно и научиться справляться с головоломками, с которыми мы сталкиваемся каждый день. 

В книге есть все необходимые инструменты для обучения латеральному мышлению взрослых и детей. Автор объясняет, как использовать эти инструменты и их теоретическую подоплеку. 

Разностороннее мышление — must-have для HR

Мы рассказали о самых распространенных видах мышления, о том, как их применять и зачем они нужны. HR-специалистам стоит уделять время развитию каждого из них. Критическое мышление поможет принимать взвешенные решения на основе фактов, стратегическое – создать стратегию управления персоналом, а латеральное –  добавить в работу компании креатива и нестандартных решений. 

Экологическое мышление: как жить в гармонии с природой и другими людьми

Экомышление — базовый навык лидеров, предпринимателей и всех людей будущего. Эксперт «ЭКА» Татьяна Честина рассказала, почему экомышление помогает в работе, как экономить ресурсы и сохранять окружающую среду

Об эксперте: Татьяна Честина — председатель правления общественного движения «ЭКА». Движение вовлекает людей в снижение экологического следа и бережное отношение к природе. Развивает экологическое мышление с российскими школами и вузами — помогает внедрять «зеленые» практики и сделать их естественной частью жизни. Например, общероссийские и международные экоуроки для учителей, родителей и школьников.

Что такое экологическое мышление

Экологическое мышление — это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.

В докладе «Навыки будущего» экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экомышление определяют, как способность «понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы».

Такой тип мышления неслучайно считают базовым навыком XXI века для современных людей, особенно молодежи. Молодым людям предстоит жить и влиять на планету ближайшие десятилетия, решать, что делать с климатическими изменениями, дефицитом ценных природных ресурсов, энергетическим, мусорным коллапсами и другими проблемами.

Айбек Рахим объясняет, почему решил заниматься улучшением экологии через социальное предпринимательство, и какое есть будущее у Земли

Развивать ли «зеленые» мегаполисы или системы экопоселений? Как сохранить исчезающие виды флоры и фауны? Как предотвратить нашествие новых эпидемий и череду техногенных катастроф? И наконец, как обеспечить выживание человека как вида на планете, когда необратимые перемены идут слишком высокими темпами? Для поиска ответов на эти и массу других вопросов людям необходима хорошая экологическая база и экомышление как метанавык.

Экологическое мышление считали специализацией, но сегодня оно становится обязательным минимумом, предметом массовой и первостепенной необходимости.

Экологическое мышление помогает в разных сферах жизни независимо от возраста, национальности, социального статуса и профессии. На бытовом уровне — это экологичный образ жизни: сокращение отходов, выбор подходящих товаров и услуг, отказ от избыточного потребления, изменение привычек питания, сбережение ценных ресурсов: воды, энергии, древесины. В профессии — понимание последствий принятых решений и ответственность за сохранение или разрушение природных экосистем.

В коммуникации с другими людьми экологическое мышление — часть лидерства и новаторства. Люди с развитым экологическим мышлением активно распространяют его в своем окружении, вовлекают других.

Почему экологическое мышление сейчас важно

Люди в России и мире живут в условиях постоянно растущего экологического кризиса — исчезают леса, меняется климат, ухудшается качество воздуха и водных объектов, развивается мусорная катастрофа. Все это влияет на человечество: здоровье, качество жизни, благополучие людей и экономику.

Экономика несет огромные потери от последствий изменения климата и роста стихийных бедствий: лесных пожаров, наводнений, засух и гибель урожая. Одновременно растут расходы на здравоохранение — из-за ухудшения окружающей среды люди чаще и сильнее болеют. Становится больше заболеваний с экологическими первопричинами и смертей от аномальной жары или задымления. В 2010 году от задымления природных пожаров и жары в России погибли более 50 тыс. человек.

Люди с развитым экологическим мышлением нужны во всех профессиональных отраслях. Например, в сфере энергетики происходят глобальные сдвиги — эффективность источников возобновляемой энергии догоняет традиционную. Авторы «Атласа новых профессий» прогнозируют рост новых специальностей в экологической сфере. Например, специалист по преодолению экологических катастроф, экоаналитик и экопроповедник.

Компании принимают стратегии экологической ответственности, внедряют критерии ESG (environmental, social and corporate governance) и ЦУР (цели устойчивого развития ООН) в свою работу. Чтобы развивать эти стратегии, работодателям нужны грамотные управленцы и специалисты с развитым экологическим мышлением. Например, проектируя здания, важно учитывать последствия изменений климата: проседание грунта, нетипичные перепады температур, изменение характера почв или уровня вод. Если их не учитывать, здания разрушатся и могут нанести вред людям.

Исследователи Global Education Futures и WorldSkills Russia считают, что мы переходим к более целостному пониманию земной экосистемы и роли человечества и технологий в эволюции биосферы. Эксперты «зеленого» движения России «ЭКА» видят растущий интерес к экологическим проблемам со стороны общества, бизнеса, государства и запрос на решения этих проблем. Но чтобы их решать, необходимо развивать экологическое мышление на всех уровнях — бытовом, социальном, профессиональном.

Как развивать экологическое мышление

Участвуйте в инициативах и программах, которые поддерживают сохранение окружающей среды. Например, общественное движение «ЭКА» совместно с партнерами создает русскоязычный контент и запускает программы для развития экомышления.

Проходите курсы по «зеленой» и циклической экономике, экосистемным услугам и экологическим темам на открытых платформах Coursera, EdX и других. Например, бесплатный онлайн-курс по основам циклической экономики и онлайн-курс WWF России «Управление для снижения риска бедствий». Начните сортировать мусор и сдавать его в переработку, внедряйте в свою повседневную жизнь привычки для сохранения окружающей среды.

Сортируйте мусор

Раздельный сбор — это сортировка отходов для правильной переработки. Разные типы отходов перерабатывают разными способами, поэтому пластик, бумагу, стекло, батарейки и другое вторсырье разделяют. Раздельный сбор помогает сократить количество отправляемого на свалку мусора, создать комфортную среду для жизни и заботиться о здоровье. Большинство развитых стран сортируют мусор, чтобы сэкономить ресурсы и улучшить экологию.

1. Найдите точки сбора вторсырья в своем городе и регионе. Начните с онлайн-карты Greenpeace recyclemap.ru. Карта поможет найти контейнеры и пункты приема вторсырья в вашем городе рядом с домом. Если в вашем городе их нет, попробуйте найти акцию движения «РазДельный Сбор» или организуйте раздельный сбор самостоятельно. Например, устройте соседский праздник «Экодвор» с приемом вторсырья, мастер-классами и ярмаркой местных мастеров.

Зеленая экономика Где в России сдать старую одежду, бумагу, стекло, пластик, опасные отходы

2. Разберитесь в видах отходов, которые будете сдавать. Узнайте, какие виды вторсырья бывают. Прочитайте правила раздельного сбора пунктов на карте Recyclemap, на контейнерах во дворе дома и сайте компании, которая принимает вторсырье в вашем регионе.

Например, петербургская компания «Петро-Васт» не принимает макулатуру в виде термобумаги и влагостойкой бумаги, втулок и упаковок от яиц

Определите, что вам проще всего сортировать. Начните с простого: бумаги, металла или стекла. Пластиков много — чтобы разобраться с правилами приема каждого, потребуется больше времени и усилий. Выбирайте простые решения: если рядом с домом принимают макулатуру и металл, собирайте именно их, а остальное сдавайте периодически.

Сдавайте опасные отходы: батарейки, ртутные лампы и градусники, чтобы ядовитые вещества не попали в окружающую среду. Опасные отходы часто принимают в торговых центрах и гипермаркетах.

3. Организуйте раздельный сбор у себя дома. Чтобы правильно организовать место для раздельного сбора, проследите, как быстро накапливаются разные виды отходов. Например, если батарейки накапливаются долго, а пункт приема далеко, можно хранить их под кроватью, на балконе или в шкафу.

Необязательно покупать специальные ящики для раздельного сбора. Используйте старые сумки, коробки, большие пакеты. При этом стоит завести отдельный контейнер с плотной крышкой для опасных отходов и хранить подальше от детей и животных.

Раздельный сбор на балконе (Фото: Маша Лоцманова / recyclemag.ru)

4. Подготовьте отходы для переработки. Вторсырье нужно споласкивать, чтобы в доме не появились неприятные запахи и насекомые. Уменьшайте в объеме упаковку: складывать картонные коробки, прессовать алюминиевые, жестяные и пластиковые банки и бутылки, крышки снимать, вставлять стаканчики друг в друга. Так вы сэкономите место в доме и поможете заготовителям вторсырья сэкономить ресурсы на сортировке и перевозке отходов.

Вырабатывайте полезные привычки для сохранения планеты и климата

Внедряйте полезные привычки на бытовом уровне, которые помогут замедлить изменение климата и сохранить окружающую среду. Активисты зеленого движения «ЭКА» сделали чек-листы с советами для разных сфер жизни.

Например, связанные с путешествиями и отдыхом:

  • пробуйте виды туризма, снижающие экослед: пешие и велопоходы, альпинизм, сплавы по реке и другие.
  • исследуйте свой город и регион. Чем дальше едете, тем выше транспортный след;
  • выбирайте наиболее экологичный транспорт. Например, поезд вместо самолета;
  • арендуйте и сдавайте жилье через специальные сервисы;
  • останавливайтесь в хостелах, а не дорогих отелях, где на каждого клиента расходуют больше ресурсов;
  • наслаждайтесь моментом, а не спешите посмотреть как можно больше;
  • организуйте экологичные праздники.

Привычки в одежде, которые помогают сохранять окружающую среду

Разберитесь в «зеленой» повестке

Мировая экономика медленно поворачивается в сторону экологической повестки и превращается в эко-номику. Внимательное отношение к окружающей среде становится важным вопросом для корпораций, а «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью в ближайшие десятилетия. Чтобы разобраться в теме и «зеленой» повестке, следите за тематическими изданиями, новыми исследованиями и книгами.

Статьи

Книги

Журналы, издания и сайты

Экология и право — о защите окружающей среды в деталях с примерами из России.

National Geographic — материалы о мире и экологии.

ТБО — журнал о сборе, утилизации и переработке отходов и законодательном регулировании процесса.

Аналитический ежегодник «Россия в окружающем мире» — ежегодный сборник об экологии России.

Движение «РазДельный Сбор» — движение за развитие системы сбора и переработки отходов в России.

Ecowiki — портал об экологичном образе жизни и экоактивизме в России

Kapoosta.ru — всероссийская карта экологических заведений, мероприятий и организаций.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ | Гильманов

1. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.

2. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. Москва: Институт психологии РАН, 2016. 200 с.

3. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2005. 256 с.

4. Gardenfors P. Conceptual Spaces – The Geometry of Thought. Bradford Book, 2004. 317 p.

5. Browning G. The Power of Conceptual Thinking to Strengthen Your Leadership [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.inc.com/geil-browning/strengthen-leadership-conceptual-thinking.html (дата обращения: 15.10.2017).

6. Harp S. F., & Mayer R. E. The role of interest in learning from scientific text and illustrations: On the distinction between emotional interest and cognitive interest // Journal of Educational Psychology. 1997. № 89. P. 92–102.

7. Starko A. J. Creativity in the Classroom: Schools of Curious Delight. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. 499 p.

8. Bhagat K. K. & Spector J. M. Formative Assessment in Complex ProblemSolving Domains: The Emerging Role of Assessment Technologies // Educational Technology & Society. 2017. № 20 (4). P. 312–317.

9. Novak J. D., Canas A. J. The Theory Underlying Concept Maps and How to Construct and Use Them [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cmap.ihmc.us/docs/theory-of-concept-maps (дата обращения: 15.10.2017).

10. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 126–140.

11. Артемьева Т. В. Формирование понятийного мышления студентов в системе интеллектуально-развивающего обучения // Вестник ТГГПУ. 2009. № 2–3 (17–18) С. 73–77.

12. Железовская Г. И. Дидактические условия усвоения научно-педагогических понятий // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. Вып. 1. С. 68–76.

13. Суворова Г. А., Нестерова А. Ю. Актуальные вопросы психологического анализа учебных задач на формирование понятий у школьников // Преподаватель XXI век. 2010. Т. 2. № 3. С. 337–343.

14. Чернов С. А. Формирование научных понятий у школьников на основе моделирования когнитивных репрезентативных структур // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9. Вып. 4 (39). С. 327–333.

15. Юдина Н. В. Понятийное мышление как разновидность познавательной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2006. № 3. С. 112–117 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vestospu.ru (дата обращения: 15.10.2017).

16. Albrecht K. Practical Intelligence: The Art and Science of Common Sense. San Francisco: Jossey-Bass John Wiley & Sons, Inc., 2010. 396 p.

17. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 320 с.

18. Handbook of Individual Differences in Cognition: Attention, Memory, and Executive Control. London: Springer, 2010. 494 p.

19. Иванова Н. В., Винорадова М. А. Дифференциация образовательных технологий в вузе как условие развития субъектной позиции будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. Т. 2. С. 114–119.

20. Мухаметзянова Ф. Г., Аксенова Г. И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 10–20.

Виды мышления, критерии их выделения. — КиберПедия

Как правило, выделяют следующие виды мышления:

 
 

 

 

Теоретическое понятийное мышлениеэто такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышлениеотличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.

Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образногосостоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой.

Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого.

Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

3. Мышление и логика. Логические формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Психология мышления не может быть сведена к логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления в логике. Психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции.

Эта связь психологии с логикой и теорией познания, с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы – из идеалистической философии гуссерлианства; трактовка психологии мышления в американской литературе у Дж. Дьюи определялась философией прагматизма. Современная психология мышления исходит из диалектической логики.

Результаты процесса мышления существуют в формесуждений, умозаключений и понятий.

Понятие–это форма мышления при помощи которой познаётся суть предметов и явлений действительности в их существенных связях и отношениях, обобщаются их существенные признаки.

Суждение– это высказывание, содержащее определённую мысль.

Умозаключение–это такая форма мышления, в которой мы из одного или нескольких суждений выводим новое суждение. В мыслительных операцияхпринято различать 2 основных вида умозаключений – индукцию и дедукцию.

Индукция–это вывод частного суждения из общего.

Дедукция– это вывод общего суждения из частного.

Операции мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.

Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза.

Анализ– это расчленение предмета, мысленное или практическое на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

Синтез– это построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция– это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Обобщение– это соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений.

Конкретизация– это операция, обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения (понятия) выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определённому классу.

Таксономия Блума — Учебный центр

Многие студенты поступают в колледж, используя стратегии обучения, которые они использовали в старшей школе, что понятно — стратегии работали в прошлом, так почему бы им не работать сейчас? Как вы, наверное, уже догадались, в колледже все по-другому. Уроки могут быть более строгими (но могут казаться менее структурированными), ваша нагрузка по чтению может быть тяжелее, а ваши профессора могут быть менее доступными. По этим и другим причинам вы, вероятно, обнаружите, что ваши старые учебные привычки не так эффективны, как раньше.Частично это связано с тем, что вы можете подходить к материалу не так, как ваши профессора. В этом раздаточном материале мы предоставляем информацию о таксономии Блума — способ размышления о вашей школьной работе, который может изменить ваш способ учебы и обучения, чтобы лучше соответствовать тому, как думают ваши профессора (и как они оценивают).

Почему мышление высшего порядка ведет к эффективному обучению

Большинство учеников сообщают, что старшая школа в основном ориентирована на запоминание и понимание большого количества контента, а затем на периодическую демонстрацию этого понимания на тестах и ​​экзаменах.Таксономия Блума — это структура, которая начинается с этих двух уровней мышления как важных основ для подталкивания нашего мозга к пяти другим уровням мышления более высокого порядка, помогая нам выйти за рамки запоминания и вспоминания информации и углубиться в применение, анализ, синтез, оценку и творчество — уровни мышления, которые имеют в виду ваши профессора, когда разрабатывают экзамены и бумажные задания. Поскольку именно на этих более высоких уровнях мышления наш мозг действительно и глубоко усваивает информацию, важно, чтобы вы интегрировали мышление более высокого порядка в свои учебные привычки.

Следующие категории могут помочь вам оценить ваше понимание прочитанного, конспектов лекций и других материалов курса. Создавая вопросы из различных категорий и отвечая на них, вы сможете лучше предугадывать и подготовиться ко всем типам экзаменационных вопросов. По мере того, как вы учитесь и учитесь, начните с того, что задавайте себе вопросы и используйте методы обучения, начиная с уровня запоминания. Затем постепенно продвигайтесь по уровням, чтобы углубить свое понимание, делая учебу более значимой и улучшая ваше долгосрочное удержание.

Уровень 1: Помните

Этот уровень помогает нам вспомнить основную или фактическую информацию: имена, даты, формулы, определения, компоненты или методы.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Сделайте и используйте карточки с ключевыми терминами. Как бы вы определили…?
Составьте список или график основных событий. Перечислите _________ по порядку.
Перечислите основные характеристики чего-либо. Кто были…?

Уровень 2: Понять

Понимание означает, что мы можем объяснить основные идеи и концепции и придать смысл, интерпретируя, классифицируя, обобщая, делая выводы, сравнивая и объясняя.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Обсудите содержание с партнером или объясните ему. Как бы вы отличили _____ от _____?
Разъясните основную идею раздела. В чем основная идея ________?
Напишите краткое содержание главы своими словами. Почему…?

Уровень 3: Применить

Приложение

позволяет нам распознавать или использовать концепции в реальных ситуациях и решать, когда, где и как применять методы и идеи.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Ищите конкретные примеры абстрактных идей. Почему _________ работает?
Рабочие задания и упражнения. Как бы вы изменили ________?
Напишите инструкцию или учебное пособие по главе, которую могли бы использовать другие. Как бы вы разработали инструкции о…?

Уровень 4: Анализ

Анализ означает разбиение темы или идеи на компоненты или изучение предмета с разных точек зрения. Это помогает нам увидеть, как «целое» создается из «частей».«Легко упустить общую картину, застряв на более низком уровне мышления и просто запоминая отдельные факты, не видя, как они связаны. Анализ помогает выявить связи между фактами.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Сгенерируйте список способствующих факторов. Как этот элемент способствует целому?
Определите важность различных элементов или разделов Какое значение имеет этот раздел?
Подумайте об этом с другой стороны Как бы группа _______ это увидела?

Уровень 5: Синтез

Синтез означает рассмотрение отдельных элементов вместе с целью сделать выводы, выявить темы или определить общие элементы.Здесь вы хотите перейти от «частей» к «целому».

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Обобщение информации из текстов и чтений. Разработать предложение, которое…
Сконцентрируйте и переформулируйте содержание в одном или двух предложениях. Как вы можете перефразировать эту информацию в 1-2 лаконичных предложения?
Сравните и противопоставьте. Что отличает ________ от __________?

Уровень 6: Оценить

Оценка означает вынесение суждений о чем-либо на основе критериев и стандартов. Это требует проверки и критики аргумента или концепции, чтобы сформировать мнение о ее ценности. Часто на этот тип вопросов нет четкого или правильного ответа. Скорее, речь идет о вынесении суждения и подтверждении его причинами и доказательствами.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Решите, нравится ли вам, не нравится, согласны или не согласны с автором или решением. Что вы думаете о ________? Какие доказательства и причины подтверждают ваше мнение?
Подумайте, что бы вы сделали, если бы попросили сделать выбор. Как бы вы это улучшили?
Определите, какой подход или аргумент наиболее эффективен. Какой аргумент или подход сильнее? Почему?

Уровень 7: Создание

Создание включает в себя объединение элементов в единое или функциональное целое.Создание включает в себя реорганизацию элементов в новый образец или структуру посредством планирования. Это самый высокий и продвинутый уровень Таксономии Блума.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Создайте модель и используйте ее, чтобы обучать других. Как вы можете создать модель и использовать ее, чтобы преподавать эту информацию другим?
Проведите эксперимент. Какой эксперимент вы можете провести, чтобы продемонстрировать или проверить эту информацию?
Напишите небольшой рассказ о концепции. Как можно передать эту информацию в форме рассказа или стихотворения?

Сочетание таксономии Блума с другими эффективными стратегиями исследования

Хотя мышление высшего порядка является отличным способом изучения новой информации и учебы, вам следует сочетать его с другими эффективными стратегиями обучения. Ознакомьтесь с некоторыми из этих ссылок, чтобы узнать о других инструментах и ​​стратегиях, которые вы можете попробовать:

Прочие ресурсы UNC

Если вам нужна индивидуальная помощь с вопросами более высокого порядка (или с чем-либо, касающимся вашей академической успеваемости), ознакомьтесь с некоторыми из ваших ресурсов UNC:

  • Академический коучинг: Назначьте встречу с академическим тренером в Учебном центре, чтобы обсудить свои учебные привычки один на один.
  • Часы работы: Назначьте встречу со своим профессором или техническим специалистом, чтобы обсудить материал курса и способы достижения успеха в классе.

Консультации по работам

Андерсон, Л. В., Кратвол, Д. Р., Айрасиан, П. В., Крукшанк, К. А., Майер, Р. Е., Пинтрич, П. Р., Виттрок, М. К. (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценивания: пересмотр таксономии образовательных целей Блума. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Лонгман.

«Таксономия Блума». Университет Ватерлоо.Получено с https://uwaterloo.ca/centre-for-teaching-excellence/teaching-resources/teaching-tips/planning-courses-and-assignments/course-design/blooms-taxonomy

.

«Таксономия Блума». Получено с http://www.bloomstaxonomy.org/Blooms%20Taxonomy%20questions.pdf

.

Овербо, Р., и Шульц, Л. (нет данных). «Изображение двух версий Таксономии Блума». Норфолк, Вирджиния: Университет Старого Доминиона. Получено с https://www.odu.edu/content/dam/odu/col-dept/teaching-learning/docs/blooms-taxonomy-handout.pdf


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 License.
Вы можете воспроизвести его для некоммерческого использования, если вы используете весь раздаточный материал и указали источник: Учебный центр, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл

Если вам нравится использовать наши раздаточные материалы, мы ценим вклад в благодарность.

Сделать подарок

Мышление высшего уровня | Ресурсы

Обзор

Когда человек запоминает и повторяет информацию, не задумываясь о ней, мы называем это механической памятью.Это потому, что он очень похож на робота; он делает то, что запрограммировано, но не думает самостоятельно. Мышление более высокого уровня переводит мышление на более высокий уровень, чем повторение фактов.

Мышление более высокого уровня требует, чтобы мы что-то делали с фактами. Мы должны понимать их, делать выводы из них, связывать их друг с другом, классифицировать их, манипулировать ими, объединять их новыми или новыми способами и применять их в поисках новых решений новых проблем.

Мышление более высокого уровня включает формирование концепции, соединение концепций, получение общей картины, визуализацию, решение проблем, вопросы, генерацию идей, аналитическое (критическое) мышление, практическое мышление / применение и синтезирующее / творческое мышление.Это включает в себя способность конструировать сравнения, метафоры и аналогии, представляющие концепции. Роберт Штернберг, известный профессор психологии, говорит, что успешные люди последовательно и интерактивно используют аналитическое, творческое и практическое мышление.

По мере того, как ученики переходят из начальной школы в среднюю, сложность мышления возрастает. Учителя могут спросить учащихся, почему определенный персонаж в рассказе повел себя определенным образом, и показать доказательства в тексте, чтобы поддержать свой ответ.Если студенты изучают звук в естественных науках, их могут попросить применить полученные знания о звуке, спроектировав и сконструировав новый тип музыкального инструмента. Их могут попросить объяснить, как конкретный ученый прояснил научный феномен, точно проследив его вспомогательные детали в научной статье. В истории их могут попросить сравнить и сопоставить первичные исходные материалы с вторичным синтезом. Их могут попросить написать обширную исследовательскую работу по определенной теме.Все эти задачи требуют мышления более высокого уровня.

Метапознание означает размышление о мышлении. В метапознании есть две основные части: размышление о собственном мышлении и знание о знании. Вообще говоря, хорошие студенты понимают, как они думают. Знание о знании включает в себя понимание разницы между запоминанием и пониманием, а также между поверхностным и глубоким знанием.

Человеку необходимо знать свои сильные и слабые стороны ума. Хорошо ли я решаю проблемы, понимаю концепции и / или следую указаниям? Я думаю более аналитично, творчески или практично? Я лучше всего учусь, слушая, наблюдая или делая — или используя все три вместе? Какие техники запоминания подходят мне лучше всего?

Вторая часть метапознания — это умение контролировать и регулировать то, как человек думает и учится.Он решает, как лучше всего выполнить даже простую задачу, эффективно используя определенные стратегии и навыки. Например, как бы вы подошли к простому заданию по изучению новых орфографических слов? Анализируя их по фонемам или по слогам? Написав их несколько раз? Произнося их вслух несколько раз? Записывая их вслух, одновременно записывая их?

Штернберг утверждает, что метапознание требует умственного самоуправления. Психическое самоуправление можно описать как расширенный взгляд на метапознание.По словам Штернберга, ментальное самоуправление состоит из шести основных этапов:

  • Знание своих сильных и слабых сторон
  • Использование своих сильных сторон и компенсация слабостей
  • Отказ от негативных ожиданий
  • Вера в себя — самоэффективность
  • Поиск образцов для подражания — людей, у которых вы можете учиться
  • Поиск среды, в которой вы можете что-то изменить

Мы часто думаем, что способность ученика к мышлению более высокого уровня определяется IQ, но это не так.Навыкам мышления более высокого уровня можно научить и научиться.


Ресурсы

Белл, Н. (1991). Визуализация и вербализация для понимания языка и мышления. Пас Роблес, Калифорния: Академия чтения публикаций.

Бернингер В. В. и Ричардс Т. Л. (2002). Мозговая грамотность для педагогов и психологов. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.

Хэтти, Дж. (2013). Видимое обучение и наука о том, как мы учимся .Нью-Йорк: Рутледж.

Перкинс Д. (1995). Превосходя IQ: развивающаяся наука об обучении интеллекта. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Штернберг, Р. Дж. (2007). Соединение мудрости, интеллекта и творческих способностей. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Штернберг, Р. Дж. И Спир-Сверлинг, Л. (1996). Обучение мышлению. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Штернберг, Р. Дж.(1996). Успешный интеллект. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

Штернберг, Р. Дж., Григоренко, Е. Л. (2007). Обучение для успешного интеллекта. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

Три уровня навыков критического мышления

Определение критического мышления и классификация «уровней» критического мышления — занятие любопытное. Критическое мышление в самом чистом смысле связано с заботой о том, как мы используем свой разум, чтобы приблизиться к окружающему миру.Он включает в себя такие вещи, как понимание, оценка, суждение, творчество, принятие решений и решение проблем. Критическое мышление предназначено для развития и опирается на логику и разум. Тем не менее, несколько разговоров с разными людьми покажут, что критическое мышление не одинаково для всех, а иногда эволюционный процесс резко останавливается, что заставляет некоторых критических аналитиков исследовать и делать выводы на разных уровнях критического мышления.

1 Мыслить как хобби

Одним из таких критических аналитиков является Уильям Голдинг, известный автор книги «Повелитель мух.Г-н Голдинг пришел к выводу о различных уровнях критического мышления в детстве, кульминацией которого стало эссе под названием «Мыслить как хобби». В этом эссе г-н Голдинг делит уровни критического мышления на оценки: оценка 3, оценка 2 и оценка 1.

2 степени критического мышления

Оценка 3: г-н Голдинг утверждает, что третий класс наполнен «предубеждениями. , лицемерие и невежество ». Далее он сравнивает это с гольфом делового человека, намерением политиков или столь же «связным, как большинство написанных книг».«Третий класс — это скорее чувство, чем мысль.

Уровень 2: На этом уровне мыслитель добился прогресса, потому что он может «обнаруживать противоречия». Проблема в том, что мыслитель второго уровня не действует, а, скорее, критикует, не предлагая решения; он «разрушает, не имея силы творить».

Уровень 1: Вот где пришел мыслитель. Обнаруженные противоречия — это только начало. Г-н Голдинг использует Понтия Пилата в качестве примера в своем вопросе «Что есть истина». Понтий Пилат задал вопрос, но не дал ответа.Мыслитель «первого уровня» задает вопрос, а затем приступает к поиску ответа.

3 Навыки мышления высшего порядка

В образовательной среде развитие навыков критического мышления имеет решающее значение, если образовательные учреждения хотят выпускать студентов со способностями критического мышления, которые могут последовательно решать реальные проблемы. Центр усовершенствования обучения и оценивания Университета штата Флорида предлагает три взаимосвязанных уровня критического мышления, каждый из которых зависит от более низкого уровня.Три уровня включают предпосылки, мосты и мышление высшего порядка.

4 уровня мышления более высокого порядка

Уровень 1 — Предварительные требования: На этом уровне для учащегося важно развить прочную основу, ведущую к высшему уровню критического мышления. На этом уровне важно развивать здоровое отношение, гибкость, терпимость к риску, дисциплинированный ум и множественный интеллект (например, лингвистика, математика, музыка).

Уровень 2 — Мосты: На этом уровне учащимся важно научиться применять предварительные условия в новых учебных ситуациях.Студенты на этом уровне должны расширять свои знания, связывая концепции друг с другом и научиться использовать эти отношения для разработки правил, используемых в высшем критическом мышлении.

Уровень 3 — Мышление высшего порядка: здесь студент демонстрирует, что он может использовать свои предварительные условия для развития отношений с широким спектром концепций (таких как междисциплинарное обучение) и использовать эти отношения для поиска решений проблем. Это включает в себя способность планировать мышление, самостоятельно контролировать прогресс в мышлении и демонстрировать способность вносить коррективы в случае необходимости.

Переосмысление мышления на высоком уровне в JSTOR

Абстрактный

Концептуальные разногласия по поводу мышления более высокого уровня распространены в учебной литературе. Неизбирательное использование таких терминов, как критическое мышление, рефлексивное мышление и мышление более высокого уровня, создало ненужную путаницу. На мой взгляд, критическое мышление и рефлексивное мышление — это совершенно разные, но дополняющие друг друга формы мышления более высокого уровня. Что же такое мышление более высокого уровня и почему оно важно? Как правильно относиться к этой форме мышления? Каковы наиболее важные аспекты и типы мышления более высокого уровня, особенно в социологии? Как мы должны обучать мышлению более высокого уровня? Это одни из самых важных вопросов, которые будут определять преподавание социологии в 21 веке.В данной статье эти вопросы рассматриваются на примерах из социологии и медицины.

Информация о журнале

Teaching Sociology публикует статьи, заметки и обзоры, предназначенные для помощи преподавателям дисциплин. Статьи варьируются от экспериментальных исследований преподавания и обучения до обширных синтетических эссе по педагогически важным вопросам. Заметки сосредоточены на конкретных учебных вопросах или методах. Основная цель — поделиться теоретически стимулирующей и практически полезной информацией и советами с учителями.Форматы включают полные статьи; заметки объемом десять страниц или меньше; интервью, обзорные эссе; обзоры книг, фильмов, видео и программного обеспечения; и разговоры.

Информация об издателе

Заявление о миссии Американской социологической ассоциации: Служить социологам в их работе Развитие социологии как науки и профессии Содействие вкладу социологии в общество и ее использованию Американская социологическая ассоциация (ASA), основанная в 1905 году, является некоммерческой организацией. членская ассоциация, посвященная развитию социологии как научной дисциплины и профессия, служащая общественному благу.ASA насчитывает более 13 200 членов. социологи, преподаватели колледжей и университетов, исследователи, практикующие и студенты. Около 20 процентов членов работают в правительстве, бизнес или некоммерческие организации. Как национальная организация социологов Американская социологическая ассоциация, через свой исполнительный офис, имеет все возможности для предоставления уникального набора услуги своим членам и способствовать жизнеспособности, заметности и разнообразию дисциплины.Работая на национальном и международном уровнях, Ассоциация стремится сформулировать политику и реализовать программы, которые, вероятно, будут иметь самые широкие возможное влияние на социологию сейчас и в будущем.

Набор инструментов для программ мышления

PZ | Project Zero

Добро пожаловать в Набор инструментов для программ мышления Project Zero . В этом наборе инструментов представлены программы мышления, разработанные в рамках ряда исследовательских проектов PZ. Рутина мышления — это набор вопросов или краткая последовательность шагов, используемых для формирования и поддержки мышления учащихся.Если вы новичок в привычках мышления и исследованиях PZ, нажмите здесь, чтобы узнать больше о рутинах мышления.

Обширный спектр работ PZ исследовал развитие мышления, концепцию мысленных диспозиций и множество способов использования рутин для поддержки обучения и мышления учащихся в разных возрастных группах, дисциплинах, идеалах, компетенциях и группах населения. Образцы мышления возникли в результате исследовательской инициативы PZ Visible Thinking. С годами исследователи усовершенствовали и расширили исходные процедуры, а в новых проектах были разработаны новые процедуры.Некоторые из крупных исследовательских проектов PZ, направленных на улучшение мышления, включают:

Чтобы узнать больше о процедурах мышления PZ и их предыстории, посмотрите это видео-введение.

Предыстория видимого мышления PZ

Более широкую работу

Project Zero по визуальному мышлению можно определить как гибкий и систематический исследовательский подход к интеграции развития мышления учащихся с изучением содержания по различным предметам.Обширный и адаптируемый набор практик, исследование Visible Thinking преследует двойную цель: с одной стороны, для развития мыслительных навыков и предрасположенностей учащихся, а с другой — для углубления изучения содержания. Исследователи PZ, работающие над первой инициативой Visible Thinking, в том числе Дэйв Перкинс, Шари Тишман и Рон Ритчхарт, разработали ряд важных продуктов, но наиболее известным более двух десятилетий спустя является набор практик под названием Thinking Routines, который помочь сделать мышление видимым.Образцы мышления слабо направляют мыслительные процессы учащихся. Это короткие, простые в освоении мини-стратегии, которые расширяют и углубляют мышление учащихся и становятся частью повседневной жизни в классе.

Процедуры мышления существуют во всех классах. Это шаблоны, по которым учителя и ученики действуют и выполняют свою работу по обучению и совместной работе в классе. Под рутиной можно понимать любую процедуру, процесс или схему действий, которые многократно используются для управления и облегчения достижения конкретных целей или задач.В классных комнатах есть процедуры, которые служат для управления поведением и взаимодействием учащихся, для организации учебной работы и для установления правил общения и беседы. В классах также есть распорядок, который структурирует способ учащихся в процессе обучения. Эти учебные процедуры могут быть простыми структурами, такими как чтение текста и ответы на вопросы в конце главы, или они могут быть разработаны для развития мышления учащихся, например, спрашивать учащихся, что они знают, что они хотят знать, и что они узнали в рамках единицы обучения.

В исследовании «Видимое мышление»

PZ, как в первоначальном, так и во многих последующих проектах, широко используются методы обучения, богатые на мышление. Эти процедуры представляют собой простые структуры, например, набор вопросов или короткую последовательность шагов, которые можно использовать для разных уровней обучения и областей содержания. Что отличает их от обычных стратегий, так это то, что они снова и снова используются в классе, так что они становятся частью ткани школьной культуры.Процедуры были разработаны исследователями PZ, чтобы стать одним из стандартных способов, которыми учащиеся занимаются в процессе обучения. Подпрограммы — это шаблоны действий, которые можно интегрировать и использовать в различных контекстах. Педагоги могут даже использовать более одного упражнения для проведения одного урока. Распорядок дня не отнимает времени от всего, чем занимается педагог; вместо этого они улучшают обучение в классе.

Процедуры мышления, включенные в этот набор инструментов, организованы четырьмя способами —

  • с помощью небольшого набора « Core Routines », нацеленных на различные типы мышления, с которыми легко начать работу, и которые обычно используются учителями многих дисциплин и учащимися разного возраста,
  • , кстати, преподаватели используют рутины во время учебной единицы, аналогично схеме, используемой Ричхартом, Черчем и Моррисоном (2011) ( Представление и изучение идей, , Углубление в идеи, , Синтез идей, ),
  • по предметной области или теме, для изучения которых были разработаны процедуры ( Objects & Systems , Art & Objects ) и,
  • , кстати, преподаватели используют процедуры для концептуального исследования ( Возможности и аналогии , Взятие перспективы, и Перспективы, противоречия и дилеммы, ).

Набор инструментов систематизирует процедуры мышления по категориям, которые описывают типы мышления, которым они помогают. Некоторые процедуры входят в несколько категорий, а некоторые программы имеют разные версии, которые предлагают модификации для определенных возрастных групп или более конкретных концептуальных задач. При нажатии на процедуру на панели инструментов открывается отдельная страница со ссылками на загружаемый PDF-файл процедуры. Все подпрограммы используют общий шаблон PZ, описывающий цель подпрограммы, предлагающий потенциальные приложения для подпрограммы и часто предоставляющий предложения по ее использованию и советы по началу работы.Исследовательский проект PZ, ответственный за разработку рутины, указан внизу каждой страницы вместе с информацией об авторских правах и лицензировании, а также инструкциями о том, как ссылаться на рутину. Мы приглашаем и поощряем преподавателей делиться своим опытом использования рутин! У каждой подпрограммы есть #hashtag, указанный чуть выше справочной информации. Присоединяйтесь и приступайте к работе!

×

Дивергентное мышление — обзор

Абстракция и дивергентное мышление

Концепция дивергентного мышления была первоначально предложена Гилфордом (1950, 1967) и использовалась во многих исследованиях, посвященных творчеству.Он подкрепляет творческий потенциал, а не творчество (например, Runco & Acar, 2012), который опирается на открытый мыслительный процесс, направленный на поиск различных решений открытых проблем (например, альтернативные варианты использования кирпича — Kaufman, Plucker, & Baer , 2008). Были разработаны различные тесты дивергентного мышления, особенно в вербальной и визуальной областях знания (например, Torrance, 1974). Тест творческого мышления Торранса — это наиболее широко используемый тест для оценки дивергентного мышления и творческих способностей.Этот тест состоит из словесных упражнений — словесной формы (например, вопрос о причинах и последствиях, улучшение продукта, необычное использование) и упражнений на основе изображений — фигуральной формы (например, завершение изображения, начиная с заданных стимулов формы ). Кроме того, были разработаны дивергентные задачи выполнения (например, Bertsch, 1983; Moraru, Memmert, & van der Kamp, 2016; Wyrick, 1968) для оценки дивергенции в моторной области, например, предлагая участникам произвести столько действий, сколько возможно на лестнице для ловкости, уложенной на землю (например,г., шагающий, скачущий). Также была разработана задача дивергентного мышления моторных форм, заключающаяся в создании действующих моторных форм (например, баскетболиста) (Palmiero et al., 2019).

Тесты на дивергентное мышление / выполнение оцениваются с точки зрения беглости (количество идей / моторных решений), гибкости (количество категорий, взаимоисключающих, охватывающих идеи / моторные решения) и оригинальности (уникальность или редкость идей или общая оценка. моторных решений как минимум двумя независимыми судьями).Визуальное и вербальное дивергентное мышление также можно оценить с точки зрения проработки (количество деталей, представленных вместе с идеями).

Независимо от рассматриваемого теста, элементарная идея состоит в том, что абстракция необходима для создания различных и оригинальных альтернатив, принадлежащих к взаимоисключающим категориям. Кроме того, дивергентное мышление / действие основано на беглости мышления, но также требует качественных решений, отражающих гибкость и оригинальность. Таким образом, доступ к различным концептуальным категориям позволяет активировать более оригинальные идеи.Следуя Марковицу (2013), во-первых, исходный глобальный уровень дивергентного мышления устанавливает степень абстракции процедуры, используемой для генерации альтернатив, которая, в свою очередь, определяет природу категорий, к которым осуществляется доступ. Во-вторых, дивергентное мышление расширяет доступ к семантически удаленным категориям.

Другими словами, дивергентное мышление и предположительно расходящиеся действия будут подкрепляться абстракцией правил генерации альтернатив, которые работают на уровне категорий, дополнительно разрешая доступ к различным известным категориям и тем самым способствуя созданию новых категорий.Это наводит на мысль, что категоризация понятий (форма абстракции) играет важную роль в проявлении дивергентного мышления. Постоянный рост категориального знания путем реструктуризации концепций — это творческий феномен (Ward, Smith, & Vaid, 1997). Было обнаружено, что люди, реорганизовавшие и создавшие новые категории, более способны находить оригинальные решения, чем когда они работали с аналогичными категориями (Baughman & Mumford, 1995; Mobley, Doares, & Mumford, 1992).Следовательно, создание оригинальных решений во время дивергентного мышления может быть обеспечено за счет комбинации связанных и несвязанных категорий. Процесс комбинирования варьируется в зависимости от ограничений задачи или правил генерации (например, альтернативного использования, улучшения продукта), что позволяет создавать более гибкие специальные категории.

Предположение, что абстракция в некоторой степени зависит от блуждания разума, подразумевает, что процесс категоризации, связанный с дивергентным мышлением, также может быть каким-то образом связан с блужданием разума.Некоторые исследования показали, что, когда испытуемые увеличивали частоту моргания глаз, их результаты в тесте альтернативного использования также увеличивались (Akbari Chermahini & Hommel, 2010; Ueda, Tominaga, Kajimura, & Nomura, 2016), предполагая, что спонтанное моргание глаз является показателем отвлечение внимания от внешнего мира, предполагающее улучшение дивергентного мышления.

Три уровня критического мышления — Margot Note Consulting LLC

Независимо от того, на каком жизненном этапе вы находитесь, навыки критического мышления позволяют вам мыслить более глубоко.При проведении исследований и написании статей для академической аудитории для интерпретации ваших выводов требуется критическое мышление.

Навыки критического мышления объединяют и организуют идеи. Их различают трех типов: анализ, вывод и оценка.

Анализ

Анализ включает в себя следующие действия:

• Выявление сказанного

• Отличие релевантного от нерелевантного

• Соединение различных направлений мысли

• Классификация схожих характеристик

• Выявление различий

• Выявление аналогий

Вывод

Вывод требует от вас выполнения следующих задач:

• Вычерчивание того, что передается (и что не передается)

• Интерпретация действий как примеров характеристик, намерений или выражений

• Определение допущений

• Абстрагирование идей

• Применение аналогий для получения выводов

• Распознавание причинно-следственных связей

Оценка 900 02 Оценка включает в себя следующие действия:

• Обоснование решений

• Оценка ценности, достоверности или силы аргумента

• Понимание значимости или значения информации

• Конструктивная критика идей

• Изменение идеи в ответ на контраргументы или обратную связь

Опыт решения проблем и критического мышления дает вам значительное преимущество в личной, академической и профессиональной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *