Узнадзе дмитрий: Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Википедия – УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.. 100 великих психологов

Автор: | 13.10.2018

Содержание

Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дмитрий Николаевич Узнадзе
груз. დიმიტრი ნიკოლოზის ძე უზნაძე
Имя при рождении груз. დიმიტრი უზნაძე
Дата рождения 20 декабря 1886 (1 января 1887)
Место рождения
Дата смерти 9 октября 1950(1950-10-09)[1][2](63 года)
Место смерти
Страна
Научная сфера психология, педология, зоопсихология.
Место работы Институт психологии АН Грузинской ССР
Альма-матер Лейпцигский университет,
Харьковский университет
Известные ученики И. Т. Бжалава,
В. Г. Норакидзе,
И. Д. Панцхава
А. С. Прангишвили,
Ш. А. Надирашвили
Известен как создатель теории установки
Награды и премии
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Дмитрий Николаевич Узнадзе (20 декабря 1886 (1 января 1887), с. Кведа-Сакара, ныне Зестафонский район Грузии[3] — 9 октября 1950, Тбилиси) — грузинский советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки.

Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).

26 мая 1918 года подписал Декларацию независимости Грузии

[4].

Один из основателей и профессор Тбилисского государственного университета (1918), где создал кафедру психологии.

В 1941 году при основании Академии наук Грузинской ССР был избран её действительным членом. Директор Института психологии АН Грузии.

Commons-logo.svg В здании Академии наук после конференции. 1945. Узнадзе — сидит второй справа

Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966), в которых вводится и обосновывается понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. Установка Узнадзе является формой исследования бессознательного.

Похоронен в парке Тбилисского государственного университета.

  • Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem Überblick seiner Erkenntnistheorie, Halle/Saale, 1909;
  • Общая психология, 1940 (переиздана в 2004).
  • Экспериментальные основы психологии установки, 1949
  • Психологические исследования. — М., 1966.
  • Бжалава И. Т. Установка и поведение. — Мск., 1968
  • Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. — Мск., 1966
  • Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная установка.— Тб., 1966
  • Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. — Тб., 1967.
  • Надирашвили Ш. А. Дмитрий Николаевич Узнадзе (к 100-летию со дня рождения)

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.. 100 великих психологов

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигско-го университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике.

После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики.

В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовато. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий.

В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография «Анри Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.

Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как «биосфера», «ситуация» и «подпсихическое». Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является де-терминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания.

Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике.

В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как «Имперсона-лия» и «Психологические основы наименования». Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы.

В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.

Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него — это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.

В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой.

В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.

Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

В 1940 г. вышла «Общая психология» Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.

В 1941 :. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме («К проблеме сущности внимания», «Внутренняя форма языка», «Проблемы объективации»).

В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда наконец ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них. Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные.

Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе.

В 1949 г. вышла в свет книга «Экспериментальные основы психологии установки», в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:

— динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

— статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

— вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем грузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Узнадзе Дмитрий Николаевич — это… Что такое Узнадзе Дмитрий Николаевич?


Узнадзе Дмитрий Николаевич
(1886–1950) — грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. установки теория) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Предпосылкой его теории был философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. Трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер (см. бессознательное, установка). Экспериментально изучал закономерности смены установок, разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений («Общая психология», 1940; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Узнадзе Дмитрий Николаевич

(20.12.1886, Сакара — 12.10.1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки.

Биография.

За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии. Образование по философии получил в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В.Вундта, И.Фолькельта, П.Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Лейбница, получил пермию, в 1909 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В.Соловьева». В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. С 1917 г. активно участвовал в создании Тбилисского университета, где сформировал в 1918 г. отделение психологии. В 1927 г. по его инициативе было создано Общество психологов Грузии. Директор Института психологии АН Грузии (1941-50). С 1941 — действительный член АН Грузинской ССР.

Исследования.

Дал методологического плана трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять «постулат непосредственности». Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения. Проводил исследования в области детской психологии: предложил типологию детской деятельности, разработал основы готовности детей к школе.

Сочинения.

Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica. 1939, V. 4, N 3;

Общая психология. Т. XIV, 1940; Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961; Психологические исследования. М., 1966; Труды. Т. 1-6, Тб., 1966-67 (на груз. яз.)

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1886-1950) — сов. психолог и философ, автор общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы, один из основателей Тбилисского ун-та, где создал отделение и кафедру психологии АН Грузии. Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).

У. был согласен с З. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. У. понимал установку как «границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой подход, по мысли У., позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат непосредственности», т. е. признание прямого и непосредственного действия объективных условий (стимулов) на сознание. Опосредствующим звеном выступает именно установка — целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения — с др. В многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях грузинской школы были изучены виды установок, их свойства, условия возникновения (см. Иллюзии восприятия).

Идеи У. в настоящее время разрабатываются в основном грузинскими психологами и находят свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и т. п. Дискуссионными проблемами теории установки являются ее соотношение с др. общепсихологическими теориями современной психологии, в частности с теорией деятельности (в вариантах А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна). У. также автор трудов по теории познания, общей, экспериментальной, возрастной психологии и университетских учебников по психологии. Программные работы У. на рус. языке: «Основные положения теории установки» (1961), «Экспериментальные основы психологии установки» (1966). (Е. Е. Соколова.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • убеждения
  • умственного развития уровень

Смотреть что такое «Узнадзе Дмитрий Николаевич» в других словарях:

  • Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Дмитрий Николаевич Узнадзе Дата рождения: 20 декабря 1886 (1 января 1887)(1887 01 01) Место рождения: село Сакара, Российская империя (ныне Зестафонский район) Дата смерти: 12 о …   Википедия

  • УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич — (1886/87 1950) психолог и философ, академик АН Грузии (1941). Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе в советской психологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич — (1886 1950) грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН …   Психологический словарь

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич — [20.12.1886(1.1.1887), село Сакар, ныне Зестафонского района Грузинской ССР, ‒ 12.10.1950, Тбилиси], советский психолог и философ, академик АН Грузинской ССР (1941). Окончил философский факультет Лейпцигского университета (1909), историко… …   Большая советская энциклопедия

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич — (1886/1887  1950), психолог и философ, академик АН Грузинской ССР (1941). Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе в советской …   Энциклопедический словарь

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич — Дмитрий Николаевич Узнадзе (стар. стиль 20 декабря 1886, нов. стиль 1 января 1887, с. Сакара, ныне Зестафонский р н, Грузия  12 октября 1950, Тбилиси)  грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из… …   Википедия

  • Узнадзе, Дмитрий Николаевич — (1887 1950)     психолог и философ, действительный член АН Грузинской ССР (1941). Педагогическую деятельность начал в 1910. В 1915 создал первую в Грузии женскую среднюю школу с преподаванием на грузинском языке. Один из основателей Тбилисского… …   Педагогический терминологический словарь

  • УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич — [20 12 1886 (1 1 1887), с Сакар, ныне Зестафонского р на Грузии, 12 10 1950, Тбилиси], психолог и философ, д ч АН Груз ССР. (1941). Окончил Лейпцигский (1909). и Харьковский (1913). ун ты Пед. деятельность начал в 1910 В 1915 создал первую в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич / Uznadze, Dmitrii Nikolayevich — (1886 1950). Узнадзе получил известность благодаря его теории «установки» как объективного подхода к бессознательному …   Психологическая энциклопедия

  • Дмитрий Николаевич Узнадзе — (стар. стиль 20 декабря 1886, нов. стиль 1 января 1887, с. Сакара, ныне Зестафонский р н, Грузия  12 октября 1950, Тбилиси)  грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей и профессор… …   Википедия

Дмитрий Узнадзе — Психология установки читать онлайн

Экспериментальные основы психологии установки

Все многообразие явлений нашей психической жиз­ни в основном распадается на три отличающиеся друг от дру­га группы: познание, чувство и воля, представляющие три ос­новные, наиболее традиционные единицы обычной класси­фикации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душев­ные явления и на иных основах, но традиционная классифи­кация до настоящего времени доминирует.

И вот естественно возникает вопрос: что же является спе­цификой всех этих групп, спецификой, делающей их основ­ными категориями явлений душевной жизни? По-видимому, лишь то, что все эти процессы без исключения являются со­знательными психическими переживаниями. Познание, на­пример, так же как и чувство или воля, одинаково относится к категории явлений сознания. Субъект, переживающий ка­кой-нибудь познавательный акт или какое-нибудь эмоцио­нальное содержание или совершающий какой-либо волевой поступок, сопровождает все эти переживания определенны­ми актами, делающими их вполне сознательными психиче­скими содержаниями. С этой точки зрения нет сомнения, что психика и сознание вполне покрывают друг друга: все пси­хическое сознательно, и то, что сознательно, является по не­обходимости и психическим.

Такова традиционная, наиболее распространенная точка зрения на природу психического. Спрашивается, как выгля­дит в аспекте этой теории вопрос о развитии психики.

Нет сомнения, что в рамках этой концепции природы пси­хического для понятия развития не остается места. В самом деле! Если считать, что психическая действительность име­ется лишь там, где мы допускаем наличие сознательных про­цессов, то мы должны принять, что психика резко отграни­чивается от всего того, что лишено сознания, от всего ма­териального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности. В этом случае становится неизбежным допустить между психической и материальной сферами дей­ствительности наличие непримиримой противоположности, исключающей всякую мысль о возможности их взаимного влияния. Получается, будто психическое и физическое фак­тически радикально разобщены друг от друга и говорить о возможности их взаимодействия нет как бы никаких основа­ний. Поэтому вопрос об отношении психического к физиче­скому или вообще к материальному может быть решен с точ­ки зрения этой концепции лишь на основе идеи параллелиз­ма. Психофизический параллелизм представляет собою вполне естественный, можно сказать, вполне закономерный вывод из допущенных выше посылок.

Но допустить правомерность идеи параллелизма — зна­чит допустить идею немощности нашей мысли перед вскры­ваемыми ею же самою проблемами. Идея параллелизма не может быть признана правомерной. Она должна быть за­менена чем-нибудь более приемлемым, и мы должны отка­заться от мысли отождествления психики с сознанием. Сле­довательно, мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознатель­ной формой ее существования и, нужно полагать, предшест­вует ей.

В психологической литературе известно и другое направ­ление мысли, которое старается разрешить интересующую здесь нас проблему — проблему взаимоотношения психиче­ского и сознательного — совершенно по-иному. Оно считает, что наша психическая жизнь вовсе не исчерпывается созна­тельными душевными переживаниями, что, наоборот, она представляет собою широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область наше­го сознания, что, говоря короче, психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга. Есть основание полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности. Значит, с этой точки зрения для того чтобы считать то или иное явление психическим, нет необходимости, чтобы оно было одновременно и сознательным. Психика включает в себя два больших, одинаково необходимых компонента явле­ний — компонент сознательных и компонент бессознатель­ных психических переживаний. Такова точка зрения так на­зываемой психологии бессознательного.

Можно было бы допустить, что психика, согласно этой концепции, проходит в процессе своей активности две ступе­ни развития, из которых предшествующей является ступень бессознательного, а последующей — ступень сознательного. Однако психология бессознательного далека от этой мысли: она вовсе не считает, что сознательная и бессознательная психическая жизнь — это лишь две ступени развития единой психики, две ступени, которые последовательно и необходи­мо следуют одна за другой. Правда, у нас есть случаи, в кото­рых бессознательное состояние психики переходит в созна­тельное, из бессознательного вырастает сознательное. Но это не единственно необходимый путь, который нужно пройти психическому содержанию, чтобы достигнуть сознательно­го состояния. Наоборот, нередко встречаются случаи, в кото­рых имеет место как раз обратный порядок последовательно­сти явлений — переход сознательного состояния именно в бессознательное. Следовательно, нельзя утверждать, что бес­сознательное представляет собою ступень развития, за кото­рой следует далее ступень сознательной психической жизни.

Что это действительно так, с точки зрения «психологии бессознательного», видно и из анализа самого бессознатель­ного психического содержания. В самом деле, что же мы должны разуметь под названием «бессознательное»? Как нам характеризовать как определенное качество это бессо­знательное? Допустим, у субъекта появляется какое-то же­лание, которое он считает неподходящим, может быть, по той или иной причине даже постыдным для себя. Что же проис­ходит в таком случае? Психология бессознательного прибе­гает здесь к помощи понятия вытеснения. Она полагает, что субъект «вытесняет» это желание из пределов своего со­знания, что он не окончательно и всецело уничтожает, а лишь укрывает его в недрах бессознательного. Это вытесненное, отныне бессознательное, состояние не осознается, не пережи­вается субъектом как сознательное желание. Это, однако, не означает, что оно потеряно для него раз и навсегда. Оно все же остается в субъекте в какой-то степени и продолжает дей­ствовать в нем, но так, что он об этом ничего не знает. Так со­здается, согласно этой теории, одна значительная часть бес­сознательного психического содержания.


Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дмитрий Николаевич Узнадзе (20 декабря 1886 (1 января 1887), с. Кведа-Сакара, ныне Зестафонский район Грузии[2] — 12 октября 1950, Тбилиси) — грузинский советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки.

Биография

Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Один из основателей и профессор Тбилисского государственного университета (1918), где создал кафедру психологии.

В 1941 году при основании Академии наук Грузинской ССР был избран её действительным членом. Директор Института психологии АН Грузии.

Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966), в которых вводится и обосновывается понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. Установка Узнадзе является формой исследования бессознательного.

Похоронен в парке Тбилисского государственного университета.

Видео по теме

Сочинения

  • Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem Überblick seiner Erkenntnistheorie, Halle/Saale, 1909;
  • Общая психология, 1940 (переиздана в 2004).
  • Экспериментальные основы психологии установки, 1949
  • Психологические исследования. — М., 1966.

Труды его школы

  • Бжалава И. Т. Установка и поведение. — Мск., 1968
  • Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. — Мск., 1966
  • Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная установка.— Тб., 1966
  • Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. — Тб., 1967.
  • Надирашвили Ш. А. Дмитрий Николаевич Узнадзе (к 100-летию со дня рождения)

См. также

Примечания

Ссылки

Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дмитрий Николаевич Узнадзе
груз. დიმიტრი ნიკოლოზის ძე უზნაძე
Имя при рождении груз. დიმიტრი უზნაძე
Дата рождения 20 декабря 1886 (1 января 1887)
Место рождения
Дата смерти 9 октября 1950(1950-10-09)[1][2](63 года)
Место смерти
Страна
Научная сфера психология, педология, зоопсихология.
Место работы Институт психологии АН Грузинской ССР
Альма-матер Лейпцигский университет,
Харьковский университет
Известные ученики И. Т. Бжалава,
В. Г. Норакидзе,
И. Д. Панцхава
А. С. Прангишвили,
Ш. А. Надирашвили
Известен как создатель теории установки
Награды и премии
 Медиафайлы на Викискладе

Дмитрий Николаевич Узнадзе (20 декабря 1886 (1 января 1887), с. Кведа-Сакара, ныне Зестафонский район Грузии[3] — 9 октября 1950, Тбилиси) — грузинский советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки.

Биография

Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Один из основателей и профессор Тбилисского государственного университета (1918), где создал кафедру психологии.

В 1941 году при основании Академии наук Грузинской ССР был избран её действительным членом. Директор Института психологии АН Грузии.

В здании Академии наук после конференции. 1945

Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966), в которых вводится и обосновывается понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. Установка Узнадзе является формой исследования бессознательного.

Похоронен в парке Тбилисского государственного университета.

Сочинения

  • Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem Überblick seiner Erkenntnistheorie, Halle/Saale, 1909;
  • Общая психология, 1940 (переиздана в 2004).
  • Экспериментальные основы психологии установки, 1949
  • Психологические исследования. — М., 1966.

Труды его школы

  • Бжалава И. Т. Установка и поведение. — Мск., 1968
  • Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. — Мск., 1966
  • Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная установка.— Тб., 1966
  • Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. — Тб., 1967.
  • Надирашвили Ш. А. Дмитрий Николаевич Узнадзе (к 100-летию со дня рождения)

См. также

Примечания

Ссылки

Дмитрий Николаевич Узнадзе, грузинский советский психолог и философ

Краткая биография

Узнадзе Дмитрий Николаевич ($1888г-1950г$) родился в простой крестьянской семье, Кутаисской губернии, в селе Сакара. В $1986$ году поступил в Кутаисскую гимназию, где был отмечен, как способный ученик. Во время учебы увлекся революционным движением, за что был исключен из школы, недоучившись в последнем классе.

Дальнейшее его обучение проходило в Швейцарии, а затем и в Германии, на философском факультете Лейпцигского университета. Ему довелось стать учеником профессора Вильгельма Вунда. Вунд — один из родоначальников экспериментальной психологии, в то время читал лекции по физиологической психологии, возглавлял созданную им лабораторию, которая послужила в дальнейшем образцом экспериментального центра. Вунд считал, что с помощью психологии можно разобраться во внутренней жизни человека и управлять ею, изучал психологический аспект в создании культуры.

В университете Дмитрий Николаевич считался одним из лучших учеников. Учась на третьем курсе, он написал работу на тему философии Лейбница, за что получил премию. А в $1909$ году, по окончании университета, им была защищена диссертация на тему исследование работ Владимира Соловьева, его теорий метафизики и познания, с присвоением звания доктора философии в Галльском Университете.

Вернувшись в Кутаиси, Дмитрию Николаевичу пришлось подтверждать свой диплом, так как полученный за границей был недействительный в Грузии. Он экстерном сдает экзамены на факультете истории философии в Университете Харькова и в $1913$ году получает диплом первой степени.

Работал учителем в нескольких гимназиях, где преподавал психологию, историю, историю логики и педагогики. В это время выходят его работы, посвященные проблемам философии, эстетики, педагогики.

В $1917$ году Дмитрий Николаевич приглашают быть одним из создателей Тбилисского Университета. В $1918$ году его стараниями открывается кафедра психологии и педагогики, а спустя два года и психологическая лаборатория. Для организации учебного процесса им выпущены учебные пособия, которых в Грузии, на тот момент, не существовало. Несмотря на свою занятость, возглавлял педагогический институт.

Научная деятельность

Результатом его труда стали книга об исследовании работ Лейбница, вышедшая в свет в $1919$ году, а в $1920$ году – критическая монография на тему интуитивизма Бергсона — «Анри Бергсон».

Узнадзе считал, что мистицизм и интуиция не являются научными методами познания психической деятельности человека. Он предлагал создать систему научных понятий, объясняющих даже мистические представления человека, не используя психические или физические определения, а попытаться разработать другую детерминацию психики.

В его трудах появляются новые понятия: «биосфера», «подпсихическое», «ситуация», имеющие сходное значение, описывающие реальность, являющуюся детерминантой целесообразности поведения. Ситуация — частный случай биосферы, биосфера, в свою очередь, вид отражения действительности, ее можно считать и подпсихическим, так как исследуется сознание. Подпсихическое — является сферой действительности, определяет содержание психики, сознания, к нему неприменимы понятия субъекта. На основании своих разработок делает вывод, о том, что «бессознательное» Фрейда является подпсихическим и не принадлежит к психике.

В $1923$ году выходят работы: «Имперсоналия», и результат его лабораторной деятельности — «Психологические основы наименования». Он доказал, что наименование явления или предмета имеет психологическую основу, происходит не случайно. В своих экспериментах он показал, что разные испытуемые находили сходство между не имеющим смысла рисунком и таким же набором звуков, подбирая определенные звуковые комплексы к определенному рисунку. В $1924$ опубликована книга, посвященная проблемам педагогике — «Мотивы интереса к учебным предметам».

В двадцатые годы девятнадцатого столетия формируется фундаментальное понятие теории Дмитрия Николаевича — понятие установки.

Определение 1

Установка – это психическое состояние человека, выражающееся в готовности к определенному поведению, определяет его отношение к событиям, к мнениям окружающих, к другим людям, показывает, как это реализуется в его восприятии.

Узнадзе, в отличие от современников, рассматривал установку не как психический процесс или поведенческий акт, а как отражение действительности, и возникает она не только как реакция на ситуацию, но и как результат удовлетворения потребностей. Узнадзе утверждал, что человек психологически готовится к любой деятельности, возможно и неосознанно. Факт подготовки и есть установка. Разработал методы исследования данного состояния. Объединив теоритические и практические изыскания, выдвигает теорию установки, предполагая, что психическую активность человека можно познать с помощью системы научных понятий. Проводя эксперименты в своей лаборатории Тбилисского университета, определил, что установка, возникающая в одной сфере, действует в различных сферах жизни. Так же Узнадзе открыл, что установка работает и у животных, что легло в основу создания двухуровневой модели психики. Установка, по его мнению, является самой примитивной реакцией на внешний раздражитель, значит должен существовать и более высокий уровень организации психики.

Ученый ввел принцип иерархии в психологию, разделив психическую активность на два уровня:

  • первый уровень – установка: поведение обусловлено ситуацией, осуществляется удовлетворение актуальных потребностей.
  • второй уровень – объективация: поведение не зависит от ситуации, носит обобщенный характер, учитывает потребности других и нормы поведения.

Обобщением всех его теорий, основой грузинской психологической школы стала книга, вышедшая в $1940$ году — «Общая психология». По ней обучалось целое поколение психологов. Во времена Второй мировой войны открыл кабинет патопсихологии, оказывая психологическую помощь войнам. В $1941$ году возглавляет сектор психологии в созданной Академия наук Грузинской ССР, становится её действительным членом.

Начинается второй этап в развитие его теории установки. Теперь Узнадзе исследует иллюзии, эффекты, сопровождающие ее возникновение. В лаборатории Узнадзе проводил опыты, исследуя многие иллюзии: вкусовые, слуховые, тактильные. Один эксперимент, был связан со сравнением количественных характеристик предметов. Несколько раз испытуемому показывали два шара одинаковых по цвету, материалу, но различные по размеру, предлагая выбрать тот, что больше. Когда же показывали два одинаковых шара по размеру, испытуемый продолжал выбирать один из них. То есть, возникшая установка во время проведения опыта, создала зрительную иллюзию различия по размерам.

В Европе работы Дмитрия Николаевича были известны, его явление иллюзии, выявленное в ходе экспериментов, назвали эффектом Узнадзе. Итогом этих работ является выход в свет сразу несколько книг в $1947$ году: «К проблеме сущности внимания», «Проблемы объективации», «Внутренняя форма языка». В $1949$ году опубликован труд, в котором Узнадзе обобщил все свои экспериментальные данные — «Экспериментальные основы психологии установки». Узнадзе выделял три типа личности на основе скорости возникновения установки и сохранения её во времени, силы воздействия, скорости смены:

  • динамический тип, к нему относятся гармоничные, уравновешенные люди, которые легко приспосабливаются к окружающим;
  • статичный тип, люди такого типа не импульсивны, но неуверенные.
  • вариабельный тип, это люди целеустремленные, но конфликтные.

Замечание 1

Несмотря на то, что многие его ученики в дальнейшем критиковали его идеи, теория установки до сих пор используется в медицинской, социальной психологии, а так же в психоанализе и психологии труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *