Бессознательность Бессознательный | Что такое Бессознательность Бессознательный
Жизнь, проживаемая по выбору, — это жизнь осознанного действия. Жизнь,
проживаемая по случаю, — это жизнь бессознательного реагирования.
Нил Доналд Уолш. Беседы с Богом
Бессознательность как качество личности – склонность действовать без сознательного отношения к окружающей действительности; действовать непроизвольно, безотчетно, бесконтрольно со стороны сознания.
Одна подруга жалуется другой: – У меня муж алкоголик. Я уже так от него устала. Что мне делать? Та ей отвечает: – Да, у меня была такая проблема. Ты попробуй сделать так: когда муж пьяным придет и ляжет спать, ты ему в штаны положи ужа. Он увидит его, подумает, что началась белая горячка, и пить перестанет. Ну, первая так и сделала. На следующее утро мужик просыпается, идет в туалет, достает из штанов ужа, он ему: – Шшш-ш-ш-ш… Мужик: – Я тебе дам шшшш, писай давай!!!
Бессознательность – это кома разума. Сон наяву. Человек действует безотчетно, неосознанно, на уровне чувств. Он не живет, а спит. Сознание работает на 1-2% мощности. Сновидящий не видит, не понимает, не соображает, словом действует машинально, инстинктивно, автоматически. Как говорят в народе «на автопилоте». Бессознательность, как правило, проявляется в паре с неадекватностью.
Человек с проявленной бессознательностью обычно или витает мыслями в будущем или в сотый раз переваривает прошлое. Здесь и сейчас, в настоящем его нет. Он живет, как в отключке. Отсюда рассеянность, невнимательность и рефлективность.
В отличие от осознанности – способности во время бодрствования бдительно присутствовать здесь и сейчас, воспринимать, чувствовать и осознавать события, объекты и чувственные установки, бессознательность не может похвастать тем, что в каждую минуту своего настоящего она может сказать: – Я ем, Я иду, Я чищу зубы. Об осознанности своих действий нет даже речи. Всё делается стереотипно, на автоматизме, подсознательно
Любому человеку, за исключением, может быть, просветленного Будды, присуще осознанное и бессознательное поведение. Но у человека с ярко проявленной бессознательностью объем осознанности ничтожно мал. Нужно заметить, что излишняя осознанность, как всякая крайность, только мешает человеку, приводя его к большому числу случайных ошибок, и снижает адекватность. Если бы сороконожка пыталась контролировать своё движение, она бы не смогла передвигаться. Нужно расслабиться, прекратить за собой слежку, довериться своему бессознательному, и оно сделает всё, как нужно.
Если бы человек стал избегать стереотипов и шаблонов, ему нужно было бы тщательно обдумывать каждое свое действие. Черепаха в сравнении с ним была бы Шумахером скорости мысли. Человек зачастую вынужден действовать бессознательно, опираясь на инстинкты или заложенную в подсознание информацию, которая, в конечном счете, и выдает ему наиболее приемлемый вариант ответа.
Беда бессознательности в том, что она лишает человека разума, превращая в спящее растение. Неразумное, бессознательное существо постоянно натыкается на ровном месте на социальные проблемы. На бессознательности спекулируют манипуляторы всех мастей. К примеру, реклама, воздействуя на подсознание человека, заставляет поступать так, как выгодно рекламодателям.
Д.Г. Пшонко пишет: «Когда мы живём неосознанной жизнью, жизнь происходит сама собой. У нас есть идея про то, что мы как будто бы хотим уйти от тяжёлой и прийти к лёгкой жизни, но на самом деле мы идём определённой дорогой, которая уже проложена. И в этом смысле выбора очень немного. Непременно всегда будет бессознательное, всегда будет вкус и настроение, это то, что есть. Но делать внутренний анализ, выбирать лучшее и на уровне этики совершать те действия, которые тщательно нами проверены, подогнаны под принципы и под ценности, которые тоже отслежены нами же, мы всегда можем».
Бессознательное представляет часть человеческой психики. Это архив, где хранятся психологические установки нашего поведения и восприятия мира. Как у компьютера, у человека есть своё программное обеспечение. Программы мы получаем как наследство от нашего животного поведения, наших прошлых жизней (карма) и нашего воспитания в культурной среде, в которой мы росли и развивались. Наличием бессознательного объясняются все наши инстинктивные, автоматические, машинальные действия, наши фильтры восприятия, наше миропонимание. Именно поэтому бессознательное, по сути, управляет нашей жизнью.
Бессознательность бесцельна. Какие могут быть у сновидящего цели? Осознанная жизнь предполагает постановку целей. Когда у человека появляется высокая цель, он начинает осознавать, каким он хочет видеть себя в будущем, начинает просчитывать последствия своих действий.
Когда человек страдает безбожием, мир кажется ему царством хаоса. Поэтому собственное хаотичное состояние ума его не трогает: если снаружи кавардак, то и внутри всё неладно. Бессознательность на уровне беспокойного ума думает: – В материальном мире господствует случай, нет ничего закономерного и заслуженного. Можно надеяться только на везение, слепое стечение обстоятельств и удачу. Хороший расклад обстоятельств, и ты на коне. Нужно ждать свой шанс и не нагружать себе мозги осознанностью.
Мало того, что человек погряз в болоте бессознательности, он еще нагружает себя иллюзиями. Забыв о том, что он душа, что всё в этом мире принадлежит Богу, что всё, включая собственное тело, семью, материальные блага тебе дали в аренду, временно попользоваться, человек начинает ко всему относиться с позиции: Я – это тело, а всё, что меня окружает – это моё. Сразу возникает иллюзия. Вячеслав Рузов пишет: «Иллюзорное мышление всегда начинается со слов “я” или “моё”. Как только в начале фразы появились эти слова, значит всё, что будет за ними – это ни что иное, как очередная форма иллюзии. Я – это всегда значит “”я в иллюзии”, а моё – “моя иллюзия”.
Если человек понимает, что есть Абсолютная Истина, Господь Бог, осознает, что всё в этом мире имеет свою причину и следствие, что во всем есть высший смысл, что по миру бродят не просто белковые тела, он отходит от бессознательности, вступая на путь духовного развития. Осознав себя как вечную духовную сущность, человек, расставаясь с бессознательностью, начинает осознавать, что он получил человеческое воплощение не для того, чтобы пить, гулять, совокупляться и обустраивать свою «норку», а для того, чтобы приблизиться к Богу, пройти предусмотренные судьбой жизненные уроки. Для этого нужно встать на платформу вечного Ученика у наставника Жизнь, развивать свой разум, взращивать в себе высшие качества личности и нивелировать пороки.
Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека (стр. 1 из 4)
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Волго-вятская академия государственной службы
Филиал в г. Рыбинске Ярославской области
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу «Психология и педагогика»
Вариант № 3
ТЕМА: «Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека»
Выполнила студентка гр. ФС – 05
№ зач. 1103
Куличкова Марина Валентиновна
Преподаватель Акимова Е.Ю.
Рыбинск 2009
Оглавление
Введение. 3
1 Понятие сознания и его функции. 4
2 Проявление сознательного в поведении человека. 6
3 Понятие бессознательного. 11
4 Проявление бессознательного в поведении человека. 12
4.1 Неосознаваемые механизмы сознательных действий. 12
4.2 Неосознаваемые побудители сознательных действий. 17
4.3 «Надсознательные» процессы.. 20
Заключение. 22
Список использованных источников. 23
Введение
Человек — единственное живое существо на планете, способное анализировать происходящие и прошедшее, строить планы на будущее и реализовывать их. Этим он обязан сознанию.
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, высший уровень саморегуляции, присущий только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира.
Сознание это не единственный уровень, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не осознается человеком. Эти процессы относят к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.
Неосознаваемые психические процессы активно стали изучаться в начале XX в. Результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.
Целью этой работы является ознакомление с понятиями сознания и бессознательного, проявлениями сознательных и неосознаваемых психических процессов в поведении человека.
1 Понятие сознания и его функции
Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). [10,180]
Основные функции сознания отражены в таблице 1.1. [10, 183]
Таблица 1.1 — Функции сознания
2 Проявление сознательного в поведении человека
Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Такими свойствами являются: активность, избирательный характер, обобщенность и отвлеченность, целостность, константность, динамичность, искаженность, индивидуальный характер, способность к рефлексии, различная степень ясности. [10, 184]
Активность сознания проявляется в том, что отражение объективного мира связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир. В основе активности сознания лежат потребности и интересы. У ребенка очень рано развиваются такие потребности, как потребность в общении, потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребность в действиях. Маленький ребенок активно тянется к повешенной перед ним игрушке. Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремится разобраться в окружающих его взрослых, таких трудных для его понимания. Его органы чувств и связанные с ними ощущения развиваются даже несколько раньше, чем его движения. Потребности не остаются неподвижными, они развиваются и изменяться. Возникают и новые потребности.
На основе потребностей возникают интересы людей, которые также являются источниками активности сознания. Под интересом понимается известная сознательная устремленность человека к тому или иному объекту, привлекающему его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан с положительным эмоциональным отношением. Интерес понятие более узкое, чем потребность, и менее принудительное. Например, можно говорить о потребности получения новых знаний и интересе к какой-то области этих знаний. Можно говорить об интересах временных, интересах выполнения данной деятельности и интересах длительных, устойчивых, например профессиональных интересах.
Активность сознания также тесно связана со значимостью тех внешних влияний, которые действуют на человека, со значимостью уже имеющихся временных нервных связей и ассоциаций, образовавшихся в прежнее время и со значимостью самих поступков человека.
Так, например, для семилетнего ребенка, который идет в школу, значимость учения еще далеко не осознается полностью. Он хочет учиться, потому что все учатся, потому что таково положение ребенка этого возраста в нашей стране. И это для него достаточно. Постепенно, год из года, он все лучше и точнее начинает понимать все значение учения, а потом и науки вообще. [6, 64]
Избирательный характер сознания проявляется в том, что сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).
Обобщенность и отвлеченность означает, что сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения). [10, 185]
Константность сознания — это его относительная неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определяемая памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня — это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности.[7, 158]
Динамичность сознания, т.е. его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Например, ранее люди видели восход солнца над горизонтом и делали вывод, что солнце вращается вокруг Земли. Однако после открытия Коперника мы уже можем воспринимать восход солнца по-другому — как проворачивание нашей планеты навстречу светилу, то есть под действием логики меняются первичные познавательные процессы. [10, 187]
Искаженность сознания. Это значит, чтосознание всегда отражает действительность в искаженном виде, т.е. часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности. [10, 185] Искаженность сознания может проявляться в излишней подозрительности, ревности, любви до изнеможения, жадности без меры и т.п. негативных чертах в характере индивида. К искаженности сознания относят, например, воровство, бюрократизм, взяточничество, предательство, алкоголизм, наркоманию, терроризм, религиозный фанатизм. [3]
Бессознательное поведение — Психология человека
У любого человека есть сознательное поведение и бессознательное, инстинктивное, причины которого ему не ясны. Это зависит от той информации, которая заложена в этих двух областях, и соответственно от интеллектуального развития человека. Понятное дело, что человек который задумывается над своими поступками и желаниями, находит их причину и следствие, он понимает, почему он поступил так а не иначе, и понимает к чему это может привести. Интеллектуально развитый человек, мыслит преимущественно на уровне сознания. То есть, говоря об истинном интеллекте, мы говорим не просто о знаниях в виде ума, в котором эти знания хранятся, а о понимании человеком этих знаний и о разуме, то есть об умении их использовать. И это безусловно очень хорошо.
Но мы с вами, в основном своем большинстве, далеко не Будды, это надо признать, ведь для полного понимания всего и вся, нужны немалые усилия, направленные в первую очередь на очищение своего ума от того мусора, которым нам забивали голову с детства, рисуя в нашей голове ненастоящую картину мира. Так что придется хорошенько поработать над собой, чтобы полностью просветится, понять всю природу вещей и суть собственного поведения. А пока, мы все подвержены бессознательному поведению, в определенных пропорциях, и именно бессознательное поведение, делает нас такими неразумными существами, которые постоянно сталкиваются с различными социальными проблемами, возникающими порой на ровном месте.
Конечно хорошо, когда сознательная пропорция существенно превосходит бессознательную, но согласно моей статистике, да и не только моей, большая часть людей на нашей планете, действуют бессознательно. Сложно быть полностью просветленным, ибо скорость мысли в таком случае должна быть очень большой. Вы только представьте себе, что на любое слово или действие, вы отвечаете моментально, но при этом успев обдумать причину того что вам сказали или сделали, побудительный мотив для этого, ожидание с вашей стороны, и собственно ваша реакция, которую вы также должны успеть обдумать и принять объективное решение. Согласитесь, это не просто, и в реальной жизни требует определенного количества времени, и если вы будете пытаться так сделать, то определенно начнете тормозить. Так что приходится действовать бессознательно, опираясь на инстинкт или заложенную в подсознание информацию, которая подбирает нам наиболее приемлемый вариант ответа.
Вот этим-то и пользуются манипуляторы общественным сознанием, на это и рассчитана реклама. Она всячески старается запихнуть нам в подсознание различные варианты поведения, и вызывать тем самым у нас ложные желания. Вы только думаете, что если не обращать внимания на рекламу и не воспринимать ее всерьез, вы не будете подвержены ее влиянию. Вы думаете те, кто платят за нее большие деньги, и тем более те, кто ее создают, не знают психологии поведения человека? Никто не стал бы платить за то, что не приносит результат, а реклама воздействуя на подсознание человека, дает очень большой результат. Представьте себе ситуацию, когда вы вошли в магазин, и увидели перед собой две бутылки минеральной воды, одну из которой вы видели в рекламе, а другую нет, при этом цена у них одинаковая.
Какую бутылку вы возьмете, которую рекламировали, или которую вы видите впервые? Больше тут добавить нечего, очень многое из нашего с вами поведения, программируется теми, кому это выгодно, очень много чего люди делают, совершенно не задумываясь над причиной своих действий. Первым шагом на пути к сознательности и расширению своего сознания, можно назвать постоянное обдумывание своих действий. Достаточно лишь задавать себе вопросы, почему я так поступил, почему я это хочу, почему я так на это реагирую, и главное должен ли я на самом деле все это делать? Психоаналитик может этим заниматься, но ведь он не может быть постоянно рядом с вами, так почему бы, не научится самому себя анализировать.
Вы будете замечать очень много допущенных ошибок со своей стороны, будете видеть их причину, вы станете более объективны в отношении себя. Осознанное поведение, в отличии от бессознательного, всегда ведет к предсказуемым результатам, вам не надо экспериментировать с собой, сначала сделать, а потом посмотреть что получится. На сознательном уровне, вы будете знать следствие всех своих действий, и соответственно сможете ими управлять. Поэтому крайне важно, сделать свое поведение более осознанным, ибо бессознательное поведение, сделает вас жертвой обстоятельств, я бы даже сказал рабом обстоятельств и окружения.
Статья опубликована: 09.11.2011. Последнее обновление: 23.09.2019
Какие признаки сознательного или бессознательного – проявляются в каждом примере?
а). Все знают, как неприятно ощущение икоты и как мучительно хочется от него избавиться. Одни для этого жуют корочку хлеба, другие задерживают дыхание, третьи пьют воду. Однако эти способы не всегда помогают, пока икота внезапно не прекратится;
В этом примере бессознательное поведение, т.к. объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения и протекают без непосредственного участия сознания.
б). Ребенок уже вскоре после рождения крепко сжимает палец взрослого, если им прикоснуться к ладошке младенца;
В этом примере проявляется бессознательное – это хватательный рефлекс, который появляется в этом возрасте у всех детей с нормой развития
в). Готовясь к публичному выступлению, очень полезно заранее смоделировать свою возможную эмоциональную реакцию. Такое предварительное «проигрывание» ситуации помогает достижению лучшего результата, не истощая психофизиологических резервов организма.
В этом примере бессознательное проявляется в том, что у человека может быть неожиданная реакция в момент выступления, экзамена или соревнования на какие-то раздражители (вопросы, отвлекающие звуки, плохое самочувствие).
Развитию какого вида воображения способствует следующий методический прием? Ответ обоснуйте.
Любимым занятием учащихся на уроке географии были путешествия по карте. Преподаватель показывал какую-нибудь точку на карте, а учащиеся должны были описать флору, фауну, рельеф, вид городов, жилищ, людей данной местности.
Активное воссоздающее воображение
3. Из приведенных суждений выбрать правильное и обосновать свой выбор:
а) мышление всегда опирается на данные чувственного опыта;
б) мышление – это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании;
в) мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений;
г) мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в памяти;
д) мышление – это процесс переработки информации.
Дело в том, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Опосредованный характер познания дает человеку огромные преимущества в том, что позволяет ему получать достоверные знания о том, что не может быть им воспринято.Обобщенное отражение (познание) действительности — важнейший признак мышления. Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные
4. На основе предложенных высказываний определите характер связи темперамента и типа нервной системы, а также биологическую и социальную обусловленность темперамента:
а) темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы;
б) свойства типа нервной системы составляют физиологическую основу, на основе которой развиваются психические свойства человека, причем развитие этих психических свойств детерминируется, прежде всего, условиями жизни и носит общественный характер.
Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомо-физиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.
Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Темперамент также не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.
От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.
Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.
Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.