В каких случаях понятие личности не может быть использовано: Олимпиада по обществознанию 10 класс, школьный уровень – Индивид и личность

Автор: | 08.09.2019

Содержание

Понятие личности в психологии, в философии, в социологии

понятие личности фотоПонятие личности находит свое определение во многих сферах жизни и науках, даже каждый человек, не владеющий академическими знаниями, может сформулировать собственное обозначение этого понятия. Но все-таки для того, чтобы грамотно использовать любой термин, необходимо разобраться в его значении. Научное определение выглядит так: личность — это отображение волевой природы человека, ее социальные и личностные роли, стойкая система определенных характеристик человека, выражающихся в первую очередь в социальной сфере жизни. Если выражаться популярной речью, то можно сформулировать определение так: личность — это человек, который обладает набором сильных и стойких качеств, умеет использовать их для достижения целей, уверенный в себе, умеет использовать полученный опыт, способен контролировать жизнь и отвечать за свои поступки перед обществом, и всегда его поступки соотносятся с его словами.

Часто можно услышать, что в одном контексте используют понятие индивид личность индивидуальность, поскольку многие считают их тождественными. На самом деле это не так, и нужно разобраться, в чем же разница.

Индивид — это представитель человеческого рода, единица человечества. То есть человек, который пока еще не вырос и ни начал социализироваться и примерять на себя какие-либо социальные роли и маски.

Понятие индивид и личность, разные в той степени, что индивид может так и не стать личностью.

Индивидуальность – это неповторимая система психологических характерологических особенностей человека (темперамент, стиль общения, ведущие черты характера, способности, специфичность психических процессов), определяющая его, как уникального человека со своеобразным стилем поведения. То есть те качества, которые отличают одну персону от другой.

Понятие личность и индивидуальность немного близки, ведь оба отображают систему качеств, но только в личности эти качества более стойкие и говорят не так о ее уникальности, как о стойкости характера.

Понятие индивид личность индивидуальность имеют разные значения, но, по сути, они все составляют структуру человека.

Понятие человек индивид личность соотносятся так: человек сначала рождается индивидом, потом познавая мир и людей, и научившись воспринимать социум, он приобретает индивидуальность, то есть у него уже сложились определенные паттерны поведения. Когда человек взрослеет дальше, с ним случаются разные ситуации, происшествия и он начинает учиться, как с ними справляться, искать пути решения проблем, контролировать эмоции и нести ответственность за поступки, пройдя все это, человек становится личностью.

У всех людей становление личности происходит в разной возрастной категории. Одни люди и в 45 лет не могут отвечать за свои поступки, действовать осознанно и самостоятельно, особенно когда ими кто-то чрезмерно опекается. Они боятся выйти из зоны своего комфорта. Не нужно надеяться на такого человека в серьезном деле. От них часто можно услышать «да, я это сделаю обязательно, даже сегодня же начну». Но, ни завтра, ни даже через месяц они не сделают обещанного. Очень часто эти люди ленивы, трусливы, у них может быть как заниженная самооценка, так и высокая самооценка.

Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и им приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.

Здесь понятие личность и индивидуальность пересекаются, ведь человек, обладая сильно выраженными уникальными свойствами характера, приобретенными в процессе проблемы неблагополучного детства – быстро становится личностью, чем закрепляет эти черты. Также бывает, когда есть несколько детей в семье, тогда самый старший ребенок тоже будет отличаться волевыми, стойкими качествами характера.

Понятие личности в психологии

В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.

Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.

Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.

В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям. Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть мотивами личности, то есть направляющими ее деятельности. То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.

Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление. Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, самосовершенствовании.

Понятие личности в социологии

Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.

Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права. Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется. Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.

Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа. В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план. Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.

Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее. Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам. Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.

Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.

По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления. Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание. Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.

Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.

Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.

Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.

Понятие личности в философии

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.

Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

18 терминов из психологии, которые стоит знать, чтобы блеснуть умом в разговоре

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ежедневно нас окружает множество людей, взаимодействуя с которыми мы замечаем определенные черты их характера, модели поведения. Задумывались ли вы о том, почему некоторые личности ведут себя очень странно, а некоторые, наоборот, проявляют себя самым достойным образом? Всему этому есть объяснение в психологии.

Редакция AdMe.ru подробнее рассмотрела некоторые психологические термины и постаралась объяснить их значение простыми словами.

1. Алекситимия

Дословно с древнегреческого термин переводится как «без слов для чувств». Иными словами, это состояние, при котором человек не может словесно выразить переживаемые эмоции.

2. Конгруэнтность

Если человек способен точно озвучить и выразить свои реальные ощущения и эмоции, которые он испытывает, то его можно назвать конгруэнтным. Другими словами, это соответствие ощущений и переживаний словам, жестам, мимике.

3. Аффектация

Под данным термином понимается проявление какого-либо чувства или настроения в преувеличенной форме. Для такого поведения характерны чрезмерная пафосность речи, неестественные и показные жесты.

4. Ригидность

Ригидностью называют неспособность человека поменять свои устои и привычки, даже когда этому потворствует ситуация. Например, ригидные люди отказываются поменять свою точку зрения, если узнают новые факты, которые доказывают, что она неверна.

5. Гиперкомпенсация

Стремление личности исправить свои физические или психические недостатки, которые могут быть как реальными, так и надуманными. При этом ресурсы, затраченные на преодоление несовершенств, значительно больше, чем требуется от человека в данных условиях.

6. Конформность

Под влиянием одного или нескольких людей и общества в целом человек склонен изменить свое первоначальное мнение или поведение. Это и есть конформность.

7. Инсайт

Это состояние, когда человек неожиданно находит решение проблемы. Главной особенностью инсайта является именно внезапное озарение. Так, человек, отойдя от анализа ситуации, раздумий и занимаясь посторонними делами, неожиданно понимает, как решить проблему.

8. Локус контроля

Под данным термином понимается приписывание своих успехов и неудач в жизни внешним факторам или собственным способностям. Так, человек либо все сваливает на обстоятельства извне, либо возлагает ответственность на себя.

14. Прочитайте текст и выполните задания к нему

Зачетная работа по теме «Деятельность»

Вариант 1

1. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

1) самосохранении 2) самореализации 3) самопознании 4) самообразовании

2. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.

Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б.

Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3 Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1) земля 2) техника 3) выращиваемая культура 4) земледелец

4 Субъектами игры в «дочки-матери» являются

1)

правила игры

2)

игровые сюжеты

3)

игрушки

4)

дети

5 Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

1)

творческая активность

2)

способность к чувственному восприятию

3)

обменные процессы

4)

действие механизмов наследственности

6 Авторский коллектив завершил создание современной социологической энциклопедии. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) познавательная 2) экономическая 3) социальная 4) духовная

7 К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится:

1)активный характер 2)целенаправленность 3)целесообразность 4)наличие партнера

8. Популярный композитор работает над новой песней. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером:

1)духовная 2)экономическая 3)политическая 4)социальная

9 В каких трех формах проявляется рациональное познание

1)ощущение, восприятие, представление

2)понятие, представление, умозаключение

3)понятие, суждение, умозаключение

4)представление, суждение, ощущение

10 Познание в отличии от общения

1)является проявлением человеческой активности

2)Допускает использование речи

3)способствует развитию личности

4)может быть индивидуальным

11. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека, и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1)

интересы

2)

мировоззрение

3)

задатки

4)

умения

5)

наследственность

6)

идеалы

12. Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение,

2) понятие,

3) фантазия,

4) умозаключение,

5) восприятие.

13. Как-то А.Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем?

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977

_____________________________________________________________________________

  1. Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.

  2. Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?

  3. В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.

  4. В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?

Зачетная работа по теме «Деятельность»

Вариант 2

1. Рациональное познание, в отличие от чувственного

1)

расширяет знания об окружающем мире

2)

формирует наглядный образ предмета

3)

осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)

использует логические умозаключения

2. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

1) познавательную 2) прогностическую 3) объяснительную 4) социальную

3 Верны ли следующие суждения об истине?

А.

Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б.

Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Какое из суждений точно отражает соотношение природы и общества?

1)

общество – часть природы

2)

природа – часть общества

3)

общество – обособившаяся от природы часть мира

4)

общество и природа подчиняются единым природным закономерностям

5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А.

Исторически общество «старше» природы.

Б.

Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6 Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7 Проведение реформ, направленных на расширение государственного влияния на сферу бизнеса представляют собой деятельность:

1)прогностическую 2)социально-преобразовательную

3)материально-производственную 4)ценностно-ориентировочную

8.К существенным признакам, отличающим труд от игры относится:

1)активный характер 2)результативность

3)целесообразность 4)наличие партнера

9 Суждение: «Наша вселенная образовалась в результате Большого взрыва» — это

1)интуитивная догадка 2)экспериментально подтвержденный факт

3)художественный образ 4)научная гипотеза

10 Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного

А)Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду

Б)Человек отличается от животного способностью мыслить

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация

12.Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий,

2) логическое выведение умозаключений,

3) экспериментальное подтверждение результатов,

4) открытость рациональной критике любого положения,

5) опора на данные опыта чувственного познания.

13. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

Понятие индивидуальности в психологии

Понятие личности и индивидуальности

В последнее время психологами часто рассматривается проблема личности (например, сильная или слабая личность). Наряду с этим чаще стали говорить и об индивидуальности человека. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» нельзя считать тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, не тождественны, а образуют единство.

Индивидуальность подразумевает определенную особенность человека, то, чем он отличается от других людей. Общеизвестным является факт, что личность каждого человека основана на совокупности присущих ей черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Другими словами, индивидуальностью можно считать сочетание психологических особенностей индивида, которые составляют его уникальность, своеобразие.

Индивидуальность в психологии находит проявление в разных чертах характера, темперамента. Ее основу можно увидеть в привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательного процесса, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Нельзя найти двух людей, обладающих одинаковым сочетанием рассматриваемых психологических особенностей, поэтому личность человека можно считать неповторимой в своей индивидуальности.

Определение 1

Индивидуальность – это мера усвоения мировой культуры. Она является особенной, не похожей на других личностью, включающей полноту ее духовных и физических свойств.

Индивидуальные психологические особенности остаются «немыми» до момента их необходимости в системе межличностных отношений, где человек как личность выступает в качестве субъекта. Таким образом, индивидуальность можно считать только одной из аспектов личности. В большинстве случаев понятие «индивидуальность» используют в отношении какой-либо главенствующей особенности личности, которая делает ее непохожей на окружающих. Индивидуальным может быть каждый, но индивидуальность одного человека проявляется очень ярко, выпукло, другого – малозаметно. Индивидуально человек может проявляется в интеллектуальных, эмоциональных или волевых сферах, так и во всех сразу.

Оценка индивидуальности

Стороны личности человека представляют собой его индивидуальность в качестве одной из сторон личности человека. По этой причине описание и оценка представляют трудности по причине отсутствия универсальных критериев, поскольку каждая культура или научная система обладает разными способами оценки поступков и действий. Критерии оценки в разной степени характерны для отдельных личностей. Например, кто-то назовет поступок выражением упрямства, другой в то же время может счесть его проявлением принципиальности.

В основе оценки индивидуальности лежат 2 подхода – обыденный и типологический. С точки зрения обыденного подхода индивидуальность включает самые устойчивые черты, заметно выделяющие человека в разных ситуациях. Типологический подход рассматривает индивидуальность в качестве устойчивого склада лично

Понятие личности в российском законодательстве

Библиографическое описание:

Гонта А. В. Понятие личности в российском законодательстве [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 5-7. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10273/ (дата обращения: 18.03.2020).



В статье рассматривается понятие личности в российском законодательстве на основании законодательных актов Российской Федерации, а также трудов Покровского И. А., Малейна Н. С. и др.

Ключевые слова: личность, право, участники правоотношений, законодательство.

В современном мире не существует единого, наиболее общего и полного, определения понятия «личность», в силу его сложности и многогранности. Наиболее известным в психологической науке является определение, данное в «Большом психологическом словаре» Мещерякова Б., Зинченко В. «Личность — особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». [1]

Но когда дело доходит до правовой сферы жизни общества, вопрос встает еще более остро. Законодательство Российской Федерации пестрит формулировками с использованием термина «личность», но не один из законодательных актов не раскрывает данное понятие, органы судебной и исполнительной властей также не дают разъяснений на данный счет. А вместе с тем требование к правоохранительным органам, придерживаться концепции учета качеств личности участников правоотношений. В Конституции РФ [2], также, содержатся положения об охране личности и ее правовом статусе (ст. 21, 64), но не дается определения, чей правовой статус она устанавливает и чье достоинство должно охраняться государством.

В сфере уголовно — правового регулирования участников правоотношений законодатель, установил следующие нормы: Статья 9 УПК РФ «Уважение чести и достоинства личности» [3], Статья 10 УПК РФ «Неприкосновенность личности», но данные нормы не устанавливают новаций в сфере отношения к любому человеку, как субъекту права. В Уголовном кодексе РФ весь VII раздел посвящен «Преступлениям против личности», в статье 60-й при назначении наказания, наравне со степенью общественной опасности преступления, указывается на необходимость учитывать и личность виновного, статья 67 УК РФ выделяет личность отдельного преступника при соучастии. [4]

КоАП в задачах законодательства об административных правонарушениях устанавливает, как охрану прав и свобод человека, так и защиту личности. При назначении наказания, КоАП РФ в аналогии с УК РФ, должна учитываться личность виновного, наравне с его имущественным положением, обстоятельствами смягчающими и отягощающими административную ответственность. [5]

В гражданско-правовой сфере понятие личности использовано еще более широко.

Статья 150-я Гражданского Кодекса Российской Федерации, причисляет достоинство личности к объекту защиты нематериальных благ, как одного из важнейших компонентов функционирования правовой сферы общества. [6]

Состав 205-й статьи ГК РФ содержит определение личности истца и раскрывает ее, как необходимое условие для совершения юридически значимых действий.

Также ГК РФ рассматривает следующие категории личности: личность кредитора, личность должника, наследника и наследодателя. Отдельно выделяется категория личности при регулировании отношений в области авторского права.

Глава 50-я рассматривает действия, направленные на предотвращение вреда личности, а в случае наступления такового, необходимость возмещения нанесенного вреда.

Гражданское законодательство, как никакая иная система, должно возводить личность в абсолютный порядок. Вся история развития института гражданского права направлена на возвышение личности в области частного права. И. А. Покровский писал «Гражданское право исконно и по самой своей структуре было правом отдельной человеческой личности, сферой ее свободы и самоопределения. Здесь впервые зародилось представление о человеке как субъекте прав, т. е. представление о личности как о чем-то юридически самостоятельном и независимом даже по отношению к государству и его властям. Раз за человеком признано то или другое субъективное право, он уже занимает определенную позицию по отношению к этим последним, он уже чего-то может требовать от них, он уже известная волевая единица, а не безгласная особь кем-то пасомого стада». [7]

Покровский И. А. был уверен, что понятие человека и личности в правовом поле не должны различаться не в коей мере, эти две ипостаси должны стать субъектом правоотношений, осознание индивидом своей оригинальности, и идентификация общества как совокупности отдельно взятых личностей, наделенных идентичным набором прав и обязанностей. Малейн Н. С. утверждает схожее положение: «Закон существует для личности, но не она для закона». [8]

Формирование личности, не обремененной правовым нигилизмом, с развитым правосознанием является важнейшей целью, которая послужит развитию института гражданского права и становлению правового государства, к которому и стремится Россия с 12 декабря 1993 года.

Так почему в законодательстве Российской Федерации до сих пор не существует определения центрального компонента правового регулирования? Почему до сих пор в законодательстве Российской Федерации личность продолжает отождествляться с понятием «человек»? Как рассматривается понятие «личность» в системе правовых взаимоотношений?

При попытке вывести универсальное определение личности в рамках действия правового поля, необходимо учитывать ряд понятий, образующих саму сущность личности как юридически ориентированной единицы. К этим понятия можно отнести категории, имеющие место как в гражданских, административных, так и уголовных правоотношениях.

Доброе имя, честь и достоинство, триада, составляющая личностную характеристику субъекта правоотношений.

Доброе имя отождествляется с репутацией, словарь Брокгауза и Ефрона дает следующие определение — «это добрая или худая слава, ходячее мнение о ком-либо». [9]

Честь — Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. [10]

Достоинство — морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Достоинство — неотъемлемое свойство человека, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. [11]

Основываясь на вышеупомянутых понятиях, и анализе существующей законодательной базе можно вывести следующие определение личности в рамках законодательства Российской Федерации.

Личность — человек, как субъект социально-правовых отношений, с индивидуальными психофизиологическими особенностями, имеющий определенный социальный статус, приобретенный при выполнении социальной функции, оказывающий прямое или косвенное влияние на правовое регулирование в сфере общественных отношений.

В свою очередь, личность можно понимать и с точки зрения преимущественно социально-психологического явления:

Личность — это социально определенная психолого-правовая характеристика субъекта правоотношений, обладающего правами и несущего обязанности, определяющего человека, как индивида в качестве члена общества, имеющего свой статус в каждый момент процесса его социализации.

Таким образом на данном этапе необходимо разработать и внести единое определение личности в области правового регулирования, это послужит повышению качества осуществления правоприменения с учетом особых качеств каждого участника правоотношений.

Вместе с тем, данная тема еще недостаточно хорошо разработана, и имеет ряд перспективных направлений в сфере большинства отраслей права.

Литература:

  1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П.-М.: 2003–672 с.
  2. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N174-ФЗ. — Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12125178/#ixzz45PV3ZjQk
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10108000/#ixzz45PYd0soA
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.- Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12125267/#ixzz45PYrCoyf
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ, принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ, принята Государственной Думой 24 ноября 2006 года Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164072/#ixzz45Pc1LTyh
  7. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. М.: «Статут», 2001. — 353 с. (Классика российской цивилистики.)
  8. Малеин Н. С. Гражданский закон и права личности в СССР.—М.: Юрид. лит., 1981.—216с.
  9. Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами).- С.-Петербургъ, 1890—1907.- режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/
  10. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка [электронный ресурс].- режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal.htm
  11. Большой юридический словарь— М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): личность, Российская Федерация, РФ, правовое регулирование, правовой статус, назначение наказания, личность виновного, категория личности, доброе имя, VII.

Похожие статьи

Защита правового статуса личности как фактор становления…

личность, Российская Федерация, РФ, правовое регулирование, правовой статус, назначение наказания, личность виновного, категория личности, доброе имя, VII.

Понятие правового статуса личности | Статья в сборнике…

. В условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности, образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством, обществом, согражданами в соответствии с целями построения демократического общества.

Обстоятельства, смягчающие наказание, или характеристика…

Ключевые слова: наказание, смягчающие обстоятельства, характеристика личности виновного, состав преступления, общественная опасность, суд, законодательство, приговор. Статьей 61 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] регламентирован перечень…

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства…

Библиографическое описание: Старичкова Л. И. Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации [Текст]

В юридической науке авторы рассматривают понятия «честь» и «достоинство» как морально-правовые категории.

Уголовно-правовая характеристика признаков понятия «личность»

Отсюда, социальный статус есть средство не личности, а общества и государства, которые через определение статуса задает ей исходную общественную и правовую позицию. Поэтому статус является фиксированной моделью отражения интересов личности.

Конституционное право о «достоинстве личности» в РФ и ФРГ

Достоинство личности можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, лежащий в основе правового статуса личности.

Обстоятельства, смягчающие наказание: проблемы…

УК РФ, назначение наказания, наказание, исполнение наказания, личность виновного, досудебное соглашение, дополнительный вид наказаний, групповое преступление, уголовно-правовой характер, вид наказания.

Способы защиты чести и достоинства в уголовном…

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской.

деловая репутация, благо, Российская Федерация, достоинство, юридическое лицо, ГК РФ, честь, защита чести, доброе имя, Конституция РФ.

Понятие правосудия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Теоретические и правовые основы осуществления судебной… судебная власть, судебная защита, государственная власть, свобода человека, судебный контроль, Конституция РФ, досудебное производство, уголовное судопроизводство, свобода личности, РФ.

Тест с ответами по теме «Врачебная тайна: этико-правовая оценка «медицинских селфи»»

Растет число судебных исков и скандальных публикаций в СМИ, связанных с распространением в социальных сетях «селфи» медицинских работников на своих рабочих местах, куда нередко попадают изображения пациентов. Это явление нуждается в четкой этико-правовой оценке. В первую очередь, такая оценка должна быть дана  с позиции соблюдения права пациента на врачебную тайну. Медицинские работники должны иметь представление о праве пациента на конфиденциальность и строго соблюдать это право. Они также должны знать о правовых последствиях нарушения врачебной тайны.

1. Какая из норм медицинской этики соблюдается врачами с древнейших времен ?

1) Будь правдив;
2) Соблюдай правило информированного согласия;
3) Соблюдай врачебную тайну; +
4) Не допускай стигматизации больных;
5) Бери справедливую плату.

2. ФЗ РФ от 21.11.2011 г. №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о врачебной тайне

1) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения;
2) Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну; 
3) Вся информация о состоянии пациента, диагнозе, прогнозе, предпринятом лечении и иная личная информация о пациенте должна храниться в тайне даже после смерти пациента. Исключение может быть сделано только для родственников в той части, которая указывает на возможные опасности для их здоровья;
4) Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел, и ни услушая касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной;
5) Личная тайна относится к нематериальным( неимущественным) благам человека, неотчуждаемым и не передаваемым иным способом. Если вследствие разглашения врачебной тайны гражданину причинен моральный вред, то суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такого вреда.

3. По какой статье могут привлечь к уголовной ответственности главного врача, несанкционированно разгласившего врачебную тайну ?

1) Статья 286. «Превышение должностных полномочий»;
2) Статья 286. «Причинение вреда жизни и здоровью»; 
3) Статья 286. «Халатность»;
4) Статья 286. «Причинение морального вреда»;
5) Статья 286. «Разглашение профессиональной тайны».

4. Формулировка правила правдивости

1) Врач имеет право в интересах пациента скрывать от него информацию, которую он посчитает вредной для психики пациента;
2) Пациент должен быть правдив с врачом, он не должен скрывать и искажать важную информацию, которая касается здоровья и лечения;
3) Выполнение любого медицинского вмешательства должно начинаться со специальной процедуры получения добровольного согласия пациента на это вмешательство на основе адекватного информирования;
4) Медицинский работник должен быть правдив с пациентом и не должен скрывать или искажать важную для пациента информацию, которая касается его здоровья и лечения;
5) Информация о пациенте, которая становиться известна врачу или иному медицинскому работнику, не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента.

5. Рекомендации Всемирной Медицинской Ассоциации относительно соблюдения врачебной тайны в случае, если больной СПИДом не собирается рассказывать о своей болезни своему половому партнеру и использует незащищенные сексуальные контакты

1) Защищая интересы полового партнера инфицированного пациента, медицинский работник обязан проинформировать его об угрозе, которой он подвергается, без каких- либо дополнительных условий;
2) Медицинский работник не обязан защищать интересы половых партнеров своего пациента;
3) Медицинский работник обязан защитить интересы полового партнера инфицированного пациента, даже если при этом придется разгласить врачебную тайну. Но при этом он должен соблюсти ряд условий, в частности, сообщить пациенту о том, что если он не проинформирует своего партнера о болезни, медицинский работник сделает это сам;
4) Медицинский работник обязан защитить интересы полового партнера инфицированного пациента и разгласить врачебную тайну, отправив извещение его лечащему врачу;
5) Медицинский работник обязан защитить интересы полового партнера инфицированного пациента и разгласить врачебную тайну, отправив извещение в санитарно- эпидемиологическую службу.

6. Врачебная тайна — это информация с ограниченным доступом. Какой закон ограничивает доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну ?

1) Федеральный Закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323 -ФЗ «Законодательство об охране здоровья граждан в Российской Федерации»;
2) Федеральный Закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323 -ФЗ «О профессиональной тайне»;
3) Федеральный Закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
4) Федеральный Закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323 -ФЗ «О здравоохранении в Российской Федерации»;
5) Федеральный Закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323 -ФЗ «О правах пациента».

7. Три основных правила современной медицинской этики:

1) Не навреди, правило конфиденциальности, правило справедливости;
2) Правило информированного согласия, правило конфиденциальности, правило справедливости;
3) Правило информированного согласия, правило справедливости, правило правдивости;
4) Правило справедливости, не навреди, делай благо;
5) Правило справедливости, правило конфиденциальности, правило справедливости.

8. Решение суда при рассмотрении «Казуса Тарасовой»

ОТВЕТ: Суд обязал медицинских работников предупреждать третьих лиц об опасности, о которой им стало известно в процессе работы с пациентом

9. Клятва Гиппократа о врачебной тайне

ОТВЕТ: Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда- либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

10. Правильное суждение о соотношении моральных и правовых( законодательных) норм

ОТВЕТ: Существуют нормы права, которые не соответствуют моральным нормам.

11. Кто обязан соблюдать врачебную тайну ?

ОТВЕТ: Все сотрудники медицинских организаций.

12. Медицинская сестра в рабочее время распространила в социальных сетях «селфи», где она была сфотографирована вместе с пациенткой, которая улыбалась и смотрела в камеру. Пациента не давала согласия на распространение своей фотографии в социальных сетях. Перечислить нарушения, которые совершила медицинская сестра

ОТВЕТ: дисциплинарный проступок (фотографирование в рабочее время), разглашение врачебной тайны (в разных обстоятельствах может быть расценено как уголовное преступление, гражданское и административное правонарушение).

13. Опредение понятия «конфиденциальность»

ОТВЕТ: Принцип разглашения информации, не предназначенной для открытого доступа и использования всеми желающими.

14. Конституция РФ о личной тайне

ОТВЕТ: Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

15. Рекомендация Всемирной медицинской ассоциации о действиях врача, когда представитель власти требует разгласить конфиденциальную информацию, составляющую врачебную тайну, ссылаясь на требования закона

ОТВЕТ: Врач должен критически оценивать законодательные требования в области нарушения конфиденциальности и убедиться в их оправданности перед тем, как им следовать.

16. Формулировка правила информированного согласия

ОТВЕТ: Выполнение любого медицинского вмешательства должно начинаться со специальной процедуры получения добровольного согласия пациента на основе адекватного информирования о предполагаемом вмешательстве.

17. 4 вида правовой ответственности за разглашение врачебной тайны

ОТВЕТ: Дисциплинарная, гражданско- правовая, административная, уголовная.

18. От какого латинского слова произошел термин «конфиденциальность» ?

1) От латинского слова confidentia, что означает — откровенность;
2) От латинского слова confidentia, что означает — тайна;
3) От латинского слова confidentia, что означает — доверие;
4) От латинского слова confidentia, что означает — уважение;
5) От латинского слова confidentia, что означает — расположение;

19. Медицинская сестра в рабочее время распространила в социальных сетях «селфи», где она была сфотографирована вместе с пациенткой, которая улыбалась и смотрела в камеру. Пациента не возражала против распространения своей фотографии в социальных сетях. Перечислить правонарушения, которые совершила медицинская сестра

ОТВЕТ: дисциплинарный проступок (фотографирование в рабочее время).

20. Кодекс об администравных правонарушениях рассматривает врачебную тайну как

ОТВЕТ: информацию с ограниченным доступом( имеется ввиду информация, доступ к которой ограничен федеральным законодательством).

21. Гражданский Кодекс рассматривает врачебную тайну как

ОТВЕТ: личную тайну, которая относится к нематериальным (неимущественным) благам человека. Ее разглашение может причинить моральный вред, который подлежит возмещению по решению суда.

22. Формулировка правила конфиденциальности

ОТВЕТ: Информация о пациенте, которая становится известна врачу или иному медицинскому работнику, не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента.

23. Правильное суждение о врачебной тайне

ОТВЕТ: Врачебная тайна в первую очередь защищает интересы медицинской профессии (врачей и медицинских сестер).

24. В каких случаях распространение «медицинские селфи» является безусловным нарушением врачебной тайны ?

ОТВЕТ: На «селфи» имеется изображение пациента, по которому можно установить его личность, пациент не давал согласия на фотосъемку и распространие фотографии в социальных сетях.

25. Статья УК РФ, регулирующая ответственность за нарушение врачебной тайны

ОТВЕТ: Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении.

26. Медицинская сестра в рабочее время распространила в социальных сетях «селфи», где она была сфотографирована на фоне умирающей больной, находящейся без сознания. По опубликованному изображению можно установить личность пациентки. Перечислить правонарушения, которые совершила медицинская сестра

ОТВЕТ: Дисциплинарный проступок (фотографирование в рабочее время, демонстрация бесчувственного и неуважительного отношения к пациентке), разглашение врачебной тайны (в разных обстоятельствах может быть расценено как уголовное преступление, гражданское и административное правонарушение).

27. Какие из перечисленных профессионалов обязаны соблюдать профессиональную тайну

1) Садовник, инженер, бухгалтер;
2) Столяр, артист, менеджер;
3) Шофер, секретарь, повар;
4) Медицинский работник, адвокат, библиотекарь;
5) Преподаватель, специалист в области клининга, инженер ЭВМ.

28. Статья Конституции, в которой содержатся правовые основы врачебной тайны

ОТВЕТ: Статья 23.1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

29. Распространяется ли правило конфиденциальности на умерших пациентов ?

ОТВЕТ: Согласно российскому законодательству, распространяется.

30. Гражданский Кодекс РФ о врачебной тайне

ОТВЕТ: Личная тайна относится к нематериальным (неимущественным) благам человека, неотчуждаемым и непередаваемым иным способом. Если вследствие разглашения врачебной тайны гражданину причинен моральный вред, то суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такого вреда.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Личность. Понятие личности.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство — неповторимость — называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально — философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно — практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека — процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество — в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику — опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам — опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно — формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон — социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой — влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во — первых: умственное воспитание.

Во — вторых: физическое воспитание.

В — третьих: техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре. Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему — всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание — процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение — является аналогом учению.

Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

ВЫВОД

Личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально — человеческой деятельности — ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому — то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *