В вундт: Вундт Вильгельм Максимилиан (Wundt Wilhelm Maximilian)

Автор: | 14.05.1976

Содержание

Вундт — это… Что такое Вундт?

Вундт, Вильгельм

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма — 31 августа 1920, Лейпциг) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии[1][2] . Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг.

В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-62). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги

Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию.

Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Социальная психология».

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц

[3] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии.

Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[4] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

[4]

Примечания

Работы на русском языке

Ссылки

Социологические идеи Вильгельма Вундта | Социологический журнал

Бао А.К. Нравственные воззрения В. Вундта: Критическое исследование. Вып. 1. Воронеж: типо-лит. Губ. правл., 1888.

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.

Викторов Д. Вундт // Энциклопедический словарь. Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К.». 7 издание / Под ред. Ю.С. Гамбарова, В.Я. Железнова, М.М. Ковалевского, С.А. Муромцева и К.А. Тимирязева. Т. XI. СПб, б.г.

Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни ХIХ столетия: Пер. с нем. / Ин-т философии. М.: Наука, 1993.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: История и совре-менность. Ростов на Дону: «Феникс», 1999.

Вундт В. Введение в психологию / Пер. с нем. Н. Самсонова. М.: Космос, 1912.

Вундт В. Введение в философию / Пер. с нем. С.С. Штейнберга и С.Д. Львова. СПб.: Редакция журнала «Образование», 1902.

Вундт В. Введение в философию. М.: Добросвет, 1998.

Вундт В. Две культуры: К философии нынешней войны. Пг.: Бычковский, 1916.

Вундт В. Душа и мозг / Пер. с нем. Одесса: Г. Бейленсон и И. Юровский, 1894.

Вундт В. Естествознание и психология / Пер. с нем. А.Ф., К-Ш. СПб.: В.В. Битнер, 1904.

Вундт В. Индивидуум и общество. Речь, произнесенная 23 апреля 1891 г., в день рождения короля саксонского Альберта, в Лейпцигском университете / Пер. с нем. СПб.: Типо-лит. А. Рабиновича и Ц. Крайза, 1896.

Вундт В. Лекции о душе человека и животных / Пер. с 2-го нем. изд. П.Я. Розенбаха. СПб.: К.Л. Риккер, 1894.

Вундт В. Мировая катастрофа и немецкая философия / Пер. с нем. и предисл. Е.М. Браудо. Пг.: Полярная звезда, 1922.

Вундт В. Миф и религия / Пер. В. Базарова и П. Юшкевича. Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. СПб.: Брокгауз — Эфрон, 1913.

Вундт В. Нации и их философия: Глава из мировой войны / Сокр. пер. Д.А. Каплана. Екатеринослав: Наука, 1919.

Вундт В. О развитии этических воззрений / Сост.: В.Ф. Чиж. М.: Унив. тип. (М. Катков), 1886.

Вундт В. Основания физиологической психологии / Пер. В.Х. Кандинского. М.: Н.А. Абрикосов, 1880.

Вундт В. Основы искусства. Извлечение из З т.: Wilhelm Wundt “Völkerpsychologie” / Пер. Н.К.Я. СПб.: Тип. Смирнова, 1910.

Вундт В. Очерк психологии / Пер. с нем. Г.А. Поперна. СПб.: Ф. Павленков, 1897.

Вундт В. Проблемы психологии народов / Пер. Н. Самсонова. М.: Космос, 1912.

Вундт В. Связь философии с жизнью за последние сто лет: Речь проф. В. Вундта, произнесенная по случаю избрания его в ректоры Лейпцигского университета / Пер. И. Юровского. 3-е изд. Одесса: Г. Бейленсон и И. Юровский, 1895.

Вундт В. Фантазия, как основа искусства / Пер. Л.А. Зандера. Под ред. А.П. Нечаева. СПб.–М.: Т-во М.О. Вольф, 1914.

Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. Т. 1–2 / Пер. с нем. СПб.: Журнал «Русское богатство», 1887–88.

Гильтебрандт П.А. Штейнталь и Лацарус: Мысли о народной психологии, пе-реданные П.А. Гильтебрандтом. Воронеж: Тип. В. Гольдштейна, 1865.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М.: Мартис, 1995.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.: Изд-во «Ольга», 1996.

Дельбрюк Б. Введение в изучение языка: Из истории и методологии сравнитель-ного языкознания / Пер. под общ. ред. С. Булича. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1904.

Дильтей В. Описательная психология. М.: Русский книжник, 1924.

Дружинин В.Н. Индивид и толпа в объективе «солнечного микроскопа психоло-гии» // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998.

Дьяков И. В. Вундт. «Проблемы психологии народов»: Рецензия на книгу // Психологическое обозрение. 1917. № 2.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии: Пер. с фр. М.: Наука, 1991.

Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., сост., послесл. и прим. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

Западноевропейская социология XIX начала ХХ вв.: Тексты / Сост. В.П. Трошкина. Под ред. В.И. Добренькова. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.

Зелинский Ф.Ф. В. Вундт и психология языка // Вопросы философии и психоло-гии. 1902. Кн.61.

История социологии: Учебное пособие / Авт. колл.: Елсуков А.Н., Бабосов Е.М., Грицанов А.А. и др.; Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск.: Высшая школа, 1993.

История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993.

История теоретической социологии: В 4-х тт. Т. 1 / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М.: Канон, 1997.

Капитонов Э.А. История и теория социологии: Социология ХIХ века. Учебное пособие для вузов. М.: Приор, 2000.

Кёниг Э. В. Вундт: Его философия и психология / Пер. с нем. С. Штейнберга. СПб.: Ред. журнала «Образование», 1902.

Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.А. Назаровой. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

Конт О. Дух позитивной философии: Курс положительной философии // Запад-ноевропейская социология XIX века: Тексты / Сост. В.П. Трошкина. Под ред. В.И. Добренькова. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.

Кудрявский Д.Н. Психология и языкознание: По поводу новейших работ Вундта и Дельбрюка. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1904.

Лацарус М. Взаимодействие души и тела / Пер. с нем. Л. Бродовского. СПб.: И. Юровский, 1896.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

О.Н. Психология языка // Педагогический сборник. СПб., 1901. Январь июнь.

Оппоков М. Язык: Народопсихологическая грамматика Вильгельма Вундта. Популярное пособие по философии и психологии языка. К.: Тип. I-й Киевской артели печатного дела, 1910.

Пауль Г. Принципы истории языка / Пер. с нем. под ред. А.А. Холодовича. Вступит. ст. С.Д. Кацнельсона. М.: Иностранная литература, 1960.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994.

Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998.

Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. / Общ. ред. и пре-дисл. А.Ф. Зотова; сост. А.П. Полякова, М.М. Беляева; подгот. текста и прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1998.

Селитренников А.М. Оправдание науки: Теория познания В. Вундта. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.

Селитренников А.М. Этические и религиозные воззрения В. Вундта. Харьков: Тип. «Мирный труд», 1910.

Соловьев В.С. Вундт // Энциклопедический словарь. (Ф.А. Брокгауз — И.А. Эфрон). Т. VII. СПб.: Типо-литография И.А. Эфрона, 1892.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000.

Степанов С.С. В. Вундт: Биография // Степанов С.С. Психология в лицах. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический Проект, 2000.

Тард Г. Законы подражания / Пер. с франц. СПб.: Ф. Павленков, 1892.

Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и обще-ства / Пер. с франц. под ред. и с предисл. Л.Е. Оболенского. 2-е изд. СПб.: Гу-бинский, 1906.

Тексты по истории социологии ХIХ — ХХ вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. М.: Наука, 1994.

Хвостов В.М. Социология. Ч. 1.: Введение. Исторический очерк учений об об-ществе. М.: Московский научный институт, 1917.

Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.: Государственная академия художественных наук, 1927.

Шпет Г.Г. Предмет и задачи этнической психологии // Психологическое обо-зрение. 1917. № 1.

Ярошевский М.Г. История психологии: От античности до середины ХХ в. Учеб-ное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академия, 1997.

Delbrück B. Grundfragen der Sprachforschung, mit Rücksicht auf W. Wundts Sprachpsychologie erörtert von B. Delbrück. Strassburg: Trübner, 1901.

Dilthey W. Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften. — 5 unveränd. Aufl. // Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. 7. Stuttgart: Teubner; Göttingen: Vandenhoek  Ruprecht, 1968.

Heussner A. Einführung in Wilhelm Wundts Philisophie und Psychologie. Göttingen: Vandenhoek  Ruprecht, 1920.

Hiebsch H. Wilhelm Wundt und die Anfänge der experimentellen Psychologie. Berlin: Akad.-Verl., 1977.

Meischner W., Eschler E. Wilhelm Wundt. Leipzig: Urania, 1979.

Moritz Lazarus und Heymann Steinthal: Die Begr. der Völkerpsychologie in ihren Briefen. Tübingen: Mohr, 1971.

Petersen P. Der Entwicklungsgedanke in der Philosophie Wundts. Zugleich ein Beitrag zur Methode der Kulturgeschichte. Leipzig:Voigtländer, 1908.

Petersen P. Wilhelm Wundt und seine Zeit. Stuttgart: Frommann, 1925.

Simmel G. Grundfragen der Soziologie. (Individuum und Gesellschaft). — 4. unveränd. Aufl. Berlin: De Gruyter, 1984.

Simmel G. Soziologie. Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung / Hrsg. von Otthein Rammstedt. (1992) // Simmel G. Gesamtausgabe. Bd. 11. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1989–1992.

Sütterlin L. Das Wesen der sprachlichen Gebilde. Kritische Bemerkungen zu Wilhelm Wundts Sprachpsychologie. Heidelberg: Winter, 1902.

Wiesenhütter A. Die Prinzipien der evolutionistischen Ethik nach H. Spenser und W. Wundt. Leipzig: Quelle  Meyer, 1910.

Wilhelm Wundt. Eine Würdigung / Hrsg. von Arthur Hoffmann. Erfurt: Stenger, 1924.

Wilhelm Wundt and the Making of a Scientific Psychology / Ed. by R.W. Rieber. In collab. with Arthur L. Blumenthal et al. London: Plenum Press, 1980.

Wilhelm Wundt — progressiwes Erbe, Wissenschaftsentwicklung und Gegenwart. Protokoll des internationalen Symposiums, Leipzig, I. u. Nov. 1979 / Wiss. Red. Wolfram Meischner, Anneros Metge. Leipzig: Karl-Marx-Univ., 1980.

Wundt W. Elemente der Völkerpsychologie: Grundlinien einer psychologischen Entwicklungsgeschichte der Menschheit. Leipzig: Kröner, 1913.

Wundt W. The Language of Gestures / Introd. by A.L. Blumenthal, add. essays by G.H. Mead, K. Bühler. The Hague — Paris: Mouton, 1973.

Wundt W. Logik: Eine Untersuchung der Prinzipien der Erkenntnis und der Methoden wissenschaftlicher Forschung. Bd. 1,2,3. — 3. umgearb. Aufl. Stuttgart: Enke, 1906–1908.

Wundt W. Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythos und Sitte. — 2-te umgearb. Aufl. Bd. 1. Leipzig: Engelmann, 1904.

Wundt-studies: A centennial coll / Ed. by W.G. Bringmann, R.D. Tweney; forew by E.B. Hilgard. Toronto: Hogrefe, 1980.

В. Вундт (1832–1920). Век психологии: имена и судьбы

В. Вундт

(1832–1920)

Историю психологической мысли исследователи прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения Платона, Аристотеля, Демокрита… Само понятие «психология» было введено в научный обиход в конце ХVI века. Однако на протяжении всей истории науки психология не выделялась в самостоятельную сферу научного знания, а развивалась в русле философской мысли. Как самостоятельная наука она существует сравнительно недавно – с конца ХIХ века. Ее рождение в этом качестве историки датируют 1879 годом, когда впервые в мире была основана исследовательская психологическая лаборатория. Эту лабораторию, преобразованную впоследствии в институт, основал Вильгельм Вундт, который по праву считается первым их психологов.

Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 г. в Неккерау близ Мангейма. Он был младшим из детей протестантского пастора Максимилиана Вундта и Мари Фредерики Вундт, урожденной Арнольд. В семье было четверо детей. Двое из них умерли в раннем возрасте, остались только Вильгельм и его брат Людвиг, который был на 8 лет старше. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка.

Два года он обучался в народной школе, после чего его обучение было поручено викарию – помощнику отца, с которым Вильгельм до этого жил в одной комнате в доме родителей. В своей автобиографии «Пережитое и познанное» Вундт вспоминал: «Этот еще довольно молодой помощник моего отца по имени Фридрих Мюллер и был моим настоящим воспитателем. Он стал для меня ближе, чем отец и мать, и когда через несколько лет он получил собственный приход в близлежащем местечке Мюнцехайм, я настолько затосковал, что родители согласились, в ответ на его предложение, чтобы я жил у него в течение того года, который оставался до поступления в гимназию». За исключением воскресных дней Вильгельм все время проводил в доме викария. При несомненных педагогических способностях викария, его влияние, как вспоминал позже Вундт, имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии. В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в Брухзале. После занятий с викарием гимназия стала для Вундта «школой страданий». Возможно, это объяснялось также ее католической направленностью, чуждой сыну протестантского пастора.

Через год родители перевели его в гимназию в Гейдельберге. Здесь он приобрел друзей, интенсивно занялся чтением. Изучением древних языков – латинского, греческого, древнееврейского, – в общем, вступил на путь познания, на котором ему потом суждено было стать знаменитым.

Когда ему исполнилось девятнадцать, он был готов к поступлению в университет. С этой целью в 1851 г. он прибыл в Тюбинген. Здесь в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Однако проучившись здесь только один год, он перешел в Гейдельбергский университет, где проучился три с половиной года. Еще в Тюбингене он принял решение стать физиологом. Считая, что именно эта область знания, а не профессия практического врача в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям (подобным образом до него рассуждал и Г.Гельмгольц).

Первый год обучения в Гейдельберге Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и до некотрой степени практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853 г. выполнил свою первую научную работу. На втором году он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос и его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельберге. Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.

Весной 1856 г. Вундт отправился в Берлин к И.Мюллеру, чтобы изучать физиологию под руководством человека, считавшегося «отцом экспериментальной физиологии». Он нашел, что характер немецкой науки в Берлине отличается от университетов южной Германии. В Гейдельберге наука была слишком практична для его академического темперамента. В Берлине он встретил не только лучшую науку, но и лучшие умы. Помимо И.Мюллера, большое влияние на него оказал Э. Дюбуа-Реймон, стимулировавший его интерес к экспериментальным исследованиям.

В Гейдельберг Вундт вернулся в 1856 г. Здесь он защитил диссертацию по медицине на тему «Исследование нервов в воспаленных и вырождающихся органах». В 1856–1857 гг. он опубликовал три статьи (чисто физиологического содержания), а в 1858 г.  – свою первую книгу «Очерки по изучению мускульного движения». В это время интересы Вундта были сосредоточены на проблемах физиологии, хотя психологические идеи занимали его все больше и больше.

В 1858 г. Г.Гельмгольц перешел из Боннского университета в Гейдельбергский. Вундт стал его ассистентом. Личных дружественных отношений между ними не сложилось, возможно – в силу различия темпераментов. Тем не менее их сотрудничество продолжалось 13 лет, пока в 1871 г. Гельмгольц не переехал в Берлин.

Вундт проработал в Гейдельберге до 1874 г. Здесь окончательно оформились его научные интересы. Теперь приоритетным направлением для него выступала психология.

Еще в 1858 г. Вундт опубликовал первую часть «Очерков по теории чувственных восприятий». Последний параграф содержал краткое обсуждение вопроса о бессознательных умозаключениях как механизме восприятия. «Очерки» выходили частями на протяжении 4 лет. А в 1862 г. книга была опубликована полностью с теоретическим введением к ней. Здесь по существу была изложена программа Вундта, подразделявшая психологию на три основных направления: экспериментальная психологи, этническая психология и научная метафизика.

В 1863 г. увидела свет очень важная работа – «Лекции о душе человека и животных», содержавшая введение ко многим проблемам экспериментальной психологии, разработка которых растянулась на долгие годы.

В 1867 г. Вундт начал читать лекционный курс по физиологической психологии, фактически положивший начало науке под таким названием. Полное изложение его концепции было дано в книге «Основания физиологической психологии» (в 2-х частях, 1873–74; при жизни Вундта увидело свет 6 изданий этой книги).

В 1874 г. Вундт получил приглашение на кафедру индуктивной философии в Цюрих. Рекомендацию ему дал Гельмгольц; в ней он подчеркивал, что философия должна опираться на естественные науки.

В Цюрихе Вундт проработал недолго. Уже в следующем году он становится профессором кафедры философии Лейпцигского университета. Отныне Лейпцигу предстояло на несколько лет стать колюбелью и столицей мировой психологии.

В 1879 г. состоялось открытие небольшой лаборатории. Оборудование ее составляли несложные приборы для экспериментальной работы, довольно скромной по масштабам. Неожиданно для вундта лаборатория вызвала огромный интерес. В ней собралась группа сотрудников, впоследствии сыгравших важную роль в развитии экспериментальной психологии. Это были ученые не только из Германии (Э.Крепелин, О.Кюльпе, Э.Мейман и др.), но и из Америки (Г.С. Холл, Дж. М.Кеттелл и др.) и других стран, в том числе из России. Через два года лаборатория превратилась в Психологический институт. А в 1883 г. стал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название «Философские исследования» (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии), измененное в 1905 г. на более адекватное – «Психологические исследования».

В. Вундт (сидит) с сотрудниками в лаборатории

Психологическая концепция Вундта была по сути структуралистской. Он пытался применить естественнонаучный метод в анализе осознаваемого внутреннего опыта, окрестив его «мыслительной материей» и стараясь выявить и описать его простейшие структуры. Таким образом, сознание было разбито на психические элементы, подобно тому как материя делится на атомы. В качестве таких элементов для Вундта выступали ощущения, образы и чувства.

Вундт, в отличие от многих психологов ХХ века, проживших наполненную яркими событиями жизнь, вел жизнь скромную, упорядоченную и размеренную. Будучи весьма популярным лектором (лекции он читал без конспектов), публичных выступлений не любил, а участия в каких-либо конгрессах просто избегал.

По словам Х.Гефдинга, «история жизни Вундта – это история его научных работ». А важнейший ее итог – институционализация психологии в качестве самостоятельной науки.

Умер Вильгельм Вундт 31 августа 1920 г. в собственном доме в Гросботоне под Лейпцигом.

В его лаборатории ныне находится музей, известный психологам всего мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вундт (1832–1920) — краткая биография

Вильгельм Вундт ‒ известный немецкий психолог, физиолог и философ.

Ранний период жизни

16 августа 1832 г. ‒ родился в Некарау (герцогство Баден) в семье пастора.

1851г.‒ окончил гимназию.

1851-1856гг.‒ учеба в 3 университетах: Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском. Получил диплом с медицины.

1855-1856гг. ‒ работал помощником в женском отделении под руководством профессора Гассе. Но вскоре отказался от практикующей медицины.

Становление В.Вундта как физиолога и психолога

1856г. ‒ получает должность преподавателя физиологии.

1858-1863гг. ‒ трудится ассистентом Германа Гельмгольца в университете. Но со своим наставником у них были разногласия: Гельмгольц оставался сторонником детерминистической физики, а Вундт идеалистической философии.

1858г. ‒ выходит первая работа В.Вундта «Учение о мышечных движениях».

1862г. ‒ вышла вторая книга «Материалы к теории чувственного восприятия».

Эту две работы были написаны на популярные в то время темы, где главное внимание акцентировалось движению и ощущению. А еще большое внимание в этих книгах автор уделил рефлексу.

Дальнейшие труды Вундта были посвящены изучению экспериментальной и социальной психологии.

1873-1874гг.‒ выдана новая работа автора «Основы физиологической психологии». Этот труд заложил основу новой науки.

1875г. ‒ В.Вундт становится профессором психологии.

1879г. ‒ организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

1881г. ‒ начинает выходить первый психологический журнал, основанный В. Вундтом, «Философские исследования». Журнал печатал труды, которые имели такие основные направления:

  1. Глубокое изучение восприятий и ощущений;
  2. Психофизику;
  3. Исследование продолжительности реакции.

Следует отметить, что в своей лаборатории профессор Вундт не «держал» людей. Здесь он всего лишь подводил результаты своих исследований, что проводил в виде анкетирования своих студентов. Потом уже обработанные результаты с выводами печатались в журнале. То есть, В.Вундт первым создал экспериментальную психологию, залучив безопасные опыты. А сама психология, с помощью Вильгельма, становиться самостоятельной наукой.

Постепенно в новой отрасли сформировались общества, лаборатории, кафедры. А уже в 1899 году возник и международный конгресс, посвященный этой науке.

Вундт открыл направление психологизма.

1915г. ‒ была написана книга профессора Вундта посвященная изучению причин Первой мировой войны.

На закате жизни Вильгельм был занят написанием 10-томной работы «Психология народов», что акцентировала внимание на культурную и социальную психологию.

1917г. ‒ В.Вундт отстранился от преподавательской и экспериментальной деятельности.

1920 г. ‒ умер и захоронен в Лейпциге.

Интересное

Вильгельма Вундта называют отцом современной психологии. Он напечатал множество трудов с разных сфер деятельности.

Он был счастлив в браке с женой Софией.

В честь профессора была названа оптическая иллюзия, а еще его именем назван астероид.

 

Великие психологические эксперименты: семь слов доктора Вундта: med_history — LiveJournal

Почему в рекламных блоках используется не более девяти смысловых единиц, хорошо запоминаются телефоны без префикса, а в веб-дизайне хорошим тоном считается не включать в основное меню сайта слишком много разделов? Все дело в числе семь, которое играет важнейшую роль в жизни человечества. И, кстати, при этом никакой магии – сплошная наука.

Ведь эта самая семерка стала одним из первых результатов первых настоящих экспериментов молодой науки психологии.

Еще 150 лет для изучения такого понятия, как «душа» или «сознания» предполагалось всего лишь несколько инструментов. Либо обратить сознание на себя, фактически предаваясь медитации, либо рассуждать на эту тему. Так продолжалось до тех пор, пока на научную сцену не вышел ординарный профессор Лейпцигского университета Вильгельм Вундт. Этот человек решил применить к психологии главный прием естественных наук – эксперимент.

Надо сказать, что Вундт был даже по тем временам скучным и очень «правильным» человеком. В его жизни все было упорядочено – и работа, и личная жизнь. По воспоминаниям его жены Софи, он все время придерживался точного распорядка. Утром – писал, днем посещал cотрудников и лаборатории (не более 10 минут на каждого), затем – прогулка и лекция, вечером – прием гостей, музицирование и разговоры о политике.

Но именно эта упорядоченность позволила ему столь же методично перевести психологию на экспериментальные рельсы.

Лаборатория Вундта

Первые психологические эксперименты зрелищностью не отличались. Скажем прямо, для современного человека они показались бы откровенно скучными. Представьте себе типичный кабинет Лейпцигского университета. 1879 год. На столе стоит самый обычный метроном, он же практически первый психологический прибор, перед ним сидит человек. При помощи такого нехитрого прибора Вундт исследует свойства сознания. Вундт старался измерить объем сознания (как он сам писал). Его интересовало, сколько простых, «элементарных» впечатлений может уместиться в сознании одновременно.
Испытуемым в первой психологической лаборатории с небольшим промежутком предъявлялись два одинаковых ряда звуков и предлагалось определить, одинаковые ли это были звуки? Считать стимулы запрещалось – их надо было просто слушать и воспринимать каждый ряд целостно.
Оказалось, что удары метронома воспринимались, как разные звуки – наподобие тиканья часов: “тик-так”. Хотя, конечно, никакого “тик” и “так” этот прибор не издавал – все его щелчки были одинаковыми. Но Вундт объяснил это феноменом “ритмичности” сознания – тенденции к образованию групп из отдельных элементов.

А если звуки можно было организовать хотя бы в пары, то испытуемые могли сравнить между собой ряды, состоящие, в среднем, из 8 пар. Если количество пар оказывалось больше, ряды звуков переставали восприниматься, как единое целое. Вундт решил, что это и есть предельный объем сознания.
Кстати, в его последующих опытах выяснилось, что если звуки могли группироваться и дальше, то человек способен воспринимать, как целостный ряд, пять тактов по восемь звуков.
Именно этот факт натолкнул Вундта на мысль о том, что сознание способно организовывать информацию в более крупные единицы. По мнению профессора, благодаря этому человек способен понимать речь: предложения, состоящие из слов, которые, в свою очередь, состоят из отдельных звуков, непроизвольно воспринимаются, как единое целое. Кстати, именно поэтому, как выяснилось, гораздо легче учить стихотворения, нерифмованная часть которых (половина строфы) умещается в семь-восемь слов.
Лаборатория Вундта в скором времени превратилась в первый в мире институт экспериментальной психологии, а его студенты успешно создавали психологические лаборатории не только в Европе, но и за океаном. Наибольшую популярность при жизни он приобрел, как ни странно, в России. Именно на русском языке вышло больше всего переводов Вундта, а в 1912 году в Москве появилась точная копия его лаборатории.

Кстати, написал Вундт удивительно много. За 68 лет научной деятельности он написал 53 735 страниц – больше двух печатных страниц в день. Видимо, детская мечта стать знаменитым писателем не прошла даром.

Писатетем он не стал, зато стал классиком психологической науки и основателем экспериментальной психологии c огромной прижизненной славой (в честь него еще при жизни назвали астероид 635 Вундтия). А ныне благодаря ему современные студенты-первокурсники психфаков во всем мире начинают обучение по предмету “История психологии” с попыток понять, что же делал этот странный мужик с метрономом.

Исследователи не оставили в покое «объем сознания», описанный Вундтом. Сейчас та область сознания, где удерживается оперативная информация, принято называть кратковременной памятью.
Спросите, причем тут семерка, если речь до сих пор шла о сплошных восьмерках? В 1956 году свет увидела статья Джорджа Миллера «Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию», в которой он еще раз подтвердил результаты опытов Вундта. А заодно и уточнил их, подсчитав объем кратковременной памяти. На долгие годы это число стало своеобразной константой: 7, плюс-минус 2. И благодаря Миллеру открытие Вундта стали использовать на практике рекламщики, копирайтеры, дизайнеры интерфейсов… «Не более семи слов в рекламном слогане, не более семи элементов в презентации»… Плюс-минус два, и внимание такого невнимательного человечества вам гарантировано.

Текст написан замечательным медицинским журналистом Снежаной Шабановой в соавторстве с одним из авторов блога для журнала «Вокруг света».

Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке.

34. В. Вундт и его вклад в развитие клинической психологии » Шпоры для студентов

Начало экспериментальной психологии относится к 1879 г., когда Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, в которой началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Однако, применяя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистических позиций. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях, то есть метод интроспекции по-прежнему оставался ведущим

. В 1879 г. в Лейпциге Вундтом была организована первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория. Вундт стал основоположником психологии как формальной академической дисциплины. Его труд «Основания физиологической психологии», вышедший в 1874 г., положил начало психологии как самостоятельной науки. За годы научной и преподавательской деятельности Вундта 17000 студентов прослушали его лекции. Он учредил первый журнал по психологии, открыл Институт экспериментальной психологии, основал свою научную школу, где обучались и работали известные в дальнейшем ученые — Крепелин, Мюнстерберг, Кюльпе, Киршман, Мейсман, Марбе, Липпс, Крюгер (Германия), Титченер (Англия), Скрипчур, Энджелл, Г. С. Холл, Уитмер (США), Бехтерев, Чиж, Ланге (Россия), — многие из которых считаются основателями клинической психологии.

ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог, психолог, философ и языковед.

В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что Психология – наука о непосредственном опыте, т. е. о постижении феноменов сознания с Помощью интроспекции. В целом, он придерживался Идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала Структура сознания, в связи с чем это направление называется Структурализм, а теория Вундта – Теорией элементов сознания.

Как было сказано выше, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о “непосредственном опыте”. Он назвал ее Физиологической психологией. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания — психофизики и направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Использовал он и достижения Гальтона. Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает различными реакциями, для подсчета и классификации которых Гальтон применял количественные методы.

Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования. Т. о., в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде “Основы физиологической психологии”. Рассматривая психологию как естественнонаучную дисциплину, Вундт в то же время считал, что экспериментальные методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов, тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа.

Взгляды Вундта на соотношение психологии и языкознания первоначально были намечены еще в Основаниях физиологической психологии. Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм выражения – от физиологических через жестовый язык (в изучение которого Вундт внес значительный вклад) до языка звукового. Он также рассматривал свою концепцию как Психологическое обоснование сравнительно-исторического метода.

Публикация первых томов Психологии народов вызвала оживленную дискуссию. Лишь в последней трети 20 в. в науке о языке снова стали актуальными некоторые положения, отчетливо сформулированные Вундтом в начале века, – в частности, идея о том, что Первичной единицей языка следует считать предложение (точнее, с современной точки зрения, высказывание), которое не складывается из слов, а лишь разлагается на них и далее на более мелкие элементы. Созвучными более поздним этапам развития лингвистики стали также предложенные Вундтом Психологические трактовки различных типов предложения, порядка слов, грамматических классов.

В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи же, стоящие перед психологией, он видел в том, чтобы:

-выделить путем анализа исходные элементы;

-установить характер связи между ними и

-найти законы этой связи.

Он считал, что Сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) Состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т. е. элементам сознания) присущи такие качества, как Модальность( например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и Интенсивность. К основным элементам сознания относятся также Чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет Три измерения: удовольствия — неудовольствия, напряженности — расслабленности, возбужденности — успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.

Идея Вундта о том, что Чувства являются такими же исходными элементами сознания, как и ощущения, стала отправной точкой для многих исследователей, которые, как и он, считали, что чрезмерное внимание, уделяемое исследованию познавательных процессов, “интеллектуализировали” характер психологии, что стало ее серьезным недостатком. С точки зрения Вундта, Чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, Имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название Волюнтаризм.

Главной частью теории Вундта стало его Учение о связях между элементами. Связи — это и есть те универсальные механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы — представлений, идей и т. д. До Вундта такими универсальными механизмами считались ассоциации. Он же ввел еще одну связь — Апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые определяли ее как Спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших психических процессов, которые с его точки зрения нельзя связывать только с законами ассоциаций. Важным моментом является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно Внешний мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их деятельность.

В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Он пришел к мнению, что именно Спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека. Вундт говорил о том, что Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.

Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с Изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой “Психической причинности”. К важнейшим законам он относил: Закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и закон гетерогенности целей.

Внимание как апперцепция в теории В.Вундта

Центральной проблемой исследований В. Вундта стало разграничение явлений внимания и сознания. Для этого он использовал метафору зрительного поля. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится в точке фиксации зрительного поля (фокусе), менее отчетливо – распределено в обычном поле зрения или на его периферии. Таким образом, по В. Вундту, внимание представляет собой одну из характеристик или свойств сознания.

Заслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, включающий разное количество тактов. Он предлагал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех и т. д. тактов.

Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два – три) и т.д. Ряды предъявлялись последовательно. Испытуемые должны были определить, одинаковы они или нет. При этом испытуемые давали правильные ответы даже для восьми двухдольных рядов.

Однако не все мелодии воспринимались ими ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, выделялся с большей отчетливостью, следующий был менее отчетлив и так вплоть до полного исчезновения ощущения.

В. Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым матрицы со случайным набором букв или изолированных звуков, которые им не удавалось объединить в такты, он определил, что объем внимания равен шести сложным элементам.

Для описания содержания сознания (и внимания) В. Вундт использовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция» и «апперцепция». Перцепцией он называл вхождение содержания в сознание, апперцепцией – сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания.

По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).

Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперцептируемое (находящееся в фокусе) и перцептируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в единое целое. При этом сознание «расширяется» (сознание > внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Иллюзия Вундта — Энциклопедия Нового Света

Иллюзия Вундта — это оптическая иллюзия, в которой прямые линии кажутся изогнутыми. Иллюзия Геринга производит аналогичный, но инвертированный эффект, и иллюзии Вундта и Геринга похожи по своей природе на иллюзию Орбисона. Хотя иллюзия Вундта и другие подобные иллюзии не были полностью объяснены, они стимулировали множество ценных исследований процессов человеческого восприятия. Художники также использовали их для создания увлекательных и впечатляющих эффектов в своих работах.

Открытие

Иллюзия Вундта названа в честь немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920), который открыл иллюзию в девятнадцатом веке. Вундта часто называют «отцом экспериментальной психологии», и он ответственен за открытие ряда иллюзий восприятия. Вундт также обнаружил одну из самых простых линейных иллюзий, названную «горизонтально-вертикальной иллюзией», когда вертикальная линия кажется намного длиннее, чем горизонтальная линия.

Описание

Глядя на иллюзию Вундта, можно увидеть набор вертикальных красных линий над фигурой синих линий, которые расходятся от двух точек слева и справа от набора красных линий, встречаются в середине и создают ромбовидную форму. форма.При наблюдении за двумя красными линиями кажется, что они наклонены внутрь. На самом деле они идеально прямые и параллельные.

Пояснение

Искаженный вид двух параллельных красных линий создается наклонными линиями на заднем плане. Точный механизм, с помощью которого мы воспринимаем иллюзию, не совсем понятен ученым, но он может иметь отношение к тому, как мозг и зрительная система воспринимают углы, окружающие две красные линии. Кроме того, иллюзия может быть усилена впечатлением глубины, создаваемой линейной перспективой.

Приложение

Как и другие визуальные и перцептивные иллюзии, иллюзия Вундта помогает ученым изучать то, как изображения воспринимаются и интерпретируются зрительной системой.

Список литературы

  • Файнман, Марк. 1996. Природа визуальной иллюзии . Dover Publications. ISBN 0486291057
  • Грегори, Ричард Л. 1997. Глаз и мозг . Издательство Принстонского университета. ISBN 0691048371
  • Pohl, Rudiger. 2005. Когнитивные иллюзии: Справочник по ошибкам и предубеждениям в мышлении, суждениях и памяти .Психология Press. ISBN 1841693510
  • Рибер, Роберт В. 2001. Вильгельм Вундт в истории: создание научной психологии . Springer. ISBN 030646599X
  • Робинсон, Дж. 1998. Психология визуальных иллюзий . Dover Publications. ISBN 978-0486404493
  • Уэйд, штат Нью-Джерси 2004. Восприятие и иллюзия: исторические перспективы . Springer. ISBN 0387227229

Внешние ссылки

Все ссылки получены 11 октября 2020 г.

кредитов

Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и завершили статью Википедия в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с указанием авторства. Кредит предоставляется в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на участников Энциклопедии Нового Света, участников, так и на самоотверженных добровольцев Фонда Викимедиа.Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних публикаций википедистов доступна исследователям здесь:

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

Примечание. Некоторые ограничения могут применяться к использованию отдельных изображений, на которые распространяется отдельная лицензия.

Иллюзия Вундта

Фон

Иллюзия Вундта названа в честь ее первооткрывателя Вильгельма Вундта, которого иногда считают первым научным психологом.
В этой иллюзии горизонтальные линии кажутся изогнутыми от вершин вверху и линий. Причины этой иллюзии не совсем понятны.
Для нашей цели интерес представляет, как эта иллюзия может влиять на то, как треугольные фронтоны на концах крыш похожи на Парфемона можно было увидеть. Неглубокий треугольник фронтонов в конце крыши Парфенона будет стремиться чтобы нижняя часть выглядела изогнутой, как на верхней горизонтальной линии в Иллюзии Вундта.Таким образом, Парфенон построен. с пологим изгибом вверх на нижней части фронтона, чтобы компенсировать эту иллюзию.

Инструкции

Полноэкранный режим

Чтобы увидеть иллюстрацию в полноэкранном режиме, что рекомендуется, нажмите кнопку Full Screen , которая появляется вверху страницы.

Вкладка Настройки / Иллюстрация

Настройки

Ниже приведен список способов изменения фигуры.Настройки включают следующие:

Количество линий : Вы можете изменить количество линий, используемых для рисования рамки вокруг двух горизонтальных линий, от 2 до 40 с шагом четного числа.
Высота / Ширина : отношение высоты фигуры (расстояние от двух точек, где начинаются линии) к ширине. Чем меньше это число, тем более плоское изображение, чем больше, тем больше совпадают высота и ширина.
Высота линии : Положение горизонтальной линии как оценка расстояния от внешних точек до середины. Так что ближайший до нуля, тем дальше линии вверх и вниз. Чем ближе это значение к единице, тем ближе линии друг к другу. и до середины.
Толщина линии : Толщина двух горизонтальных линий в пикселях.
Линии кадра : Толщина линий, составляющих фрейм вокруг горизонтальных линий, в пикселях.
Направление : Направление фигуры. По горизонтали создается иллюзия, идущая слева направо. Вертикальный имеет иллюзию, идущую от сверху вниз. Автоматически разместит фигуру так, чтобы она лучше всего помещалась на вашем экране.

Сброс

Нажатие этой кнопки восстанавливает настройки до значений по умолчанию.

Психологическая лаборатория — обзор

1 Психологические лаборатории для экспериментов с одиночными людьми

Психологические лаборатории оборудованы для двух целей.Во-первых, для регистрации поведения и мониторинга психических и эмоциональных состояний; во-вторых, для систематического контроля факторов окружающей среды и индивидуальных факторов, которые влияют и определяют психическое и эмоциональное состояние человека. Эксперименты предназначены для соотнесения показателей поведения и внутренних состояний как зависимых переменных с предшествующими или сопутствующими факторами окружающей среды и отдельными факторами как независимыми переменными. Обычно подобные эксперименты проводятся с отдельными людьми. Данные из этих образцов затем накапливаются в ходе последовательных экспериментальных сессий.

Как один из классов зависимых переменных, поведенческие данные в первую очередь включают скорость и качество выполнения задач по достижению результатов. Проверяемые достижения включают обучение (например, воспроизведение текстов), восприятие (например, оценку расстояний), решение проблем (например, поиск кратчайшего пути в лабиринте) и сенсомоторные действия (например, реакцию на световой сигнал). Помимо оценки производительности, поведенческие записи также служат показателями привычных или преходящих психических и эмоциональных состояний (например,g., усталость, положительный аффект и удивление). Примером могут служить наблюдения за выражением лица, указывающими на эмоциональные реакции. Более того, поведенческие записи отражают устойчивые черты личности (например, самоэффективность, тревожность и отстраненность).

Другой класс зависимых переменных — это самоотчеты. Самостоятельные отчеты участников выражают суждения и мыслительные процессы (например, логические рассуждения), психические структуры (например, впечатления от картин) и эмоциональные состояния (например, оптимизм). Третий класс зависимых переменных — это психо- и нейрофизиологические данные. Показатели вегетативной нервной системы (например, сердечно-сосудистая и желудочно-кишечная активность) и эндокринной системы (например, секреция адреналина и кортизола) служат свидетельством стабильных и переходных состояний. Более непосредственно с когнитивными и сенсомоторными процессами связаны церебральные функции (например, потенциалы мозга, связанные с событиями).

Существует несколько ненавязчивых методов сбора экспериментальных данных. К ним относятся бесплатные протоколы, видео и голосовые записи. Однако большинство методов навязчивы, например, тесты производительности, которые влекут за собой работу технических устройств (например.g., клавиши реакции для измерения скорости ручных реакций). Эти навязчивые методы включают различные виды психо- и нейрофизиологических записей, в которых участников помещают в специальные устройства или подключают к ним, начиная от измерителей артериального давления и заканчивая магнитно-резонансными томографами.

Инструкции и задания, предоставленные участникам, являются важнейшими аспектами независимых переменных. Эти задания могут быть тестами памяти и обучения или когнитивных и моторных навыков. Они могут инициировать логические суждения и действия, а также могут вызывать эмоции.Инструкции служат не только для объяснения требований экспериментальных задач, но также предназначены для воздействия на мотивацию, отношения и настроения участников. Существует множество устройств для различных экспериментальных проектов, таких как представление визуальных или акустических стимулов и для контроля изменений окружающей среды, которые позволяют изучать обучение, движение, общение и саморегуляцию. Приборы должны гарантировать точные и стабильные условия при повторных испытаниях. Они также позволяют ученым контролировать вариации экспериментальных условий, такие как время воздействия визуальных стимулов, измеряемое в миллисекундах.

Создание психологических лабораторий для людей стало возможным благодаря растущему опыту в соответствующих экспериментальных методах и возможности проведения точных измерений. Многие экспериментальные исследования зависели от успехов точной механики. На ранних этапах экспериментальной психологии в большинстве исследовательских лабораторий работал инженер-механик. Появление электронных элементов также произвело революцию в экспериментировании и привело инженеров-электронщиков в психологические лаборатории.Растущие требования и требования стандартизации позволили коммерческое производство устройств, используемых в психологических исследованиях. После этого коммерческие компании закупали и обслуживали все больше и больше инструментов для технических исследований, а технический персонал в исследовательских лабораториях уменьшался. Этот процесс продолжился, когда стали доступны лабораторные компьютеры, которые можно было адаптировать для различных экспериментальных целей с помощью специального программного обеспечения.

На протяжении многих десятилетий большинство психологических лабораторий для людей входили в состав факультетов психологии университетов. Большинство из них были довольно небольшими, состояли из нескольких комнат и располагались рядом с кабинетами и классами. Некоторые из них были изолированы для защиты от звука или света, чтобы лучше контролировать сенсорную стимуляцию. Некоторые из них были электрически экранированы, чтобы обеспечить сбор электрофизиологических данных. Лаборатории психологических отделений редко создавались как центральные постоянные исследовательские подразделения. Они также не были оборудованы для множества исследовательских задач. Большинство из них обслуживали специализированную форму исследований (например,г., психология восприятия). Они поддерживаются отдельными исследователями и небольшими рабочими группами и часто переводятся на другие цели после прекращения проекта или контракта. Однако психологические факультеты придерживались политики найма по крайней мере одного экспериментатора в свой штат, который собирал средства и организовывал лабораторию для научных исследований и академической подготовки.

По мере того, как исследования мозга получили признание, специальные учреждения нейробиологии с большим упором на медицинские и биологические знания создали лаборатории для изучения человеческого познания и поведения.Аналогичное увеличение числа и научного воздействия произошло в отношении исследовательских институтов, занимающихся когнитивными науками, информатикой и мультимедийными приложениями. Новые учреждения работают над долгосрочными проектами и часто спонсируются корпорациями, а не отдельными лицами. Следовательно, они, как правило, превосходят факультеты психологии университетов в привлечении средств для более просторных лабораторий с дорогостоящим оборудованием, таким как магнитно-резонансная томография высокого разрешения и высокотехнологичной средой.

Вильгельм Вундт — отец психологии — немецкая культура

Вильгельм Вундт в 1902 году

Вильгельм Максимилиан Вундт (родился 16 августа 1832 г. — умер 31 августа 1920 г.) был немецким врачом, физиологом и философом, которого считали «отцом экспериментальной психологии». Вундт, который отмечал психологию как науку отдельно от философии и биологии, был первым человеком, который когда-либо называл себя психологом.

Вундт родился в Неккарау, Баден (ныне часть Мангейма). Он был семнадцатым ребенком у родителей Максимилиана Вундта (лютеранского священника) и его жены Мари Фредерик.

Родился в Германии, которая считалась очень экономически стабильной, Вундт вырос в период, когда реинвестирование богатства в образование, медицину и технологическое развитие было обычным делом. Экономическое стремление к развитию знаний послужило катализатором развития нового метода психологического исследования и способствовало его превращению в выдающуюся психологическую фигуру, которой он является сегодня.

Вундт учился с 1851 по 1856 год в Тюбингенском, Гейдельбергском и Берлинском университетах.В 1864 году он стал адъюнкт-профессором антропологии и медицинской психологии и опубликовал учебник по физиологии человека. Однако его главный интерес, судя по его лекциям и занятиям, был не в области медицины — его больше привлекала психология и смежные предметы.

Иллюзия Вундта

В годы правления Гейдельберга с 1853 по 1873 год Вундт опубликовал множество очерков по физиологии, особенно по экспериментальной нейрофизиологии, учебник по физиологии человека (1865, 4-е изд.1878 г.) и руководство по медицинской физике (1867 г.). Он написал около 70 обзоров текущих публикаций в области нейрофизиологии и неврологии, физиологии, анатомии и гистологии. Вторым направлением работы была сенсорная физиология, включая пространственное восприятие, зрительное восприятие и оптические иллюзии. Описанная им оптическая иллюзия называется иллюзией Вундта, разновидностью иллюзии Геринга. Он показывает, как прямые линии выглядят изогнутыми на фоне набора излучающих линий.

Вильгельм Вундт (сидит) с коллегами в своей психологической лаборатории, первая в своем роде

В 1874 году Вундт уехал в Цюрихский университет на год, прежде чем приступить к самому продуктивному этапу своей карьеры в качестве профессора Лейпцигского университета (1875–1917). Там в 1879 году он основал первую психологическую лабораторию в мире, а два года спустя он основал первый психологический журнал Philosophische Studien («Философские исследования»). Это обозначило психологию как самостоятельную область исследований. Создав эту лабораторию, он смог выделить психологию как отдельную науку от других тем.

Наиболее важные поздние работы Вундта включают Grundriss der Psychologie (1896; «Очерк психологии») и Völkerpsychologie, 10 vol.(1900–20; «Этническая психология»).

Надгробие Вильгельма Вундта, отца психологии, на Южном кладбище Зюдфридхоф в Лейпциге

Вундт защитил огромное количество докторских диссертаций в период с 1875 по 1919 год: 184 аспиранта, включая 70 иностранцев (из которых 23 были из России, Польши и других восточноевропейских стран, 18 были американцами). Некоторые ученики Вундта сами по себе стали выдающимися психологами. Среди них: немцы Освальд Кюльпе (профессор Вюрцбургского университета), Эрнст Мейман (профессор в Лейпциге и Гамбурге, пионер педагогической психологии), Хуго Мюнстерберг, профессор Фрайбургского и Гарвардского университетов, пионер прикладной психологии) Вилли Хеллпах (в Германии известен культурной психологией).

В 1867 году недалеко от Гейдельберга Вундт встретил Софи Мау (1844–1912). Она была старшей дочерью кильского профессора теологии Генриха Августа Мау и его жены Луизы, урожденной фон Румор, и сестрой археолога Августа Мау. Они поженились 14 августа 1872 года в Киле. У пары было трое детей: Элеонора (* 1876–1957), которая во многом стала помощницей своего отца, Луиза по имени Лилли (* 1880–1884) и Макс Вундт (* 1879–1963), который стал философом. .

[PDF] По стопам Вильгельма Вундта: исследования дисциплинарных границ психологии и Völkerpsychologie.

ПОКАЗАНО 1-10 ИЗ 148 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПО Релевантности Статьи, на которые оказали наибольшее влияниеНедавность

Вильгельм Вундт и становление научной психологии

I: Личная история до Лейпцига. — 1 Вундт до Лейпцига. — После Лейпцига. — II: «Влияние. — 2 Вундт и две традиции в психологии. — 3 Теория поведения и воли Вундта. — 4 Вильгельм… Развернуть

  • Просмотреть 4 выдержки, справочная информация

Переоценка Вильгельма Вундта.

Примерно 100 лет назад, в эпоху интеллектуального брожения, в истории психологии произошли важные события.Именно в десятилетие 1870-х годов был выпущен первый справочник по… Развернуть

  • Просмотреть 4 выдержки, справочная информация

Когнитивное развитие: его культурные и социальные основы

Александр Романович Лурия, один из самых влиятельных психологов двадцатого века. века, наиболее известен своей новаторской работой в области развития языка и мышления, умственной отсталости,… Развернуть

  • Просмотреть 1 отрывок, справочная информация

Völkerpsychologie: Синтез, которого никогда не было

Одна из целей Культуры и Психология всегда заключалась в синтезе прошлых идей, чтобы улучшить инструменты, которые мы используем для изучения явлений, которые хотим понять.Для этого нам также понадобятся… Развернуть

  • Просмотреть 2 выдержки, справочная информация

Очерки психологии

После того, как Вундт сменил статус физиолога без особого внимания на профессора философии в крупнейшем университете Германии, естественно, что он сделал более осторожное заявление… Развернуть

Концепция Выготского: логико-семантический анализ

Эта статья посвящена творчеству выдающегося психолога с точки зрения не памятника и не вклада в историю человечества. психологии, но всесторонняя попытка построить… Развернуть

  • Посмотреть 3 выдержки, справочная информация

Классика психологии, 1855-1914: Исторические очерки

Этот том коротких эссе предназначен для ознакомления читателя с классическими работами в возникновении и росте научной психологии в период 1855-1914 гг.В дополнение к основополагающим… Развернуть

  • Посмотреть 1 отрывок, отсылка к фону

Позитивистское отрицание Вундта.

  • К. Данцигер
  • Философия, медицина
  • Журнал истории поведенческих наук
  • 1979
Бихевиоризм представляет собой логическое развитие центральных концепций волюнтаризма, ценностей и психической причинности Вундта, которые были отвергнуты как метафизические. младшие психологи. Развернуть
  • Посмотреть 5 выдержек, справочная информация

История — Департамент психологии — Католический университет Америки

Одна из первых психологических лабораторий в стране

В 1889 году 26-летний священник со степенью доктора священного богословия наткнулся на подержанную копию «Принципов физиологической психологии 1874 года» Вильгельма Вундта в парижском книжном магазине. Его звали Эдвард Пейс, и он был настолько вдохновлен идеями Вундта, что решил учиться у автора в Лейпцигском университете в Германии, став первым католическим священником и одним из шести американцев, которые учились у основоположника экспериментальной психологии.

Вскоре после получения докторской степени. в 1891 году преподобный (впоследствии монсеньор) Пейс начал преподавать то, чему он научился в Европе, в Католическом университете. В 1892 году он открыл самую раннюю психологическую лабораторию такого рода в католических учреждениях.Первые курсы психологии, предложенные в этом году, преподавались по теологии, а затем по дисциплине философия. В 1905 г. в Философской школе было создано отделение психологии. Пейс и его коллеги начали демонстрировать, как эмпирические исследования боли или внимания могут улучшить наше понимание базового сенсорного опыта человека.

В 1922 году один из учеников монсеньора Пейса сменил его на посту заведующего кафедрой. Томас Вернер Мур был отцом-паулистом, затем бенедиктинцем и, наконец, картезианским монахом на момент своей кончины. У него был медицинский диплом, он работал психиатром в вооруженных силах во время Первой мировой войны, стал суперинтендантом больницы Святой Елизаветы в Вашингтоне, округ Колумбия, и основал Школу искусств и ремесел Святой Гертруды для умственно отсталых детей. Клиника отца Мура стала образцом для других католических клиник. В последующие десятилетия кафедра продолжала расширять свой вклад в подготовку специалистов в области психического здоровья.

В 1947 году отец Джон Стаффорд, получивший степень доктора философии.D. из Лувенского университета, возглавил то, что теперь называлось кафедрой психологии и психиатрии. Под его руководством существовала успешная программа обучения капелланов, а также программа подготовки по клинической психологии по делам ветеранов. В Католическом университете была единственная клиника, одобренная Американской психологической ассоциацией, в пределах 100 миль от Вашингтона, округ Колумбия.К 1960 году кафедра психологии была хорошо развита и размещалась на третьем этаже Мак-Магон-холла. По мере того как кафедра смотрела в будущее, росло признание влияния психологии в различных областях, и кафедра наняла преподавателей для нескольких новых программ, включая социальную психологию, личность, консультирование и развитие человека.Одним из этих преподавателей был Ханс Фурт, в прошлом он бежал из осажденной нацистами австрийской родины, обучался концертному пианисту в Королевской музыкальной академии в Лондоне и 10 лет провел в картезианском монастыре.

Фюрт вызвал уникальный интерес к отделению: исследование глухих с глубоким интересом к работе Жана Пиаже, ведущего психолога развития 20-го века. Публикации Фюрта сделали доступными в значительной степени абстрактные идеи Пиаже, в том числе идею о том, что дети, предоставленные самим себе, постоянно переосмысливают свое понимание мира и не являются пустыми сосудами, ожидающими, пока педагоги наполнят их знаниями.Он обнаружил, что использование жестового языка людьми с нарушениями слуха не только не препятствовало их развитию, но в то время не поощрялось при обучении глухих, но фактически способствовало более здоровому развитию.

Фурт, Юнисс и преподаватель Брюс Росс основали Центр мышления и языка в 1960-х годах, и они сделали теорию Пиаже центральным элементом докторской диссертации. программа по психологии развития. В 1970 году университет присвоил Пиаже звание почетного доктора. В течение следующих десятилетий кафедра разработала докторские программы в области прикладной экспериментальной психологии, клинической психологии и человеческого развития; магистерские программы по психологическим наукам и человеческому фактору; и сильная бакалавриат.Профессорско-преподавательский состав и количество студентов росли, и студенты становились приоритетом наравне с аспирантами.

В 2017 году кафедра отпраздновала 125-летие психологии Католического университета Америки.

Для получения более полной статьи CUA Magazine о факультете психологии и 125-летнем юбилее нажмите здесь

классических грубых ошибок — Ассоциация психологической науки — APS

«Не верьте всему, что вы читаете, даже классическим произведениям», — предостерегает Линда Бартошук из Йельского университета.

«Книги не всегда правильные», — говорит член правления APS. «Не думаю, что я узнал это до аспирантуры». В Университете Брауна, когда Гарольд Шлоссберг, который сам является соавтором классического учебника, поручил ей сделать доклад по статье, «мне пришлось признаться классу, что я считаю это чепухой. Он просто улыбнулся и сказал, что никогда не говорил, что назначал только хорошие работы. Это был первый раз, когда я понял, что не все опубликованные статьи были правильными ».

Когда дело доходит до вопросов вкуса, Бартошук должна знать, потому что ее исследование посвящено чувству вкуса — вся наша концепция, которая сама по себе является классической ошибкой, — говорит она.

Нет ничего более классического, чем Аристотель. В четвертом веке до нашей эры он разделил наши пять чувств: зрение, обоняние, слух, осязание и вкус. Насчет вкуса он ошибался. Собственно говоря, у нас нет единого вкуса, говорит Бартошук, а несколько: чувство сладости, чувство горечи, ощущение солености и так далее.

Перенесемся в Лейпциг конца XIX века: Федерико Кисов (1858–1940), один из учеников Вильгельма Вундта в своей лаборатории экспериментальной психологии, искал феномены вкуса, аналогичные цвету.«Неудивительно, что в итоге он провел исследования, в которых говорилось о различных вкусовых качествах, аналогичных цвету, поэтому у нас было сладкое, соленое, кислое и горькое как одно чувство — вкус». В Швеции Яльмар Эрвалл исследовал вкус совершенно по-разному, у каждого вкуса было отдельное чувство. «Цвета смешиваются и смешиваются», — сказал он. вкусы дискретны.

«Оказывается, что если вы посмотрите на все проведенные исследования, Эрвалл был прав», — говорит Бартошук. «Эти качества практически не зависели друг от друга.Бартошук отмечает, что если бы мы все были студентами Эрволла, мы бы все говорили об этом.

Но мы не были. «Несмотря на мудрые замечания Орвалла, взгляды Кисова преобладали», — сообщила Бартошук в своей книге «История исследования вкуса » 1978 года. Она предполагает, что отчасти влияние Кесова, вероятно, было связано с центральным положением Вундта как учителя экспериментальной психологии. Многие американские студенты Вундта (или их ученики) продолжали писать влиятельные учебники, в которых были отражены, если не цитировались явно, взгляды Кисова.

Действительно, когда Бартошук исследовал эту историю, «я был поражен, обнаружив, сколько книг цитируют партийную линию лаборатории Вундта о вкусе, не приписывая работу Кисову». На самом деле, как говорит Бартошук, «я был ошеломлен тем, сколько грабежей, которые делали авторы учебников, не было приписано».

Еще более вопиющей ошибкой, по ее словам, является так называемая «карта языка», цель которой — нанести на карту расположение определенных вкусовых рецепторов — соленость и сладость, сконцентрированные на кончике, кислинка на краях, горечь в основании.

«Так много детей вырастают, изучая это», — говорит Бартошук, который иногда читает лекции в школах. Часто школьники готовятся к ее лекции, выполняя лабораторный проект, в котором они должны составить карту вкусов языка. «Когда я спрашиваю их, получили ли они ответ, который был в книге, они отвечают мне, что нет. И когда я спрашиваю, почему они думают, что не сделали этого, они отвечают, что они, должно быть, сделали что-то не так. Они считают, что книга была правильной! »

Но книга неправильная, и Бартошук винит в ошибке еще одного литературного персонажа, выдающегося историка психологии из Гарварда Эдвина Г.Скучно (1886-1968). Его «Ощущение и восприятие в истории экспериментальной психологии» (1942) описывает работу другого ученика Вундта, Д. П. Ханига. «Я взглянул на оригинальную газету Hanig, — говорит Бартошук. «Я перевел некоторые его части, чтобы увидеть, что он изначально сказал, и понял, что Скучно ошибся. Когда кто-то такой выдающийся может ошибаться, это действительно открывает возможности! »

На самом деле, по ее словам, ни один из современных учебников вообще не приписывает карту языка какому-либо источнику, «поскольку нет никакого источника, это неверная интерпретация работы Ханига.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.