Вера человека: Вера — Википедия – Почему люди верят в бога и какие есть доказательства его существования?

Автор: | 23.03.2021

Содержание

Вера — Википедия

Ве́ра — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры[1]. Отличительной особенностью познания, реализующегося в вере, является приверженность принципам диалогичности, согласно которым субъект веры активно соотносит самораскрывающийся объект веры с собой. В этом смысле религиозная вера отличается от философского или научного знания не тем, что не вполне аргументирована или уверена в своём предмете, а по способу получения и обоснования своего знания[2].

Религиозная вера имеет в качестве своей особенности веру в реальность и субстанциональность сверхъестественного; предмет веры религиозного индивида объективируется, человек убеждён в том, что объектом его веры является не мысль или понятие о Боге, а сам Бог — сверхъестественное как реально существующее[3].

В ряде религиозных систем, в частности в христианстве, вера занимает центральную мировоззренческую позицию[4]. В целом, имеет место большое разнообразие оценок влияния, оказываемого верой на жизнь человека и общества

[5].

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений[6].

Этимология

Русское слово «вера» восходит к праслав. *věra (ст.‑слав. вѣра, болг. вя́ра, польск. wiara, чеш. víra), которое в свою очередь является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного *wēros (др.-в.-нем. wâr «правдивый, верный», др.-ирл. fír «правдивый, истинный», лат. vērus «истинный, правдивый»)[7].

Понимание веры

Религиозное понимание

Религии, как правило, представляют веру как одну из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как воссоединение человека с Богом.

В христианской традиции, вера — это уверенность в том, чего до конца не знают и не видели: «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем»[8].

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1)

В библеистике Нового Завета, вера — основной и необходимый фактор, который, согласно данному писанию, позволяет человеку преодолевать законы природы (например, рассказ о хождении апостола Петра по воде).

«Истинная» вера, по мнению христиан — это вера, которая не основана на предрассудках и рассматривается как практическое решение проблемы признания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых — Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания (например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать на информационных носителях

все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т. д.) считается доказательством необходимости веры, которая трактуется как готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего «доказательства» истинности Пророка или Посланника Божьего[уточнить] достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям.

Представители патристики говорили о том, что вера так или иначе необходима для жизни на земле. «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. — На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберёт произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надёжнее всякого якоря»

[9].

В христианском богословии, вера является боговдохновенным ответом человека на Божье объявление в истории человечества через приход Иисуса Христа и, следовательно, имеет исключительно важное значение[10].

Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.[11]

Верующий — религиозный человек[12], то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира.

В социологии религии различают несколько типов верующих:

  • глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении;
  • верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение;
  • колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религией и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении[13].

Вера, возможно, является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире

[14].

Интерпретации веры в философии

Атеисты или материалисты (например, Тит Лукреций Кар[15][16], К. Маркс[17], Энгельс[17], В. И. Ленин[18]) объясняют религиозную веру как порождённую специфическими условиями существования общества, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам[19] (по выражению древнеримского поэта Стация, «рrimus in orbe deos fecit timor» — «страх — вот кто первым богов сотворил»[20]). Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.

Бертран Рассел писал о вере[21]:

Веру можно определить как твердое убеждение в чём-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.

Оригинальный текст (англ.)

We may define “faith” as a firm belief in something for which there is no evidence. Where there is evidence, no one speaks of “faith.” We do not speak of faith that two and two are four or that the earth is round. We only speak of faith when we wish to substitute emotion for evidence.

Известный американский публицист, ведущий программы «Опыт атеиста» Мэтт Диллаханти высказался по поводу веры (убеждении в чём-либо без доказательств) следующим образом: «Откуда Вы можете знать, что вера — это хорошо… без доказательств?»

[22]

Объекты и субъекты веры

Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально.

В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.

Примечания

  1. Соловьёв В. С. Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Вера религиозная // Энциклопедияэпистемологиии философии науки / Российская акад. наук, Ин-т философии РАН; [редкол. : И. Т. Касавин (гл. ред. исост.) и др. — М.: Канон+, 2009. — 1247 с. ISBN 978-5-88373-089-3
  3. Григоренко А. Ю. Глава 2. Понятие, сущность и структура религии // Религиоведение. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. А. Ю. Григоренко. — СПб.: Питер. — 570 с. — (Учебное пособие). — ISBN 978-5-91180-866-2.
  4. Аверинцев С. С. Вера // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  5. Новиков А. А. Вера философская // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. —
    М.
    : Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  6. С. Ю. Головин. Вера. // Словарь практического психолога.
  7. Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Wydawnictwo Literackie. — Kraków, 2005. — С. 687. — ISBN 978-83-08-04191-8.
  8. ↑ Митр. Филарет. Христианский катехизис. М.: изд. Моск. Патриархии, 1997. С. 4.
  9. ↑ Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 5. Цит. по: Христианский катихизис. Цит. соч. С. 4-5.
  10. ↑ faith | religion (неопр.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения 3 мая 2016.
  11. ↑ Вера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  12. Верующий // Словарь Ушакова
  13. ↑ Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999
  14. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира — М.: Аванта+, 1996. — С. 5—13. — 720 с.: ил. — — ISBN 5-86529-043-6
  15. Тэйлор Э. Первобытная культура. — Directmedia, 2013-03-14. — 599 с. — ISBN 9785446071715.
  16. Панцхава И. Д. Атеизм в прошлом и настоящем. — М.: Знание, 1958. — 44 с.
  17. 1 2 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. — Directmedia, 2015-10-27. — 793 с. — ISBN 9785447531348.
  18. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — Т. 12. Октябрь 1905 ~ апрель 1906. — 832 с. — ISBN 9785040025107.
  19. ↑ Вера (Фролов) | Понятия и категории (неопр.). ponjatija.ru. Дата обращения 16 августа 2016.
  20. ↑ Книга III // Стаций. Фиваида / Пер. Ю. А. Шичалина, ред. М. Л. Гаспарова, прим. Е. Ф. Шичалиной. — Наука, 1991. — (Литературные памятники).
  21. ↑ Russell, Bertrand. «Will Religious Faith Cure Our Troubles?». Human Society in Ethics and Politics. Ch 7. Pt 2.
  22. ReligionDies. Atheist Experience #696 — Theist Belief of Atheists Working for Devil Causes Problems in Society (неопр.) (9 мая 2012). Дата обращения 16 августа 2016.

Литература

Ссылки

Почему люди верят в бога и какие есть доказательства его существования?

Это вопрос такого типа, который вроде бы сам по себе простой, но на деле, при попытке дать всеобъемлющий ответ на него, быстро натыкаешься на бесконечные частности, в которых рискуешь утонуть с головой. Ведь вера в Бога зачастую носит очень и очень индивидуалистичный характер.

Каждый человек приходит к вере своей дорогой, порой извилистой, порой прямой, проходя самые разные вопросы, тупики и запинки, постигая своё личное Откровение. И катализаторами этой веры могут быть совершенно разные события в жизни человека, будь то глубокие трагедии или моменты возвышенного вдохновения, которые будут нести свой отпечаток на вере человека всю его жизнь.

У неверующих и атеистов есть очень простые объяснения, почему человек верит в Бога, в стиле «страх смерти», «воспитание в семье», «объяснение явлений в мире», «желание ещё раз увидеться с близкими» и так далее. Но любому религиозному человеку эти объяснения покажутся очень упрощёнными. Нет, они могут выступать как факторы, но точно не объясняющие религиозную потребность целиком.

При жизни даже в самых комфортных условиях современности у человека может возникнуть жгучее чувство, что его бытие при исключительно материальном аспекте не является совершенно удовлетворяющим. У такого человека возникает потребность поиска чего-то высшего, выходящего за пределы привычного бытия. Лично я, насколько я себя помню, ещё с детства был неисправимым идеалистом. Не таким, чтобы махровым и наивным, постепенно став даже пессимистичным и рациональным, но идеалистом в самой сути вещей. И я искал чего-то такого, что могло бы мой идеализм в полной мере раскрыть. В ходе своих поисков я закономерно пришёл к вере в Бога и к христианству в частности, хотя тоже своеобразным путем.

Если говорить насчёт доказательств Его существованияне существует каких-то твердых рациональных доказательств. Любой аргумент в Его пользу можно переиначить так, что он начнёт выступать против, и сами по себе аргументы могут восприниматься по-разному. Существуют, например, известные 5 аргументов Фомы Аквинского, которые позже весьма убедительно раскритиковал Кант. Причем эти аргументы никуда не ушли, и люди продолжают также раскрывать их с нового ракурса или критиковать, но это лишь показывает, что они не обладают какой-то однозначной доказательной силой.

Опять же личный пример — для меня реальность науки, познаваемость и рациональная устроенность Вселенной служит доказательством её творения. И, в свою очередь, наука служила для меня катализатором этой веры, начиная от моей родной физики и заканчивая эволюционной парадигмой. В этом плане я следую логике того классического типа новоевропейского мышления, которую великий Галилей выразил в письме к тосканской графине Кристине (по англ. переводу): «For the Bible is not chained in every expression to conditions as strict as those which govern all physical effects; nor is God any less excellently revealed in Nature’s actions than in the sacred statements of the Bible«. Или, Библия и природа — это как две книги, написанные одним Создателем, но служащие для разных целей, и там и там показывающие величие Его деяний. Однако научный атеист на это всё скажет, что наоборот, наука объясняет и объяснит своими силами всё — значит, Бога нет, Бог излишен. И так далее.

То есть, чтобы ответить на вопрос, как поверить в Бога, можно сказать лишь одно — нужно только собственное, может быть иррациональное или обусловленное различными причинами, но искреннее и волевое желание. И люди верят в Бога, потому что реализуют это желание, вызванное так или иначе.

Что такое Вера? | 101Я

Добавить в избранное

Вера — это свойство характера человека и его способность определиться с выбором и быть убежденным в осуществлении чего-либо

Определения и основные свойства

Вера как важнейшая характеристика действительно сильного Человека. Сильный человек всегда имеет Веру во что то и наполняется тем, во что верит. Это может быть всё, что угодно! Это не обязательно Всевышний!  Посредством веры, человек получает огромную силу, которая дает смысл жизни, ценность жизни и направление движения движения вперед.  Вера и Цель могут дать ту самую жизненную энергию для движения вперед. Отсутствие Веры может полностью раздавить и уничтожить. Все войны – следствия столкновений каких-то вер. Когда человек сражается насмерть, значит, он обладает Верой. Стремясь к достижению Высших целей, человек наполняется энергией Сострадания, Любви, Доброты, Терпимости, Заботы и Великодушия.

Что такое Вера как качество личности?

Это наличие в сознании человека четкого осознания своего предназначения, устойчивого понимания что такое Счастье и источников Счастья. Источник счастья как визитная карточка личности. Зная источник счастья личности, можно многое узнать об этом человеке. Для кого-то источником счастья является Бог, для кого-то атеизм или автомат Калашникова, а для кого-то деньги и материальные блага.

Истинный источник счастья — внутри человека,  это его способность отдать себя, свои силы во благо другого человека или общества. Это и есть проявить Любовь к ближнему!
Значение Веры для человека

Высшая цель жизни человека зависит полностью от его Веры. Жизнь без Веры пуста. Вера заставляет человека настойчиво идти к главной цели своей жизни. Вера вызывает желание жить и проявлять активность, действовать с воодушевлением и вдохновением. Вера это внутренний источник энергии Счастья и вдохновления как самая мощная из всех существующих энергий человека.

Высокое представление о Счастье в обществе или личном Счастье формируется в человеке благодаря социуму и пониманию глубоких смыслов жизни человека только благодаря собственному осознанию и стремлению к Самопознанию.

Есть утверждение доктора философии О.Г. Торсунова в следующей трактовке:

«Вера может передаться от одного человека к другому. Она не возникает сама спонтанно в голове. То есть вера – она приходит к человеку от другого человека. Если человек имеет какое-то возвышенное представление о жизни, он может передать это представление другому человеку»

Вера побуждает человека к самосовершенствованию, к желанию изменяться к лучшему, причем советует начинать не с других, а с себя.

Начни с самопознания себя и своей цели

Человек получает устойчивую связь с источником счастья, и у него пропадает всякое желание поучать, диктовать свою волю, контролировать и третировать своих близких.

Отсутствие Веры в человеке

Когда в человеке проявляется желание все контролировать, всех строить и давить человеке значит в нем прописалось недовольство и пороки. Человек пытается выплеснуть недовольство за счет упреков, обвинений и издевательств над своим окружением и это означает только одно: человеку не хватает энергии Веры. Нет четких указаний во что необходимо верить! Просто в этом случае нет Веры никакой или она ложная.

Если человек, пытается всех заставить жить по своим правилам, значит, его сердце открылось неправильной Вере. Истинная вера приносит Счастье, ложная вера приносит только разочарование и скорбь.

Сразу необходимо отметить, что Вера не предполагает обязательную Веру в духовность или Христианскую или Мусульманскую или другие религии. Вера исполненная на Атеизме тоже Вера! Это показали реальные результаты советского общества. Например, Вера в светлое коммунистическое будущее породила небывалый энтузиазм масс. Сейчас во времена кризисов и рецессий трудно представить такую Веру в Капитализм!

Признаки истинной Веры и верующего человека

Когда человеку хочется всех любить, обнимать и помогать, это верный признак того, что в него вошла правильная Вера

Если ты стал уважительно и доброжелательно относиться к людям, значит, твое сердце не ошиблось в выборе Веры. Когда с Истинной Верой все в порядке, человек умиротворен и спокоен.

 

 

Что такое вера? Православная вера. Вера в будущее. Вера в человека

В данной статье мы постараемся разобраться с вами в том, что такое вера. Рассматривать понятие мы будем не только с точки зрения религии и теологии, но и как результат исследования ученых.

Вера – это одна из основ самоидентификации и существования человека в обществе, поэтому более точное понимание этого феномена просто необходимо каждому.
Читайте далее, и вы узнаете, что думают о необходимости веры сторонники разных религий, а также социологи, психологи и другие исследователи.

Этимология и классическое значение термина

Прежде чем говорить об определении этого феномена, давайте остановимся на этимологии слова «вера». Значение ученые видят в созвучном прилагательном из латыни. В этом древнем языке «verus» обозначало «правдивый, истинный». Слова со схожим звучанием и значением есть и в древнеирландском, и в древневерхненемецком языках.

Теперь давайте поговорим о том, что такое вера для среднестатистического человека, который не вдается в тонкости психологии, философии или разных религий.

Итак, принято считать, что вера – это признание истины, которую невозможно проверить логическим, фактическим, опытным или любым другим путем. В математике схожее понятие называется аксиомой.

Таким образом, получается, что вера – это некий недоказанный факт, который обосновывается исключительно субъективным убеждением, не требует подтверждений, но иногда может постараться их подыскать.

что такое вера

Отсюда выплывает понятие «доверие». Это состояние – основа всех общественных отношений. Включая в себя верность, оно зависит от определенных правил, которые, будучи нарушенными, переводят взаимосвязь в другую категорию – предательство.

Но до того как условия соблюдаются, это понятие означает безоговорочную способность субъекта передать определенные права, информацию, вещи или людей объекту доверия.

Бертран Рассел пишет, что как только возникает любое доказательство, о вере не может идти и речи. Тогда уже мы говорим о знании.

Объект и субъект веры

После того как мы вкратце определили базисное понятие того, что такое вера, стоит начать углублять его. Сейчас мы постараемся разделить объект и субъект.

Первый обычно никак не ощущается. Ни одним из пяти органов чувств человек не способен осознать присутствие объекта веры. В ином случае это было бы уже эмпирическим доказательством физического существования.

Таким образом, объект для общества находится исключительно в состоянии возможности. Хотя для отдельной личности или группы людей он представляется сущим в действительности. В силу различных процессов в организме его могут ощущать психологически, эмоционально, образно.

Субъектом выступает все человечество в целом и каждый отдельный индивид в частности. Если смотреть с этого ракурса, то вера означает отношение человека или общества к предмету.

Например, древние люди верили, что гром – это грохот от колесниц богов, которые гневаются на них и посылают вниз молнии. Это было отношение первобытного общества к подобному природному явлению, которое вызывало панику и ужас. Сегодня же, в силу научных открытий, даже школьник знает о том, что это всего лишь процессы в атмосфере планеты. Они никак не одушевлены, а просто механичны.

Соответственно, изменилась и вера. Мы не приносим жертв «грозным громовержцам», чтобы сохранить свои жизни, в отличие от древних людей, искренне веривших в целесообразность такого поведения.

Религиозное понимание

Духовная вера часто заменяется такими синонимами, как религия, вероучение и религиозное учение. Можно услышать как термины «христианство», «христианская религия», так и «христианская вера». Зачастую в просторечном общении это одно и то же.

Под словом «верующий» в религиозном контексте, мы понимаем сторонника определенной картины мира, который поддерживает взгляды одной из существующих религий.

Если спросить о том, что такое вера, у христиан, мусульман или других представителей монотеистических мировоззрений, мы услышим, что это важнейшая добродетель человека. При отсутствии этого качества, многие события просто невозможны как при жизни, так и после смерти верующего.

христианская вера

Например, в авраамических религиях всех неверующих и сомневающихся ждут вечные муки в аду или геенне огненной.

Древние мудрецы, размышления которых отрывочно приводятся в различных Священных Писаниях, приводят потрясающие примеры по этому поводу из будничной жизни.

Если взять для примера земледельца. Он может быть христианином, язычником или вообще атеистом, но в основу его деятельности положена вера. Никто не будет вкладывать тяжелый труд в возделывание поля, посев зерен, не веря в будущий обильный урожай.

Социология

Основу современного западного общества составляет христианская вера. Именно ее принципы регулируют взаимоотношения между людьми практически на всех материках.

Но социологи призывают отделять религию от веры. Они говорят, что первая больше рассчитана на подавление человеческой сути в индивидууме. В плане того, что на самом деле верующего интересует только он сам, его потребности и выгоды. Истинным желаниям человека вряд ли присуще стремление альтруистической помощи Церкви или священнику.

Естественные мысли людей основываются исключительно на эгоизме, который введен в рамки общественных норм поведения. Поэтому веру нужно воспринимать только с этой точки зрения.

Таким образом, социологов интересует не сам феномен веры, а результат, к которому он приводит в обществе. Изучая различные религии, ученые делают вывод о стремлении людей с помощью участия в группах, сектах, ашрамах и прочих объединениях, создать оптимальные условия для индивидуального счастья.

Психология

Психологи в первую очередь заявляют, что любая вера субъективна. Поэтому ни о каком едином феномене, который в точности идентичен у всех участников, не может идти речи. Каждый воспринимает и ощущает в меру своих способностей, установок, предыдущих травм и сомнений.

вера в человека

С точки зрения психологии, христианская вера зиждется на отсутствии противоречий. Там отсутствуют уточняющие вопросы, а мнения простых прихожан никого не интересуют. Пастор должен ухаживать и вести свою паству к спасению.

Таким образом, психология относится к вере как к своей противоположности. Ее нельзя понять, измерить или рассчитать. Это нечто сравнимое с пресловутым «человеческим фактором», который приводит к неожиданным последствиям.

Теология

Данная дисциплина ставит веру в основу познания мира. «Верю, следовательно, существую».

Проблематика данных вопросов в теологии подразделяется на широкое и узкое понимание.

В первом случае изучение включает в себя всю науку, так как исследует не только содержание понятия, но и его реализацию в нашем мире. То есть здесь особое внимание уделяется вере, как жизненной практике и личным отношениям человека с Богом.

В узком смысле вера – это взаимосвязь и познание Всевышнего людьми, которую инициировал Господь. То есть православная вера говорит о постижении Бога только с помощью средств, которые дал он сам. Сюда относятся в первую очередь откровения.

Всевышний воспринимается как непознаваемый. Поэтому мы можем узнать только то, что он доносит нам, исходя из человеческих способностей к пониманию.

Атеисты

В рамках данной статьи стоит коснуться такого понятия, как атеизм. Если обратиться к переводу термина, то он обозначает «безбожие».

Фактически атеизм – это вера в человека, науку и прогресс. Но само понятие «вера» здесь недопустимо. Научный атеизм утверждает, что основу мироощущения его последователей составляет принятие обоснованных и доказанных фактов, а не вера в мифы.

Таким образом, подобное мировосприятие просто пытается описать видимый материальный мир, вообще не касаясь вопроса Бога и веры.

Материалисты

В советское время материализм был известен как русская вера. Именно подобным мировоззрением с обращением к науке и атеизму старались заменить предыдущие общественные устои.

русская вера

Однако сегодня сторонники этой философии отзываются о ней как о вере. В наши дни материализм – это безоговорочная вера в то, что материя была первичной, а дух вторичен.

Таким образом, вера в человека и его возможности управлять миром, а при должном развитии и вселенной составляет основу этого мировоззрения.

Вера в древних обществах

Давайте теперь поговорим о том, что же было до того, как появились первые систематизированные веры мира.

В первобытном обществе люди сначала наделяли все предметы, живых существ, объекты ландшафта и природные явления душой. Данное мировоззрение называется сегодня анимизмом.

Далее появляется фетишизм (вера в сверхъестественную силу определенных предметов), магия и шаманизм (вера в способность человека управлять природой).

Но между этими воззрениями, атеизмом и последующим возвратом к духовности лежит долгий путь, проделанный человечеством в рамках различных религий.

Христианство

Разговор об отношении к вере в отдельных религиях стоит начать с христианства как с самого распространенного верования на планете. У этого мировоззрения более двух с половиной миллиардов последователей.

Все жизненные устремления настоящего христианина направлены на спасение. Теологи говорят, что основа веры заключается не только в устремлении к Господу, но и из событий в реальной жизни. Если взглянуть на историю человечества, мы увидим, что картина не меняется в течение всех тысячелетий. Как справедливо заметил Фромм, история пишется кровью.

православная вера

Именно на этом факте зиждется православная вера. Здесь основу составляет первородный грех. Священники утверждают, что состояние, в котором мы живем – это результат разрозненных желаний тела, разума и души. Поэтому за время пребывания в этом мире необходимо искупить, исправить этот сбой, чтобы после смерти ощутить блаженство в раю.

Русская вера всегда стремилась к святости. Именно на этой территории происходят чудеса в кельях и путешествуют различные божьи люди, обладающие способностью исцелять, проповедовать и прочими дарами.

Ислам

Мусульмане к вопросам веры подходят более строго. Здесь «иман» (вера) означает полное и безоговорочное принятие всего, что передал пророк Мухаммед людям. Любое сомнение хотя бы в одном из шести «столпов» ислама превращает мусульманина в кяфира. В этом случае ему придется искренне покаяться и прочесть шахаду, при условии, что он понимает каждое сказанное слово.

Основа ислама заключена в шести базисных положениях: вера в Аллаха, ангелов, книги, посланников, Судный день и предопределенность судьбы. Правоверный мусульманин обязан знать все данные «столпы», молиться пять раз в день и не совершать даже малейших проступков.

вера в будущее

Таким образом, фактически отметается вера в будущее. Фатализм мусульманина с одной стороны заключается в том, что от человека ничего не зависит, все уже написано в Великой книге, и никто не в силах изменить своей судьбы. С другой стороны, включается искренняя вера в то, что Аллах для своих детей выбрал только самое лучшее, поэтому плохие события – это всего лишь уроки.

Иудаизм

Если сравнить с остальными религиями иудаизм, то получится некоторое несоответствие. Здесь не ставится вера превыше знания. Здесь стараются ответить на любой, даже самый запутанный вопрос, так как считается, что, только спрашивая, можно узнать истину.

Некоторые источники ссылаются на трактовку цитаты Хаваккука. Он говорил, что истинный праведник только своей верой жив будет. Но в переводе с иврита слово «эмуна» значит именно «доверие».

Поэтому дальше идет рассуждение и сравнение этих двух понятий. Вера – это неподтвержденное ничем ощущение истинности некоего объекта или события. Доверие же зиждется на знании определенных правил, которых придерживаются две стороны.

Поэтому иудеи верят в то, что Всевышний посылает им только правильное, доброе и хорошее. И основа человеческой жизни заключается именно в полном доверии Господу, что, в свою очередь, является краеугольным камнем всех заповедей.

Отсюда вырастает и вера в будущее, как постоянный процесс развития и совершенствования человеческой души.

Буддизм

Многие считают буддизм одной из самых популярных религий мира. Но фактически это философская вера. Если обратиться к истории появления этого феномена, а также к его философии, мы увидим громадные отличия, например, от авраамических верований.

Буддисты не признают первородного греха. Больше того, они считают основным законом карму, которая не является моральным кодексом. Поэтому грех не аморален по своей природе. Это простая ошибка, проступок человека на пути к просветлению.

веры мира

Будда говорил, что главная цель – достичь просветления. Для этого есть Четыре благородных истины и Восьмеричный путь. Если все мысли, речи и поступки ежесекундно соотносить с этими двумя постулатами, то возможно будет прервать колесо сансары (перерождения) и достичь нирваны.

Таким образом, мы с вами разобрались в том, что такое вера. Поговорили о значении этого феномена для ученых, а также для верующих разных религий.

«Зачем людям нужна вера в Бога?» – Яндекс.Кью

Люди, даже если мы говорим о религиозных людях, верят не обязательно в Бога, но во что-то всё же верят. Кто-то верит, например, в различных духов и богов, кто-то — в переселение души и нирвану, ну а кто-то в построение коммунистического будущего.

Почему у человека есть потребность в вере? Прежде всего, вера даёт некоторую определённость и систему ориентиров. Проблема человеческого существования состоит в том, что наши знания всегда ограничены, что обуславливает необходимость некоторого доверия, принятия чего-то на веру. Если говорить на бытовом уровне, то мы, например, верим другим людям, что они исполнят свои обязательства. Скажем, что водитель автобуса вовремя подрулит на нашу остановку. Вряд ли мы можем быть в этом абсолютно уверены, но без такой бытовой веры наша жизнь превратилась бы в полный хаос.

Религиозная вера, разумеется, отличается от бытовой. Но принцип, во многом, состоит в том же: людям нужна уверенность в том, что их жизнь не является напрасной, что за событиями жизни стоит какой-то высший план или цель. Я не случайно поставил построение коммунизма в один ряд с религиозной верой — в этом смысле эти явления психологически схожи. Человек живёт перед лицом своей смертности, но хотел бы думать, что его жизнь является частью чего-то более значительного.

Религиозная вера поэтому помогает людям справляться с хаосом их повседневной жизни, особенно когда её условия невыносимы. В этом одна из её важных конструктивных функций. Вспоминаются слова Варлаама Шаламова из «Что я видел и понял в лагере?»: «Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и большая часть попов».

Собственно, не случайно, что одной из весомых атеистических альтернатив религиозной вере в ХХ веке становится «философия абсурда» в духе французского экзистенциализма и, в частности, Альбера Камю, главным призывом которой оказывается признание абсурдности человеческого существования как условия подлинной свободы, т.е. отказ от поиска этого самого смысла и порядка.

«Зачем людям нужна вера в Бога?» – Яндекс.Знатоки

Многие считают, что верующие люди непонятно чем занимаются. Они представляют, что верующие только ходят в церковь, поют какие-то песни о Боге, читают Библию и молятся. Вера в Бога сопровождает человека во всей его жизни, не только в церкви, но и на работе, и дома, и просто на улице. Кто не пережил в своём сердце встречи с живым Богом, тот понять не может. Есть то, чем мы не можем поделиться с другим человеком, ему лично нужно пережить это. Никто из людей не может почувствовать, например, радость другого, мы можем только догадываться, потому что сами находились в подобной ситуации, и примерно можем себе представить. Так и верующего человека может понять только верующий человек, потому что он переживает подобное. Я говорю «подобное», потому что у всех различные ситуации в жизни и Бог по-разному касается сердец.

Всё, что я буду говорить, всё это о Боге Библии – Творце всего существующего, о Создателе и нас в том числе. Верующий человек верит в Творца — Бога; верит в то, что после физической смерти человек не перестанет существовать, а только переходит в другой мир, где уже нет времени – наступит вечность, потому что у человека бессмертная душа. Также он верит, что есть два места, где люди будут проводить вечность – это ад или рай. В вечные страдания пойдут все, кто не примирится на земле с Богом.

Верующий человек верит в то, что есть враг души человеческой – диавол со своими слугами. Человечество погрязло в грехах, которые услужливо нам преподносит диавол через наши мысли. Принимая грех, мы становимся рабами греха, а значит диавола. И вот как раз через веру в Бога, через веру в Сына Божьего Иисуса Христа, Которого Бог послал на землю 2020 лет назад на смерть за наши грехи; и через веру в это, у нас есть возможность избавиться от греховной зависимости. Он умер и воскрес, чтобы дать нам надежду на исцеление души. Зависимостей у каждого человека может быть много, это не только курение, наркомания и пьянство; кто-то зависим от разврата, кто-то от компьютерных или азартных игр; кто-то от просмотра телевизора; кто-то ищет себе славы; кто-то злой, раздражительный; кто-то ищет богатства; кто-то не может не своровать; кто-то проводит жизнь в сплошных удовольствиях плоти и многое другое. Многие люди говорят, что они сами этого хотят и это их мысли. За всем этим стоят не просто наши мысли и желания, за всем этим стоит тот, который точно знает то, что противно Богу, и подносит людям это зло, используя наши мысли. А человек, не различая, что за этим стоит диавол, принимает, и утопает во зле, после чего часто рушатся семьи, теряется здоровье, иногда люди попадают в тюрьму; кто-то в психбольницу; у кого-то нет мира и спокойствия в сердце. Всё это последствия греха в сердце человека. Иногда греховные зависимости погружают человека в страшное состояние, где человек не видит выхода и уже хотел бы выбраться из этого; но бывает и так, что человек купается во зле, и считает себя счастливым. В Библии в книге Екклесиаста 11:9 написано: «веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведет тебя на суд».

Поэтому вера в живого Бога даёт возможность каждому человеку избавиться от всех этих зависимостей, которые в конце нашей жизни обязательно приведут к погибели, если не освободимся от них. Через веру у каждого из нас есть возможность попросить у Бога прощения за неправильно прожитую жизнь и получить мир с Богом, и в конце этой временной короткой земной жизни наследовать вечную жизнь без счёта лет.

Вера в Бога – это не просто верить, что есть Бог и что Он как-то помогает, это внутренний разговор с Богом, Который реально учит через Своё слово – Библию как правильно поступать в жизни, чтобы в первую очередь нам же было хорошо. Через веру в Бога человек обращается в молитве к своему Создателю со своими нуждами и проблемами, и Бог отвечает ему. Бог даёт силу прощать, силу переносить трудности, силу любить даже врагов наших, желая им только доброго и не имея на них в сердце своём зла; а также многое другое получаем через веру.

Без веры в живого Бога человек подобен новорожденному ребёнку, который без помощи взрослых погибнет, потому что он абсолютно неспособен самостоятельно жить. Также и мы совершенно не способны прожить без Бога на земле так, чтобы в конце жизни получить не вечные страдания, а жизнь вечную.

как убеждения человека возникают из ничего

Что такое вера: как убеждения человека возникают из ничего

Введение

Услышав вопрос «Что такое вера?», человек часто представляет в воображении неких сверхъестественных существ, которым обычно поклоняются в специально отведённых местах, но мы взглянем на насущный вопрос иначе. Сказ будет не о выборе удачной религии, а о том, как при помощи веры создавать свой мир и формировать подходящие для человека убеждения.

Знаний недостаточно

Чтобы уяснить, что такое вера, надо понимать историю её появления. Тут нам поможет противоположное понятие под названием «знание». Знание — это однозначная достоверная информация, обоснованная логически, научно или как-то иначе.

Знания в некоторой степени формируют наше мировоззрение, но, вставая из-за учебной парты и выходя в реальный мир, мы всё равно остаёмся с кучей вопросов: как быть счастливым? как решать проблемы? как найти любимое дело? куда вообще надо двигаться и зачем? что делать со своими недостатками? как быть уверенным в себе? стоит ли вообще искать ответы на все эти вопросы?

Подумав ещё немного, мы осознаём, что наука не позволяет решить почти ни один «житейский» вопрос, кроме банального выживания. Например, знания о гравитации или электрическом токе не будут лишними, но их недостаточно для обретения счастья и реализации высоких целей.

Вот в голове каждого ребёнка и встаёт закономерный вопрос, который слышали все учителя: «Замечательная информация, на как она поможет мне в жизни?!».

Удивительно, насколько большой базой знаний обладает человечество, и как немногое они способны дать в жизни одного конкретного человека.

Что такое вера и зачем она нужна

Наука не отвечает на многие вопросы, которые обязательно должны быть решены, чтобы мировоззрение человека стало целостным, поэтому была изобретена вера. Она позволяет считать истиной любое предположение без наличия каких-либо доказательств.

Это значит, что те наброски о мире, которые нам даёт наука, мы можем дополнить любыми красками на свой вкус с фразой: «Сейчас я сам решу, каким будет мир и начну жить в соответствии с этим».

Так мы самостоятельно придумываем, что есть «хорошо» или как поступать правильно (вспоминаем беседу о том, что всё в мире относительно). Затем мы начинаем верить в придуманное, что и создаёт завершённость картины мира, поэтому любой человек во что-то верит.

Марк Твен о необходимости верить в лучшее

Развитие

Каждый из нас с самого рождения начинает двигаться и расти — так задумала природа. Но для движения необходимо от чего-то отталкиваться, а с кучей вопросов в голове это невозможно. Поэтому на каждый «ненаучный» вопрос человек создаёт для себя ответ. Таким образом мы обретаем определённость, благодаря которой становится возможно движение.

Возможности

Что такое вера? — это инструмент, дающий человеку возможности. Обычно мы сами решаем, на что способны, а на что — нет, чем и открываем для себя путь в определённом направлении. Это, кстати, хороший пример того, что мысли материализуются.

Любое достижение — результат тяжёлых усилий, терпения и огромного числа неудач, который становится возможным только, когда человек имеет стальную веру в свои идеи.

Реализация ресурсов

В каждом из нас что-то есть: желания, способности, потенциал. Наверняка вы когда-то ощущали, что думаете не о том, находитесь не на той работе или не в той компании — это очень неприятные ощущения, которыми наш внутренний голос подсказывает: «Ты не задействуешь свои ресурсы, это тебе не подходит, меняй что-нибудь, пробуй другое».

Ресурсы при наличии веры позволяют реализовывать образующиеся возможности, замыкая тем самым круг, внутри которого происходит наш рост.

Как формируются убеждения человека

О том, что такое вера, поговорили, теперь разберёмся, как она происходит. Процесс подразумевает две стадии: предположение и подкрепление.

Предположение

Предположение — это объект, на который будет направлена вера. Например, человек предположил, что сможет научиться петь. Из начальной точки доказать это предположение нереально, потому приходится просто поверить в него.

Предположение является продуктом сознания, а значит человек прекрасно понимает, что сам его создал, оно ещё слабо изучено и проверено, чтобы можно было серьёзно на него опереться.

Подкрепление

Любая вера нуждается в подкреплении. Мы не можем просто так верить во что угодно, никак для себя это не обосновав. Поэтому, поверив в предположение, мы стремимся оценить его истинность в своей жизни, получить опыт, произвести наблюдения, чтобы хоть как-то удостовериться в своей догадке.

Если предположению удаётся выживать в нашем сознании достаточно времени, значит мы часто подтверждаем его на практике. Результатом продолжительной веры служит формирование убеждений человека — прочной и редко изменяемой конструкции, оседающей в подсознании, которая в особом подкреплении уже не нуждается. Убеждение становится правилом и начинает определять нашу жизнь, на них в основном и строится мировоззрение.

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове.

Дмитрий Писарев

Как мы верим

Несмотря на то, что любая вера что-то даёт нам, важно понимать имеющиеся побочные эффекты. Рассмотрим два подхода к формированию человеком своих убеждений.

Вера против

Сюда входит любая вера против того, чего мы желаем. Например, человек хочет иметь хороший загородный дом, но при этом верит в свою неспособность найти высокооплачиваемую работу. Иногда он даже допускает возможность получения такой работы, но для этого должно сойтись множество факторов типа удачных знакомств, везения, социального статуса или географического положения, а так как они не сошлись, то функция хорошей работы остаётся хоть и возможной, но недоступной.

Если вы верите в нечто, а его нет, то вы ничего не теряете. Но, если вы не верите, а оно есть, то вы теряете всё!

Блез Паскаль

Всё это различные формы веры против. Данный подход является наиболее популярным среди людей, но откуда возникает дикий ажиотаж, что такое даёт эта вера?

Безоп

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *