Виды и формы мышления — Студопедия
Мыслительная деятельность человека разнообразна и многопланова. Это особенно проявляется в существовании различных видов мышления.
В психологии наибольшую популярность получили классификации мышления по следующим основаниям:
1. по форме;
2. по характеру решаемых задач;
3. по степени развернутости;
4. по степени новизны и оригинальности.
Дадим краткую характеристику каждому виду мышления.
1) По форме выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление связано с первой стадией развития мышления человека и характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощь реального, физического преобразования проблемной ситуации. Другими словами, осуществляемые операции происходят во внешней, практической форме посредством осуществления манипуляций с предметами. Данный вид мышления, соответственно, наблюдается и у высших животных.
Наглядно-образное мышление наблюдается в ситуациях, когда для нахождения решения индивид использует конкретные образы. Имея возможность активно изменять представления о предметах, полученные благодаря органам чувств, человек может формировать разностороннее видение проблемы, что позволяет найти наиболее оптимальное решение. Наглядно-образное мышление особенно характерно для дошкольников и младших школьников. Поэтому не случайно, что ученики начальных классов стремятся наполнить абстрактные понятия конкретными образами.
Абстрактно-логическое (или словесно-логическое) мышление основывается на использовании понятий и рассуждений для решения стоящих задач. Т.е. в основе функционирования данного вида мышления лежит использование слов, которые отражают различные отвлеченные понятия Поэтому именно благодаря ему, человек способен обобщенно отражать окружающую действительность. Абстрактно-логическое мышление в онтогенезе возникает на более поздних этапах развития.
У зрелого человека все рассмотренные виды мышления тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. В то же время часто можно говорить о преобладании того или иного вида мышления.
2) По характеру решаемых задач условно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений. Практическое мышление определяет успешность решения реальных, практических задач. Поэтому оно подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практическую их реализацию, ведущую к изменению действительности.
Чаще всего наиболее оптимальным является гармоничное сочетание теоретического и практического мышления. В ином случае мы вправе говорить об определенной ограниченности познавательной сферы человека.
3) По степени развернутости также выделяют 2 вида мышления: дискурсивное и интуитивное. Если в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы, говорят о дискурсивном (развернутом) мышлении. Когда же мы наблюдаем ситуацию, когда решение задачи приходит быстро и неожиданно, человек не осознает последовательность основных этапов, данное мышление обозначают как интуитивное.
4) Результат мыслительное деятельности может быть рассмотрен и с точки зрения новизны (оригинальности). Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – вид мышления, при котором человек использует имеющиеся способы решения задачи. Продуктивное (творческое мышление) связано с созданием новых, до этого не используемых подходов, способов к решению мыслительной задачи.
Качества мышления. Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах:
Глубина мышления – способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших событий. Противоположное качество – поверхностность мышления.
Широта мышления – охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество – узость мышления.
Гибкость мышления – умение адекватно и своевременно изменять решения в связи с учетом новых факторов, изменения ситуации. Противоположное качество – стереотипность мышления.
Оригинальность мышления – способность творчески решать задачи, находить новые подходы. Противоположное качество – стандартность мышления.
Критичность мышления – склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество – некритичность мышления.
Быстрота мышления – скорость решения человеком стоящей задачи, определяемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реализовывать принятое решение. Противоположное качество – медлительность мышления.
Выделенные качества мышления связаны с различными психическими процессами и свойствами. Особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. Также значительное влияние на индивидуальное своеобразием мышления будут оказывать психические свойства человека (темперамент как сочетание свойств нервной системы, характер, способности).
Формы мышления. К основным формам мышления относят: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мышления, в которой отражается закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений.
Усвоение понятия по своей сути есть не что иное, как усвоение общественного опыта. Только человек имеет возможность посредством слов передавать из поколения в поколения накопленную информацию. Неслучайно, что во многих теориях обучения в качестве одного из ведущих принципов выделяется усвоение понятий.
Понятия можно разделить на несколько видов. В частности, по характеру отражаемых связей и отношений выделяют конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями окружающей действительности в целостной и структурно-обособленной форме. В качестве примера можно привести такие понятия, как «компьютер», «собака», «река», «дом», «дорога». Абстрактными называются понятия, в которых отражаются свойства предметов, взятые в отвлечении (абстрактно) от их носителей (предметов). Примерами абстрактных понятий будут гуманизм, сила, чистота, надежность, синева, воля.
По другому признаку, по общности, различают общие и единичные понятия. Общие понятия («школа», «игра», «река») отражают круг однородных явлений (предметов), имеющий общий признак.
Единичные понятия (ОШ № 48 г. Минска, КВН, «река «Припять») обозначают один, конкретный предмет (явление).
Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами.
Ввиду того, что предметы и явления, а также их свойства обозначаются соответствующими понятиями, можно утверждать, что в суждении устанавливается связь между понятиями. Выделяют две классификации суждений. В зависимости от того, соответствует ли суждение объективной реальности, различают истинные и ложные суждения. При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь (практика).
В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении, выделяют – общие, частные и единичные. Общие суждения распространяются на всю совокупность предметов (явлений), содержащихся в понятиях (например, «Все школьники летом отдыхают»). Частные суждения касаются только части предметов (явлений), относящихся к понятию (например, «Некоторые школьники увлекаются футболом»). В единичном суждении приводится указание на конкретное понятие («Ученик Федоров стал победителем Х международной олимпиады по биологии»). Т.о, в суждениях представлена мысль о связи предметов (явлений) в развернутой и дифференцированной форме, о характере причинно-следственных связей.
Умозаключение – форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение.
Умозаключения могут выводится тремя способами, на основе которых выделяются соответствующие умозаключения:
— индуктивные умозаключения – выведение общего привила из частных фактов;
— дедуктивные умозаключения – распространение общего правила на конкретный случай;
— умозаключения по аналогии – новое суждение выводится по сходству с уже известным.
Таким образом, умозаключение представляет собой высшую форму мышления, которая позволяет человеку использовать различные мыслительные операции для нахождения новых решений, для формирования новых суждений. При этом человек может не прибегать к непосредственному, чувственному опыту, а оперирует абстрактной информацией (т.е. речь идет о теоретическом мышлении).
Виды и формы мышления. — Студопедия
Виды мышления
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое и практическое мышление
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим
(логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».
Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Направленность личности.
Свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.
Структура направленности личности.
ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ — ее интегральное и генерализованное свойство. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях.
В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знание действительности, и признание их правильными (неправильными) и субъективно важными (никчемными) для деятельности. Идейная убежденность — это синтез знаний, а также интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идеи и действия.
Формы и виды мышления — Студопедия
Существуют три основные формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях.
Основные понятия формируются в ходе всего исторического развития человеческого общества и являются результатом мыслительной деятельности многих поколений людей. Однако усвоение этих понятий осуществляется индивидуально каждым человеком в процессе его развития. Формирование понятия означает постоянное расширение и углубление знаний о каком‑либо явлении, предмете, о взаимосвязи между предметами и явлениями. Содержание понятия на отдельных этапах истории человечества имеет разное качество, с развитием человечества обогащается и содержание понятий.
Овладение понятием означает овладение знаниями о том или ином предмете, явлении, раскрытие существенного и закономерного в них. Чем ближе кто‑либо стоит к раскрытию сущности предмета, явления, тем быстрее он усвоит данное понятие.
Таким образом, для полного познания предмета или явления, связей между ними необходимо раскрытие существенного, наиболее характерного в них, что и представляет собой понимание.
Без понимания нет успешного усвоения знаний о действительности, нет глубокого познания реальности, так как в этом случае знания о предметах и явлениях будут поверхностными, не глубокими, не раскрывающими сущность явлений и предметов. На процесс понимания большое влияние оказывает прошлый опыт человека, богатство тех впечатлений, которые получил человек в соприкосновении с действительностью.
Часто понимание происходит постепенно, то есть процесс осмысления разбивается на ряд этапов. В этом случае понимание, проходя через определенные ступени, развертывается от смутного, недифференцированного начального понимания в сторону все более четкого и дифференцированного, более осознанного понимания. Причем «развертывание» понимания может проходить различным образом. В одних случаях человек сразу осмысливает целое, предмет в общем, но это понимание еще расплывчатое, нечеткое, и только выделение, анализ отдельных сторон, признаков целого дает возможность конкретизировать, углубить понимание этого целого. В других случаях с самого начала осмысливаются отдельные стороны, признаки предмета или явления, а понимание их в целом осуществляется только через определенное время. В любом случае понимание представляет собой сложную аналитико‑синтетическую деятельность мозга.
Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия.
Образование суждения означает раскрытие связи и отношения между предметами и явлениями действительности, то есть раскрытие сущности понятия.
Суждение – это утверждение или отрицание каких‑либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами.
Знание какого‑либо закона, научного положения – это умение высказать правильное суждение, то есть раскрыть сущность содержания явления, предмета, связей между ними, сформулированных в какой‑либо закон, положение.
Каждое суждение представляет собой констатацию фактов, связей, существующих между предметами, явлениями, и насколько правильно суждение отражает эти факты связи, свидетельствует практика. Но не только практика является критерием истинности суждения. Большое значение в проверке правильности суждения имеют умозаключения.
Умозаключение – это сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов.
Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными.
Индуктивный способ рассуждения (индукция) предполагает установление общих законов, правил, положений на основании рассмотрения частных, единичных фактов, случаев, явлений.
Дедуктивный способ рассуждения (дедукция) предполагает раскрытие отдельных, частных явлений, фактов на основании знания общих законов и положений.
Индукция и дедукция тесно связаны между собой. Рассуждая о том или ином явлении, предмете, человек делает умозаключения не только обобщающего характера, опираясь на отдельные признаки, качества данного предмета и явления, но и делает частные выводы, исходя из общих положений и закономерностей. Тесная связь обоих видов умозаключений способствует наиболее полному раскрытию явлений, предметов действительности. Чем лучше человек знает особенности, назначение отдельной части, отдельного свойства изучаемого объекта, тем быстрее он сможет понять его в целом, и наоборот, хорошее знание назначения предмета в целом, знание его общих свойств и закономерностей поможет быстрее осмыслить отдельные его стороны, признаки. Индукция и дедукция находятся в таких же взаимообусловленных отношениях, как и мыслительные операции анализа и синтеза. Поэтому отдавать предпочтение одному из них нельзя – в познании действительности они выполняют одну и ту же роль и не могут протекать один без другого.
В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного уровня различают наглядно‑действенное, наглядно‑образное и словесно‑логическое мышление.
Наглядно‑действенное мышление характеризуется опорой на непосредственное восприятие предметов в процессе выполнения действий с ними.
При наглядно‑действенном мышлении слова выполняют в основном констатирующую функцию. Обычно данный вид мышления ярко проявляется в такой деятельности, специфика которой обусловливает решение мыслительных задач с одновременным подкреплением практическими действиями.
Наглядно‑образное мышление – это мышление, опирающееся на представления. Характерная черта данного вида мышления – широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительной задачи.
Отличительной особенностью словесно‑логического мышления является опора на понятия, которые отражают сущность предметов и выражаются в словах.
Словесно‑логическое мышление тесно связано с решением теоретических задач и отражает уровень развития логической стороны мышления.
Указанные виды мышления выделены условно. Наглядное мышление и словесно‑логическое мышление неразрывно связаны в едином процессе познания, поскольку всякое мышление оперирует более или менее обобщенными, абстрактными понятиями и вместе с тем основу любого процесса мыслительной деятельности составляют наглядные, чувственные образы. Да и само понятие включает в себя образ того предмета или явления, сущность которых оно раскрывает.
Словесно‑логическое мышление, вскрывая закономерности, отличительные стороны, признаки предметов и явлений, представляют собой высшую ступень мышления. Но это не значит, что вся мыслительная деятельность целиком сводится к теоретическому мышлению, к оперированию абстрактными понятиями. В решении тех или иных поставленных задач человек нередко в основном опирается на наглядно‑образные данные и в значительно меньшей мере использует абстрактно‑теоретические построения. Решение той или иной задачи требует большего участия, или абстрактных положений, или наглядных образных данных. Конечно, решение теоретических проблем больше основывается на отвлеченных, абстрактных знаниях, чем решение практической задачи. Следовательно, наглядно‑образное и словесно‑логическое мышление, являясь двумя неразрывными сторонами единого процесса мышления, вместе с тем, в зависимости от направленности процесса мышления, имеет разную характеристику. Направленность же мышления каждого человека обусловлена практикой, условиями жизни человека. Отсюда ясна обусловленность развития мышления каждого человека индивидуальным опытом, жизненными условиями.
Основные формы мышления — Студопедия
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Природа и основные виды мышления.
Мышление, его формы и виды. Виды умственных операций. Формирование умственных действий.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков.
1. обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
2. опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
Общая характеристика мышления как психического процесса
Следует отметить, что опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Т.о., в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.
3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.
Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы.
Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.
Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия, выраженные, как правило, вербально (словесно). При этом мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.
Основные виды мышления
Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия.
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России.
Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Закономерный путь формирования понятий — это движение от частного к общему, т. е. через обобщение.
Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осознание понятия может рассматриватьсякак наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.
В отечественной психологии в 40-50-х гг. XX в. понимание определяли как отражение связей, отношений предметов или явлений реального мира. В современной науке понимание трактуется как способность постичь смысл и значение чего-либо, а приведенное выше определение полностью отражает суть суждения. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.
Как правило, связи, которые мы отражаем в суждении, весьма разнообразны. Это определяется тем, что любой предмет объективной реальности находится в самых разнообразных связях с другими предметами и явлениями. Богатство связей предметов не всегда отражается в нашем суждении, поэтому глубина понимания различных предметов и явлений может варьировать.
Кроме глубины понимание имеет и другие характеристики. Так, второй существенной особенностью понимания является отчетливость осознания связей и отношений. Эта особенность также имеет ряд ступеней своего формирования. Например, на начальных ступенях мы лишь «чувствуем» смысл того, что стремимся понять. На других, более высоких ступенях мы все с большей ясностью понимаем смысл того или иного понятия.
Следующая характеристика понимания — полнота осмысления того, что надо понять. Чем сложнее предмет или явление, которое надо понять, тем выше значение этой характеристики понимания. Нельзя достигнуть высокой ступени понимания предмета или явления, если мы не осмыслим каждую его часть, каждое его свойство.
Другой существенной особенностью понимания является обоснованность, т. е. осознание оснований, в силу которых наше понимание предмета или явления надо считать правильным.
Существует несколько видов понимания. Во-первых, это непосредственное понимание. Для него характерно то, что оно достигается сразу, почти моментально, не требуя значительных усилий. Во-вторых, это опосредованное, или дискурсивное понимание. Данный вид понимания характеризуется наличием значительных усилий, которые мы прилагаем к тому, чтобы достичь понимания какого-либо предмета или явления. Такой вид понимания предполагает наличие ряда умственных операций, в числе которых сравнение, различение, анализ, синтез и др.
Однако в процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с использованием определенных умственных операций может возникнуть еще одна форма мышления — умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.
Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.
В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) – это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:
– объект как таковой в своей материальности и конкретности;
– объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;
– объект, описанный в той или иной знаковой системе.
Другой критерий (вторая часть названий) – это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:
– через практическое действие с объектом;
– с помощью оперирования образными представлениями;
– на основе логических понятий и других знаковых образований.
Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления.
При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития.
В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим – оперировать словами, т. е. отвлеченными знаковыми структурами. Некоторые психологи полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.
Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено на познание законов и правил, практическое – на разработку средств реального преобразования окружающего мира. Отечественный психолог Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» писал: «Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой». Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. С.Л. Рубинштейн рассматривал практическое мышление как предпосылку и исходную форму теоретического мышления.
По степени рефлексии разделяют интуитивное и аналитическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной, структурный и уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. При интуитивном решении задачи ответ появляется мгновенно в виде «ясного видения» проблемной ситуации. В психологии такой путь решения называется инсайт – озарение, внезапное понимание. Развитое мышление представляет собой сложное единство интуитивных и логических компонентов, тесно связанных между собой.
Мышление возникает и протекает в виде особых операций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение. Основными мыслительными операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез. Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез – мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.
Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.
Эти сходные признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом. Абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Необходимая предпосылка обобщения – сравнение предметов друг с другом. Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию понятий, к открытию законов, к познанию закономерных связей и отношений. Абстракция и обобщение тесно связаны друг с другом. Человек не мог бы обобщать, если бы не отвлекался от различий в том, что он обобщает.
Выделение общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимости от сходств и различий.
Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Овладеть понятием – значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах, к которым относится данное понятие. Понятия образуют более сложные формы мышления: суждения и умозаключения.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса («Все реки текут»). В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым объектам («Некоторые студенты – отличники»). В единичных суждениях – только к одному («Этот ученик плохо выучил урок»). Утверждать или отрицать что-либо можно с разной степенью уверенности. Важно, чтобы уверенность в правильности суждения была обоснована объективными данными. В значительной мере легкость, с которой возникает уверенность в суждениях, обусловлена индивидуальными особенностями личности.
К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредованно – через умозаключение. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посылками умозаключения. Первое суждение, общая, или большая, посылка: «Все сланцы горючи». Второе суждение, частная, или меньшая, посылка: «Данное вещество является сланцем». Умозаключение: «Данное вещество горюче».
Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Различают два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Два этих вида умозаключений тесно связаны друг с другом, сложные процессы рассуждений всегда представляют собой целую цепь умозаключений, в которой используются и переплетаются оба вида. Кроме того, выделяют умозаключения по аналогии, или умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении.
Виды и формы мышления — Студопедия
Виды мышления
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим
(логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».
Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Направленность личности.
Свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.
Сущность и виды мышления. — Студопедия
Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.
Любая познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и только затем может произойти переход к мышлению. Мышление не может быть без чувственного познания, через ощущения и восприятия мышление не-посредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность такого отражения всегда проверяется практикой.
Если бы не было мышления, то познание никогда не могло бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого. Мышление соотносит данные ощуще-ний и восприятий, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредо-вания и через отношения между непосредственно чувственно данными свойст-вами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не дан-ные, абстрактные их свойства.
Задачей мышления является выявление существенных, необходимых свя-зей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпаде-ний в той или иной частной ситуации.
В ходе эволюционного развития психики мышление прошло следующие стадии:наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышлениехар.тем, что решение за-дачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования си-туации, опробования свойств объектов.
Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и из-менений в них. Оно опирается на образы, то есть зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения.
Словесно-логическое мышлениехар. использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово.
Мышление человека последовательно проходит этапы наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У современного взрослого человека одновременно сосуществуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления. При этом, однако, абсолютно преобладает словесно-логическое мышление.
Виды мышления:
По характеру решаемых задач
Теоретическое
· Практическое
По степени новизны и оригинальности
· Репродуктивное (воспроизводящее)
· Продуктивное (творческое)
По степени развѐрнутости
· Интуитивное
· Дискурсивное
Мышление носит потребностно-мотивационный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Мыслит не мозг человека сам по себе, а сам человек, личность в целом. Поэтому большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.
44. Типы мышления:
1) Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.
2) Понятийное (теоретическое) . Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
3) Знаковое . Знание существует в языковых знаках (знаки сигналы, знаки признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
Формы мышления:
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие— это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.
Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Суждения бывают общими, частными и единичными. Суждение раскрывает содержание понятий.
Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.
Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих .законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов ж правил.
Помимо психологии, человеческое мышление изучает другая наука — логика. Она изучает правила построения правильных умозаключений, правильного (т. е. приводящего к правильным выводам) рассуждения. Поэтому логическим мышлением называют обоснованное, доказательное мышление, которое, основываясь иа правильных исходных суждениях, с необходимостью приводит к правильным, объективным выводам.
Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в част ности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.
Мысль | Britannica
Элементы мысли
Широкое использование слов в мышлении («безмолвная речь») способствовало убеждению, особенно среди психологов-бихевиористов и психоаналитиков, в том, что думать — это связывать воедино языковые элементы. Ранние эксперименты показали, что мышление обычно сопровождается электрической активностью в мышцах органов артикуляции мыслителя (например, в горле). В результате более поздней работы с электромиографическим оборудованием стало очевидным, что мышечные явления не являются действительными средствами мышления; они просто облегчают соответствующие действия в мозге, когда интеллектуальная задача особенно трудна.Отождествление мышления с речью атаковали российский психолог Лев Семенович Выготский и швейцарский психолог развития Жан Пиаже, оба из которых наблюдали происхождение человеческого мышления в общей способности детей собирать невербальные действия в эффективные и гибкие комбинации. Эти теоретики настаивали на том, что мышление и говорение возникают независимо, хотя они признавали глубокую взаимозависимость этих функций.
Следуя разным подходам, трое ученых — русский физиолог XIX века Иван Михайлович Сеченов; американский основатель бихевиоризма Джон Б.Уотсон; и Пиаже — независимо пришли к выводу, что действия, которые служат элементами мышления, являются интернализованными или «дробными» версиями двигательных реакций. Другими словами, элементы считаются ослабленными или урезанными вариантами нервно-мышечных процессов, которые, если бы они не подвергались частичному торможению, вызывали бы видимые движения тела.
Чувствительные инструменты действительно могут обнаруживать слабую активность в различных частях тела, кроме органов речи — e.например, в конечностях человека, когда о движении думают или воображают без фактического осуществления. Недавние исследования показывают наличие желудочного «мозга», набора нейронных сетей в желудке. Такие открытия подтолкнули теории к тому, что люди думают всем телом, а не только мозгом, или что, по словам американского психолога Б. Ф. Скиннера, «мысль — это просто поведение — словесное или невербальное, скрытое или явное «.
Б. Ф. Скиннер Б. Ф. Скиннер, 1971. AP / REX / Shutterstock.comЛогическим результатом этих и подобных заявлений была точка зрения перифериста. Очевидно, что в работах Уотсона и американского психолога Кларка Л. Халла было установлено, что мышление зависит от событий в мускулатуре: эти события, известные как проприоцептивные импульсы (то есть импульсы, возникающие в ответ на физическое положение, позу, равновесие или внутреннее состояние). состояние), влияют на последующие события в центральной нервной системе, которые в конечном итоге взаимодействуют с внешними стимулами, направляя дальнейшие действия.Однако есть свидетельства того, что мышление не предотвращается путем введения лекарств, которые подавляют всю мышечную деятельность. Более того, исследователи, такие как американский психолог Карл С. Лешли, отмечали, что мышление, как и другие более или менее квалифицированные действия, часто происходит так быстро, что не хватает времени для передачи импульсов от центральной нервной системы. система к периферийному органу и обратно между последовательными шагами. Таким образом, централистская точка зрения — что мышление состоит из событий, ограниченных мозгом (хотя часто сопровождаемых повсеместной активностью в остальной части тела) — получила развитие позже в 20-м веке.Тем не менее, каждое из этих нейронных событий может рассматриваться как ответ (на внешний стимул или на более раннюю нервно-опосредованную мысль или комбинацию мыслей) и как стимул (вызывающий последующую мысль или моторный ответ).
Элементы мышления классифицируются как «символы» в соответствии с концепцией знакового процесса («семиотики»), который вырос из работы философов (например, Чарльза Сандерса Пирса), лингвистов (например, К. К. Огдена и Айвор А. . Ричардс) и психологи, специализирующиеся на обучении (e.г., Халл, Нил Э. Миллер, О. Хобарт Маурер и Чарльз Э. Осгуд). Суть этой концепции заключается в том, что стимулирующее событие x можно рассматривать как знак, представляющий (или «стоящий») другое событие x , если x вызывает некоторое, но не все, поведение (как внешнее, так и внешнее). внутренняя), которая была бы вызвана и , если бы она присутствовала. Когда стимул, который квалифицируется как знак, возникает в результате поведения организма, для которого он действует как знак, его называют «символом».«Производящие стимул реакции», которые, как говорят, составляют мыслительные процессы (например, когда кто-то думает о чем-то поесть), являются яркими примерами.
Это лечение, одобренное психологами стимула-ответа (S-R) или нео-ассоциативного течения, контрастирует с лечением различных теорий когнитивизма или неорационализма. Вместо того, чтобы рассматривать компоненты мышления как производные вербальных или невербальных двигательных актов (и, следовательно, подчиняющихся законам обучения и производительности, которые применяются к усвоенному поведению в целом), когнитивисты рассматривают компоненты мышления как уникальные центральные процессы, управляемые принципами, которые свойственный им.Эти теоретики придают первостепенное значение так называемым структурам, в которых организованы «когнитивные» элементы, и они склонны видеть выводы, применения правил, репрезентации внешней реальности и другие составляющие мышления на работе даже в самых простых формах обучения. поведение.
Школа гештальт-психологии считает, что составляющие мышления имеют по существу ту же природу, что и модели восприятия, которые нервная система строит из сенсорных возбуждений.После середины 20-го века аналогии с компьютерными операциями приобрели большую популярность; как следствие, мышление стало описываться с точки зрения хранения, поиска и передачи элементов информации. Рассматриваемая информация считалась свободно переводимой из одной «кодировки» в другую без ущерба для ее функций. Наибольшее значение имело то, как сочетались события и какие другие комбинации могли происходить вместо этого.
Знаете ли вы, что Супермен обладал интеллектом гениального уровня и эйдетической памятью? Он был способен быстро читать, быстро поглощать большие объемы информации и обрабатывать всю эту информацию до мельчайших деталей.
В какой-то степени мы все обладаем некоторым уровнем SuperBrain . Но в отличие от Супермена, мы не обладаем всеми возможными умственными способностями; однако у нас, как правило, есть тип мышления по умолчанию, который мы практикуем ежедневно.
Мы рассмотрим 7 наиболее распространенных типов мышления и поможем вам определить ваш.
Чтобы найти и использовать в своих интересах ваш сверхразум, мы должны сначала изучить тип вашего мышления по умолчанию. Почему это важно, спросите вы? Когда вы определите, какой вы мыслитель, только тогда вы сможете развить свои мыслительные способности.
Ум реагирует на свое программирование точно так же, как машина.Но разница между вами и машиной заключается в том, что у вас есть сознание, чтобы выбрать, какой исходный код вы хотите ввести
— Джим Квик, автор программы Superbrain Mindvalley
Какие бывают типы мышления и почему это важно?
Вы когда-нибудь задумывались, почему 2 человека с одинаковыми знаниями и опытом могут предложить разные подходы к решению одной и той же проблемы?
То, как человек подходит к проблемам и решениям, во многом зависит от того, «как» функционирует мозг при управлении и обработке информации, и намного меньше от представленных фактов.
Стиль мышления , принятый вами на работу , определяет качество ваших результатов, результатов и будущего.
В этой статье мы рассмотрим 7 наиболее распространенных типов мышления:
- Креативное мышление
- Аналитическое мышление
- Критическое мышление
- Конкретное мышление
- Абстрактное мышление
- Дивергентное мышление
- Конвергентное мышление
- Платформа для определения вашей личности тип собственного мышления
Теперь давайте начнем …
Какие 7 наиболее распространенных типов мышления?
1.Креативное мышление
Способность придумывать новые и инновационные идеи, отказываясь от устоявшихся мыслей, теорий, правил и процедур. Люди, которые используют это мышление, часто слышат, что « думают нестандартно ».
2. Аналитическое мышление
Способность разделить целое на его основные части, чтобы исследовать части и их взаимосвязь. Люди с таким типом мышления отлично решают проблемы и имеют структурированный и методичный подход к решению задач.
3. Критическое мышление
Процесс осуществления тщательной оценки или суждения. Критические мыслители делают это для того, чтобы определить подлинность, точность, ценность, достоверность или ценность чего-либо. Вместо того, чтобы строго разбивать информацию на части, критические мыслители исследуют другие элементы, которые могли повлиять на выводы .
4. Конкретное мышление
Чаще всего эти мыслители предпочитают думать, понимать и применять фактические знания.Речь идет о том, чтобы думать об объектах или идеях как о конкретных предметах, а не как о теоретическом представлении общего понятия. Это включает в себя только практическое мышление, всегда буквальное и точное.
5. Абстрактное мышление
Способность связывать, казалось бы, случайные вещи друг с другом и создавать связи, которые другим трудно увидеть. Люди с таким типом мышления обращают внимание на скрытые значения, стоящие за вещами, связывающими их с другими предметами, событиями или переживаниями.Абстрактные мыслители обычно могут наблюдать вещи как теории и / или возможности.
6. Дивергентное мышление
Это мышление идет по пути , исследуя бесконечное количество решений, чтобы найти эффективное . Таким образом, вместо того, чтобы начинать с заданного количества возможностей и сходиться к ответу, расходящиеся мыслители идут как можно дальше и шире и уходят наружу в поисках решения.
7. Конвергентное мышление
Процесс , объединяющий конечное число перспектив или идей, чтобы найти единственное решение .Конвергентные мыслители нацелены на эти возможности или сходятся внутрь, чтобы найти решение.
Рассматривайте это как вопрос с несколькими вариантами ответов на экзамене. У вас есть четыре возможных ответа, но только один правильный. Чтобы решить эту проблему, вы должны использовать конвергентное мышление.
Теперь, когда мы изучили 7 наиболее распространенных типов мышления, давайте определим ваш стиль мышления и узнаем, как вы можете извлечь из него максимальную пользу.
Какой тип мышления вы идентифицируете с?
Нам нужно понять, как работает наш разум, чтобы мы могли лучше работать.
— Джим Квик, автор суперразумной программы Mindvalley
Вы бы назвали себя логичным или творческим человеком? Вы рациональны или предпочитаете мыслить абстрактно?
Исследования показывают, что различные типы мышления, которые вы приняли, влияют на то, каким человеком вы станете.
Марк Бончек (основатель и генеральный директор Shift Thinking) и Элиза Стил (генеральный директор и президент Jive) совместно создали хорошую (и несколько забавную) платформу, которая поможет вам определить свой тип мышления.
Давайте прыгнем прямо в…
Структура типов мышления:
Согласно Бончеку и Стилу, люди склонны иметь типичную область , фокусировать на Идеях , , Процесс , , Действие или , Отношения , с ориентацией , , смотреть на большую картинку , или детали .
Ниже приведено подробное объяснение того, как читать структуру типов мышления.
Шаг I — Фокус
В этом разделе вам нужно подумать о том, на чем вы обычно концентрируетесь.
Вопросы, которые следует задать себе: О чем вы думаете в первую очередь, когда просыпаетесь утром, когда размышляете о предстоящем дне? Вы думаете о …
- Проблемы, которые нужно решить?
- Планы нужно сделать?
- Действия, которые вы должны предпринять?
- Люди, которых вы должны видеть или управлять?
Поиск этого ответа помогает определить, на какую из четырех ключевых областей вы обращаете наибольшее внимание между идеями, процессом, действием или отношениями?
Речь идет не о выборе одного над другим, а о том, где естественным образом фокусируется ваш фокус по умолчанию.Точно так же, как когда вы рассматриваете просмотр фильма, вы склонны к действиям, романтике, драме или тайне?
Шаг II — Ориентация
Следующий шаг состоит в том, чтобы заметить, изменяется ли ваша ориентация фокуса в направлении , микро или , макро — общая картина или детали. Хороший способ определить эту ориентацию — подумать о том, что беспокоит вас на собраниях.
Вопросы, которые нужно задать себе: С большей вероятностью вы будете демотивированы, когда вас затянуты в сорняки или когда что-то слишком общее и недостаточно конкретное?
Ориентация разбита на «Большую картинку» или «Детали»:
Big Picture Breakdown (Макро):
- Explorer — это создание творческих идей.
- Планировщик думает о разработке эффективных систем.
- Energizer — это мобилизация людей к действию.
- Connector — это размышления о построении и укреплении отношений.
Подробности Разбивка (Микро):
- Эксперт думает о достижении объективности и понимания.
- Оптимизатор думает о повышении производительности и эффективности.
- Продюсер думает о достижении завершения и импульса.
- Тренер думает о совершенствовании людей и потенциала.
Заключение
Есть много преимуществ знания того, как определить ваш (или другой тип мышления) тип:
- Вы будете знать, что побуждает вас двигаться и действовать.
- Почему определенные типы задач могут быть сложными или скучными, и что вы можете сделать, чтобы улучшить области, которые важны для вас в достижении ваших целей.
- Создайте лучшую динамику команды со своими сверстниками.
- Управляйте людьми более эффективно.
- Будьте умнее о своей продуктивности и росте мышления.
Ваш тип мышления становится очень полезным инструментом — социальной валютой, если хотите, — той, которую вы можете использовать в своих интересах в будущем.
У вас есть проблемы с запоминанием имен?
Может быть, вы изо всех сил пытаетесь вспомнить важные даты или даже основные факты и цифры, необходимые для презентации?Если вы это делаете, не волнуйтесь — это общая проблема.
Но также часто встречается миф о том, что некоторые люди просто рождаются с хорошей или фотографической памятью, в то время как всем остальным приходится бороться.
Правда в том, что память похожа на мышцу — вы можете тренировать ее, чтобы быть на сильнее, на .
Являетесь ли вы работающим профессионалом, стремящимся приобрести новые навыки, студентом, готовящимся к экзаменам, или даже просто старшим, который хочет оставаться в форме — есть способы, которые вы можете использовать, чтобы активно и надолго улучшить вашу память.
Если вы хотите использовать эту секретную силу, о которой не знали… Тогда присоединяйтесь к Джиму Квику, эксперту по пиковой производительности и гуру памяти, в этом БЕСПЛАТНОМ мастер-классе
Из него вы также узнаете:
✅ Самая большая ложь, которую нам всем сказали о нашем мозге , который удерживает нас от нашего потенциала. Вопреки общепринятому мнению, ваша память на самом деле не исправлена. Как только вы поймете, какой у вас контроль, вы начнете понимать, на что вы действительно способны.
✅ 10 мощных умственных хаков, которые вы можете применить, чтобы разблокировать своего внутреннего супер ученика . Небольшие изменения в этих областях могут иметь значение между тем, кто забывчив, и тем, у кого почти идеальная память.
✅ Мощная техника запоминания , которую вы можете использовать в любой ситуации. Вы сможете произнести речь, не используя свои заметки, и даже запомнить весь список покупок без необходимости записывать его!
Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы открыть для себя мощные хаки, чтобы разблокировать свой супер-мозг (почувствуйте результаты за 1 час)
Какой ты тип мыслителя? Поделитесь своими результатами с нами в комментариях ниже!
,Типы, разработка и инструменты | Психология
В этой статье мы обсудим: — 1. Введение в мышление 2. Типы мышления 3. Разработка 4. Инструменты 5. Ошибки.
Введение в мышление :
Когнитивные способности, такие как мышление, рассуждение и решение проблем, могут считаться одними из главных характеристик, которые отличают человека от других видов, включая высших животных.
Проблемы и проблемы, с которыми сталкивается человек или общество в целом, решаются с помощью ряда усилий, включающих мышление и рассуждение. Таким образом, способность мыслить и рассуждать можно считать важнейшими инструментами благосостояния и осмысленного существования как личности, так и общества.
A. Мышление :
1. Ross:
«Мышление — это умственная деятельность в ее когнитивном аспекте или умственная деятельность в отношении психологических аспектов».
2. Garrett:
«Мышление — это поведение, которое часто скрыто и скрыто и в котором обычно используются символы».
3. Гилмер:
«Мышление — это процесс решения проблем, в котором мы используем идеи или символы вместо явной деятельности».
4. Мохсин:
«Мышление — это неявное решение проблем».
Типы мышления :
Мышление можно классифицировать следующим образом:
1.Восприятие или конкретное мышление:
Это самая простая форма мышления, основой этого типа является восприятие, то есть интерпретация ощущения в соответствии с опытом. Это также называется конкретным мышлением, поскольку оно осуществляется на восприятии реальных или конкретных объектов и событий.
2. Концептуальное или абстрактное мышление:
Здесь используются понятия, обобщенные объекты и языки, оно считается превосходящим перцептивное мышление, поскольку оно экономит усилия на понимании и решении проблем.
3. Рефлексивное мышление:
Этот тип мышления направлен на решение сложных проблем, поэтому он требует реорганизации всего соответствующего опыта ситуации или устранения препятствий вместо того, чтобы связываться с этим опытом или идеями.
Это проницательный когнитивный подход в рефлексивном мышлении, поскольку умственная деятельность здесь не включает в себя механический метод проб и ошибок.
В этом типе мыслительные процессы принимают во внимание все соответствующие факты, расположенные в логическом порядке, чтобы прийти к решению проблемы.
4. Творческое мышление:
Этот тип мышления связан со способностью человека создавать или создавать что-то новое, новое или необычное. Он ищет новые отношения и ассоциации, чтобы описать и интерпретировать природу вещей, событий и ситуаций. Здесь сам индивид обычно формулирует доказательства и инструменты для его решения. Например; ученые, художники или изобретатели.
Скиннер, известный психолог, говорит, что творческое мышление означает, что предсказания и выводы для человека являются новыми, оригинальными, оригинальными и необычными.Творческий мыслитель — это тот, кто выражает новые идеи и делает новые наблюдения, новые предсказания и новые выводы.
Характеристики творческого мышления:
a. Творческое мышление во всех его формах и формах является абсолютно внутренним умственным процессом и, следовательно, должно рассматриваться как важный компонент познавательного поведения.
б. Каждый из нас способен к творческому мышлению и, следовательно, это универсальное явление.
в. Креативное мышление приводит к созданию чего-то нового или нового, включая новую форму расположения старых элементов.
д. Творческое мышление во всех его аспектах включает в себя дивергентное мышление вместо рутинных и конечных типов конвергентного мышления. У ума должна быть полная свобода бродить вокруг, чтобы создать новую идею.
эл. Сфера творческого мышления и его часть довольно обширна и широко построена. Он охватывает все аспекты человеческих достижений, относящихся к жизни человека.
5. Критическое мышление:
Это тип мышления, который помогает человеку отойти от своих личных убеждений, предрассудков и мнений, чтобы разобраться в вере и открыть истину, даже за счет своих основных система убеждений.
Здесь прибегают к установлению более высоких когнитивных способностей и навыков для правильной интерпретации, анализа, оценки и умозаключений, а также для объяснения собранной или передаваемой информации, что приводит к целенаправленному объективному и саморегулирующему суждению.
Идеальный мыслитель — обычно любознательный, хорошо осведомленный, открытый, гибкий, справедливый в оценке, свободный от личных предубеждений и предубеждений, честный в поиске соответствующей информации, умелый в правильном использовании способностей, таких как интерпретация, анализ , обобщение, оценка и подведение итогов и выводов и т. д.
Критическое мышление представляет собой хорошо дисциплинированный мыслительный процесс высшего порядка, который включает в себя использование когнитивных навыков, таких как концептуализация, интерпретация, анализ, синтез и оценка для достижения объективного, достоверного и надежного суждения о собранной или переданной информации или данных. как руководство к своей вере и действиям.
6. Ненаправленное или ассоциативное мышление:
Бывают моменты, когда мы оказываемся вовлеченными в уникальный тип мышления, который не направлен и не имеет цели.Это отражается через сновидения и другие свободно текущие неконтролируемые действия. Психологически эти формы мышления называются ассоциативным мышлением.
Здесь дневные сновидения, фантазии и заблуждения все попадают в категорию отвлекающего поведения, которое помогает человеку убежать от требований реального мира, делая свое мыслящее лицо не направленным и плавающим, помещая его куда-то, заказывая что-то не связанное с его окружение.
Мы слышим, что в поведении, связанном с мечтаниями и фантазиями, нет ничего ненормального, но поведение, связанное с бредом, определенно указывает на ненормальность.
Человек, находящийся под влиянием таких заблуждений, может думать или полагать, что он миллионер, правитель вселенной, великий изобретатель, известный историк или даже Бог. Напротив, человек, находящийся в тисках иллюзии, может быть склонен быть самым неспособным, недостойным и нежелательным человеком и может развить чувство вины или жаловаться на то, что он является жертвой некоторых неизлечимых физических или психических заболеваний.
Развитие мышления:
Мышление является одним из наиболее важных аспектов процесса обучения.Наша способность учиться и решать проблемы зависит от нашей способности правильно мыслить, что помогает нам в адаптации и является необходимым для успешной жизни.
Только те люди, которые могут мыслить отчетливо, конструктивно и осторожно, могут внести значительный вклад в развитие общества.
Поскольку ни один человек не является прирожденным мыслителем, нужно приобретать знания техники и практики правильного мышления.
Есть несколько методов, которые помогают развивать мышление через обучение.
1. Адекватность знаний и опыта:
Адекватность знаний и опыта считается основой систематического мышления.
Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы помочь детям с адекватными знаниями и опытом, которые могут быть сделаны:
(a) Обучение детей расширению процесса ощущений и восприятия, чтобы получить лучшие знания и опыт для улучшения критического мышления ,
(b) Человеку должны быть предоставлены возможности для получения адекватного опыта, и его следует поощрять к самообучению, обсуждению и участию в здоровых и стимулирующих действиях.
2. Адекватная мотивация и определенность целей:
Мотивация помогает мобилизовать нашу энергию мышления. Это создает неподдельный интерес и добровольное внимание в процессе мышления и, таким образом, очень помогает в повышении адекватности и эффективности нашего мышления. Таким образом, нужно пытаться мыслить определенным образом с определенной целью или целью, проблемы, которые мы решаем, должны иметь тесную связь с нашими насущными потребностями и основными мотивами, и такое мышление должно быть направлено на творческую и продуктивную деятельность.
3. Адекватная свобода и гибкость:
Мышление не должно быть затруднено путем введения ненужных ограничений и сужения области мыслительного процесса. Если прошлый опыт или привычные методы не помогают в решении проблемы, мы должны стремиться к новым связям, отношениям и возможностям для достижения удовлетворительных результатов.
4. Инкубация:
Когда мы ставим перед собой задачу решить проблему, но не можем решить ее, несмотря на наше напряжение, прилагая больше усилий к мышлению и настойчивому мышлению, лучше отложить проблему на некоторое время и немного отдохнуть или заняться чем-нибудь другим.В течение этого интервала решение этой конкретной проблемы развивается благодаря усилиям нашего подсознания. Это явление инкубации полезно.
5. Интеллект и мудрость:
Интеллект определяется как способность правильно мыслить, поэтому правильное развитие интеллекта необходимо для выработки адекватного мышления. Надлежащее внимание следует уделять использованию интеллекта, мудрости и других познавательных способностей для осуществления процесса мышления.
6.Правильное развитие понятий и языка:
Понятие — это слово или идея с обобщенным значением, которое представляет целый класс объектов, идей или событий; Например, слово «сари» является понятием, когда вы думаете, что это слово представляет все виды сари, которые представляют собой сари длиной шесть или восемь ярдов, сделанные из шелка, хлопка, нейлона, или смесь понятия начинается с раннего детства. которые из первых рук лицом к лицу пример. Это может быть + ве или-ве.
Язык — это высокоразвитая система символов, в которой слова в грамматике могут быть написаны или произнесены в различных сочетаниях.Большая часть мышления зависит от языка, хотя некоторые изображения также присутствуют.
Понятия, символы, знаки, слова и язык являются средствами и инструментами мышления. Без их правильного развития невозможно эффективно идти по пути мышления. Их развитие стимулирует и направляет мыслительный процесс.
Неправильное развитие и неправильное формирование понятий, а также символическое поведение не только препятствуют прогрессу мышления человека, но и оказываются фатальными, поскольку они могут спровоцировать извращенное мышление и ошибочные выводы.
7. Адекватность процесса рассуждения:
На мышление также влияет способ выбора, который он принимает. Нелогичные рассуждения часто приводят к неправильному мышлению. Логика — это наука о правильном мышлении, которая помогает правильно мыслить. Поэтому мы должны развивать привычку логических рассуждений среди наших детей.
Инструменты мышления :
В процесс мышления вовлечено несколько важных элементов:
1.Изображения:
Поскольку ментальные образы состоят из личного опыта объектов, людей или ситуаций, услышанных и почувствованных. Эти ментальные картинки символизируют реальные объекты, переживания и действия. Размышляя, мы обычно манипулируем изображениями, а не фактическими объектами, опытом или деятельностью.
2. Понятия:
Концепция — это общая идея, которая обозначает общий класс и представляет общие характеристики всех объектов или событий этого общего класса.Концепция, как инструмент, экономит усилия на мышление, например, когда мы слышим слово «слон», нам сразу напоминают не только о природе и качествах слона как класса, но и о нашем собственном опыте и понимании их. на поверхность в нашем сознании, чтобы стимулировать наше мышление в то время.
3. Символы и знаки:
Символы и знаки представляют собой и заменяют реальные объекты, переживания и действия. Например, светофоры, железнодорожные сигналы, школьные звонки, значки, песни, флаги и слоганы являются символическими выражениями, они стимулируют и мотивируют возникающее мышление, потому что они говорят нам, что делать или как действовать.
4. Язык:
Является наиболее эффективным и развитым средством, используемым для осуществления процесса мышления. Когда человек читает, пишет или слышит слова или предложения или наблюдает за жестами на любом языке, его заставляют думать. Таким образом, чтение и написание документов и литературы также помогают стимулировать и продвигать процесс мышления.
5. Мышечная деятельность:
Мышление тем или иным способом свидетельствует о вовлеченности некоторых начинающихся движений групп наших мышц.Было обнаружено, что существует высокая положительная связь для мышления и мышечной деятельности человека. Чем больше мы погружаемся в мысли, тем больше общее мышечное напряжение, и, наоборот, когда мы движемся к мышечным отношениям, наши мыслительные процессы постепенно уменьшаются.
6. Функции мозга:
Какова бы ни была роль мышц, мышление — это, прежде всего, функция мозга. Наш ум считается главным инструментом мыслительного процесса.Опыт, зарегистрированный нашими органами чувств, не имеет смысла и, следовательно, не может служить стимулирующими агентами или инструментами для мышления, если эти впечатления не получены клетками нашего мозга и должным образом не истолкованы для получения некоторого значения.
Ментальные картинки или изображения могут быть сохранены, восстановлены или использованы только после обработки мозгом. То, что происходит в нашем мыслительном процессе, является просто функцией или продуктом деятельности нашего мозга.
Ошибки в мышлении :
На наше мышление, рассуждение и решение проблем все в значительной степени влияют наши «наборы», которые являются своего рода привычкой или способом, которым мы привыкли воспринимать определенные ситуации ,
Все, что было зарегистрировано ранее в нашем восприятии или опыте, является основой для нашего настоящего и будущего мышления. Мы не изменим от нашего заданного пути мышления, который ведет к жесткому поведению.
Мы совершаем ошибки из-за нашего отношения, симпатий и антипатий, предвзятости или чрезмерно упрощенного мышления, рассуждений и решения проблем и т. Д. Эти ментальные установки, полученные из предыдущего опыта, несомненно, мешают нашему последующему мышлению, что приводит к неэффективному поведению.
Таким образом, наше мышление будет дефектным и вредным, если оно не основано на правильных данных или информации. Наши предубеждения, предубеждения и убеждения иногда не позволяют нам мыслить логически. Мы делаем неправильный вывод из-за наших предрассудков, поэтому мы склонны игнорировать и игнорировать те факты, которые поддерживают правильное заключение.
1. Наше мышление неверно, потому что мы позволили своим эмоциям повлиять на себя. Многие люди не думают ясно и точно во время экзамена, потому что они были обеспокоены страхом и неудачей.
2. Много раз наше мышление становится ошибочным и не может рассматривать проблему с разных сторон.
3. Многие наши мысли могут быть искажены суевериями или отсутствием информации, которая имеет отношение к предмету.
4. Многие из наших желаемых мыслей также ненаучны. Наши предрассудки и предубеждения вызывают конфликты, рационализации и заблуждения, которые также являются дефектным мышлением.
Эссе о мышлении: (это типы и формы)
Эссе о мышлении: (это типы и формы)!
Значение мышления:
Человек считается разумным существом, потому что он / она способен мыслить и рассуждать. Его превосходство над другими животными в обучении и адаптации заключается в его способности лучше мыслить.
В широком смысле мышление включает в себя все формы познания, восприятия, воображения, памяти и концепции.Иногда термин «мышление» используется для обозначения процесса решения проблем.
Вообще мышление возникает, когда мы сталкиваемся с проблемой, которая требует решения, или оно возникает, когда что-то идет не так с нами или вокруг нас. Когда все гладко, шансы на мышление редки.
Уиттакар определяет, что «мышление — это сложные когнитивные формы поведения, которые возникают только на относительно продвинутой стадии развития, когда более простые и более прямые методы обращения с окружающей средой оказались неэффективными».
Проще говоря, мышление может быть определено как «последовательное возбуждение символов», то есть символы объектов, слов или понятий текут в уме в порядке, один за другим. Мышление состоит из когнитивной перестройки или манипулирования как информацией из окружающей среды, так и символами, хранящимися в долговременной памяти.
Символ представляет или обозначает какое-либо событие или предмет в мире. Обычно образы и языковые символы используются во многих аспектах нашего мышления. Следовательно, можно утверждать, что мышление — это организованная, систематическая, целенаправленная и целенаправленная деятельность.
Типы мышления :
Существует два типа мышления:
I. Аутистическое мышление:
Это иначе называется свободно плавающим мышлением. Это чаще встречается среди детей. Это далеко от реальности. Нет ограничений реальности или времени и пространства. Он не ориентирован на цели или проблемы.
Обычно такое мышление будет очень личным, и человек может использовать символы с очень личным значением.Личные желания человека вовлечены в этот тип мышления, и он пытается их удовлетворить.
Аутистическое мышление будет во многих формах:
a. Фэнтези:
Это иначе называется дневными сновидениями, то есть сновидениями в пробужденном состоянии. Это как строить воздушные замки. В таких снах мы представляем вещи или ситуации, как мы хотим, а не как они есть. Именно так мы сможем выполнить те желания, которые не могут быть выполнены в реальности.
Даже невозможное становится возможным.Например, мальчик-скот, пасущий скот в поле, может мечтать так, как будто он летит в самолете. Молодой человек может мечтать стать знаменитым героем и т. Д.
Человек может временно испытать некоторое удовольствие или облегчение от напряжения благодаря фантазии. Но слишком много дневных снов может сделать его неспособным смотреть в реальность.
б. Сновидения:
Зигмунд Фрейд заявил, что мечты являются исполнением желаний. Наши желания, которые не исполняются в реальности, проявляются в форме снов и исполняются.Нет ограничений для идей, появляющихся во сне. Они могут появиться прямо или в замаскированной форме.
c. Воображение:
Воображение — это умственная деятельность, в которой мы используем образы. В процессе воображения у нас не будет чувственного восприятия. Мы не будем соприкасаться с реальностью; у нас будут только ментальные образы. Следовательно, мы можем ошибаться в нашем мышлении.
d. Reverie:
Это тоже похоже на фантазию. В фантазии у нас будут некоторые идеи и цели, но в задумчивости вообще не будет никаких идей.Ум будет плавать свободно, и все и вся может прийти в голову и уйти.
II. Контролируемое мышление:
Это иначе называется направленным мышлением. Он направлен на решение проблем или создание чего-то нового. Здесь мы регулируем процесс мышления. Наши мысли будут соприкасаться с реальностью, а мышление будет направлено на достижение цели.
Формы управляемого мышления :
Обоснование:
Это тоже вид мышления.Он определяется как «процесс вынесения нового суждения на основе одного или нескольких суждений как предпосылок». В рассуждениях будет проводиться проверка и перепроверка сделанных выводов, основанных на определенных фактах или данных.
Рассуждение бывает двух типов:
i. Индуктивное мышление:
В этом типе рассуждений есть переход от индивидуального к универсальному; в том смысле, что обобщение делается на основе ряда индивидуальных опытов, касающихся конкретной вещи.Таким образом, сделанный вывод шире, чем предпосылки. Например, мы приходим к выводу, что все политики эгоистичны после встречи со многими политиками.
ii. Дедуктивные рассуждения:
При дедуктивных рассуждениях мы переходим от универсального к частному, и сделанный вывод уже, чем посыл. Например, все актрисы прекрасны. Так что актриса, которую я вижу, тоже должна быть красивой.
Обычно в рассуждениях логические принципы применяются к нашему мышлению.Это будет в большей степени направлено на получение определенных выводов и выводов.
Решение проблем:
Проблема — это любой конфликт или различие между одной ситуацией и другой ситуацией, которую мы хотим достичь нашей цели. Мышление, которое мы делаем при решении проблем, таким образом, является целью, направленной и мотивированной необходимостью уменьшить расхождение между одним состоянием дела и другим. Пытаясь достичь цели решения проблемы, мы используем информацию, доступную нам из долговременной памяти.
Решение проблем может быть сделано методом проб и ошибок или путем анализа.
Джон Дьюей предложил научный метод решения проблем, который следует следующей процедуре:
(a) Идентификация проблемы,
(b) Определение проблемы,
(c) Сбор соответствующих данных,
(d) Формулировка гипотезы,
(e) Оценка гипотезы,
(f) Проверка полученных выводов.