Виды мышления и критерии их классификации: классификация характеристика природа и его формы – Классификация типов мышления

Автор: | 03.03.2021

Классификация видов мышления

Лекция 7. Мышление

1. Понятие о мышлении

2. Мыслительные операции

3. Формы мышления

4. Функции мышления

5. Классификация видов мышлении

 

Понятие о мышлении

Мышление –психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Средством опосредования и обобщения является язык.

Язык –это система условных символов, относительно независимых от человека, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Язык – это система знаков речевого языка и научных языков (математический, химический, компьютерный, и т.д.), языка дорожных знаков и пр. Различные системы языков фиксируют информацию и хранят ее в сокращенной компактной форме для дальнейшего использования.

Единицей языка является слово, предметное содержание которого называют значением слова. В значении слова выражается исторический опыт всего человечества.

Речь – это процесс пользования естественным языком.

Мышление – процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление включено во все виды деятельности человека ( труд, познание, общение, игру). И связано со всеми личностными особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и пр.).

Мышление как психический процесссовершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.

Умственные действия – это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями и понятиями.

 

Мыслительные операции

Анализмыслительная операция разделения предметов и явлений на части.

Синтез – мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха и вкуса и пр.

Сравнение — мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними.

Обобщение мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам.

Например, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу «познавательные процессы» по их существенному признаку: все они служат для познания окружающего мира.

 

Формы мышления.

Мышление функционирует и фиксируется в различных формах:

Мышление предметно-действенное

– форма мышления опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и явления с ними. Эта форма является основой формирования более сложных форм мышления. Используется в деятельности.

Мышление наглядно-образное – форма мышления, которая осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. В этом процессе человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти.

Мышление словесно–логическое – это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Понятие выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Суждения – результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида.

Умозаключение – форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся.

Рассуждение – ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений.

 

Функции мышления.

Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает:

— понимание — раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними;

— решение проблем, задач;

— целеобразование – порождение новых целей, программ поведения и деятельности;

— рефлексию – осознание субъектом своих внутренних действий.

Рефлексия (лат. Reflexio – отражение) – обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

Классификация видов мышления

М Ы Ш Л Е Н И Е

        
   
  

 

Теоретическое Дискурсивное Репродуктивное Индивидуальное

Практическое Интуитивное Продуктивное Коллективное

(творческое)

Теоретическое – направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой.

Практическое – направлено на решение практических задач.

Дискурсивное – аналитическое, развернутое во времени, поэтапное и значительно осознанное.

Интуитивное – характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протеканием без этапов.

Интуиция – способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Продуктивное (творческое) – связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать не стандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления.

Репродуктивное – выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Ответы на вопрос «4. Виды мышления и критерии их классификации.»

Виды мышления

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое.

– без–образное –— мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов (вюрцбургские психологи).

– Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

– Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

– Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

– Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

– Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

 

2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое.

– Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

– Практическое мышление — это познание законов и правил. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

 

3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное.

– Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

– Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

 

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное и продуктивное (творческое).

– Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

– Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.

 

5. По средствам мышления различают мышление: вербальное; наглядное.

– Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов.

– Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

 

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

 

6. По функциям различают мышление: критическое; творческое.

– Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

– Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

33. Виды мышления и различные основания для классификации.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Чистых видов мышления не встречается в природе. Они как бы взаимосвязаны между собой.

Мышление классифицируют по многим основаниям:

1. Генетическое основание.

2. Чем оперирует мышление

3. Степень критичности

4. Направленность мышления

5. Связь с практикой

6. Новизна продукта и т.д.

Представители ассоциативной психологии утверждали, что мышление есть только у высокообразованных людей (нр., мышления нет у детей, у дворников).

1. генетическое основание – самая старая классификация. На этом фоне появляются работы Келера. Эксперименты с человекоподобными обезьянами и детьми показали, что мышление есть мышление у человекоподобных обезьян и детей. Возникает разрыв между логическим, высоким явлением и разумным, практическим интеллектом. Генетическое основание выделяет по степени развития мышления, по форме:

Развитие мышления

Поздний уровень Логическое мышление Словесно-абстрактное

Наглядно-образное

Ранний уровень Практическое мышление Наглядно-действенное

Кубик Линка (Рубинштейн) – из 27 кубиков собрать большой куб. Покрасить его со всех сторон. Позвать ребенка и попросить собрать его. Ребенок смотрит и делает (наглядно-образное), ребенок смотрит и воображает (наглядно-образное мышление). Действие относится не к мышлению, а к реализации. Мышление зарождается в действию Наглядно-действенное мышление старается освободится из плена наглядности и действенности. Предыдущие методы никуда не уходят, они остаются на том же уровне, но меня.тся свойства.

Бюллер. Сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления — действенный, образный и символический — отражает события своим особым образом. 3 стадии развития мышления: оперирование предметами, образами, отношениями.

Критика генетического принципа: наглядно-действенное мышление ест и у взрослых, но в другой форме; плавные переходы между фазами; в разных культурах разные проявления.

2. Вербальное мышление и визуальное мышление.

3. Леви-Брюль в своей работе «Первобытное мышление» выделяет «пралогическое», «алогическое» мышление — первобытное мышление является нелогическим, т.е. неспособным осознавать, судить и рассуждать подсобно тому, как это делаем мы.

Отличие первобытного мышления от нашего: оно совершенно иначе ориентировано — там, где мы ищем вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду; оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах; оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум.

4. Блейлер. Выделение аутистичного и реалистичного мышления. Аутистическое мышление тенденциозно. Цель достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, т.е. благодаря механизму, зависящему от влияния аффектов. Между аутистическим и обычным мышлением не существует резкой границы, так как в последнее мышление очень легко проникают аутистические, т. е. аффективные элементы.

Аутистическое мышление управляется двумя принципами, которые при отрицательных аффектах противоречат друг другу, при положительных же аффектах совпадают в своем действии.

1. Каждый аффект стремится удержаться; 2. Мы устроены таким образом, что мы стремимся получить и сохранить приятное, а следовательно, и окрашенные удовольствием представления, неприятного же мы избегаем.

Аутистическое мышление во многих отношениях противоположно реалистическому.

Реалистическое мышление представительствует действительность; аутистическое мышление представляет себе то, что соответствует аффекту. Целью реалистических функций является создание правильного познания окружающего мира нахождение истины. Аутистиеские функции стремятся вызвать представления, окрашенные аффектом и вытеснить представления, окрашенные противоположным аффектом. Реалистические механизмы регулируют наше отношение к внешнему миру; они служат для сохранения жизни, для добывания пищи, для нападения и защиты; аутистические механизмы создают непосредственно удовольствие, вызывая окрашенные удовольствием представления, и не допускают неудовольствия, преграждая доступ представлениям, связанным с неудовольствием.

5. По степени рефлексивности (осознанности):

— интуитивное

— аналитическое

6. Теплов: По характеру мышления: практическое и теоретическое мышление. Ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума, в котором с чрезвычайной яркостью выступают своеобразные черты. От полководца требуется наличие двух качеств — выдающегося ума и сильной воли (причем под словом «воля» разумеется очень сложный комплекс свойств: сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т. п.).

7. Направленность мира: объяснение мира и преобразование мира.

8. По новизне продукта:

— продуктивное

— репродуктивное

Любое мышление содержит продуктивный и репродуктивный компоненты.

9. По этапам деятельности:

— диагностическое

— прогностическое

10. По занятости человека в практике:

-Техническое

— спортивное

— академическое.

11. Эдвард де Боно выделил шесть типов мышления и связал их и 6 цветами: синий – позиция размышления, белый – нейтральная позиция, черный – позиция «против», желтый – позиция «за», зеленый – позиция творческого преобразования, красный – позиция эмоционального восприятия.

7. Общие представления о мышлении. Виды и формы мышления. Типы и стили мышления.

(Мышление в целом изучали Петухов, Тихомиров, Лук, Друшлинский).

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. (логика, идея, мысль) Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Процесс мышления можно представить системой поведения совокупности двигательных реакций организма. Т.е. всякая мысль, связанная с движением, вызывает напряжение соответствующей мускулатуры, реализуясь в движении.

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных процессов.

Мышление – это деятельность особого рода, имеющего свою структуру и виды.

Виды мышления.

I. По форме:

  1. Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реально преобразованное в процессе действий с предметами.

  2. Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы.

  3. Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

II. По характеру:

  1. Теоретическое – решение теоретических проблем.

  2. Практическое – решение конкретных задач.

III. По степени развернутости:

  1. Дискурсивное – развернуто во времени, этапы четко выражены, максимально осознанно.

  2. Интуитивное – отсутствие четко выраженных этапов, протекает быстро, минимально осознанно.

IV. По степени новизны:

  1. Репродуктивное – воссоздающее, нетворческое.

  2. Продуктивное – творческое.

Мыслительные операции, их виды и уровни.

Мышление — это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции. К основным видам умственных операций относятся: анализ и синтез, сравнение, абстракция и конкретизация, обобщение.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предмета на составные части. Например, растение состоит из ствола, листьев, веток и т.д. Следовательно, анализ помогает нам понять структуру того, что мы воспринимаем. Виды: практический анализ, чувственный, словесный.

Противоположная анализу операция – синтез. Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Когда мы смотрим на два предмета, мы замечаем их различия или сходства. Виды: последовательное (одно за другим) и в виде противопоставления.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, рассматривая в предмете какую-то его часть, мы можем выделить ее или ее свойства независимо от всего потока воспринимаемой информации, т. е.

Конкретизация является предметом, противоположным абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Когда нас просят привести пример, то, по сути, это и есть конкретизация. Можно сказать, что конкретизация всегда выступает как пример или иллюстрация чего-то общего.

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Человек анализирует предметы, чтобы выявить их общие закономерности и предсказать их свойства.

Классификация – процесс группировки объектов в соответствии с их общими признаками.

Формы мышления, их виды.

Понятиеэто опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Во всяком слове, носителе понятия, легко можно выделить как эмоционально-образные наглядные компоненты, так и систему логических связей. Т.е. понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений, в основе которых лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. В общих понятиях отражаются признаки, присущие всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Единичными называют понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Виды: искусственные, житейские, научные. Они отличны как по происхождению так и психологическому строению. Житейские (дерево, кошка, ручка) формируются ребенком в практическом опыте, преобладающее место имеют наглядно-образные связи. Научные приобретаются в процессе школьного обучения (государство, глагол, млекопитающее и т.д.) формулируются учителем, а затем заполняются конкретным содержанием. Формируются с участием вербально-логических операций.

Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями или между их свойствами и признаками. Т.е. устанавливая связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями кого-то о чем-то. Суждения бывают общими, частными или единичными. В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данной группы, класса (все рыбы дышат жабрами). В частных утверждение или отрицание относится к некоторым предметам (некоторые ученики отличники), в единичных – только к одному (этот ученик плохо выучил урок). Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда выражают то, что воспринимается (этот стул деревянный) и опосредствованно, т.е. путем умозаключений или рассуждений (например теоретическое обоснование каких-либо свойств). (Виды: истинное, ложное – не нашла в книгах – это классификация Казанцевой).

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой, из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Виды: индуктивное, дедуктивное.

Индуктивное – переход от частных случаев к общему, которое охватывает собой частные случаи.

Дедуктивное – противоположное индуктивному. Это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения (например, опираясь на медицинские знания, можно предположить ту или иную болезнь).

Стили мышления

Синтетический стиль мышления проявляется в создании чего-то нового, оригинального, комбинировании несходных, часто противоположные идей, взглядов, осуществлении мысленных экспериментов. Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, снять противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить выводы на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам. Они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и той информации, которые легкодоступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «сегодня сделаем так, а там посмотрим…». Прагматики не терпят «общих разговоров». Ориентированы на инновации, любят все новое, избегают однообразия и монотонной работы. Могут одновременно выполнять несколько дел. Легко переносят ошибки, при неудачах быстро переключаются на другое направление деятельности.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, потрогать и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

4. Мышление, основные виды мышления, их характеристика, важнейшие операции мышления.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Виды мышления:

1.Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

2.Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

3.Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Возникает в конце дошкольного возраста и совершенствуется на протяжении всей жизни.

4. Теоретическое мышление — полностью совершается в уме. Это познание законов, правил.

5 Практическое мышление —его основной задачей является подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

6.Аналитическое мышление – хорошо осознается как процесс, имеет четко выраженные этапы, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности/ошибочности.

7.Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

8.Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, всегда руководствуется реальной действительностью.

9.Аутистическое — связано с реализацией желаний человека, слабо ориентируется на реальную действительность, не учитывает объективные жизненные обстоятельства(фантазии).

10.продуктивное(продуктивное)-порождает какой-либо новый, ранее не существенный материальный(предмет,явление) или идеальный(мысль,идея)продукт;

11.репродуктивное – мышление имеющее дело с такими задачам, решение которых кем-то, когда-то было найдено(решение в процессе обучения к-л учебных задач).

Мышление начинается с интереса, совершается как система сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Начальный момент появляется, когда у человека есть потребность что-либо понять. Процесс мышления направлен на решение задач, разрешение которых происходит с помощью операций.

Выделяют основные мыслительные операции:

1.Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

2.Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

3.Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

4.Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5.Абстрагирование — выделение одной к-л стороны, свойства и отвлечение от остальных. В предмете можно выделить его цвет не замечаея форму и наоборот.

6.конкретизация-логическая операция, противоположная обобщению. Некоторые общие утверждения переносятся на к-л конкретный объект, т.е. ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам.

7.индукция-из частных знаний выводятся некоторое общее знание.

8.дедукция-переход от общего к частному.

Лекция 6. Мышление.

Мышлениепсихический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление, как ощущение и восприятие – психический процесс. Однако, в отличии от этих психических процессов чувственного познания, позволяющих познать внешние стороны предметов и явлений (цвет, форма, размеры, пространственное положение), в процессе мышления осуществляется проникновение в суть предметов и явлений с раскрытием различных связей и зависимостей между ними.

С мышлением тесно связано воображение, в котором осуществляется возможность в идеальной форме преобразовать прошлый опыт человека с получением нового образа или идеи. Рисунок этого нового в воображении может быть разрушен, создан вновь, заменён в деталях, дополнен и переработан. Воображение, как определял его Иван Михайлович Сеченов, является «небывалой комбинацией бывалых впечатлений».

Мышление и воображение весь свой материал получают только из одного источника – из чувственного познания. Однако лишь при развитии мышления и воображения психика человека совершает тот качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого, представляемого и вспоминаемого. Они позволяют человеку мысленно перемещаться вдоль оси времени от прошлого к далёкому будущему, мысленно проникать в макро- и микромир. Мышление и воображение расширяют возможности человека в познании мира, т.к. оперируют не только первичными и вторичными образами действительности (восприятие и представление), но и абстрактными понятиями.

Процесс мышления тесно связан с речью, они протекают на основе общих элементов – слов. Речь возникла с переходом предка человека к трудовой деятельности (животные обладают лишь способностью произносить нечленораздельные звуки, которые могут выражать и передавать их эмоциональные состояния – тревогу, ужас, призыв).

С началом регулярного трудового общения у человека возникла способность отражения сложных связей и отношений окружающего мира и выражения собственных мыслей при помощи речи. Мышление и речь выступают в единстве: язык есть не что иное, как выражение самой мысли.

Практические действия, образы и представления, символы и язык – всё это средства, орудия мышления, созданные человечеством для проникновения в существенные связи и отношения окружающего мира. Мышление опосредовано ими. Поэтому мышление часто обозначают как процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

Виды мышления.

Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребёнка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это – генетическая классификация мышления.

Наглядно-действенное (практическое) мышление – вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущение и восприятие). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами.

Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребёнка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышление соответствует появление у ребёнка громкой речи – описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребёнка в ситуации. Речь вначале носит развёрнутый, внешний характер, а затем постепенно «свёртывается», превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление – база для формирования словесно-логического мышления.

Абстрактно-логическое мышление (отвлечённое, словесное, теоретическое) – вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую даёт нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь же мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлечённую и обобщённую картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.

Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться различные мыслительные операции.

Операции процесса мышления.

Мыслительная деятельность протекает в виде особых умственных операций.

  1. Анализ – мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путём изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков и сторон.

  2. Синтез – мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов или явлений.

  3. Сравнение – мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.

  4. Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов или явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какую-то черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями этого же объекта.

  5. Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.

  6. Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе говоря – мысленный переход от обобщённого знания к единичному, конкретному случаю.

  7. Систематизация (классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом (деление на категории по существенному признаку).

Все мыслительные операции протекают не изолировано, а в различных сочетаниях.

Основные формы абстрактного мышления.

Основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлечённом, абстрактном мышлении, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления, выраженная словом.

В понятии как бы соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Значение понятия для процесса мышления очень велико, т.к. сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышления, образуя более сложные мысли – суждения и умозаключения. Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи.

Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием.

Понятие может быть конкретным, когда предмет или явление в нём мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «государство»), и абстрактным, когда имеется в виду свойство предмета или отношение между предметами («белизна», «параллельность», «ответственность», «смелость»).

Содержание понятия – это совокупность наиболее существенных признаков предмета, который мыслится в этом понятии.

Объём понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

Увеличение содержания понятия ведёт к уменьшению его объёма и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «порок сердца» путём добавления нового признака «ревматический», мы переходим к новому понятию меньшего объёма – «ревматический порок сердца».

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия.

Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, то суждение отражает их связи и отношения.

Обычно суждение состоит из двух понятий – субъекта (тог, относительно чего в суждении что-либо утверждается или отрицается) и предиката (собственно утверждения или отрицания). Например, «Роза красная» — «роза» — субъект, «красная» — предикат.

Бывают общие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы («все рыбы дышат жабрами»).

В частных суждениях утверждение или отрицание относится к некоторым представителям класса или группы («некоторые студенты – отличники»).

Единичным суждением называется такое, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете («это здание – памятник архитектуры»).

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы выводим из уже имеющихся знаний. Следовательно, умозаключение – это опосредованное, выводное знание.

Между посылками, из которых выводится заключение, должна существовать связь по содержанию, посылки должны быть истинными, кроме того, должны применяться определённые правила или методы мышления.

2. Характеристика форм мышления

К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.

ПОНЯТИЕ — форма мышления, в которой отражается закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений.

Усвоение понятия по своей сути есть не что иное, как усвоение общественного опыта. Только человек имеет возможность посредством слов передавать из поколения в поколения накопленную информацию. Неслучайно, что во многих теориях обучения в качестве одного из ведущих принципов выделяется усвоение понятий.

Понятия можно разделить на несколько видов. В частности, по характеру отражаемых связей и отношений выделяют конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями окружающей действительности в целостной и структурно-обособленной форме. В качестве примера можно привести такие понятия, как «компьютер», «собака», «река», «дом», «дорога». Абстрактными называются понятия, в которых отражаются свойства предметов, взятые в отвлечении (абстрактно) от их носителей (предметов). Примерами абстрактных понятий будут гуманизм, сила, чистота, надежность, синева, воля.

По другому признаку, по общности, различают общие и единичные понятия. Общие понятия («школа», «игра», «река») отражают круг однородных явлений (предметов), имеющий общий признак. Единичные понятия (ОШ № 48 г. Минска, КВН, «река «Припять») обозначают один, конкретный предмет (явление).

СУЖДЕНИЕ — форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами.

Ввиду того, что предметы и явления, а также их свойства обозначаются соответствующими понятиями, можно утверждать, что в суждении устанавливается связь между понятиями. Выделяют две классификации суждений. В зависимости от того, соответствует ли суждений объективной реальности, различают истинные и ложные суждения. При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь (практика).

В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении — общие, частные и единичные. Общие суждения распространяются на всю совокупность предметов (явлений), содержащихся в понятиях (например, «Все школьники летом отдыхают»). Частные суждения касаются только части предметов (явлений), относящихся к понятию (например, «Некоторые школьники увлекаются футболом»). В единичном суждении приводится указание на конкретное понятие («Ученик Федоров стал победителем Х международной олимпиады по биологии»). Т.о, в суждениях представлена мысль о связи предметов (явлений) в развернутой и дифференцированной форме, о характере причинно-следственных связей. В этой мысли может содержаться либо утверждение, либо отрицание какого-либо соотношения.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение.

Умозаключения могут выводится тремя способами, на основе которые выделяются соответствующие умозаключения:

индуктивные умозаключения — выведение общего привила из частных фактов;

дедуктивные умозаключения — распространение общего правила на конкретный случай;

умозаключения по аналогии — новое суждение выводится по сходству с уже известным.

Т.о., умозаключение представляет собой высшую форму мышления, которая позволяет человеку использовать различные мыслительные операции для нахождения новых решений, для формирования новых суждений. При этом человек может не прибегать к непосредственному, чувственному опыту, а оперирует абстрактной информацией (т.е. речь идет о теоретическом мышлении).

РЕШЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ. Задача характеризуется тем, что, с одной стороны существуют определенные условия (что дано) и неизвестное, которое необходимо (желаемо) найти. Если человек уже сталкивался с данной задачей, то он может использовать тот вариант решения, который дал нужный результат. Однако в этом случае можно констатировать, что мышление не задействуется. О мышлении мы вправе говорить лишь в случае, если человек имеет перед собой задачу, на которую нет готового ответа. Подобную ситуацию обозначают как проблемную.

Мыслительная задача в каждой проблемной ситуации имеет свою специфику, что отражается и на особенностях ее решения. Виды поиска решения задачи могут быть самыми различными, например:

поиск посредством систематических проб связан с последовательным перебором всех возможных вариантов решения на каждом этапе;

случайный поиск — не имеющий какой-то строгой системы и логики поиск вариантов решения;

выборочный поиск — выбор способа решения на данном этапе определяется с учетом результатов решения предыдущих этапов;

избирательный (селективный) поиск — способ решения задач с использованием новых, творческих подходов.

В качестве основных этапов мыслительного процесса можно выделить следующие:

1. Мотивация (желание решать задачу) — важнейшее условие эффективности мыслительного процесса. Человек, имеющий сильное желание, будет проявлять больше настойчивости, и при прочих равных условиях, у него больше шансов придти к верном решению.

2. Анализ проблемы — всестороннее изучение имеющихся данных, рассмотрение всего, что может быть полезно для решения.

3. Поиск решения — различные попытки нахождения возможных способов решения задачи. На данном этапе могут использоваться виды поиска, рассмотренные выше.

4. Логическое обоснование решения — выбор из нескольких вариантов одного, наиболее логически обоснованного.

5. Реализация решения — практическое использование выбранного варианта решения.

6. Проверка найденного решения — оценка правильности или неправильности осуществленного решения.

7. Коррекция решения в случае его неправильности и возврат ко 2 этапу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *