Виды ощущений и их виды: Ощущения 💡 Основные виды, свойства и характеристики ощущений – Ощущения, их виды. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений

Автор: | 27.12.2020

Виды и свойства ощущений

Лекция №7: «Ощущения и восприятие»

ПЛАН

1. Понятие ощущений

2. Физиологическая основа ощущений

3. Виды и свойства ощущений

4. Понятие восприятия

5. Физиологические основы восприятия

6. Виды и свойства восприятия

 

 

Понятие ощущений.

Ощущения – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы органов чувств или анализаторы.

При помощи ощущений мы узнаем о вкусе, цвете, тяжести окружающих предметов, о температуре поверхности, о свойствах поверхности (гладкая или шероховатая), о звуках, которые издает предмет и др. Ощущения позволяют нам замечать изменения в нашем собственном теле, фиксировать положение тела в пространстве, движение отдельных его частей, определять состояние внутренних органов.

Ощущение – это чувственный опыт, т.к. возникает только при прямом непосредственном воздействии предметов на наши органы чувств.

 

Физиологическая основа ощущений

Анализатор– это анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей.

Структура анализатора

1. Периферический отдел, или рецептор, преобразующий определенный вид энергии в нервный процесс;

2. Проводящие пути – афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням анализатора, в том числе к рецепторам и регулируют их активность;

3. Корковые проекционные зоны, или центр анализатора.

В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.

Предметы, воздействуя на органы чувств, вызывают в окончаниях чувствительных нервов соответствующего воспринимающего органа – рецептора – нервный процесс возбуждения. Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический процесс – ощущение. Человек осознает что-то, что на него воздействует, отражает свойства предметов и явлений, — ощущает цвета, звуки, тепло, холод, запахи.

Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается, человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, прислушивается, отдергивает руку от горячего и т.д. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора.

Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.

 

Рис.1. Схема возникновения ощущений

 

Виды и свойства ощущений

В основе различных классификации видов ощущений, лежат разные признаки:

I. По модальности анализатора (по тому какие органы чувств отвечают за те или иные ощущения) выделяют зрительные, слуховые, кожные, вкусовые и обонятельные ощущения.

· Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра, на световой рецептор глаза.

· Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны.

· Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи.

Осязание или кожная чувствительность включает в себя: тактильные (или ощущения прикосновения, давления и вибрации), температурные (или ощущения тепла и холода) и болевые ощущения.

· Вкусовые ощущения

вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Необходимым условием возникновения вкусовых ощущений является растворение веществ в слюне (или в воде). Сухо вытертый участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердым веществом.

Вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – область корня языка.

· Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки.

Обоняние – это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга занимает та часть, которая отвечает за обоняние. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около 1/3, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно 1/20 части.

Указанные различия соответствуют развитости других видов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ.

II. По расположению рецепторов в организме человека и выполняемой ими функции классификация англ. физиолога Ч. Шеррингтона) выделяют: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения (внешние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию из внешнего мира. Экстероцептивные рецепторы, расположены на поверхности нашего тела. Выделяют две группы экстероцептивных ощущений: контактные и дистант-ные ощущения. Контактные вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. К ним относится осязание и вкус. Дистантные отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относится зрение и слух.

Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в тоже время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Проприоцептивные

ощущения (ощущения движения) – это ощущения, которые дают человеку информацию о движении и положении его тела в пространстве. Проприоцептивные рецепторы расположены в органах движений (в скелетных мышцах, связках и суставных сумках).

Интероцептивные ощущения (внутренние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию о состоянии его внутренних органов. Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах.

Свойства ощущений

Выделяют первичные и вторичные свойства ощущений. К первичным свойствам каждого ощущения относят: качество (или модальность ощущения), интенсивность, длительность и пространственную локализацию раздражителя.

Рис. 2 Первичные свойства ощущений

 

Качество (модальность) – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность – это количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность – это временная характеристика ощущений, которая определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием органов чувств человека.

Длительность включает в себя латентный (скрытый) период и время последействия раздражителя.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.

Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействующего раздражителя. Например, свет – темнота, тяжесть – легкость, тепло – холод, и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к опр6еделенному воздействию.

Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, который дает нам сведения о месте нахождения раздражителя в пространстве (если имеем дело с дистантными раздражителями) или какова локализация раздражителя на поверхности тела. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем локализация всех других видов ощущений. Поэтому локализацию боли установить бывает довольно сложно.

К вторичным свойствам ощущений относятся: абсолютные и разностные пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия, контраст. Причем, абсолютные и разностные пороги позволяют измерять чувствительность, а адаптация, сенсибилизация, синестезия и контраст – характеризуют изменение чувствительности.

Рис. 3. Вторичные свойства ощущений

 

Чувствительность – это способность человека или животного реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Существуют два основных метода измерения чувствительности: прямой и косвенный. Прямой метод (метод словесной оценки раздражений) состоит в следующем: испытуемому предлагается соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, цвет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Испытуемому предлагается ответить, когда он впервые почувствовал соответствующее ощущение. Например, для определения ощущения прикосновения можно использовать эстезиометр.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию.

Чувствительность человека нужно определять при профессиональном отборе. Чувствительность измеряется с помощью абсолютных и разностных порогов.

Нижний абсолютный порог – определяется минимальной силой раздражителя, вызывающей едва заметное ощущение.

Нижний абсолютный порог характеризует чувствительность системы. Чем ниже нижний абсолютный порог, тем выше чувствительность системы.

Раздражители, сила действия которых, лежит ниже абсолютного порога, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г.В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменения электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г.В. Гершуни «субсенсорной областью».

Верхний абсолютный порог – определяется максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное ощущение.

Верхний абсолютный порог характеризует выносливость системы. Чем выше верхний абсолютный порог, тем выше выносливость (устойчивость организма к сильным воздействиям) системы.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражителя и т. д.

Разностный порог (или относительная чувствительность) – определяется минимальным различием между двумя раздражителями, вызывающим едва заметное различие в ощущениях.

Например, если мы положим на руку груз весом сто граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того, чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках, воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину, это и есть разностный порог или порог различения.

Различительная способность зависит от величины исходного раздражителя. Это величина относительная, а не абсолютная. Значит, отношение добавочного раздражителя к исходному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней, чтобы человек почувствовал разницу в ощущениях.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового – 1/10, для тактильного – 1/30. Таким образом, зрительный анализатор является более чувствительным.

Зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя выражается формулой:

S = K lg J +C,

где, S – интенсивность ощущения;

J – сила раздражителя

K и C – константы.

Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя – это закон Вебера-Фехнера или основной психофизический закон.

 

 

Таблица 1.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

8. Понятие об ощущениях, их виды и особенности.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Рецепторы — это чувствительные нервные образования, которые воспринимают воздействия внешней и внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Сигналы поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождается возникновением простейших психических явлений – ощущений).

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. И.П.Павлов считал, что анализатор состоит из 3 элементов: органа чувств, проводящего пути и коркового отдела. Выделяют: зрительный, обонятельный, кожно-мышечный, слуховой, вкусовой и температурный анализаторы. Для возникновения ощущения необходима работа анализатора в целом.

В зависимости от расположения рецепторов, ощущения подразделяются на три группы:

1) интероцептивные (объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организ­ма, и обеспечивают регуляцию элементарных влечений) связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах

2) проприоцептивные (обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и поло­жении опорно-двигательного аппарата, они обеспечивают регуляцию наших дви­жений) рецепторы находятся в мышцах, связках и вестиб. аппарате име­ют форму особых нервных телец (тельца Паччини).

3).Самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, именно к ней относятся обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.

Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактных (вкус и осязание) и дистантных (обоняние, слух и зрение) ощущений.

В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактиль­ные, статические и кинестетические, температурные, бо­левые, жажды, голода.

Все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:

  1. Пороги чувствительности (это ее предельные возможности. Диапазон нашей чувствительности ограничен верхним и нижним абсолютным порогами.

Абсолютный нижний порог ощущения минимальное значение раздражителя, при котором возникает едва заметное ощущение.

Абсолютный верхний порог – максимальная величина раздражителя, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Дифференциальный порог наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущения. Чем острее чувствительность, тем ниже ее пороги.

  1. Адаптация изменение чувствительно­сти анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

  2. Сенсибилизацияповышение чувствительности анализаторов под действием раз­личных внешних и внутренних факторов (ожидание, опыт, тренировка).

  3. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Общее представление об ощущении. Функции рецепции. Виды ощущений и возможность их классификации.

План ответа

  1. Общее представление об ощущении.

  2. Функции рецепции.

    1. Сигнально-пусковая.

    2. Контрольно-координационная.

  3. Классификация ощущений.

    1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов

    2. По месту расположения рецепторов

    3. По модальности (виду) раздражителя

  4. Виды ощущений.

    1. Зрительные

    2. Слуховые

      1. Вибрационные

    3. Обонятельные

    4. Вкусовые

    5. Тактильные

    6. Болевые

    7. Температурные

    8. Давления

    9. Кинестетические

    10. Статические

    11. Органические

Ответ:

  1. Общее представление об ощущении.

С точки зрения психологии ощущения представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, воздействую­щих на органы чувств.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Их объектив­ность заключается в том, что в них всегда отражен внешний раздражитель. А субъективность — в том, что они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Эти каналы были названы анализаторами. Анализатором называют анатомофизиологический аппарат, специали­зированный для приема воздействий определенных раздражителей из внеш­ней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) рецептор — орган чувств, который преобразует энергию внешнего воздействия в нервные импульсы. Каждый рецептор приспособлен к при­ему только определенных, характерных для него видов воздействия;

2) проводящие нервные пути. По этим путям сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое. Человек обладает двумя десятками анализаторных систем.

  1. Функции рецепции.

    1. Сигнально-пусковая.

Для сигнально-пусковой функции рецептору существенно иметь высокую чувствительность, т.е. максимально низкие пороги как по абсолютной силе сигнала, так и по различению между сигналами. На первый план по биологической значимости здесь выступают телерецепторы обоняния, слуха (также ультраслуха) и зрения в различных ранговых порядках у разных видов животных. Для вычленения далее значимых сигналов из хаотического фона «помех» нужна и необходимо вырабатывается совершенно аналитическая или анализаторная способность реципирующих аппаратов центральной нервной системы

Для сигнально-пусковой роли важнейшим механизмом является совокупность процессов активного систематизированного поиска (scanning), или «просматривания», своего диапазона каждым из телерецепторов.

Полнота или синтетичность рецепторики обеспечивается сенсорными синтезами (или сенсорными полями). К их числу относятся, например, схема своего тела, пространственно-двигательное поле, синтезы предметного или «качественного» (топологического) пространства и др. Роль этих «полей» в управлении двигательными актами

 Рефлекторная система будет работать правильно, если за каждым эффекторным ответом будет закреплен свой неизменный и безошибочно распознаваемый пусковой сигнал — код.

Характеристика основных видов ощущений

Кожные ощущениявсе ощущения, которые человек получает от кожных рецепторов, и те, которые возникают при воздействии раздражителей на слизистую оболочку рта, носа, роговую оболочку глаз. Это контактный вид ощущений, возникают при непосредственном контакте рецептора с предметом реального мира. При этом возникают ощущения четырех видов: ощущения прикосновения, или тактильные ощущения, ощущения холода, тепла, боли. Тактильные ощущения несут информацию не только о раздражителе, но и о локализации его воздействия.

Вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторами вкусовых ощущений являются вкусовые луковицы. У взрослого человека вкусовые луковицы расположены на кончике, по краям, на задней части верхней поверхности языка, а также на нёбе, миндалинах и задней стенке глотки. У детей область вкусовых луковиц гораздо шире, чем у взрослых.

Рецепторами обонятельных ощущений являются обонятельные клетки, погруженные в слизистую оболочку обонятельной области.

Вкусовые ощущения в большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкуса в значительной мере зависит от примеси обонятельных ощущений. Если исключить все примеси тактильных, температурных и обонятельных ощущений, то собственно вкусовые ощущения сведутся к четырем основным типам: кислое, сладкое, горькое, соленое.

В отличие от вкусовых обонятельные ощущения не могут быть сведены к сочетаниям основных запахов, поэтому строгой классификации запахов не существует.

Чувствительность обонятельных и вкусовых рецепторов повышается при состоянии голода.

Вкусовые и обонятельные ощущения можно развивать, что необходимо при освоении профессии дегустатора.

Слуховые ощущения. Раздражителями для органов слуха являются звуковые волны. Все звуки, которые принимает ухо делятся на две группы: музыкальные (звуки пения, музыкальных инструментов) и шумы (скрипы, шорохи). Человеческая речь одновременно содержит звуки обеих групп.

В звуковых волнах различают частоту, амплитуду и форму колебаний. Соответственно этому слуховые ощущения имеют следующие три стороны: высоту звука (отражение частоты колебания), громкость звука (определяется амплитудой колебания волн), тембр (отражение формы колебания волн).

Зрительные ощущения. Раздражителем для органа зрения является свет, т.е. электромагнитные волны, Волны определенной длинны вызывают у человека ощущение определенного цвета. Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения – это ощущения цвета. Все цвета делятся на две группы: ахроматические и хроматические. К ахроматическим относятся белый, черный и серый, к хроматическим – все остальные.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только светлотой. Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Чувствительность человеческого глаза очень велика. Например, между черным и белым цветом человек может различить около 200 переходных цветов. Однако необходимо разделять понятия «чувствительность глаза» и «острота зрения». Острота зрения – способность различать мелкие и удаленные предметы.

На практике все воспринимаемые нами цвета являются результатом сложного взаимодействия световых волн различной длины. Смешивание волн позволяет нам видеть определенный цвет. В работах Ньютона и Гельмгольца были установлены законы смешивания цветов. Для каждого хроматического цвета можно подобрать другой хроматический цвет, который при смешении с первым дает ахроматический цвет, т.е. белый или серый. Такие цвета принято называть дополнительными. При смешении двух не дополнительных цветов получается третий – промежуточный между двумя первыми цвет. Из приведенных выше законов вытекает важное положение: все цветовые тона можно получить путем смешения трех соответственно выбранных хроматических цветов. Это важно для понимания природы цветного зрения.

Согласно теории трехцветного зрения Гельмгольца (идея выдвинута Ломоносовым в 1756г., а через 50 лет высказана Т. Юнгом, а еще через 50 лет более подробно разработана Гельмгольцем) в глазу имеется три физиологических аппарата: красноощущающий, зеленоощущающий и фиолетовоощущающий. Изолированное возбуждение первого дает ощущение красного цвета, второго – зеленого, третьего – фиолетового цвета. Однако свет действует одновременно на три аппарата сразу, Возбуждение этих аппаратов с различной интенсивностью и в различных пропорциях по отношению друг к другу дает все известные хроматические цвета. Ощущение белого цвета возникает при равномерном возбуждении всех трех аппаратов.

Зрительные ощущения не прекращаются в то же мгновение, как прекращается действие раздражителя. Зрительное возбуждение обладает определенной инерцией. Продолжение зрительного ощущения называется продолжительным последовательным образом. Благодаря этому явлению мы смотрим кино и не замечаем движения пленки.

Другой феномен зрения связан с отрицательным последовательным образом. После воздействия света в течение некоторого времени сохраняется ощущение противоположного по светлоте воздействия.

Например: положите перед собой два чистых белых листа бумаги, на середину одного из них положите квадратик красной бумаги, в середине красного квадратика нарисуйте крестик. Смотрите на него 20-30 сек., не отрывая глаз. Затем переведите взгляд на чистый лист бумаги. Через некоторое время вы увидите на нем образ квадратика. Только цвет у него будет другой – голубовато-зеленый. Образ квадратика и есть отрицательный последовательный образ. Почему образ квадратика зеленовато-голубой? Дело в том, что этот цвет является дополнительным по отношению к красному цвету, т.е. их слияние дает ахроматический цвет.

Осязание. Процесс сочетания кожных и двигательных ощущений называется осязанием. Эксперимент: к коже предплечья прикладывают различные фигуры: круги, треугольники, ромбы, звезды, фигурки людей, животных и т.п. (заготовить!), однако все они воспринимались как круги, но ощупывание позволяло безошибочно определить их форму.

Осязанию мы обязаны способностью оценивать такие свойства предметов как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость.

Все виды ощущений взаимосвязаны между собой, поэтому мы получаем наиболее полную информацию об окружающем мире и о себе само. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов. Целостный же образ предмета мы получаем благодаря восприятию.

В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Именно в нем совершается «переход энергии внешнего мира в акт сознания». Для возникновения ощущения достаточно воздействия раздражителя на функционирующий анализатор. В предмете синтезированы различные физические и химические и др. свойства, доступные отражению на уровне ощущений. Однако одинаковыми физико-химическими свойствами обладают и несхожие предметы. Познание предметов или явлений предполагает отражение их качественной определенности в характеристике данного объекта.

Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Образ всегда сигнал и имеет биологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения или ухода от раздражителя, а также траекторию, силу и скорость движения, пространственную локализацию. Человек не только видит, слышит, ощущает, но испытывает познавательно-эстетическую потребность ощущать, видеть и слышать. В потребности иметь ощущения заложена основа умственного, эстетического и духовного развития личности, полнота отражения мира и отношения к нему.

Образ представлений вторичен по отношению к образам ощущения и восприятия: сохраненный в памяти, он улучшает ориентацию животных в среде, а у человека становится достоянием духовной жизни, итогом чувственного познания мира, основой прогноза для познания и действия.

Существование представления не связано с наличием предмета в объективном мире и его непосредственным воздействием на органы чувств. Представления есть результат бывших актов ощущения и восприятия (первый путь возникновения представлений) или воображения и трансформации представлений в памяти (второй путь их возникновения). Представления актуализируются в сознании по ассоциациям: «слово-образ», «образ-образ», «чувство-образ», а также непроизвольно, точнее, благодаря действию неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания. Проекция представлений в реальное пространство есть галлюцинация, симптом болезненного состояния личности. Представления, принадлежащие личности, объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Двигательные представления осуществляют преднастройку человека на действие и как эталон корректируют его.

Запас представлений – образов людей, явлений производственной и социальной жизни – в современном мире дополняется представлениями, полученными в СМИ. Большую группу составляют представления, возникшие на основе репродуцирующего воображения при чтении книг, карт, других символических изображений и превращения их в образы, сохраняемые сознанием. Богатство духовного мира личности зависит от количества и разнообразия представлений, их яркости, взаимной связанности, включенности в практическую деятельность и мышление, силы эмоционального тона и чувств, вызываемых воспроизводимым в сознании образом.

Качеством личности, производным от представлений, является впечатлительность. Под ней можно иметь в виду (проводя аналогию с термином «чувствительность») способность иметь представления, различные по яркости и по связи с внешним миром, с различной степенью выраженности в них чувств.

При сравнении качественных характеристик образа восприятия и образов представления бросается в глаза неполнота, фрагментарность, расплывчатость, неустойчивость, бледность образа представления по сравнению с образом восприятия. Эти признаки действительно присущи представлениям, но не они передают существенное в представлениях. Сущность представлений состоит в том, что они – обобщенный образ действительности, сохраняющий важные для особи и личности особенности окружающего мира.

Пример: Комплекс оживления младенца в ответ на восприятие лица матери – свидетельство возникшего представления и заинтересованного реагирования ребенка на окружающий мир. Представления – исходные данные для оперирования в сознании «слепками» действительности. Представления являются итогом чувственного познания человеком мира, опытом, достоянием каждой личности. Одновременно образ представления – исходная форма развития и развертывания психической жизни личности.

Ощущения и сохранение их следов нервной системой – природная основа развития психики в филогенезе и онтогенезе. Чувствительность как способность иметь ощущения – основа личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *