Виктимные дети: Виктимное поведение подростков: причины, профилактика – Причины виктимного поведения у детей

Автор: | 28.06.2020

Виктимное поведение подростков: причины, профилактика

Виктимное поведение представляет собой совокупность приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или деструктивных действий. А.В. Мудрик привел определение понятию виктимности: «Виктимность – субъективная предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств» и указал, что «повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье» [4, с.23]. Люди, рискующие оказаться в положении жертвы,  демонстрируют разные виды виктимного поведения: агрессивным поведением вызывающе провоцируют преступника; пассивно подчиняются насилию; проявляют невнимательность или  абсолютное непонимание хитростей преступника [6, с.88]. Главный признак виктимного поведения – это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего (жертвы).

Самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации – подростковый. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут [5, с.96].

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные и др.

 Фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследств. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии,  саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. [6, с.55] Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков. 

Основные составляющие виктимности подростков:   

1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью.

2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности.

3. В структуре личности: социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и высокая степень конформности.

4. В ситуации конфликта тенденция «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта.

5. Низкий уровень сексуальной просвещенности.

6. Нервно-психические расстройства (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.).

7. Безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию.

8. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвами насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении слабых.

Профилактика виктимного поведения детей и подростков:

  1. Выявление деструктивных семей и работа с ними.
  2. Диагностика индивидуально-психологических черт личности подростков с целью выявления «группы риска», подверженности виктимизации.
  3. Профилактика употребления спиртных напитков и ПАВ у несовершенннолетних.
  4. Правильное и своевременное полоролевое воспитание. Формирование у детей знаний в области взаимоотношения полов, морально-нравственных принципов.
  5. Формирование коммуникативных навыков, приемлемых форм и стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях.
  6. Просвещение обучающихся и родителей о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан, обстоятельствах возникновения криминальных ситуаций, эффективных способах выхода из них, особенностях поведения преступников (с привлечением сотрудников ПДН).
  7. Разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях.
  8. Организация досуга детей и подростков во внеурочное время.
  9. Самое главное в профилактике виктимного поведения детей и подростков — это грамотное воспитание и благоприятная психологическая среда развития ребенка в семье. Ведь семья — это не только первый институт социализации будущей взрослой личности, но и микромир, «среда обитания» ребенка. И при правильной ее организации риски виктимизации будет сведен к минимуму.

Педагог-психолог Бигун Е.С.

 

Причины виктимного поведения у детей

0 комментариев 09.09.18

В статье «Психологический портрет потенциальной жертвы» я рассказывала о таком опасном феномене как виктимность, рассмотрев в деталях особенности характера, мировоззрения и самоидентификации людей, чье поведение провоцирует других причинять им вред. В этом же материале я хочу поговорить об истоках деструктивного мышления таких личностей.

Записаться на консультацию психолога


Полная конфиденциальность
Профессионализм
Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций
Выбор места проведения консультации

Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.

Сегодня психологи едины во мнении, что виктимность – это приобретенная личностная особенность. Фундамент такой патологической модели поведения формируется в детские годы. Становление психологии жертвы происходит под влиянием различных факторов – взросления в неблагоприятной среде, стиля воспитания, психических особенностей родителей.

Сразу отмечу, что ошибочно воспринимать виктимность как исключительно результат взросления в асоциальной среде. Виктимная модель поведения может сформироваться как у ребенка из откровенно неблагополучной семьи, так и у вполне нормальных родителей. Под воздействием определенных негативных факторов в сознании незрелой личности формируется жизненный сценарий, в котором она всегда воспринимает себя как жертву.

Какие семьи находятся в группе риска?

Виктимизации ребенка может способствовать низкий социально-экономический статус семьи. Речь идет о семьях с жизненной неустроенностью одного или обеих родителей, с низким уровнем достатка, асоциальным поведением взрослых. Риск формирования виктимности повышается у детей из откровенно неблагополучных семей – алкоголиков, наркоманов, лиц страдающих игровой зависимостью.

Алкоголизм в семье создает предпосылки для развития виктимности у ребенка

В группе риска находятся дети из неполных семей, в которых часто ребенок не может рассчитывать на полноценную социальную и эмоциональную поддержку. Матери-одиночки нередко проецируют на детей свои нервные состояния, результатом чего является эмоциональная изоляция, жестокое обращение или навязывание чувства глубокой вины.

Вам также может быть интересно:
Проблемы детей в семьях алкоголиков

Еще одна группа риска – молодые семьи, где родители в силу своего возраста не способны обеспечить условия для правильной социализации ребенка. Речь может идти как о финансовой неустроенности молодой семьи, так и неадекватных знаниях о ребенке или нежелании заниматься его воспитанием. Такой малыш растет в обстановке эмоционального отчуждения и неудовлетворенных потребностей, что создает предпосылки для его виктимизации.

Неблагоприятные нормы и стили семейного воспитания

Ошибки раннего детского воспитания играют ключевую роль в формировании виктимной личности. Наиболее высок риск виктимизации в неблагополучных семьях, в которых ребенок становится свидетелем аморального образа жизни родителей, испытывает недостаток опеки или же вовсе оказывается безнадзорным. Заброшенные и эмоционально отверженные дети уже в раннем подростковом возрасте демонстрируют признаки асоциального поведения – убегают из дома, проявляют тягу к вредным привычкам и криминогенному окружению.

Виктимность может формироваться и у детей из внешне благополучных семей. Наиболее типичными являются ситуации, когда при формальном присутствии родительского контроля ребенок испытывает недостаток внимания, тепла и заботы. Родители из-за своего карьеризма, финансовых проблем или супружеских сложностей не включаются во внутреннюю жизнь ребенка – он одет и накормлен, но взрослым не важны его мысли, его достижения, переживания и тревоги. Эмоциональное отвержение наталкивает ребенка на мысль, что он заслуживает такого отношения, из-за чего падает его самооценка и подсознательно закрепляется жизненная установка, что его не может любить никто – ни родители, ни окружение.

Развитию виктимности способствует внушение ребенку неправильных поведенческих установок. Многие родители закладывают в сознание детей ошибочный образ «хорошего» человека, как покорного, мягкосердечного и нетребовательного индивида. В гипертрофированном варианте такая персона начинает жертвовать личными интересами во благо других, что является одной из определяющих черт виктимной личности. Также у такого ребенка отсутствует чувство лидерства и независимости, самостоятельности и уникальности.

Виктимность как последствие гиперопеки

Виктимность может являться следтствием родительской чрезмерной опеки

Распространенная ошибка воспитания, способная спровоцировать виктимное поведение, – родительская гиперопека, когда чрезмерное внимание и забота о ребенке сочетаются с мелочным контролем всех аспектов его жизни. Виктимные последствия гиперопеки проявляются, обычно, в подростковом возрасте, и могут приобретать разную форму в зависимости от психотипа ребенка.

Вам также может быть интересно:
Психологическая коррекция детско-родительских отношений

Активные и решительные ребята стремятся вырваться из родительской орбиты – они поднимают бунт против сложившихся отношений, демонстрируют вызывающее поведение, тягу к асоциальным компаниям, стремятся как можно раньше освободиться от зависимости взрослых и покинуть родительский дом. У спокойных, рассудительных и уравновешенных детей находившихся в объятьях родительской гиперопеки все наоборот. В них развиваются другие виктимные качества – несамостоятельность, робость, отсутствие инициативности, неумение защищать себя.

Факторы риска вне семьи

Виктимное поведение ребенка может сформироваться под воздействием внесемейных обстоятельств. Сразу отмечу, в большинстве случаев семейные и внесемейные факторы находятся в тесной связке. Если ребенка унижают дома, велика вероятность, что его подавленностью и эмоциональной уязвимостью будут пользоваться и сверстники. И наоборот: ребенок, имеющий здоровую самооценку, привыкший делиться с родителями своими проблемами и знающий от них как поступать в сложных ситуациях, сможет дать отпор недоброжелателям и не станет жертвой буллинга.

И все же,  поговорим о тех внесемейных факторах, которые могут привести к развитию виктимного поведения. Прежде всего, это сложности в общении со сверстниками. Они могут принимать самые разные формы: от простой замкнутости и нелюдимости ребенка, до его травли одноклассниками. Нередко источником эмоционального прессинга выступают учителя, с которыми у ребенка по тем или иным причинам не сложились отношения. Своими действиями они могут формировать чувство неполноценности у ребенка, публично унижать его перед классом и т.д.

В раннем подростковом возрасте причиной возникновения виктимного поведения может стать вовлеченность ребенка в антисоциальные группы. В самом явлении субкультур, к которым тяготеет любой подросток, нет ничего плохого, но только если они не носят деструктивных характер. В советское время ярлык «антисоциальный» вешался абсолютно на все молодежные субкультуры. Это, конечно, неправильно. Сегодня спокойно относятся даже к внешне аморальным панкам.

Вовлеченность в деструктивную молодежную субкультуру - одна из причин подростковой виктимности

В пестрой палитре современных субкультур существует немало и объективно опасных молодежных движений. Примером может служить молодежная субкультура «А.У.Е.» (аббревиатура от арестантский уклад един), сторонники которой пропагандируют криминальный уклад и придерживаются соответствующего поведения. Не менее опасна субкультура скинхедов и другие ультраправые группировки, которые проявляют открытые формы насилия по отношению к представителям сексуальных меньшинств, мигрантам и другим людям не соответствующим их идеологии.

Вероятность стать жертвой в таком кругу для подростка значительно выше. Он может быть избит или сесть в тюрьму. В подобных движениях культивируется конфликтность, враждебность, агрессивность, из-за чего подросток становится несдержанным и конфликтным. Привычка устраивать разборки по малейшему поводу приводит к тому, что зачинщик сам рано или поздно получает тяжелые увечья и становится жертвой.

признаки, причины, как избавиться от виктимного поведения

Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу. Однако есть персоны, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвой насилия. В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.

Как проявляется виктимность: признаки

Человек с виктимным поведением имеет специфический характерологический портрет, особое мировоззрение и восприятие своей личности, что обуславливает его деструктивное мышление и провокационные действия, в результате чего он «притягивает» к себе, как магнит, недоброжелателей, преступников, манипуляторов. Он приносит себя в жертву ради благ окружающих. Он терпит любые несправедливости и молча сносит обиды. Он поступает наперекор своим интересам и жертвует своими благами.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Такая персона в любом коллективе становится объектом насмешек и критики. На такую добровольную жертву руководство наваливает огромный объем обязанностей, нещадно критикует и упрекает в мельчайших промахах. Над ней смеются и издеваются коллеги.

У людей с виктимным поведением всегда имеются проблемы в личных отношениях. К ним быстро теряют интерес их спутники, поскольку пребывать рядом с запуганной жертвой не престижно и неинтересно. Для домочадцев такая персона – добровольная рабыня, призвание которой – всех ублажать. Ее оскорбляют, унижают, бьют партнеры, вовсе не считаясь с ее мнением и потребностями.

Индивида с виктимным поведением сгоняют с места в автобусе. Именно его выпихивают из очереди в магазине. Такую особу люто ненавидят соседи. Эта личность постоянно попадает в прескверные и опасные ситуации. Окружающие манипулируют человеком с виктимным поведением, нагло злоупотребляют их безотказностью и мягкосердечием. Субъект с виктивным поведением часто страдает от аферистов и мошенников. Именно его грабители избирают в качестве мишени. На него направлена охота маньяков.

Стоит отметить, что беспомощность жертвы очень заметна окружающим. Идеальный объект, образ которого притягивает наглых мужчин, хулиганов и насильников выглядит так: сутулые плечи, сгорбленная спина, сжатые движения, потухший взгляд, опущенная голова, неуклюжая поступь. Жертва всем видом дает понять, что она погружена в свой внутренний мир и боится всего происходящего во внешней среде. При столкновении с незнакомцем жертва застывает на месте от ужаса. У него трясутся ноги и руки. Вместо уверенно отпора, она молча кивает пристающему человеку.

При этом такой человек вовсе не хочет испытывать страдания и не понимает, из-за чего он становится регулярно жертвой. Он, как и другие люди, хочет внимания, уважения, признания. Однако он не способен разобраться в причинах пренебрежительного отношения к нему, не может вести себя по-другому. Его модель поведения – бездумные, неосторожные, провокационные действия, которые вызывают желание у других людей унизить его и причинить вред.

Как формируется виктимное поведение: причины позиции жертвы

Психологи указывают, что формирование виктимной модели поведения происходит в ранние детские годы человека. Основные причины появления виктимности у ребенка – взросление в асоциальной среде, неправильная стратегия воспитания со стороны родителей, отсутствие согласованности в действиях матери и отца. Под действием хронических негативных обстоятельств на подсознательном уровне у незрелой личности закладывается фундамент для специфического жизненного сценария, в которой все аспекты базируется на восприятии себя, как жертвы.

Опишем несколько ситуаций, которые могут привести к формированию виктимности.

Одна из распространенных ошибок родителей – чрезмерная требовательность к своему потомку. Мамы и папы очень хотят, чтобы их чадо было лучше всех: умнее, развитее, образованнее. Они записывают своего отпрыска на различные секции, нанимают ему репетиторов, заставляют учиться сутками напролет. При этом родители вовсе не считаются с тем, что ребенку интересно, а что нет. Они не принимают к сведению, какой объем заданий он в состоянии сделать без ущерба для психики. Постоянная загруженность малыша и отсутствие удовлетворения вызывает у него внутренний протест. Однако идти против воли родителей он не может. Ведь за малейшее неповиновение следуют укоры и наказания. Постоянный моральный прессинг приводит к тому, что малыш пребывает в нервном напряжении. Вечное недовольство родителей, нескончаемые упреки, оскорбления и унижения малыша прививают ему чувство своей никчемности и вины. Маленький ребенок не может дать отпор строгим родителям, и для того чтобы им угодить, ему приходится терпеть придирки и стараться продемонстрировать усердие. В подсознании малыша утверждается мысль: чтобы слыть хорошим и не получить наказания, нужно жертвовать собой и поступать, как велят другие. И такой конструкт мышления в дальнейшем управляет поведением взрослого человека.

Еще один существенный промах в воспитании – равнодушие родителей, дефицит внимания, заботы, любви. Такое происходит в тех семьях, где помыслы взрослых сосредоточены на зарабатывании денег, строительстве успешной карьеры, обустройстве личной жизни. Загруженность родителей приводит к тому, что они не уделяют достаточного времени для полноценного общения со своим потомком. Они не интересуются его достижениями, не радуются успехам, не переживают за проблемы. В итоге малыш чувствует себя ненужным и лишним, поэтому всеми силами старается продемонстрировать свое присутствие. Самый простой способ, по мнению юного карапуза – быть послушным и покорным, угождать и соответствовать желаниям родных. Детство вскоре проходит, а склонность к самопожертвованию превращается в привычку.

К родительским ошибкам воспитания относится и гиперопека над ребенком. Эта та ситуация, когда родители берут на себя полную ответственность за жизнь наследника. Когда они его чрезмерно оберегают и потакают всем капризам. Когда они все решают за ребенка. Когда они принимают решение, с кем малышу общаться, где учиться, чем заниматься. То есть такие родители, которые не дают ребенку ни малейшей возможности заявить о своем мнении, принять собственное решение, получить урок на личных ошибках. В итоге повзрослевший человек попросту не умеет брать ответственность за происходящее в его жизни. Он не может отказать и дать отпор. Он не способен отстоять свою точку зрения и защитить интересы. Против него же самого работает программа, суть которой – ведомое поведение. Причем такие малыши часто становятся жертвой уже в первых детских коллективах. В детском садике у них забирают игрушки. В школе дразнят, бьют, отнимают деньги. На улице в них кидают камни. Неспособность противостоять нападкам других прочно закрепляет у человека позицию жертвы.

Еще один фактор, который может привести к виктимному поведению – получение ребенком неправильных родительских установок. Многие предки воспитывают малыша путем формирования у него определенного образа «хорошего» человека. Они вкладывают в сознание ребенка мысль, что «хороший» человек – мягкосердечная, покорная, нетребовательная персона. Та, которая жертвует своими интересами ради благ других. Та, которая молча сносит обиды и не идет наперекор воли других. Поскольку для детей любимые родители – авторитет, то они всеми силами стараются сделать из себя «хорошего» человека, загоняя вглубь души естественное озорство и бунтарство, стремление к лидерству и независимости.  И в дальнейшем маска хорошего человека не позволяет им показать миру свою самостоятельность и уникальность.

Распространенная причина виктимности – безалаберность человека и его легкомысленное отношение к жизни. Такие люди бестолковые и несобранные, которые не привыкли раздумывать о последствиях своих действий. Такие персоны не привыкли предпринимать меры для своей безопасности. Они не понимают, что пересчет огромной суммы денег на лавочке в парке можно вызвать у преступников желание отобрать всю наличность. Им невдомек, что не следует оставлять на пляжном шезлонге дорогой новый планшет. Они не размышляют о том, что прогуливаться в два часа ночи по безлюдному пустырю может быть опасно. Они не считают рискованным в темное время суток голосовать на дороге и, не раздумывая, садятся в машину с попутчиками с весьма страшной внешностью. И именно безалаберное отношение к жизни, отсутствие элементарной осторожности и устраиваемые провокации становится причиной, что их грабят, насилуют, убивают.

Еще одна черта, присущая для некоторых людей, которые часто становятся жертвой – конфликтность, враждебность, агрессивность. Такие субъекты не умеют идти на компромисс и никогда не уступают другим. Они не способны держать под контролем свои эмоции и всегда демонстрируют окружающим, что чувствуют. Они горячие и несдержанные, запальчивые и буйные. Они не признают отступления в бою и кидаются в битву даже с более сильным противником. Такие особы привыкли устраивать разборки по малейшему пустяку. Они затевают конфликт, когда их нечаянно толкнули или задели локтем. Они обязательно догонят машину, водитель которой обогнал их авто. Привычка быть зачинщиком конфликта приводит к тому, что человек сам получает тяжелые физические увечья.

Гипноз — магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Гипноз без мистики. Воспоминания профессора Звоникова об исследованиях Л. П. Гримака

Как перестать быть жертвой: избавляемся от виктимности

Однозначно, что от виктимного поведения необходимо избавляться. Виктимность не дает человеку вести полноценную жизнь и мешает получать удовольствие. Виктимное поведение не позволяет добиваться цели и лишает многих благ. Виктимность может стать причиной тяжелых психотических расстройств, привести к инвалидному креслу или стать причиной преждевременного летального исхода.

Для избавления личности от позиции жертвы требуется громадная работа по преобразованию собственной личности, изменению характера и устранению внушенных деструктивных установок. Поскольку в состоянии стресса, в котором пребывает человек с мировоззрением жертвы, он не способен к сосредоточенному анализу своей личной истории и не может понять, что же является причиной проблем, ему требуется помощь опытного психотерапевта.

Психотерапевт помогает клиенту взглянуть на свою личность со стороны и выявить в своем характере отрицательные качества. Врач обучает пациенту адекватным методам преодоления конфликтных ситуаций. Он учит человека жить в гармонии с самим собой и знакомит, каким образом можно достигнуть уважения в социуме.

Однако для полного преодоления виктимного поведения требуется установить причину, которая явилась почвой для зарождения позиции жертвы. Поскольку такие события часто имели место в раннем детстве, то вспомнить о них человек попросту не может. Это объяснимо еще тем, что психика человека всегда старается избавиться от неприятных переживаний, часто загоняя такие воспоминания в глубинные пласты – подсознание.

Для доступа в подсознательную сферу психики необходимо на время снизить цензуру создания, что происходит путем введения человека в полудремотное состояние – гипнотический транс. В состоянии транса удается извлечь требуемые сведения о психотравмирующем событии и обнаружить установки, пагубно влияющие на жизнь человека.

После установления провоцирующих условий врач проводит внушение для изменения интерпретации человеком собственного прошлого. Полное удаление из мышления негативно влияющих элементов позволяет клиенту по-новому взглянуть на действительность и принять свою индивидуальность. Гипноз обеспечивает очищение внутреннего пространства личности от страхов, чувства вины, ощущения неполноценности. Во время сеанса гипноза человеку прививаются положительные черты характера, которые помогают ему заявить миру о своей независимости и неповторимости. После гипноза человек избавляется от мышления жертвы и начинает конструктивным путем взаимодействовать с окружающей средой.

Сегодня всем соотечественникам предложена возможность ознакомиться с секретами гипноза и овладеть всеми проверенными и эффективными гипнотическими техниками. Владение гипнозом поможет избежать манипуляций со стороны и даст возможность управлять своей судьбой.  Знание техник гипноза позволит оказать помощь другим людям, которые становятся жертвой обстоятельств из-за их неправильной стратегии поведения.

● Эксперименты по гипнозу советской школы (творческий гипнозпрофессора Тихомирова).
● Перепрограммирование подсознания. Гипнокоррекция жизненных установок.
● История гипноза и гипнотерапии от открытия сомнамбулизма до научного подхода «русской физиологической школы».
● Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа.
● Рестимуляция психотравмы. Маленькое, но очень значимое открытие в гипнотерапии.
● Теория происхождения сознания или Бикамеральный разум. Идеи психолога Джулиана Джейнса.
● На примере заики как психотравма способствует выживанию.
● Эксперименты по гипнозу (гипноз в спорте, гипноанестезия, сверхглубокий гипноз, моделирование состояние в гипнозе).
● Общие представления о диссоциации в гипнозе как о разделение между «системами идей и функций, составляющих личность».
● Воля как безэмоциональное состояние, в котором инстинкты коммутируются напрямую с разумом.
● Влияние на рефлексы в гипнозе.

Что такое гипноз и транс?

Что такое гипноз и транс?

Сверхзадача. Перепрограммирование подсознания.

Сверхзадача. Перепрограммирование подсознания.

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

Сверхзадача. Перепрограммирование подсознания. Загрузка…

Поделиться с друзьями:

Статья: Статья: Виктимность и виктимное поведение. Автор социальный педагог ГБОУ СОШ №184 Долгушева И. П.

Виктимность и виктимное поведение

Виктимность в психологии – это модель поведения человека, при которой он неосознанно навлекает на себя агрессию со стороны окружающих и принимает позицию жертвы. Это явление рассматривается как патология в психологии и криминалистики.

Содержание статьи:

  1. Что такое виктимность?
  2. Причины виктимности
  3. Признаки виктимности
  4. Виды виктимности

На формирование такой модели поведения влияет как внутренняя предрасположенность личности, так и внешние факторы. Чаще всего виктимность проявляется в семейных отношениях.

Причины виктимности

Виктимное поведение формируется в детстве. Кроме наследственных особенностей, к виктимизации личности приводят такие внешние факторы:

  • Coциaльнo-пcиxoлoгичecкий статус семьи – если семья неполная, или родители не в состоянии полноценно обеспечить материальное благополучие ребенка, он начинает чувствовать себя неполноценно и приобретает склонность к статусу жертвы;
  • Особенности взаимоотношений в семье – постоянные конфликты, аморальное поведение родителей, алкоголизм и жестокое обращение с ребенком формируют поведение жертвы. Также причиной может выступать модель воспитания, при которой родители занижают достижения и достоинства детей;
  • Конфликты со сверстниками – унижения и «буллинг» в среде ровесников распространенная причина виктимности во взрослом возрасте;
  • Негативное отношение учителей – давление и низкая оценка со стороны авторитетных людей (учителей, преподавателей, тренеров) может негативно влиять на личности слабого типа;
  • Насилие, пережитое в прошлом – часто к виктимности в отношениях склонны жертвы физического, сексуального и морального насилия в прошлом;
  • Участие в преступных группах – члены антисоциальных группировок и компаний, прошедшие жесткую иерархию, могут проявлять признаки поведения жертвы.

Признаки виктимности

          Виктимное поведение может проявляться разными признаками. Чаще всего люди такого типа демонстрируют две поведенческие модели:

  • Пассивно-подчиняемая модель – жертва готова выполнить любое указание агрессора, но в связи с искаженным пониманием, делает это неправильно или слишком пассивно, что навлекает новый гнев и агрессию.
  • Псевдопровоцирующая модель – виктимная личность сама подсознательно вызывает агрессивную реакцию нападающего, демонстрируя вызывающее и провоцирующее поведение.

Часто эти модели поведения сочетаются в одном человеке и проявляются поочередно. Такой тип поведения называют неустойчивым. К распространенным признакам роли жертвы относят доверчивость, внушаемость, покорность, неумение защитить себя от нападок, легкомысленное отношение к жизни.

Виды виктимности

       Синдром «жертвы» может проявляться разными формами виктимного поведения. Часто эти формы чередуются. Исследования показывают, что практически все жертвы насилия сами склонны проявлять агрессию и насилие к другим людям.

Психологи выделяют такие виды виктимности:

  • Виктимогенная деформация – поведенческая модель, формирующаяся на фоне плохой социальной адаптации. Такие люди склонны к конфликтным ситуациям, обидчивы и резки в общении.
  • Профессиональная деформация – диагностируется, если человек в силу занимаемой должности или роли в обществе, имеет повышенный риск посягательств на свою безопасность.
  • Патологическая деформация – виктимность формируется на фоне психических расстройств личности.
  • Возрастная деформация – некоторые люди ведут себя «жертвенно» в результате возрастных изменений мышления.

         В настоящее время различные виды насильственных форм поведения имеют широкое распространение в России. Практика оказания психологической помощи жертвам насилия показывает, что неблагоприятный детский опыт, связанный с родительской семьей, играет важную роль в развитии виктимного поведения личности. Социализация личности, как правило, начинается в семье как главном институте воспитания, где происходит сложный процесс формирования личности, усвоение ею норм нравственности и стандартов поведения. Здоровая, дружная семья воспитывает в человеке положительные качества, и, наоборот, неблагоприятное влияние в семье, дурной пример со стороны членов семьи оставляют порой неизгладимый след в сознании и взглядах индивида (Ганишина, 2006; Лидерс, 2006: Целуйко, 2003).

         Понятие «неблагополучная семья» не имеет определения и наряду с ним употребляются различные его синонимы, например, «дисфункциональная семья», «деструктивная семья», «негармоничная семья», «семьи группы риска» и т. п. С психологической точки зрения неблагополучная семья – это семья с нарушенной структурой, обесцениваемыми или игнорируемыми основными семейными функциями, в которой духовные ценностные ориентации не играют большой роли в жизни родителей, характер общения в семье не обеспечивает передачу духовных ценностей от родителей к детям, а воспитание в основном строится с применением запретов и наказаний. В таких семьях имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего дети в них часто называются «трудными»: у ребёнка не вырабатываются нормы, которые могли бы регулировать его поведение, формируется девиантное поведение, приводящее к необходимости внешнего контроля (Елизаров, 1995; Зайдуллина, 2000).

          В научных публикациях по этой проблеме выделяются различные внутрисемейные факторы, способствующие формированию виктимного поведения личности, например, роль предыдущего вызванного насилием в семье травматического опыта, формирующего повышенную уязвимость личности для любых виктимогенных ситуаций. Другим фактором формирования виктимных черт является недостаточное уважение со стороны родителей, проявляющееся у детей в постоянной боязни наказания и приводящее к формированию некоторых патологических черт личности. Как следствие, такие дети становятся жертвами различного рода проявлений насилия, а иногда и сами выступают в роли обидчика, преступника (Антонян, 1987; Малкина-Пых, 2006; Целуйко, 2003; Brezina, 1998). Среди других внутрисемейных факторов, которые могут привести к развитию виктимного поведения, выделяются внутрисемейные конфликты, неудовлетворение нужд ребенка, лишение развития самостоятельности, патологические роли в семье и т. д. (Калинина, 1999; Малкина-Пых, 2006; Harrell, 2007).

        Таким образом, структура семьи, некоторые характеристики отношений в ней и индивидуальные характеристики отдельных ее членов влияют на формирование личности ребенка, его чувство собственного достоинства и восприятие себя как жертвы. Формируемая таким образом виктимизация проявляется в виктимогенном поведении.

Почему у детей развивается виктимность

Что такое виктимность? Почему она развивается у детей? Как помочь ребенку преодолеть эту склонность? Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

Что такое виктимность?

Чтобы знать, как помочь ребенку справиться с этой проблемой, необходимо самому знать, что такое виктимность. Виктимность (от латинского слова victima — жертва; комплекс жертвы, роль жертвы) – это склонность субъекта к поведению, повышающему шансы совершения преступления в отношении него.

Личностные качества каждого человека позволяют оценить вероятность того, может ли он стать жертвой преступления. Чем больше вероятность, тем выше виктимность этого человека. Виктимность зависит от личностных характеристик, социального статуса человека, степени конфликтности ситуации, места и времени развития ситуации. Величина виктимности может изменяться, ее рост называется виктимизацией, снижение – девиктимизацией. Различают несколько форм виктимности – это индивидуальная виктимность, видовая виктимность и массовая виктимность. Людей, у которых высокая степень виктимности, называются виктимами. Если у человека присутствует патология быть жертвой, его опыт жертвы повторяется неоднократно, при этом ситуация развивается каждый раз по одному и тому же сценарию. Например, если это жертва ограбления, она все время будет оказываться в ситуации нападения не нее с целью грабежа.

Почему у ребенка развивается виктимность?

Развитие виктимности у ребенка может иметь несколько причин. Одна из таких причин – это программируемая с детства позиция жертвы, которая передается в семье из поколения в поколение. Так бывает, если члены этой семьи испытывали дискомфорт и несчастья, мучения и страдания, и это мироощущение передавалось от бабушки и дедушки к внукам как послание, что жизнь тяжелая, и право на нее необходимо заслужить.

Еще одна причина развития виктимности у ребенка – это недостаток материнской любви, в результате чего у него вырабатывается неприятие себя и недоверие к миру. У таких детей отсутствует уважение к себе, так как очень занижена самооценка. Поэтому, когда ребенок оказывается в дискомфортной ситуации, он считает это подтверждением того, что он ничего не значит и им можно пренебрегать. В итоге ребенок смиряется с таким положением и принимает негативное отношение к себе как должное.

Быть жертвами также склонны люди, над которыми в детстве издевались, обижали, не давали проявлять себя как личность. У таких детей отсутствует навык говорить «нет», они не способны постоять за себя, оценить свою значимость в обществе. Ребенок, взрослея, все равно допускает ситуации, в которых он становится жертвой. У таких людей-жертв есть определенные особенности характера, такие как оскудение чувств, когда человек не может разобраться со своими чувствами и понять, что с ним происходит, чего он хочет, поэтому ситуации, когда он в очередной раз становиться жертвой, периодически повторяться.

Как помочь ребенку преодолеть виктимность

Чтобы помочь ребенку преодолеть в себе склонность к виктимности, необходимо дать ему возможность понять, почему у него возникли проблемы с чувством собственного достоинства, самоуважения, чтобы он мог позаботиться о своих личностных и духовных потребностях. Этого можно достичь только с помощью терпения и любви. Однако если невозможно помочь ребенку справиться с проблемами виктимности, тогда необходимо обратиться к психологу либо к психотерапевту, которые занимаются семейной терапией.

Как справляться с собственной виктимностью

Люди, которые в детстве подвергались психологическому насилию, будут всю жизнь насиловать себя изнутри. Звучит устрашающе, но на самом деле — чистая правда.

Как справляться с собственной виктимностью

Люди, которые в детстве подвергались психологическому насилию, будут всю жизнь насиловать себя изнутри. Звучит устрашающе, но на самом деле — чистая правда. Вроде бы, если предположить рационально, жертвы всякого насилия должны быть, наоборот, осмотрительны и осторожны, четко понимать, что этого-то они больше в жизни точно не хотят!

Но не все так просто. Пониманием-то мы понимаем, а внутри, автоматически и бессознательно, делаем с собой ровно то же, что с нами делал когда-то внешний объект. «Чужой» — он внутри…

Внутренний преследователь: Как справляться с собственной виктимностью

Виды психологического насилия

Давайте вспомним, что же такое психологическое насилие. Я не затрагиваю тут физические формы насилия, поскольку считаю и так понятным, что это тоже об этом, ведь там, где есть физическое нарушение границ, там всегда есть и психологическое — оно ему предшествует. И по факту, человек, которого избивают, к примеру, всегда что-то чувствует, и чувствует он себя именно жертвой — беспомощной и беззащитной, ровно так же, как в случае психологической травли, игнорирования и других вещей, которые я сейчас подробнее Вам напомню.

1. Игнорирование

Самый частый, наверное, способ психологического насилия над ребенком. Здесь будем говорить о родителе и ребенке, так как виктимная личность — она формируется в детстве. Взрослому человеку уже вряд ли кто-то может нанести равную по силе травму.

Как проявляется? Родитель игнорирует потребности, чувства, иногда даже слова и вопросы, обращения ребенка. Способов много. От простого не-реагирования на послания ребенка (игра «в молчанку»), до вариантов разноообразных форм стыжения и обвинения. Формирование токсического стыда: «Как ты можешь такое говорить (хотеть, думать, чувствовать)?! Нехороший мальчик (девочка)». Формирование токсической вины: «Из-за тебя бабушка чуть не умерла!».

Результат: Ребенок учится не проявлять и, в некоторых случаях, даже не чувствовать, не распознавать свои потребности, желания, чувства и эмоции, дабы не сталкиваться с обидой на родителя, который его игнорирует. Обиду также со временем научается не чувствовать.

2. Манипулирование

К примеру, обидой.

Как проявляется? Родитель обижается на ребенка за какие-то его потребности, желания, чувства, реакции. И явно ему это демонстрирует. Может не разговаривать с ребенком, отворачиваться и уходить, делать «обиженное лицо», демонстративно плакать.

Результат. Ребенок становится в ситуацию парентификации — то есть его вынуждают жалеть родителя и быть взрослее мамы (папы) в этот момент. То есть, если мама обиделась — нужно вести себя по-другому и (опять же) не чувствовать и не распознавать свои потребности, желания, чувства и эмоции.

Также в категорию манипулирования я бы отнесла и всяческие сравнения детей с другими детьми. Здесь родители манипулируют потребностью ребенка в их одобрении, сравнивая с другим ребенком (не в пользу своего, конечно), вынуждают быть лучше, быстрее и сильнее, прилагать усилия, подпитываемые, подчеркну, не интересом и любопытством, а тревогой отвержения.

Внутренний преследователь: Как справляться с собственной виктимностью

3. Введение в заблуждение

Родитель заставляет ребенка сомневаться в себе, в своем восприятии реальности.

Как проявляется? На мысли, чувства ребенка родитель реагирует посланиями типа «Тебе показалось, это все не так». Это заставляет ребенка сомневаться в работе своих органов чувств. Доверяя родителю как авторитетной фигуре, ребенок перестает обращать внимание на себя и во всем полагается на родительское восприятие реальности.

Результат: Полностью зависимый человек, не способный жить и ориентироваться самостоятельно.

4. «Абьюз» или использование ребенка в своих целях

В принципе, все вышеперечисленное также является использованием, но оно более скрыто и бессознательно. В этой же категории использование более явно — то есть, когда используется ресурс ребенка, как феодал использует зависимых крестьян.

Как проявляется? Ребенок выполняет психологическую и физическую работу «за еду». Причем, тут нет границ и договоренностей. Как родитель решил, так и будет. Ребенку нужно только подчиняться и работать на родителя.

Результат: У человека не формируется понимания и ощущения собственной ценности вообще. Он привыкает, что он нужен другим только, когда приносит пользу. Он не представляет себе, что его могут любить просто так, по факту существования. Всю жизнь он зарабатывает любовь и внимание, как раб.

Вот основные варианты формирования виктимной личности — то есть человека, который внутри себя привык быть жертвой. Далее — он будет жить как жертва.

Внутренний преследователь: Как справляться с собственной виктимностью

Виктимность внутри

Почему с этим все так сложно?

Дело в том, что даже если такой ребенок вырос и выпутался из этого рабства, внутри себя в нем всегда живет этот самый преследователь, тиран, который будет его пожирать.

Даже если уже никакой опасности нет, и вокруг многие тебя уважают, любят и признают. Но эта ситуация будет пугать и вызывать паранойю — то есть навязчивые мысли о том, что где-то что-то я не вижу, что на самом деле все не может быть так хорошо!

И ЭТО САМОЕ СТРАШНОЕ

Потому что этот «чужой» живет внутри, и делает свою работу!

«Чужой» проявляется в постоянном ощущении тревоги возможного отвержения.

Он как бы говорит: «Ну-ну, это сейчас так, но ты же знаешь, что будет, если начнешь сближаться с другими? Тебя будут… (и тут подставьте наиболее знакомую модель психологического насилия, изложенную выше).

Потребность в близости не может быть удовлетворена! Потому что на пути всегда стоит «чужой» и не пускает…

Внутренний преследователь, с одной стороны, не пускает, с другой стороны — защищает раны от повторной травматизации. И этим же травмирует снова! Это случай, когда защита — вредит.

Внутренний преследователь: Как справляться с собственной виктимностью

Диалог с внутренним тираном

То, что можно делать в этой ситуации — развивать возможность диалога с этой внутренней силой, диалога взрослого. Такого, которого не было в детстве с родительскими фигурами. Этот диалог очень сложно выстроить, потому что привычная форма — спрятаться и терпеть. А в диалоге необходимо участвовать.

К примеру, отвечать этому внутреннему голосу: «Да, я знаю, что может быть больно, что меня могут использовать, но я хочу попробовать еще раз, и если подтвердится снова, я справлюсь, я уже гораздо сильнее. При этом у меня есть шанс на то, что вдруг — будет что-то другое в отношениях. Что я смогу создать близость».

Сложный процесс — замечать внутреннего преследователя и действительно вести с ним переговоры, от души, чувствуя каждый перелив эмоции. В любом случае, хорошо, что все-таки это можно исправить.опубликовано econet.ru

Автор: Елена Митина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *