Влияние лидеров на коллектив оно помогает или ущемляет: Статья «Влияние лидера на классный коллектив» – Attention Required! | Cloudflare

Автор: | 02.06.2020

Содержание

Статья «Влияние лидера на классный коллектив»

Лидеры в классном коллективе

В классном ученическом коллективе встречаются лидеры, роли которых различны: деловые лидеры, эмоциональные, спортивные, интеллектуальные и т.п.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед классом, в реализации трудовой, учебной деятельности. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в классе. Ученики, успешно действующие в обеих сферах классной жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров класса.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения большего количества одноклассников, чем эмоциональные лидеры. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих соклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры часто не испытывают потребности в управлении классом и поэтому не нуждаются в знании межличностных отношений.

Отрицательные взаимоотношения между учениками точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. В то же время в сфере эмоциональных отношений особых различий между разными лидерами нет. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в классе, самочувствие учащихся, а также принятые нравственные ценности.

Классные руководители должны помнить, что лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специальную организацию учебной или внеклассной работы можно обеспечить благоприятные возможности для успеха учеников, обладающих развивающим потенциалом влияния на одноклассников. Нравственно ценная деятельность, принятая классом и развивающая учеников, выдвигает и соответствующих лидеров.

Для развития классного коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от деятельности, что обеспечивает каждому ребенку возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Коллективная учебная работа. В совместной (коллективной) учебной работе детей изменяется характер отношений между учениками и учителем: ученики меньше нуждаются в помощи и поощрениях взрослого, чем в условиях фронтальной работы. Групповая работа учащихся освобождает учителя от большинства организационных, контрольных и оценочных функций, поэтому он может быть более внимателен к личностным особенностям учеников, их взаимоотношениям.

Дети при этом осваивают те стороны учебной деятельности (в частности, целеполагание, планирование, контроль, оценку и учет работы), которые обычно берет на себя учитель.

Этап организации, вхождения в совместную работу детей невозможен без учителя, однако, начав действовать сообща, дети сами регулируют в дальнейшем свои взаимоотношения и обсуждают деловые вопросы, разрешая в свободной дискуссии спорные проблемы. Обращение к учителю за помощью встречается не часто, лишь по таким поводам: требование дополнительной информации; апелляция к авторитету, если высказанное мнение ученик не может сам доказать, а партнер продолжает сомневаться;

Использование авторитета учителя для поддержания дисциплины.

Особенностью совместной работы детей является также обращенность их первым делом на партнера. Учет в собственном действии позиции других участников, децентрализованный характер совместных действий, действия за другого участника — вот ведущая характеристика совместной работы детей.

Особенностью групповой работы детей является полное равноправие всех ее участников, что особенно благотворно сказывается на поведении слабых учеников. Они все с большим удовольствием принимают участие в коллективной работе. Они при этом во немалом не уступают сильным партнерам, ошибаются, но легко идут на этот риск, при непонимании задают сотоварищам вопросы, при несогласии возражают и проявляют настойчивость в споре.

Учебное сотрудничество со сверстниками должно стать такой же обязательной формой организации обучения в начальной школе, как и фронтальная, и индивидуальная работа учеников.

 

Личностная центрация учителя

— Смысловую иерархию интересов участников педагогической системы, регулирующую действия и поступки учителя, можно назвать его личностной центрацией в педагогической системе.

В зависимости от того, интересы какого участника педагогической системы будут доминировать в центрации учителя, можно наметить шесть основных типов центрации учителя:

  1. центрация на собственных интересах;

  2. на интересах администрации;

  3. на интересах родителей;

  4. на интересах коллег;

  5. на интересах учебного предмета;

  6. на интересах учащихся.

Центрация учителя — это не просто его направленность, но и заинтересованность, озабоченность интересами тех или иных участников педагогической системы, своеобразная психологическая обращенность учителя к ним и, следовательно, столь же избирательное служение их интересам.

Представляется необходимой децентрация воспитателей со всех интересов, не совпадающих с интересами детей. Основной путь такой децентрации заключается для учителя в постепенном овладении ценностными и технологическими аспектами принципов гуманизации педагогического взаимодействия. Личность воспитывается личностью. Поэтому гуманистическое педагогическое взаимодействие — это всегда взаимодействие диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания (оформленного в виде знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п.) от учителя учащимся, но их совместный личностный рост.

Проблема лидерства в коллективе. Основные типы лидеров

Данная статья описывает различные типы лидеров, даёт пояснение о том, кто такой лидер и что он должен делать. Приводятся наиболее частые проблемы лидерства.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.

Коллектив – это мощный стимул трудовой активности, который приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне [2; 4; 9].

Лидер член группы, за которым сами участники группы признают приоритет принятия ответственных решений в важных обстоятельствах. Лидер – это авторитетная личность, которая исполняет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе. От него зависит организованность группы, её состав, желание работать и добиваться целей. Чем сильнее и ответственнее лидер, тем сильнее будет группа [3; 5].

Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли. В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.

Лидер, это, прежде всего, человек. И, что бы понимать, какой будет работа, которую хочет он выполнить с помощью своего коллектива, что он может дать своим людям, нужно понимать какой это человек, и какой из него лидер на деле [6; 7].

В отечественной психологии выделяют пять типов лидеров [1; 8; 11].

  1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и соответствующим образом активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если необходимо выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого личного достоинства. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
  2. Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению проблемы или путей решения задачи, может поставить ее так, что она заинтересует и привлечет подчиненных.
  3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу с факторами, мешающими его подчиненным, готов отстаивать то, во что верит и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» – вот стиль его руководства.
  4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации, и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников из числа подчиненных. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда в трудовом коллективе такого рода «дипломатия» нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.
  5. Лидер-утешитель. К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Так же различают политические лидерства [10; 12].

  1. Лидер-знаменосец – руководитель по-особому видит действительность. Он представляет собой идеал лидера для народных масс. Люди с большим удовольствием следуют по пути, обозначенному им.
  2. Лидер-служитель — ориентируется на желания и нужды своего народа. Действует всегда от имени своих избирателей.
  3. Лидер-торговец – руководитель, который способен выгодно «продать» свои идеи. Избиратели сразу видят преимущество данного кандидата перед другими.
  4. Лидер-пожарный — он ориентирован на насущные и срочные проблемы народных масс. Этот лидер всегда готов решить конкретные ситуации, стоит только ему о них узнать.

Чистых образов среди лидеров обычно не встречается. У каждого руководителя сочетаются 2-3 характеристики одновременно, но в разных пропорциях. Таким образом, типология лидерства, приведенная выше, не может относиться в чистом виде к какому-то конкретному человеку.

Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

Проблем в плане управления довольно много, но обобщив их, можно выделить одну, главную проблему любого лидера, как начинающего, так и «ветерана». Это, конечно же, способ обобщить коллектив, дать им общую цель и сделать так, чтобы дальнейшая работа не приводила к разногласию. А «правление» самого лидера не подвергалось сомнению и оспариванию. Плохой лидер никогда долго не задерживается во главе, он быстро сменяется другим. Коллективу, группе человек нужен надежный, работающий для них лидер, который, вопреки всему, будет помогать и не оставит их в беде [13].

Лидерство – это сложное и требующего постоянного внимания, дела. Его нельзя откладывать, а нужно каждый раз совершенствовать.

И можно сказать, что лидер не может себе позволить применение одного и того же стиля руководства в различных ситуациях. Т.е. руководитель должен умело пользоваться всеми стилями руководства, ориентируясь на реальность, что подтверждает утверждение о том, что лидерство – это искусство.

Лидерство в коллективе — каким оно бывает

Лидер – человек, имеющий сильное влияние на остальных членов коллектива, способный как идти самостоятельно к намеченным им целям, так и вести за собой иных людей. Его уважают в коллективе, к мнению такого человека всегда прислушиваются. Остальные участники группы позволяют лидеру управлять ими, быть ведомыми.

В психологии существует три различных подхода в изучении вопроса о лидерстве: это структурный, поведенческий, а также ситуационный подходы.

Лидерство в структурной теории

Этот подход в психологии ставит перед собой задачу определить, какой же может быть универсальная личность лидера, выделяя при этом наиболее яркие черты характера. Последователи данной теории считают, что лидер, без сомнения, должен обладать чертами, отличными от его окружения,и он должен быть выделяющимся среди остальных. В пользу доводов этой теории говорят исследования Б.Басса и С.Клубека, которые показали, что человека, от природы не отличавшимся лидерскими чертами, обучить и сделать в последующем из него лидера будет практически невозможным.

Понятно, что нельзя абсолютно точно указать определенные черты характера, присущие именно лидеру, тем более, для каждого общества, в каждом временном промежутке, нужен совершенной разный предводитель своей группы. Но все же структурная теория выделяет наиболее характерные качества.

Качества, присущие лидеру:

  • Высокий уровень интеллекта
  • Уверенность в себе
  • Доминантность
  • Высокая активность
  • Обладание профессиональными знаниями, большим количеством определенных навыков

Поведенческая теория лидерства

Главная мысль этой теории говорит о том, что человека практически в любом случае можно сделать лидером. Особое внимание уделяется поведению,считается, что именно оно в будущем позволит сделать из человека лидера. В рамках данного подхода сформировано само понятие, а также виды стилей лидерства. Они подразделяются на три варианта руководства: это авторитарный, демократический, а также попустительский.

Для создания авторитарного стиля руководства человека необходимо будет научить властному поведению, жесткому, диктаторскому контролю над группой. Если же в коллективе необходим демократическое руководство, то человека следует обучить прислушиваться к мнению других, обсуждать с группой рабочие вопросы, а также делегировать часть своих функций по контролю коллективу.

Попустительский вариант лидерства – это наименее востребованный стиль руководства, но иногда и он нужен. Для этого человека следует научить совсем терпеливо относиться к мнению коллектива, ориентироваться в процессе на конечный результат работы, практически не контролируя сами внутренние проработки. Теория исходит из того, что практически любого человека, использующего специальные программы и тренинги, можно обучить лидерству. Это сможет открыть абсолютно новые возможности для современного человечества.

Ситуационная теория лидерства

Говорит о том, что лидером человека делает определенная ситуация. Ситуационные переменные, несомненно, важны и это было отмечено многими учеными. Л.Картером и М.Никсоном выявлено, что тип лидера сильно зависим от характера поставленной перед ним задачей. Если коллектив имел схожие цели, то и их лидеры были похожи. Различия характеризовались только некоторыми индивидуальными особенностями личности. Во многом, позиция лидера определена его статусом в обществе. Несомненно, при усилении социального статуса имеет место и увеличение влияния.

Важное влияние на формирование стиля лидерства оказывает сама социальная группа, в которой он находится. Группа, действующая продолжительное количество времени, имеет сильные устоявшиеся структуры деятельности, и лидер такой группы будет относительно устойчив под влиянием постоянно происходящих одних и тех же механизмов организации группы. В случае перехода лидера в новую группу, по сравнению с остальными, у него увеличиваются шансы стать и там лидером, его прежний статус окажет положительное влияние.

Следует отметить, что однажды достигнув статуса лидера, чаще всего, человек не желает останавливаться на достигнутом, он продолжает развивать и укреплять в себе лидерские навыки. Он во что бы то ни стало стремиться сохранить полученный статус. К сожалению, пока что наука не дала стопроцентно точный ответ на вопрос о том, как все же появляется лидер в коллективе.

Функции лидера

Функции лидера определяются той социальной группой, которой он руководит. Лидер с функциями администратора – это человек, который следит за порядком и неизменно наблюдает за точным исполнением всех обязанностей коллективом. Лидер как планировщик деятельности разрабатывает для своей группы все ее последующие действия, занимается как краткосрочным планированием, так и берется за долгосрочную перспективу.

Лидер как политик – для него основным направлением деятельности является разработка целей и главной линии поведения его группы. Лидер как эксперт должен обладать большим количеством необходимых знаний в определенной сфере, к нему обращаются за помощью и доверяют. Лидер как представитель группы – он является лицом коллектива и выступает от его имени. В этом случае он отождествляет собой всех участников группы.

Лидер может также выполнять функции регулятора внутренних отношений в коллективе, быть третейским судьей, выполнять функции поощрения и наказания, быть практически отцом либо символом определенной группы. Очень часто лидер является примером для своего коллектива, он становится как бы моделью для повторения за ним определенных действий другими представителями группы, показывает наглядным образом, как и что нужно делать. Очень часто лидер снимает с каждого участника группы индивидуальную ответственность за выполненные действия либо принятые определенные решения. Сложно выделить главные и второстепенные функции лидера, это зависит от самой группы и течения хода жизни в целом.

Вам должно быть так-же интересно:

Как управлять неформальными лидерами в коллективе

Как управлять неформальными лидерами в коллективе

Секреты успешного взаимодействия с коллективом становятся все более актуальными для руководителей любого уровня — от помощника начальника отдела до топ-менеджера. И все чаще к управлению людьми привлекают специалистов по персоналу, доверяя им поиск оптимального решения в каждой конкретной ситуации.

Лидерство и руководство — основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство — это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же — комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.

Это очень хорошо прослеживается в американском стиле работы с персоналом: для американцев управляющий ( manager ) и лидер ( leader ) — совсем не одно и то же, и этим их подход коренным образом отличается от нашего, отягощенного стереотипами. В то же время тесная связь управляющего и лидера очевидна: продвигаясь по службе, человек автоматически занимает более высокое место в служебной иерархии. Деятельность коллектива в какой-то мере связана и с управлением, и с лидерством. Тем не менее лидерство во многом предусматривает личную инициативу, но вовсе не требует занятия определенной должности; тогда как управление представляет собой ответственность за практическую реализацию решений зачастую при «связанной» инициативе, ее зависимости от корпоративных традиций, мнения вышестоящего руководства и т. д.

Например, директор завода по должности является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на должность. Это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, добивается большего успеха при управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Лидер в вышеприведенном примере скорее заместитель, чем его непосредственный начальник — директор завода.

Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая влияние на людей, выступающих «ведомыми». Неформальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает поведенческую и мотивационную сферы, способствует усилению или, наоборот, нивелировке личностных черт. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения, как совет и просьба, и гораздо реже — наставления.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, носит название неформального лидерства . Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

Лидерство — ключевой фактор достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других. С другой — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Во многих ситуациях оптимальным для практики управления является сочетание в одном лице лидера и руководителя. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко вполне оправдано. Но это не всегда достижимо и не может быть панацеей в любой ситуации. Нельзя забывать и о нашей национальной черте. У славян испокон веков принято любить руководство, которое к подчиненным относится с уважением — для таких руководителей народ готов горы свернуть. Если начальник проявляет внимание к подчиненным и в то же время дает понять, каких количественных и качественных результатов он ждет от них, то, вероятнее всего, они пойдут ему навстречу. В таких условиях принцип «не подвести руководителя» становится своего рода социальной нормой.

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, и учителя в школе, герои, с которыми молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосме человека имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.

В определенной степени лидерство можно рассматривать как управление смыслом. Ранние подходы к пониманию феномена лидерства заключались в попытках определить те индивидуальные черты, которыми отличались эффективные лидеры. В более поздних исследованиях отмечены попытки определить характеристики и типы поведения лидеров, которые могут быть эффективными в определенных ситуациях. Такие ситуационные теории лидерства оказались более продуктивными, но и они не все могли объяснить. В последних исследованиях делаются попытки объяснить лидерство как социальный процесс, а не как особенность отдельного человека или его взаимодействия с ситуацией. Такой взгляд позволяет рассматривать основную функцию лидерства как «управление смыслом». Что это означает? Специалисту по персоналу нет необходимости управлять поступками неформального лидера, достаточно задать смысловой вектор, которого он станет придерживаться.

Специалисту по кадрам важно понимать, что, обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него — на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый — еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее в конце концов в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшие решения в каждой конкретной ситуации.

Соответственно, при построении схемы взаимодействия с неформальными лидерами необходимо убедиться, что она подойдет не только коллективу, но и его непосредственному руководителю.

Основой лидерства является специфический, или лидерский, тип отношений управления. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», которые появились и оформились лишь с развитием массового производства.

Чтобы наладить эффективное взаимодействие между руководством и коллективом путем привлечения на свою сторону неформальных лидеров, всегда стоит обращать внимание на коммуникации. Внутренняя коммуникация в компании — это поток информации интеллектуального или эмоционального содержания, цель которой — ослабление негативных моментов во взаимоотношениях руководства и служащих, а также усиление и поддержание позитивных. Другими словами, внутренние коммуникации предполагают установление добропорядочных отношений между сотрудниками, между сотрудниками и руководителем, а также способствуют обеспечению условий эффективного и эмоционального соучастия.

Понять тонкости управления коллективом хорошо помогают наработки в области управления толпой. Как ни странно (все-таки трудовой коллектив — это организованная структура, а не толпа), эмоциональные тенденции, которые зачастую определяют климат в коллективе, те же. И как единственный способ быстро перехватить управление толпой — выделить лидеров и манипулировать ими, так и в коллективе это весьма эффективный метод.

Лидер использует власть и авторитет, а также свою способность побуждать и увлекать других для того, чтобы вести группу к достижению цели и успеху. Но есть и обратная сторона: действия, разрушающие авторитет, — сознательная ложь, безответственные, глупые или антиобщественные действия, неэтичное или жестокое поведение, особенно если оно приносит личные выгоды за счет других или за счет организации, — приводят к потере неформальным лидером своего статуса.

Как же найти в коллективе авторитетного лидера?

Весьма вероятно, что HR-менеджер уже знает ответ на этот вопрос. Если же явных лидеров не наблюдается или коллектив новый и люди еще не успели проявить себя в полную силу, придется проводить методичный поиск подходящего человека. Для начала можно воспользоваться подсказкой ( см. схему ).

Как управлять неформальными лидерами в коллективе

  • с другими. Лидеры знают, как ладить с людьми, не забывая об интересах организации (решение проблем по стратегии «выигрыш/выигрыш» — в результате творческого разрешения конфликта выигрывают обе его стороны), в полной мере сохраняют независимость, общаясь по поводу принятия решений, никогда не уступают и умеют не соглашаться, не считаясь при этом несговорчивыми, уважают других, и окружающие понимают и чувствуют это уважение. Им не свойственны неконтролируемые вспышки ярости, они редко навязывают свои идеи другим, а вместо этого пытаются добиться успеха путем рекомендаций, предложений или просят других обдумать их перспективы. Уважение окружающих дает им силу стимулировать других людей для достижения часто больших и трудных целей. Они не жертвуют семьей ради собственного успеха, умеют найти баланс в отношениях между работой и семьей;
  • с организацией. Лидеры идут вровень с развитием организации или группы. Они позволяют подчиненным быть честными, не боясь потерять работу, знают, что не могут руководить сидя за столом, поэтому все исследуют по принципу «пойди и посмотри сам», нанимают лучших профессионалов и дают им максимум свободы для выполнения обязанностей, устанавливают высокоэффективную систему вознаграждений, чтобы побуждать людей делать все возможное для организации. Они помогают подчиненным достигать их личных целей, одновременно способствуя успеху организации;
  • с делом. Лидеры очень много знают о своем деле и конкуренции, их методы всегда этичны, они серьезно относятся к обязанностям руководить изменениями и являются их инициаторами;
  • с сообществом. Лидеры отдают важным делам и проектам свои таланты, идеи, способности и энергию, они обычно больше дают, чем берут, часто становятся наставниками для более молодых коллег.
  • Не стоит забывать, что неформальные лидеры в большинстве своем — первые претенденты на карьерный рост, поэтому одним из элементов их лидерской «профпригодности» можно считать наличие выраженных черт, свойственных успешным руководителям высшего звена: способности к экстраполяции (распространению выводов, полученных от наблюдения за одной частью явления, на другую его часть), к разработке нескольких проблем одновременно, устойчивости в ситуации неопределенности, быстрого схватывания сути дела; умения справляться с агрессией, способности брать управление на себя, настойчивости, способности к сотрудничеству, инициативности, энергичности; умения управлять эмоциями; способности делать ставку на других, сензитивности (восприимчивости к чувствам других), идентификации себя с делом, способности к сочувствию, заинтересованности в росте организации, а не в собственной карьере, независимости.

    Личностный идеал: гибкость, устойчивость к стрессу, наличие цели, руководство сообществом, чувство юмора, цельность.

    Сегодня ни психология, ни социология не дают единой классификации неформальных лидеров. Поэтому каждый определяет их по-своему. Я предлагаю свое виденье лидерских типов по мотивационно-поведенческому признаку.

    «Дирижер»

    Идеален для взаимодействия с руководством, ориентированным на результат, но не желающим излишне демократизировать взаимоотношения с коллективом. Лидер-дирижер охотно управляет тенденциями в своем коллективе, ни на шаг не отходя от заданной руководством «партитуры». Его мотивация — чувство собственной значимости, ведь на него полагается руководство. Такие люди любят говорить: «Если бы не я — страшно и подумать, что бы могло произойти…» Обычно бывает исполнительным и дружелюбным. Умеет организовать работу людей, заражая их собственной жаждой достижения цели. «Дирижеры» склонны к медленному, но уверенному карьерному росту до менеджера среднего звена — там для них идеальное место. Топ-менеджмент — не их стихия, т. к. там надо самому принимать принципиальные решения, а не организовывать работу в рамках поставленной задачи.

    «Рубаха-парень»

    Душа компании, общительный и обаятельный, он отлично подходит для организации отдельных людей в коллективе на выполнение задач, которых они предпочли бы избежать — он так обаятелен и сеет вокруг положительные эмоции, что даже самая нудная задача становится радужной, отказать ему практически невозможно. Его личная мотивация — чувствовать, что ему позволено общаться с руководством «на равных».

    «Серый кардинал»

    Крайне полезная для честолюбивого руководителя фигура. Охотно создает продуманные, эффективные стратегии решения поставленной задачи с учетом личностных особенностей каждого члена коллектива. Обычно несколько зануден, зато помнит все обо всех в мелочах — ведь на этих мелочах так легко сыграть, манипулируя человеком. При этом «серый кардинал» не претендует на лавры разработчика или организатора, предпочитая всю жизнь оставаться на вторых ролях в глазах окружающих, но знать, что на самом деле первая скрипка — он.

    «Бунтарь»

    Очень сложный тип. Чувствует врожденную потребность бунтовать против существующей несправедливости и обладает талантом эту несправедливость найти где угодно и в чем угодно. Обожает ставить условия, организовывать забастовки и т. д. Бунтарь постоянно борется за права всех и каждого, но при логическом обосновании ущемляемых прав руководства — так же рьяно отстаивает эти права перед коллективом.

    Руководители и кадровики, как правило, не видят необходимости «приручать» выраженного неформального лидера, работающего в коллективе. Но это опасное заблуждение. «Бесхозный» неформальный лидер может стать причиной снижения эффективности работы коллектива, а иногда — привести к возникновению серьезных конфликтов.

    Наименее опасны с этой позиции «дирижер» и «рубаха-парень». Хотя и они могут стать причиной проблем. «Дирижер» будет стремиться помочь в организации рабочего процесса так, как он это видит правильным, что зачастую приводит к обратному результату из-за незнания им подводных камней и далеко идущих планов.

    Пример 1

    В планах небольшой компании — производителя продуктов питания значилось существенное расширение отдела продаж. Руководство сочло необходимым немного присмотреться к сотрудникам отдела и выделить тех, у кого остается немного времени (они, видимо, работают быстро и эффективно, и смогут помочь в адаптации новых сотрудников). В отсутствие начальника отдела директивы передали его заместителю, не объяснив, с какой целью это делается. Итак, типичный «дирижер» получил указание выделить тех людей, у которых остается больше времени, чем у других. Он не может просто исполнить указание и предложить руководству список таких сотрудников. Он старается сделать «как лучше». «Дирижер» посчитал, что цель — отсев малоэффективных сотрудников, поэтому стал догружать лучших специалистов дополнительными задачами, дабы они не попадали в разряд имеющих излишек времени, а в требуемый руководством список внес всех остальных.

    В итоге адаптация нового персонала при расширении отдела легла на плечи не самых лучших специалистов, что было явно во вред компании.

    «Рубаха-парень», чувствуя себя обделенным вниманием руководства, может сформировать негативное отношение коллектива к начальству, даже сам не стремясь к такому результату.

    Пример 2

    Обделенный вниманием начальника IT-отдела крупной компании, «рубаха-парень» искал сочувствия у коллектива. Он подолгу сидел возле одного сотрудника, потом возле следующего и т. д. и жаловался им на несостоятельность шефа, который игнорирует его («рубахи-парня») потенциал. А заодно обиженный «неформал» очень живо и эмоционально рассказывал всем о существующих и вымышленных недостатках своего начальника. Парень не преследовал никаких далеко идущих целей, он просто искал сочувствия. Но в результате, учитывая эмоциональную заразительность и хорошее отношение коллектива к непонятому сотруднику, отношение к шефу ухудшается. Люди начинают обращать внимание на мелочи, придираться к каждому его указанию. А причина всему — не привлеченный к управлению отделом «рубаха-парень».

    «Серый кардинал» представляет более существенную опасность — если его идеи не оценены по достоинству непосредственным руководством, он вполне может пойти в обход оного напрямую к вышестоящему начальству. И зачастую он вполне способен логически обосновать свои претензии, что чревато неприятностями как для непосредственного руководителя данного коллектива, так и для сотрудников. По крайней мере, на обстановке в организации такие ситуации обычно сказываются крайне негативно.

    Пример 3

    Аналитический отдел коммерческого банка. Один из сотрудников — типичный «серый кардинал» — приходит к начальнику с предложением по оптимизации анализа одного из направлений деятельности. Начальник рассматривает предложение скептически — да, эффективность может повыситься, но это еще надо доказать. Сопротивляясь изменениям (ведь для внедрения новой методики понадобится устанавливать и осваивать новое программное обеспечение, что требует временных и материальных затрат), он отказывает инициативному сотруднику: нет, это нам не нужно, у нас и так все нормально.

    Через месяц «серый кардинал» получает денежную премию от вышестоящего руководства, отделу вменяется в обязанность проводить анализ по новой (той самой!) схеме, а начальник отдела получает выговор. Кроме того, коллектив не любит «выскочек», а значит, такое происшествие вызовет расслоение и непременное снижение эффективности вследствие снижения командного духа. А согласись начальник с таким, в общем-то дельным, предложением, все считали бы это его личной инициативой.

    Самым опасным для организации, как правило, является «бунтарь». Если ярко выраженного «бунтаря» оставить без дела (не озадачить решением вопросов вселенской справедливости на благо компании), он вполне способен приложить свои таланты не в пользу руководства. Для наглядности: именно такие люди организовывали в свое время первые профсоюзы, изрядно досаждавшие коммерсантам тех времен. Это «бунтари» устраивают забастовки и прочие протестные мероприятия. Причем не всегда имея для этого веские основания. Знайте: если сотрудники вдруг массово начали выражать недовольство чем-то, что раньше всех устраивало, требуют изменить условия труда или его оплаты, установить сокращенный рабочий день и т. п. при наличии нормального офиса, зарплаты, соответствующей квалификации сотрудников, значит в коллективе завелся «бунтарь».

    В свое время французский ученый-энциклопедист, известный вольнодумец Вольтер сказал: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать». Несколько перефразировав, эту мысль стоит применить и к неформальным лидерам. Если у руководителя есть насущная потребность в манипулировании коллективом изнутри, а яркой кандидатуры в лидеры не наблюдается, стоит выбрать кого-то, максимально похожего на неформального лидера, и, понемногу делегируя ему моменты ответственности за отдельные участки работы, превратить его в лидера.


    Источник:
    Справочник кадровика

    Как стать лидером в коллективе на работе и завоевать авторитет

    Способность вести людей за собой

    В характере каждого человека имеются задатки лидерства. Не всем дано стать лидером – человеком, к мнению, которого прислушиваются, уважают в коллективе, отличающимся целеустремленностью, способным за собой вести людей, различать истинные и ложные ценности. Многие мечтают реализовать собственные идеи и проекты. Поэтому вопрос о том, как стать лидером в коллективе, по вполне понятным причинам, вызывает неподдельный интерес.

    Территория лидерства

    Если человек хочет стать лидером в коллективе, ему нужно определиться с территорией, на которой это делать. Это может быть школа, отдельный класс, рабочий коллектив, студенческая группа. Также учитывают нюансы:

    1. Что вы собой представляете. Если вы учитесь в школе, цель – стать старостой класса. Если – на работе, необходимо показать себя с лучшей стороны и добиться полномочий руководителя коллектива. Это обязательное условие для лидера, чтобы уметь воздействовать и оказывать влияние на подчиненных людей.
    2. Как добиться получения полномочий лидера в коллективе. Следует проявлять инициативу, показать свое стремление добиваться поставленных задач и целей. Заметив это, вышестоящее начальство назначит такого сотрудника руководителем на работе. В учебном заведении эта прерогатива принадлежит студенческому коллективу.
    3. Желание стать лидером коллектива должно быть естественным, а не наигранным. Заметить это можно по уверенности, особой энергии, которую излучает человек.

    Четко выполняя поставленные задачи, учитывая эти моменты, всегда можно стать лидером – первым номером в коллективе.

    Энергетика лидера и как ее получать

    Подчиненные обладают гораздо меньшей энергией, чем лидер, у которого она в избытке. Разница должна быть большой, только тогда можно привлечь к себе внимание, подтолкнуть людей на выполнение поставленных задач. Люди почувствуют в вас настоящего лидера. Чтобы понять какая у вас энергетика, рекомендуется в течение дня понаблюдать за собой, определить такие моменты:

    • наблюдается ли усталость или же есть желание продолжить дальше действовать;
    • поведение во время прилива или упадка сил;
    • как энергетическое состояние влияет на работоспособность, удовлетворенность собой, собственными решениями, действиями.

    Если вы стремитесь стать лидером в коллективе, нужно четко осознавать уровень собственной силы. Некоторые действия ее расходуют, другие – пополняют.

    Каждый день вы взаимодействуете с огромным информационным полем, большим количеством людей, поэтому важно грамотно распределять собственные силы. Это поможет вам быть активным, научиться, как стать достойным лидером в коллективе. В этом случае и окружающие люди будут меняться в лучшую сторону, у них повысится энергия и, как следствие, улучшится работоспособность, здоровье, общее состояние организма, появится креативное мышление. На работе будет нормальная здоровая атмосфера. За таким лидером люди пойдут с огромной радостью.

    Что мешает многим людям развить в себе лидерские качества

    Что мешает стать лидером

    Многие люди на работе, дома, в любом другом коллективе стремятся стать лидером. Они хотят быть лучшими в классе, коллективе, семье, кругу друзей. Лучший – это первый. Быть лидером можно в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Многие люди, а правильнее сказать, что подавляющее их большинство остаются ведомыми. На это есть объяснимые причины.

    1. Отсутствие цели. Если у человека нет идей, стремлений, он не знает, какие задачи должен выполнять и во имя чего, он не понимает как стать лидером в коллективе на работе, в собственной семье.
    2. Страх. Он бывает разным. Основной заключается в неизвестности, боязни повторить то, что было раньше. Сюда относят такие качества, как неуверенность, стеснение, чувство вины. Такие черты характера не для лидера коллектива.
    3. Низкая самооценка. Если вы не цените и не уважаете себя, не развиваете способности, так как не уверены в их наличии, вы так же будете относиться к сотрудникам коллектива.
    4. Наличие внутренних барьеров. Личность формируется на протяжении многих лет. Если за эти годы вы не научились воспринимать реальность, видеть вперед на несколько шагов, вы не сможете повести за собой людей.
    5. Неспособность управлять собственной жизнью. Неготовность принимать решения.
    6. Отсутствия нужных навыков и знаний. Будущий лидер должен постоянно развивать свою личность. Знания, навыки, опыт в конкретной области помогут достичь поставленной цели.

    Человек, стремящийся иметь руководящую позицию, должен быть уверенным в себе, четко формулировать мысли, излагать их ясно и конкретно, у него должна быть своя точка зрения.

    Какие барьеры встречаются чаще всего

    На пути лидера коллектива чаще всего  встречаются такие барьеры:

    1. Нечетко выраженная цель, поставленная перед коллективом задача. Неудача на пути к лидерству преследует тех, кто слабо их видит.
    2. Ожидание мгновенного решения, нетерпеливость. Человек, пытающийся изменить себя мгновенно, никогда не станет лидером в коллективе. Нужно довольствовать небольшим результатом. Чтобы вырос величественный дуб, нужно сначала посадить маленький желудь. Сроки на выполнения поставленной задачи должны быть реальными.
    3. Боязнь рисковать, испытать себя в новых ситуациях.
    4. Отсутствие веры в собственные силы. Своим развитием вы должны управлять самостоятельно, и только от вас зависит, станете ли вы лидером. Нужно учиться управлять своей жизнью.
    5. Недостаток знаний, опыта. У каждого имеются собственные жизненные обстоятельства, черты характера, качества, присущие только ему. Изучение биографии успешных людей не помогут вам стать лидером.

    Чтобы повести за собой людей, необходимо осознавать свою уникальность. Волшебных рецептов для этого не существует. Нужно использовать собственные знания, энергию, опыт, навыки и применять их в коллективе.

    Можно ли найти универсальный метод того, как стать лидером

    На современном психологическом рынке много самых разнообразных «полезных советов», помогающих стать лидером в коллективе. Но практической ценности они не имеют, так как нет таких «рецептов» для всех желающих. Каждый человек по-своему уникален, и он должен это осознать. Для того чтобы стать первой скрипкой в оркестре нужно не заимствовать чужие секреты, а искать собственные, раскрыть дар, воспользоваться своими навыками и энергией.

    Любой из перечисленных барьеров, а у каждого они имеются собственные, становится преградой на пути к успеху. Если вы хотите стать лидером в коллективе, ищите собственные пути. Для того, чтобы реализовать поставленные цели, приобретайте новые знания и навыки. И что важно – не стоит бояться поражений. Лидеру страх не присущ.

    Как развить лидерские навыки

    Для начального развития лидерского потенциала рекомендуется выполнять несколько упражнений. Возможно, для кого-то они покажутся недейственными, но только не для будущего лидера. Но вы ничем не рискуете и, вполне вероятно, что вы почувствуете небывалый прилив сил, характер станет более твердым, и в глазах окружающих появится заинтересованность.

    Откройте диалог со своим внутренним критиком

    Диалог с внутренним голосом

    Внутренний голос человека часто заставляет делать в адрес других людей не совсем корректные критические замечания. Нужно всем учиться противостоять ему, в том числе и лидеру. Прислушайтесь к тому, что он вам говорит, почувствуйте раздражение от его высказываний, постарайтесь понять, кто вы есть на самом деле, когда он молчит.

    Отличным решением для анализа сложившейся ситуации станет ведение дневника. Нужно постоянно записывать в него мысли своего второго «Я», ничего не утаивая. При этом следует соблюдать одно условие: говорить внутренний голос должен от второго лица. Если задуматься, у каждого из нас были мысли о том, что я не смогу этого сделать, поскольку слабак, нет силы воли, лень. Нужно обязательно ответить своему внутреннему критику. Ну а как, каждый решает самостоятельно.

    Отмечайте свои успехи каждый день

    Перед сном будущему лидеру коллектива рекомендуется составить список дел, которые удалось достойно выполнить за прошедший день. Даже если были не совсем удачные моменты, не стоит о них упоминать. Писать следует только о положительных результатах. Это труд и не легкий. Но делая это регулярно, появится привычка ежедневно вести дневник. Нужно обязательно проявить настойчивость, потом будет легче.

    Запишите и слушайте признания близких людей о ваших достоинствах и недостатках

    Это сложное упражнение, требующее от человека смелости. Выполнить его нужно обязательно. Обратитесь за помощью к людям, которым вы доверяете, и попросите их наговорить на диктофон о ваших положительных и отрицательных сторонах характера. Лидер должен знать свои сильные и слабые стороны «в лицо». Достоинств и недостатков должно быть приблизительно одинаковое количество. После этого внимательно прослушайте запись. Это достойный для лидера шаг вперед. Он поможет избавиться от внутренней зажатости. Можно вместо диктофона использовать записную книжку. Кому как больше нравится.

    Из опыта психологов

    Участие в психологических тренингах

    Люди, стремящиеся стать лидером в коллективе, часто посещают психологические тренинги. Основная задача таких занятий – объяснить будущим лидерам понимание лидерства, которое заключается в управлении группы людей, их организации для достижения поставленной цели.

    На своих занятиях психологи проводят разные эксперименты. На одном из них участнику тренинга – будущему лидеру было предложено записать мнение близкого человека о его достоинствах и недостатках. В течение недели он составлял список людей, с которыми был в близких взаимоотношениях. Следующая неделя ему понадобилась для того, чтобы собраться с силами и обратиться к первому человеку из этого списка, и то по рекомендации ведущего курса. Это была двоюродная сестра.

    Как только запись была сделана, ее прослушали все участники тренинга. Когда же психолог попросил курсанта рассказать об услышанном разговоре, он смог передать лишь общий смысл сказанного. Тогда руководитель тренинга еще раз поставил запись. И только после повторного ее прослушивания, участник без волнения и эмоций смог до конца уяснить суть высказываний.

    По мнению психолога для человека, который хочет стать лидером коллектива, это большой шаг вперед. Он стал намного уверенней, почувствовал свою значимость, смог понять, что может устранить барьер – непринятие лидерства.

    Развивайте отношения со своим отражением в зеркале

    Не бойтесь раздеваться перед зеркалом и терпеливо себя изучать. Возможно, это покажется глупостью, но нужно набраться терпенья. Шаг за шагом вы научитесь смотреть на себя без одежды. Спросите у зеркала: «А имеете ли вы право судить других людей?» Когда вы научитесь не прятаться от собственных отрицательных качеств характера, вы начнете с ними работать. Со временем придет понимание собственного достоинства и ценностей.

    Как только вы научитесь воспринимать себя такого, какой вы есть на самом деле, вы сможете и людей принимать со всеми их достоинствами и недостатками. Это сознательное решение лидера — изучать и исправлять.

    Ежедневно рискуйте

    Если вы хотите стать лидером в коллективе, беритесь за все, что еще не попробовали в этой жизни:

    • ищите новую, интересную работу;
    • танцуйте;
    • катайтесь на коньках, лыжах;
    • ходите в бассейн;
    • занимайтесь другими увлекательными делами: спортом, творчеством, рукоделием.

    Особое значение для развития лидерских качеств в любом коллективе имеет публичное выступление. Каждое из них поможет раскрыть вас с определенной стороны – испытать ранее незнакомые эмоции, научит грамотно изъясняться, четко излагать свои мысли, откроет талант оратора. Публичные выступления будущему лидеру рекомендуется практиковать регулярно. А вот участие в соревнованиях, где придется сравнивать себя с окружающими, желательно избегать. Подобные мероприятия связаны с риском получения поражения. И тогда достигнутые результаты будущего лидера не будут иметь первостепенного значения.

    Принимайте решения, проявляйте активность

    Проявление активности

    Лидер в коллективе – человек активный, способный принимать решения, брать на себя ответственность за коллектив, которая должна постоянно возрастать. Если вы хотите занять руководящую должность или участвовать в приеме на работу на конкурсной основе, не следует медлить. Нужно позвонить в администрацию, взять бланки необходимых документов, заполнить и подать их. Предложите себя в качестве претендента на вакансию. Именно так ведет себя лидер.

    Как ни странно многие люди хотят быть в коллективе ведомыми. У них имеются все возможности для того, чтобы сделать карьеру и стать лидером. В силу лени, боязни, стеснительности, неуверенности, равнодушия они не предлагают свои услуги. Для будущего лидера таким качествам характера нет места.

    Учитесь признавать собственные ошибки, берите ответственность за принимаемые вами решения

    Важное качество лидера в коллективе – брать на себя ответственность. Чтобы проверить работает ли этот посыл по отношению к вам, рекомендуется взять ручку, лист бумаги и написать порядка 10 подобных утверждений. Например:

    • Я – лидер!
    • Я несу ответственность за своевременное выполнение плана.
    • Я несу ответственность за принятое решение и т.п.

    Простое, но необходимое упражнение. Оно показывает, что в глазах окружающих лидер не всегда прав. Взять на себя ответственность за коллектив – дело не простое. В случае неудач или допущенных ошибок, придется отвечать именно лидеру. Если люди признали в вас лидера в коллективе – они сделали аванс за ваши будущие заслуги. Вам его придется отрабатывать. Если вы не можете взять на себя ответственность за судьбы своих подчиненных, лидером вы никогда не будете.

    Учитесь говорить «нет»

    Это важно для лидера. Даже очень хороший человек не может всегда соглашаться, бежать по первому зову. Ведь у него имеются свои планы, на работе и дома день может быть расписан по минутам, в определенных моментах он не компетентен, его не устраивает цена вопроса, в конце концов – он просто не хочет. Как бы ни было трудно отказать своему приятелю, другу, родственнику – скажите ему «нет», если вы по ряду причин не можете выполнить его просьбу. Выполняйте это упражнение до тех пор, пока вы не почувствуете, что способны отказать, настоять на своем.

    Будущий лидер должен уметь отстаивать свои права. Цель лидера заключается в том, чтобы заставить подчиненного выполнить поставленную задачу в срок, при этом не принимаются никакие отговорки, за исключением форс-мажорных обстоятельств.

    Достоинство этого упражнения заключается в том, что сумев партнера поставить в безвыходное положение, вы, как лидер, добились своей задачи. Оно вырабатывает начальные лидерские качества.

    Составьте список альтернатив, имеющихся в вашем распоряжении, даже если вам они кажутся не совсем привлекательными

    С помощью этого упражнения вы, как лидер коллектива, научитесь правильно делать выбор. Для этого необходимо грамотно составить список альтернатив для конкретных ситуаций, касающихся делового или личного общения. Если самому сделать это трудно, не бойтесь попросить более компетентного человека оказать помощь. Ваша задача заключается в том, чтобы рассмотреть каждую имеющуюся возможность. При этом не следует начинать говорить со слов типа: «Да, но…».

    Пример. Вы хотите получить повышение, но существуют какие-то препятствия. Необходимо написать список, в котором указать препятствия, стоящие на вашем пути. Даже если это будет вас раздражать, нужно этот барьер преодолеть.

    Доставляйте себе ежедневно по крайней мере одно удовольствие

    Доставляйте себе удовольствие

    У каждого из нас, включая лидера, существует масса желаний, которые доставляют удовольствие. Для кого-то это приятное времяпрепровождение в кругу семьи, друзей, для других – желание приобрести материальные блага, для третьих – занятие спортом. Нужно составить список увлечений и выполнять по одному из них ежедневно. Не допускайте того, чтобы кто-то смог нарушить ваши планы, манипулировать вами. Это упражнение поможет наблюдать за собственным подсознанием, что весьма поучительно. Если все-таки какие-то причины помешали осуществить задуманное, этот день в счет не принимается. Только тогда, когда вы сможете получить удовольствие не менее 5 раз в неделю, указывает – ваше направление правильное.

    Составьте список того, что мешает в достижении ваших целей, и сожгите его

    Если вы поставили цель, но видите, что по каким-то причинам не сможете ее достигнуть, составьте список и укажите в нем их. Предоставьте решить эту задачу внутреннему критику. Не мешайте ему высказаться в полный голос. Дальше уверенно повторите поставленную цель. Например, вы хотите стать в коллективе лидером и занять вакансию руководителя группы. В перечне вы указываете причины, по которым у вас это, по вашему мнению, не получится:

    • У меня нет опыта в руководящей работе.
    • Я по характеру не лидер.
    • Я боюсь, что мне не хватает навыков и необходимых знаний.
    • Работа будет занимать целый день и не останется времени на семью.
    • Есть более достойные кандидаты.

    Список должен быть полным, в нем указывают все существенные аргументы. Как только они иссякнут, список нужно сжечь. На пути к лидерству никакие причины себя не оправдывают.

    Будьте уверенными и напористыми

    Не всем окружающим людям понравится точка зрения лидера. Это не должно вас волновать, нужно до конца оставаться верным собственным принципам. Когда лидер уступает, отказывается от них, люди видят это даже по его осанке. Человек не разовьет в себе лидерские навыки, ходя ссутулившись, с опущенной головой. Всегда должна присутствовать уверенность. Спина ровная, плечи прямые, речь грамотная, четкая. Никогда не жалуйтесь, никого не обвиняйте, не унижайте и не упрекайте людей.

    Много о человеке говорит тембр голоса, глубина его звучания. Уверенность должна присутствовать во всем – походке, осанке, голосе, манере изъясняться и даже в одежде. Сразу видно – идет лидер!

    Эти упражнения не панацея, но они помогут стать лидером коллектива. Даже выполняя их, вы проявляете устремленность, характер, настойчивость, веру в победу.

    Как укрепить власть лидера

    Лидер в коллективе всегда думает о том, как усилить свой авторитет в коллективе, укрепить власть. Конкуренты, завистники были, есть и будут всегда. У них другая позиция, точка зрения, идеология. Их основная задача – дискредитировать лидера коллектива. Борьба с такими людьми отнимает много сил, времени, поэтому их лучше устранить.

    Лидер в коллективе должен с уважением относиться к критике окружающих его людей, четко разделять какая из них конструктивная, а какая нет. К первой рекомендуется внимательно прислушиваться, она поможет избежать ошибок, заставит более внимательно посмотреть на себя со стороны. Второй вид – не конструктивная критика, отнимает много сил и времени. Люди не предлагают никаких новых идей и решений, а только «высасывают» из вас энергию, пытаясь вступать в спор, не несущей пользы. С ними лучше не контактировать и не иметь общих дел.

    У лидера коллектива должна быть собственная идеология. Например, если он является владельцем магазина, его основная задача заключается в том, чтобы его сотрудники четко выполняли поставленные цели, максимально удовлетворяя покупателей. Для этого разрабатывается концепция, сотрудники обязаны придерживаться определенных требований и правил, которые определяет лидер данного коллектива. Необходимо проработать основополагающие моменты:

    • оформление залов;
    • одежду для обслуживающего персонала;
    • встречу покупателей;
    • стратегию привлечения клиентов и др.

    Каждый из перечисленных пунктов следует неукоснительно выполнять. Сотрудники должны понимать, почему делать это нужно именно так. Со своей стороны лидер в коллективе должен быть терпеливым, уметь четко разъяснять своим подчиненным требования, пресекать неблаговидное поведение людей. Психологи советуют иногда вводить коллектив в стресс, так как подобные ситуации мобилизуют людские ресурсы, увеличивая отдачу.

    Советы: как стать настоящим лидером в коллективе

    Настоящий лидер коллектива

    Не каждый руководитель — лидер коллектива. Но научиться быть первым ему придется. В противном случае указания начальника сотрудники часто игнорируют, выполняют их с трудом, а за спиной его обсуждают. Шанс добиться успеха при такой ситуации приравнивается к нулю. Идеальный лидер – руководитель предприятия, который четко видит цель, грамотно ставит задачи, способен повести за собой коллектив. Чтобы понять, как быть лидером в коллективе, нужно учиться, совершенствоваться. Путь не легкий, но он обязательно приведет к успеху.

    Информирован – значит, вооружен

    Если вы планируете стать лидером коллектива, необходимо знать о каждом сотруднике как можно больше информации:

    • образование, возраст, семейное положение, профессиональные навыки, сильные черты характера человека, отношение к нему в коллективе;
    • имеются ли в коллективе потенциальные союзники;
    • на кого из людей можно рассчитывать, кто способен подвести;
    • есть ли в коллективе неформальный лидер.

    Истинный лидер интересуется проблемами своих сотрудников, старается помочь им, узнать о своем предшественнике, как складывались при нем взаимоотношения в коллективе. Такая информация поможет направить взаимодействие с коллективом и с каждым человеком в нужное русло.

    Секреты управления

    При изучении информации о сотрудниках коллектива, рекомендуется одновременно устанавливать с ними контакт. Помогут в этом доброжелательные отношения, вежливость, справедливость. Не стоит сразу показывать, кто является в коллективе лидером. Людей отталкивает жесткость, диктат, манипуляции. Они перестанут доверять, и взаимопонимание навсегда будет утрачено. Но и казаться добреньким начальником тоже не стоит. От сотрудников коллектива требуется добросовестное исполнение функциональных обязанностей, четкое выполнение поставленных задач. Хорошо, если руководитель по некоторым вопросам советуется со своими подчиненными, интересуется развитием определенной ситуации.

    Завоевание авторитета

    Как завоевать авторитет

    В большинстве случаев смена руководителя для коллектива стресс. Поэтому и авторитет у сотрудников лидеру нужно завоевывать постепенно. Людям нужно время, чтобы понять, что собой представляет начальник, уяснить его требования, почувствовать в нем лидера. Бывают такие ситуации, когда подчиненные обращаются к вышестоящему руководству. Не стоит на это реагировать излишне негативно. Необходимо умело показать коллегам, что эти вопросы решаете вы, так как являетесь лидером. Новшества рекомендуется вводить постепенно.

    Лидерство – трудная работа. И только человек, уверенный в своих силах, знаниях, навыках способен грамотно преодолеть стоящие на пути преграды.

    Организация рабочего процесса

    Настоящий лидер в коллективе способен четко организовать работу подчиненных. Для этого он знакомится с сотрудниками, их должностными обязанностями, фронтом работы, закрепленным за каждым человеком. В процессе работы лидер коллектива ясно видит картину. Он понимает, насколько загружен тот или иной сотрудник, эффективен его трудовой день. Часто в коллективе бывает так, что одна часть людей тянет на себе основной объем работы, другая – прохлаждается. Задача лидера – равномерно распределить нагрузку между всеми сотрудниками коллектива, выяснить, кто предпочитает работать индивидуально.

    Лидер в коллективе — одновременно руководитель, организатор, психолог. Он на своем примере должен показать подчиненным умение организовать рабочий процесс, правильное распределение времени, пунктуальность, доброжелательность, требовательность.

    Организационная культура

    Эффективность работы коллектива во многом зависит от взаимоотношений сотрудников, их поведения, установленных правил и требований. Лидер в коллективе также обязан неукоснительно их выполнять. Если сложившаяся ситуация ему не понятна, рекомендуется пообщаться с опытными сотрудниками коллектива, которые помогут внести разъяснения.

    Если сложившаяся организационная культура в коллективе не приемлема для нового начальника, ее постепенно придется поменять. Его может не устраивать одежда, в которой сотрудники ходят на работу, частые чаепития и перекуры, имеющиеся должностные инструкции, невыполнение поставленных задач. Поэтому важно получать информацию о каждом сотруднике, ситуациях из первых уст. Хорошо перемены приурочить к какому-либо событию предприятия. Это даст возможность показать приглашенным гостям лучшие стороны коллектива, произвести на них положительное впечатление. И в этом заслуга лидера.

    Заключение

    Чтобы стать лидером в коллективе, нужно постоянно работать над собой, развиваться личностно, четко знать чего вы хотите, понимать, как этого достичь. Все усилия нужно направлять на это. Как только вы почувствуете себя лидером коллектива, окружающие люди заметят это, и для них вы также им станете.

    Лидеры в коллективе: сотрудничать или избавляться?

    «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2012, N 6

    ЛИДЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ: СОТРУДНИЧАТЬ ИЛИ ИЗБАВЛЯТЬСЯ?

    Они могут объединять и вдохновлять, настроить коллектив против руководства и прийти на помощь в трудной ситуации. HR-специалисты держат таких людей на примете, учитывая их влияние на остальных сотрудников. В статье раскрываются природа лидерства и методы построения отношений с неформальными лидерами.

    С феноменом лидерства в своей жизни сталкивается каждый. В детском саду, школе, студенческой компании, на работе. Начинается это так: в группе появляется человек, который ведет за собой, предлагает совместные занятия, определяет правила игры, становится арбитром в спорах и конфликтах. Этим людям верят, их могут любить или нет, но тем не менее им подчиняются. Власть этих людей в подростковых компаниях порой поражает воображение. Вождь-тинейджер запросто может заставить члена группы сделать что-нибудь вызывающее или даже противозаконное. А в религиозных общинах известны случаи, когда лидеры инициировали массовые самоубийства их членов.

    Людям в силу природных особенностей свойственно образовывать группы, а в группах появляются лидеры. В рабочих коллективах всегда есть неформальные руководители, которые могут доставить массу хлопот, а могут своим поведением принести пользу компании.

    Пример 1. В оптовой компании, занимающейся поставками продуктов питания для магазинов, накануне новогодних праздников наступил аврал. Клиенты-организации сделали неожиданно много заказов, товар приходилось загружать в машины и отправлять даже ночью. Несмотря на двойную оплату и обещанные премии, сотрудники склада отказались работать, сославшись на усталость и приближающиеся праздники. Генеральный директор и его заместитель по сбыту (в эти дни тоже работавшие на складе и даже лично грузившие ящики) безуспешно упрашивали смертельно уставших работников остаться поработать в свои выходные. Ситуацию спасло то, что один из давно работающих в компании авторитетных кладовщиков обратился к коллегам и попросил их «повоевать еще немного на благо родной компании».

    Пример 2. Учредители ИТ-компании, занимающейся разработкой программного обеспечения и вопросами системной интеграции, наняли на работу нового директора Василия К. — настоящего профессионала, с опытом работы и отличным знанием рынка. До прихода Василия программисты работали «сами по себе», руководителя не было, все подчинялись напрямую учредителям. Однако в коллективе был неформальный лидер Сергей С. — «душа компании», инициатор веселых посиделок с пивом после работы, который всегда отстаивал права «простых трудящихся» перед владельцами и в целом был законодателем традиций в коллективе. С новым руководителем отношения не сложились, Сергей по старинке пытался решать вопросы непосредственно с учредителями, игнорируя директора. Ну а когда Василий запретил в организации «пивные вечера», неформальный лидер вообще перестал обращать внимание на «пришедшего в чужой монастырь со своим уставом». Соответственно стали вести себя и остальные сотрудники: производительность упала, появились жалобы клиентов. Учредители встали на сторону нового директора, трудовой договор с Сергеем был расторгнут. Но затем сразу четверть сотрудников уволились «по собственному», что, конечно же, отразилось на компании — часть заказов была потеряна, а бывшие специалисты ушли к конкурентам.

    Примеры наглядно показывают, что специалисты кадровых служб должны хорошо понимать механизм лидерства, чтобы выявлять неформальных руководителей в коллективах.

    Как становятся неформальными лидерами

    Тема лидерства поднимается и в художественной литературе, и в психологии, и в менеджменте. Теорий о том, как в группе возникает руководитель, существует множество. Довольно часто говорят о прирожденных сверхспособностях, харизме лидеров. К примеру, в древние времена считали, что правители обладают божественным даром. Судьба лидеров разнообразна: одни руководят долгое время, другие становятся «королями на один день».

    Неформальное лидерство — это власть, такая же, как власть руководителя компании или директора департамента, только «нелегитимная», в том смысле, что она не фиксируется ни в правилах внутреннего трудового распорядка, ни в рабочих инструкциях. А власть имеет свои источники (или ресурсы). Психологи (Дж. Френч и Б. Равен) предложили следующую классификацию:

    — Власть вознаграждения, которая возникает, если лидер (формальный или неформальный) может что-то дать группе, удовлетворить потребности ее членов.

    Пример 3. В отделе снабжения торговой компании работала менеджер Марина К., которая являлась родственницей генерального директора и даже могла оказывать на него влияние. Марина стала неформальным лидером отдела, потому что благодаря своему родству могла «выбить» премию, попросить материальную помощь, устроить гибкий график работы и другие послабления для коллег. Она пользовалась неограниченной властью среди сотрудников отдела, «увольняла» и принимала на работу, «премировала и депремировала», несмотря на наличие формального, «законного» руководителя отдела. Но управление отделом носило скрытый характер.

    — Власть наказания свойственна лидерам, которые имеют возможность оказывать отрицательное воздействие на других людей. Это могут быть психологическое давление, угроза потери работы, использование «компромата» и другие методы. Многие литературные персонажи — главари преступных группировок, воровских шаек — обладают именно властью наказания, поддерживая свой агрессивный брутальный образ в глазах товарищей.

    Лидеры, обладающие властью наказания, представляют подчас серьезную головную боль для руководства, поскольку они создают внутри организации атмосферу страха. Авторитет формального начальства при этом сходит на нет.

    Пример 4. В компании по производству продуктов питания быстрого приготовления происходила частая смена руководителей по маркетингу. Вновь принятые сотрудники держались на этой должности не более двух месяцев. В отделе маркетинга несколько лет работала сотрудница, обладающая связями в высшем руководстве компании и пользующаяся благосклонностью учредителей, которая и блокировала любую активность новых руководителей. Она запугивала коллег, угрожая дисциплинарными мерами и даже увольнением, если они будут выполнять поручения своего начальства. Вновь назначенный руководитель становился как бы парализованным, будучи не в силах заставить подчиненных работать.

    — Нормативная власть означает, что руководитель имеет право контролировать соблюдение регламентов и процедур сотрудниками и это право утверждено внутренними документами организации. Данный вид власти по определению присущ именно формальным руководителям. А вот неформальные лидеры могут быть в разных отношениях с представителями «официальной администрации» — от поддержания корпоративных норм до конфронтации с ними. Чаще же взаимоотношения с руководством компании у них варьируются и зависят от того, насколько неформальному лидеру выгодно вступить в альянс или, наоборот, конфликтовать, потому что он всегда «ведет свою игру».

    — Власть эталона свойственна неформальным лидерам, которые обладают определенным качеством (умением или способностью), привлекательным для окружающих. Это в большей степени связано с личностными особенностями и, пожалуй, в наибольшей степени близко к понятию «харизма». Однако подчеркнем, что свойства лидера должны быть привлекательны именно для той группы, где он находится. Так, в коллективе ученых в большей степени будут цениться аналитические способности, а в отделе продаж — сообразительность, умение убедить, установить контакт, понравиться собеседнику, находчивость.

    — Властью эксперта пользуются профессионалы, знатоки, умеющие делать что-либо лучше других. Люди готовы подчиняться руководителю, который на деле доказал свое право руководить, показал, что он действительно лучший и отлично разбирается в вопросах. Причем блестящих теоретиков предпочитают просто хорошим практикам.

    Пример 5. Анатолия У. приняли на работу на должность заместителя директора в компанию по производству рекламной продукции. В его обязанности входило непосредственное руководство коллективом. Он с самого начала пытался завоевать авторитет у подчиненных: побеседовал с каждым сотрудником, вошел в курс дела, изучил специфику производства. Когда пришла пора собственно руководить, т. е. составлять планы, раздавать конкретные задания, дело внезапно заглохло: люди стали игнорировать нового руководителя. Оказалось, в коллективе работал старый сотрудник, который пользовался безусловным авторитетом как профессионал своего дела, знающий все нюансы работы. Он скептически отнесся к начальнику-новичку, что передалось и остальным.

    — Об информационной власти говорят тогда, когда неформальный лидер имеет какие-либо сведения, которые могут повлиять на других людей. Чаще всего это принимает форму компромата или шантажа.

    Пример 6. Федор Павлович, начальник отдела кадров большого завода, собирает на сотрудников досье — ведет записи в блокнотах, а затем информацию переписывает в карточки, которые заводит на каждого работника. Сбор информации у него достаточно бессистемный: кто-то что-то сказал на корпоративном празднике — Федор Павлович пишет в блокнотик. В заводской «курилке» услышит, что у заместителя начальника отдела строительства появилась любовница, — и это заносится на бумагу. Опытный кадровик, работающий еще с советских времен, не особенно любящий компьютер (вся информация хранится на бумажных носителях), пользуется авторитетом и уважением со стороны работников завода. Генеральный директор часто обращается к Федору Павловичу, особенно когда нужно оказать психологическое давление на тех или иных сотрудников. Кадровик, в свою очередь, влияет на решения генерального директора, делая их наиболее выгодными для себя.

    Работа с неформальными лидерами

    Каким бы «хорошим» и конструктивным ни был неформальный лидер, он всегда вызывает досаду у руководителя. Ведь это его, руководителя, должны слушать, затаив дыхание, ему должны повиноваться и считать все его решения правильными и справедливыми. Наличие достаточно сильного неформального лидера неизбежно подрывает репутацию начальника, если у последнего нет действенных рычагов управления. Задача специалиста по управлению персоналом — выявлять лидеров и совместно с руководителями нейтрализовать, т. е. сводить возможные негативные последствия их влияния на коллектив к минимуму.

    Рассмотрим возможные методы работы.

    Узаконить лидерство

    Если человек себя проявил, если смог сплотить коллектив, повести за собой, «зажечь» в людях радость от работы и доказать, что смысл труда не только в том, чтобы зарабатывать деньги, но и создавать общественно значимые продукты и услуги, почему бы такому человеку не стать законным руководителем? По крайней мере, это лучше, чем если бы коллективом управлял бездарный, непрофессиональный и скучный крикун. Также очень удобно назначить неформального лидера на должность наставника, занимающегося адаптацией новичков и повышением квалификации всех остальных сотрудников.

    Такой вариант является приемлемым, если есть, что называется, «свободные места», куда можно назначить неформального лидера. Если такая возможность отсутствует, то можно попробовать следующий метод.

    Вербовка лидера

    Энергию неформального лидера можно направить в «мирное русло», склонив его к неформальному сотрудничеству. Руководителю подразделения и HR-специалисту нужно знать, чем «дышит» коллектив, как сотрудники относятся к руководству, чем довольны или недовольны. «Законные» руководители не всегда могут разговорить своего подчиненного: сказывается дистанция. А вот человек, пользующийся авторитетом, уважаемый и в то же время «свой», может сделать в этом плане много больше.

    Это вариант наиболее продуктивного сотрудничества, когда неформальный лидер помогает руководителю управлять, удовлетворяя в то же время свои амбиции. Часто в организациях так и происходит. Важно лишь не допустить превращения доверенного лица в «серого кардинала», фактически принимающего решения. А для этого нужно проверять информацию, приходящую от неформального лидера, из других источников.

    Перевод в неформальное русло

    Еще один вариант применения неформального лидера — дать ему возможность заниматься общественной деятельностью.

    Пример 7. В торговой компании один из менеджеров по продажам, Андрей П., организовал спортивный клуб. В клубе есть три направления: футбол, волейбол и шахматы. Сам Андрей выступает в качестве футбольного тренера (благодаря увлечению футболом в подростковом возрасте) и в роли организатора, председателя спортивного клуба. Стоит отметить, что до образования этого клуба Андрей имел самую неблагонадежную репутацию: будучи неформальным лидером в своем отделе, мог запросто «подбить» сотрудников на нарушение дисциплины, например уйти с работы до окончания рабочего дня или устроить небольшой фуршет с распитием слабоалкогольных напитков прямо в отделе. Сейчас картина другая: после того как отдел персонала предложил ему возглавить спортивное направление, дела резко пошли на лад, повысился уровень дисциплины и сплоченности в коллективе.

    «Мягкая изоляция»

    Если неформального лидера невозможно ни «завербовать», ни «узаконить», ни занять общественной деятельностью, а вред от его деятельности существенный, нужно приступать к его выводу из коллектива. Здесь возможны различные варианты: начиная от введения новой должности, предполагающей деятельность, исключающую постоянное взаимодействие с коллективом, заканчивая увольнением.

    Пример 8. В небольшой компании, занимающейся продажей компьютерной техники, один из опытных и профессиональных сотрудников был переведен на должность специалиста по контактам с администрацией и другими муниципальными и федеральными органами власти. В качестве руководителя он карьеры не сделал, но чувствовал в себе потенциал развития. Новая должность исключала постоянное общение с другими менеджерами и в то же время позволяла реализовать честолюбивые амбиции.

    «Задавить лидера»

    Бывают случаи, когда неформальный лидер должен быть наказан. Иногда его поведение ставит под угрозу не просто авторитет непосредственного руководителя, но и существование подразделения или даже организации. Опасность заключается еще и в том, что остальные сотрудники не являются пассивными наблюдателями, они активно следуют за своим «вождем» и характер их действий направлен на демонстративное нарушение корпоративных норм, правил и рабочих регламентов.

    Обычно в учебниках по менеджменту рекомендуют хвалить на глазах у всего коллектива, а критиковать с глазу на глаз, но в этом случае неформальный лидер должен быть наказан публично и жестко.

    Пример 9. В государственной организации в отделе АСУ начались проблемы с дисциплиной: сотрудники стали опаздывать, придумали для себя собственный график — могли не выходить на работу, «прикрывая» друг друга. Задачи, стоящие перед отделом, решались, но общее настроение вседозволенности оказывало влияние на остальной коллектив организации. Отдел кадров выяснил, что главным законодателем и заводилой новых либеральных порядков был старший системный администратор Семен Б. Он убедил своих коллег, что свободный график — это совершенно нормально, главное, чтобы выполнялся объем работ. Руководство организации сделало следующее: когда он в очередной раз опоздал, директор созвал общее собрание, на котором присутствовали все остальные сотрудники (около 50 человек). Был зачитан приказ о наложении дисциплинарного взыскания на Семена, с приказом были ознакомлены под личную подпись все присутствующие. После такой показательной процедуры количество опозданий резко снизилось.

    Идеально, когда руководитель сам является не только формальным, но и неформальным лидером, однако это не всегда возможно. Поэтому задача HR-службы должна заключаться в том, чтобы работать с неформальными лидерами, помогая руководителям обрести уважение и авторитет.

    Е. Мамонов

    Специалист

    по управлению персоналом

    Подписано в печать 18.05.2012

    Лекция 10. Проблема лидерства в коллективе

    10.1.Типы лидеров

    10.2.Осуществление деятельности лидера

    10.3.Теории лидерства

    10.4.Механизм воздействия лидера на массы

    _________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

    _________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидерство — двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, вызывать чувство восхищения, стремление поклоняться им.

    _________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Лидер — член группы, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

    _________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Цели лекции

    • охарактеризовать основные типы лидеров, психологические особенности их поведения;

    • выявить оптимальные условия для осуществления деятельности лидера;

    • познакомить с основными теориями лидерства;

    • обозначить механизм воздействия лидера на массы;

    • -выявить различие понятий “лидерство и руководство”.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *