определение, виды, свойства. — Студопедия
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Пять основных свойств внимания:
1. устойчивость,
2. сосредоточенность,
3. переключаемость,
4. распределение,
5. объем.
Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Сосредоточенность внимания – проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Переключаемость внимания – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.
Основные виды внимания:
-природное и социально обусловленное внимание,
-непосредственное и опосредствованное внимание,
-непроизвольное и произвольное внимание,
-чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание – дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).
Социально обусловленное внимание – складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание – регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание – не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Произвольное внимание – обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов.
Чувственное внимание – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
Интеллектуальное внимание – преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.
Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо яркое отражение.
Функции внимания:
1.Отбор значимых, соответствующих потребностям, воздействий и игнорирование других.
2.Удержание какой-либо деятельности на протяжении длительного времени.
3.Регуляция и контроль протекания действия.
Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому, в зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Наиболее изученным является сенсорное внимание (зрительное и слуховое).
Виды внимания. Выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.
Т.е. непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Оно возникает без каких-либо усилий со стороны человека, невольно.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
1. Внешние причины (обусловлены качеством раздражителя):
¾ Появление ранее отсутствовавшего раздражителя.
¾ Изменение физических свойств действующих раздражителей.
¾ Ослабление или прекращение действия раздражителя.
¾ Перемещение раздражителей в пространстве.
¾ Появление нового, необычного раздражителя.
¾ Сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет, резкий запах).
¾ Контраст.
2. Внутренние причины (связаны с личностными характеристиками):
¾ Потребности, значение для индивида.
¾ Интерес.
¾ Направленность.
¾ Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию организма.
Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованием деятельности.
Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В таких условиях, когда внимание направлено не на то, что ново и интересно, а на то, что нужно для осуществления деятельности, нередко требуются усилия воли. Поэтому данный вид внимания часто называют волевым.
Произвольное внимание будет поддерживаться, если:
¾ человек осознает долг и обязанности при выполнении работы,
¾ созданы привычные условия для работы (время, место),
¾ косвенный интерес (не интересна сама работа, а интересен результат),
¾ созданы благоприятные условия для деятельности (исключено влияние постоянно действующих посторонних раздражителей – телевизор, шум).
Послепроизвольное внимание – возникает после произвольного внимания, на его основе. Т.е. вначале внимание было произвольным, но потом человек заинтересовался работой.
По своим характеристикам оно схоже с непроизвольным, т.к. присутствует интерес, но оно не может быть сведено к непроизвольному, т.к. здесь присутствует и сознательно поставленная цель. Оно не может быть сведено и к произвольному, т.к. здесь для человека уже становится интересным и значимым не только результат деятельности (как при произвольном), но и сам процесс деятельности.
В первые два года жизни внимание ребенка лишь непроизвольное, затем постепенно ребенок учиться быть внимательным благодаря речевым инструкциям взрослых. И постепенно дети овладевают способностью внутренней речевой инструкции (самоприказ).
Кроме этого, в зависимости от того, на какой объект направлено внимание, выделяют такие его виды: внешнее (направлено на окружающие предметы) и внутреннее (направлено на собственные мысли).
Выделяют также внимание коллективное, групповое и индивидуальное.
Способы привлечения и поддержания внимания:
1. Прием «нейтральной фразы» (вначале сообщения произносится фраза, не связанная с темой, но имеющая важное значение для всех). Например, история из жизни, парадокс.
2. Прием завлечения (говорящий произносит что-то трудновоспринимаемое неразборчиво или тихо и слушателю приходится концентрировать внимание).
3. Зрительный контакт (пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание).
4. «Навязывание ритма» (постоянно менять характер и темп речи, не давать расслабиться).
5. Прием акцентировки (обратить на что-то внимание).
Свойства внимания.К свойствам внимания относят следующие:
1.Концентрация – наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и интенсивность этой связи. Концентрация обратно пропорциональна объему внимания (чем больше мы сконцентрированы, тем меньше объектов мы замечаем).
2.Объем – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам, а у детей – 2-3 элементам (5+2). Поэтому необходимо уметь осмысливать и структурировать воспринимаемый материал, что позволит увеличить объем внимания.
3.Распределение – свойство, с которым связывают возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий).
Возможность распределения внимания зависит от ряда условий: а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание, б) успешность совмещения зависит и от того, насколько связаны между собой совмещаемые деятельности (если близко, то распределить внимание становится сложно). Например, трудно совмещать два вида умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. В процессе постоянных упражнений возможно развитие данного свойства.
4.Переключение – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Например, переключение может быть обусловлено необходимостью включения в новую деятельность, либо осуществляться с целью отдыха.
5.Устойчивость – это длительность сохранения интенсивности внимания (как долго). Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени. 1) Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания (невозможно длительное сосредоточение на одном объекте, если он не меняется, т.е. однообразие снижает внимание). 2) Устойчивость также повышается с увеличением сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность). Но эта сложность должна быть оптимальной, иначе быстро наступит утомление. 3) Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее сосредоточение. 4) Внимание может быть устойчивым, если человек понимает важность выполняемой работы. 5) Большое значение для сохранения устойчивости играет активность личности (внешняя или внутренняя) по отношению к объекту.
Но даже в рамках повышенной устойчивости возможны некоторые колебания внимания. Флуктуации (колебания внимания) – это периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление (от 2 до 12 сек.). Такие колебания в рамках устойчивого сосредоточения часто не замечаются и не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности. Кроме этого, необходимо учитывать так называемые сдвиги устойчивости, которые могут происходить в течение длительной работы даже у самого внимательного человека (например, в начале урока и в конце).
Если у человека сформировалась привычка всегда быть внимательным, то в таком случае можно говорить о присутствии важного качества личности – внимательности. Если же человек внимателен по отношению к другим людям, то говорят о такой моральной черте, как чуткость, отзывчивость.
Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.
Виды внимания:1)Непроизвольное внимание— вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта.
2)Произвольное внимание — возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.
3)Послепроизвольное внимание— возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.
Свойства внимания:• Избирательность внимания— сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.
• Устойчивость внимания— длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.
• Распределение внимания— одновременное внимание к двум или нескольким объектам
• Объем внимания— количество объектов, одновременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).
• Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.
От особенностей внимания зависят такие черты личности, как внимательность, наблюдательность и рассеянность.
Понятие о памяти. Процессы памяти, их характеристика. Развитие памяти.
Памятью — называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.
При изучении памяти выделяют процессы памяти
Запоминание– процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.Сохранение –процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.Узнавание и воспроизведение– процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. абывание— процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
Виды памяти, их характеристика.
Виды памяти.
По виду анализатора:
— зрительная — осязательная
— слуховая — обонятельная
— вкусовая
По характеру запоминаемого материала:
— образная (память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).
-словесно-логическая (память на мысли, слова, понятия.)
— двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).
— эмоциональная (память на чувства)
По целеустремленности:
— непроизвольная (Непроизвольное запоминание осуществляется без специальных волевых усилий).
— произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить).
По длительности:
— мгновенная (сенсорная). Хранение не более 1,5 сек.
-кратковременнаяот 30 сек. Объем кратковременной памяти равен 7 2 единиц.
-долговременная (не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
— оперативная(В оперативной памяти функционирует информация поступающая как из кратковременной, так и их долговременной памяти. При умножении чисел в оперативной памяти сохраняются числа которые мы перемножаем (кратковременная память) и таблица умножения долговременная память). Пока мы действуем, этот материал остается в ведении оперативной памяти.
Мышление: понятие, формы мышления, их характеристика.
Процесс мышления.Это высший познавательные процесс, в результате которого происходит порождение нового знания, новых идей, мыслей, выводов, через преобразование имеющихся представлений или преобразование действительности.
Процесс мышления – это процесс опосредованного познания действительности( т.к. прямое познание осуществляется через органы чувств). Процесс мышления всегда целенаправлен и логически построен. Итогом данного процесса является некоторая мысль, идея выраженная в словах. Специфическим результатоммышления может выступать понятие. Процесс мышления тесно связан с речью. Речь для мышления является носителем мысли. Мышление для речи – как средство общения.
Формы логического мышления:
·Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль или идею.
·Умозаключение – это серия логически связанных высказываний из которых выводиться новое знание. Осуществляется тремя способами: дедукция, индукция, аналогия.
·Определение понятий — система суждений о некотором классе предметов или явлений (молоко, хлеб, конфеты объединяем в продукты питания).
Понятие внимания. Виды внимания — Студопедия
Вопросы
Лекция 1.7. Внимание и память
1. Понятие внимания. Виды внимания.
2. Функции и свойства внимания.
3. Понятие памяти. Виды памяти.
4. Процессы памяти.
5. Развитие внимания и памяти школьников.
На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания.
Внимание – направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Другие ученые не рассматривают внимание как самостоятельное явление, так как с их точки зрения оно, так или иначе, присутствует в любом другом психическом процессе. Также ведутся дискуссии относительно того к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание – это познавательный процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность человека, в том числе и познавательная невозможна без внимания, а само внимание требует проявления волевых усилий.
Так или иначе, доказано, что внимание представляет собой особую форму психической активности человека и является необходимым условием всякой деятельности, обеспечивает ее результативность. Роль внимания значительна.
Физиологические основы внимания. Внимание, как и любой другой процесс, связано с определенными физиологическими механизмами. По своей природе внимание рефлекторно (И. М. Сеченов). Однако в отличие от других психических процессов внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.
Для понимания физиологических основ внимания важен установленный И. П. Павловым закон индукции нервных процессов. Согласно ему процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Следовательно, физиологическую основу внимания составляют возбуждение одних нервных центров и торможение других.
Важный вклад в изучение физиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер (dominas – в переводе с лат. – господство). Доминирующий очаг возбуждения не только подавляет и тормозит другие центры возбуждения, но способен усиливаться за их счет, словно «притягивая» к себе их процесс возбуждения. Доминанта отличается от оптимального возбуждения большей силой и, главное, повышенной устойчивостью, стойкостью. Именно она обеспечивает концентрированное, устойчивое внимание.
Доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, характеризующийся способностью накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров.
Итак, внимание означает наличие в коре головного мозга участков с повышенной (доминирующей над остальными) или пониженной нервной возбудимостью, взаимосвязанных между собой по закону индукции. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
Концепция И. П. Павлова и А. А. Ухтомского получила в настоящее время подтверждение. Современные нейрофизиологические исследования указывают на ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности. В настоящее время в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания».
Различают следующие виды внимания:
1. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание.
2. Произвольное (преднамеренное) внимание.
3. Послепроизвольное внимание.
1. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Поэтому его часто называют пассивным или вынужденным вниманием. В основе возникновения непроизвольного внимания лежат разные причины, которые условно можно разделить на две группы:
а) внешние причины (сила и неожиданность раздражителя; новизна, необычность, контрастность раздражителя; подвижность раздражителя).
б) внутренние причины (интересы; настроение; переживания; потребности человека).
2. Произвольное внимание возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности (т.е. очаг возбуждения поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы – указания, самоприказ и пр.).
Условиями возникновения произвольного внимания являются:
— осознание обязанности в выполнении данной деятельности;
— отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи.
Способствуют функционированию произвольного внимания создание желаемого образа результата деятельности, привычные и оптимальные условия работы, наличие косвенных интересов.
Послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного, после него, в результате интереса к самому процессу деятельности и не требует специальных волевых усилий. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями, но здесь нет волевых усилий, а деятельность поддерживается сильным интересом (и не столько к результату, сколько к процессу деятельности). Роль этого вида внимания в любой деятельности очевидна – человек испытывает удовлетворения от хода деятельности и достигает поставленную цель.
В зависимости от объекта различают внешнее (направленное на внешние окружающие предметы и явления) и внутреннее (направленное на собственные мысли, чувства и переживания) внимание.
Определение, особенности, свойства внимания
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становится содержанием размышлений.
Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, они выражаются в ее сосредоточенности на мнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
1. Устойчивость — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
2. Сосредоточенность — проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
3. Переключаемость — перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
4. Распределение — способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
5. Объем
Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.
Способность произвольно направлять психическую деятельность —одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.
Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов.
Проявление так называемого непроизвольного внимания, оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.
Вызывают непроизвольное внимание несколько причин:
1. Относительная сила раздражителя.
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или явления.
6. Внутреннее состояние человека.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание, оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.
Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвалпослепроизвольным (или вторичным) , так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.
Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы) , то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или какой-нибудь деятельности.
Основные виды внимания:
· 1.природное и социально обусловленное внимание,
· 2.непосредственное и опосредствованное внимание,
· 3.непроизвольное и произвольное внимание,
· 4.чувственное и интеллектуальное внимание.
1.Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).
Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
2.Непосредственное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (интенсивность раздражителя, новизна предметов и явлений). Не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
3.Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,
4.Чувственное внимание —связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.
Пять основных свойств внимания:
1. устойчивость,
2. сосредоточенность,
3. переключаемость,
4. распределение,
5. объем.
1.Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
2.Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
3.Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
4.Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
5.Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.
Функции внимания:
· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
· определяет точность и детализацию восприятия,
· определяет прочность, и избирательность памяти,
· определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
· является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
· выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
· для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
· в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
· о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
· внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Свойства внимания в психологии 🍋
Автор Таня Хохлова в . Опубликовано Психология
Вконтакте
Одноклассники
С приходом 21-го века возрос интерес общества к загадкам человеческой психики.
Одним из самых загадочных, и интересных для понимания феноменов является когнитивная сфера (познавательные процессы человеческой психики), включающая в себя следующие познавательные процессы, а именно:
- Внимание;
- Память;
- Мышление;
- Ощущение;
- Речь и другие.
Психическим познавательным процессом человека можно считать явления влияющие на отражение действительности головным мозгом.
Современные психологи не считают внимание процессом. Есть мнение, что внимание лишь одна из обязательных сторон таких процессов, как отражение, мышление, восприятие и ощущение, выражающееся в отчётливом и ясном протекании, и точном выполнении каждого из вышеуказанных психических процессов.
Понятие «внимание» в психологии
Под понятием «внимание» в психологии подразумевается сосредоточенность во время психической деятельности на каком-либо объекте.
Все действия, которые сопровождаются пристальным вниманием всегда чётки и актуальны, благодаря чему мозг сможет воспринять именно те «раздражители», которые относятся к деятельности человека на текущий момент.
Следовательно, «внимание» может быть осуществлено только в определённой направленности деятельности конкретного человека.
Например, если восприятие слуховое, то благодаря вниманию, можно подметить мельчайшие звуки, причём именно те, которые нужно услышать, отвлекшись от сторонних звуков.
Виды внимания
В настоящее время известны два вида внимания, неодинаково формирующиеся в онтогенезе (индивидуальном развитии) и функционально различающиеся. В их основе находятся различные физиологические механизмы. Это:
- Внимание непроизвольное.
- Внимание селективное или избирательное (произвольное).
Свойства внимания
Различают несколько основных свойств внимания:
- Концентрированность;
- Устойчивость;
- Интенсивность;
- Объем;
- Переключение;
- Распределение.
На каждом из этих уникальных свойств необходимо остановиться и рассказать подробнее.
- Концентрированность.
Это свойство отражает сосредоточение на определенном объекте (например, просмотр телепередач), иными словами — фокус психической активности, созданный во временной момент «здесь и сейчас» с определенной целью.
- Интенсивность
Рассматривается, как совокупность, эффективности восприятия мышления с памятью и с ясностью сознания в целом. Чем сильнее осознание значимости деятельности и чем меньше она знакома человеку, чем большее количество раздражителя его, тем интенсивнее будет внимание.
Рассматривается, как способность индивида удерживать концентрированность внимания на определенном объекте длительное время.
Она определяется типом нервной системы человека, его темпераментом, мотивацией, новизной, и значимостью. Потребностями в совокупности с личной заинтересованностью индивида, находящихся в обстоятельствах, связанных с его деятельностью.
Под этим свойством подразумевается количество однородных стимулов, которые человек может одновременно держать в фокусе своего внимания.
То есть, он, одновременно заостряясь на них, осуществляет удерживание концентрации внимания на нескольких объектах. В это же время проявляются ещё два уникальных свойства внимания – переключение и распределение, задействованные полномасштабно.
- Распределение
Это свойство внимания характеризуется, как сосредоточенность на нескольких объектах одновременно.
Иными словами, находящиеся в центре внимания человека объекты, могут быть одновременно управляемы человеком, благодаря чему несколько действий одного человека одновременно управляют несколькими мыслительными процессами, не упуская ни одного из них из области своего внимания.
В современных условиях труда примером может быть ученик, находящийся на уроке истории и одновременно наблюдающий в окно класса за прилетевшими птицами. Получается, что половина его внимания посвящена материалам, рассказываемым преподавателем.
А другая половина его внимания следит за птицами, прилетевшими к окну. Это процесс может быть заметен по взгляду учащегося или по его позе. К тому же, если преподаватель обратиться в этот момент к человеку, то ответ последует не сразу (с небольшим опозданием) и будет немного заторможен.
Необходимо отметить, что уровень распределения внимания взаимосвязан с рядом обстоятельств. Примером таковых могут быть вид деятельности, и её сложность.
Неотъемлемой частью всего процесса по распределению внимания, в этом примере, будет также его переключаемость.
- Переключаемость
Под переключаемостью внимания понимают способность перехода от одного вида деятельности к другому. С его функционалом связано включение и отключение внимания, переключением которого может быть проявление одного из основных двух его видов.
При произвольном переключении, человек сам отвлекается от основной своей деятельности на что-либо иное. В вышеприведённом примере это отчётливо видно.
Но он отвлекается на птиц, прилетевших к окну, тем самым переключая своё внимание по собственному желанию.
О внимании кратко
Внимание также можно трактовать в качестве избирательной направленности на тот или иной объект (например, ученик на уроке), рассмотренный выше.
Объем внимания подразумевает под собой количество объектов, которые может одновременно удерживать взрослый человек.
Например, у детей (в зависимости от возраста) это может быть от 2-х до 5-ти объектов, а у взрослых от 4-х до 8-ми объектов. Объём внимания можно измерять по средствам тестирования.
Человек с большим объёмом внимания подмечает больше событий. Основным элементом, при объёме внимания, становится зависимость от проблемы.
Проблемой внимания являются объекты и отсутствие (наличие) связи между ними.
Вконтакте
Одноклассники
Внимание — виды, свойства, методы, разработка
Внимание — это умственно-познавательный процесс, направленный на отражение ментальных свойств, состояния объекта, которое обеспечивает сознание. Такое сосредоточение на определенных предметах является избирательным и способствует формированию индивидуальных установок.
В качестве объектов внимания могут выступать как личности, так и неодушевленные объекты. Явления природы, искусства и науки слишком часто привлекают внимание субъекта.Надо признать, что в зону внимания входят только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес или обусловлены социальной необходимостью исследования. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов, как возраст человека, его приверженность устремлениям, интерес к изучаемому объекту или явлению, регулярное выполнение специальных упражнений.
Виды внимания
Непроизвольное внимание
характеризуется отсутствием осознанного выбора человека. Имеют вид воздействия раздражающего вещества, которое на мгновение останавливает и переключает вашу умственную энергию. Подобным вниманием трудно управлять, потому что оно напрямую связано с внутренними установками личности. Другими словами, нас всегда привлекает только то, что представляет значительный интерес, захватывает и заставляет «двигать» чувства, эмоциональную сферу.
Объектами непроизвольного внимания могут быть неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, появившееся на моих глазах, любые движущиеся объекты, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.
Непроизвольное внимание ценится за свою непосредственность и естественность внешнего вида, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но в то же время это может отвлечь людей от выполнения задачи, решения важных проблем.
Как правило, у детей преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели в учреждениях, конечно же, согласятся, что привлекать внимание только яркими интересными образами и событиями. Вот почему занятия в детском саду, полные красивых персонажей, привлекательных заданий, большой простор для фантазии и творчества.
Focus
Характеризуется сознательным поддержанием сосредоточенности на объекте. Фокус начинается, когда вы получаете мотивацию, то есть человек понимает и сознательно концентрирует на чем-то свое внимание. Устойчивость и настойчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы действие произошло, от человека требуется приложить усилие, достичь состояния напряжения, повысить умственную активность.
Например, студент перед экзаменом старается сосредоточиться на изучаемом материале.И даже если он не заинтересован в том, что он должен сказать учителю, когда это поддерживается мотивацией. Необходимость закрыть семестр, приходить домой время дает мощный стимул немного напрячься, чтобы отложить в сторону все развлечения и путешествия.
Тем не менее, помните, что длительная концентрация добровольного внимания приводит к усталости, даже к сильной усталости. Поэтому между серьезными интеллектуальными работами рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу на свежем воздухе, делать легкие физические упражнения, упражнения.Но читать книги на абстрактные темы не нужно: у вас нет времени на расслабление, кроме того, наличие слишком большого количества информации может вызвать дальнейшее нежелание возвращаться к. Видно, что сильный интерес стимулирует деятельность, активизирует мозг, и к этому можно и нужно стремиться.
Поспродажное внимание
Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задания. В этом случае достаточно сильная мотивация и желание достичь определенной цели.Этот вид внимания отличается от предыдущих тем, что внутренняя мотивация доминирует над внешней. То есть человек, его разум не будут управляться социальной необходимостью и индивидуальной потребностью в действиях. Такое внимание к очень продуктивному воздействию на любую деятельность дает значительные результаты.
Основные свойства внимания
Свойства внимания в психологии называют рядом значимых характеристик, которые тесно связаны с компонентами деятельности индивида.
- Концентрация — это сознательное сосредоточение на деятельности. Удержание внимания обусловлено сильной мотивацией и стремлением субъекта выполнить действие как можно лучше. Сосредоточение внимания на интересном объекте направляет сознание личности. Если концентрация достаточно высока, результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва люди могут сосредоточиться на 30 — 40 минут, но за это время можно многое сделать. Следует помнить, что при работе за компьютером необходимо устраивать короткие перерывы в 5–10 минут, чтобы ваши глаза отдыхали.
- Том — это количество объектов, которые ум может одновременно удерживать в поле своего зрения. Другими словами, объем измеряется по обратному соотношению предметов и степени устойчивости внимания к ним. Если человек способен достаточно долго удерживать фокус на объектах и их количество велико, то можно говорить о большом количестве внимания.
- Стабильность. Устойчивость означает способность долго держать внимание на одном объекте и не переключаться на другой.Если есть отвлечение, они обычно о лабильности. Интервал внимания характеризуется способностью раскрываться по-новому: выявлять отношения и аспекты, которые ранее не наблюдались и не понимались, видеть перспективы дальнейшего развития и движения.
- Switch. Переключение вызова значимого целенаправленного изменения направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешних обстоятельств или событий. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не очень осознанно, говорят о простой отвлекаемости.Я должен признать, что переключить внимание с одного объекта на другой сложно из-за сильной концентрации. Даже тогда случается, что человек занимается другими видами деятельности и мысленно продолжает фокусироваться на первом: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Сдвиг внимания необходим для расслабления после интенсивной умственной работы, для включения в новые виды деятельности.
- Распространение. Распределение — это способность сознания одновременно концентрироваться на нескольких объектах, которые важны приблизительно в одном и том же положении.Соотношение предметов между собой, конечно, влияет на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. В этой личности часто возникает состояние усталости, вызванное необходимостью быть в одной точке внимания, чтобы помнить о других существующих.
Особенности развития внимания
Развитие внимания человека должно быть связано со способностью фокусироваться на одном или нескольких объектах определенного периода времени без какого-либо отвлечения.Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. В конце концов, чтобы сосредоточиться на чем-то, вы должны быть достаточно заинтересованы в вашем бизнесе. Итак, для развития непроизвольного внимания нужен только интересный предмет, на который следует обратить внимание. Добровольное внимание требует серьезного подхода: нам нужны приверженность, сила воли, умение управлять своими чувствами, чтобы не отвлекаться в самый неподходящий момент. Послерпродажное внимание наиболее эффективно, так как требует преодоления и дополнительных усилий.
Методы развития внимания
Методы развития внимания на данный момент, существуют различные позволяют достичь хороших результатов и научиться контролировать внимание.
Развитие концентрации
Рекомендуется выбрать объект для наблюдения и на определенный период времени постараться сфокусировать на нем наше внимание. Более того, чем проще предмет, тем лучше. Например, вы можете положить на стол книгу и представить, что она написала, главных героев.Вы можете думать о книге как о предмете из бумаги и картона, представляете, сколько деревьев нужно для ее изготовления. В конце концов, вы можете просто обратить внимание на его цвет и форму. Какое направление выбрать — решать вам. Это упражнение отлично тренирует фокусировку внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.
Если вы хотите, вы можете попробовать попрактиковаться, чтобы держать в поле зрения два или более предметов. Затем ко всем перечисленным необходимо добавить развивающимся умение переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая существенные характеристики каждого из них.
Развитие зрительного внимания
Упражнения должны быть направлены на то, чтобы дать возможность человеку сосредоточиться на объекте. Например, вы можете поставить перед объектом и бросить вызов себе, чтобы рассмотреть его в течение 3-5 минут, раскрывая как можно больше деталей. Сначала вы начнете вырабатывать общее представление о предмете, его цвете и форме, размере и росте. Постепенно, однако, чем больше вы сосредоточитесь, тем яснее начнут появляться новые детали: мелкие детали, мелкие инструменты и т. Д.Они также должны видеть и указывать на себя.
Развитие слухового внимания
Чтобы улучшить такого рода внимание, вы должны стремиться не более десяти минут, чтобы сосредоточиться на устной речи. Лучше всего, если это значимая человеческая речь, однако, если вы хотите расслабиться, мы можем включить сюда пение птиц или любую песню, которая отвечает требованиям расслабляющей музыки.
Если звучит человеческая речь, при прослушивании важно отметить скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности материала, субъективную полезность информации.Также вполне возможно прослушать записи рассказов, сказок, а после попыток запомнить и воспроизвести их содержание. В случае музыки важно уловить уровень вибраций звуковых волн, попытаться «соединиться» с воспроизводимыми эмоциями и быть в курсе деталей чего-либо.
Как управлять вниманием?
Многие люди, которые хотят повысить свой уровень внимания, сталкиваются с такими же трудностями. Некоторые могут быть не в состоянии сосредоточиться на деталях, другие испытывают трудности с тем, когда вам нужно полностью разобраться в предмете.В этом случае советую тренироваться на разных предметах во всех направлениях и делаю это каждый день. Согласитесь, 5-10 минут в день не сложно сосредоточиться на себе.
Таким образом, проблемы развития внимания достаточно универсальны и глубоки. Нельзя рассматривать этот тип когнитивных процессов только как компонент деятельности. Вы должны помнить, что внимание всегда необходимо для нас в повседневной жизни, поэтому важно сосредоточиться на простых вещах, замечать даже мелкие детали.
В этой курсовой работе мы обсудим: — 1. Определение внимания 2. Типы внимания 3. Характеристики 4. Условия 5. Интервал 6. Обучающие приложения.
Курсовая работа Содержание:
- Курсовая работа по определению внимания
- Курсовая работа по типам внимания Степень внимания
- Курсовая работа по образовательным приложениям Внимание
Курсовая работа № 1.Определение
из Внимание :
Если мы говорим, что конкретный человек не обращает внимания, мы совершаем ошибку, но если мы говорим, что он не обращает внимания на то, что мы говорим, это более уместно потому что этот человек, безусловно, обращает внимание на что-то. Внимание тесно связано с осознанием. На данный момент мы выдвигаем некоторые основные определения концепции внимания.
Вообще говоря, процесс концентрации ума на определенной деятельности с целью достижения определенного предмета называется вниманием:
1. Получено Внимание:
Определенный стимул может быть сам по себе отталкивающим, но он может быть найден привлекательным из-за другого стимула. В этом случае внимание, сосредоточенное на первом стимуле, называется производным вниманием. Студент, не интересующийся наукой, изучает его, тем не менее, с полным вниманием, потому что хочет сдать экзамен. В случае привлеченного внимания, мотивированный интерес мотивирует человека, а не основной интерес.
2. Непосредственное внимание:
Когда внимание сосредотачивается на определенных объектах без какого-либо особого усилия со стороны наблюдателя, оно называется немедленным вниманием. Основной причиной этого внимания является интерес, и наше сознание концентрируется на объекте без каких-либо усилий с нашей стороны.
3. Сенсорная или конкретная Внимание:
Когда внимание сосредоточено на стимуле, имеющем отчетливую и ощутимую форму, его называют сенсорным или конкретным вниманием.Например, внимание, которое мы уделяем столу, стулу, книге, дереву или любому другому объекту.
4. Идеализация абстрактного Внимание:
Сознание индивида фокусируется на основных стимулах через созерцание или мышление. Такое внимание, называемое идейным вниманием, характеризуется мышлением. Такие мысли, как сочувствие, жалость, материнская любовь, привязанность и т. Д., Относятся к этой категории, потому что они мысли, которые можно испытать, но не наблюдать непосредственно.Концептуализация вечных ценностей и добродетелей также попадает в эту категорию. Такое внимание прежде всего абстрактно.
Курсовая работа № 2. Типы
Внимание:
Ознакомившись с различными условиями, которые влияют на внимание, желательно получить некоторые знания о различных видах внимания.
Психологи классифицировали внимание следующим образом:
1. Добровольное внимание:
Этот вид внимания действует или возникает, когда человек сознательно направляет всю свою энергию на определенный стимул.Например, студент концентрирует свое внимание на вопросах, которые могут быть заданы на экзамене, потому что он хочет пройти тест. Добровольное внимание можно также назвать активным вниманием, потому что в этом случае внимание сознательно или добровольно активируется и фокусируется индивидуумом. Добровольное внимание постепенно развивается с возрастом и зрелостью и полностью развивается, когда человек вступает в контакт с окружающей средой.
2. Недобровольное внимание:
Состояние, в котором наше внимание обращено к конкретному объекту и сосредоточено на нем без нашего желания, называется недобровольным вниманием.Во время подготовки к экзамену внимание студента сознательно сфокусировано на его книгах, но его внимание будет отвлечено, если какой-нибудь сосед сыграет его радио на полной громкости. Точно так же привлекательные и красивые предметы привлекают внимание человека без всякого желания с его стороны наблюдать за ними. Некоторые психологи называют этот вид внимания спонтанным вниманием или привычным вниманием, потому что оно врожденное. Это также можно считать пассивным или легким вниманием.
3. Непроизвольное внимание:
Такое внимание возникает, когда человек вынужден заниматься чем-то вопреки его желаниям. Человек вынужден обращать внимание на какой-то стимул, хотя он хочет избегать или игнорировать его. Такое внимание не имеет спонтанности, и, следовательно, человек должен приложить усилия, чтобы сосредоточить свое внимание. Если во время лекции учителя начинает греметь громкоговоритель, учитель и его ученики избегают обращать внимание на его шум.
Курсовая работа № 3. Характеристики
Внимание:
Внимание делает очень важный вклад в приобретение новых впечатлений. Кроме того, сама природа внимания такова, что она включает в себя ряд факторов, субфакторов и влияющих факторов.
Ниже приведены характеристики внимания:
1. Умственная деятельность:
Процесс сосредоточения внимания на любом объекте или цели осуществляется умом, но деятельность ума требует, чтобы цель сосредоточиться на объекте или цели должно быть ясно.При отсутствии ясности умственный процесс не активизируется. Если процесс активен, он стимулирует внимание.
2. Избирательность внимания:
Наше внимание не сосредоточено на нескольких объектах одновременно; вместо этого в любой момент наше внимание фокусируется на одном конкретном объекте. Объект, на котором фокусируется наше внимание, выбирается из ряда объектов, и этот объект обладает для нас определенной и особенной особенностью или интересом.Это объясняет, почему из класса 30 или 40 учеников внимание учителя часто направлено прежде всего на непослушных или крайне скучных учеников.
3. Сдвига Природа:
Природа внимания заключается в том, что она неустойчива или смещается. Человек лишь с усилием сосредотачивает свое внимание на одном конкретном объекте, и даже тогда ему удается удерживать его на этом объекте в течение трех или четырех секунд. Однако есть заметные исключения из этого, особенно наблюдаемые среди студентов, готовящихся к экзамену, или преданных, поющих религиозные песни, — это ситуации, в которых люди постоянно концентрируют свое внимание в течение многих часов.
4. Узкий диапазон:
Объем внимания, в момент его инициации, весьма ограничен. Как только задача завершена или определенная серия завершена, внимание автоматически переключается на какой-то другой объект. Взрослые обычно могут концентрировать внимание на нескольких вещах одновременно, тогда как дети сосредотачивают свое внимание на отдельных предметах.
5. Мобильность:
Внимание всегда находится в таком состоянии, что оно не остается фиксированным на одном объекте в течение какого-либо промежутка времени.Истощение или скука также несут ответственность за этот факт. Когда мы устаем от изучения учебников, мы переходим к романам или рассказам. Переключение внимания с одного объекта или деятельности на другой называется его мобильностью.
6. Активность или бдительность:
Внимание стало возможным благодаря сознанию, и по этой причине оно бдительно. Действия или цели, на которых мы концентрируем наше внимание, существуют в нашем сознании.
7. Готовность:
Согласно Вуду Уайту: «Подготовительный набор готовности — важный ответ при посещении». Это глубоко верное утверждение. Наше тело готовится к определенной деятельности даже до того, как процесс или деятельность будут начаты. Наше тело реагирует в соответствии с вниманием ».
8. Регулировка мотора:
Независимо от объекта, на котором сосредоточено наше внимание, наши органы чувств и двигательные органы адаптируются к участию в требуемой деятельности.Как только ученики садятся в класс, их уши, глаза, шеи и их физическое положение приспосабливаются к учителю. Как Н.Л. Манн сказал: «Акт обслуживания сопровождается репортерской коррекцией, постуральной коррекцией, мышечным напряжением и центральной нервной адаптацией».
9. Цель:
Всеобщая истина заключается в том, что мы концентрируем наше внимание только на тех объектах, которые удовлетворяют наши потребности или служат нашим интересам, и что для достижения наших целей мы становимся полностью внимательными.Во время экзаменов студенты сосредотачивают все свое внимание на учебе, потому что их интерес заключается в сдаче экзамена.
10. Любознательность:
На наше внимание влияет мобильность и поиск новизны. Вудворт назвал это любознательностью. Это исследовать для новых объектов.
11. Три аспекта:
Существуют три аспекта внимания:
(i) Когнитивный,
(ii) Условный и
(iii) Аффективный.
Процесс внимания завершен во всех этих трех аспектах.
Наша умственная жизнь — это поток сознания. Мы не занимаемся всеми этими инцидентами; факты продолжаются одновременно. Мы выбираем один из них. Фехнер справедливо сказал: «Внимание представляет собой выбор или выделение определенных аспектов наблюдаемой среды, исключая другие, которые могут в то время воздействовать на органы чувств».
Внимание занимает важное место в нашей жизни.В одной области обучения и формирования привычек мы должны идти с процессом внимания.
Ниже приведены характеристики внимания:
1. Внимание избирательно.
2. Внимание носит изменчивый характер.
3. Внимание имеет когнитивный, аффективный и конативный аспекты.
4. Внимание имеет узкий диапазон.
Внимание свойства — Основы общей психологии
Внимание свойства
Внимание человека обладает следующими свойствами: концентрация, распределение, объем, переключаемость, стабильность.
Концентрация внимания — это концентрация субъекта на объекте, сила поглощения этим объектом. Концентрация внимания означает, что есть фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека.
Свойство, противоположное концентрации, рассеянности, т.е.е. неспособность сосредоточиться на чем-то конкретном в течение длительного времени. Есть подлинная и мнимая рассеянность. Воображаемая рассеянность — это результат большой концентрации и узости внимания. Иногда его называют «профессорским», как это часто встречается у людей, занимающихся решением научных проблем. Внимание человека в этом случае настолько сконцентрировано на решаемой проблеме, что он не замечает мелочей, по его мнению, вещей, не слышит адресованных ему вопросов.Физиологическая причина мнимой рассеянности — сильный фокус возбуждения в коре головного мозга, который вызывает торможение в окружающих областях. Неясное отражение внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит в областях коры головного мозга, которые находятся в состоянии торможения.
Все великие исследователи обладали исключительной способностью концентрировать мысли на основном предмете. Сократ решил принять участие в войне и вступил в походную колонну войск.По дороге он пошел к решению какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги, задумавшись. Когда он пришел в себя, оказалось, что он несколько часов стоял далеко позади войск.
Истинная рассеянность — это неспособность долго удерживать внимание на объекте или действии. Физиологически истинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко рассеивается, но практически не концентрируется.В результате в коре головного мозга создаются нестабильные очаги оптимальной возбудимости.
Количество внимания — это количество однородных объектов (обычно 7 + 2), которые охватываются одновременно. Количество предметов в поле внимания может быть больше девяти. Это зависит от того, насколько значимы и насколько связаны эти элементы. Количество внимания у детей меньше, чем у взрослых, обычно 5 + 2 элемента.
Распределение внимания — это способность выполнять несколько типов действий одновременно; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля внимания.
В некоторых профессиях распределение внимания становится особенно важным. Такими профессиями являются профессия пилота, водителя, диспетчера. Распределение внимания очень важно для учителя, которому часто приходится делать несколько вещей одновременно. Учитель объясняет урок и в то же время следует за классом, часто что-то записывая на доске.
Распределение внимания зависит от ряда условий, в первую очередь от того, насколько разные объекты связаны друг с другом и как автоматизированы действия, между которыми распределяется внимание.Чем теснее связаны объекты и чем важнее автоматизация, тем легче распределение.
Переключение внимания — это способность намеренно переключать внимание с одного объекта на другой. Есть намеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) переключение внимания. Преднамеренное переключение внимания осуществляется волей человека, а непреднамеренное происходит само по себе, часто незаметно для сознания. Непреднамеренное переключение внимания следует рассматривать не только как отрицательное качество.Это часто способствует временному отдыху организма, анализатору. Таким образом, сохраняется высокая работоспособность нервной системы и организма в целом.
Быстрое или медленное переключение зависит от:
1) темперамент;
2) физическое состояние: у уставшего человека переключение внимания замедлено;
3) содержание предыдущих и последующих действий: если предыдущее действие более интересно, переключение замедляется.
Существует четыре классических типа центральной нервной системы и, соответственно, четыре типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.Люди с разными темпераментными свойствами могут переключать свое внимание с разной скоростью, следовательно, они будут переключаться с одного вида деятельности на другой с разной скоростью. Для учителя важно учитывать особенности смещения внимания среди его учеников.
Холерик — динамичный, горячий, энергичный человек. Пример холерика — А.С. Пушкин. Его реакция мгновенная, молниеносная. Он может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включается в работу.Однако после работы, как и после конфликта, не может сразу успокоиться, так как склонность к возбуждению сильнее, чем к торможению.
Сангвиник — подвижный, веселый, живой, зависимый человек. Сангвиник умеет быстро переключаться. Поэтому он легко переключается из одного эмоционального состояния в другое, из одного занятия в другое, быстро перестраивает и меняет стереотипы поведения, легко переходит от отдыха к работе и наоборот.
Phlegmatic характеризуется медленным переключением, поэтому реакция при переходе от одной активности к другой замедляется.Его характерной чертой является тщательность и медлительность. Флегматик медленно входит в работу, но обязательно доводит ее до конца. Например, Phlegmatic будет раздражать требования срочной реструктуризации, пересмотров, изменений в планах и т. Д.
Меланхолик — человек, у которого процессы возбуждения и торможения снижены, поэтому он склонен к подавленному настроению и мрачным мыслям. Он не всегда может быстро переключиться, поэтому теряется в трудных ситуациях и не всегда может быстро найти выход из сложной ситуации.Ему нужны более упорядоченные условия жизни. Он может успешно вписаться в социальную среду, при условии, что его осмотрительно оценивают и правильно обращаются с другими.
При организации учебного процесса учителя должны помнить, что лучше ставить хореографию и спокойного человека проводить занятия в быстром темпе, управлять большими блоками, можно быстро переключаться с одного вида работы на другой. Они легко справятся с быстрыми переходами мыслей учителя, перестроятся из одного занятия в другое.Также необходимо учитывать тот факт, что так же быстро ученики с такими типами темперамента отвлекаются от темы урока, они переключаются на более интересные темы и дела.
Флегматик и меланхолик не могут быстро переключать внимание, поэтому им лучше вводить материал медленно, тщательно, не переходя от одной мысли к другой, не пропуская даже самые незначительные, казалось бы, умственные операции.
Стабильность — отрезок времени, в течение которого происходит концентрация внимания.Стабильность внимания зависит от характера материала, степени его сложности, разборчивости, отношения субъекта к нему. Важным условием поддержания стабильности внимания являются переменное напряжение и релаксация, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.
,Внимание | психология | Британика
Внимание , в психологии, концентрация внимания на одном явлении, исключая другие стимулы.
Внимание — это осознание здесь и сейчас фокусным и проницательным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания, а больше — моделям поведения, с помощью которых внимание можно было узнать у других.Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над таким направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на задаче, разговоре или серии событий. В других случаях внимание человека «захватывается» неожиданным событием, а не добровольно направляется на него.
Внимание связано с непосредственным опытом человека; это состояние текущей осведомленности.Конечно, в мире постоянно происходят бесчисленные события, каждое из которых затрагивает чувства человека. Есть также события, происходящие в теле, которые влияют на внимание, так же как есть представления о прошлых событиях, сохраненные в памяти, но доступные для осознания при соответствующих обстоятельствах.
Хотя можно ожидать, что текущая осведомленность — это совокупность всех этих событий в любой данный момент, ясно, что это не так. В этой обширной области потенциального опыта человек сосредотачивается на некотором ограниченном подмножестве целого или присматривает за ним.Это подмножество составляет субъективное поле сознания. Можно определить причину этого ограничения. Контроль и координация многих исходных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих схем реагирования — это область мозга. Мозг обладает впечатляющими возможностями обработки, но он имеет ограниченные возможности. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступную одновременно. Точно так же невозможно одновременно инициировать неограниченное количество различных действий.Вопрос становится одним из того, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и выходов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняТаким образом, внимание можно понимать как условие избирательного осознания, которое определяет степень и качество взаимодействия с окружающей средой. Это не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые из истории внимания и методы, с помощью которых психологи и другие стали характеризовать и понимать ее, представлены в следующем обсуждении.
Ранние взгляды на внимание
корни 19-го века
Психологи начали изучать внимание во второй половине 19-го века. До этого времени философы обычно рассматривали внимание в контексте восприятия (механизм, с помощью которого новые идеи связывались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания.Он предположил, что внимание определяет, что будет, а что не будет воспринято. Термин apperception все еще использовался в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основателей современной психологии. Вундт, однако, одним из первых указал на различие между основными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широкой области осознания (которую он назвал Blickfeld ), в которой находился более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ).Он предположил, что диапазон Blickpunkt составлял около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание является функцией лобных долей головного мозга.
Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе «Основы психологии» (1890) он говорит:
Каждый знает, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или направлениями мысли.Фокусировка, концентрация сознания — это его сущность. Это подразумевает отход от одних вещей, чтобы эффективно иметь дело с другими.
Джеймс считал, что внимание заставляет людей более эффективно воспринимать, понимать, различать и запоминать и ускоряет их реакцию.
В 1906 году еще один выдающийся психолог В.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первая основывалась на тестах, которые измеряли внимание посредством выполнения задачи, которая, как считается, требовала высокой степени внимания; второе измеренное снижение внимания из-за снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимулов, необходимых для отвлечения личности.
В течение 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких областей влияния возникла в работе русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что сейчас обычно называют ориентировочным ответом. У собак и других животных это включает в себя такие признаки внимания, как колосящиеся уши, голова повернута к раздражителю, повышенное мышечное напряжение и физиологические изменения, обнаруживаемые инструментами.Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексологии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира Михайловича Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный вознаграждением) как основной строительный блок всего человеческого обучения.
,