Волевые и произвольные действия: Воля и волевые действия – понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения.

Автор: | 10.12.2019

Тема 7 Произвольность и воля

8

Тема 7. Произвольность и воля

Образовательные задачи:

–       Понять основные принципы формирования волевого акта.

–       Осознать взаимосвязь произвольной деятельности и специфике волевого регулирования личности.

–       Усвоить основные понятия волевого регулирования.

–       Сформировать представление о структуре и особенностях волевого акта, специфике его формирования в воспитательном процессе.

Содержание

1.       Понятие о произвольной деятельности и волевом поведении.

2.       Классификация волевых психических состояний.

3.       Теории воли.

1. Понятие о произвольной деятельности и волевом поведении

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля как характеристика сознания и деятельности

появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами [3; 4].

До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму.

Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля – это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное [5].

Выделяют 2 функции воли

:

стимулирующая и

тормозящая.

Формы проявления волевых процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

1)      при выполнении физической и умственной работы;

2)      при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;

3)      при изменении привычного темпа деятельности и действия [6].

Волевые свойства личности: сила воли, целеустремленность, выдержка, решительность, инициативность, настойчивость.

По структуре волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1.       Осознание цели и стремление достичь ее.

2.       Осознание ряда возможностей достижения цели.

3.       Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.

4.       Борьба мотивов и выбор.

5.       Принятие одной из возможностей в качестве решения.

6.       Осуществление принятого решения.

7.       Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы [1; 2].

Все этапы волевого действия

пронизывает волевое усилие, переживаемое субъективно человеком, как эмоциональный стресс.

2. Классификация волевых психических состояний

Волевая регуляция деятельности выражается в системе волевых психических состояний:

инициативности,

целеустремленности,

уверенности,

решительности,

настойчивости и др.

Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельности определенные волевые состояния приобретают ведущее значение.

Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности.

Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности

.

Состояние инициативности – это повышенная возбудимость к поиску цели.

При наличии же ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности. Решительность – это психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения.

Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.

Уверенность как волевое психическое состояние – это высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности

.

Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, в контролировании действия и направлении его на достижение запланированного результата.

Существуют различные подходы к классификации волевых психических состояний. Наиболее распространенной является классификация, выделяющая практические и мотивационные состояния с точки зрения их роли в организации жизни и деятельности человека (см. рис. 7.1).

Рис. 7.1. Классификация волевых психических состояний

3. Теории воли

Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями:

в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения,

в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления,

в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности.

Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь на протяжении школьного возраста, ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю.

Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника,

родители обрекают его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность.

Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного [7].

Резюме

Воля – это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Волевое поведение

в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Проявляется воля в деятельности, поэтому она теснейшим образом связана с мотивационной и эмоциональной сферами.

Наличие мотивов и других побуждений, борьба между ними составляет важную закономерность волевого процесса.

Волевая регуляция поведения – это подчинение поведения жизненным позициям человека, системе его ценностных ориентаций. Волевая регуляция обусловлена требованиями социальной среды. Воспитание волевого поведения предполагает постепенное развитие самоконтроля в подростковом возрасте.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.       Каковы основные механизмы и структура волевого действия?

2.       Каково отношение воли и деятельности?

3.       Какие волевые качества личности вы знаете? Охарактеризуйте их.

Библиографический список

1.       Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2001.

2.       Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.

3.       Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 1.

4.       Еникеев, М. И. Общая психология: учеб. для вузов / М. И. Еникеев. – М., 2000.

5.       Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учеб. / Б. Д. Карвасарский. – М., 2004.

6.       Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 2005. – Т. 1: Общие основы психологии.

7.       Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

Понятие воли, произвольных и непроизвольных действий

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, направленными на регуляцию его поведения для достижения определенной цели .

Воля человека проявляется в усилии, которое прилагает человек,  преодолевая внутренние и внешние трудности в стремлении к действию или в сдерживании себя .

Итак, воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и  внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков .

В волевой деятельности различают произвольные и непроизвольные действия. Непроизвольными действиями называют неосознаваемые действия и движения. Это, в основном, действия, которые вызываются безусловными раздражителями, связаны с защитой организма от повреждений или с удовлетворением его органических потребностей. Непроизвольные действия не осознаются, а следовательно, и не контролируются. Чаще всего данные действия проявляются, когда раздражители действуют внезапно, неожиданно . Яркими примерами таких действий являются: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.п. Непроизвольный характер носят и наши выразительные движения:  радость вызывает улыбку, удивление – поднимание бровей, приоткрывание рта и т.д.

В противоположность непроизвольным действиям – действия произвольные. В некоторых источниках произвольные действия отождествляют с волевыми. Но следует рассматривать волевые действия как отдельную категорию. Е.П. Ильин утверждает, что любое действие (в том числе произвольное) рассматривается, как проявление человеком активности, направленной на достижение ближайшей цели. В работах Э. Ш. Натанзон также в отдельную категорию выделено понятие волевого действия. Это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, мы видим разницу между произвольным и волевым действием: для того, чтобы произвольное действие стало волевым, необходимо наличие препятствий, трудностей, преодоление которых  потребует от человека определенных усилий воли . П. В. Симонов, в своих взглядах на волю, говорил о том, что это потребность преодоления препятствий. Он полагает, что филогенетической предпосылкой волевого поведения является «рефлекс свободы», описанный И. П. Павловым. «Рефлекс свободы» — это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит адекватным стимулом. «Не будь его, — писал И. П. Павлов об этом «рефлексе», —  всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» . Для человеческого же поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т.д. К волевым действиям относятся: всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах), принюхивание, концентрация внимания, припоминании, сдерживание побуждений, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости .                      

Произвольные действия и движения всегда сознательны. Они характеризуются целенаправленностью и соответствующей организованностью. В процессе сознательного достижения цели, решения задачи действия контролируются, становятся произвольными. Даже непроизвольные движения (моргание, дыхание) можно регулировать. Когда  непроизвольное движение осознается и осуществляется целенаправленно, оно становится произвольным (волевым, осознанным). Но, каждое произвольное движение в результате многократного повторения, становится настолько привычным, что мы выполняем его, не сосредотачивая внимания. То есть, произвольные действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в результате навыка автоматизировались и утратили свой первоначально осознанный характер.

В ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧАЮТ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ И НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ

Действие — одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. Действие всегда направлено на достижение некоторой цели. Целостное действие (по теории П.Я. Гальперина) состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля.

Действие — структурная единица поведения, деятельности человека, обеспечивающая его взаимодействие с предметным миром. По психологическому строению действие включает цель, способ и условия выполнения. С помощью цели предварительно намечается тот результат, который достигается в конце действия.

Способы действия служат такому преобразованию предмета, которое приведет к достижению цели. Условия выполнения действия составляют неспецифические особенности предмета действия и особенности состояния человека в момент выполнения действия. По структуре психической регуляции действие состоит из двух основных частей: а) рефляционной и б) исполнительной. Все действия человек усваивает в процессе обучения.

Проблемные ситуации в обучении различаются в зависимости от того, какой компонент действия является неизвестным.

Непроизвольными действиями называют неосознаваемые действия и движения. Это, прежде всего, движения, которые вызываются безусловными раздражителями и осуществляются подкорковыми отделами центральной нервной системы.

Они связаны с защитой организма от повреждений или с удовлетворением его органических потребностей. Непроизвольные движения могут быть не только безусловно-рефлектор- ными, но и условно-рефлекторными. Непроизвольные движения не осознаются, а, следовательно, и не контролируются. Чаще всего это бывает тогда, когда раздражители действуют внезапно, неожиданно.

Произвольные действия и движения всегда сознательны. Они характеризуются целенаправленностью и соответствующей организованностью. В процессе сознательного решения задачи движения контролируются, становятся произвольными. Даже непроизвольные движения, например моргание глазами, кашель, дыхание и другие, можно произвольно регулировать.

В жизни человек пользуется преимущественно не отдельными произвольными движениями, а произвольными действиями, которые состоят из движений, связанных в определенную систему. Обучаясь читать, писать, играть на музыкальном инструменте, человек осуществляет множество произвольных движений и действий.

Произвольные движения более сложны, чем непроизвольные. Однако, как показали И.М. Сеченов и И.П. Павлов, принципиального отличия в механизме их осуществления нет. Произвольные движения, как и непроизвольные, имеют рефлекторный характер. Произвольные действия возникают условно- рефлекторным путем из непроизвольных движений. У маленьких детей все движения непроизвольны. Но в результате обучения и воспитания дети постепенно овладевают ими, учатся сознательно направлять свои движения и руководить ими.

Когда непроизвольное движение осознается и осуществляется целенаправленно, оно становится волевым (произвольным, осознанным).

Такие движения, как постукивания пальцами по столу, могут быть непроизвольными, неосознаваемыми, но могут стать и волевыми, если это делается умышленно, с определенной целью, например чтобы отбивать такт при пении или обучении музыке.

С другой стороны, каждое произвольное движение в результате многократного повторения становится настолько привычным, что мы выполняем его автоматически, специально не сосредоточивая внимания. Например, при обучении письму или музыке каждое движение руки выполняется сознательно, а, научившись писать или играть на музыкальном инструменте, человек выполняет эти движения уже автоматически.

Движения и действия обусловливаются внешними раздражителями. Вследствие действий с предметами в коре больших полушарий головного мозга человека возникают представления не только о предметах внешнего мира, но и о действиях с этими предметами, о движениях собственного тела. Активизация следов двигательных представлений неизбежно ведет к движению органов тела.

Следовательно, движения и действия вызываются не только внешними раздражителями, которые воздействуют непосредственно на нас, но и в результате возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, вызванные следами памяти.

В процессе развития человек научился не только произвольно действовать, но и произвольно задерживать свои действия.

Произвольно действуя и произвольно задерживая действия, человек регулирует свою деятельность и поведение.

Важную роль в волевом акте играет речь. И.П. Павлов указывал, что слова связаны со всеми внешними раздражителям и, которые поступают в кору больших полушарий головного мозга.

Поэтому посредством слова можно вызывать все те действия, что и внешние раздражители. Слово, заменяя конкретные раздражители, играет ту же роль, что и раздражители первой сигнальной системы, вызывая нужные движения и действия. Таким образом, волевые движения и действия основаны на взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Вторая сигнальная система, речь, играет ведущую роль в сложной волевой деятельности. Она является основой сознательного руководства человеком своей деятельностью.

Но речевые сигналы становятся способом произвольной деятельности не тогда, когда слово просто заменяет внешний раздражитель, а тогда, когда оно становится способом внутреннего анализа этого раздражителя. В таких случаях анализ становится предметом внутренней речи. Вследствие такого анализа раздражителя внутренняя речь, или, по выражению И.П. Павлова, речь «наедине с самим собой», играет роль внутреннего, центрального «пускового сигнала» для волевых действий, то есть действий, которые исходят из коры больших полушарий головного мозга.

Слово как сигнал вызывает целенаправленные действия: одни из них задерживаются, тормозятся, а другие направлены на достижение поставленной цели.

Определение, функции воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого процесса. Воля и принятие решений.

Воля как ВПФ:

— системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память (именно поэтому в истории психологии очень часты попытки сведения воли то к мотивации, то ко вниманию и т.д.).

— социальна по происхождению.

— осознана по способу функционирования.

Воля – средство/механизм личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма и субъекта природной деятельности, а также потребностей социальной выгоды.

Волевая регуляция– произвольная.

Воля — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Воля направляет или сдерживает человека, а также организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований. Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществление действия, при преодоление препятствий. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который человек считает сам целесообразным.

Иванников: воля – сознательная активная регуляция человеком своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении поставленной цели.

Кравцов: воля – это осознанная инициатива.

Волевые качества могут не сформироваться если:

  1. ребенок избалован.

  2. Ребенок подавлен жесткой воли и указаниями взрослых.

Проблема свободы воли

Есть 2 точки зрения в философии:

  1. Все предопределено и не зависит от решений человека.

  2. Человек свободен в своем выборе.

Вундтрассматривает волевой процесс, который доступен изучению. Волевые действия – действия по управлению аффективным процессом. Психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте (апперцепция не нуждается в объяснении, она является законом, по которому происходит организация сознания).

Волевой процесс:

Простые и сложные волевые мотивы:

1 мотив – простой

2 или больше – сложный. Тогда производится борьба мотивов, которая завершается актом выбора.

У. Джеймс считал, все неавтоматические поступки связаны с переживанием идеи поступка («как я должен поступить»), когда действию что-то мешает. Волевое действие – результат волевого решения, духовного акта. У.Джеймс: «Пусть моим первым актом свободной воли будет моя вера в свободную волю». Свобода воли позволяет человеку верить в собственные силы, не ссылаясь на обстоятельства. Принимать на себя ответственность за свою жизнь – она зависит от него. Личность по Джеймсу – человек с развитой волей.Воля– основное понятие психологии личности у Джеймса. Внимание – в психологии познания. Воля связана с вниманием. Воля есть сосредоточение внимания на идее, усилие по преодолению отвлекающих факторов.

Критерии воли:

  1. Феноменальный. Для человека наличие у него воли – феноменально. Он сам его переживает.

  2. Продуктивный – позволяет оценить наличие воли с точки зрения результата поступка.

  3. Внешний – внешнее проявление воли.

Отдельные проявления воли не определяют ее наличия.

Функции воли

По Василюку:в зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира можно выделить 4 варианта проявления воли:

  1. в легком мире, (инфантильном) где любое желание выполнимо воля практически не требуется

  2. в трудном мире требуется мах воли по преодолению препятствий , но человек сам внутренне спокоен, так как его внутренний мир прост.

  3. В легком внешнем и сложном внутреннем мире., требуются усилия воли по преодолению внутренних разногласий, противоречий , сомнений, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятие решений.

  4. В трудном внутреннем и внешнем мире, требуется интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений, в условиях объективных помех и трудностей, переосмысления и т.п. Здесь воля – личностная характеристика.

Основными функциями воливыделяют: 1) выбор мотивов и целей. 2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, 3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему. 4) мобилизация физических и психических возможностей при преодоление препятствий в достижение поставленных целей. Наличием воли объясняется проявление таких качеств в человеке: настойчивости, решительности, выдержки, смелости.

Волевое действие.

(Рубинштейн) Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю, и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей,—это наличие продуманного плана их осуществления.Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе .и в результате его выполнения.Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобыпреодолеть самого себя.Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Волевое действие бывает:

А) простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, что и каким путем он будет добиваться.

Б) сложное волевое действие. Оно состоит из 7 этапов: 1. осознание цели и стремление достичь ее. 2. осознание ряда возможностей достижения цели. 3. проявление мотивов утверждающих или опровергающих достижение цели. Этот этап связан с обсуждением конкретного пути в соответствии с системой ценностей. 4. борьба мотивов и целей. 5. принятие одной из возможностей в качестве решения. 6. осуществление принятого решения. 7. преодоление внешних препятствий. При осуществление принятого решения.

Структура волевого действия.

— влечение( неосозн. Желания)

— желания ( осозн. стремление к объекту)

— стремление (осознание цели и способов поведения)

— борьба мотивов

— принятие решения

-выполнение действия (реализация решения, преодоление объективных и субъективных препятствий).

Основные механизмы волевой регуляции:

  1. Намеренное изменение смысла действия

  2. Развития сфера личностных потребностей (долг, честь, ответственность), см. ниже.

Условия реализации волевого действия:

Функции воли:

    • Селективная – выбор мотивов и целей при их конфликте;

    • Инициирующая – восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии достаточной мотивации;

    • Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.

    • Произвольная регуляция действий и психических процессов.

    Волевая регуляция.

    Для возникновения волевой регуляции необходимо определенные условия – наличия преград и препятствий. Воля тогда и появляется когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние: время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей, препятствия внутренние: отношения и установки и.т.д. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции – преодоление препятствий, конфликт мотивов, направленность действия в будущее, и пр. – все это сводимо к 3 –м реальностям. 1) выполнение дефицита побуждение к действиям при отсутствии достаточной мотивации. 2) выбор мотивов. 3) произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов. Волевая регуляция поведения и действий— это произвольная регуляция активности человека. Она развивается и формируется под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности. Одно из таких средств личностной регуляции — изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия может достигаться: 1) переоценкой значимости мотива 2) привлечением дополнительных мотивов 3) предвиденьем и переживанием последствий деятельности 4) актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации. Развитие волевой регуляции прежде всего связанно с формированием: 1) богатой сферы мотивационно — смысловой. 2) стойкого мировоззрения и убеждения 3) способности к волевым усилиям. Оно также связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.

    Основные качества воли.

    — целенаправленность

    — самостоятельность

    — инициативность

    — выдержка

    — самообладание

    — настойчивость

    — решительность

    Воля как активность (Узнадзе)

    Три характеристики волевого акта: 1)в акте воли происходитобъективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и мотивы своей деятельности извне (пример, признать свои взгляды не верными. Для этого нужно субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность.).2) воля всегда перспективна по своей сути, онанаправлена в будущее. 3) воля переживается какактивность Я. Волевое поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса (например, жажда), и необходимую энергию заимствует из другого источника, а именно из личности человека.

    (Леонтьев) Волевое действие – процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объективно-предметными и наглядными

    Принятие решения может протекать по-разному.

    1. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: во­левой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутрен­него противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому по­буждению, — никаких внешних препятствий. При таких условиях доста­точно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие. Весь волевой процесс — от первоначального побуждения и воз­никновения цели до ее осуществления — так стянут в одно нерасчленен-ное единство, что решение не выступает в нем как особый акт; принятие решения заключено в свернутом виде в признании цели. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие от­срочивается, решение выделяется как особый момент.

    1. Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось — и все представляется уже в новом свете: я пришел к решению не потому, что я считаю нужным принять именно это решение, а потому, что никакое дру­гое уже невозможно. В свете новых мыслей, которые я, размышляя над решением, осознал, под воздействием новых чувств, которые на меня за это время нахлынули, то, что недавно еще казалось таким важным, вдруг представилось ничтожным, и то, что не так давно казалось желанным и дорогим, вдруг утратило свою привлекательность. Все разрешилось, и нуж­но уже не столько принимать решение, сколько констатировать его.

    2. Наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимает­ся не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуж­дения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов; не получил разре­шения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели все остальное.

    Само решение, а затем и следующее за ним исполнение в таком случае обычно сопровождаются ярко выраженным чувством усилия. В этом чувстве, связанном с внутренней борьбой, некоторые склонны видеть особый момент волевого акта. Однако вовсе не всякое решение и выбор цели должны сопровождаться чувством усилия. Наличие усилия свиде­тельствует не столько о силе волевого акта, сколько о том противодей­ствии, которое эта сила встречает. Мы испытываем чувство усилия обыч­но лишь тогда, когда наше решение не дает подлинного разрешения борьбе мотивов, когда победа одного мотива означает лишь подчинение остальных. Когда остальные мотивы не исчерпаны, не изжиты, а только побеждены и, побежденные, лишенные доступа к действию, продолжают жить и привлекать, мы неизбежно испытываем чувство усилия, принимая наше решение.

    Три отмеченных нами случая отличаются друг от друга тем, насколь­ко решение выделяется в волевом процессе как особый акт. В первом из перечисленных нами случаев решение непосредственно слито с принятием цели; во втором оно не отделилось еще от борьбы мотивов, являясь лишь естественным ее концом, а в третьем — оно выделилось из этой последней и противостоит ей как особый акт, наделенный максимальной степенью ак­тивности и осознанности. Однако в известном смысле каждый волевой акт включает в себя решение, поскольку он предполагает принятие определен­ной цели и открывает соответствующему желанию доступ к моторной сфе­ре, к действию, направленному на ее осуществление.

    Принять решение — еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.

    Восхождение к высшим ступеням волевой деятельности характери­зуется прежде всего тем, что исполнение превращается в более или менее сложный, длительный процесс. Усложнение этого последнего завершаю­щего этапа волевого акта является характерным для высших ступеней волевого действия, которое ставит себе все более сложные, отдаленные и высокие, все труднее достижимые цели.

    В решении то, чего еще нет и что должно быть, противопоставляется тому, что есть. Исполнение решения требует изменения действительности.

    Всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным действием в широком смысле этого слова, поскольку в волевом действии результат является целью субъекта и входит, таким образом, в его виды и намерения. В сколько-нибудь сложных ситуациях, ког­да осуществление цели требует более или менее длительных, сложных, непривычных действий, когда исполнение решения затруднено или в силу каких-либо причин должно быть отсрочено, намерение отчетливо выступа­ет как особый момент. Намерение является внутренней подготовкой отсро­ченного или затрудненного действия. Намерение представляет собой, по существу, не что иное, как зафиксированную решением направленность на осуществле­ние цели.

    Наличие общего намерения осуществить какую-нибудь сложную отдален­ную цель не исключает возможности подчиненных намерений, специально на­правленных на то или иное частное действие, служащее осуществлению этой цели, но оно иногда делает их излишними. Внутри сложного волевого акта, в котором намерение регулирует исполнение, возможны в качестве компонентов такие простые волевые действия, которые не предваряются специальным на­мерением. Поэтому, рассматривая каждое частичное волевое действие само по себе, можно констатировать наличие волевых действий, которые не являются намеренными.

    В сложной дея­тельности, состоящей из цепи действий, между целью и средством развер­тывается сложная диалектика — средство становится целью, а цель — средством.

    Волевое действие — это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.

    Воля и познание, практическая и теоретическая деятельность чело­века, опираясь на единство субъективного и объективного, идеального и материального, каждая по-своему разрешают внутреннее противоречие между ними. Преодолевая одностороннюю субъективность идеи, познание стремится сделать ее адекватной объективной действительности. Преодо­левая одностороннюю объективность этой последней, практически отри­цая ее мнимую абсолютную разумность, воля стремится сделать объектив­ную действительность адекватной идее.

    Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку во­левой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учет последствий своих поступков, подыскание надлежа­щих средств, обдумывание, взвешивание, — он включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональ­ные и интеллектуальные моменты представлены в специфическом син­тезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта.

    11.3. Волевые процессы и их патология

    Необходимость природы есть первичное, а воля и со­знание человека — вторичное, т. е. наши действия де­терминированы (определены) событиями и явлениями, происходящими во внешнем мире. Свобода воли при этом понимается как возможность, способность принимать ре­шение со знанием дела и осмысленно руководить своими действиями, предвидя их последствия.

    Эти положения находят научное обоснование в тру­дах И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отражательной (рефлекторной) функции головного мозга, об опосредо­ванном восприятии и осмысливании объектов действи­тельности.

    Воля — это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, ак­тивной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека.

    Волевой акт состоит из этапов последовательных, спланированных действий.

    Важнейшее значение в формировании акта воли име­ет мотивационная сфера человека. Она представляет со­бой совокупность желаний, побуждений, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельно­сти. Особенности данной сферы определяют направлен­ность личности.

    Началом формирования воли является влечение. Вле­чения возникают на базе инстинктов — пищевого, обо­ронительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удов­летворения, тогда оно носит название «желание». Эти психические импульсы относятся к более старым фило­генетическим формациям. В процессе исторического раз­вития человеческой личности воля сложилась как каче­ство психики, сознательно направленное на преодоление препятствий.

    Непосредственные побуждения к деятельности при­водят к действиям по невольному импульсу (мгновенная реакция на полученное воздействие) или в виде реакций отсроченного типа (действие обдуманное, возникающее на основе точного представления результата действия).

    Все действия делятся на произвольные и непроизволь­ные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточ­но отчетливо осознаваемых побуждений. Произвольные действия предполагают осознание человеком цели и пред­варительное представление тех операций, которые мо­гут обеспечить ее осуществление.

    Волевые действия представляют собой разновидность произвольных действий, которые требуют преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

    Физиологические основы воли. Воля, как и другие пси­хические процессы, является функцией мозга. Несмотря на значительную сложность физиологических механиз­мов волевых действий, наукой доказано, что волевые дей­ствия имеют условнорефлекторную природу. И. П. Пав­лов говорил, что «…механизм волевого движения есть условный ассоциационный процесс, подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности».

    Все произвольные движения есть движения, приоб­ретенные и заученные в процессе жизни и воспитания.

    Ни один человек не сможет произвольно выполнить действие, которого он не знает или не умеет выполнить. Скажем, как бы ни хотел неграмотный человек написать письмо, он этого не сделает, так как не умеет писать. Положение справедливо в отношении даже самых неслож­ных произвольных действий. Этим действиям постепен­но и незаметно для себя мы учимся в процессе жизни.

    Физиологический анализ показывает, что все воле­вые движения становятся таковыми лишь тогда, когда они заучены, причем чем более заучено движение, тем легче оно может быть выполнено как произвольное. Этим подчеркивается огромная роль в волевых действиях при­обретаемых в течение жизни двигательных навыков.

    В механизме волевого акта важнейшую роль играет двигательный анализатор, корковые клетки которого (ки­нестетические клетки) имеют двустороннюю связь с дви­гательной областью коры и с корковыми частями всех других анализаторов: зрительного, слухового и пр. И. П. Павлов так характеризует эту связь: «…кинестетические клетки коры могут быть связаны, и действительно свя­зываются, со всеми клетками коры, представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внут­ренних процессов организма. Это и есть физиологическое основание для так называемой произвольности движений, т. е. обусловленности их суммарной деятельностью коры».

    Обусловленность волевых действий суммарной рабо­той мозга означает, что действия человека могут быть вызваны не только непосредственными раздражениями, но и следами их, т. е. в результате оживления ранее об­разованных в коре нервных связей. Значит, представле­ние о действии, мысль о нем может вызвать это действие без видимых внешних причин. Поэтому людям иногда кажется, что произвольные действия беспричинны. Та­ким образом, И. П. Павлов в общем механизме волевого действия особо подчеркивал значение уже образовавшей­ся системы временных нервных связей (ассоциаций) меж­ду корковыми концами всех анализаторов, т. е. того, что определяет суммарный характер ответной реакции.

    Волевое действие, будучи целенаправленным, означа­ет наличие в коре больших полушарий стойкого очага оптимальной возбудимости на уровне второй сигнальной системы. Это обеспечивает длительное удержание цели действия, планирование предстоящего действия в соответствии с заданной целью и условиями, возможность оживления именно тех временных нервных связей, кото­рые нужны для реализации цели и пр.

    Устойчивость очага оптимальной возбудимости зави­сит как от действия наличных раздражителей, так и от хранимой мозгом системы прошлых воздействий на него.

    Большую роль в механизмах волевого действия вы­полняет корковое торможение. Волевой акт выражается не только в способности что-то сделать, но и в способно­сти воздержаться от того, чего не следует делать. Цент­ральное торможение было открыто И. М. Сеченовым и экспериментально изучено И. П. Павловым и его сотруд­никами.

    Как правило, к основным волевым качествам челове­ка относят; 1) решительность, самостоятельность, на­стойчивость, самообладание; 2) нерешительность, вну­шаемость, упрямство, волевая неустойчивость.

    Первый этап — возникновение побуждения, стремле­ния к достижению определенной цели. Потом появляет­ся сознание ряда возможностей достижения этой цели (2 этап) и сразу же за этим мотивы (3 этап), подкрепляю­щие или опровергающие эти возможности. Дальше начи­нается борьба мотивов (4 этап). Рассмотрев все «за» и «против», взвесив различные мотивы, с учетом конкрет­ной обстановки, человек принимает решение (5 этап). Во­левое действие заканчивается осуществлением принято­го решения (6 этап).

    Продолжительность каждого из перечисленных эта­пов различна и зависит от особенностей личности и объек­тивных причин выполнения принятого решения. Для того чтобы побуждение обратилось в действие, требуется ре­шительность, т. е. способность делать окончательный выбор. Однако трудно бывает преодолеть этап борьбы мо­тивов и осуществлять принятое решение. Поэтому ини­циатива особенно важна при выполнении принятого ре­шения. Среди других качеств необходимых в момент нео­жиданных осложнений, следует отметить самостоятель­ность в решении и поступках, выдержку, самообладание и определенную самокритичность.

    Развитие воли, способности к волевой деятельности — процесс длительный. С раннего детства родители фор­мируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере раз­вития индивидуума навыки.

    Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся при частом повторении каких-либо действий.

    Формирование навыков характеризуется устранени­ем излишних движений и напряженности, объединени­ем ряда частных действий в одно целостное действие. На­выки формируются в упражнении, т. е. в целенаправлен­ном, многократно повторяющемся действии с целью его усовершенствования. На фоне уже приобретенных навы­ков действия становятся все более сознательными. Это уже волевые действия. В подростковом возрасте и в пе­риод зрелости по мере накопления знаний, появления новых интересов и потребностей волевые действия усложня­ются и совершенствуются.

    В самом начале волевого акта имеет место одновре­менное возникновение нескольких мотивов деятельнос­ти, вступающих в конкуренцию между собой. Это приво­дит к «борьбе мотивов». Далее осуществляется выбор од­ного из мотивов — принимается решение, определяется цель последующей деятельности. Вслед за принятием ре­шения наступает облегчение, даже при отрицательном для личности содержании.

    Внушаемость — свойство волевой сферы, при нали­чии которого человек легко поддается чужим влияниям, а мотивы его действий определяются последними.

    Нерешительность следствие задержки волевого акта на этапе борьбы мотивов или реализации принятого решения.

    Упрямство особенность поведения, а в устойчи­вых формах черта характера индивида рассматривается как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указани­ям других людей. Упрямство — неспособность, несмотря на разумное обоснование, отказаться от принятого ранее малопродуманного решения и плана действий.

    Волевая неустойчивость неумение сдерживать нео­добряемые самим человеком проявления чувств в виде раздражения, гнева, страха, ярости, отчаяния.

    Все сложные волевые акты проходят вначале путь простых актов. В них имеется элемент автоматизации т. е. заученное в процессе жизненного опыта действие.

    Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: выполнение сложной детали на токарном станке, создание художественной картины, сар­кастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбле­ние и много других видов человеческой деятельности и поведения.

    Во всякой деятельности большую роль играет заинте­ресованность человека в выполняемой работе. При выполнении неинтересной, скучной работы, не отвечающей склонностям человека, снижается интерес к ее выполне­нию, развивается быстрое утомление. Положительные эмоции значительно отдаляют период, когда появляется усталость. Это объясняется стимуляцией подкорковых образований, которые в свою очередь тонизируют кору.

    Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправ-ленны-х мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения, в том числе и нравственного порядка, деятельность осуществляет­ся помимо ее волевой регуляции.

    Патология волевой сферы

    Практически на любом этапе волевого акта может воз­никнуть патология волевой сферы. Из волевых рас­стройств следует привести такие как, например, гипобулия, гипербулия, абулия. Наиболее часто среди наруше­ний волевых процессов встречается их снижение или гипобулия, которое может сопровождаться также сниже­нием эмоционального фона.

    Гипобулия — понижение волевой активности. При гипобулии люди малоподвижны, стремлений к деятель­ности у них почти не возникает. Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу не потому, что наступает усталость, а в связи с отсутствием желания продолжать свое занятие. Гипобулия нередко сопровождается сниже­нием эмоционального фона. Снижение волевой активно­сти может наблюдаться у соматических больных при дли­тельном пребывании в стационаре, при явлениях госпитализма и хронизации. При шизофрении наблюдается кататонический синдром — автоматическая подчиняе-мость больных, застывающих в стереотипной позе назы­вается каталепсией.

    Люди страдающие гипобулией нуждаются в повыше­нии к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их нужно активизировать при выпол­нении самых элементарных действий — своевременный прием лекарств, лечебные процедуры и т. д. Полезно да­вать таким больным несложные поручения, которые они должны выполнить под контролем персонала. Сложнее с амбулаторными больными. Основная тактика поведения с ними — внимательное и заботливое отношение.

    Абулия — нерешительность, ослабление воли, без­волие. Патологическое нарушение психической регу­ляции действий. Характеризуется вялостью, отсутстви­ем инициативы и побуждений к деятельности. Прояв­ляется в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Начав какую-либо работу, больные люди ее быстро бро­сают.

    Данное нарушение следует отличать от слабоволия как черты характера, вызванной неправильным воспитанием и другими факторами, которая может быть устранена на­правленной тренировкой воли.

    При абулии человек прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Он долго остается в постели или сидит в стереотипной позе. Тяжелая абулия, как прави­ло, возникает при массивных поражениях лобных долей мозга, признак кататонической формы шизофрении, при кататоническом ступоре — состоянии полной обездвиженности и др. В зависимости от причины абулия может быть кратковременным, периодически возвращающимся или постоянным состоянием.

    Гипербулия — чрезмерная активность человека. Не­продуктивная гипербулия наблюдается например, у больных, находящихся в маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза. Гипербулия может также возни­кать при некоторых соматических заболеваниях.

    Многие авторы относят к нарушениям волевых дей­ствий персерверации. Персерверации — циклическое по­вторение или настойчивое воспроизведение, часто вопре­ки сознательному намерению, какого либо действия, мыс­ли или переживания.

    Встречаются на практике и такие нарушения как из­вращения волевой деятельности — парабулии, которые проявляются у человека в странных, иногда нелепых по­ступках.

    Материал об оценке волевых качеств пациента может дать тщательно собранный анамнез, а также наблюдение за больным: за выразительностью, точностью и быстро­той движений, степень активности.

    Следует отметить, что неправильное воспитание дела­ет человека менее способным к волевой деятельности. Не­зрелость эмоционально-волевой сферы — инфантилизм, выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности ин­дивида к себе и т. д. Проявляется в компенсаторных ре­акциях, таких как фантазирование, замещающее реаль­ные поступки, эгоцентризм и др.

    Мы уже говорили о внушаемости и упрямстве. Про­тивоположностью внушаемости в известной мере является упрямство в отличие от настойчивости в достижении по­ставленной цели. Под упрямством понимаются не обосно­ванные разумом действия или отказ от них. Резкая сте­пень упрямства, носящая болезненный характер, назы­вается негативизмом.

    С психологической точки зрения, негативизм — это немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требовани­ям и ожиданиям других индивидуумов и социальных групп. Негативизм как ситуативная реакция или как лич­ностная черта, за исключением клинических случаев бес­смысленного сопротивления, обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении и защите своего «Я». Нега­тивизм также является следствием эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

    При клинических случаях негативизма больные не выполняют предложенных им заданий — действий (пас­сивный негативизм) или производят действия, противо­положные заданным. Например, на предложение сесть больной встает, на просьбу открыть глаза— закрывает и т. д.

    Волевые действия у больных и связанные с ними движе­ния могут искажаться различным образом {стереотипия, апраксия). Например, больной без надобности многократ­но повторяет одни и те же (стереотипные) действия, ска­жем, длительно, иногда повторно, вытирает полотенцем тарелки и т. п. Кроме того, могут нарушаться не только чисто волевые действия, но и автоматизмы, из-за чего боль­ные теряют способность правильно работать с клавиату­рой компьютера, -играть в спортивные игры и др.

    При апраксиях нарушаются не отдельные движения, а возможность совершения действий в целом. Напри­мер, больной не может выполнить предложение дотро­нуться правой рукой до левого уха. При конструктивной апраксии больные теряют способность рисовать и копи­ровать написанное.

    Особое место в патологии волевых процессов занима­ют патологические влечения. Например, патологическом влечении к поеданию несъедобных предметов, что наблю­дается как временное явление у здоровых женщин при беременности, а также у детей, при шизофрении же от­мечается часто. При психопатиях встречается патологи­ческое влечение к постоянной перемене занятий и место­жительства или просто к бродяжничеству — дромомания. Клептомания, или патологическое влечение к присвоению чужой собственности, встречается редко, и ее бывает трудно отличить от обычного воровства. В ти­пичных случаях, однако, бросается в глаза, что клепто­маны обычно не используют похищенных вещей и не из­влекают из них выгоды. Создается впечатление, что само похищение является целью их действия. Нередко мате­риально обеспеченные клептоманы похищают какие-ни­будь мелочи, например пуговицы, пряжки, простые ка­рандаши в магазине и т. д. Мы знаем случаи похищения обуви на одну ногу, вещей, не представляющих большой ценности. Клептоманов могут привлекать мел­кие и блестящие предметы.

    Следует отметить, что при психопатиях бывает раз­вита патологическая лживость. Например, пациенты рас­сказывают о себе различные небылицы: о фантастичес­ких приключениях, якобы происшедших с ними, выда­ют себя за других лиц и т. д. Нередко рассказы эти изла­гаются с эмоциональной окраской и довольно убедитель­ными подробностями, производящими впечатление на слушателей. В отличие от обычной лжи, при патологи­ческой лживости зачастую не только не извлекается никакая выгода от рассказов, но, напротив, с такого рода «рассказчиками» происходят неприятности.

    Разнообразны патологические влечения, связанные с половым чувством. Сюда относятся мужской и женский гомосексуализм, при котором половое влечение направ­лено на лиц одного пола. При садизме половое влечение связано со стремлением причинять боль партнеру. При мазохизме половое удовлетворение возможно только, если доставляет боль. При педофилии половое влечение на­правлено на детей. При фетишизме объектами полового влечения становятся неодушевленные предметы: женс­кие волосы, туфли, картины и статуи. Следует отметить, что не все еще достаточно изучено в этиологии половых извращений.

    Вообще, развитие воли у человека может сыграть боль­шую положительную роль в компенсации различных де­фектов, различных патологических осложнений разви­тия. Описаны случаи когда благодаря огромной воле к жизни больной человек может преодолеть боль, слабость, страдания и оказать решающую помощь медицинским работникам в процессе лечения.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о