Воспитывающая среда это: Вы точно человек? – ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА это что такое ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА: определение — Педагогика.НЭС

Автор: | 25.09.2019

Воспитательная среда — это… Что такое Воспитательная среда?


Воспитательная среда

   — совокупность природых и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) — среда обитания школьника, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели и т.д.

   (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2002. С. 98)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Воспитательная система
  • Воспитательные дома

Смотреть что такое «Воспитательная среда» в других словарях:

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

    — организация воспитат. воздействий на детей и подростков в рамках их жилищно бытовой микросреды с целью оптимизации положительных и нейтрализации отрицательных социальных факторов, влияющих на формирование личности. Микросреде по месту жительства… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Воспитательная система —     комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В.с. Различают также… …   Педагогический терминологический словарь

  • Зайкин, Михаил Иванович — Михаил Иванович Зайкин Дата рождения: 1 января 1953(1953 01 01) (59 лет) Научная сфера: педагогика Место работы: Арзамасский государственный педагогический институт Учёная степень …   Википедия

  • Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных

    — В Уголовно исполнительном кодексе РФ (1996) в ст.9 записано, что основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гимназия № 1591 (Москва) — Гимназия № 1591 Основана: 1988 Языки: Английский, Французский …   Википедия

  • Лицей (Обнинск) — Лицей Основан 1966 Директор Нина Анатольевна Тарасова Тип Лицей Учеников …   Википедия

  • Семья — Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруга)  …   Википедия

  • Шаповалов, Владимир Александрович — Шаповалов Владимир Александрович Род деятельности: ректор Ставропольского государственного университета Дата рождения: 1946 год(1946) Место рождения …   Википедия

  • воспитание — (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально …   Большая психологическая энциклопедия


Воспитательная среда по Л. С. Выготскому



Annotation: the article is devoted to the education of the child in a social environment. The impact of society on child development, as spiritually-moral education and subject.

Keywords: educational environment, educational process, personality, activity.

В основу воспитательного процесса всегда положена личная деятельность обучающегося, и весь опыт преподавателя сводится к управлению и регулированию своей деятельности. Л. С. Выготский так сформулировал, «формулу» воспитательного процесса: воспитание осуществляется через собственный опыт обучающегося, который определяется социальной средой, и роль преподавателя, при этом сводится к организации и регулированию воспитательной среды в жизни ребенка.

Для Л. С. Выготского воспитательная среда — это искусственная среда, где детям представлены все формы общественной жизни. С одной стороны, это хорошо, а с другой нет. Хорошо тем, что за счет этого удается избежать влияния многих отрицательных воздействий реального социального быта ребенка. Плохо тем, что за счет своей искусственности она не в силах передать все многообразие жизненных взаимоотношений.

Воплощение такой среды является, по мнению Л. С. Выготского, необходимым условием воспитательной работы. Выготский считал, что необходимо «отказаться от стихийного начала в воспитательном процессе и противопоставить ему разумное сопротивление и управление этим процессом, достигаемое через рациональную организацию среды» [2, с. 86].

С введением понятия «воспитательная среда», стали рассматривать как трехсторонний процесс воспитания:

1) активность обучаемого;

2) активность преподавателя;

3) активность заключенной между ними воспитательной среды.

В этом случае преподаватель выступает с точки зрения психологии как ведущий воспитательной среды, и контролирует взаимодействия с воспитанником. Используя все возможности социальной среды, в которой живет и действует ребенок, педагог может направлять и руководить деятельностью ребенка для будущего социального развития. При этом главным рычагом воспитательного процесса выступает социальная среда, и вся роль преподавателя сводится к управлению этим рычагом.

Явные механизмы воспитательного процесса можно проследить на примере нравственного воспитания. Главная идея данного процесса сводилась к усвоению школьниками определенных правил и норм нравственной морали. В данном случае вся система нравственного воспитания оказывалась построенной на авторитарном принципе, т. е. на признании определенного принудительного значения за авторитетом родителей и преподавателей.

Есть и отрицательные стороны которые приводят к запугиванию, запретам и угрозам, что зачастую часто встречается в воспитательной среде.

По мнению Л. С. Выготского, такое послушание, мотивированное страхом, является лишенным нравственно-воспитательной силы, потому что заранее предполагает негативное отношение к вещам и поступкам.

В своих трудах Л. С. Выготский называет несколько основных недостатков такого рода воспитательных воздействий.

1. Запугивая слабого, такое воспитание всегда способно вызвать негативное отношения сильного, придавая его действиям определенную степень гордости за свои поступки.

2. Запреты создают вымышленные представление о моральных ценностях и поступках. Нравственному достоинству приписывается ценность определенного богатства, а ко всякому отклонению вырабатывается негативное отношение.

3. Всякое описание порока создает предпосылки к его реализации.

Тем самым Л. С. Выготский сформулировал вывод о том, что главный механизм в психологии, лежащий в основе авторитарного воспитания, представляет собой педагогическое заблуждение. В силу этого «авторитарный принцип в морали должен быть разрешен, и на его место поставлено нечто совершенно новое» [3, с. 264].

В качестве альтернативы таким формам воспитания предполагается использовать воспитательные возможности социальной среды.

«Моральное воспитание — это прежде всего социальное воспитание» [3, с. 262].

Согласно взглядам Выготского, основой нравственного воспитания заложена социализация школьника и его поведения с поведением коллектива. Тем самым на первый план выходит не послушание обучающегося учителю, а свободная социализация самих учеников.

По оценке Л. С. Выготского семейные ценности, представляет собой первое, несложное, социально-целое с определенным количеством хорошо известных ребенку элементов взаимоотношений. Первым фундаментом воспитания является семья. Именно в семье у ребенка в душе закладываются глубокие и прочные социальные связи, но определенного размера.

По мнению Л. С. Выготского «семья воспитывает семьянина, тогда как воспитание должно быть направлено на формирование гражданина».

Еще одна форма, создание которой еще только начиналось в то время, была названа Л. С. Выготским детским движением, способным объединить детей в масштабах всего города и даже всей страны. В этих движениях, и только в них, дети могут научиться реагировать на социальные раздражители, связывать свое поведение с поведением огромных человеческих масс.

В качестве главной задачи социального воспитания Выготский называет выработку и шлифовку форм социального общения. Для ее достижения предлагается использовать иную форму воспитательной работы, как игра.

Игра есть тот естественный двигатель воспитания ребенка, с помощью которого ребенок использует все социальные связи. «Бросая ребенка в новые ситуации, подчиняя его новым условиям, игра помогает ребенку бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и творческим умениям, как ни одна другая область воспитания» [1, с. 126].

Еще одним средством воспитания ребенка является самоуправление в школе. При этом надо учитывать и создавать необходимые атрибуты данного механизма: устав, собрания, выборы и т. д. Необходимо стремиться к тому, чтобы интерес к формальности не убил в детях живые чувства общественности.

Еще один психологический фактор воспитания — природа детских влечений. Его реализация связана с одним условием, что поступок ребенка должен нести с собой впечатления, оставшиеся от действий окружающих.

«Ничто так не побуждает нас к действию, — замечает Л. С. Выготский, — как связанное с ним удовлетворение» [1, с. 268].

Для этого ребенок должен предполагать конечные результаты своих поступков, дорожить удовлетворением или неудовлетворением своих приятелей. «Эти постоянно идущие навстречу ему отраженные впечатления его же собственных поступков будут сильнейшими воспитательными мерами в руках педагога» [1, с. 269].

Рассмотрение воспитания как социально обусловленного процесса не должно, по мысли Л. С. Выготского, заслонить от воспитателя проблему личности самого ребенка. Вместе с тем в этом случае «роль и направляющее значение личности воспитанника в воспитательном процессе никак не могут напоминать ту «педагогическую связь», к которой сводится, индивидуалистическое воспитание как процесс, всецело заключенный между учителем и учеником» [2, с. 345].

Литература:

  1. Выготский Л. С. Конспект об игре. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 671с.
  3. ВыготскийЛ. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. //Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2004. — 512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательный процесс, воспитательная среда, социальная среда, ребенок, нравственное воспитание, негативное отношение, роль преподавателя, авторитарный принцип, воспитательная работа, социальное воспитание.

«ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» доклад на семинар

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Сегодня я хочу представить вам свою систему воспитательной работы.(слайд №1)

Среди степей и редкого полесья,

На мелководье озер

Стоит поселок как куплет из песни.

О, Первомайский, ты часть моей судьбы! (СЛАЙД №2)

Может вы увидите что-то новое, но надеюсь вы возьмете много полезного для своей педагогической деятельности. И так я представляю воспитательную систему Тулешовой А.М., классного руководителя 10 «Б» класса с русским языком обучения. Воспитательная тема школы : « Духовно-нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования »(слайд №3)

В начале коротко о себе и о том с чего я начинала. Данный класс я веду 3 года с перерывами, т.е. я была у этого класса классным руководителем в 7 классе, затем взяла их вновь в 9 классе, за два года непрерывной работы, мы достигли следующего.(Слайд №4,5)

Прежде чем перейти к тематике своей воспитательной системы хочу зачитать лидера нашей страны Н.Назарбаева «Если мы намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарные начала» (слайд №6)

Н. А. Назарбаев,

Президент Республики Казахстан

В своей работе руководствуясь общешкольной тематикой, опираясь на слова Н.Назарбаева определила для себя следующую тему: «ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА

КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».(слайд №7)

Давайте определимся, что же такое воспитывающая среда?

Воспитывающая среда — это духовное, материальное (предметное), событийное и информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала.

Воспитывающая среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в резуль- 
тате взаимодействия с которой происходит развитие и становление личности. Чем шире среда обеспечивает человеку доступ к общекультурному достоянию и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания. 
Н. Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру, выделяет в структуре воспитывающей среды предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение. 
Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех жителей школьного дома как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире. 
Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм и стиля взаимоотношений, установившихся в школе. 

Обратите внимание на гипотезу: Отдельно взятый класс стеклянным колпаком не накроешь. Ребёнок взрослеет и развивается не только в классе, не только в семье. Есть мир вокруг, который как в зеркале отображается в детях. Если мы хотим воспитать в нём личность, то, вероятно, всё окружение, все люди, которые участвуют в этом процессе должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду.(Слайд №8)

Согласно данной гипотезе, я вывела цель и задачи .

Цель:

Способствовать формированию поликультурной личности, способной ориентироваться в социуме. Создание условий, при которых каждый учащийся осознает себя членом человеческого сообщества, понимает ценности человеческой жизни, развивает чувство ответственности и причастности ко всему происходящему вокруг, имеет активную жизненную позицию.

Задачи:

  • Создание условий для психологического, физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов и возможностей.

  • Обеспечение детям права выбора для успешной самореализации

  • Социализация личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям, восприимчивой к новым идеям.(слайд №9,10)

Руководствуясь концепцией воспитания, стараюсь реализовать поставленные цели и задачи через социальный заказ, давайте посмотрим, что к нему относится.(слайд №11)

В своей работе опираюсь на следующую нормативно-правовую базу(слайд №12).

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, что каждый учащийся является гражданином своей страны, а следовательно он должен быть патриотом РК и должен уметь : перечисление (слайд № 13)

Чтобы достичь данного результата в своей работе руководствуюсь следующими принципами(слайд № 14) и старюсь воспитать и развить в детях данные общечеловеческие ценности.(слайд №15)

Руководствуясь концепцией воспитания РК, обозначила для себя следующие воспитательные направления (слайд №16). Работая в данных направлениях, ставлю конкретные цели, а главное в моей работе- это участие вместе с детьми, а именно восприятие их как личность давайте продемонстрируем каждое направление в отдельности(слайды № 17-31)останавливаться на каждом направление.

Далее хочу представить классное самоуправление, которое отличается тем, что классный руководитель тоже вместе с деть ми участвует в этом управлении. Т.е. она является таким же членом классного коллектива как и учащиеся, тогда дети воспринимают себя равными по отношению к учителю, а следовательно самооценка и уверенность возрастает.(слайд№32)

Определить какие мы: рамантики, энтузиасты, мечтатели.(слайд №33)

Как можно реализовать все это, конечно же через (слайд№34)

И применить следующие способы достижения цели(слайд №35)

И так подведем итог: (слайд №36)

Результатом моей деятельности является модель выпускника, которая представляет из себя личность, которая основана на я-концепции, т.е.( пречисление по слайду №37)

Чтобы был такой результат как же ч веду контроль и управляю классом? Спросите вы. Чтобы управлять классом, нужно следовать следующей намеченной работе(слайд №38)

Далее хочу представить мониторинговую систему контроля в различных направлениях работы (слайды № 39-43) из этого видно, что все таки работая вместе с учащимися, включаясь в работу, делая вместе с ними , выступая вместе с ними можно достичь следующих результатов. Наши достижения представлены в следующих слайдах.

(44-51). Я надеюсь, что я смогла отразить свою деятельность классного руководителя и вы узнали что-то новое. Закончить свое выступление, хочу словами, которые написал Сенека «Если человек не знает, к какой пристани направить свой корабль, ни один ветер для него не станет попутным» Я хочу вам пожелать успехов и попутного ветра вам в вашей работе. Спасибо за внимание!

Исполнитель Тулешова А.М.

Среда воспитания — это… Что такое Среда воспитания?


Среда воспитания
совокупность внешних по отношению к человеку факторов, посредством чего он воспитывается и развивается. Это то, среди чего пребывает человек – предметы, Вещи явления, отношения, события, факты, ситуации и т.д. и т.п. Среда формирует образ жизни человека, а через него и характер, способности, отношения. Духовно и материально богатая среда обогащает людей, бедная – обедняет, порочная – калечит. Среда опосредует путь развития личности, преломляя ее сознание и самосознание набором возможностей реализоваться, состояться. Среда воспитания «сулит» качество жизни в будущем, ниже чего ребенок во взрослой жизни не захочет опускаться. Через средовые факторы можно управлять некоторыми сторонами развития личности: поддерживать, порождать, предупреждать появление одних качеств и разрушать, не поддерживать другие. Не зря сегодня доктрины и концепции развития образования в целом и образовательных учреждений, в частности, строятся как проекты создания условий для развития детей и учета благоприятных и иных факторов влияния. На основе идеи о роли среды в воспитании детей сформулирован новый педагогический принцип средового подхода к образованию, воспитанию, обучению и развитию. Согласно этому принципу образовательная среда должна строиться по законам национальной культуры, с учетом особенностей миропонимания и духовной практики детей и их родителей.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Сребролюлие
  • Среда

Смотреть что такое «Среда воспитания» в других словарях:

  • СРЕДА ВОСПИТАНИЯ — совокупность природных и соц. бытовых условий, в к рых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при к …   Педагогический словарь

  • Среда воспитания — совокупность природных и социально бытовых условий, вкоторых протекает жизнедеятельность человека и становление его как личности.Включает в себя среду семьи, улицы, образовательного учреждения и пр. (1) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является ви­довым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокуп­ность всех… …   Экология человека

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий,… …   Социологический справочник

  • Предметная среда детства развивающая — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лицей (Обнинск) — Лицей Основан 1966 Директор Нина Анатольевна Тарасова Тип Лицей Учеников …   Википедия

  • Школа № 6 (Обнинск) — Средняя общеобразовательная школа № 6 …   Википедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Родители без границ Секреты воспитания со всего мира, Гросс-Ло К.. Правильно ли мы воспитываем детей? Кристина Гросс-Ло, мама двух девочек и двух мальчиков, признанный эксперт в области воспитания, считает, что лучший способ оценить собственные действия —… Подробнее  Купить за 387 руб
  • Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира, Кристина Гросс-Ло. Правильно ли мы воспитываем детей? Кристина Гросс-Ло, мама двух девочек и двух мальчиков, признанный эксперт в области воспитания, считает, что лучший способ оценить собственные действия –… Подробнее  Купить за 249 руб аудиокнига
  • Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. Методический комплект программы Н. В. Нищевой, Кириллова Ю.А.. В данной книге представлена примерная программа физического образования и воспитания детей дошкольного возраста логопедических групп, целью которых являются создание оптимальных условий для… Подробнее  Купить за 198 руб
Другие книги по запросу «Среда воспитания» >>

ШКОЛА ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ — КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ШКОЛА ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ — КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

И.А.Дулида ,

заместитель директора по воспитательной работе

КГУ «Средняя школа № 3»

ГУ «Отдел образования акимата Жит икаринского района»

Костанайкая область

г. Житикара

Формирование новых общественно-политических и социально-экономических отношений в Казахстане, протекающие в обществе процессы его гуманизации и демократизации, нашли свое отражение и в воспитательном потенциале образования. Современное общеобразовательное учреждение — важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020гг., Концепции воспитания в учреждениях образования. Данный вопрос был подчёркнут главой нашего государства в ежегодном послании к народу Казахстана.

В перечисленных нормативных документах сформулированы важнейшие задачи воспитания, то есть, определён социальный заказ общества школе.

Многолетний опыт, сложившиеся школьные традиции, определённый социальный имидж школы позволяют педагогическому коллективу систематизировать воспитательную деятельность и поднять ее на более высокий уровень. В ходе анализа социально-экономической ситуации в стране и тенденции развития мирового воспитательного потенциала образования был выявлен комплекс противоречий, оказывающий существенное влияние на воспитание:

— продолжающаяся дифференциация общества, которая привела к социальному расслоению в обществе и появлению новых субкультур;

— дальнейшая дезорганизация жизни семей ;

— рост числа детей с отклонениями в здоровье (физическими и психическими), а также социальными аномалиями, отклонениями в поведении как следствие жизненных условий и социального сиротства;

— усиление негативного информационного потока через средства массовой информации, особенно Интернет, неконтролируемого и противоречивого по своему педагогическому воздействию;

— возрастание роли этнического фактора;

— недостаточное развитие детских общественных объединений, что привело к отсутствию в школах значимого фактора .

Анализ этих противоречий привёл к осознанию того, что одна школа сегодня не в состоянии выполнить в полной мере свою миссию – адаптацию, подготовку и социализацию подрастающего поколения. Нужно искать другие пути, способствующие интеграции воспитательных влияний как внутри школы, так и за её пределами. Речь идёт о создании воспитывающей среды, которая является формой адекватного взаимодействия школы и социума. Воспитывающая среда – среда, которая влияет на становление личности ребёнка. Это всё что окружает человека. Это отношения, в которые он вступает, условия, в которых он живёт, идеалы, которым он верит и ради которых готов на самореализацию.

Отдельно взятую школу стеклянным колпаком не накроешь. Ребёнок взрослеет и развивается не только в школе, не только в семье. Есть мир вокруг, который как в зеркале отображается в детях. Если мы хотим воспитать в ребёнке личность, то всё окружение, все люди, которые участвуют в этом процессе, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду.

Гипотеза создания нашей воспитательной системы проста и понятна, она подразумевает неоспоримый факт, успех воспитания будет там, где есть заинтересованные взрослые, объединённые вместе общей целью. Поэтому, мы назвали нашу модель воспитательного пространства «Школой воспитывающей среды» которая должна помочь ребёнку найти место в сообществе и реализовать свои биологические, социально и индивидуально значимые возможности в пяти основных сферах жизнедеятельности: сфере познания, практической деятельности, игры, физического развития, сфере отношений.

Для достижения этой цели воспитания современной школе необходимо решить ряд важнейших задач:

  • сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Казахстана;

  • формирование духовно-нравственных качеств личности;

  • воспитание патриотов Казахстана; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

  • разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;.

  • формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

  • формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

  • формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Главным условием решения этих задач мы определили использование одного из лучших методов воспитания – метода педагогической поддержки, который состоит из трёх основных приёмов: выявление, сопровождение, рефлексия

Моделируя систему воспитания, нужны ориентиры. Лучших ориентиров, чем незыблемые общечеловеческие ценности не найти и это подтверждает Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан.

Принципы организации педагогической работы по созданию воспитывающей среды мы определили, исходя из приоритетных направлений Постановления правительства РК об усилении воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования, которое, в конечном итоге, требует от нас социальной защиты и проектирования социального имиджа детей.

Создание системы воспитания в нашей школе — это дело не одного года. Ей предшествовала большая серьёзная подготовка. Всё начиналось с диагностического лонгетюдного (длительного) исследования, анализа воспитательной работы, обучения педагогов. Таким образом, были определены возможности (кадровые, материально-технические, финансовые и другие) воспитательного пространства школы и социума.

Затем были определены основные целевые программы, их задачи и пути реализации, над которыми мы постоянно работаем, корректируем в зависимости от условий меняющейся воспитывающей среды. Таким образом, наша воспитательная система находится на этапе стабильного развития.

К числу действующих программ воспитания в нашей школе относятся четыре:

— авторская воспитательная программа «Мой мир», состоящая из восьми целевых подпрограмм, которые работают на воспитание и развитие необходимых качеств личности, определённых в модели личности выпускника средней школы. Она является логическим продолжением программы «Моё Отечество», по которой мы работали пять лет, а затем несколько расширили зоны влияния и вышли на новую программу. Каждое направление имеет свой девиз, цель и план реализации, составленный с учётом школьных традиций и возможностей.

Программа «Одарённые дети» которая помогает повышению мотивации к обучению, созданию «ситуаций успеха», развитию творческой активности детей и самореализации обучающихся.

Программа «Здоровая школа» способствует чёткому формированию потребности быть здоровыми. Она помогает создать комфортный гигиенический и психологический климат в школе, повышает интерес ребят к здоровому образу жизни, делает модными занятия спортом

Программа деятельности Республиканского общественного объединения «Единая детско-юношеская организация «Жас ұлан». Созданное по возрастному принципу, детское объединение учит детей управлять собой и другими, соизмерять свои потребности и возможности, с возможностями и потребностями общества, т.е. способствует приобретению и развитию своего социального опыта, что от нас и требует социализация личности

Выполняя целевые программы, мы определили средства и условия реализации, исходя из возможностей школы и микросоциума

Анализ развития всех перечисленных сфер жизнедеятельности привёл к выводу о том, что сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей. При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры; в процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу, Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития Казахстана, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.

Одной из ведущих идей модернизации естественно-научного образования является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных программ. В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, при освоении учащимися естественно-научного метода познания необходим акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие планеты.

Предметы области «Искусство» и «Самопознание» помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Знания по философии, религии, искусствоведению, своего внутреннего мира помогают ученику формировать собственное мировоззрение.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие детей и подростков в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для занятий спортом — один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков. Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Занятие физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Важной частью деятельности современной школы является осуществление мониторинга воспитательного процесса, культурных ценностей разных групп детей и молодежи, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нравственное становление. Большую роль при этом оказывает социально-психологическая служба школы, без которой современная школа сегодня немыслима.

При подготовке и переподготовке педагогических кадров следует направлять усилия на формирование у педагогов позиции воспитателя, которая заключается во внутренней психологической установке на решение воспитательных задач, на формирование представлений о воспитывающем влиянии собственной личности на социально-нравственное становление ученика. Учителю необходимы знания о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного процесса, методах воспитания и навыках практической реализации воспитательных технологий. Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

Представленный выше подход к организации воспитательного процесса, даёт право надеяться, что наши дети, выйдя из стен школы, помимо знаний по различным предметам, войдут в жизнь с умением не потеряться в это трудное время, приобрести навыки общения, организаторские способности, найдут своё место в условиях новой экономики, будут конкурентоспособными. Одним словом продолжат эстафету поколений, строя новый Казахстан.

Как говорится: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Мы уверены, что наша Школа воспитывающей среды это та система, которая нужна современной школе, которая поможет нам педагогам, воспитывая личность не заглушить индивидуальность.

Используемая литература:

1. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред.В.А.Караковского и др. ─ М., 1997 г.

2. Караковский В.А., Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. ─ М., 1992 г.

3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.А., Воспитание? Воспитание… Воспитание ! Теория и практика школьных воспитательных систем. ─ М., 1996 г.

4. Классному руководителю о воспитательной системе класса. Методическое пособие. Под ред. Е.Н.Степанова. ─ М., 2001 г.

5. Коваль Ю.М. Модель школы. Ж — л. Классный руководитель, № 2, 2011 г.

6. Ахметов Тлеген.Воспитать достойную смену//Наука и образование Казахстана, №1-2 2012 .С. 20-25

7. Коротаева Е. Нужна ли школе воспитывающая среда? / ж. Директор школы. Экспресс опыт. № 4, 2001 г.

8. Степанов Е.Н., Создание системы воспитания: формы, методы и приемы.

Ж — ж. Директор школы, № 2, 2000 г.

Воспитательная среда образовательного учреждения

«В школе необходимо создавать уклад, который позволит построить такой образовательный процесс, при котором ученик постепенно перестанет быть объектом педагогического воздействия и станет субъектом своего образования.»  
А. Н. Тубельский

Мы воспринимаем современную школу традиционно как место обучения. Как же сделать её органичным местом воспитания? Известный педагог, создатель Школы самоопределения, Александр Наумович Тубельский в одной из своих публикаций заметил: «Обычно требуют: «Дайте ребенку все, что положено. Дайте им образование. Дайте им знания. Дайте…» …. Нужно  сделать так, чтобы ребенок сам захотел взять то, что ему дают. Как же создать такую ситуацию, как заинтересовать его?»  
Действительно, создание такой среды сложное дело. Среды, которая не только бы формировала, но и стимулировала бы к тому, чтобы становиться лучше «по собственному желанию». Воспитание требует особого «питательного пространства» — среды, которая бы способствовала проявлению в человеке определённых личностных импульсов. Таким «питательным пространством» является школа, оказывающая непосредственное влияние на образ жизни учеников и учителей. По отношению к этой среде можно говорить, что она формирует и создаёт пространство жизнедеятельности для всех, кто в ней находится. А те, кто находится внутри среды, способны оказывать влияние на её качество. Таким образом, возникает взаимодействие среды и её «обитателей».  
Педагогикой давно доказано, что воспитательный процесс эффективен, если сами дети являются авторами и исполнителями правил организации и поведения в школе. Чтобы правила и принципы жизнедеятельности образовательного учреждения работали, они должны создаваться всеми заинтересованными лицами. В результате формируется такая атмосфера, где каждого уважают и ценят, каждому рады. Это воспитывает чувство собственного достоинства, собственной нужности.  
Из опыта работы знаю, как трудно заставить детей делать то, чего они делать не хотят: участвовать в некоторых культурно-массовых мероприятиях, дежурить по школе и т.д. Мы стараемся решать этот вопрос демократическим путем на классных часах: ученик САМ выбирает себе дело, должность, обязанность, и т.д. на учебный год.  
Ежегодное распределение обязанностей на год происходит путем  голосования «каждый сам за себя». Каждый выбирает дело по душе: быть командиром класса, помощником командира, художником, трудовиком, ответственным за спортивные дела. Каждому найдется работа в течение года, возможность принести пользу родной школе и любимому классу. И пусть желающих попробовать себя в роли командира окажется три человека – каждому выделим определенный срок в течение учебного года. Когда человек решается попробовать себя в таком ответственном деле, это многое о нем говорит. Иногда даже заядлые тихони и скромники высказываю желание побыть командиром. Если бы вопрос решался традиционным общим голосованием, то этих ребят никогда бы не выбрали на такую должность. А  тут есть возможность побыть в центре внимания, попробовать себя на новом поприще. Почему нет? Быть может, в человеке проснутся скрытые  до сих пор таланты.  
Находятся и такие, кому трудно определиться с  выбором: они не знают, что хотят, к чему способны. Для них существует особая должность — «Супермен». Кто такой Супермен?  Это человек, который может всё: и парту отмыть от засохшей замазки, и шарики воздушные надуть для праздничного украшения, и стулья помочь расставить в актовом зале …. Вроде и особые таланты не нужны, а поучаствовать можно везде.  
Отсюда и вытекают такие простые и понятные для меня, как для учителя, воспитательные задачи:  
1)строить отношения между людьми любого возраста на взаимном уважении;
2)сотрудничать, а не конкурировать;
3)создавать комфортные условия для всех детей, независимо от их склонностей и особенностей развития.
В воспитательном смысле важно не количество событий, в которые вовлекаются учащиеся, а тот след, что они оставляют в их жизни и душе. Поэтому с педагогической точки зрения бессмысленны отчёты о числе проведённых воспитательных мероприятий и количестве их участников. Воспитание человека совершается на основе активности самого человека во взаимодействии его с другими людьми. Любая воспитательная задача должна решаться через проявление активности самого обучающегося.  

Создание воспитывающей социокультурной среды

Вот почему создание воспитывающей социокультурной среды — одно из главных стратегических направлений в организации и методике воспитания.

Культурная среда — это конкретное, данное каждому ребенку (подростку) социальное пространство, посредством которого он включается в культурные связи общества, где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности*. Это совокупность различных условий воспитания: в семье, в школе, в культурной среде региона и города, страны в целом. Ребенок (подросток) живет, действует и развивается в многоликой социокультурной среде — культурной, но и бескультурной или псев-докулътурной, возвышающей, но и низвергающей личность, стимулирующей культурное саморазвитие и самоактуализацию и нет.

Педагогическая культура школы

Возможность реализации программ создания социокультурной среды для выполнения прогрессивных программ связано с педагогической культурой воспитательных учреждений и педагогов.

Понятие «педагогическая культура» многогранно: оно имеет отношение к педагогической культуре и обществу в целом с его системой образования, и к конкретной школе, и к личности каждого педагога и родителя.., Если говорить обобщенно, то «педагогическая культура — это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию (воспитанию — Л.М.) и к ребенку, которые предметно и практически реализуются в учебно-воспитательном процессе» (СНОСКА: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 191). Показателями ее служат состояние и качество, эффективность обучения и воспитания, культура их организации в конкретной школе, личная и педагогическая культура каждого педагога.

Основные идеи современной культуры учителя-воспитателя заложены в идеях гуманистической педагогики, которая может быть выражена формулой: «сотрудничество во взросло-детском сообществе + интегрированное знание (общекультурные ценности и отношение к ним) + индивидуальное образование (дичностно-ориенированное воспитание) на основе интересов, потребностей потенциальных возможностей» (СНОСКА: Там же. С. 204-214). Воспитание — это целенаправтенное создание условий для самоактуализации личности на основе ее разностороннего гармоничного развития в условиях личностно-ориентированной коллективной деятельности.

Старые стереотипы («Я тебя воспитываю — ты подчиняйся», «Воспитатель всегда прав», «Непогрешимость выверенных временем методов и приемов, оправдавших себя организационных форм воспитания» и т.п.) преодолеваются в педагогических коллективах, где:

§   создается атмосфера готовности к педагогическому творчеству, открытости новым формам воспитания, терпимости к методическому инакомыслию;

§   культивируется рефлексия и конструктивный диалоговый стиль педагогического общения в процессе решения проблем;

§   вырабатывается уважение к творческому самоопределению каждого педагога, его радикальным поискам;

§   складывается естественное разнообразие методик и технологий обучения и воспитания, к которым культивируется отношение как к обогащению, а не как к конкуренции;

§   происходит естественное становление демократических норм общения, взаимодействия, самоуправления и самоорганизации (СНОСКА: Крылова Н.Б. Там же. С. 210).

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о