Объективное восприятие
Одним из самых интересных фактов является то, что мы не имеем никакого представления об объективном мире вокруг нас, и даже не можем уверенно говорить о том, существует ли мир вокруг нас или нет. Объективным можно назвать только мир или явления, не зависящие от нашего восприятия, в силу этого объективное является чем-то непостижимым.
Для человека не существует реальности вне его восприятия. Вся наша реальность – это то, что мы сумели воспринять своими органами чувств.
Существует некое воздействие, улавливаемое нашими органами чувств и затем интерпретация нашим мозгом полученных ощущений.
Единообразие образов, воспринимаемых человеком может говорить лишь об единообразии органов восприятия и интерпретации поступающих ощущений.
Отделить воспринимающего от воспринимаемого невозможно. С точки зрения восприятия человека человек с его органами чувств и воспринимаемый им мир нечто единое и неразрывное.
Человеком изобретены многочисленные устройства, позволяющие расширить спектр воспринимаемых явлений, улавливающих ту часть мира, что недоступна для его обычных органов чувств. Например, радиоволны, инфракрасное излучение и т.д.
Однако в любом случае мы воспринимаем информацию через окуляры микроскопов или с экранов мониторов с помощью своих органов чувств. Субъективность восприятия сохраняется.
При этом нельзя говорить об отсутствии мира вне человека, но только о его непостижимости человеком.
Причем насколько сильно наше восприятие изменяет первоначальный сигнал можно судить разобрав, например, последовательность обработки человеком звуковых сигналов.
Строение уха
Пример последовательности обработки звука человеком я здесь привожу не для того, чтобы расширить кругозор читателей в анатомии, но чтобы показать насколько изменяется первоначальный сигнал в виде колебаний воздуха по пути к мозгу, где он преобразуется в законченный вид.
Так первоначально звуковые волны улавливаются ушной раковиной. Затем по слуховому проходу направляются к барабанной перепонке. Барабанная перепонка преобразует звуковое давление в вибрации, передающиеся на ряд косточек. Каждая из косточек: молоточек наковальня, стремечко осуществляет определенное преобразование поступивших вибраций. Далее сигнал поступает в овальное окно, происходит переход передачи сигнала из газовой среды в жидкую. Затем сигнал проходит по улитке (орган в виде спирали), преобразующей сигнал в электрические (нервные) импульсы. Далее через нервную систему сигналы поступают в мозг. Мозг каким-то образом интерпретирует поступившие сигналы в образы.
Насколько при таком количестве преобразований конечный образ отклоняется от первоначального сигнала?
Таким образом, можно лишь говорить, что существует нечто, воздействующее на орган чувств, в данном случае ухо, но говорить о том, какое оно и существует ли оно вне человека нельзя.
Что значит «объективное восприятие мира»?
Что значит «объективное восприятие мира»?
Приведем два примера:
Первый. Человек с легкой простудой и болезненным состоянием пришел на день рождения к другу. Весь вечер он чувствовал усталость и легкое раздражение. На вопрос домашних «Как прошел праздник?» он ответил, что праздник был скучный, еда безвкусной, компания не интересная. Это субъективное восприятие.
Второй. Та же самая ситуация, что и в первом случае, но на вопрос «Как прошел праздник?» он ответил, что происходило то-то и то-то, на столах было то-то и то-то, но из-за того, что я испытывал недомогание и не чувствовал вкус блюд, я не смог получить настоящее удовольствие от этого вечера. Это объективное восприятие.
Объективное восприятие всегда учитывает обе стороны реальности: внутреннюю и внешнюю (состояние я и состояние окружающего мира).
Субъективное восприятие – это оторванное от себя и искаженное своим внутренним состоянием восприятие мира, претендующее на объективную картину.
Самое смешное в том, что человек, воспринимающий мир субъективно, больше всех убежден в том, что он видит объективную картину. В своем «самоустранении» из этой «объективной» картины он видит свою «незаинтересованность», «непредвзятость», и именно её считает объективностью. Хотя то, что он не осознает влияние своего внутреннего состояния на восприятие объективной картины, как раз и порождает субъективизм, который он принимает за истину.
Современная научная картина мира является субъективной, т.к. наука не учитывает свойств психики и физиологии изучающего, а также его мировоззрения, хотя все это влияет на восприятие и формирование картины мира.
Когда мы научимся познавать мир объективно, мы перестанем спорить друг с другом с пеной у рта, т.к. будем понимать, что восприятие мира всегда содержит долю субъективности, и вместе с тем научимся понимать и себя, и других, т.к. будем видеть мир объективно, таким, какой он есть.
От администратора сообщества
Предупреждаю модераторов об ответственности
Объективная реальность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Объекти́вная реа́льность — мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.
«Движение, пространство, время, жизнь и т. д. — всё это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю Объективную реальность (Бытие)»
В материализме обычно представляют объективную реальность как некий механизм, работающий в соответствии со своим устройством, на который люди могут оказывать ограниченное влияние.
В религии и оккультизме считается, что мир раскрывается человеку в зависимости от его субъективной (духовной) динамики (развития). В основе мира представляются духовные существа (боги), которыми мир был создан (креационизм), и которые могут вмешиваться в работу «механизма» мира (теизм) или не вмешиваться (деизм).
В агностицизме считается, что «объективная реальность» как она есть недоступна полному познанию и пониманию человека.
По мнению некоторых учёных[кого?], сам термин «объективная реальность», введённый в отечественной философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» для конкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерное продолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такие иллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или быть объектом научных опытов). С другой стороны, именно это и является логическим отделением восприятия и реальности, а следовательно, сам термин объективная реальность — подчеркивает разницу между восприятием реальности и действительностью
В смысле «объективного, самодостаточного» источника воздействий на когнитивный процесс используется и понятие «творцы истины (англ. truth-makers) эмпирических предложений»[2].
наше восприятие создает искаженную реальность
В мире бизнеса и политики, в семьях, то есть повсюду, где хотя бы время от времени возникают несогласие и конфликты, мы можем услышать мнение, что восприятие — это реальность. Такое утверждение часто используется, чтобы узаконить личное восприятие, порой расходящееся с действительностью. Это дубинка, которой мы лупим по другим, выбирая нашу личную так называемую «реальность», считает преподаватель Университета Сан-Франциско Джим Тейлор.
Называя себя «человеком слова», он предлагает со слов и начать. Очевидно, что у понятий «восприятие» и «реальность» разное значение. Восприятие происходит в уме, где гибкость мышления рождает верования и убеждения о том, что происходит в объективном мире. А реальность живет вне нашего сознания, и манипулировать ею не так-то просто. Приравнивать к ней восприятие — все равно что отказаться от просвещения и откатиться обратно в средневековье, уверен Тейлор.
Каждый живет в своем мире
Да, восприятие — не реальность, но личное восприятие каждого формирует его персональную действительность. Оно играет роль линзы, через которую мы смотрим на мир. Наше восприятие влияет на многие процессы: направление внимания, обработку поступающей информации, память, интерпретацию, понимание, обобщение, принятие решений и действия, которые мы производим.
Понятно, почему мы склонны считать собственное восприятие настоящей реальностью. Но это не верно. Проблема в том, что эта линза, через которую мы смотрим на мир, нередко искажена нашей генетической предрасположенностью, прошлым опытом, базовыми знаниями, эмоциями, стереотипами, собственными интересами и когнитивными иллюзиями.
Дэниэль Канеман, Нобелевский лауреат и основоположник поведенческой экономики, помог понять психологические процессы, управляющие человеческими суждениями и принятием решений. Он выделил 100 так называемых когнитивных иллюзий, под влиянием которых люди создают собственную реальность, отличающуюся от объективной.
Если мы не в состоянии услышать посвистывание пса, это не означает, что в действительности оно не раздается
«Я с уважением отношусь к философам, которые считают, что реальности не существует вовсе, а есть только лишь субъективные ее отражения, потому что мы не способны к прямому постижению объективной реальности», — пишет Джим Тейлор. Более того, наши возможности создавать свою реальность ограничены чувствами.
Например, человек видит лишь ограниченный цветовой спектр и слышит звуки только на определенной частоте. Но если мы не в состоянии услышать посвистывание пса, это не означает, что в действительности оно не раздается. Благодаря технологиям люди во многих отношениях способны измерить реальность — хотя и здесь оппоненты могут возразить, что изучение результатов технических исследований все равно предполагает человеческое участие и восприятие, но это тема для отдельного разговора.
Чем это опасно?
Тейлор ставит ключевой вопрос: «Что не так с восприятием, отклоняющимся от реальности?» Действительно, что плохого, если человек воспринимает мир по-своему? Ответ неоднозначный и зависит скорее от степени и направления искажений. Например, одна из психологических теорий утверждает, что так называемые позитивные иллюзии, которые в разумной мере завышают потенциал человека, могут принести определенную психологическую и практическую пользу — в частности, подарить надежду и повысить устойчивость.
Однако, если восприятие уходит слишком далеко от реальности и от слабых иллюзий переходит к серьезным заблуждениям, оно становится обузой. Под его влиянием человек может ставить себе недостижимые цели или не провести необходимую подготовку перед выполнением серьезных заданий. По сути, серьезное расхождение между восприятием и реальностью может привести к потере дееспособности — примером тому служат некоторые психические заболевания.
Люди с разными убеждениями погружены каждый в свою реальность, и нормальный диалог практически невозможен
На социальном уровне происходит следующее. Когда у отдельных людей или целых групп слишком разные реальности, они не могут решать серьезные и неотложные проблемы — для этого просто нет точек соприкосновения. Так часто бывает в политике: люди с разными убеждениями настолько погружены каждый в свою реальность, что организовать конструктивный диалог и принять единое решение практически невозможно. Результат — бездействие или откровенная вражда и преступления на почве ненависти.
В глобальном масштабе все еще серьезнее: у представителей разных стран — огромный разрыв в восприятии реальности, и все это приводит к медленной, но неуклонной дезинтеграции сил, которые в идеале должны удерживать мировое сообщество в целостности. Это мрачная и популярная тема нашла отражение в кино, литературе и нашем современном мире.
Что делать?
Важной задачей Тейлор видит контроль за тем, чтобы восприятие — наше собственное и других людей — оставалось близким к реальности. Он предлагает держать в голове несколько простых советов:
- Не стоит предполагать, что ваше восприятие и есть объективная реальность — это лишь ваша собственная «реальность».
- Отнеситесь с уважением к восприятию других людей — они могут быть правы.
- Не привязывайтесь к своему восприятию — оно может быть ошибочным. Чтобы признать это, требуется смелость.
- Осознайте, какие ваши когнитивные искажения могут деформировать картину реальности. Понимание «помех» поможет лучше связать восприятие с реальностью.
- Проверьте свое восприятие. Выдержит ли оно тщательное изучение через «микроскоп реальности»?
- Перепроверьте себя, обратившись к специалистам и тем, кому доверяете. Но учтите, что у ваших близких друзей наверняка похожее восприятие.
- Будьте открыты к изменению вашего восприятия, если для этого появятся веские причины. Ригидность сознания гораздо хуже, чем неправота.
«Когда в следующий раз другие, защищая свою позицию, заявят вам, что восприятие — это реальность, ответьте, что это лишь их восприятие — но уж точно не объективная реальность», — предлагает Тейлор. Совет, которым определенно стоит воспользоваться.
Об авторе: Джим Тейлор — преподаватель Университета Сан-Франциско, автор книги «Тренировка сознания: подготовка ума к достижению успеха в спорте».
Читайте также
Предложения со словосочетанием ОБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Неточные совпадения
Как только у вас получится попасть в фазу и удержаться в ней хотя бы одну-две минуты объективного по восприятию времени, вы можете внимательно изучать техники нахождения объектов и перемещение в фазе параллельно с непосредственными техниками самолечения, диагностики и даже лечения других людей. Следует иметь в виду, что собственное время личности интегрирует в себе как объективные временные отношения (природные и социальные), так и субъективное отражение этих отношений в процессе восприятия изменений, оценки длительности и последовательности событий, переживания отдельных свойств времени, формирования целостного отношения личности ко времени её жизни. Отражение в зеркале создаёт образ, который является объективным для моего индивидуального разума и доступен моему субъективному восприятию. Выявлять людей, страдающих нарушением цветового восприятия, необходимо в молодости, поскольку эта патология накладывает объективные ограничения на выбор профессии. Она объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом. Таким образом, «объективные препятствия» создаются неадекватностью восприятия, которая поддерживается исторически сложившейся версией искажений внутренней аксиоматики. Наблюдение — целенаправленный процесс восприятия предметов и явлений объективной действительности. Здесь перед нами важная и специфическая черта человеческого познания и человеческой деятельности вообще: целостное «субъективное» восприятие ситуации, вообще говоря, исторически предшествует объективному расчленению на компоненты, выделению функциональных и причинно-следственных цепей. В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Данные характеристики являются объективными физическими величинами, то есть их можно замерить независимо от восприятия человеческими органами слуха. Предусматривалось также «совместное участие в классовых боях, единство действий международного пролетариата; обмен опытом в печати и на конгрессах должны были постепенно подвести рабочие массы к восприятию идей марксизма как учения, раскрывающего объективные законы общественного развития и отвечающего коренным интересам рабочего класса всех стран». Некоторые люди переоценивают риск, другие недооценивают — некорректное восприятие объективного риска свойственно всем. Материализм исходит из того, что физические органы чувств являются нашим основным орудием познания, и разум поэтому, как бы высоко ни устремлял полёт своей мысли, не может выйти за пределы, положенные ему органами чувств; разум всегда должен оперировать лишь фактами, доступными чувственному восприятию; и даже те выводы, которые мы делаем на основе чувственных восприятий объективного мира, не должны выходить за рамки границ, доступных чувственному восприятию. Метод наблюдения предполагает целенаправленное восприятие объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах, отношениях объектов. В такие моменты лучше не делать то, что делает большинство, так как, поддавшись панике, люди не могут объективно оценить, что происходит, и действуют из страха, а страх очень сильно искажает восприятие реальности. Из психологии известно, что восприятие любого человека субъективно и искажено по сравнению с восприятием других людей или объективной реальностью. Необходимо всего лишь принять тот факт, что реальность, подобно зеркалу, имеет две стороны: физическую, которую можно потрогать руками, и метафизическую, лежащую за пределами восприятия, но не менее объективную. Эту стадию поэтому можно назвать стадией потенциального конфликта, ибо подлинным конфликтом он становится лишь после восприятия, осознания объективной ситуации её участниками. Таким образом, рассмотрение loi — закона как продукта официального нормотворчества (кодифицированного и некодифицированного) сочетается с его восприятием в качестве loi — системы объективного права, складывающейся из позитивного права, основанного на legislation, и естественного права, основанного на loi de la nature. Заранее предполагается, что ощущение и восприятие — это только субъективные образования, внешние по отношению к вещам, к объективной реальности. Доклад основывался на соображении о субъективности наших восприятий, на том, что ощущаемым нами звукам и краскам в природе соответствует нечто иное, объективное колебание звуковых и световых волн. При этом устанавливается прямая зависимость конкретного типа правопонимания от данных условий, а соответственно проявлений права в объективной реальности и его последующего восприятия субъектом правопонимания. Автор рассказывает, как внутреннее и внешнее восприятие поступающей информации — объективной, субъективной и интуитивной — влияет на экстрасенсорные способности, а также помогает сориентироваться в духовных странствиях во сне или видениях. Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что непосредственное восприятие и оценка медицинских данных затруднительны в силу целого ряда факторов: непосредственное восприятие возможно лишь в отношении фактов, существующих на момент их восприятия и оценки; один и тот же факт может интерпретироваться по-разному, в зависимости от сопутствующих обстоятельств, опыта и определённого субъективизма интерпретатора; многие факты не могут быть объективно оценены в силу необходимости предварительного применения специальных знаний в форме исследования, применения ряда технических приёмов. Но так как все их внимание направлено вовне, на восприятие объективной действительности, то их переживания образуют для них только какую-то несущественную бессубстанциальную тень, бесшумно и почти незаметно сопутствующую внешнему ходу их жизни; поскольку же они обращают внимание на эти переживания и стараются отдать себе отчёт в них, они смотрят на них тоже как бы извне, т. Переживания, связанные с этими сущностями, неизбежно будут отнесены к миру изменённых состояний сознания и галлюцинаций, а философски будут интерпретированы как искажения реальности, возникающие каким-то образом в сенсорном восприятии «объективно существующих элементов». Такая ошибка восприятия объективной информации в большинстве случаев, может возникать из-за того, что человек считает себя «разумным», то есть начинает свои обоснования и переживания возводить в ранг «факта». Познание субъективного характера наших восприятий может легко привести к сомнению, лежит ли в их основе вообще что-либо объективное. Тем не менее, разделяя мнение о том, что системность имеет онтологический и гносеологический аспекты, не следует забывать, что системность как всеобщее свойство объектов реального мира выявляется лишь в процессе мыслительной деятельности человека на её абстрактном уровне, в результате его субъективного восприятия объективных связей, что предопределяет необходимость в рамках научного исследования использовать понятие «система» в узком, гносеологическом, смысле. Её исходный пункт — тезис о том, что политические предметы не существуют как «объективные факты», не зависящие от восприятия их, отношения к ним, обращения с ними людей. Истина — адекватное восприятие предметов и явлений действительности познающим субъектом; объективное содержание человеческого познания. Вернерид (Warneryd, 1988) отмечает, что при исследовании отношения к риску нельзя ограничиваться объективно заданными характеристиками рискованности ситуации (вероятность успеха или проигрыша), необходимо учитывать особенности восприятия и оценки степени риска самими субъектами. А так как у нас всего шесть органов для восприятия мира (глаза, уши, язык, кожа, нос, вестибулярный аппарат), а мир устроен намного сложнее, мы чувствуем только его малую долю и не можем дать ему объективную оценку. Из психологии известно, что восприятие любого человека субъективно и отличается от восприятия других людей или объективной реальности. Но, разумеется, несмотря на то, что восприятие боли во многом субъективно, есть у неё и объективные, внешние проявления. Реальность имеет две формы: физическую, которую можно потрогать руками, и метафизическую, лежащую за пределами восприятия, но не менее объективную. Я не мог бы быть уверен, что я не переживаю какой-нибудь особой внутренней галлюцинации под видом объективного мистического восприятия. Древний человек не мог не заметить, что среди его восприятий одни субъективны и ложны, другие объективнее и потому вернее и что его внедрение в природу, то есть его действия, также бывают ложными или правильными сообразно большей или меньшей объективности определяющего их опыта. Если бы я была кошкой, я не видела бы ни облаков, ни горных вершин; узость моего восприятия ограничивала бы контуры моего объективного мира, и он был бы совершенно другим. Однако в этой книге речь пойдёт не столько об объективной реальности времени, сколько о его восприятии. Но чтобы всё сказанное мной не выглядело как искусственно построенная логическая цепочка, основанная на субъективном восприятии действительности, а не на объективной реальности, предлагаю проверить все мои оценки и предположения. Люди реагируют на рискованную ситуацию согласно их восприятию риска, а не объективному уровню рисков или научной оценке риска. Вместо реального восприятия человек начинает жить в придуманном мире и уже с трудом отличает, где объективная действительность, а где плод его воображения. Здесь решающую роль играет не только объективная ситуация, но и соответствующее её восприятие, так как только оно может принести столь желанную констатацию проигрыша. Однако имеется, несмотря на это, фундаментальное для всего естественно-научного мировоззрения требование, так называемый принцип психофизического параллелизма, согласно которому должно быть возможно так описать в действительности внефизический процесс субъективного восприятия, как если бы он имел место в физическом мире, — это значит сопоставить его последовательным этапам физические процессы в объективном внешнем мире, в обычном пространстве… мы всегда должны делить мир на две части — наблюдаемую систему и наблюдателя. Если субъективные восприятия и желания в силу своей ложности неминуемо отвергаются миром, то есть приводят к неудаче, — значит, личное своеволие невыгодно для человека и прямая корысть диктует покорность объективной воле духа. Понятие времени также субъективно, как и всё остальное, время — это не объективное понятие, а скорость восприятия мира отдельным индивидуумом. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Тут следует помнить, что объективно существуют только предметы, явления и их взаимодействия (процессы), в то время как образы и представления, порождённые нашим восприятием, не имеют собственного объективного существования, будучи зависимы от наблюдателя, от того, каким образом, где, когда и как он получает информацию, и от того, как он её интерпретирует. Эти правила постигаются из непосредственного восприятия мира и поэтому кажутся «объективно реальными». Для него не существует проблемы соотношения объективного и субъективного (психологического) времени, а лишь проблема соотношения времени в различных формах восприятия явлений. Появляются единство зрительного образа, реальное восприятие глубины и объёма, сознательный учёт всех этих впечатлений как объективных качеств внешнего мира, объединяющихся из первичного хаоса в образы вещей. Объективной реальности для людей не существует — есть только восприятие этой реальности, со своими национальными и индивидуальными особенностями. Ответные удары заокеанских противников строились на общечеловеческих ценностях, объективной логике исторического развития и были рассчитаны на эмоциональное человеческое восприятие. Всякое единство этих отношений существует не реально вне нас, а возникает в нас самих вследствие чувственного восприятия, синтеза, который совершается в психике субъектов; впрочем, и отдельное отношение властвования никогда не есть нечто чисто объективное, так как оно всегда отражается и во внутреннем мире субъектов. Следовательно, все частные формы философствования, ведущие к утрате целостного восприятия мира, постепенно изживают себя, исчерпывая все свои возможности, объективно возникает потребность в обретении способности философии выразить духовную, культурную и политическую целостность, которая и в истории, и в настоящем начинается с триединства. Внезапно ожившее автоматическое орудие, скрытое среди недавних лесопосадок, ударило фактически в упор, и миг объективного времени вновь начал растягиваться в вечность, словно разум в очередной раз спонтанно вышел на невероятную для обыденности остроту восприятия: скорость мысли опережала реальный ритм событий, наглядно доказывая, что разговоры о потенциальных возможностях человеческого мозга — отнюдь не миф… Если интуитивный способ основан на эмоциональном восприятии в оценке ситуации и предполагает наличие у менеджера профессиональных знаний и значительного практического опыта, то научный подход обеспечивает принятие рациональных решений, основанных на объективном аналитическом процессе, и учитывает определённые формальнологические требования к управленческим решениям (целевая направленность, иерархическая субординация, обоснованность решения, направленность решения на конкретного исполнителя, обеспеченность необходимыми ресурсами, директивность решения). Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Желание свести и создание, и восприятие произведения к каким-то объективным критериям, которые можно измерить линейкой, которые вообще не подразумевают искусства субъективности. Информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, которые влияют на восприятие маркетологом, принимающим решение, сущности и степени неопределённостей, связанных с данной проблемой. Оно может меняться, его темп, пропорция, размеры (и даже объём) вместе с положением крайне субъективны, отсюда и прямая аналогия с деньгами, которые в той же степени субъективны с точки зрения восприятия, числового значения, как и объективны (как и общее время) с позиции эквивалентности. Способности восприятия определяются надёжностью, с которой субъективное восприятие риска личностью соответствует объективному риску. Очевидно, что окончательным критерием заведомой незаконности всё-таки, помимо субъективного восприятия ситуации как связанной с нарушением закона, и объективными данными, свидетельствующими о действительном нарушении закона, должен быть также и третий момент: действия по оказанию юридической помощи в таких случаях не должны носить заведомо незаконного характера. Выявлять людей, страдающих нарушением цветового восприятия, необходимо в детстве, поскольку эта патология накладывает объективные ограничения на выбор профессии. Так, для эмпирического исследования используются такие методы как: 1) наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности; 2) описание — фиксация сведений об объектах; 3) измерение — сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; 4) эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Гальперин, определение силы воздействия конкретной меры наказания в значительной степени связано с субъективным её восприятием осуждённым. 45 Поэтому обоснованной представляется научная позиция, согласно которой причинение страданий является не сущностью, а объективным свойством применения наказания. Далее, упоминавшийся нами ложный конфликт, то есть конфликт, возникающий при отсутствии объективной конфликтной ситуации в силу ошибочного взаимного восприятия сторон, может трансформироваться в истинный, подлинный. С другой стороны, так как всякое человеческое знание подвержено заблуждениям — в силу обманчивости некоторых восприятий и возможности произвольных, объективно необоснованных сочетаний понятий, — то мы стоим перед беспрерывной, нескончаемой задачей исправления наших знаний — отвержения ошибочных представлений и суждений и замены их другими, в которых мы вправе признавать подлинное усмотрение реальности. Согласно этому взгляду, наблюдения однозначно определяются природой объективного мира и аппарата восприятия. Он прокладывает путь от интеллекта к действительности так, чтобы партнёры от субъективных восприятий действительности перешагнули к объективному пониманию. Каждый уникален в своём восприятии действительности, что заведомо предопределяет искажения объективного порядка вещей, который, по логике, в чистом виде никому из нас просто не доступен к восприятию. Каждое из них связано с определённым способом восприятия информации субъектом уголовной юрисдикции; каждое из них обусловлено определённым методом познания человеком объективной действительности. — Имею ли я дело с восприятием какой-либо объективной реальности или с моей субъективной галлюцинацией, всё равно я всегда предполагаю, что есть некоторый абсолютный синтез, который выражает истину, переживаемую мною. Однако обычное сознание, ориентированное на восприятие объективной действительности и как бы гипнотизированное специфическими чертами последней, здесь снова имеет возражение, готово с протестом. Восприятие и знание, включая научные теории, есть творческая деятельность, сравнимая с художественным процессом, а не объективное отражение независимо существующей реальности. Аналогичным образом неприемлемо и представление об объективной реальности как о реальности, противопоставленной субъекту, как независимо познаваемой и описываемой, так как это ведёт к предположению, что понятию «объект» может быть предписано значение, не учитывающее его зависимость от форм нашего восприятия и мышления. Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах минутах, часах, сутках и т. д. В тот самый момент, когда он осознаёт полную однородность восприятий, получаемых от собственного организма, с восприятиями, принятыми наивным реализмом за объективно существующие, он уже не может больше опираться на первые как на надёжную основу. Люди, ведомые такой интерпретацией архитектуры человека, занимаются систематизацией объективных процессов в категории восприятия человеком. Всё же, генеральное направление современной психологии восприятия — когнитивная психология, — строится на основе репрезентативной модели, в основу которой кладётся «компьютерная метафора»: поступающая сенсорная информация, по представлением когнитивных психологов, подвергается сложной, многоэтапной обработке в различных отделах мозга, и результатом этого процесса является перцептивный образ, рассматриваемый именно в качестве внутренней (субъективной) «репрезентации» окружающей нас «объективной действительности». При этом следует различать право как явление объективной реальности и его субъективное восприятие. Субъективность восприятия производна от объективной позиции субъекта, его соотношения с действительностью. Преодолев край для содержания, вы встречаетесь с ещё одним препятствием проживания значения этого процесса в окружающем мире, ощущения его в своём теле, использования его во взаимоотношениях и проявления новых восприятий в своей объективной реальности. Мы не в силах изменить многие объективные вещи, но в силах изменить их восприятие. Как вы знаете, и аналитическая психология, и астрология исходят из одной и той же предпосылки: мы субъективно ощущаем объективный мир, причём манера этого восприятия уникальна для каждого индивида. Последняя охватывает собой всё, что мы «знаем», поскольку для нас не существует просто «знания», какого-то абстрактного, объективного, отвлечённого от нашего личностного восприятия и понимания какого-либо предмета. Такие отношения, как тождество, различие, логическое подчинение (отношение между родом и видом), отношение основания и следствия, хотя на первый взгляд и кажутся принадлежащими не самим объектам, а нашей мысли о них и обычно в так называемой «формальной логике» излагаются как «законы мышления», — для непредвзятого восприятия объективной картины бытия также оказываются входящими в её состав, принадлежащими к тому, что «подлинно есть». Сам термин «изменённые состояния сознания» ясно предполагает, что они представляют собой искажённые или неполноценные версии правильного восприятия «объективной реальности». Существуют некие обстоятельства, которые оказывают непосредственное влияние как на объективную ситуацию, так и на наше восприятие безопасности. Образ субъективен по восприятию, но объективен по содержанию. На этом уровне мы воспринимаем происходящее с нами и окружающей нас средой как информацию, поступающую от органов чувств, пропущенную сквозь призму личного опыта восприятия объективной реальности. Ставшая дежурной тема репрессий гипертрофирована в восприятии части молодёжи, заслоняет объективное осмысление прошлого. Естественно при таком восприятии мы будем жить в реальности неудач, а себя считать неудачниками, будучи к тому же уверенными, что это и есть объективное положение дел. А вот друзья воспринимают нас объективно, поскольку их восприятие основано на разуме и логике. Отсюда ясно следующее: посредством исследований в области восприятий критический идеализм не может быть доказан, а вместе с тем и восприятие не может быть лишено своего объективного характера. Это восприятие одновременно объективное и субъективное. M. Seligman пришёл к выводу, что депрессия имеет положительную сторону: она позволяет объективнее воспринимать реальность, освобождает от необоснованного оптимизма, искажающего восприятие. Чем ниже уровень вашего профессионализма, тем дальше точка вашего восприятия на сфере от её центра — объективной реальности. Только тот, кто возвысился над всеми своими пристрастиями и антипатиями, над всеми желаниями и увлечениями, способен смотреть на вещи с полным беспристрастием; его абсолютно объективное чувственное восприятие становится подобием в высшей степени тонкого, точного, безошибочно действующего механизма, поддерживаемого светом живого озарённого сознания. Здесь прослеживается повышение статуса выполняемых функций: переход с уровня задач традиционного отдела кадров на уровень общеорганизационных задач, решаемых всем менеджментом организации, а не только «кадровиками», что отражает объективную тенденцию к восприятию персонала как ключевого фактора выживаемости организации и достижения ею поставленных целей (текущих и стратегических). Тёмные и судорожные чувства искажают его восприятия; у него есть глаза, но он не видит, есть уши — он не слышит, его опыт ложен, предвидения — бред, и всякий замысел направлен вразрез объективной возможности, то есть на неудачу и гибель. Время и пространство также не объективная реальность, а лишь наше восприятие её. Определение содержания и выбор методов психологического образования должны основываться не только на объективном своеобразии психологических знаний, которые впоследствии будут интегрированы в структуру личности, в её мотивационно-потребностную и когнитивную сферы, но и на особенностях их восприятия. Ум тогда лишь правильно видит мир (и способен объективно оценить человеческую природу), когда восприятие не искажается силой желаний. Другое дело, если отказ отражает не объективную оценку возможностей организма к сопротивлению, а субъективное восприятие своего состояния и прогноз результатов деятельности. Никакой человек не сделал гениального открытия, и не отвлечённой мыслью, но на деле было познано, что в коллективном опыте погашается субъективность личных восприятий и влечений, очищается от лжи объективная, то есть мировая, правда человеческого духа. Но, подумав немного, мы поймём, что любое восприятие — как в объективном мире, так и в субъективном — есть результат работы этого самого «воображения». — Правильное восприятие объективного мира. Наша позиция иная: объективны не пространство и время, а объекты и процессы, которые человек отражает пространственными и временными характеристиками, представляющими собой не формы бытия объектов, а формы их восприятия человеком, так что сами эти характеристики (пространство и время) всецело зависят от способа и условий их восприятия, а потому относительны и субъективны. Так называемые «объективные препятствия» и «проблемы» возникают каждый раз, когда естественный ход событий оказывается в противоречии с одним из жёстких аксиоматических правил восприятия или убеждений, которым человек следует бессознательно. Эксперимент как объективный метод изучения психики применялся в лабораторной ситуации и был направлен на выявление элементарных механизмов восприятия, памяти, внимания. При продуманном критическом их использовании (и сочетании) социально-психологические и объективные методы религиозно-социологических исследований могут сыграть немалую роль в изучении социальных корней религиозности, её современного характера, равно как и характера влияния научного атеизма в массах, сознательности его восприятия и т. Основная цель бизнес-плана — донести до читателя максимум объективной и достоверной информации о проекте в как можно более краткой, но в то же время подробной, убедительной форме, избегая использования профессиональной лексики и специальных терминов, осложняющих восприятие информации. Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире. Воззрение, что организм как таковой существует вне нашего сознания, представляется не более вероятным, чем, напри-мер, воззрение, что существует не зависимый от нашего восприятия объективный мир красок и тонов. Таким образом, знание объективных законов межличностного восприятия может стать в наших руках серьёзной силой. Мы страдаем в этой борьбе из-за отсутствия сочувствующего и объективного наставника — того источника наставлений о нашей природе, восприятии и поступках, который поможет избавиться от всего, что мешает нашему развитию. Задав себе вопрос о вашем восприятии, вы тем самым отделите себя от проблемы, отодвинетесь от неё на некоторое расстояние и уже оттуда сможете оценить её объективно. Поскольку наши восприятия ограничены чувственно-зримым, мы полагаем вместо конкретного монизма дуализм и рассматриваем мысль не как объективное свойство самих растений, а только как субъективное свойство головы. Несмотря на кажущуюся ясность, категория «законный интерес» — весьма специфический феномен правовой системы современного общества, который действительно труден для его правильного, объективного и адекватного юридического восприятия. Чтобы увидеть объективную картину, надо иметь абсолютно чистое, незамутненное ограничивающими убеждениями и предвзятыми представлениями восприятие.Субъективность восприятия — Психологос
Фильм «Я и другие»
В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это:
- Ценностная избирательность.
То, какой аспект происходящего мы разглядим в происшедшем, во многом зависит от наших ценностей. Смотри Центры сознания
- Используемые средства восприятия
То, что человек увидит, зависит от используемых им личностных конструктов и метафор. Смотри →
- Воображение и интерпретация.
Можно стараться увидеть реальность (осязание, цвет, звук, а также все то, что можно измерить в физичесих величинах), но чаще люди склонны сразу конструировать эмоционально насыщенную картинку происходящего — Сказку. Смотри Сказка и реальность
- Позиции восприятия.
Что и как мы увидим, зависит во многом от того, из какой позиции мы будем нечто воспринимать: шаблонно как все, с позиции личного видения и интересов, с позиции интересов партнера либо с позиции той или иной системы. Смотри Позиции восприятия
- Усвоенная культура и личный опыт.
Гром и молния для физика — атмосферные электрические разряды, для верующей бабушки — Илья Пророк на колеснице, страх Господень. При смене ориентиров и ценностей то, что казалось неприятностью, может оказаться просто нейтральным, а то и долгожданным обстоятельством.
Анекдот времен Советского Союза. Маленькая дочка спрашивает у папы: «Папа, а чем беда отличается от катастрофы?» — «Дочка, вот представь горное ущелье, над ним мост, а на мосту маленький козлик. Если козлик с мостику упал и разбился, это, конечно, беда. Но это не катастрофа. А вот если над этими горами летел и разбился самолет с членами Политбюро, это уже катастрофа. Понятно?» — «Да, я поняла! Если убился козлик, это беда, но это не катастрофа. А если разбилось Политбюро, это катастрофа. Но это — не беда!» Другие примеры: См.→
- Склонность к шаблонности восприятия.
Поскольку массовая личность пользуется в первую очередь шаблонами, то такой человек видит именно то, что он шаблонным, привычным образом уже видеть готов. Смотри Шаблонное восприятие и Эффекты социального восприятия
- Гендерные особенности
Женщины склонны в новом скорее видеть опасное, мужчины — интересное. См.→
Субъективность социального восприятия
Субъективность социального восприятия, то есть восприятие в окружении других людей и восприятие других людей, носит еще более субъективный, произвольный характер. У людям у нас больше эмоций, больше личных отношений — и восприятие их более личное, более субъективное. См.→
Восприятие — Большая советская энциклопедия
Восприя́тие
Сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с Ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В. в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления (См. Мышление) и проверяется практикой (См. Практика). Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, Иллюзии (подробнее см. Теория познания).
К числу процессов В. относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отдельных признаков в объекте; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или «оперативной единицы» В.).
Большой вклад в развитие науки о В. внесли философы, астрономы, физики, художники — Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц и многие другие. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных) эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс В. оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на Сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и французскими материалистами (П. Кабанис и Э Кондильяк). В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции В., согласно которой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода — игнорирование деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса В., представление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование нервных процессов в идеальные психические образы, — практически затрудняла разработку способов управления процессами В. в целях его совершенствования и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистическим теориям, либо к отказу от естественнонаучного объяснения В.
Решающий шаг в преодолении пассивной «рецепторной» концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектического материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают В. как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60-х гг. 20 в. исследования В. ведутся представителями различных специальностей на различных уровнях процессов приёма и переработки информации. На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка глаза, кортиев орган уха и т.д.) исследуются анатомо-морфологические, биофизические, электрофизиологические особенности деятельности рецепторов. В. изучается также на нейронном, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисленные исследования по созданию технических устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разнообразных исследований В. публикуются в десятках журналов, посвящённых преимущественно проблемам В. Следует, однако, подчеркнуть, что до настоящего времени не удалось построить единую теорию В., которая интегрировала бы результаты многочисленных исследований. С большими трудностями сталкиваются попытки моделирования таких свойств В., как осмысленность, предметность, константность и др.
Согласно современным представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. (его соответствие действительности) достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т.д. — во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с оригиналом; сигналы рассогласования, поступая в нервную систему, выполняют корректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответственно к практическим действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно, В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.
Важное свойство В. — возможность перестройки чувственных моделей воздействующего на субъект внешнего мира, смены способов их построения и опознавания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio — восприятие) моделей, В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в итоге к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы В. (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях Онтогенеза, где наиболее отчётливо обнаруживаются их структура и их роль в формировании образов В. В дальнейшем они претерпевают ряд последовательных изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта «усмотрения» объекта, который был описан представителями гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология) и ошибочно принимался ими за исходную генетически первичную форму В.
Любая живая система обладает выработанным алфавитом, т. е. определённой совокупностью образов или перцептивных моделей. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися образами характеристики и направленность процесса уподобления существенно изменяются (А. В. Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью собственных движений и действий некоторое подобие, образ воспринимаемого объекта; с другой стороны, происходит перекодирование, перевод получаемой информации на «язык» оперативных единиц В. или перцептивных моделей, уже освоенных субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением воспринимающей системы субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реальности.
В развитых процессах В. имеются специальные перцептивные действия; на их основе производится выделение информативного содержания, по которому субъект может сличать предъявленный объект с накопленными им перцептивными моделями, осуществлять собственно процесс сличения и, наконец, опознание и отнесение объектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания требуют значительно меньше времени, чем процессы формирования образа; для сличения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного объекта некоторые инвариантные свойства и признаки. Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают некоторой «манипулятивной» способностью: субъект в короткое время имитирует процессы формирования образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и находя такую позицию, при которой максимально облегчаются процессы сличения и идентификации.
В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма уподобления: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и задачам поведения. Такому изменению реальности предшествует преобразование образа ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но тем не менее вносящее существенный вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. В. — не пассивное копирование действительности, а активный творческий процесс познания.
Изучение В. имеет важное значение и свои специфические стороны в области эстетики, педагогики, спорта и т.д.
Лит.: Волков Н. Н., Восприятие предмета и рисунка, М., 1950; Соколов Е. Н., Восприятие и условный рефлекс, М., 1958; Ананьев Б. Г., Психология чувственного познания, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Розенблатт Ф., Принципы нейродинамики, пер. с англ., М., 1965; Ярбус А. Л., Роль движений глаз в процессе зрения, М., 1965; Шехтер М. С., Психологические проблемы узнавания М., 1967; Восприятие и действие, М., 1967; Грегори Р. Л., Глаз и мозг, пер. с англ., М., 1970; Зинченко В. П. и Вергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа, М., 1969; Allport F. Н., Theories of perception and the concept of structure, N. Y. —L., [1955].
В. П. Зинченко.
Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ — процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептор-ные зоны органов чувств. Новейший философский словарь
- Восприятие — Психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств… Толковый словарь психиатрических терминов
- восприятие — 1. Отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта. Толковый переводоведческий словарь
- Восприятие — (лат. perceptio — принятие в себя, восприятие) целостное отражение предметов, ситуаций, событий, действий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Криминалистическая энциклопедия
- восприятие — См. воспринимать Толковый словарь Даля
- восприятие — Восприя́/ти/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
- восприятие — ВОСПРИЯТИЕ — форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- восприятие — Восприятие, восприятия, восприятия, восприятий, восприятию, восприятиям, восприятие, восприятия, восприятием, восприятиями, восприятии, восприятиях Грамматический словарь Зализняка
- восприятие — ВОСПРИЯТИЕ Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на организм раздражителей и обеспечивающее ориентировку в окружающем мире. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
- восприятие — Способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запахи, г. е. детерминированный внеш. причинами процесс познания, в к-ром явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов. Биологический энциклопедический словарь
- Восприятие — Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира. Восприятие бредовое — нарушенное В. у психически больного, при котором лица, предметы и события приобретают для него новый неясный смысл. Медицинская энциклопедия
- Восприятие — Субъективный образ человека, предмета, явления, который в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, а также сами действия, направленные на ознакомление с предметом, чувственно-исследовательская деятельность (осматривание, слушание… Сексологическая энциклопедия
- ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ) — англ. perception; нем. Wahrnehmung. Субъективный образ предмета, явления, ситуации, непосредственно воздействующих на органы чувств, а также процесс формирования этого образа, включающий понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта. Социологический словарь
- восприятие — ВОСПРИ’ЯТИЕ, восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды). Толковый словарь Ушакова
- восприятие — ВОСПРИЯТИЕ, я, ср. 1. см. воспринять. 2. Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. Законы восприятия. Толковый словарь Ожегова
- ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Новая философская энциклопедия
- восприятие — ВОСПРИЯТИЕ -я; ср. 1. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. Целостное в. Детское в. Поэтическое в. действительности. В. природы, красоты. Быстрота восприятия. 2. Психол., филос. Толковый словарь Кузнецова
- ВОСПРИЯТИЕ — (англ. perception). 1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»). Большой психологический словарь
- восприятие — орф. восприятие, -я Орфографический словарь Лопатина
- восприятие — восприятие I ср. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. II ср. Психический процесс чувственного отражения действительности в сознании, включающий в себя понимание и осмысление её на основе предшествующего опыта. Толковый словарь Ефремовой
- ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Большой энциклопедический словарь
- Восприятие — (чувственное). — Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Восприятие — Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Педагогический терминологический словарь
- восприятие — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка