Выготский лев семенович краткая биография: Выготский, Лев Семёнович — Википедия – Выготский биография кратко  | Kratkoe.com

Автор: | 19.04.2020

Выготский биография кратко  | Kratkoe.com

Биография Льва Выготского, советского психолога, основателя культурно-исторической школы изложена в этой статье.

 Выготский Лев Семенович биография кратко

Лев Выготский краткая биография которого начинается 17 ноября 1896 года. Он родился в городе Орше в многодетной семье банковского служащего. Когда мальчику был всего год, отец основал в городе Гомель публичную библиотеку и перевез сюда свою жену и девятерых детей.

В 1914 году он поступает на медицинский факультет в Московский университет. Проучившись немного на факультете, Выготский переходит на  юридический факультет и параллельно обучается на историко-филологическом факультете в Народном университете им. А. Л. Шанявского. Будучи студентом, он начинает публиковать свои рецензии на книги известных писателей-символистов — В. И. Иванова, А. Белого, Д. С. Мережковского. В это же время он пишет свою большую первую работу на тему «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира». Хотя свет она увидела только спустя 50 лет  в его сборнике «Психология искусства».

Лев Выготский интересные факты

В 1917 году Лев Семенович возвращается в Гомель и принимает активное участие в процессе создания школы нового типа. Он начинает проводить исследования в специально им же организованном психологическом кабинете при педагогическом техникуме.

В 1924 году его назначили делегатом на II Всероссийском съезде в Петрограде по психоневрологии. На нем он огласил доклад о тех рефлексологических методиках, которые он применил, когда изучал механизмы сознания. После фееричного выступления на данном съезде, Выготского пригласил на работу директор института экспериментальной психологии в Москве Н. К. Корнилов. Спустя 2 года под его руководством создали дефектологический экспериментальный институт, который был переименован позже в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. Благодаря стараниям Льва Выготского был заложен фундамент дефектологии в СССР.

Он проявил себя как талантливый ученый психолог. В 1926 году он выдал книгу «Педагогическая психология», в которой он защищал индивидуальность ребенка. Через год психолог Лев Выготский начинает публиковать статьи, которые анализируют различные направления мировой психологии. Также он разработал новую концепцию в психологии — культурно-историческую. Согласно концепции поведение человека, регулируемое сознанием,  тесно соотносится с разными формами культуры, искусством и языком.

Лев Выготский разработал понятие знака, символа, как особого психологического инструмента, служащего средством для превращения психики из биологической в историческую. В результате в 1960 году был написан труд под названием «История развития высших психических функций».

Свою последнюю монографию под названием «Мышление и речь» он написал в 1936 году и посвятил вопросам структуры сознания. В 30-г годах Льва Семеновича начали обвинять в его отступлении от марксистского ученья. Бесконечные обвинения, работа на износ и недуг туберкулеза, который он подхватил от брата, практически истощили  психолога.  Выготский умер 11 июня 1934 года от обострения болезни.

Выготский Лев Семенович, советский психолог

Краткая биография

Лев Выготский родился в $1896$ году 17 ноября в Белоруссии в городе Орша. Он был из семьи служащего. Его первым учителем был Соломон Ашпиц, использующий в своей педагогической работе метод сократического диалога. В $1917$ году Выготский окончил Московский университет, его юридический факультет. Параллельно с этим Лев Семенович заканчивает историко-философский факультет в Университете имени Шанявского. После этого он преподавал в Гомеле. Начиная с $1924$ года Выготский вел работу в Москве в МГИ экспериментальный психологи. Затем в Экспериментальном дефектологическом институте, который сам и основал. Позднее он читал лекции в вузах Москвы, Харькова, Ленинграда.

Формирование Выготского как учёного происходило в период трансформации советской психологии на основе методологии марксизма. Это наложило определенный отпечаток на его работу. Ведя поиск методов изучения поведения человека и сложных форм психической деятельности Выготский активно критиковал ряд философских и современных ему психологических концепций. Он показывал бесплодность объяснения поведения человека путем сведения высших форм поведения к элементам низшего порядка.

В последние годы своей жизни Выготский много внимания уделял изучению структуры сознания. Его труд «Мышление и речь» является основополагающим для отечественной психолингвистики. Изучая речевое мышление, Лев Семенович совершенно по-новому решает вопрос локализации высших психических функций в качестве структурных единиц функционирования мозга. Исследуя распад и развитие высших психических функций в рамках детской психологии, психиатрии и дефектологии Выготский пришел к выводу, что структура сознания является динамической смысловой системой находящихся в единстве аффективных интеллектуальных и волевых процессов.

Выготский умер от туберкулёза в $1934$ году 11 июня в Москве. Переоценка взглядов на культуру и науку в тридцатых годах в СССР в выразилась в забвении работ Выготского. И только во второй половине пятидесятых годов вновь стали публиковать его работы.

Культурно-историческая теория Выготского

Культурно-историческая теория развития личности и психики разрабатывалась Л.С.Выготским и приверженцами его школы Леонтьевым, Лурией в 20-30 годах прошлого века.

В своем подходе Выготский предлагал рассматривать социальную среду в качестве основного источника развития личности. В развитии детей, согласно его теории, существует два переплетенных направления. Первое — это естественное созревание, а второе заключается в овладении культурой, способами мышления и поведения. В соответствии с теорией Выготского, развитие мышления, а также иных психических функций, осуществляется прежде всего не через саморазвитие, а посредством использования ребенком «психологических орудий», овладения системой символов-знаков (письмо, язык, письмо)

Замечание 1

Развитие восприятия, мышления, памяти и иных психических функций происходит через внешнюю деятельность, где культурные средства обладают предметным видом, а психические функции действуют внешне, интрапсихически. В процессе отработки деятельность психических функций интериоризируется, сворачивается, становится интерпсихической, вращивается.

В процессе отработки, сворачивания вовнутрь психические функции обретают осознанность, автоматизированность и произвольность. При возникновении затруднений в мышлении и иных психических процессах, существует возможность экстериоризации, т.е. вынесения психической функции вовне, уточнение ее функционирования во внешне-предметной деятельности. Таким образом, замысел во внутреннем плане всегда можно отработать действиями во внешнем плане.

Следует отметить, что на первом этапе внешней деятельности, ребенок все делает в сотрудничестве со взрослыми.

Выготский считал, что любая психическая функция появляется сперва как коллективная и социальная деятельность, а уже затем в качестве внутреннего способа мышления ребенка.

Сотрудничество с другими членами общества служит главным источником развития ребенка, при этом важной чертой сознания является его диалогичность.

Сознание развивается посредством диалога: диалога ребенка со взрослыми или диалога взрослого человека со взрослым. Даже после превращения во внутренние психические процессы, ВПФ сохраняют социальную природу. По Выготскому, слово относительно сознания представляется малым миром по отношению к большому.

Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития», которая представляет собой пространство действий, которые ребенок не может пока выполнить сам, но способен осуществить их вместе со взрослым. По мнению Выготского, хорошее обучение упреждает развитие.

Другая часть теории Л.С.Выготского дает представление о развитии человека как о ступенчатом процессе, в котором периоды ровного накопления возможностей сменяются периодами кризиса. Кризис здесь представляет собой бурный, а иногда и драматический этап слома старого багажа с формированием нового способа жизни. Кризисы болезненны, но неизбежны. При этом, неблагополучие ребенка во время кризиса — это не закономерность, а следствие неграмотного поведения взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка.

Л.С. Выготский выдвинул тезис об активности ребенка. Он считал, что ребенок активно влияет на взрослого, часто управляя им в большей степени, чем взрослый человек управляет ребенком.

1. Краткая биография Л. С. Выготского.

> 1.  Краткая биография Л. С. Выготского.  2. Основные положения теории Л. 1. Краткая биография Л. С. Выготского. 2. Основные положения теории Л. С. Выготского, законы психического развития. 3. Понятие «психологический возраст» как главная единица анализа развития личности в онтогенезе. 4. Соотношение обучения и развития по Л. С. Выготскому. Понятие «Зона ближайшего развития» .

> Лев Семёнович Выго тский (1896 — 1934) — советский  психолог. Родился в

Лев Семёнович Выго тский (1896 — 1934) — советский психолог. Родился в белорусском городке Орше. Окончив гимназию, Л. С. Выготский поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете. По образованию Л. С. Выготский не был психологом: он получил смешанное образование — юридическое и филолого-историческое. По окончании университета (1917) он вернулся в Гомель, преподавал, играл важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. В этот период началась его научная карьера в качестве психолога. В 1917 г. он стал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педагогическом техникуме, где и вел исследования.

> В 1922 -1923 гг. он провел пять исследований, три из  которых он В 1922 -1923 гг. он провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность произвели сильное впечатление на одного из участников съезда — А. Р. Лурия. Его пригласили работать в Московский институт психологии. Так в 1924 г. начался десятилетний московский этап творчества Выготского.

> НПФ — натуральные: ощущения, восприятие,  детское мышление, непроизвольная память  ВПФ — НПФ — натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память ВПФ — культурные, социальные — результат исторического развития: абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение. ВПФ — это сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению.

> -произвольность  -опосредованность  -осознанность  - системность -произвольность -опосредованность -осознанность — системность

>Произвольность означает следование цели (целенаправленность) и наличие средств для ее достижения. Новизна подхода Л.

Произвольность означает следование цели (целенаправленность) и наличие средств для ее достижения. Новизна подхода Л. С. Выготского к проблеме произвольности состояла в переносе акцента на средства достижения цели. Сама направленность на достижение цели в отсутствие соответствующих средств еще не означает произвольности. Если есть цель, но нет средств, то поведение не будет произвольным.

>Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение

Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ.

>Системность строения сознания как единство высших психических функций, обусловленное общей структурой обобщения значений раскрыта Системность строения сознания как единство высших психических функций, обусловленное общей структурой обобщения значений раскрыта исследователем в учении о системном и смысловом строении сознания.

>Осознанность - определяется значением, так как осознанно все, что может быть выражено в речи. Осознанность — определяется значением, так как осознанно все, что может быть выражено в речи. Л. С. Выготский рассматривал речь как важный фактор развития сознания человека, полагая, что структура обобщения, заданная значением, определяет смысловое строение сознания.

> Знак — это любой условный символ, имеющий  определенное значение. Универсальный знак - Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальный знак — слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности. Гипотеза о происхождении и природе ВПФ

> 1. Ц и к л и ч н о с т ь. Развитие 1. Ц и к л и ч н о с т ь. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. 2. Н е р а в н о м е р н о с т ь развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. 3. «Метаморфозы» в детском развитии. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.

> Психологический возраст — «единица» анализа  развития, включающая:  Структура

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович это кто такой ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович — Психология.НЭС

Выготский Лев Семенович | Vygotsky, Lev Semyonovich (1896- 1934)

Выготский выступал против рефлексологии Бехтерева, доказывая, что изучение психической деятельности необходимо хотя бы потому, что она отличает людей от более низкоорганизованных животных. Однако, он отвергал интроспекцию как метод.

Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. — 1096 с

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

Льва Семеновича Выготского называют «Моцартом психологии», а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию «со стороны». Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии. Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни «Мысль и язык», которая пробудила у него интерес к психологии — области, в которой ему предстояло стать выдающимся исследователем. После окончания школы в 1913 г. поехал в Москву и поступил сразу в два учебных заведения — в Народный университет на историко-философский факультет по собственному желанию и в Московский императорский институт на юридический факультет по настоянию родителей. Выготский был страстным почитателем театра, не пропускал ни одной театральной премьеры. В юношеские годы писал литературно-критические этюды и статьи в различные литературные журналы о романах А. Белого, Д. Мережковского. После революции 1917 г., которую он принял, Лев Семенович уезжает из столицы обратно в родной Гомель, где работает учителем литературы в школе. Позже его приглашают преподавать философию и логику в Педагогический техникум. Вскоре в стенах этого техникума Выготский создает кабинет экспериментальной психологии, на базе которого активно занимается научно-исследовательской работой. В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии, который проходил в Ленинграде, молодой, никому не известный работник просвещения из провинциального городка выступил со своей первой научной работой. Его доклад содержал острую критику рефлексологии. Доклад этот назывался «Методика рефлексологического и психологического исследования». В нем указывалось на разительное несоотве

1. Краткая биография

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Психология

Тема: «Русский психолог Л.С.Выгодский: биография, этапы деятельности»

Содержание реферата.

1. Краткая биография Л.С.Выготского – стр.3.

2.Культурно-исторический психолог – стр.5.

3.Учитель и ученик – стр.7.

4.Концепция Выготского – стр.9.

5.Оглядываясь назад – стр.12.

6.Список использованной литературы – стр.12.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог, создатель концепции развития высших психических функций родился 05.11.1896. Родился Лев Семенович в белорусском городке Орше, но уже через год Выгодские переехали в Гомель и надолго обосновались там. Его отец, Семен Львович Выгодский закончил Коммерческий институт в Харькове и был банковским служащим и страховым агентом. Мать, Цецилия Моисеевна, почти всю жизнь посвятила воспитанию своих восьми детей (Лев был вторым ребенком). Семья считалась своеобразным культурным центром города. Например, есть сведения, что Выгодский-отец основал в городе публичную библиотеку. В доме любили и знали литературу, совсем не случайно из семьи Выгодских вышло так много известных филологов. Кроме Льва Семеновича, это его сестры Зинаида и Клавдия; двоюродный брат Давид Исаакович, один из видных представителей «русского формализма» (где-то в начале 20-х годов он стал публиковаться, а поскольку оба они занимались поэтикой, естественно стремление «размежеваться», чтобы их не путали, и поэтому Лев Семенович Выгодский букву «д» в своей фамилии заменил на «т»).

Юный Лев Семенович увлекался литературой и философией. Его любимым философом стал и оставался до конца жизни Бенедикт Спиноза. Юный Выготский учился в основном дома. Лишь два последних класса он проучился в частной гомельской гимназии Ратнера. По всем предметам он проявлял незаурядные способности. В гимназии он изучал немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий и древнееврейский.

Окончив гимназию, Л.С.Выготский поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете в период первой мировой войны (1914-1917 гг.). Тогда же он увлекся литературной критикой, и в нескольких журналах появились его рецензии на книги писателей- символистов — властителей душ тогдашней интеллигенции: А.Белого, В.Иванова, Д.Мережковского.

В эти студенческие годы он пишет свое первое произведение — трактат «Трагедия о Гамлете Датском У.Шекспира». После победы революции Выготский возвратился в Гомель и принял активное участие в строительстве новой школы. На этот период падает начало его научной карьеры в качестве психолога, так как в 1917 г. он начал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педтехникуме, где и вел исследования. В 1922-1923 гг. он провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Это были: «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики», «Как надо сейчас преподавать психологию» и «Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах гомельских школ в 1923 г.». В гомельский период Выготскому представлялось, что будущее психологии — в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых в их объективности и естественнонаучной строгости. Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность буквально потрясли одного из участников съезда — А.Р.Лурия.

Новый директор Московского института психологии Н.К.Корнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в Москву. Так в 1924 г. начался десятилетний московский этап творчества Выготского. Это десятилетие может быть разделено на три периода. Первый период (1924-1927). Только-только приехав в Москву и сдав экзамены на звание научного сотрудника 2-го разряда, Выготский за полгода выступил с тремя докладами. В плане дальнейшего развития задуманной в Гомеле новой психологической концепции он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Термин «реакция» вводился с целью отграничить психологический подход от физиологического. Он вносит в нее признаки, позволяющие соотнести регулируемое сознанием поведение организма с формами культуры — языком и искусством.

С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики — работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. По существу, весь его первый московский год можно назвать «дефектологическим». Занятия в Институте психологии он совмещает с активной деятельностью в Народном комиссариате просвещения.

Проявив блестящие организаторские способности, он заложил основы дефектологической службы, и в дальнейшем стал научным руководителем существующего поныне специального научно — практического института. Важнейшим направлением исследований Выготского в первые годы московского периода стал анализ ситуации в мировой психологии. Он пишет предисловие к русским переводам работ лидеров психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма, стремясь определить значимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции.

Еще в 1920 г. Выготский заболел туберкулезом, и с тех пор вспышки болезни не один раз ввергали его в «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью. Одна из самых тяжелых вспышек обрушилась на него в конце 1926г. Тогда он, попав в больницу, принялся за одно из главных своих исследований, которому дал имя «Смысл психологического кризиса». Эпиграфом к трактату стояли библейские слова: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла». Этим камнем он назвал практику и философию.

Второй период творчества Выготского (1927-1931) в его московское десятилетие — инструментальная психология. Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией дидактическая схема «стимул-реакция». Она заменялась триадической — «стимул — стимул — реакция», где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул — знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Выготский назвал их высшими психическими функциями. Наиболее значимое из достигнутого в этот период Выготским и его группой было сведено в пространную рукопись «История развития высших психических функций». Среди публикаций, предваривших указанную обобщающую рукопись, отметим «Инструментальный метод в педологии» (1928 г.), «Проблему культурного развития ребенка» (1928), «Инструментальный метод в психологии» (1930), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1931).

Во всех случаях в центре была проблема развития детской психики, трактуемая под одним и тем же углом зрения: созидание из ее биопсихического природного «материала» новых культурных форм. Выготский становится одним из главных педологов страны. Выходит из печати «Педология школьного возраста» (1928), «Педология юношеского возраста» (1929), «Педология подростка» (1930-1931). Выготский стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка. Новая исследовательская программа стала главной в его третьем, последнем московском периоде (1931-1934 гг.). Итоги ее разработки запечатлела монография «Мышление и речь». Занявшись глобальными вопросами о соотношении между обучением и воспитанием, Выготский придал ему новаторскую трактовку во введенной им концепции о «зоне ближайшего развития», согласно которой только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития. В последний период творчества лейтмотивом исканий Выготского, связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.

Выготский работал на пределе человеческих возможностей. С рассвета допоздна его дни были перенасыщены несчетными лекциями, клинической и лабораторной работой. Он выступал со множеством докладов на различных совещаниях и конференциях, писал тезисы, статьи, введения к материалам, собранным его сотрудниками. Когда Выготского увозили в больницу, он взял с собой любимого «Гамлета». В одной из записей о шекспировской трагедии было помечено, что главное состояние Гамлета — это готовность. «Я готов» — таковы, по свидетельству медицинской сестры, были последние слова Выготского. Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.

Краткая биография льва выготского. Лев Семёнович Выготский

Название: Психология.

В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского.
Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов.
Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог, автор большого числа работ, оказывающих влияние на становление психологии и педагогики как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя научная жизнь Л. С. Выготского была чрезвычайно коротка (например, она была в пять раз короче, чем научная жизнь Жана Пиаже), он сумел открыть для психологии такие перспективы дальнейшего движения, значение которых до конца не осознано и в наши дни. Вот почему в психологии сушествует настоятельная потребность в анализе наследия этого выдающегося мыслителя, стремление не только развить его учение, но и попытаться посмотреть на мир с его позиций. Есть разные авторы. Одни подавляют своей эрудицией, другие приводят огромное количество эмпирического материала. При чтении трудов Л. С. Выготского читатель не только знакомится с новыми идеями, но всякий раз попадает в тот интересный и интеллектуально напряженный научный мир. который начинает испытывать его. искушать на поиск решения сложных проблем, возвышать до уровня теоретика и вовлекать в диалог с автором. Не случайно Л. С. Выготского называют Моцартом в психологии. В своих работах он был предельно искренен, старался максимально полно предъявить все основания для теоретического и экспериментального изучения поставленных вопросов. Каждая его работа представляет собой завершенный самостоятельный труд и может быть прочитана как отдельная книга. Вместе с тем все его труды составляют целостную научную линию, объединенную под общим названием культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Работы Л. С. Выготского нужно читать не один и не два раза. Каждое прочтение открывает все новые, ранее не выявленные контексты и идеи. Один из его учеников — Д. Б. Эль-конин — отмечал: «…при чтении и перечитывании работ Льва Семеновича у меня всегда возникает ощущение. что чего-то я в них до конца не понимаю». В этом признании человека, который много непосредственно общался с Л. С. Выготским, можно усмотреть мысль о том. что во всех его произведениях содержится напряженность, невысказанность. готовая к порождению нового содержания. Складывается впечатление, что Л. С. Выготский владел каким-то особым даром научного анализа. Другими словами, он был не только психологом, теоретиком, практиком, но и методологом. Он мог применять и применял специальные приемы постановки и решения научных и практических вопросов.

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ

О поведении и реакции
Три элемента реакции
Реакция и рефлекс
Наследственные и приобретенные реакции
Наследственные, или безусловные, рефлексы
Инстинкты
Происхождение наследственных реакций
Учение об условных рефлексах
Суперрефлексы
Сложные формы условных рефлексов
Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) ч

Биография и книги автора Выготский Лев Семенович

Лев Семёнович Выго́тский (первоначальное имя — Лев Си́мхович Вы́годский) — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского».

Выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии. Его наследие огромно (более 270 работ), а идеи неисчерпаемы, оригинальны и до сих пор актуальны. Он оказал огромное влияние на развитие отечественной и мировой психологии. Известный американский философ С. Тулмин назвал его Моцартом в психологии. Работая в сложных условиях, за очень короткое время ему удалось внести важный вклад в психологию искусства, общую психологию, детскую и педагогическую психологию, пато- и нейропсихологию, методологию психологии, дефектологию и педагогику.

Его работы представляют лучшие страницы российской психологической науки. Идеи Выготского и его школы служат основой научного мировоззрения новых поколений психологов по всей России.

Выготский родился вторым из восьмерых детей в семье банковского служащего, выпускника Харьковского коммерческого института Семёна Яковлевича Выготского и его жены Цецилии (Цили) Моисеевны Выготской. Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в Гомеле.
С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Интересовался психоаналитическими идеями. В 1925 совместно с А.Р. Лурия опубликовал предисловие к книге Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», в котором отмечалось, что Фрейд принадлежит «к числу самых бесстрашных умов нашего века», чью «Колумбову заслугу» составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих «по ту сторону принципа удовольствия» и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма. В этом же году написал книгу «Психология искусства» (опубликована в 1965) в которой, отдавая должное «громадным теоретическим ценностям» и «положительным сторонам психоанализа», подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания. В 1927 завершил рукопись работы «Смысл психологического кризиса». В ней утверждал недопустимость сведения высших форм поведения людей к их низшим элементам, и, как следствие, неэффективность такого подхода для объяснения человеческих поступков. Опубликовал ряд работ по педологии. В 1928 в статье «К вопросу о динамике детского характера» поддержал теорию А. Адлера и подчеркнул, что «ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания» как учение А. Адлера о характере. В 1930-1931 написал книгу «История развития высших психических функций» (опубликована в 1960), в которой изложил культурно-историческую теорию развития психики, выделявшую слитые в эволюции два плана поведения: «натуральный» (продукт биологического развития животного мира) и «культурный» (результат исторического развития). В границах второго (из выше отмеченных) плана, по В., происходит опосредование «культурного поведения» орудиями, направленными «вовне», на трансформацию действительности, и знаками, ориентированными «вовнутрь», на корректировку других людей и (затем) собственного поведения. В работе «Мышление и речь» предложил понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. Создал культурно-историческую школу в психологии (Леонтьев, Лурия, А. Запорожец и др.). Автор книг «Педагогическая психология. Краткий курс» (1926), «Основные течения современной психологии» (1930, в соавторстве), «Этюды по истории поведения» (1930, совместно с Лурия), «Мышление и речь» (1934), «Умственное развитие детей в процессе обучения» (1935) и около 100 других работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопаталогии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства.
Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.
Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.
В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. В европейской психологии Ласло Гараи разрабатывал проблематику также социальной психологии (социальная идентичность) и экономической психологии (вторая модернизация) в рамках теории Выготского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *