Янь это в философии: ЯН и ИНЬ это что такое ЯН и ИНЬ: определение — Философия.НЭС – Философия инь-ян и учение о пяти элементах

Автор: | 03.04.2019

ЯН и ИНЬ это что такое ЯН и ИНЬ: определение — Философия.НЭС

Ян и инь

два начала в китайской философии: ян — мужское, светлое, активное, духовное; инь — женское, темное, пассивное, вещественное. Получило распространение во всей культуре Востока. Вместе эти два начала породили все существующее.

Оцените определение:

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ИНЬ И ЯН

— в древнекитайском даосизме полярные космические начала. Инь — женственная, пассивная, слабая и нередко разрушительная сторона реальности. Ян — мужское, сильное и созидательное начало. Их просхождение — от невыразимого Дао.

Оцените определение:

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ИНЬ и ЯН

одни из основных понятий восточной (китайской) философии. Термины применяются для обозначения противоположных друг другу явлений, вещей и процессов: инь – женское, пассивное, влажное, темное начало; ян – мужское, активное, сухое, светлое…

Оцените определение:

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Инь и ян

в древнекитайской мифологии и философии инь означает темное начало, а ян – светлое. Позднее инь стало символом женского начала, а ян – мужского. Эта древняя символика в своей основе имеет архаические представления о размножении, плодородии и подчеркивает дуализм женского и мужского начал.

Оцените определение:

Источник: Мифологический словарь

ЯН И ИНЬ

два начала в кит. философии: первое — светлое, активное, мужское, духовное; второе — темное, пассивное, женское, вещественное (см. Анимизм). Представление об изначальных силах, которое имеется почти у всех народов Азии, тесно связано с этими противоположными понятиями кит. философии. Дун Чжуншань (3 в. до Р. X.) распространил эту систему на всю область человеческих отношений.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИНЬ И ЯН

букв, «темное и светлое») — категории китайской философии, выражающие идею универсального. дуализма мира: инь представляет женское начало, пассивность, холод, темноту, влагу, ян — мужское начало, активность, жару, свет, сухость, твердость. Взаимодействие двух этих первопринципов порождает все космические феномены. Понимание мира как процесса взаимодействия инь и ян определило специфическую модель его развития; каждое из этих противоположных начал содержит в себе другое. То убывание, то нарастание инь-ян приводит к постепенному преобладанию то одного, то другого элемента, что вызывает их взаимочередуемость, создающую движение по кругу. Взаимопроникновение инь и ян позволяет сохранить целостность мира и в большом, и в малом.

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

Философия инь-ян и учение о пяти элементах

«Инь и ян отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной.»
И Цзин

Инь и ян — важнейшая категория древней китайской философии, отражающая двойственность этого мира. Пять элементов, возникающих в результате взаимодействия инь и ян, создают все материальное многообразие Вселенной.

Система двух начал и пяти стихий

Фу Си

Фу Си, легендарный первый император Китая

Понятия инь и ян существовали в китайской философии издревле. Ян — это мужское активное начало, инь — женское пассивное. Все в этом мире, считали китайцы, состоит из противоположностей: небесное и земное, холодное и горячее, высокое и низкое, большое и маленькое. В V веке до н. э. в Китае появилась философская школа Инь-ян цзя (Школа темного и светлого начал), которая собрала все знания об инь-ян воедино. Философы этой школы разработали целую систему, объясняющую все мироздание с точки зрения двух противоположных начал.

Как же инь и ян создают Вселенную и поддерживают ее гармоничное существование? Здесь нужно упомянуть еще одну категорию китайской философии — пять первоэлементов, или пять стихий. Это огонь, вода, металл, дерево и земля. Пять элементов образуются от взаимодействия друг с другом инь и ян. Вступая во взаимосвязь, они, в свою очередь, создают все огромное разнообразие этого мира, в том числе человека.

Учение о пяти элементах и двух началах не было отвлеченной теорией, оно применялось и по сей день применяется китайцами во многих областях жизни. На нем основана китайская медицина, боевые искусства, гадательные практики и фэншуй. Все вещи и явления рассматриваются в отношении с пятью элементами. Например, элементу огня соответствует красный цвет, время года — лето, числа 2 и 7, планета Марс, в организме человека — сердце и т. д.

В китайском фольклоре существуют истории о мистической трансформации инь в ян, где герой под воздействием неких магических сил может поменять пол. Считается, что это отголоски оккультных ритуалов, направленных на духовное перерождение человека

«И цзин»

Изначально иероглифы инь и ян обозначали две стороны холма, солнечную и теневую. То есть были одним целым, которое менялось из-за внешнего воздействия — солнца. Сначала солнцем освещалась одна сторона холма, потом — другая. Так и в природе: инь и ян — это не что-то определенное и застывшее, эти два начала постоянно меняются, проникают друг в друга и тем самым создают вечное движение в мироздании.

Как мы все замечали, жизнь не всегда течет гармонично, иногда возникают сбои — в природе, в обществе или в организме человека. Это происходит оттого, считают китайские философы, что какое-то из двух начал начинает преобладать, нарушая равновесие.

Впервые учение инь-ян было представлено в трактате «И цзин» («Книга перемен»), написанном в VIII–IV веках до н. э. Китайские мудрецы, стремясь понять и систематизировать все огромное многообразие Вселенной, объяснили его при помощи инь и ян. В книге изображены 64 гексаграммы — сочетания шести целых и прерывистых линий. Прерывистая линия — это инь, целая — ян. 64 гексаграммы изображают все возможные сочетания инь и ян и, таким образом, отображают все жизненные ситуации. При этом последовательность линий показывает развитие данной ситуации. Каждая гексаграмма сопровождается разъясняющими афоризмами и комментариями.

«Книга перемен» традиционно используется для гаданий. При помощи монет или веточек тысячелистника гадающий определяет гексаграмму, которая должна ответить на его вопрос, после чего читает и трактует афоризмы и комментарии.

«Лишь только в Поднебесной узнали, что красивое — красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро — это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга»
Дао дэ цзин

Поделиться ссылкой

Ян (философская категория) — это… Что такое Ян (философская категория)?

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упрощ. 阴阳, пиньинь yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской философии.

В современной философии Ян и Инь — высшие архетипы : Ян — белое, мужское, акцент на внешнее; Инь — чёрное, женское, акцент на внутреннее.

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и

инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь-ян-свойствам у китайцев и японцев различаются[1]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее

инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными — круг преодоления, синими — круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Сиро Мацуоки Начало Йиня и Яня//Прикладная макробиотика.

Wikimedia Foundation. 2010.

ИНЬ ЯН — Новая философская энциклопедия

ИНЬ ЯН (кит., букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь ян – теневой и солнечный склоны холма или берега реки.

В

«Го юй»инь ян впервые представлены как две ипостаси «пневмы» (ци)– соответственно «земная» и «небесная», нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В «Гуань-цзы» с взаимодействием инь ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В «Чжуан-цзы»инь ян связаны с категориями «Дао дэ цзина»:«покой» и «движение». В традиционной космогонии появление инь ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного («хаотичного» – хунь дунь) единства первозданной «пневмы» к многообразию всей «тьмы вещей» (вань у) («Дао дэ цзин»). В процессуальном аспекте главный закон инь ян – дао
[ДАО], т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: «одно инь, одно ян – это и есть дао». Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении оппозиции инь ян: каждое из противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: любая сторона инь и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине 1-го тысячелетия до н. э. и впервые была систематически изложена в «Чжоу и», где инь ян названы «двумя образцами» (лян и), рожденными «Великим пределом» (
тай цзи
[ТАЙ ЦЗИ]), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. Гуа [ГУА])– прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе иньян цзя [ИНЬЯН ЦЗЯ], а Дун Чжуншу соединил ее с учением о «пяти элементах» (у син [У СИН]), что в дальнейшем стало основой практически всех традиционных философских и научных построений.

Уже в «Си цы чжуани» (комментирующей части «Чжоу и») действие инь ян конкретизировалось в ряду понятийных оппозиций, в т. ч. распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь ян также на категории социальной оценки – моральные качества, награды и наказания: «Все дурное исчерпывается в инь, все доброе – в ян»; «в ян – высокое начало, в инь – низкое». Чжоу Дуньи [ЧЖОУ ДУНЬИ]связал рождение инь ян с динамикой «движения» и «покоя» собственно «Великого предела» как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь ян, реализующихся в «пневме». Ван Фучжи [ВАН ФУЧЖИ]акцентировал «взаимопроникновение» инь ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.

А.И.Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me



ИНЬ — это… Что такое ИНЬ?

  • ИНЬ ЯН — (кит., букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое,… …   Философская энциклопедия

  • ИНЬ И ЯН — в древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при… …   Энциклопедия мифологии

  • Инь — (или Шан), древнекитайское государство в XIV XI вв. до н. э. Было завоёвано племенем чжоу. * * * ИНЬ ИНЬ (Шан) (Yin, Shang), раннее государство на территории Китая. Около 1400 г. до н. э. иньцы представители группы племен носителей одной из… …   Энциклопедический словарь

  • ИНЬ — ЯН — ИНЬ ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в… …   Энциклопедический словарь

  • ИНЬ — ЯН основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении …   Большой Энциклопедический словарь

  • Инь-Ян — Инь изображаеется в виде прерванной линии и олицетворяет женское начало. Ян изображается в виде непрерывной линии и символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и… …   Словарь символов

  • ИНЬ—ЯН — основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей:… …   Философская энциклопедия

  • ИНЬ И ЯН —         одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др. кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн.… …   Философская энциклопедия

  • инь-ян — основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское  мужское, пассивное  активное, холодное  горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении …   Энциклопедический словарь

  • Инь және Ян — бірін бірі толықтыратын екі күшті немесе өмірдің барлық аспектілері мен құбылыстарын қамтитын екі принципті білдіретін қытай философиясындағы ұғымдар. Инь жер, әйел бастама, қараңғылық түнек (тьма), енжарлық (пассивность) және жұту (поглощение)… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Инь — (Шан) первая достоверная эпоха истории Китая (16 11 вв. до н.э.). В период Инь появилось иероглифическое письмо. К 14 в. уже сложилось государство с царём (ваном) во главе. В 11 в. было уничтожено племенем чжоу. Последняя столица Инь близ… …   Исторический словарь

  • Концепция философии Янь и Инь

    В концепции ян и инь объединяются два противоположные начала, которые отражают различные стороны явлений, предметов. Являясь первородными элементами, они обладают бесчисленными свойствами. Буквальный перевод этих иероглифов: ян — светлая сторона горы, реки, инь — теневая сторона. «В круговорот инь-янъ включается то, что с логической точки зрения несопоставимо, вещи разного порядка, положим физическое и психическое, духовное и материальное, внешнее и внутреннее, макро и микромир: все оказывается взаимосвязанным, взаимообусловленным, подчиненным единым законам» . Ян — мужское начало, инь — женское начало. Солнце — ян, луна — инь; верх — ян, низ — инь, твердый — ян, мягкий — инь, возбуждение — ян, торможение — инь, сухой — ян,    мокрый — инь, и т. д. Между этими силами существует борьба, и они находятся в динамическом равновесии. При значительном усилении ян уменьшается инь и наоборот. При максимальном усилении ян это начало может превратиться в свою противоположность — инь. То есть возможно взаимное превращение. Инь и ян взаимно дополняют друг друга, находятся в постоянном движении. В приложении к человеку поверхность тела — ян, внутренние органы — инь, их функции — ян; спина — ян, живот — инь и т. д. При рассмотрении любой структуры в ней можно выделить элементы инь и ян. Почки — это инь- орган, но надпочечники по отношению к почкам — ян-орган. В процессе пищеварения для расщепления и всасывания питательных веществ (инь) необходимо израсходовать часть заключенной в них энергии — ян. В инь есть зачаток ян и наоборот. В Китае взаимодействие инь и ян изображалось в виде монемы Пища — инь, энергия — ян. В движении есть покой и в покое есть движение. «Колесо движется потому, что ось неподвижна» — говорят даосы. Взаимодействием этих сил объясняется движение и все превращения в природе. Взаимопорождение и взаимовлияние первоэлементов также основывается на концепции инь — ян. Т. П. Григорьева предложила три условные модели: «Белое или черное — европейская модель: белое станет черным — китайская модель, белое и есть черное — индийская модель» .
    На изображении инь янь даосская модель, ее относительный характер противоположностей. В буддийской модели относительность доходит до абсолюта; отсутствие противоположности — чистый круг.
    В школе Цзоу Яня (IV в. до н. э.) концепции инь — як и у-син были объединены в единую систему. В древнекитайском философском трактате «И-цзин» («Об изменениях») говорится о первопричинах, которые рождались при взаимодействии ян и инь: вода (шуй), огонь (хо), дерево (шу), земля (ту), металл (цзинь). Первостихии (первоэлементы) — основа всех вещей и явлений природы. Между ними существуют отношения взаимного порождения (отношения мать — сын). Эти связи изображены сплошными линиями: вода — дерево — огонь — земля — металл. Также имеются и взаимноподавляющие связи: вода — огонь — металл — дерево — земля. Они изображены пунктирными линиями. В трактате «Хуанди ней-цзин» говорится о том, что человек, который является продуктом   взаимодействия неба и земли, ян и инь тоже содержит в себе эти пять элементов. Медицина была в те времена частью философии и провозглашала единство человека с природой. Хотя небо и почиталось наивысшей силой, ему не приписывалось создание мира. «Небо и человек не превосходят друг друга» (Чжуан-цзы, 369—268 гг. до н. э.). Сюнь- цзы (298—238 гг. до н. э.) учит, что великое небо и земля являются частями единой материальной природы». Каждый элемент связывается со временем года. Дерево — весна, огонь — лето, металл — осень, вода — зима. Этим элементам соответствуют органы человеческого тела, стороны света, эмоции и т. д. (таблица 1). Цифра пять — основа этой системы, поскольку она основана на 5 перво — элементах. Так как человек состоит из тех же первоэлементов, что и вселенная, то он тесно с ней взаимосвязан. Жизненная энергия (чи), появляющаяся при взаимодействии организма с окружающей средой, циркулирует в нем и объединяет в единое целое органы и системы человеческого тела. Чи можно рассматривать как уровень функциональной активности систем и всего организма в целом. Выделяют первичную чи (врожденную), которая определяет развитие организма, ответные реакции на неблагоприятные воздействия; защитную чи, циркулирующую в коже и мышцах; дыхательную чи, питательную чи. Помимо жизненной энергии существует субстанция (чин), врожденная и приобретенная, образующаяся из пищи и воздуха. Кровь (сюе), несущая питательные вещества, тесно связана с субстанцией. Возможны взаимные превращения. Также существуют телесные соки (цзинь-е), к которым можно отнести все другие жидкости организма. Духовное начало (шэнь), включающее в себя сознание, мысли, волю, является главным признаком жизни. Составные части шэнь связаны с различными органами. В «Хуанди- ней-цзин» говорится так:

    • Печень управляет душой,
    • Сердце управляет духом (настроением),
    • Селезенка управляет идеями (мыслями),
    • Легкие управляют внутренним настроением,
    • Почки управляют волей.

    Нарушение функционирования этих органов приводит к изменениям шэнь, т. е. психические функции имеют материальную основу.

     

     

     

    ИНЬ — это… Что такое ИНЬ?

  • ИНЬ ЯН — (кит., букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое,… …   Философская энциклопедия

  • ИНЬ И ЯН — в древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при… …   Энциклопедия мифологии

  • Инь — (или Шан), древнекитайское государство в XIV XI вв. до н. э. Было завоёвано племенем чжоу. * * * ИНЬ ИНЬ (Шан) (Yin, Shang), раннее государство на территории Китая. Около 1400 г. до н. э. иньцы представители группы племен носителей одной из… …   Энциклопедический словарь

  • ИНЬ — ЯН — ИНЬ ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в… …   Энциклопедический словарь

  • ИНЬ — ЯН основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении …   Большой Энциклопедический словарь

  • Инь-Ян — Инь изображаеется в виде прерванной линии и олицетворяет женское начало. Ян изображается в виде непрерывной линии и символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и… …   Словарь символов

  • ИНЬ—ЯН — основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей:… …   Философская энциклопедия

  • ИНЬ И ЯН —         одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др. кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн.… …   Философская энциклопедия

  • инь-ян — основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское  мужское, пассивное  активное, холодное  горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении …   Энциклопедический словарь

  • Инь және Ян — бірін бірі толықтыратын екі күшті немесе өмірдің барлық аспектілері мен құбылыстарын қамтитын екі принципті білдіретін қытай философиясындағы ұғымдар. Инь жер, әйел бастама, қараңғылық түнек (тьма), енжарлық (пассивность) және жұту (поглощение)… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Инь — (Шан) первая достоверная эпоха истории Китая (16 11 вв. до н.э.). В период Инь появилось иероглифическое письмо. К 14 в. уже сложилось государство с царём (ваном) во главе. В 11 в. было уничтожено племенем чжоу. Последняя столица Инь близ… …   Исторический словарь

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *